Введение……………………………………………………………………………………..2-3

    1.1 Общее представление о культурно-познавательном туризме…………………...4-6

    1. Возникновение туризма и этапы его развития в России………………………..6-10

      География туристских регионов и центров России……………………………10-12

    2.1 Географическая характеристика туристских ресурсов Мира…………………13-15

    1. Географическая характеристика туристских ресурсов России………………..15-18

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………………………...22

Список литературы…………………………………………………………………………..23

Введение

На сегодняшний день самым распространенным, не зависимым от доходов, а зависимым от интереса самого туриста, является познавательный туризм.

Данная курсовая работа позволяет узнать многое о познавательном туризме, о его значимости для человека, о географии расположения некоторых крупных культурно-познавательных центрах зарубежья и России. Целью работы является изучение культурного потенциала познавательного туризма, географии его развития по разным рекреационным районам и умение правильного использования туристской деятельности для различных категорий туристов. Объектом исследования в работе будет география познавательного туризма, как одного из видов туризма.

Познавательный туризм – это туристские поездки, путешествия, походы с целью посещения каких-либо регионов, местностей, центров туризма и т.п., для ознакомления с памятниками природы, истории и культуры, бытом и традициями местного населения, народными ремеслами и промыслами, достижениями в области науки, культуры, промышленного производства, строительства и т.д. Элементы познавательного туризма различной степени присущи практически всем видам туризма.

Потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации является объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть. Обычно целями познавательного путешествия являются:

Увидеть природные достопримечательности и природные явления, красивые виды, пейзажи, закаты, красивые горные массивы;

Познакомиться с достижениями искусства, науки и техники;

Посетить экологически чистые объекты или наоборот экологически пораженные объекты;

Увидеть экзотических животных или растительный мир;

Посетить святыни, исторические места и сооружения;

Сделать уникальные фотографии, снять красивые видеофильмы;

Заполучить красивые сувениры, приобрести туристские товары.

Есть люди, для которых кроме пляжного отдыха на свете ничего нет. Для них одна мысль о том, что можно целыми днями жариться на раскаленном песке, уже ненавистна. Есть и другие - они пляжи не ненавидят, им в голову подобный вид отдыха просто не приходит. Им надо, чтоб "мелькали города и страны, параллели и меридианы". Есть и третья категория - промежуточная: они готовы и на солнце погреться, и мир посмотреть. Это и есть познавательный туризм.

К музеям у русского человека всегда был особый интерес. Да только выбор оказывался не велик. Но после того, как распахнулись границы, все мы ахнули. Оказывается, в мире в естественном виде существуют египетские пирамиды и музей истории сантехники в Англии, Эйфелева башня и музей галстуков в Загребе, Венеция и музей пыток в Праге, американская статуя Свободы и музей опиума в Таиланде, Иерусалим и район Красных фонарей в Амстердаме с памятником Сталина на одной из его улочек и множество других самых разнообразных интереснейших мест. В любом городе можно для себя открыть потрясающие маршруты и достопримечательности, доселе неведомые.

Посещение других городов и стран - очень интересное занятие. Своими глазами увидеть Джоконду, о которой столько пишут в газетах; подняться на трехсотметровую высоту Эйфелевой башни, чтобы взглянуть на Париж "свысока"; помахать рукой статуе Свободы; попробовать воздушных венских пирожных; покататься по венецианским каналам на гондоле; побывать в доме, где жил Шекспир, в Стратфорде... Как же все это захватывающе и интересно! Путешествия заставляют человека понять, как прекрасна жизнь вокруг него, еще больше полюбить свою родину. К тому же впечатления останутся на всю жизнь.

И люди бросились познавать этот мир, знакомый им лишь по книгам и альбомам. Особенно охочим до экскурсий удается за один раз намотать впечатлений от двух, трех, четырех, а то и пяти стран.

глава 1. 1.1 Общее представление о культурно-познавательном туризме

Туризм – временные выезды (иными словами - путешествия) граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Под понятием культурно-познавательного туризма понимается потребность духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, где лично увиденное становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, изменяя горизонты его восприятия.

На сегодняшний день существует множество видов туризма. Это семейный, познавательный, спортивный, деловой и т.д.; так как понятие культурно-познавательного туризма не сводится только к познанию других стран, её обычаев и традиций, но культурно-познавательный туризм это ещё обмен опытом, навыками.

Так как туризм способствует развитию путешествий, благодаря которым люди (туристы) имеют возможность посетить другие страны, то, задача культурно-познавательного туризма состоит в том, чтобы повысить культурный уровень людей во время путешествия, удовлетворить их культурные потребности.

Объектами туристского интереса могут являться древние города, музеи, памятники созданные человеком и природные, достопримечательности, городские ландшафты, этнические и фольклорные памятники и т. д.

Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он в меньшей степени зависит от возрастной принадлежности туристов, в большей от круга его интересов. Интересовать человека может многое, в особенности что-то непривычное и необычное; поэтому при изучении рынка и разработки тура, при рекламе, особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.

Существуют две разновидности познавательных туров:

    Стационарные туры – с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;

    Маршрутные туры – посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.

При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до

3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, театральные, фольклорные, этнографические, литературные, природоведческие и т.д.

Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия , направленные на удовлетворение любопытства туристов.

Если организуется исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия – посещение массовых мероприятий, таких, как театры, концерты, и т.п. В программу включено посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т. д.

Программа тура строится в зависимости от тематики тура.

Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, различные национальные праздники. Спортивные и курортные программы , как правило, не планируются.

Размещение туристов в стационарных турах может быть самым разнообразным – в гостиницах от 1 до 5 звёзд. Основное требование – местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах - от 2 до 4 звезд).

На познавательных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы . На отдельных тематических экскурсиях – экскурсоводы-искусствоведы. Важно при работе с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в ином случае, на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы и ухудшает качество экскурсии.

В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного осмотра города и знакомства с его магазинами. В городах, на посещение которых выделяется всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя это зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных объектов.

На основании материалов о культурном и познавательном туризме можно сделать вывод, что такое культурно-познавательный туризм. Это туристские посещения памятников истории и культуры, туристских территорий и объектов культурного наследия.

1.2 Возникновение туризма и этапы его развития в России

Туризм (от фр. Tourisme Tour - прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Туризм - это, прежде всего, получение удовольствия, удовлетворение любознательности. Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность - один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы.

Когда в первобытном обществе человек в поисках пищи (зверя, рыбы, ягод и т.д.) бродил по неизведанным просторам земли, то это еще не был туризм, так как первобытный человек совершал свое "путешествие" в целях первой жизненно необходимой потребности - выжить. После того как первая жизненно необходимая потребность перестала стоять перед человеком, у него появилась вторая необходимая потребность - потребность в информации, а, следовательно, в путешествиях.

Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Историю развития туризма в России вполне можно соотнести с периодизацией истории мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

Первый этап – предыстория российского туризма.

Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.

Возникновение и развитие культурно-познавательного туризма неразрывно связано с историей возникновения понимания культурных ценностей, признания необходимости их систематизации и разработке нормативных актов по охране. В последние годы во всем мире наблюдаются тенденции пересмотра отношения к природному и культурному наследию, что связано с глобальными процессами создания общего информационного пространства. Тенденция направлена в сторону перемещения культурного наследия из сферы преимущественно декоративного элемента жизни общества в базовую ценность современной цивилизации. Памятники природы, истории и культуры составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира. Они поддерживают природное и культурное многообразие планеты и вносят существенный вклад в устойчивое развитие страны и человеческой цивилизации в целом. Современный этап истории развития культурно-познавательного туризма. Конец XX начало XXI века - этап осознания опасности глобального и бесконтрольного использование культурных ресурсов. Характеризуется наличием следующих факторов: межкультурное влияние, создание единого информационного пространства, законодательное регулирование, разработка и внедрение программ по сохранению культурного наследия. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с большим влиянием туризма на экономику отдельной страны. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем, способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания, внедрению новых средств распространения информации.

Формирование организационно-экономических условий развития культурно-познавательного туризма

Курсовая

Туризм и рекреация

Среди основных видов туризма ведущую роль занимает культурно-познавательный (культурно-просветительный туризм). Его интенсивное развитие связано с возросшей потребностью расширить свои знания в различных направлениях, в повышении интеллектуального уровня человека.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75601. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГИЛЬБЕРТА 30.5 KB
Спектральный анализ Гильберта HS применяется для описания нестационарных сигналов т. Мгновенная частота может быть вычислена по формуле wt = d q t dt Цель применения преобразования Гильберта IMF определенные вышеприведенным способом допускают вычисление физически значимых мгновенных частот что дает возможность создать частотно-временное представление сигнала на основе преобразования Гильберта. ЦОС по методу Гильберта-Хуанга включает последовательное применение нескольких...
75602. ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ 345.5 KB
Целью обработки может являться также улучшение качества изображения для лучшего визуального восприятия геометрические преобразования масштабирование поворот в общем нормализация изображений по яркости контрастности резкости выделение границ изображений автоматическая классификация и подсчет однотипных объектов на изображении сжатие информации об изображении. К основным видам искажений изображений затрудняющих идентификацию можно отнести: Недостаточную контрастность и яркость связанную с недостаточной освещенностью объекта;...
75603. МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО КАЧЕСТВА ИЗОБРАЖЕНИЙ 1.67 MB
MTLB предоставляет средства интерактивной работы с изображениями в различных графических форматах включая: Изменение масштаба изображения; Изменение яркости и контрастности; Поворот изображения; Многие виды фильтрации; Конвертирование графического формата...
75604. СРЕДСТВА ИДЕНТИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ НА ИЗОБРАЖЕНИЯХ 1.07 MB
Hассмотрен классический подход к решению задачи обнаружения сигнала приведенный ниже. либо сумму детерминированного сигнала Vt и шума. Будем считать что факт наличия сигнала Vt тоже случаен. Для решения вопроса о наличии сигнала в данный момент можно принять правило: сигнал присутствует если...
75605. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ЦОС. ВЫБОР АЦП 231.5 KB
В системе ЦОС содержащей АЦП производится переход от непрерывного сигнала к числовому массиву с учетом шага квантования по уровню DX и шага дискретности по времени Dt. Выбор шага квантования по уровню Выбор шага квантования по уровню производится из условия достижения необходимой точности восстановления значений непрерывного измеряемого сигнала в ЭВМ по дискретным отсчетам. Количество уровней квантования N АЦП в диапазоне изменения входного сигнала Xmin Xmx равно а количество разрядов выходного кода n=log2N Расчет интервала дискретности по...
75606. ОС. Реализация на ПЛИС и ЦСП 524 KB
Реализация на ПЛИС и ЦСП Современные алгоритмы ЦОС: пути реализации и перспективы применения http: www. Последние годы характеризуются резким ростом плотности упаковки элементов на кристалле многие ведущие производители либо начали серийное производство либо анонсировали ПЛИС с эквивалентной емкостью более 1 миллиона логических вентилей. Цены на ПЛИС к сожалению только лишь в долларовом эквиваленте неуклонно падают...
75607. Сигналы. Электрический сигнал в радиотехнике 390 KB
Сигнал это информационная функция несущая сообщение о физических свойствах состоянии или поведении какойлибо физической системы объекта или среды а цель обработки сигналов извлечение сведений которые отображены в этих сигналах и преобразование этой информации в форму удобную для восприятия и использования. Для выявления общих свойств сигналов их классифицируют по ряду признаков рис. По возможности предсказания мгновенных значений сигналов в любые моменты времени различают сигналы детерминированные и случайные. Информативным...
75608. РАЗЛОЖЕНИЕ ФУНКЦИЙ В РЯДЫ 259.5 KB
Ортонормированный базис Для представления одномерных величин достаточно одного параметра. Возникает вопрос нельзя ли ввести ортонормированную систему в пространство функций так же как она вводится для векторного пространства Иначе говоря нельзя ли ввести множество взаимно перпендикулярных единичных функций Если это возможно то рассматриваемую функцию можно выразить в виде линейной комбинации таких функций. Рассмотрим некоторое множество функций семейство функций. Если число этих функций невелико можно...
75609. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИГНАЛА. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДОБИЯ СИГНАЛОВ. КОРРЕЛЯЦИЯ 136 KB
Элемент из этого числового набора называется компонентом вектора. Это означает что анализ вектора f аналогичен анализу функции непрерывного сигнала ft если она не имеет точек разрыва. Для этого необходимо определить понятия: расстояния между векторами скалярное расстояние норма вектора...

Наряду с развлекательным, ознакомительным, оздоровительным туризмом значительное число людей привлекает познавательный туризм. Его целью является приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. В отличие от развлекательного - познавательный туризм позволяет участникам туров более глубоко ознакомиться как с целой культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями. Познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте. Стремление к познанию - и содержание, и мощный стимул человеческой деятельности. Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовлетворяет одну из наиболее сильных своих потребностей - потребность в познании. В познавательном туризме человек в реальности встречается с тем, о чем он только читал или что видел по телевидению. Эта встреча с реальностью оказывается гораздо более запоминающейся и воздействующей на его воображение, чем прочитанные книги и увиденные фильмы. Новые впечатления позволяет человеку заново осмыслить свой жизненный путь, увидеть новые горизонты, получить новые стимулы для творческого самовыражения. В России располагаются памятники архитектуры мирового значения. Это архитектурные комплексы Санкт-Петербурга и его окрестностей, и архитектурные ансамбли Москвы и ее усадеб, а также зодчество городов так называемого Золотого кольца. Знакомство с этими памятниками позволяет увидеть творческие возможности россиян и величие исторического прошлого нашей страны.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Роль познавательного туризма в современном мире огромна. Туризм затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе культуру, экономику, социальную жизнь. Интенсивность туристского развития, масштабы туризма во многом зависят от признания мировым сообществом ценности культурного и природного потенциала страны, ее наследия. В настоящее время именно культура и наследие определяют отношение мирового сообщества к стране, ее привлекательность с позиций не только социальных отношений и туризма, но и бизнеса. Истинного уважения в современных условиях можно добиться не только, и не столько через усиление военной мощи, роста национальной территории и численности населения, а, прежде всего, через тот вклад, который страна вносит в мировую культуру, науку и экономику (как части общей культуры), в развитие цивилизованных отношений между народами, странами, людьми. В связи с этим, для признания значимости страны как великой державы, роль наследия, культурных ценностей, созданных народом за длительный период его существования, становится определяющей.

Это касается и России. Ведь то, что Россия остается сегодня среди великих держав мира, обусловлено во многом авторитетом ее замечательных писателей, музыкантов, художников, архитекторов, ученых. Россия велика своими художественными и научными школами. Весь мир знает современных русских пианистов, скрипачей и виолончелистов, певцов, мастеров балета, физиков и математиков.

Поэтому сегодня, когда говорят о привлекательности России как туристского пространства, имеют в виду не только выдающиеся творения русских архитекторов, красоту старинных русских городов, глубину народной культуры, воплощенную в фольклоре, в творениях народных мастеров, но и замечательные произведения писателей и поэтов, художников, музыкантов, самобытность сложившейся в России национальной культуры.

Неразрывно связаны с пониманием богатства и многообразия культуры России такие крупные города, как Москва и Санкт-Петербург, малые российские исторические города и поселения, являющиеся носителями особой атмосферы, где неповторимо сочетаются ценнейшие образцы градостроительного искусства, архитектурные памятники, места, связанные с выдающимися историческими событиями, жизнью замечательных людей, природные достопримечательности.

Наличие в России уникальных историко-культурных и природных ресурсов предполагает, что у нашей страны и ее регионов имеются предпосылки для становления познавательного туризма, реально дающего экономике социально-политические и экономические дивиденды и выгоды. Между тем теория и методология развития познавательного туризма недостаточно разработана, что не позволяет на практике осуществлять его целенаправленное управление на отдельных территориях. Следовательно, перед российскими организациями, специализирующимися на обслуживании туристов, путешествующих с познавательной целью, встает задача поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить их рыночные позиции и способствовали тем самым дальнейшему развитию туризма и страны в целом.

Федеральное агентство по туризму утвердило стратегию развития туризма в России на период до 2015 года. 86-страничный документ предусматривает главным образом развитие познавательного туризма, как самого перспективного, а также значительное расширение полномочий Ростуризма. Если вторая инициатива может быть реализована уже в этом году, то на развитие познавательного туризма в России может не хватить и выделенных восьми лет.

1.1 Сущность и содержание культурно-познавательного туризма

Культурно-познавательный туризм- это вид туризма, включающий поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов.

Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика". Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки экскурсионной программой.

Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурно-познавательный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.

Развитие культурно-познавательного туризма связано, прежде всего, с тем, что он способству­ет созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

Туризм является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному на­следию, духовному оздоровлению. Кроме того, туризм является средством коммуникаций, взаи­мопонимания между людьми, средством развития интеллекта.

Развитие этого направления туризма играет важную роль и в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения. Развитие сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации, сохранению и развитию культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами.

Выделяется несколько уровней культурно-познавательного туризма, такие как:

Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения.

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

· знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

· посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

· посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

· участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.

Формы Культурно-познавательного туризма

Культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным.

Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим.

То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим. Что касается географии экскурсионных туров, то ее диапазон простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется и в самой России, и в плане поездок за рубеж.

Развитие туризма представляет собой выгодную область приложения сил, направленных на развитие сознания российского общества и сближения России с цивилизованным миром, как с европейскими, азиатскими, так и с другими сообществами.

К преимуществам культурно-познавательного туризма относятся следующие факторы:

Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

Создание новых рабочих мест;

Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории .

Кроме этого культурно-познавательный туризм обеспечивает определенные конкурентные преимущества.

К основным из которых относится:

Конструктивность и патриотичность, так как интенсифицирует работ по выявлению местных региональных преимуществ и общих национальных ценностей;

Коммуникативность, так как он легко принимается чиновниками, бизнесом, сообществом и может быть основой консолидации региональных и национальных элит;

Способность обеспечить конкурентные преимущества, активизируя местный творческий потенциал;

Способность привлекать работников разной квалификации и специализации (гуманитариев и техников).

Россия богата культурно- познавательными объектами для туризма которая представлена в (табл. 1).