(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами . (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог , родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г. Паустовскому)

Сочинение

Мама, мамочка, мамуля… Нет для человека дороже, чем та, что подарила тебе жизнь, первую свою улыбку, долгими ночами сидела возле кроватки, когда ты был болен. Но ты вырос, и как-то незаметно мама отошла на второй план. Ты забываешь ей позвонить, написать письмо, справиться о её здоровье,настроении. Об одиночестве старого человека, о проблеме отцов и детей пишет

К. Г. Паустовский в этом фрагменте из рассказа «Телеграмма». Больше всего меня задела за живое проблема отношения взрослых, выросших детей к матери. Какое право имеем мы забывать матерей? Вот тот вопрос, который сразу встаёт перед читателем.

Милый, трогательный образ старой женщины предстаёт перед нами. Катерина Ивановна никогда не жалуется. Горько звучат слова рассказчика, когда он говорит, что она одна на белом свете. Как одна? Ведь у неё же есть дочь, но дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные». Она и деньги присылает от случая к случаю, не думая, как живёт мать. Никогда и ни на что не жалующаяся женщина плачет в саду, куда она вышла попрощаться с деревьями, которые когда-то посадила, плачет от горького одиночества. Как больно слышать её слова: «Не дай вам бог, родной мой, дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!» И за этими словами можно увидеть боль рассказчика, прочесть авторское видение поступков той, которую так беззаветно любит мать, той, у которой не хватает ни тепла, ни времени, ни совести, чтобы уделить матери чуть- чуть внимания!

Нельзя забывать самых близких людей, нельзя быть чёрствыми по отношению к матери! Вы поймёте это, но может быть понимание придёт слишком поздно: не у кого будет просить прощения. Вот главный урок, который извлекла я из рассказа Паустовского.

Я не хочу думать, что когда-нибудь и я стану такой, забуду мамочку, забуду ей позвонить, написать, приехать, как только выдастся свободная минутка. Мама, ты самый дорогой для меня человек, я всем обязана тебе!

А между тем сколько произведений со сходными сюжетами. «Меня зовут Иваном». Это небольшой рассказ Е. Карпова о человеке, искалеченном войной. Семён, главный герой, горел в танке, ослеп. После госпиталя вместе с одноруким Лёшкой пел по вагонам, собирая милостыню. Постепенно он скатывался всё ниже и ниже. О матери, которой отправили похоронку, старался не вспоминать, считая, что ей лучше не знать о том, что сын стал калекой. Но однажды судьба столкнула их в электричке, но Семён оттолкнул бросившуюся к нему мать. А когда она назвала его по имени, сказал: «Вы ошиблись. Меня зовут Иван». Когда, опомнившись, он вернулся, услышал страшные слова: «У вас больше нет матери!» Его мать умерла. Не понял герой, что матери сын нужен любой, израненный, слепой. Семён оскорбил мать своим поведением.

В рассказе В. Распутина «Последний срок» у постели умирающей матери собрались дети, приехавшие из города. Перед смертью мать словно выходит на судное место. Она видит, что между нею и детьми нет прежнего взаимопонимания, дети разобщены, забыли о полученных в детстве уроках нравственности. Анна уходит из жизни, трудной и простой, достойно, а её детям ещё жить и жить. Повесть заканчивается трагически. Спеша по каким-то своим делам, дети оставляют мать умирать одну. Не перенеся такого страшного удара, она в ту же ночь умирает. Распутин упрекает детей колхозницы за неискренность, нравственную холодность, забывчивость и суетность. Упрекает её детей, а мне кажется, упрекает всех нас.

По А. Геласимову. Шеф внимательно посмотрел мне в глаза…

(1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

(2) – Меня очень волнуют семейные дела.

(3)Он глубоко вздохнул.

(4) – Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

(7) – Понимаю, – сказал я.

(8) – Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой-то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13)Он замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

(14) – Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

(16)Он помолчал.

(17) – У меня мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку – она в первом классе училась – и поехала. (19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись.

(24)Он опять замолчал.

(25) – Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (30)Неловко как-то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь…

(32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (33)Словно какой-то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был отправляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где-то в середине я их нашёл. (45)Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает – мало ли…

(По А. Геласимову*)

Сочинение

Мама, мамочка, мамуля… Нет для человека дороже, чем та женщина, что подарила тебе жизнь, первую свою улыбку, долгими ночами сидела возле кроватки, когда ты был болен. Но ты вырос, и как-то незаметно мама отошла на второй план. Ты забываешь ей позвонить, написать письмо, справиться о её здоровье, настроении. Тебе, повзрослевшему, неловко говорить ей о любви, ты стесняешься, когда он при товарищах проявляет заботу о тебе… Остановись, подойди к матери, прояви хоть капельку внимания.

О проблеме отношения повзрослевших детей к матери пишет А. Геласимов.

Вначале фрагмента Геласимов передаёт диалог двух людей, шефа и рассказчика. Шеф заявляет, что его волнуют семейные дела, говорит, что они кажутся неважными, пока ты молод, а потом может быть поздно. И, промолчав почти час, вспоминает о «странной истории», «мелочи», которую он, однако, не в силах забыть. Он обидел свою мать, обидел невниманием, тем, что при встрече с мамой и маленькой сестрой не находил верных слов «для тех, кого любишь», «ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова». Но потом, расставшись с родными, вдруг у него «как будто сердце оборвалось. Я вдруг подумал: Это же моя мама!» А мама его сидела у окна вагона и плакала.

Этим небольшим рассказом Геласимов показывает нам, что к матери, самому близкому человеку, надо относиться внимательно, она живёт нашими интересами, наше грубое отношение к ней больно ранит её. Потом мы можем спохватиться, но вдруг уже будет поздно…

Я не хочу думать, что когда-нибудь и я забуду мамочку, забуду ей позвонить, написать, приехать, как только выдастся свободная минутка. Мама, ты самый дорогой для меня человек, я всем обязана тебе!

Сколько добрых книг посвящено маме, сколько добрых слов сказано о ней! Но есть произведения, которые, подобно только что прочитанному отрывку, предупреждают нас, что мамы невечны, что придёт время, когда так захочется сказать матери добрые слово, а её уже не будет на Земле. Как страшно!!! Об этом рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма». Милый, трогательный образ старой женщины предстаёт перед нами. Катерина Ивановна никогда не жалуется. Горько звучат слова рассказчика, когда он говорит, что она одна на белом свете. Как одна? Ведь у неё же есть дочь, но дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные». Она и деньги присылает от случая к случаю, не думая, как живёт мать. Настя получила телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Она так и не поняла, кто это Катя: слишком занята своими делами. Когда она приехала к матери, было слишком поздно, мать умерла. Настя проплакала всю ночь. Уезжала она из Заборья крадучись, чтобы никто не заметил и ни о чём не спросил. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не может снять с неё груз непоправимой вины. Но просить прощения уже не у кого.

«Меня зовут Иваном». Это небольшой рассказ Е. Карпова о человеке, искалеченном войной потряс меня. Семён, главный герой, горел в танке, ослеп. После госпиталя вместе с одноруким Лёшкой пел по вагонам, собирая милостыню. Постепенно он скатывался всё ниже и ниже. О матери, которой отправили похоронку, старался не вспоминать, считая, что ей лучше не знать о том, что сын стал калекой. Однажды судьба столкнула их в электричке, но Семён оттолкнул бросившуюся к нему мать. А когда она назвала его по имени, сказал: «Вы ошиблись. Меня зовут Иван». Когда, опомнившись, он вернулся, услышал страшные слова: «У вас больше нет матери!» Его мать умерла. Не понял герой, что матери сын нужен любой, израненный, слепой. Семён оскорбил мать своим поведением.

«Не смейте быть равнодушными к матери! Цените каждую минуту, которую можно провести с ней!» - вот что мне хочется сказать всем детям Земли, маленьким и взрослым.

По И. Маслову. Нынешние подростки… Проблема непохожести современного поколения

(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века,- первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (З)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих.(8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (10)Чтоб свободно распоряжаться деньгами.

(11)Как заработать, пока не знают, не задумываются.

(12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление .

(14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране.

(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентаций . (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство.(18)Тенденция к самореализации - знаковое направление для сегодняшнего юного поколения.(19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников.

(20)Надо быть как все.

(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них –хорошая работа, карьера и образование . (23 (Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать.(26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие.

(По И. Маслову*)

*Маслов Илья Александрович(1935-2008) – поэт, прозаик, публицист, автор книг, посвященных истории.

Основные проблемы Авторская позиция
1. Проблема определения жизненных приоритетов (Что влияет на выбор жизненных установок современных подростков? Каковы их жизненные приоритеты?). 1. На выбор подростками своих жизненных приоритетов сегодня влияют целевые установки общества; большое влияние оказывает телевидение, круг общения; на первом месте у юного поколения - хорошая работа, карьера и образование.
2. Проблема влияния эпохи на формирование нравственных ориентиров и основных жизненных установок молодого поколения (Как влияет характер эпохи на формирование отношения к жизни и нравственных ценностей молодёжи?). 2. Современные подростки отличаются от своих сверстников, сформировавшихся в эпоху застоя, практичностью, определённостью жизненных установок; одни убеждены, что взрослые должны удовлетворять их потребности; другие не ждут, что им всё даст государство, а стремятся к самореализации
3. Проблема сравнения современных подростков и подростков прошлых времён(Стали ли современные подростки хуже?). 3. Современные подростки не хуже и не лучше, они живут в другое время, в другом обществе и отличаются от своих сверстников прошлых времён и ярко выраженным стремлением к самореализации, и стремлением к удовлетворению своих всё возрастающих потребностей

Сочинение.

Современная молодёжь… Какая она? Хуже или лучше предыдущих поколений? Над этой проблемой размышляет И. А. Маслов.

Его раздумья начинаются с анализа жизненных установок поколения, рождённого в начале девяностых годов XX века. Автор считает, что это поколение живёт согласно слогану: «Бери от жизни всё». Он упрекает молодых в том, что они не умеют делать что-то просто так, по велению души, сетует на то, что сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. Но в то же время Маслов говорит, что всё не так уж плохо, потому что у современной молодёжи немало и положительных сторон: на первом месте у неё - хорошая работа, карьера и образование, которых можно достичь ценой собственных усилий И в конце концов автор приходит к выводу, что «нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. Просто они другие…»

Таким образом, авторское решение проблемы можно сформулировать следующим образом: современные подростки не хуже и не лучше других поколений, они живут в другое время, в другом обществе и отличаются от своих сверстников прошлых времён и ярко выраженным стремлением к самореализации, и стремлением к удовлетворению своих всё возрастающих потребностей.

С авторской точкой зрения невозможно не согласиться. Да, мы другие, не совсем такие, какими в молодости были наши родители. Но мне кажется, нельзя всех стричь под одну гребёнку: во все времена среди молодёжи были хорошие и не очень положительные люди. Однако сегодня большинство юношей и девушек чётко знают, чего хотят, со школьной скамьи понимают, какой профессией мечтают овладеть, какой хотят видеть свою жизнь в будущем. А о том, что молодёжь нынешняя хуже, чем прежняя, говорят испокон веков. Вот очень яркий пример.

В английском парламенте обсуждался вопрос о молодёжи. Оратор огласил с трибуны четыре высказывания разных людей о молодёжи. В первом говорилось, что молодёжь любит роскошь и не уважает стариков, перечит родителям. Во втором высказывалось опасение, что если молодёжь завтра возьмёт бразды правления, то будущее страны ужасно, ибо молодёжь невыносима, невоздержанна, ужасна. В третьем утверждалось, что мир достиг критической стадии, дети не слушают родителей. Четвёртое высказывание содержало мысли о том, что молодёжь растленна, злокозненна, нерадива, не похожа на молодёжь былых времён. Все эти изречения о молодёжи, о безнадёжном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу, второе Гесиоду, третье египетскому жрецу, а четвёртое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка 3000 лет.

О том, что молодёжь всех поколений похожа и в то же время отлична друг от друга, свидетельствует художественная литература. В повести Б. Васильева «Завтра была война» говорится о поколении, которое вступило в жизнь накануне Великой Отечественной войны. Читаешь повесть и убеждаешься, что её героев интересовали те же вопросы, которые волнуют нас сегодня. Они размышляли о любви и дружбе, о верности и предательстве, о будущем. Но они отличны от нас некоторым фанатизмом, у большинства из них(особенно это присуще главной героине Искре Поляковой) есть полная убеждённость в том, что все деяния правительства, партии верны. Расстаться со своими убеждениями им очень трудно, но чувство справедливости, добра побеждает.

Интересно произведение В. Тендрякова «Ночь после выпуска». В нём есть благодатный материал для сравнения нынешнего поколения и поколения, которое называют «потерянным». В начале повести гордость школы, золотая медалистка Юлечка Студёнцева, упрекает учителей, что они дали ей знания, но не подготовили к жизни. Она говорит, что перед ней тысячи дорог, но все ей безразличны. А дальнейший ход событий, показывает, что выпускники тех лет также любили и ненавидели, оставались верными и предавали, были способны на поступок и на подлость. Мы, мне кажется, к жизни готовы лучше, знаем, чего хотим.

Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в романе «Три товарища» сказал: «Юность вовсе не хочет быть понятой, она хочет одного: оставаться сама собой». Молодость прекрасна во все века, зрелость мудра. Как хочется, чтобы пропасти между молодыми и взрослыми не было, чтобы в нас, юных, не искали только плохое, чтобы нас понимали, как понял И. А. Маслов!

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому)

Сочинение 1

Когда мы молоды, мы не задумываемся о том, что ждет нас в старости, и совершенно не думаем о том, какой она может быть – легкой, светлой или тяжелой, печальной. А зря. Поразмышляв над судьбой героини К.Г. Паустовского Катерины Ивановны, начинаешь понимать, как же это все-таки горько, когда ты не только стар и беспомощен, но и никому не нужен…

На мой взгляд, рассказывая о Катерине Ивановне, которая была «одна на белом свете», Паустовский по-новому высвечивает одну из самых трагических проблем человечества – разрыв связей между поколениями, который в наше время влечет за собой не идейный конфликт (как, например, в романе «Отцы и дети»), а, казалось бы, нечто совсем обычное и потому еще более грустное - одинокую старость.

Дочь Катерины Ивановны, Настя, «вот уже четвертый год не приезжает – забыла, значит, мать». Сетуя на нечуткость по отношению к родителям младшего поколения, автор сопереживает героине. Более того, Паустовский считает Катерину Ивановну своим идеалом матери: «…как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!» Какая? Всепрощающая, добрая, теплая… Доказывают это и художественные средства, которые помогают Паустовскому нарисовать образ Катерины Ивановны. За деталями ее одежды – «теплым салопчиком», «теплым платком», - как мне кажется, «кроется» теплота ее сердца; душевной же боли аккомпанируют метафоры «грустного» сада («сад облетел», «висел серп месяца»); искренность героини подчеркивает ее речь, наполненная экспрессивными повторами.

Таким образом, Паустовский не только пытается «вразумить» молодежь, показать, насколько одиноко и тоскливо забытым старикам, и тем самым сократить разрыв между поколениями, но и, рисуя образ покинутой матери, старается вызвать наше сочувствие к героине.

Я не соглашусь лишь с отождествлением Катерины Ивановны с идеалом, потому что проблема непонимания между поколениями вечна, и если каждую забытую мать называть идеалом, то идеалов будет слишком много. И потом, родители часто воспринимают даже уже выросших отпрысков как маленьких детей, которые всегда должны быть при них, забывая о том, что они сформировавшиеся личности, которым нужно строить собственную жизнь. Примеры этому - Самсон Вырин из пушкинского «Станционного смотрителя» и Кочубей из «Полтавы», которые, хоть и из благих намерений, пытались помешать своим дочерям обрести личное счастье.

Хочется также добавить, что часто родители пеняют на нашу нечуткость, но забывают о том, что сами в молодости порой были невнимательными к старшим, чересчур независимыми. Я ни в коем случае не проповедую нашу полную независимость и свободу от старшего поколения, которые, несомненно, причиняют ему боль. Мы, молодые, должны в первую очередь относиться к нашим родителям по-человечески, стараться причинять им как можно меньше страданий и поддерживать в трудные минуты. Но и им, так часто говорящим о своих мудрости и опыте, следует научиться понимать нас.

Сочинение 2

Задумывались ли вы когда-нибудь о старости? Люди моего возраста - в силу своей молодости - вряд ли! Да и зачем думать о том, что с тобой произойдёт через много лет, когда ты молод, красив и беззаботен. А вот люди постарше, конечно, задумывались. И с каждым годом жизни всё чаще и чаще. Почему так происходит? Ответ прост: каждый из нас хочет встретить старость не в одиночестве, каждый из нас хочет иметь любящую семью, детей, внуков, которым будет что рассказать и которых будет чему поучить, и каждый мечтает, чтобы близкие люди были рядом всегда и никогда не бросали на произвол судьбы.

Как и все люди, этого хотела и героиня рассказа К.Г. Паустовского Катерина Ивановна. Автор делает главной проблему одинокой старости, одновременно осуждая нравственную глухоту любимых детей по отношению к родителям.

В этом произведении автор рассказывает о старой женщине, которая «никогда не жаловалась», не получая от любимой дочери ничего, «кроме денег», «но и то, бывало, с перерывами». Старушка хотела только одного: увидеть свою дочь, приласкать её, «погладить её русые волосы «очаровательной красоты»». Катерине Ивановне так одиноко, что она просит отнюдь не родного ей человека прогуляться с ней в сад. Но там героиня не удержалась и заплакала, «как очень старые люди, не стыдясь своих слёз».

Паустовский преклоняется перед душевной стойкостью женщины, ее умением достойно переносить свое горе, но, главное, - перед неколебимой материнской любовью: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!»

Я полностью разделяю взгляд автора на эту проблему. Из года в год, из века в век люди сталкиваются с одиночеством, из года в год такие же, как Катерина Ивановна, говорят: «Не дай вам бог дожить до такой одинокой старости!» Очень часто я вижу пожилых людей, которые одни ездят по магазинам, везя с собой очень тяжелые сумки, так как им некому помочь.

С помощью телевидения в программе «Жди меня» очень многие пенсионеры разыскивают своих родственников, так как хотят быть нужными и любимыми. Им не хватает общения с близкими людьми.

В заключении своего сочинения хочу сказать: если у вас есть дедушки и бабушки, старайтесь проводить с ними больше времени, перенимайте у них жизненный опыт и никогда не бросайте их на произвол судьбы. Пройдут годы, и мы тоже состаримся. И я надеюсь, что никто из нас не скажет: « Не дай вам бог…».

Сочинение 3

В нашем мире существует большое количество так называемых «брошенных» родителей, которые уже не состоянии себе помочь. Конечно, дети иногда присылают деньги и раз в год приезжают в гости, но ведь этого отнюдь не достаточно.

Именно о взаимоотношениях престарелых родителей и их детей пишет К.Г. Паустовский в своем произведении. Автор с горечью размышляет о том, что дети забывают родителей. А ведь старые люди словно дети - так же беспомощны. Но «Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость».

Обычно пожилые люди не жалуются на свою жизнь. Казалось бы, они должны быть более капризными и требовательными. Но если они будут таковыми, то их дети будут приезжать к ним и присылать деньги только для того, чтобы отвязаться. Вспомним, что дочь «Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно».

Мне кажется, из этого высказывания мы можем понять, что автор призывает нас не забывать родителей, потому что они могут умереть в любой момент, а потом мы будем очень горько сожалеть. Очевидно, что Паустовский сочувствует именно Катерине Ивановне, которую бросила дочь.

Я полностью разделяю точку зрения автора. Если бы я писала рассказ на тему взаимоотношений отцов и детей, я бы выбрала ту же позицию, что и автор. Если задуматься, то можно понять, что во все времена был конфликт между поколениями. А что же происходит сейчас? Некоторые люди безжалостно отдают своих родителей в пансионаты и дома для престарелых. Я считаю, что это отвратительно. После всего того, что они для вас сделали, - это ваша плата?

Мое мнение подтверждает и тот факт, что во многих семьях мы можем увидеть ситуации, подобные описанной Паустовским. Мне также вспоминается история, услышанная от знакомых, о том, что они очень редко приезжают в деревню к своей маме, которой сейчас, должно быть, очень тяжело - у неё умер муж. Также можно добавить, что у меня есть еще один пример, - это моя соседка по дому. Её дети живут в другом городе и очень редко к ней приезжают. Я часто с ней разговариваю, и мне становится её жалко.

Дочь Катерины Ивановны по имени Настя «вот уже четвёртый год как не приезжает», живёт в городе. Она присылает деньги своей матери, но иногда с перерывами. «Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно».

Паустовский глубоко сострадает женщине, на старости лет забытой своей дочерью, оставшейся «одной на белом свете». На мой взгляд, Настя сделала ошибку, оставив свою мать в одиночестве. Любому человеку тяжело жить, осознавая, что он никому не нужен. А ещё хуже, если между родными и близкими людьми разрывается связующая их ниточка. Катерине Ивановне и многого-то не требовалось. Она всего лишь хотела, чтобы дочка Настя навестила её. Доживающая свои последние дни Катерина Ивановна глубоко несчастна. Чтобы выразить всё её отчаяние и тоску, автор прибегает к экспрессивным повторам («Не дай вам бог, родной мой! Не дай вам бог!»). Фразеологизм «одна на белом свете» наиболее полно характеризует положение, в котором оказалась Катерина Ивановна.

Когда наши родители становятся престарелыми, то ответственность за их спокойную старость ложится на наши плечи. Теперь уже мы должны помочь им. И часто это не только помощь деньгами. Также необходимо внимание и общение. Константин Георгиевич Паустовский не единственный, кто задумывался над этой проблемой. Еще до Паустовского великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин создал повесть «Станционный смотритель», где описал схожую ситуацию, только вместо Катерины Ивановны, у Пушкина покинут дочерью Дуней Самсон Вырин. Но тем не менее он ее любит нежной родительской любовью.

Другой яркий пример родительской любви - это картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». У отца было два сына; младший был любим, несмотря ни на что (он покинул отца, ушёл из дома). Рембрандт запечатлел момент возвращения блудного сына. Отец у Рембрандта счастлив, в отличие от героини Паустовского.

Каждый из нас может оказаться на месте Катерины Ивановны. Поэтому мы должны любить и помнить наших родителей. Всем, чего достигает человек, он обязан своим родителям и воспитателям.

Предмет: русский язык 19 урок.

Класс: 11

Тема: Изложение-описание. Описание душевного состояния героя.

Цели: проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, видеть, как она раскрывается, определять основную мысль; формирование понятия о важнейших ценностях личности: о любви и преданности к матери, о незримой связи между родными людьми, об отношении взрослых детей к престарелым родителям; наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать монологические ответы, правильно отвечать на вопросы, выразительно читать; воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Общество, в котором каждый живет по своим принципам или следует чужим, строит современный сложный мир, где человеку в обыденных житейских ситуациях зачастую сложно проявлять свою нравственную сущность.

2. Определение темы, целей урока .

Тема сегодняшнего урока довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Когда кого-либо хотят убедить в правильности своей точки зрения, то произносят: «Как говорили древние…» или «Не каждый, наверное, знает древнегреческую мудрость…» так поступлю сегодня и я.

Тема урока «Изложение описание на основе прочитанного текста». Как говорил Сократ – один из выдающихся мыслителей Древней Греции: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, чтобы их комментировать. Мне очень хотелось бы, чтобы при написании изложения, вы проявили себя как люди эрудированные, мыслящие, умеющие владеть речью.

3. Чтение стихотворения «Не забывайте матерей», беседа по его содержанию .

Я предлагаю вам послушать стихотворение «Не обижайте, дети, матерей».

Чтение стихотворения, заранее подготовленным учеником.

Не обижайте, дети, матерей!
Пусть сердца их не тронет ваша грубость.
На свете всем нет никого родней,
И нет души безбожней и бедней,
Чем та, что сделать может эту глупость.

Воспета материнская любовь
Не раз, не два и нет ее дороже
Она простит, поймет, поверит вновь.
Она за вас и жизнь отдаст и кровь
Ничтожен, кто понять того не может.

Нет чувства бескорыстней и добрей.
В ней нет расчета, вся, как на ладони
Летит за вами через сто морей,
Чтоб вам помочь, укрыть, согреть скорей,
А вы в броне уже и в обороне.

Да ей не надо ничего от вас
Лишь знать всегда, она необходима.
А вы опять, уже в который раз,
Не видя боль, что плещется из глаз,
Куда то мчитесь, только снова мимо.

Вам так свобода от нее нужна,
Она вас тяготит, мешает, мучит.
Не вы ей, а она лишь вам должна,
Она для вас не так уж и важна,
Но жизнь не зря нас постоянно учит.

Вдруг станет ясно, что без той любви,
Как без глотка воды в пустыне жгучей.
Дыши, смотри, как можешь, так живи,
Хоть кайся, хоть молись, а хоть реви,
Уж не вернешь, ушла, нелепый случай.

Ничто не вечно, даже это счастье,
Когда любим, каким бы ни был ты.
И руки, разгонявшие ненастье,
Спасавшие от горя и напастей
Не приголубят вас уже, увы!

Не обижайте, дети, матерей!
Они для вас - опора и святыня.
Прощенья попросите поскорей,
И добрым словом согревайте матерей
Во все века и присно, и отныне.

- Подумайте, какую проблему ставит автор в стихотворении?

- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

- Какую проблему поднимает автор?

Легко ли в современном мире оставаться личностью? Какими нравственными качествами должен обладать человек?

4. Знакомство с текстом К.Паустовского (читает учитель отрывок текста «Телеграмма»).

Внимательно прослушайте текст К. Паустовского и попробуйте определить тему, сформулировать основную проблему и догадаться о том, в чем пытается убедить читателей автор.

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровен час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(24)Я осторожно повёл её

5. Аналитическая работа с текстом.

О чём этот текст? Как вы определили его тему? (О материнской любви, о взаимоотношениях отцов и детей )

Попробуйте сформулировать основные проблемы текста? (Отношение детей – к постаревшим родителям; о ценностях в жизни любого человека; проблема материнской любви )

В чём хочет убедить своих читателей автор? Попробуйте сформулировать авторскую позицию. (К.Паустовский показывает, насколько одиноко и тоскливо забытым старикам; материнская любовь – истинная ценность )

Какой вариант вступления является подходящим к данному тексту? ( Через вопрос темы; собственное мнение; лирическое размышление )

Как, на ваш взгляд, можно завершить свое изложение? ( Выразить надежду на то, что дети более нежно и заботливо будут относиться к своим родителям )

6. Творческая работа.

План.

1. Катерина Петровна.

Жизнь в Заборье;

Помщники;

Немощь.

2. Настя.

Жизнь Насти;

Письмо;

Выставка;

Телеграмма.

3.Моё мнение об о тношении детей – к постаревшим родителям; о ценностях в жизни любого человека; проблема материнской любви

А теперь вы должны оформить свои мысли в форме изложения. Учащиеся выполняют задание.

7. Рефлексия.

Чему был посвящён сегодняшний урок?

Каковы результаты нашей работы вы узнаетена след. уроке.

*** Д\з – подготовка к ЕНТ.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с раннеё весны, всё не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровен час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с раннеё весны, всё не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

Цели:

  • закрепить умения и навыки работы с текстом;
  • развивать мыслительно-речевую деятельность обучающихся, умения анализировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли;
  • воспитывать систему ценностных отношений к учёбе, труду, к окружающим.

Оборудование:

  • записи на доске;
  • памятки “Композиция сочинения”;
  • тексты на каждой парте;
  • презентация со слайдами, на которых задания, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ);
  • таблицы с критериями оценки этапов сочинения

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Что случится, если не подготовиться к экзамену?

В чем сильные и слабые стороны вашей подготовки к сочинению?

(“надо”, “хочу”, “могу”)

II. Этап актуализации знаний.

Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите тему урока: “От анализа текста к сочинению”. Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной. (Ответы учеников).

III. Выявление места и причины затруднений.

Вспомните этапы написания сочинения – рассуждения. Кто забыл, загляните в памятку “Композиция сочинении” (на парте).

Что, по-вашему, является сложным или вызывает затруднения? Чего опасаетесь? (ответы учащихся)

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

Определите общую цель урока, тему урока.

Какие действия и в какой последовательности надо осуществить (т.е. построим план достижения цели)

Выберите способ устранения затруднений (решение упражнений, заданий по тексту)

V. Реализация построенного проекта с использование мультимедийной доски.

1) Чтение текста

Внимательно прочитайте предложенный текст.

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.

(2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.

(3) Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные.

(4) Не ровен час, так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы “очаровательной красоты” (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.

(6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7) Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, все не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой.

(9) Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад.

(10) в нем я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым.

(11) Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12) Она одевалась очень долго.

(13) Надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14) Уже вечерело.

(15) Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти.

(17) Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась заря. (18) Далеко над лесом висел серп месяца.

(19) Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала.

(20) Я крепко держал её, чтобы она не упала.

(21) Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой старости!

(23) Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повел её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

(по К.Г.Паустовскому)

2) Задания по анализу текста

  1. Проблема материнства
  2. Проблема формирования личности
  3. Проблема взаимоотношений в семье
  4. Проблема бессердечия и душевной черствости
  5. Проблема одиночества

2. К какому разряду можно отнести данную проблему?

  1. Философская
  2. Социальная
  3. Политическая
  4. Нравственная

3. Выберите из предложенных вариантов вступлений то, которое сообщает об основной проблеме исходного текста.

1. Много людей встречается человеку на жизненном пути. Кто-то становится настоящим другом, с кем-то приходиться расстаться. Но не будет никогда человека ближе, чем родная мать. Она дарит жизнь, отдает свое тепло, любовь и заботу.

2. Русская женщина... Её образ воспет во многих произведениях русской литературы. Вряд ли что-то может сравниться по красоте, силе стойкости с этим образом. Это заметил и писатель ________, который, обратившись к женскому образу, заставляет читателя задуматься над проблемой ______.

Почему выбрали второй вариант? (ответы учащихя)

Да, вы это верно подметили

4. Прокомментируйте следующую ситуацию (метод “Мозговой штурм”)

:(22) – Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам бог

VI . Самостоятельна работа.

5. Найдите 4 орфографические и 2 пунктуационные ошибки в комментарии к основной проблеме текста.

Поработайте экспертами в группах по 2 человека: оцените комментарий к основной проблеме текста. Отметьте и исправьте орфографические и пунктуационные ошибки.

Проблему чувства одиночества героини К.Паустовский раскрывает на примере судьбы Катерины Ивановны, которая выростила дочь и осталась одинокой женщиной. Автор не случайно подчеркивает, что речь идет о судьбе несчасной женщины. Прогуливаясь по саду, она как одинокая обветренная липа в облетевшем саду жизни греется воспоменаниями о весне, когда молодой читала Тургенева, как сажала эти деревья. Рассказчик признается, как был бы рад, если бы у него была такая мама любящая, не смотряниначто.

6. Напишите, как К.Паустовский выражает свое отношение к изображаемому. При необходимости используйте следующие языковые клише (право выбора)

  • Автор так определяет свое отношение к поднятой проблеме: ...
  • Автор считает, что...
  • Автор подводит читателя к мысли о том, что...
  • Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что...

7. Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и Катерина Ивановна, одиноки и несчастны.

1.А.Чехов “Ванька”, “Тоска”

2. А.Алексин “Раздел имущества”

3. В.Распутин “Уроки французского”

4. Э. Хемингуэй “Старик и море”

5. Л.Толстой “Война и мир”

6. М.Горький “На дне”

Самостоятельна работа

8. Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его. Обратите внимание: без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной.

  • нельзя остаться равнодушным...
  • к сожалению...
  • огорчает то, что...
  • разделяя переживания автора, хочу сказать, что...

9. Напишите заключительную часть сочинения, чтобы приведенная ниже цитата образовала придаточную часть сложноподчиненного предложения.

Сегодня человек, только он один отвечает за все на земле... Поступки его должны быть разумны и человечны. Д.С.Лихачев

Проверьте себя (ответ на интерактивной доске)

Прочитайте фрагмент сочинения. Иллюстрацией к чему в исходном тексте может служить его содержание (комментарий, позиция автора, собственная позиция, заключение).

Мы покидаем отцовские дома в поисках собственного пути. А родители остаются позади, провожая нас любящим взглядом. Для них нет большего счастья, чем любить своих детей и радоваться их удачам.

VII. Рефлексия учебной деятельности (метод “Мудрый совет”)

VIII. Домашнее задание

Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.

Почему мы равнодушны друг к другу? Над этим вопросом размышляет К. Г. Паустовский.

Данная проблема раскрывается на примере повествования жизни Катерины Ивановны. Героиня совсем стара, а “на белом свете” она осталась одна. Родная дочь Катерины Ивановны Настя не приезжает вот уже 4 год (предложение 3).К. Г Паустовский обращает наше внимание на то, как Катерина Ивановна,”не стыдясь своих слез”, обняв дерево в саду, обращается к собеседнику:”Не дай вам бог дожить до такой одиной старости! Не дай бог.”Безусловно, автор осуждает поступок Насти.

К. Паустовский считает, что близкие люди, родители-это незамаменимые люди. Мы должны о низ заботиться и помогать им в трудных ситуациях.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, родители-это те люди, которые нас воспитали и вырастили. На протяжении всей жизни они дают нам свою поддержку и любовь, оберегая нас от всех невзгод. Свою позицию я готова подтвердить аргументами из литературы.

Из произведения А. С. Пушкина “Станционный

смотритель” вспоминаются главные герои Самсон Вырини его дочь Дуня. Влюбившись в молодого гусара, Дуня уезжает из дома, не сказав ничего отцу. Самон Вырин обезумен поступком дрчери, от горя и безысходности он спивается и умирает. Узнав, что отец Дуни умер, дочь едет на могилу отца, над которой плачет всю ночь.

В произведении Л. Н. Толстого “Война и мир” Мария Болконская проявляет бесконечную любовь и заботу к своему отцу. Отец княжны Марии Болконской очень сторг со своей дочерью. Он упрекает ее в том, что прочитает все письма, которые пишет Мария подругам. Несмотря на строгость и упреки отца, Мария Болконская все равно любит и уважает отца, проявляя заботу и внимание к нему.

Данный текст заставил меня задуматься о том, что родители-это самые близкие люди, мы не должны о них забывать. Нужно всегда одаривать их любовью, лаской и огромным вниманием.


Другие работы по этой теме:

  1. А. П. Чехов называл равнодушие – параличом души. Действительно, черствость способна порой оскорбить сильнее злости или ненависти. В рассказе “Телеграмма” К. Г. Паустовский также обращается...
  2. Осень. Прекрасное время года. В это время природа благоухает, цветет и пахнет. Прочитав текст К. Паустовского, где все происходит осенью. Волей, не волей задумываешься о...
  3. Сочинение по сборнику ОГЭ Н. Нефедовой, вариант 9, задание 15.2 “Но с тех пор я никогда не поверю, что есть на нашей земле места скучные...
  4. Настоящее искусство, по моему мнению, это способность донести до большинства людей нечто прекрасное, способное затрагивать их души, вызывать светлые чувства и приятные эмоции. Истинное искусство...
  5. Любовь и забота родителей окружают нас с самого детства. Мы взрослеем под сенью материнской любви и уходим во взрослую жизнь. Но как же родители, теперь...
  6. Тысячи людей стремись стать писателями. Они фантазировали, искали вдохновение, делали первые попытки печататься. Но лишь единицы становились известными. Почему? Константин Паустовский на примере молодого человека...
  7. Советский прозаик и публицист Б. П. Евдокимов поднимает в своей статье проблему семейных взаимоотношений. Тема остается актуальной и сегодня, ведь есть немало детей, неуважительно разговаривающих...