В молодости я впервые побывал на Урале. Главной целью моего визита туда был групповой поход на перевал Дятлова, а также посещение других интересных мест Свердловской области. На Урале мне сразу бросилась в глаза некоторая холмистость рельефа, что не характерно для равнин европейской части России. Причину данного явления я быстро выведал у своего уральского горного гида.

Рельефообразующие факторы Западно-Сибирской равнины

За ту или иную форму поверхности на земном шаре отвечают внутренние и внешние факторы.

К группе первых относятся те процессы, что беспрерывно протекают внутри самой Земли и проявляются на её поверхности изменениями в рельефе. Зачастую такие изменения приобретают выпуклую форму.

Внутренние процессы отразились на рельефе Западной Сибири таким образом, что у западного её края выросли Уральские горы в результате соприкосновения с Восточно-Европейской платформой. От этого же события вся территория равнины приобрела характерную холмистость с перепадом высот до 200 метров.

К внешним факторам чаще всего относят:

  • солнечное воздействие;
  • силу ветра и воды;
  • влияние космоса.

Вместе внешние факторы разрушают выпуклые элементы на земном шаре путем выветривания. По этой причине Уральские горы далеко не самые высокие в мире, так как древняя горная система уже тысячи лет беспощадно иссекается ветрами.

Следы ледника на рельефе Западно-Сибирской равнины

Вода и камень точит - эту поговорку можно воспринимать в буквальном смысле, когда речь идет об изучении рельефа.

12 тысяч лет назад на Земле закончился последний ледниковый период. В тот период форма рельефа Западной Сибири приобрела черты, которые сохранились до сего дня: множественные долины и озера.

Почему рельеф Западной Сибири волнистый

Причина этого кроется в возрасте тектонических плит. Западная Сибирь расположена на молодой плите, фундамент которой состоит из осадочно-вулканогенных пород.

С обеих сторон Западно-Сибирская платформа зажата древними гораздо более твердыми платформами, фундамент которых состоит из гнейсов, сланцев и гранитов.

  • По картам учебника или атласа определите, с какими крупными природными районами граничит Западная Сибирь, какие формы поверхности здесь преобладают.

Западно-Сибирская равнина - третья по величине после Русской равнина мира. Ее площадь около 2,6 млн км 2 . От сурового побережья Карского моря она протянулась до подножий гор Южной Сибири и полупустынь Казахстана на 2500 км, а от Урала до Енисея - до 1900 км.

Границы равнины - это отчетливо выраженные естественные рубежи: на севере - береговая линия Карского моря, на юге - подножия Казахского мелкосопочника, Алтая, Салаирского кряжа и Кузнецкого Алатау, на западе - восточные предгорья Урала, на востоке - долина р. Енисей.

По карте учебника определите, какую геометрическую фигуру напоминают очертания Западно-Сибирской равпины. В какой части равнины протяженность с запада на восток наименьшая, в какой - наибольшая?

Нигде в мире не найти такого огромного пространства со столь плоским рельефом, как бы понижающимся к его центру. Пересекая равнину в поезде из Тюмени в Новосибирск, видишь необозримые плоскости - ни бугорка, ни увала. Такой рельеф образовали рыхлые отложения рек и древнеледниковые наносы, которые мощным осадочным чехлом (3-4 тыс. м) перекрыли плиту палеозойского возраста. Горизонтальное наслоение осадочных пластов - главная причина плоского рельефа равнины.

Но рисунку 111 расскажите об основных этапах развития территории Западно-Сибирской равнины.

Повлияло на рельеф Западно-Сибирской равнины и оледенение. Но ледник здесь не пересекал 60° с. ш.

На юге равнины во время разливов рек, подпруженных на севере льдом, па колоссальных пространствах откладывались озерные и речные наносы - пески и суглинки.

Рис. 111. Строение Западно-Сибирской плиты

Оледенение повлияло не только на рельеф, но и на растительный и животный мир Западно-Сибирской равнины. Когда ледник отступил, север равнины был завоеван тундрой и тайгой, хотя прежде там были широколиственные леса, в которых обитали мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени. По остаткам стволов в болотах можно судить о том, что граница лесов располагалась на несколько сотен километров севернее, чем в настоящее время.

Причины суровости климата . Климат Западно-Сибирской равнины - континентальный и довольно суровый. Четыре основные причины сформировали его.

Первая - положение преимущественно в умеренных широтах определило небольшое количество солнечной радиации, получаемое территорией.

По картам учебника и атласа установите, какое количество солнечной радиации получает северная, средня» и южная части Западно-Сибирской равнины, какие средние температуры января и июля характерны для этих территорий.

Вторая - удаленность от Атлантического и Тихого океанов обусловила континенталыюсть климата.

Третья - равнинность территории, позволяющая холодным массам арктического воздуха свободно проникать далеко на юг из «ледяного мешка» - Карского моря, а теплым воздушным массам из Казахстана и Средней Азии - далеко на север.

Четвертая - горы по периферии, отгородившие Западно-Сибирскую равнину от атлантических воздушных масс с запада и центральноазиатских с юго-востока.

Континентальность климата на просторах Западно-Сибирской равнины возрастает при движении с севера на юг. Выражается это в увеличении годовой амплитуды температур, уменьшении количества осадков, сокращении продолжительности весны и осени - переходных сезонов года.

Как распределяются осадки на Западно-Сибирской равнине? Объясните почему.

На стыке воздушных масс умеренной зоны с тропическими возникают циклоны, приносящие дожди. В начале лета этот фронт действует па юге - влагу получает зона степей (около 300 мм в год). В июле жаркий воздух господствует над всем югом равнины, а циклоны смещаются к северу, принося осадки зоне тайги (до 500 мм в год). В августе фронт доходит до тундры, где выпадает до 250 мм в год.

Зимой на стыке умеренных и арктических масс воздуха действуют циклоны арктического фронта. Это смягчает морозы на севере, но из-за большой влажности и сильных ветров жесткость климата здесь проявляется и при меньших морозах.

Обилие поверхностных вод. Западно-Сибирская равнина богата реками, озерами, болотами, в размещении которых по территории четко прослеживается зависимость от рельефа и от зонального соотношения тепла и влаги.

Внимательно изучите данные таблицы и объясните их.

Самая крупная река Западно-Сибирской равнины - Обь с притоком Иртыш. Это одна из величайших рек мира. В России она занимает первое место по длине и по площади бассейна.

Кроме Оби и Иртыша среди крупных рек региона можно назвать судоходные Надым, Пур, Таз, а также Тобол.

Среди многочисленных озер преобладают заполняющие ледниковые озерные котловины и располагающиеся на месте бывших стариц. По количеству болот Западно-Сибирская равнина тоже мировой рекордсмен: нигде в мире нет больше такой заболоченной территории площадью в 800 тыс. кмг, как здесь. Классическим примером заболоченности может служить Васюганье - географическая область, лежащая в междуречье Оби и Иртыша. Причин образования столь обширных заболоченных площадей несколько: наличие избыточного увлажнения, плоский рельеф, многолетняя мерзлота, низкие температуры воздуха, способность торфа, который преобладает здесь, удерживать воду в количествах, во много раз превышающих вес торфяной массы.

Природные зоны Западно-Сибирской равнины . Климат Западной Сибири континентальнее и суровее, чем на востоке европейской части России, но мягче, чем в остальной Сибири. Большая протяженность равнины с севера на юг позволяет уместиться здесь нескольким широтным зонам - от тундры на севере до степей на юге.

По карте определите, какая из природных зон занимает на Западно-Сибирской равпипе наибольшую площадь. Какие изменения в составе природных зон происходят здесь по сравнению с Русской равниной?

Рис. 112. Река Обь

Огромные размеры Западно-Сибирской равнины и плоский рельеф позволяют особенно хорошо проследить широтнозональное изменение природных ландшафтов. Главная отличительная черта тундры - суровость климата. Приспосабливаясь к суровым условиям, растения тундры с осени подготавливают зимующие почки. Благодаря этому весной они стремительно покрываются листьями и цветами, а затем и плодоносят. В тундре много различных растительных кормов, поэтому здесь гнездится множество растительноядных птиц.

Лесотундра - первая при движении к югу зона, где хотя бы 20 дней в году наблюдается летний термический режим, когда средние суточные температуры превышают 15°С. Здесь тундра чередуется с криволесьем и мелколесьем.

Рис. 113. Болото в тайге

Таежная лесоболотная зона - самая обширная из природных зон равнины (ее площадь - 1,5 млн км 2). В тайге - царство елово-пихтовых, лиственнично-кедрово-сосновых лесов с лишайниками и кустарничками. В северной части преобладают лиственнично-кедровые и сосновые леса. В средней части зоны господствует тайга из сосны, кедра, ели и пихты. На месте лесных пожаров распространены осинники и березняки.

Южная часть тайги - это березово-осиновые мелколиственные леса. Богат животный мир тайгигв ней водятся и «европейцы», как, например, норка и лесная куница, и «восточносибирцы», как, например, соболь. Обитают в тайге бурундук, белка, барсук и хозяин тайги - медведь. Семенами лесных деревьев и кустарников питаются птицы - глухарь, рябчик, дятлы, горлицы. Наиболее разнообразен животный мир таежных речных долин. Здесь можно встретить зайца-беляка, крота, волка и лисицу. Старицы и озера тайги изобилуют различными видами уток, куликов. По болотам гнездятся серый журавль, бекас и дупель. Наиболее типичные заболоченные участки тайги на плоских междуречьях Оби и Иртыша называют урманами. После пожаров в тайге на месте темнохвойных пород появляются осинники и березняки.

Рис. 114. Смена растительных сообществ в тайге после пожара

Тайга Западной Сибири образована елью и кедром, лиственницей и пихтой, сосной и осиново-березовыми лесами.

Животный мир западносибирской тайги имеет много общих видов с европейской тайгой. Всюду в тайге живут: бурый медведь, рысь, росомаха, белка, горностай.

Во вторичных осияово-березовых лесах типичными обитателями являются лось, заяц-беляк, горностай, колонок. Во многих местах западносибирской тайги выпущена американская норка. Певчих птиц в тайге мало, поэтому часто говорят о безмолвии тайги. Только по берегам рек можно встретить вьюрка, длиннохвостого снегиря, свиристеля, соловья-красношейку. На водоемах гнездятся гуси, утки, кулики, по моховым болотам - белая куропатка.

Подзона лиственных лесов в Западной Сибири протянулась неширокой полосой от Уральских гор до реки Енисея.

Западносибирская лесостепь протягивается узкой полосой от Урала до предгорий Салаирского кряжа. Обилие озерных котловин - особенность этой зоны. Берега озер низкие, частью заболоченные или заросшие сосновыми борами. В кулундинских сосновых борах обитают вместе со степными видами - овсянкой, полевым коньком, тушканчиком - таежные виды: белка-летяга, глухарь.

В лесостепной и степной зонах на плодородных почвах можно выращивать хорошие урожаи зерновых и овощей.

Живописные пейзажи юга равнины - березовые колки, возвышенные участки - гривы и озера - это потенциальные рекреационные ресурсы территории.

Гривы - это песчаные гряды высотой от 3 до 10 м, реже до 30 м, покрытые сосновыми борами. Они вносят большое разнообразие в безлесные плоские ландшафты юга Западной Сибири. Местами гривистый рельеф пестрит озерами, что делает местность еще более привлекательной.

Рис. 115. Строение грив Западной Сибири

Колки - это рощицы берез и осин, зеленеющие, подобно оазисам, среди безводья окружающих степных равнин. Это тихие, поэтичные уголки, полные тени и свежести, ярких цветов и пения птиц.

Ландшафтный облик лесостепья создают различные сочетания березовых, осиново-березовых, реже березово-осиновых колков с лугами на севере зоны и с травянистой степью - на юге. Преобладают плодородные южные черноземы и темно-каштановые почвы. Много солончаков и солонцов, образующихся в условиях недостаточного увлажнения.

Вопросы и задания

  1. На контурной карте напишите названия всех крупных природных географических объектов Западно-Сибирской равнины, определите географическую широту крайних северной и южной точек региона.
  2. Сравните географическое положение Западно-Сибирской и Русской равнин и определите черты их сходства и различия.
  3. В чем причина своеобразия рельефа Западно-Сибирской равнины?
  4. В чем причина сильной заболоченности равнины?

Русская религиозная философия по праву может быть названа феноменом в истории развития мировой мысли – «она в корне, в основной тенденции своейсущественно оригинальна» 5 . И это не преувеличение – свидетельством этому непрекращающийся и все возрастающий интерес к русским мыслителям со стороны. Причин появления этого феномена несколько. Прежде всего, Россия вXVIII–XIXв. оказалась местом встречи двух различных духовных, культурных и мировоззренческих традиций. Россия тогда еще действительножила Православием – и в этом смысле она находилась еще далеко до того внутреннего опустошения, какое уже имело место в Европе. Поэтому русская мысль всегда быларелигиозной, никогда не оказывалась в разрыве со своей религиозной стихией, и в этом заключается основная причина своеобразия русской философии. С другой стороны, философия в России начала пробуждаться тогда, когда рядом, на Западе, шла напряженная и активная работа философской мысли. Поэтому Россия во многом выступала здесь не в роли первооткрывателя, но в роли ученика, однако ученика весьма своеобразного. Различные идеи, которые проникают в Россию начиная с ереси жидовствующих, будучи привлекательными, в то же самое время во многом не были органичными для русского самосознания. Поэтому развитие русской философии можно сравнить с ростом молодого, талантливого, творчески свободного – в смысле незакомплексованного - и сильного духом ученика, который не просто глотает все, что ему преподают, но что-то принимает, что-то отвергает, и в нем идет сложнейший процесс формирования, который зависит с одной стороны от внешних влияний, с другой – от внутренней глубинной личностной жизни самого человека. Если Европа считала себя потомком античной философии и имела уже терминологию и понятийный аппарат, восходивший к античности (т.к. латинский язык «был и церковно и культурно общим для всего Запада, в то же времянепосредственно связывая его с античностью» 6 ), то в России ничего подобного не было. Именно поэтому русская философия оказалась в чем-то более свободной, нежели Западная: в этом плане ее можно сравнить с неофитом, который не довольствуется «жизнью по послушанию», а хочет все понять, и поэтому может быть свободен от тех стойких стереотипов, какими богаты люди, выросшие в духовной традиции. Русская философия формируется на фоне и в тесной связи с западноевропейской философией, и в то же время питается совершенно иными соками, имеет корни, восходящие к иной духовной традиции, нежели западное христианство. Н. Бердяев пишет, что русская религиозная мысль «делала дело, аналогичное тому, которое делали в свое время греческие учителя церкви. Как те пользовались высшей философией своего времени, Платоном и неоплатонизмом, для защиты и раскрытия христианской истины, данной в откровении, так русские религиозные мыслители делали то же дело, пользуясь высшей философией своего времени, Шеллингом и германским идеализмом» 7 .

Таким образом, своеобразие русской философской мысли было обусловлено сочетанием следующих факторов: 1) глубокая связь с религиозной почвой; 2) наличие на Западе в то время богатой философской жизни; 3) совмещение ученичества и собственноготворчества 8 .

«Эта философия есть характерно русское явление. И в других странах существуют отдельные религиозные мыслители, но эти мыслители нигде не составили целой школы вольной философской мысли, представленной преимущественно светскими людьми, которая доминировала бы над всеми остальными философскими течениями, как это имело место в России» 9 . Значение этой философии состоит в том, что "в ней мысль христианского Востока дает свой ответ на мысль христианского Запада" 10 .

Самостоятельная философская мысль в России появляется лишь во второй половине XVIII в. Следующий век уже становится временем интенсивного развития, во время которого проясняются основные направления дальнейшего развития отечественной философии.

* Климат и география.

* Традиционализм культуры.

* Громадная роль религии в общественной и индивидуальной жизни.

* Особенности антропологии и психологии людей Востока.

Особенности восточного мышления

* Оно более интровертно, чем западное мышление.

* Оно скорее эмоционально-образное, чем логическое.

* Разум понимается более широко, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила.

* Для восточного мышления не характерен антропоцентризм.

Религия и философия в Древней Индии

Восток неоднороден по своему составу и, несмотря на наличие общих существенных признаков, представлен цивилизациями и культурами, которые часто не просто различаются, а враждебно противостоят друг другу. Свои особенные черты имеет и древнеиндийская цивилизация. Это, прежде всего:

* Жесткая кастовая социальная структура.

* Интеллектуальная и религиозная пассивность людей.

* Интровертный характер религиозности

* Приоритет иррационального над рациональным.

Философия Античности

Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленностью своего содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования. Ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса.

Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов.

Как жить в этом мире? Кто управляет в нём? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).

В развитии античной философии можно с некоторой долей условности выделить несколько этапов:

Античная предфилософия, которая охватывает период с 8 до 7 вв. до н.э.

Досократический период - охватывает период с 7 до 5 в. до н. э. Первоначально античная философия развивается в Малой Азии (Милетская школа, Гераклит), затем в Италии (пифагорейцы, Элейская школа, Эмпедокл) и на материковой Греции (Анаксагор, атомисты). Главная тема ранней греческой философии – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Философы этого периода – преимущественно исследователи природы, астрономы, математики.

Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно и не из ничего, они искали начало, или принцип, объясняющий закономерную изменчивость мира. Первые философы полагали таковым началом единое первовещество: вода (Фалес) или воздух (Анаксимен), бесконечное (Анаксимандр), пифагорейцы считали началами предел и беспредельное, порождающие упорядоченный космос, познаваемый посредством числа. Последующие авторы (Эмпедокл, Демокрит) называли не одно, а несколько начал (четыре элемента, бесконечное множество атомов). Подобно Ксенофану, многие из ранних мыслителей критиковали традиционную мифологию и религию.

Философы задумывались о причинах порядка в мире. Гераклит, Анаксагор учили о правящем миром разумном начале (Логос, Ум). Парменид формулировал учение об истинном бытии, доступном одной только мысли. Все последующее развитие философии в Греции (от плюралистических систем Эмпедокла и Демокрита, до платонизма) в той или иной степени демонстрирует отклик на поставленные Парменидом проблемы.

Классический период охватывает период примерно с половины 5 в. и до конца 4 в. до н. э. Период досократиков сменяет софистика. Софисты – странствующие платные учителя добродетели, в центре их внимания – жизнь человека и общества. В знании софисты видели прежде всего средство для достижения жизненного успеха, самым ценным признавали риторику – владение словом, искусство убеждать. Софисты считали относительными традиционные обычаи и нормы морали. Их критика и скептицизм по-своему содействовали переориентации античной философии от познания природы к осмыслению внутреннего мира человека.

Ярким выражением этого «поворота» была философия Сократа. Главным он полагал знание добра, т.к. зло, по Сократу, происходит от незнания людьми своего подлинного блага. Путь к этому знанию Сократ видел в самопознании, в заботе о своей бессмертной душе, а не о теле, в постижении сущности главных нравственных ценностей, понятийное определение которых было основным предметом бесед Сократа. Философия Сократа вызвала появление т.н. сократических школ (киники, мегарики, киренаики), различавшихся своим пониманием сократовской философии.

Самым выдающимся учеником Сократа был Платон, создатель Академии, учитель другого крупнейшего мыслителя античности – Аристотеля, основавшего перипатетическую школу (Ликей). Они создали целостные философские учения, в которых рассмотрели практически весь спектр традиционных философских тем, разработали философскую терминологию и свод понятий, базовый для последующей античной и европейской философии.

Общим в их учениях было: различение временной, чувственно-воспринимаемой вещи и ее вечной неуничтожимой, постигаемой умом сущности; учение о материи как аналоге небытия, причине изменчивости вещей; представление о разумном устройстве мироздания, где все имеет свое предназначение; понимание философии как науки о высших началах и цели всякого бытия; признание того, что первые истины не доказываются, но непосредственно постигаются умом. И тот, и другой признавали государство важнейшей формой бытия человека, призванной служить его нравственному совершенствованию. При этом у платонизма и аристотелизма были свои характерные черты, а также расхождения.

И учение Платона, и учение Аристотеля, создавшего вторую после Платона систему воззрений объективного идеализма, полны противоречий. Учения эти - не только два фазиса в истории борьбы идеализма с материализмом, но и два фазиса в развитии древнегреческой науки. В школе Платона ведутся важные математические исследования. Аристотель создает грандиозную энциклопедию всей современной ему науки.

Но и в области философии Платон и Аристотель - не только творцы реакционных доктрин идеализма. Платон разрабатывает вопросы диалектики, теории познания, эстетики, педагогики. Аристотель создает основы логики, разрабатывает проблемы теории искусства, этики, политической экономии, психологии.

Эллинистический период в развитии античной философии - конец 4 в. - 1 в. до н. э.). В эпоху эллинизма самыми значимыми наряду с платониками и перипатетиками стали школы стоиков, эпикурейцев и скептиков. В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.

Стоики представляли мир как божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом, эпикурейцы – как различные образования атомов, скептики призывали воздерживаться от какого-либо утверждения о мире. Различно понимая пути к счастью, все они сходно усматривали блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, внутренних страстей, приводящих к страданиям. Соответственно в римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм.

Следующий этап античной философии (1 в. до н. э. - 5 - 6 вв. н. э.) приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. В последние века своего существования главенствующей школой античности была платоническая, воспринявшая влияния пифагореизма, аристотелизма и отчасти стоицизма. Для периода в целом характерен интерес к мистицизму, астрологии, магии (неопифагореизм), различным синкретическим религиозно-философским текстам и учениям (Халдейские оракулы, гностицизм, герметизм).

Особенностью неоплатонической системы было учение о первоначале всего сущего – Едином, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе). Как философское направление неоплатонизм отличался высоким уровнем школьной организации, развитой комментаторской и педагогической традицией. Его центрами были Рим (Плотин, Порфирий), Апамея (Сирия), где была школа Ямвлиха, Пергам, где основал школу ученик Ямвлиха Эдесий, Александрия (главные представители – Олимпиодор, Иоанн Филопон, Симпликий, Элий, Давид), Афины (Плутарх Афинский, Сириан, Прокл, Дамаский).

Детальная логическая разработка философской системы, описывающей иерархию мира, рожденного от первоначала, сочеталась в неоплатонизме с магической практикой «общения с богами» (теургией), обращением к языческой мифологии и религии.

В античных философских системах уже выражены философский материализм и идеализм, которые во многом повлияли на последующие философские концепции. История философии всегда была ареной борьбы двух основных направлений - материализма и идеализма. Непосредственность и в определенном смысле прямолинейность философского мышления древних греков и римлян дают возможность осознать и легче понять сущность важнейших проблем, которые сопровождают развитие философии от ее зарождения до нынешних дней.

В философском мышлении античности в гораздо более ясной форме, чем это происходит позже, проецируются мировоззренческие столкновения и борьба. Первоначальное единство философии и расширяющихся специальных научных познаний, их системное выделение объясняют весьма наглядно взаимосвязь философии и специальных (частных) наук. Философия пронизывает всю духовную жизнь античного общества, она была интегральном фактором античной культуры. Богатство античного философского мышления, постановка проблем и их решение были источником, из которого черпала философская мысль последующих тысячелетий.