6 ноября (25 октября) 1852 года родился Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия – Мамин) – великий русский прозаик и драматург.

Нет такого человека в России, кто не слышал бы имени Мамина-Сибиряка и не прочитал хотя бы одной его книги.

В послереволюционные годы это имя было покрыто таким толстым слоем «хрестоматийного глянца», что многие не знают ни настоящей судьбы знаменитого писателя, ни многих его произведений. Стоит произнести «Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк», как перед глазами встает известная фотография, где он выглядит довольным жизнью, солидным человеком, в богатой шубе, в каракулевой папахе.


Д.Н. Мамин-Сибиряк

По воспоминаниям друзей, писатель был среднего роста, но крепкого телосложения, обаятельный, с красивыми черными глазами, с неизменной трубкой. Несмотря на вспыльчивость, он отличался добротой и общительностью, слыл прекрасным рассказчиком, часто являлся душой компании. При этом не терпел несправедливости, был прямым, цельным человеком, не умел лгать и притворяться. Как всякого хорошего человека, «его любили старики, дети и не боялись животные». Колоритная фигура Мамина-Сибиряка была так заметна, что сам Илья Репин писал с него одного из запорожцев для своей знаменитой картины.

Однако личная судьба Мамина-Сибиряка складывалась трудно и несчастливо. Благополучными можно назвать только раннее детство да пятнадцать месяцев счастливого брака. Не лёгок был и творческий путь знаменитого писателя. В конце жизни он писал издателям, что его сочинений «наберется на 100 томов, а издано только 36». Не было литературного успеха, которого он заслуживал, а семейная драма русского прозаика и вовсе напоминает собой сюжет мексиканского сериала…

Детство и юность

Дмитрий Наркисович Мамин родился в поселке Висим (Висимо-Шайтанский завод, принадлежавший Демидовым), в 40 километрах от Нижнего Тагила, что на границе Европы и Азии. Отец будущего писателя - потомственный священник. Семья большая (четверо детей), дружная, трудовая («без работы я не видел ни отца, ни матери»), читающая. В семье была большая библиотека: выписывали из Петербурга журналы, книги. Мать любила читать детям вслух. Любимой книгой Дмитрия в детстве была «Детские годы Багрова-внука» (Аксаков).

О своем раннем детстве и о родителях писатель говорил: «Не было ни одного горького воспоминания, ни одного детского упрека». Сохранились сотни удивительных писем Дмитрия Наркисовича к родителям, где он пишет «Мама» и «Папа» всегда с большой буквы. Но пришла пора учиться всерьез, а денег на гимназию у небогатого священника Мамина не было. Дмитрия и его старшего брата Николая увезли в Екатеринбургское духовное училище (бурсу), где когда-то учился их отец. Это было тяжелое время для Мити. Он считал годы в бурсе потерянными и даже вредными: «...училище не дало ничего моему уму, не прочитал ни одной книги... и не приобрел никаких знаний». (Позже это же училище заканчивал и Павел Петрович Бажов).

После духовного училища сыну священника был прямой путь в Пермскую духовную семинарию. Там у Дмитрия Мамина началась первая литературная работа. Но ему было «тесно» в семинарии, и курса будущий писатель не окончил. В 1872 году Мамин поступил на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 году, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Учиться ему было крайне трудно, отец не мог посылать денег. Студент часто голодал, был плохо одет. Дмитрий зарабатывал себе на хлеб тем, что писал в газеты. А тут еще и тяжелая болезнь - туберкулез. Пришлось бросить учебу и вернуться домой на Урал (1878 год), но уже в город Нижняя Салда, куда переехала его семья. Скоро умирает отец. Все заботы о семье берет на себя Дмитрий.

Певец Урала

Дмитрию Наркисовичу пришлось очень много работать, давать уроки: «Я три года по 12 часов в день бродил по частным урокам». Он писал статьи, занимался самообразованием. Переехал в Екатеринбург. Писал книги. Писатель исходил много дорог по Уралу, сплавлялся по уральским рекам, познакомился со многими интересными людьми, изучал архивы, занимался археологическими раскопками. Он знал историю Урала, экономику, природу, народные сказания и легенды. «Урал! Урал! Тело каменно, сердце пламенно» - это было его любимое выражение.

Свои первые журналистские работы будущий «классик» подписывал Д. Сибиряк. В те времена всё, что находилось за Уральским хребтом, называлось Сибирью. Романы он стал подписывать двойной фамилией Мамин-Сибиряк. Сейчас он назвал бы себя Маминым-Уральцем.

Признание пришло к писателю далеко не сразу. 9 лет он посылал в разные редакции свои произведения и всегда получал отказ. Лишь в 1881-1882 годах в московской газете «Русские ведомости» была напечатана серия очерков Д. Сибиряка «от Урала до Москвы». Талантливого провинциала заметили не издатели, а журналисты-радикалы. В петербургском подцензурном журнале «Дело» вышел ряд его очерков об Уральской земле, а впоследствии печатался и наиболее известный роман «Приваловские миллионы». Впрочем, для серьёзного писателя печататься в «Деле» 80-ых годов не представляло большой чести: журнал доживал свои последние дни и брал любой материал, допущенный цензурой (вплоть до бульварных романов). Произведения Мамина-Сибиряка заслуживали большего. Однако эта публикация позволила талантливому писателю наконец «достучаться» до столичных издательств и стать известным не только на Урале, но и в европейской части великой страны.

Мамин-Сибиряк открыл миру Урал со всеми его богатствами и историей. О его романах нужно вести отдельный и серьезный разговор, который не впишется в рамки данного очерка. Романы потребовали от Мамина-Сибиряка огромного труда. Помощников и секретарей у писателя не было: приходилось много раз самому переписывать и редактировать рукописи, делать вставки, выполнять техническую обработку текстов. Мамин-Сибиряк отличался огромной работоспособностью как писатель и был талантлив во многих литературных жанрах: романах, повестях, рассказах, сказках, легендах, очерках. Жемчужины его творчества – «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Золото», «Три конца» – внесли огромный вклад в развитие русской литературы и русского литературного языка.

О языке этих произведений Чехов писал: «У Мамина все слова настоящие, да он и сам ими говорит и других не знает».

Жизнь на переломе

Дмитрий Наркисович приближался к своему сорокалетию. Пришло сравнительное благополучие. Гонорары от издания романов дали ему возможность купить дом в центре Екатеринбурга для матери и сестры. Он женился гражданским браком на Марии Алексеевой, которая оставила ради него мужа и троих детей. Она была старше его, известная общественная деятельница, помощница в писательской работе.

Казалось бы, есть всё, чтобы жить спокойной, счастливой жизнью, но у Дмитрия Наркисовича начался кризис «среднего возраста», за которым последовал полный духовный разлад. Его творчество не замечала столичная критика. Для читающей публики он по-прежнему оставался мало кому известным «талантливым провинциалом». Самобытность творчества уральского «самородка» не находила должного понимания у читателей. В 1889 году Мамин-Сибиряк пишет в одном из писем другу:

«... Я подарил им целый край с людьми, природой и всеми богатствами, а они даже не смотрят на мой подарок».

Мучило недовольство собой. Не очень удачной была женитьба. Не было детей. Казалось, жизнь кончается. Дмитрий Наркисович начал пить.

Но к новому театральному сезону 1890 года из Петербурга приехала красивая молодая актриса Мария Морицевна Гейнрих (по мужу и сцене - Абрамова). Они не могли не познакомиться: Мария привезла Мамину-Сибиряку подарок от Короленко (его портрет). Они полюбили друг друга. Ей 25 лет, ему почти 40. Всё складывалось не просто. Писателя мучил долг перед женой. Муж не давал Марии развода. Семья Мамина-Сибиряка и друзья были против этого союза. В городе пошли сплетни, пересуды. Актрисе не давали работать, не было жизни и писателю. Влюбленным ничего не оставалось, как бежать в Петербург.

20 марта 1892 года Мария родила дочку, но сама умерла на следующий день после тяжёлых родов. Дмитрий Наркисович чуть не покончил с собой. От пережитого потрясения он плакал по ночам, ходил молиться в Исаакиевский собор, пытался залить горе водкой. Из писем к сестре: «У меня одна мысль о Марусе...Хожу гулять, чтобы громко разговаривать с Марусей». Из письма к матери: «... счастье промелькнуло яркой кометой, оставив тяжелый и горький осадок... Грустно, тяжело, одиноко. На руках осталась наша девочка, Елена - все мое счастье».

«Алёнушкины сказки»

Елена-Аленушка родилась больным ребенком (детский церебральный паралич). Врачи говорили - «не жилец». Но отец, друзья отца, няня-воспитательница - «тётя Оля» (Ольга Францевна Гувале позже стала женой Мамина-Сибиряка) вытащили Алёнушку с того света. Пока Алёнушка была маленькой, отец днями и ночами сидел у её кроватки. Недаром её называли «отецкой дочерью». Можно сказать, что Мамин-Сибиряк совершил подвиг отцовства. Скорее он совершил три подвига: нашел в себе силы выжить, не дал пропасть ребенку и снова начал писать.

Отец рассказывал девочке сказки. Сначала он рассказывал те, что знал, потом, когда они закончились, начал сочинять свои. По совету друзей Мамин-Сибиряк стал их записывать и собирать. Алёнушка, как и все дети, обладала хорошей памятью, поэтому писателю-отцу нельзя было повторяться.

В 1896 году «Алёнушкины сказки» вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк писал: «...Издание очень милое. Это моя любимая книга - её писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное». Эти слова оказались пророческими. Его «Алёнушкины сказки» ежегодно переиздаются, переводятся на разные языки. О них много написано, их связывают с фольклорными традициями, умением писателя занимательно преподнести ребёнку важные нравственные понятия, особенно чувство доброты. Не случайно язык «Алёнушкиных сказок» у современников назывался «Мамин слог». Куприн писал о них: «Эти сказки - стихотворения в прозе, художественнее тургеневских».

Мамин-Сибиряк в эти годы пишет редактору: «Если бы я был богат, то посвятил бы себя именно детской литературе. Ведь это счастье - писать для детей».


Мамин-Сибиряк с дочерью

Надо только представить, в каком душевном состоянии он писал эти сказки! Дело в том, что у Дмитрия Наркисовича не было никаких прав на своего ребёнка. Алёнушка считалась «незаконнорожденной дочерью мещанки Абрамовой», а первый муж Марии Морицевны из мести не давал разрешения на её удочерение. Мамин-Сибиряк доходил до отчаяния, собирался даже убить Абрамова. Только через десять лет, благодаря усилиям жены писателя - Ольги Францевны - разрешение было получено.

«Счастье писать для детей»

Мамин-Сибиряк задолго до «Алёнушкиных сказок» знал это счастье. Ещё в Екатеринбурге был написан первый рассказ-очерк для детей «Покорение Сибири» (а всего детских произведений у него около 150!). Писатель посылал свои рассказы в столичные журналы «Детское чтение», «Родник» и другие.

Все знают сказку «Серая шейка». Она вместе с «Алёнушкиными сказками» вошла в сборник «Сказки русских писателей» (в серии «Библиотека мировой литературы для детей»). Когда сказка была написана, у неё был грустный конец, но позже Мамин-Сибиряк дописал главу о спасении Серой шейки. Сказку много раз издавали - и отдельно, и в сборниках. Много сказок до последних лет не были опубликованы. Теперь они возвращаются к читателям. Сейчас мы можем прочитать «Признание старого петербургского кота Васьки», написанное ещё в 1903 году, и другие.

С раннего детства известны всем рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студёной», «Вертел», «Богач и Еремка». Некоторые из этих рассказов были высоко оценены еще при жизни писателя. «Емеля-охотник» был награжден Премией педагогического общества в Петербурге, а в 1884 году получил Международную премию. Рассказ «Зимовье на Студёной» был удостоен в Золотой медали Санкт-Петербургского комитета грамотности (1892).

Легенды в творчестве Maмина-Сибиряка

У писателя был давний интерес к народным легендам, особенно к созданным коренным населением Урала и Зауралья: башкирами, татарами. Раньше часть коренного населения называлась кыргызами (они упоминаются в легендах Мамина-Сибиряка). В 1889 году он писал в общество Российской словесности: «Мне бы хотелось заняться собиранием песен, сказок, поверий и других произведений народного творчества», просил дать ему на это разрешение. Разрешение - «Открытый лист» - было выдано Мамину-Сибиряку.

Он хотел написать историческую трагедию про хана Кучума, но не успел. Написал только пять легенд. Они вышли отдельной книгой в 1898 году, которая позже не переиздавалась. Часть легенд входила в собрания сочинений Мамина-Сибиряка, самая известная из которых «Ак-Бозат» . В легендах сильные, яркие герои, их любовь к свободе, просто любовь. Легенда «Майя» явно автобиографична, в ней ранняя смерть героини, оставившей маленького ребенка, бесконечное горе главного героя, очень любившего жену, да и созвучие имен - Майя, Мария. Это личная песнь о горькой любви, о тоске по умершей любимой.

Святочные рассказы и сказки Мамина-Сибиряка

Сын священника, человек верующий, Мамин-Сибиряк писал и для взрослых, и для детей святочные, рождественские рассказы и сказки. После 1917 года их, естественно, не печатали. Во времена борьбы с религией эти произведения невозможно было увязать с именем писателя-демократа. Теперь они стали публиковаться. В святочных рассказах и сказках Мамин-Сибиряк проповедует идеи мира и согласия между людьми разных национальностей, разных социальных слоев, разного возраста. Они написаны с юмором, оптимизмом.

Последний период жизни

Последние годы писателя были особенно трудными. Он много болел сам и очень переживал за судьбу дочери. Похоронил самых близких друзей: Чехова, Глеба Успенского, Станюковича, Гарина-Михайловского. Его почти перестали печатать. 21 марта (роковой день для Мамина-Сибиряка) 1910 года умирает его мать. Это была для него огромная потеря. В 1911 году писателя разбил паралич.

Незадолго до смерти он писал другу: «...Вот и конец скоро… Жалеть мне в литературе нечего она всегда для меня была мачехой... Ну, и черт с ней, тем более, что меня лично она переплетена была с горькой нуждой, о какой не говорят даже самым близким друзьям».

Приближался юбилей писателя: 60 лет со дня рождения и 40 лет литературной работы. О нём вспомнили, пришли поздравить. А Мамин-Сибиряк был в таком состоянии, что уже ничего не слышал. В свои 60 лет он казался дряхлым стариком с потухшими глазами. Юбилей был похож на панихиду. Говорили хорошие слова: «гордость русской литературы», «художник слова»... Подарили роскошный альбом с поздравлениями и пожеланиями. В этом альбоме были слова и о его работах для детей: «Вы открыли свою душу нашим детям. Вы поняли и полюбили их, а они поняли и полюбили Вас...»

Но «признание» пришло слишком поздно: Дмитрии Наркисович умер через шесть дней (ноябрь 1912 года). После его смерти ещё шли и шли телеграммы с поздравлениями к юбилею. В столичной печати не заметили ухода Мамина-Сибиряка. Только в Екатеринбурге друзья и почитатели его таланта собрались на траурный вечер. Похоронили Мамина-Сибиряка рядом с женой на кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Судьба Алёнушки

Елена пережила отца на два года. После его смерти она настояла на поездке в Екатеринбург. Посмотрела на город, окрестности, познакомилась с родными. В своём завещании Елена Мамина написала, чтобы дом её отца после смерти последнего владельца стал музеем, «который настоятельно прошу устроить в этом городе и, по возможности, в завещанном доме или доме, который на его месте будет построен».

Её завещание было исполнено: в центре Екатеринбурга есть замечательный Литературный квартал, куда входит сохранившийся Дом Мамина-Сибиряка (ул.Пушкинская, 27) со всей обстановкой тех лет, книгами, фотографиями, рисунками и рукописями писателя.

Алёнушка умерла в 22 года от скоротечной чахотки осенью 1914 года, когда шла Первая мировая война. Погибли все её архивы, стихи, рисунки, часть работ отца. Похоронили Алёнушку рядом с родителями. Через год всем троим был установлен памятник. На нём высечены слова Мамина-Сибиряка: «Жить тысячью жизней, страдать и радоваться тысячью сердец - вот где настоящая жизнь и настоящее счастье».

Елена Широкова

по материалам статьи: Капитонова, Н. А. Мамин-Сибиряк Д. Н. // Литературное краеведение: Челябинская область / Н.А. Капитонова. - Челябинск: АБРИС, 2008. - С. 18-29.

В последнее время сайт сайт всё чаще отзываается на один и тот же поисковый запрос: «Почему герой сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Ак-Бозат» покинул свою жену?»

Частота и пугающая регулярность этого запроса сперва удивила нас, затем - озадачила: «Неужели лишь эта глобальная проблема сегодня волнует молодое поколение всего постсоветского пространства?» - подумалось нам.

Оказалось, что этот неразрешимый вопрос мучает лишь жертв нынешней системы среднего образования – школьников и студентов, которым вместо чтения русской литературы сегодня предлагаются готовые ответы на простые вопросы, как в избирательном бюллетене («да», «да», «нет», «да» - нужное зачеркнуть!). Несовершенство ЕГЭ усугубляется абсолютной уверенностью учащихся в том, что во «всемирной паутине» легко можно найти решение всех неразрешимых задач, какие когда-либо ставило перед собой человечество.

Мы не будем разбивать в пух и прах эту завидную уверенность, ибо надежда умирает последней. Мы ответим на этот вопрос, не используя «слишком много буков», дабы ответ смог «асилить» каждый представитель «поколения пепси», т.е. - в духе теста ЕГЭ.

Вопрос: «Почему герой сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Ак-Бозат» покинул свою жену?»
Варианты ответов:

  1. Он полюбил женщину из соседского гарема;
  2. Он воспылал страстью к кобыле по кличке Ак-Бозат (диагноз - зоофилия);
  3. Жена плохо вела хозяйство, не прибиралась в кибитке и не умела доить кобылиц, а целыми днями сидела «вконтакте.ру».

Теперь попробуйте, дорогие мои, принципиально ничего не читающие пользователи, ткнуть пальцем в небо и выбрать правильный ответ. Сделать это мы бы рекомендовали и чиновникам от образования, которые сочиняют подобные тесты по русской литературе. Их единственная цель – превратить российских школьников в тупых, послушных баранов, способных без лишних размышлений и утомительного чтения выбрать уже предложенные кем-то варианты ответов.

Всем остальным учащимся мы посоветуем обратиться к первоисточнику и прочесть весьма достойный (не путать со словом «отстойный»!) литературный текст сказки русского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка. Чтение «Ак-Бозат» займет не более 10-15 минут, что в любом случае меньше времени, затраченного на поиск готового ответа в интернете.

Итак,

«Почему герой сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Ак-Бозат» покинул свою жену?»
(мнение авторов сайта, знакомых с текстом «Ак-Бозат»)

Герой сказки Бухарбай, в прошлом очень состоятельный человек, по собственной вине потерял (прогулял, пропил, прокутил) всё свое состояние. Единственное, что он сумел сохранить – породистого жеребёнка по кличке Ак-Бозат (Звезда). Много лет Бухарбай растил жеребёнка, и кобыла Ак-Бозат стала главным делом его жизни: одновременно и памятью об отце и матери, и надеждой на собственное лучшее будущее, объектом самореализации.

Упорный труд приносит свои плоды: на Бухарбая обращает внимание дочь богатого человека, которая нравится и самому Бухарбаю. Однако в качестве калыма за дочь ее отец просит Ак-Бозат! Казалось бы, кобыла - вполне допустимая оплата семейного счастья с любящей женой.

Однако лошадь была похищена! И происходит это как раз в тот момент, когда Бухарбай «изменил» своему предназначению – согласился обменять Ак-Бозат на семейное счастье, домашний очаг и материальное благополучие. В результате жизнь без Ак-Бозат, без мечты, которой он один раз изменил и потерял навсегда - оказалась для него невыносимой. Поэтому герой покидает жену (!) и устремляется в путь к своей путеводной звезде - Ак-Бозат, обладание которой, как он понимает, и составляло истинный смысл его жизни.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - настоящая фамилия - Мамин. Родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в Висимо-Шайтанском заводе Пермской губернии в семье заводского священника. Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих. В 1866 был принят в Екатеринбургское духовное училище, где обучался до 1868, затем продолжил образование в Пермской духовной семинарии (до 1872). В эти годы участвует в кружке передовых семинаристов, испытывает воздействие идей Чернышевского, Добролюбова, Герцена.

В 1872 Мамин-Сибиряк поступает в Петербургскую медико-хирургическую академию на ветеринарное отделение. В 1876, не окончив курс академии, переходит на юридический факультет Петербургского университета, но, проучившись год, вынужден оставить его из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез).Летом 1877 вернулся на Урал, к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на Мамина-Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь. Здесь он женился на Марии Алексеевой, которая стала не только женой, но и другом и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы он совершает много поездок по Уралу, изучает литературу по истории, экономике, этнографии Урала, погружается в народную жизнь, общается с "простецами", имеющими огромный жизненный опыт.Первым плодом этого изучения стала серия путевых очерков "От Урала до Москвы" позже многие русские писатели будут черпать вдохновение именно здесь (1881-1882), опубликованных в московской газете "Русские ведомости"; затем в журнале "Дело" вышли его очерки "В камнях", рассказы ("На рубеже Азии", "В худых душах" и др.). Многие были подписаны псевдонимом Д. Сибиряк.Первым крупным произведением писателя был роман "Приваловские миллионы"(1883), который на протяжении года печатался в журнале "Дело" и имел большой успех. В 1884 в журнале "Отечественные записки" появился роман "Горное гнездо", закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста.Два продолжительных выезда в столицу (1881-1882, 1885-1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов, очерков.Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 посвящен роман "Три конца. Уральская летопись" (1890); в жестких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе "Золото" (1892), голод в уральской деревне 1891-1892 в романе "Хлеб" (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов "Около господ" (1900)). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, "русского Золя", признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока.В 1890 разводится с первой женой и женится на талантливой артистке Екатеринбургского драматического театра М. Абрамовой и переезжает в Петербург, где проходит последний этап его жизни (1891-1912). Через год Абрамова умирает, оставив больную дочь Аленушку на руках отца, потрясенного этой смертью.Подъем общественного движения в начале 1890-х способствовал появлению таких произведений, как романы "Золото" (1892), повесть "Охонины брови"(1892). Широкую известность приобрели произведения Мамина-Сибиряка для детей: "Аленушкины сказки" (1894-1896), "Серая шейка" (1893), "Зарницы" (1897), "По Уралу" (1899) и др.Последние крупные произведения писателя - романы "Черты из жизни Пепко"(1894), "Падающие звезды" (1899) и рассказ "Мумма" (1907).

Meдведко

Барин, хотите вы взять медвежонка? - предлагал мне мой кучер Андрей.

А где он?

Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трех. Забавный зверь, одним словом.

Зачем же соседи отдают, если он славный?

Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливает.

Я жил на Урале, в уездном городе. Квартира была большая. Отчего же и не взять медвежонка? В самом деле, зверь забавный. Пусть поживет, а там увидим, что с ним делать.

Сказано - сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принес крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырех ногах и еще забавнее таращила такие милые синие глазенки.

За медвежонком пришла целая толпа уличных ребятишек, так что пришлось затворить ворота. Попав в комнаты, медвежонок нимало не смутился, а напротив, почувствовал себя очень свободно, точно пришел домой. Он спокойно все осмотрел, обошел вокруг стен, все обнюхал, кое-что попробовал своей черной лапкой и, кажется, нашел, что все в порядке.

Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей. Медвежонок принимал все как должное и, усевшись в уголке на задние лапы, приготовился закусить. Он делал все с необыкновенной комичной важностью.

Медведко, хочешь молочка?

Медведко, вот сухарики.

Медведко!..

Пока происходила вся эта суета, в комнату незаметно вошла моя охотничья собака, старый рыжий сеттер. Собака сразу почуяла присутствие какого-то неизвестного зверя, вытянулась, ощетинилась, и не успели мы оглянуться, как она уже сделала стойку над маленьким гостем. Нужно было видеть картину: медвежонок забился в уголок, присел на задние лапки и смотрел на медленно подходившую собаку такими злыми глазенками.

Собака была старая, опытная, и поэтому она не бросилась сразу, а долго смотрела с удивлением своими большими глазами на непрошеного гостя, - эти комнаты она считала своими, а тут вдруг забрался неизвестный зверь, засел в угол и смотрит на нее как ни в чем не бывало.

Я видел, как сеттер начал дрожать от волнения, и приготовился схватить его. Если бы он бросился на малютку медвежонка! Но вышло совсем другое, чего никто не ожидал. Собака посмотрела на меня, точно спрашивая согласия, и подвигалась вперед медленными, рассчитанными шагами. До медвежонка оставалось всего каких-нибудь пол-аршина, но собака не решалась сделать последнего шага, а только еще сильнее вытянулась и сильно потянула в себя воздух: она желала, по собачьей привычке, сначала обнюхать неизвестного врага.

Но именно в этот критический момент маленький гость размахнулся и мгновенно ударил собаку правой лапой прямо по морде. Вероятно, удар был очень силен, потому что собака отскочила и завизжала.

Вот так молодец Медведко! - одобрили гимназисты. - Такой маленький и ничего не боится…

Собака была сконфужена и незаметно скрылась в кухню.

Медвежонок преспокойно съел молоко и булку, а потом забрался ко мне на колени, свернулся клубочком и замурлыкал, как котенок.

Ах, какой он милый! - повторили гимназисты в один голос. - Мы его оставим у нас жить… Он такой маленький и ничего не может сделать.

Что ж, пусть его поживет, - согласился я, любуясь притихшим зверьком.

Да и как было не любоваться! Он так мило мурлыкал, так доверчиво лизал своим черным языком мои руки и кончил тем, что заснул у меня на руках, как маленький ребенок.

Годы жизни: с 25.10.1852 по 02.11.1912

Русский прозаик и драматург.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин) родился 25 октября (6 ноября) 1852 года в заводском поселке Висимо-Шайтан Верхотурского уезда в Пермской губернии в семье заводского священника Наркиса Матвеевича Мамина. Сейчас это поселок Висим в Свердловской области. Семья Дмитрия была весьма просвещенной, поэтому свое первое образование он получил в домашних условиях. После этого Дмитрий для продолжения образования поступил в Висимскую школу для детей рабочих.

В 1866 г. был определён в Екатеринбургское духовное училище. Затем четыре года отучился в Пермской духовной семинарии. Неординарный характер Дмитрия прослеживается уже в эти годы: он становится участником кружка передовых семинаристов, изучает идеи Добролюбова, Чернышевского, Герцена. Во время обучения в семинарии Дмитрий пишет свои первые рассказы, - еще не слишком хорошие, но уже свидетельствующие о литературных наклонностях. Окончив семинарию в 1871 году, Дмитрий отправляется в Санкт-Петербург. К тому времени он уже понимает, что с профессией священника у него мало общего, и поступает в Медико-хирургическую академию. Поначалу учится на ветеринарном отделении, а затем переходит на медицинское.

В 1876 году, не окончив академии, перешёл на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Ухудшение здоровья и материальные трудности заставили его оставить учебу. У Дмитрия начинает развиваться туберкулез.

Будучи еще студентом Мамин пробует себя в журналистике, пишет рассказы и небольшие репортажи, которые порой публикуют в газетах. Тем не менее, эта работа приносит лишь моральное удовольствие, платят за пробы пера немного. Впоследствии этот период своей жизни писатель ярко обрисовал в романе-автобиографии "Черты из жизни Пепко".

Летом 1877 года вернулся на Урал к родителям. В следующем году умер отец, и вся тяжесть забот о семье легла на старшего Дмитрия. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, семья переехала в крупный культурный центр Екатеринбург, где Дмитрий женится на Марии Якимовне Алексеевой, ставшей для него не только женой и другом, но и прекрасным советчиком по литературным вопросам. В эти годы будущий писатель совершил много поездок по Уралу, изучал литературу по истории, экономике, этнографии Урала, знакомился с народной жизнью. Общение с местными жителями, погружение в самобытную жизнь простого народа дает огромный материал для произведений.

Вскоре после этого публикуются путевые очерки под общим названием "От Урала до Москвы". Впервые их печатает газета "Русские ведомости". Успех прозы Мамина-Сибиряка заставляет обратить на него внимание изданий "Дело", "Устои", "Русская Мысль", "Вестник Европы", "Отечественные Записки".

Тогда же Мамин становится Маминым-Сибиряком. Свои произведения он часто подписывал литературным псевдонимом Д.Сибиряк, который впоследствии Дмитрий решил присоединить к своей настоящей фамилии. После публикации этих произведений становятся заметными основные мотивы творчества Мамина-Сибиряка: уникальное описание природы Урала, ее влияния на человеческую жизнь.

В 1883 году писатель завершил работу над романом "Приваловские миллионы", который он писал десять лет. Роман впервые появился в журнале "Дело" и получил большую известность. В следующем году на страницах журнала "Отечественные записки" публикуется роман "Горное гнездо". Это произведение принесло Мамину-Сибиряку славу талантливого писателя-реалиста.

Два продолжительных выезда в столицу (1881 - 1882, 1885 - 1886) упрочили литературные связи писателя: он знакомится с Короленко, Златовратским, Гольцевым и др. В эти годы пишет и печатает много небольших рассказов.

В 1890 году писатель расстается с Марией Алексеевой и женится на М. Абрамовой, которая в свое время была прославленной артисткой Екатеринбургского драматического театра. Вместе с ней он переехал в Петербург. Здесь он скоро сблизился с литераторами-народниками - Н. Михайловским, Г. Успенским и другими, а позднее, и с крупнейшими писателями нового поколения - А. Чеховым, А. Куприным, М. Горьким, И. Буниным, высоко оценившим его труды.

Через год Абрамова умерла при родах, оставив больную хореей дочь Алёну (Елену) на руках потрясённого этой смертью отца. Эта трагедия наложила отпечаток на жизнь писателя.

Его депрессия не помешала ему сконцентрироваться на воспитании дочери и начать писать детские рассказы. К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую книжку "живой нитью", которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к писателям, своим современникам, Мамин-Сибиряк призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу: «Детская книга - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян». Именно в этот период он написал очень известный цикл "Аленушкины сказки", который был написан специально для дочери. В течение следующего десятилетия он жил в Петербурге, уделяя дочери как можно больше внимания. Он написал также много прекрасных рассказов, повестей и романов, среди которых выделяются "Уральские рассказы" и знаменитый роман "Хлеб". К сожалению, в это же время его здоровье ухудшается из-за развивающегося туберкулеза.

4 августа 1911 года Дмитрий Наркисович перенёс кровоизлияние в мозг, паралич руки и ноги. Он умер 2 (15) ноября 1912 года. Похоронили его на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Спустя всего два года рядом было погребено тело его дочери – Елены Дмитриевны Маминой. В 1956 году прах писателя перенесли на Волковское кладбище.

Детские произведения Мамина-Сибиряка поистине уникальны: любовью и нежностью к маленьким людям пронизана каждая строчка прозы писателя. Он изначально задумывал не обычные сказки, а произведения, которые смогут воспитывать чувства ребенка, его разум.

Проза Мамина-Сибиряка стала замечательным документов эпохи, в которой жил писатель. В произведениях его отражены годы становления капитализма в России, перемены в обществе, в морали людей и их мировоззрении.

К 150-летию со дня рождения писателя, в 2002 году Союз писателей России и Ассоциация писателей Урала учредили Премию имени Д.Н. Мамина-Сибиряка, ежегодно вручаемую авторам, чьи работы так или иначе связанные с Уралом. Первое вручение премии прошло в ноябре 2002 года на родине писателя, в посёлке Висим (Свердловская область, окрестности Нижнего Тагила), где находится дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка
Еще один дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка, открывшийся в 1946 году находится в Екатеринбурге на улице Пушкина.
В 1963 году имя писателя получил Нижнетагильский драматический театр
Писатель изображён на лицевой стороне купюры номиналом 20 уральских франков 1991 года выпуска.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк — замечательный русский писатель. При напоминании имени писателя перед нами встают его романы - «Приваловские миллионы», «Горное гнездо», «Хлеб», «Золото», «Три конца» , глубоко и правдиво раскрывающие жизнь уральских рабочих и крестьян, жестокую эксплуатацию их труда владельцами заводов и приисков. Вспоминаем и прекрасные «Уральские рассказы», в которых ожила величественная природа Урала и Сибири, вервые раскрытая читателям Маминым-Сибиряком.

Знаменит Мамин-Сибиряк и творчеством для детей . На книжных полках детских библиотек среди лучших книг русской классической литературы стоят и томики его произведений.

Произведения и книги Мамина-Сибиряка для детей

Да, Мамин-Сибиряк любил писать для детей. Он называл детскую книгу «живой нитью, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром». «Детская книга, - писал он, - это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян. Книга является для ребенка окном в мир, неудержимо манящий к себе светом настоящего знания и настоящей науки».

Свои произведения для детей писатель отдавал в наиболее передовые журналы того времени: «Детское чтение», впоследствии переименованный в «Юную Россию», «Родник», «Восход», «Природа и люди», в которых печатались такие писатели, как А. Серафимович, К. Станюкович, А. Чехов и впоследствии М. Горький.

Младшие дети полюбили его поэтические «Аленушкины сказки» . Одухотворены животные и растения и в других сказках: «Серая шейка», «Зеленая война», «Лесная сказка», «Светлячки» . Этот художественный прием дает возможность Мамину-Сибиряку в занимательном сюжете дать детям ценные сведения о жизни животного и растительного мира и раскрыть важные моральные и нравственные вопросы. Адресованные самым младшим читателям, эти сказки вызывают активность детского восприятия и расширяют жизненный кругозор ребенка.

В рассказах писателя «Вертел», «В ученье» и «В каменном колодце» описывается судьба подростков, находящихся «в ученье» в кустарных мастерских. Особенно запоминается образ двенадцатилетнего Прошки - «вертела» в гранильной мастерской. По 14 часов в день, простаивая в самом темном углу мастерской, у шлифовальной машины, он вращает тяжелое колесо. Он болен и умирает от туберкулеза. «Мальчик умирал у своего колеса от наждачной пыли, дурного питания и непосильной работы и всё же продолжал работать. А сколько детей умирает таким образом по разным мастерским, как мальчиков, так и девочек! - негодующе восклицает автор. - И всё это для того, чтобы богачи могли носить драгоценности, созданные ценой человеческой жизни».

Во многих рассказах Мамина-Сибиряка, вошедших в детское чтение, прослеживается судьба людей из народа: пастухов - укротителей диких степных лошадей (рассказ «Макарка» ), богатырей-сплавщиков (рассказы «Балабурда» и «Вольный человек Васька» ), приисковых рабочих («На теплой горе», «Дедушкино золото» ). Внимание автора уделено показу «разбойников», то есть тех бунтарей, которые безуспешно выступали против фабрикантов, заводчиков и их прислужников.

Тепло обрисованы в детских рассказах старики-охотники и лесные сторожа. Они живут вдали от селений на стойбищах и заимках, их единственные друзья - прирученные ими животные и птицы. Знатоки природы, они не только любят ее, но и охраняют от бесцельного уничтожения. Таков девяностолетний Тарас из рассказа «Приемыш» , и деревенский сторож Богач из рассказа «Богач и Еремка» , и одинокий Елеска в «Зимовке на Студеной» , и лесной сторож Сохач, герой рассказа «Малиновые горы» , и старый Емеля из рассказа «Емеля-охотник» .

Все эти герои имеют общие, глубоко роднящие черты: любовь к природе, полное бескорыстие и решительное осуждение жадности и эгоизма собственников.

Писателя глубоко волновали вопросы воспитания детей и юношества. Резко критикуя постановку образования в школах и гимназиях царской России, он протестовал против сословных ограничений в образовании и требовал широкого народного просвещения. С большой любовью им обрисованы студенты, курсистки, учителя, врачи, ученые-изобретатели и другие представители интеллигенции, бескорыстно и самоотверженно работающие для народа.

Негодование писателя вызывала и постановка обучения в духовных училищах и семинариях. Испытав на себе всё изуверство Екатеринбургского духовного училища - бурсы, куда его отвезли еще двенадцатилетним ребенком, он требовал полного упразднения «этой фальшивой системы воспитания», говоря, что она принесла «нам больше вреда, чем любая европейская война».

Серия очерков под общим заглавием «Из далекого прошлого» - это не только яркое воспроизведение отвратительных нравов бурсы, но и характеристика всей порочной педагогики буржуазного общества.

Высокую оценку творчеству Мамина-Сибиряка дала еще в 1912 году большевистская «Правда», предвидя то время, когда его произведения получат заслуженное признание широких читательских масс освобожденной социалистической Родины. Газета писала: «Нарождаются новый читатель и новый критик, которые с уважением поставят твое имя на то место, которое ты заслужил в истории русской общественности».

Мамин Сибиряк биография для детей поможет узнать о жизни и творчестве известного писателя.

Мамин Сибиряк краткая биография

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился он в 1852 году на Урале, в заводском поселке, в бедной семье священника и сельской учительницы. Начальное образование он получил дома, потом закончил Пермскую духовную семинарию. Но вскоре понял, что священником быть не хочет. Он с детства зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

Потом отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Медико-хирургическую академию (на отделении ветеринарии, потом перевелся на общее хирургическое), но бросил учебу.

В 1876 году, не окончив академии, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но черед год вернулся к родителям на Урал. Обучение бросил из-за материальных трудностей и ухудшения здоровья (начался плеврит).

Печататься начал Мамин-Сибиряк в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.

Последние годы его жизни были сложными. В 1911 году у писателя случается кровоизлияние в мозг, его разбивает паралич. Летом 1912 Мамин-Сибиряк заболевает плевритом лёгких.

Умер писатель 2 (15) ноября 1912 года в Санкт-Петербурге. Через два года умрёт от туберкулёза его любимая дочь Алёнушка.

Мамин Сибиряк известные произведения - «Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы», «Золото», «Хлеб», «Весенние грозы», «Алёнушкины сказки», «Серая Шейка», романы «Черты из жизни Пепко», «Падающие звезды», «Горное гнездо» и «Приваловские миллионы», рассказ «Мумма» и др.

Мамин Сибиряк: личная жизнь

Мария Якимовна Алексеева — первая жена писателя, их брак длился с 1878 по 1891. Она была старше Мамина-Сибиряка и ради него бросила мужа, хотя них было трое детей. Она редактировала произведения Дмитрия, иногда даже переписывая целые куски заново и не давала ему впасть в меланхолию из-за того, что романы не печатаются.

Вторая жена была младше писателя на 15 лет. Она, как и он состояла в браке. Актриса из Петербурга Мария Морицевная Гейнрих-Абрамова и Мамин-Сибиряк бросили свои семьи, но вместе прожили не долго. Через год Абрамова умерла при родах, оставив больную хореей дочь Алёнушку (Елену) на руках потрясённого этой смертью отца. Смерть жены ввела писателя в депрессию, но литературный труд помог ему пережить этот сложный период