Дагестанский народ имеет свои уникальные традиции и обычаи, связанные со свадебным торжеством, которое не только является важным событием для молодоженов и их семей, но и грандиозным мероприятием, которое празднуется с размахом!

Интересно узнать, чем именно славится проведение свадьбы в Дагестане? Тогда портал Свадебка.ws предлагает вам окунуться в удивительный мир дагестанских свадеб с их уникальными традициями и обычаями!


Особенности свадьбы в Дагестане

Свадебное торжество в Дагестане имеет свои характерные черты, присущие именно этой народности, в частности:



Сценарий дагестанской свадьбы: главные этапы

Дагестанская свадьба состоит из нескольких важных этапов, каждый из которых имеет свои уникальные традиции, обычаи и ритуалы.

Помолвка

Свадьба в Дагестане начинается с помолвки или обручения, которое происходит стандартным для многих народов образом: в дом невесты приезжают сваты со стороны жениха и одаривают девушку подарками. Родители жениха и невесты выбирают дату свадьбы, исключая дни рождения молодоженов и родителей, мусульманские праздники, в частности, дни ураза-байрам. Отличительной чертой помолвки в Дагестане является то, что она проводится почти тайно, в вечернее время и в узком кругу родственников.


Когда дата будет выбрана, молодые отправляются в ЗАГС, чтобы подать заявление. Начинается интенсивная подготовка к красивой дагестанской свадьбе: выбор свадебных нарядов и банкетного зала, согласование меню и др.

Первый день свадьбы в доме невесты

Согласно традициям дагестанской свадьбы само празднование начинается в доме невесты, где обычно собираются представительницы женского пола. Они поют свадебные песни, «оплакивая» уход невесты в дом жениха (то же самое можно встретить в числе обрядов на казахской свадьбе). Невеста в этот день прощается с родительским домом и прежней жизнью.


В самый разгар праздника в дом невесты приезжает жених с дорогими подарками: ювелирными украшениями, текстилем, коврами и т.п. Его сопровождает большое количество родственников, исполняющих обрядовые песни и несущих дары невесте, которые они впоследствии складывают в специальный свадебный сундук.

Второй день свадьбы в доме жениха

Самое грандиозное празднование происходит в доме жениха через неделю после первого свадебного дня. Начинается оно с того, что отец жениха едет в обед в дом невесты, взяв с собой свечу и зеркало. Их он передает невесте в качестве символа счастья для новоиспеченной семьи и платит ее родственникам символический выкуп.

Невесту наряжают в праздничный наряд, завораживающий своей красотой, так как дагестанские свадебные платья обычно являются самыми дорогими в мире из-за количества ювелирных деталей, используемых для их украшения. Раньше волосы невесты прятали под платок, сейчас это делают редко. Современные дагестанские свадебные прически отличаются замысловатыми формами и различными плетениями, отчего выглядят они как настоящие произведения парикмахерского искусства.


Мать и подружки выводят невесту во двор, предварительно закрыв ее лицо специальной накидкой, после чего она вместе с отцом жениха и его родственниками едет в ее новый дом.


Свадебное шествие сопровождается песнями и национальной музыкой. По пути им могут преградить дорогу знакомые и случайные прохожие, требуя подарков. На пороге дома жениха невесту угощают медом, чтобы жизнь молодоженов была сладкой. Необычной свадебной традицией на дагестанской свадьбе является стрельба друзей жениха, которая должна принести в дом молодых счастье и отпугнуть нечистую силу.


В доме жениха начинается шумное празднование! Особенностью дагестанской свадьбы является то, что мужчины и женщины рассаживаются за разными столами. Последние же просто ломятся от огромного количества национальных блюд.

Главным событием свадебного вечера является танец молодоженов. До него невеста должна станцевать с мужчинами, присутствующими на празднике: она кружится вокруг каждого из них, а мужчины исполняют лезгинку и одаривают молодую деньгами, которые собирает подружка невесты.

Внеклассное мероприятие:

Традиции и культура народов Дагестана.

Цель: 1. Образовательная; изучение прогрессивных традиций народов Дагестана с целью их возрождения и

сохранения в сознании и поведения каждого дагестанца.

2 .Воспитательная; формирование у учащихся таких ключевых понятий, как честь, совесть, терпение, мир,

согласие, добропорядочность.

3 .Развивающаяся; научить учащихся использованию в своей будущей жизни традиционных ценностей и

поставить их на службу обществу.

Оборудования: плакаты по теме, проектор, презентации, демонстрация национальной одежды, традиционная пища.

План:

1.Приветствие, стихи Р. Гамзатова и Ф. Алиевой.

2.Этикет.Традицииуважения старших. Сценки» Закон уважения»

3.Дагестанское Гостеприимство. Сценка « Ленивая жена», и народный фольклор, сказки и притчи.

4.Национальная одежда и пища (демонстрация)

5.Духовная пища; колыбельная песня, танец лезгинка.

Вступительное слово учителя :

Дагестан богат своими традициями, промыслами культурой, а самое главное своими жителями. Мы гордимся своими поэтами, писателями, учеными, художниками, скульпторами, космонавтами. Мы должны знать историю своей Родины, своего народа

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

Ведущая 1: Ассаламуалейкум!

Да будет мир над вами! Только мирные люди могут жить рядом, крепко дружить, красиво трудиться, радоваться успехам и делать добро.

Мы горды тем, что родились и выросли в прекрасном краю -многонациональном Дагестане. Дагестан - это родина более 100 равноправных народов, которые жили и живут в мире и согласии, никогда не ссорились между собой и никогда никому не давали себя в обиду.

Ведущая 2 :Народы Дагестана имеют удивительно богатую культуру, которая учит жить и трудиться, учит владеть древними языками, мудрыми народными профессиями, красотой родной речи мелодиями и танцами. Культура учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения человека, почитание старших, Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, скромность и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов.

Культура Дагестана - это слово и дело настоящего человека - настоящего дагестанца.

Ведущая 1: Наше мероприятие посвящено традициям и культуре народов Дагестана. Сегодня мы представим фундаментальные традиции народов Дагестана. Это традиция уважения старших, традиция гостеприимства,

традиции общения и этикет. А также продемонстрируем одежду, песенную и танцевальную культуру. И, конечно, пищу народов Дагестана.

Расул Гамзатов

Трусоватого мужчину

Если встретишь где-нибудь

Знай, что он не дагестанец

Не из Дага держит путь.

Дагестанские мужчины

Мелкой дрожью не дрожат

Своей доблестью и честью

Больше жизни дорожат!

Наши девушки стыдливы

Ходят плавно как луна

След в пыли не остается

И походка не слышна.

Если в дом нагрянут гости,

А хозяева при том

Чешут сонные затылки

Улыбаются с трудом

Знай, они не дагестанцы

Не из Дага их родня

В Дагестане жить не станет

Их семейка и полдня!

Пусть придет хоть вся планет

В очаге у нас огонь

Никогда не охладеет

Для гостей его ладонь.

Знай же, друг, что это пламя

Выражает существо.

Дагестанцы, дагестанки,

Дагестана моего.

Фазу Алиева

Законы гор

В горах моих родных

Не писаны законы

Во все века

Никто их не писал

Никто из них томов

Не составлял -Натуры горцев

К этому не склонны

Но если в очаге

У одного лишь горца

Еще хранится

Искорка огня,

Она из ночи в ночь

День изо дня

Из очага в очаг передается

И если в сундуке

У одного лишь горца

Еще хранится горсточка муки,

Ее на все хватает очаги,

И в каждом доме

Свежий хлеб печется.

И если юношу

В дорогу провожают

А проводу выходит весь аул.

А если кто в ауле захворает

Покоя не находит весь аул.

Ведущая 2: Дагестан является одной из наиболее многонациональных республик нашей страны. Пожалуй, ни в одном другом Регионе России не сосредоточено так много народностей и этнических групп, как здесь.

Ведущая 1 :По этнической пестроте и языковой дробности Дагестан представляет собой исключительное явление, сложный, своеобразный мир даже на фоне многонационального Кавказа.Поразительная этническая мозаичность, языковая дробность послужили основанием для наименования этой части Кавказа не только «страной гор», но и «горой языков».

Ведущая 2: В нашей республике на сравнительно небольшой территории проживают представители 70 национальностей нашей страны, в том числе свыше 30 коренных народностей и этнических групп, отличающихся друг от друга по языку и особенностям многовековой материальной и духовной культуры.

Ведущая 1 :Это аварцы и близкородственные им андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багуалы, тиндинцы, хваршины, зунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины, табасаранцы, агулы, рутульцы, цахуры, арчинцы, даргинци и близкородственные им кайтаги и кубачинцы; лакцы, кумыки, ногайцы, азербайджанцы, горские евреи, таты.

Ведущая 2 : Все эти народности трудятся бок о бок с представителями проживающих в Дагестане других народов (русских, украинцев, чеченцев...). На формирование особенных черт материальной культуры определенное влияние оказали естественно - географические факторы.

Ведущая 1: Много веков прожили горцы в горах и всегда они испытывали нужду в человеке. Нужен человек, без человека никак нельзя. Яркий пример тому различные традиции взаимопомощи у народов Дагестана. Благодаря этим традициям, каждый чувствовал свою защищенность.

Ведущая 1: Эти традиции знает каждый дагестанец: На помощь надо приходить вовремя и со всеми, а закончив работу нельзя хвалить себя и самое главное- никогда нельзя напоминать человеку об оказанной ему помощи. «Сделал добро-забудь, получив добро- помни всю жизнь».

Ведущая 2: Одной из особенностей всех народов Кавказа было и остается уважительное отношение к представителям старшего поколения. Уважение и почтительное отношение к старшим по возрасту, воспитывалось в каждой дагестанской семье с раннего детства. Оно начиналось с уважения к родителям, старшим братьям и сестрам.

Ведущая 1: По правилам дагестанского этикета предписывалось вставать, когда в комнату входил старший или проходил мимо, уступать место, первым здороваться, предлагать свою помощь. Считалось дурным тоном вмешиваться в разговор старших, шутить с пожилыми, обращать внимание на их недостатки, обращаться по имени.

Ведущая 2 : Ребята подготовили поучительные и шуточные сценки из жизни горцев. Давайте посмотрим.

(сценка: «Закон уважения» , «горцы от ума-уважуха»)

Ведущий 1 : Традиция человечности дагестанской семьи - это традиция гостеприимства. Познакомимся с правилами гостеприимства.

Увидев гостя, хозяин выходит навстречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать! К добру будет Ваш приезд!».

Всаднику, старшему по возрасту, помогают слезть с коня, выйти из машины, поддерживают ношу, помогают отнести в дом, помогают снять одежду, снаряжение. Гостя приглашают в кунацкую комнату, сажают на почетное место. Хозяин садится рядом, спрашивает о здоровье, о состоянии его духа, о родственниках и близких, об общих знакомых, потом спрашивает о новостях. Стол для гостей накрывают быстро лучшей едой из того, что есть в доме. Перед едой предлагают гостю помыть руки. Сажают на почетное место. Хозяева следят, чтобы гость съел как можно больше и лучше. Нельзя съесть свою порцию раньше гостя. Постель для гостя готовят в спокойной уединенной комнате, пожелав «Спокойной ночи!».

Гостя, покидающего дом, хорошо и сытно кормят, помогают умыться, одеться, сесть на коня. Провожают до края аула, за ворота дома. Расставаясь, желают: «Счастливого пути! Всяческих благ!». Настоятельно просят заходить еще.

О кавказском гостеприимстве конечно же знают все. В следующей шуточной сценке ребята покажут к чему может привести не желание соблюдать традиции.

СЦЕНКА

«РАЗГОВОР МУЖА С ЛЕНИВОЙ ЖЕНОЙ»

(жена неохотно метет пол, входит муж)

Муж - Ишь сколько пыли в доме развела! Того гляди я задохнусь в пыли нагрянет гость к нам, через пол часа не выдержав он плюнет нам в глаза.

Жена –(бросает веник) Клянусь, не помню я такого дня, чтоб ты мой муж не упрекнул меня. Коль гостя ждешь, предупреди о том, и накануне приберу я дом.

Муж – Мне на работу уходить пора. А ты к обеду будешь так добра, нам приготовь бул- баш, да по вкусней, ещё вчера я пригласил гостей. (муж оборачивается, возвращается)

Жена - Прости меня! прошу я, сделай милость, беда у нас не добрая случилась, купил ты мяса 3-кило да вот, всё до последнего куска сожрал соседский кот. (муж начинает злиться)

Муж – не будь ленивой ты до тошноты! Наверно похудели все коты. Коль мяса нет, то пусть взамен бул -баша, молочная нас будет ждать к обеду каша.

Жена – Я надоила молока с вершок, всё остальное высосал телёнок… и дом не прибран, паутина всюду, знай, при гостях краснеть я буду.

Муж – Жена моя! С тобой одно мученье, испытываешь ты мое терпенье! Невольно позавидуешь соседу. Пожарь хотя б яичницу к обеду.

Жена – Кричать не нужно, ругать, меня нет никакого проку. Не на меня кричи, а на сороку. На чердаке сорока побывала, яички из корзины все украла.

Муж – (сильно топает ногой) Ну хватит! Знай такая мне жена, отныне в доме больше не нужна. Иди, зови свидетелей сюда, я расхожусь с тобою навсегда!!! (жена испугано закрывает уши)

Жена – поверь! Я до обеденной поры дом приберу и выбью все ковры, поставлю мясо и сварю обед. Дай руку мне, сердиться смысла нет.

( стих: Ну и парень смех и грех ).

Ну и парень,

Смех и грех.

Ты - посмешище для всех.

Если встретишься с джигитом,

Сходен ты с котом побитым.

Встретится тебе герой,

Ты как мышь перед горой.

Только в споре с хилой бабой

Ты могучий, а не слабый.

Если пред тобой калека,

Ты похож на человека

Аварская сказка: Ответ старика

Однажды путник увидел, как белоголовый старик сажал ореховое дерево. Путник поздоровался и спросил:

Сколько тебе лет, старик?

Восемьдесят.

А через сколько лет можно будет есть орехи с этого дерева?

Через сорок - ответил старик.

Путник усмехнулся:

Неужели ты надеешься, старик, прожить еще сорок лет и насладиться плодами своего дерева?

Старик ответил:

Я насладился плодами деревьев, которые сажали отцы и деды. Плодами моего труда пусть наслаждаются дети и внуки.

Посрамленный путник не нашел, что ответить. Он опустил глаза и пошел прочь.

Ведущая 2:Известно, что Дагестан - это край резких природных контрастов, большого числа естественных географических зон. Здесь можно встретить и выжженные солнцем полупустыни, и поля вечных снегов и

ледников, вздымающиеся ввысь монолитные громады горных хребтов, и обширные низменности.Дагестан граничит на юго-востоке с Азербайджаном, на юго-западе с Чечней и Ингушетией, на северо-западе со Ставропольем и на севере с Калмыкией. Восточные границы республики омываются Каспийским морем.

Основными отраслями сельского хозяйства народов Дагестана были земледелие с садоводством и скотоводство. Причем население гор было занято на отгонном скотоводстве, а равнины - на производстве зерна.

Ведущая 1 :Дагестан с древнейших времен славился богатством произведений декоративно - прикладного искусства. Изделия ручного ковроткачества, обработка цветных и драгоценных металлов, в том числе изготовления оружия, украшений, обработка дерева, слоновой кости, гончарное производство получили широкую известность за пределами Дагестана.

Ведущая 2 :Дагестанцы повсеместно обрабатывали кожу, овчину, шерсть, а в ряде районов еще растительные волокна и шелк. Большое развитие получило производство тканей из шерсти, хлопка, конопли. Данные археологии свидетельствуют о том, что производство тканей было известно горцам Дагестана еще в глубокой древности.

Ведущая 1 :На сегодняшнем мероприятии мы будем говорить в основном о женской одежде.

Женская одежда народов Дагестана XIX - начале XX вв. представляла собой наиболее сложную часть материальной культуры. Ее характеризует многообразие материалов, форм покроев, цветовые гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.В далеком прошлом, когда складывались и развивались локальные особенности материальной культуры, женщина редко выезжала из своего аула.

Ведущая 2 :Шили и украшали одежду сами женщины, Они создавали моду, фасоны, проявляя свое творчество, умение, талант, художественные и эстетические. Не удивительно, что эти многокрасочные, своеобразные костюмы вызывали восторг путешественников разных времен.

При всем многообразии женского костюма, наиболее важные его элементы (туникообразное платье-рубаха, распашное платье, некоторые виды шуб, головных уборов и т. д.) по покрою являлись едиными, если не для всего Дагестана, то для определенных микрорайон

Ведущая 1 :А теперь мы представляем вашему вниманию кумыкский костюм.

Ученица 1 :Нарядное платье - къабалай. Наиболее широко оно бытовало у кумыков, у других народов Дагестана встречалось редко. Покрой его близок к покрою распашного платья. Шилось в основе распашным, с отрезной талией, с плотно облегающим талию лифом, с широкой длинной юбкой, пришитой к лифу по линии талии легкими складками и сборкой. В то же время къабалай имел и ряд отличительных черт, делающих его более нарядным.Главное отличие заключалось в том, что къабалай имел спереди вставку - алдалыкъ, шириной 30-60 см., чаще из той же ткани, что и само платье, но иногда из ткани другого качества и цвета. Эта вставка от подола до пояса вшивалась в юбку, выше же пристегивалась. В целом же вставка вшивалась таким образом, что напоминало отдельное нижнее платье. Къабалай имел двойные рукава: нижние - узкие, по руке с разрезом у запястья, застегиваемые на мелкие пуговицы, узелковые петли, и верхние - широкие, длинные и, как правило, откидные, несколько расширенные книзу с округленными или прямоугольными концами.На голове они носили легкие шарфы из шифона. Шарф набрасывали на голову, оставляя концы его свободно висячими спереди. Затем правый, а за ним и левый конец шарфа забрасывали на левое плечо. Носили, откинув концы на правое плечо.

Ведущий 2 :Представляем лакский стиль одежды (играет лакский мотив)

Ученица 2: Молодых лачки предпочитали одежду ярких расцветок, пожилые -темных. Нательной одеждой женщин, нередко заменяющей верхнюю, было длинное платье - рубаха, как у всех горянок, туникообразного покроя, а так же длинные узкие штаны "х1аджак". В некоторых обществах (Вицхи, Куба и др.), граничащих с Аварией, лачки у андалалским аваркам, руоаху по талии подтыкали в штаны.

С конца XIX века некоторое распространение получают платья: отрезное по талии с широкой юбкой бузмагьукъа и распашное бузма, так же отрезное: с узким лифом и широкой юбкой. Разнообразие форм и способ его украшений делает его одним из интереснейших элементов костюмного комплекса. Головной убор "бак1бахьу" "чутха". Поверх него носили платки "голмелли" сложив треугольником, или покрывала -полотенце украшенное вышивкой.

Ведущая 1:Представляем лезгинский комплект костюма.(на экране демонстрируется лезгинский костюм).

Ученица 3 :Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов - красного, желтого, зеленого, голубого, а так же белого цветов. Черное обычно носили в период траура, а так же глубокие старухи; кроме того, будничная одежда так же нередко была темного цвета.

В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюма

Повседневный женский костюм состоял из длинного ситцевого платья -рубахи переем, бегьрем либо туникообразного покроя, либо отрезного по линии талии, с широкой юбкой, длинных ситцевых штанов вахчаг, верхнего распашного платья, мешкообразного головного убора шуткъу и большого квадратного платка из шерсти, шелка. Основным видом обуви лезгинок были богато орнаментированные шерстяные вязаные носки и чулки кемечар, которые женщины в домашних условиях носили без верхней обуви, подшив для практичности сафьяном.

Ведущая 2 :Одним из комплексов одежды народов Дагестана является аварский костюм, (на экране демонстрируется аварский костюм).

Ученица 4 :Длинная (до пят) и широкая нательная рубаха туникообразного покроя под названием гурди, являлась широко бытовавшим элементом и составляла основу костюма аварки. Она служила основным видом платья, в нем горянка могла быть дома, работать в поле и даже находиться в общественных местах.Штаны для повседневного ношения шили из ситца, бязи, сатина. Они были, как правило, темного цвета (чаще из крашенных в темный цвет бязи и более плотных хлопчатобумажных тканей). Платья подтыкали с боков в штаны или в специально для этого завязанный шнур, так что она укорачивалась почти да колен.Чухта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба, и как правило, свисала с затылка вниз (по спине) в виде накосника. Шили ее из пестрых и гладких тканей. Носили чухту, не снимая ни днем, ни ночью. Выходя из дома, а при посторонних и в доме, женщина обязательно поверх чухты накидывала покрывало или платье.

Среди женских костюмов особое место занимает костюм аваро-андо-дидойских народностей, отличающийся, в свою очередь, многовариантностью.В целом костюм женщин этой группы народностей присуще простота покроя, в основном темный колорит, оживляемый яркими дополнительными и красочными массивными украшениями.У андиек длинные и широкие платья - рубах кванно чаще из черной ткани, или из темной, черные штаны ошкъоги, заправляемые в сапоги, цветная чухта с высоким выступающим надо лбом седлообразным

корпусом и длинным полотнищем на подкладке, свисающим по спине, большое белое покрывало к1ази, носимое поверх чухты, войлочные и кожаные сапоги чакмагьол.Андийки не носили матерчатых поясов, а затыкали рубаху в штаны.Поверх повседневного платья бежтинки носили матерчатые передники. Передник украшался тесьмой, застроченным орнаментом, а в нижней части -узкими лентами, расположенными горизонтальными линиями, напоминающими радугу, цветными аппликациями.

Традиционной обувью была вязанная шерстяная орнаментированная обувь.

Ведущая 1 :Своеобразной была одежда даргинок, (на экране даргинский костюм).

Ученица 5 :Платье на кокетке длинное. Снизу платье украшали цветной вставкой, рукава на манжетке.

На голове - чухто, поверх которого одевается покрывало-полотенце.

Покрывало представляет собой длинное и широкое полотенце, надеваемое, как правило, поверх чухты. В пределах Даргинии производили покрывала из хлопка, шелка. Самыми большими считались поксрывала -"дик1а" - от 2,5 до 3,5 м. длины и до 1,5 м. ширины.

Штаны с широкими штанинами. Край штанины для прочности нередко обшивался шнуром или тесьмой.

На ногах носили кожаные чувяки.

В целом будничный костюм даргинки представлял собой своеобразный вариант общедагестанского горского костюма. Характерными для него являлись большая красочность, наличие в верхней одежде приталенных форм, многоцветность головных покрывал, нарядность общего вида усиливаемая многочисленными украшениями. Рубаха туникообразного покроя (разной расцветки, предпочтительно бордовый, зеленый, коричневый), узкие черные штаны, короткая цветная головная повязка чуткъа из разноцветных кусков, с черной полосой в налобной и теменной частях, белое, часто украшенные вышивкой золотом покрывало "к1аз". Особенно тщательно отделывала свой "к1аз" кубачинка. В отличие от всех других горянок, она покрывала его шелковой или золотой вышивкой, орнаментом растительного характера.На один конец его кубачинки нашивали широкую кайму с бахромой. Вышитую золотыми или серебряными нитками или привозную.Привозная, готовая для отделки кайма пришивалась к нарядному "к1азу" и вдоль который обрамлял лицо и свисал по спине.

Каждая кубачинка, подчиняясь закону моды, обязательно должна была иметь хотя бы один "к1аз" с дорогой отделкой,а знатные женщины имели их целую дюжину: с золотой и серебряной каймой и бахромой, вышивкой, из разных белых тканей - шелка, батиста.

Ведущая: В настоящее время одежда народов Дагестана представляет своеобразное сочетание местной традиционной и городской современной одежде: сохраняя элементы старинного костюма, дополнили его новыми формами, отвечающим современным культурно-эстетическим вкусам и представлениям.В последние годы возрождается интерес к многовековой культуре народов республики. При всех прогрессивных изменениях, свидетелями которых мы являемся, бережное отношение к лучшим образцам материальной культуры, в частности, традиционной одежды - одна из актуальных задач, стоящих перед историками культуры.

Сценка "Хорошая традиция"

Музыка - Лакский мотив

На сцене две сестры, одна городская, впервые

приехавшая в село Сайда, а другая сельчанка Патимат.

Действие происходит в ауле. К сестрам подходит аулъчанка их сверстница и

здоровается.

Аульчанка:

Бивзрав! Мои дорогие!

Патя:

Иннагу бивзрав!

Сайда

Не легче сказать "

привет"?

Патя:

Нет, это у Вас в городе отвечают так, а у нас в ауле принято

здороваться так, как надо здороваться лачкам.

Мужчины здороваются:

"Ассаламуалейкум!", что означает "Да будет мир над вами!", во всех случаях

отвечают: "Ваалейкум вассалам!", т. е. "И вам мир!"

Сайда:

А кто должен первым приветствовать?

Патя:

Приветствовать надо четко и ясно. Младший должен первым

приветствовать старшего, мужчина первым должен приветствовать женщину,

входящий приветствует присутствующих, хозяин приветствует гостя,

здоровый - больного, уходящий прощается с остающимися.

Сайда:

Ну, теперь я точно знаю, как надо приветствовать аульчан.

Проходит сельчанка в национальной одежде.

Сайда:

Патя, мне так стыдно, но я даже не знаю, как называется наша

национальная одежда.

Патя:

Конечно, тебе должно быть стыдно, ты ведь лачка! И не знаешь о

лакской одежде, культуре и обычаях.Одежда лачек была более

своеобразной, отличалась богатством украшений. Женский головной убор

является очень важной частью одежды. Разнообразие форм и способ его украшений делает его одним из интереснейших элементом костюмного комплекса. Головной убор " бак!бах1у ", " чутха ". Поверх чутхи одевали голмелли. Платье должно быть свободным, что бы скрывать строение фигуры, или надевали платье, отрезное по талии с широкой юбкой бузмагьукъа. Неотъемлемой частью были узкие штаны "х1ажак"

Ну, как Сайда, нравится?

Сайда:

Очень нравится.

Приехала Сайда домой в город.

Мать:

Ну, как, доченька, понравилось тебе в горах?

Сайда:

Отдохнула хорошо, но я не понимаю, мама, почему ты меня обманула.

Мать :

А в чем дело?

Удивилась мать такому обвинению.

Сайда:

Ты мне говорила, что в ауле из родственников наших живет один дядя

Курбан со своей семьей.

Мать:

Ну да, а что?

Сайда:

Оказалось, что в ауле все друг другу родственники.

Мать:

Не понимаю. Толком объясни.

Сайда:

Когда мы с Патей выходили на прогулку, всех встречных она называла тетями, дядями, дедушками, бабушками, братьями и сестрами, а ты мне не говорила, что у нас в ауле так много родственников. Почему?

Мать:

Знаешь, доченька, это такая традиция у аульчан. Чтобы расположить к себе людей, они друг другу говорят: "дедушка", "бабушка", "дядя", "тетя", а к своим сверстникам обращаются со словами: "сестра", "брат".Старшие

обращаясь к младшим говорят: "сын мой", "хорошего отца сын".

Сайда:

Вот как!

Сайда:

Хорошая традиция. Теперь я тоже буду обращаться к старшим и к

своим сверстникам.

Мать:

Я очень рада, дочь моя!

Ведущая 1: Традиционную национальную структуру в целом сохраняет и пища дагестанцев. Пищевой рацион их, в основном, составляли продукты животноводства и земледелия, которые пополнялись Съедобными растениями и дикорастущими травами, что напрямую связано с природно-географическими особенностями края, где проживают дагестанцы.Традиционными угощениями дагестанцев является пища из мучных и мясомолочных продуктов. Самым распространенным блюдом является хинкал.

Ведущая 2 :Но каждый народ готовил его по-своему.И мы предлагаем его вам опробовать и определить, так чей же хинкал вкусней, а также и другие традиционные блюда наших народов.(ученицы в традиционной одежде выносят блюда и угощают гостей)

Ведущая1: В воспитании дагестанского человека важное место принадлежит музыке, она сопровождает его всю жизнь- от самого рождения до самой смерти. С молоком матери впитывает ребенок нежные колыбельные песни.

(исполняется колыбельная песня).

Ведущая2 :Дагестанская народная музыка своей мелодичностью приводила в восторг многих. Близкие сердцу каждого горца мелодии сопровождаемые чабанской свирелью, чунгуром, зурной, дудукой, вырожают искреннюю любовь к родине, красоте величественных гор.

Ведущая 1: Мудрецы говорят, если хочешь узнать душу народа, прислушивайся к его народной песне,

всмотрись в его народный танец.

Ведущая2: Что мы вам и предлагаем сейчас сделать.

Танец-лезгинка.

Горец клянется: человеком родился - человеком умру!

Правило горцев: продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека.

Проклятие горцев: пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня.

Об ауле, в котором нет порядка, неряшливом, непутевом горцы говорят: - Человека там нет!

Об ауле, в котором порядок и мир, горцы говорят: - Там есть человек.

Хороший человек тот, кто говорит правду и не поддается гневу.

Хозяин земли тот, кто ее пашет.

У кого летом не будет кипеть мозг - у того зимой не будет кипеть котел.

Мудрый дагестанский народ придумал много пословиц и поговорок:

Дом, куда не ходят гости - несчастный дом.

Делай для друга учись для себя.

Доброе имя лучше сокровищ.

Бедняк живет, как может, а богач - как может.

Если говорящий глуп, хотя бы слушатель должен быть умным.

Если даже рот кривой, на сходе богатый говорит.

Если соседи хорошие, то и слепая девушка замуж выйдет.

Если тебя не слушают, лучше сидеть молча.

Крапиву рвать лучше чужими руками.

Не подходи к чиновнику, когда разбогатеешь, он сам к тебе придет.

Овечий язык ешь, а человеческого берегись.

Около золота и железо блестит.

Хороший камень из аула не выносят.

У кривой палки не бывает прямой тени.

Уникальность республики Дагестан обусловлена огромным разнообразием ее этнического состава, ведь на этой территории сегодня проживает более 40 разных народностей. Тем не менее, как обряды, так и традиции во все времена различались не только среди представителей различных национальностей, а также в каждом селе. То есть, везде существовали собственные, уникальные обычаи.

Кто такие Аварцы?

Маарулал, также известные под названием аварцы – это народ Дагестана, который насчитывает приблизительно 577 тысяч человек. Они населяют все западные территории Дагестана, но особенно многочисленны в горных регионах. Большинство являются сельскими жителями.

Общаются аварцы на собственном, аварском наречии, которое имеет великое множество диалектов. Аварцы преимущественно исповедуют ислам, сохраняя элементы язычества в вере. Некоторые из них присутствуют и по сей день. Они очень трепетно относятся к окружающей природе, почитая ее и взывая о помощи через исполнение магических ритуалов.


Агульская народность Дагестана живет в южной части страны. Численность данного подвида населения равна приблизительно 8-9 тысячам человек. Для общения они пользуются агульским языком, который считается родственным лезгинскому наречию. Проживает такая народность, ни много ни мало, в 21 поселении на юго-востоке Дагестана. Традиции у этого народа, как и у прочих народов Дагестана, уникальны. Их главным занятием в течение столетий было и остается скотоводство. Любопытно то, что лишь мужчины имели право на уход за овцами. В то время, как женщины всегда занимались только крупным рогатым скотом. Обрабатывание металла было предельно важным аспектом в жизни всех агульцев. Их кузнецы делали прекрасные топоры, косы и ножи, а также серпы, которые использовались в хозяйстве. Агульцы считались также превосходными и очень искусными строителями.


Важно!!!

Они возводили мосты, дома, строили даже мечети. Украшали они свои сооружения весьма искусно, используя вырезанные камни, в орнаментах которых отображена, по сути, вся культура народности Дагестана.

Обычаи дагестанцев


Обычаи дагестанского народа

Вероисповедание очень ярко отображает обычаи всех народов, населяющих Дагестан, поскольку большинство местного, коренного населения - это мусульмане-сунниты. В основном их повседневными занятиями были земледелие со скотоводством. Именно они сформировали местную культуру. Издревле дома люди данной народности строили из камня. Двухэтажные жилища если и были, то мало, а одноэтажные всегда имели прямоугольную форму. Те, что которые занимались земледелием, разрабатывали собственный сельскохозяйственный календарь, помогающий определять время для посева и для сбора разных растений.


Свадебные традиции

В аулах Мекеги и Уркаров невест, живущих по соседству, в дом жениха ведут на протяжении многих часов. Они двигаются приблизительно так: невеста со всеми, следующими за ней, делают один шаг вперед, образуя как бы круг для танца. После того, как заканчиваются танцы, можно немного продвинуться, но не вперед, а наоборот - назад. Так продолжается аж до самых петухов, проще говоря, до раннего утра.


Совет

В соответствии с обычаем андийцев, в период сватовства помимо других подарков, родственникам невесты всегда вручались курдюки. Они ценились выше, чем мясо, поскольку могут храниться несколько десятков лет.

Обычаи селений

В селении под названием Дусрах в древние времена был такой свадебный обычай: девушку, которая достигала срока замужества, закрывали в пещере. Это делалось в случае, если та отказывалась выходить замуж. Там она содержалась до тех пор, пока не говорила, за кого согласна выйти. В селении, именуемом Бурдуки, девушку вообще не выдавали замуж за того, ко не умел угонять ханский скот. В Хустиле в ночь перед свадьбой у невесты должны были собираться девушки и приносить ей очески шерсти, чтобы набить матрац, а также несли ей кур, яйца и кисеты - все это будущие подарки жениху. Даннвый обряд в ночь перед свадьбой свадьбы звался «кизляр геже».


Вывод:

Обычаи дагестанцев – это причудливая смесь того, чем была наполнена их история. Но, помимо общих тенденций также важно понимать, что есть обычаи и традиции, характерные для отдельных поселений.


Обычаи и традиции народов Дагестана

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Сегодня мы посвящаем наш фестиваль славном и прекрасному краю - Дагестану. Дагестан - это родина более 100 равноправных народов. Многие из них с древних времен жили и живут в мире и согласии, никогда не ссорились между собой, никогда не давали себя в обиду. Это аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, русские, лакцы, табасаранцы, азербайджанцы, ногайцы, таты, чеченцы - акинцы, ритульцы, цахурцы, агульцы и др. - это лишь те народы, на чьих языках сегодня в Дагестане выходят книги, газеты, говорит радио, учатся дети.

Дружба между народами - самое дорогое и великое богатство, она построена и веками держится на прочной основе, имя которой - дагестанская культура - это опыт созидания дагестанских народов, который учит жить и трудиться, учит владеть древними языками, мудрыми народными профессиями, красотой родной речи, мелодиями и танцами, помогает дружить семьями, родами, аулами, учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения человека, почитания старших. Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, гордость и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов. Культура Дагестана - это слово и дело настоящего человека - настоящего дагестанца.

Дагестан, все, что люди мне дали

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе громкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

«Мой Дагестан»

Расул Гамзатов

«Кто мать родную не полюбит, не полюбит и Родину!»

«Каждая птица имеет свое гнездо»

«Человек без Родины - что соловей без песни» - говорят в народе.

Дагестан - это древнейшее название нашего родного края. Дагестан означает «Страна гор», «Даг-гора», «Стан» страна. Большая часть Дагестана расположена на северо-восточных склонах Большого кавказского хребта. Другая, малая часть раскинулась вдоль побережья Каспийского моря. У Дагестана добрые и отзывчивые соседи. На юге Дагестан граничит с братским Азербайджаном, на юго-западе с братской Грузией, на западе - с братской Чеченской Республикой. Северо-западным соседом Дагестана является братский Ставропольский край, а северным - братская Калмыкия.

«Близкий сосед лучше дальнего брата», - говорили отцы и деды.

Дагестан - большая страна, площадь ее занимает 50,3 тысячи квадратных километров. Это больше, чем площадь Армении, Эстонии, Молдовы и даже каждого их таких государств Европы, как Бельгия, Дания, Швейцария, Албания.

В Дагестане 41 сельский район и 3 районов в г.Махачкале - столице Дагестана: Акушинский район - центр аул Акуша, Ахтынский - центр Ахты, Бабаюртовский район - Бабаюрт, Ботлихский - Ботлих, Буйнакский - Буйнак и т.д. По количеству жителей самые большие селения Дагестана - это Бабаюрт, Карабудахкент, Касумкент.

Самый высокогорный аул Куруш находится на высоте 2465 м над уровнем моря.

Из этого района вышли I руководитель советского Дагестана Нажмудин Самурский; организатор сельского хозяйства Герой Соцтруда Сейфедин Кулиев; первый герой республики Калмыкия, прославленный овцевод Ханбуба Мирземетов, генерал Рамазан Джафаров.

Своими искусными мастерами особо известны аулы Кубачи, Унцукуль, Балхар, Гоцатль.

Родиной народных поэтов Дагестана Гамзаса Цадасы и Расула Гамзатова является аул Цада.

Ковровые фабрики находятся в селах Куруш, Микрах, Дылы, Батлаич, Капир, Хив, Карата, Орта-Стал.

Родина народного поэта Сулеймана Стальского Орта - Стал. Аул Аксай - аул виноградарей, отсюда родом писатель-просветитель Нухай Батырмурзаев, его сын революционер, поэт и драматург Зайналабид, поэт-этнограф Манай Алибеков, Алим-Паша Салаватов, Багаутдин Астемиров.

Аул Гимры - родина имамов Гази-Мухаммада и Шамиля, боровшихся за национальную независимость и свободу.

Прославленными учеными, врачами известны аулы Ахты, Чах, Ванашимахи. Кумух - родина первого дагестанского космонавта Муссы Манарова.

Общая земля, родственные языки, особый национальный характер, единая культура объединяют народы Дагестана. Свою культуру народы Дагестана называют «маданият» - в него входит все, что с древних времен до наших дней создали своими руками и умом народы Дагестана, добрые традиции дружного проживания, традиции братства, родства. Для обеспечения порядка и дисциплины среди людей народы Дагестана создали адаты (законы), кодекс человеческой горской чести, совести намус .

Дагестанские мудрецы считают днем рождения человека тот день, когда он совершил первое в жизни доброе дело.

Горец клянется: «Человеком родился - человеком умру!».

Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека».

Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня».

Когда говорят о недостойном человеке, говорят: «Не тратьте на него слова. Он же не человек».

Если кто-то совершил промах, горцы обрывают рассказ: «Он человек, и этот поступок ему можно простить».

Об ауле, где нет порядка, где склочность, неряшливость, говорят: «Человека там нет».

Об ауле, где мир и порядок, горцы говорят: «Там есть человек».

Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают его недостатки. Мудрость народная учит:

I. Первое достоинство человека - ум.

II. Второе достоинство человека - дружба.

III. Третье достоинство человека - совесть.

IV. Четвертое достоинство человека - хорошее воспитание.

V. Пятое достоинство человека - счастье.

Настоящий человек всегда стремится к достоинствам и борется с недостатками. Их высмеивают в народном фольклоре:

Ну и парень,

Смех и грех.

Ты - посмешище для всех.

Если встретишься с джигитом,

Сходен ты с котом побитым.

Встретится тебе герой,

Ты как мышь перед горой.

Только в споре с хилой бабой

Ты могучий, а не слабый.

Если пред тобой калека,

Ты похож на человека.

Аварская сказка

Ответ старика

Однажды путник увидел, как белоголовый старик сажал ореховое дерево. Путник поздоровался и спросил:

Сколько тебе лет, старик?

Восемьдесят.

А через сколько лет можно будет есть орехи с этого дерева?

Через сорок - ответил старик.

Путник усмехнулся:

Неужели ты надеешься, старик, прожить еще сорок лет и насладиться плодами своего дерева?

Старик ответил:

Я насладился плодами деревьев, которые сажали отцы и деды. Плодами моего труда пусть наслаждаются дети и внуки.

Посрамленный путник не нашел, что ответить. Он опустил глаза и пошел прочь.

Гамзат Цадаса

Учили деды в старину

Ты не поддакивай вруну

А иначе тебе придется

С ним разделить его вину.

Оказывая помощь - не хвались

И не стремись о ней напомнить другу,

Но забывать при этом стерегись

Оказанную им тебе услугу.

Размолвки до вражды не доводи

Обидчивость - дурная привереда

При встрече словом «Здравствуй» устыди

Непоздоровавшегося друга.

Не наноси товарищу вреда

Не ставь ему подножку никогда

Кто друга предает тщеславья ради,

Тот сокращает сам свои года.

Такого друга заведи

Чтобы в левой стороне груди

Хранил бы верность этот человек,

Став правою рукою твоей навек.

Языков в Дагестане великое множество, но есть одно слово, которое является спутником человека, символом его жизни. Это - имя человека.

Имя - это самый дорогой и первый подарок, который получает человек от своих родителей, они желали, чтобы имя помогло младенцу стать настоящим человеком.

У народов Дагестана есть традиции встречать новорожденных всей семьей, всей родней, всем аулом. Если родился мальчик - стреляют из ружей всем аулом. Советы родителям дают старожилы рода, аула вспоминают имена добрых предков, славных тружеников, воинов, джигитов, кунаков, друзей.

Прежде всего, дается имя покойного деда, прадеда, бабушки и прабабушки. Выбирают имя, которое станет для всего рода символом чести и совести, мужества и стойкости, символом красоты и изящества.

У мальчиков имена учат быть мудрыми и образованными. Магомед (в честь пророка), Али, Гасан, Гусейн, Ахмед, Ибрагим (Авраам), Исмаил, Нух (Ной), Юсуф, Иса, бесстрашные как герой-полковник Магомед Гаджиев, мужественными, как генерал-полковник Магомед Танкаев.

Две вещи должен беречь каждый горец: папаху и имя.

К имени человека - большого поэта, мыслителя, государственного деятеля, прославившего аул, республику, все Отечество, народ с уважением добавляет название села, аула, где он родился. Например: Гамзат Цадаса, Сулейман Стальский, Али-Гъажи Акушинский.

Имена начинателей получают благородные поступки, большие и малые события, например: Танец Шамиля, Сабля Шамиля, беседка Шамиля, школа борьбы Али Алиева, приз Али Алиева (олимпийский чемпион по вольной борьбе), схватка Алиева, танец Хочбара, меч Шарвели, песни Махмуда, посох Гамзата, чугун Сулеймана, музыка Мурада (Кажлаева), журавли Расула (Гамзатова), спектакли Барият (Мурадовой).

«Доброе имя - лучшее сокровище», - говорят народы Дагестана.

У народов Дагестана есть традиции обращения к старшему.

К сверстнику или ровеснику, к мальчику, юноше обращаются словом «брат»: по-аварски «вац», по-даргински «удзи», по-кумыкски «къардаш», по-лезгински «стха», у лакцев «уссу»

К девочке или девушке обращаются словом «сестра»: аварцы - «яаца», даргинцы - «рудзи», лезгинцы - «вах», лакцы - «ссу».

К старшим обращаются со словом «отец»: по-аварски - эмен, по-даргински - дудеш, ада, кумыки - ата, по лакски - «ппу».

Со словом «мать» к женщинам: аварцы - эбел, даргинцы - аба, кумыкцы - анна, лезгинцы - диде, лакцы - «нину».

Дагестанские правила приветствия

По дагестанскому народному этикету принято приветствовать так:

Приветствовать нужно четко и ясно;

Мужчина первым должен приветствовать женщину;

Всадник (кто едет на транспорте) приветствует пешего;

Входящий должен приветствовать присутствующих;

Пришедший первым приветствует собравшихся;

Приходящий приветствует сидящих;

Спускающийся вниз (с гор, с лестницы) приветствует поднимающегося вверх;

Свободный приветствует занятого делом;

Порожний приветствует груженого;

Здоровый приветствует больного;

Сильный приветствует слабого;

Хозяин приветствует гостя;

Гость приветствует стоящих на годекане;

Приехавший на побывку посещает и приветствует пожилых и престарелых рода, старожилов аула;

Уходящий первым прощается с остающимися.

В Дагестане здороваться надо обязательно, даже если человека видишь впервые, а тружеников принято приветствовать и желать им успехов в труде и благополучия.

Народы Дагестана имеют благопожелания на все случаи жизни. Самое частое, необходимое пожелание еде: перед тем, как прикоснуться к еде, говорят: «Бисмиллахи рахмани рахим» (Во имя Аллаха Милостивого и милосердного!).

Фазу Алиева - народная поэтесса Дагестана

Желаю дому твоему

Коль землю - то под пашню,

Коль весточку - то добрую,

Коль дерево - плодовое,

Коль дождя - то сильного,

Коль дочку - то красивую,

Коли цветка - пахучего,

Коль сына - то могучего,

Коль друга - друга лучшего.

Родителям желают вырастить здоровых и добрых детей. Детям желают, чтобы они сами выросли благодарными людьми, могли ценить своих родителей, свой род.

Старшие желают детям: «Счастлив будь!», «Долголетним будь!», «Да полюбит тебя Аллах!», «Да здравствуют твои родители!», «Вырасти тебе умником и молодцом!», «Да вырастешь ты большим и здоровым!».

Дагестанцы говорят: «Добро добром отплатишь - молодец, зло добром отплатишь - ты мудрец». Желая человеку блага, принято учитывать его возраст, его состояние, условия его труда и отдыха. Главное, пожелания знать и произносить на родном языке. За любую услугу надо благодарить: «Баркалла!» или «Чохсайум!», или еще сердечнее: «Нужее (дуе) кiудият баркалла!»

Человек должен признавать свои ошибки и извиняться: «Извините, пожалуйста!», «Простите ради бога!», «Будьте милосердны!».

Человек рождается, растет, взрослеет в семье. У народов Дагестана принято создавать надежные семьи.

Семья у аварцев называется «хъизан», у даргинцев - «кульпат», у кумыков - «хизан», «кюльпет», у лезгин - «хизан», «килфет», а лакцев - «килфат».

Слово «очаг» говорит о семейной дружбе и сплоченности. Семья - это домашняя школа, где обучают человека человечности.

В семье человек узнает свой пол, свой возраст, свое место среди людей, свои права и обязанности. Семья учит различать добро и зло, красоту и пошлость, порядок и беспорядок, мудрость и глупость, силу и слабость.

Семья учит видеть мир глазами родителей, уважать младших, почитать старших, мужчину и женщину, товарища, друга, соседа, гостя. Семья учит дружить по-братски, помогать, трудиться, радоваться жизни, сочувствовать по-человечески.

«Кто семью свою ценит, тот оценит и свой род, и аул, и свой народ».

«Кто семью бережет, тот и село сбережет».

Благополучие человека зависит от семьи, а благополучие семьи зависит от человека.

Что заставляет человека любить свою семью?

И младшему, и старшему члену семьи нужно знать и выполнять свои семейные обязанности. Для мальчика - это обязанности сына перед родителями. Для девочки - это обязанности дочери перед отцом с матерью.

Мать - единственный человек, который дает нам свое грудное молоко, кормит, пеленает, купает, одевает, ласкает, благословляет нас на добрые поступки.

«Ласка матери до камня доходит».

«Грудь матери - колыбель для сына».

«Любовь матери - на расстоянии греет».

«У ребенка палец болит - у матери сердце болит».

«Всю жизнь день и ночь трудись - труд матери не возместишь».

Именем матери человек дает клятву: «Клянусь матерью!»

Мать - это символ чести, совести, доброты и благополучия.

Любовь к матери - самая святая любовь человека.

Мало только любить мать. Ее нужно беречь, ее нужно ценить, ею нужно гордиться, у нее нужно учиться.

Дочери, по традиции народов Дагестана, с малых лет обязаны помогать матери: делать уборку в доме, нянчить младших братьев и сестер, стирать одежду, выпекать хлеб, готовить пищу, носить с родника воду. В аулах и селах девочки пропалывают огород, помогают в жатве хлеба, в уходе за домашними животными, птицей, учатся шить, вышивать, вязать, ткать ковры и др.

«Дочке десять лет - матери дела нет», - говорят в Дагестане.

Дочь - продолжение матери, а вот сын - это продолжение рода.

Мать дома или нет матери дома - дочь и сестра - хозяйка дома, сестра готовит пищу, кормит семью, стирает белье, одевает, обувает младших братьев, доит коров, следит за чистотой.

«Чем совсем не иметь сестру, лучше иметь слепую», - поучает мудрость народов Дагестана.

Ответ мудреца

Три женщины брали воду в колодце. К ним подошли сыновья. Один поцеловал свою мать и побежал, напевая, дальше. Второй спросил: «Ты не устала?» и побежал догонять товарища.

Третий молча взял ведра у своей матери и понес их в дом.

Мимо проходил седобородый аксакал.

Скажите, мудрец, - спросили матери. - Чей сын самый красивый и умный?

О, женщины, здесь был только один сын, - ответил мудрец.

Отец в семье - это мужская твердость, принципиальность, строгость, требовательность, организованность, мужество, стойкость, отвага.

Отец и только отец - глава семьи. Так принято у народов Дагестана. Отец заботится о своей семье, отвечает за порядок в домашнем хозяйстве.

Отец обеспечивает семью продуктами питания, одеждой. Он уберегает семью от дурных поступков, показывает пример мужского благородства, трудолюбия, дружбы и добрососедства. Сын в дагестанской семье - первый помощник отца. Сын учится у отца мужскому ремеслу, мужской твердости.

Нет отца в доме - сын заменяет его, сын заботится о семье, о домашнем хозяйстве. Сын свято оберегает дело отца, честь отца. От слова «отец» образованы святые слова «отчизна», «отечество».

«Кто не ценит родного отца, тот Отчизну не ценит».

«Кто отца родного уважает, тот Родину почитает».

«Что сделаешь для отца, то сделают для тебя твои дети».

«Сын - памятник отцу», - учат народные дагестанские пословицы.

Дагестанская семья держится на добрых традициях человечности.

Самой главной из них - уважение родителей, дети всегда должны быть внимательны к родителям и старшим.

Например, отец приходит с работы, сын берет у него из рук ношу, приносит воду, поливает на руки, подает мыло, полотенце.

За столом принято первым подавать чай и еду сначала дедушке, потом отцу, потом остальным по старшинству. Садиться не раньше, чем сядут старшие, пропускают в дом сначала старших. Младший должен открыть дверь и придерживать ее, пока пройдут старшие или гости. Дети должны показать свою воспитанность без подсказки родителей.

При старших нельзя держать руки в карманах, стоять полусогнутым, нельзя сидеть, развалившись, чесать затылок, нос, ухо, курить, жевать, пить спиртное, подпирать щеку или лоб рукой.

Сыну перед отцом не принято без приглашения сесть, нельзя громко говорить и смеяться.

На вопросы старших дети отвечают скромно, кратко, почтительно.

Только при соблюдении этих правил дети в Дагестане считаются воспитанными.

«Сам не знаешь - знающих слушай».

Традиция человечности дагестанской семьи - это традиция гостеприимства. Познакомимся с правилами гостеприимства.

Увидев гостя, хозяин выходит навстречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать! К добру будет Ваш приезд!».

Всаднику, старшему по возрасту, помогают слезть с коня, выйти из машины, поддерживают ношу, помогают отнести в дом, помогают снять одежду, снаряжение. Гостя приглашают в кунацкую комнату, сажают на почетное место. Хозяин садится рядом, спрашивает о здоровье, о состоянии его духа, о родственниках и близких, об общих знакомых, потом спрашивает о новостях. Стол для гостей накрывают быстро лучшей едой из того, что есть в доме. Перед едой предлагают гостю помыть руки. Сажают на почетное место. Хозяева следят, чтобы гость съел как можно больше и лучше. Нельзя съесть свою порцию раньше гостя. Постель для гостя готовят в спокойной уединенной комнате, пожелав «Спокойной ночи!».

Гостя, покидающего дом, хорошо и сытно кормят, помогают умыться, одеться, сесть на коня. Провожают до края аула, за ворота дома. Расставаясь, желают: «Счастливого пути! Всяческих благ!». Настоятельно просят заходить еще.

«Подбодряй семью, радуй друга, будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветлив к гостю».

Трусоватого мужчину

Если встретишь где-нибудь

Знай, что он не дагестанец

Не из Дага держит путь.

Дагестанские мужчины

Мелкой дрожью не дрожат

Своей доблестью и честью

Больше жизни дорожат!

Наши девушки стыдливы

Ходят плавно как луна

След в пыли не остается

И походка не слышна.

Если в дом нагрянут гости,

А хозяева при том

Чешут сонные затылки

Улыбаются с трудом

Знай, они не дагестанцы

Не из Дага их родня

В Дагестане жить не станет

Их семейка и полдня!

Пусть придет хоть вся планет

В очаге у нас огонь

Никогда не охладеет

Для гостей его ладонь.

Знай же, друг, что это пламя

Выражает существо.

Дагестанцы, дагестанки,

Дагестана моего.

Расул Гамзатов

Фазу Алиева

Законы гор

В горах моих родных

Не писаны законы

Во все века

Никто их не писал

Никто из них томов

Не составлял -

Натуры горцев

К этому не склонны

Но если в очаге

У одного лишь горца

Еще хранится

Искорка огня,

Она из ночи в ночь

День изо дня

Из очага в очаг передается

И если в сундуке

У одного лишь горца

Еще хранится горсточка муки,

Ее на все хватает очаги,

И в каждом доме

Свежий хлеб печется.

И если юношу

В дорогу провожают

А проводу выходит весь аул.

А если кто в ауле захворает

Покоя не находит весь аул.

Тухум у дагестанцев - это значит род, родня. По традиции каждый дагестанец, каждая семья в Дагестане относится к какому-нибудь тухуму. Дагестанский аул имеет несколько кварталов мяхм. В каждом мяхме живут вместе несколько тухимов.

Где бы ни жили дагестанцы, они помнят и заботятся о своем тухуме, родном ауле. Тухум защищает и человека и его семью от дурных влияний, в нем ребенок узнает своих родных и близких: двоюродных, троюродных братьев и сестер, старожилов, кунаков рода и многое другое. Каждый тухум имеет свое название и фамилию основателя - прадеда или прапрадеда.

Главой тухума считается старший в роду. Или, с согласия самого старшего, главой тухума избирают самого мудрого, образованного, мужественного, энергичного, красноречивого и хлебосольного человека.

Младшие члены тухма обязаны советоваться со старшими, выполнять их поручения, пожелания. По дагестанским традициям, о порядочности, искренности, о воспитанности ребенка можно узнать по его отношению к своему тухуму.

«Кто любит свой род, тот любит и народ», - учит народная поговорка.

Традиции тухума:

I. Традиция тухума дружно и рядом строить дома.

II. Традиция тухума вместе пасти личный скот.

III. Традиция тухума дружно приходить на помощь сельчанам. Она помогает быть добрыми, отзывчивыми, милосердными людьми.

IV. Традиции тухума заботиться о престарелых людях рода учит уважать старожилов, ценить мудрость и знания, учит сочувствовать чужой беде.

V. Традиция тухума сообща обсуждать помогает вовремя понять и различать хорошие и плохие качества человека.

VI. Традиция тухума хоронить умерших рядом с родовыми могилами учит заботиться о святых местах.

Поэтому при встрече в Дагестане в первую очередь задают вопрос: «Из какого ты аула?», «Из какого ты тухума?»

Честь тухума держится на ежедневных добрых делах, справедливых поступках, трудолюбии, миролюбии, мужестве, отваге всех членов рода.

Самой крепкой формой сближения людей в Дагестане является джамаат - жители одного населенного пункта. Сила джамаата в единстве, помощи, взаимоподдержке его тухумов.

В джамаате не бывает ничейных или беспомощных детей. Сироты усыновляются близкими родственниками, другими тухумами кунаками семьи и рода. Эти дети - полнокровные члены тухума. Традиция усыновления - добрая традиция дагестанского джамаата.

У джамаата общий годекан - специальное место в ауле, где собирается мужское население. Аксакалы на почетных местах, подальше молодежь. Младшие слушают старших. Нельзя курить, сквернословить, нельзя плохо говорить об отсутствующих, нельзя унижать слабых и младших.

Если один работает и нуждается в помощи, другие должны ему помочь советом или делом. Традиции взаимопомощи тоже имеют свои правила, которые знает каждый маленький дагестанец.

1. На помощь надо приходить вовремя и со всеми.

2. Работу начинают и заканчивают по знаку старшего.

3. Помогая, не уступают другим в труде и старании, и отдыхать, радоваться, веселиться нужно вместе.

4. Закончив работу, нельзя хвалить себя.

5. Никогда нельзя напоминать человеку об оказанной ему помощи.

«Сделал добро - забудь, получив добро - помни всю жизнь».

«Кто добро знает и понимает, тот его никогда не забудет».

Помогают детям-сиротам, семьям, оставшимся без кормильца, семьям, оставшимся без крова. Помогают семье, где намечается свадьба. Срочно помогают семье, где случилось горе. В такой день принято забыть все обиды, вражду, выражают сочувствие, проявляют благородство.

Подобные документы

    Традиции празднования Рождества в России, масленичные и купальские обряды. Свадебные традиции: сватовство, помолвка, девичник, венчание, встреча молодых. Особенности национальной русской кухни. Влияние христианства на обычаи и традиции русского народа.

    реферат , добавлен 03.02.2015

    Cемейные обычаи и обряды как неотъемлемая часть культуры и быта этноса. Особенности башкирского свадебного обряда: подготовка калыма, приданого, помолвка, сватовство. Рождение ребенка, праздник колыбели. Погребально-поминальные традиции; влияние ислама.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Краткая история развития Норвегии. Жизнь и традиции. Материальная культура, семейная и общественная жизнь, спорт и туризм в Норвегии. Средний брачный возраст у мужчин и у женщин. Народная норвежская одежда. Праздники, отмечаемые в современной Норвегии.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2016

    Рассмотрение этнодемографических и этносоциологических характеристик даргинцев: особенности менталитета, этапы этнического развития. Характеристика религиозных законов дагестанского народа. Анализ основных занятий даргинцев: земледелия, скотоводства.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2012

    Основные этапы формирования греческого населения на Кавказе, демографическая характеристика. Численность греческого населения на Кавказе по данным переписи 1979 г. Бытовая культура: традиции и современность. Хозяйственные традиции, материальная культура.

    статья , добавлен 25.04.2010

    Традиционный тип сельского поселения коренных народов ЮАР, их обычаи, культура. Обрядовые, ритуальные танцы шаманов, сказания и легенды. Красота по-африкански, женщины и мужчины племени Мурси. Свадебные и похоронные традиции и церемонии, функции масок.

    презентация , добавлен 05.11.2014

    Общие взгляды евреев на воспитание. Направления воспитания и обучения: умственное, моральное (духовное), физическое, трудовое, эстетическое. Гендерные и возрастные особенности воспитательного процесса. Воспитательные традиции и обычаи еврейского народа.

    презентация , добавлен 05.11.2014

    Свадебные традиции и обычаи сибирских немцев. Опрос жителей села Карповка (представителей немецкой национальности). Порядок свадебной церемонии, праздничный стол и символы. Приметы и суеверия, связанные с днем свадьбы. Основные свадебные аксессуары.

    реферат , добавлен 04.06.2011

    Поселение болгар на территории Буджака. Болгары и гагаузы в Бородинской битве 1806-1812 гг. Обряды и традиции болгар. Сватовство как конкретное действие перед свадьбой. Основные свадебные традиции. Экономическая жизнь, образование, культура села Табаки.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2011

    Традиции предков – основа интеллекта и нравственности человека. Ритуалы свадебной церемонии как эстетическая основа интеллекта. Начало семейной жизни. Праздники, связанные с рождением и развитием ребенка. Происхождение юрты, казахская национальная одежда.

Свадебные обычаи дагестанского народа тесно переплетаются с его национальной культурой. Среди характерных традиций дагестанской свадьбы можно выделить:

1) Двойное празднование . Праздник проводится два дня, первый раз в доме невесты, а второй в доме жениха. Важно,что дни празднования идут не подряд, а с перерывом в семь дней.

2) Запрет свадьбы в определенные дни . В Дагестане нельзя жениться в дни рождения будущих мужа и жены, в дни рождения их родителей и религиозные прадники исламской религии.

3) Выбор типа проведения праздника из двух противоположных. Жених и невеста вместе с родителями сами решают, чего хотят: бесшумный, спокойный праздник с табу на алкоголь или весёлую заводную вечеринку с классическим набором увеселительных напитков.

4) Много гостей. Несмотря на тип свадьбы, присутствовать на ней должно не меньше трёхсот гостей, но их число обычно не больше полутора тысяч. Каждому жителю города, в котором проживают молодожёны, нужно хотя бы ненадолго появится на торжестве в знак уважения.

5) Кража невесты в случае несогласия родителей . Повсеместно кража невесты на современных дагестанских свадьбах не практикуется, но если родители не дают своего благословения, то жениху ничего не остаётся, как украсть их дочь, чтобы она провела ночь в его доме. Поскольку такое явление влечёт за собой позор для девушки, то свадьбе суждено состояться.

6) Тайное сватовство. Процедура сватовства происходит вечером путём визита родителей жениха в дом невесты, где ей вручаются различные подарки. При этом сам факт такого визита стараются не оглашать, а сам процесс проходит в тесном кругу только с самыми близкими родственниками невесты.

7) Красивое богатое празденство. Как только в дагестанской семье рождается ребенок, денежные средства семьи начинют откладываться на его свадьбу, поэтому такие события всегда пышные и дорогостоящие.

8) Оплакивания невесты . В первый день праднования свадьбы, которое проходит в доме невесты, её подруги оплакивают её, потому что уход невесты в дом жениха принято считать грустной для них ситуацией;

9) Стрельба друзей жениха . Примечательно, что когда друг женится, его товарищи занимаются стрельбой, потому что такое занятие помогает сделать молодую семью счастливой и отогнать от неё беды.

10)Танец молодожёнов. Этот процесс особо удивителен на дагестанской свадьбе, это обязательный её компонент. Сначала вокруг невесты приглашённые мужчины танцуют лезгинку и бросают на пол деньги, которые собирает подружка невесты. Аравул (тот, кто начинает пляску на свадьбе) предвещает начало танцев для мужчин, а вот приглашенные женщины выходят танцевать только после исполнения танца сестрой жениха.

11) Наряд. Женщине на свадьбу принято одеваться изящно и красиво, в длинное платье, на голову фату не надевают. Мужчина одевает обычный костюм, но на голове во время танца у него должен находиться народный головной убор - папаха.

12) Испитие мёда . Как только невеста входит в дом жениха, его мать протягивет ей чашу с мёдом,чтобы попробовав его, семейная жизнь невесты стала сладкой и гладкой.

Что происходит после торжества

В первые дни после свадьбы в дом молодожёнов продолжают приходить гости, поздравляя их с радостным событием, при этом хозяева дома всегда обязуются впустить их и оказать должное внимание. На следующие сутки после последнего дня свадьбы с невесты снимается платок, если он на ней был, поскольку в современности его наличие на невесте уже не является обязтельным условием. Разводы в Дагестане- это очень редкое явление, поэтому после свадьбы молодожёны живут душа в душу, не задумываясь о правильности выбора своего партнёра.

Передать словами процесс дагестанской свадьбы сложно, поскольку размах и шик, сопровождающий её, чрезвычайно поразителен, а для того, чтобы окунуться в обычаи и традиции свадеб для этой национальности, лучше всего хоть раз поприсутствовать на этом торжестве и увидеть всё своими глазами.