S.N. Yeliseeva Corruption in the Political System of Russia: the Main Lines of Anti-Corruption Policy

Corruption is regarded as one of the challenges of public and social development. Various aspects of combating this phenomenon are covered. Conclusions about the effectiveness of anti-corruption policy are made.

Key words and word-combinations: corruption, social phenomenon, civil society, anti-corruption activity.

Коррупция рассматривается в качестве одного из вызовов государственному и общественному развитию. Освещаются различные аспекты противодействия данному явлению. Делаются выводы об эффективности антикоррупционной политики.

Ключевые слова и словосочетания: коррупция, социальное явление, гражданское общество, антикоррупционная деятельность.

УДК 354:342.5 ББК 66.3(0), 123

С.Н. Елисеева

КОРРУПЦИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

^В настоящее время коррупция в России представляет собой большую социальную угрозу и является одним из негативных факторов, препятствующих эффективному развитию государства.

Коррупция выступает серьезным вызовом человеческому развитию. Это проявляется в том, что коррупция не только подвергает риску суверенитет и безопасность государства, но и подрывает сами устои человеческой цивилизации, нарушает нормальное развитие всех сфер жизни граждан, снижает уровень их нравственности и материального благосостояния, а также усугубляет один из самых опасных как для нормальной человеческой жизни, так и для ведения бизнеса кризисов - кризис доверия.

В современной научной литературе представлены два основных подхода к определению понятия коррупции. В узком (собственно юридическом) смысле коррупция рассматривается как совокупность составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации и отличающихся таким важным квалифицирующим признаком, как использование должностным лицом своего публичного статуса в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Среди существующих определений коррупции наиболее лаконичная и в то же время точная характери-

2013 ВЕСТНИК ПАГС 81

стика этого сложного социального явления дана в справочном документе ООН: «Коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях» .

Анализ показывает, что легальные определения коррупции несомненно способствуют борьбе с ней. Определение коррупции позволяет очертить сферу отношений как предметную область, в рамках которой могут быть выбраны антикоррупционная государственная политика, соответствующие средства и инструменты противодействия, в том числе правовые. С нашей точки зрения, решению таких задач противодействия коррупции соответствует следующее доктринальное определение: коррупция - это противоправное использование должностным или иным лицом своего положения в целях получения ненадлежащей выгоды для себя или третьих лиц, предоставления другими лицами такой выгоды, а также посредничество и иные формы содействия в совершении указанных деяний.

Реализация общенациональной антикоррупционной политики должна подкрепляться подготовкой и принятием нормативных актов, охватывающих различные сферы регулирования, так или иначе связанные с посягательством на принцип равенства всех граждан перед законом. Борьба с коррупцией требует системного подхода, поскольку данное явление - нарушение порядка управления государством. Помимо разработки плана борьбы с ней, необходимы усилия не только органов государства, но и гражданского общества для обеспечения принципа равенства граждан перед законом и судом. Следует отметить, что для российского общества проблема коррупции приобрела особую значимость, поскольку ее масштабы в стране достигли уровня социального бедствия.

В Национальном плане противодействия коррупции, утвержденном Президентом РФ 31 июля 2008 г., констатируется, что коррупция является неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства. Она по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики. Коррупция вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений выступает одним из главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности Российской Федерации .

В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся настоятельной необходимостью.

Характеризуя Федеральный закон «О противодействии коррупции» , важно подчеркнуть, что в значительной мере это не только нормативно-правовой, но и программный документ. Он определяет основные направления государственной деятельности в сфере борьбы с коррупцией, устанавливает сферу применения антикоррупционной политики (в первую очередь как сферу служебных отношений), фиксирует социальные ожидания в данном виде деятельности.

82 2013 ВЕСТНИК ПАГС

Именно с этих позиций следует оценивать критику, последовавшую после его принятия и касающуюся предполагаемых сложностей с его реализацией.

Будучи нормативным актом программного характера, указанный Закон действительно требует для своего осуществления принятия ряда развивающих его положения документов. В силу этого он выступает актом систематизации различных норм права, имеющих целью борьбу с коррупцией.

Принятие Федерального закона является важным шагом по нормализации общественных отношений в данной сфере. Безусловно, помимо карательных функций государство и право должны обеспечивать профилактику, предупреждение коррупции, для чего требуется целый комплекс мер, позволяющих обеспечить недопущение коррупционного поведения, а также своевременное выявление и пресечение фактов подобных действий.

В общую стратегию противодействия коррупции в полной мере вписывается реализация федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденной Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 . В качестве важнейшей задачи она определяет создание надежных механизмов предупреждения коррупции в системе государственной службы.

В Программе определены меры по противодействию коррупции, направленные на разработку и введение антикоррупционных стандартов в виде установления для государственной и муниципальной службы единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозволений, что, в свою очередь, будет направлено на предупреждение коррупции, а также на выявление и разрешение конфликтов интересов на государственной службе. Важными шагами являются создание системы контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества; совершенствование механизма, обеспечивающего соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения; разработка мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе после ухода государственного служащего с государственной службы. Однако для реализации данных мер должны быть определены процедуры, обеспечивающие проведение служебных расследований случаев коррупционных проявлений со стороны государственных служащих. Необходимо совершенствовать работу, направленную на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на государственной службе.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные снизить число коррупционных проявлений в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Так, в большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, пресекающие деятельность коррупционеров внутри министерств, ведомств и их территориальных подразделений во всех регионах России. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов исполнительной власти и депутатов) о доходах и имущественном положении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами .

Антикоррупционная политика в Российской Федерации прошла сложный

2013 ВЕСТНИК ПАГС 83

путь от практически полного своего отсутствия до создания вполне адекватных сложившейся ситуации правовых основ системной деятельности по противодействию коррупции на всех уровнях государственной власти, во всех сферах общественной и государственной жизни. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции в России создана законодательная база в сфере противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции, активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней. В то же время по-прежнему в этой области основной упор делается на борьбу с последствиями коррупции, а ее причины остаются практически без внимания, хотя эта проблема безусловно требует к себе особого подхода, сочетающего различные меры и средства.

Поскольку коррупция в России приобрела характер системного явления, эффективная борьба с ней возможна только при использовании комплекса экономических, политических, правовых, социальных и информационно-пропагандистских мер. Как социальное явление коррупция требует не только внимательного и тщательного научного исследования ее причин и проявлений, но и мобилизации усилий органов государства и институтов гражданского общества по преодолению условий и последствий ее существования.

Надлежит отметить, что в сфере противодействия коррупции нельзя ограничиваться лишь совершенствованием законодательства - необходимо предпринимать и другие меры. В первую очередь следует усилить контроль за применением законов, поскольку правоприменение остается пока одним из слабых мест в российской антикоррупционной системе. В современных условиях возрастает роль и парламентского контроля за деятельностью органов исполнительной власти. В арсенале парламента существуют такие мощные инструменты, как парламентские расследования, депутатские и парламентские запросы, заслушивание ежегодных отчетов членов Правительства РФ в рамках «правительственных часов». На наш взгляд, это серьезная возможность для реального влияния на качество работы исполнительной власти, которую необходимо активно использовать. В настоящее время прорабатываются меры по усилению таких полномочий.

Коррупцию, конечно, нельзя считать исключительно российской проблемой: она не признает государственных границ, а причины и условия, ее порождающие, во многом схожи и присутствуют практически во всех странах. Следовательно, меры, предпринимаемые на национальном уровне, должны сочетаться с консолидированными действиями в международном масштабе.

Библиографический список

1. Лунеев В.В. Коррупция, учтенная и фактическая // Государство и право. 1996. № 8. С. 81.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Рос. газ. 2009. 19 мая.

3. О противодействии коррупции: Федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»: утв. Указом Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 // Рос. газ. 2009. 12 марта.

5. Панова А.Г, Яцеленко Б.В. Что такое коррупция и как с ней бороться. М., 2010.

84 2013 ВЕСТНИК ПАГС

Сегодня о коррупции трубят на всех углах, винят её во всех бедах и неудачах, а также считают своим долгом пожаловаться на нерадивых чиновников, которые все сплошь и рядом взяточники. Все знают, что это злейший враг социального благополучия и экономического развития страны, но самое парадоксальное, что бороться с коррупцией по-настоящему особо никто и не стремится. Ну а зачем, если коррупция это так удобно?

Хоть все и знают, что значит термин «корупция», мало кто знает, что проблема эта стара как мир. Возможно вы удивитесь, но даже в первобытных обществах было принято делать подношения вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения. Тогда возникает логичный вопрос - если коррупция в мире существует ровно столько же, сколько живут люди на этой земле, то возможно коррупция это неотъемлемая часть существования любого человеческого общества? Тогда как с ней бороться, если это часть человеческой природы?

Звучит логично, но как тогда объяснить, что есть страны, в которых коррупции нет? Конечно же, обвинить во всем матушку-природу очень легко и удобно, но ведь спорить с фактами весьма непросто. предлагает поговорить просто о сложном и разобраться наконец-то, почему мы никак не можем справиться с этой бедой.

Определение коррупции

Наверняка вы прекрасно знаете, что представляет собой данное понятие. В основном под коррупцией понимают использование служебного положения с целью получения личной выгоды. Как правило, данное понятие отождествляют с понятием «взяточничество». Однако стоит заметить, что значение слова «коррупция» этим не ограничивается. Слово corruptio в перевде с латыни означает «разложение, порча». Коррупция имеет множество проявлений: продажность; незаконное присвоение товаров, услуг и активов (в том числе и денежных средств); непотизм и т.д. Более того, коррупция существует не только в системе государственной службы, но и в частном секторе тоже.

Ключевой особенностью данного феномена является именно конфликт интересов должностного лица и его работодателя, то есть предприятия, социума, государства и т.д. Основным фактором, определяющим существование коррупции, является именно возможность получить какую-либо выгоду (не обязательно материальную), а ключевым сдерживающим фактором в данном случае выступает возможность понести наказание за содеянное. Другими факторами, которые определяют возможность существования коррупции являются правовой скепсис, правовая неграмотность граждан и низкий уровень гражданского самосознания.

Коррупция – социальное явление, а это подразумевает вовлеченность двух сторон в данный процесс. Одна сторона предоставляет второй какую-либо выгоду в обмен на удовлетворение своих интересов, а также возможность злоупотребить служебным положением второй стороны. А вторая сторона, в свою очередь, выступает получателем этой выгоды и выполняет требования первой стороны. Это может включать себя выполнение/ невыполнение своих служебных обязанностей, предоставление какой-либо информации и т.д.

Виды и формы коррупции

Понятие коррупции невероятно многогранное, соответственно, в зависимости от определённых параметров можно выделить несколько основных видов :

В зависимости от сферы проявления:

  • административная коррупция и как её разновидность бытовая;
  • деловая коррупция;
  • политическая коррупция.

В зависимости от формы преследуемой выгоды:

  • взятка;
  • взаимовыгодный обмен любезностями (патронаж, непотизм).

В зависимости от уровня распространения:

  • низовая (индивидуальная);
  • вершинная (институциональная);
  • международная.

В зависимости от проявления выделяют следующие основные формы коррупции :

  • взяточничество;
  • злоупотребление своим положением и властью;
  • торговля внутренней информацией;
  • непотизм/покровительство/фаворитизм;
  • лоббизм;
  • растрата;
  • нецелевое использование средств.

Причины коррупции

Причин существования такого явления как коррупция несчётное множество. Конечно же, мы не будем перечислять их все, сосредоточимся на лишь на основных.

Наверное основным мотивом , который заставляет людей идти на подобное преступление, является простая человеческая жадность. Именно жадность толкает людей на подобные поступки, заставляя забыть о моральных устоях. Другими первоочерёдными мотивами выступают :

  • низкий уровень образования, воспитания, социальной ответственности, самосознания, отсутствие чувства долга и другие личные характеристики участников акта коррупции;
  • низкий уровень доходов, отсутствие возможностей роста и самореализации;
  • дисфункция правовой и судебной системы, отсутствие адекватного наказания за подобное правонарушение, двойственность законов (одна и та же статья может трактоваться по-разному);
  • отсутствие единства исполнительной власти, профессиональная некомпетентность, бюрократизм;
  • низкий уровень правовой грамотности населения;
  • заинтересованность обеих сторон-участников акта коррупции.

Наиболее коррумпированные сферы

Transparency International - неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию ее уровня по всему миру, ежегодно публикует отчёт, в котором представлены результаты их исследования, а также рассчитан Индекс восприятия коррупции практически для всех стран мира.

Согласно отчёту Transparency International за 2017 год, в таких странах, как Украина, Казахстан и Россия, многие граждане признаются, что они не только хоть раз в жизни были вынуждены дать взятку, но и также регулярно вынуждены платить так называемые «благотворительные» взносы.

В отчёте «Барометр мировой коррупции» сообщается, что взяточничество особенно процветает в органах государственной власти, в госзакупках, в образовании, в здравоохранении, в правоохранительных органах, в таможенных органах, в полиции, в судах, в вооружённых силах, в строительстве и в спорте. Более того, оказалось, что даже у священнослужителей не оказалось ничего святого, ведь коррупция существует даже в церкви. Результаты исследований продемонстрировали, что она успешно развивается также и в сфере жкх.

Примеры

Случаи взяточничества в настоящее время, мягко говоря, нередкие. Новостная лента часто пестрит сообщениями о разоблачении очередной масштабной коррупционной схемы. Все мы слышали о деле Онищенко, газовых схемах Курченко, операции «Янтарь», деле Алексея Улюкаева, деле «Оборонсервиса» и многих других.

Коррупция в сфере государственных закупок вообще тема отдельная. Сама система государственных и муниципальных закупок является одной из самых «благоприятных» для осуществления коррупционных схем. Согласно некоторым статистическим данным, от 60 до 90% всех госзакупок проводятся с нарушениями. В целом, вся экономическая сфера благоволит процветанию коррупции.

Однако мало кто осознает, что мы имеем дело с коррупционерами буквально каждый день в нашей повседневной жизни. Наиболее часто с ними мы сталкиваемся в сфере образования. Так, например, в школе директор часто собирает деньги на ремонт или на новые шторы, в ВУЗах студенты покупают бумагу для нужд кафедры и т.д. Коррупция в медицине также уже воспринимается как должное. Благотворительные взносы в больнице явление частое, что уж говорить о «подарках» докторам и медсёстрам. Коррупция в армии – дело привычное. Так, например, нередко платятся «отступные» в военкоматах. Коррупция в следственном комитете, в прокуратуре и в суде большинство граждан не касается, однако случаи взяточничества в данной сфере невероятно частые. В новостях мы часто слышим о том, что бизнесмена, сбившего людей, оправдали, или что слушание какого-либо дела затягивается на неопределённый срок.

Чем опасна коррупция?

Если вам кажется, что коррупция - явление безобидное, то вы глубоко заблуждаетесь. Её егативное влияние на государство, общество и каждого гражданина в частности трудно переоценить. Продажность подрывает моральные устои общества, препятствует экономическому росту и развитию государства, портит его имидж на международной арене, а также приводит к ряду следующих проблем:

  • неадекватное распределение и использование государственного бюджета и ресурсов или же нерациональное управление доходами и расходами компании;
  • недополучение налогов (прибыли);
  • снижение эффективности функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • ухудшение условий функционирования экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение инвестиционной привлекательности экономики в целом и ее субъектов в частности;
  • снижение качества предоставляемых услуг (речь идёт как об общественном сервисе, так и об услугах, предоставляемых коммерческим сектором);
  • нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что приводит к увеличению долгового бремени государства; нецелевое использование кредитных средств, что нередко приводит к банкротству предприятий;
  • увеличение социального неравенства;
  • рост организованной преступности;
  • рост социального недовольства и т.д.

Статистика в СНГ и мире

Организация Transparency International ежегодно проводит статистические исследования с целью определения уровня коррупции в различных странах мира, на основе полученных данных рассчитывается Индекс восприятия коррупции и составляется рейтинг стран мира.

Страна 2017 год 2016 год 2015 год
Дания 2 место 1 место 1 место
Сингапур 6 место 7 место 8 место
Германия 12 место 10 место 10 место
США 16 место 18 место 16 место
Азербайджан 122 место 123 место 119 место
Казахстан 122 место 131 место 123 место
Украина 130 место 131 место 130 место
Россия 135 место 131 место 119 место

Согласно информации, представленной в последнем отчёте «Барометр мировой коррупции», большинство жителей стран СНГ (56%) не верит, что от них зависит результативность борьбы с коррупцией. В среднем по СНГ 30% граждан были вынуждены давать взятки. Стоит заметить, что аналогичный показатель для стран Европейского союза составляет всего 9%.

Кроме того, согласно данным, полученным в ходе исследования аудиторской компании PwC, практически 30% менеджеров высшего звена крупных компаний в странах СНГ имели дело со взяточничеством и другими проявлениями коррупции.

Стоит обратить внимание, что за последние несколько лет ущерб от коррупции вырос в пять раз. Также, результаты исследования сообщают, что 57% опрошенных недовольны тем, как их правительства борются с коррупцией (в Украине данный показатель зашкаливает – 87%).

Методы борьбы с коррупцией

Антикоррупция - это комплекс мер, направленных на своевременное предупреждение, обнаружение, пресечение и расследование коррупционных правонарушений, а также на минимизацию и (или) устранение последствий подобных преступлений.

В настоящее время активную борьбу с коррупцией ведут практически все страны мира, а те, кому удалось совладать с ней, держат ситуацию на контроле и проводят регулярную профилактику. Более того, войну продажности сегодня объявили уже и международные организации, пример тому – ООН и Transparency International. Наибольших успехов в борьбе с коррупцией добились такие страны, как Сингапур, Гонконг, Дания, Швеция.

Единого подхода к искоренению данной общественной проблемы не существует, однако основная идея у всех подходов одна - чтобы свести уровень коррупции к минимальному, нужно устранить все факторы, которые делают ее существование возможным.

Вероятно самым радикальным методом борьбы с коррупцией является абсолютное обновление всей системы – распустить власть, провести реформы в судебной системе, переписать основы государственного управления.

Кроме того, выделяют еще 3 действенных метода борьбы с коррупцией :

  • ужесточение наказаний за подобные преступления, а также создание условий для своевременного обнаружения и пресечения факта коррупции;
  • создание экономических механизмов, которые позволят лицам, наделенным особыми полномочиями и властью, зарабатывать больше, не нарушая при этом закон, а также предоставить им возможность для личностного и карьерного роста;
  • усиление влияния рыночной экономики, что способствует уменьшению размера потенциальной выгоды от коррупции.

Из инновационных методов борьбы с коррупцией необходимо выделить возможность внедрения технологии для хранения публичных данных. В 2017 году технологию начали тестировать в правительствах отдельных стран. Эксперты уверены, что внедрение блокчейна может предельно снизить возможность осуществления нелегальных коппупциооных схем благодаря хранению информации в открытом реестре.

Более того, свою эффективность в борьбе с коррупцией доказала работа с обществом. В данном контексте речь идёт о повышении уровня правовой и политической грамотности населения, информационное обеспечение граждан, повышение уровня гражданской ответственности и самосознания и т.д.

Выводы

В данной статье мы с вами кратко обсудили, что такое коррупция и как с ней бороться. Это явление оказывает губительное влияние на экономику и благосостояние страны. Способствуя росту и процветанию взяточничества, мы делаем хуже самим же себе. К сожалению, мы с вами живём в такой стране, где даже ребёнок знает, что значит «продажный чиновник». Возможно вам кажется, что эта проблема вас не касается, но в действительности это далеко не так. Коррупция касается всех и каждого. Не снимайте с себя ответственность. Поверьте, от каждого из нас зависит успех борьбы с разложением общества.

Коррупция, то есть неправомерное использование должностным лицом своих властных полномочий для извлечения личной выгоды, является столь специфичным явлением, что почти всегда имеет политический характер. Так как почти все сферы коррупции, за исключением таких специфических, как медицина или образование, связаны с государственными чиновниками, что уже подразумевает политический элемент коррупционных действий. Так что политической может быть названа как коррупция в широком смысле, в которой задействованы госслужащие, так и коррупция, направленная на манипуляции в политической сфере.

Коррупция связана с политикой изначально именно в силу самого характера данного явления: коррупционером может быть лишь человек, которому доверены те или иные властные полномочия или не принадлежащие ему ресурсы и которые он в нарушение закона использует для собственной выгоды, материальной, политической или иной другой. Как уже ясно, чаще всего такими людьми оказываются чиновники, то есть люди, которые являются представителями государства и от его имени могут совершать различные действия. В основе феномена коррупции лежит конфликт между интересами чиновника и интересами государства недобросовестные действия чиновника наносят вред государству и интересами его граждан, что уже означает политический характер данного шага

Если же иметь в виду политическую коррупцию в её узком значении, в данном случае к личным интересам чиновника добавляется возможный корпоративный интерес, то есть интерес той или иной группы чиновников, того или иного ведомства, различных партийных организаций или лоббистских групп. Но в любом случае решающим фактором является противоречие этих мотивов, интересов и действий интересам государства и, что важнее, его граждан, народа как носителя высшей власти. И здесь на первый план выходит не материальная составляющая в виде взяток, «откатов» и прочих стимулов, которые связаны с коррупцией по вопросам бизнеса, а другие инструменты: недобросовестная судебная система, ограничение свободы средств массовой информации, непосредственное, с помощью подконтрольных силовых ведомств, или опосредованное (через так называемый «административный ресурс») оказание влияние на результаты выборов и иные процедуры политической жизни.

Отдельного рейтинга стран по признаку политической коррупции не существует - прежде всего, из-за сложности выделения этой составляющей из общего коррупционного фона. Однако большинство экспертов полагают, что данные по «общей» коррупции чаще всего отображают состояние дел в той или иной стране и с политической коррупцией, так как политические моменты в том или ином виде присутствуют почти во всех коррупционных процессах. И в этой связи весьма показательным является самый авторитетный рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции, ежегодно составляемый неправительственной международной организацией Transparency International. Впрочем, большинство стран, которые занимают в рейтингах этой организации низкие места, высказывают скептическое отношение к объективности этого «хит-парада», однако это и не удивительно.

Так вот, на протяжении последних лет, весь недолгий XXI век, Россия занимает в рейтингах Transparency International по уровню восприятия коррупции стабильные очень низкие места. Которые означают, что специалисты этой организации оценивают Российскую Федерацию как одну из наиболее коррумпированных, в том числе и в политическом плане, стран планеты. Более того, вплоть до 2010 года пять лет Россия всё более снижалась в этом рейтинге, то есть уровень коррупции всё возрастал. Так, в 2009 году Россия занимала 146 место в списке, а в 2010 году опустилось на 154 место из 178 представленных в данном рейтинге. В 2011 году, если судить по рейтингу Transparency International, обнародованном 1 декабря этого года, ситуация несколько улучшилась. Россия поднялась в рейтинге на несколько позиций, заняв 143 строчку списка из 182 возможных - это позволило догнать Нигерию и рассчитывать на то, чтобы в будущем стать менее коррумпированной страной, нежели, например, Коморские Острова. Позитивное влияние оказали некоторые изменения в законодательстве: в 2011 году были введены декларирование чиновниками доходов и имущества, ужесточение санкций за коррупцию, введение штрафов, кратных ущербу от противоправных действий, и тому подобное.

Политическая коррупция в России, как и почти все явления и процессы, попадающие на российскую почву или вырастающие на ней, имеет собственные черты. Прежде всего, это касается истоков российской политической коррупции. Почти все исследователи этой проблемы единодушны в том, что по-настоящему политическая коррупция в России родилась в период существования СССР - до 1917 года коррупция в стране хоть и имела огромные масштабы, но ограничивалась экономической сферой. В СССР, в условиях тоталитарного режима, когда государство одной из главных своих задач видело в подчинении себе всех граждан и репрессиях в отношении непокорных, политическая коррупция была узаконенной государственной политикой против своего народа. Поэтому, когда в условиях современной России встаёт вопрос о политической коррупции, не нужно забывать, что и руководители страны, и чиновники всех уровней, и большая часть населения родом из СССР. Как представители высшего руководящего звена, привыкшие решать свои задачи без оглядки на мнение народа, как чиновники, привыкшие исполнять свои обязанности по требованию не закона, а начальства, так и народ, в большей своей части привыкший, что от него в жизни страны ничего не зависит.

Политика, как практика управления государством, и коррупция всегда тесно связаны. В отечественной науке изучению политического аспекта коррупции уделяется серьезное внимание. При этом политическую коррупцию следует отличать от бюрократической коррупции, характеризующейся отсутствием политических мотивов коррупционных действий. Она адресована бюрократии - управленческой группе, не имеющей возможности принимать самостоятельные (без участия представителей элиты) политические решения.

В широком смысле, под политической коррупцией принято понимать подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще, либо преступную деятельность, заключающуюся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения.

По мнению некоторых ученых, под политической коррупцией следует понимать коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп и отдельных лиц за власть, т. е. с целью ее захвата или удержания, а также против политических конкурентов. Некоторым ее видам присущи коррупционные деяния против конституционных прав и свобод человека и гражданина, против основ государственного строя и государственной власти.

Политическая коррупция чрезвычайно развита в силу того, что она охватывает все органы государственной власти (исполнительной, представительной и судебной). В ее основе лежит неправомерное и корыстное использование ресурсов власти, в том числе, в негосударственном секторе на уровне местного самоуправления.

Для политической коррупции характерно стремление ее субъектов к приращению своего властного потенциала без явной, на первый взгляд, материальной выгоды. Дело в том, что корыстные мотивы на нижестоящих уровнях социальной организации (ГИБДД, чиновники низших рангов, преподаватели, врачи и т.д.) имеют, как правило, конкретное материальное воплощение: четко оговоренные суммы денег или объемы запрашиваемых услуг. В ситуации с коррупцией политической и размер вознаграждения, и сам факт этого вознаграждения зачастую скрыты от глаз общественности и правоохранительных структур. То есть вредоносность такого явления очевидной для рядового человека представляется не всегда. Именно эта черта способствовала размежеванию точек зрения исследователей политической коррупции. Парадокс заключается в том, что абсолютно деструктивный, с точки зрения закона, феномен в глазах теоретиков политического менеджмента превращается в оригинальную деталь управленческого инструментария, коррозийный характер которого порой подвергается сомнению.

Таким образом, в отечественной науке, так же как и в зарубежной, выделяются следующие признаки политической коррупции:

а) отсутствие явной противоправности;

б) нацеленность на захват, сохранение, укрепление и распределение власти, как отдельными лицами, так и их группами (партиями, иными устойчивыми сообществами);

в) использование для достижения указанных целей как государственных, так и общественных ресурсов.

Большинство специалистов, изучающих политическую коррупцию, рассматривают ее как особый вид коррупции, возникающий в политической системе общества в результате нарушения избирательного процесса, покупки голосов избирателей во время выборов. Коррупция здесь выражается в незаконном финансировании избирательных кампаний, информационном обеспечении выборов организациями и СМИ из корыстной или иной заинтересованности, подкупе лиц, призванных обеспечивать открытость и гласность избирательного процесса (наблюдатели, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса). Такая коррупция поражает и деформирует все ветви власти и все сферы государства, принципиально меняя смысл и характер деятельности государственных органов власти. Здесь действительно есть все характерные признаки коррупции, за исключением наличия должностного лица.

Как известно, выборы обеспечивают коррекцию социально-политического курса и экономический прогресс цивилизованного государства. В то же время, нарушение механизма выбора власти приводит к непоправимым, с точки зрения формирования и развития политической системы государства, его экономики и социальной сферы, последствиям, поскольку порождает такое смертельно опасное для общества и государства явление, как политическая коррупция. В этой связи некоторые авторы определяют политическую коррупцию, как деяния политиков, претендентов или лиц, связанных с ними, во время подготовки и проведения выборов, назначение или утверждение на определенной государственной должности, а также проведение иных политических мероприятий, направленных на получение или сохранение определенной должности или статуса, как для себя, так и для других лиц, совершенных путем использования должностных полномочий - как своих, так и иных лиц, использования своих и чужих материальных ресурсов вопреки интересам государства, общества и других лиц в целях получения политической выгоды, личного обогащения, а также в пользу узкогрупповых интересов и политических партий.

Таким образом, основными сферами политической коррупции являются выборы в законодательные и представительные органы власти всех уровней, деятельность политических партий, а также политический лоббизм, навязывающий органам государственной власти и местного самоуправления те или иные решения, или внедряющий в их руководящие органы представителей определенных групп влияния.

В силу того, что подобная деятельность ведет к формированию властных структур, под управлением которых оказывается значительная часть российского общества и целые российские регионы, коррупция здесь наиболее опасна, ибо ее последствия весьма труднопреодолимы, и, более того, способствуют развитию не только политической, но и многих других форм коррупции. Коррупционеры, захватившие подобным путем власть в тех или иных государственных структурах или в отдельных субъектах Российской Федерации, могут затем годами сохранять и приумножать свою власть с использованием коррупционных механизмов различного вида и оказавшегося в их руках административного ресурса, в том числе, и при проведении очередных выборов.

Так, в докладе Общественной палаты по коррупции отмечалось, что в последние годы несовершенство партийно-политической системы в России, отсутствие полноценных политических партий, реально выражающих интересы конкретных социальных групп, привели к тому, что партии стали развиваться по двум направлениям: либо представлять интересы исполнительной вертикали, либо превращаться в своего рода бизнес-проекты по привлечению финансовых средств путем получения поддержки от власти в обмен за голоса при рассмотрении того или иного вопроса в законодательном органе.

Ввиду указанных обстоятельств, коррупционная составляющая политического процесса стала выражаться в лоббировании одних законопроектов и торможении других в интересах конкретных финансово-промышленных групп, которые финансируют партии и экономически стимулируют деятельность депутатов, способных оказать влияние на решения законодательных органов. А поскольку криминальные сообщества обладают немалым ресурсом влияния в сфере экономики, отдельные политики и партийные функционеры, по существу, начинают выражать не только экономические, но и криминальные групповые интересы.

Следует подчеркнуть, что политическая коррупция в современной России обладает всеми существенными признаками этого политического феномена, в числе которых необходимо отметить следующие:

Фактическое искажение механизма выборного процесса путём фальсификации результатов выборов, ставящее целью удержание (узурпацию) власти и неизменность существующей политической системы государства;

Образование и развитие особых финансово-политических групп, в руках которых сосредоточены огромные ресурсы и внутри которых в узком кругу принимаются стратегические государственные решения без их предварительного обсуждения в парламенте;

Отсутствие реальной политической конкуренции и отсутствие реальных политических партий, ставящих своей целью приход к управлению государством путём политической борьбы;

Формирование органов исполнительной власти (правительства, администрации) не по профессиональному признаку, а признаку личной преданности вождю и круговой поруки.

Государственная (административная, финансовая, экономическая, информационная и пр.) поддержка действий одной политической группы в ущерб поддержке действий других политических и социальных групп.

Таким образом, политическая коррупция представляет собой процесс насильственного и нелегитимного удержания (узурпации) высшей государственной власти одной из политических групп (кланов) в целях неограниченного и неконтролируемого доступа к административным, природным, производственным, финансово-экономическим, информационным, избирательным и другим ресурсам государства с одновременным лишением прав доступа к этим ресурсам иных политических и социальных групп путём фальсификации результатов выборов или отмены (частичной или полной) выборов этой власти.

Какие же основные, базовые причины политической коррупции? Это, прежде всего, несовершенство политических институтов и всего механизма государственного управления. Понятно, что совершенных социально-политических систем не существует. Но понятно и то, что в демократических странах, где десятилетиями отрабатывалась система государственного управления, обеспеченная эффективным законодательством, сложившимся кодексом высоких стандартов политической этики элиты, политическая коррупция находится под действенным контролем и государства, и общества. Поэтому в таких странах (к примеру, скандинавские страны, Канада, Нидерланды, Сингапур и многие другие) мы наблюдаем традиционно низкий уровень политической коррупции. Там же, где возникают новые социально-политические системы, как, например, в России, либо складываются условия для развития отношений коррупции, (к примеру, в свое время в Италии), как правило, по разным причинам, происходит бурный всплеск политической коррупции.

Другой важнейшей причиной политической коррупции в стране является низкий уровень участия граждан страны в контроле над государством. Мера этого контроля настолько низка и реальные возможности граждан оказывать влияние через слабые пока институты представительства (политические партии, группы интересов, группы давления), иные формы участия на принятие тех или иных решений настолько ничтожны в российской политической системе, что мы вполне можем говорить лишь о складывающихся в Российской Федерации механизмах влияния гражданского общества на государство.

Важнейшей причиной, и, одновременно, следствием двух предшествующих причин политической коррупции в стране, является то, что называют состоянием «честности власти», стандартами политической этики бюрократии, которые находятся в прямой зависимости от политической воли, ценностей и стандартов политической этики властвующей политической элиты страны. Очевидно, что мера коррупции чиновничества, как орудия власти политической элиты, зависит от контроля за ее деятельностью со стороны властвующей политической элиты, от внутреннего контроля самой бюрократии (действующие профессиональные и этические стандарты корпорации), и от контроля (давления) со стороны общественности. Поскольку роль общественности в процессах принятия и контроля за выполнением политических решений в стране ничтожна, постольку правящая политическая элита и бюрократия становятся главными субъектами «правил политической игры» и политического режима в стране. Они определяют его основные характеристики, «меры» борьбы против коррупции, «дозируют» условия по формированию в стране гражданского общества и активистского типа политической культуры российских граждан.

В качестве примера можно привести «партию власти» - «Единая Россия». Коррупционный потенциал этой политической организации слишком снижен спецификой ее «подконтрольного» существования. Тесная связь с исполнительной властью, либо прямая включенность в нее не дает членам этой партии возможности проводить самостоятельные лоббистские акции. Отсюда не следует, разумеется, будто представители «Единой России» являются наиболее честными представителями российской элиты, но свои «коррупционные возможности» чиновники-политики, как правило, реализуют за пределами партийной деятельности. Для других «взяткоемких мероприятий» (например, торговля местами в избирательных списках) остается мало возможности из-за плотного централизованного контроля. Основным «конкурентным преимуществом» партии власти является «административный ресурс». Но это уже предмет для исследования прокуратуры и других надзорных органов, для которых не важно к какой партии относится, скажем, директор госпредприятия - взяточник.

Экс-кандидат в Президенты России, лидер новоиспечённой партии «Наш выбор» Ирина Хакамада в самый разгар предвыборной гонки действительно приобрела в Москве престижное жильё. Две квартиры в доме № 5 по Петровскому переулку, что неподалёку от Тверской, к которым впоследствии было решено пристроить мансарду на 200 квадратных метров, обошлись Ирине Муцуовне и её супругу Владимиру Сиротинскому в весьма кругленькую сумму.

И всё бы ничего, вот только в душу многих соратников Хакамады по правому флангу закралась мысль о том, что на эту недвижимость была израсходована часть предвыборных средств. Не секрет, что кампания Ирины Муцуовны финансировалась из-за рубежа, прежде всего за счёт средств одного из руководителей ЮКОСа - Леонида Невзлина. В СМИ называлась даже сумма этих вложений - $10 миллионов. Но дело в том, что часть этого трансферта должна была пойти на нужды фонда «Индем», который возглавляет Георгий Сатаров. Однако до адресата средства, которые были необходимы «Индему», чтобы лучше бороться с коррупцией, так и не дошли. Спустя полгода Сатаров решил прояснить их судьбу, но ему ответили, что деньги истрачены на предвыборную агитацию. Вот тут-то и вспомнилась пресловутая квартира. Так что, пока Ирина Хакамада пытается объединять под своими знамёнами либералов, Георгий Сатаров размышляет, не стал ли он невольным спонсором её новоселья.

Общеизвестно, что коррупция, как и мафия, бессмертна. Коррупционные отношения в современном российском обществе за последние годы не только не сократились, а напротив, расширились, усложнились и превратились в фактор, который сдерживает позитивное социально-экономическое развитие страны и угрожает национальной безопасности. Между тем, существует едва ли не единственный способ, позволяющий если не искоренить, то хотя бы поддерживать уровень политической коррупции на приемлемом для общества уровне. Этот способ давно известен и широко применяется в цивилизованных странах (разумеется, в каждой - со своей спецификой). Он заключается в создании эффективной политической системы, которая в наибольшей степени генерирует политическую конкуренцию, в свою очередь, обеспечивающую в сочетании со свободными выборами формирование дееспособных партий, партийных коалиций, парламента, правительства, состоящего из профессионалов, независимых профсоюзов, СМИ, судов, прокуратуры.

Одной из важнейших задач в борьбе с коррупцией в системе государственной службы является формирование государственной стратегии, предусматривающей следующие антикоррупционные механизмы:

Политический механизм (политическая воля руководства страны, привлечение институтов гражданского общества и т.д.);

Законодательный механизм (совершенствование антикоррупционного законодательства, устранение недостатков действующего механизма правового регулирования государственной службы и т.д.);

Институциональный механизм (усиление «прозрачности» управления, проведение открытой информационной политики; создание государственно-общественных структур контроля за деятельностью госслужбы, обеспечение независимости и эффективности судебной системы, органов прокуратуры и правоохранительных органов и т.д.);

Международный механизм (подписание и ратификация международных протоколов и законов; привлечение к законодательной работе международных экспертов по борьбе с коррупцией и т.д.);

Воспитательно-образовательный механизм (возрождение такого понятия, как этика государственного служащего; повышение юридической грамотности широких слоев населения; воспитание нового поколения государственных служащих).

В заключение хотелось бы отметить, что политическая коррупция в условиях современной России - явление глубоко закономерное. Она не просто широко распространена и всепроникающа. Она является одной из форм своеобразной интеграции политического пространства, связывая всех со всеми - бизнесменов с политиками, оппозиционеров с правительственными чиновниками, криминальных авторитетов с борцами за правопорядок.

Коррупция в России не может быть объяснена личной жадностью политиков и чиновников, к которым вполне применима классическая формула Михаила Булгакова: люди как люди, только квартирный вопрос их испортил.

Больше того, опыт российской оппозиции показывает, что заниматься выборами, агитацией на телевидении или другими формами работы с «политическими технологиями» невозможно, не замаравшись в той или иной мере о коррупционные схемы. Политические технологии и коррупционные схемы принципиально неразделимы, по крайней мере - в условиях нашей страны.

С другой стороны, объективные причины коррупции не снимают личной ответственности с политиков. Тем более, что на практике мы видим стремление политических лидеров не к минимализации, а напротив, к максимизации коррупционных схем.

Выходом из ситуации может быть лишь появление нового поколения оппозиционных политиков и организаций, более тесно связанных с обществом и массовыми движениями. Преимущество массового движения состоит в том, что хотя оно тоже не имеет абсолютного иммунитета к коррупции, оно стихийно «гасит» коррупционные импульсы - всех подкупить невозможно, каждому пикетчику взятку не дашь.

С другой стороны, ответом на развитие коррупции в оппозиционных рядах является открытость и переход к демократической практике. Массовость сама по себе не является гарантией от коррупции (как показал опыт КПРФ), если нет открытости и демократических процедур.

В условиях демократической процедуры и открытой дискуссии политики не перестанут брать деньги у спонсоров (в противном случае они просто не смогут участвовать в выборах), но они потеряют возможность торговать своей политической позицией, поскольку не смогут провести договоренную со спонсором линию через демократически избранные и гласно функционирующие органы.

В данной связи ключевым вопросом является не гласность в отношении источников получения средств, а демократические процедуры принятия решений об использовании ресурсов и контроль за исполнением этих решений.

Конкретным механизмом борьбы с политической коррупцией может стать институт первичных выборов («праймериз»), вовлекающих активистов и сторонников партии в формирование избирательных списков. Левым силам могут быть рекомендованы открытые «праймериз» с участием актива социальных движений.

Неготовность той или иной политической силы к открытым и демократическим процедурам может служить показателем потенциального уровня коррупции, даже если это сила новая, находящаяся в стадии формирования и ничем пока себя не запятнавшая.

В конечном счете, борьба с коррупцией в политике, если относиться к ней не пропагандистски и демагогически, а системно, оборачивается работой по реформированию всей системы политических партий и организаций, их взаимоотношений с государством и обществом. Речь идет, таким образом, о движении к новой политической системе.

Здравствуйте, друзья!

Искусство управлять государством – именно так в переводе с греческого переводится слово политика. Если есть государство, значит, есть и политика, а вместе с ней власть, которая эту политику проводит. Ну а когда есть те, кто правит, и те, кто подчиняется, обязательно будут и нарушения.

Коррупция в политике – явление, характерное как для стран мирового сообщества, так и для России. Политические скандалы в нашей стране стали одной из примет последнего времени. У коррупции есть свои причины и свои особые черты. Поговорим об этом подробнее.

Две стороны одной проблемы

Чиновник – звучит… не гордо

Поскольку в широком понимании коррупция – это злоупотребление служебным положением ради личной выгоды, то деятельность высокопоставленного чиновника часто проявляется именно в таких злоупотреблениях.

Буквально за последние несколько лет граждане нашей страны стали свидетелями нескольких коррупционных дел по отношению к чиновникам разного уровня. В качестве примеров можно назвать дела против региональных чиновников, в частности, губернаторов Кировской и Сахалинской областей; предпринимателей «Вымпелкома», «Т-плюс» и «Реновы».

Несколько дел было открыто в отношении силовиков, а также чиновников, возглавляющих ведомственные структуры, в частности, министерство дорожного хозяйства в Калужской области. Наибольший резонанс получило дело бывшего министра социального развития России Алексея Улюкаева.

Находящиеся на верхушке власти чиновники прибегают к разным способам, чтобы использовать данные им государством должности совсем не на благо общества. Они берут взятки, вымогают контрольные пакеты акций компаний и т. д.

Особенно много нарушений выявляется при заключении госконтрактов, когда за принятие решения в пользу одного из участников тендера берутся огромные «откаты». Коррупционные скандалы пронизывают общество, что является как примером их наличия, так и свидетельством борьбы и противодействия коррупции в России.

Взял – получи

Само понятие коррупции – обобщенное. Статьи Уголовного кодекса, по которой можно осудить за коррупцию, не существует. Однако статьи – дача и получение взятки, злоупотребление служебным положением, незаконное участие в предпринимательской деятельности и др. – в нем есть.

Чиновники, которые совершают указанные уголовные преступления, должны получить соответствующее наказание. К сожалению, политическая коррупция проявляется также и в том, что ей подвержены судебные и правоохранительные органы.

Именно поэтому до суда дело, как правило, не доходит и большинство чиновников, совершивших противоправные действия, так и продолжают жить, не понеся наказание.

Однако даже перечисленные нами примеры говорят о том, что часто, особенно в последнее время, наказания не удается избежать даже очень высоким чинам. Государственная политика в стране по борьбе с этим злом не сворачивается, а, напротив, проводится активнее.

Выбор сделан. Вопрос: как?

Говорить о политической коррупции в России только в связи с высокопоставленными чиновниками будет неверно. Вторая сторона вопроса кроется в осуществлении в стране такого понятия, как избирательное право.

Стремление той или иной политической партии прийти к власти либо получить определенное количество голосов избирателей с целью приобретения выгоды – не обязательно материальной – также проявления коррупции. А уж скандалов, связанных с проведением в нашей стране избирательных кампаний, более чем достаточно. И это не зависит от уровня выборов – федеральных, региональных либо муниципальных.

Нарушения порой бывают столь вопиющими, что перерастают в уголовные дела. Так, например, в небольшом подмосковном городке Электрогорске во время выборов главы города из здания администрации, где располагалась территориальная избирательная комиссия, были вынесены все бюллетени. Выборы главы были сорваны и перенесены на следующий год.

Как пример коррупции можно привести повальный подкуп избирателей, который отмечался в предыдущие годы, известны случаи, когда работников предприятий за определенную сумму целыми автобусами свозили на избирательный участок для досрочного голосования.

Результаты выборов зачастую фальсифицируются, ведется открытая государственная поддержка партии власти, для получения необходимых результатов широко используется административный ресурс.

В итоге все это негативно сказывается на жизни общества, руководящие лица которого приходят во власть не совсем законными путями. Нарушение закона является для них нормой, поскольку еще до начала службы в качестве должностного лица они его активно нарушали.

Причины и последствия

Причин для появления коррупции в России много. В их числе политологи называют:

  • несовершенство законодательной системы,
  • изъяны в административной реформе,
  • большой разрыв между доходами богатых и бедных,
  • правовая неграмотность населения.


Одна из самых важных причин – отсутствие развитого гражданского общества и слабость имеющихся в нем институтов. К сожалению, принятые нормативные акты, в том числе и закон о коррупции от 2008 года, не действуют в полном объеме – как всегда существует разрыв между принятием закона и надлежащим контролем за его исполнением.

Политическая коррупция – явление широко распространенное и крайне негативное. С ее помощью в стране поддерживается теневая экономика, оказывается влияние на бюджетные процессы, лоббируются интересы определенной партии, которые зачастую вредят общенациональным интересам.

В последние годы борьба с коррупцией, содействие в принятии мер для ее профилактики являются одним из направлений деятельности Президента и правительства. Еще будучи Президентом Дмитрий Медведев считал, что особую роль в противодействии коррупции должна играть общественность, например, такой орган, как Общественная палата РФ.

Одно из поручений Президента – подготовка доклада о положении с коррупцией в стране. ОП такие доклады делает, при этом отмечает, что принимаемые в стране меры недостаточны.

Во времена Советского Союза с коррупцией боролись решительно. Громких дел в стране было немного, но если признаки коррупции обнаруживались, власть действовала жестко, защищая интересы граждан и общества в целом. Фигуранты «хлопкового», «рыбного» дела получили за коррупцию по заслугам – было возбуждено много уголовных дел, по которым приняты решения.

Сегодня в России борьба с коррупцией, как заявляет Президент и другие высокопоставленные чиновники, является основным направлением деятельности. Не случайно закон о коррупции претерпевает изменения, издаются Указы Президента по усилению этой борьбы. Коррупция – это угроза национальным интересам общества, то, что мешает движению вперед. Успех борьбы с ней – во многом определяет будущее страны.

Если вам интересна поднятая в этой статье тема, делитесь с нами своим мнением. Мы будем рады диалогу, ждем ваших откликов и замечаний.