Единственной музыкой слободы был церковный колокол, который с умилением слушали жители слободы и я. А по праздникам устраивали кровавые драки. Бились до смерти, лишь изредка кричали: «Дай дух!» То есть если ты стукнул кого-то в печенку или под сердце и он, бледный, умирающий, медленно оседал на землю, то после твоего крика люди расступались, чтобы дать ходу ветру и прохладе. А потом снова начиналась драка.

Вскоре для меня наступило время учебы. Потом время работы. В одно время в семье было 10 человек, я - старший работник, кроме отца. Отец не мог прокормить такую ораву.
И вот исполняется моя долгая, упорная детская мечта: самому стать таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир для меня и для всех людей; и из всех людей я знаю каждого, и с каждым спаяно мое сердце.
Я двадцать лет проходил по земле и не встречал того, о чем вы говорите, - красоты. Я не думаю, что если я ее не встречал, то ее самой по себе не существует.
Я - человек, я живу на прекрасной живой земле. О чем вы меня спрашиваете, о какой красоте? О ней может спросить только дохлый, для живого человека безобразия не существует. Я всего лишь хочу быть человеком. Человек для меня - это редкость и праздник».

Важной мыслью Платонова является то, что задача каждого человека - не только уменьшить горе другого, но и по возможности открыть ему доступное счастье. И с этой мыслью мы попробуем обратиться к анализу рассказа «Юшка».

Обратим внимание на подобранные возможные эпиграфы (их пять). Ваша задача - выбрать из них тот, который кажется вам наиболее подходящим к теме нашего урока и рассказу «Юшка».

1. Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
- Это на том берегу.

Н. Рубцов

2. Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б. Пастернак

3. Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья.
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

М.Ю. Лермонтов

4. Я счастлив счастием, мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.

Иван Суриков

5. А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой.

М.Ю. Лермонтов

Подумайте и выберите наиболее подходящий эпиграф, с вашей точки зрения.

Рассказ Платонова начинается в сказовой манере. «Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы». Позже мы узнаем, что Юшка был не очень силен, так как долгие годы болел туберкулезом.

«Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Обратите внимание, что главным при описании является изображение глаз. Глаза - зеркало души и если глаза всегда плачут, значит, и душа человека плачет. Страдаем любим и ненавидим мы душой, а мыслим разумом.

«Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером -обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье - семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару». Такое описание отличает Юшку от всех остальных людей, и они считают его не просто особенным, а лишним на этой земле. И поведение Юшки, и его жизнь становятся предметом насмешек и издевательств. Посмотрим, каково отношение детей к Юшке.

«А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:
- Вон Юшка идет! Вон Юшка!
Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.
- Юшка! - кричали дети. - Ты правда Юшка?
Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.
Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. И они снова окликали старика:
- Юшка, ты правда или нет?
Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали - вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.
Тогда дети опять толкали Юшку и кидали в него комья земли, - пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова бы дразнили его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.
Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:
- Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза землей попали, я не вижу.
Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

Подумайте, правильно ли выражение, что дети издеваются над Юшкой потому, что его любят. Не всегда любовь проявляется в таком поведении, и любовь в первую очередь - это сострадание, понимание, но уж точно не издевательства.

«Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: «Вот ты будешь такой же, как Юшка! - Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!» Юшку приводили в качестве отрицательного примера будущей жизни. Как же сами взрослые относились к Юшке?

«Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью». Выходит, что взрослые не менее грубы по отношению к Юшке. Вот один из случаев.

«И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточение и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Достаточно интересно автор поясняет читателю жестокость людей, почему они так поступали.

«Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой». Еще один важный вопрос состоит в том, можно ли, совершая жестокость, унижая другого, проявляя грубость по отношению к нему, самому избавиться от своей грусти и стать счастливым. Также важен для понимания образа Юшки диалог между ним и дочкой кузнеца. В этом диалоге можно увидеть непонимание по той причине, что Юшка оказывается выше дочки кузнеца и его духовное превосходство в этом общении неоспоримо. И именно по этой причине они не понимают друг друга.

«- У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..
- Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое.
- Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! - произносила Даша. - Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету».

«По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. Никто не знал, кем они ему приходились.
Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет вдовая сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз он говорил, что идет в деревню, а в иной, что в самоё Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец». Если мы посмотрим на жизнь Юшки, то можно подумать, что она была достаточно страдальческая, но, несмотря на это, в его жизни были и счастливые моменты. К таким моментам можно отнести общение героя с природой.

«В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом». Именно общение с природой делает нашего героя счастливым. Когда мы читаем рассказ, то складывается впечатление, что Юшка дряхлый старик и люди именно так к нему и относятся, но вдруг появляется такая запись: «Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим».

«Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни и грудная болезнь мучила его тело и истощала его. В одно лето, когда Юшке уже подходил срок отправляться в свою дальнюю деревню, он никуда не пошел. Он брел, как обычно вечером, уже затемно из кузницы к хозяину на ночлег. Веселый прохожий, знавший Юшку, посмеялся над ним:
- Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться...
И здесь Юшка осерчал в ответ - должно быть, первый раз в жизни.
- А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...
Прохожий, не дослушав Юшку, рассердился на него:
- Да ты что! Ты чего заговорил? Как ты смеешь меня, самого меня с собой равнять, юрод негодный!
- Я не равняю, - сказал Юшка, - а по надобности мы все равны...
- Ты мне не мудруй! - закричал прохожий. - Я сам помудрей тебя! Ишь, разговорился, я тебя выучу уму!
Замахнувшись, прохожий с силой злобы толкнул Юшку в грудь, и тот упал навзничь.
- Отдохни, - сказал прохожий и ушел домой пить чай.
Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся» (Рис. 2.)

Рис. 2. Юшка и прохожий ()

Тихий и терпеливый Юшка уходит из жизни незамеченным, умирает, так и не понятый черствыми людьми. Поражает жестокость, с которой относились к Юшке при его жизни. Но первая фраза, которая звучит после его смерти: «- Помер, - вздохнул столяр. - Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!...» Только после смерти люди начинают жалеть героя и чувствовать к нему сострадание. Но это происходит лишь вначале, потом они перестают скучать по нему. «К телу умершего пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку и потешался над ним и мучил его при жизни».

Без Юшки людям стало жить хуже, и автор объясняет, что является причиной. «Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство». После смерти Юшки в деревне появляется девушка, и читателю становится ясно, куда герой уходил каждое лето.

«- Я никто. Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла, я уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать. Скажите мне, где же он, - он говорил, что работал у вас двадцать пять лет...». В то время как девочка-сиротка росла и обучалась, имела возможность пить чай с сахаром, Юшки пил лишь воду. Юшка - человек, кормивший ее всю жизнь, ни разу не ел сахара для того, чтобы она смогла его есть. И когда она окончила обучение на врача, то приехала лечить того, кто был ей дорог больше, чем все на свете.

Героиня стала работать в больнице для чахоточных, принося добро окружающим так, как это делал Юшка. «Теперь она сама уже тоже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших. И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Нужно сказать, что рассказ Платонова «Юшка» вызывает не только чувство жалости и сострадания к герою, а и возмущает жестокостью и равнодушием людей, которым были недоступны чувства доброты, внимания, сострадания к тем, кто живет рядом. И закончим наш урок словами А.П. Чехова. «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда - болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Вспомним, что в начале урока мы выбирали возможные эпиграфы. Можно было выбрать слова Рубцова - первый эпиграф потому, что Юшка любил свою родину. Слова Б. Пастернака также подходят, своим добром Юшка одолел силу подлости и злобы. Третий и четвертый эпиграфы подходят к рассказу, так как Юшка был готов помогать другим, например его помощь девушке-сироте. И последний эпиграф - слова Лермонтова - не подходят для описания тихого и безобидного героя.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе за 7 класс. Часть 1. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Дмитровская М.А. Язык и миросозерцание А. Платонова: Дис. канд. фил. наук. - М., 1999.
  3. Воложин С. Тайна Платонова. - Одесса, 2000.
  1. Iessay.ru ().
  2. 900igr.net ().
  3. Vsesochineniya.ru ().

Домашнее задание

  • Напишите характеристику главного героя.
  • Ответьте на вопросы:

1. Что значит эти слова Платонова? «Дети - неполные сосуды, и потому туда может влиться многое из этого мира. Дети не имеют строго твёрдого своего лица, и потому они легко и радостно преображаются во многие лики».
2. Куда герой уходил каждое лето?
3. Прав ли был Юшка, говоря, что его любит народ?
4. Почему Юшку можно назвать бескорыстным и готовым к самопожертвованию?
5. Как вы понимаете слова автора: «Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его»?

6. Какие чувства вызывают у вас рассказ Платонова и его герои?

  • Напишите сочинение «Что значит «слепое сердце?».

Рассказ «Юшка» Платонов написал в 30-х годах ХХ века. В литературе произведения автора принято рассматривать в рамках русского космизма – философского течения, центральными идеями которого были тезисы о целостной природе вселенной, космическом предназначении человека, гармонии существования.

В рассказе «Юшка» Платонов затрагивает темы вселенской любви, сострадания. Главный герой произведения, юродивый Юшка, становится воплощением человеческой доброты и милосердия.

Главные герои

Юшка (Ефим Дмитриевич) – «сорок лет отроду» , «болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени» ; двадцать пять лет проработал помощником у кузнеца; его обижали и дети, и взрослые.

Дочь Юшки – девочка-сирота, которой Юшка помог выучиться; стала врачом.

Кузнец – у него Юшка работал помощником.

«Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек» . Он работал в кузнице подручным помощником, так как плохо видел и «в руках у него было мало силы» . Мужчина помогал носить в кузницу песок, уголь, воду, раздувал горн и делал другую подсобную работу.

Звали человека Ефимом, но все люди называли его Юшкой. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его» «росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца» .

За работу кузнец его кормил, а также выдавал жалование – семь рублей шестьдесят копеек в месяц. Однако Юшка деньги почти не тратил – чай с сахаром он не пил, а «одежду носил долгие годы одну и ту же» .

Когда рано утром Юшка шел на работу, все понимали, что пора вставать. А когда он вечером возвращался – что пора ужинать и ложиться спать.

Все в городе обижали Юшку. Когда мужчина шел по улице, дети бросали в него камни и ветки. Юшка не ругался, не обижался на них и даже не закрывал лицо. Дети «радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь» . Юшка же не понимал, зачем они мучают его. «Он верил, что дети любят его» , «только они не умеют любить, и поэтому терзают его» .

Родители, ругая детей, говорили: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!» .

Иногда и пьяные взрослые начинали ругать и сильно бить Юшку. Он все переносил молча и «потом долго лежал на пыли в дороге» . Тогда за ним приходила дочь кузнеца и, поднимая, спрашивала Юшку, зачем он живет – лучше бы уже умер. Но мужчина каждый раз удивлялся: «зачем ему умирать, когда он родился жить» . Юшка был уверен, что народ его хотя и бьет, но любит: «сердце в людях бывает слепое» .

Юшка с детства «грудью страдал» , из-за чахотки он выглядел гораздо старше своих лет. Каждое лето, в июле или августе, он уходил в деревню. Зачем – никто не знал, только догадывались, что где-то там живет его дочь.

Выходя за город, Юшка «дышал благоуханием трав и лесов» , здесь он не чувствовал мучавшей его чахотки. Уйдя далеко, он «склонялся к земле и целовал цветы» , «поднимал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво» , «чувствуя себя без них осиротевшим» .

Через месяц он возвращался и снова «работал с утра до вечера в кузнице » и снова люди «терзали» его. И снова он ждал лета, брал с собой накопленные «рублей сто» и уходил.

Однако болезнь все сильнее мучила Юшку, поэтому в одно лето он остался в городе. Как-то, когда мужчина шел по улице, его начал задевать «веселый прохожий» , спрашивая когда уже Юшка умрет. Всегда кротко молчавший, Юшка неожиданно рассердился и сказал, что раз он «по закону родился» , то без него, как и без прохожего, «всему свету нельзя» .

Прохожий тут же возмутился, что Юшка посмел сравнять его с собой, и сильно ударил мужчину в грудь. Юшка упал, «повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся» . Мертвого Юшку нашел столяр: «Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..» На похороны Юшки пришли все люди, которые мучили его при жизни.

«Юшку похоронили и забыли его». Но людям без него стало жить хуже – теперь вся злоба и глумление, которые они вымещали на Юшке «оставались среди людей и тратились меж ними» .

Глубокой осенью к кузнецу пришла девушка и спросила, где найти Ефима Дмитриевича. Она рассказала, что была сиротой, а Юшка поместил ее маленькую «в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом» . Каждый год он приходил ее проведывать, принося деньги, чтобы она жила и училась. Теперь она уже окончила университет, выучившись на врача, и приехала сама, так как этим летом Ефим Дмитриевич не приходил ее проведать.

Девушка осталась в городе и стала работать в больнице для чахоточных, бесплатно помогая больным людям. «И все ее знают, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Заключение

В рассказе Платонова «Юшка» юродивый Ефим изображен добрым и сердечным человеком. Несмотря на то, что все в городе его обижают, вымещая на нем всю свою злость, мужчина терпит все издевательства. Юшка понимает, что без него в мире стало бы хуже, что у него есть свое особое предназначение в жизни. После смерти юродивого его доброта воплощается в приемной дочери. Заботясь о маленькой сироте, Юшка учит ее любить окружающий мир и людей так же, как любит он. И девушка перенимает его науку, помогая затем всему городу.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 1114.

Сочинение

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдётся - враг исканий, ...
Они тотчас: разбои! пожар!
И прослывёт у них мечтателем! опасным!!
А. С. Грибоедов

Заглавие в художественном произведении имеет очень важное значение: оно, эпиграф, первая и последняя фразы являются ударными в смысловом отношении, так как играют первостепенную роль в выражении идеи произведения. Отсюда особое внимание любого автора к названию произведения: из возможных вариантов он выбирает, как правило, многозначное заглавие, ибо оно заставляет читателя искать глубинный смысл в произведении. Заглавие повести Распутина «Пожар» может быть истолковано, по крайней мере, трояко.

Во-первых, пожар - это бедствие, опасное для жизни человека и его имущества. Единственное событие, которое описывается в повести, - пожар на складах при магазине в таёжном посёлке Сосновке. Пожар продолжается целую ночь, и автор подробно рассказывает, как жители пытаются спасти продукты и товары со складов и что в конце концов им удалось. Удалось, надо признать, немного: беспорядочная куча спасённых товаров свалена посреди складского двора; на пожаре погибло два человека (дядя Миша Хампо и архаровец Соня). Правда, пожар не перекинулся на жилые дома, и поэтому Сосновка уцелела.

Автор описывает Сосновку - посёлок «неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа» (3): сумрачные жители, на улицах волны окаменевшей грязи, перед домами голые палисадники. Пожар был как бы запрограммирован в бестолково, наспех построенном посёлке, где никто не думает о будущем, так как будущего у этого посёлка и его жителей нет: скоро весь лес в округе вырубят и надо будет перебираться на новое место.

Во-вторых, Распутин расширяет смысл заглавия и употребляет слово «пожар» в переносном смысле, как «страшное разорение» в душе главного героя - шофёра леспромхоза Ивана Петровича Егорова. Недаром писатель употребляет неожиданные метафоры - «обожжённая мысль» (7), «обгоревший голос» (10) - и выразительно передаёт душевное состояние героя: «Перед глазами всё смешалось - пожар изнутри и пожар настоящий, те и другие огни наплывали и плыли одновременно» (15). Внешне Иван Петрович - вполне благополучный человек: во время Великой Отечественной войны был танкистом и уцелел, вырастил троих детей, в доме полный достаток, всё заработано честным трудом, редкая любовь и взаимопонимание у него с женой Алёной. Но Ивану Петровичу мало личного благополучия, его по-настоящему волнуют беспорядки в окружающей жизни - в посёлке, в леспромхозе, в человеческих душах. Писатель сравнивает своего героя с пружиной: чем больше её сдавливать, тем больше она стремится разжаться. Иван Петрович негодует и выступает на разных собраниях по поводу возмутительных безобразий в Сосновке, а остальные жители предпочитают оставаться в стороне, не портить себе жизнь и нервы. Вероятно, они не верят, что можно что-нибудь изменить вокруг, а Иван Петрович считает, что сами люди должны устраивать свою жизнь и не надеяться на высокое начальство: до каких пор спрашивать за беспорядок с кого-то, а не с самих себя?

Пожар на складах убедил главного героя, что его жизненная позиция правильная: нельзя смиряться, отчаиваться и молчать. Об этом свидетельствует разговор Ивана Петровича и его друга Афони Бронникова наутро после пожара: «Тяжёлое это дело - жить на свете, а всё равно... всё равно надо жить» (18). Так пожар - большое несчастье - укрепляет душу главного героя и в этом смысле оборачивается для него благом.

Наконец, в-третьих, Распутин изображает опасное состояние современного общества, которое проявляется в равнодушии и бездуховности граждан. Слово «пожар» может употребляться в функции междометия со значением «караул!», «опасно!», «будьте осторожны и внимательны!». В своей реалистической повести автор создаёт картины, приобретающие значения символов. Пожар высветил беспорядок в душах сосновцев и явился закономерным возмездием для них. Потрясённые увиденным на пожаре (неразберихой, воровством, убийством калеки - дяди Хампо), люди наутро «оставили все труды, тихо было в гараже и на улицах, и ни звука не доносилось с нижнего склада. Ждали» (18). Может быть, теперь жители маленького таёжного посёлка поймут, что надо наводить порядок в своём доме (стране), иначе не выжить: «Проть чужого врага стояли и выстояли, свой враг, как и свой вор, пострашнее» (13).

Итак, Иван Петрович прожил на берегах рукотворного водохранилища двадцать лет после затопления родной деревни Егоровки. Пожар обозначил итоги-вопросы проживания на новом месте: что сталось с самим героем и его земляками, как устроился быт посёлка Сосновки, собранного из жителей шести затопленных деревень, почему леспромхоз вырубает подчистую весь лес вокруг? Кажется, автор надеется, что печальные итоги являются только промежуточными, что пожар показал сосновцам опасное положение дел и они найдут в себе силы изменить порядки в поселке (!). Недаром повесть кончается описанием весенней природы, которая только-только просыпается-оживает после зимнего сна.

Распутин выбрал для своего произведения тревожное название: пожар стал «знаком беды» и в то же время может стать знаком конца всеобщего неблагополучия, если люди услышат это предупреждение.

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина «Пожар»)

Лексическая работа Наполы – пополам. Пестун, -а, м. (устар.). Человек, который пестует, воспитывает кого-нибудь. Санчакбей - татарский правитель. Сродник - то же, что родственник. Узорочье - архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.


Проверим план «Повести о разорении Рязани Батыем» - Какие черты жанра исторической повести присущи «Повести о разорении Рязани Батыем»? Произведение посвящено событиям, связанным с нашествием Батыя на Рязань. Его центральными героями являются князья-воины, защитники родного города. Повествование опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устное предание о Евпатии Коловрате, рязанском боярине, воеводе, герое рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя. В некоторых древних источниках Евпатий Коловрат именуется Евпатий Неистовый.


Сообщение 1 О Рязани Впервые Рязань упоминается в 1096 г. по случаю войны Олега Святославича с Владимиром Мономахом, но, как свидетельствуют археологические данные, она существовала ранее. По летописному сообщению, изгнанный из Чернигова Олег пошел к Смоленску, "и не прияша его смоляне, и иде к Рязаню". К 1096 г. в городе уже сложилась какая-то правящая группа: с "рязанцами" приходилось вступать в соглашения. Хотя в последние десятилетия XI и первые десятилетия XII в. город уже имел определенное значение в Муромской земле, но на юге Руси Рязань, как территориальный центр была еще мало известна. Время основания Рязани там, где Ока образует резкий изгиб к югу в сторону степи и, приняв Проню, поворачивает на север, что удовлетворяло целям борьбы с половцами, и где срубили крепость, вторая половина XI в. Своего расцвета город достиг в конце 12 начале 13 века, когда он был крупным ремесленным и торговым центром Древней Руси. Высокого развития в городе достигли ювелирное, гончарное, кузнечное, косторезное и стеклодельное ремесла. В этот период было построено три каменных храма Спасский, Борисоглебский и Успенский. - Какой была Рязань накануне нашествия Батыя? - Чем славились рязанские мастера?




Сообщение 2 О «Повести о разорении Рязани Батыем» «Повесть о разорении Рязани Батыем» является частью свода, состоящего из текстов, которые рассказывают об иконе Николы. Икона эта была принесена в Рязанскую землю из Корсуни (Херсонеса), где, согласно одной из легенд, принял крещение Владимир I. В этот свод входят: 1) рассказ об истории перенесения в Рязанское княжество в город Заразск (ныне Зарайск) образа Николы из Корсуни «служителем» этой иконы Евстафием, 2) «Повесть о разорении Рязани Батыем», 3) «Родословие» «служителей» иконы. Из «Повести о разорении Рязани Батыем» мы узнаём, как и почему был убит рязанский князь Фёдор Юрьевич, какие беды претерпела Рязанская земля. Вторая повесть рязанского свода (о разорении Рязани Батыем) – наиболее значительна по размерам и наиболее ценна по своим литературным достоинствам. Эта типичная воинская повесть – одно из лучших произведений древней русской литературы. «Повесть о разорении Рязани Батыем» составлена не сразу после нашествия Батыя. Это видно из того, что многие детали этого нашествия стёрлись и как бы восстановлены по памяти. И вместе с тем «Повесть о разорении Рязани Батыем» не могла возникнуть позднее середины XIV века, поскольку сама острота переживания событий не сглажена и не смягчена ещё временем и в ней есть ряд характерных деталей, которые могли быть памятны только ближайшим поколениям. Вернее всего считать, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» составлена в первой половине XIV века. - Когда была создана «Повесть…»?


Анализ повести - Что говорит о том, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» - самостоятельное произведение? - Назовите имена князей, участвовавших в совете, созванном рязанским князем Юрием Ингваревичем. - Выразительное чтение эпизода от слов «И услышал великий князь Юрий Ингваревич Рязанский, что нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского…» до слов «…и стали совет держать, как утолить нечестивца дарами». - Как названы князья?


Сообщение 3 О рязанских князьях Рязанский князь Юрий Ингваревич созывает на совет князей Рязанской земли. В повести в совещании принимают участие живые и мёртвые, поскольку многих из созываемых в «Повести о разорении Рязани Батыем» Юрием князей фактически к 1237 году уже не было в живых: Давид Муромский умер в 1228 г., Всеволод Пронский умер ещё раньше, в 1208 г. Сзывает Юрий и Олега Красного и Глеба Коломенского (последний упоминается не во всех списках и по летописи не известен). В последующей битве все эти князья гибнут.


Анализ повести - Каков смысл соединения умерших и живых в единое братское войско? - Почему Батый, вопреки обещаниям, двинул свои полчища на Рязань? - Выразительное чтение эпизода от слов «Благоверный же князь Фёдор Юрьевич посмеялся и ответил царю…» до слов «…других князей и воинов лучших поубивал». - Кто рассказал Батыю о красоте Евпраксии, жены Фёдора Юрьевича? О чём свидетельствует этот эпизод? - Выразительное чтение эпизода от слов «О государи мои и братья!..» до слов «…и за отчизну отца нашего великого князя Ингваря Святославича». - Какова интонация призыва Юрия Ингваревича к своим воинам?


Исследовательская работа 1 группа Из эпизода от слов «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю…» до слов «…собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божии до основания разорить» выпишите ключевые слова, при помощи которых передан предельный накал сражения. 2 группа Найдите фрагменты, в которых присутствует образ «чаши смертной». Каково значение такого повтора?
Чем заканчивается повесть? Выразительное чтение эпизода от слов «Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского…» до слов «И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного и зловерного царя Батыя».
Домашнее задание 1. Прочитать «Поучение...» Владимира Мономаха. 2. Выписать ключевые тезисы, содержащие советы Мономаха. 3. Индивидуальные задания. Подготовить сообщения -о Владимире Мономахе, -о «Поучении...», - об образе Владимира Мономаха в искусстве (слайдовая презентация).

/ / / В чем смысл мистического финала повести Гоголя «Шинель»?

Повесть « » заканчивается встречей привидения Акакия Акакиевича и «значительного лица». Когда это «значительное лицо» - генерал, который прогнал Башмачкина, не выслушав, возвращался домой, то ощутил на своем воротнике чью-то руку. Обернувшись, он узнал Акакия Акакиевича. Со словами: «…твоей-то шинели мне и нужно» Башмачкин сорвал шинель с плеч генерала. После этой встречи привидение больше не беспокоило жителей города.

В этом отрывке и заключается главный смысл повести «Шинель» - торжество справедливости, пусть даже после смерти.

Автор показывает нам, что даже самый «маленький человек» способен стать настоящей личностью. Когда привидение Акакия Акакиевича срывало шинели с прохожих, не разбирая ни чина, ни звания, он рос в своих глазах. Теперь главный герой смог защитить себя, пусть даже в облике мистической фигуру.

С помощью использования мистики, Гоголь показывает нам всю несправедливость человеческого общества. И только потусторонние силы смогли восстановить справедливость.

Стоит сказать, что после встречи с привидением, жизнь «значимого лица» тоже изменилась. Он перестал быть таким заносчивым, перестал кричать и унижать подчиненных, стал выслушивать простых людей.

Гоголь призывает нас обратить внимание на «маленьких людей», относится к ним с пониманием и жалостью. Даже самый «маленький человек» заслуживает справедливости и уважения его личности. В конечном итоге, справедливость все равно будет восстановлена. Так зачем же порождать конфликт между слабыми и сильными?