Цели: знакомство ребят с историей русской письменности; воспитание уважения к подвижникам, мудрецам, людям науки.

Оборудование : славянский алфавит; стенд с книгами о славянской письменности; портреты Кирилла и Мефодия; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит русская народная песня «Москва златоглавая».

Ведущий 1 . Здравствуйте, дорогие гости! Начинаем наш праздник славянской письменности и культуры.

Чтец 1.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом —

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли...

Чтец 2.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Ведущий 1 . Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

Ведущий 2 . Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать — это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 г. Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской письменности и культуры. Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах, в Болгарии например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по- настоящему празднично. В Мурманске, около областной библиотеки, есть памятник Кириллу и Мефодию, который Болгария преподнесла в дар городу. Автор его — скульптор Владимир Гиновски. Весной 1991 г. праздник был объявлен государственным, всероссийским.

Звучит колокольный звон.

Чтец 1.

По широкой Руси — нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Чтец 2.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Чтец 1.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Чтец 2.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все (хором). Мы - славяне!

Чтец 1.

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне — россияне,

Издревле, кто вы?

Все (хором). Мы - славяне!

Ведущий 1 (показывает свиток). И придумали Кирилл с Мефодием буквы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука? (Кириллицей)

Ведущий 2. А почему она так названа? (По имени Кирилла, одного из ее создателей)

Ведущий 1 . Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Напоминают)

Ведущий 2. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди... Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди, покой. Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.

Входят буквы Аз и Буки.

Аз. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Аз!)

Правильно, меня зовут Аз. Назовите слова, которые начинаются с меня. (Арбуз, Африка, аптека, аквариум и др.)

Буки . А теперь угадайте, как меня зовут? (Буки)

Буки. Верно, меня зовут Буки. Вспомните, сколько вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. (Бублик, булочка, баранка, бутерброд, блинчик и др.)

Аз. А теперь назовите нас по порядку. (Азбука)

Ведущий 1 . Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала аз и буки, а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Ребята, вспомните пословицы о пользе учения. («Ученье — свет, а неученье — тьма», «За одного ученого двух неученых дают, да и то не берут», «Век живи — век учись»)

Ведущий 2 . А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!

Веди . Здравствуйте, дети! Меня зовут Веди. Я все знаю, про все ведаю.

Ведущий 1.

Hy тогда слушай мою загадку.

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Березы)

Дети встают в хоровод и поют русскую народну песню «Во поле березонька стояла».

Ведущий 2 . Продолжим знакомство со славянской азбукой.

Глаголь . Здравствуйте, дети! Я буква Глаголь.

Ведущий 1. Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? (Говорить)

Ведущий 2 . Верно, глаголить - значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая Глаголь, надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ.

Заплатка на заплатке,

А ни одного стежка. (Капуста)

Исполняется русская народная песня «Во саду ли, в огороде» - выступают ложкари.

Ведущий 1 . Смотрите, к нам спешит еще одна буква!

Добро . Добрый день, дети! Меня зовут Добро.

Ведущий 2 . Какое у тебя хорошее имя! Доброта — лучшая черта характера человека.

Чтец 1.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Чтец 2.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет.

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущий 1 . А к нам из азбуки идет новая гостья!

Люди. Здравствуйте, Дети! Я буква Люди.

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Дети поют песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).

Ведущий 2 . Знакомьтесь, к нам идет новая буква!

Мыслете. Здравствуйте, дети! Меня зовут Мыслете.

Ведущий 1 . Какая мудрая буква к нам пришла!

Мыслете. Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

Сидел на заборе, пел да кричал,

А как все собрались, взял да замолчал. (Петух)

Сто один брат, все в один ряд.

Вместе связаны стоят. (Забор)

Катался колобком,

Пока не стал носком. (Клубок)

Три братца пошли купаться,

Двое купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра, коромысло)

Четыре брата бегут —

Друг друга не догонят. (Колеса)

Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая. (Зима, весна)

Ведущий 1 . Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Чтец 1.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки.

Шить, варить и рисовать,

Звонко петь и танцевать.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них —

Буква рычащая.

Рцы. Здравствуйте, дети! Я буква Рцы.

Недаром я собой горжусь,

Ведь — я начало слова «Русь».

Давайте с вами поиграем в русскую народную игру «Платочек».

Игра проходит под музыку. Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу один ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком.

Чтец 2.

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата,

Значит, будет жить она.

Девочки поют песню «Посею лебеду». Первая строка каждого куплета повторяется.

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,

Ни воды нет, ни казаченька,

Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,

Я бы вольная казачка была,

Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,

По зеленым по дубравушкам,

По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,

Со удалым добрым молодцем,

Со удалым добрым молодцем.

Раздушечка, казак молодой,

Что не ходишь, что не жалуешь ко мне,

Что не ходишь, что не жалуешь ко мне?

Ведущий 1.

Два прихлопа, два притопа,

С каблука и на носок —

Сказки русские танцуют,

Выше нос и руки в бок!

Разгадайте-ка, загадку:

Что за танец, что за стиль?

Развеселый, как трехрядка,

Называется... («Кадриль»).

Ведущий 2. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья — гордость всего славянского мира. Кирилла и его брата Мефодия часто рисуют в Болгарии идущими по дороге с книгами в руках. Поднятый высоко факел освещает им дорогу. Любят на Балканах такое изображение. По устоявшимся народным представлениям, Кирилл и Мефодий - два бриллианта, два сокола, две чистые жизни. В житиях и похвальных словах говорится о том, что солунские братья — «вечный корень, который честен и народен».

Ведущий 1 . 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.

Чтец 1.

Буква к букве — будет слово,

Слово к слову — речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Мы Отчизне верно служим,

Ты — один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!

Чтец 2.

Ждет тебя за труд награда —

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом —

Слава им, борцам суровым...

Все (хором).

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Ведущий 1 . Наш праздник закончен. Спасибо за внимание!







































1 из 38

Презентация на тему: День славянской культуры и письменности

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности. 24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре. Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности. 24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре.

№ слайда 3

Описание слайда:

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий. Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

№ слайда 4

Описание слайда:

Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием различных исторических и политических обстоятельств, было забыто. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю). Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием различных исторических и политических обстоятельств, было забыто. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

№ слайда 5

Описание слайда:

Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского.

№ слайда 6

Описание слайда:

В 1986 году - в Мурманске прошел первый праздник под названием «Праздник письменности». В 1986 году - в Мурманске прошел первый праздник под названием «Праздник письменности». … В 2000 году - Рязань В 2001 году - Калуга В 2002 году - Новосибирск В 2003 году - Воронеж В 2004 году - Самара В 2005 году - Ростов-на-Дону В 2006 году - Ханты-Мансийск В 2007 году - Коломна В 2008 году - Тверь

№ слайда 7

Описание слайда:

«Азбучная молитва» - одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки - святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константин Философ). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IХ-Х веков. «Азбучная молитва» - одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки - святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константин Философ). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IХ-Х веков. «Азбучные молитвы» (иногда называемые «Толковыми азбуками») являются особой формой изложения религиозных истин и раскрывают в удобной для запоминания форме различные вопросы православного вероучения. В древнерусской письменной традиции «Азбучная молитва» была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков ХII-ХVII вв. Каждая такая «Азбучная молитва» представляет собой акростих (греч. "край строки"), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита. Поэтический прием акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян - византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы. Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами «Азбучных молитв» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова. Ниже приводятся два варианта «Толковой азбуки»: 1. «Аз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону). В данном издании молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передается привычными нам буквами русского алфавита с сохранением звучания текста оригинала. 2. «Аз есмь свет миру». Текст данной «Азбучной молитвы» взят из рукописного «Сборника слов и поучений», который датируется серединой XVII века и хранится в библиотеке Московского университета.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Слава Вам, братья, славян просветители, Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы! } 2 раза Будьте ж славянству звеном единения, Братья святые: Мефодий, Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил! } 2 раза

№ слайда 11

Описание слайда:

Вначале было Слово, Но свою подлинную мощь обрело Слово лишь с появлением Книги. Вначале было Слово, Но свою подлинную мощь обрело Слово лишь с появлением Книги. Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, когда начинаем вспоминать первые русские книги, наша мысль обязательно обращается к славянским первоучителям - святым Кириллу и Мефодию. Солунских братьев пригласил в Моравию князь Ростислав, чтобы обратить в христианство своих подданных. Перед тем как отправиться в путь, они спросили - имеют ли славяне азбуку? Ведь учить без азбуки и книг все равно, что писать беседу на воде. Выяснив, что письма славяне не знают, Кирилл (Константин) составил для славян азбуку, а Мефодий помог ему перевести на славянский язык Псалтирь и другие главные книги для христианского Богослужения. А уже в конце жизни, после смерти своего младшего брата Кирилла, Мефодий, удалившись от суеты и шума мирской жизни, с двумя своими учениками, священниками-скорописцами, всего за полгода перевел с греческого языка на славянский все Библейские книги, кроме Маккавейских. Так славянские первоучители святые братья Кирилл и Мефодий дали нам письменность.

№ слайда 12

Описание слайда:

«Слава тебе, Господи, Царю Небесный, яко сподоби мя написати Евангелие се. Почах же е писати в лето 6564 (1056), а окончах е в лето 6565 (1057). Написах же Евангелие се рабу Божию наречену сущу в крещении Иосиф, а мирьскы Остромир, близоку сущу Изяславу князу. Изяславу же князу тогда предрьжащу обе власти, и отца своего Ярослава, и брата своего Володимира. Сам же Изяслав князь правляаше стол отца своего Ярослава Киеве. А брата своего стол поручи правити близоку своему Остромиру Новегороде, Многа же лета даруй Бог сътяжавшему Евангелие се на утешение многам душам крестияньскам, дай ему, Господь Бог, <...> самому ему и подружию его Феофане, и чадом ею и подружием чад ею съдравьствуйте же многа лет, съдержаще поручение свое. Аминь. Азъ Григорий диякон написах Евангелие се, да иже горазнее сего напише, то не мози зазрети мьне, грешьнику... Молю же вьсех почитающих - не мозете кляти, но исправлыпе почитайте - тако бо и святый апостол Павел глаголеть. Благословите, а не кляните. Аминь».

№ слайда 13

Описание слайда:

Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты - святых Кирилла и Мефодия. Среди этих памятников выделяются «Житие Константина-Кирилла Философа», «Житие Мефодия» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию». Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты - святых Кирилла и Мефодия. Среди этих памятников выделяются «Житие Константина-Кирилла Философа», «Житие Мефодия» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию». Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город, расположенный на берегу Эгейского моря, называется Фессалоники. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви - Григория Богослова (IV век). Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь «на Олимп к Мефодию, брату своему, - свидетельствует его жизнеописание, - начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами». Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего веропроповедника и защитника православия его часто посылают в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив около двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды. Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным чувством и любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50 дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела - распространения славянской письменности. Погребен Кирилл в Риме в церкви святого Климента, Сразу же по кончине была написана его икона.

№ слайда 14

Описание слайда:

Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело - перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников - архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников-славян. Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело - перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников - архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников-славян.

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Звучит Тропарь Святым Кириллу и Мефодию

Ученик:

Три девицы в первый раз
Собирались в первый класс.
Говорит подружкам Оля

Я хочу учиться в школе
Все сложила в ранец я,
Только нету Букваря,
Есть линейка, есть тетрадь,
Чтобы буквы в ней писать.
Есть коробка пластилина,
И конструктор надо взять:
На уроке мы машины
Будем все изобретать!
Есть резинка – это ластик.
Есть оранжевый фломастер,
Есть набор бумаги разной:
Желтой, синей, ярко красной.
Ручка, карандаш, пенал –
Ранец мой тяжелый стал!

И тогда сказала Таня,
Та, что в синем сарафане.

Таня:

Кто сказал, что Таня плачет?
Не роняла в речку мячик –
У меня мяча- то нет,
Мне исполнилось семь лет!
И пойдут я в этот раз
В самый лучший первый класс!
Буду я учиться в школе,

И мечтаю я о том,
Чтоб учиться на “отлично”,
И, как папа, стать врачом!

А молчавшая Ирина
Вдруг подружкам говорит:

Ирина:

Я леплю из пластилина,
Изучила алфавит,
Расскажу без напряженья
Вам таблицу умноженья!
Знаю север, знаю юг,
Нарисую мелом круг.
Я вас тоже научу
И скажу вам, не тая:
Я детей учить хочу,
Как и бабушка моя!

Три девицы первый раз
Собирались в первый класс.

Ведущий :

Ребята, а сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны

Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь. А это значит, что славяне – славный народ.

Исполняют песню «У моей России длинные косички»



У моей России голубые очи.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!




Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь!
Ты, моя Россия, песни петь умеешь!
Ты, моя Россия, неразлучна с нами!
Ведь Россия наша - это я с друзьями!

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Ведущий:

Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

Ученик 1 :

Колокольный звон разливается.

За труды свои прославляются.

Ученик 2:

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Ученик 3:

В Украине, Хорватии, Сербии.

Ученик 4:

Славят подвиг первоучителей,

Русоволосые и сероглазые,

Древляне, русичи, поляне,

Ученик 5:

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ!

Ведущий: И сегодняшний день мы посвящаем этой великой дате – празднику славянской письменности и культуры.

(Выходят буквы)

Ученик:

О, какие буквы дивные!

Красивые, видно старинные!

Были они когда-то важны,

Теперь уже никому не нужны.

Буквы:

Я - буква аз

Я - глаголь

А я-добро…

Ведущий: Вы красивы и веете стариной, но наш алфавит стал иной, вы исчезли из письма.

Буквы:

1. Что значит исчезли?
Что мы не важны,

А старые вещи вам не нужны?


Но ты не выбросил её.

Эти вещи стали редкость,

Это память о наших предках.

4. Ну и мы такая же память,

Нас Пушкин, Лермонтов писал,

И не только видом красивы.

Православный дух храним.

Учитель: Ребята, а придумали все эти буквы два брата - Кирилл и Мефодий, теперь их знают все люди. Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем общаться между собой, писать, читать книги. Они так много послужили Богу и людям, что Господь прославил их в лике святых. Люди молятся и просят у них помощи в учебе и во всех добрых делах (рассматривают иконы, дети зажигают свечу ). Ребята, посмотрите на эту икону. На ней изображены Святые братья Кирилл и Мефодий.

Исполнение песни «Вместе весело шагать»

Ученик 6 :

Жили на свете Кирилл и Мефодий.

Ученик 7:

Всё выполнимо, а это - болит!

«А» - это «аз» тебе!

«Б» - это «буки»

Ученик 8:

Ведущий:

(Показ презентации)

До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его звуков славянского языка. Так что наша азбука - "дочка" греческого алфавита. Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит.Они написали и перевели евангельские притчи, проповеди, апостольские послания и богослужебные тексты. Жизнь славянских братьев была служением славянской культуре.

Ведущий:

По поручению византийского императора Михаила 3 Константина - Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Но создание письменности -непосильная задача для одного человека. Поэтому

Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию . Брат Мефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Мефодий ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

Ведущий:

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Ведущий:

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.

Ведущий:

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Исполняют песню «Наш Букварь»

Ведущий: : И сегодня свой творческий концерт «Вот и закончился год наш учебный» завершён.

Звучит песня «Маленький принц».

У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень!

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Для меня Россия - белые березы.
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!

« У моей Росси длинные косички»

У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень!

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Для меня Россия - белые березы.
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!

«Вместе весело шагать»


По просторам, по просторам
Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепёлка-перепёлочка,
Раз иголка, два иголка будет ёлочка,

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

В небесах зари полоска заполощется,
Раз берёзка, два берёзка будет рощица,
Раз дощечка, два дощечка будет лесенка,
Раз словечко, два словечко будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Ученик: Мы, первоклассники, еще в детском саду собирались в школу и сейчас мы об этом расскажем. (сценка)

Учитель:

Три девицы в первый раз
Собирались в первый класс.
Говорит подружкам Оля

Я хочу учиться в школе
Все сложила в ранец я,
Только нету Букваря,
Есть линейка, есть тетрадь,
Чтобы буквы в ней писать.
Есть коробка пластилина,
И конструктор надо взять:
На уроке мы машины
Будем все изобретать!
Есть резинка – это ластик.
Есть оранжевый фломастер,
Есть набор бумаги разной:
Желтой, синей, ярко красной.
Ручка, карандаш, пенал –
Ранец мой тяжелый стал!

Учитель:

И тогда сказала Таня,
Та, что в синем сарафане.

Таня:

Кто сказал, что Таня плачет?
Не роняла в речку мячик –
У меня мяча- то нет,
Мне исполнилось семь лет!
И пойдут я в этот раз
В самый лучший первый класс!
Буду я учиться в школе,

И мечтаю я о том,
Чтоб учиться на “отлично”,
И, как папа, стать врачом!

Учитель

А молчавшая Ирина
Вдруг подружкам говорит:

Ирина:

Я леплю из пластилина,
Изучила алфавит,
Расскажу без напряженья
Вам таблицу умноженья!
Знаю север, знаю юг,
Нарисую мелом круг.
Я вас тоже научу
И скажу вам, не тая:
Я детей учить хочу,
Как и бабушка моя!

Ученик 1 :

По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Ученик 2:

Вспоминают Кирилла с Мефодием –

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Ученик 3:

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Ученик 4:

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Ученик 5:

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

Буквы:

Я - буква аз

Буквы:

1. Что значит исчезли?
Что мы не важны,

А старые вещи вам не нужны?

2. Керосиновая лампа - это тоже старьё,
Но ты не выбросил её.

Эти вещи стали редкость,

Это память о наших предках.

Я - глаголь

4. Ну и мы такая же память,

Нас нельзя забыть и нельзя оставить,

Нас Пушкин, Лермонтов писал,

Мы светом грамоты их путь освещали.

А я-добро…

5. Мы в старинных книгах живём.

И не только видом красивы.

Православный дух храним.

Ученик 6 : Жили на свете Кирилл и Мефодий.

Два византийских монаха и вдруг

(Нет, не легенда, не миф, не пародия),

Кто-то из них и задумался: «Друг!

Сколько славян без Христа безъязычных!

Надо создать для славян алфавит...

Ученик 7:

Как Прометей, зажжём эту спичку –

Всё выполнимо, а это - болит!

«А» - это «аз» тебе!

«Б» - это «буки»

«Азбука»: из сочетаний - язык,

Трудное слово славянское: «Други!»

Произнеси-ка! Ну, вот и привык!»

Ученик 8:

Так и возникло понятье «кириллица».

Перевели по-славянски Псалтирь.

Всё развивается, видится, ширится.

Пишем по-русски мы: «Родина», «Мир».

Вот и Москва. И любуемся, бродим.

«Площадь Славянская», память, цветы.

Вечная слава! Кирилла с Мефодием

Церковь причислила к лику святых.

День славянской письменности

Сценарий праздника с презентацией

(рассчитан на 2 урока)

План проведения праздника:

    Открытие.

    Вступительное выступление.

    Презентация «Кирилл и Мефодий – великие славянские просветители»

    Творческие задания на тему «Славянская письменность»

    Конкурс стихов поэтов славянских народов.

    Забавы и игры славянских народов.

Оборудование: ноутбук, проектор, маркерная доска, классная доска, оформленная таблицами («Возникновение письменности в древности», «Письменность и культура на Руси», «Буквы кириллицы»), таблички с датами, именами, названиями стран, учебники «Азбука», «Русская азбука» авторов В.Г.Горецкого и др.

I.Открытие.

    Наша Маленькая страна в очередной раз (13-й) проводит День славянской письменности и культуры.

    Представители славянских народов, внести флаг Маленькой страны. (дети одеты в национальные костюмы – русский, украинский, белорусский, болгарский ).

    Сегодня у нас в гостях представители 4-х славянских народов.

Расскажите о своей стране (дети рассказывают стихи )

    1. «Россия – как из песни слово»

      «Гэта ўсё - мая Беларусь!»

      Украина

      «Болгарио моя, земьо свещенна»

    Первоклассники, вы кто в Маленькой стране?

    Ваш девиз?

    Второклассники?

    Третьеклассники?

    Четвероклассники?

Гимн Маленькой страны.

II. Вступление.

Ведущий.

Сегодня 24 мая – День славянской письменности и культуры (табличка )

Каждый год весной к нам приходит этот праздник. В этот день люди вспоминают создателей славянской грамоты.

Ученик.

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.

(колокольный звон)

Кирилл и Мефодий, 863 г (портреты, табличка )

Ученики:

1. По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2. Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии. (Таблички)

3.Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

    А сколько лет прошло с тех пор, как была создана славянская письменность?

(ученики 3-го и 4-го классов решают на доске: 2013 – 863 = 1150 лет )

    Скажите, а до 863-го года была какая-то письменность?

(ответы детей )

Таблица „Возникновение письменности в древности“ (египетская, китайская, индийская, ассирийско-вавилонская, финикийская, греческая, римская).

    Какие буквы похожи на нашу письменность?

    Давайте познакомимся с этими великими людьми, которые придумали буквы славянского алфавита – Кириллом и Мефодием.

Показываю учебники „Русскаяазбука“ В.Г. Горецкого и др. (2005 г издания) и „Азбука“ этих авторов (2012 г)

    Кто учился по этим учебникам“

В конце этих учебников есть странички, посвящённые Кириллу и Мефодию, первому русскому букварю (показываю )

III. Беседа с презентацией.

Слайды 1 – 7 (читаю)

Часть букв взяли из греческого алфавита, а часть специально создали сами (придумали) для передачи тех звуков, которых не было в греческом алфавите.

Слайд 8.

- Сравним буквы греческого и славянского алфавитов. Если прочесть названия первых букв греческого алфавита, то можно узнать, почему он так назван.

- Альфа + бета (вита) = алфавит.

- А что такое алфавит? (порядковое сочетание букв любого языка)

- А теперь прочитаем название первых букв славянского алфавита. Что такое АЗБУКА?

(Книга «Азбука» и табличка со словами)

Сия зримая книжица

По реченному алфавитица,

Напечатана быть по царскому велению,

Вам, младым детям, к научению.

    Но славянский алфавит, тот, который мы привыкли видеть , появился не сразу.

Сначала был вот такой.

Слайд 9.

    Братья стали составлять славянский алфавит. Сначала он назывался „глаголица“ - от слова „глаголить“. Что это значит? (слово, речь).

Глаголица просуществовала всего 3 века. А сколько это лет?

    Потом появилась КИРИЛЛИЦА . Как вы думаете, почему у неё такое название?

    Кириллица” дошла до наших дней. В первой азбуке-кириллице было 43 буквы.

Слайд 10.

    А сейчас сколько букв в нашей азбуке? (33)

Конкурс на знание современного русского алфавита.

Алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочинённую в древности братьями-просветителями Кириллом и Мефодием

Слайды 11 – 1 2 (читаю)

- Каждая буква и в старославянском алфавите имеет своё название, но не такое как вы сейчас говорили.

Слайды 13 – 17

Чтение букв.

Слайд 18.

- При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог , потом назывались буквы 2-го слога, произносился 2-й слог. Слоги складывались в целое слово.

Слайд 19 .

В старину книги писались от руки. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, писали даже растворённым золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами. Отсюда и пошло выражение: «начать с красной строки». Заглавные буквы в начале строки назывались буквицами.

Слайд 20 .

Назвать буквы.

Слайд 21 .

Какая буква пришла к вам в гости? (Глаголь. Глаголить – говорить)

Эта буква принесла вам такие задания.

Но помните: прежде чем сказать, надо подумать.

Я говорю старославянское слово, а вы переводите на современный язык.

Град (город)

Здравие (здоровье)

Страж (сторож)

Драгой (дорогой)

Брег (берег)

Древо (дерево)

Врата (ворота)

Злато (золото)

Власы (волосы)

Очи (глаза)

Уста (губы)

Слайд 22 .

А это что за буква? (Веди. Ведать, знать.)

Она принесла вам загадки.

    Украинская

Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан)

    Белорусская.

Что это за дорога:

Кто по ней идёт, тот хромает. (Лестница)

    Болгарская.

От одного очага весь свет греется. (Солнце)

    Русская.

Шли две матери с дочерьми,

Да бабушка с внучкой.

Нашли полтора пирога.

По многу ли достанется? (По полпирога. Их было трое)

Трудно было учиться грамоте. Славяне знали, как важно уметь читать и писать, понимали огромное значение образования, поэтому придумали много пословиц и поговорок об Азбуке. А какие пословицы вы знаете?

Слайд 23 .

Продолжи пословицу.

Слайд 24 .

Проверка.

Слайд 25 (читаю).

IV. Творческое задание.

Каждый класс получает буквы. Надо раскрасить их, разрисовать и составить слово.

Из букв составляем строчку стихотворения:

Буква к букве – будет слово…

Слайды 26 – 28.

Читаем хором.

Слайды 29-31.

Каждый человек, изучающий русский язык должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

А так же имя монаха Нестора. Кто это? (Летописец)

Иван Фёдоров? Кто это? (первопечатник)

V. Конкурс стихов поэтов славянских народов.

VI. Забавы и игры славянских народов (проводится в спортивном зале или на улице)

Дополнительный материал

    Из букв старого алфавита составь слова.

    веди, есть, слово, наш, аз (весна)

    слово, есть, слово, твердо, аз (сестра)

    буки, есть, добро, аз (беда)

    твердо, есть, рцы, есть, мыслите (терем)

    Назовите буквы современные.

Глаголь (гэ) покой (пэ) ер (ъ)

Люди (эль) еры (ы) ерь (ь)

    Сколько букв было в старинном алфавите? (43)

    Почему назвали азбуку кириллицей? (автор – Кирилл)

    Почему люди до сих пор почитают братьев Кирилла и Мефодия? (основатели славянской азбуки)

    В каком городе родились братья? (Солоники) В какой стране? (Греция)

    Как возникло слово «азбука»? (аз + буки)

    Объясните выражения:

    альфа и омега (начало и конец; первая и последняя буквы греческого алфавита);

    вертится на языке (очень хочется сказать, но не могу вспомнить);

    говорить за глаза (говорить о ком-нибудь в его отсутствии);

    держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего);

    жить своим умом (придерживаться своих взглядов, своих убеждений);

    иметь голову на плечах (быть умным, сообразительным);

    одного поля ягодки (похожи друг на друга по своим качествам);

    писать как курица лапой (плохо, неразборчиво);

    спустя рукава (делать что-нибудь очень плохо);

    убить двух зайцев (сделать сразу два дела).

Цель:

  • формирование потребности к изучению родного языка у школьников;
  • развитие коммуникативных, языковых, лингвистических и культуроведческих компетенций;
  • воспитание грамотных граждан своей страны.

Оборудование: кассета с записью музыки, рисунки, презентация, костюмы.

Проведение праздника

Слайд 1

“Люди, отмеченные провидением, всегда посылаются для всего человечества”.
П.Я. Чаадаев

“История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество”.
Н.М. Карамзин

Организационный момент. (Звучит музыка “Седе Адам”. Валаамский распев)

Стихотворение (читает ученик)

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Н.Кончаловская

Вступительное слово

Учитель: Письменность – одна из важнейших составных частей человеческой культуры. Мы живем в мире надписей. Представьте себе, что все надписи вдруг исчезли – сколько трудностей сразу возникнет в нашей жизни! Мы не будем знать, куда привезет нас автобус, какими товарами торгует магазин на другой стороне улицы, какой фильм идет в кинотеатре, как правильно принимать лекарство. В общем, трудно пришлось бы нам в таком “бесписьменном мире”.

Ведущий 1: Более 1150 лет назад произошло событие исторического масштаба. Двумя учеными, братьями Константином (в монашестве Кириллом) и Мефодием, был изобретен славянский алфавит.

Ведущий 2: Ежегодно 24 мая в России и других славянских странах отмечается праздник – День славянской письменности и культуры.

Ведущий 1: Часто ли мы задумываемся над тем, как жили наши предки, как общались, о чем думали и мечтали?

Ведущий 2: Узнать об этом нам помогают книги - настоящее чудо рук человеческих.

Ведущий 1: В книге сосредоточена мудрость многих поколений.

Ведущий 2: Но для того, чтобы написать книгу, надо обладать еще одним чудом - азбукой.

Ведущий 1: Это чудо сопровождает нас с раннего детства до последних дней.

Ведущий 2: И еще одно чудо в том, что имена людей, создавших нашу азбуку, известны. Ведущий 1: Это солунские братья - монахи Кирилл и Мефодий.

Учитель: Каким был путь создания азбуки? Какими людьми были Кирилл и Мефодий? В чем состоит их подвиг? Как люди хранят память о великих просветителях? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы.

Первая страница – Жизнь Кирилла и Мефодия

(Рассказывают учащиеся )

Родились они давным-давно, больше тысячи лет назад, в греческом городе Солуни (теперь Салоники, в Северной Греции) в семье друнгария (командира военного подразделения).

Кирилл родился в 827 году, Мефодий родился в 815 году.

В детстве оба ни в чем не знали нужды. Их отец был богат и знатен. Мальчики жили в огромном доме, где их окружала роскошь, а слуги спешили исполнить любое желание.

Старший из братьев, Мефодий, с ранних лет проявлял интерес к знаниям. Его наставляли в науках приглашенные отцом домашние учителя. Потом он поступил на военную службу и так хорошо справлялся со своими обязанностями, что скоро, несмотря на молодость, занял очень высокое положение. Сам византийский император покровительствовал способному юноше и назначил его правителем Македонии - подвластной Византии страны, основным населением которой были славяне.

Не отставал от Мефодия и младший брат Кирилл. Он тоже получил домашнее образование, и учителя нарадоваться не могли тому, как он быстро постигает научные премудрости, легко разбирается в книгах, которые не всякому взрослому грамотею по плечу. Кирилл получил хорошее образование, знал кроме славянского греческий, латинский, арабский и европейский языки.

Кириллу еще не было и пятнадцати лет, когда его с согласия отца пригласили жить в императорский дворец, где он воспитывался и обучался вместе с малолетним сыном императора - Михаилом.

Жизнь обоих братьев складывалась так, что они могли бы стать более богатыми, чем их отец. Как люди, приближенные к императорскому дому, они бы ни в чем никогда не нуждались.

Однако оба брата выбрали другой путь. Они увенчали себя великой славой, но не как царедворцы или военачальники, а как проводники христианской веры и сеятели книжных знаний среди славянских народов.

Учитель: Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде - греческой и славянской. Латинский язык не был известен солунцам.

В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Константин. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными. После долгих поисков ему, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику...

Инсценировка (Константин и приезжий)

Константин. Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

Приезжий. Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня.

Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Константин. И все же я хочу понять, что написано в мудрых книгах.

Приезжий. Попробуй, только я тебе в этом не помощник.

(Уходят со сцены, затем возвращаются )

Приезжий. Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании?

Константин. Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

Приезжий. Как можно самому научиться незнакомому языку?

Константин. Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фраза за фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны.

(Уходят со сцены )

Учитель. Многие славяне в то время еще поклонялись древним богам, приносили кровавые жертвы их деревянным изображениям - идолам. И братья решили открыть славянам истину христианства, пролить на них свет Божьего слова. Для этого потребовалось изложить на родном языке славян те священные книги, в которых говорилось об Иисусе Христе. По разным славянским землям прошли неутомимые братья. И всюду они несли людям слово Божье, проповедовали и прославляли Христову веру.

С этой задачей братья успешно справились: Кирилл составил особую азбуку и затем вместе с Мефодием приступили к переводу церковных книг на язык славян.

Они работали с раннего утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. Когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, братья с просветительской миссией направились в Моравию.

24 мая 863 года в городе Плиске, который был в то время столицей Болгарии, Константин и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.

Вторая страница

Жизнь славянской азбуки

Кирилл и Мефодий создали для славян письменность, которая была гораздо проще, понятнее и значительно удобнее в использовании. Азбука Кирилла насчитывала сорок три буквы и включала в себя также и цифры. Наши нынешние буквы произносятся и пишутся очень похоже на те,

что были предложены Кириллом. В разных славянских странах получила распространение изобретенная Кириллом и Мефодием азбука –кириллица, составленная в конце 9 начале 10 века, у каждой буквы свое название “аз”, “буки”, “веди”... “люди” ... “покой”... “ферт”... “ижица”... Сидит ученик, читает по буквам: “мыслете-аз-мыслете-аз”. Что получилось? Оказывается - “мама”. Ох, трудно азбуку выучить!

При князе Игоре дошла она и до Руси. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

Другая азбука – глаголица, которой пользовались древние славяне, не имеет никакого сходства с греческой азбукой. Есть основания полагать, что хотя Кирилл и не был ее создателем, однако он внес в нее некоторое усовершенствование и использовал ее наряду с кириллицей.

Кириллица – одна из двух древнейших славянских азбук, название которой восходит к имени проповедника христианства у славян просветителя Кирилла.

Третья страница

История Кувшина

Слайд 2

В середине 20 века археологи обнаружили во время раскопок под Смоленском черепки глиняного кувшина. Их осторожно собрали, склеили, и получился целый сосуд. Выглядел он обычно: продолговатый, с узким горлом и двумя ручками. Удалось установить, что этот кувшин пролежал в земле больше тысячи лет! Но не это главное. Самое удивительное то, что на нем рукой русского человека, который жил где-то в середине 10 века, была сделана надпись кириллицей! Ученые прочитывают эту надпись по- разному: гороухща, гороухча, горушна. Неизвестно, как именно произносили это слово наши предки, но так или иначе оно означает хорошо нам знакомую горчицу. Выходит, в сосуде хранили или горчичные семена, или уже готовую острую приправу. Вот так давно на Руси освоили созданную Кириллом азбуку!

Учитель. Кириллицей мы пользуемся и сегодня, и пишем теперь в своих тетрадях именно кириллицей. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! Она поражает простотой и удобством. Каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в памяти первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия, которые причислены к лику святых (равноапостольные).

Изобретение алфавита – огромный шаг вперед в развитии культуры, благодаря которому письменность стала доступной многим людям.

Четвертая страница

Памятник Кириллу и Мефодию в Москве

Есть в центре Москвы площадь, которая называется Славянской. В небольшом сквере посреди этой площади установлен величественный памятник первоучителям славянским Кириллу и Мефодию. Памятник воздвигнут уже в наше время на деньги гражданина России А.П. Конаныхина. Доброе дело совершил этот человек от имени всех россиян. И потому честь ему и хвала. Спокойно, уверенно стоят на высоком постаменте отлитые из бронзы фигуры братьев Кирилла и Мефодия. В руках у них – священные книги на славянском языке. Над ними возвышается крест – символ христианства. Ведь на кресте принял мученическую смерть из любви к людям Сын Божий Иисус Христос.

Оба великих просветителя словно во что-то всматриваются. Куда же устремлены их взгляды? Может быть, в будущее, может, в вечность – кто знает. Впереди у славянской азбуки еще долгая-предолгая жизнь.

Выразительное чтение стихотворения Стояна Михалковского

“Гимн святым Кириллу и Мефодию” (1892)

Иди вперед, народ наш милый. Наука – солнце и свобода.
К сиянью будущей зари! Ее неся, иди вперед.
Наукой – этой новой силой- Да не иссякнет дух народа,
Свою дорогу озари! В чьих недрах знание живет!
Иди и светом просвещенья Так пели два Солунских брата
Свою судьбу ты обнови, Тому назад немного лет.
Светить – твое предначертанье. А прошлому хоть нет возврата,
И Бог тебя благослови! Но и забвенья тоже нет.

Заключительное слово учителя.

Перед нашими глазами прошла история жизни двух великих людей, двух славянских просветителей – Кирилла и Мефодия. Судьба их была трудной, сложной, но интересной. Не менее сложной, но интересной была и жизнь их детища – славянской азбуки. Благодаря кириллице мы можем читать и писать, общаться с великими писателями прошлого и настоящего. Очень хочется, чтобы вы осознали, с каким удивительным явлением мы сталкиваемся каждый день – удивительным, поистине чудесным является наш алфавит, удивительным и чудесным является русское слово, русский язык.

Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией. Ваши бабушки и дедушки бережно хранили наш язык и передавали его своим детям, вашим родителям, а родители передали его вам, вы передадите великое русское слово своим детям, и в этом вам поможет детище солунских братьев.

Великий поэт и прозаик XX в. Иван Бунин, написал стихотворение “Слово”, им я хочу закончить наш праздник (во время чтения стихотворения фоном идет “Да исправится молитва” Д.С.Бортнянского).

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

Подведение итога

Ребята! Давайте же бережно относиться к драгоценностям, подаренным нам нашим народом, нашей Родиной – Великой Россией!