Изображение народной массы в повести Пушкина «Капитанская дочка»

В 1835 году, работая над «Капитанской дочкой», Пушкин записал важную мысль: «Одна только история народа может объяснить истинные требования оного». В получившемся произведении писателю через образы и характеры героев удалось передать основные черты, присущие русскому народу в один из важнейших периодов истории. Критик Белинский отзывался о «Капитанской дочке» как о своеобразной «энциклопедии русской жизни» XVIII века.

Народная масса показана в повести Пушкина неодноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачевского движения (караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), и крепостные (Савельич), и «старинные люди» (Мироновы).

Но были среди народа и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени. Через образ дворового автор передал характер типичного русского человека, трагизм которого заключается в том, что он живет в эпоху крепостного права, унижающего и угнетающего крестьян.

В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию. Все лучшее в Гриневе воспитано именно Савельчием. Свой долг крестьянин видит в том, чтобы устроить счастье своего питомца. Однако, хоть он и раб по положению, но не раб по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Горечь и боль вызвало в Савельиче грубое письмо к нему старика Гринева. В ответном письме Савельича Пушкин подчеркнул не только покорность старого дядьки своему господину, но и пробуждение в крепостном рабе сознания того, что он такой же человек, как и его барин. Образом Савельича автор протестует против крепостного права.

Другие представители народа переданы в произведении через образ Мироновых. «Старинные люди», как называет из автор, вышли из народа и остались близки ему. Иван Кузьмич вышел в «офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой. Но самый честный и добрый».

Близость Мироновых к народу сказывается в их быту, в их доверчивости, добродушии и простосердечии, в радушии и гостеприимстве. Эта семья противопоставлена аристократическому дворянству в лице Швабрина. В душе Ивана Кузьмича живет чувство долга, офицерской чести. Он первым выходит против Пугачева, и, «изнемогая от раны, собрав последние силы, твердым голосом» отказывается признать в Пугачеве государя, обрекая тем самым себя на виселицу.

Но крепостнический строй отрицательно повлиял даже на таких честных и добрых людей, как старики Мироновы. Иван Кузьмич, выполняя служебный долг, гибнет за чуждый народу строй. При всей своей доброте и беззлобности он становится противником народа. Савельича и Мироновых, при всем различии их судеб, объединяет отсутствие осмысленности жизни. Они живут во власти традиции и сложившихся стереотипов. Из поколения в поколение повторяющийся образ жизни представляется им единственно возможным. Оттого они никогда не смогут ответить на обиду, не смогут подняться выше помещичьей или правительственной власти.

В произведении народ противопоставляется дворянству. Вторые, в отличие от первых, прозаичны, бездуховны, примитивны и, можно сказать, ничтожны.

Неведомый, тайный мир духовной жизни простых людей открывается читателю во время пира у попадьи в честь падения Белогорской крепости. Разговор на «сборище» Пугачева и его соратников шел в основном о взятии крепости, об успехах и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно спорил с Пугачевым. Но все присутствующие «обходились меду собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю».

Всех их объединяла общая высокая цель, уверенность в своих силах, чувствовался командный дух. Гринева до глубины души потрясает непонятная ему свобода и смелость мятежников, преступивших законы самодержавного государства, бросивших вызов власти. Не понимая происходящего, Гринев почувствовал значительность, поэтичность, непохожесть этих людей, «злодеев», на всех остальных.

Но народ у Пушкина показан не только с положительной стороны. Автор не скрыл и «темные» грани восстания и поведения мятежников: мелкие грабежи («несколько разбойников… таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь»), возможность предательства Пугачева его же товарищами, жестокость народа в борьбе со своими мучителями. Жестокость часто бессмысленна и неоправданна, как, например, расправа с женой капитана Миронова. Но именно через эти негативные стороны восстания Пушкин передал чувство жестокости и ненависти, накопившееся в народных массах за века угнетения. Белобородов одним своим требованием «вешать всех дворян» выразил эти чувства.

Через различные образы Пушкин в произведении передал основные черты народа, как положительные, так и отрицательные. Русский человек честен, добр, ответственен, способен на подвиги и активные действия. С другой стороны, подчеркивая свободолюбие и мятежность народа, автор показывает черты национального характера, сформированные рабством – смиренность и послушание. Изображая народ в «Капитанской дочке», Пушкин впервые представил его как серьезную политическую силу, которой предстоит обновить Россию.

«Капитанскую дочку» не зря считают энциклопедией русской жизни 18 века, ведь в ней Пушкину удалось показать жизнь простого русского человека в один из сложнейших периодов в истории нашего государства.

С помощью образа Савельича Пушкин напоминает нам про ту эпоху, в которой разворачиваются основные действия повести. Эпоху крепостного права и угнетения крестьян помещиками и дворянами.

Автор наделяет Савельича многими человеческими качествами такими, как порядочность, верность, доброта, привязанность и готовность в любую минуту отдать жизнь за своего барина. Именно этот, далеко уже не молодой человек, воспитал , заложив в него те качества характера, которые в дальнейшем помогли герою справиться со всеми жизненными испытаниями. Савельич смыслом всей своей жизни считал служение своему барину. Хотя он и был крепостным по социальному статусу, он не был им по натуре и по духу. В образе Савельича Пушкин показал нам протест против устоев крепостного государства.

Следующим элементом образа народа становится семья Мироновых. Автор дает им название «старинные люди», ведь они были выходцами из народа и, не смотря на свое положение, остались близки ему. Мироновы были очень добрыми и порядочными людьми, в них было высоко чувство долга и ответственности. Так, после захвата мятежниками Белогорской крепости, Иван Кузьмич Миронов, будучи тяжело раненым, не признает власть Пугачева, за что расстается с жизнью. Он остался верен присяге, императрице. Миронов защищал те порядки (крепостное право), которые были ему чужды. Оставшись верным государству, он выступает против народа.

В образах Савельича и Миронова Пушкин показывает нам все негативное влияние крепостного права. В этих людях так велико чувство долга, что они не умеют жить по-другому. Они живут, также как жили их отцы и деды, прислуживая своему барину. Именно обеспечение счастливой и стой жизни является единственно их жизненной целью.

Наряду с открытым и добрым простым человеком, Пушкин показывает нам прослойку дворянства, которая не отличалась особыми человеческими качествами, была лицемерной и низкой. Для этого достаточно вспомнить поступки Швабрина: клевета на , предательский удар в спину Гринева, переход на сторону мятежников.

Широта души и богатый внутренний мир простого русского человека открывается перед нами на пиру мятежников в честь взятия Белогорской крепости. Мятежники ведут себя как абсолютно равные люди, каждый может высказать свое мнение, даже поспорить с «царем-батюшкой». Их всех объединяет одна цель – борьба за свободную жизнь.

Кроме положительных качеств русского народа, Пушкин показывает нам и негативные его стороны. Так, мятежникам не чужд был разбой и грабежи, они были очень жестокими, иногда не оправдано. Пушкин объяснял этот народный гнев многовековым угнетение и порабощением простого люда. Теперь он восстал и готов мстить за это.

В своем произведении показал нам без преувеличений свободолюбивый и мятежных характер русского человека. Он впервые рассматривал народные массы, как реальную политическую силу, которая способна изменить российское государство.

Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине.

Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет каких‑то оригинальных, выдающихся черт, к ней как нельзя лучше подходит определение «милая девушка». И в то же время этот образ поэтичен, возвышен и привлекателен.

Маша Миронова воспитывалась в семье с патриархальным укладом, придерживавшейся старинных дворянских традиций. По причине этого она послушна, спокойна, скромна. Она никогда не переступит рамки приличия, не поступится своим нравственным долгом и не пойдет против совести. Так, она ни за что не вышла бы замуж за Швабрина, даже если бы это решение грозило ей смертью. Вспомним, в каком состоянии находят запертую Машу Пугачев и Гринев. Ее воспитание, ее принципы не позволили Маше склониться перед Швабриным.

Свою героиню А. С. Пушкин подвергает испытанию любовью, и проходит она это испытание с честью. Чтобы достичь благополучия, Маше пришлось перенести немало тяжелых ударов: любимый ранен на дуэли, затем родители жениха не дают своего благословения на законный брак, погибают ее собственные родители. В размеренную жизнь Маши врывается пугачевский бунт. По иронии судьбы это событие, вместо того чтобы разлучить двух влюбленных, соединило их.

Нигде так не проявился характер Маши Мироновой, как на последних страницах книги, где она без всяких сомнений едет в Царское Село, чтобы просить императрицу помиловать Гринева. Этот поступок смел уже потому, что молодая девушка, не знающая жизни, едет в неизвестность одна, и вдвойне смел потому, что она хочет вступиться за опального дворянина, что очень рискованно для нее самой. Она вступает в борьбу не только за свою любовь, но и за справедливость. Испытания, выпавшие на долю Марьи Ивановны, душевно обожгли ее и сделали сильнее. Ее не сломили смерть родителей, домогательства Швабрина, арест Гринева. А ведь вначале она казалась такой слабой и беспомощной, боялась выстрелов, подала в обморок. Но когда судьба поставила ее на распутье одну, она нашла в себе силы бороться за свое счастье. Маша стала взрослее в этих испытаниях.

А. С. Пушкин заставляет страдать свою героиню потому, что относится к ней трепетно и нежно. Он знает, что она вытерпит эти страдания, раскрыв в них самые прекрасные стороны своей души.



Маша Миронова обладает сильно развитым чувством долга и душевным благородством. Ее понятие долга перерастает в понятие верности. Маша Миронова осталась верна сердечной привязанности вопреки страху. Она истинная дочь своего отца. Миронов в жизни был человеком мягким и добродушным, но в экстремальной ситуации проявил решительность, достойную русского офицера. Так же и Маша: она была робкой и впечатлительной, но когда речь зашла о ее чести, она готова была, как и отец, скорее умереть, чем сделать что‑либо противное ее совести.

Душевные качества Маши Мироновой прекрасны: нравственная безупречность, верность слову, решительность, искренность. Она способна любить искренне, горячо и беззаветно. И в награду ей достается заслуженное счастье.

А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.

12. Маша Миронова в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова.

Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, честных и преданных своему долгу, как они его понимали.



Все это оказало решающее влияние на формирование характера девушки.

Первое впечатление от Марьи Ивановны ― впечатление о посредственности. В ее внешности сразу подчеркивается и обыкновенность: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло‑русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Рассказчик замечает: «С первого взгляда она не очень мне понравилась». В манере Марьи Ивановны держаться проявляются скромность и застенчивость. Она сидит в стороне, шьет, краснеет, когда о ней говорят за столом. Постепенно за этой простотой, обыденностью вступает что‑то в высшей степени привлекательное. «Марья Ивановна скоро перестала меня дичиться. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку», ─ говорит рассказчик. Она привязывается к молодому офицеру, верно оценив его как честного и доброго человека, а перед этим она отвергла гвардейского офицера Швабрина, хотя тот был образованнее и, казалось бы, мог произвести впечатление на провинциальную девушку. Полюбив Гринева, Марья Ивановна просто отвечает на его объяснение. «Она без всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности». Вся история любви Марьи Ивановны к Гриневу ― доказательство глубины ее натуры, способности к большому, настоящему чувству. После того как отец Гринева отказал сыну в разрешении на женитьбу, а Марья Ивановна решила, что ей «не судьба» быть за Гриневым, что следует покориться «воле божьей», она не перестает его любить. В тяжелых испытаниях и превратностях судьбы ее бескорыстная любовь крепнет. Пережитое ею развивает и закаляет ее стойкость.

Привлекательность, простота и искренность девушки, доброе отношение к людям действуют на окружающих. Мы видим, что ее любят и крепостная девушка Палаша, и Савельич. Попадья готова сделать для нее все, подвергая себя немалому риску, скрыв от Пугачева, что Маша ― дочь коменданта. Вполне понятно, что родители Гринева, познакомившись с ней, «вскоре к ней искренне привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

В испытаниях, которые пришлось перенести Марье Ивановне, проявились ее душевная сила и стойкость. Ее решение ехать в Петербург показывает, что в этой скромной девушке заложена большая сила характера. «Она непрестанно думает о средствах, как бы меня спасти», ― замечает рассказчик. При этом Марья Ивановна совершенно самостоятельно составляет целый план действий, требующий энергии и смелости. Судьба ей покровительствует, но ведь и то обстоятельство, что «жена смотрителя тот час же с нею разговорилась», объявила, что она «племянница придворного истопника», свидетельствует о способности Марьи Ивановны очень быстро располагать к себе людей, самых различных и по характеру, и по положению. Добившись счастливого решения, Марья Ивановна в тот же день, «не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню».

Несомненно, что автора привлекает Марья Ивановна. Одним из средств поэтизации образа героини служит привлечение в качестве эпиграфов, относящихся к Марье Ивановне, прекрасных народных песен, по содержанию своему отвечающих той или иной ситуации повести. Таков, например, эпиграф к главе XII «Сирота»:

Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточка;

Как у нашей княгинюшки

Ни отца нету, ни матери…

Тихая, робкая капитанская дочка преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра Андреевича Гринева, его честь, его семью.

Марья Ивановна ― женский образ, с любовью созданный А. С. Пушкиным.

13. Емельян Пугачев ― исторический герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека.

Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым.

Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав исторических, реально‑бытовых, символических и фольклорных элементов. Увиден этот человек глазами Гринева, и появляется он в романе только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью Пугачева. Облик Пугачева физически конкретен, он казак, «бродяга», главарь «шайки разбойников».

Несмотря на свою реалистичность, Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в романе возникает тревожная, загадочная атмосфера. И в главе «Вожатый», и во время бунта перед нами человек, внешность которого выразительна, но обманчива. Внутреннее, скрытое кажется в нем значительнее и талантливее того, что доступно взгляду Гринева. Человеческий облик Пугачева также сложен и противоречив. В нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека «готовности ему помочь». Пугачев может грозно хмуриться, напускать на себя «важный вид» и улыбаться, добродушно подмигивать.

В повести постоянно говорится о глазах Пугачева: «живые большие глаза так и бегали», «прищуривал левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости», «глаза у Пугачева сверкали». Эта деталь необходима для создания его динамического портрета. Пугачев непредсказуем. Важнейший принцип создания его образа ― превращение. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений: он и казак ― человек, имеющий подлинное имя, и самозванец, присвоивший имя покойного Петра III. В сюжете произведения он из «бродяги» превращается в «великого государя». В нем проступают то черты плутовского казака, то мудрость народного вождя и полководца. Превращения следуют одно за другим: властный и грозный «государь» оборачивается искренним и милосердным спасителем «его благородия» и «красной девицы», нетерпеливый и скорый на расправу человек становится рассудительным и примиряющим.

Пугачев говорит о вариантах развития событий: о походе на Москву («Дай срок, не то еще буде, как пойду на Москву»), о возможном триумфе («Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою»). Довольный своими военными победами, он предполагает даже «потягаться» с самим прусским королем Фридрихом. Но ни один из этих вариантов судьбы не осуществился.

Пугачев ― фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как и в детском заячьем тулупчике, подаренном Гриневым. «Улица моя тесна, воли мне мало», ─ говорит он. И он сам осознает трагизм своей судьбы, это подчеркнуто и любимой песней Пугачева «Не шуми, мати зеленая дубравушка…», и рассказанной им калмыцкой сказкой. Как всякий трагический герой, Пугачев предстает в героическом свете.

Он гордо отвергает совет Гринева «прибегнуть к милосердию императрицы». Им движет не чувство вины, а уверенность в несокрушимой силе. Он хозяин своей судьбы и не может принять то, что иногда дает другим людям.

Гринев пытается понять роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши. «Заячий тулупчик», как и общеизвестное «долг платежом красен» ― слишком простое объяснение всего происходящего. Гринев осознает, что этот человек почему‑то выделил его из толпы, спас, помог, устроил его личное счастье: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня». Немалую роль сыграло чувство человеческой близости, возникшей между ними. Но Гринев прозревает во всех отношениях другой, высший смысл. Пугачев представляется ему человеком исключительным, посланным самой судьбой. Он возник из метели, едва не погубившей Гринева, из сна, в котором отец неожиданно предстал в облике «вожатого». Пугачев стал его «вожатым» по жизни, в нем совместились и здравый смысл, и логика чуда.

Образ Пугачева ― центральный образ романа, хотя Пугачев не является главным героем среди действующих лиц. С ним связаны размышления А. С. Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни человека и жизни исторической. Фигура Пугачева соизмерима только с фигурой Петра I. Среди русских исторических деятелей своей эпохи личности такого масштаба А. С. Пушкин не находил.

14. Народное восстание в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка». Сам автор писал: «Под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева, включенная в широко развернутое изображение исторических событий, с охватом большого круга явлений. Тема восстания Пугачева изложена при всей сжатости повествования достаточно полно и законченно: от начала восстания до поражения и гибели Пугачева.

Основную причину восстания ― политическое и экономическое угнетение народных масс ― А. С. Пушкин в своем романе полностью не раскрывает, однако читатель ее хорошо понимает. Автор в целом ряде лаконичных замечаний в различных главах романа говорит о недовольстве народа, о жестокости правительства. «Башкирцы ― народ напуганный, да и киргизцы проучены», ― говорит капитан Миронов, а что значит «проучены» читатель видит в сцене допроса схваченного башкирца. «Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей… ― Эхе! ― сказал комендант, узнав по странным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. ― Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах». Из дальнейшего мы узнаем, что у башкирца вырезан язык. Неудивительно, что именно этот «изувеченный» башкирец оказывается верхом на перекладине с веревкой в руках в момент казни коменданта. В этой же главе, в историческом отступлении о «возмущении» казаков в 1772 г., сказано: «Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал‑майором Траубергом». Вся направленность повествования о народном возмущении такова, что сомнений в его «естественности» не возникает.

А. С. Пушкин в полном соответствии с исторической правдой показывает социальный и национальный состав охваченных восстанием народных масс. Среди них мирные казаки, крепостные крестьяне, малые угнетаемые царским правительством народности ― киргизы, калмыки, башкиры.

Цели движения определяются в общих чертах не какой‑либо четкой политической программой, а вековечными народными ценностями, такими как свобода, земля, уничтожение помещиков, стоящих на пути к этим целям. «Хороший», свой царь должен осуществить эти цели. Стихийность движения отражена в романе опять‑таки в полном соответствии с действительностью. Но движение отвечает интересам широких масс, вот почему не только крепостные крестьяне и казаки участвуют в нем, но и солдаты царской армии быстро переходят на сторону Пугачева.

Есть в произведении и широко известные слова: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Они принадлежат повествователю. Характер этого восклицания отражает, конечно, ужас испуганного крестьянским восстанием героя романа. Но в то же время в этих словах, если взять их в контексте, отражено отношение не только к крестьянскому движению: «Правление было повсюду прекращено, помещики укрывались по лесам. Шайки бунтовщиков злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластью наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно…» Здесь выражена мысль о сопровождающей восстание анархии и о том обстоятельстве, что начальники правительственных войск «самовластьно» наказывают и милуют. Отношение же писателя к восстанию и его руководителю выясняется из всего хода повествования: Пугачев вызывает симпатии читателя, а восстание в целом изображено так, что оно выступает перед нами как понятное, объяснимое и неизбежное движение народных масс за освобождение от помещичьего гнета. Но А. С. Пушкина пугала стихийность движения, неизбежная жестокость борьбы, он видел «бессмысленность» бунта. Его размышления связаны не только с одним конкретным историческим фактом, а с настоящим и будущим России. «Берясь за историческую тему, ― говорил К. Г. Паустовский, ― писатель не порывает с современностью». Поэтому читатели на протяжении еще многих лет будут находить в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» ответы на вопросы как исторического, так и нравственного характера.

15. Три дня на воле (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри)

Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.

Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:

Таких две жизни за одну.

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог.

Время в монастыре было для него лишь цепочкой томительных часов, сплетающихся в дни, годы… Три дня воли стали истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил ― и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, ожила в его памяти родина:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул…

Он увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан…

Мцыри за три дня прожил всю жизнь. Он был ребенком в родительском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в восторге глядевшим на «деву гор». Он был во всем истинным сыном своей земли и своего народа:

… да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

За три дня на воле Мцыри получил ответ на давно мучивший его вопрос:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родились мы.

Да, мир прекрасен! ― таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог ― гимн миру, полному красок и звуков, радости. Когда Мцыри говорит о природе, его не покидает мысль о воле: все в этом естественном мире существуют свободно, никто не подавляет другого: сады цветут, потоки шумят, птицы поют и т. д. Это утверждает героя в мысли, что человек тоже рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

То, что испытал и увидел Мцыри за три «блаженных» дня, привело героя к мысли: лучше три дня свободы, чем вечное блаженство рая; лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе. Выразив такие мысли в поэме, М. Ю. Лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие, он утверждал борьбу, активность как принцип человеческой жизни.


Николай Васильевич Гоголь, рассуждая о повести «Капитанская дочка», упомянул, что впервые за историю русских романов в произведении его соотечественника отражается истинно русский характер. Но каков он нрав и характер русского человека и как он проявляется в произведении Александра Сергеевича Пушкина?

Характер русского человека настолько многогранен и неоднообразен, что порой даже великим философам и историкам трудно выделить главенствующие черты. Но, так или иначе, в сознании наших соотечественников сложился образ истинно русского человека – отважного и справедливого человека, патриота, которому знакомы понятия совести и чести, свойственны стойкость и религиозность, человека обладающего широкой душой.

Давайте рассмотрим все черты по отдельности.

Широта души

Недаром, Николай Александрович Бердяев был уверен, что: «Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли: та же безграничность, бесформенность, устремлённость в бесконечность, широта…». Широка душа лишь у того человека, которой любит широкие жесты, действует с размахом, а может быть даже живет на широкую ногу. Может быть потому, русскому человеку так часто приписывают не только это достоинство, но и щедрость, и хлебосольство.

Чувство справедливости, долг совести

Лев Николаевич Толстой подчеркивал другую черту нашего национального характера: "Русский человек – это тот, кто не будет спать спокойно, если знает, что где-то есть несправедливость".

Солидарен с ним был и Федор Михайлович Достоевский, считавший, что "Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее». Дело в том, что ни один возвышенный, чувственный человек не может переносить несправедливость по отношению к другому, а кто, как не наш многострадальный народ способен понять чужую боль.

Любовь к родине

"Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает её своим отечеством" говорил Антон Деникин, русский военачальник, политический деятель и писатель. И, правда, столько произведений великих русских писателей отражают в себе патриотизм и любовь к Родине. Например, произведение Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский», «Левша» Николая Семеновича Лескова, «Уральские сказы» Павла Петровича Бажова.

Стойкость

"Если русских останется один хутор, – говорил Николай Васильевич Гоголь: то и тогда Россия возродится». В этой лаконичной фразе заключается важнейшее свойство, присущее русскому человеку – несгибаемость, способность противостоять любым невзгодам.

Милосердие

Так много придумал наш народ пословиц о милосердии, что всех их не перечесть: «Милостивому человеку и Бог подает», «На милость образца нет», «Неси милость не милостивому» и т.д. Стоит ли сомневаться, что нашему народу свойственно милосердие, коль пословицы – язык народа?

Отвага, готовность совершить подвиг

Многие отечественные и зарубежные философы отмечают, с какой легкость русский народ объединяется против единого врага, так называемую «героическую доминанту». Доказательствами чего могут служить многочисленные примеры из отечественной истории, начиная с Прутского похода 1711 года и заканчивая сегодняшним временем. Именно в отваге отражается русский национальный дух, вольный и несокрушимый. Не зря, в свое время Александр Суворов говорил: «Россиянин отличается верой, верностью и рассудком. Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдёт там Фермопилы, Леонида и свой гроб».

Теперь мы знаем, каков он, русский характер. Основываясь на этом, мы сможем подтвердить, а может быть и опровергнуть мнение Николай Васильевича Гоголя.

Гринев Петр Андреевич

Наверное, наиболее яркой чертой характера Петра Андреевича является любовь к Родине. На всем протяжении повести, начиная с приступа крепости и заканчивая арестом, Гринев показывает достойный похвалы патриотизм, оправданный отнюдь не службой, а чувством долга. Раз присягнувши, он не переменит данного им обещания.

Но была ли такая черта русского характера, как верность Отечеству привита Петру в детстве? Отчасти – да. Однако не образ отца служил Гриневу идеалом, а капитана Миронова, чья отвага и преданность настолько восхищала, что наравне с любовью к Маше питала Петра и придавала ему ту, на первый взгляд, несвойственную юноше стойкость и отвагу. Именно благодаря Ивану Кузьмичу произошло это становление истинно русского характера в Гриневе. Именно поступок изнемогающего от раны, но остававшегося верным себе и своим принципам коменданта, заставил Петра проявить свои стоические качества, которые с уверенностью можно назвать мужеством.

Марья Ивановна Миронова

Именно в Марии Ивановне Мироновой находит отклик такая черта истинно русского характера, как широта души. Подтверждение этому можно найти и в том, в каком окружении Маша воспитывалась с рождения – сплоченная семья, с радушием принимающаяся к себе любого, кто в ней нуждался. «В доме коменданта был я принят как родной» - повествует нам Гринев. Ничем иным как семьей была заложена в Машу эта русская душа. Сочувствие, свойственное ей, удерживало капитанскую дочку у постели Петра.

Ее доброта и искренность располагали к себе всех, кого встречала она на своем пути. Александр Сергеевич писал: «… нельзя было ее узнать и не полюбить». Потому и непритворна была любовь родителей Гринева к Маше, которые, несмотря на предрассудки, приняли бедную сироту под свое крыло. Лишь малодушный человек, каковым являлся Швабрин мог пренебречь простосердечием юной девушки.

Другой уникальной чертой этой героини является человеколюбие, достигшее неведомых границ. Подтверждением этого служат ее поступки. Однажды Мария скажет Гриневу после его дуэли со Швабриным: «Я не люблю Алексея Ивановича. Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтоб и я ему так же не нравилась». Удивительно, как проницательность девушки относительно пороков офицера, перекрывается вселенским гуманизмом.

Емельян Пугачев

Емельян Пугачев представляет собой противоречивую фигуру. Однако за личиной жестокого лжецаря, противоречащей любым проявлением человечности, скрывается герой, которому не чужды понятия долга и чести.

Подтверждением этому может служить помилование Гринева. На первый взгляд решение Пугачева выглядит, как некая пародия на «царский жест великодушия». Однако это не совсем так. Именно уважение к людям, для которых понятия чести и достоинства являются принципиальными, сыграло роль в помиловании дворянского сына.

Самой постановкой вопроса о благородном воздействии народных масс на личность Пушкин как бы предугадывал выход из тупика последекабрьских лет: общественный прогресс в России возможен только с учетом активности интересов трудового народа. Роль гегемона в политических преобразованиях могли выполнять люди, обладающие высокими моральными качествами. Придавая этим факторам большое значение, писатель опережал тем самым постановку в русской литературе проблемы положительного героя.

Таким образом, в «Капитанской дочке» узловые вопросы русской общественной жизни освещены на уровне самого передового для середины 30-х годов XIX в. мировоззрения.

Роман вызывает сочувствие к угнетенному народу, проникнут пониманием того, что главная причина его бедственного положения, а значит, и протеста коренится в системе крепостных отношений. Не принимая крестьянскую войну, видя в ней стихийный и жестокий «бунт», Пушкин, однако, связывает надежды на обновление страны с пробуждением в народе огромных потенциальных сил. Соединение «воли» народа как воли истории с «разумом» прогресса - вот что, по смыслу художественных картин «Капитанской дочки», могло бы стать основой развития подлинной свободы и просвещения. Роман, написанный о прошлом, оказывался книгой о настоящем и будущем России.^Щ. В. Гоголь считал «Капитанскую дочку» лучшим русским произведением «в повествовательном роде». Отмечая лаконизм, необычайную выразительность картин, каждая из которых полна глубокого жизненного смысла, Гоголь писал: «…Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазней. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурной. В первый раз выступили истинно русские характеры, простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все - не только сама правда, но еще как бы лучшее ее». [^Мастерство Пушкина-реалиста проявилось в. труднейшем из прозаических жанров - в жанре исторического романа. С задачей изображения прошлой жизни не в хроникально-справочном описании, а в художественном изображении, где бы «романическое происшествие без насилия» входило в «раму обширнейшую происшествия исторического», Пушкин справился блестяще. В выявлении зависимости частной судьбы человека от развития истории, общественных условий заключалась величайшая победа Пушкина как исторического романиста.

Специфические задачи возникают у авторов исторических романов при изображении действующих лиц как вымышленных, так и реальных. Персонажи должны отличаться не только особенностями личного склада характера, но и заключать в себе черты времени, «дух» эпохи. В героях «Капитанской дочки» это выявлено с редкой убедительностью и полнотой. К примеру, Гринев, действующий в романе как вымышленный персонаж, исторически достоверно отражает уровень развития, характер, несомненно, лучших, но не исключительных представителей дворянской провинциальной молодежи конца XVIII столетия.

Передача исторического колорита требует соответствующих приемов повествования, прежде всего стилевых. В годы Пушкина почти все исторические романисты исходили из убеждения в том, что воспроизведение прошлого немыслимо без обильного включения в текст архаических оборотов и терминологии, цитат из старинных грамот, указов, летописей, исторических книг и т. п. Разумеется, опора на эти материалы необходима в исторических романах. Однако нужен художнический такт в использовании документальных и других источников, необходима их тонкая поэтическая обработка. Этим как раз и характеризуется «Капитанская дочка».

Пушкин использует устаревшие слова и синтаксические конструкции, воспроизводя стиль деловых бумаг XVIII в. (вспомним ответ оренбургского генерала «касательно прапорщика Гринева»), но все это свободная художественная переработка образцов архаического слова. Общая же картина времени воссоздается средствами современного Пушкину языка. Писатель верен духу старины, а не ее букве. Этому способствует лаконизм пушкинских описании, выразительность предметных и речевых деталей. Вот, к примеру, описание Белогорской крепости. Сначала мы вместе с Гриневым видим деревушку, окруженную «бревенчатым забором», скирды сена, скривившуюся мельницу, наконец, по мере приближения к деревушке, ее кривые улицы, избы, крытые соломой. Крохотная деревушка - крепость, полувоенное поселение. В определениях, деталях нет ничего лишнего, того, что претендовало бы на изысканность; картину можно представить зримо.

Следует особо сказать о слоге повествователя Петра Гринева, «записки» которого явились для читателя основным источником информации о прошлом. Здесь Пушкина подстерегали трудности. В побороты Гринева надо было вложить всю силу собственно авторского (пушкинского) повествования и вместе с тем обозначить признаки той эпохи, к которой принадлежал Гринев по рождению и воспитанию. Пушкин решил и эту задачу. Он вкрапливает в речевые конструкции повествователя элементы разговорной лексики провинциальных дворян XVIII в. («воспитывались мы не по-нонешнему»), использует стиль сентиментальной и просветительской прозы времен Карамзина и Фонвизина, специальные термины («сикурс», «фортеция»). Таким способом создавалось ощущение хронологической отдаленности событий. Но все оттенки повествовательного слога Гринева, как и самые голоса действующих лиц, передаваемые в «записках» Гринева, восходят, в конечном счете, к авторской установке на полноту и реалистическую яркость изображения. Отсюда единство стиля, что так отличает «Капитанскую дочку» от массовых русских исторических романов 30-х годов.