Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Аленький цветочек»

г. Лермонтова Ставропольского края

Урок музыки в 8 классе

«Путешествие по музыкальной стране»

составила

музыкальный руководитель:

Орлова Ольга Александровна

г. Лермонтов

2014 г.

Цель:

    приобщение детей к музыкальному творчеству;

    создание условий для возможности раскрытия себя в различных видах музыкальной деятельности;

    вызвать желание у детей проявить себя в различных видах музыкальной деятельности: пении, движении, игре на нетрадиционных музыкальных инструментах.

Виды детской деятельности:

творческая, коммуникативная, восприятие музыкальных произведений, исполнительская.

Интеграция образовательных областей:

«Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Планируемые результаты:

Ребёнок активно участвует во всех видах музыкального творчества, в случае затруднения задаёт вопросы взрослому, некоторые дети способны самостоятельно проявлять элементы музыкального творчества (воспроизведение ответа на музыкальном языке, импровизация движений во время двигательной активности, на нетрадиционных музыкальных инструментах).

Возраст детей: старшая группа.

Оборудование:

Книга «Музыкальный букварь», скрипичный ключ, вырезанный из картона, нотки, карточки с изображением «Мажора» и «Минора» портрет композитора П. И. Чайковского, карточки с изображением музыкальных инструментов.

Содержание НОД

Дети входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель приветствует детей.

Здравствуйте, ребята!

Поёт по ступеням тонического трезвучия в нисходящем движении. Дети отвечают на приветствие – также поют по ступеням тонического трезвучия в нисходящем движении.

Музыкальный руководитель:

Сегодня я приглашаю вас, отправиться со мною в путешествие по музыкальной стране. А поможет нам совершить это путешествие вот эта необыкновенная книга. Это волшебная музыкальная книга, а называется она «Музыкальный букварь»

Давайте посмотрим, кто в ней живёт!

Открывает книгу.

Ребята, смотрите, это же господин Скрипичный ключ. Он спит, пока книгу никто не читает. Но стоит открыть её и тут, же происходит чудо.

Музыкальный руководитель аккуратно вытаскивает из книги скрипичный ключ, открывает ему глазки.

Со скрипичным ключом работает воспитатель .

Музыкальный руководитель:

Здравствуй, господин Скрипичный ключ.

Скрипичный ключ:

Здравствуйте, будем знакомы лично. Я – Скрипичный ключ. А как вас зовут, пропойте смело тут.

Дети по очереди пропевают своё имя.

Скрипичный ключ:

Я живу в Волшебной музыкальной стране. А хозяйка этой страны – королева Музыка.

Музыкальный руководитель:

Господин Скрипичный ключ. Нам с ребятами очень хотелось бы совершить путешествие по этой волшебной музыкальной стране. Ты нам поможешь?

Скрипичный ключ:

Помогу. Переверните страницу моей книги, и вы увидите карту Великой музыкальной страны.

Музыкальный руководитель:

Переворачивает страницу, вместе с детьми рассматривает карту, на которой изображены жители страны – ноты, музыкальные инструменты и т. д.

Скрипичный ключ:

А сопровождать нас в путешествии будет музыка. Ой, ребята, я что-то не подберу слово. Вы мне поможете?

Скажите, кто пишет музыку: поэт, писатель или композитор? Спасибо, ребята, правильно, композитор. Сейчас для вас прозвучит музыка Петра Ильича Чайковского. Давайте присядем, закроем глаза и тихо её послушаем.

Слушание музыки П. И. Чайковского «Осенняя песня» с последующим обсуждением.

Музыкальный руководитель:

Скажите, ребята, а что вы себе представили?

Дети высказываются о прослушанной музыке.

Музыкальный руководитель:

Это произведение П. И. Чайковского называется «Осенняя песня». И в музыке мы слышим печальные нотки, слышим, как кружат опадающие осенние листья, как будто танцуют свой прощальный танец.

Ребята, у меня есть осенние листики, давайте возьмём их, и каждый придумает свой танец.

Активное слушание. Импровизация.

Дети двигаются под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня».

Музыкальный руководитель:

Молодцы, ребята, у нас получился настоящий листопад.

Наше путешествие продолжается. Давайте перевернём ещё одну страницу нашей волшебной книги. Посмотрите, что здесь нарисовано.

Показывает изображение нотного стана.

Скрипичный ключ:

Это скрипичный ключ, или нотоносец. На нём записывают ноты. О них, вам расскажет песенка.

Музыкальный руководитель исполняет «Песенку о гамме» музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёва.

Затем проводит беседу по тексту песни.

При повторении предлагает детям подпевать.

Музыкальный руководитель:

Да, трудно выучить все ноты, и запомнить, как они располагаются на нотном стане. Но мы постепенно всё выучим, а поможет нам наша рука.

Музыкальный руководитель показывает, как расположение нот на нотном стане можно изобразить с помощью рук.

«Песенка о гамме» исполняется ещё раз с показом.

Скрипичный ключ:

Переверните ещё одну страницу моей книги.

Музыкальный руководитель достаёт фигурки Мажора и Минора, берёт их и говорит за них.

Мажор:

Когда веселье в дом стучится,

Мажор вам может пригодиться.

Минор:

Когда хотите погрустить

Минор готов вас навестить.

Музыкальный руководитель:

Ребята, вы запомнили – синьор Мажор – повелитель весёлой музыки, а синьор Минор – грустной.

Убирает фигурки.

Скрипичный ключ:

Сейчас мы проверим, как дети это запомнили:

Поиграем в игру «Грустно – весело».

Проводится дидактическая игра «Грустно – весело» - на музыку «Три настроения» м. Г. Левкодимова.

Скрипичный ключ:

Переверните последнюю страницу моей книги.

Там карточки с изображением музыкальных инструментов. Дети называют их.

Музыкальный руководитель:

Молодцы, ребята. А я вам приготовила другие инструменты: вот птички – свистульки, вот шуршалки, шумелки, а вот тарахтелки и звенелки. Эти инструменты сделали вы сами с вашими родителями дома.

Берите их, и давайте для Скрипичного ключа исполним весёлую мелодию.

Дети играют на нетрадиционных музыкальных инструментах русскую плясовую мелодию – музыка народная.

Скрипичный ключ:

Спасибо, у вас получилась прекрасная музыка. Да, музыка передаёт настроение человека, помогает понять природу, окружающий мир. Надеюсь, что вы, ребята, будете часто посещать Великую музыкальную страну. А сейчас мне пора возвращаться домой в книгу.

Скрипичный ключ прощается с детьми.

Музыкальный руководитель:

Мне очень понравилось в музыкальной стране, а вам?

Дети делятся своими впечатлениями.

Затем уходят в свою группу.

Литература:

    Гогоберидзе А. Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Детство - Пресс, 2013.

    Конкевич С. В. Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребёнком. Советы музыкальным руководителям. Детство – Пресс, 2013.

    Вайнфельд О. А. Музыка, движение, фантазия! Методическое пособие для музыкальных руководителей. Детство – Пресс, 2002.

    Костина Э. П.Музыкально – дидактические игры. Феникс, 2013.

У нотки До забот полно.
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.

Ре радость всем вокруг несет
И для подруг ромашки рвет.
Как ручеек, звенит она,
И всем издалека слышна.

Ми обожает мир, покой.
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.

Фа – фантазерка и поэт.
Есть у нес велосипед
Крылатый с ярким фонарем,
По небу мчится Фа на нем.

Соль любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит

Дом нотки Ля из лепестков.
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых.
Сама похожа Ля на них.

А нота Си у нас скромна.
Последняя в ряду она.
Си обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.

У каждой нотки жизнь своя.
По вместе все они семья.
В ней семь волшебных «я» живут
И звонко песенки поют.

Вопросы и задания

Нарисуйте, как нотки из этого стихотворения выполняют разные дела.
Дети делятся на группы. Каждая группа – семь нот. Ноты должны придумать какое-либо общее дело и рассказать о нем.
Каждая группа – семья нот. Дети должны рассказать, кто в этой семье родители, кто – дети, кто – бабушка с дедушкой, и объяснить почему.
Каждая нотная группа придумывают сценку из жизни нотной семьи.
Нарисуйте домики для разных нот.
На какие цветы похожи разные ноты? Нарисуйте музыкальный букет, в котором каждый цветок будет символизировать какую-либо ноту.

2. Дружные нотки

До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Мчатся быстро на такси.
Ждут их в музыкальной школе,
Ждут в оркестре их и в хоре.

Если нотки опоздают.
Все мелодии растают.
Скрипки и виолончели
Не исполнят свои трели.

Перестанет контрабас
Всем показывать свой бас.
Даже барабан замрет –
Ужас, что произойдет.

Поскорей, подружки ноты.
Принимайтесь за работу.
Мы вас очень, очень ждем,
Мы без музыки умрем!

Вопросы и задания

Почему нотки опаздывали на свою работу? Что их задержало?
Придумайте сказку о том, как нотки заболели и не вышли на работу.
Придумайте волшебное музыкальное лекарство для нот.
Если бы вы были нотками, в каких музыкальных инструментах вы бы хотели звучать?
Нарисуйте для ноток быстрый музыкальный транспорт, чтобы они не опаздывали на работу.

3. Как родилась песня

В красивом лесу на опушке жила семья зайчат: мама, папа и три сыночка зайчонка. Каждый вечер перед сном мама Зайчиха пела своим сыночкам колыбельную песню. Однажды утром проснулись зайчата и решили узнать, как рождается песня. Спросили они разрешения у мамы Зайчихи и пошли путешествовать по лесу.

Вот идут они и слышат: журчит ручеек. Старший зайчонок говорит:

— Вот, братцы, ручеек как будто песню поет, как наша мама нам колыбельные.

— Братишки, слышите, как листочки и травка красиво шелестят? Будто наша мама Зайчиха поет песенки.

Постояли они, послушали музыку ветра и решили пойти дальше. Они шли долго и вдруг услышали пение птиц. Зайчатки поторопились на прекрасные звуки. Вышли на опушку леса. Пение птиц было очень красивым, мелодичным — настоящая песня мамы Зайчихи. Младший братик заметил, что опушка леса очень знакомая. И тут они увидели свой домик и маму Зайчиху. Зайчата побежали к маме и в один голос закричали:

— Мама! Теперь мы знаем, как рождаются твои песни — тебе помогает наш любимый лес!

Вопросы и задания

Какие песенки услышали зайчата в лесу?
Как вы думаете, какие песенки можно услышать в разные времена года?
Нарисуйте любую песенку.

I. Музыкальные инструменты

1. Дудочка

Дудочку-погудочку
Смастерил я сам.
Подражает дудочка
Разным голосам.

Если хочешь, я сыграю
Песни ветерка.
Если хочешь, я сыграю,
Как звенит река.

Если хочешь, просвищу
Я трели соловья –
Всё умеет, всё умеет
Дудочка моя!

Веселиться на лугу
Всех заставить я могу!
Заиграю – и запляшут
Бабочки, стрекозы.
Заиграю – и заскачут
Бабушкины козы.

И букашки, и жуки,
И коровы, и сверчки
Любят слушать дудочку,
Дудочку-погудочку!

2. Легенда о барабане

– Знаешь ли ты, что такое слава? – спросила скрипка у камертона.

– Когда все тебя знают.

– Не только. Еще это радость быть единственной и непревзойденной. Ты не представляешь, какое счастье наблюдать, как сотни восторженных поклонников внимают каждой твоей ноте, ловят каждый вздох. В такие минуты они готовы носить тебя на руках! Впрочем, откуда тебе знать…

Вот такой диалог произошёл в хранилище между скрипкой и камертоном. Ничего особенного, обыкновенный разговор старых знакомых. И все-таки самолюбие камертона было задето.

Он и раньше слышал, как хвасталась его соседка, но никогда не представлял себя в чужом амплуа. И, правда, откуда ему знать? Маленькому, незаметному служащему филармонии, для которого даже трещотка являлась воплощением совершенства, не говоря о первой скрипке. Стоит ли скрывать, что камертон был в неё влюблён?

Временами, после очередного триумфа, когда скрипка возвращалась на свою антресоль, сердце камертона готово было выпрыгнуть от счастья. Неважно, что речи возлюбленной сводились к одному – кому из артистов неведомо чувство гордыни? Главное, что его любимая была счастлива!
Но сегодня камертон был задумчив и молчалив. Мысль о собственной ущербности не давала ему покоя. «Кто я такой, что бы надеяться на взаимность? Никому я не нужен, зачем уповать на чудо?» – мучил он себя.

С каждым днём уныние овладевало им всё больше. Даже голос бедняги стал ниже и глуше. Но никому не было дела до скромного жалкого камертона.

А тем временем в оркестре стало твориться необъяснимое. Каждое новое выступление собирало всё меньшее количество слушателей, всё реже раздавались рукоплескания, всё чаще появлялись нарекания и недовольство публики. Никто – ни контрабас, ни виолончель, ни скрипка не могли понять, откуда берется фальшь. Скрипка нервничала, глядя на её переживания, оркестр расстраивался ещё больше…

Так продолжалось до тех пор, пока кто-то не обратил на камертон внимание.

– Посмотрите, бедняжка совсем зачах, – говорила лютня гобою. – Должно быть, у него несчастная любовь. Ах, как это печально – безответное чувство.

– Да, похоже, малому не сладко. Жаль, что нельзя ему помочь.

Вскоре весть о несчастном камертоне добралась до скрипки. К тому времени она совершенно забыла о своей гордыне. Никто больше не восторгался её отменным звучанием, не пел дифирамб, и не осыпал комплиментами. С невыразимой грустью возвращалась она на свою полку. Теперь, когда слава больше не кружила ей голову, она стала замечать вещи, прежде не заслуживавшие внимания. «Вот старый бутафорский канделябр, вот футляр для хранения струн и канифоли, а вот камертон…. Как же он изменился за последнее время. Наверное, ему очень плохо». Впервые скрипка подумала о камертоне с сочувствием. Она вспомнила, с какой радостью встречал он её с гастролей, с каким вниманием выслушивал очередное хвастовство. И вскоре ей всё стало ясно.

Горько и стыдно было скрипке за своё бездушие, за обидные слова, брошенные свысока.

– Ах, милый камертон, прости мою глухоту, — обратилась она к другу. — Как же я была глупа, когда витала в облаках, не понимая, что обязана успехом тебе! Мы все не замечали главного – любой удаче сопутствует чья-то забота. Прости же мою неблагодарность!

В эту минуту камертону казалось, что мир пробуждается новым соцветием красок и звуков. «Как славно приносить пользу другим!» – думал он, слушая, как его сердце наполняется счастьем.

Вопросы и задания

Какое качество было главным в жизни первой скрипки?
Из-за чего камертон стал фальшивить?
Почему скрипка посочувствовала камертону?
От кого зависело, как играет оркестр?
Как вы думаете, что случилось после этой истории?

5. Остров Фальшивых нот

Несчастье

В одно чудесное утро, когда заря ещё только разгоралась на востоке, Скрипку разбудила весенняя капель. Звонкие капли летели с крыш, за окном весело чирикали воробьи, и Скрипке сразу же захотелось запеть.

— Ой! – вдруг расстроенно взвизгнула она. – У меня сломался колок! Как же я смогу играть, ведь теперь все мои ноты будут звучать фальшиво? Надо скорее спешить в город Струнный за новым колком, а то как бы не случилась ещё какая беда!

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.

Бывало сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам – песню запевать.
Солдаты были у него необычные –
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин-Дон их Звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснется,
С боку на бок повернется,
И все заново начнется:

Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь как следует совсем разучились.
Король был ужасно огорчен.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.

И вот однажды прибыли в Звукляндию из далекой страны Ладии два брата. Один был веселый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Веселого звали Мажор, а грустного – Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
– Здравствуй, Дин-Дон, – говорят.
– Хотим послушать твоих солдат.
– А ну, – скомандовал Звукам король,
– Запевать все изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»

– Давай, – говорят, –
Дин-Дон, мы тебе поможем,
Из Звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд –
Получился звукоряд.
– Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели.

Все мы дружно встали в ряд,
Получился звукоряд.
Не простой – мажорный,
Радостный, задорный.

Закончили Звуки петь – шагнул вперед Минор. Увидев его, Звуки сразу почему-то загрустили.

– Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.

Мы минорный звукоряд,
Грустных Звуков длинный ряд.
Песню грустную поем
И сейчас мы заревем.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии.
Дин-Дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал,
Загрустит он – Минор явится,
Захочет веселиться – Мажор появится.
Стали Звуки жить ладно,
И песни звучали складно.

Вопросы и задания:

Почему Звуки разучились петь?
Кто помог королю навести порядок в Звукляндии?
Нарисуйте двух братьев из сказки.
Что в жизни может быть мажорным или минорным? (Настроение, день, погода, цвет.)
Дети делятся на пары. Один в паре – мажор, другой – минор. В сценке-диалоге дети рассказывают друг другу, какие у мажора и у минора самые важные дела.
Придумайте сказку о том, как однажды мажор и минор решили сделать для людей музыкальные подарки.

2. Тайна длительности звуков

– Мама, маэстро Скрипичный ключ записал в нотную тетрадь песню соловья, а потом он запишет все другие мелодии тоже, – однажды утром радостно сказал мальчик маме.

– Сегодня можно записать только мелодию дождя, – улыбнулась мама и показала на серые тучи за окном.

Тут же хлынул ливень. Мальчик слушал, как капли барабанят по крыше и как журчат струйки, стекающие по оконному стеклу. Непоседливые нотки тут же подхватили эту песенку Капельки стучали быстро и часто: кап-кап-кап. У ноток, которые пели вместе с ними, вырастали палочки с двумя хвостиками, а у ноток, которые пели журчащую песенку струек, палочки были с одним хвостиком.

– Маэстро Скрипичный Ключ, почему у разных ноток разные хвостики? Почему одни нотки беленькие, а другие черненькие? – спросил мальчик.

– Это великий закон длительности звуков! – важно ответил маэстро. – Нотки должны сами открыть этот закон.

– Как, как, как нам открыть закон длительности звуков? – запищали нотки.

– Это очень трудно, – предупредил Скрипичный ключ. – Нужно отправиться в опасное путешествие: вместе с капельками дождя и струйками воды спуститься в ручей и по нему доплыть до речки, а потом попасть в море.

– Как страшно, река глубокая, а море еще глубже. Если наши хвостики намокнут, мы утонем. Мы не умеем плавать под водой, как рыбки, – заплакали нотки.

– Не плачьте, нотки, хотите, я подарю вам свой кораблик? – предложил мальчик.

– Ура! Ура! Ура! – засмеялись нотки. – Мы поплывем на корабле, как настоящие матросы!

– Вот непоседы, то смеются, то плачут, – укоризненно сказал Скрипичный ключ.

Мальчик усадил нотки на кораблик, вышел под дождь и пустил кораблик с нотками в плаванье.

– Возвращайтесь скорее, – крикнул мальчик и помахал вслед ноткам рукой.

Целый день мальчик беспокоился:

– Бедные нотки, как они там? Я промок до нитки, пока их провожал, а они целый день под дождем среди волн.

К счастью, вечером нотки вернулись. Они прыгнули в нотную тетрадь и сказали:

– Как хорошо дома, в тепле и уюте. Быть матросами нелегко. В ручейке кораблик только слегка качался. Па реке волны качали кораблик гораздо сильнее, чем в ручье. Но в море огромные волны гудели и бросали кораблик, то вверх на гребень волны, то вниз в морскую глубину. Мы испугались, взлетели в небо и вернулись домой на тучке.

– Надеюсь, вы открыли закон длительности звуков? – спросил маэстро Скрипичный ключ.

– Конечно, открыли. Слушайте, – гордо сказали нотки и застучали быстро и часто, как дождик. Потом нотки зажурчали, как струйки, в которые собирались капельки. Затем песенка струек превратилась в журчащие всплески ручья, они были громче и длиннее. Плеск воды в реке был еще длиннее. Под конец нотки запели длинно и громко, как настоящие морские волны.

– Я слушал вас и словно сам плыл вместе с вами! Как красиво! – воскликнул мальчик.

– Во время путешествия мы поняли, что звуки бывают разные по длительности. Это очень красиво, когда они чередуются и меняют свою длительность, – объяснили нотки.

– Да, правильно, – согласился Скрипичный ключ. – Музыканты называют это ритмическим рисунком. Они записывают целые нотки белым кружком, половинные– белым кружком с палочкой, четвертинки – черным кружком с палочкой; в одной восьмой к черному кружку и палочке добавляется хвостик, а у одной шестнадцатой вырастают сразу два хвостика.

Тут маэстро замолчал, потому что усталые нотки крепко спали. Мальчик тоже пошел спать, а маэстро Скрипичный ключ записал песенку воды в нотную тетрадь.

Вопросы и задания

Как вы думаете, о чем поют капельки дождя?
Нарисуйте капельки дождя в виде ноток.
Почему у разных ноток разные хвостики и что они обозначают?
Почему одни нотки беленькие, а другие – черненькие?
Для чего нужен закон длительности звуков?
Нарисуйте путешествие ноток на кораблике.

3. Новые незнакомцы Пиано и Форте

Мальчик спал почти весь день и на следующий день почувствовал себя лучше. Но доктор сказал, что простуда еще не прошла.

– Мама, можно мне погулять? – попросил мальчик. – Я уже выздоровел.

– Нельзя, сынок, – не разрешила мама. – Завтра пойдешь гулять, если будет солнышко, а сегодня доктор велел тебе лежать. Пусть твои нотки тебя развлекают.

Ноткам тоже хотелось погулять, но они услышали слова мамы и остались дома.

– Давайте снова споем мальчику колыбельную, – предложила нотка Ля. – Мы можем спеть очень грустную колыбельную.

– Мальчик уснет, а пока он спит, мы полетаем, с ветерком поиграем, – добавила нотка Си.

Все нотки согласились и запели очень печальную и громкую колыбельную.

Нотки пели так грустно и так громко, что не выдержали и сами заплакали.

– Что случилось? Почему вы кричите и рыдаете? – испугался мальчик.

– Мы не рыдаем, мы тебе мамину колыбельную поем, чтобы ты уснул и выздоровел скоре-е-е-е, – всхлипывая, объяснили нотки.

– Это не колыбельная, а печальный крик. Под такую песню никогда не уснешь, – сказал мальчик. – Мамина колыбельная – печальная, но светлая песня. Ее нужно петь тихим и нежным голосом.

Нотки смущенно замолчали, не зная, что делать.

– А вот и мы, – произнес кто-то невидимый тихим голоском.

– Кажется, нас звали, – заревел громко другой невидимый голос.

И откуда ни возьмись, появились два гнома: один – маленький и худенький, а второй – в два раза выше и толще первого.

– Я невидимый гном Пиано, помогаю нотам звучать тихо, – прошептал худенький гномик.

– А я невидимый гном Форте, учу ноты петь громко, – закричат второй гном.

– Здравствуйте, гномы. Почему вы невидимые? Я вас прекрасно вижу, – удивился мальчик.

– Мы становимся невидимками, когда надеваем колпачки, – прошептал гномик Пиано.

– Вы нас звали, и мы сняли колпачки, чтобы вы нас заметили, – заревел Форте.

– Но мы вас не звали, – еще больше удивился мальчик.

– Как не звали?! Я сам слышал, как нотки пели громко, а кто-то просил их петь тише. Значит, мы вам нужны, потому что Пиано – значит тихо, а Форте – значит громко, – громогласно заявил гном Форте.

– Мы будем невидимо летать вместе с музыкой и подсказывать ноткам, как нужно петь, – тихо произнес гномик Пиано.

– Теперь мы правильно споем колыбельную, – обрадовались нотки, но потом они встревожились:

– А вдруг гномы Пиано и Форте устанут или уснут, и мы опять споем неправильно?

– Не волнуйтесь, непоседы, – усмехнулся маэстро Скрипичный ключ. – Я буду писать на нотном станс Пиано или Форте, чтобы вы всегда знали, как нужно петь: тихо или громко.

Скрипичный ключ тут же записал музыку маминой колыбельной в нотной тетради, а сверху написал Пиано.

Нотки ласково и тихо спели эту печальную мелодию, и мальчик уснул.

Вопросы и задания:

Когда вы слышите слова Форте и Пиано, что вы представляете?
Почему Форте и Пиано появились в образе невидимых гномиков?
Для чего нужны Форте и Пиано и что происходит, когда о них забывают?
Нарисуйте двух гномиков в окружении ноток.
Нарисуйте два музыкальных домика. Один – для Форте, другой – для Пиано.
Придумайте сказку о том, как два гномика потерялись и вы вместе с нотками отправились на их поиски.

4. Как нотки себя украшали

Когда мальчик проснулся на следующий день, ярко светило солнышко.

– Ура, сегодня мне можно погулять, и мы с нотками запишем песенку солнышка, – обрадовался мальчик.

Он быстро собрался на прогулку, но увидел, что грустные нотки не хотят никуда лететь.

– Что случилось? – удивился мальчик. – Вам не нравится солнышко?

Нотки молчали, а маэстро Скрипичный ключ встревожено объяснил:

– Эти непоседы уже успели утром полетать и поиграть с солнечными лучами, а потом вернулись и с тех пор сидят грустные и молчат.

– Нотки, пожалуйста, расскажите, что случилось, – попросил мальчик. – Маэстро Скрипичный ключ вам поможет.

– Нет, не поможет. Я утром играла с солнечным зайчиком. Он прыгал с капельки росы на листок, с листка на цветок, с цветка на траву. Он прыгал и звучал то чуть повыше, то чуть пониже. А я звучу всегда одинаково и не смогла петь его песенку, – пожаловалась нота До.

– Маэстро Скрипичный ключ велел каждой из нас изображать звук только одной высоты, – пропищала нота Си

– Он велел мне всегда сидеть на одном месте в нотном стане. Нельзя повыше подняться или пониже спуститься. Это так скучно, – вздохнула нотка Ре.

– Да, нам скучно и трудно сидеть неподвижно! – зашумели остальные ноты.

– Значит, это я во всем виноват? – хитро улыбаясь, спросил маэстро Скрипичный ключ и достал из кармана множество забавных значков.

– Ой, что это? – заволновались нотки.

– Это три чудесных медальончика: Диез, Бемоль и Бекар. Каждая из вас получит такие медальончики. Когда захотите подняться вверх на полтона, украсьте себя Диезом. Захотите спуститься вниз на полтона, украсьте себя Бемолем; а чтобы вернуться обратно, используйте Бекар, – объяснил добродушно Скрипичный ключ.

Нотки разобрали все медальончики и принялись их разглядывать.

– А Бемоль похож на парашют, значит, на нем можно спуститься на полтона вниз, как на парашюте, – обрадовалась нота Соль.

Нотки развеселились и тут же начали украшать себя, пищать, толкаться, свистеть. Поднялся ужасный шум.

– Нотки, нельзя использовать Диез, Бемоль и Бекар просто так, – остановил их маэстро. – Они нужны вам, чтобы вы могли красиво и слаженно звучать.

– Да, полетели к солнышку, мы споем искристую песенку солнышка, – весело защебетали нотки и отправились на прогулку вместе с мальчиком.

Мальчик бегал по лугу наперегонки с солнечными зайчиками, а нотки летали и кружились вместе с ними. Они сверкали в солнечных лучах и пели слаженно, радостно и красиво. Солнечные зайчики прыгали с капелек росы на листочки, с листочков на цветочки, с цветочков на травинки: вверх, вниз, вверх, вниз. Он прыгали и звучали то на полтона выше, то на полтона ниже. Нотки доставали свои чудесные медальончики Диез, Бемоль и Бекар и пели вместе с солнечными зайчиками: то повыше, то пониже.

Вечером маэстро Скрипичный ключ помог ноткам записать песенку солнышка в нотную тетрадь, и у мальчика появилась еще одна звонкая мелодия.

Вопросы и задания

Чем отличаются друг от друга Диез, Бемоль и Бекар?
Для чего необходимы эти музыкальные знаки?
Нарисуйте эти музыкальные знаки на плотной цветной бумаге, вырежьте их и сделайте медальончики.
Нарисуйте, как нотки поют с солнечными зайчиками.
Придумайте сказку, как Диез превратился в волшебную лесенку и тому, кто поднимался по этой лесенке, открывалось какое-либо музыкальное чудо.

5. Тётушка Октава и господин Басовый ключ

Вечером, перед тем как уснуть, мальчик спросил у ноток:

– Нотки, вы можете долететь до звезд и принести мне звездную песенку? Ясными ночами она так красиво звенит в вышине.

– Нет, звезды поют слишком высокими голосами, мы так не умеем, – грустно ответили нотки.

– Как же так? Когда я встретился с Феей Музыки, она пообещала мне, что с помощью ноток я смогу записать любую мелодию, – расстроился мальчик.

– Конечно, сможешь, мальчик. Фея Музыки никогда не даст пустых обещаний, – важно произнес маэстро Скрипичный ключ. – Нотки должны позвать на помощь тётушку Октаву. Она умеет распределять звуки на октавы и поднимать их в вышину.

Нотки тут же хором закричали: «Тётушка Октава, тётушка Октава!»

Тётушка Октава появилась, словно из воздуха, и спокойно сказала:

– Не кричите и не устраивайте беспорядка, я все прекрасно слышу.

К платью тетушки Октавы сверху вниз было пришито много карманчиков. Она похлопала по карманчикам и строго сказала ноткам:

– У меня всегда и во всем порядок. Дорогие нотки, чтобы сыграть любую мелодию, вы должны привыкнуть к порядку Я разделю все нотки на октавы, в каждой по семь ноток.

Самые высокие нотки, с тонкими звенящими голосками, поселятся в верхнем кармашке; а самые низкие ноты, с низкими ворчащими голосами, – в нижнем кармашке. Весь остальной звукоряд я тоже разделю на октавы и разложу по средним кармашкам.

Маэстро Скрипичный ключ всплеснул руками:

– Как же я справлюсь с таким количеством звуков, особенно с этими низкими и ворчащими нотами? Я существо изящное, возвышенное и люблю высокопоющие звуки.

– Не волнуйтесь, маэстро. Я вам помощника позову, – успокоила Скрипичный ключ тётушка Октава и повелительно взмахнула рукой. В комнату вкатилось согнутое, сердитое существо и проворчало низким голосом:

– Я господин Басовый ключ, я научу ноты звучать низко – иногда и поворчать надо, погудеть, как ураган, или пореветь, как медведь.

Нотки испуганно притихли. Тётушка Октава ласково сказала.

– Не бойтесь, мы вас не обидим. Мой порядок поможет вам взлететь до самых звезд и услышать их звон. А господин Басовый ключ подскажет вам, когда нужно звучать низко.

– Значит, мы сможем спеть музыку звезд? – обрадовались нотки.

– Конечно, летите скорее, – улыбнулась тетушка Октава.

Нотки радостной стайкой поднялись в темное небо. Они поднимались все выше и выше и звенели все тоньше и тоньше. Нотки подлетели к звездам и ударились о них, а звезды зазвенели, словно крохотные небесные золотые колокольчики.

Тут над лесом поднялась круглая желтая луна. Все нотки полетели к луне и ударились об неё с размаху. Господин Скрипичный ключ взмахнул рукой, и луна низко загудела, словно большая медная тарелка.

– Тётушка Октава, а вы знакомы с феей Музыки? – спросил мальчик.

– Мы все се дети: и я, и нотки, и музыкальные ключи. Музыка послала нас служить людям и записывать её летающие мелодии. Когда мелодия записана, музыкант может спеть её или сыграть на музыкальном инструменте, – объяснила тетушка Октава и добавила:

– Конечно, нелегко мне было навести порядок и разделить все нотки на октавы. На разных музыкальных инструментах музыканты использовали разные октавы, с разным количеством ноток, но я справилась.

Тут рассказ тётушки Октавы прервали нотки, вернувшиеся домой. Они высоко звенели, как маленькие золотые колокольчики, и низко гудели, как большая медная тарелка. Но тётушка Октава быстро утихомирила взволнованные нотки. Маэстро Скрипичный ключ и господин Басовый ключ записали музыку неба в нотную тетрадь.

Вопросы и задания

Почему у тётушки Октавы всегда и во всем порядок? Для чего нужна октава?
Почему к платью тётушки Октавы было пришито множество кармашков?
Нарисуйте тётушку Октаву в платье с кармашками, из которых выглядывают нотки.
Представьте, что вы нотка. В каких октавах вы хотели бы жить – низких, средних или высоких и почему? Все дети – нотки. Они танцуют и скачут под музыку. Один из детей – тётушка Октава. Музыка обрывается, и все нотки должны подбежать к Октаве и сесть на корточки вокруг нее. Нотке, которая прибежит последней, тётушка Октава задает музыкальный вопрос.
Для чего необходим басовый ключ, и чем он отличается от скрипичного?
Нарисуйте скрипичный и басовый ключи в образе двух важных синьоров во фраках и придумайте сказку о том, как они вместе воспитывали нотки. Нарисуйте музыку неба из звездных ноток.

Гук Алла Андреевна
ГБПОУ "1-й МОК" СП Детский сад"
музыкальный руководитель

Конспект образовательной деятельности по музыкальному развитию в старшей группе

«Путешествие в музыкальную страну»

Цель занятия:

Развитие музыкальности детей средствами интерактивного оборудования, активного музыкального творчества.

Задачи:

Продолжать учить самостоятельно, различать жанры музыкального произведения, формировать музыкальное восприятие.

Учить определять форму прослушанного произведения.

Развивать вокально-певческие навыки, расширять диапазон.

Совершенствовать технику исполнения знакомых танцевальных движений.

Развивать ритмический слух, ладовое чувство, воображение, фантазию.

Воспитывать чувство сострадания, желание помочь в трудной ситуации.

Воспитывать культуру общения со сверстниками.

Материалы и оборудование

интерактивная доска, музыкальный центр, аудиоматериалы, мультимедийная установка.

Дидактический материал и атрибуты:

презентация «Музыкальная страна», посылка с письмом, разноцветные ленточки, деревянные палочки.

Предварительная работа:

Слушание пьесы П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», беседа оэмоционально-образном содержании пьесы. Разучивание движений к танцам.

Планируемый результат : определять форму прослушанного произведения, исполнять знакомые танцевальные движения, четко и ритмично играть на музыкальных инструментах, развитие музыкальности детей средствами активного музыкального творчества.

Описание

Музыкальный руководитель.

Ребята, я вас приглашаю в музыкальную страну, и начинается наше путешествие на станции «Волшебный экран», где вас ждёт весёлая нотка!

Чтобы попасть в музыкальную страну, нам нужно выполнить все задания весёлой нотки. Итак, начинаем… (выполнение заданий с использованием интерактивной доски).

1.Определение звуков «Высокие и низкие»

2.Определение характера мелодии «Медленная или быстрая», «Весёлая или грустная»

3. Определение ритма «Ударные инструменты»

4. Музыкальные инструменты «Четвёртый лишний»

5. Не только музыка «Музыка и живопись»

Молодцы, ребята, мы продолжаем путешествие. (Слайд 1)

Ребята, нас ждёт здесь посылка, от кого же она? В посылке - письмо. Это пишет принцесса музыкальной страны, по-моему, ей нужна наша помощь.

В стране что-то произошло!

Давайте, прочитаем письмо, и мы все узнаем.

«Здравствуйте ребята! Злая волшебница Пауза заколдовала города нашей страны. (Слайд 2) В стране мрак и тишина. Помогите мне наполнить страну музыкой! Чтобы помочь вам, я отправляю в посылке подсказки в надежде, что они помогут вам! Очень надеюсь на вас!»

Ну что ребята, вы готовы помочь принцессе?

Ну, тогда, не будем терять время, отправляемся в путь.(Дети переходят в музыкальный зал)

Будьте осторожны в дороге, ведь дворец волшебницы Паузы находится именно в том лесу, через который проходит дорога в страну. Этот лес заколдован!(Слайд 3)

Будьте внимательны! Двигайтесь так, как подсказывает вам музыка.

Дело в том, что в этом необычном лесу поссорились Зима с Весной. Посмотрите, ребята, нам принцесса прислала много лент. С помощью цветных ленточек, вы будете изображать весну с тёплым ветерком, яркими солнечными лучами, а зиму - белыми ленточками со снежными метелями, холодным ветром, колючим снегом. Мы с вами придумаем танец и помирим зиму с весной.

«Вальс с лентами» Л.Делиба

Ну вот, заколдованный лес остался позади. А теперь, давайте присядем на ковёр и посмотрим, какие подсказки нам приготовила принцесса …! Слайд 4

(Берём из посылки деревянные палочки)

Это деревянные палочки - жители города Ритма.

Я кажется, догадалась! Чтобы он зазвучал, мы должны сыграть на палочках.

Будьте внимательны - если ритм не будет четким, город ритма не зазвучит.

Ритмическая игра «Комар»

Молодцы! Вы наполнили город ритма новыми ритмическими звуками.

А теперь садитесь, и мы узнаем, какое следующее задание нам следует выполнить.

Вспомним, какие музыкальные жанры мы знаем? (Ответы детей)

(Слайд 5) Мы с вами оказались в городах музыкальных жанров,нам нужно выполнить несколько заданий.

Первое задание: послушать музыку, и может быть, кто-то узнает это произведение.

Слушание пьесы «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского.

Как называется эта пьеса? (Ответы детей)

Давайте проверим, правильно ли мы отгадали. (Слайд 6)

Сколько частей в этом марше вы услышали?(Ответы детей)

Все верно, этот марш состоит из трех частей. Какие части одинаковые? (Ответы детей)

(Слайд 7) Молодцы, ребята, город Марша новыми ритмами и мелодиями зазвучал!

Давайте продолжим наше путешествие.

Где же нам предстоит побывать сейчас?

(Слайд 8) Мы с вами попали в город песни. И чтобы он зазвучал, я предлагаю спеть песню «Зимняя песенка»(Слайд 9)

Исполняется «Зимняя песенка» сл. П. Кагановой, муз. В. Витлина.

Ребята вам понравилась эта песня? Кто запомнил её название? Какая по характеру эта песня? (Ответы детей)

(Слайд 10) Давайте отдохнём и немного поиграем.В городе музыкальных инструментов нас ждёт весёлаяигра.

Игра «Кто скорее ударит в бубен»

(Слайд 11) Перед нами город Танца. Посмотрите на экран. Ребята, нам нужно наполнить и этот город музыкой, и поднять всем настроение.

Звучит «Новогодняя песня» группа «Дилижанс»

Танец «Морозушки»

(Слайд 12) Посмотрим на карту музыкальной страны. Давайте вспомним, в каких городах мы побывали?

Ну вот, теперь музыкальная страна зазвучит в полную силу. Давайте прослушаем.

(Слайд 13) Звучит волшебная музыка. Вам понравилось наше путешествие?(Ответы детей)

Все в порядке, можно возвращаться домой. Спасибо вам за помощь, ребята! До новых встреч в музыкальной стране!

Музыкальное занятие с презентацией

"Путешествие в страну музыкальных инструментов"

Описание материала: Представляю вашему вниманию конспект музыкального занятия, с использованием презентации "Путешествие в страну музыкальных инструментов". Данное занятие предназначено для детей 4-5 лет (средняя группа). Материал будет полезен для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов.

Длительность мероприятия: 20 минут

Цель: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников. Привлечь внимание детей к музыкальным инструментам.

Задачи:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к музыке;
  • Воспитание интереса к игре на простейших музыкальных инструментах.

Технические средства:

  • Музыкальный центр;
  • Проектор (для показа презентации и видеоролика);
  • Компьютер.

Оборудование и материалы:

  • Стол (для музыкальных инструментов)
  • Музыкальные инструменты
  • Накидка

Ход НОД

В середине зала стоит столик, на нем лежат музыкальные инструменты, накрытые красивой накидкой. На проекторе изображен слайд № 1.

Под марш (И. Кишко) дети входят в музыкальный зал маршируя проходят круг и рассаживаются на стульчики.

Муз. рук.: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами будет путешествие по стране музыкальных инструментов. Мы с вами уже с некоторыми инструментами знакомы, а с некоторыми познакомимся только сегодня. Скажите мне ребята, с какими инструментами вы уже знакомы?

Дети: Отвечают

Муз. рук.: Молодцы, вы знаете много инструментов, я вами очень горжусь! Ребята, мне кажется или вам очень хочется узнать, что-же спрятано под накидкой.

Дети: Отвечают

Муз. рук.: Тогда пришло время занять свои места в нашем волшебном паровозике и отправиться в путешествие.

Звучит песня «Паровоз букашка»

(Музыка: Александр Ермолов. Слова: Александр Морозов).

Плывут за окошком поля и леса.

Мы едем туда, где нас ждут чудеса.

И солнышко светит, и речка блестит,

И наш паровозик так быстро летит!

Чух, чух, чух, ту, ту, ту -

Белые барашки

Выдувает на ходу

Паровоз - Букашка!

Чух, чух, чух, ту, ту, ту -

Белые барашки

Выдувает на ходу (3 раза)

Муз. рук.: Молодцы! Вы очень красиво поете и играете! А посмотрите, какие яркие и красочные бывают свистульки.

На проекторе транслируется слайд № 5

Муз. рук.: Давайте мы с вами послушаем, как она звучит.

В записи звучит наигрыш на свистульке

Муз. рук. подходит к столу, где лежат все инструменты и берет губную гармошку.

Муз. рук.: А вот здесь у нас посмотрите - губная гармошка.

Гармошку отдает детям рассмотреть, а на проекторе транслируется слайд № 6

Когда дети рассмотрели гармошку, муз. рук. озвучивает детям содержание слайда.

Муз.рук.: А теперь, давайте послушаем как она звучит.

В записи звучит наигрыш на губной гармошке

Муз.рук.: Посмотрите, здесь еще лежит один интересный инструмент, давайте мы с ним тоже познакомимся, итак… (муз. рук. озвучивает детям содержание слайда).

На проекторе транслируется слайд № 7

Муз.рук.: Ребята, вам хочется посмотреть как играют на таком духовом инструменте?

Дети: Отвечают

На проекторе транслируется видеоролик «Игра на Триоле»

Муз.рук.: Красивое выступление получилось у артистов на видеозаписи. А теперь давайте вспомним, какие инструменты мы рассматривали…

«Средства музыкальной выразительности» - О чём идёт речь? 7.Таким может быть темп. 3.Как называется громкость звука? 1. Один из видов лада. 6.Одна из форм произведения. 4.Отрывисто, связно, отчётливо. Средства музыкальной выразительности.

«Космос в музыке» - Микалоюс Константинос Чюрлёнис. Группа «Земляне». Первый космический корабль. Природа. Синтезатор. Cонорика. Планеты. Необычность. Образ. Мозаика. Викторина. Мозаика цветов. Русский народ. Русский фантаст. Трава у дома. Эдуард Николаевич Артемьев. Блики нездешних миров. С каким произведением познакомились.

«Музыка и изобразительное искусство» - Музыка + литература. Балет. Проблема урока. Песня. Тема урока: «Музыка и изобразительное искусство». А. Васнецов. Г.Гессе. Мюзикл. Былина. Итог урока. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! Развивающие: развивать интерес к музыке через творческое самовыражение. Цель урока: научиться находить общее и различное между музыкой и живописью.

«Основные средства музыкальной выразительности» - Динамика. Тембр. Средства музыкальной выразительности. Примем СМВ за сердцевину цветка. Штрихи. Лад. Можно описать любую мелодию. СМВ. Ритм. Мелодия. Темп.

«Язык музыки в математике» - Примеры составных размеров. Строгие математические методы построения музыкальных ладов. Математические ритмы. Выявление математических ритмов. Полиритмия, полиметрия. Упорядочивание. Описание. Такт, размер. Законы. Колебания. Ритм. Ритмы в триг. функциях. Ритм в математике. Математика в спорте и музыке.

«Музыка по сказкам Пушкина» - Флейта. Ель растёт перед дворцом. Образы Пушкинских сказок. Царевна. Опера. Добрая песня. Труба. Тромбон. Сказки. Иллюстрации к сказке. Звезды. Скрипка. Руслан. М.И. Глинка. Добрые сказки. Инструменты. Море. Месяц. Челеста.

Всего в теме 37 презентаций