Введение

. «Маленький человек» в «Записках сумасшедшего»

Акакий Акакиевич Башмачкин - самый яркий представитель гоголевского «маленького человечка»

Мнение литературных критиков об образе «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя.

Заключение

Литература


Введение


Сущность понятия "маленький человек" относился к литературным героям, которые «жили» в эпоху реализма. Как правило они занимали самую низшую ступень в социальной иерархии. Такими представителями являлись: мещанин и мелкий чиновник. Образ "маленького человека" был актуален при демократической литературе. Его описывали писатели-гуманисты.

Впервые тема «маленького человечка» была упомянута писателем Белинским, в своей статье 1840 г. «Горе от ума». Данную тему так же рассматривали в своих произведениях такие классики русской литературы как М.Ю.Лермонтов, А.С. Пушкин, А.И.Куприн, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, А.П. Чехов, М. Горький, и другие. Среди писателей -реалистов, которые описывали «маленького человека» в своих произведениях можно выделить Франца Кафку и его «Замок, раскрывающий трагическое бессилие маленького человека и его нежелание примирится с судьбой». Немецкий писатель Герхарт Гауптман так же раскрыл эту тему в своих драмах «Перед восходом солнца» и «Одинокие». Данная тема во все времена была актуальна, так как ее задача состоит в том, чтобы отразить повседневную жизнь обычного человека со всеми его горестями и переживаниями, а так же бедами и маленькими радостями.

«Маленький человек» - это лицо народа. Характер образа «маленького человека» можно описать следующими характерными чертами: в большинстве случаев это бедный, несчастный человек, обиженный на свою жизнь, которого очень часто оскорбляют высшие чины. Итогом для данного образа является то что он окончательно разочаровавшись в жизни совершает безумные поступки, итогом которых является смерть. Это своеобразный тип человека, чувствующий свое бессилий перед жизнью. Порой он способен на протест. Каждый писатель видел его по-своему. Были и схожие черты. Но трагизм данной роли писатели отражали каждый по-своему.


Причины выбора темы «маленького человека» Н.В. Гоголем в своих произведениях


Впервые обозначение термина «маленький человек» был представлен в энциклопедии русской литературы. Его трактовка звучит так «обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное положение». Очень часто к данному персонажу приводился противоположный персонаж. Обычно это чиновник высшего ранга, который имел власть и деньги. А далее развитие сюжета следовало по следующему сценарию: Живет себе бедный «маленький человек», никого не трогает, ничем не интересуется и тут его осеняет прозрение, что возможно он жил не правильно. Он поднимает бунт, и тут его сразу останавливают или убивают.

«Маленькие люди» различны у Достоевского, Гоголя, Пушкина. Отличие проявляется в их характере, стремлении, протесте. Но имеется одна объединяющая, схожая черта - все они борются с несправедливостью, с несовершенством сего мира.

Читая книгу нередко всплывает вопрос Кто такой «маленький человек»? и почему он маленький? Меньшинство его сущности заключается в социальном статусе. Обычно это люди, которых мало заметно или вовсе не заметно. В духовном плане «маленьким человеком» считается обиженный, поставленный в определенные рамки человек, который вовсе не интересуется историческими и философскими проблемами. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов. Он не живет - он существует.

Русская литература с ее гуманным отношением к судьбе простого человека - не смогла пройти мимо. Рождается новый литературный герой, который появляется на страницах многих русских классиков.

Данным персонажем пропитаны все произведения Н.В.Гоголя. Одними из наиболее ярчайших примеров служат произведения: Шинель и Записки сумасшедшего - он раскрывал читателям внутренний мир простого человека, его чувства и переживания.

Но эти произведения не построены всего лишь на фантазии писателя. Гоголь в реальной жизни испытал все эти чувства. Прошел, так называемую, школу жизни. Душа Гоголя была ранена по приезду в Петербург в 1829 году. Перед ним открылась картина человеческих противоречий и трагических социальных катастроф. Он ощутил на себе весь трагизм жизни при должности бедного чиновника, среду молодых художников (Гоголь одно время посещал рисовальные классы Академии художеств), а так же переживания бедного человека у которого не хватает денег на покупку шинели. Именно благодаря этим краскам он нарисовал Петербург с его внешним великолепием и убогой душой. Писатель описал Петербург городом с искаженной душой, где гибнут таланты, где торжествует пошлость, где ... кроме фонаря, все дышит обманом. Все события происходившие с его главными героями Акакием Акакиевичем Башмачкином и Аксентием Ивановичем Поприщиным, происходили в этом страшном и лживом городе. . В итоге герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

В своих «Петербургских историях» он раскрыл истинную сторону столичной жизни и жизни бедного чиновника. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».

В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь выдвигает свою теорию значимости искусства для общества, схожие в ней элементы, которые являются движущими пружинами. Он рождает новое направление реализма в искусстве. В своем творчестве писатель раскрывает всю многогранность, ее движения, рождения в нем нового. Формирование реалистических взглядов в творчестве Н.В.Гоголя утверждаются во второй половине 30-х годов XIX века.

Эталоном реалистической литературы являлись «Петербургские повести», особенно «Шинель», которые имели огромное значение для всей последующей литературы, создавая в ней новые направления развития данного жанра.

Таким образом, «маленький человек» в произведениях Н.В. Гоголя зародился не случайным образом. Появление данного литературного героя является следствием жестокого обращения с самим писателям во времена его первым знакомством с Петербургом. Свой протест, а точнее крик души он выразил в своих произведениях «Записки сумасшедшего» и «Шинель»


2. «Маленький человек» в «Записках сумашедшего»

гоголь маленький человек башмачкин

Записки сумасшедшего, одна из самых печальных повестей Петербургские повести. Расказчиком является - Аксентий Иванович Поприщин - мелкий, обижаемый на службе в департаменте всеми чиновника-переписчика. Главный герой - является человеком дворянского происхождения, но бедный и ни на что не претендующий. С утра до вечера он сидит в кабинете директора и, преисполненный величайшего уважения к начальнику, очинивает перья его высокопревосходительству. В его характере наблюдается равнодушие ко всему, что его окружает. А его без инициативность убила в корне его дворянское происхождение. Поприщин считает, что создание репутации в основном зависит от должности им занимаемой, своими силами «простому человеку» ничего не достичь. Всем правят деньги. Поприщин имеет свои узаконенные понятия, интересы, привычки и вкусы. Свои представления о жизни. В пределах этого мира он ведет привычное самодовольное существование, не замечая того, что вся его жизнь -. фактическое надругательство над личностью и человеческим достоинством. Он просто существует в этом мире не замечая того как жестоко и несправедлива с ним судьба.

Однажды в голове Поприщина встает вопрос: «Почему я титульный советник?» и «И почему именно титульный?». Поприщин безвозвратно теряет здравый рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он задумывается о том, почему он так бесправен, почему все самое лучшее на свете достается не ему, а высшим чиновникам. Его безумная мысль превосходит границы и его убеждение в том, что он испанский король окончательно утвердилась в тогда уже помутненном рассудке. В финале повести Поприщин, на мгновение нравственно прозревший, вопиет: Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! Что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня? Блок заметил, что в этом вопле слышен крик самого Гоголя.

Таким образом, записки сумасшедшего - является неким протестом против несправедливых законов устоявшегося мира, где все давно уже распределено, где «маленькому человеку» не обрести в полной мере богатства, счастья. Все решают высшие чины - вплоть до жизненных устоев человека. Поприщин - дитя и жертва этого мира. Гоголь не случайно выбирает главным героем мелкого чиновника, он отел передать не только жалкие коммерческие черты данного персонажа, но и передать трагическое чувство гнева и боли за общественное унижение, извращение всех нормальных свойств и понятий в психологии Поприщина.


3. Акакий Акакиевич Башмачкин - самый яркий представитель гоголевского «маленького человечка»


Очень часто в жизни случается так, что более сильные оскорбляют слабых. Но в конечном счете именно эти бессердечные и жестокие люди являются еще более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего.

Как никому другому Акакию Акакиевичу Башмачкину были знакомы эти чувства. Эти чувства непосредственно передаются и читателю повести «Шинель». Достоевский считал, что именно из этой книги вышла вся русская литература.

Почему же Достоевский выделяет Гоголя, как первого, открывшего читателям мир маленького человека? Достоевский считал, что гоголь является создателем «маленького человечка». В повести «Шинель» существует только один персонаж, все остальные - лишь фон.

Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня... Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ маленького человека в своем творчестве.

Повесть Шинель - одна из лучших в творчестве Гоголя. В ней писатель предстает как мастер детали, сатирик и гуманист. Повествуя о жизни мелкого чиновника, Гоголь смог создать незабываемый яркий образ маленького человека со своими радостями и бедами, трудностями и заботами. Главный герой «Шинели» стал жертвой города, нищеты и произвола. Его звали Акакий Акакиевич Башмачкин. Он являлся вечным титульным советником, над которым нависли все тяжести и бремя этого жестокого мира. Башмачкин был типичным представителем мелкого чиновничества. В нем все было, типично начиная от внешности и заканчивая духовной принадлежностью. Башмачкин, по сути являлся жертвой жестокой действительности, чувства которой так хотел передать писатель читателю. Писатель подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин - робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич ни одного слова не отвечал и вел себя так, как будто бы никого и не было перед ним, когда сослуживцы сыпали на голову ему бумажки. Сущая нищета окружает главного героя, но он не замечает этого, так как занят делом. Башмачкин не грустит о своей нищете, так как он попросту не знает другой жизни.

Но главный герой «Шинели» за своей непроницаемой душой скрывал и другую сторону. на лице Башмачкина появилась ухмылка, рассматривая игривую картинку в витрине: «Остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина посмотреть на картину, где изображена была какая-то красивая женщина, которая скидала с себя башмак, обнаживши, таким образом, всю ногу… Акакий Акакиевич покачнул головой и усмехнулся, и потом пошел своею дорогою».

Писатель дает понять, что даже в душе «маленького человека» есть тайная глубина, неведомая и нетронутая петербургским внешним миром.

С появлением мечты - новой шинели, Башмачкин готов на все: терпеть любые унижения и ругани, лишь бы приблизиться к своей мечте. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Но надолго ли?

И вот когда, наконец, сбылась его мечта злая судьба сыграла злую шутку с героем. Грабители сняли шинель с Башмачкина. Главный герой упал в отчаяние. Это событие побудило в Акакие Акакиевиче протест и он твердо намерен идти с ним к генералу. Но не знал эта попытка, впервые в его жизни, потерпит неудачу. Писатель видит несостоятельность своего героя, но он дает ему возможность показать себя в этом не равном бою. Однаако он ничего не может сделать, ситема бюрократической машины настолько устоявшаяся, что сломать ее просто не возможно. Механизм давно запущен. И в конце концов Башмачкин погибает, так и не добившись справедливости. Он показывает нам финал истории о мертвом Акакие Акакиевиче, который при жизни был безропотным и смиренным, а после смерти стаскивает шинели не только с титульных, но и с надворных советников.
Финал данной повести заключается в том, что существование такого человека, как Башмачкина Акакия Акакиевича. в этом жестоком мире, возможно только лишь после его смерти. После своей смерти Акакий Акакиевич становится злостным привидением, который безжалостно срывает шинели с плеч все прохожих. В «Шинели» повествуется о самом ничтожном и незаурядном представителе человеческого общества. О самых рутинных событиях из его жизни. Который прожил много лет, не оставив о себе и следа Повесть оказала большое влияние на дальнейшее развитие русской литературы: тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных.

В данном произведении трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Гоголь сочувствует своему герою и в то же время посмеивается над ним, видя в нем умственную ограниченность. Акакий Акакиевич был абсолютно безынициативным человеком. За все годы своей службы он не продвинулся по служебной лестнице Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствовавшийся убогим жильем, жалким обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Гоголь смеется, но он смеется не только над Акакием Акакиевичем, он смеется над всем обществом.
У Акакия Акакиевича была собственное жизненное кредо, которое было так же унижено и оскорблено, как и его жизнь в целом. В переписывании бумаг ему «виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». Но и в нем сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним, сыпали ему на голову бумажки, а Акакий Акакиевич только и мог сказать: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И только один «молодой человек проникся к нему жалостью». Смыслом жизни «маленького человека» является новая шинель. Эта цель преображает Акакия Акакиевича. Новая шинель для него словно символ новой жизни.

4. Мнение литературных критиков о образе «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя


Известный литературный критик Ю.В. Манн в своей статье «Одно из самых глубочайших созданий Гоголя» пишет: «Нам, конечно, смешна ограниченность Акакия Акакиевича, но мы в то же время видим его незлобивость, видим, что он вообще находится вне эгоистических расчетов, корыстных побуждений, волнующих других людей. Словно перед нами существо не от мира сего».

И на самом деле душа и помыслы главного героя Акакия Акакиевича остаются неразгаданными и неизведанными для читателя. Известна лишь его принадлежность к «маленьким» людям. Каких либо высоких человеческих чувств - не наблюдается. , Не умный, не добрый, не благородный. Он всего лишь биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор.

В этом и заключалась делема которую поклонники Н.В. Гоголя трактовали по-разному. Одни считали, что Башмачкин был хорошим человеком, просто обиженный судьбой. Сущность, которого состоит из ряда достоинств, за которые его нужно любить. Одним из главных его достоинств, является то что он способен на протест. Перед смертью герой повести «бушует», угрожая в бреду «значительному лицу»: «…даже сквернохульничал, произнося страшные слова, … тем более что слова эти следовали непосредственно за словом «ваше превосходительство». После смерти Башмачкин является в образе привидения на петербургские улицы и срывает шинели со «значительных лиц», обвиняя государство, весь его чиновничий аппарат в безликости и равнодушии.

Мнение критиков и современников Гоголя об Акакии Акакиевиче разошлось. Достоевский увидел в Шинелибезжалостное издевательство над человеком; критик Аполлон Григорьев - любовь общую, мировую, христианскую, а Чернышевский назвал Башмачкина совершенным идиотом.

В данном произведении Гоголь затрагивает ненавистные ему мир чиновников - людей без морали и принципов. Эта история произвела на читателей колоссальное впечатление. Писатель как истинный гуманист выступил на защиту «маленького человека» - запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое теплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

Повесть «Шинель» произвела сильнейшее впечатление на современников.

Произведение «Шинель» является одним из лучших работ Н.В. Гоголя и по сегодняшний день. (В.Г. Белинский, Полн. собр. соч., Т.VI. - Стр. 349), это было премьерное открытие «маленького человечка» широкой публике. «Колоссальным произведением» назвал «Шинель» Герцен.

Сделалась знаменитой фраза: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели». Говорил ли действительно эти слова Достоевский, неизвестно. Но кто бы их ни сказал, не случайно они стали «крылатыми». Очень многое важное «вышло» из «Шинели», из петербургских повестей Гоголя.

«Внутренняя судьба личности - истинная тема первых, «чиновничьих» произведений Достоевского», - утверждает молодой критик В.Н. Майков, преемник В.Г. Белинского в критическом отделе «Отечественных записок». Споря с Белинским, он заявлял: «И Гоголь, и г. Достоевский изображают действительное общество. Но Гоголь - поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества, для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума» (Майков В.Н. Литературная критика. - Л., 1985. - с. 180).


Заключение


В обоих произведениях, нарушены границы. Только в «записках сумасшедшего» - это границы безумия и здравого смысла, а в «Шинели» - жизни и смерти. В конечном счете перед нами появляется не маленький, а вполне реальный человек. Со своими реальными проблемами, страхами и обидами. Поэтому нельзя судить героев данных произведений. Н. В. Гоголь наоборот стремился к тому, чтобы читатель прочувствовал, а где-то и ощутил на себе всю тяжесть и горечь земного мира, которую испытывали герои в данных произведениях.

Читая произведения Гоголя, перед нами предстает картина, одиноко стоявшего человека в синей замурзанной шинели, с любовью рассматривавшего цветные картинки витрин. Долго рассматривал данный человек великолепие содержимого витрин, с тоскою и тайной завистью. Мечтая, что станет обладателем этих вещей, человек совсем забыл про время и мир в котором он находится. И лишь некоторое время спустя он опомнился и продолжил свой путь.

Гоголь открывает перед читателем мир «маленьких людей», абсолютно несчастных в своем существовании, и больших чиновников, которые правят миром и судьбой таких как главные герои гоголевских произведений.

Всех этих героев автор связывает с городом Петербург. Городом по словам Гоголя, с великолепным видом и подлой душой. Именно в этом городе живут все несчастные люди. Центральное место в «Петербургских повестях» занимает произведение «Шинель». Это история про «маленького человечка», который в борьбе за свою мечту, испытал на себе всю несправедливость и жестокость мира.

Настолько были очевидны проволочки бюрократии, проблема «высших» и «низших», что про это невозможно было не писать. Произведения Н.В. Гоголя в очередной раз доказывают, по сути все мы являемся маленькими людьми - всего лишь болтиками большого механизма.

Литература


1.Гоголь Н.В. «Шинель» [текст] / Н.В. Гоголь. - М:.Владос, 2011.

2.Гоголь Н.В. «Записки сумасшедшего» [текст] / Н.В.Гоголь. - М:.Сфера,2009.

.Григорьев А.П. Сборник литературных критиков современности [Текст] / А.П. Григорьев, В.Н. Майков, Н.Г. Чернышевский. - М:.Книголюб,2009.-2010.

.Манин Ю.В. - Путь к открытию характера [текст]/Ю.В.Манин//Сборник литературной критики. - М:.Академия, 2010. - С. 152 -154.

.Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века: Учеб. -4-е изд доп.и перераб.- М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 2. Сравнение темы маленького человека в произведениях Пушкина и произведениях других авторов…………………………………………………...9

2.1. «Маленький человек» в произведениях А.С. Грибоедова…………………9

2.2. Разработка образа «маленького человека» у Н.В. Гоголя………………..10

2.3. Тема «маленького человека» в творчестве М.Ю. Лермонтова…………..10

2.4. Ф.М. Достоевский, как продолжатель темы «маленького человека»….11

2.5. Видение образа «маленького человека» Л.Н. Толстым…………………..13

2.6. Тема «маленького человека» в произведениях Н.С. Лескова……………16

2.7. А.П. Чехов и «маленький человек» в его рассказах………………………17

2.8. Создание образа «маленького человека» Максимом Горьким…………..20

2.9. «Маленький человек» в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна…………21

2.10. Тема «Маленького человека» у А.Н. Островского……………………...21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список источников литературы………………………………………………...25


Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма , обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Само понятие "маленький человек", скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. "Горе от ума"). Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями , проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

В мировой литературе можно выделить роман-притчу Франца Кафки «Замок, раскрывающий трагическое бессилие маленького человека и его нежелание примирится с судьбой.

В немецкой литературе к образу «маленького человека» тяготели Герхарт Гауптман в своих драмах «Перед восходом солнца» и «Одинокие». Богатство образов «маленького человека» в произведениях Гауптмана порождает множество различных вариантов (от малообразованного возчика до тонкого интеллигента). Продолжил традицию Гауптмана Ханс Фаллада .

В русской литературе XIX века изображение образа маленького человека стало особенно популярным. Над ним работали Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибодоев, Достоевский, Чехов, Лев Толстой и многие другие писатели.

Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего 19 - начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц литературных произведений, так как метод социалистического реализма не предполагает такого героя.

Глава 1. Образ «маленького человека» в произведениях А.С.

Пушкина

Величайший поэт 19 века А.С.Пушкин тоже не оставил незамеченной тему "маленького человека", только он обратил свой взор не на образ коленопреклоненного, а на судьбу несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать. Это повесть "Станционный смотритель", входящая в цикл "Повестей Белкина". Пушкин сочувствует своему герою.

Изначально его жизнь складывается нелегко.

"Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если скоро удастся ему избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей? боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца… Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием".

Но, герой повести Самсон Вырин , остается счастливым и спокойным человеком. Он привык к своей службе и имеет хорошую помощницу дочь.

Он мечтает о простом счастье, внуках, большой семье, но судьба распоряжается по-другому. Гусар Минский, находясь у них проездом забирает дочь Дуню с собой. После неудачной попытки вернуть дочь, когда гусар "сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу", Вырин был уже не в состоянии бороться. И несчастный старик умирает от тоски, горюя о возможной плачевной ее судьбе.

Евгений , герой "Медного всадника", похож на Самсона Вырина.
Наш герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных. Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.

Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье.

Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте. Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия. В романе "Капитанская дочка" в разряд "маленьких людей" входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов . Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество - сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: "Береги честь смолоду". Свою честь они сберегли. И так же дороги А.С.Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений.

Пушкин выдвигает в них демократическую тему
маленького человека (повесть "Станционный смотритель"), предваряющую собой "Шинель" Гоголя.

Вот что пишет в своей критической статье «Художественная проза Пушкина» литературовед С.М. Петров:

"Повести Белкина" явились в печати первым реалистическим произведением русской прозы. Наряду с традиционной тематикой из дворянско-усадебного быта ("Барышня-крестьянка") Пушкин выдвигает в них демократическую тему маленького человека (повесть "Станционный смотритель"), предваряющую собой "Шинель" Гоголя.

"Повести Белкина" явились полемическим откликом Пушкина на основные течения современной ему русской прозы. Правдивостью изображения, глубоким проникновением в характер человека , отсутствием всякого дидактизма "Станционный смотритель" Пушкина клал конец влиянию
сентиментально-дидактической повести о маленьком человеке типа "Бедной Лизы" Карамзина. Идеализированные образы, нарочито созданные в дидактических целях сюжетные ситуации сентиментальной повести сменяются реальными типами и бытовыми картинами, изображением подлинных радостей и горестей жизни.

Глубокий гуманизм повести Пушкина противостоит отвлеченной чувствительности сентиментальной повести. Манерный, впадающий в нравоучительную риторику язык сентиментальной повести уступает место простому и бесхитростному повествованию, вроде рассказа старика смотрителя о его Дуне. Реализм приходит на смену сентиментализму в русской прозе».

Д. Благой считает венцом пушкинского реализма, его последовательным завершением образ „маленького человека“, непритязательного „коллежского регистратора“, доходя даже до прямого отождествления жизненных идеалов Евгения („Медный Всадник“), наиболее типичного из серии подобных героев, - с устремлениями самого поэта.

«В действительности же Пушкин 30-х гг., не раз сочувственно изображавший жизнь и быт „маленьких людей“, наделявший последних теплыми человеческими чувствами, не мог в то же время не видеть ограниченности, скудости духовных запросов мелкого чиновника, мещанина, захудалого дворянчика. Жалея „маленького человека“, Пушкин в то же время показывает мещанскую узость его запросов.

Как характерен тип француза-учителя в „Дубровском“:

„У меня старушка мать, половину жалованья буду отсылать ей на пропитание, из остальных денег в пять лет могу скопить маленький капитал, - достаточный для будущей моей независимости, и тогда bonsoir, еду в Париж и пускаюсь в коммерческие обороты». – Подчеркивает А. Грушкин в статье «Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов».

Порой образ маленького человека у Александра Сергеевича переходят в описание народного героя . Обратимся к фрагменту той же статьи Грушкина:

«В „Песнях западных славян“ он нашел этого героя. Последний, казалось бы, наделен всеми чертами „маленького человека“. На первый взгляд перед нами невзыскательный, простой человек, жизненный уклад которого примитивен до крайности. О чем хотел бы, например, поведать старику отцу, находящемуся уже „за могилой“, герой „Похоронной песни?“

«Маленький человек» в литературе это обозначение довольно разнородных героев, объединных тем, что они занимают одно из низших мест социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью).

Поэтому «Маленький человек» часто выступает в оппозиции к другому персонажу, человеку высокопоставленному, «значительному лицу» (по словоупотреблению, принятому в русской литературе под влиянием «Шинели», 1842, Н.В.Гоголя), а развитие сюжета строится главным образом как история обиды, оскорбления, несчастья.

«Маленького человека» имеет интернациональное распространение , а ее истоки относятся к глубокой древности. Интерес к жизни «Маленького человека» обнаружила уже новоаттическая комедия; точка зрения «Маленького человека» была использована в сатирах Ювенала, обличавших моральную деградацию власть имущих. В средневековой литературе образец реализации такой точки зрения - «Моление» Даниила Заточника (13 век). Одним из первых произведений в европейской литературе, посвященных теме «Маленького человека», считается «Векфилдский священник» (1766) О.Голдсмита, где уже намечена типичная для этой темы сюжетная канва (преследование бедного человека, совращение его дочери помещиком).

Последовательно разрабатывалась тема «Маленького человека» в русской литературе 19 века, особенно после «Станционного смотрителя» (1830) А.С.Пушкина. Один из первых случаев употребления понятия встречается в статье В.Г.Белинского «Горе от ума» (1840), причем с четким описанием всей оппозиции: «Сделайся наш городничий <из «Ревизора» Гоголя> генералом - и, когда он живет в уездном городе, горе маленькому человеку… тогда из комедии могла бы выйти трагедия для «маленького человека»…».

В 1830-50-х тема «Маленького человека» разрабатывалась в русской литературе преимущественно в русле повести о бедном чиновнике; при этом происходила эволюция центрального персонажа, переосмысление мотивов его поведения. Если предмет устремлений Акакия Акакиевича Башмачкина - вещь, шинель, то в произведениях натуральной школы (Я.П.Бутков, А.Н.Майков и др.) демонстративно выдвигалась на первый план привязанность героя к дочери, невесте, возлюбленной, подчеркивалось несовпадение официальной (служебной) и домашней его жизни, преимущественное внимание уделялось мотивам чести, гордости, «амбиции».

Этот процесс достиг кульминационной точки в «Бедных людях» (1846) Ф.М.Достоевского, что было подчеркнуто полемическим отталкиванием главного персонажа повести от гоголевского Башмачкина. В литературе второй половины 19 века тема «Маленького человека» продолжала развиваться в творчестве Достоевского, А.Н.Островского, Э.Золя, А.Доде, у веристов (см. Веризм). У истоков темы в современной литературе стоит Швейк (Я.Гашек. Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны, 1921-23), чьи наивность и «идиотизм» являются оборотной стороной мудрости, оберегающей его от всевластия милитаризма и бюрократии.


Николай Васильевич Гоголь писатель, о творчестве которого можно говорить бесконечно. Он был талантлив и непосредственен. Диапазон его был безграничен. Каждая книга пропитана тонким юмором, патриотизмом, национальным колоритом, а может даже и жуткой фантастикой, которая наводит ужас. У Гоголя найдутся рассказы для разных возрастов, поэтому мы и знакомы с его творчеством с ранних лет.

Творчество Гоголя имело огромное значение для развития русской литературы, а его заслуги перед русским народом безмерны.

Он стал основателем целого направления в русской литературе, которое называлось «натуральной школой», оказал большое влияние на развитие творчества многих русских писателей, а его творчество и в наше время вдохновляет русских композиторов и художников.

На протяжении всей своей деятельности Н.В. Гоголь поднимал много важных тем в своих произведениях это и обычные житейские повседневности, заурядные явления действительности, обличал самодержавно-крепостнический строй и сочувственно изображал «маленьких людей» в повестях.

Кто же такой «маленький человек» спросите вы? Это тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Это обычный невыдающийся, бедный, незнатный человек, который занимает определённое место в жизни и обычно становится объектом насмешек и унижений со стороны более знатных по чину людей. Такие люди ощущают свое бессилие и всеми силами стараются скрыться от окружающего и жить в своем маленьком мире. Но они вследствие какого-либо произошедшего потрясения в их жизни становятся способны на бунт.

Первым, кто написал о таких людях, был А.С.

Пушкин в повести «Станционный смотритель». К этому же направлению принадлежали Ф.М. Достоевский и его «Преступление и наказание», А.П. Чехов «Человек в футляре», А.И. Куприн «Гранатовый браслет» и многие другие. Среди них также был Николай Васильевич Гоголь и его повести «Шанель», «Повесть о капитане Копейкине», «Нос», «Портрет», «Невский проспект» и наиболее трагическая повесть цикла «Петербургские повести» - «Записки сумасшедшего».

«Записки сумасшедшего» написаны в виде дневника, который якобы ведёт мелкий чиновник Аксентий Поприщин. Он довольно непривлекательный, образованный, но малокультурный служащий департамента, где его обязанности сводятся в основном к очиниванию перьев для «его превосходительства» директора. Это человек самого низкого звания, но мечты его наоборот велики и недосягаемы. Его мечта это находиться в кругу светских людей, и быть с ними на равных. Он влюбляется без памяти в дочь директора, но он настолько боязлив, что узнать о ней по- больше он захотел от ее собачки Меджи. Когда же Аксентий узнает о ее свадьбе и видит косые взгляды от Софии и Меджи, впадает в ярость. А когда спустя пару дней догадливый начальник узнает об этом, отругав, говорит, что «он – сорокалетний нуль, у которого нет ни гроша за душой – вздумал волочиться за директорской дочкой». Следующей его апатией стала мысль о том, почему же все достается высшим чиновникам, а не ему и становится, убежден в то, что он испанский король. Таким образом, чувства безысходности и обиды, неутолённое честолюбие в соединении с несчастной любовью доводят Поприщина сначала до нервного расстройства, а потом и до форменного сумасшествия.

«Повесть о капитане Копейкине» это еще одно произведение Николая Васильевича, в котором он раскрывает образ «маленького человека» и его взаимоотношения с верховной властью. Капитан Копейкин это офицер, потерявший на войне 1812 года ногу и руку. После войны он - инвалид был оставлен без средств существования, поэтому вскоре отправляется в Петербург и просит милости у государя. В городе он попадает на прием к вельможе, который является в повести представителем все той же высшей власти. Вельможа на первый раз отнёсся к нему благосклонно и велел «понаведаться на днях», но это повторялось снова и снова. Приходя изо дня в день к вельможе, инвалид Копейкин не смог взять свою заслуженную пенсию. Гоголь показывает нам довольно трагичный финал этой истории. Копейкина, разочаровавшегося в помощи государства, садят в тележку и везут неизвестно куда, где он со временем образует свою шайку разбойников. Таким образом, Гоголь показывает, что герой взял жизнь в свои руки так, как мог это сделать.

Таким образом, Н. В. Гоголь в своих повестях показал нам образ «маленького человека». Рассказал нам о том, что это человек невысокого социального положения, с мелочными желаниями и потребностями все же остается доброй личностью, никому не делающей зла, безобидной. Но с такими людьми высшее общество не желает считаться, поэтому всеми способами оставляет незамеченными их потребности. «Маленький человек» всегда теряется в толпе, так как ничем особенным не привлекает свое внимание. Он слишком обычен и незаметен. Но все же такой герой не так прост, как кажется на первый взгляд. Автор в каждого своего такого персонажа закладывает ранимый характер и душу. И если его довести до отчаяния будет способен противостоять против всего. Но как бы не был силен такой человек в порыве гнева, он всегда «ломается», что приводит либо к сумасшествию, либо к смерти.

Тема «маленького человека» приобретает особую актуальность в русской литературе во второй половине XIX века, когда авторам и читателям уже надоедает читать про чрезвычайно умных и талантливых «сверхчеловеков», им хочется видеть в произведениях обычных людей.

Появление темы маленького человека у Пушкина

Первым в этой традиции был А.С. Пушкин в его «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина» (1830 год), которые содержат в себе пять небольших повестей: «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Метель», «Гробовщик» и «Выстрел».

Героями всех их становятся обычные люди, не отличающиеся какими-либо выдающимися чертами. Они не лишние в своем обществе, они занимают в нем положеннное им незначительное место - это типичные представители российского общества после восстания декабристов. И рассказываются они таким же простым рассказчиком - маленьким человеком, который достоверно передает простой быт.

Особенно выразительна в этом отношении повесть «Станционный смотритель», в которой мы на примере главного героя понимаем, что не существует «маленьких» людей; у каждого из них свои, важные для кого-то проблемы, на которые не хочет реагировать общество.

Читателю становится жаль «маленького героя» Самсона Вырина и его дочь Дуню, читатель понимает, что любой человек заслуживает счастья.

Развитие темы маленького человека у Гоголя

Именно эта повесть была своего рода основой для Н.В. Гоголя, когда тот придумывает сюжет для своей повести «Шинель» (1842 год). Здесь мы, как и в «Станционном смотрителе», видим обычного мелкого человека, проблемы которого не хочет воспринимать общество.

Акакий Акакиевич Башмачкин уныло служит каждый день в своем департаменте, единственная его радость в жизни - потрепанная шинель. Когда ее похищают, никто не хочет помочь «маленькому человеку» в его горе, и в конце концов Башмачкин умирает от расстройства.

После смерти он в виде призрака летает по улицам Петербурга, срывая шинель с прохожих - таким образом он стремится добиться высшей справедливости.

Роль повести «Шинель» в русской литературе была огромной - именно ее считали «отправной точкой» авторы, впоследствии назвавшие свое течение «натуральной школой».

В центре внимания литературы этого периода - обычные люди и их обычная жизнь, без недосказанности и без прикрас. Следовательно, типичным персонажем для этого направления стал «маленький человек», а также его немаленькие проблемы.

Тема маленького человека у Достоевского

К этому же направлению принадлежал и Ф.М. Достоевский, любимой темой которого было описание жизни «униженных и оскорбленных» .

Эту же тему он и развивает частично в повести Бедные люди , но в основном в своем романе «Преступление и наказание» . Особенно интересен здесь образ главного героя Родиона Раскольникова - хоть он и мнит себя выше всех прочих людей, на самом деле является таким же «маленьким человеком».

Однако «маленький человек» у Достоевского идет дальше предыдущих: он сам говорит о своей тяжелой жизни, он не подчиняется обстоятельствам безмолвно. Такими же персонажами являются и другие герои романа - несчастная Сонечка Мармеладова, сестра Раскольникова Дуня, сам Мармеладов...