Эволюция музыки

В первой половине XVIII века эволюция музыки достигает блестящей эпохи. Зародившиеся в начале XVII века формы, достигают высшей ступени совершенства. Четыре великих мастера, работающие в четырех различных странах, определяют своим творчеством все музыкальное искусство данного периода: Александро Скарлатти в Италии, Жан Филипп Рамо во Франции, Иоганн Георг Гендель в Англии, и Иоганн Себастьян Бах в Германии.

В зависимости от вкусов и направлений, можно по-разному оценивать их произведения. Но то, что все четверо, каждый в своей области, выполнили свою миссию с равным совершенством, не подвергается сомнению. Двое из них немцы. Сила их творчества сконцентрировала вокруг себя все существенное, что было достигнуто до тех пор европейской музыкой.

В первой половине XVIII века все же еще господствовала итальянская музыка и, пожалуй, никогда не была более блестящей. По Германии еще в XVII веке распространяли обычай выписывать на должности в придворных капеллах и на службу в театрах итальянцев, даже целиком учреждать итальянскую оперу. Великолепие и пышность спектаклей превосходили все, что видели до того времени. Итальянцы появляются повсюду и занимают первые места в Англии, Польше, России, а не только в Германии. Одна Франция стойко сопротивляется натиску итальянской оперы и отбрасывает от себя одинаково как дурные, так и хорошие ее стороны.

Отделившись от Венеции, Неаполь в начале XVIII века принимает на себя руководство музыкальным движением в области оперы. Благодаря Франческо Провенцеале и Александро Скарлатти Неаполь, до тех пор не игравший значительной роли в ходе развития музыки, дает свое имя школе с определенным направлением и через это прославляется.

Франческо Провенцеале - композитор целого ряда опер: комических ("Раб своей супруги") серьезных на античные сюжеты (Кир, Креркс, Эритрея и др.). Франческо Провенцеале испытал влияние венецианцев, но выработал в результате стиль, вскоре ставший характерным для всей неаполитанской оперной школы, а затем и для всей итальянской оперы XVIII века.

Александро Скарлатти родился в 1659 году в Сицилии, умер в Неаполе в XVII 25г., ученик Кариссими, после постановки в Риме в 1679 г. своей первой оперы "Невинная ошибка" сделался в 1680 капельмейстером при дворе шведской королевы Христины, жившей в Риме. В 1694 Скарлатти становится капельмейстером вице-короля в Неаполе. С XVII 03 по XVI I 08 он управляет метризой (муз. школой) при одной из римских церквей, затем опять возвращается в Неаполь. Число сочинений Скарлатти колоссально: одних опер 1 XVIII, 700 кантат и т.д.

Стиль Неаполитанской школы отличается ярко выраженными особенностями. Прежде всего - это стиль мелодический, базирующийся уже целиком на нашей ладовой и тональной мажорно - минорной системе. Мелодия - главный элемент неаполитанской музыки, мелодия богато разросшаяся, страстная и знойная, выразительница могучего непосредственного чувства. Это чувство, общее всем, - сразу, с первых звуков, понятное. Таким образом, мелодика в неаполитанской школе - сильнейший обобщающий и объединяющий социальный фактор. Певучесть (вокальность) - существенное качество этой лирико-драматической музыки. Отсюда исходят ее формы, отсюда - выразительные мелодические речетативы неаполетанских опер с богатым инструментальным сопровождением, отсюда - вся своеобразная конструкция этих опер: последовательность арий, связанных речетативами.

Жан Филипп Рамо (1683-XVII 64) - один из ярчайших представителей оперного искусства XVIII века во Франции. Рамо сперва проявлял свою музыкальную деятельность как органист - теоретик и как композитор клавесинной и культовой музыки. Только в XVII 33 ему удалось привлечь внимание к себе как к театральному композитору своей оперой "Ипполит".

Это с начала до конца оригинальное, типичное французское произведение: все в меру, все ясно, все взвешено, чувство умерено разумом, вкусом и привычной дисциплиной человека, сдерживаемого рамками общественной вежливости, галантности и иронии. Музыка Рамо - полный контраст с чувственной обнаженностью итальянской лирики и с немецким "погружением в себя", в личную психическую жизнь. Правда, в творчестве Рамо - редкий случай - слились великий композитор и великий теоретик. Темперамент композитора охлаждается рассудочностью исследователя, и, наоборот, умозрительные выводы подержаны композиторской проницательностью и чувством, ибо теоретические работы Рамо все-таки скорее работы практика-музыканта, идущего от опыта, чем подлинного мыслителя.

Музыка Рамо изобразительна, пластична и театральна. Театр до конца 19 столетия был одним из самых важных органов французской интеллектуальной жизни. Большая часть, если не вся французская музыка XVII и XVIII века и дальше, включая Берлиоза, изобразительна и пластична и является музыкой театра и балета. Вся концертная и камерная музыка Франции от сюит Куперена до оркестровых сочинений Дебюсси, а в центре симфонии и оратории Берлиоза связана с театральностью. Вот еще несколько опер Рамо: Галантные Индейцы (XVII 35), Кастор и Поллукс (XVII 37) Торжества Гебы (XVII 39) Дарданус (XVII 39).

Очень важной для истории музыкальной драмы была реформа Глюка. Точкой отправления она имела неаполитанскую оперу, но сама реформа произошла на французской территории. В своей музыке Глюк выразил новые идеалы своей эпохи и создал произведение, до сих пор сопротивляющееся времени. Античный миф ожил в искренней и задушевной, кристально чистой музыке и в незамысловатом действии: ни интриг, ни интермедий, ни второстепенных персонажей (один жалкий амур фигурирует, как уступка старым оперным вкусам). Хор и балет образуют органические звенья в действии, а не случайные вставки. Знаменитое "нет" - суровый ответ теней ада на мольбы Орфея - один из сильнейших драматических эффектов, танцы и пение в Елисейских полях - один из трогательнейших моментов во всей театральной западноевропейской музыке.

"Орфей" был сочинен на итальянский текст, и главная роль еще предназначалась для альта. Но итальянцы, привыкшие к полнокровной чувственной мелодии и богатству колора культуры, не поняли простоты драматически выразительной музыки "Орфея". Глюк продолжал свое и предложил венецианской публике "Альцесту", а за ней еще одну оперу "Парис и Елена".

В первой половине XVIII века с творчеством Генделя (1685-XVII 59) и Баха немецкая музыка выдвинула две гигантские, недосягаемые вершины. В начале своей карьеры Гендель испытывал на себе неаполитанское влияние. Поскольку оно было господствующим, такой властный талант, как талант Генделя, не мог пройти мимо него, не преодолев его и тем самым не обогатив своей техники. Его ранние произведения в итальянском стиле не лишены выразительной красоты, но они не дают еще всего Генделя. То, что было в нем лучшего и оригинального, не могло сполна проявиться в чуждых ему формах. Как Глюк (и как впоследствии Моцарт), он должен был создать свое собственное искусство. Англия, с ее вековой, крепко организованной хоровой культовой музыкой дала ему в руки верное средство воздействия. Лично для него тяжело было вынести неуспех его опер и всей его борьбы за оперное дело, но для музыки провал Генделя в этой области надо считать безусловно хорошим исходом: неудачи открыли Генделю глаза и направили его на верную дорогу, может быть, против его воли. Гендель писал оратории - по сущности - музыкальные драмы. Вот все значительнейшие сочинения Генделя в этом роде: Мессия (XVII 42) Ацисс и Галатея, Эсфирь - XVII 32, Дебора - XVII 33, Празденство Александра или Торжество Музыки - XVII 36, Саул - XVII 38, Израиль в египте - XVII 39, Самсон - XVII 43, Валтасар - XVII 44, Иуда Маккавей - XVII 46, Иосиф - XVII 48, Сусанна, Соломон, Феодора, Иефта - XVII 48-XVII 51

Иоганн Себастьян Бах (1685 - XVII 50) - конечная точка длинной цепи эволюции. Сочинения Баха - могучие своды здания и купол, венчающий собой громадный монумент. Влияние Баха стало сильней чувствоваться не при жизни его, а с начала IXX века. И если нельзя согласиться с мнением современных почитателей его искусства, что Бах - создатель всей европейской музыки, то можно вполне считать его отцом современной музыки. Баху не довелось побывать в Италии. Поэтому его сочинения сохранили чисто немецкую терпкость. Поэтому же большинство ценителей музыки его времени, уже привыкшие к мягким ритмам, акцентам и катиленам неаполитанской школы, не поняли его гениального творчества и не оказали ему должного внимания: его сочинения казались напыщенными. Вне небольшого круга учеников и нескольких немецких органистов влияние Баха на его эпоху было крайне ограниченным. Его произведения гравировались очень редко. Большая часть их осталась в рукописях и собственноручно копировалась композитором.

Вольфган Амадей Моцарт (XVII 56-XVII 91) был учеником своего отца Леопольда Моцарта, выдающегося скрипача и педагога, угадавшего гений сына и посвятившего свою жизнь его формированию. В Мюнхене во время карнавала XVII 75 года сочинил оперу "Придворная Садовница", в том же году - "король-пастух". В XVII 81 в Мюнхене исполняется его серьезная классическая итальянская опера "Идоменей" . В XVII 82 году исполняется "Похищение из Сераля"! В XVII 86 ставят в Венен "Свадьба Фигаро". в XVII 87 в Праге идет "Дон-Жуан". XVII 88 сочинены три великие симфонии g-moll, Es-dur и c-dur. В XVII 90 пишет оперу "Так поступают все". В XVII 91 сочинены последние оперы "Тит","Волшебная Флейта" и "Реквием".

Harpsichord Suite No.5 in D minor

Основные сведения

Музыкант, исполняющий музыкальные произведения как на клавесине, так и на его разновидностях называется клавесинистом .


Происхождение

Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение — на алтаре в Миндене (1425 год). Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса, для сопровождения речитативов в операх. Около 1810 года практически вышел из употребления. Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX-XX веках.

Клавесины XV века не сохранились. Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция.

Они имели 8` регистр (реже два регистра 8` и 4`), отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Атака на этих клавесинах была отчетливее, а звук — более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов.

Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с 1579 года работали представители семьи Рукерс. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. С 1590-х в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами. Французские, английские, немецкие клавесины XVII века сочетают в себе признаки фламадских и нидерландских моделей.

Сохранились некоторые французские двухмануальные клавесины с корпусом из орехового дерева. С 1690-х во Франции производились клавесины того же типа, что и инструменты фирмы Рукерс. Среди французских клавесинных мастеров выделялась династия Бланше. В 1766 году мастерскую Бланше унаследовал Таскин.

Наиболее значительными английскими производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их инструменты имели облицованный фанерой дубовый корпус и отличались сильным звуком богатого тембра. В Германии XVIII века основным центром производства клавесинов был Гамбург; среди изготовленных в этом городе инструменты с 2` и 16` регистрами, а так же с 3 мануалами. Необычно длинная модель клавесина была разработана Й.Д.Дюлкеном, ведущим нидерландским мастером XVIII века.

Во 2-й половине XVIII века клавесин стал вытесняться фортепиано . Около 1809 фирма Киркман выпустила свой последний клавесин. Инициатором возрождения инструмента стал А.Долмеч. Свой первый клавесин он построил в 1896 в Лондоне и вкоре открыл мастерские в Бостоне, Париже, Хейслмире.

Выпуск клавесинов наладили так же парижские фирмы Плейель и Эрар. Плейель начала производить модель клавесина с металлической рамой, несущей толстые, туго натянутые струны; на инструментах этого типа Ванда Ландовска воспитала целое поколение клавесинистов. Бостонские мастера Фрэнк Хаббард (Hubbard) и Уильям Дайд (Dowd) первыми начали копировать старинные клавесины.

Устройство

Имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам.

На конце каждой клавиши стоит толкачик (или прыгун). На верхнем конце толкачика лангетта в которой закреплен плектр (язычок) из пера (на многих современных инструментах — из пластмассы), чуть выше плектра — демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии клавиши толкачик поднимается, плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит плектру вернуться на место под струну без повтороного защипывания струны. Вибрация струны заглушается демпфером.

Для регистровки, т.е. изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы (в нижней октаве некоторые хроматические ноты отсутствовали); в XVI веке он расширился до 4 октав (C — c«`), в XVIII веке до 5 октав (F` — f«`).

Типичный немецкий или нидерландский клавесин XVIII века имеет 2 мануала (клавиатуры), 2 набора струн 8` и один набор струн 4`(звучащих октавой выше), которые могут использоваться по отдельности или совместно, а так же механизм копуляции мануалов. Ножные и коленные переключатели регистров появились в конце 1750-х. У большинства инструментов есть т.н. лютневый регистр характерного носового тембра (для его получения струны с помощью специального механизма немного приглушаются кочками кожи или войлока).

Harpsichord Suite No.5 in D minor

Основные сведения

Музыкант, исполняющий музыкальные произведения как на клавесине, так и на его разновидностях называется клавесинистом .


Происхождение

Самое раннее упоминание инструмента типа клавесина фигурирует в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение — на алтаре в Миндене (1425 год). Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса, для сопровождения речитативов в операх. Около 1810 года практически вышел из употребления. Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX-XX веках.

Клавесины XV века не сохранились. Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция.

Они имели 8` регистр (реже два регистра 8` и 4`), отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Атака на этих клавесинах была отчетливее, а звук — более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов.

Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с 1579 года работали представители семьи Рукерс. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. С 1590-х в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами. Французские, английские, немецкие клавесины XVII века сочетают в себе признаки фламадских и нидерландских моделей.

Сохранились некоторые французские двухмануальные клавесины с корпусом из орехового дерева. С 1690-х во Франции производились клавесины того же типа, что и инструменты фирмы Рукерс. Среди французских клавесинных мастеров выделялась династия Бланше. В 1766 году мастерскую Бланше унаследовал Таскин.

Наиболее значительными английскими производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их инструменты имели облицованный фанерой дубовый корпус и отличались сильным звуком богатого тембра. В Германии XVIII века основным центром производства клавесинов был Гамбург; среди изготовленных в этом городе инструменты с 2` и 16` регистрами, а так же с 3 мануалами. Необычно длинная модель клавесина была разработана Й.Д.Дюлкеном, ведущим нидерландским мастером XVIII века.

Во 2-й половине XVIII века клавесин стал вытесняться фортепиано . Около 1809 фирма Киркман выпустила свой последний клавесин. Инициатором возрождения инструмента стал А.Долмеч. Свой первый клавесин он построил в 1896 в Лондоне и вкоре открыл мастерские в Бостоне, Париже, Хейслмире.

Выпуск клавесинов наладили так же парижские фирмы Плейель и Эрар. Плейель начала производить модель клавесина с металлической рамой, несущей толстые, туго натянутые струны; на инструментах этого типа Ванда Ландовска воспитала целое поколение клавесинистов. Бостонские мастера Фрэнк Хаббард (Hubbard) и Уильям Дайд (Dowd) первыми начали копировать старинные клавесины.

Устройство

Имеет форму продолговатого треугольника. Его струны расположены горизонтально, параллельно клавишам.

На конце каждой клавиши стоит толкачик (или прыгун). На верхнем конце толкачика лангетта в которой закреплен плектр (язычок) из пера (на многих современных инструментах — из пластмассы), чуть выше плектра — демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии клавиши толкачик поднимается, плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит плектру вернуться на место под струну без повтороного защипывания струны. Вибрация струны заглушается демпфером.

Для регистровки, т.е. изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы (в нижней октаве некоторые хроматические ноты отсутствовали); в XVI веке он расширился до 4 октав (C — c«`), в XVIII веке до 5 октав (F` — f«`).

Типичный немецкий или нидерландский клавесин XVIII века имеет 2 мануала (клавиатуры), 2 набора струн 8` и один набор струн 4`(звучащих октавой выше), которые могут использоваться по отдельности или совместно, а так же механизм копуляции мануалов. Ножные и коленные переключатели регистров появились в конце 1750-х. У большинства инструментов есть т.н. лютневый регистр характерного носового тембра (для его получения струны с помощью специального механизма немного приглушаются кочками кожи или войлока).

Становление классической музыки. Великие композиторы 17-18 века

Монтеверди. Д.Фрескобальди`. А.Корелли. А.Вивальди. А.Скарлатти.Д.Б.Перголези. Династии скрипичных мастеров.

МУЗЫКА ИТАЛИИ

Ж.Б.Люлли. Ж.Ф.Рамо. Ф.Куперен.

МУЗЫКА ФРАНЦИИ

Г.Перселл.

МУЗЫКА АНГЛИИ

Г.Шютц. Д.Букстехуде. Г.Ф.Гендель. И.С.Бах.

МУЗЫКА ГЕРМАНИИ

М.С.Березовский. Д.С.Бортнянский. Е.И.Фомин.

МУЗЫКА РОССИИ

На рубеже XVI-XVII столетий полифония, господствовавшая в музыке эпохи Возрождения, начала уступать место гомофонии (от греч. "хомос" - "один", "одинаковый" и "фоне" - "звук", "голос"). В отличие от полифонии, где все голоса равноправны, в гомофонном многоголосии выделяется один, исполняющий главную тему, а остальные играют роль аккомпанемента (сопровождения). Аккомпанемент представляет собой, как правило, систему аккордов (гармоний). Отсюда и название нового способа сочинения музыки - гомофонно-гармонический.

Появились произведения, написанные на религиозные тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. (Такие сочинения называют духовными, так как слово "духовный" имеет более широкое значение, чем "церковный".) Основные духовные жанры XVII- XVIII вв. - кантата и оратория. Возросло значение светской музыки: она звучала при дворе, в салонах аристократов, в общедоступных театрах (первые такие театры были открыты в XVII в.). Сложился новый вид музыкального искусства - опера.

Инструментальная музыка также отмечена появлением новых жанров, и в первую очередь инструментального концерта. Скрипка, клавесин, орган постепенно превратились в сольные инструменты. Музыка, написанная для них, давала возможность проявить талант не только композитору, но и исполнителю. Ценилась прежде всего виртуозность (умение справляться с техническими трудностями), которая постепенно стала для многих музыкантов самоцелью и художественной ценностью.

Композиторы XVII-XVIII столетий обычно не только сочиняли музыку, но и виртуозно играли на инструментах, занимались педагогической деятельностью. Благополучие художника в значительной степени зависело от конкретного заказчика. Как правило, каждый серьёзный музыкант стремился получить место либо при дворе монарха или богатого аристократа (у многих представителей знати были собственные оркестры или оперные театры), либо в храме. Причём большинство композиторов легко сочетали церковное музицирование со службой у светского покровителя.

Художественные направления 18 века и их характерные особенности

Художественное направление - принципиальная общность художественных явлений на протяжении длительного времени.

Барокко - направление в европейской архитектуре и искусстве конца 16-18 веков, для которого характерны:

Грандиозность, пышность и динамика;

Патетическая приподнятость;

Интенсивность чувств;

Пристрастие к эффектными зрелищам;

Совмещению иллюзорного и реального;

Сильные контрасты масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Классицизм - художественное направление в европейском искусстве 17-19 веков. Художники классицизма:

Признавали высшим образцом античное искусство;

Опирались на традиции Высокого Возрождения;

Стремились к выражению идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных "законах разума"

1. Краткая История Английской Музыки
2. Послушать музыку
3. Яркие представители Английской музыки
4. Об авторе этой статьи

Краткая История Английской Музыки

Истоки
&nbsp Истоки английской музыки – в музыкальной культуре кельтов (народ, проживавший в первом тысячелетии на территории современной Англии и Франции), носителями которой, в частности, были барды (певцы-сказители древних кельтских племён). В числе инструментальных жанров – танцы: жига, контрданс, хорнпайп.

6 - 7 века
  В конце 6в. – начале 7в. развивается церковная хоровая музыка, с которой связано становление профессионального искусства.

11 - 14 века
  В 11-14в. Распространилось музыкально- поэтическое искусство менестрелей. Менестрель - в средние века профессиональный музыкант и поэт, иногда рассказчик, служивший у феодала. Во 2-ой половине 14в. развивается светское музыкальное искусство, создаются вокальные и инструментальные придворные капеллы. В первой половине 15в. выдвигается английская школа полифонистов во главе с Джоном Данстейблом

16 век
  Композиторы 16 века
К. Тай
Д. Тавернер
Т. Таллис
Д. Дауленд
Д. Булл
Центром светской музыки стал королевский двор.

17 век
 В начале 17в. формируется английский музыкальный театр, ведущий своё начало от мистерий (музыкально – драматический жанр средневековья).

18- 19 века
  18–19 века – кризис в английской национальной музыке.
 В национальную музыкальную культуру проникают иностранные влияния, итальянская опера завоёвывает английскую аудиторию.
В Англии работали видные иностранные музыканты: Г.Ф.Гендель, И.К.Бах, Й.Гайдн (посещал 2раза).
  В 19 веке Лондон становится одним из центров европейской музыкальной жизни. Здесь гастролировали: Ф.Шопен, Ф.Лист, Н.Паганини, Г.Берлиоз, Г.Вагнер, Дж.Верди, А. Дворжак, П.И.Чайковский, А.К.Глазунов и др.. Создаются театр «Ковент-Гарден» (1732), Королевская академия музыки (1822), Академия старинной музыки (1770, первое концертное общество в Лондоне)

Рубеж 19 – 20 веков.
  Возникает так называемое английское музыкальное возрождение, то есть движение за возрождение национальных музыкальных традиций, проявлявшееся в обращении к английскому музыкальному фольклору и достижениям мастеров 17 века. Эти тенденции характеризуют творчество новой английской композиторской школы; её видные представители – композиторы Э.Элгар, Х.Пэрри, Ф.Дилиус, Г.Холст, Р.Воан-Уильямс, Дж. Айрленд, Ф.Бридж.

Вы можете послушать музыку

1. Пёрселл (Жига)
2. Пёрселл (Прелюдия)
3.Пёрселл (Ария Дидонны)
4.Rolling Stones "Ролинг Стоунз" (Kerol)
5. Beatles "Битлз" Yesterday

Яркие представители Английской музыки

Г. Пёрселл(1659-1695)

  Г. Пёрселл - крупнейший композитор семнадцатого века.
  В 11-летнем возрасте Пёрселл написал первую оду, посвящённую Карлу II. С 1675 г. в различных английских музыкальных сборниках регулярно публиковались вокальные произведения Пёрселла.
  С конца 1670-х гг. Пёрселл – придворный музыкант Стюартов. 1680-е гг. – период расцвета творчества Пёрселла. Он одинаково успешно работал во всех жанрах: фантазии для струнных инструментов, музыка для театра, оды – приветственные песни, сборник песен Пёрселла "Британский Орфей" . Многие мелодии его песен, близкие народным напевам, приобрели популярность и пелись при жизни Пёрселла.
  В 1683 и 1687 гг. были изданы сборники трио – сонат для скрипок и баса. Обращение к скрипичным сочинениям было новшеством, обогатившим английскую инструментальную музыку.
  Вершина творчества Пёрселла – опера "Дидона и Эней" (1689), первая национальная английская опера (по мотивам "Энеиды" Вергилия). Это крупнейшее явление в истории английской музыки. Её сюжет переработан в духе английской народной поэзии – опера отличается тесным единством музыки и текста. Богатый мир образов и чувств Пёрселла находит разнообразное выражение – от психологически углублённого до грубовато-задорного, от трагического до шутливого. Однако доминирующее настроение его музыки – проникновенный лиризм.
 Большая часть его творений вскоре была забыта, и сочинения Пёрселла получили известность лишь в последней трети 19-го века. В 1876г. было организовано общество Пёрселла. Интерес к его творчеству усилился в Великобритании благодаря деятельности Б. Бриттена.

Б.Э.Бриттен(1913 - 1976)

  Один из крупнейших мастеров английской музыки 20 века – Бенджамин Бриттен – композитор, пианист и дирижёр. Начал сочинять музыку с 8 лет. С 1929 года учится в Королевском музыкальном колледже в Лондоне. Уже в юношеских произведениях проявились его самобытный мелодической дар, фантазия, юмор. В ранние годы важное место в творчестве Бриттена занимают сольные вокальные и хоровые сочинения. Индивидуальный стиль Бриттена связан с национальной английской традицией (изучение творческого наследия Пёрселла и других английских композиторов 16 - 17 вв.). К числу лучших сочинений Бриттена, получивших признание в Англии и других странах, принадлежат оперы «Питер Граймс», «Сон в летнюю ночь» и другие. В них Бриттен предстаёт как тонкий музыкальный драматург – новатор. «Военный реквием»(1962 г.) – трагическое и мужественное произведение, посвящённое острым современным проблемам, осуждающее милитаризм и зовущее к миру. Бриттен гастролировал в СССР в 1963 , 1964 ,1971.

Музыкальные группы 20 века
«Роллинг Стоунз»

  Весной 1962 г. гитарист Брайн Джонс организовал группу, название которой было «Роллинг Стоунз». В состав «Роллинг Стоунз» вошли Мик Джаггер (вокал), Брайн Джонс и Кит Ричардз (гитары), Билл Уаймен (бас – гитара) и Чарли Уоттса (ударные).
  Эта группа принесла на британскую сцену жёсткую и энергичную музыку, агрессивную манеру исполнения и раскованное поведение. Они пренебрегали сценическими костюмами, носили длинные причёски.
 В отличии от «Битлз» (которые вызывали симпатию) «Катящиеся камни» стали воплощением врагов общества, что позволило завоевать стойкую популярность среди молодёжи.

«Битлз»

  В 1956 г. создан вокально – инструментальный квартет в Ливерпуле. В состав группы входили Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон (гитары), Ринго Старр (ударные).
  Коллектив завоевал бешенную популярность исполнением песен в стиле «биг – бит», а с середины 60-х годов песни «Битлз» стали более сложными.
  Они удостоились чести выступать во дворце перед королевой.

Об авторе этой статьи

В своей работе я использовал следующую литературу:
- Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Р.В.Келдыш. 1990
- Журнал «Студенческий меридиан», 1991 г. Спец.выпуск
- Музыкальная энциклопедия, Гл. Ред. Ю.В.Келдыш. 1978
- Современная энциклопедия «Аванта плюс» и «Музыка наших дней», 2002 г. Гл. ред. В.Володин.