Народное музыкальное искусство Белоруссии соприкасается с народной музыкой русского и украинского народа, западных и южных славян, значительная группа старинных песен связана с календарными обрядами, существовавшими у земледельческих народов. Распространены колядки, щедровки, веснянки, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, косарские, осенние песни. Многообразны песни семейно-обрядового цикла: свадебные, крестинные, колыбельные, причитания. Широко представлены хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни. Лирические песни разделяются на жанрово-тематические группы: любовные, балладные, казацкие, рекрутские, солдатские, чумацкие, песни крестьянской вольницы. В развитии белорусского музыкального фольклора большую роль сыграла русская революционная рабочая песня начала 20 в. Она оказала влияние на мелодику белорусской народной песни. Некоторые народные песни созданы на слова белорусских поэтов (М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа, К. Буйло). При Советской власти появились новые народные песни, развивающие традиции дореволюционных песен и черпающие содержание из современной жизни. Многие песни созданы самодеятельными композиторами и народными хоровыми коллективами (хоры сёл Большое Подлесье, Озёрщина, Присынки и др.). Старинные народные белорусские песни в своей основе одноголосны. Для них характерна волнообразная мелодика сжатого диапазона с постепенным движением и скачками, развитая орнаментика, гибкость ритмики, разнообразие исполнительских приёмов. Наиболее характерны чётные размеры, разнообразная метрика. Встречаются сложные и сметанные такты. Многоголосие в народной песне Белоруссии начало развиваться в 80-е гг. 19 в. Основная мелодия проводится в нижнем голосе, а в верхнем (т. н. "подводке") - сольная импровизация. Встречаются 3-голосные созвучия. Песни в быту исполняются без сопровождения, за исключением шуточных и частушек, которые поются под аккомпанемент гармоники (баяна). Ряд белорусских народных песен использован в произведениях русских и польских композиторов-классиков: в "Большой фантазии" Шопена, Первой симфонии Глазунова, операх "Снегурочка" и "Млада" Римского-Корсакова, "Литовской рапсодии", "Трёх симфонических песнях" Карловича, операх Монюшко (уроженца Белоруссии) и других.

Белорусские композиторы.

У. Г. Мулявін (1941-2003)

Нарадзіўся ў гор. Свярдлоўску (1941), памер - 2003 г., г. Мінск.

Закончыў Свярдлоўскае музычнае вучылішча па класу гітары (1952).

Народны артыст Беларусі (1979).

Заслужаны дзеяч культуры Рэспублікі Польшча (1991).

Член СК Беларусі (1986).

Асноуныя творы: опера-прытча «Песня пра долю»,музычны спектакль «На ўвесь голас»,вакальны цыкл «Я - не паэта», песенна-інструментальная кампазіцыя «Ванька - Встанька», «Праз ўсю вайну», «Вянок Багдановічу», песні, апрацоўкі беларускіх народных песень, музыка да драматычных спектакляў, кінафільмаў.

У. У. Алоўнікаў (1919-1996) Нарадзіўся ў гор. Бабруйску (1919).

Закончыў Беларускую дзяржаўную кансерваторыю па класу кампазіцыі прафесара В. А. Залатарова (1941).

Заслужаны артыст Беларусі (1955).

Заслужаны дзеяч мастацтваў Беларусі (1957).

Народны артыст Беларусі (1970).

Прафесар (1980).

Член СК Беларусі (1940).

Памёр у Минску (1996).

Уладзімір Алоўнікаў адносіцца да плеяды кампазітараў, якія вызначалі мастацкае аблічча беларускай песні ў пасляваенны перыяд. Творчасці кампазітара ўласдіва змястоўнасць, актуальнасць тэм. У яго творах адчуваюцца магутныя традыцыі рускай кампазітарскай школы, якія У. Алоўнікаў успрыняў ад свайго настаўніка В. А. Залатарова - вучня М. А. Рымскага-Корсакава і М. А. Балакірава. У той жа час У. Алоўнікаў - глыбока нацыянальны мастак. Яго музыка, шчырая і душэўная, стрыманая і строгая, мужная і праўдзівая, атрымала водгук у слухачоў, увайшла ў рэпертуар прафесійных і самадзейных калектываў.

Яўген Паплаўскі

Яўген Паплаўскі нарадзіўся 20 верасня 1959 года ў мястэчку Поразава Гродзенскай вобласці. Скончыў Беларускую кансерваторыю (Беларускую дзяржаўную акадэмію музыкі) па класу Ігара Лучанка і Дзмітрыя Смольскага ў 1986 годзе. Стажыраваўся пад кіраўніцтвам Сяргея Сланімскага ў Санкт-Пецярбургскай кансерваторыі і тамсама браў удзел у майстар-класах Тон дэ Леюва.

У 1991 годзе па яго ініцыятыве быў арганізаваны ў Мінску Міжнародны фестываль сучаснай камернай музыкі, які праводзіўся кожныя два гады да 1995.

3 1997 па 1999 атрымліваў стыпендыю Польскага Урада, на падставе чаго працаваў у Гданьску ў Акадэміі музыкі імя Ст. Манюшкі над творам для сімфанічнага аркестра «Барбара Радзівіл» і Студыі электраакустычнай музыкі Акадэміі музыкі ў Кракаве над уласным творчым праектам. Удзельнічаў у летніх курсах Аcanthe 2000 / Ircam.

Тикоцкий Евгений Карлович

Биография:

Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

Евгений Карлович Тикоцкий родился 26 декабря 1893 года в Петербурге. Способности к музыке проявились у него очень рано. Однако, закончив в 1911 году реальное училище, он по настоянию отца поступил на естественное отделение психоневрологического института в Петербурге, выговорив себе право заниматься одновременно и в музыкальном училище. Первое знакомство с музыкально-теоретическими основами, а также искренняя дружба с композитором В. Дешевовым вызвали у Е. Тикоцкого желание сочинять. Он начинает писать небольшие пьесы для фортепиано, пробует гармонизовать русские народные песни, более года работает над своей юношеской симфонией. В феврале 1915 года Е. Тикоцкого призывают в армию, и он попадает на фронт. Летом 1919 года вступает в ряды Красной Армии, осенью в составе Восьмой дивизии принимает участие в освобождении Белоруссии от белополяков.

Чуркин Николай Николаевич

Биография:

Николай Николаевич Чуркин (1869-1964)

Николай Николаевич Чуркин, отдавший служению музыке восемь десятков лет, родился 22 мая 1869 года в небольшом местечке Джелал-Оглы на юге Тифлисской губернии (теперь город Степанован Армянской ССР). В 1881 году его приняли в Тифлисскую военно-фельдшерскую школу. При школе был духовой оркестр, хор, класс рисования, увлекавшие мальчика гораздо больше, чем будущая медицинская карьера. И когда в 1885 году Н. Чуркин закончил школу, его оставили воспитателем и руководителем школьного духового оркестра. В 1888 году Н. Чуркин поступает в класс композиции М. Ипполитова-Иванова Тифлисского музыкального училища.

Зарицкий Эдуард Борисович

Композитор.

В 1964 окончил Минское муз. училище, в 1970-Белорус. конс. по кл. композиции А. В. Богатырева.

С 1970 работает в Белорус. филармонии (дирижер-консультант).Соч.: кантата (для сопрано, хора и орк.) - Красная площадь (сл. Б. Штормова, 1970); для орк. - симфония (1969), Вариации (1968); для гобоя с орк. - концерт (1970); для ф-п. - 6 прелюдий (1965), Вариации (1967), Фуга на две темы (1968); для влч. и ф-п. - соната (1968); для флейты и ф-п. - Рондо (1966); для цимбал и ф-п. - концертино (1971); для голоса и ф-п. - вок. циклы на сл. А. Вертинского (1971), на сл. Л. Хьюза (1967); обр. белорус. нар. песен.

Лученок Игорь Михайлович

Год рождения: 1938

Биография:

Игорь Михайлович Лученок (р. 1937)

Закончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции профессора А.В. Богатырева (1961), ассистентуру-стажировку Ленинградкой консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова под руководством профессора В.Н. Салманова (1965), аспирантуру Белорусской государственной консерватории под руководством профессора Т.Н. Хренникова. Лауреат премии Ленинского комсомола БССР (1969), лауреат премии Всесоюзного Ленинского комсомола (1972), заслуженный деятель искусств БССР (1973), лауреат Государственной премии БССР (1976). Народный артист БССР (1982). Народный артист СССР (1987).

Дзмітрый Браніслававіч СМОЛЬСКІ

Нарадзіўся ў гор. Мінску (1937)

Закончыў Беларускую дзяржаўную кансерваторыю по класу кампазіцыі прафесара А. В. Багатырова (1960), аспірантуру пад кіраўніцтвам прафесара Маскоўскай кансерваторыі М. І. Пяйко (1967).

Лаўрэат прэміі Ленінскага камсамола Беларусі (1972).

Заслужаны дзеяч мастацтваў Беларусі (1975).

Лаўрэат Дзяржаўнай прэміі Беларусі (1980).

Прафесар (1986).

Народны артыст Беларусі (1987).

Член СК Беларусі (1961).

Активная деятельность белорусских композиторов, музыкантов начиналась задолго до возникновения объединившего их творческого союза. В 1919 году появились песни Г.Пукста, в Бобруйске писал музыку Е.Тикоцкий. Через несколько лет в Мстиславле самодеятельные певцы и музыканты ставят первую белорусскую оперу на революционную тему: "Освобождение труда" Н.Чуркина. 20-е годы ознаменовались началом творческого пути Н.Аладова, написавшего романсы на стихи Купалы... Эти люди стали гордостью белорусского музыкального искусства. Особенно плодотворными были 30-е годы, когда за короткий срок в республике создаются хоровая капелла, филармония, Белорусская государственная консерватория, успевшая до войны сделать пять выпусков исполнительских факультетов и два (1937 и 1941) - композиторского.

Постановление ЦК ВКП (б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932) оно способствовало сплочению разобщенных сил, возникновению творческих союзов, том числе и Союза композиторов Беларуси.

А начинался он с секции при союзе писателей: Протокол №. от 2.07.1933 г. "Аб стварэннi аўтаномнай сэкцыi кампазiтараў пры Аргкамiтэце Саюза пiсьменнiкаў. Афармленне гэтай сэкцыi ўскласцi на тт. Дунца i Лынькова".

В 1934 году состоялась I Всебелорусская конференция композиторов, в соответствии с решением которой композиторская секция при СПБ переименована в Оргкомитет Союза композиторов Белоруссии (с 1938 года Союз советских композиторов Белоруссии). До 1992 года эта общественная организация входила составной частью в Союз композиторов СССР; с 1999 года она стала Белорусским союзом композиторов. Как было записано в Уставе: "мэта стварэння Саюза кампазiтараў - садзейнiчаць стварэнню высокамастацкiх твораў, творчаму росту кампазiтараў, стварэнню матэрыяльных i бытавых умоў для творчасцi". Воплощению этих целей в жизнь все 8 председателей БСК придавали первостепенное значение на протяжении всей его 70-летней истории.

Первым "вожаком" белорусских композиторов стал заслуженный артист БССР Исаак Любан, еще в 1929 году создавший первую в Белоруссии песню на партизанскую тематику - "Песню дукорских партизан". В предвоенные годы широкой известностью пользовалась его песня "Бывайце здаровы, жывiце багата". Во время Великой Отечественной войны Любан, как и другие деятели культуры, пошел добровольцем в армию, окончил курсы политруков и вскоре уже воевал на Западном фронте в должности комиссара стрелкового батальона. Никто из бойцов и не подозревал, что их политрук - автор песни, которую все прекрасно знали и любили. Композитору хотелось написать песню о будущей победе, хотя была еще весна 1942 года. Еще не было ни Сталинграда, ни Курской дуги, но уже была великая битва под Москвой. Семнадцать вариантов текстов, предложенных однополчанами, пришлось отвергнуть, и лишь восемнадцатый понравился всем. Слова припева: "Выпьем за Родину, выпьем за Сталина!" - знал, без преувеличения, каждый. Соавторы этих стихов - бывший шахтер, рядовой батальона Матвей Косенко и профессиональный поэт, сотрудник армейской газеты Арсений Тарковский. В мае 1942 года песня "Наш тост" была исполнена в Москве на концерте мастеров белорусского искусства и имела большой успех. Пела ее народная артистка СССР Лариса Александровская.

С белорусской музыкой народы Советского Союза познакомились еще раньше, во время первой Декады литературы и искусства Белоруссии в Москве (1940 год). Исполненные на ней оперы: "Мiхась Падгорны" Е.Тикоцкого, "Кветка шчасця" А.Туренкова, "У пушчах Палесся" А.Богатырева, балет "Салавей" М.Крошнера стали свидетельством высокого уровня белорусской советской музыкальной культуры (А.Богатырев получил Сталинскую премию за свою оперу). Сегодня трудно представить, чтобы в один год прозвучало столько крупных произведений, можно сказать, явлений в музыкальной жизни республики. Еще раньше, в 39-м, они были поставлены на сцене белорусского оперного театра. Говоря о традициях, как не вспомнить Василия Золотарева, ученика Балакирева и Римского-Корсакова, привнесшего в белорусскую музыку "нотки" русской, петербургской школы. Его балеты "Князь-озеро", "Повесть о любви", симфония "Белоруссия" вошли в золотой фонд белорусской музыкальной культуры. У него учились Подковыров, Оловников, Богатырев, ставший впоследствии вторым председателем правления союза композиторов. Анатолий Васильевич Богатырев - основатель современной белорусской композиторской школы, чье творчество охватывает практически все музыкальные жанры. Продолжая традиции классической музыки, в том числе русской, он - глубоко национальный композитор. В трудные военные и послевоенные годы он, возглавляя союз композиторов, повлиял на формирование многих творцов своими камерными ансамблями, а также жизнеутверждающими хорами, кантатами "Ленинградцы", "Беларускiм партызанам".

В 1943 году в Москве возобновил деятельность Союз композиторов Белоруссии, сумевший за короткий срок собрать большинство оставшихся в живых композиторов. В 1944 году после освобождения столицы Белоруссии композиторы, артисты оперного театра, вернулись в Минск. Тикоцкий привез оперу "Алеся" ("Девушка из Полесья"), ставшую, можно сказать, музыкальным символом Беларуси. Он писал ее в Горьком, в бомбоубежище. Минск был в руинах, не сохранились залы, инструменты, ноты, самое ценное восстанавливали по памяти. К своему первому послевоенному съезду в 1947 году союз композиторов подошел с заметными успехами. В этом году была поставлена первая национальная послевоенная опера (и первая белорусская опера на исторический сюжет) "Кастусь Калиновский" Д.Лукаса.

Начали проводиться знаменитые еженедельные "музыкальные среды" с прослушиванием новых сочинений, возобновлялась концертная деятельность. Сменивший А.Богатырева на посту председателя правления союза композиторов в 1949 году Н.Аладов, получивший образование в Петербурге, был одним из организаторов и преподавателей Белорусской консерватории. Автором более 260 музыкальных произведений, среди которых: опера "Андрей Костеня", музыкальная комедия "Тарас на Парнасе". Он заложил основы художественной обработки народных песен, многих жанров профессионального музыкального искусства.

Е.Тикоцкий возглавлял союз композиторов на протяжении 13 лет (с 1950 по 1963). В это время союз пополнился молодыми выпускниками Белорусской государственной консерватории. Среди них Г.Вагнер, Ю.Семеняко, Е.Глебов, Д.Смольский, И.Лученок, С.Кортес, Г.Сурус. Активизируется собирание и изучение записей фольклора, народных песен. Признание получают труды Г.Ширмы, Г.Цитовича, Л.Мухаринской. К важнейшим достижениям в жанре вокальной музыки следует отнести создание Государственного гимна БССР (сентябрь 1955 года) композитором Н.Соколовским (прославившимся известной песней "Неман") и автором текста М.Климковичем.

В последующие годы дело Е.Тикоцкого на посту "предводителей" союза достойно продолжили Д.Каминский, Г.Ширма, Ю.Семеняко. Союз стал высокопрофессиональной творческой организацией (пожалуй, единственным его членом с незаконченным высшим образованием был Владимир Мулявин - необычайно одаренный музыкант и композитор, вступление которого в союз единодушно поддержали и в Минске, и в Москве).

С 1980 года в БСК началась эпоха И.Лученка, возглавляющего его и поныне. Союз организует республиканские и международные музыкальные фестивали, проводит многочисленные концерты и встречи со слушателями, активно участвует в декадах белорусского искусства и Днях белорусской культуры в России, Украине, Литве, Узбекистане. Работают многочисленные комиссии: пропаганды белорусской, военно-патриотической музыки, музыкально-эстетического воспитания детей и юношества, музыковедения и критики, этномузыковедения и фольклора. Издается музыкальная литература, грамзаписи. Композиторы активно ездят в творческие командировки для сбора материалов к новым произведениям. Труднее стало все это осуществлять после "перестройки", когда государство уже не могло оказывать творческому союзу такую поддержку, как прежде.

Сегодня БСК и Белорусский республиканский союз молодежи возрождают лучшие традиции этой многолетней дружбы. К примеру, совместно проводят благотворительную акцию "Чернобыльский шлях - дорога жизни". При поддержке БСК возобновляет свою работу республиканский центр творческой и научной молодежи. За прошедшие годы создана профессиональная композиторская школа.

  • Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М.И. Цветаевой.
  • МУЗЫКА В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЭКРАНА
  • Профессиональная белорусская музыка возникла и развивалась в период существования СССР (1917–1991) как музыкальная культура Белорусской советской социалистической республики (БССР). С 1991 г. белорусское музыкальное искусство развивается в условиях самостоятельного государства. Композиторы, жившие и творившие в Беларуси XVIII–XIX вв., не оставили значительного творческого наследия, из которого могла бы сложиться национальная композиторская школа. Поэтому формирование белорусской композиторской школы осуществлялось в 1920-е годы.

    В 1920-х годах активно разрабатываются богатейшие пласты белорусского музыкального фольклора. Беларусь обладает самым уникальным в Европе музыкальным фольклором, в котором сохранились в почти нетронутом виде песни, относящиеся к I тыс. до н.э. и первым векам н.э. (в Европе и даже в России эти песни безвозвратно утеряны). Это календарно-обрядовые (колядные, масленичные, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные) и семейно-обрядовые песни (родинные, свадебные, погребальные голошения). Хорошо представлен и более поздний песенный фольклор (казацкие, бурлацкие, рекрутские, чумацкие, песни социального протеста и др.).

    В начале 1920-х гг. в Белоруссию приезжают композиторы из РСФСР – Н. Чуркин, Н. Аладов, Е. Тикоцкий. Они собирают и записывают образцы белорусского фольклора (сборники Чуркина «Белорусские народные песни», «Белорусские народные песни и танцы») и на их основе создают первые профессиональные произведения различных жанров.

    Они же – у истоков музыкального образования. В 1924 г. открылся Минский музыкальный техникум, в 1932 г. – Белорусская государственная консерватория. Оба учебных заведения некоторое время возглавлял Аладов. Одним из первых профессоров консерватории стал Е. Тикоцкий. С момента открытия консерватория готовит кадры музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов.

    Первые жанры, в которых работают белорусские композиторы – вокальные. Это обработки народных песен (наиболее распространенный жанр начального этапа белорусской музыки), массовые хоровые песни, романсы. Крупные вокальные сочинения – кантаты, пишут Т. Шнитман (композитор, трагически погибший во время оккупации в минском гетто) и Н. Аладов («10 год» – к 10-летию Октябрьской революции).

    Возникают первые оперы : «Освобождение труда» Чуркина (посвящена событиям революции) и «Тарас на Парнасе» Аладова (комическая опера на сюжет одноименной анонимной поэмы XIX в.), музыкальная комедия «Кухня святости» Тикоцкого (на антирелигиозный сюжет). Симфоническая музыка представлена Симфоньеттой Чуркина «Белорусские картинки» (1925, использованы цитаты 16 белорусских народных песен), 1-ой симфонией Тикоцкого (1927), 2-ой симфонией на темы бел. нар. Песен Аладова (1930). В области камерно-инструментальной музыки созданы Фортепианный квинтет Аладова (1925), «Калыханка» для струнного квартета Чуркина (1927), сюита для струнного квартета и фортепиано «Сымон-музыка» Г. Пукста (1928).

    В 1930–50-е годы особенно сильно выявляется стремление белорусской музыки влиться в общий советский музыкальный процесс. Консерватория и музыкальный техникум воспитывают первых отечественных композиторов. Помимо этого в 1930-е гг. виден недостаток профессионализма в белорусской музыке, который будет преодолеваться на протяжении всего периода. Темы творчества 1930-х гг.: социалистическое строительство, коллективизация и индустриализация. Особенно ярко проявились в вокальной музыке. В массовой песне это песни Пукста о первой пятилетке «Герою паровоза» и «Творчы наступ», знаменитая песня И. Любана, ставшая народной, «Бывайце здаровы» и песня С. Полонского на сл. Купалы «Вечарынка ў калгасе».

    В 1933 г. создана кантата «Над ракой Арэсай» Аладова, посвящённая мелиорации Полесья и коллективизации белорусской деревни.

    В 1937 г. к 100-летию со дня смерти Пушкина был объявлен конкурс на сочинение музыки на пушкинские тексты. В Белоруссии создано 3 кантаты: «Воевода» П. Подковырова, «Утопленник» М. Крошнера и «Сказка о медведихе» А. Богатырёва – это был весьма удачный дебют композитора – будущего классика белорусской музыки.

    Опера 30-х годов: 3 сочинения – «Міхась Падгорны” Тикоцкого (1938) на тему до- и послереволюционной жизни белорусской деревни, борьбы с кулаками и за личное счастье, «У пушчах Палесся» Богатырёва (1937) по повести Я. Коласа «Дрыгва», «Кветка шчасця» А. Туренкова (1936) на темы белорусских купальских легенд.

    В 30-е годы создан 1-ый белорусский балет «Соловей» М. Крошнера (1938) по повести Зм. Бядули. Здесь белорусский народный танец – основа музыкальной драматургии и сценического действия.

    Симфоническая музыка 30-х гг. связана с овладением жанром песенной симфонии. Наиболее известные проищзведения: 4 симфония «Беларусь» В. Золотарёва (1934), Симфоньетта До мажор Аладова (1936).

    В годы войны на территории оккупированной Белоруссии вместе с партизанским движением активно развивалась партизанская песня . Наиболее известны: «Партизаны. партизаны, белорусские сыны» (на текст Я. Купалы, написанный в 1941 г. и переброшенный на самолетах за линию фронта), «Мы йшлі на дзела ночкай цёмнай”, “Балада аб партызанцы Галіне”, “Песня пра Канстанціна Заслонава”.

    Белорусские композиторы находились или на фронте с оружием в руках (В. Оловников, Л. Абелиович), либо в эвакуации (Богатырев, Чуркин, Шнейдерман).

    Богатырев в военное время создал 2 кантаты: «Белорусским партизанам» на тот же текст Я. Купалы и «Ленинградцы» на стихи казахского акына Джамбу ла. В 1943 г. пишет лирико-драматическое Фортепианное трио.

    Аладов создаёт симфонические сочинения: балладу «В суровые дни» и поэму «Из дневника партизана» (в ней для показа фашистов использована тема «Ach, mein lieber Augustin»).

    После войны творчество композиторов, его темы и образы определяются мощным диктатом Союза композиторов БССР. В белорусскую музыку приходит новое поколение композиторов: Г. Вагнер, Ю. Cеменяко, Э¸Тырманд, Е. Дегтярик. Е. Глебов, Д. Смольский.

    В Белорусском государственном театре оперы и балета ставятся новые сочинения национальных авторов: оперы «Дзяўчына з Палесся” Тикоцкого (о событиях Великой Отечественной войны, о подвиге девушки-партизанки), «Надежда Дурова» Богатырева (об Отечественной войне 1812 г., о подвиге «девицы-кавалериста»), «Кастусь Каліноўскі» Д. Лукаса, «Яснае світанне” Туренкова (об объединении Западной и Восточной Белоруссии в 1939 г.), «Калючая ружа” Семеняко (о жизни современных студентов); балеты «Князь-возера» Золотарёва и «Падстаўная нявеста” Вагнера. Создаются новые симфонии, кантаты и оратории, хоровые произведения, инструментальные концерты, камерная музыка.

    Только в 1960–80-е годы , когда в России и в мире идет стилевое обновление, белорусская музыка достигает подлинного профессионализма. Это сказывается и в жанре симфонии (1-я симфония Смольского, 2-я симфония Глебова), и в опере, и особенно в балете. Белорусская балетная музыка впервые становится известна в мире.

    Опер создано за 30-летие больше, чем за весь предыдущий период. Среди них 3 оперы Семеняко («Когда падают листья», «Зорка Венера», «Новая зямля»), 2 оперы С. Кортеса («Джордано Бруно», «Матушка Кураж» по Б. Брехту), опера Вагнера «Тропою жизни», 2 оперы Смольского («Седая легенда» по Короткевичу и «Францыск Скарына»), опера В.Солтана «Дикая охота короля Стаха» по Короткевичу.

    В области балета не меньшее разнообразие. Создаются балеты на темы современности и недавней истории: «Мечта» и «Альпийская баллада» Глебова, «Свет и тени» Вагнера, «Крылья памяти» В. Кондрусевича; на темы и сюжеты русской и зарубежной литературы: «После бала» Вагнера по рассказу Л. Толстого, «Тиль Уленшпигель» Глебова по роману бельгийского писателя Шарля де Костера, «Маленький принц» Глебова по повести Экзюпери; на сказочные и легендарные сюжеты «Избранница» Глебова, «Буратино» Кондрусевича. Появляется ряд хореографических миниатюр – «Белорусская партизанская» Глебова, «Патриотический этюд» Смольского. По музыкально-драматургическим принципам белорусские балеты 60–80-х годов – это сплавы либо с музыкально-драматическим жанром (оперой – «Свет и тени»), либо с симфонией («Альпийская баллада», «Избранница»).

    Балеты Глебова «Тиль Уленшпигель» и «Маленький принц», а также балет С. Кортеса «Последний инка» получили признание за рубежом.

    В современной белорусской музыке балет по-прежнему занимает одно из лидирующих мест. Об этом свидетельствуют такие постановки как «Страсти» («Рогнеда») А. Мдивани (новаторский балет на тему крещения Руси и древней белорусской истории), «Макбет» В. Кузнецова и др.


    | | 3 | | |

    Год рождения: 1910

    Фотография:

    Биография:

    Петр Петрович Подковыров (1910-1977)

    Петр Петрович Подковыров родился 16 октября 1910 года в Челябинске. В 1928 году закончил Челябинскую школу-девятилетку. Как активный участник художественной самодеятельности получил путевку райкома комсомола на учебу в Свердловский музыкальный техникум. Закончив его в 1933 году по классу композиции профессора В. Золотарева, П. Подковыров продолжил свои занятия в Белорусской государственной консерватории в Минске и в 1937 году получил диплом композитора. С 1935 года П. Подковыров сочетал занятия в консерватории с работой в качестве инспектора Реперткома БССР, а позже – инспектора Управления по делам искусств. С 1938 года целиком отдался творчеству. В начале Великой Отечественной войны П. Подковыров эвакуировался в Майкоп, а в ноябре 1944 года возвратился в Минск и возобновил творческую деятельность. Начиная с 1948 года П. Подковыров – преподаватель Белорусской государственной консерватории. С 1969 года он доцент кафедры композиции. Награжден орденом «Знак Почета» (1955) и тремя медалями. В 1957 году П. Подковырову присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств БССР. Член Союза композиторов с 1934 года, неоднократно избирался членом правления Союза композиторов Белоруссии. // Журавлев Д.Н. Союз композиторов БССР: Краткий биобиблиографический справочник. – Мн.: «Беларусь», 1978. – С. 184–188.

    Музыкальне творчестоВ XIX столетии стал пробуждаться интерес общества к белорусскому народномумузыкальному творчеству. Это выразилось в собирании, публикации и изучении, а также композиторской обработке и концертной пропаганде белорусской народной музыки. Использование белорусских народно-песенных тем и интонаций встречается в творчестве Ф. Шопена, С. Монюшки, М. Римского-Корсакова, А. Абрамовича и др.

    Большую роль в музыкальной жизни белорусских земель сыграл польский композитор, уроженец Беларуси Станислав Монюшка. Музыкальное образование он получил в Минске под руководством Д. Стефановича. В 40-е годы XIX века композитор создал ряд комических опер по написанным В. Дуниным-Марцинкевичем либретто «Рекрутский набор», «Состязание музыкантов», «Идиллия». Венцом творчества С. Монюшки стала опера «Крестьянка» («Галька»), поставленная в Минске в 1852 году. От момента постановки оперы и до начала XX века в Беларуси не появилось больше ни одного серьезного произведения такого жанра, авторами музыки и либретто которого являлись бы белорусы.

    На музыкальную жизнь Беларуси XIX столетия большое влияние оказали также польские композиторы М. Карлович и Л. Роговский, включавшие в свои произведения народные белорусские мелодии. Среди выходцев Беларуси значительный вклад в развитие национальной профессиональной музыки внесли А. Абрамович и И. Шадурский. Первому из названных композиторов принадлежит музыкальное произведение в восьми частях «Белорусская свадьба», кадриль «Шесть пор года», фортепьянные фантазии, вариации, вальсы и т.д.

    Михаил Ельский (1831-1904) – выдающийся деятель музыкального искусства Беларуси второй половины ХIХ–начала ХХ вв., прославленный скрипач, талантливый композитор, публицист, фольклорист и музыкально-общественный деятель. Ученик В. Банькевича и А. Вьетана, М. Ельский ранее всего прославился как скрипач-виртуоз. В его репертуаре была широко представлена скрипичные произведения И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, К. Липиньского, Л. Шпора и др. Современники отмечали в его игре не только исключительную технику, но также глубокую музыкальность. Музыкально-публицистическая деятельность М. Ельского была связана с польской газетой “Ruch Muzyczny”, в которой появилось большинство его статей и очерков по вопросам скрипичной музыки. Помимо исполнительской и композиторской деятельности М. Ельский занимался собиранием, изучением и аранжировкой белорусского фольклора, а также выступил в числе организаторов Минского музыкального общества (1880) – первой на территории Беларуси музыкально-общественной организации. Музыкальное наследие М. Ельского достаточно обширно и разнообразно. Оно включает около 100 сочинений, в том числе два скрипичных концерта, серию фантазий, вариации, полонезы, концертные мазурки и др.

    Наполеон Орда родился в 1807 году в деревне Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (ныне Ивановский район Брестской области). После подавления восстания в 1831 году Наполеон Орда, опасаясь репрессий, был вынужден выехать за границу. Находясь в эмиграции, он много путешествовал по Европе, жил в Австрии, Швейцарии, Италии, а в сентябре 1833 года получил статус эмигранта во Франции и остался в Париже.

    Живя во французской столице, Наполеон Орда познакомился со многими выдающимися деятелями европейской культуры, среди которых были литераторы Адам Мицкевич и Иван Сергеевич Тургенев, Оноре де Бальзак и Стендаль, композиторы Фредерик Шопен, Ференц Лист, Джакомо Россини, Джузеппе Верди, Гектор Берлиоз. Атмосфера Парижа с его бурной культурной жизнью оказала влияние на развитие многогранных способностей молодого человека. Здесь он окончательно определил для себя приоритеты в творчестве - занятия музыкой и живописью.

    Свое музыкальное мастерство Орда совершенствовал у Фредерика Шопена и достиг в этом направлении основательных успехов. Как композитор он создал более 20 полонезов, мазурок, вальсов, ноктюрнов, полек, серенад, а также романсов и песен. Его произведения выделяются мелодичностью, драматизмом, виртуозным стилем и лиричностью. Они звучали со сцен Франции, Германии, Польши, России. С 1847 года Наполеон Орда работал директором Итальянской оперы в Париже и помимо сочинения, занимался преподаванием музыки.

    ыдающимся результатом его многолетнего педагогического и исследовательского труда стала "Грамматика музыки", вышедшая в свет в Варшаве в 1873 году. Много десятилетий она считалась одним из лучших пособий по теории музыки. Наполеон Орда получил известность и как литератор. Он писал статьи про выдающихся людей и интересные места. В 1839 году он стал членом Польского историко-литературного товарищества. обладая прекрасными данными музыканта и музыкального педагога, Орда все же отдавал предпочтение изобразительному искусству. Художественное образование он получил в студии мастера архитектурного пейзажа Пьера Жерара. Сферой его художественного интереса стала археология и архитектура. Первые циклы рисунков появились после путешествия художника по Франции и Рейнской области, совершенного в 1840-1842 годах. Потом были циклы по Испании, Португалии, Алжиру. В свободное время Наполеон Орда много путешествовал по Беларуси, Литве, Польше, Украине. В поездках он делал зарисовки архитектурных и исторических памятников, городов и местечек, мест, связанных с жизнью и деятельностью известных людей. В Беларуси Наполеон Орда сделал около 200 зарисовок. Он уделил особое внимание отображению усадеб и памятных мест, связанных с именами таких известных деятелей культуры, как Адам Мицкевич, Станислав Монюшко, Владислав Сырокомля и многие другие.

      Музыкальная культура Беларуси начала XX века. Роль музыки в театре И. Буйницкого.

    Начало XX века - расцвет белорусской музыкальной культуры и образования: открываются музыкальные школы и народные консерватории, создаётся театр оперы и балета. В современной Беларуси работают Национальный академический театр оперы, Национальный академический театр балета, Государственный музыкальный театр, Государственный академический народный оркестр имени И. Жиновича, Государственный академический симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы, Государственный академический народный хор имени Г. Цитовича, Академический хор Белорусского радио и телевидения, Симфонический оркестр оркестр Белорусского телевидения и радио, Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки, Государственный ансамбль танца и другие.

    Театральную деятельность Игнат Буйницкий начал с проведения белорусских вечеринок в своем имении, в которых принимали участие поливачивские парни и девушки. В 1907 году Игнат Терентьевич вместе с дочерьми Вандой и Еленой, а также со своими близкими друзьями создал в фольварке Поливачи любительский коллектив. Особенностью выступлений было то, что со сцены звучал белорусский язык, исполнялись знакомые простым людям народные танцы. Коллектив Игната Буйницкого начал приобретать популярность, и сельских артистов пригласили принять участие в первой публичной белорусской вечеринке, которая состоялась в 12 февраля 1910 года в Вильнюсе. Выступление труппы прошло настолько успешно, что Игнат Терентьевич решил создать профессиональный театр. В 1910-1913 годах труппа гастролирует не только по Белоруссии, но и в Вильнюсе, Санкт-Петербурге, Варшаве.

    Выступления труппы строились оригинально: сначала читались стихи, после шёл собственно спектакль, затем хор исполнял народные белорусские песни, а в финале на сцене появлялись танцоры. Игнат Буйницкий сам ставил пьесы, зачастую играл в них. Деятельность театра поддерживали прогрессивные деятели белорусской культуры: Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля, Элиза Ожешко, Тётка (последняя часто сама выступала в театре Игната Буйницкого). Состоятельные поклонники дарили Буйницкому золотые перстни. Выпускались открытки с его изображением

    Фрагмент конверта

    В репертуар входило более десятка танцев («Лявониха», «Юрка», «Воробей», «Метелица», «Мельник», «Антошка», «Кочан», «Черёмуха», «Полька» и другие). Исполнять народные песни помогал композитор Л. Роговский и хормейстер труппы Я. Феоктистов. Среди этих песен «Дуда-веселуха», «Ах ты дуй», «Подушечка», «За горами, за лесами», «Ох ты дуб», «Прилетели гуси». Ставились известные пьесы белорусских и украинских драматургов: М. Крапивницкого «По ревизии» и «Пошились в дурни», Э. Ожешко «Хам» и «В зимний вечер», К. Каганца «Модный шляхтич».

    Деятельность театра обеспечивалась доходами от имения Поливачи. В 1913 году появились материальные трудности, к тому же на театр оказывали давление царские власти, поэтому труппу пришлось распустить. Несмотря на все сложности, в 1914 году Игнат Буйницкий пытается воссоздать театр, но на сей раз мешает война.

    В 1917 году Буйницкий был одним из инициаторов создания «Первого товарищества белорусской драмы и комедии» в Минске, на базе которого возник Национальный академический театр имени Янки Купалы.

    На родине Буйницкого установлен памятник (1976, скульптор И. Миско)

      Творчество белорусских композиторов – основателей профессиональной композиторской школы (В. Золоторева, Н. Чуркина, Н. Аладов, Е. Тикоцкий, А. Богатырева и др.)

    Василий Андреевич Золотарёв русский и советский композитор и педагог. Преподаватель МГК имени П. И. Чайковского. Заслуженный артист РСФСР. Народный артист БССР. Лауреат Сталинской премии второй степени.

    Родился 1873 в Таганроге (ныне Ростовская область). Окончил Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге, получив в классе профессора П. А. Краснокутского специальность скрипача. Композиторскую специальность приобрел в Петербургской консерватории, где встретил «великих учителей» М. А. Балакирева, А. К. Лядова,Н. А. Римского-Корсакова, о которых позже опубликовал воспоминания. Затем начал преподавание в Придворной капелле. Класс В. А. Золотарёва здесь окончили А. В. Богатырёв, М. С. Вайнберг, Б. Д. Гибалин, К. Ф. Данькевич, М. И. Паверман.

    В 1905 году он покинул С.-Петербург, некоторое время работал в Московской консерватории. В 1918 году, будучи профессором, уехал преподавать в Ростове-на-Дону, затем в Краснодаре и Одессе. С середины 1920-х годов В. А. Золотарёв преподавал в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко.

    В 1933 году В. А. Золотарёв переехал в Минск, где по 1941 год преподавал в Белорусской консерватории. Здесь он написал симфонию «Белоруссия» (1934).

    У него учились Л. А. Половинкин, А. Г. Свечников, М. Е. Крошнер, Д. А. Лукас, В. В. Оловников и др.

    В. А. Золотарёв написал 3 оперы, среди которых выделяется опера «Декабристы», балет «Князь-озеро» (1949), 7 симфоний (1902-1962), 3 концерта, 6 струнных квартетов, кантаты, хоры, романсы.

    В. А. Золотарёв умер 1964 года в Москве.

    Чуркин Николай Николаевич. Родился в 1869 году В 1892 окончил Тбилисское музыкальное училище по классу композиции у М. М. Ипполитова-Иванова. Работал музыкальным педагогом (1892‒ 1914) в Баку, Каунасе, Вильнюсе. С 1914 ‒ в Белоруссии, с 1935 ‒ в Минске. Собирал музыкальный фольклор, в том числе белорусский (свыше 3000 записей; многие включены в сборнике белорусских народных песен и танцев, изданном в 1910, 1949, 1959). Перу Ч. принадлежат первые опыты создания белорусской советской оперы («Освобождение труда», 1922); он является основоположником национального жанрового симфонизма (симфониетта «Белорусские картинки», 1925). В числе сочинений Ч. также детская радиоопера «Рукавичка» (1940), музыкальная комедия «Песня Березины» (1947), пьесы для симфонического и духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерно-инструментальные ансамбли (в т. ч. 11 квартетов), хоры и песни на слова советских поэтов и др. Награжден 3 орденами, а также медалями.Список основных произведений: 2 Оперы «Освобождение труда» ,«Рукавичка» 2 Музыкальные комедии: «Кок-сагыз»,«Песня Березины» Для симфонического оркестра: Три симфониетты (1925, 1949, 1955). Две сюиты (1940, 1951). Сюита «Памяти Великой Отечественной войны» (1944). Танцевальная сюита (1950). Две миниааюры (1936). Вальс «Зялёны дубочак» (1950). Полька для двух ксилофонов и оркестра (1950).Для духового оркестра: Сюита в 4-х частях. Марш на три грузинские народные темы (1889). Торжественный марш (1900). Марш, посвященный 30-летию БССР (1948). Для оркестра белорусских народных инструментов. Три сюиты (1945, 1951, 1955). Сюита «Мары аб Палессі» (1953). Увертюра «Памяти Янки Купалы» (1952). Вальс «Перепелочка» (1950). Полька «Партызанка» (1950). Три сюиты для секстета домр (1945, 1950, 1952). «Голубец» (1949). Рапсодия (1952).Камерные инструментальные произведения: 11 струнных квартетов (1928, 1928, 1933, 1935, 1945, 1954, 1961, 1961, 1962, 1962, 1963). Для фортепиано: 10 пьес для младших классов музыкальных школ (1957). Мазурка (1960). Для скрипки с ф-но: Соната (1953). Рондо (1960). Песня без слов (1961). Две пьесы («Цярэшка» i «Калыханка», 1957).Для хора:

    «Посевная» – сл. А. Прокофьева. «Косарь» – сл. А. Кольцова. «Мороз-воевода» – сл. Н. Некрасова. «Што па садзіку» – сл. народные (запись Н. Гомолки). «Калгасны марш», «Карагод» – сл. А. Ушакова. «Камсамольцам», «Закліканне вясны», «Прывет вам, племя маладое» – сл. Я. Коласа. «Жніўная», «Песня аб Радзіме» – сл. А. Русака.и др.

    Для голоса с фортепиано «Кто говорит, что умер Ленин» (баллада) – сл. А. Акопяна. «Калгасная» – сл. П. Бровки. «Ты прыйдзі», «Над ракою у спакоі», «Ты з Заходняй, я з Усходняй», «За сахой, бараной», «Зайшло ужо сонейка», «Як у лесе зацвіталі», «Нашаму святу», «Я – калгасніца», «Як я полем iдy» – сл. Я. Купалы и др.

    Музыка к драматическим спектаклям

    Обработки

    Сборники, учебные пособия, записи

    Три сборника белорусских народных песен и танцев (1910, 1949, 1959), «Нотная азбука», «Некоторые советы изучающим пение», «Пособие для классного пения», «Самоучитель для семиструнной гитары». Записи более 3 000 грузинских, армянских, азербайджанских, таджикских, белорусских, литовских, польских народных песен и танцев

    Никола́й Ильи́ч Ала́дов белорусский советский композитор, педагог. Народный артист БССР. В 1910 году окончил обучение в Петербургской консерватории экстерном. С 1923 преподает в Государственном институте музыкальной культуры в Москве. В Минске с 1924 года, один из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 ее ректор, профессор.

    В годы войны, с 1941 по 1944, преподавал в Саратовской консерватории.

    Именем Н. Аладова названа музыкальная школа в Минске, установлена мемориальная доска. Один из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.

    Автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний, вокальных циклов на стихи Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка, других музыкальных произведений.

    Анатолий Васильевич Богатырё́в белорусский советский композитор и педагог. Народный артист БССР (1968). Лауреат Сталинской премии второй степени. Основатель белорусской национальной композиторской школы. Профессор (1960).

    А. В. Богатырёв родился 1913 года в Витебске. Окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 году, класс В. А. Золотарёва. С 1948 года преподаватель Белорусской академии музыки, затем её ректор. В 1938-1949 годах председатель правления СК БССР. Депутат ВС БССР (1938-1959).

    А. В. Богатырёв умер 2003 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.

    Среди произведений А. В. Богатырёва