«Белая Вилла» Николая Александровича Ярошенко была источником вдохновения не только для самого художника, но и для его гостей:…


  • Дом Реброва в Кисловодске, где останавливался Лермонтов, восстановят за 5,3 млн. руб

    Старинный дом в курортном Кисловодске, в котором останавливались Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, скоро обретет новую жизнь. В 2018 году в проект…

  • Кисловодский Курортный парк снова станет самым крупным в Европе

    В Кисловодске утверждена программа развития города до 2020 года. Она подразумевает собой ряд градообразующих, реставрационных, логистических и…

  • Дача ШАЛЯПИНА в Кисловодске, Ставропольский край

    Кисловодск – удивительный город, город множества муз. И если муза изобразительного искусства в городе-курорте поселилась в усадьбе художника…

  • Санаторий имени Г.К. Орджоникидзе, г. Кисловодск

    Курортная культура зарождается не только на морских побережьях и в тени парков. Особую роль в формировании туристического «климата» города играют…

  • Кисловодский курортный парк, Ставропольский край, г. Кисловодск (часть 3 - Верхний парк)

    Завтра наступит лето – пора отпусков и путешествий. Многие россияне, выбирая место для отдыха, хотят посетить город, который славится хорошим…

  • Кисловодский курортный парк, Ставропольский край, г. Кисловодск (часть 2). Нижний парк

    Сегодня, в Международный день памятников и исторических мест, я хотел бы пригласить вас на прогулку по второй части Курортного парка в Кисловодске.… ОКТЯБРЬСКИЕ ВАННЫ, Ставропольский край, г. Кисловодск

    Продолжаем гулять по Кисловодску. После мавритано-камбоджийского стиля Главных Нарзанных ванн мы познакомимся c историей одного из самых посещаемых…

  • Николай Ярошенко (1 декабря 1846, Полтава - 26 июня 1898, Кисловодск) - русский живописец и портретист.

    Биография Николая Ярошенко

    Родился будущий художник в 1846 году в Полтаве в семье русского офицера, впоследствии генерала. В 1855 году был зачислен в Петровский полтавский кадетский корпус. Наряду с ежедневной военной учебой и строевой подготовкой на плацу Николай занимался и живописью.

    В городском кадетском корпусе рисование преподавал Иван Кондратьевич Зайцев, сын крепостного художника, окончивший Академию художеств. Спустя два года Ярошенко был переведен в Первый Кадетский корпус в Санкт-Петербурге.

    В 1860 году в возрасте 14 лет Ярошенко по выходным и праздникам стал заниматься в мастерской художника Адриана Марковича Волкова.

    Окончив Кадетский корпус и поступив в Павловское военное училище, Ярошенко начал посещать вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художников, где преподавал Иван Крамской.

    В 1867 году Ярошенко поступил в Артиллерийскую академию, одновременно он в качестве вольного слушателя стал посещать классы Академии художеств.

    Требовалась сила характера и страстная любовь к искусству, чтобы учась в военной академии, а затем служба на петеребургском патронном заводе, довести до конца свое художественное образование.

    Вскоре, по окончании Академии художеств в 1874 году Николай Александрович Ярошенко женился на Марии Павловне Навротиной, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. К этому же периоду относится и первое посещение Кисловодска молодыми супругами.

    Творчество Ярошенко

    В начале 1870-х годов появляются первые портреты художника «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».

    В те времена новое демократическое искусство развивалось за стенами Академии. Ярошеко стал частым завсегдатаем рисовальных вечеров у И. Н. Крамского и П. А. Брюллова.

    После первых портретов летом 1874 года Ярошенко начал писать свою первую большую картину «Невский проспект ночью», которую представил на IV Передвижной выставке. Мнения критиков о работе молодого художника разделились, но даже самые отъявленные скептики признавали, что картина популярна у публики.

    В марте 1878 года после открытия VI Передвижной выставки о Ярошенко заговорил Петербург. В своих работах художник стремился выразить дух времени, символами эпохи реформ императора Александра II стали картины «Кочегар» и «Заключенный», представленные на выставке передвижников.

    Замечательным вкладом Ярошенко в русскую живопись стал цикл картин, посвященный передовой русской молодежи, разночинному революционному студенчеству. Ярошенковская «Курсистка», юная, обаятельная, стала не меньшим откровением, чем картины «Кочегар» и «Заключенный».

    Полотно «Курсистка» стало первым в русском искусстве изображением учащейся женщины. Тяга женщин к образованию, к самостоятельности в ту эпоху была чрезвычайно высока. Поэтому картина Ярошенко была особенно созвучна времени.

    Одной из лучших работ Ярошенко стала картина «Студент», появившаяся на Х Передвижной выставке. Это своеобразный «исторический» портрет поколения, олицетворяющий целый этап освободительного движения 1870-х годов.

    Пожалуй, лучше всего Ярошенко удавались своеобразные исторические образы, портреты выдающихся людей второй половины XIX века, современников художника. В них через характеристику одного конкретного человека он умел показать типичные черты современника, умел передать самую суть героя, нравственную и социальную.

    Очевидно, по характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом. И действительно, в творчестве живописца портрет представлен большинством картин.

    Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой по праву считали шедевром портретной живописи 1870-1880-х годов.

    • Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». В настоящее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
    • Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это открывшейся возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» - оправдывался Репин. «Дело не в стенах, - возражал ему Ярошенко, - а в измене идеалам Товарищества!». В гневе Ярошенко пишет картину «Иуда», - пишет с фотографии некогда горячо любимого им А. И. Куинджи.

    Никола́й Алекса́ндрович Яроше́нко (1 декабря 1846, Полтава, Российская империя - 26 июня 1898, Кисловодск, Терская область, Российская империя) - русский живописец и портретист, член Товарищества Передвижников.

    Николай Александрович Ярошенко родился 13 декабря 1846 года в Полтаве (Российская Империя) в семье отставного генерал-майора. Родители будущего художника хотели, чтобы старший сын продолжил военную карьеру (отец вышел в отставку генерал-майором, мать была дочерью отставного поручика) и не придавали особого значения художественному таланту мальчика.

    В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус, по окончании которого в 1863 году он поступил в петербургское Павловское пехотное училище. Обучение будущий военный инженер в 1867 году продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Он также брал частные уроки рисования, работал в мастерской Андриана Марковича Волкова (1829-1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской .

    Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805-1887).

    Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет.

    В 1874 году экстерном окончил Академию художеств. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции.

    В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект». Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление. Оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Николаевичем Крамским. Более 10 лет Ярошенко после смерти учителя был его преемником и выразителем его идей. Крамского называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко - его «совестью».

    В 1874 году женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Первые кавказские пейзажи, которые художник писал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным. Поэтому, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор».

    В 1885 году Ярошенко купил в Кисловодске дом, названный «Белой Виллой», где семья проводила лето. К ним приезжали многочисленные друзья и гости - писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, актриса Полина Стрепетова.

    Не забывали коллегу и художники: Репин , Нестеров , Ге , Дубовской, Касаткин, Куинджи . У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему пятикомнатному дому несколько флигелей, а с росписью в технике фресок Помпеи помогли сами гости дачи. На «Белой Вилле» Ярошенко жил и работал до самой смерти.

    В 1892 году по состоянию здоровья Николай Александрович Ярошенко, исполнив мечту отца и повторив его путь, вышел в отставку в чине генерал-майора.

    В 1897 году, несмотря на туберкулёз трахеи, Ярошенко отправился в путешествие по России и миру: Поволжье, Италия, Сирия, Палестина, Египет. Из странствий он привёз множеством картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.

    Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10 км с горы Большое седло, где писал с натуры. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Через год на его могиле был установлен памятник - бронзовый бюст художника на чёрном постаменте, на фоне гранитной стелы с рельефным изображением креста, пальмовой ветви и палитры с кистями. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Автор скульптурного портрета - друг художника Л. В. Позен.

    Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

    Николай Александрович Ярошенко родился 1 декабря (13 декабря по новому стилю) 1846 года в Полтаве. Отец его, Александр Михайлович, был военным, дослужившимся до чина генерал-майора. Мать, Любовь Васильевна, также происходила из офицерской семьи. Способности мальчика к рисованию проявились достаточно рано, но никак не повлияли на принятое отцом решение отдать его в военную службу. О несгибаемом характере Александра Михайловича наш герой впоследствии вспоминал: "Честь и служение долгу были для него святыней, перед которой должно было преклоняться все в жизни".

    Таким образом, по десятому году Николая отдали в Полтавский кадетский корпус. Несмотря на то, что это заведение находилось поблизости от его родного дома, жизнь "кадета Ярошенки" мало отличалась от жизни его товарищей, привезенных из дальних уездов. То же казарменное житье. Разве что родителей можно было навещать почаще.

    В кадетском корпусе мальчик не оставил занятий рисованием. И немногие сохранившиеся от этого времени рисунки позволяют сделать вывод, что он делал изрядные успехи. Усидчив и прилежен был будущий художник и в других науках, поэтому, окончив в 1863 году корпус, он безо всяких затруднений поступил в Павловское военное училище в Санкт-Петербурге. Вскоре его перевели в Михайловское артиллерийское училище, где он также шел среди первых учеников.

    Занятия "художествами" Ярошенко, однако, в это время по-прежнему не оставлял. Сначала он занимался у А. М. Волкова, а чуть позже поступил в вечерние классы Рисовальной школы Общества поощрения художеств, где его наставником стал Иван Николаевич Крамской. В 1867 году, одновременно со "вступлением" в Михайловскую артиллерийскую академию, Ярошенко начинает в качестве вольнослушателя посещать Академию художеств.

    Следует отметить, что "не отдавался" искусству полностью молодой художник не только из боязни нарушить волю отца. Обладая возвышенной душой, он был в то же время юношей весьма прагматическим и прекрасно понимал, что удачный дебют на живописном поприще еще не обеспечивает успеха. Рассчитывать же на материальную поддержку семьи он не мог. Напротив, предвидел, что в недалеком будущем ему самому придется "лелеять старость" своих родителей. Продвигаться по службе в ущерб искусству наш герой, тем не менее, не хотел. Его жена вспоминала: "От чина полковника Николай Александрович отказывался в течение пяти лет, так как с этим чином ему предлагали такие места, которые не давали ему возможности заниматься живописью..."

    Портрет Марии Павловны Ярошенко. 1875
    Портрет Марии Павловны Ярошенко, жены художника. 1880-e
    Вероятно, будь Ярошенко несколько смелее (и даже не столько смелее, сколько "безогляднее"), то уже к концу 1860-х годов художественные критики заговорили бы о нем в полный голос. Но совмещать военную службу с занятиями живописью было не так-то легко, и первые заслуживающие внимания ярошенковские "пробы кисти" относятся лишь в 1874 году. Этот год вообще стал поворотным в судьбе художника. В начале лета он женился на Марии Павловне Навротиной (между прочим, бывшей курсистке), затем провел месяц на даче Крамского, а после этого отправился на Кавказ. Но - по порядку.

    Шат-гора (Эльбрус). 1884
    Холст, масло. 70 x 159 см. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко
    Лето 1874 года выдалось неласковым. Крамской вспоминал, что едва ли десять солнечных дней можно было насчитать за весь сезон. Дождь лил как из ведра, и молодая супруга Ярошенко, должно быть, провела немало томительных часов на сырой даче Крамского (печи топили каждый день), ожидая своего мужа, в ту пору гвардии штабс-капитана, со службы. Отпуск был положен Ярошенко в конце лета, а пока приходилось почти каждый день ездить в Петербург со станции Сиверская Варшавской железной дороги.

    Месяц, проведенный на Сиверской, сыграл большую роль в сближении обитателей дачи (Ярошенко уже давно знал Крамского, но столь "долгим" его гостем был впервые). 26 августа, уже после отъезда молодого живописца с женой на Кавказ (через Малороссию, чтобы повидаться с родителями), Иван Николаевич писал передвижнику Константину Савицкому: "Жил со мной здесь один месяц Ярошенко Николай Александрович; Вы знаете, офицер, уехал уже полтора месяца в Киев, а парень хороший". Если бы не это письмо, мы бы, возможно, не обратили внимания на самый факт пребывания Ярошенко в гостях у Крамского. Нужно сказать, что наш герой, будучи человеком прямым и честным, в то же время не слишком был расположен распространяться насчет подробностей своей жизни. Так, известно, что он сжигал все письма, которые писались ему, и просил, чтобы его адресаты делали то же самое в отношении его корреспонденции. В силу этой "установки" у нас практически не осталось эпистолярных свидетельств жизни Ярошенко - а ведь письма, вкупе с дневниками, являются ценнейшими "человеческими документами", позволяющими достаточно точно восстановить не только биографию писавшего их, но и атмосферу самой эпохи. Увы, подобной возможности в случае Ярошенко мы практически лишены.

    Корреспонденты художника, за редким исключением, следовали его воле, уничтожая полученные письма. Но те из них, что сохранились, представляют немалый интерес. Так, чрезвычайно "поучительно" письмо Ярошенко, сохраненное хозяйственным Павлом Михайловичем Третьяковым. В нем мастер объясняет свой взгляд на взаимоотношения живописца с "экономической частью" его ремесла. "По моему положительному убеждению, - пишет он, - художник не должен отступать от цены, раз назначенной, даже в том случае, если он, назначив по ошибке цену слишком высокую, рискует вовсе не продать свою картину. Я не стану затруднять Ваше внимание изложением причин, почему сложилось у меня такое убеждение, - прибавлю только, что, прежде чем остановиться на определенной цене, я опросил мнение всех знакомых мне художников и окончательно назначил цены - самые низшие из тех, какие мне были заявлены". Еще более безапелляционным и по-военному четким тоном отличаются "диспозиции" художника, писанные им тем, кто сопровождал очередную передвижную выставку: "Со дня открытия в Полтаве Вы продержите там выставку 14 дней; переедете в Елисавет-град и тоже будете там держать выставку 14 дней; оттуда поедете в Кишинев и пробудете там с выставкой столько времени, чтобы между 1 и 10 декабря открыть выставку в Одессе. Ко времени приезда вашего в Одессу я Вам сообщу дальнейший маршрут..." Многие из участников Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) вспоминали о "силе характера" Ярошенко и "некотором деспотизме", присущем ему...

    Портрет Веры Глебовны Успенской ~ Портрет Г.И. Успенского. 1884

    Портрет художника Ивана Николаевича Крамского. 1874
    Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой. 1884

    Портрет Д.И. Менделеева. 1885
    Портрет Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. 1886

    Портрет М.А. Плещеева. 1887 ~ Портрет И.А. Гончарова. 1888

    Портрет художника Николая Николаевича Ге. 1890
    Портрет философа и поэта Владимира Сергеевича Соловьева. 1895

    Портрет Николая Николаевича Обручева. 1898
    Портрет С.В. Паниной. 1892

    Мужской портрет. 1875 ~ Женский портрет. 1880

    Старик с табакеркой. 1873 ~ Портрет молодого человека. 1886
    Впрочем, этот ярошенковский "деспотизм", проявившийся в полной мере после того как он занял после смерти Крамского место "вождя" передвижников, служил, по мнению подавляющего числа его соратников, к укреплению "моральных и идеологических основ Товарищества", а потому воспринимался ими благосклонно. Но некий покровительственно-доброжелательный деспотизм в обращении мастера с "товарищами по цеху" все-таки имел место быть. "Мне сдается, - пишет он Н. Касаткину, приглашая того к себе в Кисловодск (дом здесь он приобрел в 1885 году), - что Вы напрасно проводите летнее время по городам, вместо того, чтобы хорошенько отдохнуть и укрепиться физически и морально где-нибудь на лоне природы".

    Но не только кисловодский дом Ярошенко был всегда полон гостей, а и его петербургская квартира на Сергиевской улице. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что у него часто бывало до полусотни "посетителей". Некоторые из них гостили подолгу, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Однако Николая Александровича, по свидетельству близких, это более смешило, чем огорчало.

    В 1892 году мастер вышел в отставку (дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора). За два года до этого врачи заподозрили у него чахотку, и Ярошенко понял, что "пора собираться". Он даже составил завещание, по которому все его картины оставались Марии Павловне. Когда она, всегда и во всем желавшая справедливости, попыталась возразить, что часть их необходимо передать его родственникам, художник строго возразил: "Это была не их жизнь, а наша". 25 июня (7 июля по новому стилю) 1898 года Ярошенко умер в Кисловодске. Но не от чахотки, а от паралича сердца, на состояние которого доктора, озабоченные развитием процесса в легких, не обратили внимания.


    на Яндекс.Фотках . Кисловодск. Могила Ярошенко на территории Храма


    на Яндекс.Фотках
    Свято-Никольский кафедральный собор в Кисловодске освящен 22.05.2008 г.
    Первая православная церковь в городе-курорте появилась вместе с его основанием. В конце 1888 г. главный Храм города был освящен в честь одного из самых почитаемых святых - Святителя и Чудотворца Николая.
    В 1900 г. рядом с собором, в том же архитектурном стиле, была сооружена пятиярусная колокольня.
    В 1936 г. собор был взорван. 12 сентября 1993 г., в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, состоялась закладка собора. В качестве основы были использованы сохранившиеся фотографии, чтобы максимально воплотить прежний облик.
    Высота храма - 54 метра. Собор рассчитан на 3500 человек.


    на Яндекс.Фотках
    Историческая справка. В 1792 году у Кислого источника, как тогда называли источник Нарзан, был сооружен пятиугольный редут на возвышении между речками Ольховкой и Березовкой. Командующий войсками Кавказской линии генерал Ираклий Иванович Марков в 1798 году провел с семьей все лето у источника Нарзан. В составе его свиты был адъютант Ребров. По распоряжению генерала Маркова на горе Святого Духа был установлен каменный крест из серого песчаника - символ Православной веры, которую русские принесли на Кавказ, и гору стали называть Крестовой.
    с увеличением населения и возникновением слободы, появилась необходимость в строительстве приходского храма. Для создания проекта были приглашены Джузеппе и Иоганн Бернардацци, главные устроители Кав-минвод.

    По распоряжению командующего войсками Кавказской линии генерала А.П. Ермолова один из братьев отправился в горы для разыскивания православных храмов древних алан. Им был создан альбом зарисовок храмов, дано их описание и сделан обмер. Все эти данные были использованы при строительстве храмов на Кавказских Минеральных Водах. В 1824 году братья Бернардацци создали проект храма в Кисловодске. В 1826-27 гг. церковь была возведена из дерева, без применения гвоздей, на пожертвования слобожанки Толмачевой. Новый храм, как и прежняя крепостная церковь, был освящен архимандритом Товией в честь Святителя и Чудотворца Николая..."

    "...Никольский храм стали называть - «Белый собор». Строительство было закончено в 1888 году, освящение состоялось 22 октября (4 ноября по н. ст.). Главный Престол был посвящен Святителю Николаю, южный придел - Архистратигу Божию Михаилу, северный - святому благоверному князю Александру Невскому.

    Центральный иконостас был высоким, сооруженным из дерева, и отличался искусной резьбой. Никольский собор повторял традиционную схему пятиглавого храма, выработанную в XII веке зодчими Успенского собора во Владимире, но от древнерусских храмов отличался тем, что четыре малых барабана были декоративными, а не световыми. Собор имел прекрасную акустику и был рассчитан на 500 человек. На уровне второго яруса были устроены обширные хоры, центральный купол и барабан богато украшены росписью. Величественный храм расписывали знаменитые художники России - братья Васнецовы, В.Д. Поленов, Н.А. Ярошенко, М.В. Нестеров, который и венчался в этом соборе. Великие сыны России Ф.И. Шаляпин и Л.В. Собинов пели в хоре Свято-Никольского собора. "
    !
    http://www.pravoslaviekmv.ru/index.php?page=66&art=114


    на Яндекс.Фотках


    на Яндекс.Фотках . Дача Шаляпина


    на Яндекс.Фотках . Виды Кисловодска. 10.12.2007


    на Яндекс.Фотках


    на Яндекс.Фотках
    Антон Иванович Твалчрелидзе (1858-1930) - очень известный в своё время на Ставрополье человек, бывший инспектор народных училищ края. Побывав во всех уголках губернии, составил справочник о Ставрополье, своеобразную энциклопедию краеведческих знаний почти на 700-х страницах. Он был женат на дочери не менее известного своими ратными делами терского казака Тимофея Астахова (о нём много можно и должно рассказать отдельно), которому и принадлежал участок земли, на котором Твалчрелидзе была построена эта дача.
    У Твалчрелидзе в 1915 году здание приобрел для своей больной жены (дочери Н.И.Прохорова, хозяина "Трёхгорной мануфактуры") Н.В.Лежнев, владелец Еланского конного завода в Саратовской области.
    Что касается Кшесинской, то известно, что она очень недолгое время жила в Кисловодске в 1918 году, но был ли местом ее пребывания здесь этот особняк, с достоверностью не известно.


    на Яндекс.Фотках . Нарзанные ванны


    на Яндекс.Фотках
    Главные нарзанные ванны расположены недалеко от Нарзанной галереи. Название «Главные» они получили не случайно: еще в конце XIX века в Кисловодске были выстроены ванны Скальковского - деревянное одноэтажное строение, которое, конечно, ни по внешнему виду, ни по пропускной способности не могло сравниться с новым красивым зданием ванн, которые так и назвали - Главные нарзанные ванны.
    Здание отличается богатой отделкой фасада с использованием архитектуры, главным образом характерной для северной Индии.
    Ванны выстроены в 1901-1903 годах к столетию курорта. Об авторе и о времени постройки напоминает мемориальная доска: "Проектировал и построил инженер А.Н. Клепинин. 1901-1903".


    на Яндекс.Фотках


    на Яндекс.Фотках
    Здание Нарзанной галереи расположено в центре Кисловодска, здесь же находится и источник нарзана, существовавший еще во времена пребывания в Кисловодске М. Ю. Лермонтова.
    Раньше галерея называлась Воронцовской и предназначалась для прогулок в ненастье после питья нарзана.
    Сейчас здесь расположен главный питьевой центр (здесь 16 бюветов), где отпускается нарзан трех разновидностей - общий, доломитный и сульфатный



    на Яндекс.Фотках
    В 1895 году было закончено строительство Курзала. Рядом в этом же году было закончено строительство легкого ажурного здания вокзала, который вместе с Курзалом представляет как бы один архитектурный ансамбль. Здания эти прекрасны и являются памятником старинной архитектуры. В свое время русский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк писал о Кисловодске: «Город чудесный, разметавший свои улицы по крутым берегам реки. Общий вид был очень красив, а великолепный вокзал мог бы украсить любую столицу».


    на Яндекс.Фотках . Дом-музей художника Ярошенко



    на Яндекс.Фотках (c) vik6169 (Железногорск, Курская обл.)
    Музей был основан в 1959 году. Он расположен на территории усадьбы с садом, парком и постройками, включающими четыре мемориальных здания, принадлежавших семье Н.А.Ярошенко с 1885 по 1915 годы. Здесь великий русский художник прожил свои последние годы жизни. Усадьба была широко известна как «Белая вилла», Очень необычна и биография самого художника. Он был генерал-майором артиллерии и одновременно руководил Товариществом передвижных художественных выставок. На территории его усадьбы по субботам собирались известные деятели искусств России: А.И.Куинджи, А.М.Васнецов, И.Е.Репин, Л.Н.Толстой, Ф.И.Шаляпин. Эти встречи получили название «ярошенковских суббот».

    У меня с Кисловодском связаны самые радужные воспоминания о летнем отдыхе с родителями в 1958 году
    - Кисловодск жемчужина КМД. Сейчас там все налаживается и благоустраивается, приводится в порядок. А пробьют тоннель в горах до моря полчаса езды будет

    О! Похоже, очередная фото-экскурсия ожидает нас с появлением нового альбома;-) Уже приготовилась смотреть и читать:-)
    - Прошлогодние фотографии считал не совсем удачными, была плохая погода. Но вот решился насобирать на альбом


    на Яндекс.Фотках
    Усадьба была сложившимся комплексом жилых, служебных и хозяйственных построек и занимала одно из лучших мест в Кисловодской слободке – форштадте при старой крепости. Месторасположение усадьбы было очень удачным, она занимала край верхней террасы над речкой Ольховкой и Ольховой балкой, где располагались надворные постройки и фруктовый сад, который примыкал к Курортному парку.
    Со стороны слободки усадьба ограничивалась улицей Нижней Ольховкой (с 1903 г. – Дондуковская, переименована в улицу Ярошенко в 1918 г.), слева находилось имение полковника Аглинцева, а затем шла казенная земля здания Слободского Управления, справа располагалось имение помещика Бондарева, другой же стороной усадьба была обращена к курортному Кисловодскому парку.
    Эта часть города начала заселяться в конце 1830-начале 1840-х гг. преимущественно солдатами и офицерами крепостного гарнизона, а после упразднения по Высочайшему Повелению 1861 г. Кисловодской крепости (когда форштадт был переведен в статус казачьей Слободы), существующая застройка вместе с землей отошли в частное владение домохозяев.

    Чистенько, уютно. Как и должно быть в усадьбе. Спасибо за подробное описание. Я там не была, так с Вами попутешествую!
    - В трех зданиях выставки самого Ярошенко, его современников и новые картины.


    на Яндекс.Фотках
    В своих мемуарах «Давние дни» М.В. Нестеров, впервые побывавший в Кисловодске в 1890 г. писал. «У собора, в двух шагах, находилась усадьба Ярошенко. Мария Павловна купила ее случайно за бесценок, постепенно обустроилась там, заменив белые хатки небольшими домами, в коих стали летом проживать знакомые Ярошенко: В.Г. Чертков с семьей, большая семья историка С.М. Соловьева. Сами Ярошенко поместились в ближнем домике, где была и небольшая мастерская Николая Александровича. К домику примыкал балкон, очень вместительный; на нем, как на балконе доктора Средина в Ялте, постоянно были посетители. Николай Александрович задумал расписать балкон в помпейском стиле по увражам; ему в этом помогала дочь историка Соловьева Поликсена Сергеевна (Аллегро).

    Просторная терраса. Это и есть балкон?
    - Да. Они называют её балконом.


    на Яндекс.Фотках
    Флигель №1. Это здание возведено в 1888 г. на месте служебной постройки прежних владельцев и является первым сооружением, осуществленным Ярошенко в процессе переделки и благоустройства усадьбы. Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный). Своеобразие внутренней планировки говорит о том, что первоначально этому зданию отводилась роль главного усадебного дома с парадной и жилой частями, а также внутренним служебным коридором для прислуги. Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «белую виллу». Характерно, что при этом они пристроили к новому Главному дому две комнаты того же размера, что были выстроены для жилья в первом доме, обращенном потом в гостевой (в 1890-х гг. здесь жила, по свидетельству М.В. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»).


    на Яндекс.Фотках
    Флигель №2. Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название ее – «турлук». Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью). Первоначально здание имело традиционный для этих мест вид белой мазанки под соломенной крышей. Примерно в 1890 г. при благоустрой­стве усадьбы флигель получил новый внешний вид: мазаные глинобитные стены были оштукатурены, соломенная крыша заменена железной кровлей, по коньку устроен гребень из металлической решетки.

    Во всех усадьбах-музеях не хватает "жилого духа". А?
    - Хозяина. Это точно.


    на Яндекс.Фотках
    Николай Александрович Ярошенко родился в 1846 г. в Полтаве в семье отставного генерал-майора. Выполняя волю отца, он с отличием окончил военную академию и был распределен на Санкт-Петербургский патронный завод. Однако несение службы не мешало юному Николаю в течение четырех лет посещать по вечерам классы Академии художеств. Прослужив на заводе более 20 лет, Ярошенко вышел в отставку в чине генерал-майора и полностью посвятил себя живописи.
    Наиболее известные картины Ярошенко - "Кочегар", "Заключенный", "Всюду жизнь", "Студент", "Сестра милосердия" , "Курсистка", "Старое и молодое", "Причины неизвестны" и "Невский проспект ночью".
    Летом 1898 года, как и во все прежние годы, супруги из Петербурга приехали в Кисловодск на дачу. Во время одной из прогулок по любимому парку Николай Александрович Ярошенко попал под дождь и стал быстро спускаться с гор. Уже вечером он почувствовал недомогание.
    25 июня утром сердце замечательного человека остановилось, прервав жизнь сидящего за мольбертом Ярошенко.

    Древние камни...Сколько же они повидали на своём веку.
    - Этой дорогой хозяева и гости спускались в нижний парк усадьбы и через городской парк шли пить нарзан.

    Понятно:-) Теперь и продолжение рассказа появилось:-) Интересно.
    - Вы как раз попали на установку. Кстати есть любопытный факт Борис Савенков был племянником Ярошенко.


    на Яндекс.Фотках
    Здесь находился когда-то «менделеевский» флигель, ещё в годы гражданской войны разобранный на топливо. Ходил миф, согласно которому в этом флигеле имел обыкновение работать, в окружении колб и реторт великий химик. Позднее стало понятно, что этого не могло быть, так как Менделеев побывал у Ярошенко в Кисловодске только однажды, проездом в Баку, куда вместе с ним через три дня отправился и художник. Кроме того, согласно данным сотрудников Музея-квартиры Д. Менделеева в Петербурге, в последние десятилетия жизни учёный занимался теоретической работой, и химическая посуда ему не требовалась. Название флигеля, как думается сейчас, скорее было связано с именем вдовы химика, которая действительно гостила у Л.П. Ярошенко.

    Милая и скромная архитектура:-) Замечательный рассказ.
    - Благодарю. На этой фотографии и закончу этот короткий рассказ


    «Полевые цветы ». 1889 (c) Н.А.Ярошенко
    P.S. Художник Н. А. Ярошенко (c) allerleiten . 26.05.2010

    «В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», - писал публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский в статье, посвященной памяти этого выдающегося русского художника.

    Николай Александрович Ярошенко. Автопортрет

    Николай Александрович Ярошенко был не просто одним из «передвижников» - собратья по творческому объединению называли его «стражем лучших традиций Товарищества, как бы совестью его». И когда смотришь на его картины, легко верится, что это был человек высоких нравственных идеалов. Не единожды художник удивлял коллег, критиков и публику человечностью, глубоким состраданием, наполнявшим его картины. Публика не раз задавалась вопросом, откуда у блестящего военного столько сострадания к горю людей, казалось бы, из другой жизни. «Знаете, за одного только "Заключенного в камере" я уже готов обнять и расцеловать его, за его доброе, чуткое, внимательное сердце, за душу его и за талант вызывать в нас доброту и сочувствие к ближнему...» - признавался критик Н. Евтихеев.

    Н. Ярошенко. Заключенный. 1878 год

    Николай Ярошенко родился в Малороссии, в Полтаве 1 (13) декабря 1846 года в семье генерал-майора. В девять лет будущего художника отдали в Полтавский кадетский корпус.

    В 1863 году юноша переехал в Петербург и поступил в Павловское военное училище, а затем - в Михайловскую артиллерийскую академию, которую закончил в 1870 году. Параллельно Ярошенко занимался живописью, в качестве вольнослушателя посещал Академию Художеств, учился у Ивана Крамского. Известно, что именно Крамской дальновидно и мудро посоветовал Ярошенко не оставлять военной службы, поскольку, оставив ее, он вынужден был бы писать на заказ, чтобы прокормиться: «Лучше будет, если ты продолжишь военное дело, а картины будешь писать для души. Совмещать это по времени, конечно, будет непросто. Но ты-то как раз сможешь». Ярошенко последовал совету старшего товарища. До самой отставки в чине генерал-майора он трудился на оружейном заводе и на заказ не написал ни одной картины.

    Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». Его моделями всегда становились люди, внутренне ему близкие - художники И. Н. Крамской, В. М. Максимов, И. К. Зайцев, Н. Н. Ге, писатели Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, В. Г. Короленко и другие.

    Н. Ярошенко. Портрет художника Н. Н. Ге. 1890 год

    Одной из самых ярких работ Ярошенко в портретном жанре является «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой» (1884 год):

    Н. Ярошенко. Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой 1884 год

    Ярошенко женился в 1874 году, и в тот же год они с женой впер-вые поехали в Кисловодск. Супруги были настолько очарованы Кавказом, что впоследствии, в 1885 году, приобрели там дачу. Каждый год семья Ярошенко проводила в Кисловодске четыре месяца - отпуск Николая Александровича. Когда же художник вышел в отставку в 1892 году, чета Ярошенко переехала туда насовсем. Их дача, которая стала именоваться «Белой виллой», собирала огромное количество гостей.

    «Белая вилла» Н. Ярошенко в Кисловодске

    Они приезжали и уезжали, именитые и неизвестные, и в доме все-гда было людно и весело. Говорят, что супруга Ярошенко, добрая и домовитая хозяйка, при-нимала в доме до пятидесяти гостей, среди которых были художники Репин, Нестеров, Куинджи, Васнецов, оперный певец Шаляпин, композитор Рахманинов. К слову, есть версия, что именно Мария Павловна Ярошенко изображена на знаменитейшей картине Крамского «Портрет неизвестной».

    Знаменитым Ярошенко сделала картина «Кочегар», написанная им в 1878 году. Ярошенко изображает не столько представителя рабочего класса, новую социальную силу и т.д., сколько живого человека.

    Н. Ярошенко. Кочегар. 1878 год

    В жизни Николая Александровича к этому времени произошли заметные перемены. Во-первых, он большую часть времени проводит в Кисловодске, пытаясь излечить прогрессирующий туберкулез. В апреле 1887 года умер его учитель и старший товарищ Иван Николаевич Крамской, идейный руководитель Товарищества передвижных выставок, и руководить товариществом стал Ярошенко.

    Ярошенко с семьей снимал в Петербурге небольшую квартиру на Сергиевской улице, на пятом этаже дома, внизу которого помещалось китайское посольство. Эта квартирка и стала временным «штабом» передвижных выставок. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что не только в Кисловодске, но и в Петербурге у Ярошенко часто бывало огромное количество гостей, некоторые из которых оставались надолго, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен или знаком Ярошенко. К ним относятся наряду с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, издатель В. Г. Чертков, историк К. Д. Кавелин, философ В. С. Соловьев, композитор С. И. Танеев, ученый-медик Н. П. Симановский, физиолог И. П. Павлов и др. «Кого-кого тут нет! - писал М. В. Нестеров об атмосфере, царящей в квартире Ярошенко, - весь культурный Петербург здесь. Тут и Менделеев, и Петрушевский, и еще несколько выдающихся профессоров либерального лагеря. Часов около 12 приглашают к ужину. Как в этой маленькой столовой уместится такая масса гостей - это знают только наши гостеприимные милые хозяева - Николай Александрович и Мария Павловна. Тесно, но как-то усаживаются. На ужинах у Ярошенко вкусно ели, а пили мало. Говорили же горячо, интересно. На этих собраниях не знали, что такое скука, винт, выпивка - Николай Александрович, то серьезный, то остроумный был душой общества. Помню, бывали великие споры, иногда они затягивались далеко за полночь, и мы расходились обыкновенно поздно, гурьбой, довольные проведенным временем».

    Известно, что знаменитый ученый Д. И. Менделеев после кончины художника восклицал: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!» Интересна история работы «Курсистка (1883 год). Девушку, послужившую моделью для картины, звали Анна Константиновна Дитерихс (в замужестве - Черткова). Со своим мужем Владимиром Чертковым, издателем и редактором произведений Л. Толстого, она часто гостила у Ярошенко в Кисловодске. Как и художник, Анна страдала туберкулезом.

    Есть и более поздний ее портрет кисти Ярошенко - «В теплых краях», работа была написана в 1890 году в Кисловодске, сейчас она хранится в Санкт-Петербурге, в Русском музее.

    Н. Ярошенко. В теплых краях. 1890 год

    Еще большую известность принесла художнику картина «Всюду жизнь». Мало кто знает, что первоначально Ярошенко дал этой работе название «Где любовь, там и Бог». Так называется рассказ Льва Толстого, который, очевидно, стал для художника источником вдохновения. Сюжет толстовского рассказа заключается в том, что сапожник Семен, не ведая того, приютил ангела и понял вместе с ним, что это «кажется только людям, что они заботой о себе живы, а живы-то они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нем, потому что Бог есть любовь. И радостно стало на душе Авдеича, перекрестился он, надел очки и стал читать Евангелие, там, где открылось. И наверху страницы он прочел: И взалкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили меня, был странником, и вы приняли меня... И внизу страницы прочел еще: Так как вы сделали это одному из сих братии Моих, меньших, то сделали Мне. И понял Авдеич, что не обманул его сон, что, точно, приходил к нему в этот день Спаситель его и что, точно, он принял Его».

    На картине изображен арестантский вагон, в окошко которого выглядывают узники удивительно кроткого вида. Ребенок кормит голубей крошками хлеба. «За решеткой в окне вы увидите Мадонну, худую и бледную, держащую на коленях младенца Спасителя с простертой для благословения ручкой и возвышающуюся позади фигуру Иосифа. Но как же это святое семейство за решетку попало?» - писал критик-рецензент П. Ковалевский. А сам Лев Толстой сделал в дневнике запись: «Пошел к Третьякову. Хорошая картина Ярошенко "Голуби". Видели вы, как арестанты смотрят из-за решетки тюремного вагона на голубей? Какая это чудная вещь! И как она говорит вашему сердцу! По моему мнению, все же лучшей картиной, которую я знаю, остается картина художника Ярошенко "Всюду жизнь"». Сегодня полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.

    Н. Ярошенко. Всюду жизнь. 1888 год

    «Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня „примером", и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело. Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», - вспоминал М. В. Нестеров.

    В 1892 году, уйдя в отставку, дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора, Николай Александрович стал дольше бывать в Кисловодске. Здесь он принял самое деятельное участие в строительстве храма во имя Святителя Николая. Художник не только лично расписывал храм, но и привлек к этому знаменитых братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых, Нестерова и других известных российских художников.

    Свято-Никольский храм в Кисловодске

    В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Ярошенко много путешествовал по России и за границей: был на Волге, ездил в Италию, Сирию, Палестину, Египет. Николай Александрович побывал и на Святой Земле, о чем писал: «Здесь все так легко, помимо вашей воли, переносит в глубь времен. Вы наткнетесь неожиданно на живого Авраама или Моисея, то перенесетесь к временам Христа». 25 июня (7 июля) 1898 года, на-ходясь перед холстом за работой, художник умер от остановки сердца. Ярошенко был похоронен близ «Белой Виллы», недалеко от Собора Николая Чудотворца. В 1938 году, спустя сорок лет, новые власти города решили взорвать храм Николая Чудотворца. Динамит разрушил не только стены, но и уничтожил кладбище. Уцелела только одна могила - художника Ярошенко.

    Могила Н. Ярошенко в Кисловодске

    В декабре 1918 года в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени. Имя Ярошенко получила и улица, прилегающая к усадьбе, называвшаяся до этого Дондуковской. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения... устраивает народный праздник - чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался».

    Н. Ярошенко. Полевые цветы. 1889 год

    Помнят и на малой родине, в Полтаве, о своем знаменитом земляке. Художественный музей в городе носит имя замечательного художника.

    Полтава. Художественный музей имени Николая Ярошенко