- 40.52 Кб

Введение………………………………………………………… ………………...3

  1. Горняцкий фольклор………………………………………………………. 5
  2. Фольклор уральских металлургов………………………………………...7
  3. Фольклор старателей…………………………………………………… …9
  4. Фольклор камнерезов…………………………………………………… ..12
  5. «Демидовщина»…………………………………………… ……………...13
  6. Песни «расейского» происхождения…………………………………….16

Заключение…………………………………………………… ………………….19

Список литературы………………………………… ……………………………20

Введение

Рабочий фольклор Урала в русской фольклорной традиции выделяется своей «особостью», единством художественных принципов, ярко выраженной рабочей проблематикой, местным колоритом, что с одинаковой силой проявляется в песнях, преданиях, легендах, в "новых сказках" (сказах), в частушках, пословицах и поговорках.

Идейные и эстетические принципы рабочего фольклора Урала сложились не сразу. В его развитии выделяют три периода.

Первый период - фольклор "работных людей" (XVIII - до 40-х гг. XIX в.). Его творцами были в основном крепостные крестьяне, приписанные к уральским заводам, рудникам, шахтам для исполнения самых тяжелых работ. По взглядам на жизнь, по психологии они ничем не отличались от крестьян и ремесленников своего времени. Поэтому новыми в их творчестве были только темы, образы, связанные с освоением богатых недр Урала, с каторжными условиями труда на железоделательных заводах, с профессиональными секретами литейщиков, чеканщиков, гранильщиков и т.п. (Песни: "Не ропщи-ко, Пашенька, драгая", "Чужа-дальня сторона", "Песня приписных" и др.). Особенно популярной была несказочная проза: предания и легенды об аборигенах Урала, о "стариках" и "чуди", об основателях уральских заводовдов Строгановых и "первых Демидовых", о выдающихся мастерах своего дела, умельцах и силачах.

Второй период (40-е - 90-е гг. XIX в.) называется ранней поэзией рабочих. Эстетика этой поэзии основана на отказе от социально-утопических воззрений крестьян и связанных с ними романтических иллюзий (веры в "царя-освободителя", "героя-заступника", надежды на взятие клада, на необыкновенный урожай и т.п.). Задача песен, сказок, только что появившихся частушек: сказать "голимую" правду о жизни ("В шестьдесят четвертом годе", "Распроклятая жизнь шахтера", "Прощай, прощай, белый свет", "Прощай, Сысерть, моя родная"). Песни отражали реальные события и факты, не содержали в себе художественного обобщения; в них много конкретных имен и названий, профессиональной лексики. Несмотря на наивное и подчас грубое содержание этого фольклора он в свое время произв. сильное впечатление на слушателей (свидетельства Ф.М.Решетникова, Д.Н.Мамина-Сибиряка). Множество произведений содержали резкую критику местных заводчиков ("На Нижне-Тагильском заводе"), но революционных идей пока не поднимали. Их главное настроение - жалоба на адские условия труда (сказка "Молотобоец и черт").

Третий период (1900-е - до 1917) характеризуется пробуждением общественного сознания, привнесением в рабочее движение социалистического идеала. Рождается эстетика революционного пролетариата, на почве которой выросли такие жанры, как призывные гимны и марши, песни протестов, сатирические акафисты и частушки. Произведения эти создавались как обычным фольклорным путем (неизвестными авторами), так и литературным способом, поэтами-агитаторами ("Хлынем, братья, не робея", "В битву мы вступим, расправивши крылья" и т.п.). Революционные идеи поддерживались не всеми рабочими. В качестве альтернативы распевались песни-утешения, песни и частушки, осуждавшие насилие, разнузданность форм протеста. 1

В своей работе подробнее я рассмотрю фольклор рабочих Урала с XIX до начала XX вв.

1.Горняцкий фольклор

Ещё в XVII веке на Урале были свои рудознатцы, но лишь с Петра Первого рудоразведывательное дело начинает становиться на научные основы соответственно уровню того времени. Но следует отметить, что многие месторождения открыты были не специалистами, а рабочими и крестьянами, вроде Ерофея Маркова, указавшего на месторождение золота в Берёзовске, под Екатеринбургом, Степана Чумпина, открывшего железную руду на горе Благодать, и др.

Горняцкий труд был одним из самых тяжёлых, изнурительных и опасных. Люди уходили утром и не были уверены, что к вечеру вернутся домой. Помимо опасности обвалов, рабочие страдали от рудничных газов, особенно в медных шахтах. Ко всему этому прибавлялось зверски-грубое обращение с рабочими со стороны владельцев и их главных приставников - смотрителей и управителей, которые к тому же стремились как можно меньше заплатить за труд, чтобы больше оставалось прибыли и хозяину и им самим.

Все эти условия жизни и труда горняков и шахтеров ярко выражены в горняцком фольклоре:

Песня о Богословской горной каторге

Не ропщи-ко, Пашенька драгая,
Я лишаюсь, Пашенька, тебя.
Горька участь от царя-монарха -
Отсылают нас в восточные края.
Там лесочки,
Мелконьки наши зверочки.
И близь зелёного он лужка,
Близь зелёного он лужочка,
Тут сидел мальчик на бережочке,
Свежу рыбочку мальчик ловил.
Приходила к нему мать родная.
Стала сына в лице признавать.
Стала сына в лице признавать,
Стала в уста сына целовать.
«Ты, дитя, дитя моё родное,
Ты зачем сюда, дитя, попал?»
«Восемь лет я робил в Богословском,
Я спокою себе, мальчик, не знал:
Горно-каторжны там работы,
Знать, состарили оне меня».

(Записано 12 декабря 1937 года в гор. Каменск-Уральском, Свердловской области, со слов 65-летней дочери и вдовы рабочих Анны Александровны Бутаковой; песню она слышала в детстве.)

Шахтёр в клеточку садится,
С белым светом распростится:
«Прощай, прощай, белый свет,
Тебя увижу али нет,
Прощай, ясная заря,
Прощай, милочка моя».
А загонщик дело знает,
Всё вагончики гоняет,
Он вагонов шесть погнал,
Себе спину ободрал,
Жизнь шахтёрску он проклял.
Шахтёр в яму опустился,
С белым светом распростился.
Сам он ходит со овечами,
А смерть носит за плечами.
Эх, нет на свете тяжелей,
Как работа в шахте, ей!

(Записано в гор. Кизеле Ю. А. Самариным в 1930 году.)

Песня является переделкой старинных крестьянских песен о положении крепостных.

Горняцкие частушки

На Шувалова мы робим,
А в карманах ни гроша.
Управитель и смотритель
Лишь наростили брюха.

(Посёлок Бисер. 1890 г.)

***

Не поеду робить в Яму
(«дно» железного рудника в гор. Нижний Тагил)
Не пойду, милка, гонять,
За несчастных восемь гривен
Худу славушку примать.

(Гор. Нижний Тагил. 1900 г.) 2

2.Фольклор уральских металлургов

Беспросветно тяжёлыми были жизнь и труд рабочих уральских заводов до Великой Октябрьской революции. И не случайно, ужасающие условия работы и грубость заводского начальства и мастеров породили ряд песен, сказок и сказов, в которых эта обстановка сравнивается с адом, однако преимущество признаётся за последним, где всё же лучше, чем на заводе.

Чуть не до последней четверти девятнадцатого столетия уральская металлургия держалась на древесном топливе. А его требовалось несметное количество. Вокруг каждого завода была расположена своя лесная дача, где производились лесозаготовки: то крепёжного леса для шахт, то «паленьговых» дров - для пудлинговых печей, то выжиг древесного угля для домны и т. д. Место, где производились лесозаготовки и выжиг угля, называлось куренём.

Понедельник - лёгкий день:
Кто на рудник, кто в курень...

Этими словами начинался ряд песен и частушек. О «курене проклятом» то и дело мы слышим в старых рабочих песнях. Это значит, что работа там была одной из очень тяжёлых.

Ай, да вы, заводы,
Вы, мои заводы, раскирпичные,
Ай, да мы, работящий народ,
Люди горемычные!
Люди горемычные,
Без грошей живём,
До ноченьки работаем,
С горя водочку пьём.
Ну, а кто же вас, заводы,
Заводил, ай да заводил?
Кто же вас, работнички,
В заводы привозил?
Ай, да заводы
Заводил хозяин,
Ай, да работничков
Привезла нужда горькая.

(Извлечено из газеты «Челябинский рабочий» за 5 августа 1936 года, по записи И. А. Сарайкина)

***

Прояснился небосвод,

Ожила природа,

В управленье перевод

Жду уже полгода.

Дни настали хороши,

Разгуляться можно.

По талонам торгаши

С нас дерут безбожно.

(Записано 19 ноября 1950 года в гор. Нижняя Салда, Свердловской области со слов учительницы школы № 1 Надежды Петровны Милютиной, 56 лет.)

По словам сказительницы, это лишь отрывок большого стихотворения, ходившего в Нижней Салде в 1908 году в связи с кризисом в уральской горнозаводской промышленности; в ожидании денег на выдачу заработной платы рабочие и служащие завода принуждены были покупать у местных торговцев товары по особым талонам, а потом выплачивать втридорога.

Частушки

Не поеду боле сроду
Я в курень дрова рубить:
Дома лёгкая работа -
По вечёрочкам ходить.

(гор. Алапаевск)

***

Купи, тятенька, калоши
Номера десятого...
Хуже нету той работы -
Куреня проклятого.

(Средний Урал)

В дровосеке робили,
По фартуку заробили.
По фартуку по синему,
По милому красивому.

(гор. Ревда)

***

В Златоусте-городе
Возят девок в коробе,
А вот нас, кусьяночек,
Возят всё на саночках.

(гор. Златоуст) 3

3.Фольклор старателей

Русские люди, отыскивая руды, натолкнулись в некоторых местах Урала и на камни-самоцветы. О первой известной нам находке камней-самоцветов известно в отношении окрестностей Мурзинской слободы, в современном Петрокаменском районе, Свердловской области. Здесь в 1668 году рудознатец Д. Д. Тумашёв нашёл топазы и рубины. Потом самоцветы были найдены и в других местах Урала.

В XVIII столетии зарегистрированы первые заявки на открытие золота на Урале. Так, в 1734 году о наличии золота в окрестностях Миасского завода было сообщено Главному управлению Уральских горных заводов молотовыми мастерами Лопатниковыми. Затем в 1745 году кержак Ерофей Марков, шарташский житель, нашёл золото у Березовского завода.

Постепенно золото стали находить в разных местах Урала.

До 1901 года рассыпное золото добывалось самым примитивным способом, пока, наконец, на Косьве не были собраны первые в России драги, которые теперь применяются всеми государственными предприятиями. Имя механика, собравшего первые в России драги,- Николай Власович Сибиряков.

Каково было положение людей, работавших на добыче золота, рассказывают многочисленные песни и сказы, пословицы и поговорки.

Мы «по собственной охоте»
Были в каторжной работе
В северной тайге.
Там пески мы промывали,
Людям золото искали.
Себе не нашли.
Приисковые порядки
Для одних хозяев сладки,
А для нас -беда!
Как исправник с ревизором
По тайге пойдут с дозором,
Ну, смотри тогда!
Один спьяну, другой сдуру
Так отлупят тебе шкуру,
Что только держись!
Щи хлебали с тухлым мясом,
Запивали жидким квасом,
Мутною водой.
А бывало, хлеба корка
Станет в горле, как распорка,
Ничем не пропихнёшь!
Много денег нам сулили,
Только мало получили,-
Вычет одолел!
Выпьем с горя на остатки,
Поберём мы все задатки
И опять в тайгу!

ПРИИСКОВЫЕ ЧАСТУШКИ

Мои ноженьки дрожат,
У станочков не стоят,
Мои рученьки устали,
Промывать пески не стали,
Нас хозяин покорил,
На работе проморил.

Описание работы

В своей работе подробнее я рассмотрю фольклор рабочих Урала с XIX до начала XX вв.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Горняцкий фольклор……………………………………………………….5
2. Фольклор уральских металлургов………………………………………...7
3. Фольклор старателей………………………………………………………9
4. Фольклор камнерезов……………………………………………………..12
5. «Демидовщина»…………………………………………………………...13
6. Песни «расейского» происхождения…………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Фолькло́р (англ. folk-lore - «народная мудрость») - народное
творчество, народное искусство. Художественное коллективное
творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы,
принципы; создаваемые народом и бытующие в народных
массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки,
эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и
пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец,
архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное
искусство. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от
литературы и современной книжной культуры является его
традиционализм и ориентация на устный способ передачи
информации. Носителями обычно выступали сельские жители
(крестьяне).

Организации

◦ Центр традиционной народной
культуры Среднего Урала был создан в
2011 году на базе двух организаций:
Свердловского областного дома
фольклора и Уральского центра
народных промыслов и ремёсел.
Задачей Центра является сохранение и
популяризация традиционной культуры
народов Урала – как материальной
(художественных народных промыслов,
ремёсел, сувениров), так и
нематериальной (фольклора, обычаев
и обрядов, народных праздников,
местных диалектов).
◦ Свердловский областной дом
фольклора 1989

Особенности уральского фольклора

◦Многонациональный по характеру, что
обусловлено пестротой национального
состава населения региона. Ареалы
расселения народов на территории Урала
переплетены между собой, это способствует
возникновению различных этнических
контактов, проявляющихся и в муз.

Башкирский

◦ Древний эпический жанр кубаиры, использовался
нар. сказателями сэсэнами. Сочетание
стихотворного и прозаического изложения
характерно для иртэков. Баиты лирико-эпические
сюжетные песни-сказы (XVIII-XIX вв.).
◦ . Корни башкирского
фольклора в культуре

тюркских скотоводческих
племен, живших на юж.
Урале с конца IX до нач. XIX в.
В фольклоре башкир

соединились отголоски
языческих и мусульманских
верований. Основные
праздники приходились на
весну и лето; канун полевых ◦
работ отмечался сабантуем праздником плуга. В числе
песенных жанров эпические,
обрядовые, протяжные
лирические, плясовые,

частушки.
Обрядовый фольклор представлен свадебными
песнями (причитаниями невесты сенляу и ее
величанием теляк).
Плясовые песни и программно-изобразительные
инструментальные пьесы кыска-кюй (короткий
напев). К их числу относятся и такмаки род
частушек, нередко сопровождающихся пляской.
Двухголосие характерно для иск-ва узляу (игры
горлом) пения для игры на курае, где один
исполнитель одноврем. интонирует бурдонный
бас и мелодию, состоящую из звуков
обертонового ряда.
Традиционные башк. инструменты смычковый
кыл кумыз, курай (тростниковая продольная
флейта), кубыз (варган).

Фольклор коми

◦ Составляют след. песенные жанры: трудовые, семейно-бытовые,
лирические и детские песни, причитания и частушки. Бытуют и
местные формы ижевские трудовые песни-импровизации,
севернокоми богатырский эпос, вымские и верхневычегодские
эпические песни и баллады.
◦ Распространено сольное и ансамблевое пение, обычно двух или
трехголосное.
◦ Народные инструменты: 3-струнный сигудэк (смычковый и
щипковый); брунган 4и 5-струнный ударный инструмент; духовые
чипсаны и пэляны (дудки, разновидность многоствольных флейт),
этика пэлян (дудка с надрезанным одинарным бьющим язычком),
сюмэд пэлян (берестяная дудка); ударные тотшкэдчан (вид
колотушки), сярган (трещотка), пастушеский барабан. З

Марийский фольклор

МАРИЙСКИЙ
ФОЛЬКЛОР

◦ Гостевые песни исполнялись в основном по случаю прихода или
приезда гостей
◦ Застольные песни (порт коклаште муро) исполнялись, как правило, по
праздникам. Для них характерно совместное эмоциональнофилософское осмысление жизни, желание встретить сочувствие к
волнующей теме при отсутствии прямого обращения. Уличные песни
(урем муро) исполнялись также в кругу родных, но вне застолья. Среди
них: шуточные, философские песни-размышления (о природе, о Боге, о
родне и т.д.). Жанровые границы песен марийского этикета очень
подвижны. Кроме того, их поэтический текст строго не закреплен за
мелодией.
◦ К календарным песням относятся: молитвенные чтения,
рождественские, масленичные песни, песни весенне-летних
земледельческих работ, включая игровые (модыш муро), луговые (пасу
муро), жатвенные (муро туремаш), покосные (шудо солымаш муро);
песни сезонных женских работ, как возделывание конопли (кине
шулто), пряжа (шудыраш) ткачество (куаш) покраска ткани (чиалташ),
вязание (пидаш), вышивание (чоклымаш), посиделочные, весеннеигровые песни.

◦ Фольклор восточных марийцев имеет развитую систему традиционных жанров:
героический эпос (моктен ойлаш), легенды и предания (осо кызык мейшежан влакын),
сказки и шуточные рассказы (йомак кызык ойлымаш), пословицы и поговорки (кулеш
мут), загадки (шылташ).
◦ Среди песен с действием выделяются: 1) семейно-обрядовые свадебные (суан муро),
колыбельные (ручкымаш), песни марийского этикета; 2) календарные; 3) песникоротышки (такмак).
◦ Для свадебных песен характерна строгая прикрепленность поэтического текста (муро)
к мелодии (сем). Среди восточных марийцев термин муро (песня) бытует в значении
поэтических текстов, термин сем (мелодия) в значении музыкального текста.
◦ Особую группу в музыкально-песенном фольклоре марийцев составляют песни
марийского этикета, которые являются результатом крепких родовых взаимоотношений.
Эти песни весьма разнообразны как по тематике стихов, так и мелодий. К ним
относятся: гостевые (? уна муро), застольные (порт коклаште муро), уличные (урем
муро) песни.

◦ К традиционным народным танцам относится "веревка" (название дано, очевидно по рисунку пляски, другое название
"кумыте" "втроем"). Танец бытовал как среди молодежи с характерными ритмическими дроблениями, так и среди
пожилых (шонго ен влакын куштымо семышт) с медленными движениями и легким "шаркающим" шагом. Характерны
также кадрили (кадрели).
◦ Народный музыкальный инструментарий восточных марийцев достаточно обширен, если включать в него не только
широко распространенные, но и выходящие из употребления инструменты. В списке музыкальных инструментов, о
которых имеются сведения в настоящее время:
◦ 1) группа ударных инструментов барабан (тумвыр), деревянная основа которого обтягивалась бычьей кожей, при
игре издавал глухой звук, обычно принято было играть на барабане специальными массивными колотушками
(уш), коса (сова), стиральная доска (чылдаран она), стиральная колотушка (чылдаран уш) разновидность русского
валька, деревянные ложки (совла), шумящий инструмент в форме коробочки с ручкой (пу калта), деревянный
барабан (пу тумвыр), а также в качестве шумовых инструментов использовались другие различные предметы
домашней утвари.
◦ 2) группа духовых инструментов с семействами: флейт шиялташ (свирель) музыкальный инструмент с 3-6
отверстиями, который изготовлялся из тростникового дерева рябины, клена или коры липы (арыма шушпык
соловей); труб удыр пуч (девичья труба); кларнетов шувыр (волынка). Уникальное свойство этого инструмента
заключается в отсутствии специальной бурдонной трубки (хотя эту роль и может выполнять одна из трубок). Обе
трубки (йытыр) марийской волынки в принципе приспособлены для исполнения мелодии. Традиционно трубки
волынки делали из кости ног лебедя или иных длинноногих птиц (цапли, иногда и гусей); туко (рог); чырлык, ордышто,
чырлык пуч, умбане (типа жалейки), акаций колта (свистульки); умша ковыж (варган), шерге (расческа).
◦ 3) группа струнных инструментов подразделяется на:
◦ а) смычковые, к которым относятся музыкальный лук (кон-кон), скрипка (скрыпка) с двумя струнами и смычком из
конского волоса, аналогично древнерусскому гудку, на которой было принято играть от колена;
◦ б) гусли (кусле) с корпусом полукруглой формы.
◦ Кроме того, широким распространением у марийцев пользуются общеизвестные массовые музыкальные
инструменты: марийская гармоника (марла гармонь), тальянка, двухрядка, саратовская, минорка.

Удмуртский Фольклор

УДМУРТСКИЙ
ФОЛЬКЛОР

◦ Истоки удм. народной музыки восходят к муз. культуре
древних прапермских племен. На формирование удм.
музыкального фольклора оказало влияние искусствово
соседних финно-угорских, тюркских, позже рус. народов.
Наиболее ранние образцы удм. песенного иск-ва
импровизационные промысловые (охотничьи и бортничьи)
песни декламационного склада. Основой традиционной
жанровой системы удмуртов составляют обрядовые песни:
земледельческие календарные и семейно-обрядовые
свадебные, гостевые, похоронно-поминальные, рекрутские.
С переходом в православие древние языческие обряды
испытали его влияние. В у необрядовом фольклоре
представлены лирические и плясовые песни.

◦ В удм. нар. иск-ве выделяются две осн. локальные традиции -сев.
и юж. В жанровой системе сев. традиции преобладают семейнообрядовые песни, в функции календарных используются рус.
песни. Особую обл. составляют многоголосные песенные
импровизации без смыслонесущего текста (крезь) и сольные
автобиографические (весяк крезь).
◦ В системе жанров юж. удмуртов преобладают песни
земледельческого календаря: акашка (нач. сева), гершыд
(окончание сева), семык (троица) и др. В стилистике юж.-удм.
песен ощутимы тюркские влияния.
◦ Удм. народные инструменты крезь, быдзым крезь (гусли, великие
гусли), кубыз (скрипка), домбро (домбра), балалайка,
мандолина, чипчирган (труба без мундштука), узьы гумы
(продольная флейта), тутэктон, скал сюр (пастуший рожок),
ымкрезь, ымкубыз (варган), однои двухрядная гармонь.

МОУ Томинская СОШ.

Задачи развития (ЗД)

Задачи воспитания (ЗВ)

Реальный результат (РР)

Настроить, подготовить к работе.

Создать атмосферу

народного творчества

Подготовить учащихся к восприятию темы.

Повторение материала, изученного на уроках литературы.

Познакомить с систематизацией народных песен, создать проблемную ситуацию.

Познакомить с текстом песни,

подготовить к беседе.

Отработать полученный материал по песням.

Приблизить изучаемый материал к действительности.

Познакомить с профессиональным исполнением частушек.

Показать умение учащихся исполнять частушки.

связать материал с ранее изученным.

Вспомнить материал.

Связь с современно-

стью, с географией.

Познакомить с текстом.

Отработать умение видеть главную мысль.

Познакомить с текстом.

Связь русского фольклора с башкирским,

общность идей.

Познакомить с текстом.

Общенародный идеал в башкирском фольклоре.

Познакомить с текстом.

Связь с современностью, с географией.

Видеть главную мысль.

Объяснить правильность выполнения.

Подвести итоги.

Выставить оценки, поблагодарить.

Организационный момент. (Слайд № 1)

Звучит запись песни «Сыпал снег буланому под ноги» в исполнении ансамбля народной песни «Митрофановна».

Песня, которую вы только что прослушали в исполнении ансамбля народной песни «Митрофановна», - народная. Песни и сегодня – это голос народа, в песнях люди выражают свою радость и свою боль, своё счастье и невзгоды. Народные песни – один из жанров устного народного творчества, который на сегодняшний день является самым распространённым из фольклора.

Итак, сегодня мы поговорим с вами об устном народном творчестве Урала. Но тема эта огромная, поэтому на уроке мы сможем прикоснуться только к частице огромного богатства, которое мы называем ФОЛЬКЛОР.

Давайте вспомним, что такое ФОЛЬКЛОР.

Поможет нам ……………………………

Небольшое сообщение:

Само слово «фольклор» появилось в XIX веке и пришло из английского языка . Сегодня им пользуются все. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество. (Слайд №2)

Чем различаются фольклор и литература? (Слайд №3)

ФОЛЬКЛОР

ЛИТЕРАТУРА

Нет персонального создателя;

Возникло и развивается как устное творчество;

Живёт во множестве вариантов;

Можно передавать речитативом, приплясывая, распевая слова.

Есть конкретный писатель, поэт;

Возникла и развивается с письменностью;

Имеет один вариант, написанный писателем, поэтом;

Писатель написал, читатель читает.

Назовите основные черты общенародного идеала, который выражается в фольклоре: (Слайд № 5)

Общенародный идеал – основные черты:

Любовь к родной земле;

Доброта;

Справедливость,

Великодушие,

Скромность,

Находчивость,

Сноровка и др.

Фольклор – это искусство далёкого прошлого или настоящего? (Слайд № 6)

Назовите жанры устного народного творчества:

(Слайд №7)

ЖАНРЫ УНТ:

сказка, песня, частушка, пословица, поговорка, былина,

скороговорка, загадка, небылица, считалка, игра, …

Какие фольклорные жанры сегодня особенно распространены? (анекдот , песня)

В начале урока вы прослушали народную песню «Сыпал снег буланому под ноги». Как вы думаете, к какой группе песен можно отнести её, если песни делятся на:

Свадебные,

Воинские,

Семейно-бытовые,

Социально-бытовые,

Драматические,

Игровые, шуточные. (Слайд № 8)

В сборнике «Народные песни Южного Урала» Анатолия Глинкина и Татьяны Валиахметовой (Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2003г.) даются именно эти группы песен.

К драматическим песням относится песня «У церкви стояла карета…», которая представлена в этом сборнике (стр. 148).

Звучит запись песни «У церкви стояла карета» в исполнении ансамбля народной песни «Золотое кольцо».

(Слайд № 10)

У церкви стояла карета.

1. У церкви стояла карета.

Там пышная свадьба была.

Все гости нарядно одеты;

Невеста всех краше была.

2. На ней было белое платье,

Венок был приколот из роз.

Она на святое распятье

Смотрела сквозь радугу слез.

3. Горели венчальные свечи,

Невеста стояла бледна;

Священнику клятвенной речи

Сказать не хотела она.

Надел золотое кольцо,

Из глаз её горькие слёзы

Ручьём потекли на лицо.

«Жених неприглядный такой!

Напрасно девицу сгубили…»

И вышел я вслед за толпой.

Беседа по прослушанной песне:

Обратите внимание на репродукцию картины «Неравный брак», написанную в 1862 году.

Совпадает ли тема картины с темой песни?

Почему эта песня относится к драматическим?

В чём драма, трагедия молодой невесты?

Почему эта песня переходит из поколения в поколение?

Какие чувства вызывает эта песня у вас?

Но, говоря о народных песнях, нельзя не сказать о частушках. По-прежнему частушка остаётся любимым жанром устного народного творчества. Они также как песни очень разнообразны по тематике, отражают все стороны жизни человека.

Звучит запись частушек в исполнении ансамбля «Митрофановна». (Слайд № 4)

Ребята приготовили свои частушки на школьную тему:

Говорит папуля сыну:

«Я куплю тебе машину,

Только школу посещай,

Никого не обижай».

Мы решили пошутить

И уроки не учить,

После этой шуточки

В дневнике лишь уточки.

Если «здравствуй» и «спасибо»

Ты не скажешь никому,

Что ты вежлив и воспитан,

Сразу все вокруг поймут.

Эх, каникулы прошли!

В школу все уже пошли,

А я в школу не хожу –

На диванчике лежу!

Переменка, переменка,

Ты бы длилась без конца.

Наши книги отдыхают,

А учителя вздыхают.

C именем Юрия Георгиевича Подкорытова вы познакомились в начальной школе, читая «Хрестоматию по литературе родного края». (Слайд № 11)

Легенду «Волшебный курай» нам напомнит ……………

Отметить на карте Челябинской области Челябинск, Таганай звёздочками.

Чтение легенды «Волшебный курай» (стр.4 Сборник «Сказки из старинной шкатулки»)

Беседа по легенде:

Кто спас Акрама от смерти?

Где Акрам «столько мудрости взял»?

Какова главная мысль легенды?

Чтение легенды «Рассказывал Акрам-курайчи о волшебном курае». (стр. 4-7)

Беседа по легенде:

Кто такой Акрам-курайчи?

Чему завидовал Бармак?

Кто надоумил его убить белого лебедя Аккоша?

Кто и как узнал правду о смерти Курая?

В чём главная мысль этой легенды? (Правда восторжествовала, зло наказано.)

Близка ли эта башкирская легенда русскому фольклору?

Чтение легенды «Рассказывал Акрам-курайчи про голубое зеркало Семигора». (стр. 8)

Отметить на карте Челябинской области озеро Чебаркуль голубой звёздочкой.

Беседа по легенде:

Кто в этой легенде на стороне добра, а кто на стороне зла?

Что означает слово «Чебаркуль»? (Чебар – пёстрый, куль – озеро.)

Чтение легенды «Рассказывал Акрам-курайчи о Матери Родниковых вод» (стр. 22) (Слайд №12)

Отметить на карте реку Миасс.

Беседа по легенде:

Какую обиду затаил Канзыс-хан?

Как Агидель попала в руки приближённых Канзыс-хана?

Как Урал-батыр помог Матери Родниковых Вод?

В чём главная мысль этой легенды?

Домашнее задание: (Слайд № 13)

Продолжите стихотворение:

Ветер сказывал сказы

Про вас и про нас…

Заключительное слово учителя:

Подвести итог я бы хотела словами Юрия Подкорытова:

«Ходил человек по земле уральской, камешек узорчатый найдёт – в сумку походную спрячет. Лесную диковинку – тоже. Словцо меткое услышит – в книжечку запишет. У старых людей рассказов да сказок – горстями бери. Вернётся человек домой, сейчас из походной сумки добычу свою в старинную шкатулочку перекладывает: колечко чугунное, зёрнышко рубиновое, салфетку из горной кудели – асбеста. «Это, - говорит, - целая сказка. – А то и две». Много лет человек разные разности собирал, а шкатулку до верха никак не наполнил…»

Устное народное творчество – наши корни, наша история, наша жизнь.

Подведение итогов.

познавательный

систематизирующий

познавательный

познавательный

репродуктивн.

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

индивидуал.

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

индивидуал.

фронтальная

индивидуал.

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

внимание

интерес к народной песне

умение сопостав-

обобщать

внимание

внимание

кий потенцал

речь, внимание

внимание

умение слышать

внимание

умение слышать

внимание

умение слышать

внимание

умение слышать

творчест-

делать вывод

делать вывод

аккурат –ность

уважение к народной песне

уважение

к однокласснику

чёткость

уважение

ному творчест-

уважение

к народной песне

уважения к человеку

любовь к слову

любовь к народно-

уважение к школе

уважение

к творчест-

ву писателя

уважение к слову

уважение к слову

Внимание

уважение к труду

Приложение (тексты и наглядный материал).

Сыпал снег буланому под ноги.

В спину дул попутный ветерок.

Ехал я просёлочной дорогой,

Встретила хозяйка молодая,

Как встречает родного семья.

В горницу любезно приглашая,

Ласково смотрела на меня. 2 раза

А проснувшись рано, спозаранку,

Вышел я буланого поить.

Вижу – загрустила хуторянка

И не хочет даже говорить. 2 раза.

Руку подала и ни словечка,

Даже и не смотрит на меня.

Снял тогда с буланого уздечку,

Расседлал буланого коня. 2 раза.

Так и не доехал я до дома,

Затерялся где-то вдалеке,

Что же делать парню молодому,

Коль пришлась девчонка по душе? 2 раза.

Сыпал снег буланому под ноги,

В спину дул попутный ветерок.

Ехал я просёлочной дорогой,

Заглянул погреться в хуторок. 2 раза

У церкви стояла карета.

1. У церкви стояла карета.

Там пышная свадьба была.

Все гости нарядно одеты;

Невеста всех краше была.

2. На ней было белое платье,

Венок был приколот из роз.

Она на святое распятье

Смотрела сквозь радугу слез.

3. Горели венчальные свечи,

Невеста стояла бледна;

Священнику клятвенной речи

Сказать не хотела она.

4. Когда её священник на палец

Надел золотое кольцо,

Из глаз её горькие слёзы

Ручьём потекли на лицо.

5. Я слышал, в толпе говорили:

«Жених неприглядный такой!

Напрасно девицу сгубили…»

И вышел я вслед за толпой.

Частушки на школьную тему

Говорит папуля сыну:

«Я куплю тебе машину,

Только школу посещай,

Никого не обижай».

Мы решили пошутить

И уроки не учить,

После этой шуточки

В дневнике лишь уточки.

Если «здравствуй» и «спасибо»

Ты не скажешь никому,

Что ты вежлив и воспитан,

Сразу все вокруг поймут.

Эх, каникулы прошли!

В школу все уже пошли,

А я в школу не хожу –

На диванчике лежу!

Переменка, переменка,

Ты бы длилась без конца.

Наши книги отдыхают,

А учителя вздыхают.

Волшебный курай. О Таганае и его сыновьях. (Отрывок.)

В давние-предавние времена на месте нашего края совсем пустынно было - ковыль седой да полынь пахучая. Только ветер с волками наперегонки бегал да песни завы­вал. Парил в небе орёл - а под ним степь без начала, без конца, без края. Жил здесь человек один, Таганаем его звали. Троих сыновей имел: Ишимбая, Сарбая да Салямбая.

А было у старика Таганая богатства видимо-невидимо. Но больше всего дорожил Таганай саблей своей. Не про­стая была сабля - из металла волшебного, булата. Ах, и сабля! То молнией сверкнёт, то птицей взлетит, то голу­бым огнём вспыхнет.

Взмахнёт Таганай саблей - ковыль голову седую к зем­ле клонит, у недоброго человека душа от страха захоло­нет. И ещё говорили: кто булат имеет - секретом долгой жизни владеет.

Вот и позавидовал этому старый леший Шурале.

Жил он возле поганого болотца, часами слушал кома­риное пение, до которого охотником великим был, да всё прикидывал, как бы Таганаевым булатом завладеть. Ду­мал, думал и придумал: старший сын Таганая жадноват, спит и видит добро отцовское за собой.

Вот и подговорил его Шурале:

Старый стал ваш отец. Зачем ему такие сокровища?
Поделите с братьями поровну. Я вам место покажу, где
сундуки Таганаевы схоронены, а вы мне сабельку его от­дадите. Железку простую - за такое-то богатство!

Ишимбай и согласился. Украл у отца саблю булатную, отдал лешему. Пошли они за богатством. А Сарбай за ними следит.

Открыл Ишимбай сундук отцовский - глаза разбежались. Рубины вишнёвые, бирюза голубая, яхонты солнечные, изум­руды зелёные, жемчуга прозрачные - горят-переливаются!

Ишимбай горстями гребёт, халат скинул - камешки дорогие в узел насыпает.

Тут и Сарбай подскочил:

Мне половину! - кричит.

Шурале радуется. И саблю булатную получил, и па­кость учинил: сыновей с отцом поссорил.

Да радость недолгой была. Таганай как раз с охоты возвращался, сердцем чует - неладно. Огрел коня нагайкой, налетел степным беркутом на Шурале. Леший от страха в землю зарываться стал, притворился горой каменной. Да так и остался навечно.

И вот что дивно - крикнет кто-нибудь, а гора отклика­ется, да не эхом. Это Шурале до сих пор добрых людей с толку сбивает. Кто про эту историю не слышал - Откликным Гребнем ту гору называет.

Погнался Таганай за сыновьями. А Ишимбаю с узлом бежать трудно: пот градом льёт, камешки дорогие нет-нет да и выпадают. Где изумруд падёт - лес зелёный подни­мается, где бирюза - озеро голубое засверкает.

Слышит Ишимбай горячий топот коня отцовского. Куда деваться? Бросил узел - и на том месте горы выросли. А Ишимбай от стыда сквозь землю провалился. Рассказыва­ют люди - по сей день находят в земле чёрную кровь Ишимбаеву. Нефтью зовут.

А Сарбай тоже жадности непомерной был. Бежит - задыхается, а добро из рук не выпускает. Известно, глу­пость да жадность - сестры родные. Так в степях зау­ральских и дух испустил.

Взмахнул Таганай булатом, голубым огнём вспыхнула сабля и пропала. От стыда за неблагодарных сыновей ока­менел Таганай, в гору превратился. Да такую высокую, что по ночам луна у него на каменном плече отдыхает. Так и говорят все: Таганай - подставка луны.

Остался Селямбай, младший сын Таганая, один-одинё­шенек. Пошёл он, куда глаза глядят. День шёл, ночь шёл. Остановился на берегу глубокой реки Миасс. Жильё себе построил, стал зверя бить, хлеб растить.

Место это бойким оказалось. Хозяин, Селямбай, при­ветлив. Потянулись к нему люди. А мастеровые люди где прошли - навечно след свой оставили.

Заводами, домнами, шахтами славится с тех пор наш край.

Живут в народе предания о железных кладах Сарбая и горы Магнитной, голубые легенды озёр, узорные чугунные сказки Каслей, сказы о нефтяных фонтанах Ишимбая. Селямбая тоже не забыли - он ведь ту землю обживать пер­вым стал.

Старики говорят: оттого, мол, это место Селябой про­звали, Челябой по-нашему. А кто и по-другому толкует - сказки ведь всяк по-своему сказывает.

«Волшебный курай».

(Вступление)

У бедняка Акрама вот какое богатство было: халат рваный, сапоги стоптанные, шап­ка-малахай облезлая.

У старика Акрама вот какое богатство было: курай-дудочка, песни старинные, сказки о храбрых егетах-молодцах, о жадных баях-богатеях, о хитрых мэскэй-оборотнях да шурале-леших.

Бродит Акрам-курайчи от аула к аулу, к пастушьему огоньку подсаживается, разговор неторопливый ведет.

Спрашивают пастухи:

Скажи, курайчи, правда, что ты из рода Итимгановых, собакой вскормленных?

Правда, братья. Давным-давно забрели в аул на берегу озера Акагач старуха Черная болезнь и старик Голод. Всех себе берут - коней берут, овец берут, пастухов берут, стариков и детишек берут. Много набрали.

Богатеи испугались, убежали. Все добро и еду с собой увезли. Во всем ауле один маль­чишка остался. Лежит, кричать уже не может. Старик Голод рукой махнул:

Все равно мой будет!

Старуха Черная болезнь рукой махнула:

Все равно мой будет!

Подбежала к тому мальчишке собака лохматая, взяла, как щенка, зубами, в конуру свою унесла. Молоком своим накормила. Лежит мальчишка со щенками, хорошо ему. Тут старик Голод прибежал:

Отдай! Мой мальчишка!
Старуха Черная болезнь прибежала:

Отдай! Мой мальчишка!

Бросилась на них собака, зубами острыми рвет, со двора гонит.

Вырос тот мальчишка, вскормленный молоком собаки, батыром** стал. Внукам-правнукам на­казал: не обижайте братьев наших - одним молоком вскормлены. То прадед был мой. Спрашивают пастухи:

Умный ты человек, Акрам-курайчи. Где столько мудрости взял?

Просто это, братья. Когда говорит умный человек, никогда не перебивай, а слушай. А когда сам говоришь, прислушивайся к своим словам, чтобы не сказать глупость.

И ходил Акрам-курайчи по раздольному краю башкирскому, рассказывал пастухам и охот­никам о ковыльных степях, где пасутся табуны быстроногих коней, о непроходимых лесных ур­манах, озерах глубоких и чистых, о голубой Мияс-су, Матери Родниковых Вод, о Каменной не­весте Килен-Таш.

Рассказывал Акрам-курайчи

о волшебном курае.

Когда родился у знатного хана сын- кружил над богатой юртой черный ворон Козгын.

Когда родился у простого пастуха сын - кружил над бедной юртой белоснежный лебедь Аккош.

В один день, в один час родились мальчики. И приказал знатный хан: пусть станут по­братимами.

Так и сделали. Назвали сына пастуха Кураем, назвали сына хана Бармак - палец на руке отцовой.

Растут вместе побратимы. Из одной чаши кумыс пьют, из одного котла мясо едят. - Статными молодцами-егетами стали.

Бармак лицом темен, нрава крутого, на охоте беспощаден. Недаром в час его рождения над юртой черный ворон Козгын кружил.

Курай лицом светел, со старшими вежлив. Складывал он песни и пел их звонким голосом. Слушают люди песни Курая, радуются: недаром в час его рождения над юртой белый лебедь Аккош летал.

Завидует Бармак своему побратиму. Гонит его зависть в степь. Бьет он рыжих лисиц и се­рых волков, загоняет сайгаков.

Упрекает Курай:

Зачем столько сайгаков загнал? Разве мало у нас мяса?
Усмехается Бармак:

Это подарок мой черному ворону Козгыну, который падалью питается.
Кружит над степью черный ворон Козгын, спрашивает:

Отчего не весел, хан Бармак - единственный палец на слабой руке отцовой? Отчего лю­дей сторонишься? Знаю, гложет тебя черная зависть. Но я тебе помогу. Я ворон Козгын, твой
верный друг и советчик. Слушай: пусти стрелу каленую в белого лебедя Аккоша, перестанет Курай петь свои песни.

Пустил Бармак стрелу каленую в белого лебедя Аккоша. Закричал, затосковал белый лебедь, прощаясь с любимым озером, упал в прибрежный камыш.

Встрепенулось сердце Курая, запел он песню, проклиная черного ворона Козгына. Задохнулся от гнева Бармак, ослеп от ярости, почернел от зависти.

Не пой! - кричит.- Зарублю саблей!

И ворон Козгын над головой кружит, каркает.

И погубил Бармак побратима. Закопал в землю, а сам вернулся в аул, закричал, заплакал:

Горе мне, горе! Утонул Курай в бездонном озере! Горе мне, горе!

Год прошел, другой пролетел. Пасли как-то пастухи коней у озера Лебединого - Аккошкуля. Видят, растет на холмике невиданное растение. Стебель толстый, шапка круглая, полная семян.

Дай-ка,- говорит один пастух,- вырежу я себе дудку-сыбызгу.

Вырезал дудку-сыбызгу, а она и запела звонким голосом Курая, как погубили лебедя Акко­ша ворон Козгын и хан Бармак. Всю правду рассказала.

Разнеслась по степи весть о неслыханном: молодой хан Бармак погубил побратима Курая.

Покрылся Бармак перьями, превратился в черного ворона. Закричал хриплым голосом и уле­тел от людей.

А семена курай-травы ветер повсюду разнес.

Вырежет из тростинки певец-курайчи дудку - запоет курай о белом лебеде Аккоше, о бес­крайних степях, о могучих лесах и лебединых озерах.

Рассказывал Акрам-курайчи

про голубое зеркало Семигора

Говорят, у русского батыра Семигора, хозяина гор Ильменских, зеркало хрустальное было, да не простое.

Посмотрит в него Сёмигор - все, что на земле, на воде и в воздухе делается,- все ему видно.

И жила в тех местах

старушонка одна завистливая. Юрмой звали.

Ох, как хотелось Юрме зеркало такое иметь! Оно понятно - в урмане глухом скучища, зе­леная. Словцом перемолвиться не с кем. Которые лешие поблизости жили, и те от завистливой старухи в болото подались.

Забралась как-то Юрма в горную кладовуху Семигора, и так и сяк зеркало из скалы вы­ворачивает. Не хватает силенки. Уж и нечисть лесную помочь просила, посулы богатые обещала.

Лешие затылки чешут: и напакостить не прочь, и Семигора побаиваются. Отказались.

Грохнула Юрма клюкой железной по хрусталю - разбилось голубое зеркало на мелкие ос­колки, по всему краю разлетелось. Каждый осколок в голубое озеро превратился. А Юрма со злости комья земли в ближнее озеро стала бросать. Горстями полными. То тут, то там остров­ки на озере выросли.

А дело-то вот чем кончилось: старуху Юрму батыр Семигор в гору каменную

превратил.

Давным-давно поднялся на высокую гору человек, увидел внизу озеро с бесчисленными островками.

Пестрое озеро,- сказал тот человек,- Чебар-куль!*

Рассказывал Акрам-курайчи

о Матери Родниковых Вод.

В давние времена в бескрайних степях, на берегу реки, несущей свои воды в далекие стра­ны, жил старый Уразбай-хан. Сыновей у него не было, а была только дочь - Агидель.

Набегали из диких степей на владения Уразбай-хана воины в звериных шкурах, уводили людей в рабство, отбирали коней и баранов. Приходилось браться за оружие. Стоял во главе войска хана храбрый егет. Прозвали его Урал-батыром. Давно уже объявил его Уразбай-хан своим наследником и женихом единственной дочери.

Затаил Кансыз-хан обиду. Послал своих воинов с приказом: запрудить горные реки, пусть превратится в пустыню земля Уразбай-хана, пусть от жажды погибнет весь скот, пусть погиб­нут все люди.

Удобное время выбрал Кансыз-хан: отряды Урал-батыра отбивали нападение войска грозного Кара-кула.

Хитрые приближенные стали уговаривать Уразбай-хана:

Отдай, великий хан, свою дочь. Войско Кансыз-хана велико, стрелы их бьют без промаха.
Видом они страшны и свирепы. Одежды из волчьих шкур пугают наших коней. Согласись, муд­рейший,- только так ты спасешь свой народ, и себя, и нас, твоих вернейших слуг.

Дочь моя Агидель - невеста Урал-батыра. Я все сказал!

Хитрые приближенные обманули Уразбай-хана, посадили его в темницу, отдали Агидель гон­цам Кансыз-хана и сказали:

Передайте своему повелителю: мы покорны его воле. Да будет так!

Вернулся из похода Урал-батыр. Освободил из темницы Уразбай-хана, наказал неверных прислужников и с маленьким отрядом бросился в погоню.

В горном тесном ущелье напали на отряд воины в волчьих шкурах. Перебили всех храбрых джигитов, а раненого Урал-батыра посчитали мертвым.

Лежит Урал-батыр день. Лежит другой, лежит третий. Пожалел его добрый Иргаил-карлик, послал струю живительного воздуха. Открыл глаза Урал-батыр, поднялся на ноги и пошел в горы. Видит - пещера перед ним. Камни самоцветные горят, горный хрусталь переливается ог­нями, золотые жилки по потолку бегут, пол узорами малахита украшен. На горке бархатных аметистов золотой лук лежит. Рядом - колчан, стрелы в нем с огненными наконечниками.

Помоги, храбрый егет. Я - Мать Родниковых Вод. Заточил меня в подземелье Кансыз-хан,
заковал ледяным зеркалом. Возьми колчан с огненными стрелами, возьми лук золотой. Подни­мись на Зуртау, выпусти стрелу в ледяное зеркало.

Поднялся Урал-батыр на вершину горы Зуртау, выпустил огненную стрелу. Разбилось с гро­хотом ледяное зеркало, гром прокатился по горам, высоко взметнулись водяные столбы.

Затопила вода горные долины, побежали воины в волчьих шкурах в разные стороны, Кан­сыз-хана водоворотом закружило. Уже по пояс вода Урал-батыру, а он все стоит и пускает огненные стрелы.

Так погибли Урал-батыр, красавица Агидель и злой Кансыз-хан.

Побежали из горного озера реки в разные стороны: на юг - Урал, на запад - Агидель, третья река побежала на север - в океан.

Называют ее Миасс, Мияс-су. Мать Родниковых Вод

Литература к уроку «Устное народное творчество Урала».

1. , Валиахметова песни Южного Урала. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2003.

2. Кондратковская -озеро: Сказы, легенды, поэмы, сказки, стихи. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1984.

3. Литература России. Южный Урал. Хрестоматия, 5 – 9 класс . 2-е изд., исправл. / Сост. , Крохалёва Т. Н., Соловьёва Т. В. –

Челябинск: центр «Взгляд», 2003.

4. Подкорытов из старинной шкатулки. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1980.

5. Хрестоматия по литературе родного края. 1 – 4 класс ./ 2-е изд., перераб. / Сост. , и др. – Челябинск: центр «Взгляд», 2002.

6. Цибизов городок: легенды, предания, бывальщины старинных насельников реки Урал. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1989.

Домашнее задание:

5 «а» класс.

Ветер сказывал сказы

Про вас и про нас.

Говорит, что за морем,

Что у высоких гор,

Прилетает волшебник

На крылатом коне,

Что несёт он с собой

Изумрудную гору

И кидает на землю

Непростые каменья.

Где зелёный упал,

Там леса поднялись.

Там, где синий – река.

А где жёлтый – там поле.

Разноцветна земля!

Куркина Саша.

Ветер сказывал сказы

Про вас и про нас,

Про тех и других,

Про всех остальных.

Ветер сказывал сказы

Про вас и про нас,

Про землю и море

И ещё про просторы.

Шамотайлова Настя.

Ветер сказывал сказы

Про вас и про нас,

Потому что лишь ветер

Создаёт рассказ!

Ветер видит нас,

Ветер слышит нас,

И поэтому он

Создаёт свой рассказ!

Стеценко Люба.

Ветер сказывал сказы

Про вас и про нас.

Ветер песни пропел

Про далёкие страны,

Сочинял он рассказы о людях

Самых могучих и храбрых.

Бикжанова Наташа.

5 «б» класс.

Ветер сказывал сказы

Про вас и про нас.

Бажовские сказы –

Волшебные фразы…

Ведь лучшего нет на свете,

Об этом знают все дети.

Если же ты не читал,

Ты лучше не лги,

А сразу возьми и прочти.

Прочти – не ленись,

Но только не сердись.

Копеина Лена.

Ветер сказывал сказы

Про вас и про нас,

Про солнце рассказы,

Про лес и луга,

Про поле, стога.

Рассказывал тихо,

Красиво, любя.

Гусев Денис.

Ветер сказывал сказы

Про вас и про нас,

Про родную природу

Вёл свой рассказ:

Про высокие горы

И земные просторы.

Рылова Юля.

Ветер сказывал сказы

Про вас и про нас,

Про далёкие страны,

Про бурные реки,

Про нивы златые

И трель соловья.

Стеценко Толя.

Ветер сказывал сказы

Про вас и про нас.

Ему вторили скалы

Над речкой Миасс.

Ему вторили птицы

Под небом седым,

Ему вторили люди

В былинах своих.

Колесникова Маша.

Ветер сказывал сказы

Про вас и про нас,

Интересные рассказы

Про ребят и про зверят.

Хлынова Лена.

Анализ

открытого урока по литературному краеведению

в 5 классах

На Урале был создан сборник Кирши Данилова «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» - выдающееся фольклорное собрание, материалы которого «имеют мировое значение как: первые подлинные записи былин и исторических песен». Известно, что он существовал уже в 40-60-е годы XVJII в. До нас дошел вариант сборника, сделанный в 80-х годах, вероятно, по просьбе заводчика и известного мецената П. А. Демидова. Ученые считают местом составления сборника Урал или прилегающие к нему районы Сибири. В нем представлены почти все основные сюжеты русского былинного эпоса. Это былины об Илье Муромце, Дунае, Добрыне, Михаиле Казарине, Гордене Блудовиче, Иване Гостинном сыне и других известных эпических героях, причем в их числе весьма архаические былины о Михаиле Потоке, Дюке Степановиче, Ставре Годиновиче, Волхе Всеславиевиче. В былинах разрабатываются темы защиты Родины, борьбы за ее независимость, при этом богатыри всегда подлинные патриоты, беспредельно отважные и мужественные. Рядом с былинами могут быть поставлены исторические песни XVI- XVIII вв.: «Щелкан Дудентьевич» (о восстании 1327 г. в Твери против татаро-монгольского ига), песни о Ермаке и Разине и др. Именно исторические песни, бытовавшие в разбойничьей, казачьей среде и попавшие в сборник, привлекли внимание В. Г. Белинского. Он выделил в этих песнях «господствующий элемент - удальство и молодечество, а сверх того и ироническую веселость как одну из характеристических черт народа русского».

Киршу Данилова живо привлекала и тема человеческого счастья, тема судьбы, любви, поэтому он включает такие песни, как «Ох! в горе жить - некручинну быть», «Когда было молодцу пора, время великое», «По долам девица копала коренья лютая», «Перед нашими утоптана трава» и др., в том числе эпические баллады. В сборник включены два духовных стиха - «Сорок калик», «Голубиная книга» и около 20 сатирических, шуточных песен, юмористических эпических песен, пародий. Подчеркнем, что комические песни - это не бездумная шутка, забава. В сборнике, как и в системе эпоса, они суть формы выражения человеческой натуры. Ведь в комических песнях человек предстает как бы с другой стороны: если в былинах, исторических песнях, духовных стихах изображаются главным образом его общественные дела и поступки, то здесь человек погружен в атмосферу быта, дома и семьи, он весь в своей обыденности, повседневности, будничности. В поле зрения Кирилла Данилова - более 150 эпических героев, библейских и демонических персонажей, исторических деятелей, начиная от былинных Садко, Добрыни и кончая Ермаком, Степаном Разиным и Петром I. В песнях сборника действуют многочисленные безымянные корабельщики, целовальники, ключники, мамушки-нянюшки, сенные девушки, вообще представители всех классов, социальных слоев, групп - от князей, бояр до крестьян, казаков, драгун, матросов, калек, нищих. На Урале продолжали бытовать различные предания и легенды. В XVIII в. ермаковские предания испытали сильное влияние со стороны преданий о разбойниках: Ермаку приписывались разбойничьи дела других вольных людей. В народном сознании постоянно сопоставлялись «великие воители» Ермак и Разин. Шел сюжетный взаимообмен ермаковского и разинского циклов. В народных преданиях судьба Разина ва многом совпадает с ермаковской: у Разина родители простые люди, ребенком он попадает в шайку двенадцати разбойников, варит им кашу; вместо настоящего имени получает другое - разбойничье, Степан, в среде разбойников он проходит выучку, мужает. Фольклор края немыслим без пословиц и поговорок. В. Н. Татищев с большим интересом относился к народному творчеству, в частности он составил сборник народных афоризмов, содержащий примерно 1,5 тыс. произведений. Свой сборник Татищев послал в 1736 г. из Екатеринбурга в Академию наук, где он хранится до сих пор. Темы народных пословиц, собранных В. Н. Татищевым, самые разные: добро, зло, богатство, бедность, судьба человека, родственные отношения, честь, достоинство, любовь... Выделяются пословицы, выражающие уважительное отношение народа к труду и человеку труда: «Чести без труда не сыскать», «Ремесло везде добро», «Не спеши языком, а не ленись руками», «Работа хвалит мастеров», «Работай -не выробишь, как рядок не вырядишь», «Ремесла за плечами не висят, а с ними добро»,. «Ремеслом и увечный хлеб сыщет» и многие другие пословицы, в которых труд осознается как основа жизни и источник высокой нравственности. Народные пословицы и образные речения, записанные В. Н. Татищевым, свидетельствуют об активном бытовании этого жанра, о продуктивном словотворчестве народа. Это подлинный памятник живой русской речи XVIII в. Фольклор рабочих и фольклор других слоев населения не следует разделять стеной. Строго говоря, фольклор не имеет четких социальных границ: целые комплексы обрядовых, лирических, прозаических, драматических произведений в разной степени удовлетворяли потребности разных слоев русского общества. Урал XVIII - первой половины XIX в. не представляет исключения: одни и те же песни, сказки, предания, легенды, обряды, игры бытовали и в рабочей, и в крестьянской, и в городской среде. Другое дело, что эти жанры могли «приспосабливаться» к духовным нуждам, бытовым требованиям определенной среды, могли существенно трансформироваться вплоть до изменения своего идейножанрового облика. И конечно же, в каждой профессионально-социальной среде создавались собственные произведения, выражавшие насущное, важное, особенное именно этой среды, поэтому правомерно говорить об устном поэтическом творчестве уральских рабочих. Один из основных жанров фольклора уральских рабочих - семейнородовые предания, представляющие устную историю семьи, рабочей династии. В них передавались сведения о нескольких поколениях, мог входить некомментированный перечень членов рода. В бесхитростных на первый взгляд рассказах о том, как «родители наши добывали руду или уголь, работали на заводе», заключалась простая и мудрая мысль: трудом живет и трудом славен человек. Старики посредством семейнородовых преданий воспитывали молодежь, передавали ей свой трудовой и житейский опыт, прививали молодым членам семьи уважительное отношение к дедам и пращурам, простым труженикам. В твоей «породе» нет бездельников, перекати-поле - такую мысль постоянно внушали молодым старики, хранители традиций. В семейных преданиях основатель династии или один из далеких предков - это первопоселенец, или крестьянин, вывезенный из центральных районов России, или человек, обладавший какими-то незаурядными качествами: силой, непокорностью, бесстрашием, трудовой сноровкой, социальной активностью. П. П. Бажов писал, что в старой рабочей среде «всякий первый добытчик, открыватель рудника или прииска как-то связывался с тайной», причем у горщиков и рудознатцев тайна играла большую роль, чем у угольщиков или доменщиков. Поэтому в любом поселке часто распространялись вымышленные объяснения удачи или знаний, опыта того или иного рабочего, подобные мотивы проникали в семейно-родовые предания. Семейыо-родовые предания сохраняли сведения об изобретателях, даровитых мастеровых, внесших какие-либо усовершенствования в производственный процесс. Например, в Алапаевском горном округе все знали И. Е. Софонова как изобретателя водяной турбины с вертикальной осью, которая произвела революцию в гидротехнике. Рабочая династия Софоновых известна в Алапаевске с 1757 г. и до настоящего времени. Семейно-родовые предания содержали ценные сведения по истории того или иного ремесла. К числу рабочих песен того времени относится «На промывке на ручной», сочиненная подростками. Вся песня - это как бы жалоба на подрядчика, который дает непосильную работу, «розгами дерет», заставляет работать даже в праздничные дни. Труд рисуется как каторга. Мотивы обреченности, безысходности пронизывают эту песню. В среде рабочих демидовских горных заводов Алтая и Урала бытовала песня «О, се горные работы», в которой изображен не только изматывающий труд, но и подневольная, безрадостная жизнь. Песня очень конкретна, упоминает виды работ, инструменты: «есть корыто и гребки, рудобойны молотки...», называются номера «частей», т. е. рабочих смен, фамилии установщиков. В целом можно сказать, что ранние рабочие песни не содержат обобщающих образов, емких художественных решений. Песни скорее констатируют бедственное положение горняков, углежогов, заводских рабочих. В рабочей среде всегда звучали хлесткое слово, юмористическая и сатирическая шутка, байка. Например, в «Журнале входящих и исходящих дел Полевской заводской конторы» зафиксирован такой факт: 4 мая 1751 г. «работник Петр Ушаков наказан батожьем за то, что у провиантского сарая на стене тесовой написал углем личину и пустые враки». Надо полагать, что в рабочей среде бытовали песни и предания о Емельяне Пугачеве, Салавате Юлаеве, хотя записи того времени до нас не дошли. Гипотетически можно говорить о народной драме, которая разыгрывалась в заводских поселках. Скорее всего, рабочие использовали к весь корпус лирических, а также обрядовых песен из репертуара переселенцев, мужские удалые песни - из репертуара ушкуйников, беглых. И конечно же, в тот период появляются в фольклоре рабочих многие темы, связанные с открытием и эксплуатацией месторождений золота, железа, меди, камней-самоцветов и других полезных ископаемых. Эти темы могли реализовываться в разных жанрах, в том числе со значительной долей поэтического вымысла: появились такие зооморфные образы, как земляная кошка, охраняющая подземные богатства, козел - золотые рога, связанный с самоцветами, птица-пророк филин, горный дух в облике старика или женщины-оборотня и др. Повсеместно бытовало поверье, отмеченное П. С. Палласом, о Полозе. Иногда он считался змеиным царем, главным хранителем золота. В преданиях рабочих он выступал как даритель золота бедным людям, хотя и давал не в руки, а будто бы указывал место поиска золота. В фольклоре рабочих производственная тема эстетизируется, точно так же как и деловые качества рабочих. П. П. Бажов писал, что в дореволюционное время у рабочих прокатных станов и у горняков был культ силы подмастерья или могучего забойщика, у рудознатцев, горщиков - культ навыков, у камнерезов, гранильщиков - культ искусства. В 30-е годы XIX в. уральский фольклор записывали А. С. Пушкин и В. И. Даль. Работа над «Историей Пугачева» побудила А. С. Пушкина приехать на Урал, чтобь1 не только осмотреть места, связанные с восстанием, но и увидеть людей, помнивших Пугачева, и услышать народные предания о нем. А. С. Пушкин был на Урале лишь несколько дней во второй половине сентября 1833 г. Сопровождал его В. И. Даль, который служил в Оренбурге чиновником особых поручений при военном губернаторе. В. И. Даль хорошо знал историю края, в служебных поездках он постоянно знакомился с народным творчеством, записывал диалектную лексику, поговорки, сказки. Оба литератора много беседовали на фольклорные темы, пересказывали народные сказки. В Бердской слободе А. С. Пушкин долго разговаривал со старожилами, помнившими Пугачева. Поэт почувствовал уважительное отношение казаков к Пугачеву. Он писал: «Уральские казаки (особливо старые люди) доныне привязаны к памяти Пугачева» 6. Сохранилось более 60 народных песен, записанных А. С. Пушкиным, среди них несколько записаны им на Урале. Например, солдатские песни «Из Гурьева городка», «Не белая березонька к земле клонится», семейная песня «Во лесах дремучих», рекрутская «Один-то был у матери, единый сын». Последняя песня, повествующая о горе родителей, теряющих единственного кормильца, о разрушении молодой семьи, была очень популярна в 30-х годах прошлого века, когда ввели тяжкую для народа повинность - ежегодные рекрутские наборы. Уральские фольклорные записи были использованы А. С. Пушкиным в «Истории Пугачева» и повести «Капитанская дочка». В. И. Даль служил на Урале с 1833 по 1841 г. Записанные им фольклорные произведения вошли в сборники «Песни, собранные П. В. Киреевским», «Пословицы русского народа» и знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». Часть записанных сказок он обработал и опубликовал под псевдонимом «Казак луганский», а в целом все собрания народных сказок он передал А. Н. Афанасьеву, который выбрал около 150 сказок и поместил их в свой сборник. Кроме того, В. И. Даль одним из первых обратился к рабочему быту и записал свадебный обряд, бытовавший на Суксунском железоделательном заводе. Сохранилась его рукопись «Свадебные песни в горных заводах Урала». Весьма ценным источником являются путевые очерки литераторов, побывавших на Урале в первой половине XIX в. Например, П. И. Мельникова-Печерского поразил на Урале «русский дух в неподдельной простоте» «Здесь все: и образ жизни, и предания, и обряды носят на себе отпечатки глубокой старины»,- писал он в «Дорожных записках по пути из Тамбовской губернии в Сибирь». П. И. Мельников-Печерский довольно подробно изложил многие фольклорные произведения. Благодаря ему уральский фольклор появился в центральной периодике («Дорожные записки» были напечатаны в «Отечественных записках» в 1841 г.), и, очевидно, эта публикация подтолкнула местных любителей фольклора. Они начинают описывать достопримечательности с обязательной фиксацией бытующих фольклорных произведений. Отметим бывшего крепостного Демидовых Д. П. Шорина, учителя И. М. Рябова, офицера уральского казачьего войска И. Железнова, крестьянина А. Н. Зырянова. Собирательство принимает массовый характер и дает начало краеведческому движению.
В течение XVIII -первой половины XIX в. сложились диалектные особенности русского языка жителей края. Урал заселялся русскими главным образом из северных, северо-восточных и центральных районов России, поэтому изначально здесь оказались в большинстве различные северорусские окающие говоры. Они взаимодействовали не только между собой, но и с небольшим числом акающих говоров, которые были привнесены переселенцами из новых губерний и располагались островками на территории Урала. Отметим основные особенности уральских старожильческих говоров. В области вокализма - полное окание, т. е. гласный звук «о» произносится и под ударением и в безударных и в заударных словах (молоко, скоро); переход «а» в «е» между мягкими согласными под ударением (опеть); перед мягкими, а иногда и перед твердыми согласными в ударном положении произносится «и» на месте старого «ять» (виник, дивка); в заударных слогах после согласных перед твердым и в конце слова, иногда в первом предударном слоге произносится «о» вместо «е» - так называемое «екание» (будет, шоптал, лежу); выпадение заударного йота между гласными звуками и последующее стяжение этих гласных (знам, красно платье, кака песня). Произношение согласных звуков в старожильческих окающих говорах Урала также имеет ряд общих закономерностей. Так, звук «л» перед согласными и в конце слова переходит в неслоговое «у» (читау, паука); заднеязычный «к» (иногда «г», «х») после мягких согласных и йот смягчается (Анькя, Ванькя); в результате ассимиляции наблюдается переход «бм» в «мм» и «дн» в «нн» (омманул, обинно); в глаголах 2-го лица ед. ч. вместо «шься» произносится долгое твердое «ш» (боишша); в возвратных глаголах сохраняется раздельное произношение согласных звуков «т» и «с» (драться, дерется); в сочетаниях «нр» и «ер» иногда вставляется звук «д» (пондравилось, здря), а в сочетании «ср» вставляется звук «т» (страм). Наконец, назовем ряд морфологических черт уральских говоров. В дательном и предложном падежах у существительных 3-го склонения всегда окончание «е» (к дочере, на лошаде); личные существительные мужского рода на «шка» изменяются как существительные среднего рода на «о», по 2-му склонению (дедушко, к дедушку, с дедушком); творительный падеж мн. ч. в существительных совпадает с формой дательного падежа «ам» (качать головам, делать рукам); сравнительная степень прилагательных образуется с помощью суффиксов «ае», «яе» (ближае, скоряе); глагольные основы на «г» и «к» выравниваются по 1-му лицу ед. ч. (берегу, берегешь, берегет, берегем, берегете, берегут); иногда появляется форма инфинитива на «кчи», «гчи» (пекчи, берегчи); уральцы часто употребляют частицу «то», изменяя или не изменяя ее (дом-то, дама-те). Речевые особенности отдельных районов или даже населенных пунктов были настолько очевидными, что стали основой коллективных прозвищ, которые всегда были распространены на Урале. Например, жителей Бакальских рудников звали «батами» за привычку вводить слово «бат» (стяжение от «бает»), выходцев из Калужской губернии за их певучий говор звали «гамаюнами», переселенцев из Самарской губернии - «калдыкамн» за привычку говорить «калды» вместо «когда»; в Зауралье жили «игольники», говорившие «иго» вместо «его» и г. п.

художественная культура искусство урал

Особое место в народной культуре играет мастер - особая творческая личность, духовно связанная со своим народом, с культурой и природой края, где он живёт. Он является носителем традиции и коллективного духовного опыта.

О том, какое место занимает мастер в народной культуре, пишет М. А. Некрасова: «Поскольку в понятие «культура» входит всё то, что устоялось во времени, ценности непреходящего, то носителями их чаще всего являются представители старших поколений, люди известные. … Те мастера, которые способны синтезировать в своей деятельности опыт коллектива. … Ценилась родовая преемственность мастерства. Произведениями мастера определялся уровень школы. В такое понятие мастера … входили не только его мастерство, но и высокие качества личности уважаемого всеми человека. В народных представлениях с мастерством связывались мудрость, опыт. Нравственный критерий был неотделим от понятия «народный мастер» как личности созидательной, несущей мир поэтического.

Что же это за личность? Её прежде всего выделяют историческое сознание, забота о сохранении ценностей прошлого и передаче их в будущее, нравственная оценка действительности. Такое сознание творит образ особого видения мира. … Нередко народного мастера наделяют чертами особого, необычного человека, порой он славится как чудак. И всё это грани народного таланта, талантливости духовной. Индивидуальная её окраска не противоречит причастности к целому, что составляет мировоззрение народного мастера, определяет его культурную роль как творческой личности».

Каслинское литьё, Златоустовская гравюра на стали, нижнетагильская роспись по металлу, суксунская медь, камнерезное и ювелирное искусство - можно сказать, что их значение стоит в одном ряду со значением края как исторически сложившегося металлургического центра. Они были порождены и стали выражением горноуральского способа жизни, где крестьянские традиции во многом определяли труд рабочих и мастеровых, где творчество кустарей-одиночек соседствовало с промышленным производством, где главным материалом были железо и камень, где связь с духом традиций не отвергала, а предполагала постоянный широкий поиск, где создавались произведения, украшавшие столичные дворцы и крестьянские избы, купеческие особняки и рабочий быт.

Произведения уральского промышленного искусства при всём разнообразии характера и форм бытования промыслов отличает тесная связь с бытом, с практическими потребностями самой жизни. Однако при этом отсутствует узко утилитарное отношение к создаваемым вещам. Такой тип отношений характерен для традиционной народной культуры, которая в силу своего синкретизма не знает внеэстетического отношения к действительности. Смысл и основное содержание этого искусства не сводятся лишь к производству красивых предметов. Процесс изготовления любого предмета в этой культуре выступает в качестве не только практического, но и духовного освоения окружающего мира.

Народное искусство во все времена - это продолжающееся творение мира. Поэтому каждое произведение одновременно есть утверждение мира в целом и самоутверждение человека как члена рода-коллектива. Мир народной культуры - это целый космос: он включает все элементы жизни, что обусловливает высокий образный строй произведений народного творчества.

Особенности уральских народных промыслов, сформировавшихся в недрах горнозаводской культуры, определялись значительностью роли творческой индивидуальности, важностью, которую приобретал поиск собственных выразительных средств и художественной новизны, взаимодействием с технологиями промышленного производства, особенностями социального бытования как самих производителей, так и потребителей их продукции, среди которых были люди разных слоёв общества.

В одном из сказов П. П. Бажов рисует способ организации труда во времена активного бытования промыслов: «Случалось и так, что в одной избе у печки ножи да вилки в узор разделывают, у окошка камень точат да шлифуют, а под полатями рогожи ткут». Здесь подчёркивается особый характер труда не только кустарей-одиночек, но и фабрично-заводских рабочих того времени: примитивность технологии производства, основанной преимущественно на ручном труде, ставила качество продукта в зависимость от опыта и индивидуальности мастера. Это порождало соревновательность и конкуренцию в среде мастеровых, профессиональные тайны передавались в семейных династиях литейщиков, кузнецов, камнерезов из поколения в поколение. Не случайно такое место в сознании уральцев занимает образ Мастера, стремящегося познать Тайну.

Феномен Мастера уходит корнями в народную культуру к мастеровому, отвечающему за свой труд, несущему ответственность за себя и за своих близких. Его труд мало механизирован, он скорее ручной, чем машинный, хранит тепло человеческих рук. Безусловно, работа ремесленника - это работа на рынок. Но это никогда не было бездумным тиражированием.

Настоящий мастер не спешит расстаться с секретами своего мастерства. Он себе на уме, учить своему делу станет только «смышлёного и к работе не ленивого», которому можно открыть «заговорное слово». Интересно, что и отношение окружающих к мастеру зависело от того, насколько человек понимал ценность его труда.

Ценность народной культуры в том и состоит, что позволяет осознать связь современность с традицией. Народное искусство может погибнуть там, где утрачиваются связи человека со своей землёй. Это в полной мере можно ощутить, обратившись к истории уральских промыслов, судьбы которых складывались по-разному. Отдельные виды уральского промышленного искусства, пережив расцвет, отодвигались на задний план, исчезали, им на смену приходили другие. Но не смотря на все перипетии истории, они были и остаются выразителями самосознания народа, их создавшего.