Смолянова И. А., методист,

Чернявская С. И., педагог дополнительного образования,

Комскова Н. В., педагог дополнительного образования

муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» района Талнах г. Норильска,

Красноярский край

Одной из актуальных задач современной системы образования становится развитие личности будущего специалиста, его активности, самостоятельности при решении возникающих задач как профессионального, так и любого другого уровня. Общественные процессы, происходящие в современном образовании, находят своё отражение и в системе дополнительного образования, где исторически сложилась особая воспитательная, развивающая среда, позволяющая эффективно решать актуальные педагогические задачи, ориентируясь на свободу ребёнка, на реализацию его творческого потенциала, саморазвитие и самоопределение.

Хореография таит в себе уникальные возможности для всестороннего развития личности. Однако, методика преподавания хореографии достаточно традиционна и мало восприимчива к нововведениям, так как, учитывая специфику деятельности, педагоги выстраивают учебно-воспитательный процесс на основе научных знаний физического и физиологического развития детей. Перед педагогами по хореографии встала серьёзная проблема: как на занятиях, где каждый этап рассчитан поминутно (построение, поклон-приветствие, разминка и т. д.), найти время и какие использовать средства для формирования творческого мышления, исследовательских компетенций, социальной активности обучающихся?

МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» совместно с филиалом ФГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» в городе Норильске (Кафедра народного художественного творчества) разработал и успешно реализовал научно-исследовательский проект на тему «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации творческого потенциала обучающихся и педагогов в условиях учреждения дополнительного образования». Цель проекта - включённость всех субъектов образовательного процесса в проектно-исследовательскую деятельность, развитие их творческого потенциала, социально-профессиональное и личностное самоопределение, самообразование, самореализация обучающихся. До начала работы в эксперименте все педагоги-хореографы были против изменений традиционной системы преподавания, введения проектных технологий. В результате работы экспериментальной площадки постепенно изменилось отношение даже самых скептически настроенных к нововведениям педагогов. Руководители хореографических творческих объединений поняли необходимость обновления подходов к образовательной деятельности, приобрели знания по основам организации проектно-исследовательской деятельности с обучающимися.

Уже обладая достаточными компетенциями по данной теме, педагоги понимали, что подготовка каждого хореографического номера - это всегда, своего рода проект, однако проект педагогический, в котором детям отводится, в основном, роль исполнителей. Чтобы обучающиеся стали полноправными субъектами проектной деятельности, пришлось пересмотреть устоявшиеся взгляды на методику и организацию обучения хореографии.

Так, в начале учебного года воспитанников старшей группы образцового ансамбля народного танца «Вдохновение» начали привлекать к обсуждению репертуара на год, к выбору тематики номеров. Ребята совместно с педагогами решили, что основным практическим результатом проекта должно стать создание новой танцевальной композиции, посвящённой победе в Великой Отечественной войне. Не смотря на то, что всё дальше в прошлое уходят годы страшной войны, мы не вправе забывать о её событиях, о тех, кто погиб или был изувечен, защищая Родину. Глобальная перестройка нашего общества повлекла за собой разрушение идеалов и ценностей, коренное изменение образа мысли и деятельности и, как результат, духовный дефицит и моральное обесценивание понятия «патриотизм». Поэтому важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном образовании является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ребёнка. Патриотизм олицетворяет неразрывность связи с историей и культурой своего Отечества, его достижениями и проблемами.

Перед педагогами и детьми встала сложная задача: как с помощью средств хореографии пробудить в зрителях чувство сопричастности к событиям Великой Отечественной войны, чувство сопереживания к человеческим потерям и гордости героизмом и мужеством защитников нашей Родины?

В результате творческого взаимодействия педагогического и детского коллектива образцового ансамбля народного танца «Вдохновение» (24 подростка 12-17 лет), а также работников Центра, был разработан творческий проект «Чтобы помнили…», основная цель которого - реализация сущностных потребностей личности в самосознании внутреннего духовного мира, преобразования себя в движении к высшим духовным и нравственным ценностям (любовь к Отечеству, Родине, ближнему, к своему народу, уважение к его традициям, культуре, истории).

Реализация проекта осуществлялась в течение учебного года поэтапно. На организационном этапе вся творческая группа работала над идеей постановки хореографической композиции. Совместно решили, что танцевальный номер должен состоять из нескольких частей, отражающих довоенную, военную и послевоенную эпоху. Дети и взрослые обсуждали события тех времён, рассматривали иллюстрации, фотографии, слушали музыкальный материал и отбирали то, что, по общему мнению, наиболее ярко характеризует 1941-1945 годы. Когда был решён вопрос с музыкальным сопровождением, в общих чертах был составлен рисунок танца и сделаны эскизы костюмов, приступили к реализации практического этапа.

Работа над постановкой была интересна всем участникам творческой группы: педагоги отрабатывали с детьми движения, концертмейстеры занимались обработкой и аранжировкой музыкального материала, некоторые обучающиеся готовили сообщения для сверстников о событиях Великой Отечественной войны. К изготовлению костюмов были привлечены швеи Центра внешкольной работы. В результате дружной и сплочённой работы над проектом стало возможным достижение поставленных целей и задач, а также создание танцевальной композиции, музыкального сопровождения и видеоматериалов, которые впоследствии эффективно использовались при организации учебно-воспитательного процесса.

Через проектную деятельность решались следующие задачи: развитие познавательного интереса подростков к историческим событиям времён Великой Отечественной войны; формирование коммуникативных и проектно-исследовательских компетентностей, креативных способностей детей; совершенствование эмоциональной сферы обучающихся, воспитание эстетического вкуса, уважения и любви к музыкальному и танцевальному искусству как эффективному средству самовыражения и передачи образа.

На заключительном этапе практические результаты проектной деятельности были представлены в разных формах публичного выступления: на научно-практической конференции Центра обучающиеся образцового ансамбля народного танца «Вдохновение» успешно защитили работы, посвящённые событиям Великой Отечественной войны; в мае на мероприятиях, посвящённых Победе, коллектив «Вдохновение» выступал с танцевальной композицией «Чтобы помнили…», которую посмотрели более 500 зрителей разного возраста, в том числе и ветеранов. Таким образом, проект «Чтобы помнили…» показал возможности эффективного формирования гражданско-патриотических качеств средствами хореографии.

Форма проектной деятельности позволила реализовать деятельностный подход в патриотическом воспитании подрастающего поколения, активизировать всех участников проекта, всесторонне осветить тему, создать атмосферу, помогающую обучающимся прочувствовать события военных времён. Учитывая то, что в основе деятельности коллектива лежат народные танцы, работая над проектом, обучающиеся приобрели значительный коммуникативный опыт, освоили основы исследовательской и поисковой работы, совершенствовали исполнительские навыки и умения. В процессе проектной деятельности обучающиеся выразили своё личное отношение к Великой Отечественной войне, мужеству и героизму советского народа не только средствами хореографии, но и через исследовательскую работу.

Оценив преимущества проектирования образовательной среды, педагоги и обучающиеся ансамбля «Вдохновение» решили не останавливаться на достигнутом. Так, учитывая возросший интерес молодёжи к ирландским танцам, которые привлекают яркостью костюмов, выразительностью и ритмичностью исполнения, разработали и реализовали проект «Ирландский танец». Формирование культуры межнациональных отношений всегда было важнейшей составной частью воспитательного процесса в коллективе, так как это имеет огромное значение в развитии культуры танца. Уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям неразрывно связано с культурой межнациональных отношений. Образцовый ансамбль народного танца «Вдохновение» постоянно пополняет свой репертуар танцами народов мира (украинские, белорусские, молдавские, татарские и др.). В процессе подготовки танцевальной композиции дети знакомятся с историей и традициями народа, что помогает осознать характер и особенности исполнения танца, способствует воспитанию уважения к культуре разных наций.

Культура Ирландии интересна, своеобразна, но мало знакома россиянам. В процессе работы над проектом дети смогли проследить, как зарождался и видоизменялся танец в Ирландии, узнали о происхождении танцевального костюма, познакомились с наиболее характерными движениями и своеобразием рисунка современного ирландского танца. Обучающаяся ансамбля разработала свой исследовательский проект «Танец - воплощение культуры», который успешно представила на НПК Центра и Всероссийском конкурсе проектов «Созидание и творчество». Хореографический номер «Ирландский танец» удостоен высоких наград на конкурсах разного уровня и до сих пор является украшением мероприятий, проводимых на разных концертных площадках города.

В следующем учебном году был успешно реализован проект «Балетмейстер: воплощение образа в танце», ориентированный на обучающихся, которые уже освоили дополнительную общеобразовательную программу, но хотели продолжить занятия в коллективе. В ходе работы над проектом дети подготовили сообщения о творческой деятельности известных балетмейстеров, на практике познакомились с алгоритмом работы над танцевальным номером, получили возможность попробовать себя в роли хореографов-постановщиков. Выпускница ансамбля решила связать свою будущую профессиональную деятельность с хореографическим искусством, успешно сдала экзамены и сейчас обучается в Санкт-Петербургском государственном университете профсоюзов.

Все педагогические проекты были совершенно разными по целям и содержанию, но в целом проектная деятельность в коллективе имеет общие черты. Так, кроме организации системы мероприятий по теме, проекты включали сопровождение деятельности обучающихся над индивидуальными проектами. Среди задач таких педагогических проектов: расширение знаний и умений обучающихся по определённой теме и развитие проектно-исследовательских навыков. Продуктов проектной деятельности в таком случае предусматривается несколько: хореографический номер; сообщения и рефераты обучающихся; создание собственных проектов обучающимися в рамках общей темы с целью участия в НПК; создание мультимедийной презентации по теме и др.

Индивидуальные творческие проекты детей являются составной частью проектов педагогов. Проектирование образовательной среды в данных случаях способствует сплочению детского коллектива, повышению интереса к деятельности, вовлечению в жизнедеятельность творческого объединения родителей, повышению статуса коллектива в социуме и т. д.

Среди результатов каждого проекта - успешное участие обучающихся в научно-практических конференциях Центра (4 работы) и Всероссийском конкурсе. Это важное достижение, так как особенностью обучения хореографии является то, что на занятиях дети не работают за партами и компьютерами, поэтому вся исследовательская составляющая проектной деятельности обучающимися осуществляется самостоятельно во внеучебное время.

Педагоги коллектива «Вдохновение» на практике убедились в том, что проектная деятельность - это эффективное средство всестороннего развития обучающихся. Залогом успешной работы является атмосфера взаимопонимания и творческого поиска между всеми участниками проекта.

Мазова Галина Борисовна, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования-хореограф ГБОУ ЦРР-д/с №22 г.Химки.

Цель проекта: Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами хореографии.

Задачи проекта:

  1. Эстетические:
  • развивать музыкальный вкус и кругозор;
  • пробуждать интерес к хореографическому искусству;
  • развивать творческие способности посредством танца;
  • прививать ребёнку чувство любви к своему телу;
  • формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;
  1. Пластические:
  • развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений;
  • развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
  • формирование навыков грациозности, изящества движений;
  1. Оздоровительные задачи:
  • способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
  • формировать правильную осанку;
  • содействовать развитию органов дыхания;
  1. Воспитательные задачи:
  • воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • понимать значение результатов своего творчества;
  • эмоционально раскрепостить ребёнка;
  • учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников.

Описание проекта:

Актуальность: в основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

Цель: содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами хореографии.

Задачи:

  1. Эстетические: развивать музыкальный вкус и кругозор; пробуждать интерес к хореографическому искусству; развивать творческие способности посредством танца; прививать ребёнку чувство любви к своему телу; формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;
  2. Пластические : развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений; развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;< формирование навыков грациозности, изящества движений;
  3. Оздоровительные задачи: способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата; формировать правильную осанку; содействовать развитию органов дыхания;
  4. Воспитательные задачи: воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца; понимать значение результатов своего творчества; эмоционально раскрепостить ребёнка; учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников.

Участники проекта: дети в возрасте от 3 до 7 лет: всего более 100 человек, родители, воспитатели.

Тип проекта.

Механизм исполнения: развитие элементарных хореографических навыков у детей дошкольного возраста.

Сроки реализации: 9 месяцев (с сентября по май)

  1. этап- Подготовительный (Сентябрь)
  2. этап- Основной (Продуктивный, с октября по апрель)
  3. этап- Заключительный (Май)

Подготовительный: 1. Подбор методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта. 2. Подбор музыкально-ритмических игр по возрастным категориям. Составление 3. Подбор материалов и составление календарно- тематического планирования по теме. 4. Подбор диагностического материала и проведение начальной диагностики. 5. Подбор методического материала для занятий: комплексы движений для танцев-минуток, хореографических постановок, различных игр. 6. Формирование групп.

Основной: 1. Просмотр видео и фото материалов различных видов танцевального искусства с детьми. 2. Разучивание танцевальных этюдов и танцевальных композиций согласно плану. 3. Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей средствами хореографии». 7. Изготовление элементов костюмов к танцам. 8. Открытые занятия для родителей. 9.Участие во всех культурно-досуговых мероприятиях ДОУ и городского округа Химки.

Заключительный 1. Сбор фото и видео материалов по теме проекта. 2.Творческий отчет по проекту. 3.Диагностика

Культурно – досуговая деятельность обладает необходимым педагогическим потенциалом и обеспечивает культурно-формирующие условия для развития личности. Анализ основных видов и жанров художественно-творческой деятельности позволяет определить искусство хореографии как наиболее универсальное средство формирования личности и ее креативных способностей, которое осуществляет развитие в трех основных направлениях: музыкально-эстетическое, нравственное, физическое. Кроме того, искусство хореографии является невербальным средством коммуникации, сочетающим в себе элементы сразу трех знаковых систем: оптико-кинетической, пара- и экстралингвистической и визу

Мероприятия в рамках проекта:

Участие во всех культурно-досуговых мероприятиях ДОУ и городского округа Химки. Открытые занятия и праздничные концерты для воспитанников и родителей.

Охват проекта:

дети в возрасте от 3 до 7 лет: всего более 100 человек, родители, воспитатели.

Затраченные ресурсы:

9 месяцев (с сентября по май)

Достигнутые результаты:

С каждым годом количество желающих заниматься хореографией на базе МБДОУ Центр развития ребенка — детский сад №2 «Золотая рыбка» увеличивается.

Рафикова Ирина Ришатовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ"
Дата публикации: 14.04.2017
Раздел: дополнительное образование

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ

Рафикова И.Р., педагог д/о

МБУ ДО «Центр внешкольной работы», г. Норильск

Уважаемые коллеги, мы на протяжении последних лет много слышим о

модернизации образования, о преобразованиях в системе обучения и воспитания

подрастающего поколения, о новых идеях, реформах, которые необходимо внедрять

образовательный

Появляются

нормативные

документы,

регламентирующие наши действия, предъявляющие к нам, как педагогам, новые

требования.

Педагогические

технологии

дополнительного

образования

сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить

ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать

оценивать

результаты

затруднений

преодолевать их.

Технология

игрового

обучения

применяется

учащихся составляют дети младшего школьного возраста.

начальных

обучения

хореографии

характер

свободной деятельности, (ради удовольствия от самого процесса деятельности), так

и творческий характер, где ребенок может раскрыть себя как личность, снять

внешние и внутренние зажимы. Игру как метод обучения можно использовать с

хореографии,

развития

пластики,

эмоционального

раскрытия,

координации

движений

удовольствием усваивают знания, полученные игровым методом. Значение игры

невозможно исчерпать и оценить развлекательно - реактивными возможностями.

Игра - путь детей к познанию мира», - писал А. М. Горький. Игра обогащает

знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствует

средство

диагностики.

отследить

физическое, творческое и личностное развитие ребенка. Ребенок раскрывается в

игре, воспринимает задания как игру, чувствует заинтересованность в получении

верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений. Игра в команде

позволяет

сплотить

коллектив

организм,

способный

высокого

доступные

зачастую

Соревновательность

обучающегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и

качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с

одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. В том и

состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в

обучение,

творчество,

человеческих

отношений.

Основная задача игровой технологии – дать ребенку раскрепоститься, побывать

актером, обрести уверенность в себе. Все это работа по формированию творческого

мышления через игровые технологии

Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение.

Данная технология позволяет организовать обучение воспитанников в тех

формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией. Технология

обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-

групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся

разбиваются на группы в несколько человек. Группам дается определенное задание,

например, самостоятельно составить танцевальный этюд. Это эффективная работа

для усвоения нового материала каждым ребенком. Разновидностью индивидульно-

групповой работы может служить, например, индивидуальная работа в команде.

Каждая команда придумывает свой этюд, и показывают друг другу. Члены команды

просматривают этюды, ведется обсуждение, указывают на недочеты. Основные

принципы педагогики сотрудничества: -учение без принуждения; -право на свою

точку зрения -право на ошибку; -успешность; -сочетание индивидуального и

коллективного воспитания. Для того чтобы ребенок ощущал эмоциональное

благополучие, чтобы ему было уютно и комфортно на занятии, должна быть

создана нужная атмосфера, важными составляющими которой являются взаимное

уважение, искренность, юмор и веселье. При такой атмосфере дети смогут вести

себя свободно и реализовывать свои собственные интересы, то есть постепенно

начнет создаваться атмосфера сотрудничества.

Информационные технологии.

В своей работе данные технологии мною используются для обеспечения

материально-технического

оснащения.

Деятельность

танцевального

коллектива

предполагает

постановку

проведение

концертных

выступлений

воспитанников.

качественного

звучания

танцевальных

фонограмм,

соответствующих

современным

техническим

требованиям

используются

компьютерные технологии. Применение компьютера позволяет: - накапливать и

музыкальные

звуковысотность

музыкального

произведения;

производить

компоновку

музыкального

произведения;

хранить фото- и видеоматериалы коллектива; поддерживать контакты с коллегами и

осуществлять

Компьютер

возможность

воспитанникам:

Эффективно осуществлять поиск и переработку информации. методика работы с

Интернет

технологиями

(путешествие

Интернет,

посещение

танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации

по хореографии); методика использования обучающих видео - программ (видео-

пособие по современным танцевальным направлениям и др.).

При условии систематического использования информационных технологий

в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно

значительно повысить эффективность обучения хореографии.

Технология здоровье сберегающего обучения.

Здоровье формирующие образовательные технологии по определению Н.К.

Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы,

которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных

способствующих

сохранению

укреплению,

формирование

представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа

хореографией

принимаются

различными

физическими данными, поэтому возникает необходимость на уроках заниматься

физическим

развитием

исправлением

(коррекцией)

физических

недостатков.

Формирование

правильной

исполнения

движений создает и совершенную, в смысле «скульптурности», форму тела. В

процессе

обучения

коллективе

формируются

необходимые

здоровому

Воспитанники

использовать

полученные

повседневной

способствует

оздоровлению

использую

здоровье

сберегающие

образовательные

технологии.

подразделяются

п од г ру п п ы:

1.организационно–педагогические

2.психолого

педагогические

технологии

3.учебно-воспитательные

технологии

4.лечебно

оздоровительные

технологии

5.физкультурно-оздоровительные технологии

Технология проблемного обучения.

повышения

эффективности

воспитательной

использовать

проблемную

методику.

Особенностью

является

реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление,

закономерность,

свойства,

неизвестный ему вопрос. Принципы проблемного обучения: -самостоятельность

учащихся; - развивающий характер обучения; - интеграция и вариативность в

применении

различных

областей

Использование

дидактических

алгоритмизированных задач. В отличие от традиционной, когда детям сообщается

«готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную

умственную

эмоциональную

деятельность.

процессе

возможно

предложить

дополнить

танцевальную

комбинацию

сочинить

полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы

обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя,

активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить

осуществлении

задуманного.

Необходимо

поощрять

творческую инициативу детей, так как многие из них впоследствии, становясь

старше, помогают своим педагогам в работе с младшими детьми. Разумный педагог

доверяет своему ученику, направляет его в учебной и постановочной работе. Таким

включившись

творческую

хореографическую

атмосферу,

выбирают

профессию

хореографа.

Увлекаясь

хореографией,

начинают

приобретать

просматривать

различных

танцевальных

направлений, смотреть танцевальные проекты и т.д. Здесь уместно привлечь детей

аналитической

организуя

различные

правильно понимали содержательную сторону хореографического искусства

Технология проектной деятельности.

Введение в образовательную деятельность метода проекта, дает возможность

преподавателю

целенаправленно

эффективно

осуществлять

эстетическое

воспитание учащихся, потому что на уроках хореографии можно дать глубокие

всесторонние

народному,

классическому,

современному

расширить

кругозор

Проектная

деятельность

хореографии,

является

эффективной

методикой,

формирует

определенные

личностные

качества

необходимые

становления

творческой личности: - умение работать в коллективе; - умение анализировать

результаты

деятельности;

определять

особенности

различных

танцевальных жанров; - приобретение навыков импровизации на заданную музыку;

оценивать

профессиональные

достижения;

самокритичным,

принимать

замечания;

заинтересованность.

Использование метода проектов на уроках хореографических дисциплин, является

средством, которое способно обеспечить высокую эффективность в эстетическом

воспитании

поскольку

направлен

достижение

интересов

учащихся,

посредством

познавательной

практической

деятельности.

Занимаясь проектом, ученики выполняют и исследовательскую работу: сравнивают,

сопоставляют, анализируют изложенные факты, делают собственные выводы. У

детей формируется, например, креативное мышление, которому трудно научить при

традиционной форме обучения на уроках хореографии. С одной стороны, проект

является методом обучения, а с другой - дает возможность общения в рамках

определенной

предметной

деятельности,

интеграции

образовательных предметов и из собственного жизненного и культурного опыта.

Педагогическая деятельность с использованием проектных технологий помогает

педагога-

хореографа

формирование

творческой личности, что решает одну из главных задач эстетического воспитания.

В процесс проектной деятельности необходимо включать элементы эстетического

образования, а также создавать условия, на страивающие учащихся на восприятие и

создание прекрасного. Проектная форма работы является одной из актуальных

технологий,

позволяющих

обучающимся

применить

накопленные

предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, получая опыт от практического его

использования, учатся слушать и понимать друг друга при защите проектов, что

способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных

психологических комплексов. Работа над проектом - процесс творческий, который

содействует

развитию

воображения,

фантазии,

творческого

мышления,

самостоятельности и других личностных качеств участников проекта. Работа по

методу проектов включает чёткое планирование действий, наличие замысла или

гипотезы решения этой проблемы, распределение ролей при групповой форме

процессе

проектом,

обращаются

различным

справочникам, используют internet, другие источники информации, советуются с

родителями, компетентными лицами данной области знаний, изучают материалы,

необходимые для выполнения проекта. Результат проекта должен быть реальным,

ощутимым. Участниками проекта собирается папка документов (портфолио), в

которых работа над проектом представлена подробно. Проекты могут оформляться

как путем публичной защиты, так и в письменном виде. Оценки проекту могут

давать сами разработчики, или эксперты, окружающие люди (учащиеся, педагоги,

родители).

процессе

творческой

деятельности

учащихся

формируются

р аз в и вают ся

о б щ е- у ч еб н ы е

ум ен и я:

р е флекси в н ы е

п о и с ко в ы е

(исследовательские);

оценочной

самостоятельности

сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой

проект. Внедрение этих инноваций в программу позволяет:

1.Повысить качество обучения

2.Расширить рамки образовательных результатов

3.Исполнение хореографических номеров сделать более качественны

4.Улучшить процесс самостоятельное творческой деятельности ребенка. Это

отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что

способствует достижению высоких творческих результатов.

Таким образом, инновационные технологии, используемые в любой области

дополнительного

образования

способствуют

гармоничному

развитию

личности учащихся, их самоопределению и самореализации.

Коллеги, совсем не давно я объявила об открытии на сайте новой рубрики «Публикации». И хочу представить Вашему вниманию первую публикацию этой рубрики творческий проект «Постановка современного танца «Ветер перемен».

Цель проекта дать воспитанникам знания о законах драматургии и сформировать умения применить их на практике.

У выпускников часто возникает мысль, можно ли попробовать свои силы в постановочной работе. Именно эта идея и была положена в основу нашего проекта.

Цель проекта — формирование специфически танцевального видения, мышления и творчества в области телодвижений человека, при подходе к музыке, сценическому костюму, оформлению сцены.

В данном проекте происходит переоценка своих знаний и умений, возникает желание научиться чему-то новому.

Презентация проекта

Работа над проектом проходила по определенному плану.

1. «Не говори: «Дайте мне тему». Говори: «Дайте мне глаза».

Первоначально рассматривались темы: «Притяжение», «Пиджак», «Окно», «Ветер перемен». После обсуждения остановились на теме «Ветер перемен», которая актуальна в современном обществе, среди молодого поколения.
Основная идея танца — девичья дружба, которая преодолевает все сложности жизни: невзгоды, зло, предательство.

2. Программа танца нашла свое развитие в композиционном плане, который в свою очередь раскрывался и обогащался музыкальным сопровождением с учетом законов драматургии:

1). Экспозиция.
Современное время. Трое девушек и парень общаются мирно друг с другом. Парень высказывает свои симпатии к одной из девушек.

2). Завязка.
Внезапно налетела буря – «зло» в виде одного персонажа.

3). Пути к кульминации:
— действие № 1 – происходит борьба. Парень помогает девушкам преодолеть бурю — «зло». Ветер стихает. «Зло» превращается в «добро».
— действие № 2 – парень изменяет своей девушке, оказывая знаки внимания другой. Девушки ссорятся между собой, прогоняя от себя парня.

4). Кульминация – борьба с собой. Или простить бывшую подругу или стать врагами?

5). Развязка – девушки мирятся. Побеждает дружба, связывающая их долгие годы.

3. «Увидеть» музыку сквозь призму хореографического мышления¬ — одна из задач авторов проекта.

Музыкальная основа непосредственно служила обрисовке характеров и переживаний, развитию действия, способствовала раскрытию содержания и драматургических конфликтов.
Музыка подбиралась к отдельным частям танца, затем выполнялся анализ и обсуждение выбранных музыкальных произведений, и против них выстраивалась линия будущего танцевального сюжета.
Выбранные части, музыкальные эффекты соединялись в общую фонограмму.

4. Сочинение танцевального текста заключалось в поиске и отборе основных содержательных пластико-динамических мотивов для рук, ног, головы, корпуса, следуя строго за музыкой, слушая ее и делая то, что она «предлагает» к каждой части постановки.
Делать — значит мыслить невербально, мыслить именно танцевально. В этом и состоит сущность балетмейстерской профессии — мыслить танцевально.

5. У танца всегда есть определенное место в пространстве. В зависимости от замысла, от построения комбинации, стиля и характера танца главные персонажи перемещаются разными способами: по прямым линиям; зигзагами; по изогнутым линиям.
Каждый последующий рисунок танца вытекает из предыдущего. Схема постановки, нанесенная на квадраты, позволяла увидеть соотношение танцующих в пространственном решении сценической площадки.

6. Постановочная — репетиционная работа обычно начинается, со знакомства коллектива со сценарием и распределением исполнителей на роли. В данном случае авторы являются и исполнителями танца.
По ходу передачи текста и пространственного строения танца появлялись дополнения, уточнения.
« … техника не самоцель, а средство воплощения образа, и поэтому пользоваться ею нужно ради содержания, а не ради нее самой».

7. Проектирование танцевального костюма — отбор качеств, свойств, форм, фактурной поверхности материалов, способности их меняться во время того или другого сценического освещения, которые соответствовали бы выбранному музыкально-танцевальному образу.
Вариант № 1 — подчеркивает стиль, движения танца.
Данный костюм планировался с учётом того, чтобы не мешать и не сковывать движения исполнителя.

8. В сценическом оформлении учитывалось освещение, которое играет определенную художественную роль. Свет помогает ярче подчеркнуть наибо¬лее значительные моменты действия, выделить то, на чем должно быть сосредоточено внимание зрителей.
Предполагалось использовать свет в таких моментах как выход «зла» – полумрак и лишь луч света освещает «зло»; победа добра над «злом» — яркий свет.

Здоровьесберегающий аспект в проекте – это учёт индивидуальных особенностей, определенной физической выносливости исполнителей, а так же не допускание перегрузки мышечной системы.

При проведении занятий и, особенно, при выполнении сложных поддержек, неукоснительно соблюдалась техника безопасности — осуществлялась помощь, страховка.

В пошиве костюмов старались использовать экологически чистые материалы.

На реализацию проекта было затрачено около 9 тысяч рублей.

Практическая значимость проекта:

1.В результате работы над темой проекта научились правильно находить нужную информацию в сети Интернет, в книгах и журналах.

2.Овладели умениями постановочной работы, основываясь на законы драматургии хореографического произведения, взаимосвязи музыки с танцевальными образами, действия с образностью костюмов и сценической среды.
Мы научились ставить современный танец, получая при этом эстетическое наслаждение и удовлетворение от результатов своей деятельности в новой для нас области.

3.При помощи программы Power Point освоили новые навыки работы с презентацией и ощутили важность представления итогов своей работы в красочном и привлекательном для просмотра виде.

В проекте были использованы следующие информационные источники:

— печатные издания:
— Интернет ресурсы.

Наш танец готов и мы представляем его вашему вниманию!

С уважением, Наталья Довбыш