Народный художник СССР, Почетный гражданин Пскова

Петр Павлович Оссовский родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области на Украине. В 1944 году окончил среднюю художественную школу в Москве и поступил в Государственный художественный институт им.В.И.Сурикова, где учился в мастерской С.В.Герасимова. С 1954 года участвует в художественных выставках. В 1956 году принят в Союз художников. П.П.Оссовский за свою полувековую деятельность участвовал во многих крупных выставках у себя на Родине и за рубежом. Его произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, крупных музеях России и стран СНГ, а также в различных зарубежных коллекциях.

В 1970 году ему присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР», спустя пять лет - «Народный художник РСФСР». В 1961 г. художник совершает творческую поездку на Кубу и в Мексику. Серии следующих полотен, созданных после поездок в Италию, Чехию, Словакию и Болгарию, в высшей степени самобытны. В 1979 году был награжден Золотой медалью итальянской Академии искусств за серию «Славянские портреты», в 1985 году получил Государственную премию за цикл картин о Московском Кремле: «Золотой Кремлевский холм», «Века проходят над Кремлем», «Солнце над Красной площадью», «Дворцовая площадь». В 1988 году П.П.Оссовскому присуждено звание «Народный художник СССР», тогда же он был избран членом-коррес­пондентом Академии Художеств СССР, является лауреатом Государственной премии СССР.

В 1975 году состоялась персональная выставка «На земле Древнего Пскова» к 50-летию со дня рождения художника. Эта выставка стала первой в его многолетней творческой деятельности на Псковской земле, где он нашел свой «Малый, родной дом, свою Россию». Цикл картин в творчестве художника посвящен жителям Талабских островов. Им создан триптих «Пушкинская элегия». В последние годы более 80 картин подарил псковским музеям. В 1977 году издан авторский альбом «На земле древнего Пскова» (переиздан в 2003), а в 2005 вышел альбом живописных полотен «Моя художественная жизнь».

11 июля 2008 года Петру Павловичу Оссовскому присвоено звание «Почётный гражданин г. Пскова».

Библиография:

Иванов, //. Псковские.мотивы: [образы Псковской земли в творче­стве художника, отрывки из дневниковых записей, посвященные Псков­щине, репродукции картин] / И. Иванов//Юный художник. 2001. -№2. - С. 38-41.

Золотцев, С. Дар бесценный: художник Петр Оссовский Пскову/С Золотцев //Встреча. -2002. - № 10. С. 29-31.

Кочемасова, Т. «О чем хочу поведать людям»: [о творческом пути художника, истоках творчества, о семье; о работах, посвященных Псков­ской земле] / Татьяна Кочемасова // Слово. 2005. № 5. - С. 69-82.

Ефимова, И. Петр Оссовский: «Какое оно мое искусство, скажут люди»: [в Пскове родилась новая художественная галерея, ее появле­нию на свет псковичи обязаны художнику П. П. Оссовскому] / И Ефимо­ва //Новости Пскова. 2007. 27 июля. С. 4,15.

Пульс древнего Пскова /о художнике Петре Оссовском, кандидате на присвоение звания Почетного гражданина Пскова в 2008 году Биографи­ческие сведения/ Время псковское. 2008. №38 (10 июля). С. 13.

Левин, Н.Ф., Русанова, Л.Ф. В служении Пскову: Почётные граждане г. Пскова: (биобиблиографический сборник) /Н.Ф.Левин, Л.Ф. Русанова. - Псков: Издательство АНО ЛОГОС, 2008. – С. 116 - 117: фот. - (К 1105-летию первого упоминания Пскова в летописи).

С удовольствием дополняем рассказ подробностями о месте и времени проведения экспозиции (только до 7 июня! ), а также замечательным подробным интервью «Московского комсомольца» и видеосюжетом. Это надо прочесть и посмотреть…

87 лет не знал о расколе…

Петр Оссовский – заслуженный художник СССР, Лауреат Государственной премии СССР и Международной премии им. М.А. Шолохова, действительный член Российской академии художеств, почетный гражданин г. Пскова Родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области на Украине. В 1944 году окончил среднюю художественную школу в Москве, а в 1956 году принят в Союз художников.

Об основных направлениях своего творчества он пишет: «Человек и Родина, человек и земля. Любовь, материнство, семья - извечные темы искусства. И в этом я глубоко традиционен».

Среди картин последнего десятилетия многие произведения художника посвящены религиозной и исторической тематике. Как выяснилось, прожив долгую и творческую жизнь, П.П. Оссовский ничего не слышал о старообрядцах. Настоящим откровением для него стал просмотр кинофильма Николая Досталя «Раскол», из которого Петр Павлович впервые узнал о трагических событиях церковного раскола XVII века и судьбах старообрядчества.


Это открытие дало новый мощный толчок в творчестве художника. Оссовский написал ряд картин, посвященных событиям истории старообрядчества, исповедникам Старой веры и современным старообрядцам.

Наибольшую известность приобрел триптих «Аввакум». На трех полотнах, высотой около полутора метров, изображены три образа, или три сюжета. В центре – образ Спасителя, выполненный в стиле рублевского Звенигородского Спаса. На левой части - священномученик Аввакум у костра в последние минуты своей жизни, а также три старообрядческих старца с двуперстно воздетыми десницами.


Петр Оссовский/ Фрагмент триптиха Протопоп Аввакум – Боярыня Морозова

Правая часть триптиха посвящена преподобномученице Феодосии Морозовой. Она изображена сидящей в сени ангела. Триптих создан с использованием техники угольной графики, что придает этому произведению особый символизм и драматичность.

Митрополит Корнилий поздравил Петра Павловича с 90-летним юбилеем и пожелал ему здоровья и успехов в деле творческого переосмысления истории Руси и ее духовных истоков

Петр Оссовский отмечает 90-летие персональной выставкой

«МК»: Исповедь сурового реалиcта

Петр Оссовский: “Искусство, которое заставляет думать, вредно для правителей”.

«Нужно не смотреть, а видеть», - уверен основоположник «сурового стиля» Петр Оссовский. Художник, который не стремится копировать окружающий мир, а берет из него сюжеты, заставляющие думать. 19 мая он откроет в Академии художеств на Пречистенке свою ретроспективу, которую называет не иначе как исповедью. Она приурочена к 90-летию мастера. Накануне открытия выставки «МК» пришел поздравить художника с юбилеем.

В своей квартире-мастерской Петр Павлович встречает нас в своем любимом кресле, которое досталось ему от деда. Обстановка в мастерской аскетичная. Большую часть пространства занимают картины. Запах масляной краски витает в воздухе. На столе - десяток-другой изданий авторского альбома «Вспоминая былое». В центре залы - стол, на нем пишет художник, а рядом мольберт. За спиной мастера портреты его прародителей.

Я пишу вместе с ними. Предки мне всегда помогают! - объявляет художник. Он встречает гостей в домашней одежде. При этом выглядит не менее монументально, чем герои его полотен.

- Кто есть кто в вашей семейной родословной?

У меня она длинная. Мать - казацкого сословия, а отец из поляков. Так что я Тарас Бульба.

- Вы ведь на Украине родились?

Да, но только потому, что дед ушел из казаков в артисты и женился на полтавчанке, тоже артистке. Он имел свою труппу. Она дебютировала в Нижнем Новгороде в 1897 году, на ярмарке. Тогда были большие гастроли на Украине и России - тогда это считалось одно государство. Директор сахарного завода недалеко от Елисаветграда, бывший матрос с броненосца «Потемкин» Сухомлин, пригласил семью в село Малая Виска, где я и родился. В 20-е годы дед был главрежем Елисаветградского театра (теперь Кировоград). Очень тяжелые годы, голодные.

- Можете улыбнуться? - прерывает нашу беседу фотограф «МК», увлеченный съемкой харизматического героя.

Я невеселый человек. Месяцами молчу, я и холст. Думаю, чувствую, работаю, а вы ждете от меня улыбок? Живопись - молчаливый вид искусства. Не до смеха, когда она в упадке. А ведь это мощный вид искусства для формирования личности человека в тысячелетней истории России. Сталин понимал это. И сделал соцреализм.

- Идеологическое искусство.

Да, но параллельно с ним существовал русский реализм, продолжающий традиции отечественного искусства. Искусство ведь не классная дама, которая на горох ставит в угол. Искусство должно учить видеть, а не смотреть. Отделите идеологическое искусство от истинного искусства 60-х и показывайте. Но сегодня говорить о реализме не модно. Васильеву, бандитку эту с ее картинками, показывают, а полотна русских реалистов пылятся в запасниках. Инсталляции, абстракции - это не плохо (я многому научился у современного искусства), пусть будут, но пусть будет и реализм. Не нужно забывать, что абстракция и инсталляции вышли из реализма.

Кстати, в 1945-м мы с Гелием Коржевым делали эскизы росписей храма. Но до самих росписей дело не дошло - священники решили, что мы слишком молоды. Я к тому времени много сделал иконописных сюжетов и понял, что при других обстоятельствах мог бы стать иконописцем. Сейчас это никому не интересно. Повсюду американомания! Начиная от рекламы по телевидению и заканчивая речью: почему мы говорим «шоу», а не «спектакль», например? Зачем «воевать» с Америкой и копировать ее? Я матом ругаюсь, когда смотрю телевизор, - художник указывает на плазму в углу, которая выглядит инородным элементом в интерьере мастерской.

Русская быль Тициана

Вот тут была передача о Дрезденской галерее, - продолжает он, имея в виду историю той части коллекции, которую советские солдаты нашли в шахтах Саксонии в 1945-м, привезли в Москву, 10 лет она хранилась в ГМИИ Пушкина, пока не было принято решение вернуть несколько сот шедевров в Дрезден. - В 1945 году я ведь носил ее на руках, когда был студентом 2-го курса Суриковского института. Тогдашний директор Пушкинского музея, скульптор Сергей Меркуров, попросил нашего директора Сергея Герасимова дать ему в помощь нескольких студентов.

- Помните, какие шедевры тогда держали в руках?

Рафаэля, Тициана - да все! Так вот, рассказал я об этом журналистам, а потом смотрю передачу, а в титрах написано: «Искусствовед Петр Оссовский». Это при том, что у меня 70 лет творческой деятельности за спиной. Только за последние 15 лет я сделал свыше 25 выставок - в Софии, Минске, на Севере России. Картины потихонечку покупали. После разрушения Союза «новые русские», бывшие комсомольцы, стали скупать реализм.

- Интерес есть. Вот даже в Интернете продаются ваши картины - от 200 тысяч до миллиона рублей.

Вообще художник должен работать не ради заработка или популярности. Но таких сумм, которые вы называете, я не вижу. Считай, за копейки отдаю. Помню, лет 10 назад пришел один банкир и увидел, что я черновики выбрасываю. Посмотрел, нашел один этюдик и говорит: можно купить? Мне неудобно, я же выбрасываю это, ну, говорю, если 500 долларов дадите на краски, хорошо. Потом выяснилось, что он этюд за 10 тысяч долларов продал. А ведь этот банкир у меня целую серию про Кремль купил. Я его с натуры писал - из окон ЦК КПСС. Я там специально сделал колокольню Ивана Великого выше, чем кремлевские красные звезды, хотя в реальности не так.

За этот цикл меня в советское время кляли - мол, я продался правительству. А Горбачев в 1985 году дал Государственную премию. Я написал и салют на Красной площади, который видел в 1945-м. Я же там был: чудом пробрался на площадь, пролез под машинами и вылез около Исторического музея. Ох, сколько копоти было от машин! Но несмотря на это все обнимались! Это было небывалое единение!

- Петр Павлович, вы уже тогда начали писать, в 40-е?

Я родился в 1925-м. Начал рисовать очень рано, еще когда жил на Украине. Отца обвинили, что он белый поляк, а он был простой счетовод. Когда он узнал, что кто-то на него донес, то в один день увез семью в Нижний Новгород. Тем самым спасся, а то бы я был сыном врага народа. Тогда никто не разбирался, давали разнарядки - нужно столько-то шпионов найти, столько-то расстрелять, сослать. Люди ничего не знали об этом - они строили новое государство. Моя семья в 30-е годы переехала в Москву, сначала художественная школа, потом поступил в Суриковский, окончил. В 50-х начал выставляться.

- А потом случилась история с той самой картиной «Три поколения», которой историки искусства обязаны появлением термина «суровый стиль». Она ведь связана с Тицианом, которого вы держали в руках еще студентом в Пушкинском музее.

Да, но тут другая картина. Однажды в монографии Тициана мне попалась картина «Три возраста»: мальчик играет с собакой, старик - с черепом, а юноша - на флейте. Я ее переосмыслил. В 60-м году принес ее в Манеж, а там говорят: давай назовем «Три поколения», в духе соцреализма. Я согласился. Этим самым подставил себя под критику ЦК: что ж такое, выиграли войну, а едим в поле, старик ломает хлеб, будто ему нечего есть, а мальчик в рваных штанишках. А где же рабочие, крестьяне, счастливые пахари? С нее и начался «суровый стиль». Три газеты написали разгромные «подвалы», а с меня все как с гуся вода. Я не заболел, не запил, а продолжал работать. Если бы тогда сдался, то не было бы меня сейчас и моих работ. Критика позитивно повлияла на мою художественную жизнь. Эта тема потом мной глубоко разрабатывалась.

Я отразил правду, а за это мне по голове дали. Но тема стала для меня больше чем какая-то критика - я до сих пор ее тяну. Через десять лет после той истории расширил тему до четырех картин и назвал цикл «Рубежи жизни Родины». Они попали в Музей революции (теперь Музей современной истории России). А 10 лет назад, после выставки к 80-летию в Академии художеств, мне позвонил директор Русского музея Владимир Гусев и предложил выставку в Петербурге. Тогда я решил написать продолжение и переосмыслил «Рубежи жизни Родины», назвав цикл «История Красной державы».

- Вы покажете их на юбилейной выставке в Академии художеств?

Чтобы все показать, трех академий не хватит. И потом, мне пришла мысль, что рядом с современным искусством они будут выглядеть старомодно, а в галереях, где многие мои вещи хранятся, другая аура, они там хорошо смотрятся. Поэтому я сделал фоторепродукции, текстовые описания, где рассказывается история этого цикла и его значение в моем творчестве.

На День Победы люди придумали прекрасную акцию «Бессмертный полк», а я сделал то же самое, только в живописи. Это выставка не столько итоговая, сколько исповедальная. У меня ведь территория творчества - от берегов Байкала, через просторы Сибири и горы Алтая, в Центральную Россию, которую я объездил на велосипеде. Потом через Болгарию, Чехию, Словакию, Польшу до Италии, Кубы и Мексики.

Грозы веков

- Как же удалось вам туда попасть - ведь был «железный занавес»?

Все просто: я был восемь лет первым секретарем Союза художников России. Приходил и говорил, что хочу укрепить дружбу со странами-союзниками, а сам писал, что мне хотелось. Я, кстати, первым разделил Словакию и Чехию - у меня была выставка в 1978-м, называлась «Чешские и словацкие мотивы», а тогда это была Чехословакия. На ней я показал мои поиски красоты этих народов. Я делал такой эксперимент: писал Мадонну - традиционную деревянную скульптуру, которой 500 лет, а потом искал их в жизни и писал реальных женщин, славянских Мадонн.

- У вас есть портрет Фиделя Кастро. Вы встречались с ним?

Несколько раз. В составе делегаций. Мы с Виктором Ивановым были первыми советскими художниками, побывавшими в 60-е на Кубе. Как-то на обеде, пока он говорил с нашими гимнастами, я сделал набросок. Уже в Москве написал портрет маслом. И недавно возвращался к этой теме. Другой мой портрет Фиделя есть в Третьяковской галерее.

- В постоянной экспозиции я его не видела.

Не показывают. Политика. Живописцы моего поколения стоят в запасниках никому не нужные, разбитые, но уверен, что через десяток лет вспомнят, и это будет вопль. Я сказал об этом Путину полтора года назад, когда получал орден «За заслуги перед Отечеством». То, что сейчас происходит, - это замещение духовного в угоду развлечениям.


Петр Оссовский “Куба начеку”

- И что Путин ответил?

Да ничего. Правительство меняется, а родина остается. Народ тот же. От развлечений он тупеет. Искусство, которое заставляет думать, вредно для правителей. Но Россия умеет думать. И она все способна преодолеть, как доказали мы в годы войны. Не случайно открывает мою выставку триптих «Грозы ушедшего века». Сколько их было над Россией - а все ничего Родине. Посмотрите на картину: это все реальные лодки и храмы, но они написаны как символы, и за ними многое стоит. Те, кто умеет видеть, мой зритель, придет на выставку в Академию художеств, сможет их понять. Кто не может, должен искать своего художника. Искусство не навязывается.

24 октября на аукционе «Совком» будет продаваться небольшой пейзаж Петра Оссовского - единственного представителя «сурового стиля» в десятке ныне живущих художников - авторов самых дорогих работ, проданных на российских аукционах

Пока моя рука способна держать кисть и перо,
они будут активно говорить о том,
что меня волнует и что я хочу поведать людям.

Петр Оссовский

Он не любитель публичности, его интервью можно пересчитать по пальцам, все свободное время он отдает работе в мастерской.

Художники «сурового стиля» отказались от идеализированных и даже дидактических образов, созданных предыдущим поколением советских живописцев, - молодых интересовали их современники. Они стремились увидеть сами и показать другим возвышенное, романтическое и даже поэтическое начало в жизни и труде тех, кто жил и трудился рядом с ними. Молодые художники писали лица рабочих, крестьян, рыбаков, строителей, геологов - и наделяли их образы знаковыми (и оттого монументальными) чертами своего времени.


Для достижения такого эффекта, представители «сурового стиля» стремились максимально упростить и обобщить формы, сделать лаконичным силуэт, упрощалась и уплощалась также и композиция, выстраиваемая зачастую по законам коллажа - когда в пространстве одной работы некоторые элементы картины существуют как бы отдельно, даже со своей собственной перспективой, и потом как бы собираются художником на единой плоскости. Таким образом, композиция зачастую имеет вертикальное построение - планы (передний, средний и фон) строятся не в перспективе, а друг над другом. Упрощается и цветовая гамма: «суровостильцы» сторонники скорее графичных линейных ритмов, чем игры оттенков и полутонов, чаще используют лаконичные, ясные и выразительные цвета и цветовые акценты.

Сегодня оценки и трактовки «сурового стиля» сильно расходятся: одни исследователи противопоставляют его реалистическому, плакатному искусству сталинской эпохи; другие - видят в нем логическое продолжение советского реализма; третьи, например художник Борис Орлов , полагают, что «в реальности “суровый стиль” был сверху противопоставлен родившемуся в начале шестидесятых годов андеграунду».

Неоспоримо одно: художники «сурового стиля» смогли привнести в отечественное реалистическое фигуративное искусство новую эстетику, почерпнутую ими как в образах средневековых фресок, росписях Раннего Возрождения, так и в работах русской реалистической школы живописи, первой волны русского авангарда и современных им западных художников.


Немалую роль в формировании этой новой эстетики сыграло искусство Рокуэлла Кента. В 1958 и 1960 годах в Москве с аншлагом прошли две его персональные выставки, по окончании которых Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина получил в дар от автора около тысячи произведений. Новый, незнакомый художественный язык Кента стал для молодых, только что завершивших академическое образование художников глотком северного воздуха - холодного, свежего и чистого. Глотком, если угодно, «мужского» искусства - прямого, без намеков и полутонов, сдержанного и безусловно правдивого. Свое дело, быть может, сделала и повальная увлеченность советских мальчишек Джеком Лондоном - и оказалось, что так можно писать не только книги, но и картины, - словом, молодые Кента поняли и поверили ему. Художник стал настолько популярен, что в середине 1960-х годов и после на русский язык были переведены несколько автобиографических книг Кента: «Это я, Господи!», «В диком краю («Дневник мирных приключений на Аляске»)», «Гренландский дневник», «Саламина» и др.

Образование, знакомство с тем, что делали художники других эпох и культур, подготовило в художниках «сурового стиля» хорошую почву для собственного опыта. В 1961 году Оссовский отправился в свою первую длительную зарубежную творческую поездку - в Мексику и на Кубу, и там «почувствовал, что нашел свой собственный стиль». Потом были неоднократные поездки по Европе - в Италию, Чехию, Словакию и Болгарию. В этот период его интересовало всё - природа, города, архитектура, люди, главное - люди. К началу 1970-х все большее место в его творчестве начал занимать пейзаж: «Территория моего творчества - от берегов Байкала до вод Карибского моря».


В 1966 Пётр Оссовский впервые приехал в Псков, и с этого времени Псков и Изборск стали тем источником не только вдохновения, но и сил и самого существования, к которому художника тянуло неудержимо и у которого он в конце концов обрел себя. «Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры», - говорит об этом художник.

Вдохновленный русской стариной, он обратился к историческим, культурным корням, и вскоре нашел сюжет, который разрабатывает с середины 1970-х до наших дней, не повторяясь и не уставая, - это исторические, культовые монументальные архитектурные сооружения (кремли, соборы, церкви) на фоне вечности (незыблемой небесной тверди) - спокойные и статичные на контрастном фоне напряженного неба.

Оссовский настолько увлечен Псковом, что в 1975 году он организовал там свою юбилейную, к 50-летию со дня рождения, выставку «На земле древнего Пскова». Эта выставка стала первой из многих в его многолетней творческой деятельности в Пскове и на псковской земле.

Работы Оссовского последних десятилетий - это работы православного художника, наполненные отсылками к событиям из истории Древней Руси. Пожалуй, только сдержанный, лапидарный колорит, почти графичные силуэты его храмов на фоне неба и строгая северная природа его пейзажей выдают в нем художника «сурового стиля».

Искусство Оссовского было высоко оценено официальными художественными институциями. В 1979 году Оссовский награжден Золотой медалью итальянской Академии искусств за серию «Славянские портреты», а в 1985 году он получил Государственную премию СССР за цикл картин о Московском Кремле (1978–1985): «Золотой Кремлевский холм», «Века проходят над Кремлем», «Солнце над Красной площадью», «Дворцовая площадь». В 1988 году Петру Оссовскому присуждено звание «Народный художник СССР», тогда же он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1997 году он был удостоен Золотой медали Российской академии художеств за выставку произведений, показанных в ее залах годом ранее.


22 февраля 2013 года Пётр Оссовский был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. «Я верю, - сказал художник, принимая награду, - что у русского реализма есть будущее, ибо народ наш не может жить без искусства духовного, делающего жизнь человека богаче и ярче, наполненного чувствами и мыслями, возвышающими его самого и его воистину великую землю».

Один из самых ярких представителей «сурового стиля», мастер пейзажа, «музейный» художник, он и сегодня остается в центре внимания публики.

Работы П. Оссовского ценятся и на арт-рынке. Его картины можно встретить как на стенах галерей, так и в каталогах около десятка аукционных домов. В нашем

Свои соболезнования дочери Петра Оссовского выразил губернатор Псковской области Андрей Турчак:

«Ушел из жизни человек огромного неиссякаемого таланта, большой художник, настоящий патриот, честный, обладающий огромным внутренним достоинством человек, которого все вокруг безгранично ценили и уважали. Ваш отец преданно, подвижнически служил искусству и Псковской земле», - говорится в обращении главы региона.

Петр Павлович Оссовский родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области Украины. В 1950 году окончил Московский государственный художественный институт имени В. Сурикова из мастерской С. В. Герасимова.

Петр Оссовский стал одним из родоначальников «сурового стиля» - течения, появившегося в отечественном искусстве в начале 1960-х годов. Термин «суровый стиль»был впервые употреблен в 1960 году применительно к работе Оссовского «Три поколения» (1959), которая вызвала много противоречивых откликов.

Впервые Петр Оссовский приехал в Псков в 1966 году. «Благодаря Пскову и его людям ко мне пришло особенное понимание русских традиций и культуры», - писал сам художник. Особое место в творчестве Оссовского заняли жители Талабских островов, которым художник посвятил цикл картин «На земле древнего Пскова». В цикл входит множество пейзажей, в которых главным является природа этого края. Замысел «На земле древнего Пскова» возник из размышлений о Псковской земле - порубежной части России.

Художник подолгу жил рядом со своими героями: земледельцами, рыбаками, народными умельцами. Посещение Михайловского побудило его взяться за пушкинскую тему. Пушкину посвящен триптих «Пушкинская элегия». В честь 125-летия Псковского музея-заповедника, в апреле 2001 года художник подарил музею 45 своих произведений.

Работы Петра Оссовского хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, других крупных художественных музеях бывшего СССР, а также в частных и государственных коллекциях Германии, Болгарии, Польши, Чехии, Англии, Словакии, Италии, Испании, Финляндии, Японии, США, Египта, Израиля, Венесуэлы.

В 1979 году художник был награжден Золотой медалью итальянской Академии искусств за серию «Славянские портреты», в 1985 году он получил Государственную премию за цикл картин о Московском Кремле: «Золотой Кремлевский холм», «Века проходят над Кремлем», «Солнце над Красной площадью», «Дворцовая площадь». В 1988 году Петру Оссовскому присуждено звание «Народный художник СССР», тогда же он был избран членом-корреспондентом Академии Художеств СССР. В 1968 году за свой труд Петр Оссовский награжден орденом «Знак Почета».

С июля 2008 года - почетный гражданин города Пскова.

В Псковском музее с 2007 года существует персональная галерея живописных работ Петра Оссовского, посвященных истории и людям земли Псковской.