Развитие музыкальной памяти

Открытый урок с учащимся 3-го класса (хоровой вокал)

Цель урока: Научить использовать все виды памяти при заучивании музыкальных произведений.
Задачи:
Обучающая - работа над произведением при подготовке к заучиванию наизусть.
Воспитывающая – привить правильное прочтение текста с последующим запоминанием.
Развивающая – способствовать развитию голосовой, слуховой и зрительной памяти.
Ожидаемый результат: итоги урока должны показать уровень знаний,умений и навыков учащегося по восприятию данной темы.

Ход урока .
Организационный момент (положительный настрой на урок) - 2 мин. Вокальные упражнения. Ученику предлагается сосредоточить свое внимание на самоконтроле ощущений свободы своих мышц при работе гортани. При этом прослеживается зажатость голосового аппарата. Рекомендую – встать свободно и «позевать», после чего повторить упражнение с ощущением свободы. Результат достигнут. Время работы-10 минут.

Учащийся исполняет песню Д.Тухманова «Аист на крыше» по нотам с начала до конца. Обращается внимание на размер 4/4 и верный счет долей в такте. Предлагается дирижировать для самоконтроля. Активизируется внимание на верном прочтении нотного текста (ритмический рисунок, штрихи), что необходимо для дальнейшего заучивания наизусть. Песня разделена на 2 части. 1ч.- учащийся исполняет наизусть. Начинается работа над 2 частью. Проводится анализ – есть ли повторы и где? Обращаем внимание на паузы, залигованные ноты. В чем отличие той или иной фразы? Проводится работа по фразам, при этом применяется слуховая память (пропеваем мелодию), моторная память (встречающиеся скачки), зрительная. Пробуем запомнить текст на память без поддержки нотного материала. Результат достигнут- 2 часть выучена наизусть. Время работы-15 минут.
Следующее произведение – новый нотный текст. С.Апасова « Гимн знаний» . Сначала исполняю сама песню, чтобы ученик мог услышать, как должно звучать произведение. Следующий этап- это анализ песни: тональный план, строение повторяющихся мелодических оборотов. Время работы-15 минут.

Результат: учащийся на уроке спел текст с листа, а при повторе частично запомнил его наизусть. В конце урока благодарю ученика за работу, ставлю ему оценку 5 «отлично» и прощаюсь с ним до следующего урока.
Домашнее задание: Продолжение работы над произведением. Выучить наизусть литературный текст.

Подведение итогов:
При рациональном использовании времени можно проделать большой объем работы на уроке. Здесь большую роль играют не только музыкальные способности ученика, но и правильная подача материала. Умение помочь ребенку анализировать, мыслить, организовать и применить на практике все умения, навыки, знания. Урок носит ярко выраженный творческий характер. Эффективность урока достигнута за счет высокой заинтересованности и активной деятельности учащегося, благоприятной психологической атмосфере и создания ситуации успеха.
Активность ученика можно оценить, как высокую.
Удалось выдержать стиль общения с учеником и организовать его активную работу на уроке. Урок цели достиг.

Иногда людям кажется, что они не смогут красиво петь, что у них нет голоса. Мы знаем наверняка, что если вы можете говорить, то и петь сможете научиться, от вас требуется желание, и терпение, обо всем остальном позаботимся мы. Благодаря нашим современным методикам обучения, мы обучили красиво петь более 100 учеников и это только начало. Присоединяйтесь и вы.

Принцип нашей работы:

индивидуальный подход к каждому ученику
использование самых эффективных методов обучения музыке, как классических, так и современных
организация персонального графика занятий для каждого ученика
обучения в студии.только самые лучшие преподаватели музыки
Наша частная музыкальная школа предлагает обучение музыке детей и взрослых, Ваш возраст и музыкальная подготовка не имеет значения. Курс занятий подбирается индивидуально, после бесплатной проверки Ваших музыкальных способностей.
Наша школа предлагает гибкую систему оплаты уроков музыки и самые оптимальные цены! Мы заботимся о своих учениках, поэтому регулярно организовываем концерты и показательные выступления
Приходите на обучение музыке детей и взрослых и выбирайте курсы для себя и своих детей по самым привлекательным ценам!

Курсы вокала для начинающих — это экспресс-курс обучения вокалу с нулевого уровня по специально разработанной программе. Вы освоите самые важные вокальные принципы и приемы пения уже за 2 месяца занятий!

Ниже представлена подробная информация по курсам вокала для начинающих:

Кому подходят наши курсы вокала для начинающих

— начинающим учащимся, которые никогда раньше не посещали уроки пения, то есть полностью с нуля,
— поющим вокалистам, которые так и не смогли раскрепостить свой голос и зазвучать свободно и красиво.
У нас нет возрастных ограничений, потому что мы вам гарантируем результат в любом возрасте!
Важно: если вы пока плохо попадаете в ноты (не можете достаточно точно повторить знакомую мелодию), то вам подойдет Курс вокального сольфеджио, окончив который вы сможете перейти на Курс вокала для начинающих.
Чему вы научитесь, посещая наши курсы обучения вокалу с нуля
правильной постановке дыхания и голоса,
— снятию зажимов в пении, которые не дают голосу звучать свободно и красиво,
— управлению возможностями вашего голоса и их развитию,
— базовым приемам пения: звукоизвлечение, резонирование, ведение голосом единой линии (легато, стаккато,глисандо,кантилена), выравнивание регистров, подача голоса для сцены,
— работе с репертуаром: правильное разучивание новых песен самостоятельно, воплощение содержания в звуке
— законам публичного исполнения и основам сценического движения.
По окончании курса вокала для начинающих вы ощутите свободное и красивое звучание вашего голоса! Для дальнейшего развития голоса и вокальной техники предусмотрены курсы вокала среднего и продвинутого уровня.
В период обучения у вас есть возможность участвовать в наших концертах в концертных залах и клубах Хабаровска.
Подробная программа «Курса вокала для начинающих»
Чем наш курс обучения вокалу с нуля отличается от других курсов вокала в Хабаровске
Аналогов нашему курсу нет: курс вокала для начинающих построен таким образом, что вы шаг за шагом осваиваете базовые основы пения по нашей уникальной методике, разработанной специально для учащихся нулевого уровня.
Наши курсы вокала это:
опытнейшие педагоги
— гарантированный результат
высокое качество
низкая цена!

Эстрадный вокал

Эстрадный вокал по своему звучанию находится между академическим (классическим) и народным. Основное отличие от академического и народного вокала заключается в целях и задачах вокалиста. Академические и народные певцы работают в рамках канона, регламентированного звучания, для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного исполнителя - поиск своего собственного звука, своей оригинальной, характерной, легко узнаваемой манеры пения и сценического образа.

В эстрадном вокале, в отличие от академического и народного, важна внятная дикция, поскольку слова являются одной из значимых составляющих хорошей песни. По той же причине, в эстрадных песнях гораздо чаще встречаются трудные для выпевания фразы, требующие быстрой смены дыхания, в то время как в академических и народных песнях, зачастую, текст в большей степени адаптируется под музыку.

В эстрадном вокале сочетается техника академического вокала, народного пения, а также ряд специфических приемов, характерных для эстрады.

Основная особенность эстрадного вокала заключается в поиске и формировании уникального, узнаваемого голоса вокалиста, аналогично тому, как эстрадные инструменталисты ищут "свой" оригинальный звук. В наше время, чтобы добиться конкурентоспособности, требуется владение достаточно широким диапазоном технических приемов. Так же, как современному электpогитаристу необходимо уметь значительно больше, чем своему коллеге 50х-60х годов. Каждая "краска" голоса требует методичной тренировки.

Приемы, применяемые в эстрадном вокале

Расщепление

Прием пения, при котором к чистому звуку примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум. Один дыхательный поток как бы расщепляется на два. К расщеплению можно отнести некоторые приемы народного пения (например, «горловое пение» народов Азии), а также широко известные субтон и драйв.

Драйв

Один из важнейших в арсенале рок-вокалистов - прием расщепления "драйв" (его подвиды: гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т.д.). Еще каких-нибудь десять лет назад считалось, что после использования этого приема «связки можно просто выплюнуть - они уже больше не понадобятся». Классические вокалисты считают его чуть ли не восьмым смертным грехом, а педагоги старой школы уверены, что научить так петь нельзя - это или есть от природы или нет.

Субтон

Пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке, например, у Tony Braxton, Cher или Tanita Tikaram.

Обертоновое пение

Также известно как "горловое пение". Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др.).

Глиссандо

Также известен как "слайд". Плавный переход с ноты на ноту.

Фальцет

Пение "без опоры". Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке.

Йодль

Также известен как "тирольское пение". Заключается в резком переходе с пения "на опоре" на фальцет. В современной музыке широко используется такими исполнителями, как Dolores O"Riordan (Cranberries), Alanis Morissette, Billie Myers и многими другими.

С некоторых пор получил распространение так называемый "обратный йодль", заключающийся, как нетрудно догадаться, в резком переходе с фальцета на "опору". Примеры исполнения этого приема можно найти, к например, в песнях Linda Perry (4 Non Blondes).

Штробас

Это очень низкие ноты, которые невозможно спеть нормальным голосом. Звук очень специфический, поэтому в музыке используется редко. Например, у Britney Spears - в "Oops, I did it again".

С точки зрения развития и реализации природных голосовых данных человека, оптимальным порядком является сначала постановка голоса (актуальная для любых видов вокала), затем - освоение подходящих для Вас приемов эстрадного вокала, и самое важное - формирование Вашего уникального, узнаваемого голоса, характерной манеры пения и сценического образа.

При правильной постановке даже небольшой голос может звучать сильно...
Фелия Литвин.

Разговорной манерой пения пользуются все. Народную манеру пения обычно называют "белым звуком", "открытым пением", в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академической манере. Прикрывание звука, которым человек обычно от природы не владеет, дает возможность певцу получить выровненный (по тембру и силе звучания) двухоктавный (и более) диапазон смешанного звучания с плавным переходом от грудной части диапазона к головной. Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тот, кто поет только открытым звуком, никогда прикрыть не сможет.

На современной эстраде в основном поют певцы и певицы полуприкрытой манеры вокала. При полуприкрытом пении положение губ близко к разговорному, но с приподнятым мягким небом. При таком пении увеличивается объем ротоглоточной полости и достигается полутораоктавный диапазон голоса уже не в чистом грудном, а в смешанном звучании. При этом заметно увеличивается амплитуда вибрато голоса певца, голос перестает быть прямым; тембр становится "насыщеннее", красочнее и эмоциональнее. Но в верхнем регистре при насыщенном звучании появляется дребезжащий тембр, "барашек" - сигнал о напряженности голосовых связок. Прикрытие переходных звуков и головного регистра при академической постановке голоса приводит к созданию защитных механизмов голосового аппарата. Игнорирование закрытого звука лишает верхние ноты их красивой тембровой округленности, а также может привести к преждевременной порче голоса.

Часто невольно, а порой и сознательно многие подражают любимым эстрадным исполнителям, слепо копируя их манеру пения. Далеко не всем это идет на пользу. Рождение красивого певческого голоса для одних - счастливая неожиданность, а для других - долгий и кропотливый труд.

Слово вокал происходит от итальянского "воче" - голос. Но голос служит только инструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом.

Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что такой ученик может не стать профессионалом, пригодным для сцены, но он будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане.

Академический вокал

Академический вокал - старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.

В этой статье Я постараюсь выделить самые жёсткие ошибки всех или большинства начинающих вокалистов

  1. Отсутствие правильной . Нельзя уделять опоре дыхания, мало внимания, важно понимать, что правильное удержание воздуха в лёгких способствует свободному, полётному, объёмному, красивому пению;
  2. Следование за нотой . Ошибочное мнение, к сожалению так распространённое среди эстрадных певцов о том, что нужно менять позицию гортани для взятия высоких нот. Важно знать, что вокальная позиция голосового аппарата не должна изменяться в зависимости от интонируемой ноты, да и вообще во время пения, гортань должна оставаться неподвижной, не тянитесь за нотой.
  3. Не следует пропускать лишний воздух сквозь связки, от этого голос не станет мощнее, лучше послать его в резонаторы, во время пения, Вы не должны извергать из себя большой объём воздуха не в зависимости от того какую ноту Вы поёте. Пламя свечи, поднесённое ко рту во время пения не должно колебаться, воздух нужно удерживать в себе и лишь малую часть его аккуратно посылать в резонаторы, этого будет достаточно для мощного звучного пения.
  4. Белый звук. Так называют пение не в резонаторы, такое пение можно услышать у эстрадных певцов, которые полагаются на микрофон и не хотят звучать телом. Звучать должны резонаторы, тогда горло не будет зажиматься, звук будет богатым и интересным, не на чей не похож;
  5. Надежда на инстинкты. Не стоит думать во время пения, что тело само споёт так Вы желаете, конечно Мы учимся петь для того чтоб голос звучал автоматически и разум оставался свободным для чувств и обработки художественного образа. Но на этапе обучения, Вы должны максимально контролировать своё внимание на каждом действии, по возможности не отвлекайтесь от пения, вспоминайте все советы учителя и применяйте их на практике.
  6. Подражание. Не подражайте Вашим кумирам, как бы классно, по Вашему мнению, они не пели, помните, что всегда есть возможность того, что Вы поёте по природе намного лучше, пойте своим голосом, слушайте свой организм, ищите вокальную позицию, культивируйте свои лучшие качества голоса и тогда Вы всё сможете, а первый вариант развития пагубен;
  7. Все и сразу. Не пойте в начале обучения свои любимые песни и арии, которые классно звучат в исполнении вашего кумира, если Вы не способны это сделать. Оценивайте свои силы реально, если Вы начинаете петь, то для начала спойте хотя бы одну ноту, но что бы она звучала идеально или хотя бы так, что б взглянув правде в глаза, Вы могли сказать, что она действительно хороша, а уже потом думайте о лёгких произведениях. Поставленный голос это результат многолетних тренировок, и Ваши кумиры возможно сменили множество путей развития и вокальных школ для того чтоб так петь.
  8. Не бойтесь петь, не закрепощайте себя, сохраняйте всегда самоуверенность, научитесь радоваться небольшим, но значимым успехам в пении, тогда Вы приобретёте и зашагаете семимильными шагами в мир вокала, а пытаясь научиться всему и сразу, доказать что-то окружающим, бороть свои комплексы излишне самонадеянными замашками, Вы только усугубите положение.
  9. Петь нужно не часто 2-3 раза в неделю, но петь, а не рассчитывать на следующую жизнь, хотите красиво, петь придётся держать организм в вокальном тонусе всегда! Дело в том, что нейроны мозга отвечающие за память, имеют свойства отмирать за ненадобностью, если будете петь очень редко, будете учиться каждый раз заново вместо того, что б совершенствовать достигнутое;
  10. Не добивайтесь в начале пения красоты собственного звучания. Дело опять-таки в стереотипах о красивом звуке и о подражании другим певцам. Каждый раз, когда начинаете петь, пытаясь исправить ошибки своих неловких наработок приобретённых в процессе подражания, следует помнить, что Вы ещё петь не можете и в этом Ваш плюс. Отбросьте от себя всё лишнее, представьте себя чистым листом бумаги и постарайтесь спеть самым органичным для Вас звуком, потом постарайтесь спеть им несложное произведение, пусть это будет для Вас испытанием, а точнее, для Вашей нервной системы, сможете…?? Культивируйте свой звук, забудьте про красоту, откройте «пасть» и, не стесняясь, пойте своим естественным звуком, без всяких там ужимок. А уже после этого, можно подумать про опору, резонаторы и т.д., а вот потом, Вы сами увидите, что красота сама появилась вместе со свободой в организме.

Давайте выясним, что же такое классическое пение или академический вокал. Это понятие в первую очередь ассоциируется с двумя моментами:

  • Особая манера исполнения и звучания (классическое оперное пение);
  • Репертуар (оперные арии, романсы, номера из мюзиклов и оперетт, камерные вокальные произведения).

Если вы хотите взять уроки и научиться петь в академической манере, подробнее читайте .

Как получается такое звучание, как в академическом вокале?

Постановка голоса в рамках любого направления, прежде всего, основывается на дыхании. В академическом вокале дыхание имеет особое значение, т.к. сила звука в классическом пении у некоторых исполнителей может быть в разы выше, чем в других видах вокального искусства. Без правильно поставленного дыхания, такого достичь невозможно.

Что такое правильное певческое дыхание?

Это полноценный вдох и ровный длинный выдох. Часто можно услышать такое выражение: «правильно дышать животом». То есть на вдохе живот надувается, а ребра раздвигаются в стороны, как крылья; на выдохе "всё" сдувается. При этом создается давление на диафрагму "из-под ложечки", а нижний пресс подпирает ее снизу - создается импеданс. Удержание диафрагмы внизу способствует удлинению воздушного столба, что способствует большему объему голоса.

Давайте попробуем сделать это прямо сейчас. Выдохните из себя весь воздух и при этом одновременно сдуйте (втяните) живот, затем сделайте глубокий вдох, одновременно надувая живот. Получилось? Если нет, попробуйте лечь на пол на спину и положить руки себе на живот. Попробуйте теперь сделать несколько вдохов и выдохов, контролируя, чтобы двигался только живот, а не грудная клетка.

Итак, правильный вдох необходимый для классического вокала должен быть:

  • Довольно глубоким (дыхания должно хватить до конца фразы)
  • Вдох делается животом и рёбрами
  • Вдох, как правило, делается носом.
  • Вдох должен быть легким и бесшумным.

Теперь поговорим о выдохе:

Выдох должен быть длинным и ровным, а не вырываться неровными порциями. За плавность выдоха отвечают мышцы нижней части живота, которые должны быть в тонусе. Таким образом нижний пресс при классическом пении работает очень активно, если это так звук получается более устойчивым, такое пение называют «пение на опоре»

Как устроен классический звук?

Любой певец поёт не только ртом. Для пения нужно задействовать всё тело. Классический вокал - это, прежде всего, объёмный, богатый, сильный звук. Для этого в первую очередь необходим певческий купол, или ЗЕВОК - такое положение гортани, когда она находится в состоянии зевка (технически - поднимаем мягкое нёбо, но при этом не зеваем). Звук становится более классическим, приобретает благородное звучание.

Вы, наверное, обращали внимание на то, что оперные певцы ОЧЕНЬ широко открывают рот. Это нужно для того, чтобы звук имел выход. Но не всегда широко открытый рот обеспечивает полноценное звучание. Рот должен открываться естественно, на столько - на сколько нужно для того или иного певца.

Резонаторы - еще один очень важный момент. В первую очередь речь идет о головном резонаторе (для верхних нот) и грудном резонаторе (для исполнения низких нот). Если резонаторы хорошо разработаны, то совсем необязательно широко раскрывать рот - тело само отзвучивает.

Таким обрам, можно говорить о том, что, с одной стороны, существуют различные виды техники пения, а, с другой, важно понимать, что устройство голосового аппарата может отличаться, поэтому кому-то удобно открывать рот, а кому то нет, но главное при этом, чтобы у певца не зажималась челюсть.

Также очень важна четкая дикция и правильная артикуляция - это необходимо во-первых, для того чтобы был понятен текст произведения, а во вторых активная артикуляция способствует правильному звукоизвлечению. А еще хорошая артикуляция помогает правильно интонировать. Попробуйте спеть какую-либо песню абсолютно расслабленными губами! Верно передать мелодию с вялой артикуляцией затруднительно.

Одним из очень важных моментов в классическом пении является - определение того, каким голосом вы обладаете. В классическом вокале голоса определенным образом классифицируются.

Классификация вокальных диапазонов академических певцов

Классификация женских голосов по высоте от самого высокого до самого низкого:
  • Колоратурное сопрано
  • Лирико-колоратурное сопрано
  • Лирическое сопрано
  • Лирико-драматическое сопрано
  • Драматическое сопрано
  • Колоратурное меццо-сопрано
  • Меццо-сопрано
  • Контральто
Классификация мужских голосов по высоте от самого высокого до самого низкого:
  • Контратенор
  • Тенор-альтино
  • Лирический тенор
  • Лирико-драматический тенор
  • Меццо-характерный тенор
  • Драматический тенор
  • Лирический баритон
  • Лирико-драматический баритон
  • Драматический баритон
  • Бас-кантанто
  • Центральный бас
  • Бас профундо

В классическом вокале очень важна ваша природная склонность, каким голосом вы звучите. Отнесение к тому или иному голосу обуславливается двумя факторами:

Во-первых, это потенциальный диапазон голоса. Что значит потенциальный? Когда ученик начинает заниматься у него имеется начальный (исходный) диапазон, то есть те ноты которые он в данный момент в состоянии «достать» - здесь речь идет, как мы понимаем о крайних нотах диапазона. Это те ноты которые более или менее свободно ученик берет прямо сейчас. Но когда он начинает петь специальные упражнения, направленные на расширение диапазона, то он начинает чувствовать себя более уверенно и на более высоких (низких) нотах. То есть в начале обучения у студента всегда есть потенциал развития певческого диапазона.

Во-вторых, это окраска голоса. Существует некоторый общий диапазон, в котором могут звучать разные голоса: это первая октава для женских голосов и малая октава для мужских. Но мужской голос теноровой окраски в рамках малой октавы будет звучать совершенно иначе, чем, например баритон. То же справедливо и для женских голосов. По сути окраска голоса - это и есть тембр, указывающий на тип голоса (сопрано, тенор, бас и проч.) Но он (тембр) раскрывается после долгих занятий, не сразу, то есть, растет постепенно - вместе с голосом.

В классическом академическом вокале для каждого типа голоса существуют специальные приёмы, которые соответствуют вашему голосу и тот тип звукоизвлечения, который позволит сделать ваше, ну, скажем, например, лирическое сопрано, действительно настоящим классически звучащим, звенящим, журчащим и бесконечным прекрасным голосом.
Перечислим основные задачи, которые ставит перед учеником преподаватель академического вокала:

  • Расширение диапазона в рамках вашего голоса. Считается, что оперный певец должен иметь рабочий диапазон 2 октавы + небольшой запас, чтобы крайние ноты вокального диапазона, в котором он работает, не были пределом его возможностей, т.е. в сумме 2,5 октавы. Для сравнения, обычный человек, который не занимается профессионально вокалом, обладает вокальным диапазоном в 1-1,5 октавы.
  • Выравнивание регистров (то есть переключение между ними - у каждого человека больше одного регистра, у женщин три, у мужчин два). Очень важно уметь звучать в двух-трех регистрах и важно уметь брать переходные ноты между регистрами. В той ноте, где регистр переключается, нужно чтобы эта нота тоже звучала точно и красиво и гладко (бывает, что она звучит фальшиво);
  • Улучшение музыкальной памяти и слуха;
  • Овладение классическим звукоизвлечением с помощью резонаторов;

Вообще, о классическом вокале написано огромное количество статей и пособий. Поскольку нельзя объять необъятное, мы остановилась на нескольких, самых главных, по нашему мнению, моментах.

Кстати, если Вы хотите петь, как классические певцы,