Введение

Цыгамне -- собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признаванием «цыганского закона». Самоназвания основных «больших» групп -- ромб, симнти, мугамт, камлос, лом и некоторые другие; некоторые цыгане утратили прежнее самоназвание в процессе ассимиляции и преследований. Единого самоназвания нет, хотя последнее время в качестве такового предлагается термин Romanies, то есть «ромоподобные».

Британцы традиционно называют их Gypsies (от Egyptians -- «египтяне»), испанцы -- Gitanos (также от Egiptanos -- «египтяне»), французы -- Bohйmiens («богемцы», «чехи»), Gitans (искажённое испанское Gitanos) или Tsiganes (заимствование, предположительно, из русского), немцы -- Zigeuner, итальянцы -- Zingari, голландцы -- Heidens («язычники»), венгры -- Cigany или Pharao nerek («фараоново племя»), финны -- mustalaiset («чёрные»), турки -- Зingerie, Зingane; израильтяне, на иврите -- Tso"anim (цетрйн), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; болгары -- Цигани. В настоящее время всё бомльшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, «ромб» (англ. Roma, чешск. Romovй, финск. romanit и др.).

Сейчас цыгане живут во многих странах Европы, Передней и Южной Азии, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Численность по разным оценкам определяется от 2,5 до 8 млн и даже 10-12 млн человек. В СССР насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России по переписи 2002 года проживало около 183 тысяч цыган, по словам цыганских активистов -- до миллиона.

В данной работе мы попытаемся рассмотреть цыганскую культуру в развитии с древнейших времён до наших дней, объясним, почему цыгане, не имея как таковой территориальной закрепленности, всё-таки являются нацией, приведём краткую историю цыган, расскажем о цыганской обрядности, системе ценностей, национальном костюме, литературе, музыке.

Цыгане как нация

Цыгане как нация

8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие национальных символов: флага и гимна, основанного на народной песне «Джелем, джелем». Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт. Такими символами обычно украшаются цыганские книги, газеты, журналы и сайты, один из этих символов обычно входит в логотипы мероприятий, посвящённых цыганской культуре.

Романистан

Возможны варианты Романестан, Ромастан, Романотхан, Роматхан, Республика Романистан. Обозначает совокупность всех цыган мира, цыганское общество. Цыгане в большинстве своём уверены, что для их республики не надо земли: её территория пролегает «по душам людей». Главный закон Романистана -- «Романо законо», «Романипэ», т.е. цыганский закон, цыганские традиции. Неисполняющий цыганский закон автоматически оказывается за пределами «республики». Республикой Романистан считается в силу особенностей устройства цыганского общества, более всего похожего на демократию.

Цыганский язык

Цыганский язык состоит из множества удивительно различных наречий, которые объединяет то, что все они являются производными от санскрита, имеют практически одинаковую грамматику и много родственных слов. Цыгане говорят на цыганском языке индоарийской группы индоевропейской семьи, распадающемся на ряд диалектов, обычно владеют также языками народов, среди которых живут оседло или кочуют.

Цыганский язык (романым чиб) -- язык цыган. Относится к индоарийской ветви индоевропейских языков. Цыганский язык сложился в условиях изоляции от близкородственной индоарийской языковой среды, сохранив основной лексический фонд древнеиндоарийских языков и типологическую близость со среднеиндийскими и новоиндийскими языками.

Основные черты цыганского языка в области фонетики: оглушение звонких аспират: gh > kh, dh > th, bh > ph, ослабление аспирации: ch > с, th > t, bh > b, децебрализация: > r, > r, h > r, > s, > љt, оглушение аффрикат: j > с и др. В области морфологии цыганского языка: превращение послелогов в новую падежную флексию, противопоставление основы прямого падежа основе косвенных, отсутствие у неодушевлённых имён существительных форм винительного падежа, появление сложных форм будущего времени и др.

Этнические группы цыган, пройдя разный миграционный путь, говорят на различных диалектах, в большей или меньшей степени подвергшихся влиянию окружающих языков в области лексики, фонетики и синтаксиса. Длительное пребывание на территории Византии способствовало проникновению в цыганский язык некоторых черт, общих для всех языков, распространённых на Балканах: артикль, способ выражения форм инфинитива и др.

Цыгане обычно используют язык и письменность тех народов, среди которых живут. Так цыгане СССР с 1927 года использовали алфавит на основе русского с добавлением буквы Ґ ґ и с вычетом букв Щ щ и ъ (диалект русских цыган). В бывшей Югославии использовался алфавит на латинской основе: A a, Д д, B b, C c, И и, Kj kj, D d, Gj gj, Dћ dћ, E e, F f, G g, H h, X x, I i, J j, K k, L l, Lj lj, M m, N n, Nj nj, O o, P p, Q q, R r, S s, Љ љ, T t, U u, V v, Z z, Ћ ћ.

Существительные в цыганском языке склоняются по семи падежам:

именительный

винительный

дательный

отложительный

притяжательный

творительный

звательный

Местоимения имеют только шесть падежей (отсутствует звательный).

Существительные мужского рода в единственном числе именительном падеже имеют обычно ударное окончание «-о», «-ё», «-ибэн/ыбэн», «-ипэн/ыпэн» или нулевое. Существительные женского рода в единственном числе именительном падеже имеют обычно ударное окончание «-ы», «-и» или нулевое.

Склонение прилагательных зависит от того, относятся ли они к существительному или находятся в предложении сами по себе.

Склонение существительного зависит не только от рода и окончания, но также от того, обозначает ли оно одушевлённый или неодушевлённый предмет и является родным или заимствованным.

Почти все существительные, обозначающие абстрактные понятия, мужского рода.

Отсутствует неопределённая форма глагола, у глагола четыре временных формы (две прошедших, одна будущая и одна для настоящего + будущего совершенного времени).

Система склонений и падежей позволяет ставить слова в предложении в почти любом порядке.

Национальные символы.

Как у всех наций, у цыган есть национальные праздники, флаг и гимн.

Основные цыганские праздники

Цыганский флаг

Цыганский флаг (цыг. O styago le romengo/Романо стяго) -- национальный флаг цыган. Принят на Всемирном цыганском конгрессе в Лондоне, 1971. Флаг разделён на два поля -- синее (верх) и зелёное (низ), символизирующие небо и землю соответственно. В центре флага находится красная чакра (колесо), символизирующая индоарийское происхождение цыганского народа (аналогичная чакра имеется на флаге Индии).

Среди цыган распространенно также мистическое толкование элементов флага. Зелёное поле интерпретируется как область материального, практического, синее поле -- как область духовного, а колесо-чакра -- как жизнь цыгана. Взаимное расположение элементов означает, что цыган всю свою жизнь находится в пути, физически или духовно, а также что он не должен забывать ни о земных делах, ни о душе. Красный цвет колеса -- цвет крови, пролитой цыганами в борьбе с фашизмом во время Второй Мировой Войны, а также крови жертв геноцида, крови, о которой цыган никогда не должен забывать.

Флаг цыганского движения в Хорватии отличается от данного тем, что на нём изображена золотая, а не красная чакра. Кроме того, оттенки и способ изображения колеса-чакры варьируется на флагах разных организаций и этногрупп.

Цыганский гимн.

Цыганский гимн -- один из двух общенациональных символов цыганского народа, наряду с цыганским флагом. Принят 8 апреля 1971 года на первом Всемирном конгрессе цыган. Написан на основе песни «Джелем, джелем». Автор слов -- Ярко Йованович.

Особенностью гимна является отсутствие чётко установленной мелодии, каждый исполнитель арранжирует народный мотив по своему. Также существует и несколько вариантов текста, у которых в точности совпадают только первый куплет и припев. Все варианты признаются цыганами.

На цыганском языке

На русском языке

Маладилэм бахталэ ромэнса,

Джелем, джелем, лунгонэ дромэнса,

Маладилэм бахталэ ромэнса.

Ай, ромалэ, ай, чявалэ!

Ай, ромалэ, ай, чявалэ!

Ай, ромалэ, катар тумэн авэн

Лэ церенса бахталэ дромэнса

Ви манса су бари фамилия

Мудардала э кали легия.

Авэн манса са лумниякэ рома,

Кай путайлэ лэ романэ дрома,

Акэ вряма -- ушти ром акана

Амэ сутаса мишто кай кэраса.

Ай, ромалэ, ай, чявалэ!

Ай, ромалэ, ай, чявалэ!

Я встречал счастливых цыган.

Ехал я, ехал долгими дорогами,

Я встречал счастливых цыган.

Ай, цыгане, ай, ребята.

Ай, цыгане, ай, ребята.

Цыгане, откуда вы едете

С шатрами по счастливым дорогам?

Прежде была и у меня большая семья,

Да убили её Чёрные Легионы…

Идёмте со мною, цыгане мира,

Открыты цыганские дороги!

Время пришло цыганам подняться,

Высоко мы поднимемся, если будем действовать.

Ай, цыгане, ай, ребята.

Ай, цыгане, ай, ребята.

В цыганском гимне отображена душа народа, стремление к счастью, к вечному пути (реальному или духовному), к свободе, к объединению, а также наша память, упоминается одно из самых страшных событий нашей истории, Кали Траш -- массовое убийство фашистами цыган.

Цыгане Венгрии имеют свой собственный гимн, который они часто называют не гимном цыган Венгрии, а просто -- цыганским гимном.

Цыгане - один из самых удивительных народов, который только можно встретить в мире. Их внутренней раскрепощенности и сохраняющемуся на всю жизнь оптимизму многие бы позавидовали. У цыган никогда не было своего государства, и, тем не менее, они пронесли через века свои традиции и культуру. По степени своего присутствия на планете они могут потягаться с другим до недавнего времени рассеянным по миру народом - евреями. Не случайно евреи и цыгане были в самом верху списка тех представителей человеческого рода, что подлежали полному уничтожению, согласно расовым законам Гитлера . Но если про геноцид евреев - Холокост -написано много книг и снято много фильмов, этой теме посвящены десятки музеев в разных странах, то про Кали Траш - геноцид цыган - мало кому известно. Просто потому, что за цыган некому было заступиться.

Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен

И евреев, и цыган объединяет вера в собственное особое предназначение, которая, собственно, и помогла им выжить - ведь и евреи, и цыгане в течение столетий жили на правах меньшинств среди других народов, с чуждыми им языками, обычаями, религией, но в то же время смогли сохранить свою идентичность. Как и евреи, цыгане оказались рассеянными по разным странам Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Северной Африки. Оба народа «держались корней», практически не перемешиваясь с местным населением. И у евреев, и у цыган есть деления на «своих» и «чужаков» (ром-гажё у цыган, иудеи-гои у евреев). Примечательно, что ни те, ни другие нигде не составляли большинство населения - и потому оказались к началу XX века без государственности.

До создания государства Израиль евреи из разных регионов Евразии использовали в обиходе разные языки. Так, евреи Центральной и Восточной Европы говорили почти исключительно на идише - языке германской группы, очень похожем на немецкий, но с использованием еврейского алфавита. Персидские евреи и евреи Средней Азии говорили на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках. Евреи Ближнего Востояка и Северной Африки говорили на различных еврейско-арабских диале ктах. Сефарды, потомки изгнанных из Испании и Португалии в XV-XVI веках евреев, говорили на сефардском языке (ладино), близком к испанскому. Не обладающие собственной государственностью цыгане также говорят на нескольких диалектах, существенно отличающихся друг от друга. В каждой местности используется собственный диалект, с большим количеством заимствованной лексики. Так, в России, на Украине, в Румынии используются диалекты с большим влиянием румынского и русского. Цыгане Западной Европы говорят на диалектах с заимствованиями из немецкого и французского. На периферии цыганского ареола расселения (современные Финляндия, Испания, Португалия, Шотландия, Уэльс, Армения и пр.) ими используются местные языки с вкраплениями цыганской лексики.

Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) - аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.

Так откуда взялись цыгане, почему они оказались рассеяны по всему миру, и почему их так не любят везде, где они имеют несчастье проживать? Смуглый цвет кожи и тёмный цвет волос однозначно указывают, что предки цыган пришли в Европу с юга. На территории североиндийского штата Раджастхан и сейчас проживают несколько племён, которые считаются родственными нынешним цыганам. Самым крупным из них являются банджары; помимо банджаров, к возможным предкам цыган относятся также чамары, лохары, домы и каджары .


Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.

Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север - на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время (XV - XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).

Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют - как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим - примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.

По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту - общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей - были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.

По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».

Происходили и другие изменения. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств в Х - XIV веках на территории Европы и Малой Азии была Византия, которая в то время занимала территорию современных Турции, Греции и Болгарии. Несколько сотен лет проживания на территории христианской Византии привели к тому, что цыгане приняли христианство, по-видимому, это произошло примерно в XII - XIV веках . Византийские письменные источники того времени никак не выделяют цыган из других социальных и этнических групп. Это косвенно свидетельствует о том, что в то время цыгане не воспринимались как маргинальная или криминальная группа.

Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь - они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.

Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.

Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству - так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца - кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь - работе с металлом).

Начиная с XVI века экономические отношения в Европе стали меняться. Возникали мануфактуры, которые приводили к массовому разорению ремесленников. В Англии необходимость в пастбищных лугах для нужд текстильной промышленности привела к политике огораживания, в ходе которой крестьяне сгонялись со своих общинных земель, а высвободившиеся земли использовались для выпаса овец. Так как пособий по безработице и других механизмов поддержания социально уязвимых слоев населения в то время не существовало, росло количество бродяг, мелких разбойников и попрошаек. Против них по всей Европе принимались жестокие законы, зачастую предполагавшие за факт попрошайничества смертную казнь . Кочевые, полукочевые, а также пытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане становились жертвами этих законов.

Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными - передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).

Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.


Рисунок 5. Николай Бессонов. "Предсказание судьбы".

В условиях враждебной внешней среды цыгане (особенно цыгане из стран Западной Европы) стали культурно «замыкаться в себе», буквально и неукоснительно следуя старинным традициям . В поисках лучшей доли цыгане постепенно стали расселяться по странам Северной и Восточной Европы, перебирались в страны Нового Света, однако практически нигде они не перешли к оседлому образу жизни и практически нигде не смогли интегрироваться в местное общество - везде они оставались чужаками.

В XX веке многие страны предпринимали попытки разрушить традиционность цыган, привязать их к постоянному месту проживания, дать им возможность зарабатывать деньги путем официального трудоустройства. В СССР эта политика была относительно успешна - осело около девяноста процентов всех цыган .

Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.

Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.

Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.

В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.

Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции - так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции - как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.

Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей - с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем - изоляции и уничтожению.

Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII - XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.

Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.

Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение - без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.

Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган - их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.

Цыгане - удивительный колоритный народ. Его представителей можно встретить в любой стране мира. На протяжении многих веков народность считалась загадкой для науки. Их происхождение и сегодня вызывает споры в ученом мире. А сами цыгане вряд ли задумываются над этим вопросом. Ведь одна из древних легенд гласит, что бог полюбил эту народность за веселый нрав и талант, поэтому подарил для жизни весь мир.

Согласно самой популярно гипотезе цыгане являются выходцами из Индии. Их предки якобы жили на северо-западе страны и в поисках лучшей жизни устремились в неизведанные края. Но по другой версии их исход из родных мест связывается с расселением мусульман. Основными занятиями цыган во все времена были песни и пляски, а также ювелирное и кузнечное ремесло.

Считается, что окончательно цыганская народность, в таком виде как мы ее знаем в современном мире, сложилась в первом веке нашей эры. Изначально племена кочевали в Азии на окраине Византийской империи, после чего постепенно распространились по всей Европе, Северной Африке. А в девятнадцатом веке зафиксирован факт их появления в Северной Америке и Австралии.

Существует множество других версий о происхождении цыган. Их корни ученые ищут в Египте, Персии и странах Африки. Но прошли уже тысячелетия с тех пор, как цыгане покинули свою древнюю родину, поэтому вряд ли кто-либо сможет достоверно сказать, откуда произошел их род.

Цыгане – это комплексное название народа, состоящего из нескольких народностей. Можно утверждать, что цыгане в каждой из стран разные. В этом плане они ни чем не отличаются, к примеру, от «славян» или «скандинавов». Общим является у всех цыган только язык, который относится к индоевропейской группе. Но, тем не менее, существует множество различных диалектов и наречий, в зависимости от места проживания.

Сегодня кочевые племена цыган являются редкостью. С 18 века эта народность стала предпочитать оседлый образ жизни и в современном мире массовых переселений цыган не наблюдается.

Сегодня больше всего цыган проживает в США – около миллиона человек. На втором месте по количеству оседлых представителей данной народности находится Бразилия, где проживает приблизительно 600 тысяч человек. В европейских странах насчитывается согласно проводимым переписям около 10 миллионов цыган.

Цыган во все века окутывала таинственная атмосфера. Эта народность уникальна уже тем, что, не имея собственного государства, ее представители сумели сохранить собственную самобытность. Вокруг них во все времена ходило много слухов, связанных с их мистическими природными способностями, направленными на привлечения богатства и благополучия. Цыганам предписывались уникальные способности предсказывать будущее. Цыганское колдовство очень популярно и в современном высокотехнологичном мире.

Отличительной природной чертой цыган является доброжелательный характер, поэтому при кочевом образе жизни они легко сходились с людьми других национальностей. Таким образом, в течение веков накапливались разнообразные знания и опыт, которые передавались от поколения к поколению. Поэтому цыгане смогли сохранить древние знания о магии, которая всегда была частью культуры древнего народа. В магической практике древнего народа существует много старинных примет и поверий.

Наиболее известными в сфере богатства и благосостояния являются следующие:

  • Если отдыхая на природе, вы заметили, что к вам подполз красный муравей. Значит, в скором времени можно ждать улучшения благосостояния;
  • Следует загадать желание, связанное с деньгами, глядя на небо: если первая птица появится с правой стороны – будет прибыль, с левой - убытки;
  • Чтобы получить деньги следует в полнолуние, глядя на луну, перевернуть в собственном кармане серебряную монету;
  • Женщина с волосами на груди всегда достигнет в жизни финансового благополучия;
  • Несколько рыжих волос в бороде мужчины свидетельствует о его финансовом благополучии.

Помимо различных примет и поверий, цыганская магия включает в себя огромное количество ритуалов и обрядов, направленных на привлечение в жизнь:

  • Финансового благополучия;
  • Любви;
  • Удачи.

Как правило, обряды и ритуалы отличаются простотой, и их сила связана с гипнозом, который у многих цыган является врожденным даром. Именно поэтому многие представители цыганской народности оказывают магические услуги. Примечательно, что природным ясновидением и гипнотическим даром обладают исключительно цыганки.

Поскольку в состав цыганской магии входят множество проклятий, то многие эзотерики относят ее к темной. В ритуалах часто применяется не только гипнотическое воздействие, но и элементы вуду. Усиливается действенность обрядов привязкой к лунным циклам.

Очень часто профессиональные цыганки-колдуньи могут проклясть по заказу человека даже на расстоянии. Это делается посредством какого-либо заговоренного предмета, который впоследствии передается жертве. Сглазить цыганка может не только глядя в глаза, но и произнося проклятья в спину уходящему человеку.

Противостоять цыганскому проклятию можно только не веря в него, в этом случае можно защититься даже от самого сильного сглаза собственным энергетическим полем. Кроме того следует знать, что сильную порчу может навести только профессиональная колдунья, поэтому вряд ли следует бояться цыганок попрошаек, которые работают в местах большого скопления людей. Но лучше все-таки не заговаривать с цыганками на улице, ведь представители древней нации практически все от природы великолепные психологи. Поэтому они безошибочно умеют выбирать тех, кто в наибольшей степени подвержен гипнотическому влиянию. Если вы не остановились и заметили, что цыганка что-то начала шептать вам вслед рекомендуется достать маленькое зеркальце и повернуть его к лицу цыганки. Также можно просто уйти, сжав плотно руки в кулаки.

Цыгане могут предсказывать судьбу человека. В основном для этого им достаточно взглянуть на руку человека. Знания в сфере хиромантии накапливались на протяжении веков и передавались из поколения в поколения. Поэтому глядя на маленькие черточки, имеющиеся на ладони человека, опытная гадалка сразу может увидеть предрасположенность к болезням, состояние здоровья, интеллектуальные способности, черты характера. Но для того чтобы предсказать судьбу необходимо длительное время для изучения и анализа рисунка, поэтому если в течение нескольких минут вам предсказывают судьбу – значит перед вами обычная шарлатанка. Следует знать, что профессиональные колдуньи и гадалки не предлагают свои услуги на улицах с требованием позолотить ручку.

Также часто используются для гаданий карты Таро, которые раскладываются специальным образом. Такое гадание является только одним из вариантов судьбы человека. Поэтому такой способ цыганского предсказания можно считать полезной подсказкой, но ни как не руководством к дальнейшим действиям.

На территории России живет более 200 тысяч цыган. Тем не менее едва ли найдется другой народ, о котором существует больше мифов и легенд. Источниками некоторых из них являются сами цыгане, другие сложились
в результате обобщений населения, третьи — фантазия конкретных авторов, четвертые просто глупость. Наша задача — попробовать изменить эти
во многом основанные на заблуждениях представления.

Миф первый: цыгане — это единый народ. Основан миф на том, что цыгане обладают единым языком. Но существует огромное количество самых разнообразных этнических групп цыган, которые могут отличаться практически всем, прежде всего — диалектами и традициями.

Миф второй: у цыган нет собственного языка, цыгане перенимают язык народов, на территории которых живут. Но цыганский язык существует.
Он генетически родственен индийским языкам; во время миграции цыган
из Индии в Европу язык был подвержен множеству влияний, затем появились различные диалектные группы.

Миф третий: все цыгане кочуют. По всей видимости, исторически цыгане
не были кочевым народом: передвижения цыган относятся к эпохе их миграции в Европу. Кроме того, кочевье цыган сильно зависит от региона и от времени.

Миф четвертый: цыганские общины возглавляются баронами. Дело в том,
что в цыганском языке существует слово «баро», которое дословно значит «большой» и в словосочетании «баро мануш» или «рай баро» может означать большого человека, важную персону. На самом деле непосредственно вожака, который бы вел основные дела общины, у большинства этнических групп нет.

Миф пятый: цыгане — криминальный народ и промышляют исключительно преступными деяниями. В действительности существует огромное количество цыганских профессий, а в некоторых общинах есть табу на те или иные занятия, например, на торговлю наркотиками.

Миф шестой: цыгане крадут детей. Миф связан, по всей видимости, с тем,
что у цыган всегда много детей и среди них попадаются дети со светлой, «нецыганской» внешностью. 

Конспект

В русской традиции для названия народа, о котором идет речь, прижилось слово «цыгане», но сейчас все чаще употребляется термин «ром» или «ромы».
В Европе употребление слова «цыган» считается нежелательным.

В XIX веке этнографы Воронежской губернии зафиксировали такой факт: когда крестьяне хотят обидеть цыган, они называют их «фараоны». Все названия — «цыган», «фараон», «ром» — отсылают нас к той или иной версии
о происхождении цыган.

Ром. Это слово взято из цыганского языка и является самоназванием.
По всей видимости, название «ром» восходит к касте, которая в современной Индии называется «вом». С течением времени слово приобрело разные формы
в разных диалектах индийских языков: в частности, на территории Ближнего Востока и на Кавказе проживает народ, который принято называть «домы», а их язык — «домари»; на территории Армении проживает народ, который называют «ломы», а их язык — «ломоврен». По всей видимости, они восходят к единому индийскому предку.

Название «фараон» могло появиться благодаря легенде, которую, видимо, цыгане сами выдумали и использовали во время своих передвижений
по Европе. Согласно этой легенде, они — выходцы из Малого Египта
и отбывают наказание в виде паломничества по Европе за то, что отступились
от христианской веры. Цыгане рассказывали эту историю населению и даже получали от местных правителей охранные грамоты, разрешающие им беспрепятственно передвигаться по европейским землям. Так, в Венгрии цыган какое-то время называли «фараоново племя», а английское слово «gypsy» является искаженным от «Egypt» — «Египет».

«Цыган» — слово, которое используется в русском языке, — отсылает
к так называемым атсингани: некоей византийской секте отступников
от христианской веры (впервые упоминаются в XI веке), возможно, использовавших колдовство. Это слово укоренилось во многих европейских языках, и отсюда мы имеем русское название «цыган», немецкое «цыгойна»
и так далее.

Существует несколько легенд о происхождении цыган, в действительности
же они пришли из Индии: немецкий ученый Иоганн Рюдигер в 1782 году,
на основе лингвистических данных, первым доказал индийское
происхождение цыган.

Так или иначе, когда они оказались в Европе в XV веке, поначалу их принимали
с большим почетом: в первую очередь — потому что паломники, во вторую — потому что щедро платили за постой. Но уже со второй половины XV века все чаще звучат обвинения в том, что цыгане являются турецкими шпионами; женщин, практикующих гадание, объявляют отступницами от веры.

Постепенно появляются законы против цыган — в некоторых странах даже разрешалось убить любого цыгана, встреченного на улице. Так, с одной стороны, укоренялось негативное отношение к этому народу, а с другой — проводились попытки его ассимилировать, и довольно удачные: цыганам запрещалось использовать свой язык, дети отбирались и отдавались
в христианские семьи, запрещались браки между цыганами, устраивались экзамены на знание христианских догматов, все юноши забирались в армию, цыганам запрещалось жить на определенных территориях, а на территории Молдавии и Валахии цыгане долгое время фактически являлись рабами. 

Конспект

Первое упоминание, которое нам известно о цыганах на территории Российского государства, относится к 1721 году. В 1733 году появляется указ — начать взимать подать с цыган, как это делается в Малой России (из чего следует, что в Малой России цыгане оказались раньше). Те цыгане, что появились в России в первой трети XVIII века, были выходцами из Польши.

Довольно быстро эти цыгане находят себе основное занятие — музыка. Цыганские хоры, как правило, организовывались при поместьях; постепенно хоры приобретали независимость, и цыганское пение, пляска, умение повеселиться становятся лейтмотивом в русской литературе XIX — начала
XX века.

Одни группы цыган в большей степени приобщаются к традициям того государства, где проживают, другие — в большей степени сохраняют традиционный уклад жизни. Так формируются различные этнические группы цыган. В современной научной традиции существует деление на четыре основные европейские группы: северо-восточная группа (русска рома, цыгане Польши и прибалтийских стран); центральная группа (цыгане Германии — синти, цыганское население современной Чехии и Словакии, а также частично Западной Украины и Южной Польши); влашская группа, сформированная
под влиянием румынского языка и румынской культуры (кэлдэрары, ловары, влахи, сэрвы и многие другие); балканская группа (крымские цыгане, исповедующие ислам).

Цыганский язык практически исчез во многих общинах Венгрии и Словакии, быстро исчезает в Финляндии, у испанских цыган. В некоторых странах произошло специфическое явление, которое в цыгановедческой традиции принято называть появлением парацыганских языков, когда язык практически утрачивает свою грамматику и морфологию, но сохраняется в виде отдельных лексем, которые могут использоваться для того, чтобы речь была непонятна для окружающего населения. 

Конспект

Две самые большие группы цыган на территории России — русска рома
и кэлдэрары. Какова история этих названий? В балтийских странах русских цыган часто называют «хладытко рома». В языке этих цыган слово «холодо» обозначает солдата. Так русские цыгане оказываются «солдатскими цыганами».

У слова «кэлдэрары» более сложная история: румынский корень обозначает «котел». Это название практически не используется на территории России
и неизвестно самим кэлдэрарам. В России обычно эта группа именуется «котляры», что, по всей вероятности, является переводом с румынского. Оно несет в себе заодно информацию об основной профессии, которой занималась эта этническая группа: кэлдэрары прежде всего были известны как кузнецы
и лудильщики, и по сей день их занятия связаны тем или иным образом
с металлом. Русские же цыгане, как правило, занимались торговлей лошадьми.
И сейчас их специализация в основном связана с торговлей.

У русских цыган кочевье происходило так: они приезжали на новое место, табор располагался, женщины уходили в ближайшую деревню просить еду и гадать, а мужчины ездили на ярмарки, меняли или продавали лошадей.

Раньше отличительным признаком цыгана считались штаны, сапоги, борода
и длинные волосы. Теперь у мужчин практически не сохранилось никакого особого костюма, зато у женщин еще остались некоторые обязательные элементы. Главным образом у котлярок: они не могут носить брюки,
до недавнего времени существовало строгое правило ношения головного убора. Кроме того, котлярки носят характерную прическу в виде двух заплетенных вокруг уха косичек.

Что касается обычаев, важной особенностью до сих пор остается понятие женской нечистоты и опоганивания. Нечистой считается, например, юбка, которая соприкасается с нижней частью тела женщины; в силу этих же причин, женщина не может оказываться выше мужчины, переступать провод или другие вещи на полу и так далее (на случай осквернения у некоторых групп цыган существует ритуал распоганивания).

Другая важная вещь, объединяющая русских цыган и котляров, — цыганский суд, собирающийся для решения каких-либо конфликтов, финансовых вопросов, вопросов чести. Его решения исполняются беспрекословно. Важно, что, хотя у этих групп существует много общего, различия в обычаях и обрядах подчас довольно сильны; свадеб между котлярами и русскими цыганами почти не бывает. 

Конспект

В языке и в культуре цыган существует четкое противопоставление между цыганом и нецыганом. Если «цыган» по-цыгански будет «ром» или «гом»,
то человек нецыганской национальности будет называться «гадьжо»
или «гажю». Есть действия, которые могут совершаться только по отношению
к цыганам: так, существует запрет выходить замуж или жениться на нецыганах. Сейчас этот запрет все чаще нарушается у русских цыган, но почти никогда — у котляров.

Другой важный момент касается религии. Многие считают, что цыгане принимают ту веру, какая оказывается выгоднее. Отчасти это верно —
многие исповедуют преобладающую в том или ином регионе веру, но есть
и исключения, как в случае с цыганами-мусульманами на Балканах.

Истории известно много попыток создать литературный цыганский язык, одна из самых интересных, но безуспешных — в Советском Союзе в 1920-е годы.
Был образован Цыганский союз, начали печататься учебники на цыганском языке, были открыты цыганские школы, создавалась оригинальная литература, делались переводы классики на цыганский язык. Эта инициатива практически провалилась, в частности потому, что к 1938 году коренным образом изменилась национальная политика в СССР: был взят курс на приобщение цыган к культуре основного населения. В России до сих пор существует довольно много цыганских школ и цыганских классов, где цыганские дети обучаются отдельно от русских детей. Однако никаких курсов и тем более уроков по родной речи не существует.

Уникальная культура, несмотря на репрессии и политику ассимиляции, тем
или иным образом сохраняется. И хотелось бы, чтобы попытки по воссозданию цыганской культуры предпринимались чаще и давали возможность будущим поколениям знать и видеть, кто такие цыгане, каков их язык, культура
и традиции. 

В справочной литературе вместо привычного слова «цыгане» часто встречается термин «рома». Ответ на вопрос о том, почему именно этому названию отдают предпочтение, следует искать в далеком прошлом. В данной статье можно прочитать про историю этого народа и узнать, как выглядит флаг цыганский.

Предки современных цыган

Стоит отметить, что термин «ромы» распространен исключительно в европейских странах и на американском континенте. Армяне этих людей называют «ломы», а палестинцы и сирийцы - «домы». В среде лингвистов существует две версии происхождения современных цыган:

  1. Очень давно северо-западные регионы Индии заселялись народностью, некоторая часть которой перекочевала в соседние государства.
  2. Много веков назад цыгане осели на территории Ромейской державы (Византии), где проживали почти триста лет. Соответственно, они друг друга называли ромеями. Таким образом, после того как из этого названия вычленили окончание и внедрили в цыганский язык, оно приобрело новое звучание, т.е. «ромы». Несмотря на логически обоснованное объяснение, всё же предков странствующих цыган надо искать в Индии.

Было бы неверно думать, будто ромы двинулись в путь без определенной цели, куда глаза глядят, либо скитались в поисках приключений. Видимо, они покинули насиженные места, как говорится, не от хорошей жизни. Кочевать цыган заставили серьезные причины. Скорее всего, ими двигали экономические соображения. Только в неизведанных краях находилась публика для таборных артистов, много новых клиентов, которые были заинтересованы в гаданиях. Ремесленники получали возможность торговать результатом своего труда. История цыганского народа наполнена болью, но при этом народ не забывал о веселье и танцах.

Страстный народ

Имеются различия между цыганами в зависимости от страны их пребывания. Разобраться в составе непросто. Встречаются разные с разными диалектами, и другими специфическими характеристиками культуры и этноса.

Цыгане - это своеобразные люди, для которых общепризнанные человеческие ценности находятся на втором плане. Совсем иное отношение к золоту и свободе. Представители этой народности непревзойденные воры. Ромы склонны мстить кому бы то ни было. О страстной цыганской любви тоже ходят легенды, а переполненные эмоциями песни трогают душу. Музыка цыган носит особый колорит, поэтому всегда приятно слушать произведения табора.

Проблемы с образованием

Зато среди ромов за редким исключением можно найти представителей интеллигентных и творческих профессий: архитекторов, живописцев, литераторов и т.п. Эти свободолюбивые люди свято чтят свою национальную идентичность, не «растворяются» в культуре той местности, где им волею судьбы приходится жить. Существует даже собственный флаг цыганский.

Несмотря на то что представители цыганской национальности встречаются практически во всех уголках земного шара, где присутствует цивилизация, им удалось сохранить культурную самобытность. В том числе характерное для Индии кастовое деление членов общины. Когда-то существовал у цыган обычай, согласно которому цыганская семья брала на воспитание чужих беспризорных детей. Каждая мать обучала своих дочерей премудростям гадания.

Роль мужчин и женщин в таборе

По цыганской традиции несколько семей объединялись в табор. Каждая из них обладала правом выхода из данного коллектива, когда возникнет желание. Максимальное количество передвижных шатров достигало 25. Всё, что удалось заработать, надо было поровну разделить между всеми членами общины, в том числе нетрудоспособными и пожилыми. Исключение составляли представители обоих полов, которые не обзавелись семьями, каждый из них мог рассчитывать только на половину полагающейся доли. Зарабатывать отправлялись мужскими и женскими группами, между которыми были налажены связь и взаимопомощь.

Цыганская культура вызывает шок у цивилизованных народов, но несмотря на это, многие традиции остались и по сей день.

Правила жизни в таборе

Все, кто жил в таборе, вынуждены были неукоснительно соблюдать установленные в коллективе законы морали. Наказанием служило изгнание на некоторое время или навсегда. Во главе табора находился авторитетный вожак, которому все должны были беспрекословно подчиняться. Он же при необходимости мог исполнять роль судьи. Но стоило вожаку один раз совершить несправедливый поступок, как его тут же лишали полномочий и выгоняли из табора.

В таборе мужчины занимали лидирующее положение, т.е. женщина независимо от возраста должна была слушаться соответственно мужа или отца. Причем обязанностью женщин было следить, чтобы мужчины и семья были накормлены. Флаг цыган можно увидеть почти в каждом таборе. Некоторые удивляются тому, что у кочевников существует своя символика.

Мужчине предоставлялась возможность обзавестись несколькими женами, которые фактически становились его работницами. Это было выгодно. Многоженство гарантировало не только уют, но и в некоторой степени материальное благополучие. Ничего удивительного, ведь особенность цыганской семьи в том, что женщины-гадалки и попрошайки обеспечивали своих самых близких людей деньгами.

Женская доля в таборе

Согласно цыганской традиции отец, выдавая свою дочь замуж, платил калым. Для создания брака были пригодны девочки 15 или даже 12 лет. Женщина, которая первый раз становилась мамой, надевала специальный головной убор, подтверждавший факт её замужества.

С этого момента ей можно было идти на улицу и выпрашивать подаяние. В цыганской семье большое количество детей. Поэтому женщине-матери надо было очень много трудиться, чтобы всех их одеть и прокормить. Когда она уходила на «работу», дети оставались в лучшем случае под присмотром бабушек преклонного возраста. Такие условия жизни подрастающего поколения объясняют, почему далеко не всем из них удавалось выжить.

Такие цыганские обычаи шокируют. Неоднократно поднимался вопрос о том, как растут дети этого народа, но традиции остаются, и не все готовы их разрушать.

Происхождение и другие особенности

Ввиду распространенности ромов в их языке присутствуют диалекты. Кочующим или оседлым цыганам приходится осваивать язык того региона, в котором нужно жить. Историческое родство цыган с Индией подтверждает тот факт, что в их лексике содержится почти тридцать процентов санскритских (древнеиндоарийских) заимствований. Флаг цыганский появился сравнительно недавно именно по этим причинам.

Что касается религии и верований, то тут постоянства не существует. Цыгане быстро приспосабливаются, т.е. перенимают обряды местного населения. В любом случае они остаются суеверными.

Также значительное влияние окружающая обстановка оказывает на рацион и стиль одежды. В толпе цыганку легко узнать по длинной широкой и пестрой юбке, традиционно свои уши она украшает серьгами, шею - ожерельями, запястья - браслетами, пальцы - кольцами. А музыка цыган является самой узнаваемой и душевной.

Национальный флаг

В 1971 году в столице Англии состоялся Всемирный конгресс цыган, который утвердил национальный знак. Верхняя часть полотнища окрашена в синий цвет, символизирует небо и духовность. Нижняя половина в первую очередь символизирует поверхность земли, зеленое поле; акцентирует внимание на таких чертах характера цыган, как практичность и свойственная им жизнерадостность. Флаг цыган несет особую смысловую нагрузку.

Разноцветные горизонтальные полосы имеют одинаковую высоту. Граница между ними является осевой линией, которая проходит через центр красного колеса с восьмью спицами - символа пути. Данный элемент флага указывает на то, что цыгане отдают предпочтение кочевому образу жизни. Колесо окрашено в цвет, ассоциирующийся с кровью тех цыган, которые погибли в период Второй мировой войны. Изначально флаг цыганский был с золотым колесом.

Согласно оптимистическому объяснению, колесо имеет красный праздничный цвет, поскольку представители этого народа очень любят праздники. Цыгане, которые принадлежат к разным этническим группам, при изображении колеса (чакры) на полотнище флага используют разные оттенки.

Еще существует собственный гимн цыган. Его часто можно услышать в таборах неподалеку от городов.