Давайте определимся с карандашами. Речь пойдет о профессиональных марках...

Мастер-класс по рисованию фона цветными карандашами.

Для начала предлагаю определиться, что и чем мы будем рисовать.

Любой карандашный фон – это наслоение нескольких цветов карандашей. Взгляните на чистое летнее небо: даже если кажется, будто оно исключительно голубое, в нем все равно присутствуют оттенки: от лазури до васильковой синевы. Чем ближе к горизонту, тем небо светлее, при этом меняется не только интенсивность цвета, но и оттенок. Закатное небо приобретает целый спектр новых цветов. Ночное в реальности так же светлеет на горизонте, а в звездные туманности можно впихнуть, наверное, всю палитру карандашей!

В идеале в любом фоне должно быть как минимум три цвета.

Давайте определимся с карандашами. Речь пойдет о профессиональных марках, т.к. детские карандаши со скрипом дают в лучшем случае два-три слоя, после чего намертво «запирают» бумагу: на ней уже ничего не нарисуешь. Профессиональные в этом плане предлагают миллион возможностей, хотя опять же многое зависит от марки. Твердые карандаши: Irojiten, Derwent Artists, Lyra Rembrandt Polycolor– хороши в прорисовке мелких деталей и светлых полупрозрачных фонов; ночное звездное небо ими рисовать я бы не стала (хотя Лира, пожалуй, является чем-то средним по твердости). Мягкие: Derwent Coloursoft, Polychromos от Faber-Castell, Cretacolor Marino и, конечно, любимые многими Prismacolor – отлично подойдут для ярких и темных фонов. Вообще, мягкие карандаши при легком касании с бумагой дают зернистый слой, которому требуется хороший блендер (и не факт, что из этого выйдет что-то путное).

Пример можно наблюдать на данном скане. Отчетливо видна зернистость. Правая часть тестовой полоски размыта блендером от Derwent, но на самых светлых участках он оказался бесполезен.

Итак, для светлых фонов берем что пожестче, для темных – помягче.

Поскольку среди раскрасок огромное количество любителей ярких и мягких карандашей, для данного МК выбрала карандаши Coloursoft.

1) Давайте попробуем самое простое – заливку неба. Для этого возьмем три цвета.

Начинаем с самого светлого. Отступим немного от линии горизонта и начнем закрашивать фон (штриховка параллельно линии), регулируя нажим на карандаш от самого слабого до более интенсивного. При этом ни в коем случае нельзя оставлять четкую границу сверху, т.е. ваша заливка должна быть одинаково размыта как у линии горизонта, так и вверху – там, где будет наложение нового цвета. Взгляните на типичные ошибки. В первом случае цвета не перекрывают друг друга, т.е. нет размытой верхней границы. Во втором размытая верхняя граница есть, но каждый новый цвет начинается намного выше, чем положено. В результате видны белесые полосы.

Я заостряю на этом внимание, т.к. на правильном смешении цвета построена вообще любая работа с карандашами. Сделали плавный переход – получили красивый рисунок.

А вот так должна выглядеть правильная заливка.

Первый цвет – нежно-голубой (C340). Отступить от горизонта и двигаться сначала от светлого к интенсивному, а затем обратно – к светлому.

Добавляем следующий цвет (C330). Обратите внимание, где начинается его самый светлый тон. Нижняя карандашная линия – начало следующего цвета. Верхняя – конец предыдущего.

Итого, голубой у нас использован вот здесь, на рисунке цифра 1.

Наконец, закрашиваем оставшееся место третьим цветом (C320). Теперь наше небо выглядит вот так.

Правило размытых границ применимо не только тогда, когда мы рисуем полосы от темного к светлому, но и при рисовании любого пятна: круглого, овального, извилистого – любой формы.


2) Давайте теперь попробуем сделать более сложную заливку из нескольких оттенков и разных форм. Вот наши используемые карандаши.

Для начала светло-песочным (C580) цветом заливаем левый верхний угол листа, чуть вытягивая его вправо.

Следующий этап – добавление третьего цвета. Можно добавить тот же песочный, как я сделала это слева (заметьте место, где было белесое пятно между затемнениями желто-зеленого). А можно ввести следующий цвет – в моем случае это серо-зеленый (C390). Все зависит от того, в какую гамму вы собираетесь уходить. Я предполагаю уйти в цвет морской волны – соответственно, нужно продумать переходные тона от песочного к морскому.

Уже сейчас видно, что заметно провисает песочно-желтый – самый первый наш цвет. В середину так и просится пятно потемнее. Усиливаем здесь песочный тон – получается хорошее такое желтое пятно. Чуть добавим по нижнему краю зелено-желтого, чтобы не было резкой границы внизу, и вот смотрите: уже вырисовывается что-то интересное.

Теперь в глаза бросается белое пятно слева – его тоже заполним песочным цветом, а по нижнему краю добавим зелени. Вот что получилось.

Вернемся к нашему серо-зеленому цвету, на котором остановились (С390).

Вообще, желательно, чтобы кончик карандаша был сточен наискосок под углом примерно 45 градусов и имел такую круглую площадку. Тогда каждый штрих будет получаться широким и размытым. Если карандаш заточен остро, лучше сточить его немного о лист для палитры (ни для кого не секрет, что такой листик для пробы карандашей всегда должен быть под рукой?).

Штриховать можно (и нужно) в разные стороны.

Вот пример того, как может наноситься штриховка: что называется, кто в лес, кто по дрова. Заметьте, что чем больше наслоений вы делаете, тем глубже становится цвет и тем больше у нас появляется новых оттенков.

Итак, плоским сточенным грифелем наносим на бумагу несколько размытых пятен.

Первый, желтый, добавлять смысла уже нет – он остался на «предыдущем уровне», а вот второй желто-зеленый (С450) пока еще можно. Он у нас как бы вклинивается в серо-зеленый. Не бойтесь штриховать поверх другого цвета: смешение цветов даст глубину. Очень аккуратно, постепенно углубляя цвет штрихуем до тех пор, пока белесые пятна на бумаге не начнут исчезать под слоем карандаша.

Двигаемся вниз, штриховка серо-зеленая (С390). Можно закрыть довольно большую часть площади. Прямо поверх – желто-зеленые пятна.

Добавляем последний – морской (С380) – цвет в наш фон. Обратите внимание, что штриховка направлена в разные стороны. Здесь я сделала это довольно грубо – для наглядности, – но при рисовании старайтесь не допускать таких отрывистых, резких штрихов: в дальнейшем их будет трудно замаскировать. Старайтесь, чтобы всегда получались размытые туманности.

Теперь моя задача, во-первых, сгладить штриховку (будь она чуть аккуратнее,более размыта, делать этого не пришлось бы, а так – лишняя работа). А во-вторых, надо добавить предыдущий цвет. Он как раз хорошо сгладит грубые штрихи. Поскольку тон у нас уже довольно насыщенный, давить на карандаш придется серьезно. Итак, закрываем прорехи между штрихами.

Как видите, низ и верх фона между собой не очень взаимодействуют, нужно влить одно в другое, т.е. низу добавить верхний тон, а верх немного подкрасить нижним. Добавим глубины всем серо-зеленым (С390, третий цвет) пятнам, которые есть на нашем рисунке.

А теперь подкрасим низ вторым – желто-зеленым – цветом. И пройдемся пятнами вверх совсем темным – морским – вплоть до самого верха, чтобы не было ощущения разорванности низа и верха. Понимаю, что сходу это звучит не совсем понятно. В общем, в низ – зелени, в верх – синевы!

Таким образом, путем наложения пятен, можно создавать самые разнообразные фоновые эффекты. Добавляйте пятна поверх уже нарисованного (карандаш едва касается бумаги; где нужно будет нажать сильнее, вы почувствуете сами) там, где эти пятна сами просятся: например, там, где недостаточно интенсивно наложен предыдущий цвет.

Есть желание превратить рисунок в звездную туманность? Возьмите остро заточенный ластик (а лучше ластик в карандаше) и нанесите несколько точек в самых светлых местах рисунка. Можно использовать гелевую ручку, но ластик позволит делать точки размытыми, сияющими. Никто не мешает потом добавить и более четкие точки ручкой.

Вот что получается с помощью ластика в карандаше.

И последнее замечание. Важное. Готовый фон должен быть гладким. Рисуйте до тех пор, пока видите зернистости, белесые прорехи бумаги, лишние или слишком грубые штрихи. Пробуйте растушевывать блендером, а лучше – чуть более светлым тоном или даже белым карандашом (желательно твердым).


3) Давайте попробуем еще что-нибудь в качестве закрепления.

Я взяла первую попавшуюся коробочку карандашей Irojiten – глубокие тона 1. И задалась целью смешать их все в одном фоне. Как выяснилось, три последних карандаша оказались лишними, т.к. фон стал получаться осенним. Поэтому я их выкинула с фото: согласитесь, синий, фиолетовый и серый тут ни к селу ни к городу.

Итак, начинаем с одного цвета. Я взяла третий D-3, т.к. не представляла, что вообще буду рисовать, и следующий за ним D-4, и нанесла вразнобой несколько штриховых пятен в правый верхний угол листа (лист тестовый, 10 на 10 см).

И промежуточный D-5. То есть пошла по гамме: коричневый переходит в охру, охра – в желто-зеленый, желто-зеленый – в зеленый и так далее.

Ну а дальше в каждом новом скане видно, как добавляются по два цвета: либо новые, либо углубляются уже использованные. Подробно описывать не стану, т.к. все происходит абсолютно так же, как уже было рассказано выше: размытые пятна, углубление тона, смешение с соседними.

В результате получилась такая сборная солянка.

Можно было оставить ее, как есть, можно превратить размытые светлые пятна в звездную туманность, как показано в предыдущем примере с фоном. А можно обвести несколько пятен, превратив их в круги, и чуть темнее закрасить области между ними. Получится вот такой фон боке.

Тут вы ограничены только собственной фантазией.

Надеюсь, мои объяснения для кого-то окажутся полезными. Желаю удачи в экспериментах!


Жду Ваших отзывов и предложений по раскраскам и тестированию карандашей!

10 простых волшебных техник для детского творчества

1. Монотипия

Суть: отпечаток краски на бумаге с гладкой поверхности. Что нужно: кусок стекла или плитки, бумага, акварель, мягкие кисточки, вода. Процесс: смачиваем стекло, наносим на него пятна краски, сверху накладываем лист, аккуратно переворачиваем и снимаем стекло. Что получается: очень живописные разводы, которые дают простор для воображения: “Смотри, мама, это тучи! А тут – лес… А вот волны!”

Конечно, сам бог велел потом увиденное среди пятен дополнить деталями. С помощью этой техники можно сделать фон, а изображение на нем нарисовать графическое, тонкой гелевой ручкой – когда просохнет.

Можно создавать целенаправленные отпечатки, в том числе симметричные: краска наносится на одну половинку листа, потом складываем его – и получаем вторую половину картинки!

Можно “печатать” краской с разных форм – например, с листиков или вырезанных из картона шаблончиков. Тогда лучше брать более густые краски – гуашь или акрил.

Или предварительно накладывать на лист вырезанные простые трафареты – тогда фон получится красочным, а изображения белыми.

2. Кляксография

Суть: из красочной кляксы можно “раздуть” оригинальные фигуры. Что нужно: плотная бумага, толстая кисть, гуашь, трубочки для напитков. Что получается: капаем на лист краской, потом через соломинку дуем на нее, делая линии. После чего, в зависимости от увиденного, дополняем изображение рисунком или аппликацией.

В этой технике особенно здорово рисовать деревья – ветки получаются очень натурально изогнутые.

3. Веселые точки

Суть: для художников-профи это – отдельный стиль, называется “пуантилизм”. Что нужно: бумага, гуашь, палитра, ватные палочки. Что получается: на палитру наносим краску разных цветов, макаем палочки – и плотненько покрываем пространство цветными точками. Для удобства предварительно сделаем легкий карандашный набросок.

Рисовать точками можно и с помощью кисточек, но их, в отличие от палочек, нужно будет не лениться мыть. Еще прикольные точки получаются контурами для ткани, но ими следует работать осторожно, чтобы не выдавливать слишком много и не делать лужиц.

4. Набрызг

Суть: что дети любят – так это брызгаться. А делать это краской куда веселее, да еще и со смыслом! Что нужно: бумага, жидкая краска, трафареты (вырезанные из картона силуэты), старые зубные щетки. Что получается: накладываем на листик наши трафаретки – и с помощью щетки “распыляем” краску по поверхности, потом снимаем картонки и видим картинки. Можно накладывать несколько слоев – как контурных изображений, так и красок.

5. Царапки

Суть: эта техника носит элегантное французское имя “граттаж”. Что нужно: восковые карандаши, гуашь, бумага, жидкое мыло, свечка и тонкая палочка (например, спица или использованный стерженек). Что получается: раскрашиваем лист карандашами, потом натираем свечкой, а сверху покрываем слоем темной гуаши, смешанной с мылом (чтобы ложилась ровненько). Когда краска немного просохнет, процарапываем на ней рисунок. Получается очень необычно и таинственно, особенно ночные и космические сюжеты.

6. Свечные художества

Суть: рисунок волшебным образом проступает – белыми линиями по цветному фону. Что нужно: бумага, свечка, акварельные краски и широкая кисточка. Что получается: рисуем по бумаге контуры каких-нибудь предметов или существ свечкой, как фломастером. Потом покрываем лист акварелью. Поскольку краска стекает с парафина или воска, нарисованные ими контуры остаются белыми или в точечку.

7. Мозаика из бумаги

Суть: древние художники так украшали храмы и дворцы, а мы и у себя дома так можем. Что нужно: лист плотной бумаги, клеевой карандаш, цветная бумага, ножницы. Что получается: цветную бумагу режем на полосочки, а потом на мелкие квадратики. Контур рисунка делаем простым карандашом, аккуратно покрываем лист клеем и лепим на него мозаику. Красиво получается, когда слегка проступающий фон – темный.

8. И рисунок, и аппликация

Суть: отличная идея для совместного семейного проекта: мама ровно рисует, ребенок с удовольствием раскрашивает и клеит. Что нужно: лист-основа, бумага для деталей, краски или фломастеры, копирка (ее можно сделать самим, густо закрасив бумагу мягким карандашом или углем), ножницы и клей. Что получается: старший художник рисует на основе общий рисунок “в условном стиле”, а на другой лист переводим его отдельные детали – несложные и геометрические, вроде кругов и полукругов. Ребенок раскрашивает детали нужными цветами, вырезает и клеит на шаблон, собирая картинку-паззл.

На данном уроке мы рассмотрим, как добавлять фон к рисунку и на что при этом опираться.

Сначала выбираем персонажа. Наша задача прийти от этого рисунка:

к этому:

Учтите, что упражнение требует знания программы Photoshop (то же самое можно сделать в программе Paint Shop Pro).

Цвет


Теперь у нас есть новый фон не серого цвета. Но постараемся добиться большего и используем для этого инструмент "Цвет-Насыщение" (Hue-Saturation), который позволит добавлять эффекты к цветам, уровням, кривым и пр. Устанавливаем галочку напротив пункта Colorize, и наш фон приобретает единый цвет. Передвигая ползунок "Цвет" (Hue), подбираем нужное значение. Экспериментируйте, пока не добьетесь желаемого результата, также не забывайте о ползунке "Насыщение" (Saturation). Если вы захотите вернуть первоначальный фон, просто спрячьте слой с эффектом. Как только закончили, щелкните на кнопке OK. На последнем этапе постараемся еще улучшить результат.


Выбираем маску в панели Adjustment Layer. Слой, который находится справа от цепи - это маска слоя. Сейчас мы будем маскировать цветом и добавим синего цвета к зеленому. Для этого берем инструмент "Градиент", выбираем пункт "От Черного к белому" (Black to white) и заливаем градиентом. На рисунке показан окончательный вариант.


Если вам нужна яркость и качество масляных красок, но без затрат такого количества денег и времени, то рисование акриловыми красками как раз для вас. Оно является захватывающим хобби и отличным способом создать произведение искусства для своего дома и друзей.

Шаги

Часть 1

Подбор правильных материалов

    Выберите акриловую краску. Существуют десятки марок акриловой краски, выпускаемой в тюбиках или банках. Приобретение акриловой краски - это один из тех моментов, в котором стоит раскошелиться и выбрать марку подороже. Дешевые марки акриловой краски обладают не столь густым пигментом как у дорогих красок и потребуют нанесения 2-3 дополнительных слоев краски, чтобы добиться столь же яркого цвета, что при использовании более дорогой марки краски.

    • Для начала купите самые основные цвета: белый, черный, синий, красный, желтый. Большинство красок, которые вам потребуются, может быть сделано из комбинации перечисленных выше цветов.
    • Краска в тюбиках обычно предпочтительна для новичков, так как для начала можно купить небольшое количество краски, однако нет разницы между акриловой краской в тюбиках и банках.
  1. Подберите комплект кистей. Кисти довольно разнообразны и категоризируются по двум параметрам: форма кончика кисти и материал изготовления кисти. Существует три различных типа кончиков кистей: плоский, круглый и заостренный (плоский и круглый). Существует много различных материалов, из которых изготавливают щетинки кисти, но самыми распространенными являются синтетика и кабанья щетина. Большинство новичков предпочитает пользоваться синтетическими кистями во всем ассортименте видов кончиков.

    • Посетите магазин товаров для живописи и пощупайте различные кисти, чтобы определиться, что для вас предпочтительнее. Синтетические кисти мягче, и их проще чистить, чем натуральные кисти.
    • До тех пор, пока вы не ушли в это хобби с головой, нет смысла много тратиться на кисти. Несмотря на то, что использование хороших кистей может оказаться полезным, важнее иметь качественную краску.
  2. Найдите палитру. Вам потребуется что-то, на чем вы будете смешивать краски, и где вы будете хранить краску между подходами к рисованию. Если вы хотите транжириться, вполне подойдет бумажная или пластиковая тарелка. Любая широкая плоская чистая поверхность может быть использована в качестве палитры. Однако из-за того, что акриловые краски очень быстро сохнут, возможно будет разумным приобрести мокрую палитру для долгого хранения акриловых красок. Она включает в себя мокрую губку и специальную намокающую бумагу, которая сохраняет краску увлажненной и пригодной для рисования в течение нескольких недель.

    • Держите под рукой полиэтиленовую обертку или иную крышку, чтобы сохранить краску на палитре, которой не пользуетесь.
    • Если вы смешиваете большие объемы краски, может быть удобнее использовать небольшие чашечки-крышечки для хранения краски между подходами к рисованию. Это лучше сохранит ваши акриловые краски, чем полиэтиленовая обертка на палитре.
  3. Решите, на чем вы хотите рисовать. Акриловая краска густая и тяжелая, поэтому она может быть использована лишь на нескольких типах поверхностей. Самые распространенные поверхности для рисования акриловыми красками – это натянутый холст, акварельная бумага или обработанное дерево. Вы можете рисовать на чем угодно чистом, не испачканном маслом и не слишком пористом.

    • Если боитесь рисовать на чем-то дорогом, начните с акварельной бумаги и пройдите путь вверх до холста и дерева.
  4. Соберите прочие мелкие материалы. Помимо перечисленных выше крупных вещей, вам потребуется несколько дополнительных объектов, которые, вероятно, есть у вас под рукой дома. Вам потребуется 1-2 банки/чашки для воды, мастихин, старая тряпочка или ткань, пульверизатор для воды и мыло для отмывки кистей. Все это доступно в магазинах товаров для живописи, если у вас ничего не оказалось дома, но ничто из этого не обязательно должно быть специально предназначенным для рисования средством.

    • Так как акриловые краски сохнут невероятно быстро, время от времени опрыскивайте палитру водой, чтобы держать краски влажными.
    • Вы можете одеть рабочий халат или старую рубашку для рисования, чтобы не пачкать хорошую одежду акриловыми красками.
    • Некоторые художники предпочитают застилать рабочий стол газетами, чтобы предотвратить большой беспорядок.

Часть 4

Завершение работы
  1. Покройте картину слоем лака. Хотя это не обязательно, многие художники предпочитают покрывать картину слоем лака, чтобы закрепить акриловые краски. Это помогает краски химически связаться с холстом и лучше защищает краску от повреждения.

    Почистите кисти и рабочее место. Обязательно мыть кисти сразу после окончания работы с ними. Акриловая краска может серьезно повредить и испортить кисти, если ее оставить сохнуть на щетине. Мойте щетину кистей с мылом под холодной водой, пока вода не станет чистой (теплая/горячая вода зафиксирует краску на кистях). Сотрите краску с рабочего стола и вымойте банки для воды.

Чтобы не повторяться, поделюсь теоретической информацией про фоны для мультиков. Фоны не менее важны в мультике, чем сами персонажи. Они очень многое могут рассказать о персонаже, об истории в целом.

Чтобы нарисовать удачный фон для мультика, в первую очередь, нужно научиться работать с перспективой .

По закону перспективы, параллельные линии сходятся в одной точке на линии горизонта. Существует три вида перспективы :

1- но точе чная (One Point Perspective)

2- х точечная (Two Point Perspective)

3- х точечная (Tree Point Perspective)

Как научится работать с перспективой?

В этом помогут книги и уроки, которых в интернете очень много. Например,

1. Теория перспективы, основы - http://www.khulsey.com/perspective-drawing-basics.html

2. 2-х точечная перспектива - http://www.khulsey.com/drawing-2-point-perspective.html

3. 3-х точечная перспектива - http://www.khulsey.com/drawing-3-point-perspective.html

При желании все эти материалы можно найти на русском языке.

Примеры использования перспективы в рисовании фонов я взяла из книжки про Симпсонов - « The-Simpsons-Handbook» .

Этот мультик был сделан не во флеше, а в программе Toon Boom . Но это не столь важно, рисунки фонов отлично иллюстрируют все выше сказанное. И да, перевод мой, поэтому не идеален:)

1. Кухня Симпсонов

Хотя фоны не так важны в мультике, как сами персонажи, но, по правде, незаменимы – без них герои будут барахтаться в пустоте. Окружающие предметы есть ключевыми элементами в рисовании всех фонов для Симпсонов. Заметьте, что линии упрощены, чтобы хорошо соответствовать стилю персонажей, но они все равно дают ощущение реального пространства. Перспектива не искажена, и все элементы отрисованы не в мультяшном стиле. В основе лежат реалистичная архитектура и предметы.

2. Кухня(2)

Обратите внимание, как детали фона рассказывают нам о персонажах. Блокнотик с отрывными листиками на холодильнике указывает, что Мардж и Гомер – великолепные родители, а стульчик в углу напоминает о том, что там случай от случая отдыхает Барт (видимо, он там в наказание сидит:) Трещина на стенке подтверждает, что Гомер тратит куда больше времени на телевизор, чем на ремонт дома.

И хотя все эти вещи в целом незначительны и не слишком выделяются на общем фоне, но они помогают создать иллюзию, что Симпсоны реальная семья, которая существует на нашей планете:)

3. Гостиная

Обратите внимание, что линии перспективы на этом фоне сходятся в одной точке под картиной. Это пример 1-но точечной перспективы (one-point perspective). Как зрителя, эта перспектива концентрирует наш взгляд в центре комнаты. Все объекты в этой комнате построены на основе 1-но точечной перспективы.

4.Таверна Мо

Еще один пример 1-но точечной перспективы . Линии построения перспективы сходяться слева от двери. Обратите внимание, как линии пола, бильярдный стол, бар проходят по линиям построения и сходяться в этой точке. Заметьте, как телевизор на стене повернут к нам и не связан с линиями перспективы. Использование затемнений добавляет рисунку реалистичности, а каждый объект в помещении имеет убедительную форму, вес и глубину.

5. Магазинчик комиксов

Что касается детализации, то этот фон вне конкуренции. Уточняется, что дизайнер, который рисовал его, бегал в похожий магазинчик дважды на день. Окружающие детали так убедительны, что можно почувствовать запах заплесневелых комиксов и жарених луковых колечек:)

Этот фон интересен тем, что линии перспективы сходится в точке на полу.

6. Супермаркет

Фон супермаркета нарисован с использованием 2-х точечной перспективы . Когда мы смотрим на этот рисунок, то наш взгляд опускается на пол. Линия горизонта находится на уровне машины для шейков. Обратите внимание, как линии пола, ящиков с журналами, кассы и пр. сходяться на линии горизонта.

7. Супермаркет (2)

2-х точечная перспектива позволяет увидеть помещение под особым углом (в тексте - странным). Мы находимся не в центре комнаты, как в примере с гостиной, зато мы можем видеть почти все предметы с двух сторон.

8. Класс Барта

Редкий пример 3-х точечной перспективы . Мы смотрим на помещение с высоты сверху вниз, так как линия горизонта находится за пределами рисунка. Использование 3-х точечной перспективы позволяет создать вид с высоты птичего полета. Можно проследить по горизонтальным линиям от двери класса, книжних полок, окон до вершини рисунка. Там находится первая точка, где сходяться линии перспективы. 2-я точка – от обратной стороны доски справа. 3-я точка находится за пределами нижней линии рисунка.

Обратите внимание, что вверху двери класса шире, чем внизу. По идее, вертикальне линии двери должны быть параллельны, но из-за того, что точка наблюдения находится слишком высоко, эти линии уходят в перспективу. Все вертикальные линии на рисунке уходят вниз к 3-й точке.