Балетмейстер и солист Мариинского театра Юрий Смекалов, Вронский в «Анне Карениной» Ратманского и автор «Предчувствия весны», готовит к постановке спектакль в Большом театре и вместе с женой Владой исполняет главную партию этого сезона - красную.

На Юрии: футболка L.G.B., шорты Damir Doma, сапоги Lost & Found На Владе: платье Ianis Chamalidy, туфли Dior

Артист, исполнявший ведущие партии в труппе Бориса Эйфмана, а теперь успешно танцующий и ставящий спектакли в Мариинке, собирается сочинить балет «Мойдодыр» для Большого театра.

Как получилось, что вы оказались в труппе Мариинского театра лишь через десять лет после Вагановской академии?

Видимо, так должно было произойти. Хотя, учась в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, я и подумать не мог, что буду работать где-то, кроме Мариинского театра: он всегда был для меня единственным местом, с которым я хотел связать свою творческую судьбу. Но когда выяснилось, что из нашего многочисленного выпуска 1998 года в главный театр Петербурга пригласили только трех человек, стало очевидно, что единственный и самый правильный для меня путь реализации - в труппе под руководством Эйфмана. При этом мечта танцевать в Мариинском никогда меня не оставляла. Случилось так, как должно было случиться, и сегодня я с уверенностью могу сказать: хорошо, что меня не взяли в Мариинку тогда, иначе я лишился бы того бесценного опыта, который приобрел в театре Бориса Яковлевича.

На Владе: сорочка Steffie Christiaens, перчатки Moschino, сапоги - собственность стилиста

Годы работы в труппе Эйфмана помогли начать собственную карьеру хореографа?

Если вы обратите внимание, то многие бывшие и действующие солисты Театра Бориса Эйфмана сочиняют хореографию самостоятельно. Но не только потому, что каждый из них является творческой личностью. Постановочный процесс в труппе - это как физический, так и умственный труд. Каждый артист во время постановки спектакля вынужден вывернуть всего себя наизнанку, чтобы родились яркие и доступные для понимания зрителя образы. Этот метод прекрасно работает - посмотрите любой спектакль Эйфмана, и вы убедитесь. После такого опыта только ленивый не будет ставить. Другой вопрос, будет ли это хорошо.

Сочиняя, вы стремитесь дистанцироваться от его хореографии?

Несомненно, Эйфман оказал на меня определенное влияние. Впитав его эстетику балетного спектакля, я понял, насколько важна на сцене драматургия. И в этом я хочу быть на него похожим. Но существенный вклад в мое развитие внес также Георгий Алексидзе, преподаватель в Академии имени Вагановой, - я снова поступил в нее, уже работая артистом, чтобы получить образование хореографа. Это был тончайший автор, умевший работать на нюансах и невероятно точно слышавший музыку. Он приучал меня к этому и стал моим большим другом. Но главное, он учил никогда не останавливаться и идти дальше. Учиться, смотреть и работать.

На Владе: пиджак Moschino, юбка - собственность стилиста На Юрии: пиджак Etro, cорочка GF Ferre, брюки и ботинки Corneliani

Как вам работается в Мариинском театре?

Я чувствую себя здесь прекрасно. За три года в Мариинке я станцевал тридцать четыре премьеры и поставил два спектакля. Особую любовь питаю к балетам Якобсона «Спартак» и «Шурале», где исполнял главные партии, к «Анне Карениной» в постановке Ратманского, где у меня партия Вронского, к «Парку» Прельжокажа и, конечно же, к балету Григоровича «Легенда о любви», в котором танцую визиря. Мой балет «Предчувствие весны» идет на сцене театра достаточно часто, чему я очень рад, а вот со спектаклем «Завод “Болеро”» чуть сложнее: он недлинный, но времени на монтаж и демонтаж декораций требуется много.

В Москве вы будете ставить балет для детей?

Да, в Большом театре начинается работа над постановкой балета «Мойдодыр». Замечательный композитор Ефрем Подгайц сочинил музыку к детскому балету, мною была написана сказка по мотивам стихотворения Корнея Чуковского. Это будет двухактный балетный триллер, который исполнят прекрасные артисты театра с участием учеников Московского хореографического училища. Сейчас я нахожусь в приятном, волнующем ожидании встречи с главным театром страны.

На Юрии: футболка L.G.B., шорты Damir Doma

Вы работали с подопечными тренера Алексея Мишина Евгением Плющенко и Артуром Гачинским. В чем специфика хореографии для фигурного катания?

Когда ставишь для фигуристов, самое главное - понять, что ты являешься лишь звеном команды, работающей на успех спортсмена. Каждый раз, когда подходишь к ледовой арене, необходимо усмирять все свои амбиции и творческие порывы. Работа с Алексеем Мишиным очень многому меня научила. Что тут говорить, результаты его учеников свидетельствуют об уникальности этого тренера.

Когда ваша жена стала «Миссис Санкт-Петербург», болели за нее на конкурсе?

Честно говоря, совершенно не был к этому готов. Даже цветов не купил, чтобы вручить после объявления результатов. Но радовался как ребенок! Знаете, для каждого любящего мужчины его женщина является самой красивой, и это не требует никаких подтверждений. Однако когда твоя любимая становится еще и победительницей конкурса «Миссис» - а это значит, что она уже мать твоего ребенка, - вот тогда ты еще раз убеждаешься в том, как она прекрасна. Влада сейчас полностью посвятила себя семье, хотя и имеет два высших образования. Я думаю, что ее выбор абсолютно оправдан: на мой взгляд, семья - это наивысшее человеческое счастье.

На Владе: кофта - собственность стилиста, юбка Moschino

Постановка: Ксения Гощицкая
Фото: Саша Самсонова
Стиль: Анна Чепенко
Визаж: Make-up Art School Елены Крыгиной
Модели: Юрий Смекалов, Влада Смекалова

Бутики: BOSCOFAMILY: Etro; Opium: L.G.B., Damir Doma, Lost & Found, Steffie Christiaens; Ianis Chamalidy: Ianis Chamalidy; Dior: Dior; Bosco di Ciliegi: Moschino, Corneliani; X-Act: GF Ferre

Артистка балета Мариинского театра , недавно , сегодня дебютировала в вечернем представлении в роли Царевны-Ненаглядной красы в спектакле Михаила Фокина на музыку Игоря Стравинского «Жар-птица». Ее партнером стал Юрий Смекалов, танцевавший партию Ивана-Царевича.

Поздравляем кареглазую красавицу Алину с увереным дебютом! С Юрием Смекаловым они выглядели на сцене прекрасной парой, сцены их встречи, любовь — были сыграны и станцованы чудесно!

Муж Алины Красовской — Александр Романчиков, танцевал сегодня-же Ивана-Царевича в дневном представлении балета «Жар-Птицы». Интересно было бы увидеть их в дуэте.

Автор Опубликовано Автор Опубликовано Рубрики Метки ,

Подготовка к премьере на Исторической сцене Мариинского театра - ровно через месяц зрители XVII Международного фестиваля балета «Мариинский» увидят новую версию «Пахиты» в постановке Юрия Смекалова.


Репетиция премьеры балета Пахита. Фото Дарьян Волкова.

Балет не является реконструкцией спектакля ХIХ века, сочинённого в Париже Ж. Мазилье и с 1847 года шедшего в Петербурге в постановке М. Петипа. Хореограф Юрий Смекалов представит новый трёхактный балет с собственным либретто по сюжету новеллы Сервантеса «Цыганочка».
Премьерные показы состоятся 30 и 31 марта, 6 апреля. Стоит заранее приобрести билеты на www.mariinsky.ru. Мы уже купили 🙂

Автор Опубликовано Рубрики , Метки

5 февраля в Вашингтоне (США) с грандиозным успехом завершились ежегодные гастроли балетной труппы Мариинского театра. В этом году программу составили семь показов балета Родиона Щедрина в хореографии Алексея Ратманского «Конек-Горбунок», который привел критиков в восторг своим настроением, красками и свежестью.

«Обычно труппа Мариинского театра являет собой самый прекрасный в мире балетный ансамбль, отличающийся строгой красотой и элегантностью; в данном случае все бурлило и дышало обаянием шутливости и озорства – словно г-н Ратманский в корне обновил Мариинский театр» – комментирует критик The New York Times Аластер Маколей. Вторит ему и Каролин Келмен, обозреватель портала DC Metro Theater Arts : «По мере того, как перед нами разворачивался этот причудливый сюжет, в зрительном зале то и дело можно было слышать легкий смех. Алексей Ратманский, самый колоритный из ныне действующих хореографов, и Родион Щедрин, написавший удобную для танца музыку, сумели создать волшебный симбиоз. Воспоминание об этом спектакле еще долго будет вызывать у вас улыбку».

Помимо самой постановки, положительные отзывы получили и исполнители: «Каждый артист привнес в свой танец не только большое мастерство, но и ненавязчивый комический смысл» – портал Broadway World . «Танцовщики один за другим блистали мастерством перед публикой, заполнившей зал Оперного театра, демонстрируя свой находящийся в самом расцвете молодой талант, равный которому вряд ли сыщется у какой-либо другой труппы. Каким наслаждением было следить за тем, как на глазах оживает эта сказка в вихре движения и веселья!» – Каролин Келмен (DC Metro Theater Arts ).

Критик издания The Washington Post Сара Кауфман отметила работу состава, открывавшего гастрольный тур: «Спальник (Юрий Смекалов) появляется без всякой помпы, но уже по тому, как он жадно перебирает пальцами, словно пропуская сквозь них воображаемые богатства, вы понимаете, что перед вами – интриган и авантюрист. Ярослав Байбордин в роли заглавного героя обладает таким энергичным прыжком, что, кажется, смог бы пробежать стипль-чез. Иван Владимира Шклярова был восхитителен в своей милой непосредственности, а Анастасия Матвиенко, исполнявшая партию Царь-девицы, вполне убедительно нарисовала свою героиню: в глубине души она остается ребенком, который встретил родственную душу».

«Ни в одной из своих ролей Владимир Шкляров не был так свеж и полон неиссякаемой энергии. Царь-девицей во вторник была Анастасия Матвиенко, исполнявшая свою роль эксцентрично, сочетая красоту и проказливую импульсивность. Партия заглавного героя досталась молодому Ярославу Байбордину, который был упоительно игрив» – Аластер Маколей (The New York Times ).

Высоко оценила спектакль и обозреватель портала Bachtrack Хилари Стро, поставив ему пять звезд: «Дуэт Ивана (Владимир Шкляров) и Конька-Горбунка (Ярослав Байбордин) оказался блестящим; то, как они танцевали, зеркально отражая шаги друг друга, стало одним из самых безукоризненно слаженных исполнений, которые я когда-либо видела. С первых нот оживленной ярмарочной музыки до финального апофеоза «Конек-Горбунок» Алексея Ратманского был потрясающей забавой – чрезвычайно задорный и бесконечно очаровательный».

Напомним, гастроли балетной труппы Мариинского театра прошли на сцене Кеннеди-центра с 31 января по 5 февраля. Партии Ивана-дурака и Царь-девицы исполнили Владимир Шкляров и Анастасия Матвиенко (31 января и 3 февраля), Эрнест Латыпов и Рената Шакирова (1, 4 и 5 февраля), Максим Зюзин и Анастасия Колегова (2 и 4 февраля). В роли Конька-Горбунка выступали Ярослав Байбордин, Григорий Попов, Владислав Шумаков, Спальника – Константин Зверев и Юрий Смекалов, Кобылицы – Татьяна Ткаченко и Злата Ялинич.

Автор Опубликовано Рубрики Метки ,

С сегодняшнего дня в Вашингтоне начинаются ежегодные гастроли балетной труппы Мариинского театра. Они продлятся по 5 февраля.

В программе пятнадцатого визита петербургских артистов на престижную сцену Центра искусств Джона Ф. Кеннеди - балет Родиона Щедрина «Конёк-Горбунок» в хореографии Алексея Ратманского.

В гастрольной афише яркие имена Мариинского театра: Владимир Шкляров, Анастасия Матвиенко, Эрнест Латыпов, Рената Шакирова, Максим Зюзин, Анастасия Колегова, Ярослав Байбордин, Григорий Попов, Владислав Шумаков, Константин Зверев, Юрий Смекалов, Татьяна Ткаченко и Злата Ялинич.

31 января и 3 февраля партию Царь-девицы и Ивана-дурака будут танцевать Анастасия Матвиенко и Владимир Шкляров, 1, 4 и 5 февраля — Рената Шакирова и Эрнест Латыпов, 2 и 4 февраля — Анастасия Колегова и Максим Зюзин. Спектакли пройдут в сопровождении оркестра Оперного театра Кеннеди-центра под управлением Алексея Репникова.

Автор Опубликовано Рубрики Метки ,

Давно мечтал посмотреть классический «Щелкунчик», точнее «Щелкунчик» хореографии Вайнонена. Первый «Щелкунчик» который я посмотрел в Мариинском театре — оказался вариантом от Шемякина. Сначала я пришел в ужас, как такое можно показывать детям (я имею ввиду души умерших детей блуждающих по кладбищу), но потом балет мне даже понравился, понравился именно своей готичностью, своими чудесными куклами и костюмами.

Когда же появилась возможность попасть на «Щелкунчик» от Вайнонена, пусть на дневной спектакль, я долго не раздумывал. Тем более, что в партии Маши будет выступать Анастасия Лукина — молодая артистка, юная звездочка Мариинки.

И вот я в одной из лож исторического здания Мариинского театра. Как я и предполагал, значительной частью зрителей были дети. Но чудо, как только заиграла музыка, они замолчали и больше практически не отрывались от происходящего на сцене. Я был потрясен! В нашей ложе две девочки оказались во втором ряду, естественно, им ничего не было видно из-за взрослых впереди. Одной из них я уступил свое место в первом ряду, а вторая девочка так и простояла все три действия на стуле! Без всяких капризов и плача!

На сцене действительно творилось волшебство — мыши пытались захватить весь дом, оловянные солдатики оживали и давали им отпор, кукла Щелкунчика оказалась Принцем, который увез Машу на волшебный остров!

Машу — ребенка и Машу-принцессу танцевала, как я уже сказал, Анастасия Лукина, партию Принца исполнял тоже молодой артист — Давид Залеев.

Николай Наумов исполнял роль Штальбаума, а также роль Короля мышей, Александр Белобородов танцевал и Элегантного кавалера в первом действии и Розовый вальс, такие же роли совместил Никита Вронских. Алиса Русина в первом действии была одной из мам, которые привели своих детей на праздник в дом Штальбаума и танцевала также Испанский танец. Опытная Яна Селина солировала в Вальсе снежинок и в Классическом трио.

Но похоже всех обошла молодая артистка, красавица Анастасия Асабен — она исполнила партию проказливого Франца, одного из детей Штальбаума, партию Щелкунчика, и танцевала в третьем действии с Максимом Изместьевым Китайский танец!

Очень хорошо исполнил свою очень важную роль Дроссельмейера в этом балете Юрий Смекалов. Он был настоящим волшебным крестным, который заставил Машу поверить в чудо. Прекрасно исполнив свою роль, Юрий Смекалов в конце на поклонах скромно стоял в сторонке, не претендуя на славу солистов.

Вообще, в этом спектакле было много необычного. Так, в свой семикратный бинокль я разглядел, что оловянные солдатики, которые храбро сражались с мышиным воинством — были на самом деле девочками! Было прикольно наблюдать, как они маршируют и идут в атаку со штыками наперевес!

Снежинки не пытаются заморозить Машу, как злые черные снежинки из Шемякинского «Щелкунчика», а танцуют вместе с ней.

Хорошо напугал детей Штальбаума Негр (интересно, как его называют в программке в время гастролей театра за границей?). Партию Негра неплохо исполнил Евгений Коновалов — прогрессирующий молодой артист балета.

Чудесно был исполнен Испанский танец Алисой Русиной и Борисом Журиловым — кроме прекрасной фактуры танца, они продемонстрировали отличную станцованность — танцевали абсолютно синхронно (когда это было нужно 🙂). Что добавляло красоты их танцу.

Алиса Петренко, Алиса Боярко, Максим Лында замечательно исполнили русский танец Трепак:

Все артисты танцевали хорошо, устроили настоящий праздник детям, да такой, что они позабыли обо всем, даже о своих гаджетах.

Увы, и на солнце есть пятна, есть они и в дневном «Щелкунчике» от 15 января. Есть такое суждение, что на дневных спектаклях обкатывают пары солистов, похоже это как раз такой случай. Что-то не везет Анастасии Лукиной с партнерами. То ее чуть не уронит Эрнест Латыпов, то чуть не уронил сейчас дважды Давид Залеев. Но похоже, вина на этот раз не только на партнере, но и на партнерше….

Тем не менее праздник состоялся, зрители тепло приветствовали всех актеров. Маленькая девочка, стоящая на стуле в моей ложе, первой закричала «Браво!» Несколько букетов подарили конечно же красавице Анастасии Лукиной, один букет — Давиду Залееву, но он галантно передарил его Анастасии.

Занавес опустился и поднялся потом только раз — Маша и Принц еще раз появились перед зрителями…

Автор Опубликовано Рубрики Метки ,

Давно мечтал увидеть балет гениального хореографа Юрия Григоровича на музыку Арифа Меликова “Легенда о любви”. Читал о нем еще в советские времена (увы, тогда я был еще далек от балета). Слышал, что многие считают этот балет лучшим, что создал Григорович. Желание попасть на “Легенду о любви” усилилось после того, как я увидел прошлого года предыдущий балет Юрия Григоровича на музыку Сергея Прокофьева “Каменный цветок”.

Ежедневное “сидение в засаде” на сайте Мариинки принесло неожиданную удачу – и вот я счастливый обладатель 3-х билетов на балет “Легенда о любви” на 12 января на места в галерке во втором ряду. 11 января этот же балет уже шел с Викторией Терешкиной в партии Мехменэ Бану и Екатериной Осмолкиной в партии Ширин. И по отзывам был очень успешным. Безмерно уважаю этих великолепных балерин, но думаю пара солисток, выступающих 12 декабря не менее блистательны – Екатерина Кондаурова и Елена Евсеева.

И вот я в зале Мариинского театра (на третьем ярусе ). Мои спутницы заранее попросили девушек, что сидели в первом ряду, сидеть по возможности прямо . Погас свет, заиграла музыка, поднялся тяжелый занавес. Увы, первое впечатление было — чувство сожаления… Опять этот узнаваемый “лаконичный” стиль декораций Вирсаладзе. Он мне не понравился еще в “Каменном цветке”. Там, где огромные кристаллы на заднем фоне больше похожи на нечто непотребное, чем на кристаллы. В “Легенде… “ тоже, и дворец царицы, и “скала” обозначены общими мазками. Видимо для того, чтобы ничто не отвлекало зрителя от собственно танца. Зато хореография — это нечто совершенно гениальное! Знаю, что некоторые ее не переносят, другие же влюбляются в этот балет с первыми тактами музыки! Со мной как раз произошло последнее.

Основная партия балета несомненно – партия царицы Мехменэ Бану. Ее исполняет, как я уже сказал – Екатерина Кондаурова. В первой “картине” мы видим ее убитой горем – ее младшая сестра умирает. Чтобы спасти ее, царица соглашается отказаться от своей красоты. Во второй “картине” Мехменэ Бану уже предстает перед нами настоящей величавой царицей. Да, ее красота потеряна для нее навсегда, но осталась гордость и ответственность правительницы за свой народ. Величественность Мехменэ Бану, как царицы, подчеркивается ее свитой и воинами, которые ее сопровождают при осмотре дворца, который расписывает молодой красавец художник Ферхад (Андрей Ермаков). Танец свиты и воинов по-настоящему завораживает и подчеркивает власть царицы. Командует свитой Визирь (Юрий Смекалов). Видно, что Визирь бесконечно предан своей царице. Смекалову великолепно удалось передать мужественность и преданность Визиря. Партия несомненно удалась Юрию Смекалову, он был, как всегда, харизматичен. И, что немаловажно со своей высокой партнершей Екатериной Кондауровой — надежен в поддержках.

Танец свиты завораживает и гипнотизирует, он гораздо более динамичен,чем танец “золота” (который я забыл упомянуть) в первой “картине” балета. Зато танец “золота” очень яркий, красочный. Он разбавляет тоскливость сцены болезни Ширин. В нем солировала, “фокусировала” действие Валерия Мартынюк.

А еще раньше до этого, если не ошибаюсь, был танец придворных танцовщиц. В нем солировали Анастасия Петушкова и Юлиана Черешкевич. В танце подруг Ширин солировали опытные Светлана Иванова, Яна Селина, Ксения Острейковская. Также я опознал среди танцующих девушек красавицу Юлию Кобзарь. Ее трудно не заметить .

В саду, куда приходят в сопровождении свиты Мехменэ Бану и Ширин, трудятся художники и строители, друзья Ферхада. Их партии исполняют Василий Ткаченко, Фуад Мамедов, Андрей Соловьев и Евгений Коновалов. Особенно понравился последний танцовщик.

И Ширин и Мехменэ Бану влюбляются в красавца художника. Царица, без ее красоты понимает, что у нее нет никакой надежды на любовь Ферхада. Женский кордебалет в красном танцует танец видения страсти Мехменэ Бану. Это самый эмоциональный момент в балете! Девушки танцуют страсть, затем строятся за Мехменэ – страсть переправляется в обиду, в гнев! У меня похолодело в груди, навернулись слезы – вот она, волшебная сила искусства! Это словами не передать, надо видеть танец – это какая-то магия!

Противоположностью царицы Мехменэ является принцесса Ширин (Елена Евсеева) – в белом воздушном платье, в отличие от черного у царицы, с воздушным легким танцем – в отличие от изломанных, сильных движений, продиктованных муками любви у Мехменэ. Евсеева хороша в этой роли, образ юной принцессы передан ею прекрасно, ей веришь беззаговорочно.

Андрей Ермаков также великолепен,играя влюбленного юношу. Но все же самый сильный образ, который он создал – сцена сна Мехменэ Бану, когда он является к ней в образе равного ей, с лица Мехменэ спадает вуаль, любовь снова делает ее красивой, она танцует без короны с перьями, во сне она простая влюбленная женщина, а не грозная царица… Увы, это только сон… Андрей Ермаков в этом танце был особенно расчетлив с поддержками, как студент на экзамене. Это было видно .

Великолепный спектакль! На поклонах вынесли цветы и Екатерине Кондауровой, и Елене Евсеевой, и Андрею Ермакову. Зрители долго хлопали, кричали “Браво!” Кричал и я, чуть не сорвал голос . Поклонники этих замечательных артистов долго не расходились, снова и снова устраивая овации!

P.S. По сценарию Ферхад остается с народом, отказывается уйти с любимой Ширин, пробивает скалу, чтобы дать народу воду. На этой ноте спектакль и заканчивается. А как еще может закончиться “Легенда о любви”, поставленная при социализме? Но если заглянуть в первоисточник – поэму Низами “Хосров и Ширин”, Ферхаду сообщают, когда он уже почти пробил скалу, что его любимая умерла… И Ферхад убивает себя… А Ширин достается другому. Вот такой печальный конец на самом деле у легенды.

Кстати, не стенах дворца царицы Мехменэ Бану, декорации которых изобразил Вирсаладзе, легко узнается арабская письменность, а арабы уже в то время были мусульманами, как же тогда существует царица в мусульманском государстве? Либретто балета “Легенда о любви” было создано турецким поэтом Назымом Хикметом на основе собственной драмы “Ферхад и Ширин”, которая в свою очередь базируется на поэме Низами Гянджеви “Хосров и Ширин”. В этой поэме Ширин была армянской принцессой – племянницей могучей правительницы христианского государства в Закавказье…… Так что Версаладзе запутал нас арабской вязью на своих декорациях.

, СССР

Награды:

Лауреат ХI Международного конкурса артистов балета и хореографов в категории «Хореограф» (1‑я премия, Москва, 2009).

в номинации «Лучшая мужская роль» в балете «Чайка» (Тригорин) в сезоне 2007–2008 гг.
Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая мужская роль в балетном спектакле» за главную партию в балете Анжелена Прельжокажа «Парк» (2011)
Лауреат VII международного конкурса хореографов и балетмейстеров под патронажем Всемирного совета танца ЮНЕСКО в номинации «видео балет» (I премия, Новосибирск, 2012)
В 2003 году награждён медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга»

Юрий Алекса́ндрович Смека́лов (род. 30 июня , Нижний Тагил) - российский артист балета , балетмейстер .

Биография

В феврале 2009 года Юрий Смекалов был приглашен в Мариинский театр .

С 2008 года работает как хореограф. Осуществил постановки хореографических миниатюр и балетов: «Золото осени» (Verba volant, scripta manent - слова улетают, написанное остается), проект памяти Георгия Алексидзе; Parting (первые исполнители: Евгения Образцова и Владимир Шкляров на гала-концерте «Малахов и друзья», Берлин, 2008); «Реквием Нарциссу», «История на бегу» (2009); «Предчувствие весны», «Завод Болеро» (2010).

Репертуар в Театре балета Бориса Эйфмана

  • Мальчик («Пиноккио»),
  • Юноша («Реквием»),
  • Еврей («Мой Иерусалим»),
  • Дон Кихот («Дон Кихот, или Фантазии безумца»),
  • Чайковский («Чайковский»),
  • Иван («Карамазовы»),
  • Партнер («Красная Жизель»),
  • Павел («Русский Гамлет»),
  • Дон Жуан, Мольер («Дон Жуан и Мольер»),
  • Алекс («КТО есть КТО»),
  • Партнер («Мусагет»),
  • Вронский («Анна Каренина »),
  • Тригорин («Чайка»)

Репертуар на сцене Мариинского театра

  • «Дон Кихот» (Эспада) – хореография Александра Горского по мотивам спектакля Мариуса Петипа;
  • «Сильфида» (Гурн) – хореография Августа Бурнонвиля в редакции Эльзы-Марианны фон Розен;
  • «Жизель» (Ганс) – хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа;
  • «Лебединое озеро» (Ротбарт) – хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции Константина Сергеева;
  • «Корсар» (Бирбанто) – постановка Петра Гусева на основе композиции и хореографии Мариуса Петипа;
  • «Спящая красавица» (женихи принцессы) – хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
  • «Раймонда» (Абдерахман) – хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
  • балеты Михаила Фокина: «Жар-птица» (Иван-Царевич), «Карнавал» (Пьеро), «Петрушка» (Арап);
  • «Бахчисарайский фонтан» (Гирей) – хореография Ростислава Захарова;
  • «Щелкунчик» (Дроссельмейер) – хореография Василия Вайнонена;
  • балеты Леонида Якобсона: «Шурале» (Али-Батыр, Шайтан), «Спартак» (Спартак, Гармодий);
  • балеты Леонида Лавровского: «Ромео и Джульетта» (Тибальд, Парис), «Вальпургиева ночь» (Вакх);
  • «Легенда о любви» (Визирь) – хореография Юрия Григоровича;
  • «Кармен-сюита» (Тореро, Хозе) – хореография Альберто Алонсо;
  • балеты Джорджа Баланчина: «Драгоценности» («Изумруды») и «Сон в летнюю ночь» (Лисандр);
  • «В ночи» – хореография Джерома Роббинса;
  • «Щелкунчик» (Дроссельмейер) – постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова;
  • «Волшебный орех» (Дроссельмейер) – постановка Михаила Шемякина, хореография Донвены Пандурски;
  • балеты Алексея Ратманского: «Конек-Горбунок» (Спальник, Кони, Морские кони), «Анна Каренина» (Граф Вронский), «Золушка» (Учителя танцев, Мужской танец);
  • «Диана Вишнева: Красота в движении» («Лунный Пьеро», «Повороты любви»);
  • «Вешние воды» – хореография Асафа Мессерера;
  • «Парк» (солист) – хореография Анжелена Прельжокажа;
  • «Весна священная» – хореография Саши Вальц.

Звания и награды

  • Лауреат ХI Международного конкурса артистов балета и хореографов в категории «хореограф» (Москва, 2009, 1-я премия)
  • Лауреат высшей театральной премии России «Золотая маска » в номинации «Лучшая мужская роль» в балете «Чайка» (Тригорин), сезон 2007/2008
  • Дипломант фестиваля Benois de la danse, 2008
  • Дипломант высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», 2008, 2009.

Напишите отзыв о статье "Смекалов, Юрий Александрович"

Отрывок, характеризующий Смекалов, Юрий Александрович

– Господский хлеб весь цел, – с гордостью сказал Дрон, – наш князь не приказывал продавать.
– Выдай его мужикам, выдай все, что им нужно: я тебе именем брата разрешаю, – сказала княжна Марья.
Дрон ничего не ответил и глубоко вздохнул.
– Ты раздай им этот хлеб, ежели его довольно будет для них. Все раздай. Я тебе приказываю именем брата, и скажи им: что, что наше, то и ихнее. Мы ничего не пожалеем для них. Так ты скажи.
Дрон пристально смотрел на княжну, в то время как она говорила.
– Уволь ты меня, матушка, ради бога, вели от меня ключи принять, – сказал он. – Служил двадцать три года, худого не делал; уволь, ради бога.
Княжна Марья не понимала, чего он хотел от нее и от чего он просил уволить себя. Она отвечала ему, что она никогда не сомневалась в его преданности и что она все готова сделать для него и для мужиков.

Через час после этого Дуняша пришла к княжне с известием, что пришел Дрон и все мужики, по приказанию княжны, собрались у амбара, желая переговорить с госпожою.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна Марья, – я только сказала Дронушке, чтобы раздать им хлеба.
– Только ради бога, княжна матушка, прикажите их прогнать и не ходите к ним. Все обман один, – говорила Дуняша, – а Яков Алпатыч приедут, и поедем… и вы не извольте…
– Какой же обман? – удивленно спросила княжна
– Да уж я знаю, только послушайте меня, ради бога. Вот и няню хоть спросите. Говорят, не согласны уезжать по вашему приказанию.
– Ты что нибудь не то говоришь. Да я никогда не приказывала уезжать… – сказала княжна Марья. – Позови Дронушку.
Пришедший Дрон подтвердил слова Дуняши: мужики пришли по приказанию княжны.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна. – Ты, верно, не так передал им. Я только сказала, чтобы ты им отдал хлеб.
Дрон, не отвечая, вздохнул.
– Если прикажете, они уйдут, – сказал он.
– Нет, нет, я пойду к ним, – сказала княжна Марья
Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.

Два года назад Смекалов пришел в Мариинку, где ему, уже прославленному танцовщику, пришлось начинать с нуля. И сегодня у него лучшие партии, а впереди еще более грандиозные замыслы и планы

Фотография: Ирина Бордо

Юра, сейчас у тебя есть все, о чем можно мечтать. Ты востребован в работе, у тебя красавица жена - миссис Санкт-Петербург 2010, чудесная дочка… Но я знаю, что все могло сложиться иначе. В начале карьеры тебя парализовало, и шансов на то, что ты снова будешь ходить, практически не было. Расскажи, что тогда случилось?
Мне было 20 лет. После окончания Академии балета я по распределению попал в театр под руководством Бориса Эйфмана. И сразу - очень серьезные нагрузки, к которым я в тот период жизни был не готов. У меня начались проблемы с позвоночником: обнаружились две грыжи, что было несовместимо с балетом. Мне говорили, что нужна операция, но, к счастью, мои родители, врачи по профессии, отговорили меня.

А что ты чувствовал, когда лежал без движения? Ты, молодой человек, у которого все только начинается… Ты впал в депрессию?
Без движения я провел практически год. Конечно, депрессия была. Она возникла не только из-за болезни: тогда я расстался со своей первой любовью. Состояние было удручающее: я терял человека, с которым был вместе пять лет, и терял профессию.

А то, что ты расстался с любимой женщиной, усугубило болезнь, или, наоборот, ты начал бороться с удвоенной силой?
Стресс, который я пережил, когда мы расстались, ухудшил мое состояние - всем известно, что любые корешковые заболевания позвоночника связаны с нервной системой. Но сейчас могу сказать, что болезнь пошла мне на пользу: я привык ежедневно работать над собой, выполнять специальные упражнения, превозмогая боль. Это такая внутренняя закалка, которая дает совершенно новый импульс к жизни. После выздоровления я поступил на хореографический курс к Георгию Алексидзе, чтобы выучиться на хореографа, получить новую специальность.

Об этом мы еще поговорим. Но все-таки сила и упорство - это у тебя в крови, тебя так воспитали или жизнь научила?
В генах что-то заложено. Но именно родители повлияли на формирование моей личности.

А если поконкретнее?
Мои родители всю жизнь посвятили нам, детям, и профессии. И глядя на них, я понял, что в жизни самое главное - быть гармонично развитым человеком, любить близких и любить свое дело. Осознание этого пришло ко мне именно в стрессовой ситуации.

Юра, а почему родители отдали тебя в балет? У тебя два брата, старший и младший, но в балетную школу отправили именно тебя.
Моя мама мечтала стать балериной. Но когда в детстве она сказала, что хочет учиться балету, ее мама ответила: извини, мы купили тебе фортепиано. На этом мамина карьера балерины закончилась, так и не начавшись. Она решила реализовать во мне свою несбывшуюся мечту.

А ты легко согласился?
Не могу сказать, что легко. У меня были другие увлечения. Я играл в хоккей, был чемпионом Кронштадта по плаванию, занимался музыкой, шахматами… Но однажды мы поехали с отцом в зоопарк, и папа увидел на воротах объявление: в Академию балета имени Вагановой набираются мальчики.

И вот так обычный поход в зоопарк изменил твою жизнь!
Папа, естественно, сразу вспомнил, что мама мечтала стать балериной, и решил отвести меня в академию. На меня посмотрели: мальчик хороший, пусть позанимается, а там посмотрим, получится из него что-нибудь или нет. Отец сказал мне: «Юра, ты не бойся, там балета как такового не будет, акцент делается на спорт, плавание, фехтование…» Я подумал: ну раз не надо носить обтягивающее трико и красить лицо, почему бы и не попробовать.

Если провести аналогию с зоопарком, академия была для тебя клеткой, замкнутым пространством?
Шикарный вопрос. (Улыбается.) Жесткая дисциплина, которой придерживались в академии, повергла меня в шок. У меня было обычное детство: я рос во дворе, играл с ребятами в футбол, мы били стекла в соседних школах, веселились и отдыхали от души. И тут началась учеба с девяти утра до семи вечера. Чтобы доехать до академии из Кронштадта, я вставал в шесть утра, а возвращался в десять вечера. Дорога занимала 2,5 часа только в одну сторону - тогда еще не построили дамбу, и мы с мамой ехали сначала на пароме, а потом на электричке. Со стороны родителей это был подвиг, который я не смогу забыть. Благодаря им я понимаю, как нужно относиться к детям.

Учеба в академии наверняка закалила твой характер.
Конечно. Если бы не дисциплина, из академии не выходили бы такие прекрасные артисты, которые сейчас работают в Мариинском театре. Когда я был 10-летним мальчишкой, я не мог оценить перспективу, но нас рано начали вводить в спектакли - в «Щелкунчик», например, и я проникся атмосферой театра. Да, мне было десять лет, когда в моей жизни не стало футбола, уличных драк, обычных мальчишеских радостей, но зато появились новые друзья. И главное, я определился с профессией.

Юра, в академии ты влюбился в Мариинку, но по распределению попал в другое место - в театр к знаменитому хореографу Борису Эйфману, у которого стал танцовщиком номер один.
Это был непростой момент. В старших классах я был уверен, что моя дорога - только в Мариинку, за годы учебы этот театр стал мне родным. Но так получилось, что с нашего курса взяли трех человек. А на спектакли Бориса Эйфмана, к слову, я ходил и раньше, не подозревая о том, что буду там работать.

А ведь это авангард, современная хореография
Да, новое всегда притягивает. У Эйфмана работали артисты, которых я считал своими кумирами. Его спектакли были насыщены драматизмом, он использовал новые спецэффекты, декорации, играл со светом… И когда мне предложили ставку солиста у Эйфмана, я, конечно, сразу согласился. Важный момент: мне всегда помогал оптимизм, который воспитали во мне родители. Если бы я подумал тогда: все, меня не взяли в Мариинку, моя карьера не сложилась, - неизвестно, где бы я сейчас был. А я воспринял предложение Бориса Яковлевича как шанс, я понимал, что это прекрасный театр, где я могу реализовать себя.
Тем более что Эйфман дал тебе такую возможность: у него ты танцевал Ивана Карамазова, Чайковского, Тригорина (за эту роль ты получил «Золотую маску»). Тогда почему в расцвете карьеры ты покинул театр?
Наверное, внутренне мне стало тесно. Это авторский театр, балеты ставит один хореограф, у которого свой почерк. Это замечательные спектакли, но для меня появился элемент предсказуемости, мне хотелось попробовать новую хореографию. Скажу кратко: я перестал гореть.

Поразительно. Когда Эйфман начал ставить балеты «на тебя», ты перестал гореть.
Здесь есть тонкий момент. Когда в театре были лидеры, мне было к чему стремиться. А когда я сам оказался лидером, стало неинтересно. В творчестве всегда должна быть борьба.

Но была еще одна причина - извини, я напомню о ней - как раз в то время ты расстался со своей женой, ведущей балериной театра Эйфмана (Марией Абашовой - Прим. ОК!). С чем тебе было сложнее справиться - с творческой неудовлетворенностью или личной драмой?
Вадик, ты умеешь задать и правильный, и одновременно сложный вопрос. (Улыбается.) Дать однозначный ответ здесь невозможно. Тогда я был уверен, что при нашей кочевой жизни, когда дома ты бываешь от силы четыре месяца в году, логично строить личную жизнь внутри коллектива, иначе вообще никакой личной жизни не будет. А я нормальный мужчина, у меня нормальная, активная… м-м-м… жизненная позиция. (Смеется.) И вот в театре появляется девушка - яркая, талантливая балерина. Я обратил на нее внимание, а тут еще и Эйфман поставил нас в дуэт, сказав: «Кто ее сможет поднять? Только Смекалов!» А когда мы расстались, сохранить творческий тандем было крайне сложно. Тебе нужно играть любовь, нарастание страсти, а у тебя внутри пустота. Я собирался уехать к Пине Бауш в Германию или в Америку, в Испанию… Но потом мы очень тепло поговорили с Борисом Яковлевичем. Он сказал, что собирается ставить «Чайку» и хочет дать мне партию Тригорина, что я должен подумать, в жизни бывает всякое, но работа есть работа.

И ты на какое-то время отложил решение уйти из театра.
Да. Мы поставили «Чайку», я был влюблен в свою роль. А когда эйфория прошла, вернулось ощущение пустоты. Но на мой уход повлияло другое. Мне предложили сыграть Спартака в постановке Георгия Ковтуна в Михайловском театре. А это с детства мой любимый сюжет. И вот тогда у нас с Эйфманом произошел конфликт.

И тебя уволили из театра?
Не совсем. Я предложил театру новый контракт, где было прописано, что я могу сотрудничать с другими театрами. Его не приняли.

Парадокс: в самое трудное для тебя время, вместо того, чтобы замкнуться, уйти в себя, ты почти в 30 лет начал новую жизнь, стал хореографом. Кому и что ты хотел доказать?
Я понимал, что век танцовщика короток. А уходить из балета я не хочу: я представить себя не могу на другом поприще.

Юра, на престижнейшем балетном конкурсе в Москве ты получил золотую медаль именно как хореограф. Что тебе дала эта победа?
Этот конкурс проходит раз в четыре года, председателем является сам Юрий Николаевич Григорович, в Москву съезжаются артисты и хореографы со всего мира… Я понимал, что шансов у меня практически нет, хотя в моей постановке участвовали ведущие танцовщики Мариинского театра. Это были козырные тузы в моей игре. Я не стремился победить, просто понимал, что нужно сделать свою работу на сто процентов, как я привык. Накануне конкурса мы всю ночь, до восьми утра, прописывали свет. И благодаря нашему упорству, желанию сделать работу качественно и получилась эта медаль.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ ЧИТАЙТЕ В ПЕЧАТНОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА