МИЛЮКОВ ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ (1859 - 1943)

П.Н. Милюков

Павел Николаевич Милюков родился 15(27) января 1859 г. в Москве, в семье небогатого архитектора, выходца из дворян, Николая Павловича Милюкова, и его жены Марии Аркадьевны, происходившей из дворянской семьи Султановых. Он был старшим из двух родившихся в браке детей. Его ранним обучением занималась мать. П.Н. Милюков вспоминал: «Отец, занятый своими делами, вообще не обращал внимания на детей и не занимался нашим воспитанием. Руководила нами мать...»

Образование он получил в 1-й Московской гимназии, расположенной на Сивцевом Вражке. Уже тогда сфера его интересов лежала в гуманитарной области: его привлекали античные авторы, классическая музыка, он начал писать стихи.

По окончании гимназии, летом 1877 г., вместе с П.Д. Долгоруковым П.Н. Милюков добровольцем участвовал в Русско-турецкой войне 1877 - 1978 гг. в качестве казначея войскового хозяйства, а затем уполномоченного московского санитарного отряда в Закавказье.

В 1877 г. он поступил на Историко-филологический факультет Московского университета. В 1879 г., после смерти отца, семья Милюковых оказалась на грани разорения. Чтобы обеспечить достойное существование матери (младший брат Алексей к тому времени с семьей не жил), он вынужден был давать частные уроки.

В университете проявился и первый интерес П.Н. Милюкова к политической деятельности. Он начал принимать участие в студенческих сходках. В 1881 г. за участие в одной из них он оказался на несколько часов в камере Бутырской тюрьмы и был исключен из университета, в который смог вернуться лишь год спустя.

Хотя при поступлении в университет П.Н. Милюков выбрал Историкофилологический факультет, интерес к истории пришел лишь благодаря влиянию выдающихся профессоров П.Г. Виноградова и В.О. Ключевского, которые появились в его жизни как «настоящие светила учености и таланта». Лекции и семинары В. О. Ключевского привили ему Милюкову любовь к истории родной страны, исследованием которой он и решил заниматься по окончании университета в 1882 г. Для этой цели он остался при кафедре работать над магистерской диссертацией.

В 1892 г. диссертация была представлена к защите, а в 1896 г. опубликована под названием «Государственное хозяйство России первой четверти ХУШ века и реформы Петра Великого». Известность П.Н. Милюкову принес оригинальный взгляд на ход преобразований: он первый высказал мысль о том, что реформы Петра I были процессом спонтанным, подготовленным ходом времени, а не запланированным изначально.

Работу, проделанную молодым исследователем, профессура университета оценила по достоинству, едва не приняв решения о присвоении П.Н. Милюкову сразу докторской степени. Человеком, выступившим против и склонившим на свою сторону Ученый совет, был В.О. Ключевский. Учитель так и не смог смириться с быстрым успехом талантливого ученика, что навсегда испортило их отношения.

В конце 80-х гг. произошли перемены в личной жизни П.Н. Милюкова: он женился на Анне Сергеевной Смирновой, дочери ректора Троице-Сергиевой академии С.К. Смирнова, с которой познакомился в доме В.О. Ключевского. Подобно своему мужу, всю жизнь увлекавшемуся игрой на скрипке, Анна Сергеевна любила музыку: по отзывам окружающих, она была талантливой пианисткой. У них родилось трое детей: в 1889 г. - сын Николай, в 1895 г. - сын Сергей, младшим ребенком в семье была единственная дочь Наталья.

П.Н. Милюков два года преподавал в Московском университете, но в 1895 г. был уволен. Принимая участие в чтении просветительских лекций в провинции, в одной из них он указал на необходимость развития российской гражданственности, из-за чего и был сослан в Рязань.

Ссылка дала П.Н. Милюкову возможность углубленно заняться археологией, а также начать писать свой главный исторический труд - «Очерки по истории русской культуры». В нем он показал на большую роль государства в формировании русского общества, утверждая, что Россия, несмотря на свои особенности, шла европейским путем развития, а также привел свои доводы относительно приспособляемости русского «национального типа» к заимствованным общественным институтам.

Весной 1897 г., получив приглашение из Софии, П.Н. Милюков уехал в Болгарию. Два года, проведенные в Болгарии и Македонии, он занимался

преподавательской деятельностью. За это время он успел изучить историю и культуру южных славян настолько, что впоследствии справедливо считался крупнейшим в России специалистом по Балканскому вопросу.

Вернувшись в Россию в 1900 г., П.Н. Милюков на одном из общественных собраний высказал оппозиционные правительству суждения, из-за чего около шести месяцев провел в тюрьме. Выйдя на свободу летом 1901 г., он, заслуживший репутацию оппозиционера, получил предложение редактировать либеральное издание «Освобождение», от которого отказался. Но когда журнал начал выходить, он стал сотрудничать в нем. Для «Освобождения» он написал первую программную статью - «От русских конституционалистов» (1902 г.). Сотрудничество в журнале продолжалось до 1905 г.

В 1903 г. П.Н. Милюков отправился в Соединенные Штаты Америки для чтения лекций, и вернулся на родину в 1905 г., узнав о революции в России. С апреля 1905 г. он находился в Москве. Постепенно освоившись в новой политической обстановке, он осознал необходимость общественных преобразований. Осуществление перемен П.Н. Милюков считал возможным лишь при условии «мирного соглашения либералов и революционеров», к осуществлению которого стремился в «Союзе союзов», где занимал пост председателя в мае - августе 1905 г. Его политические воззрения привлекли внимание общественности и объединили вокруг него значительное число сторонников: ведь к 1905 г. он приобрел репутацию «отпетого революционера». Единомышленники создали Партию народной свободы (Конституционно-демократическую), в составлении проекта программы которой он принимал активное участие.

П.Н. Милюков вошел в историю как бессменный лидер партии, став в марте 1907 г. председателем ее ЦК. Он разрабатывал тактическую линию кадетов на всех этапах существования партии, был одним из лучших партийных публицистов и ораторов. По своим взглядам внутри партии он всегда занимал центристские позиции. И.В. Гессен в своих воспоминаниях утверждает, что политику партии «в основном» определял один человек - П.Н. Милюков, причем влияние его было настолько сильным, что только благодаря ему партия не отражала «интересы определенной общественной группы».

О причинах безоговорочного лидерства П.Н. Милюкова в Конституционнодемократической партии писала член ЦК Партии Народной свободы А.В. Тыркова-Вильямс: «В партии было много незаурядных людей. Милюков поднялся над ними, стал лидером прежде всего потому, что крепко хотел быть лидером. В нем было редкое для русского общественного деятеля сосредоточенное честолюбие. Для политика это хорошая черта».

Его отношение к деятельности Конституционно-демократической партии - почти фанатично: он был настолько поглощен ею, что проявлял интерес к людям лишь в той степени, в какой они принимали участие в общем деле. Из общения он старался вынести то, что лучше отражало общественное мнение или «атмосферу»

внутри его партии. Холодность и равнодушие к людям стали главной причиной того, что П.Н. Милюков был и всегда оставался великолепным теоретиком либерализма и посредственным практическим политиком, не способным понять чаяний различных слоев населения страны.

Все годы функционирования Государственной думы П.Н. Милюков оставался идейным вдохновителем и главой кадетской фракции, несмотря на то, что в состав I и II Думы не вошел из-за имущественного ценза.

Летом 1906 г. П.Н. Милюков принял участие в составлении «Выборгского воззвания». Утром 9 июля, едва узнав о том, что готовится манифест о роспуске Думы, П.Н. Милюков, не теряя ни минуты, «сел на велосипед и около 7 часов утра объехал квартиры членов Центрального комитета (Конституционно -демократической партии), пригласив их собраться немедленно». ЦК партии в полном составе отправился в Выборг, где вместе с депутатами Думы, не согласными с решением правительства, участвовал в составлении воззвания к населению о пассивном сопротивлении роспуску.

В 1906 г. начал издаваться официальный печатный орган Конституционнодемократической партии - газета «Речь», одним из редакторов которой стал П.Н. Милюков. На ее страницах он публиковал свои многочисленные публицистические заметки, а также написал передовицы почти всех номеров, в которых освещал различные вопросы внутренней и внешней политики России.

3 июня 1907 г. правительство распустило II Думу, был издан новый избирательный закон. В результате выборов в III Думу П.Н. Милюков наконец вошел в ее состав. Несмотря на новые условия работы, тактика кадетской фракции сводилась к тому, чтобы активнее включиться в государственную деятельность через участие в работе Думы.

Разъезжая по стране во время предвыборной кампании П.Н. Милюков познакомился на вокзале с Ниной (Антониной) Васильевной Лавровой, впоследствии ставшей его второй женой. Характерно, что, подобно первой супруге лидера кадетов, Н.В. Лаврова обладала прекрасным музыкальным слухом и играла на фортепиано.

В III Думе П.Н. Милюков стал главным экспертом по внешнеполитическим вопросам, которыми занимался и в IV Думе, а также выступал по различным проблемам от имени фракции. Интересно, что в одной из своих речей он употребил по отношению к А.И. Гучкову, по собственным словам, «довольно сильное выражение», «хотя и вполне парламентарное», за что был вызван лидером октябристов на дуэль (которая, впрочем, так и не состоялась).

В первый период работы IV Думы, продолжавшийся со дня ее открытия 15 ноября 1912 г. до начала Первой мировой войны, фракция кадетов во главе с П.Н. Милюковым заостряла внимание на вопросах общеполитического значения, а

также на «критике поведения правительства во внутренней жизни России, проводимой в форме запросов».

На проходившем 23 - 25 марта 1914 г. съезде Конституционно-демократической партии П.Н. Милюковым была предложена тактика «изоляции правительства», получившая поддержку большинства делегатов. Это означало узаконение открытой конфронтации кадетов с властью, что получило отражение в резких по форме выступлениях представителей партии в Думе и в периодической печати.

Первая мировая война сначала внесла коррективы в тактику кадетов. П.Н. Милюков стал сторонником идеи о прекращении внутриполитической борьбы до победы, ради которой оппозиционные силы должны поддержать правительство. Он рассматривал войну как возможность усилить внешнеполитическое влияние государства, связанное с укреплением позиций на Балканах и включением в состав Российской империи проливов Босфор и Дарданеллы, за что получил прозвище «Милюков-Дарданелльский».

Но «священное единение» с правительством продолжалось недолго: экономический кризис в стране, поражения армии и внутриполитическая нестабильность привели к тому, что в Думе начала формироваться сильная оппозиция правительству, в августе 1915 г. объединившаяся в Прогрессивный блок. П.Н. Милюков был организатором и одним из лидеров блока, считавшим, что Россия сможет победить в войне только при замене существующего правительства министерством, пользующимся доверием страны.

В конце 1915 г. П. Н. Милюков пережил глубокую личную трагедию: во время отступления от Бреста был убит его второй сын Сергей, ушедший на войну добровольцем в 1914 г.

1916 г. - пик деятельности Прогрессивного блока. В этом году во главе русского правительства оказался Б.В. Штюрмер, сосредоточивший в своих руках три ключевые должности Кабинета министров, ставленник императрицы Александры Федоровны и Г.Е. Распутина, а потому крайне непопулярный в рядах оппозиции. Закономерно, что отставка Б.В. Штюрмера стала одной из главных задач блока. Важным шагом к ее осуществлению стала знаменитая думская речь П.Н. Милюкова от 1 ноября 1916 г., получившая в историографии условное название «Глупость или измена?» на основе повторявшегося в ней рефрена. Построив свою речь на неизвестных в России сведениях, собранных им во время поездки за границу летом - осенью 1916 г., П.Н. Милюков использовал их как доказательства недееспособности и злонамеренности Б.В. Штюрмера, упомянув в связи с этим даже имя императрицы Александры Федоровны. Благодаря использованию неизвестных в России сведений речь стала очень популярной в стране, из-за чего в среде эмигрантов, уже в 20-е гг., она часто воспринималась как «штурмовой сигнал» к революции.

После Февральской революции П.Н. Милюков принимал участие в формировании

Временного правительства, в состав которого вошел как министр иностранных дел. После отречения Николая II пытался добиться сохранения в России монархии до созыва Учредительного собрания.

На министерском посту начался закат политической карьеры П.Н. Милюкова: война была непопулярна в народе, а он 18 апреля 1917 г. отправил союзникам ноту, в которой изложил свою внешнеполитическую доктрину: война до победного конца. В этом проявился главный недостаток П.Н. Милюкова-политика, стоивший ему карьеры: будучи убежден в правоте своих взглядов и твердо уверен в необходимости осуществления программных установок своей партии, он невозмутимо шел к поставленным целям, не обращая внимания на внешние влияния, на реальную обстановку в стране, на умонастроения населения. Проявление недовольства и демонстрации в столице после ноты П.Н. Милюкова вызвали отставку министра 2 мая 1917 г.

Весной - осенью 1917 г. П.Н. Милюков участвовал в политической жизни России как председатель ЦК Конституционно-демократической партии, член постоянного бюро Государственного совещания и Предпарламента. В августе

1917 г. на Государственном совещании в Москве, по словам В. А. Оболенского, П.Н. Милюков «недвусмысленно давал понять, что в той фазе, в которую вступила революция, Временное правительство обречено и что спасти Россию от анархии может только военная диктатура». Таким образом, он поддержал предложения генерала Л.Г. Корнилова. Тогда же он активно выступал с призывами к русской общественности о необходимости борьбы с большевизмом.

Большевистский переворот П.Н. Милюков не принял и стал использовать все свое влияние для борьбы с советским режимом. Он выступал за вооруженную борьбу, для которой стремился создать единый фронт. После октября 1917 г. он уехал в Москву для организации сопротивления большевикам. В ноябре 1917 г. участвовал в совещании представителей Антанты о борьбе с большевизмом. Отправившись в Новочеркасск, он присоединился к добровольческой военной организации генерала М.В. Алексеева. В январе 1918 г. входил в состав «Донского гражданского совета», созданного при Добровольческой армии генерала Л.Г. Корнилова, для которой написал декларацию. Был избран в Учредительное собрание от города Петрограда.

В мае 1918 г., в Киеве, от имени конференции кадетской партии П.Н. Милюков начал переговоры с германским командованием о необходимости финансирования антибольшевистского движения. На этот шаг убежденный сторонник Антанты решился лишь потому, что видел в Германии единственную тогда реальную силу, способную противостоять большевикам. Поскольку переговоры не были поддержаны большинством кадетов, он сложил с себя обязанности председателя ЦК партии (позднее он признал переговоры ошибочными).

Зимой - весной 1918 г. участвовал в организации подпольно действовавшего в

Москве «Национального центра», был товарищем его председателя.

В это же время П.Н. Милюков возобновил свою деятельность в качестве историка: в 1919 г. в Киеве вышла «История второй русской революции», переизданная в 1921 г. в Софии. В этой работе автор предложил глубокий анализ причин и значения революции 1917 г.

В ноябре 1918 г. П.Н. Милюков выехал в Западную Европу, чтобы добиться от союзников поддержки антибольшевистских сил. Некоторое время жил в Англии, где редактировал еженедельник «The New Russia», выпускавшийся на английском языке русским эмигрантским Освободительным комитетом. Выступал в печати и публицистике от имени Белого движения. В 1920 г. опубликовал в Лондоне книгу «Большевизм: международная опасность». Однако поражения белых армий на фронте и консервативная политика белых вождей, не сумевшая обеспечить Белому движению широкой народной поддержки, изменили его взгляды на способы избавления России от большевизма. После эвакуации войск генерала П.Н. Врангеля из Крыма в ноябре 1920 г. он признал, что «Россия не может быть освобождена вопреки воле народа».

В эти же годы П. Н. Милюков получил из Советской России трагическое известие о смерти от дизентерии дочери Натальи.

В 1920 г. П.Н. Милюков переехал в Париж, где возглавил Союз русских писателей и журналистов в Париже и совет профессоров во Франко-русском институте.

Подводя итоги антибольшевистской борьбы в 1917 - 1920 гг., он разработал «новую тактику», с тезисами которой выступил в мае 1920 г. на заседании Парижского комитета кадетов. «Новая тактика» в отношении Советской России, направленная на внутреннее преодоление большевизма, отвергала как продолжение вооруженной борьбы внутри России, так и иностранную интервенцию. Вместо этого предусматривалось признание республиканского и федеративного порядка в России, уничтожения помещичьего землевладения, развития местного самоуправления. П.Н. Милюков считал необходимым совместно с социалистами выработать широкий план в земельном и национальном вопросах, в сфере государственного строительства. Ожидалось, что эта платформа получит поддержку демократических сил внутри России и вдохновит их на борьбу против большевистской власти.

П.Н. Милюков планировал также создание Национального комитета как органа, объединяющего близкие к кадетам круги эмиграции. Основой коалиции он считал соглашение с эсерами. Совместно с ними он участвовал в проведении совещания бывших членов Учредительного собрания, а также вошел в состав Исполнительной комиссии совещания.

Перемена мировоззрения поставила П.Н. Милюкова в оппозицию к большей

части русской эмиграции и сделала врагами многих кадетов, бывших его единомышленниками в России. В июне 1921 г. он вышел из партии и вместе с М.М. Винавером образовал Парижскую демократическую группу Партии народной свободы (в 1924 г. была преобразована в «Республиканско-демократическое объединение»).

Монархистами, обвинявшими П.Н. Милюкова в развязывании революции в России и во всех ее последствиях, было предпринято несколько попыток покушения на него. Даже в Париже, городе с относительно либерально настроенной эмигрантской колонией, ему приходилось жить на «полуконспиративной» квартире и «полускрываться», опасаясь их нападений. 28 марта 1922 г. в здании Берлинской филармонии в П.Н. Милюкова стреляли, но

В.Д. Набоков, известный кадет, закрыл собой бывшего лидера партии, по его мнению, «одного из самых замечательных русских людей», «человека огромных, почти неисчерпаемых знаний», в результате чего сам был убит.

В эмиграции П. Н. Милюков много писал и издавался: вышли его труды «Россия на переломе», «Эмиграция на перепутье», были начаты «Воспоминания», так и оставшиеся незавершенными.

В период с 27 апреля 1921 г. по 11 июня 1940 г. П.Н. Милюков редактировал выходившую в Париже газету «Последние новости». В ней много места уделялось новостям из Советской России. Начиная с 1921 г. П.Н. Милюков находил в России признаки возрождения и демократизации, которые, по его мнению, шли вопреки политике советского правительства.

Постепенно русский национализм и боязнь фашизма заставили П.Н. Милюкова пересмотреть свои взгляды на некоторые направления политики И.В. Сталина. Так, в 30-е гг. он стал положительно оценивать внешнюю политику большевиков за ее имперский характер. Например, он одобрял войну с Финляндией, рассуждая: «Мне жаль финнов, но я за Выборгскую губернию».

В 1935 г. умерла А.С. Милюкова. В том же году П.Н. Милюков женился на Н.В. Лавровой.

В условиях Второй мировой войны П.Н. Милюков безоговорочно был на стороне СССР, рассматривая Германию как агрессора. Он искренне радовался Сталинградской победе, оценивая ее как перелом в пользу СССР.

31 марта 1943 г., в возрасте 84 лет, П.Н. Милюков умер в Экс-ле-Бен, не дожив до победы, но до последних минут жизни оставаясь истинным патриотом родной страны. Он был похоронен на временном участке на кладбище в Экс-ле-Бен. Вскоре после окончания войны единственный из оставшихся в живых детей П.Н. Милюкова, его старший сын Николай, перевез гроб отца в Париж, в семейный склеп на кладбище Батильон, где ранее была похоронена А.С. Милюкова.

Сочинения:

Милюков П.Н. История второй русской революции. Вып.1 - 3. Париж, 1921 - 1924. Милюков П.Н. Эмиграция на перепутье. Париж, 1926.

Милюков П.Н. Россия на переломе: Большевистский период русской революции. Т.1 - 2. Париж, 1927.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Париж, 1937.

Милюков П.Н. Воспоминания (1859 - 1917). В 2 т. М., 1990.

Милюков П.Н. Живой Пушкин. М., 1997.

Воспоминания:

Гессен И.В. Годы изгнания: Жизненный отчет. Париж, 1979.

Оболенский В.А. Моя жизнь. Мои современники. Париж, 1988.

Савич Н.В. Воспоминания. СПб., 1993.

Тыркова-Вильямс А.В. На путях к свободе. Лондон,1990.

Шульгин В.В. 1917 - 1919//Лица: Биографический альманах. М.;СПб., 1994. Ч.5.

Литература:

Александров С.А. Лидер российских кадетов П.Н. Милюков в эмиграции. М., 1996.

Булдаков В.П. Красная смута: Природа и последствия революционного насилия. М., 1997.

Вандалковская М.Г. П.Н. Милюков // П.Н. Милюков. Воспоминания. М., 1990. Т.1. С.3-37.

Вандалковская М.Г. П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер: история и политика. М., 1992.

Думова Н.Г. Либерал в России: трагедия несовместимости. М., 1993.

П.Н. Милюков: Сборник материалов по чествованию его семидесятилетия, 1859 -1929. Париж, 1930.

Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции, 1919 - 1939. М., 1994.

Документы:

Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-5856 - Милюков Павел Николаевич.

Павел Николаевич Милюков (1859–1943)родился в Москве в дворянской семье, получил прекрасное образование. Будучи студентом Московского университета, особенно интересовался крестьянским вопросом во времена от Екатерины II до Николая I и освобождением крестьян при Александре II.
В 1886 г. Милюков приступил к написанию магистерской диссертации на тему: «Государственное хозяйство в России в первой четверти XVIII столетия и реформы Петра Великого». Основной мыслью Милюкова был тезис, что европеизация России была не продуктом заимствования, а неизбежным результатом внутренней эволюции, одинаковой в России и Европе, но запоздавшей в России по историческим условиям. Личность Петра при этом отодвигалась на второй план. Огромный архивный материал позволил П. Н. Милюкову раскрыть связь петровских реформ в области государственного устройства с податной и финансовой системой, с деятельностью административных органов. Но, выступая против крайних оценок Петра I, П. Н. Милюков сводил значение деятельности Петра к роли регистратора событий, лишенного сознательных и целесообразных стремлений.

Главный исторический труд Милюкова – «Очерки по истории русской культуры» (1896–1903). В первом выпуске изложены «общие понятия» об истории, ее задачах и методах научного познания, определены теоретические подходы автора к анализу исторического материала, содержатся очерки о населении, экономическом, государственном и социальном строе. Во втором и третьем выпусках рассматривается культура России – роль церкви, веры, школы, различных идеологических течений. В «Очерках» показана большая роль государства в формировании русского общества. Милюков утверждал, что Россия, несмотря на свои особенности, шла европейским путем развития. Также он привел свои доводы относительно приспособляемости русского «национального типа» к заимствованным общественным институтам.

Полагая, что «существует ряд основных закономерных эволюций разных сторон социальной жизни», Милюков не считал возможным объяснять исторический процесс развитием производства или «духовным началом». Он стремился рассматривать единую историю как ряд взаимосвязанных, но разных историй: политической, военной, культурной и т. д.

Основным историографическим трудом Милюкова стала книга «Главные течения русской исторической мысли», представлявшая собой переработанный и дополненный курс университетских лекций. В книге содержится анализ эволюции русской исторической науки XVII – первой трети XIX века.

Историографическую концепцию Милюкова характеризует стремление связать прошлое и настоящее исторической науки. На широком историографическом материале Милюков рассматривает проблему исторической закономерности. Так, сравнивая задачи историков XVIII в. с задачами современной ему историографии, Милюков пишет, что их конечной целью является рассказ, для историка XIX в. – социологический закон. Работы Милюкова проникнуты пафосом поиска исторической закономерности. Он настойчиво проводит мысль о недостаточности смешения закономерности как явления более высокого порядка с простой целесообразностью. Применительно к конкретным явлениям Милюков говорит о наличии внутренних закономерностей духовного развития русского общества. Его исторические труды характеризуют процесс развития русской исторической мысли как закономерный. Он считал ошибочным построение схемы исторического развития по стадиям человеческого прогресса, поскольку эти стадии – древняя, средняя и новая – каждый народ проходит в разное время. Отрицал гегелевские принципы познания – тезис, антитезис и синтез, их качественные превращения.


Отношение Милюкова к марксизму было сложным. Признавая роль экономического фактора, Милюков не принимал социально-политическую сторону марксизма, его политические выводы. Также он обвинял марксистов в том, что мессианизм старого народничества они заменили другой мессианской программой: торжество крестьянской общины – мировым торжеством пролетариата. Признание соответствия экономических и социальных процессов характеру всей общественной жизни в разных странах следует считать важной методологической основой исторической концепции Милюкова. Однако недооценка им органического развития в России вызвала абсолютизацию отсталости России, что определило и абсолютизацию в действии государства.

С начала первой русской революции он окунается в политическую жизнь и отходит от науки. Участвует в деятельности партии кадетов. Был депутатом всех четырех Государственных Дум, членом Временного правительства. Жизнь Милюкова двоилась между политикой и наукой. После октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны жил в Париже. В 1932–33 гг. здесь по его инициативе была издана на французском языке трехтомная «История России» – авторитетный коллективный труд, в котором и сам Милюков принял участие.

Главные достижения Милюкова были в научной области. Его ранний труд о петровской реформе и «Спорные вопросы финансовой истории Московского государства» до сих пор не утратили значения. Его «Очерки по истории русской культуры» до нашего времени являются для широких кругов читателей ценным введением в историю русской мысли и общественности.

Павел Николаевич Милюков (1859-1943) - теоретик либерал-демо- кратизма и лидер Партии конституционных демократов, известный историк, политолог, политик. Родился в Москве. Его отец, разночинец, получивший архитектурное образование, совмещал работу по специальности с педагогической деятельностью. Мать - дворянка из рода Султановых, была властной женщиной и играла в семье главную роль.

Навел Милюков рано созрел для сознательной самостоятельной жизни. Этому способствовал устойчивый интерес к литературе, музыке, живописи, истории. В гимназические годы он писал стихи, блестяще играл на скрипке, с упоением читал античных авторов. Организовал в гимназии кружок для политических дискуссий. В 1877 г. умер отец, и Павел, как старший мужчина в семье, начинает помогать матери и младшему брату, зарабатывая средства частными уроками.

В 18 лет Милюков поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Наиболее выдающимися его учителями были В. О. Ключевский и П. Г. Виноградов. Здесь тоже проявились лидерские качества будущего политика: за участие в движении студентов-конституционалистов Милюков был исключен из университета с правом продолжения учебы через год. По окончании курса он был оставлен на кафедре русской истории. В 1892 г., защитив диссертацию «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого», он получил степень магистра.

Идеи, сформулированные в этой работе, составили основу его научных взглядов. Это - детерминация экономическими отношениями государственного устройства страны. Но в отличие от стран Запада, экономическое развитие России происходит под воздействием, главным образом, государства, т. е. не снизу вверх, а сверху вниз. Развитие цивилизации в России, по мнению Милюкова, пошло по европейскому пути, но было задержано условиями окружающей среды. Петровские реформы не были субъективными «деяниями царя»; они органично вписались в исторический процесс, были подготовлены внутренней эволюцией русского общества.

Кроме преподавания русской истории П. Н. Милюков занимается просветительской деятельностью. От московской комиссии по самообразованию он читал в 11ижнем Новгороде лекции об общественных движениях в России. За осуждение самодержавия он был уволен из университета и сослан на три года в Рязань. Именно там он выполнил основную работу по написанию «Очерков по истории русской культуры».

В 1897 г. Милюков принял приглашение из Болгарии и возглавил кафедру всеобщей истории Софийского высшего училища. Свою профессиональную деятельность он сочетал с изучением славянской культуры и политической ситуации на Балканах (опубликовал в «Русских ведомостях» в 1897-1899 гг. «Письма с дороги»).

По возвращении в Россию, в Петербург (1899), он председательствует на собрании, посвященном памяти П. Н. Лаврова. На этот раз его осуждают на полгода тюрьмы с последующим запретом проживания в Петербурге. После отбывания наказания (1890) Милюков поселился за городом на станции Удельная.

В следующий период своей деятельности он готовит проект программного заявления либерального журнала «Освобождение» (1902), публикует монографию «Из истории русской интеллигенции» (1903), предпринимает зарубежную поездку (1903-1905), во время которой читает лекции «О России и славянах» в Чикагском и Гарвардском университетах, издает на английском и французском языках книгу «Россия и ее кризис» (Чикаго, 1905), посещает (кроме США) Канаду, Австро-Венгрию, Англию, Францию, где встречается с известными политологами, политиками, общественными деятелями (А. Лоуэлл, Р. Макдональд), в том числе русскими эмигрантами (П. А. Кропоткин, А. В. Чайковский, Е. К. Брешко-Брешковская, В. И. Ленин и др.).

По возвращении в Россию (1905) Милюков избирается председателем съезда Союза союзов - авторитетной общественной и профессиональной организации, принявшей воззвание с требованием созыва Учредительного собрания. В августе 1905 г. за публикацию «Политическое значение закона 6 августа» Милюков был вновь арестован и просидел месяц в «Крестах». После этого он обосновался в Москве, где вошел в кружок законоведов (М. М. Ковалевский, С. А. Муромцев, Ф. Ф. Кокошкин, П. И. Новгородцев), занимавшихся обсуждением текста будущей российской конституции.

В условиях расширявшихся политических свобод он подключается к процессу партийного строительства. Он ставит цель создать не революционную, а конституционную партию. На учредительном съезде Конституционно-демократической партии (КДП) (октябрь 1905) Милюков делает вступительное обращение и доклад о тактике. На II съезде КДП-ПНС (Партии народной свободы) он читает доклад (январь 1906), который стал основой решения по вопросам идеологии, тактики и организации.

Милюков являлся признанным лидером КДП-ПНС, соредактором (с Н. В. Гессеном) партийной газеты «Речь» и автором почти всех ее передовиц (изданы в книге «Год борьбы», СПб., 1907). На III съезде (сентябрь 1906) КДП-ПНС отмежевалась от революционных действий левых сил - социал-демократов, эсеров и анархистов («не штурм, а правильная осада»), В то же время Милюков проводит разграничительную линию справа: он все более расходится с лидером октябристов А. И. Гучковым, не признававшим необходимости давления на царя с целью скорейшего установления конституционализма и парламентаризма. Он называет КДП-ПНС «внеклассовой» парламентской партией, партией «третьей возможности» (ни левой, ни правой).

Не имея возможности избираться в I и II Государственную думу, Милюков фактически руководил самой многочисленной фракцией кадетов. После роспуска царем I Государственной думы именно он составил Выборгское воззвание депутатов, призвавшее население к гражданскому" неповиновению.

В 1910 г. П. Н. Милюков принял участие в сборнике «Интеллигенция в России», который явился ответом либерально-демократической интеллигенции религиозно-консервативным авторам сборника «Вехи» (1909). В статье «Интеллигенция и историческая традиция» Милюков, признавая исторически сложившийся отрыв интеллигенции от народа, «отщепенство» интеллигенции, показал тем не менее ее громадное значение в обществе, которое только усиливается с началом новой политической жизни (после Манифеста

17 октября 1905). Причем новые политические реалии (выборы, партийная борьба, работа Государственной думы, полемика в прессе и т. д.) будут служить, по его мнению, совместной деятельности и взаимопониманию интеллигенции и народных низов. Другие обвинения русской интеллигенции в безрелигиозности, безгосу- дарственности и безнациональности лишь проявляют, как полагал Милюков, философско-идеологическую (неославянофильство, православный русский национализм) и политическую (правый спектр сил) позицию авторов «Вех». П. Н. Милюков не только утверждал историчность и органичность европейской и русской интеллигенции, не только открывал перспективу преодолению ее «отщепенства», но и указывал путь демократического развития всего общества - путь совместной общественной и политической деятельности, отказа от сословных привилегий, приобщения народных низов к культуре, политике, образованию.

В III и IV Думах П. Н. Милюков был уже полноправным депутатом, руководителем фракции, специализировавшимся на вопросах конституционализма и иностранной политики. По отношению к войне кадеты заняли позицию освобождения родины, Европы и славянства от германской гегемонии, освобождения мира от невыносимой тяжести все увеличивающихся вооружений.

В 1915 г. Милюков стал инициатором и фактическим лидером Прогрессивного блока, в который вошли лево- и правоцентристские партии и который выдвинул программу создания правительства доверия, изменения управления страной, амнистии за политические и религиозные преступления, отмены ограничений для евреев и преследований украинцев, дарования автономии Польше, восстановления профсоюзов, уравнивания крестьян в правах с другими классами, реформы городских и земских учреждений. 1 ноября 1916 г. лидер кадетов произнес в Думе знаменитую речь о политике царского правительства, в которой рефреном звучало: «Что это, глупость или измена?» Общественный резонанс выступления был настолько велик, что председатель Совета министров Б. В. Штюрмер был немедленно уволен в отставку. В конце 1916 г. ведущие деятели Прогрессивного блока (Г. Е. Львов, А. И. Гучков, П. Н. Милюков) обсуждали идею дворцового переворота с целью передачи власти наследнику Алексею при регентстве великого князя Михаила Александровича, покладистый характер и либеральные убеждения которого могли стать гарантией российскому конституционному строю.

Во время Февральской революции 1917 г. Милюков сыграл решающую роль в определении состава Временного правительства и особенно в выборе его председателя - председателя Земской организации князя Г. Е. Львова. Сам Милюков был утвержден на должности министра иностранных дел. Свою линию на этом посту он определял в активной борьбе на три фронта: 1) против цим- мервальдизма (интернационализма), за сохранение общей внешней политики с союзниками, 2) против устремлений Керенского к усилению собственной власти и 3) за сохранение полноты власти правительства, созданного революцией. Как министр иностранных дел, Милюков высказывался также за освобождение славянских народов, населяющих Австро-Венгрию, и создание чешско-словацкого и сербско-хорватского государств, слияние украинских земель Австро-Венгрии с Россией, за обладание Константинополем и черноморскими проливами. За последнее требование он был прозван «Дарданельским». Исходя из этих целей правительства, совпадавших с российскими национальными интересами, Милюков составил ноту Временного правительства (от 27 марта 1917).

Левые партии, поддержанные А. Ф. Керенским, всячески компрометировали заявление Милюкова, выступили за немедленный мир «без аннексий и контрибуций». В Петрограде произошли столкновения между сторонниками левых партий, выдвинувшими лозунг «Долой Милюкова, долой министров-капигалистов!» и сторонниками центристских сил под лозунгом «Доверие Милюкову! Да здравствует Временное правительство! Долой Ленина!» Были жертвы. Выходом из политического кризиса, по мнению многих, было создание коалиционного правительства с участием левых и центристских партий. В новом правительстве Милюкову предлагали пост министра народного просвещения, но он решительно отказался. Это был ник его политической карьеры.

В дальнейшем он продолжал оставаться председателем ЦК КДП-ПДС, но запрет партии кадетов пришедшими к власти большевиками (октябрь 1917) положил конец его легальной деятельности в Петрограде. Милюков выехал в Новочеркасск. Но, ознакомившись с проектом «Политической программы генерала Корнилова», выразил несогласие с тем, что документы и правительство на Юге России создавались без консультаций с политическими партиями. Перебравшись в Киев, он вступил в контакт с германским командованием, за что был осужден ЦК КДП-ПДС. Милюков сложил с себя обязанности председателя ЦК. После изгнания армии Врангеля из Крыма он отказался от попыток вооруженного свержения большевиков.

С 1920 г. Милюков жил в Париже, работал главным редактором газеты русского зарубежья «Последние новости». Выдвинул концепцию «постепенной эволюции советской политической системы в демократическую». В 1922 г. во время выступления в Берлине в него стреляли русские монархисты. Пулю принял на себя закрывший его своим телом В. Д. Набоков, член ЦК КДП-ПДС. С началом Великой Отечественной войны Милюков заявил о солидарности с СССР. В последние годы жил в небольших городках на юге Франции.

политик, лидер кадетской партии, министр иностранных дел Временного правительства, публицист и историк прозападного направления.

Из древнего дворянского рода. Сын профессора-архитектора Николая Павловича Милюкова. Получил домашнее образование, окончил 1-ю Московскую гимназию (1877 г.). Летом 1877 г. находился в Закавказье в качестве казначея войскового хозяйства, а затем - уполномоченного Московского санитарного отряда. В сентябре 1877г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета, среди его преподавателей были П.Г. Виноградов, В.О. Ключевский и Н.С. Тихонравов.

Научная деятельность

С 1886 г. приват-доцент Московского университета, одновременно преподавал в гимназии и на Высших женских курсах; в 1892 г. ему была присвоена степень магистра русской истории за диссертацию по теме «Государственное хозяйство России первой четверти XVIII в. и реформы Петра Великого» (также ему была присуждена премия С.М. Соловьёва). С 1892 по 1895 г. читал в университете курс «История русской культуры». В 1895 г. Милюков был уволен из университета с запрещением преподавания «за вредное влияние на молодёжь» и из-за «крайней политической неблагонадёжностью» и выслан в Рязань, где в 1895-1897 гг. участвовал в археологических раскопках. В 1897 г. Милюков был приглашен в Болгарию, где ему предложили прочитать курс лекций по истории в Софийском высшем училище. В 1898 г. отстранен от преподавания по требованию российских властей. Милюков совершил путешествие в Македонию, принял участие в археологической экспедиции. Свои впечатления он описал в «Письмах с дороги», которые были опубликованы в «Русских ведомостях».

Постепенно у Милюкова сформировался собственный взгляд на историю. Он отрицал закономерности исторического процесса, противопоставлял историческое развитие России и Запада и, основываясь на теории об извечной культурной отсталости Руси, делал вывод о прогрессивной роли иностранных заимствований и т.д. Милюков хотел доказать, что народные массы в России всегда отличались инертностью. Помимо этого, Милюков утверждал, что решающую роль в истории страны играла государственная власть, которая имела надклассовый характер.

Политическая деятельность

В 1899 г. Милюков вернулся в Россию, в Петербург. Спустя год, в феврале 1900 г. председательствовал на вечере, который был посвящен памяти П.А. Лаврова. За произнесенное им «поминальное слово», Милюков был арестован и осужден на 6 месяцев тюрьмы с запрещением проживать в столице после окончания срока тюремного заключения. За Милюкова вступился В.О. Ключевский, обратившийся к императору с просьбой о сокращении срока заключения; в конечном счете, заключение было сокращено почти вдвое.

В 1902 г. Милюков подготовил проект программного заявления журнала «Освобождение», а уже через год в 1903 г. предпринял длительную зарубежную поездку, которая продолжалась до 1905 г. В ходе данной поездки, Милюков читал лекций в США о России и славянах. Зимой 1903 -1904 гг. он жил в Англии и встречался в Лондоне с Н.В. Чайковским, П.А. Кропоткиным, Е.К. Брешко-Брешковской, Р. Макдональдом. Кроме того, он имел встречу с В.И. Лениным, побывал в Канаде, где подготовил издание книги «Россия и её кризис».

В апреле 1905 г. Милюков возвратился в Россию. 24 мая на открывшемся съезде Союза союзов он был избран его председателем. Милюкову удалось убедить съезд принять предложенное им воззвание к обществу и народу, в котором была выдвинута идея созыва Учредительного собрания. Милюков поставил перед собой задачу создать, не революционную, а конституционную партию, по его словам, задачей данной партии должна стать борьба с «парламентскими средствами».

На учредительном съезде Конституционно-демократической партии, который состоялся в октябре 1905 г., Милюкову было поручено выступить с вступительным обращением к съезду и докладом о тактике. Он подготовил свое обращение, но окончательные решения по вопросам тактики, идеологии и организации Партии «народной свободы» (ПНС) были приняты только на ее 2-м съезде, состоявшимся в январе 1906 г. С 1905 г. член, с 1907 г. председатель ЦК партии. С февраля 1906 г. соредактор (вместе с И.В. Гессеном) главной кадетской газеты «Речь»; сам Милюков много публиковался в газете и был автором почти всех ее передовиц.

Депутат Государственной думы

Милюков не был избран в 1-ю Государственную думу; сказалось противодействие со стороны властей, хотя формальным предлогом для отстранения от участия в выборах стало несоответствие требованиям квартирного ценза. После роспуска думы, он был один из составителей Выборгского воззвания, призывавшего население к гражданскому неповиновению. Из-за участия Милюкова в составлении Выборгского воззвания, ему было запрещено участвовать в выборах во 2-ю Государственную думу.

Осенью 1907 г. Милюков избран депутатом в 3-ю Государственную думу. Как председатель фракции кадетов именно Милюков взял на себя все выступления в Думе по вопросам, что касались конституционно-политического характера. Однако, главной специальностью, на которую обращал свое внимание Милюков, стали вопросы внешней политики.

На Чрезвычайной сессии Думы, по случаю начала Первой мировой войны, 26 июля 1914 г. Милюков зачитал написанное им заявление, которое было одобрено ЦК партии: «Мы боремся за освобождение Родины от иноземного нашествия, за освобождение Европы и славянства от германской гегемонии... В этой борьбе мы едины; мы не ставим условий, мы ничего не требуем». Из-за этого заявления и стремления Милюкова вести войну до победного конца, его называли «лидером думской оппозиции».

Летом 1915 г. Милюков стал одним из главных инициаторов создания Прогрессивного блока. Как он сам писал в своих воспоминаниях: «Меня называли “автором блока”, “лидером блока” и от меня ждали направления политики блока. … Это был кульминационный пункт моей карьеры». Программа блока была следующая: создание правительства из лиц, которые пользуются доверием страны; радикальное изменение методов управления и создание общей администрации за политическими преступлениями; уравнение крестьян с другими классами; реформа городских и земельных учреждений и др. Одновременно Милюков принял активнейшее участие в организации и направлении широкомасштабной клеветнической кампании в прессе, направленной на дискредитацию правительство и Царской семьи.

1 ноября 1916 г. Милюков произнёс в Думе свою знаменитую речь, которая была запрещена для печати, но разошлась в списках по всей стране. В своей речи Милюков безапелляционного и не имея никаких доказательств обвинял императрицу Александру Федоровну и премьер-министра России Б.В. Штюрмера в подготовке сепаратного мира с Германией. В своих воспоминаниях Милюков писал: «Я говорил о слухах, об “измене”… о действиях правительства, возбуждающих общественное негодование, причем в каждом случае предоставлял слушателям решить “глупость” это или “измена”… Но наиболее сильное место речи я замаскировал цитатой “Neue Freie Press”. Там упомянуто было имя императрицы в связи с именами окружавшей ее камарильи…». Одним из результатов клеветнического выступления Милюкова стал очередной правительственный кризис и отставка Б.В. Штюрмера.

27 февраля 1917 г. Милюков на частном совещании Думы выступил с предложением выждать немного времени, пока будет ясен характер движения, а те временем создать временный комитет членов Думы для восстановления порядка в стране. Данное предложение было принято, и Милюков был избран членом Временного комитета Государственной думы. На заседаниях Прогрессивного блока и Временного комитета Милюков активно участвовал при обсуждении всех вопросов революции, в том числе состава правительства.

2 марта Милюков произнес речь в Екатерининском зале Таврического дворца и объявил состав Временного правительства во главе, которого стоял князь Г.Е. Львов. Об императоре и династии Романовых Милюков высказался довольно ясно: «Старый деспот, доведший Россию до полной разрухи, добровольно откажется от престола - или будет низложен. Власть перейдёт к регенту великому князю Михаилу Александровичу. Наследником будет Алексей». Однако, 3 марта стало известно, что Николай II отрёкся от престола в пользу своего брата. Поэтому на заседании Временного комитета и членов Временного правительства с участием Михаила Александровича, Милюков выступил против отречения великого князя. Он аргументировал свою позицию тем, что сильная власть, необходимая для укрепления нового порядка, но так же она нуждается в опоре символа власти, к которому массы уже привыкли. Однако, подобные высказывания не нашли поддержки у большинства лидеров Прогрессивного блока.

Министр иностранных дел

В первом составе Временного правительства Милюков занимал пост министра иностранных дел. Одним из своих первых его шагов на новом посту было распоряжение посольствам оказывать помощь в возвращении эмигрантов-революционеров в Россию. Так же, Милюков продолжал придерживаться своей позиции войны до победного конца, и поэтому был намерен работать и выступать за выполнение Россией своих обязательств перед союзниками по Антанте. Однако это вызвало еще больше негодования со стороны левых партий, а также Петросовета. Левые усиливали давление на правительство и требовали от него немедленного обращения к союзникам с предложением отказаться от «аннексий и контрибуций». Когда же он высказал свое несогласие с подобным решением, началась новая кампания против Милюкова как министра иностранных дел и того, кто непосредственно мог связаться с союзниками.

Из-за тяжёлых поражений, понесенных на фронте, а также хозяйственных трудностей и антивоенной революционной агитации, в России распространялось резко негативное отношение к продолжению войны. В Заявлении Временного правительства от 27 марта (9 апреля) 1917 г. говорилось о полном соблюдении обязательств, принятых в отношении союзников. Однако, в это же время Заявление оно содержало положения, которые позволяли, наедятся на скорое окончание военных действий (например, отказ от аннексий и контрибуций и пр.). Из-за некоторого беспокойства со стороны союзников, которое было вызвано двойственностью Заявления Временного правительства, Милюков 18 апреля приложил свою препроводительную ноту (т.н. «Нота Милюкова»), которая представляла собой дополнительный документ к Заявлению и где излагалась точка зрения руководства страны на участие России в войне. В ноте Милюков заявил, что позиция Временного правительства не даёт никаких оснований думать об ослаблении роли России в общей союзной борьбе и провозглашает о всенародном стремлении довести мировую войну до победного конца. Нота послужила поводом для Апрельского кризиса, что стал первой вооруженной демонстрации против Временного правительства произошедшей 20 и 21 апреля. Участники данной демонстрации требовали отставки Милюкова с поста министра иностранных дел. В подобной ситуации Милюков был вынужден подать в отставку 2(15) мая 1917 г.

Эмиграция

После отставки он продолжил политическую деятельность в качестве лидера кадетской партии, поддерживал Корниловское движение (после поражения выступления был вынужден уехать из Петрограда в Крым). Милюков резко негативно отнесся к приходу к власти большевиков, был последовательным сторонником вооруженной борьбы с ними. 14 ноября Милюков избран в Учредительное собрание но в его деятельности не участвовал, так как уехал на Дон.

Перебравшись с Дона в Киев, Милюков вступил в контакт с командованием германских войск (май 1918 г.), так как рассматривал Германию в качестве потенциального союзника в борьбе с властью большевиков. ЦК партии кадетов осудил подобную политику, и Милюков сложил с себя обязанности председателя ЦК. В конце октября он признал свою политику по отношению к немецкой армии ошибочной. С конца 1918 г. Милюков находиться за границей (в Румынии, Париже, Лондоне).

Через два года, в 1920 г. Милюков поселился в Париже. Там он стал главным редактором влиятельной зарубежной русской газеты «Последние Новости» и занимал эту должность с марта 1921 по 1941 гг. В период своей эмиграции Павел Николаевич написал ряд работ по истории революции и гражданской войны.

В 1922 г. во время выступления в Берлине на Милюкова было совершено покушение монархистами, но пуля попала в В.Д. Набокова, который собой закрыл его собой.

В канун Второй мировой войны Милюков был решительным противником Германии и незадолго до своей смерти он искренне радовался победе советских войск под Сталинградом. В 1954 г., после того, как истек срок аренды могилы, прах был перенесен в Париж, на кладбище Батиньоль, где он был похоронен рядом с А.С. Милюковой.

Семья

1-м браком, Милюков был женат на дочери ректора Московской духовной академии Анне Сергеевне Смирновой (1861 - 1935); 2-м браком - на Нине Васильевной Григорьевной (1881 - 1960). Дети: Николай (1889-1957), Сергей (1894-1915), Наталья (1898-1921).

Доклад на тему: «Павел Николаевич Милюков как историк»

Мой доклад называется «Павел Николаевич Милюков как историк».

Павел Николаевич Милюков - российский политический деятель, лидер кадетской партии, историк и публицист, родился 27 января 1859 г. в Москве в семье архитектора и преподавателя художественного училища Николая Павловича Милюкова. Отношения между супругами Милюковыми не складывались, каждый жил своей жизнью, часто вспыхивали ссоры, и потому Милюков был лишен теплоты родительского дома, которая, как правило, откладывалась в памяти у многих представителей дворянской интеллигенции.

В 1870 году Милюков поступил в Московскую первую гимназию и закончил ее в 1877 году с серебряной медалью. После окончания гимназии он вместе с друзьями работал в добровольческом санитарном отряде на Закавказском фронте (в то время шла русско-турецкая война 1877-78 гг.).

В 1877 - 1882 гг. учился на историко-филологическом факультете Московского университета, по окончании которого работал на кафедре русской истории, возглавляемой Ключевским. С конца 1890-го года началась публикация его магистерской диссертации «Государственное хозяйство России в первую четверть 18 в. и реформы Петра Великого» (в 1892 г. она вышла отдельной 600-страничной книгой). Уже этот первый труд молодого историка, за который он получил премию имени С.М. Соловьева, заставил говорить о нем как о талантливом и вполне зрелом исследователе. На защите его диссертации в 1892 г. многие профессора факультета рассчитывали, что Милюков будет удостоен докторской степени, однако его научный руководитель – Ключевский (который не одобрял выбора такой широкой темы и не разделявший западнических позиций своего ученика) настоял на присвоение диссертанту лишь магистерской степени. Это нанесло жестокий удар честолюбию Милюкова и в определенной степени повлияло на его активное приобщение к общественной деятельности, в направлении либеральных убеждений.

В 1894 г. за связь со студенческим движением Милюков был выслан в Рязань, где готовит к печати свою новую книгу – «Главные течения русской исторической мысли», в основу которой лег курс лекций по русской историографии. Также в Рязани была начата работа над самым значительным из исторических исследований Милюкова – «Очерками по истории русской культуры», которые имели огромный успех у читающей публики. В этой работе, посвященной истории русской интеллигенции, автор поставил перед собой задачу раскрыть «все стороны внутренней истории: и экономическую, и социальную, и государственную, и религиозную, и эстетическую». Книга отразила характерный для той эпохи поворот гуманитарных наук, и прежде всего истории, к изучению исторического процесса как результата развития народных масс, а не деятельность отдельных выдающихся личностей.

В 1897 г. после окончания срока рязанской ссылки перед Милюковым поставили выбор: либо ссылка в Уфу, либо высылка за границу. В это время ему предложили должность заведующего кафедрой истории Софийского университета, и Милюков уезжает в Болгарию.

В 1903-1905 гг. путешествовал по Европе и США, читал лекции, встречался с русскими эмигрантами. В 1905 г. приехал в Россию, где стал председателем либеральной политической организации «Союз Союзов» и одним из создателей партии кадетов (конституционных демократов).

Милюков полагал, что Россия, получив конституцию, сможет обеспечить гражданам политические права и либеральный путь развития. Депутат 3-й и 4-й Государственной думы, Милюков был лидером партии кадетов.

В феврале 1917 г. его назначили министром иностранных дел Временного правительства. В период Первой мировой войны он выступал за продолжение войны «до победного конца»; являлся сторонником сохранения монархии. После правительственного кризиса в апреле 1917 г. Павел Николаевич вышел в отставку; он занял антибольшевистскую позицию, поддержал мятеж Л. Г. Корнилова.

Когда большевики взяли власть, уехал на Дон, там написал текст декларации Добровольческой белой армии.

С конца 1918 г. Милюков находился за границей, а в 1920 г. поселился во Франции, где стал редактором газеты «Последние новости» и одним из организаторов Русского народного университета, вернулся к научной и преподавательской работе.

Милюков являлся приверженцем «новой тактики» борьбы против советской власти, рассчитанной на перерождение диктатуры пролетариата и подрыв её изнутри. В 1922 г. монархисты совершили на него неудачное покушение.

В годы Второй мировой войны Милюков выступал против сотрудничества русской эмиграции с фашистами и приветствовал успехи Красной армии.

Милюкову принадлежат труды по истории России XVIII-XIX вв., Гражданской войны, книга «Воспоминания».

Политическая история России в партиях и лицах/ Сост.: В.В. Шелохаев (руководитель), А.Н. Боханов, Н.Г. Думова. Н.Д. Ерофеев и др. - М.: ТЕРРА, 1993, с.265.

В «Очерках» Милюков показал большую роль государства в формировании русского общества, утверждая, что Россия, несмотря на свои особенности, шла европейским путем развития, а также привёл свои доводы относительно приспособляемости русского «национального типа» к заимствованным общественным институтам. Полагая, что «существует ряд основных закономерных эволюций разных сторон социальной жизни», Милюков не считал возможным объяснять исторический процесс развитием производства или «духовным началом». Он стремился рассматривать единую историю как ряд взаимосвязанных, но разных историй: политической, военной, культурной и других.

    Очерки по истории русской культуры: Том 1. Население, экономический, социальный, государственный и сословный строй

    Очерки по истории русской культуры: Том 2. Церковь и школа (вера, творчество, образование)

    Очерки по истории русской культуры: Том 3. Выпуск 1. Национализм и общественное мнение

    Очерки по истории русской культуры: Том 4. Выпуск 2. Национализм и общественное мнение

Первый том исследования знакомит нас «с тем историческим зданием, в котором провел свою жизнь русский народ». Здесь изложены «общие понятия» об истории, её задачах и методах научного познания, определены теоретические подходы автора к анализу исторического материала, а также представлены очерки о населении, экономическом, государственном и социальном строе.

В очерках, входящих во второй том , исследуется развитие духовной жизни русского народа, история и судьбы русской церкви, история русской архитектуры, живописи и музыки, а также тысячелетний период становления школы и просвещения в России. Основной темой 2-й части «Очерков» по определению самого автора является разрыв интеллигенции и народа. Главный вывод Милюкова таков: «Разрыв у нас произошёл в области веры и отсюда распространился на все другие области духовной жизни».

В третьем и четвертом томах исследования Милюков рассматривает механизмы, с помощью которых индивидуальная мысль становится общественной, т. е. формируется общественное самосознание. По мысли Милюкова история русского общественного самосознания может быть разделена на 3 этапа: 1) развитие националистических идеалов завоевательной эпохи и начало их критики; 2) последние победы национализма и первые успехи общественной критики: 3) развитие общественного мнения критической эпохи. Через все три периода проходит постепенное нарастание критического воззрения и соответственное ослабление воззрения националистического.