Музыкальные инструменты

инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый М. и. обладает особым тембром (окраской) звучания, а также своими музыкально-выразительными динамическими возможностями, определённым диапазоном звуков. Качество звучания М. и. зависит от взаимосвязи материалов, применяемых для изготовления инструмента и приданной им формы и может быть изменено с помощью дополнительных приспособлений (например, сурдины (См. Сурдина)), различных приёмов звукоизвлечения (например, Пиццикато , Флажолет).

М. и. принято делить на народные и профессиональные. Народные М. и. могут быть самобытными, принадлежать лишь одному народу, и «межнациональными», пользующимися распространением у разных народов, связанных между собой этнической общностью или длительными историко-культурными контактами. Так, например, бандура бытует только на Украине, пандури и чонгури лишь в Грузии, а гусли, сопель, жалейка, волынка одновременно у русских, украинцев, белорусов; саз, тар, кеманча, дудук, зурна в Азербайджане и Армении; в Узбекистане и Таджикистане одинаковы почти все инструменты.

В России издавна существовали ансамбли народных М. и. (гусляров, гудошников, домристов); во 2-й половине 18 в. на основе охотничьего рога были созданы роговые оркестры; в 70-х гг. большую известность получили хоры пастухов-рожечников; особенно славился хор, организованный Н. В. Кондратьевым. В конце 19 в. благодаря деятельности В. В. Андреева и его ближайших помощников С. И. Налимова, Ф. С. Пассербского, Н. П. Фомина, некоторые русские М. и. (балалайка, гусли и др.) были усовершенствованы или реконструированы (домра) и на их основе созданы оркестры народных инструментов. Многовековую и многообразную в своих национальных формах народную инструментальную культуру имеют республики СССР. Здесь в советское время созданы оркестры и ансамбли народных инструментов, ведётся большая работа по усовершенствованию народного инструментария.

Профессиональными М. и. считаются инструменты, составляющие симфонический (оперный), духовой и эстрадный оркестры. Почти все профессиональные М. и. своими истоками уходят в народные прототипы. Народным М. и. в далёком прошлом была скрипка, из простейшей народной флейты создана современная, из примитивного шалмея - гобой, и т. п.

Развитие М. и. непосредственно связано с развитием человеческого общества, его культуры, музыки, исполнительского искусства и техники производства. При этом одни М. и., благодаря особенности их конструкции, веками сохранялись и дошли до нашего времени в первоначальном виде (например, узбекские каменные кастаньеты - кайрак), многие др. подвергались совершенствованию, третьи, оказавшиеся неспособными отвечать растущим музыкальным и исполнительским требованиям, отмирали и на смену им приходили новые.

Наиболее отчётливо связь М. и. с творчеством и исполнительством, отбор и совершенствование их прослеживается в области профессиональной музыки, нежели в народной (где эти процессы протекают значительно медленнее и где М. и. веками сохраняются в неизменном или мало изменившемся виде). Так, в 15-16 вв. грубоватые и малоподвижные фидели (виелы) были заменены нежными, матового тембра «аристократическими» виолами. В 17-18 вв. в связи с приходом на смену полифоническому стилю гомофонно-гармонического и появлением музыки, требующей динамического исполнения, виолы с их тихим звучанием и аккордовой техникой игры постепенно заменили скрипка и её семейство, обладающие ярким, выразительным звуком, богатой штриховой техникой и возможностями для виртуозной игры. Одновременно с виолами вышла из употребления такая же нежная по звучанию, но «безжизненная» продольная флейта, уступив место более звучной и технически подвижной поперечной флейте. В это же время в ансамблевой и оркестровой практике перестают применять европейскую лютню и её разновидности - теорбу и китаррон (архилютню), в домашнем бытовом музицировании лютню заменяют виуэлой, а затем - гитарой. К концу 18 в. на смену клавесину и камерному клавикорду пришёл новый клавишный инструмент - фортепьяно.

Профессиональные М. и., в виду сложности их конструкции, более, чем народные, зависят в своём развитии также от состояния точных наук и техники производства - наличия музыкальных фабрик и заводов с их экспериментальными лабораториями, конструкторскими бюро и квалифицированными специалистами по инструментостроению. Исключение составляют инструменты скрипичного семейства, требующие сугубо индивидуального изготовления. Усовершенствованные на основе народных образцов знаменитыми брешанскими и кремонскими мастерами 16-18 вв. Гаспаро да Сало, Дж. Маджини, Н. Амати, А. Страдивари, Дж. Гварнери дель Джезу и др. - они остаются непревзойдёнными по своим достоинствам. Наиболее интенсивное развитие профессиональных М. и. происходило в 18-19 вв. Создание Т. Бёмом рациональной клапанной системы (первая модель появилась в 1832), применение её сначала у флейты, а затем, в разных вариантах, на кларнете, гобое и фаготе значительно расширило исполнительские возможности и повысило интонационную чистоту и устойчивость строя деревянных духовых инструментов, позволило композиторам шире и многообразнее использовать их в своём творчестве, способствовало развитию сольно-концертного исполнительского искусства. Подлинную революцию произвело появление в начале 19 в. вентильной механики (см. Вентиль) у медных духовых инструментов, превратившей их из т. н. натуральных М. и., с ограниченным количеством звуков и отсюда ограниченными исполнительскими возможностями, в хроматические, способные, подобно деревянным духовым инструментам, воспроизводить любую музыку. Коренное стилистическое изменение в музыке всех жанров для струнных клавишных инструментов произошло с появлением молоточкового фортепьяно. С изобретением радио стало возможным конструирование электрофонических М. и.

Для определения видов М. и. существуют различные системы классификации. Общеизвестна 3-групповая система, по которой М. и. делятся на духовые, струнные и ударные; в свою очередь, духовые подразделяются на деревянные (флейта, гобой, кларнет, саксофон, сарюзофон, фагот и их разновидности) и медные (труба, корнет, валторна, тромбон, туба, инструменты духового оркестра), а струнные - на щипковые (арфа, лютня, гитара) и смычковые (семейства скрипок и виол). К ударным М. и. относятся литавры, барабан, ксилофон, челеста, гонг, тарелки и др. При научном изучении, особенно разнообразных народных М. и., применяют более полные и точные системы классификации. Среди них признанием пользуется система, разработанная в начале 20 в. австрийским музыковедом Э. Хорнбостелем и немецким музыковедом К. Заксом (основу которой положили во 2-й половине 19 в. бельгийские музыковеды Фр. Геварт и В. Ш. Маийон). Система Хорнбостеля - Закса построена на двух признаках: источник звука инструмента и способ его извлечения. По первому признаку М. и. делятся на самозвучащие (идиофоны или автофоны), мембранные (мембранофоны), струнные (хордофоны) и духовые (аэрофоны). Источник звука первых - сам материал, из которого сделан инструмент или его звучащая деталь; вторых - натянутая упругая мембрана; третьих - натянутая струна; четвёртых - столб воздуха, заключённый в канале ствола (трубки). По способу извлечения звука самозвучащие подразделяются на щипковые (варган), фрикционные (краатспилль, гвоздевая и стеклянная гармоники), ударные (ксилофон, тарелки, кастаньеты); мембранные - на фрикционные (бугай), ударные (барабан, литавры); струнные - на щипковые (балалайка, арфа, гитара), смычковые (кеманча, скрипка), ударные (цимбалы); духовые - на флейтовые (все виды флейт), язычковые (зурна, гобой, кларнет, фагот), мундштучные (трубы и рога). Дальнейшее деление производится по особенностям конструкции инструмента. Так, например, флейты делятся на продольные (открытые и свистковые), поперечные и многоствольные; струнные на клавишно-щипковые (спинет, клавесин) и клавишно-ударные (фортепьяно, клавикорд) и т. д.

Среди современных М. и. особую группу составляют электрические, источником звука которых служат генераторы колебаний звуковой частоты. Эти инструменты подразделяются в основном на две подгруппы: электронные (собственно электроинструменты) и адаптированные, т. е. инструменты обычного типа, снабженные усилителями звука (электрогитара, электробалалайка, туркменский электродутар).

Лит.: Закс К., Современные оркестровые музыкальные инструменты, пер. с нем., М., 1932; Беляев В. М., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933; его же, Народные музыкальные инструменты Азербайджана, в сборнике: Искусство азербайджанского народа, М. - Л., 1938; Агажанов А., Русские народные музыкальные инструменты, М. - Л., 1949; Ямпольский И. М., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, [ч. 1], М. - Л., 1951; Виноградов В. С., Киргизская народная музыка, Фрунзе, 1958; Жинович И. И., Государственный белорусский народный оркестр.. Минск, 1958; Струве Б. А., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, 2 изд., М., 1962; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, Л., 1964 (лит.); Беров Л. С., Молдавские музыкальные народные инструменты, Киш., 1964; Гуменюк А. I., Україньскi народнi музичнi iнструменти, Київ, 1967 (лит.).

К. А. Вертков, С. Я. Левин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Музыкальные инструменты" в других словарях:

    Струнные Щипковые Смычковые Духовые Деревянные Медные Язычковые … Википедия

    Инструменты, предназначенные для извлечения ритмически организованных и фиксированных по высоте звуков или чётко регулируемого ритма, а также шумов. Предметы, издающие неорганизованное звучание и шумы (колотушка ночных сторожей, трещотка… … Музыкальная энциклопедия

    Инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков (см. Звук музыкальный). Древнейшие функции музыкальных инструментов магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике… … Большой Энциклопедический словарь

    Музыкальные инструменты - Музыкальные инструменты. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, существовали уже в эпохи палеолита и неолита. Древнейшие функции музыкальных инструментов магическая, сигнальная и др. В современной музыкальной практике музыкальные инструменты делятся на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Инструменты, обладающие способностью воспроизводить при содействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм. Каждый музыкальный инструмент обладает: особым тембром звучания; определенным… … Финансовый словарь

    Орудия для извлечения различных звуков. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Орудия для извлечения различных тонов. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Музыкальные инструменты - Музыкальные инструменты снятся к большому удовольствию. Но, если они сломаны – удовольствия будут чем то или кем то прерваны. Если молодая женщина видит во сне музыкальный инструмент, то у нее появится шанс сделать свою жизнь такой, какой … Большой универсальный сонник

Музыка приходит в нашу жизнь ещё в раннем возрасте. Практически у каждого были музыкальные игрушки, металлофон или деревянная дудочка. Ведь и на них возможно сыграть элементарные композиции.

И именно с детства мы делаем первые шаги к действительно настоящей музыке. В настоящее время существует множество специальных мест для малышей, где им предоставляют такие «детские» инструменты и дают волю фантазии. В таких музыкальных классах дети даже могут создать свой симфонический оркестр, как бы странно это не звучало. Это и является начальным этапом, открывающим весь фантастический мир музыки.

Подобрать и приобрести инструменты возможно в интернет-магазине MusiсMarket.by на его официальном сайте https://musicmarket.by/ . К продаже представлены разные виды инструментов: ударные, духовые, народные, студийное и звуковое оборудование, смычковые, клавишные инструменты и другие.

Духовые инструменты

Принцип их работы в том, что воздух колеблется внутри трубки, после чего издаётся звук.

Также различают две подгруппы духовых: деревянные инструменты и медные. К первым можно отнести. например, гобой, флейту и кларнет. Они представляют собой трубку, на одной из сторон которой находятся отверстия. При помощи отверстий музыкант регулирует объём воздуха внутри, благодаря чему и меняется звук.

К медным инструментам относят трубу, тромбон, саксофон. Эти духовые инструменты используются при игре в оркестрах. Звук, который они издают, в первую очередь, зависит от силы выдуваемого воздуха и губ музыканта. Для того, чтобы получить большее количество тонов предусмотрены специальные вентили-клапаны, принцип работы которых схож с духовыми инструментами из дерева.

Струнные инструменты

Звучание струнных инструментов зависит от колебания струн, прообразом которых была натянутая тетива лука. В зависимости от способа игры, группа инструментов подразделяется на смычковые (скрипка, виолончель, альт) и щипковые (гитара, лютня, балалайка).

Клавишные инструменты

Одними из первых клавишных инструментов считаются клавикорды и клавесины. А вот фортепиано создали только в XVIII веке. Его название дословно расшифровывается, как громко-тихо.

К этой группе относится орган, который выделен в отдельную подгруппу клавишно-духовых инструментов. Поток воздуха в нём создается воздуходувной машиной, а управление выполняется при помощи специального пульта управления.

Ударные инструменты

Звук данной группы создается при ударении по натянутой мембране инструмента либо самому корпусу инструмента. Также существует особая подгруппа ударных, которые издают звук с определенной высотой, например, литавры, колокольчики и ксилофоны.

Язычковые инструменты

Инструменты данной группы изготавливаются таким образом, чтобы одна сторона была сделана из твёрдого материала, а другая – находилась в свободном колебании. К таким инструментам относят варганы и аккордеоны.

Многие музыкальные инструменты могут относиться к нескольким группам, например баян, кларнет.

Электронные инструменты

Музыка на таких инструментах создаётся с помощью электронных систем, для которых создаются специализированные программы.

Подразделение музыкальных инструментов на данные группы достаточно условно. Важнее отличать их по внешнему виду.

Музыкальные инструменты предназначены для извлечения различных звуков. Если музыкант играет неплохо, то эти звуки можно назвать музыкой, если же нет, то какафонией. Инструментов настолько много, что их изучение похоже на увлекательную игру похлеще Ненси Дрю! В современной музыкальной практике инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и другим признакам.

Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны): группа музыкальных инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется на деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот) и медные (труба, валторна, тромбон, туба).

1. Флейта - деревянный духовой музыкальный инструмент. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бемом в 1832 году и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта.

2. Гобой - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д"амур, английский рожок, геккельфон.

3. Кларнет - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в нач. 18 в. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый.

4. Фагот - деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность - контрафагот.

5. Труба - духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к сер. 19 в.

6. Валторна - духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.

7. Тромбон - духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением - кулисой (т. н. раздвижной тромбон или цугтромбон). Существуют и вентильные тромбоны.

8. Туба - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована в 1835 в Германии.

Металлофоны - род музыкальных инструментов, основной элемент которых пластины-клавиши, по которым бьют молоточком.

1. Само звучащие музыкальные инструменты (колокола, гонги, вибрафоны и др.), источником звука которых служит их упругое металлическое тело. Звук извлекается молоточками, палочками, особыми ударниками (языками).

2. Инструменты типа ксилофона, в отличие от которого пластины металлофона - из металла.


Струнные музыкальные инструменты (хордофоны): по способу звукоизвлечения делятся на смычковые (напр., скрипка, виолончель, гиджак, кеманча), щипковые (арфа, гусли, гитара, балалайка), ударные (цимбалы), ударно-клавишные (фортепиано), щипково-клавишные (клавесин).


1. Скрипка - 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета.

2. Виолончель - музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15-16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17-18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари.

3. Гиджак - струнный смычковый музыкальный инструмент (таджикский, узбекский, туркменский, уйгурский).

4. Кеманча (каманча) - 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Армении, Грузии, Дагестане, а также странах Среднего и Ближнего Востока.

5. Арфа (от нем. Harfe) - многострунный щипковый музыкальный инструмент. Ранние изображения - в третьем тысячелетии до нашей эры. В простейшем виде встречается почти у всех народов. Современная педальная арфа изобретена в 1801 году С. Эраром (S. Erard) во Франции.

6. Гусли - русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 струн.

7. Гитара (исп. guitarra, от греч. кифара) - струнный щипковый инструмент лютневого типа. В Испании известна с 13 века, в 17-18 веках распространилась в странах Европы и Америки, в том числе как народный инструмент. С 18 века общеупотребительной стала 6-струнная гитара, 7-струнная получила распространение преимущественно в России. В числе разновидностей так называемая гавайская гитара; в современной эстрадной музыке используется электрогитара.

8. Балалайка - русский народный 3-струнный щипковый музыкальный инструмент. Известна с нач. 18 в. Усовершенствована в 1880-х гг. (под руководством В. В. Андреева) В. В. Ивановым и Ф. С. Пасербским, сконструировавшими семейство балалаек, позднее - С. И. Налимовым.

9. Цимбалы (польск. cymbaly) - многострунный ударный музыкальный инструмент древнего происхождения. Входят в состав народных оркестров Венгрии, Польши, Румынии, Белоруссии, Украины, Молдавии и др.

10. Фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в нач. 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

11. Клавесин (франц. clavecin) - струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, верджинел, спинет, клавицитериум.

Клавишные музыкальные инструменты: группа музыкальныхинструментов, объединённых общим признаком - наличием клавишной механики и клавиатуры. Разделяются на различные классы и виды. Клавишные музыкальные инструменты бывают сочетаются с другими категориями.

1. Струнные (ударно-клавишные и щипково-клавишные): фортепьяно, челеста, клавесин и его разновидности.

2. Духовые (клавишно-духовые и язычковые): орган и его разновидности, фисгармония, баян, аккордеон, мелодика.

3. Электромеханические: электропиано, клавинет

4. Электронные: электронное пианино

фортепьяно (итал. fortepiano, от forte - громко и piano - тихо) - общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Было изобретено в начале 18 в. Появление современного типа фортепьяно - с т.н. двойной репетицией - относится к 1820-м гг. Расцвет фортепьянного исполнительства - 19-20 вв.

Ударные музыкальные инструменты: группа инструментов, объединяемых по способу звукоизвлечения - удару. Источником звука служат твердый корпус, мембрана, струна. Различаются инструменты с определенной (литавры, колокольчики, ксилофоны) и неопределенной (барабаны, бубны, кастаньеты) высотой звука.


1. Литавра (литавры) (от греч. polytaurea) - ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной, часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен.

2. Колокольчики - оркестровый ударный самозвучащий музыкальный инструмент: набор металлических пластинок.

3. Ксилофон (от ксило... и греч. phone - звук, голос) - ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Состоит из ряда деревянных брусочков различной длины.

4. Барабан - ударный мембранный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.

5. Бубен - ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками.

6. Кастаньетвы (исп. castanetas) - ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах.

Электромузыкальные инструменты: музыкальные инструменты, в которых звук создается в результате генерирования, усиления и преобразования электрических сигналов (с помощью электронной аппаратуры). Имеют своеобразный тембр, могут имитировать различные инструменты. К электромузыкальным инструментам принадлежат терменвокс, эмиритон, электрогитара, электроорганы и др.

1. Терменвокс - первый отечественный электромузыкальный инструмент. Сконструирован Л. С. Терменом. Высота звука в терменвоксе изменяется в зависимости от расстояния правой руки исполнителя до одной из антенн, громкость - от расстояния левой руки до др. антенны.

Назад

Музыка и различные звуки сопровождает человека всю жизнь. Нас окружают звуки леса, пение птиц, шум моря и, конечно же, музыка. Она с нами всегда, в часы веселья, и в моменты грусти, в печали и в радости, ночью и днем. Для извлечения звуков человек придумал различные виды музыкальных инструментов. В настоящее время существуют музыкальные инструменты, которые подразделяются на несколько групп:

  • струнные;
  • духовые;
  • ударные.

Возникновение музыкальных инструментов

Трудно сейчас выяснить, как и когда появился первый музыкальный инструмент. Легенда гласит, что пастушью дудку первыми придумали еще греческие боги. Музыка сопровождала и первобытных людей: они танцевали, хлопали и барабанили. Напрашивается вывод, что первыми музыкальными приспособлениями были ударные музыкальные инструменты.

Много позже люди научились делать духовые инструменты из рогов животных. Извлекать нежные звуки человек научился после изобретения смычковых инструментов.

Виды музыкальных инструментов делятся на разные классы и семейства в зависимости от:

  • источника звука;
  • материала изготовления;
  • тембра и вида звучания;
  • способа извлечения звуков.

Каждый музыкальный инструмент имеет свое устройство для того, чтобы можно было получить необходимый звук. Так появилась классификация музыкальных инструментов. Список все время пополняется, появились электронные музыкальные инструменты. Но живая музыка, по-прежнему, вне конкуренции.

На самом деле, каждое тело, если привести его в движение или колебание, может издавать звук. Этот вид источника звука используется для классификации.

Группы инструментов, в зависимости от способа получения звука, делятся на подгруппы.

Ударные инструменты

Ударные музыкальные инструменты появились во времена, когда люди занимались охотой. Были изобретены ударные музыкальные инструменты, названия которых известны всем: барабаны и бубны. Их делали из высушенных шкур и полых предметов: плодов, деревянных колодок, глиняных горшков. Для получения звука били по ударным инструментам пальцами, ладонями или специальными палочками. То есть, ударные музыкальные инструменты – это инструменты, у которых извлечение звуков происходит с помощью ударов, тряски, молоточков, палочек или ладоней.

Сегодня ударные - самое многочисленное семейство музыкальных инструментов. По звуковысотности они подразделяются на две группы:

  • неопределенная высота звучания - барабаны, там – там, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты;
  • определенная высота звучания – колокольчики, литавры, вибрафон, ксилофон.

Духовые инструменты

Духовые музыкальные инструменты - вид инструментов, у которых звук возникает от колебания воздуха в трубке. Классифицируются по производителю, материалу и способам звукоизвлечения. Эту категорию можно разделить на:

  • деревянные – флейта, фанот, гобой;
  • медные – тромбон, труба, туба, валторна.

Струнные инструменты

Струнные музыкальные инструменты - это группа инструментов, в которых источником звука являются колебания струн. Струнные инструменты подразделяются на:

  • щипковые – гусли, гитара, домбра, балалайка, домбра, ситар, арфа;
  • смычковые - скрипка, альт, виолончель, контрабас;
  • ударные - фортепиано, цимбалы,

В начале XX века появились электромузыкальные инструменты. Первый такой инструмент – терменвокс , был изобретен еще в 1917 году. Сегодня созданы многочисленные современные синтезаторы звука, которые могут имитировать не только звучание многих известных музыкальных инструментов, а и воспроизводят всевозможные звуки - раскаты грома, пение птиц, звук самолета или проходящего поезда. Как правило, синтезаторы выпускаются с фортепианной клавиатурой.

Видео: Гордон Хант, Сен-Санс Соната для гобоя

Какие виды музыкальных инструментов существуют? Почему одни музыкальные инструменты называются духовыми, а другие – ударными?

Музыкальные звуки можно извлечь из самых разных предметов. Однако лучшие музыкальные инструменты делают из тщательно отобранных материалов, наиболее пригодных для получения чистого звука нужного диапазона.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image002_58.gif" alt="Подпись:" align="left hspace=12 alt=" width="174" height="162">Современная классификация музыкальных инструментов принадлежит Хорнбостелю и Заксу, где они подразделяются по материалу и способу звукополучения. Полная классификация содержит более 300 категорий.

Древнейшие музыкальные инструменты появились в эпоху палеолита и неолита. Их начальные функции – магическая, сигнальная и другие. Современные музыкальные инструменты подразделяются на различные классы и семейства по способу изготовления, извлечения звука, материалу изготовления и другим признакам. Существуют духовые, клавишные, струнные, ударные, электромузыкальные музыкальные инструменты. Также инструменты делятся на самозвучащие, мембранные струнные и духовые, а также на щипковые, фрикционные, ударные и т. д

Духовые музыкальные инструменты (аэрофоны) группа музыкальных инструментов, источник звука которых - колебания воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам, по материалу по конструкции, по способам извлечения звука. В симфоническом оркестре группа духовых музыкальных инструментов подразделяется гобой, кларнет по материалу изготовления на деревянные: флейта, фагот, и медные: труба, кларнет, туба.

К деревянным духовым инструментам относятся флейта, кларнет, гобой, фагот, курай и примкнувший к ним саксофон (при том, что сам он металлический, язычки в нём деревянные). К медным духовым инструментам относятся труба, тромбон, валторна, туба

К язычковым духовым инструментам относятся губная гармоника, аккордеон , баян, гармонь

Флейта (от немецкого Flote) - деревянный духовой музыкальный инструмент. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. Распространившаяся в Европе в 17 веке, продольная флейта (блок флейта, затем флежолет) была вытеснена поперечной, которая с 18 века стала сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом. Современный тип поперечной флейты (с клапанами) изобретен немецким мастером Т. Бэмом в 1832 г. и имеет разновидности: малая (или флейта-пикколо), альтовая и басовая флейта. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха об грань, вместо использования язычка. Музыкант, играющий на флейте, обычно именуется флейтистом.

Флейта большая (Flauto - итальянский, Flote - немецкий, Flute - французский) - духовой инструмент, деревянный или металлический, реже костяной; состоит из цилиндрической трубки, открытой внизу и имеющей боковое небольшое отверстие в верхней конечной части. В это боковое отверстие вдувается воздух. Играющий держит флейту горизонтально, отчего она и называется поперечной или флейта траверс (Flute traversiere), в отличие от флейты a beс, которую держат во время игры как кларнет; эта последняя вышла из употребления. Кроме вышеупомянутых двух отверстий, флейта имеет 11 дырочек, из которых 6 закрываются пальцами, а 5 - клапанами. Прикладывание пальцев к дырочкам и клапанам называется аппликатурой. При всех закрытых дырочках флейты дает наиболее низкий звук. Более высокие ноты получаются с помощью звуков натуральной гаммы, добываемых от нот в первой октаве вследствие сжимания губ (пропускающих воздух). Низкий регистр у флейты слаб, но имеет мягкий, бархатистый звук; средний и особенно верхний регистры сильнее. Звуковой характер флейты - мелодический, поэтичный, но ему не хватает теплоты. флейта- один из древнейших инструментов, постоянно совершенствовавшийся. Особенного развития флейта достигла в XIX в., благодаря трудам Бема. Среди группы деревянных духовых инструментов флейта - самый подвижный виртуозный инструмент. В оркестре пишут преимущественно две партии флейты. Флейту не следует применять постоянно в оркестре, во избежание монотонности. Кроме большой флейты есть и другие флейты, например терц-флейта, звучащая на малую терцию выше обыкновенной. Кварт флейта - на кварту выше, октава-флейта, или малая флейта (пикколо) - на октаву выше, Es-флейта - на малую дециму выше, flute d"amour - звучащая на малую терцию ниже большой. Из всех этих видов флейт, кроме большой, на практике применяется малая октавная флейта.

Фагот (итальянский fagotto, буквально - узел, связка) – деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й половине 16 века. Басовая разновидность - контрафагот.

Фагот (Fagotto или Bassone - итальянский, Basson - французский, Fagott - немецкий) - духовой деревянный инструмент. Басовый гобой имеет длинную трубку, котороя согнута пополам и связана, это и дало этому инструменту название фагот (fagot по-французски - связка, пучок). От верхней части инструмента идет тонкая металлическая трубочка в виде буквы S, к концу которой прикреплен двойной мундштук из двух тесно сложенных пластинок, как у гобоя. Фагот изобретен в 1539 г. каноником Афранио в Ферраре. Значительно усовершенствованный в середине XVI инструментальным мастером Зигмундом Шейцером в Нюрнберге, фагот получил всеобщее распространение в Германии, Франции, Италии. Позднее Алменредер усовершенствовал систему клапанов и дырочек и урегулировал звучность каждой ноты хроматической гаммы, издаваемой этим инструментом. Он имеет большое значение басового голоса среди духовых деревянных инструментов. Это один из полезнейших инструментов симфонического оркестра. Лучшие регистры - низкий и средний; высокий регистр в первой октаве имеет звук сдавленный. Легче играть в строях с небольшим числом диезов или бемолей. Техника фагота схожа с техникою гобоя. Трели, состоящие из двух нот с диезами или бемолями, трудны. Фагот весьма полезен для подкрепления струнных инструментов низкого строя. Чрезвычайно редко он применяется для небольшого соло. Кварт фагот - увеличенный - имеет по письму тот же объем, но каждая нота звучит на чистую кварту ниже писаной ноты. С введением контрафагота, в котором каждая нота звучит октавою ниже писанной, кварт фагот вышел из употребления.

Труба, (итальянский. tromba) – духовой медный мундштучный музыкальный инструмент, известен с древних времен. Современный тип вентильной трубы сложился к середине. 19 века.

Труба (tromba, clarino, множественное число clarini - итальянское, Trompete - немецкое, trompette - французское.) - медный духовой инструмент, трубка которого длиной в восемь футов, с раструбом в конце. В верхней части трубы помещается мундштук-чашечка в виде полушария, через который играющий вдувает воздух в инструмент. Форма такого мундштука применяется во всех медных инструментах, за исключением валторны, имеющей мундштук в виде воронки. Устройство мундштука в деревянных инструментах совершенно. Трубка трубы согнута овалом, в середине которого помещаются кроны. Настоящий вид трубы довольно схож с тем, который установился при Людовике XI. Труба - инструмент военный. В опере труба была впервые применена в начале XVII столетия, в «Орфее» Монтеверди. Трубы бывают натуральные, издающие только звуки натуральной гаммы, и хроматические, с вентилями. Натуральные трубы бывают различных величин, а потому различных строев. На некоторых трубах строи меняются с помощью машинок или кронов. Труба - инструмент преимущественно транспонирующий. Общий характер трубы энергичный, воинственный, светлый. От вкладывания в раструб демпфера (род пробки) звук значительно ослабляется. Низшие звуки трубы - глухие, средние - поддаются всем нюансам, от piano до fortissimo, Верхние звуки - преимущественно склонны к forte. Выдерживаемые, но не слишком продолжительные ноты, мелодии и пассажи. Преимущественно гармонические (разбитый аккорд - фанфара), игра несвязанными нотами-в характере трубы. Быстрое повторение одной и той же ноты с помощью двойного или тройного удара языка (Schmetterton) весьма доступно для трубы. В оркестре применяют преимущественно две трубы. Для трубы выбирается тот строй, который может дать требуемые пьесой натуральные звуки этого строя. Уже 30 лет как натуральная труба вытеснена трубой с вентилями или хроматическою Trompette a piston, Ventiltrompete. От вентилей труба приобрела хроматическую гамму, но потеряла серебристую звучность и отчасти воинственный

Тромбон (итальянский. trombone, увеличительное от tromba - труба) – духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением - кулисой (раздвижной тромбон или цуг тромбон). Существуют и вентильные тромбоны. Тромбон (trombone, увеличительное от tromba - труба; Posaune - немецкий.) - металлический инструмент, имеющий вид большой, согнутой овалом металлической трубы. В верхней ее части помещается мундштук, похожий на чашечку в виде полушария, через которую исполнитель вдувает воздух. Нижний загиб отрезан и может свободно двигаться вверх и вниз по главной трубке. Подвижная часть тромбона называется кулисой. От выдвигания кулисы звук понижается, а от сдвигания - повышается. тромбоны бывают различных величин и, следовательно, различных звуков объемов: альтовый, теноровый, басовый. Написанные для тромбона. партии звучат как пишутся. Тромбон более других способен к быстрому исполнению. Тенорный тромбон наиболее употребительный из трех, как звучный и сильный. Благодаря своему объему, он часто заменяет в оркестре басовой или альтовый. Тембр на всем протяжении инструмента хорош, в forte звук блестящ, в piano - благороден. Партии этого тромбона не следует придавать большой подвижности. Басовый тромбон - инструмент мало подвижный, тяжелый (вследствие больших размеров), утомительный, хотя его звук могучий, но нередко басовый тромбон заменяется в оркестре теноровым. Партия альтового тромбона пишется в альтовом ключе, а высокие ноты в скрипичном, тенорового - в теноровом, басового - в басовом. Нередко, однако, все партии трех тромбонов пишутся на одной нотной системе. Применяя все три тромбона вместе, следует стараться, чтобы они двигались одновременно и составляли гармонические, консонирующие сочетания. В сжатом расположении тромбоны дают сильную звучность, в широком - звучат мягче. Соло для тромбона в оркестре применяется редко. К этой цели более подходит теноровые..gif" alt="Подпись: Гобой" align="left" width="114" height="30 src=">название по первой низкой ноте его натуральной гаммы, но в выше приведенных объемах тромбона эти ноты не упомянуты, как очень трудные для исполнения. Эти низкие ноты называются педалевыми звуками; каждый из них, вследствие выдвигания кулисы, дает еще три хроматических педалевых звука ниже.

Гобой(от французского hautboy, высокое дерево) деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 века. Разновидности: малый гобой, гобой д’амур, английский рожок, гекельфон.

Характерной особенностью гобоя является двойной язычок (трость), отличающий его от кларнета, имеющего одинарный язычок. Из инструментов современного оркестра двойными язычками снабжены гобой, гобой д"амур, английский рожок, фагот и контрафагот. Английский рожок - увеличенный альтовый гобой в строе фа.

Кларнет (французский clarinette, от латинского clarus - ясный (звук)) деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале. 18 века. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый. Он имеет форму цилиндрической трубки, нижнее отверстие которой оканчивается небольшим раструбом. В верхнее отверстие дуют через мундштук, 102" height="39" bgcolor="white" style="border:.75pt solid black; vertical-align:top;background:white">

Валторна (от немецкого Waldhorn, букв. - лесной рог, итальянское. corno) – духовой музыкальный инструмент. Появился в конце 17 века в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в первой четверти 19 века.

Современный внешний вид валторна приобрела в 1815 году, когда длинная труба была скручена в несколько витков; тогда же у инструмента появились три клапана. При помощи этих клапанов валторнист может взять любую ноту диапазона от contra H до F во второй октаве.

Туба (латинское tuba - труба) – самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Сконструирована туба в 1835 году в Германии.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image020_30.gif" alt="Подпись:" align="left" width="138 height=40" height="40">Саксофон изобретён Адольфом Саксом в Бельгии. Патент на саксофон получен 17 мая 1846 года. Корпус саксофона изготовляется из меди. Подушечки на клапанах делаются из кожи. Представляет собой параболическую трубку с клювообразным мундштуком и одинарной тростью. Духовой музыкальный инструмент. Используется преимущественно как эстрадный инструмент.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image022_4.jpg" alt="b_302i" align="left" width="218" height="162 src=">Идиофоны - инструменты, в которых звучащим телом является весь инструмент (гонг, там-там), либо состоящие из целиком звучащих тел (треугольник, ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики)

Идиофоны по материалу дополнительно делятся на

https://pandia.ru/text/78/218/images/image024_3.jpg" alt="k_281i" align="left" width="217" height="162 src=">Деревянные идиофоны, звучащие элементы которых сделаны из дерева - деревянная коробочка, темпле-блоки, ксилофон.

126" height="54" bgcolor="white" style="border:.75pt solid black; vertical-align:top;background:white"> Ударные инструменты существую с неопределенной высотой звучания , среди них: Инструменты с мембраной: барабаны, бубны и пр. Инструменты с самозвучащим корпусом: треугольники, тарелки и гонги, кастаньеты, различные бубенцы, шейкеры и маракасы, деревянные коробочки,

флексатон и т. д. С определенной высотой звучания , то есть настроенные на ноты. В том числе колокола, литавры, некоторые разновидности ковбеллов, вудблоков, гонгов и др. Клавишные ударные: ксилофон, вибрафон, маримба, колокольчики и другие подобные инструменты предназначенные для исполнения отдельных нот и различных мелодий

Кастаньеты

Литавра (литавры) (от греческого. polytaurea; итальянское. мн. ч. timpani, немецкое. Pauken), ударный музыкальный инструмент котлообразной формы с мембраной,

часто парный (нагара и др.). Распространен с древнейших времен.

В состав симфонического оркестра входит с 17 в., обычно употребляются 2 и более литавр.

Колокольчики, оркестровый ударный самозвучащий музыкальный инструмент: набор металлических пластинок.

https://pandia.ru/text/78/218/images/image028_26.gif" alt="Подпись:" align="left" width="162 height=78" height="78">Ксилофон (от ксило... и греческого phone - звук, голос), ударный самозвучащий музыкальный инструмент. Состоит из ряда деревянных брусочков различной длины. Распространен у многих народов, главным образом в Африке, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке. В профессиональной европейской музыке с начала 19 века; современные разновидности - маримба, тубафон.

Барабан, ударный мембранный музыкальный инструмент. Разновидности встречаются у многих народов.

Бубен ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками. Распространен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны у народов Сибири и Дальнего Востока.

Кастаньеты (испанское castanetas), ударный музыкальный инструмент; деревянные (или пластмассовые) пластинки в форме раковин, укрепляемые на пальцах. Распространен в Испании, Италии, странах Латинской Америки. Различают народные и оркестровые кастаньеты.

Музыкальные инструменты делятся на ударные и духовые по способу излечения звука. Одни для получения звука используют колебания, возникающие при ударе друг о друга металлических или деревянных предметов, другие – колебания волн воздуха из легких человека при прохождении его внутри музыкального инструмента. Отсюда их названия Ударные произошли от слова ударять, а духовые – от слова дышать. Более древними считаются ударные так как их устройство намного проще устройства духовых инструментов.