Сегодня 76-летие отмечает Влади́мир Ви́кторович Васи́льев - советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер,художник и актёр, педагог.


Родился Владимир Викторович 18 апреля 1940 года в семье работников войлочной фабрики. Когда началась война, ему едва исполнился годик. Война разъединила семью: отец Владимира Викторовича ушел на фронт, а мама трудилась на родном заводе в 3 смены, разрываясь между годовалым сыном и работой. Спасением стали шесть старших маминых сестер – родные тети, для которых маленький мальчик был смыслом не потерять разум в то страшное и сложное время.

Этой семье невероятно повезло - в 1945 году с фронта вернулся отец, и они снова были все вместе. Пока взрослые возрождали страну из пепла, будущий балетмейстер Васильев играл в мяч, ловко прыгал по крышам и не уступал в отваге и бесстрашии старшим товарищам, чем заслужил уважение всего двора. Один из друзей пригласил маленького Владимира с собой в танцевальный кружок, находящийся в Кировском Доме пионеров. С первого взгляда чуткий педагог Елена Романовна Россе разглядела в белокуром сорванце любовь к танцу. Восьмилетний Васильев Владимир балетмейстер был прирожденный. Он с первого раза воспроизводил новый материал. На его примере разучивали движения и считали лучшим учеником. В 1949 году Васильев поступил в хореографическое училище Большого театра , а через год добиться первенства среди однокурсников.


В 1958 году Васильев был принят в труппу Большого театра , где сразу зарекомендовал себя как танцор характерных образов. Будущий балетмейстер Васильев Владимир Викторович начал с исполнения ярких, колоритных образов в операх «Русалка» и «Демон». Сольная партия в «Вальпургиевой ночи» стала для него счастливым билетом. Именно в роли Пана он обратил на себя внимание Галины Улановой , встреча с которой повлияла на всю дальнейшую его жизнь. Её педагогический талант, дружба и вера в профессиональное будущее Васильева помогли сформировать личность великого режиссера, постановщика и танцора. Совместная работа в «Шопениане» стала бесценным опытом и открыла Владимира Викторовича как прекрасного исполнителя классических партий.


После прихода в Большой театр Ю.Н. Григоровича юный танцор принял участие в его постановке «Каменный цветок», чем завоевал расположение не только балетмейстера, но и любовь самого привередливого критика – зрителя. После такого триумфа Владимир Викторович был задействован в главных ролях всего разнообразного репертуара Большого театра: «Золушке», «Страницах жизни», «Дон Кихоте», Паганини в одноимённой постановке, «Лауренсии», «Жизели», «Ромео и Джульетте».


Золушка


Дон Кихот


Жизель - Ирина Колпакова, Альберт - Владимир Васильев


Джульетта - Екатерина Сергеевна Максимова, Ромео - Владимир Викторович Васильев


Васильеву еще не исполнилось 25 лет, когда были воплощены на сцене сольная партия в «Танцевальной сюите» (постановка А. А. Варламова), Иванушка в балете Р. К. Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А. И. Радунского, 1960), Раб в «Спартаке» А. И. Хачатуряна (постановки Л. В. Якобсона), Лукаш в «Лесной песне» Г. Л. Жуковского (постановка О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури). Непростая задача – после очередного успеха доказывать, что ты лучший, и это – не предел твоих возможностей.


Спарктак


Лукаш "Лесная песня"


Красивая и трогательная история была и в личной жизни Васильева. Еще в годы обучения он познакомился с Екатериной Максимовой , которая отличалась особой принципиальностью, иногда переходящей в упрямство, что мешало ей в предметном обучении, но было решающим в освоении танца. Сила, заключенная в столь хрупкой девочке, привлекала и одновременно пугала Владимира Васильева.


Летом 1961 года они поженились, а медовый месяц провели в самом романтичном городе на планете – Париже. Это уникальный случай, ведь в Советском Союзе не выпускали совместно супругов за границу. Там была представлена картина, в которой по мистическому совпадению Максимова и Васильев сыграли влюбленных. «СССР с открытым сердцем» позволила молодоженам насладиться таким отдыхом. Вместе они прожили долгую и счастливую жизнь.


Со временем к Васильеву пришла и мировая известность. Морис Бежар, Франко Дзеффирелли, Ролан Пети, Лорка Мясин приглашали его в свои постановки на главные роли. Любовь публики не знала границ – французы боготворили русскую легенду, аргентинцы провозгласили национальным героем, а в США, несмотря на сложную политическую ситуацию, Васильев стал почетным гражданином одного из городов. Особые отношения сложились с гостеприимной Италией. Римская опера, «Ла Скала», «Сан-Карло» не раз принимали на своих сценах балетмейстера, где зрители наслаждались его виртуозной игрой и совершенной пластикой.


Фильм-опера "Травиата", режиссёр Ф. Дзефирелли, 1982.


Говорят, что талантливый человек талантлив во всём, и это полностью про Васильева. Ему мало было танцевать на сцене самому – он стал великим балетмейстером! Первую собственную работу балетмейстер Васильев поставил в 1971 году, это был балет «Икар». Свое мироощущение мастер так же воплотил во «Фрагментах одной биографии», «Ностальгии», «Лебедином озере» и многих других произведениях.



Лебединое озеро


Вся страна с восторгом наблюдала церемонию открытия Олимпийских игр в Сочи в 2014 году ! Особенно трогательным моментом для меня стал Первый бал Наташи Ростовой. Владимир Викторович принимал участие в этой постановке! Предлагаю вспомнить эти чудесные мгновения. Танцуют Светлана Захарова и Владимир Васильев!


Свое 75-летие в прошлом году легендарный танцовщик и хореограф отметил в Большом театре, где был показан спектакль по Мессе си минор Баха под названием Dona Nobis Pacem («Даруй нам мир») , который Васильев поставил в Татарском академическом театре оперы и балета им. Мусы Джалиля. Это и опера, и балет, и 3D-инсталляция. Философская притча о судьбе человечества и каждого человека в отдельности. Месса о любви и радостях, о потерях, обидах и горечи.


Васильев на финальной репетиции спектакля


Поздравление от Илзе Лиепа, сопредседатель Стратегического совета Союза женских сил

Писать подобные посты невероятная радость, охватывает чувство гордости за свою страну, так богатую на талантливых людей!

Один из самых выдающихся танцовщиков мира, народный артист СССР, солист балета (1958 - 1988 гг.) и художественный руководитель Большого театра (1995 - 2000 гг.), хореограф, режиссер. Участник спектаклей труппы Мориса Бежара «Балет XX века», Марсельского балета, театра Неаполя «Сан-Карло», театра Арена ди Верона и др. Педагог, профессор, заведующий кафедрой хореографии ГИТИСа. Снимался в кино и на телевидении. Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, двух Государственных премий России, премий имени В. Нижинского «Лучший танцовщик» (1964 г.) и Мариуса Петипа (1972 г.), лауреат международных конкурсов и др. Член Попечительского совета Творческого центра ЮНЕСКО. Художник, автор поэтического сборника «Цепочка дней». Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» III степени, Св. , Св. Благоверного князя Даниила Московского, французским орденом «За заслуги».

«Каторгой в цветах» назвала жизнь артистов балета великая актриса Фаина Раневская. И это определение в полной мере подходит к жизни народного артиста СССР Владимира Васильева. Его многолетний труд, без отдыха, без передышки для души и тела, по заслугам усыпан цветами, и эхо грома оваций не затихло до сих пор. Танцовщиков такого уровня, как Васильев, можно перечислить по пальцам. Может быть, поэтому так ценны слова его собрата по искусству Сержа Лифаря, который сказал: «Я хорошо знал Нижинского, он считался лучшим танцовщиком в мире. Но теперь я могу с полной ответственностью утверждать, что Васильев превзошел своего знаменитого предшественника во всем. Он великолепен».

Будущий «бог балета» родился 18 апреля 1940 г. в Москве, в семье рядовых работников фабрики по производству технического войлока. Отец, Виктор Иванович Васильев, работал шофером директора, а мать, Татьяна Яковлевна Кузьмичева, - начальником отдела сбыта. Послевоенная Москва жила своими проблемами, а у мальчишек была одна задача - не скучать. Вот и Володя «за компанию» с другом в 1947 г. пришел в хореографический кружок Кировского дома пионеров. И оказалось, что мир танца - это его стихия. Педагог Елена Романовна Россе, отметив особую одаренность мальчишки, сразу предложила ему перейти в старшую группу. Васильев быстро пошел «на повышение»: через год, занимаясь уже во Дворце пионеров, он вместе с ансамблем впервые выступил на сцене Большого театра с русскими и украинскими танцами, а в 1949 г. был принят в Московское академическое хореографическое училище в класс Е. Лапчинской. Затем одаренный юноша занимался у знаменитого премьера Большого театра М.М. Габовича, который точно отметил характерную особенность ученика: «Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом, плясовым огнем и взрывчатой силой».

Уже в годы учебы Васильев поражал редким сочетанием экспрессии, виртуозной техники с несомненным актерским талантом и умением перевоплощаться. На отчетном концерте выпускников в 1958 г. он не только показал традиционные вариации и па-де-де, но и создал исполненный глубокого трагизма образ 60-летнего ревнивца Джотто из балета «Франческа да Римини». Именно об этой роли были сказаны пророческие слова педагога МАХУ Тамары Степановны Ткаченко: «Мы присутствуем при рождении гения!»

Сразу же по окончании училища Васильев был принят в балетную труппу Большого театра, где поначалу у него были характерные роли: цыганский танец в опере «Русалка», лезгинка в опере «Демон», Пан в хореографической сцене «Вальпургиева ночь» - первая большая сольная партия. Но от проникновенного взгляда великой Галины Улановой не ускользнул огромный потенциал, еще дремлющий в молодом танцовщике, и она предложила ему стать ее партнером в классическом балете «Шопениана». Поверил в его талант и только начинающий тогда балетмейстер Юрий Николаевич Григорович. Он предложил 18-летнему выпускнику училища центральную партию в своей постановке балета С. Прокофьева «Каменный цветок», в которой Васильев сразу завоевал любовь и признание зрителей и критики. Последовали другие главные партии современного и классического репертуара: Принц («Золушка», 1959 г.), Андрей («Страницы жизни», 1961 г.), Базиль («Дон Кихот», 1962 г.), Паганини («Паганини», 1962 г.), Фрондосо («Лауренсия», 1963 г.), Альберт («Жизель», 1964 г.), Ромео («Ромео и Джульетта», 1973 г.).

Так практически сразу Васильев стал ведущим танцовщиком Большого театра, и балетмейстеры ставили главные партии в расчете на его удивительное мастерство. Но подлинным триумфом стала для Владимира роль Спартака в одноименном балете, поставленном Григоровичем на музыку Хачатуряна (1968 г.). «В 28 лет он станцевал роль, - напишет о нем великий танцовщик Асаф Мессерер, - которая сразу встала в тот избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд, где Лебедь Анны Павловой, Джульетта Галины Улановой, Кармен Майи Плисецкой. И при этом все писавшие о Васильеве сходились в одном: ничего "божественного" в "боге танца" нет - ни в лице, ни в фигуре. По-есенински русый, темноглазый; лицо хорошей лепки, но усталое, оно не привлекает. Словом, он не из тех, кому вслед оглядываются». И все же в танце Васильев превращался в бога. В каждой новой работе он опровергал установившееся мнение о своих возможностях артиста и танцовщика, доказывая, что он - действительно «гениальное исключение из правил» (М. Лиепа), личность, способная воплотить на сцене любой образ: и классического балетного Принца, и горячего испанца Базиля, и русского Иванушку, и безумно влюбленного восточного юношу, и мощного народного вождя, и кровавого царя-деспота.

Владимир обладал феноменальной техникой и тонким актерским мастерством, он умел перевоплощаться и удивительно тонко чувствовал музыку. Балетмейстеры называли Васильева «живым воплощением композиторского замысла». Он движением «акцентировал» и расставлял «интонации», как настоящий музыкант. «По разноликости он не идет ни в какое сравнение ни с кем, - сказал патриарх русского балета Ф. Лопухов, - он ведь и тенор, и баритон, и, если хотите, бас».

Почти все лучшие спектакли и образы, созданные танцовщиком в первый период творчества, связаны с именем Ю. Григоровича. Это и Щелкунчик (1966 г.), и Голубая птица (1963 г.), и принц Дезире (1973 г.) в балетах П.И. Чайковского, и уже упомянутый знаменитый Спартак, за роль которого Васильев был удостоен Ленинской премии и премии Ленинского комсомола, Иван Грозный в одноименном балете на музыку С.С. Прокофьева (1975 г.), Сергей в «Ангаре» А. Эшпая (1976 г., Государственная премия). Однако постепенно между балетмейстером и танцовщиком наметилось серьезное различие в творческих позициях, переросшее в затяжное противостояние, в результате которого в 1988 г. Васильев, а вслед за ним его партнерша и супруга Екатерина Максимова и ряд других ведущих солистов, оставшись без ролей, были вынуждены расстаться с Большим театром.

Но феномен Васильева всегда привлекал выдающихся деятелей зарубежного театра. Владимир обратил на себя внимание еще в 1959 г., завоевав первую премию и золотую медаль на VII Международном фестивале молодежи и студентов в Вене, а затем Гран-При и золотую медаль на I Международном конкурсе артистов балета в Варне (1964 г.). «Золотой дуэт» - Васильев и Максимова - был причислен чиновниками к «выездным» и достойно представлял советское балетное искусство на лучших сценах мира, несмотря на то что Владимир всегда имел собственное мнение и открыто высказывал его. Так, однажды перед очередной поездкой на приеме у тогдашнего министра культуры Е. Фурцевой он в ответ на ее сомнительный комплимент: «Вы же наши, настоящие советские люди. Вы же не Нуриев, который взял и остался», - заявил: «Знаете, Екатерина Алексеевна, может, настанет такое время, что мы одну из улиц назовем "улица Нуриева"», - чем вверг министра в шок.

После ухода из Большого Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом: Гранд-опера, Римская опера, театр «Колон», Ковент-Гарден, Метрополитен-опера и т. д. Морис Бежар специально для него поставил в своем театре «Балет XX века» версию балета И. Стравинского «Петрушка». 1987 год стал годом исполнения роли профессора Унрата в постановке Ролана Пети «Голубой ангел» на музыку М. Констана («Марсельский балет»). 1988 год принес артисту первое исполнение партии Зорбы в постановке Лоркой Мясина «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса («Арена ди Верона»), а также первое исполнение главных партий в возобновлении Лорки Мясиным одноактных балетов Леонида Мясина «Пульчинелла» И. Стравинского (Пульчинелла) и «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха (Барон) в театре «Сан-Карло» (Неаполь). В 1989 г. Беппо Менегатти поставил спектакль «Нижинский» с Васильевым в главной роли (театр «Сан-Карло»).

Выступления Васильева (а позднее и его балеты) всегда вызывали особое отношение публики - французы назвали его «Богом танца», итальянцы, узнавая на улицах, пытались носить на руках, в Аргентине (после премьеры его постановки на музыку аргентинских композиторов «Фрагменты одной биографии») он стал просто национальным героем, в Америке его избрали почетным гражданином города Тусона.

Кроме Екатерины Максимовой, которую он всегда называл своей Музой, Васильев танцевал с такими знаменитыми балеринами, как , Ольга Лепешинская, Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Нина Тимофеева, Наталья Бессмертнова, Ирина Колпакова, Людмила Семеняка, Алисия Алонсо и Хосефина Мендес (Куба), Доминик Кальфуни и Ноэль Понтуа (Франция), Лилиана Кози и Карла Фраччи (Италия), Рита Пулворд (Бельгия), Жужа Кун (Венгрия) и др.

Невероятная виртуозность танцовщика, пластическая выразительность, исключительное ощущение музыки, драматический талант, глубина мысли и огромная сила эмоционального воздействия явили новый тип современного артиста балета. Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, для которого не существует ни технических сложностей, ни ограничений амплуа или сюжета, во многом остаются недосягаемыми до сих пор - например, Гран-При Международного конкурса артистов балета, который он завоевал в 1964 г., на последующих конкурсах так больше и не был никому присужден. Поэтому закономерно, что в конце прошлого столетия по опросу ведущих специалистов мира именно Владимир Васильев был признан «Танцовщиком XX века».

Огромный творческий потенциал Владимира Викторовича реализовался и в хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал «Икар» С. Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов (1971 г., вторая редакция - 1976 г.). Наряду с этой и последующими оригинальными работами («Эти чарующие звуки.», «Я хочу танцевать», «Макбет», «Анюта») мастер предлагает зрителю свое видение классических балетов («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Дон Кихот»,

«Лебединое озеро», «Жизель»). Обращается Васильев к постановке концертных номеров и хореографических миниатюр - «Двое», «Классическое па-де-де», «Русская», «Два немецких танца» и «Шесть немецких танцев», «Ария», «Менуэт», «Вальс», «Карузо», «Шут», «Петрушка», «Элегия», «Увертюра на еврейские темы», «Синкопы», - а также больших хореографических композиций на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского и Увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. И зачастую постановки Васильева восторженно принимает публика, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняют центральные партии. В настоящее время балеты в постановке Владимира Викторовича идут не только на сцене Большого театра, но и в 19 других театрах России и мира.

Творческие интересы Васильева привели его в кино. Как драматический актер он снялся в художественных фильмах «Жиголо и Жиголетта» (1980 г.), «Фуэте» (1986 г.), в фильме-оратории «Евангелие для лукавого» (1992 г.). В них, так же как и в оригинальных телебалетах «Анюта» (1982 г.) и «Дом у дороги» (1983 г.), он выступил не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. У него обнаружился редкий дар и в построении кадра, и в ощущении конструкции целого, и, главное, в монтаже музыкального видеоряда. Васильев изобрел термин «монтажная хореография» и осуществил ее в своих экранных работах. Специалисты отмечают, что при этом он «держит в голове свой единственный фарватер - музыку». А музыкальный вкус у него безукоризненный. Интересными экспериментами стали работы Васильева на драматической сцене: хореография сказки-комедии «Принцесса и Дровосек» в театре «Современник» (1969 г.) и рок-оперы «Юнона и Авось» в театре Ленком (1981 г.), режиссура и хореография музыкально-драматических композиций «Сказка о Попе и работнике его Балде» (1989 г.), «Художник читает Библию» (1994 г.).

Раскрылся Васильев и как педагог. В 1982 г. он окончил хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и сразу же начал там преподавать. С 1985 по 1995 г. Владимир Викторович заведовал кафедрой хореографии ГИТИСа, а в 1989 г. ему было присвоено звание профессора. Казалось, что уж дальше развиваться просто некуда. Но Васильева не без основания считают не только сверходаренным артистом, но и сверходаренной личностью. Этот много читающий человек и пишет как профессиональный литератор, и многие с нетерпением ждут, когда он засядет за письменный стол и создаст серьезные зарисовки о своем творческом пути и о балете в целом. Ведь пока свет увидел только его первый поэтический сборник «Цепочка дней» (1999 г.). К тому же Васильев замечательно рисует этюды, пейзажи, натюрморты. Пишет маслом, причем все лучше и интереснее. В разные периоды жизни он увлекался различными видами спорта: играл в футбол, в волейбол, фехтовал, боксировал, занимался прыжками в воду, плаванием. В настоящее время предпочитает теннис. Иногда со стороны кажется, что артист сильно «распыляется», не отдает себя целиком чему-то одному, самому значительному. Но в понимании самого танцовщика это неразрывные звенья одной цепи. И когда ему задают вопрос «зачем?», в ответ слышат любимое словосочетание Владимира Викторовича: «Я давно хотел.»

Вот и после назначения (кстати, Указом Президента РФ) в 1995 г. художественным руководителем - директором Большого театра Васильев дал слово заниматься только организационными вопросами. Ему удалось вывести театр из тяжелого кризисного состояния, в котором он находился в те годы: новый директор утвердил современную контрактную систему, возродил традиции бенефисов кордебалета, хора и оркестра, организовал собственную видеостудию театра и подготовил постоянный цикл передач на телеканале «Культура». Но лишь только работа наладилась, Васильев вновь вернулся к хореографии и постановке спектаклей (хотя клялся больше этого не делать), организовал Академию классического танца в Бразилии, провел множество благотворительных акций в поддержку реконструкции Большого театра. Но и это только капля в море. А в сентябре 2000 г. Васильев. был освобожден от занимаемой должности «в связи с сокращением штата». Но свою задачу он выполнил сполна: Большой триумфально вернулся на мировые сцены.

В настоящее время Владимир Викторович активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, участвует (и возглавляет) в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. В конце 2000 г. в Римской опере с триумфальным успехом прошла премьера спектакля «Долгое путешествие в Рождественскую ночь», посвященного П.И. Чайковскому, главную роль в котором исполнил 60-летний Васильев, а в 2001 г. - премьеры его постановок «Дон Кихот» в труппе «Токио-балет» (Япония) и «Золушка» в Челябинском театре оперы и балета. Продолжает Владимир Викторович и общественную деятельность на благо балета и развития искусства. Он является почетным профессором МГУ, действительным членом Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарем Союза театральных деятелей России, заместителем председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО. А еще Васильев вот уже на протяжении 15 лет является бессменным художественным руководителем конкурса «Арабеск».

Остается только удивляться, когда он при этом находит время заниматься своим постоянным и давним увлечением - живописью. И работ у Васильева немало. Они были представлены на трех персональных выставках его работ. Пишет, как правило, на даче в Снегирях или в деревне Рыжевка под Костромой, где они с женой всегда проводят отпуск. Екатерина Максимова - особая страница в биографии Владимира Викторовича. Даже в Энциклопедии русского балета наравне с его многочисленными званиями написано: «Муж Е.С. Максимовой». Васильев вспоминает: «В начале нашей совместной жизни с Катей у нас была одна комната величиной в восемь метров. Чтобы добраться до окна, приходилось перелезать через постель. Теперь у меня множество забот: квартира, дача, две машины, гастроли и общественные обязанности. Стал ли я счастливее, чем тогда, когда у нас ничего не было? Нет». Друзья признают, что он человек очень добрый, ответственный, но вечно занятой, и из-за этой загруженности боится показаться кому-то чванливым или недосягаемым, но именно на таких подвижниках и держится русское искусство. Вот и поэт Андрей Вознесенский считает, что «Владимир Васильев - это орден Владимира для нашего искусства».

Валентина Скляренко

Из книги «100 знаменитых москвичей», 2006

С 1948 г. Владимир Васильев занимался уже в городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого в том же году впервые выступил на сцене Большого театра.

В 1949 г. после окончания второго класса общеобразовательной школы, по совету своего педагога он сдал экзамены в Московское академическое хореографическое училище, которое окончил в 1958 г. и сразу же был принят в балетную труппу Большого театра.

Первоначально в театре у него были характерные роли: цыганский танец в опере "Русалка", лезгинка в опере "Демон" и др. Первой большой сольной партией стала партия Пана в хореографической сцене "Вальпургиева ночь".

На молодого танцовщика обратила внимание Галина Уланова, которая предложила ему быть ее партнером в классическом балете "Шопениана". Уланова оказала огромное влияние на профессиональное и духовное формирование Владимира Васильева, на долгие годы, став его другом, педагогом и репетитором.

Балетмейстер Юрий Григорович, который тогда только пришел в театр, поверил в талант 18-летнего выпускника училища и доверил ему центральную партию в своей постановке балета Сергея Прокофьева "Каменный цветок".

В 1958-1988 гг. Владимир Васильев был ведущим солистом Большого театра. Постоянной его партнершей была его жена - балерина Екатерина Максимова, которую он всегда называл своей Музой.

Среди лучших ролей Владимира Васильева принято считать партии Принца ("Золушка"), Ромео ("Ромео и Джульетта"), Ивана Грозного ("Иван Грозный") - все балеты Сергея Прокофьева, Базиля ("Дон Кихот" Минкуса), Альберта ("Жизель"Адана), Дезире ("Спящая красавица" Чайковского).

Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него.

Он был первым исполнителем партий : Иванушка ("Конек-Горбунок" Родиона Щедрина), Кайс-Меджнун ("Лейли и Меджнун" Сергея Баласаняна), Щелкунчик ("Щелкунчик" Петра Чайковского), Спартак ("Спартак" Арама Хачатуряна), Сергей ("Ангара" Андрея Эшпая).

Находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев обращается к хореографии.

С 1971 г. он ставит балетные спектакли в Советском Союзе и за рубежом.

Его балетмейстерским дебютом стал балет "Икар" Сергея Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов. Позже он поставил балеты "Эти чарующие звуки" (1978), "Макбет" (1980), оригинальные телебалеты "Анюта" (1982) и "Дом у дороги" (1984) Валерия Гаврилина. За эти работы он был награжден многими призами. За телебалет "Анюта" - призом "Интервидения" на Международном фестивале телефильмов "Злата Прага" (1982), Большим призом по конкурсу музыкальных фильмов на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов в Алма-Ате (1983), призом за лучший спектакль сезона в театре "Сан Карло" (Неаполь, 1986), призом за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале в Таганроге (1986).

За телебалет "Дом у дороги" на Международном фестивале телефильмов "Злата Прага" (Прага, 1985), Васильев был удостоен приза "Интервидения" и приза за лучшее исполнение мужской роли.
На телевидении Владимир Васильев поставил также телефильм "Евангелие от лукавого". В Аргентине поставил балет "Фрагменты одной биографии", в США - "Дон Кихота".

Он ставит также оперы: в ташкентском Театре имени А. Навои Васильев поставил оперу-балет "Тахир и Зухра" на музыку Джалилова (1977), в московском театре "Новая опера" - реквием "О, Моцарт! Моцарт... " на музыку. Моцарта, Сальери, Римского Корсакова (1995), на сцене Большого театра "Травиату" Верди (1996) и хореографические сценки в опере Мусоргского "Хованщина", а также в операх "Аида" Верди на сцене Римской оперы (1993) и Арена ди Верона (2002).

Творческие интересы Васильева простирались и в другие области искусства - он снимался как драматический актер в художественных фильмах "Жиголо и жиголетта", "Фуэте", в фильме-оратории "Евангелие для лукавого", выступая не только, как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик.

Васильев снимался в экранизациях балетов "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Подпоручик Киже" (1969), "Спартак" (1976), "Я хочу танцевать" и "Фрагменты одной биографии" (1985); оригинальных телебалетах: "Трапеция" (1970), "Анюта" (1982), "Дом у дороги" (1984); фильмах-концертах и документальных фильмах: "Путь в Большой балет" (1960), "СССР с открытым сердцем" (1961); "Москва в нотах" (1969), "Хореографические новеллы" (1973), "Классические дуэты" (1976), "Страницы современной хореографии" (1982), "Гран па в белую ночь" (1987), "Слава Большого балета" (1995) и др.

Интересными экспериментами были его работы на драматической сцене: хореография сказки-комедии "Принцесса и Дровосек" в театре "Современник" (1969) и рок оперы "Юнона" и "Авось" в театре Ленком (1981) и др.

Владимир Васильев занимается также педагогической деятельностью. В 1982 году он окончил хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начал там преподавать.

С 1985 по 1995 г. Васильев являлся заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ). В 1989 г. ему присвоено ученое звание профессора.

За время своей творческой карьеры Васильев много выступал за рубежом - в "Гранд-опера", "Ла Скала", "Метрополитен-опера", "Ковент-Гардене", Римской опере, театре "Колон", и т. д. Некоторое время Владимир Васильев работал артистическим директором балета Римской оперы.

В 1977 г. французский хореограф Морис Бежар поставил специально для него свою версию балета Игоря Стравинского "Петрушка". В 1982 году Франко Дзеффирелли пригласил его и Екатерину Максимову для участия в съемках фильма-оперы "Травиата" (Испанский танец - постановка и исполнение).

В 1987 г. Васильев исполнил роль профессора Унрата в постановке Ролана Пети "Голубой ангел" на музыку Констана ("Марсельский балет"). В 1988 г. он исполнил главную партию Зорбы в постановке Лорки Мясина "Грек Зорба" на музыку Микиса Теодоракиса ("Арена ди Верона"). В 1989 году Беппе Менегатти поставил спектакль "Нижинский" с Владимиром Васильевым в главной роли (театр "Сан-Карло").

В 1988 г. в результате конфликта, возникшего между Владимиром Васильевым и Юрием Григоровичем из-за серьезных различий в творческих позициях, Владимир Васильев и Екатерина Максимова покинули Большой театр.

Владимир Васильев работал балетмейстером труппы Кремлевского Дворца съездов "Балет Кремля", где поставил несколько спектаклей, в том числе "Золушку".

С марта 1995 г. по сентябрь 2000 г. Владимир Васильев был художественным руководителем-директором Государственного академического Большого театра России.

При нем в театре была утверждена современная контрактная система; возродились традиции бенефисов: кордебалета, хора и оркестра; были организованы собственная видеостудия театра и выпуск постоянного цикла передач на телеканале "Культура"; создана пресс служба и открыта официальная страница Большого театра в Интернете; расширена издательская деятельность (в т.ч. появление периодического издания глянцевого журнала "Большой театр"); начата подготовка к проведению реконструкции театра, в т.ч. строительство его филиала; организована Школа классического танца Большого театра в Бразилии и много другое.

В сентябре 2000 г. Васильев был освобожден от занимаемой должности "в связи с ее упразднением".

После ухода с поста руководителя Большого театра в декабре 2000 г. Васильев выступил в Римской опере в премьере специально подготовленного для него спектакля "Долгое путешествие в Рождественскую ночь" в качестве танцовщика и драматического актера. В 2001 г. состоялись премьеры постановок Васильева "Дон Кихот" в труппе "Токио-балет" (Япония) и "Золушка" в Челябинском театре оперы и балета, в 2002 г. - балета "Ромео и Джульетта" в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро.

В настоящее время Владимир Васильев активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. Он возглавляет Фонд Галины Улановой, ставит и проводит ежегодные гала-концерты "Галине Улановой посвящается".

Владимир Васильев - почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Деятельность Владимира Васильева отмечена многими государственными и профессиональными наградами. Он - народный артист России, народный артист СССР; лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР (1984), Государственной премии России (1991), премии имени Ленинского комсомола (1968), премии имени С.П. Дягилева (1990), премии Мэрии Москвы (1997), театральной премии "Хрустальная Турандот" в 1991 г. (совместно с Екатериной Максимовой) и в 2001 г. - "За честь и достоинство".

Награжден орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы народов (1981), "За заслуги перед Отечеством" IV (2000) и III (2008) степени, Св. Константина Великого (1998), Св. Благоверного князя Даниила Московского (1999).

Владимир Васильев отмечен многочисленными международными премиями и почетными медалями. Он обладатель первой премии и золотой медали VII Международного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), Гран-при и Золотой медали I Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария, 1964); премии имени В. Нижинского - "Лучший танцовщик мира" (1964, Парижская академия танца), премии конкурса Вацлава Нижинского (1964, Париж), премии имени Мариуса Петипа "Лучший дуэт мира" (совместно с Екатериной Максимовой, 1972, Парижская академия танца), премии Римского муниципалитета "Европа 1972" (Италия).

Удостоен медали Академии искусств Аргентины (1983), премии Академии Симба (1984, Италия), премии "Вместе за мир" (1989, Италия), премии имени Дж. Тани - "Лучший балетмейстер" и "Лучший дуэт" (совместно с Екатериной Максимовой, 1989, Италия), премии ЮНЕСКО и медали имени П. Пикассо (1990, 2000), премии города Террачина (1997, Италия).

Владимир Васильев награжден почетной медалью Фонда Карины Ари (1998, Швеция), французским орденом "За заслуги" (1999), медалью "За заслуги" принцессы Доны Франчески (2000, Бразилия), премией "За высочайшие достижения в области хореографии" (США, 2003, Италия 2005), премией "За жизнь в танце" (Италия, 2001), бразильским орденом Рио Бранко (2004).

В конце XX столетия по опросу ведущих специалистов мира Владимир Васильев был признан "Танцовщиком XX века".

Творчеству Васильева и Максимовой посвящены телефильмы "Дуэт" (1973), "И осталось, как всегда, недосказанное что то..." (1990), французский видеофильм "Катя и Володя" (1989), "Отражения" (2000).

В честь Васильева в 1993 г. в Москве прошел Фестиваль балета.

В 1995 г. Владимиру Васильеву было предоставлено литовское гражданство.

Супруга - Максимова Екатерина Сергеевна, выдающаяся балерина, педагог, Народная артистка СССР и России, лауреат Государственных премий СССР и России (скончалась в апреле 2009 г.).

Свободное время Владимир Васильев в основном посвящает живописи (состоялось шесть персональных выставок его работ). Основная тема полотен Васильева - пейзажи. В 2000 г. вышел его первый поэтический сборник "Цепочка дней".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Родился 18 апреля 1940 года в Москве. Отец – Васильев Виктор Иванович (1912–1963), работал шофером на фабрике технического войлока. Мать – Кузьмичева Татьяна Яковлевна (1920 г. рожд.), работала начальником отдела сбыта на той же фабрике, в настоящее время на пенсии. Супруга – Максимова Екатерина Сергеевна, выдающаяся балерина, педагог, народная артистка СССР и России, лауреат Государственных премий СССР и России.

В 1947 году юный Володя Васильев случайно оказался на занятиях хореографического кружка Кировского дома пионеров. Педагог Елена Романовна Россе сразу отметила особую одаренность мальчика и предложила ему заниматься в старшей группе. В следующем году он занимался уже в городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого в 1948 году впервые выступил в концерте на сцене Большого театра – это были русский и украинский танцы.

В 1949 году Васильев был принят в Московское академическое хореографическое училище в класс E.A. Лапчинской. В 1958 году окончил училище по классу М.М. Габовича, знаменитого премьера Большого театра. Профессиональный взгляд Михаила Марковича точно отметил характерную особенность танца ученика: «... Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом, плясовым огнем и взрывчатой силой». Уже в годы учебы Васильев поражал редким сочетанием экспрессии, виртуозной техники с несомненным актерским талантом, умением перевоплощаться. На отчетном концерте выпускников он не только танцевал традиционные вариации и па-де-де, но и создал исполненный глубокого трагизма образ 60-летнего ревнивца Джотто в балете «Франческа да Римини». Именно об этой роли были сказаны пророческие слова педагога МХУ Тамары Степановны Ткаченко: «Мы присутствуем при рождении гения!»

26 августа 1958 года Владимир Васильев был принят в балетную труппу Большого театра. Из училища он выпускался как деми-характерный танцовщик и даже не думал танцевать классику. И первоначально в театре у него действительно были характерные роли: цыганский танец в опере «Русалка», лезгинка в опере «Демон», Пан в хореографической сцене «Вальпургиева ночь» – первая большая сольная партия. Однако было что-то в молодом танцовщике, что обратило на него внимание великой Галины Улановой, и она предложила ему быть ее партнером в классическом балете «Шопениана». Галина Сергеевна на многие годы станет другом, педагогом и репетитором Васильева и окажет огромное влияние на профессиональное и духовное формирование артиста.

Поверил в его талант и балетмейстер Юрий Николаевич Григорович, который тогда только пришел в театр. Он предложил

18-летнему выпускнику училища центральную партию в своей постановке балета С.С. Прокофьева «Каменный цветок», в которой Васильев сразу завоевал любовь и признание зрителей и критики. Последовали другие главные партии современного и классического репертуара: Принц («Золушка», 1959), Андрей («Страницы жизни», 1961), Базиль («Дон Кихот», 1962), Паганини («Паганини», 1962), Фрондосо («Лауренсия», 1963), Альберт («Жизель», 1964), Ромео («Ромео и Джульетта», 1973).

Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него. Он был первым исполнителем сольной партии в «Танцевальной сюите» (постановка А.А.Варламова, 1959), партии Иванушки в балете Р.К.Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А.И.Радунского, 1960), Раба в «Спартаке» А.И.Хачатуряна (постановки Л.В. Якобсона, 1960, 1962), Лукаша в «Лесной песне» Г.Л.Жуковского (постановка О.Г. Тарасовой и А.А. Лапаури, 1961), Солиста в «Класс-концерте» (постановка А.М. Мессерера, 1963), Петрушки в балете И.Ф. Стравинского «Петрушка» (постановка К.Ф. Боярского по М.М. Фокину, 1964), исполнителем Батыра в «Шурале» Ф.З. Яруллина. В каждой новой работе Васильев опровергал установившееся мнение о своих возможностях артиста и танцовщика, доказывая, что он действительно «исключение из правил», личность, способная воплотить на сцене любой образ – и классического балетного Принца, и горячего испанца Базиля, и русского Иванушку, и безумно влюбленного восточного юношу, и мощного народного вождя, и кровавого царя-деспота. Об этом неоднократно говорили и критики, и его коллеги по искусству. Легендарному М. Лиепа, народному артисту СССР, премьеру Большого театра, принадлежит такое высказывание: «Васильев – это гениальное исключение из правил! Он обладает феноменальным талантом в технике и в актерском мастерстве, и во владении танцевальной фразой, и в музыкальности, и в умении перевоплощаться и т. д.». А вот что сказал Ф.В. Лопухов, патриарх русского балета: «По разноликости он не идет ни в какое сравнение ни с кем... Он ведь и тенор, и баритон, и, если хотите, бас». Великий русский балетмейстер Касьян Ярославич Голейзовский выделял Васильева изо всех когда-либо виденных им танцовщиков, называя его «настоящим гением танца». Еще в 1960 году Голейзовский создал специально для него концертные номера «Нарцисс» и «Фантазия» (для Васильева и Е.С. Максимовой) и в 1964 году – партию Меджнуна в балете С.А. Баласаняна «Лейли и Меджнун».

Почти все спектакли лучшего периода творчества Ю.Н. Григоровича также связаны с именем Владимира Васильева, который был первым исполнителем центральных партий в его постановках: Щелкунчик (1966), Голубая птица (1963) и принц Дезире (1973) в балетах П.И. Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица»; знаменитый Спартак в одноименном балете А.И. Хачатуряна (1968; за эту роль Васильев был удостоен Ленинской премии и премии Ленинского комсомола), Иван Грозный в одноименном балете на музыку С.С. Прокофьева (1975, вторая премьера), Сергей в «Ангаре» А.Я. Эшпая (1976; Государственная премия). Однако постепенно между В. Васильевым и Ю. Григоровичем наметилось серьезное различие в творческих позициях, переросшее в конфликт, в результате которого в 1988 году В. Васильев, Е. Максимова, как и ряд других ведущих солистов были вынуждены расстаться с Большим театром.

За время своей творческой карьеры Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом – в «Гранд-опера», «Ла Скала», «Метрополитен-опера», «Ковент-Гардене», Римской опере, театре «Колон», и т. д. Феномен Владимира Васильева всегда привлекал выдающихся деятелей зарубежного театра: Морис Бежар поставил специально для него свою версию балета И.Ф. Стравинского «Петрушка» («Балет XX века», Брюссель, 1977). Позднее на концертах Васильев совместно с Максимовой неоднократно исполнял фрагмент из его балета «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза. В 1982 году Франко Дзеффирелли пригласил его и Екатерину Максимову для участия в съемках фильма-оперы «Травиата» (Испанский танец – постановка и исполнение). В 1987 году Васильев выступает в роли профессора Унрата в постановке Ролана Пети «Голубой ангел» на музыку М. Констана («Марсельский балет»). 1988 год ознаменован первым исполнением главной партии Зорбы в постановке Лорки Мясина «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса («Арена ди Верона»), а также первым исполнением главных партий одноактных балетов Леонида Мясина «Пульчинелла» И.Ф. Стравинского (Пульчинелла) и «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха (Барон) в возобновлении Лорки Мясина в театре «Сан-Карло» (Неаполь). В 1989 году Беппе Менегатти поставил спектакль «Нижинский» с Васильевым в главной роли (театр «Сан-Карло»). Выступления Васильева (а позднее и его балеты) всегда вызывали особое отношение публики – французы назвали его «богом танца», итальянцы носили на руках, в Аргентине после премьеры его постановки на музыку аргентинских композиторов «Фрагменты одной биографии» он просто стал национальным героем и почетным гражданином Буэнос-Айреса, американцы назвали его почетным гражданином города Тусона и т. д.

Кроме Екатерины Максимовой – постоянной партнерши Владимира Васильева, которую он всегда называл своей Музой, – с ним танцевали такие знаменитые балерины, как Галина Уланова , Майя Плисецкая , Ольга Лепешинская , Раиса Стручкова , Марина Кондратьева , Нина Тимофеева , Наталья Бессмертнова , Ирина Колпакова , Людмила Семеняка, Алисия Алонсо и Хосефина Мендес (Куба), Доминик Кальфуни и Ноэль Понтуа (Франция), Лилиана Кози и Карла Фраччи (Италия), Рита Пулворд (Бельгия), Жужа Кун (Венгрия) и др.

Невероятная виртуозность танцовщика, пластическая выразительность, исключительная музыкальность, драматический талант, глубина мысли и огромная сила эмоционального воздействия явили новый тип современного артиста балета, для которого не существует ни технических сложностей, ни ограничений амплуа или сюжета. Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, во многом остаются недосягаемыми до сих пор – например, Гран-при Международного конкурса артистов балета, который он завоевал в 1964 году, так больше и не был никому присужден на последующих конкурсах. Федор Васильевич Лопухов писал: «... Говоря слово “бог” применительно к Васильеву... я имею в виду чудо в искусстве, совершенство». Васильев по праву считается преобразователем мужского танца, новатором, с которым связаны его высшие достижения. Закономерно, что в конце XX столетия по опросу ведущих специалистов мира именно Владимир Васильев был признан «Танцовщиком XX века».

Еще находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев ощущает потребность в более полной реализации своего творческого потенциала и обращается к хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал балет «Икар» С.М. Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов (1971 – 1-я редакция; 1976 – 2-я). Уже в первой работе проявляются отличительные особенности хореографического почерка Васильева – необычайная музыкальность и умение раскрывать в пластике тончайшие оттенки человеческих чувств. Не ограничивая себя только одним жанром, в дальнейшем он ставит камерные вечера балета, в которых все определяет музыка и развитие чувств, а не конкретный сюжет: «Эти чарующие звуки...» (на музыку В.А. Моцарта, Дж. Торелли, А. Корелли и Ж.Ф. Рамо, ГАБТ, 1978; экранизирован на ТВ в 1981 году), «Я хочу танцевать» («Ностальгия») на фортепьянную музыку русских композиторов и «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (Концертный зал «Россия», 1983; экранизированы на ТВ в 1985 году); воплощает на сцене литературные произведения: «Макбет» (К.В. Молчанов, ГАБТ, 1980; в 1984 году сделана телевизионная запись спектакля); «Анюта» (по рассказу А.П. Чехова «Анна на шее» на музыку В.А. Гаврилина; театр «Сан-Карло», ГАБТ, 1986), «Ромео и Джульетта» (С.С. Прокофьев, Музыкальный академический театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 1990, Литовская опера, 1993, Латвийская Опера, 1999), «Золушка» (С.С. Прокофьев, Кремлевский театр балета, 1991), «Балда» (по сказке А.С. Пушкина на музыку С.С. Прокофьева, ГАБТ, 1999); предлагает свое видение классических балетов: «Дон Кихот» (Американский балетный театр, 1991, Кремлевский балет, 1994, Литовская Опера, 1995), «Лебединое озеро» (ГАБТ, 1996), «Жизель» (Римская опера, 1994; ГАБТ, 1997), Паганини (Театро Сан-Карло, 1988, ГАБТ, 1995, Театро Архентино, 2002).

В разное время он ставит концертные номера и хореографические миниатюры: «Двое», «Классическое па-де-де», «Русская», «Два немецких танца» и «Шесть немецких танцев», «Ария», «Менуэт», «Вальс», «Карузо», «Шут», «Петрушка», «Элегия», «Увертюра на еврейские темы», «Синкопы» и др.; большие хореографические композиции на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского и Увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Самым главным в своем творчестве Васильев считает стремление донести до зрителя то, что он чувствует в музыке, сделать танец осязаемым, добиться слияния мысли и чувства, способного эмоционально захватить, увлечь зрителя. Постановки Васильева восторженно принимает публика, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняют центральные партии – Икар и Эола, Макбет, Солистка в «Чарующих звуках», Анюта и Петр Леонтьевич, Золушка и Мачеха, герои «Ностальгии» и «Фрагментов одной биографии». В настоящее время балеты в постановке Владимира Васильева идут не только на сцене Большого театра, но и в 19 других театрах России и мира.

Творческие интересы Васильева простираются и в другие области искусства – он снимается как драматический актер в художественных фильмах «Жиголо и жиголетта» (Сид, 1980), «Фуэте» (Андрей Новиков, Мастер, 1986), в фильме-оратории «Евангелие для лукавого» (центральные роли, 1992); здесь, так же, как и в оригинальных телебалетах «Анюта» (Петр Леонтьевич, 1982) и «Дом у дороги» (Андрей, 1983), он выступает не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. Васильев ставит оперы: опера-балет «Тахир и Зухра» на музыку Т.Д. Джалилова (Театр имени А. Навои, Ташкент, 1977), реквием «О, Моцарт! Моцарт...» на музыку В.А. Моцарта, А. Сальери, Н.А. Римского-Корсакова (театр «Новая опера», Москва, 1995), «Травиата» Дж. Верди (ГАБТ, 1996) и хореографические сцены в операх «Аида» Дж. Верди (Римская опера, 1993, Арена ди Верона, 2002) и «Хованщина» М.П. Мусоргского (ГАБТ, 1995).

Интересными экспериментами окажутся его работы на драматической сцене: хореография сказки-комедии «Принцесса и Дровосек» в театре «Современник» (1969) и рок-оперы «”Юнона” и “Авось”» в театре Ленком (1981), режиссура и хореография музыкально-драматических композиций «Сказка о Попе и работнике его Балде» (Концертный зал имени П.И. Чайковского, 1989), «Художник читает Библию» (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 1994).

Большой интерес вызывает у Васильева и педагогическая деятельность. В 1982 году он оканчивает хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начинает там преподавать. С 1985 по 1995 год Васильев являлся заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ). В 1989 году ему присвоено ученое звание профессора.

В 1995 году Указом Президента РФ В.В. Васильев был назначен Художественным руководителем–директором Большого театра. Васильеву удалось вывести театр из тяжелого кризисного состояния, в котором он находился в те годы. Была утверждена современная контрактная система; возродились традиции бенефисов: кордебалета, хора и оркестра; были организованы собственная Видеостудия театра и выпуск постоянного цикла передач на телеканале «Культура»; создана пресс-служба и открыта официальная страница Большого театра в Интернете; расширена издательская деятельность (в т.ч. появление периодического издания глянцевого журнала «Большой театр»); начата подготовка к проведению реконструкции театра, в т.ч. строительство его филиала; организована Школа классического танца Большого театра в Бразилии; проведено множество благотворительных акций, а также вечеров и гала концертов, режиссером которых во многих случаях выступает сам Васильев (концерт, посвященный 850-летию Москвы в Кремле, уникальный Новогодний бал в Большом-2000), и многое другое. Каждый год в театре проходили премьеры, позволившие сплотить творческий потенциал труппы, в том числе при участии выдающихся зарубежных мастеров: Питера Устинова, Пьера Лакотта, Джона Тараса, Сьюзен Фарелл, Юбера де Живанши и др. Масштабные зарубежные гастроли театра заставили мир заговорить о возрождении Большого театра. Газеты писали: «Триумфальное возвращение Большого» (Daily Gerald), «Снова великий Большой» (Financial Times).

В сентябре 2000 года Васильев был освобожден от занимаемой должности «в связи с ее упразднением».

В настоящее время Владимир Васильев активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. В конце 2000 года в Римской опере с триумфальным успехом прошла премьера спектакля «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» о П.И. Чайковском (режиссер Б. Менегатти), главную роль в котором исполнил Владимир Васильев , а в 2001 году – премьеры постановок Васильева «Дон Кихот» в труппе «Токио-балет» (Япония) и «Золушка» в Челябинском театре оперы и балета, в 2002 – постановка балета «Ромео и Джульетта» в Муниципальном театре Рио-де Жанейро.

Возглавляя Фонд Галины Улановой Васильев ставит и проводит ежегодные гала-концерты «Галине Улановой посвящается» (Новая Опера, 2003, Большой театр, 2004 и 2005).

Васильев снимался в экранизациях балетов: «Сказка о Коньке-Горбунке» (Иванушка, 1961), «Подпоручик Киже» (Павел I, 1969), «Спартак» (1976); «Я хочу танцевать» и «Фрагменты одной биографии» (1985); оригинальных телебалетах: «Трапеция» (Арлекин, 1970), «Анюта» (Петр Леонтьевич, 1982), «Дом у дороги» (Андрей, 1984); фильмах-концертах и документальных фильмах: «Путь в Большой балет» (1960), «СССР с открытым сердцем» (1961); «Москва в нотах» (1969), «Хореографические новеллы» (1973), «Классические дуэты» (1976), «Страницы современной хореографии» (1982), «Гран па в белую ночь» (1987), «Слава Большого балета» (1995) и др.

Творчеству В. Васильева посвящены фильмы: «Дуэт» (1973), «Катя и Володя» (СССР–Франция, 1989), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990), «Отражения» (2000); фотоальбомы: R. Lazzarini. Maximova & Vasiliev at the Bolshoi (London: Dance Books, 1995), Е.В. Фетисова «Екатерина Максимова. Владимир Васильев» (М.: Терра, 1999), Pedro Simon «Alicia Alonso. Vladimir Vasiliev . Giselle» (Editorial Arte Y Literatura, Ciudad de la Habana, 1981); монография Б.А. Львова-Анохина «Владимир Васильев» (М.: Центрполиграф, 1998); энциклопедия, составленная Е.В. Фетисовой «Владимир Васильев: Энциклопедия творческой личности» (М.: Театралис, 2000), В. Головицер фотоальбом «Екатерина Максимова и Владимир Васильев (Москва-Нью-Йорк, Балет, 2001).

В.В. Васильев – народный артист России, народный артист СССР, народный артист РСФСР; лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР (1984), Государственной премии России (1991), премии имени Ленинского комсомола (1968), премии имени С.П. Дягилева (1990), премии Мэрии Москвы (1997), театральной премии «Хрустальная Турандот» в 1991 году (совместно с Е.С. Максимовой) и в 2001 году – «За честь и достоинство».

В.В. Васильев награжден орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы народов (1981), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000), Св. Константина Великого (1998), Св. Благоверного князя Даниила Московского (1999), французским орденом «За заслуги» (1999), бразильский орден Рио Бранко (2004).

В.В. Васильев завоевал первую премию и золотую медаль на VII Международном фестивале молодежи и студентов в Вене (1959), Гран-при и золотую медаль на 1-м Международном конкурсе артистов балета в Варне (1964), приз «Интервидения» (за телебалет «Анюта») на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (1982), Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов (телебалет «Анюта») на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов (Алма-Ата, 1983), приз Интервидения и приз за лучшее исполнение мужской роли (телебалет «Дом у дороги») на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (Прага, 1985), приз за лучший спектакль сезона – балет «Анюта» в театре «Сан-Карло» (Неаполь, 1986), приз за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале (Таганрог, 1986).

В.В. Васильев отмечен многочисленными международными премиями и почетными медалями. Среди них: премия имени В. Нижинского – «Лучший танцовщик мира» (1964, Парижская академия танца), специальная премия и золотая медаль Варненского горкома комсомола (1964, Болгария), премия имени М. Петипа «Лучший дуэт мира» (совместно с Е.С. Максимовой, 1972, Парижская академия танца), премия Римского муниципалитета «Европа-1972» (Италия), медаль Академии искусств Аргентины (1983), премия Академии Симба (1984, Италия); премия «Вместе за мир» (1989, Италия), премии имени Дж. Тани – «Лучший балетмейстер» и «Лучший дуэт» (совместно с Е.С. Максимовой, 1989, Италия), премия ЮНЕСКО и медаль имени П. Пикассо (1990, 2000), премия города Террачина (1997, Италия), почетная медаль Фонда Карины Ари (1998, Швеция), медаль «За заслуги» принцессы Доны Франчески (2000, Бразилия), премии «За высочайшие достижения в области хореографии» (США, 2003, Италия 2005), премия «За жизнь в танце” (Италия, 2001).

В.В. Васильев – почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Свободное время Васильев в основном посвящает живописи – своему самому серьезному и давнему увлечению (состоялось шесть персональных выставок его работ). Особенно любимые им художники – Ван-Гог, Монэ, Рембрандт, Босх, Дюрер, Серов, Левитан, Коровин, Врубель, Фонвизин, Зверев, Маслов. Основная тема полотен Васильева – пейзажи, в которых он старается передать красоту русской природы. Пишет, как правило, на даче в Снегирях или в деревне Рыжевка Костромской области, где он всегда проводит отпуск. В разные периоды жизни увлекался различными видами спорта: играл в футбол, в волейбол, фехтовал, боксировал, занимался прыжками в воду, плаванием. В настоящее время предпочитает теннис. Очень много читает – мемуарную, историческую литературу, книги по искусству. Любимые писатели – Достоевский, Чехов, Булгаков, Астафьев; поэты – Пушкин, Бунин, Ахматова. Любимые композиторы – Моцарт, Бах, Чайковский, Мусоргский, Стравинский, Прокофьев. У Васильева появилось новое увлечение – он стал писать стихи, а в 2000 году вышел его первый поэтический сборник «Цепочка дней».

Народный артист СССР Владимир Васильев - о том, как совместить живопись и балет, станцевать Шукшина и привить хореографам любовь к чтению.

В этом году балетмейстер и хореограф Владимир Васильев отмечает 60-летие творческой деятельности.

Кроме сцены в его жизни есть и еще одна страсть - живопись. К юбилейной дате в Доме Гоголя открылась выставка его картин «Сказки об Италии», а в Пермской художественной галерее на днях открывается экспозиция «Танцующая кисть».

О том, как совмещать занятия разными видами искусства, не оглядываться на былые заслуги и любить родину, народный артист СССР рассказал «Известиям».

Владимир Викторович, вы достигли в балете всех возможных высот. А теперь занялись живописью. Как вы думаете, к ней относятся так же требовательно, как и к выступлениям?

Наверное… Не знаю… Главное, я сам отношусь к собственной живописи требовательно. Мне нравится сам процесс работы, а после - у меня огромное количество претензий к себе. Это нормальная, совершенно естественная оценка. Мне кажется, только дилетанты восхищаются плодами своего творчества. У них обычно всё - прекрасно.

Возьмите Шаляпина. У него была постоянная неудовлетворенность, стремление завтра сделать лучше, чем сегодня. И так до бесконечности. Федор Иванович, кстати, был необыкновенно талантлив: лепил очень неплохо, рисовал.

- Вы занялись рисованием, потому что хотели везде поспеть, во всем себя проявить?

Просто мне всегда было тесно в рамках одной профессии! Это не для того, чтобы показать: «Я и это могу, и то мне по плечу». Нет. Мне хватает творчества, но мне всё интересно. Когда я начинал рисовать, делал это раза два в год. Всё время занимала основная профессия. Сейчас я рисую постоянно, каждый день. И это меня наполняет радостью творчества.

- Чем пишете?

В основном акварелью, потому что ее легче брать с собой в поездки. Когда я еду куда-нибудь, обязательно прихватываю краски. Они со мной были и в Италии, и в Бразилии, и на Енисее, и на Волге. Еще пишу маслом, но это только на Рыжевке в Костромской области. Там работается как нигде - только я и природа, и ничто не мешает нашему слиянию.

- А о том, чтобы добиться признания крупных музеев, вы не думали?


Владимир Васильев. Фото – М. Панфилович

Нет. Но мне приятно, когда художники и искусствоведы говорят, что я могу назвать себя профессиональным художником, когда пишут рецензии, спрашивают, продаю ли я свои картины. Наверное, время пришло и для этого. Тем более сейчас.

- Пенсии народного артиста СССР не хватает?

Да. Думаю, я не один, кто бы так ответил. Но я пока, слава богу, могу работать.

В последние годы вы уделяете много внимания молодым хореографам. С ними вы поставили спектакль по рассказам Шукшина. Разве можно станцевать Шукшина?

Можно. И Шукшина, и Платонова, и других великих. Я решил собрать наших отечественных современных хореографов и дать им возможность попробовать себя в особом проекте.

В рамках разных фестивалей, там, где есть к тому интерес, мы организуем творческие мастерские, которые обязательно связаны с литературой. В них наши современные хореографы ставят мини-балеты на тему творчества того или иного писателя.

Так мы сделали первый спектакль в Воронеже по произведениям Платонова. Литературоведы недоумевали: «Как же можно делать балет по Платонову?» А после спектакля один из литературных критиков сказал мне, что, пожалуй, ничего лучше на сцене по Платонову не видел.

- Вы не ведете их проторенной тропой. Ставите сложные задачи.

Да, это непросто. Современные хореографы обычно делают бессюжетные постановки. Я хочу показать им, как можно работать с сюжетом, с драматургией спектакля. Поэтому в моей мастерской они должны опираться на литературу и предпочтительнее - на серьезную музыку.

Не секрет, что сейчас молодежь мало читает. И этих знаний, этой основы им часто не хватает. Таким образом, для создания своих миниатюр им приходится больше читать.

У нас уже состоялось несколько мастерских - помимо платоновской еще по Астафьеву (на Азиатско-Тихоокеанском фестивале в Красноярске), по Шукшину (на Шукшинском фестивале в Барнауле), по Гоголю (на открытии конкурса артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой).

А в этом месяце откроется юбилейный, пятнадцатый по счету «Арабеск». И там тоже будет мастерская - по Толстому, к 190-летию со дня его рождения. Счастье, что ее будет снимать и даже показывать в режиме онлайн на своем сайте телеканал «Культура». И мы сможем показать открытие конкурса большему числу зрителей.

Не могу сказать, что мастерская - это какие-то уроки Владимира Васильева. Скорее я стараюсь делиться с молодежью своим опытом и тем ценным наследием, которое сам получил от своих великих учителей и предшественников.

- Почему бы вам не давать уроки в училище Большого театра?

В Московскую академию балета я пока приглашений не получал, но много уже сделал для Школы Большого театра в Бразилии. Я с удовольствием приезжаю и работаю там, где меня любят и ждут. Десять лет я руководил в ГИТИСе отделением хореографии. И был счастлив там.

Сейчас задача номер один в хореографии - увлечь человека эмоционально, заставить его сочувствовать героям на сцене. А для этого надо многое знать во всех областях искусства.

Меня потрясла информация, что вы получили звание народного артиста СССР после того, как Парижская академия танца присудила вам премию Вацлава Нижинского, назвав вас «Лучшим танцовщиком мира». Это действительно сыграло роль?

В Советском Союзе признание Запада если и имело какое-то значение, то не до такой степени, чтобы по этой причине «народного» давали. У нас звание не за это присуждали. Нужно было не один год серьезно доказывать, что ты этого звания достоин. И оно действительно было высшим и имело огромный вес.

- Что же могло подстегнуть чиновников?

Подстегнуло то, что у меня были главные роли и премьеры в Большом театре. Я к тому времени «Спартака» уже станцевал.

- Еще бы после «Спартака» не дать «народного»!

За него я получил Ленинскую премию. А к определению «Лучший танцовщик» я отношусь философски. В чем лучший? В этой партии, может быть, лучший, а в той - кто-то другой.

- Некоторые не стесняются с телеэкрана говорить, что они лучшие.

По-настоящему великие мастера, с которыми мне посчастливилось встречаться или работать, слово «я» произносили крайне редко. И это только добавляло им величия и достоинства. Впрочем, времена нынче иные: реклама и мелькание на экране - важное средство продвижения.

- Сам о себе не напомнишь - никто не вспомнит.

Может быть, сейчас это важно молодым - не знаю. Но время всё расставляет по своим местам. Оно - главный и, в общем-то, единственный судья. Хотя всё когда-нибудь забудется. Вот недавно исполнилось 20 лет со дня ухода из жизни Галины Улановой. Кто-то по телевидению или радио вспомнил об этом? А величин, подобных ей, в мире не так много.

В 2020 году вам исполнится 80 лет. Говорят, вы решили отметить юбилей постановкой Реквиема на сцене оперного театра в Казани.

У меня давным-давно была идея поставить Реквием Моцарта. С этим произведением уже была связана моя работа - «О, Моцарт, Моцарт» с Евгением Колобовым. Музыка эта гениальна, использовать ее - думаю, мечта любого хореографа. Обсуждения такие были, но пока окончательно концепция не сформирована.


Владимир Васильев. Фото – М. Панфилович

- Суеверны?

Нет. Когда-то мне хотелось сделать спектакль о художнике, прожившем большую жизнь и двигающемся к своему финалу. И лучшего музыкального ряда, чем Моцарт, для этого не найти. А сейчас передо мной уже совершенно иные картины. Посмотрим. Но, конечно, я бы хотел, чтобы мое творчество и дальше было связано с Татарским академическим театром оперы и балета.

- С чего началась ваша работа с казанским театром?

Еще 30 лет назад у меня появилась задумка поставить на большой сцене спектакль на Мессу Си минор Баха. Это грандиозное произведение, не сравнимое, на мой взгляд, ни с чем другим в музыке. Никогда и нигде оно не ставилось.

Но я хотел это сделать, чтобы получилось нечто зрелищное. Мечтал о Ватикане. Именно на площади Святого Петра хотел показать его, собрать международный состав исполнителей. Но в конце 1980-х это сделать было сложно. Все говорили: «Да, идея замечательная!» - но дальше дело не шло.

Шли годы, а идея не давала мне покоя. Большой театр или Мариинка очень подошли бы. У них и труппа огромная, и сцена, и возможности. Я хотел, чтобы на сцене одновременно находились и хор, и кордебалет, и певцы, и оркестр. Но я понимал, что вряд ли это там получится.

И вдруг случайно в разговоре с директором оперного театра в Казани Рауфалем Мухаметзяновым я поделился с ним своей мечтой. И он сразу предложил поставить Мессу Баха у них. Мне это не приходило в голову. Но когда я послушал хор театра - понял, что Бог посылает мне подарок в виде этой труппы.

- Почему русский балет так ценится в мире?

Да потому что за ним прекрасная школа и традиции. Оказывало и оказывает влияние на Запад именно русское искусство, русская широта, русская взыскательность и к самому себе, и к тому, что ты делаешь. Мне непонятно, почему у нас так преклоняются перед западным.

Шаляпин гордился тем, что он русский и что несет свет своего искусства именно из России. Обратите внимание: он гордился не собой, а тем, что получил на своей родине. В мемуарах Шаляпин писал, что его душа наполнялась радостью, когда он слышал хорошего певца, который оказывался русским по происхождению.

Вы говорите о русской балетной школе. Но все знают, какими жертвами дается успех. Можно ли добиться результата без муштры, без того, чтобы тебя били по ногам, критиковали? Может, лучше, когда тебя хвалят?

Кому как. К кому-то, наверное, можно подходить по всей строгости, а к другим - только по-хорошему. Я вспоминаю первые два года в школе. Мне было очень легко. Дети только учились читать, а я в первом классе почти всего Дюма прочел, а в 10 лет уже добрался до «Войны и мира». Меня никто не заставлял. Мне самому это было нужно. Так же было и в балете, и во всем другом, чем бы я ни занимался.