Размышляя о той национальной гордости, какая от века присуща русскому человеку, Бунин вопрошает: «Куда она девалась позже, когда Россия гибла? Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и правде чего мы, казалось, были так уверены?» Настойчиво повторяя мысль о «конце» России, погибшей «на наших глазах в такой волшебно краткий срок», он всем художест­ венным строем романа опровергает собственный мрачный вывод. Усадьба, полевое раздолье, старый русский уездный городок (где гимназист Алексей Арсеньев живет «на хле­ бах» у мещанина Ростовцева), дни великопостной учебы, постоялые дворы, трактиры, цирк, городской сад, напоен­ ный запахом цветов, которые назывались просто «табак», Крым, Харьков, Орел, Полтава, Москва-Первопрестоль­ ная - из множества миниатюр складывается огромная мо­ заичная картина России.

А какие пейзажи возникают на страницах «Жизни Арсеньева», как чувствует и откликается писатель на малейшее движение в жизни природы! По Бунину, это черта тоже национальная: «первобытно подвержен русский человек природным влияниям». Описания природы в романе тако­ вы, что многие отрывки просятся в хрестоматию, пленяют звучностью и благородством языка. Характерно, что при­ рода и человек у Бунина неотделимы: человек растворен в природе.

«Жизнь Арсеньева» посвящена путешествию души юно­ го героя, необыкновенно свежо и остро воспринимающего мир. Главное в романе - расцвет человеческой личности, расширение ее до тех пределов, когда она оказывается спо­ собной вобрать в себя огромное количество впечатлений. Перед нами исповедь большого художника, воссоздание им с величайшей подробностью той обстановки, где впервые проявились его самые ранние творческие импульсы. У Ар­ сеньева обострена чуткость ко всему - «зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за вер­ сту слышал свист суслика в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».

Новаторство романа. Роман явил стремление автора как можно полнее выразить, самоутвердить себя в слове, пере­ дать, как сказал сам Бунин по другому поводу, «что-то не­ обыкновенно простое и в то же время необыкновенно слож­ ное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни, во мне самом и о чем никогда не пишут как следует в кни-

гах». Новое в «Жизни Арсеньева» проявляется уже в самом жанре произведения, которое строится как свободный лири- ко-философский монолог, где нет привычных героев, где даже невозможно выделить сюжет в обычном понимании этого слова. Здесь сказывается давнее желание писателя миновать, преодолеть устоявшиеся каноны все с той же це­ лью преодоления конца и смерти (в чем опять-таки, быть может, проявилась неосознанная полемика с собственными представлениями о «конце»).

Страстное, и глубокое чувство пронизывает последнюю, пятую книгу романа - «Лика». В основу ее легли преобра­ женные переживания самого Бунина, его юношеская лю­ бовь к В. В. Пащенко. В романе смерть и забвение отступа­ ют перед силой любви, перед обостренным чувством - ге­ роя и автора - жизни.

В эту пору в восприятии современников Бунин предстает как живой классик. В 1933 г. он первым среди русских пи­ сателей был удостоен Нобелевской премии в области лите­ ратуры. (Позднее ее получили Б. Пастернак, А. Солже­ ницын, М. Шолохов и И. Бродский.) В официальном со­ общении говорилось: «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе при­ суждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типично рус­ ский характер». Немалую роль в этом событии сыграло по­ явление первых четырех книг «Жизни Арсеньева». Своеоб­ разным итогом нравственно-духовных исканий явился фи­ лософский трактат Бунина «Освобождение Толстого» (1937), посвященный любимому писателю.

«Темные аллеи». В годы войны Бунин закончил книгу рассказов «Темные аллеи», которая вышла в полном соста­ ве в 1946 г. в Париже. Это единственная в русской литера­ туре книга, в которой «все о любви». Тридцать восемь но­ велл сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов - Руся, Антигона, Галя Ганская, Поля («Мадрид»), героиня «Чистого понедельника». В «Темных аллеях» мы встретим и грубоватую чувственность, и просто мастерски рассказанный игривый анекдот («Сто рупий»), но сквозным лучом проходит через книгу тема чистой и прекрасной любви. Необычайная сила и искренность чув­ ства свойственна героям этих рассказов, и нет в них само­ цельного смакования рискованных подробностей, преслову-

той «клубнички». Любовь как бы говорит: «Там, где я стою, не может быть грязно!»

«Чистый понедельник». Герои Бунина бескомпромиссны в исканиях абсолютной любви. «Мы оба были богаты; здо­ ровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами»,- рассказывает герой «Чистого понедельника». Казалось бы, у них есть все для абсолютного счастья. Что еще нужно? «Счастье наше, дружок,- приводит его любимая слова Платона Каратае­ ва,- как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь - ничего нету». Но они - разные натуры. Герой «Чистого по­ недельника» (как, впрочем, и ряда других новелл - «Гали Ганской», например, или «Тани», или «Темных аллей») - «обычный», при всей своей физической привлекательности и эмоциональной наполненности, человек. Не то - герои­ ня. В ее странных поступках ощущается значительность характера, редкостность «избранной» натуры. Ее сознание разорвано. Она не прочь окунуться в «сегодняшнюю» жизнь той элитарной Москвы - концертов Шаляпина, «капуст­ ников» Художественного театра, каких-то курсов, чтения модных западных писателей начала века: Гофмансталя, Шницлера, Пшибышевского, лекций Андрея Белого и т. д. Но внутренне она чужда (как и сам Бунин) всему этому. Она напряженно ищет что-то цельное, героическое, самоот­ верженное и находит свой идеал в служении Богу. На­ стоящее кажется ей жалким и несостоятельным. В «чистый понедельник» она рассчиталась с «миром» - манящей лю­ бовью и любимым и ушла на «великий постриг», в мона­ стырь. Рассказ представляет собой образчик прозы поздне­ го Бунина, с его тяготением к совершенному лаконизму, художественной краткости, сгущению внешней изобрази­ тельности, что позволяет говорить о новореализме как пи­ сательском методе.

Как поэт, Бунин оттачивал и совершенствовал свой дар, однако здесь муза, вдохновение посещали его нечасто. Зато немногочисленные стихи, пронизанные чувством одиноче­ ства, бездомности и тоски по России, представляли собой шедевры:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора, Сказать «прости» родному дому!

есть нора, у птицы есть гнездо.

бьется сердце, горестно и громко,

крестясь, в чужой, наемный дом

уж ветхою котомкой!

Нетрудно заметить, что и с точки зрения житейской, и с точки зрения исторической последнее двадцатилетие его долгой жизни оказалось рассеченным пополам: первое, «мирное», десятилетие отмечено его нобелевским лауреат­ ством, спокойной и сосредоточенной работой над романом «Жизнь Арсеньева», относительной материальной обеспе­ ченностью и окончательным (пусть и не очень громким, но прочным) признанием его таланта, согрето любовью к «по­ следней музе» - поэтессе и писательнице Галине Кузнецо­ вой; десятилетие следующее принесло оккупацию Франции гитлеровскими войсками, разрыв с любимой, голод, страда­ ния писателя в отрезанном Грасе, а затем - тяжелую бо­ лезнь и медленное угасание в подлинной нужде и гордой бедности.

в скромной квартирке на улице Жака Оффенбаха.

1. Как развивалась русская проза в начале века? Какие направле­ ния и искания определяли ее развитие?

2. Каковы истоки социальной двойственности Бунина? В чем прояви­ лось тяготение к дворянским традициям и отталкивание писателя от них? Как воспринимал Бунин «барина и мужика»? Рассмотрите с этой позиции раннюю прозу Бунина, например «Антоновские яблоки», «Танька».

3. В чем проявляется взаимосвязь Бунина-прозаика и Бунина-поэта? Как метафоричность поэзии, ее музыкальность и ритм вторгаются в про­ зу? Можно ли сказать, что проза Бунина вспахана плугом поэта («Анто­ новские яблоки»)?

4. С чем связана поэтизация одиночества в творчестве Бунина 1900-х гг.? Рассмотрите стихотворения Бунина «Сонет», «Одиночество», рассказы «Перевал», «Осень».

5. Как вы думаете, почему ни символизм, ни романтизм горьковского направления не повлияли на предреволюционное творчество Бу­ нина?

6. Определите смысл философских исканий Бунина, нашедших от­ ражение в рассказе «Иоанн Рыдалец».

7. Каковы особенности повествования в рассказе «Иоанн Рыдалец»?

8. Сравните характеры братьев Красовых - Кузьмы и Тихона..,

В чем проявляется сходство и в чем глубокое различие этих героев?

9. В чем заключается скрытая полемика Бунина с Горьким (повесть «Деревня»)?

10. Как выражена тема обреченности мира в рассказе Бунина «Гос­ подин из Сан-Франциско»?

12. В чем проявляется близость Бунина к позиции Л. Толстого-обли­

13. Какие черты, по мнению И. Бунина, характерны для подлин­ ной любви? Почему он считает, что любовь - «краткий гость на з е м ­ ле» (рассказы «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Темные ал­ леи»)?

Темы сочинений

Утверждение вечности природы в лирике И. Бунина. Философская лирика И. Бунина.

Любовь как духовное возрождение в рассказах И. Бунина (цикл «Темные аллеи»).

Темы рефератов

Образ повествователя в произведениях И. Бунина. Традиции русской классики в творчестве И. Бунина.

К у з н е ц о в а Галина. Грасский дневник.- М., 1995. «Грасский дневник» написан последней любовью и музой Буни­

на и охватывает годы, когда писатель напряженно работал над сво­ им итоговым произведением - романом «Жизнь Арсеньева», вос­ создает сложную творческую натуру писателя, его глубинный ду­ ховный мир и неповторимый облик. Это важнейший источник для постижения биографии и творчества Бунина. Помимо подробного дневника, который писался Г. Кузнецовой в Грасе, в издание вошли отрывки из дневника военных,лет, ее проза и стихи.

М у р о м ц е в а - Б у н и н а В. Н. Жизнь Бунина: Беседы с памя­ тью.- М., 1989.

Жена, помощник, друг Бунина на протяжении их совместной жизни вела дневник. Книга написана на материале систематиче­ ских записей В. Н. Муромцевой. Они вносят много нового в наши представления о личности, характере, творческой лаборатории пи­ сателя, об условиях его труда, интересах, исканиях русских эмиг­ рантов в Париже. Многодесятилетний период биографии Бунина

С м и р н о в а Л. А. И.А.Бунин. Жизнь и творчество.- М., 1995.

В книге на широком общественно-художественном фоне эпо­ хи рассматривается эволюция литературной деятельности писа­ теля, текстуально проанализированы его программные произве­ дения.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1870-1938)

Жизнелюбивый талант Куприна, одного из «королей» русской прозы XX в., находил высокую оценку у писателей самых разных, полярных направлений. Л. Н. Толстой, «Лев Великий» нашей словесности, говорил: «Куприн - настоящий художник, громадный талант. Поднимает во­ просы жизни более глубокие, чем у его собратьев...» Один из вождей символизма, Константин Бальмонт, вторил, уже в стихах:

Это - мудрость верной силы, В самой буре - тишина.

Ты - родной и всем нам милый, Все мы любим Куприна.

Детские годы. Роль матери. Александр Иванович Куп­ рин родился 26 августа (7 сентября) 1870 г. в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умер­ шего от холеры, когда мальчику шел второй год, Куприн со­ всем не помнил. В 1874 г. он переезжает с матерью в Мо­ скву и поселяется в общей палате вдовьего дома на Кудринской площади. Так начинается для писателя семнад­ цатилетняя полоса беспрерывного заточения во всякого рода казенных заведениях.

Во вдовьем доме (описанном впоследствии в рассказе «Святая ложь», 1914) он, по крайней мере, не был оторван от матери. Вообще для детства Куприна и формирования его личности громадную роль сыграла мать, которая в гла­ зах ребенка безраздельно заняла место «верховного су­ щества». Судя по свидетельствам современников, Любовь. Алексеевна Куприна, урожденная татарская княжна Куланчакова, «обладала сильным, непреклонным характе­ ром и высоким благородством». Это была женщина энер-

гичная, волевая (чего только ей стои­ ло после смерти мужа воспитать, почти без средств к существованию, троих детей!) и даже с оттенком деспо­ тизма в характере. Авторитет Любови Алексеевны оставался неколебимым в течение всей ее долгой жизни. В сво­ ем автобиографическом романе «Юн­ кера» (1928-1932) он не называет мать главного героя Александрова ина­ че, как «обожаемая». Мечтательный и одновременно «азиатски» вспыльчи­

вый, нежный и упорный до упрямства, мальчик оказался обязанным матери многими чертами своего характера.

Суровая казарменная школа. В 1877 г. из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуж­ дена отдать сына в Александровское малолетнее сиротское училище. Семилетний Саша надел первую в своей жизни форму - «парусиновые панталоны и парусиновую рубаш­ ку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной ку­ мачовой лентой». Казенная обстановка, злобные старые де­ вы-воспитательницы, наконец, сверстники, которые «были с самого первоначалия исковерканы»,- все это причиняло мальчику страдания. Он совершает побег и, проплутав двое суток по Москве, возвращается с повинной в пансион (рас­ сказ 1917 г. «Храбрые беглецы»).

Однако испытания, ждавшие Куприна, только начина­ лись. В 1880 г. он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: «Черная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными пет­ лицами на воротнике». В повести «На переломе» («Каде­ ты», 1900) Куприн подробно запечатлел калечащие детскую душу нравы, тупость начальства, «всеобщий культ кулака», отдававший слабого на растерзание более сильному, нако­ нец, отчаянную тоску по семье и дому.

«Бывало в раннем детстве вернешься после долгих лет­ них каникул в пансион,- вспоминал Куприн.- Все серо, казарменно, пахнет свежей масляной краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день - еще крепишься кое-как... Но когда настанет вечер и возня в полутемной спальне уляжется,- о, какая нестер-

пимая скорбь, какое отчаяние овладевают маленькой ду­ шой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь ми­ лые имена и плачешь, плачешь жаркими слезами, и зна­ ешь, что никогда не насытишь ими своего горя» (очерк 1904 г. «Памяти Чехова»).

Формирование личности и истоки гуманизма. Третье Александровское юнкерское училище в Москве, куда Куп­

а крепкого юношу, ловкого гимнаста, юнкера, без меры до­ рожащего честью своего мундира, неутомимого танцора, пылко влюблявшегося в каждую хорошенькую партнершу по вальсу.

Детские и юношеские годы Куприна в известной мере дают материал для отыскания его характерных особенно­ стей как художника. Воспевание героического, мужествен­ ного начала, естественной и грубовато-здоровой жизни соче­ тается в творчестве писателя, как мы увидим, с обостренной чуткостью к чужому страданию, с пристальным вниманием к слабому, «маленькому» человеку, угнетаемому оскорби­ тельно чужой и враждебной ему средой. Вот эта вторая, плодотворнейшая стихия Куприна-художника восходит к впечатлениям маленького Саши, полученным в кадетском корпусе. Нужно было ребенком пройти сквозь ужасы воен­ ной бурсы, пережить унизительную публичную порку, что­ бы так болезненно остро ощутить, скажем, мучения тата­ рина Байгузина, истязуемого на батальонном плацу («До­ знание»,1894), или драму жалкого, забитого солдатика Хлебникова («Поединок»,1905).

Первые литературные опыты. Служба в полку. Несмот­ ря на мрачность быта в кадетском корпусе, именно там ро­ дилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. К этому времени и сам Куприн начинает про­ бовать свои силы в литературе (сперва в поэзии). Уже буду­ чи в юнкерском училище, он впервые выступил в печати. Познакомившись с поэтом Л. И. Пальминым, Куприн опуб­ ликовал в журнале «Русский сатирический листок» весьма посредственный рассказ «Последний дебют» (1889).

Когда 10 августа1890 г., окончив «по первому разря­ ду» Александровское училище, свежеиспеченный подпо­ ручик отправился в 46-й Днепровский пехотный полк, квартировавший в городишке Проскурове Подольской ту-

бернии, он и сам не относился серьезно к своему «писатель­ ству».

Почти четырехлетняя служба впервые столкнула Купри­ на с тяготами обыденной жизни и армейской действи­ тельности. Однако именно эти годы дали возможность Куп­ рину всесторонне познать провинциальный военный быт, а также познакомиться с нищей жизнью белорусской окра­ ины, еврейского местечка, с нравами «заштатной» интелли­ генции. Впечатления этой поры явились как бы «запасом» на много лет вперед (материал для ряда рассказов, и в пер­ вую очередь повести «Поединок», Куприн почерпнул имен­ но во время своей офицерской службы). В 1893 г. молодой подпоручик заканчивает повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Казарменные будни в Днеп­ ровском полку становятся для Куприна все более невыноси­ мыми. Вот так же «взрослеет» в «Поединке» подпоручик Ромашов, еще недавно мечтавший о воинской славе, но по­ сле напряженных раздумий о бесчеловечности армейской муштры, дикости провинциального офицерского существо­ вания решающий выйти в отставку.

Куприн подает прошение об отставке, получает ее и к осени 1894 г. оказывается в Киеве. Он много печатается в местных и провинциальных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки. Итогом этого беспокойного, полуписа­ тельского, полурепортерского прозябания были два сбор­ ника: очерки «Киевские типы»(1896) и рассказы «Миниа­ тюры»(1897).

Купринские «университеты». Произведения Куприна 90-х гг. неравноценны, нередко он допускал штампы, мело­ драматичность. Пройдет немного времени, и Куприн резко высмеет собственные литературные штампы («По заказу»,1901). Преодолению литературщины, заемных мелодрама­ тических трафаретов и расхожих описаний способствовало подлинное познание жизни. В автобиографии писателя приведен поистине устрашающий список тех занятий, ка­ кие он перепробовал, расставшись с военным мундиром: был репортером, управляющим на постройке дома, разво­ дил табак «махорку-серебрянку» в Волынской губернии, служил в технической конторе, был псаломщиком, подви­ зался на сцене, изучал зубоврачебное дело, хотел было даже постричься в монахи, служил в артели по переноске мебели фирмы некоего Лоскутова, работал по разгрузке ар­ бузов и т. д. Сумбурные, лихорадочные мечтания, смена

«специальностей» и должностей, частые разъезды по стра­ не, обилие новых встреч - все это дало Куприну неисчер­ паемое богатство впечатлений,- требовалось художествен­ но обобщить их.

И когда в 1896 г., поступив заведующим учетом кузни­ цы и столярной мастерской на один из крупнейших стале­ литейных и рельсопрокатных заводов Донецкого бассейна, Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одно­ временно с ними складываются контуры первого крупного произведения - повести «Молох».

Это была уже во многом настоящая «купринская» проза с ее, по словам Бунина, «метким и без излишества щедрым языком». Так начинается стремительный творческий рас­ цвет Куприна, создавшего на стыке двух веков большинство самых значительных произведений. Талант Куприна, не­ давно еще разменивавшийся на ниве дешевой беллетристи­ ки, обретает уверенность и силу. Вслед за «Молохом» появ­ ляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы,- «Прапорщик армейский» (1897), «Олеся» (1898) и затем, уже в начале XX столе­ тия,- «В цирке»(1901), «Конокрады»(1903), «Белый пу­ дель»(1903) и повесть «Поединок»(1905).

В 1897 г. Куприн служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии; впечатления этой поры легли в основу повести «Олеся». С сочным юмором описыва­ ет он полесское село Переброд, в живых подробностях рису­ ет портреты «самого бедного и самого ленивого мужика» во всем селе и опытного охотника Ярмолы; исполнительно­ го служаки, выпивохи и взяточника урядника Евпсихия Африкановича; изгнанной суеверными крестьянами в лес «ведьмаки» Мануйлихи. Но в центре повести герои-антипо­ ды: приезжий из города молодой «паныч» Иван Тимофее­ вич и внучка Мануйлихи, гордая и своенравная красавица Олеся. «В ней не было ничего похожего на местных дивчат, лица которых под уродливыми повязками, прикрывающи­ ми сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое одно­ образное, испуганное выражение... Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать». Однако вспых­ нувшее романтическое чувство в душе молодых людей изна-

Гипермаркет знаний >>Литература >>Литература 11 класс >>И. А. Бунин. Биография. Творчество

Роль «малой» родины и дворянских традиций

«Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский ...- писал Бунин в предисловии к французскому изданию рассказа «Господин из Сан-Франциско»,- Все предки мои были связаны с народом и с землей, были помещиками. Помещиками были и деды и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где древние московские цари, в целях защиты государства от набегов южных татар, создавали заслоны из поселенцев различных русских областей, где, благодаря этому, образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым». Гордость за свою родословную, дворянский быт и культуру , специфика уклада целого социального пласта, безвозвратно смытого временем в «летейски воды»,- все это повлияло на «жизненный состав» писателя, сложной амальгамой осталось в его творчестве. «Очень русское было все то, среди чего жил я в мои отроческие годы»,- вспоминал Бунин. Хлеба, подступавшие летом к самым порогам; крестьянские песни и предания; рассказы отца, участвовавшего - точно в древности - с собственным ополчением в Севастопольской обороне 1853-1855 гг.; «дедовские книги в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьяновых корешках»,- все было Россией. Затухающие традиции «усадебной культуры» именно в творчестве Бунина сказались особенно явно. Отсюда, из памяти детства и отрочества, вышли «Антоновские яблоки» (1900), повесть «Суходол» (1911), первые главы романа «Жизнь Арсеньева» (1930).

Природа социальной двойственности

Гордость своим происхождением. порой демонстративная, уживалась у Бунина с началами противоположными. «Я же чуть не с отрочества,- признавался он,- был «вольнодумец», вполне равнодушный не только к своей голубой крови, но и к полной утрате всего того, что было связано с нею». Этому способствовали впечатления равней юности. Осенью 1881 года Бунин поступает в первый класс гимназии в Ельне, оказавшись «на хлебах» у местного мешанина. Для избалованного мальчика перемена домашней обстановки на сумеречный и строгий быт была тяжелым испытанием. Иным сделался не только быт, но психологическая и, если угодно, эстетическая атмосфера, окружавшая юного Бунина. Если дома царил настоящий культ Пушкина. Жуковского, Лермонтова , Полонского, причем подчеркивалось, что все это были «дворянские поэты», из одних «квасов» с Буниным, то в маленьком елецком домике звучали иные имена - Никитина и Кольцоид. о которых говорилось: «наш брат мещанин, земляк наш». Эти впечатления сказались на том повышенном интересе, который всю жизнь проявлял Бунин к писателям «из народа», посвятив им (от Никитина до елецкого поэта-самоучки Е. И. Назарова) не одну прочувствованную статью.

Влияние старшего брата Ю. А. Бунина

Неудовлетворенность елецкой гимназией и ее учителями, в первые годы бессознательная, вылилась у Бунина к декабрю 1885 года в твердое желание бросить ее и заниматься самостоятельно. К этой поре его старший брат Юлий (1857-1921), революционер-народник, провел год в тюрьме, а затем был направлен под надзор полиции в родительское имение. Ю. А. Бунин помогал Ивану развить его богатые, разнообразные склонности и интересы и относился к нему, по словам писателя Н. Д. Телешова, «Почти как отец. Влияние его на младшего брата было огромное. Любовь и дружба между братьями были неразрывные». Ю. А. Бунин вспоминал в разговоре с женой Ивана Алексеевича В. Н. Муромцевой: «Когда я приехал из тюрьмы, я застал Ваню еще совсем неразвитым мальчиком; но я сразу увидел его одаренность, похожую на одаренность отца. Не прошло и года, как он так умственно вырос, что я уже мог с ним почти как с равным вести беседы на многие темы».

Первые опыты

Занимаясь с младшим братом, Юлий убедился, что тот совершенно не воспринимал «абстрактное», зато в изучении истории, языков и особенно литературы делал огромные успехи. Он уже написал несколько стихотворений , но никак не решался послать их в печать, как вдруг случилось событие, (вставившее его дерзнуть. Это была смерть популярного либерально-демократического поэта Надсона. Так в № 8 журнала «Родина» за 1887 г. появилось бунинское стихотворение «Над могилой С. Я. Надсона». Много позднее, в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» Бунин посвятит Надсону иронические характеристики и свое юношеское преклонение перед поэтом-«страдальцем», сгоревшим от чахотки, объяснит соображениими отвлеченно-эстетическими: героя поразил романтический облик Надсона и трогательность его кончины. На самом деле свой стихотворный реквием юный Бунин писал с горячим сочувствием и пиететом. Другое дело, что по своим традициям Надсон был все же далек семнадцатилетнему поэту из Елецкого уезда. Что это так, доказывает уже следующее опубликованное бунинское стихотворение «Деревенский нищий», написанное под влиянием И. С. Никитина. Не в том ли разгадка неожиданного для критики 1910-х гг. поворота Бунина к крестьянской теме, что он с юности испытал сильнейшее тяготение к писателям из самой народной гущи? Характерен отбор имен и в критических опытах молодого Бунина: Николай Успенский, Тарас Шевченко , Иван Никитин (статья «Памяти сильного человека», 1894).

Духовное здоровье , народное начало

Последняя статья убеждает, что Никитин представляется Бунину не просто крупным художником, чутким к национальной специфике, но даже чисто человечески, своими личными качествами воронежский поэт (земляк Бунина) служил ему в ту пору примером для подражания: «Он в числе тех великих, кем создан своеобразный склад русской , ее свежесть, ее великая в простоте художественность, ее сильный и простой язык, ее реализм в самом лучшем смысле этого слова. Все гениальные ее представители - люди, крепко связанные с своею страною, с своею землею, получающие от нее свою мощь и крепость». В такой оценке отразилась живая, не книжная связь полунищего «барчука» Бунина с деревенским бытом, трудом, досугом, с крестьянской эстетикой. По сути, он был ближе к крестьянству и лучше понимал его, чем многие народнические интеллигенты-горожане, один из которых, публицист Скабичевский, возмутил его своим равнодушным признанием. что «за всю свою жизнь не видал, как растет рожь, и ни с одним мужиком не разговаривал». Но было бы ошибкой впасть в другую крайность и представить себе молодого Бунина наследником заветов Кольцова и Никитина. И если рассматривать бунинское творчество в перспективе дальнейших десятилетий, станет очевидным, что наиболее глубинным и мощным на него, на его «жизненный состав» было воздействие иных имен и иных книг.

Традиции русской классики

Уже в пору отрочества Бунин возымел непреклонное желание стать не кем-нибудь, а «вторым Пушкиным и Лермонтовым». Он чувствовал в себе как бы особое «право» на них. В эмиграции, в далеком Грассе с юношеской горячностью восклицал: «Это я должен был бы написать «роман» о Пушкине! Разве кто-нибудь другой может так почувствовать? Вот это наше, мое, родное...» Бунин видит в Пушкине (как и позднее в Льве Толстом) часть России, живую и от нее неотделимую. Отвечая на вопрос, каково было воздействие на него Пушкина, Бунин размышлял: «Когда он вошел в меня, когда я узнал и полюбил его? Но когда вошла в меня Россия? Когда я узнал и полюбил ее небо, воздух, солнце , родных, близких? Ведь он со мной - и так особенно - с самого начала моей жизни». Сам Бунин, восхищавшийся в молодости писателями-самоучками, просвещенными «безнаук природою» (поразившая его безграмотная надпись на могиле Кольцова в Воронеже), не был похож на них, хотя и остался «недорослем», с четырьмя неполными классами гимназии. В его душе оставила отпечаток высокая культура, органически, кровно усвоенные в юности Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Гоголь, Тургенев, Толстой, Полонский, Фет. Он штудирует Шекспира, Гете, Байрона и в 25 лет создает свой знаменитый перевод поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Бунин основательно знакомится с украинской литературой и фольклором . интересуется польской поэзией, прежде всего Мицкевичем («ради Мицкевича я даже учился по-польски»,- скажет он).

Странник

Кажется, эти искания оставили свой след на всем, к чему бы ни прикасался Бунин, определили самый ритм, строй ею жизни. Он, дворянин с многовековой родословной,- вечный странник, не имеющий своего угла. Как ушел из родного дома девятнадцати лет («с одним крестом на груди», по словам матери). так и мыкал «гостем» всю жизнь: то в Орле, поденщиком в местном «Орловском вестнике», то в Харькове у брата Юлия в окружении народовольцев, то в Полтаве среди толстовцев, то в Москве и Петербурге - по гостиницам, то близ Чехова в Ялте, то у среднего брата Евгения в Васильевском, то у второстепенною писателя Федорова в Одессе, то на Капри у Горького, то в длительных, месяцами продолжавшихся путешествиях по белу снегу (особенно влекомый к истокам древних цивилизаций или даже на мифическую прародину человечества). А как много и упорно искал ответа на мучившие его мысли - в крестьянском труде и быту вослед брату Евгению; в попытках опрощения у толстовцев; среди народников под влиянием Ю. А. Бунина - «и все в радикальных кружках» (по собственному признанию); позднее - у философии Л. Н. Толстого, в буддизме и, конечно, в христианском учении. Словно перекати-поле, кочует Бунин по России: он корректор, статистик, библиотекарь, владелец книжной лавки. Наконец, он автор несовершенной поэтической книжки «Стихотворения. 1887-1891», вышедшей в Орле, а также непритязательных очерков «Нефедка», «Мелкопоместные», «Помещик Воргольский» и др. Лишь очень редко, например в маленьком рассказе «Федосеевна» (1891), мы встретим черты, предвосхищающие зрелое творчество писателя.

Новое качество прозы

Движение Бунина-прозаика от середины 1890-х к началу 1900-х гг. проявляется прежде всего в расширении кругозора, в переходе от наблюдений над отдельными судьбами крестьян или мелкопоместных к обобщающим размышлениям. Так, зарисовки косной жизни, в которую ворвалась «чугунка», перерастают в раздумья о целой стране н ее «унылом лесном народе» («Новая дорога», 1901). Вблизи грандиозной и таинственной мистерии природы , с немолчным гулом сосен и кротким мерцанием звезд жизнь деревенского человека предстает в особенно резком пересечении черт чистой природы, первозданности и жалкости, внеисторизма («Древляне, татарщина» - «Мелитон», 1901; «совсем дикарская деревушка» - «Сосны», 1901). Выхода из этих противоречий Бунин не видит. Его симпатии обращены вспять, в патриархальное прошлое, когда «склад средней дворянской жизни... имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей домовитости и сельскому старосветскому благополучию». Если «Новая дорога» и «Сосны» - это думы о крестьянской Руси, то «Антоновские яблоки» (откуда приведена эта цитата) - размышление о судьбе поместного дворянства. Впрочем, для Бунина «усадьба» и «изба» не только не разъединены социальными противоречиями, но, напротив, живут близкими интересами и заботами. Элегический отсвет угадывается в бунинских рассказах , особенно в тех, где описывается сходящее на нет поместное дворянство. На пепелищах помещичьих гнезд, где растет глухая крапива и лопух, среди вырубленных липовых аллей и вишневых садов сладкой печалью сжимается сердце автора: «Но усадьба, усадьба! Целая поэма запустения!» - «поэмами запустения» можно назвать и «Антоновские яблоки» (1900), и «Золотое дно» (1904), и «Эпитафию» (1900).

В раннем бунинском творчестве ведущим началом является лирика , поэзия . Именно она как бы ведет прозу за собой, прокладывает ей пути. Проза постепенно обретает особенный лаконизм, сгущенность слова. И «Сосны», и «Новая дорога», и «Антоновские яблоки», и «Золотое дно» поражают меткостью деталей, смелостью уподоблений, художественной концентрироаанностью. Вспомним только молодую старостиху из «Антоновских яблок», важную, как «холмогорская корова». А какое соцветие ароматов в рассказе: «ржаной аромат новой соломы и мякины», «душистый дым вишневых сучьев», «крепкий запах грибной сырости» и тут же другие: «старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета» и главный аромат, создающий цельное настроение этой новеллы, - «антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Проза обрела не только новую лексику, компактность и взвешенность. Она подчинилась внутренней мелодике, музыке. Бунин стремился, говоря словами Флобера, «придать прозе ритм стиха, оставляя прозу прозой». Примечательно, что сам он видел в своих исканиях ритма прозы как бы продолжение стихотворчества. В дневнике племянника писателя Н. А. Пушешникова занесено признание Бунина: «Я, вероятно, все-таки рожден стихотворцем. Тургенев тоже был стихотворцем прежде всего... Для него главное в рассказе был звук, а все остальное - это так. Для меня главное - это найти звук. Как только я его нашел - все остальное дается само собой».

Бунин-поэт

Как поэт, Бунин завершил классическую традицию русского стиха XIX века. Пушкин, Тютчев, Фет, Майков, А. К. Толстой, Полонский - их поэзия потому и оставила столь глубокий след в его душе, что она являлась как бы частью окружавшего его мира. Быт родительского дома, развлечения: катания ряженых на святках, охота, ярмарки, полевые работы - все это, преображаясь, отражалось в стихах певцов русской усадьбы. И конечно, любовь. «В ранней юности.- вспоминал Бунин , - многим пленял меня Полонский, мучил теми любовными мечтами, образами, которыми так рано счастлив я был в моей воображаемой любви». Правда, в условиях нового времени такая проблематика несла и определенную ограниченность, которую сам Бунин подтвердил бесстрастным девизом:

Ищу я в этом мире сочетанья прекрасною и вечного...

Зато у Бунина оставалась подвластная ему область - мир природы, и прежде всего природы русской. «Так знать и любить природу, как умеет Бунин,- писал А. Блок, - мало кто умеет. Благодаря этой любви, поэт смотрит зорко и далеко и красочные и звуковые его впечатления богаты».

Если на рубеже века для бунинской поэзии наиболее характерна пейзажная лирика («Перед закатом набежало...»; «На окне, серебряном от инея...»; «Осень. Чаши леса. Мох сухих болот...» и т. п.), то с середины 900-х гг. Бунин все больше обращается к лирике философской, продолжающей тютчевскую проблематику.

Я человек , как Бог, я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен.
(«Собака», 1909)

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в дворянской семье. Детство и юность его прошли в обедневшем поместье Орловской губернии.

Раннее детство провел в небольшом фамильном поместье (хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии). Десяти лет от роду был отдан в Елецкую гимназию, где проучился четыре с половиной года, был исключен (за неуплату денег за обучение) и вернулся в деревню. Систематического образования будущий писатель не получил, о чем сожалел всю жизнь. Правда, старший брат Юлий, с блеском окончивший университет, прошел с Ваней весь гимназический курс. Они занимались языками, психологией, философией, общественными и естественными науками. Именно Юлий оказал большое влияние на формирование вкусов и взглядов Бунина.

Аристократ по духу, Бунин не разделял страсти брата к политическому радикализму. Юлий, чувствуя литературные способности младшею брата, познакомил его с русской классической литературой, советовал писать самому. Бунин с увлечением читал Пушкина , Гоголя , Лермонтова , а в 16-летнем возрасте начал писать стихи сам. В мае 1887 года журнал "Родина" напечатал стихотворение "Нищий" шестнадцатилетнего Вани Бунина. С этого времени началась его более или менее постоянная литературная деятельность, в которой нашлось место и для стихов, и для прозы.

С 1889 началась самостоятельная жизнь — со сменой профессий, с работой как в провинциальной, так и в столичной периодике. Сотрудничая с редакцией газеты "Орловский вестник", молодой литератор познакомился с корректором газеты Варварой Владимировной Пащенко, вышедшей за него замуж в 1891. Молодые супруги, жившие невенчанные (родители Пащенко были против брака), впоследствии перебрались в Полтаву (1892) и стали служить статистиками в губернской управе. В 1891 вышел первый сборник стихов Бунина, еще очень подражательных.

1895 год стал переломным в судьбе писателя. После того как Пащенко сошлась с другом Бунина А.И. Бибиковым, писатель оставил службу и переехал в Москву, где состоялись его литературные знакомства с Л. Н. Толстым , чья личность и философия оказали сильнейшее влияние на Бунина, с А. П. Чеховым , М. Горьким, Н.Д. Телешовым.

С 1895 г. Бунин живет в Москве и в Петербурге. Литературное признание пришло к писателю после выхода в свет таких рассказов, как «На хуторе», «Вести с родины» и «На краю света», посвященных голоду 1891 г., эпидемии холеры 1892 г., переселению крестьян в Сибирь, а также обнищанию и упадку мелкопоместного дворянства. Свой первый сборник рассказов Бунин назвал «На краю света» (1897). В 1898 г. Бунин выпускает поэтический сборник «Под открытым небом», а также перевод «Песни о Гайавате» Лонгфелло, получивший очень высокую оценку и удостоенный Пушкинской премии первой степени.

В 1898 (в некоторых источниках указан 1896) женился на Анне Николаевне Цакни — гречанке, дочери революционера и эмигранта Н.П. Цакни. Семейная жизнь опять оказалась неудачной и в 1900 году супруги развелись, а в 1905 году скончался их сын Николай.

4 ноября 1906 года в личной жизни Бунина произошло событие, оказавшее важное влияние на его творчество. Будучи в Москве, он знакомится с Верой Николаевной Муромцевой, племянницей того самого С.А.Муромцева, который был председателем Первой Государственной Думы. А в апреле 1907 года писатель и Муромцева вместе едут в свое "первое дальнее странствие", посещая Египет, Сирию, Палестину. Это путешествие не только положило начало их совместной жизни, но и дало рождение целому циклу бунинских рассказов "Тень птицы" (1907 — 1911), в которых тот писал о "светоносных странах" Востока, их древней истории и удивительной культуре.

В декабре 1911 г. на Капри писатель закончил автобиографическую повесть «Суходол», которая, будучи напечатана в «Вестнике Европы» в апреле 1912 г., имела огромный успех у читателей и критики. 27-29 октября того же года вся русская общественность торжественно отмечала 25-летие литературной деятельности И.А. Бунина, а в 1915 г. в петербургском издательстве А.Ф. Маркса вышло его полное собрание сочинений в шести томах. В 1912-1914 гг. Бунин принимал ближайшее участие в работе «Книгоиздательства писателей в Москве», и сборники его произведений выходили в этом издательстве один за другим – «Иоанн Рыдалец: рассказы и стихи 1912-1913 гг.» (1913 г.), «Чаша жизни: рассказы 1913-1914 гг.» (1915 г.), «Господин из Сан-Франциско: произведения 1915-1916 гг.» (1916 г.).

Первая мировая война принесла Бунину "великое душевное разочарование". Но именно во время этой бессмысленной мировой бойни поэт и писатель особенно остро почувствовал значение слова, не столько публицистического, сколько поэтического. Только в январе 1916 года им было написано пятнадцать стихотворений: "Святогор и Илья", "Край без истории", "Канун", "Настанет день — исчезну я…" и др. В них автор со страхом ожидает развала великой российской державы. К революциям 1917 года (февральской и октябрьской) Бунин отнесся резко отрицательно. Жалкие фигуры лидеров Временного правительства, как считал великий мастер, были способны привести Россию только к пропасти. Этому периоду был посвящен его дневник — памфлет "Окаянные дни", впервые опубликованный в Берлине (Собр. соч., 1935).

В 1920 г. Бунин с женой эмигрировали, поселившись в Париже, а затем переехав в Грасс, небольшой городок на юге Франции. Об этом периоде их жизни (до 1941 года) можно прочесть в талантливой книге Галины Кузнецовой "Грасский дневник". Молодая писательница, ученица Бунина, она жила в их доме с 1927 по 1942 год, став последним очень сильным увлечением Ивана Алексеевича. Бесконечно преданная ему Вера Николаевна пошла на эту, может быть, самую большую жертву в ее жизни, понимая эмоциональные потребности писателя ("Поэту быть влюбленным еще важнее, чем путешествовать", — говаривал Гумилёв).

В эмиграции Бунин создает свои лучшие произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), «Дело корнета Елагина» (1925) и, наконец, «Жизнь Арсеньева» (1927-1929, 1933). Эти произведения стали новым словом и в бунинском творчестве, и в русской литературе в целом. А по словам К. Г. Паустовского, «Жизнь Арсеньева» - это не только вершинное произведение русской литературы, но и «одно из замечательнейших явлений мировой литературы».
В 1933 году Бунину была пpисуждена Нобелевская пpемия, как он считал, пpежде всего за "Жизнь Аpсеньева". Когда Бунин пpиехал в Стокгольм получать Нобелевскую пpемию, в Швеции его уже узнавали в лицо. Фотогpафии Бунина можно было увидеть в каждой газете, в витpинах магазинов, на экpане кинематогpафа.

С началом Второй мировой войны, в 1939, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Писатель пристально следил за событиями в России, отказываясь от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупационными властями. Очень болезненно переживал поражения Красной Армии на восточном фронте, а затем искренне радовался ее победам.

В 1945 году Бунин вновь возвращается в Париж. Бунин неоднократно выражал желание возвратиться на Родину, указ советского правительства 1946 "О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи…" назвал "великодушной мерой". Однако ждановское постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946), растоптавшее А. Ахматову и М. Зощенко, навсегда отвратило писателя от намерения вернуться на Родину.

Хотя творчество Бунин получило широкое международное признание, его жизнь на чужбине была нелегкой. Последний сборник рассказов «Темные аллеи», написанный в мрачные дни нацистской оккупации Франции, прошел незамеченным. До конца жизни ему пришлось защищать свою любимую книгу от "фарисеев". В 1952 году он написал Ф. А. Степуну, автору одной из рецензий на бунинские произведения: "Жаль, что вы написали, что в "Темных аллеях" есть некоторый избыток рассматривания женских прельстительностей… Какой там "избыток"! Я дал только тысячную долю того, как мужчины всех племен и народов "рассматривают" всюду, всегда женщин со своего десятилетнего возраста и до 90 лет".

В конце жизни Бунин написал еще ряд рассказов, а также на редкость язвительные «Воспоминания» (1950), в которых советская культура подвергается резкой критике. Через год после появления этой книги Бунин был избран первым почетным членом Пен-клуба. представлявшим писателей в изгнании. В последние годы Бунин начал также работу, над воспоминаниями о Чехове, которые он собирался написать еще в 1904 г., сразу после смерти друга. Однако литературный портрет Чехова так и остался неоконченным.

Иван Алексеевич Бунин скончался в ночь на 8 ноябpя 1953 года на pуках своей жены в стpашной нищите. В своих воспоминаниях Бунин писал: " Слишком поздно pодился я. Родись я pаньше, не таковы были бы мои писательские воспоминания. Не пpишлось бы мне пеpежить… 1905 год, потом пеpвую миpовую войну, вслед за ней 17-й год и его пpодолжение, Ленина, Сталина, Гитлеpа… Как не Позавидовать нашему пpаотцу Ною! Всего один потоп выпал на долю ему…" Похоpонен Бунин на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Паpижем, в склепе, в цинковом гpобу.

"Хотя мы и смертны, но должны не подчиняться тленным вещам, но, насколько возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего". Аристотель

Уже не одно тысячелетие человечество пытается ответить на вопрос: какие же ценности относить к вечным, истинным, а какие к мнимым и сиюминутным?

Над этим размышляли и древние мыслители, такие как Платон, Аристотель, Сократ, и философы более позднего времени – Вольтер, Ж..-Ж..Руссо, Р.Декарт.

Не осталась в стороне и русская литература. В своих произведениях такие великие писатели, как М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, также пробовали дать ответ на этот сложный вопрос.

И, решая эту проблему, все философы, как правило, приходили к единому выводу. По их мнению, истинные ценности – это те качества, стремление к которым никогда не иссякнет в людях, которые делают счастливым не отдельно взятого человека, а всех, кто его окружает. Это доброта, мудрость, истина, красота, любовь к людям и природе .

В то же время существуют мнимые ценности , те, которых сейчас может быть очень много, а через минуту от них не останется и следа. Это деньги, власть, плотские чувства .

Иван Бунин
Знаменитый русский писатель начала XX века

Иван Алексеевич Бунин в своем творчестве также размышлял над этой проблемой. Задумываясь о смысле жизни, о том, что делает человека счастливым, автор постоянно обращается к теме истинных и мнимых ценностей человечества. Описывая современные ему события, И.А.Бунин выдвигает на первый план вечные чувства. Это добро, красота, любовь к людям и Родине.

А в рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель открыто обличает мнимые ценности , показывая нам несостоятельность искусственной регламентации жизни и невозможность заменить живую стихию какими-то условными рамками, заставить ее подчиняться силе денег.

В разгар революционного движения в России Бунин уезжает за границу. Но, находясь в эмиграции, мыслями он остается со своей родной землей. Постепенно воспоминания о природе России становятся той целительной силой, которая дает писателю все: радость, ощущение красоты, чувство единения со своей нацией, со своим народом.


Самым лирическим произведением И.А.Бунина, прославляющим родную природу, является рассказ «Антоновские яблоки». Здесь Россия предстает в прелести прохладных дней, покое полей, необозримых далей и широких просторов. «Местность ровная, видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое… Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышо-зеленые озими… А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба». Русский пейзаж с его скромной застенчивой красотой нашел своего певца.

На страницах рассказа автор также показывает нам идиллическую дворянскую и крестьянскую культуру. Все произведение проникнуто тоской по уходящему прошлому . Вот предстают перед нашим взором крестьяне: «бойкие девки-однодворки», «мальчишки в белых замашных рубашках», старики, «высокие, большие и белые, как лунь», разорившиеся помещики. Время этих людей проходит. Бунин с нежной ностальгией вспоминает тетушку Анну Герасимовну и ее усадьбу. Запах яблок и липового цвета воскрешает в его памяти дом и сад, «последних могикан дворового сословия» – бывших крепостных. Дом славился своим гостеприимством. «И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым небом!» Томительно текут серые, однообразные будни бессвязной и бессмысленной жизни, которые суждено влачить обитателю разоряющегося «дворянского гнезда». Но, несмотря на то, что такое существование несет признаки упадка и вырождения, Бунин находит в нем особенную поэзию. «Но хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» – говорит он.

Несмотря на элегичность и спокойствие повествования, в строках рассказа чувствуется боль за начинающееся одичание и вырождение, за крестьянскую и помещичью Россию, которая переживает период падения, материального и нравственного.
Определенным итогом тяжелых раздумий писателя о судьбе России стала повесть «Деревня». В отличие от «Антоновских яблок», здесь все по-другому: природа уже лишена очарования, земля стала предметом купли и продажи. В «Деревне» Бунин показывает жизнь крестьянства накануне первой русской революции, приближение которой проявилось в мужицких сходках, горящих помещичьих усадьбах, разгуле бедноты. Все это полностью разрушает привычный ход деревенской жизни. Тихона Красова поражает, что в плодородном черноземном крае может быть голод, разорение и нищета. Причину этого он видит в бесхозяйственности мужиков. «Хозяина бы сюда, хозяина!» – думает Тихон. А его брат Кузьма винит в этом не только невежественных и задавленных тяжелой жизнью крестьян, но и правительственных «пустоболтов», которые «затоптали, забили народ». Но неспокойные события начала века обостряют не только социальные проблемы деревни, но и разрушают нормальные человеческие отношения, заводят героев повести в тупик.
Таким образом, Бунин своими произведениями заставил общество задуматься над проблемами крестьянства в России. Как великий писатель и мудрый философ, он одним из первых понял, что любая революция способна отбросить Россию на много лет назад, а проблемы крестьянства так и не будут решены. Свое отрицательное отношение к революции автор четко выразил в произведении «Окаянные дни».

Помимо любви к Родине в произведениях И.А.Бунина одной из главных человеческих ценностей представляется любовь к близкому человеку.

Через все творчество писателя проходит тема чистого и прекрасного чувства. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» , – пишет И.А.Бунин в одном из своих рассказов. Героям бунинских произведений присущи необычайная сила и искренность чувства. Любовь захватывает человека, все его помыслы и силы. Но чтобы она не исчерпала себя, по мнению И.А.Бунина, необходимо расстаться навсегда. И если этого не сделают сами герои, то в их жизнь обязательно вмешается рок, судьба: кто-то из любящих погибает. Любовь в понимании И.А.Бунина – озарение, вспышка, ей противопоказаны будни, всякая длительность, лишь в разлуке она остается в сердце на всю жизнь. Поэтому в бунинских рассказах, какой бы сильной ни была любовь, финал всегда печален.

Но случается так, что настоящая, искренняя любовь заменяется подделкой . Доказательством этого является пара, специально нанятая за деньги для того, чтобы изображать влюбленных в рассказе «Господин из Сан-Франциско». В этом случае любовь из вечной ценности превращается в скверную игру , олицетворяющую фальшивую жизнь богатого общества.

В творчестве Бунина многообразное освещение получила и тема смерти . Это как гибель России, так и смерть отдельного человека. Иногда смерть разрешает все противоречия, является источником очищающей силы, а иногда, как в рассказе «Господин из Сан-Франциско», позволяет увидеть жизнь человека в ее истинном свете.

В этом произведении И.А.Бунин обличает власть денег, еще одной мнимой ценности, утверждая, что никто не в силах победить законы природы. Ведь главный герой умирает в самое «неподходящее» для него время. Теперь уже никакие деньги не могут оплатить уважительного отношения к бездыханному телу .

Богатые пассажиры парохода веселятся на палубе, а «глубоко под ними, на дне темного трюма», стоит гроб господина, который некогда планировал развлекаться целых два года. Гроб в трюме – своеобразный приговор бездумно веселящемуся обществу, напоминание о том, что богатые люди отнюдь не всесильны и не могут за деньги купить свою судьбу. Богатство далеко не залог счастья. Оно определяется не мнимыми, сиюминутными, а вечными, истинными ценностями.


Таким образом, И.А.Бунин своими произведениями побуждает читателей задуматься о жизни, о ее ценностях, истинных и мнимых, предупреждает о неумолимости быстротекущего времени. Человеку не дано знать собственную судьбу, поэтому надо ценить каждый миг, не размениваясь на сиюминутные удовольствия. Разоблачая силу денег, писатель утверждает, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в том, чтобы стремиться к доброте, духовности, житейской мудрости, красоте.

Сочинение

Когда начиналась бунинская проза? Очень рано, с детских дневничков, в которые мальчик записывал свои переживания, впечатления, где в первую очередь пытался выразить свое повышенное ощущение природы и жизни, которым был наделен с рождения. Вот одна такая запись;: «Моя писательская жизнь началась, должно быть, в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинить что-то вроде стихов или сказки. Такое желание вызвала у него случайная картинка в книжке, изображавшая горы, водопад и странного карлика-уродца на первом плане, - и маленького Ваню «охватило вдруг поэтическим волнением».

Бунин вырос в тиши и глуши российского захолустья, - и это обстоятельство немало повлияло на склад его характера и таланта, Детство его прошло в обедневшем поместье Орловской губернии. Не проучившись в Еленкой гимназии и четырех лет, Ваня был взят домой, где его образование продолжил старший брат. Особое внимание уделялось литературе, языкам и истории, а с точными науками он знакомился лишь в общих чертах. «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождения обычных путей юности - гимназии, университета, - мне было не дано… Я нигде не учился, никакой среды на знал», - с грустью вспоминал писатель. Среда была своя, особая, деревенская: ребятишки-пастушата, молодежь, старики. Всех наблюдал будущий писатель, и когда принимался изображать их, то каждому дарил частицу самого себя, и к каждому подходил «изнутри». В двадцать лет он написал пронзительный рассказ о старой, никому не нужной Федосееве, которую выгоняет из дома родная дочь, и несчастная старуха умирает на дороге, Ничего мелодраматического, преувеличенного здесь нет; все просто, даже обыденно в своем кошмаре, Все буднично и обычно и в не менее страшном рассказе «Танька» - о маленькой девочке, которая идет на улицу «погулять», чтобы не просить у матери «картошек», которых нет в пустой, голодной избе. И вновь о стариках пишет юный Бунин,

Вот караульщик Кукушка, ставший совсем никчемным, бессильным, замерзший в лесу; или Кастрюк, страдающий от того, что оказался не у дел, а ему так хочется общаться, помогать своим… Можно только поражаться, откуда у Бунина, молодого, жаждущего жизни человека, бралось такое понимание, такое сопереживание старости. Но не только это. С удивительной точностью он уже тогда, в первых рассказах, сумел воссоздать живую, образную крестьянскую речь, не. выдумывая, не изображая ее, а списав «с натуры», например: «У меня, брат, ни крова, ни дома, пробираюсь бережками и лужками, рубежами и межами, да по задворкам - и ничего себе». Так говорит странник в рассказе «Танька».

В своей прозе Бунин уже смолоду весьма разнообразен. Его рассказы написаны на самые разные, темы и «населены» самыми различными людьми. Бунин «и жить торопится, и чувствовать спешит». Он не выносит серых, однообразных будней. Бунин неутомимо исследует русскую действительность, крестьянскую и помещичью жизнь; он видит то, чего до него никто, в сущности, и не замечал: сходство как образа жизни, так и характера мужика и барина.

«Меня занимает душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина», - говорит он.

Тридцать четыре года Бунин прожил под чужим небом, в чужой стране. Среди всех войн, всех революций Бунин остается Буниным, однозначно, но верно понимая, что происходит с его Родиной. Все его произведения проникнуты любовью к ней, к Родине, которую он знал изнутри, как никто другой. Жизнь в эмиграции была мукой для него. А вернувшись в нашу страну, он сказал, что дома даже цветы пахнут по-другому…