трудовые ресурсы (рынок труда)

поставщики

потребители

конкуренты профсоюзы

законы и государственные органы

Чем больше поставщиков ресурсов, тем значимее этот фак­тор для предприятия. Использование поставщиков из других стран может быть выгодно экономически, но одновременно возраста­ет риск из-за колебаний курсов валют, политической нестабиль­ности и т.п.

Потребитель определяет для предприятия главный элемент - что производить и желательно по какой цене. От способности предприятия находить потребителей зависит эффективность его деятельности и, в конечном счете, выживание в условиях кон­курентной борьбы.

Конкуренция наряду с потребителями определяет цену и ка­чество товара. Предприятия конкурируют за право использовать трудовые ресурсы, сырье, материалы, оборудование, капитал и другие факторы производства.

Государственные органы в соответствии с действующим за­конодательством создают систему ограничений на использова­ние наемного труда, импорт и экспорт товаров, пользование недрами и другими природными ресурсами, а также устанавли­вают порядок пополнения государственного и местного бюдже­тов за счет налогов.

Профсоюз выступает главным поставщиком рабочей силы. В договоре, подписываемом руководством предприятия и проф­союзом, оговариваются условия труда, нормативы производи­тельности, формы его оплаты, условия приема на работу и уволь­нения, возможности повышения квалификации.

Факторы косвенного воздействия – это факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на операции организации, но, тем не менее, влияют на них.

К факторам косвенного воздействия относятся:

состояние экономики в стране

политические факторы

научно-технический прогресс

социально-культурные факторы

отношение с населением

международное окружение

Общее состояние экономики оказывает влияние на деятель­ность предприятия через такие факторы как экономический рост или спад, инфляция, условия получения кредита, процентная ставка и др. Руководство предприятия должно постоянно сле­дить за изменениями на макроэкономическом уровне и прини­мать решения, минимизирующие потери.

Социально-культурные факторы зависят от среды, в кото­рой функционирует предприятие. К ним относятся традиции, жизненные ценности, установки и др. Эта группа факторов тре­бует определенного внимания управляющих, поскольку в неко­торых случаях может оказать сильное влияние на деятельность организации.

К политическим факторам, изменение которых также долж­но быть в поле зрения руководителей предприятия, относятся такие как: общая политическая обстановка в стране и других странах, возможность возникновения военных конфликтов, за­бастовок, действующие стандарты безопасности жизнедеятель­ности, действующие правила найма рабочей силы, защиты прав потребителей и т.д.

Научно-технический прогресс тесно связан с внутренней переменной «технологией». Технико-технологические нововве­дения влияют на эффективность производства, на скорость ус­таревания продукции, на то, какие товары и услуги ожидают потребители от предприятия.

Учет международной обстановки необходим и первую оче­редь предприятиям, работающим в международном бизнесе, в том числе в связанном с торговлей нефтью, газом и нефтепро­дуктами. Разновидностями международного бизнеса в настоящее время являются следующие:

Таким образом, факторы внутренней и внешней среды ока­зывают значительное воздействие на выбор стратегических аль­тернатив развития предприятия, на условия реализации выб­ранной стратегии, на экономическую эффективность деятель­ности предприятия в чрезвычайно подвижной рыночной среде. Поэтому контроль за изменением этих факторов и адаптация к этим изменениям являются важнейшими составляющими успе­ха любой организации.

Первой оболочкой, самой близкой к организации, является среда прямого воздействия , включающая факторы, непосредственно влияющие на операции организации и испытывающие на себе влияние ее операций: потребители, поставщики, конкуренты, государственные органы и общественное мнение.

Эта оболочка уникальна, она не может полностью совпадать для разных организаций: у каждой авиакомпании свои конкуренты, у каждого университета свои студенты, у каждой библиотеки свои источники комплектации и т.д.

Исключительная значимость каждого из элементов этого измерения внешней среды требует более детального их рассмотрения.

Потребители - те, кто готовы приобрести продукт, выпускаемый организацией, от кого зависят доходы или оправдание существования (для некоммерческих структур). Это могут быть как отдельные индивиды, так и различные их группы. Выживание организации зависит от ее способности находить потребителей своей продукции и удовлетворять их запросы.

Организация нуждается в систематическом получении исчерпывающей информации о потребителях, включающей количественные и качественные параметры. Такого рода информация позволяет анализировать рынок с позиций спроса через оценку:

  • абсолютных размеров рынка;
  • темпов роста рынка;
  • степени удовлетворенности спроса в данной отрасли (насыщенности рынка);
  • концентрации покупателей;
  • стабильности потребления;
  • структуры потребностей клиентов;
  • уровня дохода клиентов, покупательной способности;
  • объема покупок;
  • мотивов покупок;
  • вида процесса приобретения;
  • способов получения информации потребителем;
  • изменений в стиле жизни и покупательских привычках;
  • уровня цены и ее изменения;
  • цен других продуктов (стоимости жизни);
  • спроса на новые продукты;
  • появления новых групп покупателей.

Понимание своих потребителей, настоящих и будущих, позволяет менеджерам верно предсказывать изменения в моделях потребительского спроса и составлять реалистичные планы на перспективу.

Поставщики обеспечивают организации то, что мы назвали входом, поступление необходимых материалов, которые затем подвергаются преобразованиям. Под материалами понимается широкий спектр ресурсов: оборудование, инструменты, сырье, энергия, деньги, ценные бумаги, информация, рабочая сила разных профессий и квалификаций. От поставщиков зависят все без исключения организации, но расстановка сил может быть различной. При наличии в регионе одного крупного поставщика организации, для которых он является основным источником материалов, попадают в зависимость от него; и наоборот, обилие поставщиков, простота их смены перевешивают чашу весов в пользу того, кто пользуется такими поставками.

Анализ этого элемента внешней среды наряду с оценкой стабильности, надежности, долговременности работы по каждому партнеру, по их группам, по всем поставкам в целом предполагает отслеживание:

  • цен, качества, доставки сырья;
  • связей с поставщиками капитала (банками);
  • рынка труда;
  • сети дистрибуции, позиций оптовиков;
  • изменения роли продавцов.

Крайне редко встречаются организации, ориентированные на рынок и не имеющие конкурентов. Кроме монополий, порожденных естественными, экономическими или юридическими причинами, все остальные вынуждены бороться за долю рынка с фирмами, выпускающими сходный продукт. Не только потребители составляют объект соперничества, но также и сырьевые, финансовые, человеческие и другие ресурсы. От конкурентной ситуации в отрасли зависят цены на продукт и на основные ресурсы. Конкуренты зачастую задают друг другу темпы изменений, уровень качества, степень инновационности бизнеса.

Исследование конкурентов - непременная забота менеджмента организации. В первую очередь определяется круг реальных и потенциальных конкурентов (фирм, которые могут войти в рынок, и продуктов, которые могут заменить существующие). Это требует отслеживания таких важнейших параметров, как:

  • продукты-заменители;
  • новые продукты, вводимые конкурентами;
  • размеры и численность конкурентов;
  • новые (потенциальные) конкуренты;
  • изменения в стратегии конкурентов;
  • распределение (доли) рынка между производителями;
  • барьеры для вхождения в отрасль новых фирм;
  • средний уровень цен;
  • изменения экспорта и импорта.

Этим анализ не исчерпывается, и основные конкуренты исследуются в сопоставлении с фирмой по функциям (производство, маркетинг, НИОКР, персонал, финансы и т.д.). Организации требуется не просто развернутая информация о рыночных соперниках, а информация, сопоставимая с внутрифирменными показателями, отражающая сильные и слабые стороны производителей.

Государственные органы, равно как и государственная политика, которую они должны проводить в жизнь, оказывают существенное влияние на организации. Необходимость исполнять законы, установленные в данном государстве, ставит перед организацией еще одну задачу - учет состояния законодательства, постоянное внимание к изменениям в нем. Основные моменты, которые следует держать в поле зрения:

  • хозяйственное право;
  • правительственная политика в области доходов и цен;
  • субсидии и налоги;
  • сокращение государственных расходов;
  • правовые инфраструктуры;
  • тарифы и ограничения внешней торговли;
  • трудовое право;
  • сферы регулирования (экология, отходы, энергия и т.п.).

В дополнение к государственному законотворчеству местные органы власти через собственные регулирующие постановления влияют на жизнедеятельность организаций. Предприятия облагаются дополнительными налогами и сборами, от них требуется приобретение лицензий на определенные виды деятельности, вводятся ограничения на ввоз и вывоз продукции, на ее ценовой уровень. Все эти переменные должны учитываться организацией как в повседневной деятельности, так и при составлении планов развития на перспективу.

Общественное мнение в данном контексте понимается как мнение сообщества, на территории которого или рядом с которым осуществляет свою деятельность организация. Общественность заинтересована в том, чтобы предприятия обеспечивали постоянную занятость, определенный уровень оплаты труда, участвовали в формировании местного бюджета, в различных культурных и благотворительных акциях и т.п., при этом не производя отрицательных внешних эффектов. Именно негативное общественное мнение может стать ограничителем на пути расширения рынка, производства, доступа к редким ресурсам. Его надо не только изучать, но и формировать, работая по основным направлениям:

  • средства массовой информации;
  • отраслевые организации;
  • финансовые союзы;
  • профессиональные союзы;
  • партийная жизнь;
  • местные источники формирования общественного мнения. Возрастание значимости общественного мнения сегодня находит свое отражение в специальных службах по связям с общественностью, создаваемых многими организациями.

ТЕМА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Общее понятие внешней среды

Факторы внешней среды

Среда прямого воздействия

Среда косвенного воздействия

Любая организация находится и функционирует во внешней среде, которая является источником ресурсов для организации. В свою очередь сама организация направляет результаты своей деятельности во внешнюю среду. Организация и внешняя среда находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействии.

1. Общее понятие внешней среды

Внешняя среда включает те элементы хозяйственной системы, которые влияют на организацию, ее функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным

Внешние факторы оказывают влияние на все элементы и процессы внутри организаций. Их можно разделить на две группы: факторы общего внешнего окружения (факторы макроокружения) и факторы непосредственного (делового) окружения организаций.

Факторы макроокружения, создающие условия среды нахождения организации:

1. экономические, характеризующие состояние экономики страны (величина ВВП, темпы инфляции, уровень безработицы, природные ресурсы, климат, уровень образования рабочей силы, величина заработной платы);

2. правовые, совокупность законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, а также их практическая реализация (позволяет определить допустимые границы действий и взаимоотношений с другими субъектами);

3. политические, определяющие направление и методы развития общества (главенствующая политическая идеология, стабильность правительства, сила оппозиции);

4. социальные явления и процессы (отношение людей к труду и качеству жизни, ценности, традиции и национальные особенности, демографическая структура общества, уровень образования);

5. технологические, определяемые развитием научно-технического прогресса (научно-технические разработки, инновации, модернизация производства).

Степень воздействия отдельных факторов на различные организации не равнозначна (из-за размера организаций, территориального расположения, отраслевой принадлежности), поэтому необходимо ранжировать факторы по степени их влияния на организацию и вести соответствующее наблюдение за ними.

Факторы непосредственного окружения организации:

1. покупатели. Изучение покупателей позволяет организации выяснить, какой продукт, в каком объеме будет наиболее востребован, насколько широк круг покупателей и есть ли возможность расширения производства и сбыта продукции, конкурентоспособность продукции;

2. поставщики. Изучение деятельности и потенциала поставщиков позволяет организации обеспечить эффективность своей работы, снизить вероятность возникновения зависимости от недобросовестных поставщиков, обеспечить необходимый уровень себестоимости и качества продукции;

3. конкуренты. С ними организация борется за ресурсы, рынки сбыта. Важно учитывать успехи как внутриотраслевых конкурентов, так и конкурентов, производящих замещающую продукцию. Рост собственной конкурентоспособности организация может обеспечить углублением специализации, снижением издержек, использованием особенностей продукции и производства и т. п.;

4. рынок рабочей силы обеспечивает организацию кадрами необходимой специальности и квалификации, уровня образования и др.

Факторы внешней среды

Факторы внешней среды характеризуются сложностью и динамизмом.

Сложность внешней среды определяется тем, как много факторов влияет на функционирование организации и насколько эти факторы схожи между собой.

Динамизм внешней среды характеризуется тем, как быстро меняются факторы, влияющие на функционирование организации.

В нacтoящee вpeмя мeнeджepaм нeoбxoдимo yчитывaть дeйcтвиe фaктopoв, нaxoдящиxcя внe opгaнизaций, пocкoлькy opгaнизaция кaк oткpытaя cиcтeмa зaвиcит oт внeшнeгo миpa в oтнoшeнии пocтaвoк pecypcoв, энepгии, кaдpoв, пoтpeбитeлeй. Мeнeджep дoлжeн yмeть выявлять cyщecтвeнныe фaктopы в oкpyжeнии, кoтopыe пoвлияют нa eгo opгaнизaцию, пoдбиpaть мeтoды и cпocoбы peaгиpoвaния нa внeшниe вoздeйcтвия. Оpгaнизaции вынyждeны пpиcпocaбливaтьcя к cpeдe, чтoбы выжить и coxpaнить эффeктивнocть.

Выдeляют cлeдyющиe ocнoвныe xapaктepиcтики внeшнeй cpeды:

· взaимocвязaннocть фaктopoв внeшнeй cpeды - ypoвeнь cилы, c кoтopoй измeнeниe oднoгo фaктopa вoздeйcтвyeт нa дpyгиe фaктopы. Измeнeниe кaкoгo-либo фaктopa oкpyжeния мoжeт oбycлaвливaть измeнeниe дpyгиx;

· cлoжнocть внeшнeй cpeды - чиcлo фaктopoв, нa кoтopыe opгaнизaция oбязaнa peaгиpoвaть, a тaкжe ypoвeнь вapиaтивнocти кaждoгo фaктopa;

· пoдвижнocть cpeды - cкopocть, c кoтopoй пpoиcxoдят измeнeния в oкpyжeнии opгaнизaции. Окpyжeниe coвpeмeнныx opгaнизaций измeняeтcя c нapacтaющeй cкopocтью. Пoдвижнocть внeшнeгo oкpyжeния мoжeт быть вышe для oдниx пoдpaздeлeний opгaнизaции и нижe для дpyгиx. В выcoкoпoдвижнoй cpeдe opгaнизaция или пoдpaздeлeниe дoлжны oпиpaтьcя нa бoлee paзнooбpaзнyю инфopмaцию, чтoбы пpинимaть эффeктивныe peшeния;

· нeoпpeдeлeннocть внeшнeй cpeды - cooтнoшeниe мeждy кoличecтвoм инфopмaции o cpeдe, кoтopoй pacпoлaгaeт opгaнизaция, и yвepeннocтью в тoчнocти этoй инфopмaции. Чeм нeoпpeдeлeннee внeшнee oкpyжeниe, тeм тpyднee пpинимaть эффeктивныe peшeния.

В соответствии с системным подходом организация рассматривается как открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой.

Основными характеристиками внешней среды являются ее сложность, динамизм и неопределенность.

Сложность внешней среды как системы характеризуется наличием многих элементов, каждый из которых является подсистемой, а также взаимосвязями между этими элементами. Сложность внешней среды проявляется в ряде моментов.

В конкретной ситуации на функционирование организации оказывает влияние большое число условий и факторов. Они имеют различную природу. К техническим факторам относятся имеющиеся технологии, материалы. Социальные условия и факторы включают социальные нормы, ценности, предпочтения и т.д. Организационные факторы - это используемые организационные структуры, типы хозяйственных связей. Можно выделить также экономические, правовые, политические, культурно-исторические факторы и условия.

На деятельность организации оказывает влияние и международное окружение, особенно если организация осуществляет международные операции. Например, необходимо учитывать таможенные, налоговые законодательства страны-экспортера или импортера, требования по качеству, правила сертификации и т.д.

По характеру воздействия на организацию выделяют среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.

К среде прямого воздействия относятся поставщики, потребители и конкуренты, а также государственные органы и правовые нормы, непосредственно влияющие на деятельность организации.

К среде косвенного воздействия относятся факторы внешней среды, которые влияют на организацию опосредовано. Они учитываются при разработке стратегии организации. Это общеэкономическая ситуация, например, фаза цикла (спад или подъем), уровень безработицы, темпы инфляции, технологический прогресс, политический климат и т.д.

Сложность внешней среды проявляется не только в большом числе и многообразии ее элементов, но и в их взаимосвязи. Здесь можно выделить два уровня взаимосвязей. Во-первых, это взаимосвязи элементов одного фактора . Примером могут быть взаимосвязи между конкретными поставщиками, между конкурентами, между элементами законодательной базы, между государственными органами, регулирующими деятельность организации.

Во-вторых, это взаимосвязи между различными факторами внешней среды. Например, политическая нестабильность затрудняет приток инвестиций, а следовательно, замедляется технологическое обновление, затрудняются поставки ресурсов и т.д.

Сложность внешней среды по-разному влияет на различные внутренние переменные организации, что особенно наглядно при сложной структуре организации.

Второй важной характеристикой внешней среды является ее динамизм , который проявляется в ряде моментов.

В соответствии с процессным подходом к менеджменту влияние внешней среды на организацию является процессом. Его содержанием становятся изменения в самой внешней среде.

Изменения во внешней среде характеризуются скоростью этих преобразований. Они затрагивают и законодательную базу хозяйственной деятельности, и рынки ресурсов, и состояние конкурентной среды.

Для внешней среды современных организаций характерно ускорение темпа изменений под воздействием науки, усиление интернационализации хозяйственной деятельности. Хозяйство становится сферой технологического применения достижений науки.

Неравномерность изменений во внешней среде проявляется в различных темпах изменений этой среды в конкретных отраслях и в отдельных элементах внешней среды. Например, у организаций, действующих в наукоемких отраслях (производство компьютерных систем, биотехнология, разработка телекоммуникаций и т. д.) внешняя среда изменяется быстрее, чем в мебельной промышленности; например, быстрее изменяется законодательная база, структура государственных органов, регулирующих деятельность организации.

Динамизм внешней среды приводит к возрастанию ее влияния на деятельность организаций, особенно имеющих международный характер (осуществляющих операции на внешних рынках, включающих зарубежные филиалы и т.д.). Усиливается неравномерность изменений отдельных внутренних переменных организации под воздействием внешней среды.

Третья характеристика внешней среды - ее неопределенность .

Для учета сложности и динамичности внешней среды при разработке управленческих решений необходима информация. Однако достоверность такой информации на момент принятия решения всегда ограничена. Ограничены и возможности организации в получении и уточнении информации для конкретной ситуации. Под воздействием усложнения внешней среды, ее динамизма, потребность в информации возрастает, а возможность ее получения для конкретной, быстро меняющейся ситуации сокращается. Это приводит к усилению неопределенности внешней среды.

Среда прямого воздействия

Основными факторами среды прямого воздействия являются поставщики ресурсов; потребители продукции и услуг; конкуренты; государственные органы и нормативные акты, непосредственно воздействующие на деятельность организации.

Анализ среды прямого воздействия включает рассмотрение отдельных факторов и их взаимодействия.

Поставщики обеспечивают удовлетворение потребности организации в различных ресурсах. Основные виды ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, информационные.

Обеспечение материальными ресурсами включает поставки сырья и полуфабрикатов, комплектующих деталей и узлов, оборудования, энергии в соответствии с объемами и структурой потребностей в установленные сроки при выполнении других условий.

Обеспечение финансовыми ресурсами включает обоснование объема и структуры необходимых ресурсов, взаимоотношений с инвесторами, финансовыми и коммерческими структурами, бюджетом, частными лицами.

Для современной организации возрастает значение обеспечения менеджмента качественной информацией. Это может быть информация о рынках сбыта, планах конкурентов, приоритетах государственной политики, новых разработках продукции и т.д.

Особое место занимает обеспечение организации трудовыми ресурсами, соответствующими ей по количеству, структуре, уровню общей и профессиональной подготовки, возрасту. Наиболее значимым здесь является привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления, а также обучение способных руководителей, в том числе внутри организации.

Потребители приобретают произведенные товары или услуги. В зависимости от объема спроса различают мелких и крупных потребителей. Учет запросов последних необходимое условие успешной деятельности организации. В зависимости от отношения к потребителям можно говорить о различных стратегиях организации: продавать уже производимую продукцию; производить продукцию, в которой нуждается потребитель; формировать своего потребителя, убеждая его в необходимости приобретения продукции, которая будет производиться.

Государственные и муниципальные органы также непосредственно воздействуют на организацию, а следовательно, относятся к среде прямого воздействия. Это налоговая и санитарная инспекции, органы статистического учета и т.д.

В результате взаимодействия организации с поставщиками и потребителями формируется система хозяйственных связей - одна из важнейших характеристик среды прямого воздействия.

Другая характеристика - это состояние рыночной среды . Здесь прежде всего определяется характер среды - монополия (чистая, естественная), олигополия или монополистическая конкуренция.

Конкуренты могут вести борьбу за различные объекты. Традиционно - за рынки сбыта продукции. В настоящее время это также борьба с производителями заменяемой продукции, за деньги потребителей.

Объектами конкуренции могут быть и ресурсы: трудовые, материальные и финансовые, научно-технические разработки и т.д.

Стоит ли помогать конкуренту? Во время кризисного состояния корпорации "Крайслер" помощь ей пришла со стороны более мощного конкурента "Дженерал моторз". Что было причиной? “Крайслер” располагает развитой дилерской сетью, в первую очередь в США. И в случае краха фирмы эта сеть могла бы быть приобретена динамично развивающимися зарубежными конкурентами "Дженерал моторз."

Государственное воздействие осуществляется через законодательство и деятельность государственных органов. Законодательно регулируются трудовые отношения между работниками и работодателями, налоговые, таможенные отношения, охрана труда, условия производства определенных видов продукции, защита прав потребителей, экологическая нагрузка на окружающую среду и т.д..

Государственные органы по характеру выполняемых ими функций могут быть условно разделены на контролирующие и регулирующие. При этом используются различные способы и методы воздействия на организации - выдача лицензий, установление ставок налогов и квот, регулирование уровня цен и тарифов, определение мест строительства и т.д.

Среда косвенного воздействия

Факторы среды косвенного воздействия имеют более сложную структуру, многоплановый характер. Они в меньшей мере, чем факторы среды прямого воздействия, испытывают влияние организации. Информация о среде косвенного воздействия часто неполная. В условиях усиления воздействия этой среды на конкурентоспособность организации здесь приходится полагаться на субъективные оценки, а не на аналитические данные.

Технологии как фактор среды косвенного воздействия характеризуют общий уровень производительных сил. Это наиболее динамичный фактор данной среды. Уровень и темп изменения технологий в различных отраслях существенно отличаются. Однако наиболее наукоемкие отрасли и производства - компьютерные технологии, системы телекоммуникаций, производство синтетических материалов - оказывают значительное и все возрастающее воздействие на другие организации, эффективность их деятельности. На смену трудоемкой и фондоемкой стадиям развития производства пришли наукоемкие технологии, позволяющие экономить традиционные ресурсы.

Темпы инфляции, безработицы, ставки налогов и банковских кредитов, формы и масштабы государственной поддержки бизнеса и т.д. непосредственно воздействуют на взаимосвязи организации с поставщиками и потребителями, на поведение конкурентов. Например, установление налоговых льгот способствует притоку капитала, а следовательно, облегчает удовлетворение потребности в финансовых ресурсах. Прогноз повышения уровня инфляции побуждает увеличивать материальные запасы, получение кредитов. Возрастание спроса на материальные и финансовые ресурсы также затрудняет их приобретение.

Состояние экономики как фактор среды косвенного воздействия включает ряд характеристик.

Во-первых, это самые общие характеристики экономической системы - численность населения, наличие и использование ресурсов, тип государственного устройства, денежная система, валютное положение, отраслевая структура экономики, параметры внутреннего рынка, объем, структура и география экспорта и импорта и т.д.

Во-вторых, это анализ общих условий развития предпринимательства: характеристика экономической стабильности, наличие рыночной и технической инфраструктуры, законодательная база, инвестиционный климат, условия формирования новых рыночных субъектов, формы и масштабы государственного регулирования экономики.

В-третьих, это конкретное состояние, стадия развития экономики, включая оценку экономической конъюнктуры, уровня и темпов инфляции, фазы экономического цикла.

Социокультурные факторы проявляются в социальных ценностях и установках, приоритетах, национальных традициях, влияющих на деятельность организации. В каждой стране существуют представления об этичных методах ведения бизнеса, необходимых стандартах качества обслуживания, допустимых уровнях воздействия на окружающую среду. Типичными примерами таких факторов, которые должны быть учтены организацией, являются существующая в Японии традиция пожизненного найма, движение “зеленых” и спрос на изделия из натурального меха; представления о том, что женщины не склонны рисковать, и их выдвижение на должности высших руководителей.

Некоторые социальные установки изменяются с возрастом. Сравнительно молодые работники стремятся к независимости в работе, охотно принимают на себя ответственность. В более старшем возрасте на первый план выходит стремление сохранить свой статус, желание социальной защищенности и т. д.. Это влияние факторов внешней среды должно учитываться в системах мотивации.

Политические факторы определяют общую политическую ситуацию в стране, уровень ее стабильности, предсказуемости. Высокий уровень политического риска приводит к замедлению научно-технического обновления производства, устареванию структуры, снижению конкурентоспособности национальных предприятий в конкурентной борьбе.

Однако и в сравнительно стабильной ситуации происходят столкновения различных хозяйственных субъектов и представляющих их интересы политических сил и лоббистских групп. В переходной экономике России это столкновение трех комплексов - военно-промышленного, топливно-энергетического и аграрного. В настоящее время борьба идет в сфере приватизации бывшей государственной собственности, а также за распределение бюджетных средств. Ясно, что решение этих проблем, с одной стороны, определяется политическими факторами, а с другой - влияет на них.

Политика местных властей оказывает существенное влияние на занятость в регионе и размещение предприятий, их воздействие на окружающую среду, добычу и использование природных ресурсов, создание производственно-технической и социальной инфраструктуры.

Например, число площадок под застройку всегда ограничено. В настоящее время местные власти в большей мере заинтересованы в выделении их для строительства производственных объектов, а не жилья. Причина этого - и в том, что работники уплачивают подоходный налог по месту работы.

Факторы среды косвенного воздействия существенно отличаются в различных странах. Это необходимо учитывать организациям, участвующим в международном бизнесе.

Ясно, что мера влияния факторов среды косвенного воздействия на осуществление организацией различных видов международного бизнеса будет существенно отличаться. Наиболее существенным это влияние будет при создании совместных предприятий, меньшим - при осуществлении капиталовложений, особенно - портфельных, еще меньшим - при выдаче лицензий.

Различным будет и влияние конкретных факторов среды косвенного воздействия. Общей предпосылкой эффективного международного бизнеса является политическая ситуация в стране, где организация осуществляет свои операции. Существенное влияние на международный бизнес оказывают состояние экономики, развитие технологий. В ряде случаев, например, при экспорте определенных потребительских товаров, решающую роль могут сыграть социокультурные факторы. При размещении новых производств необходимо добиваться поддержки местных властей.


Важным фактором внешней среды, оказывающим возрастающее влияние на международные операции предприятий, становится деятельность международных организаций . Наиболее многогранное воздействие на хозяйственную деятельность организаций оказывают структуры Европейского союза. Примером здесь может быть Единая согласованная политика в области конкуренции. Определены основные направления такой политики, правила конкуренции в рамках ЕС, согласовано законодательное регулирование процедур создания и регистрации компаний, их деятельности, бухгалтерской и финансовой отчетности и т.д. Важным итогом этой работы стало принятие Устава Европейской компании.

Другой пример международного регулирования деятельности организаций - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенное в 1947 году между 23 государствами (в том числе и США). Каждое из этих государств согласилось предоставлять другим равный и недискриминационный режим торговли, снижать на основе многосторонних договоренностей тарифы и со временем устранить импортные квоты.


Похожая информация.


Не может быть изолирована от влияния сторонних факторов, которые в совокупности и образуют внешнюю среду ее деятельности.

Внешняя среда фирмы может быть определена как множество сил и субъектов (назовем их факторами воздействия внешней среды), которые оказывают непосредственное или опосредованное влияние на функционирование фирмы и действуют за ее пределами.

Подробная классификация этих факторов будет дана ниже, здесь же отметим, что в самом общем виде все разнообразные факторы внешней среды можно разделить на две основные группы - прямые и косвенные.

Факторы, оказывающие немедленное и непосредственное влияние на фирму, относятся к среде прямого воздействия; все другие, оказывающие опосредованное влияние на фирму — к среде косвенного воздействия.

Таким образом, следует различать два уровня внешней среды, оказывающих различное влияние на функционирование фирмы (рис. 1).

Основные характеристики факторов внешней среды

Рассмотрим основные характеристики факторов внешней среды. Независимо от того, к какому уровню внешней среды - прямого или косвенного воздействия - относится тот или иной фактор внешней среды, можно выделить четыре основные сущностные их характеристики:

1) взаимосвязанность;

2) сложность;

3) подвижность;

4) неопределенность.

Взаимосвязанность факторов внешней среды - это взаимо-влияние различных факторов в процессе функционирования фирмы. В качестве примера этого взаимовлияния можно назвать рост таможенных пошлин, который влечет за собой рост цен; рост цен на нефть , газ, электричество влечет за собой повышение цен почти на все товары и т.д.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, которые могут оказать существенное влияние на хозяйственную деятельность фирмы и на которые фирма обязана реагировать. Если, например, фирма имеет многочисленных конкурентов, сложную систему поставок и ускоренно проводит технологические изменения, можно утверждать, что эта фирма находится в более сложном положении, чем фирма, имеющая лишь нескольких поставщиков, нескольких конкурентов и работающая при замедленном изменении технологии .

Подвижность внешней среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении фирмы. Многие исследователи указывают, что окружение современных предприятий и фирм изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть фирмы, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Быстрые изменения происходят, например, в авиационно-космической , производстве компьютеров, биотехнологии и сфере телекоммуникаций. Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную промышленность, производство традиционных строительных материалов , первичную переработку продукции сельского хозяйства.

Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений фирмы и ниже для других. К примеру, во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения; с другой стороны, производственный отдел может функционировать в относительно медленно изменяющейся среде, характеризующейся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. Учитывая сложность функционирования в условиях высоко-подвижной среды, фирмы и их подразделения должны опираться на весьма разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.

Неопределенность внешней среды определяется количеством информации, которой располагает фирма по поводу конкретного фактора, а также уверенностью в достоверности этой информации.

Если информации мало или есть сомнения в ее точности, внешняя среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда есть основания считать информацию высоконадежной.

Поскольку сфера предпринимательства, товарные рынки становятся все более глобальными и требуется больше и больше разнообразной информации, то уверенность в ее точности снижается. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Основные факторы внешней среды, их влияние на условия и результаты предпринимательской деятельности

Существуют различные подходы к классификации факторов среды прямого и среды косвенного воздействия. Систематизируя и обобщая различные точки зрения по этому вопросу, можно предложить следующие варианты структурирования факторов внешней среды.

К основным факторам среды прямого воздействия относятся:

- поставщики;

Потребители;

Конкуренты;

Контактные аудитории.

Поставщики

Поставщиками для фирмы являются организации или другие фирмы, обеспечивающие ее различными ресурсами.

В зависимости от вида ресурса можно выделить поставщиков:

Сырья и материалов, оборудования, энергии;

Капитала;

Трудовых ресурсов.

Потребители

Потребители формируют рынок сбыта. Существует широко распространенная точка зрения, что подлинная цель предпринимательства - создавать потребителей. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования фирмы зависит от ее способности находить потребителей своих продукции и услуг и удовлетворять их запросы.

В экономической литературе используются различные подходы к классификации потребителей. Для изучения и анализа потребителей целесообразно всю их совокупность разделить на группы на основе следующей классификации:

Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества фирм. Последние могут также вести конкурентную борьбу за материальные и трудовые ресурсы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на во многом зависят такие внутренние факторы, как условия работы , оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Конкуренты

Конкуренты — один из наиболее динамичных внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. В условиях рынка руководители фирм осознают, что если не удовлетворять нужды потребителей столь же эффективно, как это делают конкуренты, то результаты их деятельности могут быть весьма плачевны. Во многих случаях не потребители, а именно конкуренты определяют, какого рода продукцию можно продать и какую цену за нее запросить.

Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества фирм. Последние могут также вести конкурентную борьбу за материальные и трудовые ресурсы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию во многом зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

Контактные аудитории

Контактные аудитории — это внешние силы, которые оказывают непосредственное воздействие на принятие решений фирмы из-за различного рода интересов к ее деятельности. Категорию "контактные аудитории" можно классифицировать следующим образом:

Важнейшую роль играют государственные институты, регламентирующие деятельность фирм. Так, установление правового статуса фирмы влечет за собой определенный порядок уплаты налогов . Различные органы государственного регулирования уполномочены устанавливать порядок ведения финансовой отчетности, выдавать лицензии, устанавливать таможенные пошлины, режим труда и т.д. Многие фирмы, особенно крупные, создают специальные подраз-деления по связям с общественностью.

Сотрудники фирмы оказывают непосредственное влияние на ее деятельность и могут как позитивно, так и негативно влиять на достижение поставленных фирмой целей. Поэтому важно обеспечить благоприятные условия для работы персонала фирмы.

Факторы среды косвенного воздействия

Среда косвенного воздействия включает в себя факторы, которые могут не оказывать немедленного воздействия на функционирование фирмы, но тем не менее сказываются на ее результатах. Эти факторы можно подразделить на:

Государственно-политические;

Экономические;

Социально-демографические;

Международные;

Научно-технологические;

Правовые.

Государственно-политические факторы

Политическая ситуация в стране оказывает влияние на экономическую обстановку в целом, так как в известной степени способы управления экономикой есть результат реализации политических целей и задач находящегося у власти правительства. Фактор политической стабильности играет весьма существенную роль как для зарубежных, так и для отечественных фирм.

Не менее существенным является и фактор государственного регулирования предпринимательской деятельности. С одной стороны, государственная поддержка может стимулировать деятельность фирмы (всевозможные виды субсидий, налоговых льгот, кредитов , различных видов юридических услуг), с другой — действия государства могут быть ограничивающими, запрещающими (этими мерами государство обеспечивает производственную безопасность, качество товаров и др.). Это особенно важно подчеркнуть для преодоления сложившегося стереотипа о том, что "рынок сам все расставит по местам". Рыночная экономика использует различные формы и методы регулирования деятельности фирм.

Экономические факторы

Число экономических факторов, оказывающих влияние на деятельность фирм, столь велико и многообразно, что их невозможно перечислить здесь в полном объеме. Приведем для примера лишь некоторые из них:

сокращает покупательную способность потребителей и реальный спрос на товары и услуги

Новые налоги

изменяют распределение доходов , приводят к переменам в покупательной способности фирм и населения

Уровень процентных ставок на капитал

может сделать выгодными или невыгодными инвестиции в новые предпринимательские структуры

Уровень занятости

определяет наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы персонала


Социально-демографические факторы

Социально-демографическая среда включает в себя две группы факторов, оказывающих наибольшее воздействие на производственно-хозяйственную дея-тельность фирм: социокультурные и демографические.

Социокультурная среда, отражающая уровень жизни различных групп населения, включает в себя также стиль жизни, привычки, нравственные и этические нормы, религиозные основы общества. Все эти факторы социально-культурной среды влияют на поведение покупателей и соответственно могут вносить изменения на рынке товаров и услуг за счет роста или снижения спроса на отдельные товары и услуги. Например, пропаганда здорового образа жизни создала большие возможности для фирм, производящих и продающих спортивное снаряжение, одежду для отдыха, но при этом пострадали фирмы, предлагающие табачные изделия.

Особое влияние на деятельность фирм оказывают демографические факторы, хотя они не всегда принимаются во внимание. Любая хозяйственная система должна учитывать структурные изме-нения демографического развития отдельных и страны в целом.

Среди демографических факторов наиболее важными являются две группы, связанные с изменениями в обществе:

Изменения численности населения (рост, снижение рождаемости, смертность).

Изменения в возрастном и половозрастном структурном составе населения.

Тенденции в возрастной и половозрастной структуре должны учитывать предприниматели, производящие и реализующие новые виды (марки) изделий. Темпы рождаемости и связанные с этим социальные меры по защите материнства также могут повлиять на рынок товаров и услуг. Рост численности пенсионеров, одиноких людей ведет к появ-лению многочисленных фирм, занимающих определенные ниши на рынках оказания услуг бытового обслуживания, оздоровительных мероприятий, отдыха.

Международные факторы

Международные события большого значения (крупные политические события, войны, катастрофы и т.д.) неизменно оказывают косвенное влияние на деятельность и выживание фирм в различных странах, выходящих на мировые рынки. Например, авария на Чернобыльской АЭС 1986 г. вызвала во всем мире всплеск общественных настроений против атомной энергетики. Это косвенным образом, но заметно отразилось на каждой фирме, занятой в области энергетики, и повысило активность групп защиты потребителей.

Научно-технологические факторы

Фирмы, стремящиеся к успеху, должны эффективно приспосабливаться к технологическим изменениям и возможно быстрее использовать их для получения преимуществ на конкурентном рынке.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который активно воздействует на предпринимательство, например, в области компьютеризации, информационных технологий и т.д. Причем, новые технологии могут привести как к повышению конкурентоспособности, так и ее снижению, если большего успеха в их разработке и применении добился конкурент.

Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты производятся и покупаются, на скорость старения продуктов, на получение информации о том, какие виды продуктов ожидают потребителей той или иной фирмы, т.е. технологические нововведения влияют на процесс производства, его развитие, обновление и совершенствование.

Конечно, технологические изменения существенно влияют на изменение численности и качественный состав рабочей силы. Например, процесс компьютеризации способствует уменьшению численности управленческого персонала, однако создает потребность в специально подготовленных кадрах; автоматизация процессов производства и применение новых технологий уменьшает потребность в рабочих, что непосредственно сказывается на уровне занятости и заработной платы.

Правовые факторы

Фирмы как хозяйствующие субъекты рынка действуют в рамках соответствующей правовой среды. С помощью законов и иных нормативных актов регулируется экономическое поведение самих фирм и их взаимоотношения с контрагентами — поставщиками, потребителями и персоналом. Законодательные акты определяют уровень налогов, таможенных пошлин, деятельность кредитно-финансовых структур. Вместе с тем путем правовых актов государственных органов могут устанавливаться и льготные усло-вия функционирования фирм, например, в малом предпринимательстве.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынужденно опираться в оценке такой среды на неполную информацию, что затрудняет прогнозирование возможных последствий для фирм.

Таким образом, каждая фирма должна оперативно и эффективно реагировать на изменения внешней среды, чтобы обеспечить устойчивость своего функционирования.

Если обобщить все факторы внешней и внутренней среды функционирования фирмы, мы получим следующую обобщающую схему:

Следует отметить, что устойчивое функционирование фирмы обеспечивается оптимальным сочетанием всех этих факторов — стоит одному из них "выйти из состояния равновесия", как нарушается нормальное функционирование всей системы (например, при нарушении сроков поставки ресурсов не будет своевременного выпуска товаров и услуг; "закупорка" каналов сбыта продукции нарушает ход производства, подрывает финансовое состояние и т.д.).

Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимают наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо приспособление к ним. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.

Под внутренней средой организации понимают хозяйственный организм, который включает в себя управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется в виду ее глобальная структура, охватывающая все производственные предприятия, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Однако внутренняя среда может также быть источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает ее необходимого функционирования.

Под внешней средой организации понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или способные оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны. Обычно организация в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты ее деятельности в настоящий период и на будущую перспективу; проводимые исследования или текущие события сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем прежде всего выявляют и учитывают факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.



Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, которые необходимы для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Однако ресурсы внешней среды не безграничны, и на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде, поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Влияние внешней среды проявляется через воздействие ее факторов на результаты деятельности организации. Это воздействие обладает рядом специфических черт.

1. Сложность. Характеризуется количеством и многообразием воздействующих факторов. Чем больше число переменных, тем больше сложность и неоднозначность окружающей среды, в которой существует организация. В частности, сложность окружающей среды определяют следующие элементы:

число различных поставщиков одной категории материалов в конкретной рыночной нише;

уровень географической дисперсии или концентрации поставщиков, труда, отраслевых продаж, компаний-конкурентов в обозначенном секторе рынка;

уровень продуктовой дифференциации по сегментам отрасли внутри определенного сектора рынка;

степень социокультурной диверсификации в рыночной нише;

уровень диверсификации всех форм бизнеса в рыночной нише;

показатель технологической диверсификации внутри отрасли.

2. Взаимозависимость. Определяется степенью взаимосвязанности взаимодействующих факторов. Так, у предприятий, которые работают с использованием комплектующих деталей, получаемых от внешних партнеров, зависимость от внешних факторов будет выше, чем при производстве этих деталей на собственном предприятии.

3. Неопределенность. Предполагает непредсказуемый, случайный характер многих процессов, сопровождающих бизнес и менеджмент, и динамичность, показывающую скорость изменения факторов внешней среды организации. Для измерения неопределенности или динамизма окружающей среды предназначены следующие общие переменные:

· степень изменения цен поставщиков;

· степень изменения цен конкурентов;

· степень изменения в предложении труда;

· степень изменения в кривой спроса на продукт;

· степень изменения цены капитала;

· степень изменения в возможностях финансирования;

· степень изменения в методах конкуренции;

· степень изменений в политике регулирования рынка;

· уровень продаж в отрасли по результатам выхода на рынок с новой продукцией;

· уровень активности, обусловленный новыми конкурентами, появившимися на рынке;

· степень изменения в результате отклонений от нормы жизненного цикла товара;

· степень изменения в результате влияний новой технологии, появившейся в отрасли.

Тщательный анализ этих переменных показывает, что они определяют степень изменений в таких категориях, как покупатели, поставщики и конкуренты. В свою очередь, переменные также могут изменяться по мере того, как происходят изменения в бизнесе, поэтому их необходимо учитывать в процессе анализа окружающей среды при попытках воздействовать на динамику внешнего окружения.

Все факторы внешней среды организации можно разделить на две большие группы: факторы прямого воздействия (микросреда) и факторы косвенного воздействия (макросреда) .

К компонентам внешней среды, оказывающим влияние на эффективность и устойчивость функционирования фирмы, относятся те, на которые фирма не может воздействовать, которыми она не управляет. Эти компоненты влияют на фирму напрямую (налоговая система, политика поставщиков, потребителей и др.) либо косвенно (полит., экономическая и другие сферы).

Факторами прямого воздействия являются: поставщики, потребители, конкуренты, законодательство и органы государственного и муниципального управления.

Поставщики оказывают непосредственное влияние на деятельность любой организации. С позиций системного подхода организация представляет собой механизм преобразования входов в выходы. Основными разновидностями входов организации являются поступления всех видов ресурсов для обеспечения ее хозяйственной деятельности. Зависимость организации от поставщиков ресурсов из внешней среды ¾ один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операционную деятельность организации и успешность этой деятельности.

Наиболее очевидно это в отношении сырья и материалов , капитала и трудовых ресурсов .

Сырье и материалы ¾ важнейший компонент предпринимательской деятельности , а значит, и менеджмента . Во-первых, должно быть обеспечено высокое качество сырьевых ресурсов и материалов в требуемых объемах. Во-вторых, необходимы гарантии поставок сырья и материалов в требуемые сроки. То и другое достигается созданием системы входного контроля качества поставок, тщательной подготовкой и отработкой системы снабжения предприятия, транспортировки соответствующих грузов, складирования, а также путем дублирования поставок из нескольких независимых источников.

Капитал , необходимый для функционирования организации, поступает из различных источников и на определенных условиях через банки, поэтому задачами менеджмента являются изучение и обоснованный выбор источников капитала, проведение расчетов финансирования и кредитования организации, налаживание взаимоотношений и квалифицированная работа с банками.

От трудовых ресурсов и их источников во многом зависит успех менеджмента. Особое внимание при этом уделяется подбору и обучению специалистов в новых областях деятельности, связанных с внедрением последних достижений науки, техники и технологий, в том числе специалистов по рекламе, связям с общественностью, агентам по продажам и другим направлениям деятельности, а также подбору и обучению менеджеров различных уровней.

Потребители во многом определяют успешную деятельность организации. В качестве потребителей продукции организации выступают граждане, нуждающиеся в удовлетворении своих потребностей, и предприятия, чьи потребности связаны с осуществляемым ими бизнесом. Удовлетворение требований и конкретного спроса покупателей определяет цель и содержание бизнеса.

Конкуренты являются внешним фактором, влияние которого невозможно оспаривать. Если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятие долго не продержится на рынке. Во многих случаях именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену запросить. Они также могут вести конкурентную борьбу за капитал (инвестиции ), трудовые ресурсы, сырье и материалы и право использовать определенные технические нововведения. Конкуренция влияет также на условия работы и оплату труда внутри организации, на характер отношений руководителей с подчиненными. Выделяют пять основных сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли:

1) угроза появления в отрасли новых конкурентов;

2) способность покупателей добиваться снижения цен;

3) умение поставщиков добиваться повышения цен на их продукцию;

4) возможность появления на рынке заменителей продуктов и услуг организации;

5) степень ожесточенности борьбы между существующими в отрасли конкурентами.

Законодательство и органы государственного и муниципального управления также оказывают влияние на организации. Трудовое законодательство непосредственно отражается на деятельности организации и должно учитываться при управлении. Наибольшее влияние оказывают налоговое законодательство, регулирование внешней торговли (экспорта, импорта), таможенное регулирование, обеспечение экологической безопасности и др. Число и сложность законов, имеющих отношение к бизнесу, в настоящее время сильно возросло. Состояние законодательства характеризуется:

степенью благоприятствования законодательства для деятельности организации, поощрения бизнеса и создания соответствующего нормативного обеспечения;

равенством условий деятельности для всех организаций данной отрасли независимо от форм собственности;

возможностью быстрого и справедливого разрешения возникающих противоречий и конфликтов с поставщиками, потребителями, конкурентами, партнерами по бизнесу в административном и судебном порядке;

долговременностью, стабильностью и определенностью правовых норм.

14. Сущность планирования и его значение в деятельности организации.

Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последо­вательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

Планирование деятельности компании – это документальная фиксация предстоящих действий или результатов конкретных действий компании в будущем.

Характерные черты эффективного планирования:

целесообразность и адекватность; реалистичность; полнота; формализованность; сопоставимость показателей; систематичность; цикличность; определенность и конкретность; профессионализм.

Очень часто на предприятиях отсутствует систематическое и эффективное планирование по ряду причин.

Вот перечень мифов о неэффективности системы планирования:

· недостаточно информации для составления целостной картины развития ситуации на рынке. В идеале, разработчик планов должен иметь полный спектр сведений об отрасли и рынке;

· высокая неопределенность развития российской экономической конъюнктуры.
Во-первых, российская экономика уже давно перестала проявлять свойства турбулентной среды. Во-вторых, такая установка является следствием непонимания самой природы прогнозирования, являющейся основой составления планов, и его ошибочно сравнивают с гаданием;

· жесткость (негибкость) планов, которые уже утверждены, а ситуация изменилась. Данная ситуация связана скорее с авторитарным стилем планирования или отсутствия проработанных механизмов планирования, а точнее корректировки планов. Приверженцам данного мифа следует уяснить, что одна из основных задач планирования – не прописать оптимистичные варианты, но и учесть возможность «худшего сценария». Ну а если уж ситуация в корне изменилась (очень редкий случай) – проводится нормальная процедура корректировки плановых показателей.

· эффективное функционирование системы планирования требует большого штатного состава, несоизмеримых затрат времени и ресурсов. Здесь нужно смотреть на то: а) кто планирует; б) с помощью каких технических средств; в) с какой целью планирует (точнее зачем?).

· внутренняя конъюнктура компании (поступление и распределение ресурсов, производственные моменты и т.д.) не позволяют планировать наперед.

· Задачи планирования:

· Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и
всех ее структурных подразделений.

· Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.

· Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов.

· Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт-план».

· Стимул (мотивация) трудовой активности работающих. Успешное выполнение плановых заданий, как правило, является объектом особого стимулирования и основанием для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.

· Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

15. Виды и принципы планирования. Система планов и их взаимосвязь.

Принципы планирования

Принцип Краткая характеристика
Единство научно-технических, социальных и экономических задач развития организации Этот принцип находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах разрабатываемых планов, в критериях оценки плановых решений
Научная обоснованность и оптимальность решений Обеспечивается применением современных информационных технологий, прогрессивных процедур и методов осуществления производственных процессов, использованием методов опти­мального планирования, экспериментов, оптимизации плановых решений, построения интегриро­ванных систем подготовки и обработки данных
Доминирование стратегических аспектов в планировании Ориентация на отдаленные результаты требует обязательного использования специфических форм стратегического планирования на предприятии и подчинения ему всех других видов оперативного планирования
Комплексность планирования Означает системную увязку всех разрабатывае­мых на предприятии планов
Ресурсная сбалансированность планов Реализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих видов балансов
Гибкость и эластичность планирования Означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних или внешних факторов, а также способности сохранять необходимые резервы и предусматривать плановые альтернативы
Непрерывность планирования Реализация принципа находит свое наиболее пол­ное выражение в концепции скользящего планирования, в которой, благодаря периодическому продлению планов долгосрочные укрупненные расчеты сочетаются с краткосрочным детальным планированием

При разработке планов маркетинга отечественным предприятиям следует руководствоваться определенными принципами:

· системного подхода к планированию, т.е. план маркетинга – составная часть плана предприятия;

· разнообразия подходов к организации планирования маркетинговой деятельности, что связано с разнообразием видов предприятий, их целей и задач, выпускаемой продукции;

· многовариантного ситуационного характера планирования;

· динамичности, непрерывности планирования;

· наличие единой концепции.

· Стратегическое планирование имеет большое значение для успешной деятельности фирмы:

· Во-первых, план задает направление деятельности предприятия и позволяет лучше понять структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, ценообразования.

· Во-вторых, он обеспечивает каждому подразделению четкие цели, которые увязываются с общими задачами всего предприятия.

· В-третьих, он стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.

· В-четвертых, стратегическое планирование заставляет предприятие оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения возможностей и угроз со стороны окружающей среды.

· В-пятых, план определяет альтернативные действия, которые может предпринять фирма.

· В-шестых, дает основу для распределения ресурсов.

Следовательно, планирование поощряет руководителей постоянно думать о перспективах, координировать усилия фирмы, помогает взаимоувязывать деятельность всех служб предприятия и делать его более подготовленным к внезапным переменам.

Виды планов

Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов - планов .

План - основа деятельности организации любой формы собственности и размеров. Он содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каж­дой задачи.

В средних и крупных диверсифицированных компаниях и холдингах система планирования распределяется на несколько уровней.

Например, в компаниях регионального масштаба система планирования обычно представлена тремя уровнями:

1. Уровень непосредственных исполнителей Планов.

Основные функции данного уровня:

· подготовка проектов планов и аналитических обоснований плановых показателей;

· выполнение планов;

· подготовка плановой отчетности (о выполнении планов), в т.ч. аналитической.

2. Уровень «центрального офиса» или контролирующий уровень.

· Основные функции данного уровня:

· координация (прежде всего информационных потоков);

· анализ (имея более широкий спектр информации, получаемой от исполнителей различных направлений, а соответственно большие возможности по созданию целостной картины о ситуации на рынке;

· агрегирование плановых показателей, их группировка и подготовка консолидированных планов для следующего уровня, где эти планы будут утверждаться;

· контроль (в основном, за подготовкой и выполнением планов). Проверке подлежат объективность, реальность подготавливаемых на предыдущем уровне планов.

3. Уровень генерального руководства, являющегося «конечной инстанцией» в процессе планирования. Являясь конечным пользователем составленных Планов (если нет обязанности представлять их собственникам компании), руководство предприятия в агрегированном виде утверждает представленные плановые показатели, естественно после их краткого изучения.

По сути, утверждение планов руководства - это формальность в современной эффективно работающей компании. При необходимости, руководитель может потребовать предоставить разъяснения, комментарии и иные материалы по интересующим его плановым позициям у руководителей предыдущего уровня планирования.

Виды планов различаются по следующим признакам:

· предмету;

· уровню;

· периодам планирования (рис.2.3.)

о целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование, которые обладают определенными характеристиками.

Стратегическое планирование заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период 5 и более лет.

Оперативное планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. Оперативное планирование имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и проч. Эти два вида планов отличаются по ряду признаков (Табл. 2.2)