Иван Ильич Глазунов (род. 13 октября 1969, Москва) - российский художник-живописец. Профессор, заведующий кафедрой исторической живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Действительный член РАХ (2007). Заслуженный художник Российской Федерации (1998). Работы Ивана Глазунова находятся в государственных и частных собраниях, в России и за рубежом.

Биография

Родился 13 октября 1969 года в Москве. Отец - Глазунов Илья Сергеевич, художник. Мать - Виноградова-Бенуа Нина Александровна, художник.

В 1988-1994 гг. учился в МГАХИ им. В. И. Сурикова, в мастерской портрета профессора И. С. Глазунова. В 1994-1996 гг. был ассистентом-стажером в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, затем стал преподавателем академии. 1996-1999 гг. - доцент, заведующий кафедрой композиции Российской академии живописи, ваяния и зодчества. С 1997 г. и поныне руководит мастерской исторической живописи. В 1999 году получает звание профессора.

С 1996 г. является членом профессионального творческого Союза художников России (Международной Федерации художников).

В 1998 году получает звание заслуженного художника РФ.

С 2001 г. возглавляет группу художников РАЖВиЗ, которые по его авторским эскизам выполняют росписи храма Успения Богородицы в г. Верхняя Пышма под Екатеринбургом.

С 2007 года является действительным членом (академиком) Российской академии художеств.

Октябрь 2008 г. Венеция, Италия - авторский выставочный проект «Россия в традиции», включающий в себя персональную выставку художника, концерты фортепианной и древнерусской духовной музыки, конференцию в университете Ca’Foscari (Венеция), посвящённую месту традиции в современной русской культуре.

Май-октябрь 2009 г. Москва. Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское - персональная выставка «НЕсовременное искусство». Живопись, а также русский старинный костюм и предметы быта XVII-XVIII веков из собрания художника.

Июнь-октябрь 2010 г. Вологда. Государственная картинная галерея - персональная выставка художника «Спаси и сохрани» в выставочном зале Вологодской Государственной картинной галереи. Живопись, а также русский старинный костюм и предметы быта XVII-XVIII веков из собрания художника.

2013 - Художественный руководитель выставочного проекта «Романовский юбилей» к 400-летию Дома Романовых. Проект включает в себя художественные выставки, научные конференции, концерты, юбилейные издания, сувенирную продукцию и так далее.

Знаток и коллекционер русской старины, народного костюма. Автор статей на тему русского декоративно-прикладного искусства, истории русского костюма.

С 1991 года и по сей день художник путешествует по Русскому северу, изучая его традиции, народное искусство. Эта тема часто присутствует в живописи художника.

Круг научных и исторических интересов Ивана Глазунова сосредоточен на декоративно-прикладном искусстве и живописи XVII века.

Живописными работами И. И. Глазунова часто иллюстрируются статьи и альбомы по русской истории и культуре.

Супруга - Юлия Александровна Глазунова, актриса, режиссёр-документалист, продюсер.

Четверо детей.

Творчество

Живопись:

«Распни его!» (1994)

Серия живописных работ на тему Русского севера (портреты, пейзажи, исторические картины, этюды) (с 1991)

«Пермогорский берег Двины» (1996)

«Семейный портрет» (2003)

«Пинежский лес. Обетный крест» (2003)

Серия женских портретов в русских костюмах (2000-е)

Серия «Древние врата» (с 2005)

«Великая княгиня Евдокия в подтверждение своей благочестивой жизни открывает перед сыновьями своё изможденное постом тело» (2005)

«Зеркало» (2005)

«Песнь Сирина» (2008)

«Песнь Алконоста» (2008)

«Середина лета» (2010)

«Портрет царя Михаила Федоровича Романова» (2013)

портреты, пейзажи

Илья Сергеевич Глазунов – советский и российский живописец, руководитель Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, академик РАХ, народный художник СССР. Илья родился 10 июня 1930 года в Ленинграде в семье историка и экономиста, преподавателя ЛГУ Сергея Федоровича Глазунова и дочери действительного статского советника Ольги Константиновны Флуг. В раннем возрасте мальчик занимался в школе искусств, затем поступил в художественную школу на Петроградской стороне.

Во время войны вместе с родителями остался в блокадном городе. Из всех ближайших родственников выжил только Илья, и в 1942 году подростка отправили по Дороге жизни в тыл - в деревню Гребло Новгородской области. После возвращения в Ленинград в 1944 году Илья пошел учиться в среднюю художественную школу при институте живописи. В 1951 году поступил в мастерскую профессора Бориса Иогансона в ЛИЖСА имени .

Живопись

В 1956 году молодой художник участвовал в международном конкурсе в Праге, где получил первую премию за портрет участника Движения Сопротивления Юлиуса Фучика. В этом же году был написан первый графический цикл «Русь», посвященный истории русской земли. В студенческие годы начал работать над графическим циклом о современном городе. Начав с лирических зарисовок – «Двое», «Размолвка», «Любовь» – художник углубился в раскрытие темы урбанизации пространства вокруг человека.


Картина Ильи Глазунова из цикла "Русь"

Дипломная работа «Дороги войны», на которой была изображена отступающая в 1941 году Красная армия, получила низкий балл. Холст был уничтожен как не соответствующий советской идеологии, но спустя годы автор сделал точную копию картины. По распределению Илья Глазунов отправился в Ижевск учителем рисования и тригонометрии, а затем перевелся в Иваново. Вскоре художник обосновался в Москве.


Картина Ильи Глазунова "Дороги войны"

Первая выставка Ильи Глазунова состоялась после окончания академии в начале 1957 года в московском Центральном доме работников искусств. Экспозицию составили четыре художественных цикла Глазунова – «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет». Ранние работы Илья Глазунов создавал в академическом стиле, но некоторые картины – «Ада», «Нина», «Последний автобус», «Двое», «Одиночество», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно» – отмечены влиянием импрессионизма.


Илья Глазунов за работой над картиной "Пробудившийся восток"

В 1958 году Глазунов познакомился с советским поэтом , который стал помогать молодому художнику. В 1959 году Илья Сергеевич работал над портретами литераторов и актеров: Сергея Михалкова, Бориса Слуцкого, Майи Луговской, . В 60-х годах творчество Ильи Глазунова было отмечено партийным руководством страны, и художник начал получать заказы на создание портретов первых лиц государства. Выезжал живописец и за рубеж.


Портреты знаменитостей Ильи Глазунова

Среди знаменитостей, над портретами которых работал Илья Сергеевич, были политические деятели, писатели, кинематографисты, артисты: , космонавт Виталий Севастьянов, . В 1964 году состоялась выставка Глазунова в служебном помещении Манежа. С этого же года Илья Сергеевич возглавил клуб патриотического воспитания «Родина», через год участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.


В 1967 году был принят в Союз художников СССР. В середине 60-х выпустил книгу «Дорога к тебе. Из записок художника» автобиографического характера. Начиная с 60-х годов Илья Сергеевич регулярно работает над созданием иллюстраций к произведениям русских писателей: , Павла Мельникова-Печерского, .


Иллюстрация Ильи Глазунова к роману Достоевского "Идиот"

Получают известность первые значимые полотна автора – «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж», цикл «Поле Куликово». Продолжая пополнять собственную галерею, художник создал ряд портретов исторических персонажей – « », «Легенда о царевиче Димитрии», «Князь Олег и Игорь», « », « ». С конца 70-х годов мастер обращается к масштабным полотнам и создает всемирно известные эпические картины – «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в Пасхальную ночь». В 1978 году начинает преподавательскую деятельность в Московском художественном институте.


Картина Ильи Глазунова "Мистерия ХХ века"

В 1980 году получает звание Народного художника СССР. В 1981 году при поддержке Министерства культуры РСФСР создает Музей декоративно-прикладного и народного искусства. В 1985 году режиссер А. Русанов на Центральной студии документальных фильмов снял картину «Илья Глазунов», посвященную творчеству художника. В 1986 году Глазунов становится основателем Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Глазунов занимался сценическим оформлением театральных и оперных постановок: «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Большом театре, «Князь Игорь» и «Пиковая дама» в Берлинской опере, балет «Маскарад» в Одесском оперном театре. В начале 90-х курировал реставрационные работы зданий Московского Кремля – Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и 14-го корпуса. В 1997 году Илье Глазунову присвоили Государственную премию РФ.


Художник-постановщик Илья Глазунов балета "Маскарад" в одесском оперном театре

В 2004 году состоялось открытие Московской государственной галереи Ильи Глазунова, в которой разместилось более 300 картин мастера. В 2008 году художник выпустил вторую из книг – «Россия распятая», в основу которой легли размышления о судьбе страны, очерки из собственной биографии. В 2000-х появились картины «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», автопортрет «И снова весна».


Картина Ильи Глазунова "Изгнание торговцев из Храма"

В 2012 году Илья Сергеевич стал доверенным лицом . Именем Глазунова назвали одну из малых планет. Илья Глазунов – обладатель четырех Орденов за заслуги перед Отечеством. Русская православная церковь дважды награждала художника: в 1999 году был вручен Орден Преподобного , а в 2010 году – Орден Преподобного . В 2010 году прошла юбилейная выставка работ мастера в Манеже «Художник и время».



Последними картинами автора стали законченная «Похищение Европы» и незавершенные полотна «Россия до революции» и «Россия после революции». На официальном сайте художника можно ознакомиться с ретроспективой его творчества, литературными трудами, семейными и рабочими фотографиями.

Личная жизнь

В 1956 году состоялась свадьба Ильи Глазунова и Нины Александровны Виноградовой-Бенуа. Жена выпускника художественной академии тоже училась на живописца. Впоследствии Нина Александровна помогала супругу в оформлении многих полотен, а также в создании сценографии к оперным спектаклям.


Дети Ильи Глазунова – Иван и Вера – пошли по стопам родителей и оба стали художниками. Сын получил звание Заслуженного художника РФ и прославился созданием картины «Распни его!», а дочь получила известность после написания полотна «Великая княгиня Елисавета Феодоровна перед казнью в Алапаевске».


Илья Глазунов и вторая жена Инна Орлова

В 1986 году Нина Александровна погибла при невыясненных обстоятельствах, хотя следствие настаивало на версии самоубийства. Потеря близкого человека стала большим ударом для Ильи Сергеевича. Художник на долгие годы погрузился в творчество и общественную работу, оставив личную жизнь в стороне. В конце 90-х Глазунов познакомился с Инной Орловой, которая впоследствии стала второй женой мастера, а также заняла пост директора галереи Глазунова.

Смерть

9 июля 2017 года . Причиной смерти стала сердечная недостаточность. Родственники художника получили официальные соболезнования в связи со смертью Ильи Сергеевича от президента В. Путина, а также от Дома Романовых.


Похороны были проведены по православному чину. Прощание с мастером состоялось на территории Сретенского монастыря, отпевание – в Богоявленском соборе в Елохове. Могила художника находится на Новодевичьем кладбище.

Картины

  • «Дороги войны» - 1957
  • Цикл «Поле Куликово» - 1980
  • «Прощание» - 1986
  • «Вечная Россия» - 1988
  • «Великий эксперимент» - 1990
  • «Моя жизнь» - 1994
  • «Мистерия XX века» - 1999
  • «Разгром Храма в Пасхальную ночь» - 1999
  • «Закат Европы» - 2005
  • «И снова весна» - 2009
  • «Изгнание торговцев из храма» - 2011

В Италии публика исстрадалась по реалистической живописи

Уж скоро год будет с момента ухода из жизни Ильи Сергеевича Глазунова. Большого художника и близкого друга нашей редакции, о чем мы всегда помним. И так отрадно, что дело его - а именно Академия живописи, ваяния и зодчества - крепко стоит на прежнем незыблемом фундаменте, и сын Глазунова Иван Ильич, являясь и.о. ректора, строит планы дальнейшего развития Академии.

И планы эти - не какие-то там бюрократические фантазии, а самые реальные, весьма умные вещи (например, искусствоведы в обязательном порядке будут учиться азам живописи). Пока же Иван Глазунов вывез в Италию, ставшие уже знаменитыми по выставкам в Манеже, работы дипломников «Глазуновки» разных лет - понятно, лучшие из лучших, числом в 35. И это отдельная тема - как Италия встретила русское реалистическое искусство: уже исписали четыре книги отзывов.

Иван Ильич Глазунов. Фото: glazunov-academy.ru

Итак, в рамках международного культурного проекта «Русские сезоны» холсты выпускников Академии сначала выставлялись в мемориальном комплексе Витториано в Риме, а теперь переехали в Геную - в галерею Satura (там выставка продлится до 9 июня) и... то ли еще будет!

Любопытно как картины на траках переезжают из города в город: иные из них такого размера, что приходится разбирать, вынимать из рамы, наматывать холст на специальный немаленький такой барабан для транспортировки. Старинная вечная формула HAEC EST CIVITAS MEA («Это мой мир») стала как нельзя более точным названием выставки, о чем нам и рассказал Иван Глазунов.

Иван Ильич, правильно ли я понимаю, что нынешнее турне по Италии - это первый после кончины Ильи Глазунова масштабный показ ваших дипломников?

Это действительно так. Два месяца мы выставлялись в комплексе Витториано в центре Рима - это место по значимости сродни нашей Красной площади. Мы привезли туда лучшие дипломные картины за 30 лет - большие работы на темы русской истории, портреты современников, пейзажи. Впервые вообще в Витториано прошла русская выставка. И впервые туда выехала Академия. Вот такую акцию мы решили сделать в память об Илье Сергеевиче, поскольку именно с Италии началась его международная художественная жизнь... Мы даже сфотографировались на том самом месте, где Глазунов сам фотографировался в 1960-е годы. Но, конечно, улица уже изменилась.

А вот сейчас мы переехали в галерею Satura в Геную. Вы не представляете, сколь силён интерес к России, к нашей культурной миссии. Потому что когда-то Россия взяла академическую школу от Европы, сохраняла ее 300 лет с большой любовью и чаянием о будущем. А вот для Европы ее же традиция уже стала удивительной...

- Они подались в иную реальность...

В Европе все академические школы рухнули за это время. У них модерн постепенно всё вытеснил. У них arte figurativo (так они называют то, что противоположно абстракции) почти что нет, а если и есть, то на не очень серьезном уровне. А в России - вольно или невольно - сохранились, по счастью, незыблемые позиции реалистической школы. Причем, мы молодых художников показываем, это не выставка какого-то антиквариата, какого-то архаизма. Это живопись молодых, что вызывает невероятный интерес и уважение. И в этом наша миссия - представить на родине Всех Искусств нашу сегодняшнюю позицию: картины-то наши о вечном, о добром, о главном. Выражение действительности через высокую реалистическую живопись.

- И люди, вы говорите, живо интересуются работами?

В Риме нам исписали четыре книги отзывов, мы не успевали их менять. Народ реагирует очень положительно. И тут не только итальянцы - в Риме множество туристов со всего мира. Так что наше послание, судя по отзывам, доходит. Люди понимают, о чем речь. Пишут нам на английском, итальянском, японском, китайском, немецком... Мне кажется, что люди в Европе соскучились по такой живописи, соскучились даже просто по современным картинам в раме. Им понятно, что мы несем, и им этого очень не хватает. Потому что большинство музеев и галерей здесь (впрочем, как и в Москве) увлечены contemporary art, но незыблемая и вечная классика вызывает все равно огромный интерес. И то, что изображено на холстах, трогает людей. Наша главная задача - не удивить, а тронуть душу. И, мне кажется, у нас это получается. Вся профессура Академии здесь, все были заняты подготовкой к выставке...

- А сколько всего работ?


Карев С.Д. "Кирилло-Белозёрский монастырь"

Всего - 35, но среди них есть очень большие картины, четырехметровые. За все годы собрали, хотя есть выпускники и прошлого, и позапрошлого года. Такой вот калейдоскоп. Но, естественно, отбирали то, что выполнено на достойном уровне. Проходных работ здесь нет. И важно, что у нас каждый год появляется кто-то новый, кому есть что сказать. Таланты не кончаются. Выставка называется «Это мой мipъ» - по-русски и по-латыни. Это старое латинское выражение, которое употреблялось в живописи эпохи Возрождения. Часто на рамах писали как девиз. Как причастность к европейской и христианской цивилизации. И эту сопричастность единой культуре, единым корням нам очень важно подчеркнуть.

- После Рима и Генуи вы еще куда-то поедете с картинами?

Пока этот вопрос решается. Возможно, продлим тур. Картины перевозятся на фурах. Самые большие работы мы вынуждены разбирать и наматывать на бобины диаметром в 1 метр. Затем они грузятся в фуру и перевозятся. К тому же, не в каждый зал можно внести работу размером 3x4 метра. Так что, выставка - дело серьезное. Раскрою секрет - мы вообще сейчас хотим создать в Академии международный факультет, чтобы к нам приезжали студенты из Европы. Интерес очень велик. Но эта идея пока в работе.

Идея отличная: не имея возможности получить столь классное образование по реалистическому рисунку в Европе, они получат его в России.

Вот именно: мы в состоянии вернуть им - их же европейскую школу, которая сейчас в полном упадке. И для них это хорошо, и для нас - идти к Европе с дружелюбным настроем.

Продолжим разговор об Академии - какие сейчас перед вами, как перед руководителем, стоят первостепенные задачи?

Во-первых, нам надо сохранить то, что уже наработано за тридцать лет. Но и, конечно, надо развиваться: должна быть такая «перезагрузка», некое обновление. И по факультетам, и с детьми надо работать - открывать при Академии детскую художественную школу, чтобы готовить для себя абитуриентов, да и просто чтобы дети занимались «для общего развития» в нашем ключе. Работаем над международными связями - пропагандируем русское искусство. А так - сохраняем традиции, очень дорожим нашим педагогическим составом, здоровая консервативность тоже необходима. Но, повторяю, все равно будем обновляться, стремиться к новым видам деятельности. Развивать миссионерскую, просветительскую функции.

- Выставочный зал при Академии пока не достроен?

К сожалению, вышла заминка в связи с болезнью и уходом из жизни Ильи Сергеевича, случился перебой в строительстве, который надо срочно ликвидировать, и галерею строить. Но там есть свои технические трудности. В любом случае, это у нас на повестке дня, стройка будет продолжаться, и галерея при Академии должна стать центром притяжения - и для нас, и для наших единомышленников.


Алдошин М.В. "Балерина Вика Осипова." 2004г.

Если говорить о новациях - мы активно идем в соцсети, в интернет, там вся наша деятельность отражена. Обновили сайт Академии. Также очень важна для нас выставочная деятельность, которая подзатухла в последний год по понятным причинам. И в России будем выставляться, и по миру. Художник не должен писать в стол. Он обязательно должен видеть свои работы на выставке. Из ближайших - будет Кострома, которая не менее важна, чем Генуя. Много к нам предложений приходит... у нас есть для этого все ресурсы, в том числе, материальные. А главное, всё время появляются в недрах Академии новые художники с очень интересными работами. Неважно - остаются ли они потом работать у нас или идут куда-то в мир, - это всё равно наш круг художественных интересов.

Еще искусствоведы у нас должны начать писать, - в наше время это очень важно.

- Чтобы они не были отделены от ремесла...

Конечно. Они такие же участники общего процесса как и художники. Поэтому будут полнее погружаться в профессию. Даже если они несильных способностей к рисунку, то всё равно должны понимать технологию. Да и просто тексты на русском языке должны правильно писать: к сожалению, глядя на нынешнее состояние абитуриентов, мы понимаем, что им необходимо больше занятий по русскому языку и литературе, люди просто плохо писали вступительные сочинения. Так что надо вводить дополнительные уроки и дисциплины вплоть до сценической речи. Искусствовед должен хорошо говорить, хорошо писать, хорошо ориентироваться в живописи, а не просто заниматься переписыванием текстов из других книг.

- Ой, да они приучаются передирать рефераты из интернета, это беда...

Это беда. Надо учить людей думать. И мы победим эту ситуацию, потому что нам нужны интеллектуально развитые личности. И художников это тоже, кстати, касается.

Знаете, вот у музыковедов, музыкальных критиков это часто бывает - в них засел на всю жизнь комплекс, что они сами не музыканты, и они с какой-то ненавистью подходят к классической музыке, будто участвуют в корриде...

Вот поэтому и будем своих искусствоведов учить живописи. Мало того: откроем певческое отделение в Академии. С нами сотрудничает ансамбль «Сирин», который научит всех желающих студентов петь. И записалась туда масса людей. Когда человек поет, он раскрывается. Все комплексы исчезают...

Так что планов много. Как выставка завершится, вернемся в Москву, 10 июня у нас - День открытых дверей, мы его совместим с вечером памяти Ильи Сергеевича, а заодно и представим все наши достижения последнего года.

Иван Глазунов — сын известного живописца Ильи Глазунова. Пойдя по стопам своего отца, Иван Ильич продолжил творческую династию Глазуновых, однако его работы мало в чем схожи с полотнами отца. Ивана Глазунова называют лидером нового поколения художников русского реализма, продолжателем традиций древнерусской живописи, религиозной и исторической картины.

Семья художника. 2002

Картины художника Глазунова — это воспевание России, преклонение перед её первозданной красотой, таящей в себе необычайную силу.

Олечка

Иван Ильич Глазунов родился 13 октября 1969 в Москве. Отец — Глазунов Илья Сергеевич, художник. Мать — Виноградова-Бенуа Нина Александровна, художник. Работы Ивана Глазунова находятся в государственных и частных собраниях, в России и за рубежом.

Первый снег на Двине

В 1988—1994 учился в МГАХИ им. В. И. Сурикова, в мастерской портрета профессора И. С. Глазунова. В 1994—1996 был ассистентом-стажёром в Российской академии живописи, ваяния и зодчества, затем стал преподавателем академии. 1996—1999 — доцент, заведующий кафедрой композиции Российской академии живописи, ваяния и зодчества. С 1997 и поныне руководит мастерской исторической живописи. В 1999 году получил звание профессора.

«Распни его!»

В 1998 году получает звание заслуженного художника РФ. Октябрь 2008 - Венеция, Италия — авторский выставочный проект «Россия в традиции», включающий в себя персональную выставку художника, концерты фортепианной и древнерусской духовной музыки, конференцию в университете Ca’Foscari (Венеция), посвящённую месту традиции в современной русской культуре.

Сумерки

Май-октябрь 2009 г. Москва. Московский государственный объединённый музей-заповедник Коломенское — персональная выставка «НЕсовременное искусство». Живопись, а также русский старинный костюм и предметы быта XVII—XVIII веков из собрания художника.

Туча / Прокопий Устюжский молитвой отводит тучу каменную от города Устюга

Июнь-октябрь 2010 Вологда. Государственная картинная галерея — персональная выставка художника «Спаси и сохрани» в выставочном зале Вологодской Государственной картинной галереи. Живопись, а также русский старинный костюм и предметы быта XVII—XVIII веков из собрания художника.

На Пинеге

2013 — Художественный руководитель выставочного проекта «Романовский юбилей» к 400-летию Дома Романовых. Проект включает в себя художественные выставки, научные конференции, концерты, юбилейные издания, сувенирную продукцию и так далее.

В Каргопольском костюме

Знаток и коллекционер русской старины, народного костюма. Автор статей на тему русского декоративно-прикладного искусства, истории русского костюма. С 1991 года и по сей день художник путешествует по Русскому северу, изучая его традиции, народное искусство. Эта тема часто присутствует в живописи художника.

В Нижегородском костюме


Окрестности Великого Устюга

Великая княгиня Евдокия в подтверждение своей благочестивой жизни

открывает своё измождённое тело

Круг научных и исторических интересов Ивана Глазунова сосредоточен на декоративно-прикладном искусстве и живописи XVII века. Живописными работами И. И. Глазунова часто иллюстрируются статьи и альбомы по русской истории и культуре.

Васильевские врата в Александрове

Супруга — Юлия Александровна Глазунова, актриса, режиссёр-документалист, продюсер. У них четверо детей. Семья живёт в старинном тереме. Иван Ильич соединил историю и современность, и в итоге получился уютный домашний очаг.

Врата Успенского собора Ростова Великого

Иван фигура непубличная. Он сознательно держится в тени, хотя ему есть чем гордиться. Достижений у Глазунова-младшего предостаточно. И профессиональные интересы художника заметно отразились на облике его дома. Едва переступив порог, ты словно попадаешь в другой мир. Здесь царит умиротворение воплощённой мечты. А это кропотливая работа, в которой важна любая мелочь. Наверное, так всегда бывает, когда вкладываешь во что-то всю свою душу.


У Ивана и его жены Юлии четверо детей — Оля, Глаша, Федя и Марфа

Иван: «Мы часто привозим что-то из поездок. Дубовый сундук-терем, окованный железом, я увидел в Лондоне. Это чисто русская вещь XVII века, скорее всего вывезенная англичанами из Холмогор. Они часто посещали те места и покупали добротные сундуки. Иногда просто хочется привезти что-то на память о месте, где отдыхал. Вот эту шкатулочку я купил в Италии. Чем-то она пронзила меня: слоновая кость, изображение ренессансной свадьбы. Пообщался с антикваром и купил эту средневековую вещицу на память о любимой Венеции в рассрочку».

Антиквариат — дорогое удовольствие

Юлия: «Даже в путешествиях мы не забываем о доме, думаем, как бы ещё его дополнить, украсить. Допустим, паникадило — тяжёлую бронзовую люстру в гостиной — долгое время не могли повесить. Не находили для нее достойной цепи. И в Венеции, где мы часто бываем, зашли в один дворец, увидели массивные светильники на цепях и поняли — нам нужны такие же. В итоге их сделали на заказ, и паникадило наконец-то повесили».

Поделиться с друзьями: Со смешанным чувством шел я в мастерскую молодого художника, студента Суриковского художественного института Ивана Глазунова.
Фантастический успех отца художника, ныне уже всемирно известного мастера Ильи Глазунова, воспоминания о длиннющих очередях, выстраивающихся на его выставки у самых престижных залов столицы, наконец, увесистые тома роскошных репродукций, выпущенных во многих странах мира, и рядом сын - тоже художник - все это крайне смущало меня. Успехи отца не могли не отразиться на мировосприятии Ивана, заканчивающего пятый год обучения в Суриковском, в творческой группе того же Глазунова-старшего, преподавателя училища.

Природа скупа на талант. Великое таинство генов, как правило, не передается от родителей детям. А если это случается, то крайне редко: династия Рерихов, старший и младший художники Пальма в Италии, отец и сын Дюма, Давид и Игорь Ойстрах.
Передается увлеченность, страсть, творческая одержимость... Но талант - почти никогда.
- А как с Иваном Глазуновым?
Обстановка в мастерской 24-летнего художника буквально потрясла меня. Порой мне казалось, что я нахожусь в этнографическом музее, до предела забитом редчайшими экспонатами. И чего только здесь нет! Здесь и старинные русские расписные прялки, и необыкновенные по форме самовары. Здесь иконы разного письма, разных времен.
Здесь и разрисованные с металлической оковкой крестьянские сундучки, и поразительные по выдумке резные деревенские шкафчики. Здесь, наконец, в изобилии старинная русская одежда, праздничная и повседневная. Женская, мужская... Она развешана по стенам, она в сундучках...
- Каникулы для меня - время экспедиций, - поясняет Иван. - А все, что вы видите, - результат наших поездок. Мы, студенты, все эти годы выезжали на Север, в Сибирь, на Дальний Восток в поисках народных сокровищ. Вероятно, ни в одной стране нет такого изобилия домашнего искусства, как на Руси! Иконы, домашние вещи, одежда... У нас, в России, вся эта красота - для души. На Западе - для глаз. В этом и разница...
Я начал знакомиться с живописными работами художника и вдруг понял, что имею дело не с учеником, а с нарождающимся мастером. Это было почти невероятно: большие многофигурные композиции на историческую тему, созданные еще юношей, учеником, даже не окончившим художественного училища. Начало пути и такая самобытность!
Дипломная работа «Распни его!». На широком полотне трагическая фигура Христа. Он стоит перед Понтием Пилатом на фоне апокалипсического грозового неба, которого много - во все полотно. Прорыв света падает на лицо Христа, радужным нимбом окружая его. Толпа и стражники требуют распятия Господа. Он человечен. Он величественно спокоен. Он выше происходящего. Он Бог.
Картина «Рассвет перед Куликовской битвой». Бесконечный простор России тонет в предрассветной дымке. Огромное бескрайнее небо над боевыми подразделениями русских воинов. В расплывчатой мозаике облаков смутно просматриваются две легендарные фигуры святых Бориса и Глеба, вдохновителей будущей победы.
Картина «Крещение Великого Новгорода» - трудно поверить, что это курсовая работа студента, так мастерски выписаны наши предки, их одежда, передана психологическая обстановка исторического события.
Прекрасные работы. Сомнения нет - мы имеем дело не с дилетантом, а с формирующимся молодым художником, думающим, имеющим свою манеру письма.
В этом убеждаешься еще больше, ознакомившись с галереей крупноформатных портретов и с прекрасными пейзажами русских просторов, пронизанных исконной тоской.
Когда-то Александр Блок отлично сказал: художник характерен чувством пути.



Естественен вопрос: «Каково чувство пути у молодого Глазунова? Куда он движется в своем творчестве?»
Думается, главное для него - это чувство Родины, светлое чувство преданности России.
- Сегодня перед живописным искусством два пути, - говорит Иван. - Один - чисто практический - выколачивание денег на якобы не модном реализме. Ныне за хороший пейзаж хорошо платят. Отсюда квартирная живопись, хлынувшая в Арбатские переулки, в Измайлово - на потребу быту.
И второй путь - глубокой ответственности, связанный с судьбами отечества, его традициями, историей и будущим. Я за этот путь. Начинаю с истории; однако хочу, чтобы в моих работах просматривалась и политика. Убежден, придет час и я что-то серьезное сделаю в современности.
Кстати, я не одинок в своих стремлениях. Такие студенты, как Ю. Сергеев, Д. Слепушкин, В. Шайн, И. Кузнецов, как мне кажется создали в училище особую атмосферу своеобразного священнодействия перед отечественной историей, ее традициями, сокровищами народного искусства. Мы все увлекаемся древне-русской одеждой. Мечтаю со временем издать книгу на эту тему. Мать не успела это сделать...
Увлечение русским костюмом началось у Ивана с детского возраста. Ему было 14 лет, когда его родители Илья Глазунов и Нина Виноградова-Бенуа приступили к работе декораторов знаменитых русских опер «Пиковая дама» для Берлинской оперы, «Град Китеж», для Большого театра.
Вспоминается, тогда эти спектакли воспринимались как откровение на русскую тему; декорации, костюмы, все гармонично сочеталось с необыкновенной музыкой и историей действа. В свое время эти оперы были событием, как я теперь понял.
Работа с русским костюмом играет особую роль в творческой жизни Ивана Глазунова. Его портреты женщин в народных костюмах - одновременная дань и психологическому характеру, и немеркнувшей красоте одежды тех далеких дней.



А почему ваши портреты в основном женские? - спрашиваю я художника.
- Женский образ гораздо совершеннее мужского. И не потому ли я стал все чаще обращаться к иконе? Лучшую из своих икон - Богородицу - я подарил собору Великого Устюга. Не забываю замечательных слов, сказанных когда-то художником Виктором Васнецовым: «Все мое искусство - это свеча, зажженная перед ликом Бога».
Мечтаю когда-нибудь целиком какой-нибудь храм, - заканчивает Иван, - но это дело будущего. Надо достойно закончить училище - впереди диплом... Зачеты...
Покидаю мастерскую художника с отточенным чувством, что Ивану Глазунову удалось защитить главный зачет своей жизни. Это зачет на самобытность творческого таланта.
Переняв от отца и одновременно своего учителя его бескрайнюю любовь к России, его одержимость в сохранении отечественных традиций искусства, Иван сохранил то главное, чем счастливо одарила его природа, - колдовскую, генетическую цепочку передачи таланта от отца к сыну. И очень важно, что Иван самобытен, по манере не повторяет отца.
Теперь, следуя высоким критерям глазуновской школы с ее русской духовностью, познанием красоты мира, сыновней ответственностью за судьбы отечественной культуры, Ивану Глазунову предстоит отстаивать избранные им в жизни творческие позиции. Пожелаем же ему успеха в этом трудном, но святом деле.


Не скрою, на фоне торгашеского духа, увы, охватившего сегодня и область искусства, мне было отрадно видеть молодого художника, посвятившего себя развитию и отстаиванию духовных основ национального искусства.
Иван Глазунов не одинок, рядом с ним творческая молодежь - активные единомышленники и соратники, исповедующие те же живительные принципы.
Огромную роль в этом процессе играет представитель старшего поколения - народный художник Илья Глазунов, ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества.
- Мы еще поборемся за наше искусство, - уверенно говорит Иван.
И я верю ему.