СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ

С третьей четверти XVIII столетия с. Маринино и Цикуль имели общих владельцев. После кончины отставного майора Танеева большая часть его имений перешла к четырем сыновьям: Сергею, Андрею, Илье и Василию Михайловичам Танеевым. Все четыре брата Танеевы, подобно отцу, служили в гвардии и достигли генеральских чинов, лишь младший Василий дослужился «всего лишь» до полковника.
Каменное здание Преображенской церкви в было построено в 1815 году братьями Танеевыми, среди которых Илья Танеев - дед композитора С.И.Танеева.
В 1830 году Иван Ильич Танеев, будущий отец композитора, прожил в Цикуле несколько недель. Иван Ильич верой и правдой 23 года прослужил во Владимире советником губернской Палаты государственного имущества. Во время разразившейся тогда в губернии эпидемии холеры он был избран на выборную общественную должность «смотрителя для предохранение от холеры» в Меленковском уезде.

Сергей Иванович Танеев

С.И. Танеев родился в 1856 г. в г. Владимире, в дворянской семье. С пяти лет С. И. Танеев обучался игре на фортепиано.


Улица Большая Нижегородская, д. 5. На месте этого здания стоял дом в котором родились и жили до 1864 года братья Танеевы.

Дом приобрел Протопопов П.А., дед братьев по материнской линии, в начале XIX в.
Владимир Иванович признавался, что был нежно привязан к родительскому дому: «Я вспоминаю о нем с самой страстной нежностью». Он всю жизнь помнил до мельчайших подробностей, где что находилось: «Дом стоял на углу небольшой площади и главной владимирской улицы, в отдаленном конце ее. Из окон были видны еще четыре других церкви и семинария. Улица в этом месте была пустынная. На ней обыкновенно не было никакого движения. Только по утрам и после полудня семинаристы толпами шли в класс и из класса».
Но по субботам сонную жизнь обывателей города нарушал звон цепей колодников, которых гнали в Сибирь по печально знаменитой «Владимирке». Эти субботние картины навсегда остались в памяти Танеева-старшего: «Колодники проходили в серых суконных халатах, скованные по двое, бледные, изнуренные. Иногда выдавалась колоссальная фигура, смелая, величественная, с поднятой грловой, с презрением на лице. По сторонам шли жалкие, ничтожные гарнизонные солдаты. На тучном коне красовался штабс-офицер, провожавший партию. Позади несколько телег с женщинами, детьми, больными».
Не потому ли потом, став взрослым, В.И. Танеев посвятил себя защите политических противников царского самодержавия, за что и получил прозвище «адвоката красных». Выступая на политических судебных процессах, он не только защищал обвиняемых, но и громил царский суд. Великий вождь пролетариата К. Маркс лично засвидетельствовал Танееву глубокое уважение, подарив ему свою фотографию в 1871 г.
Дом Танеевых был одноэтажный, довольно живописный: «Перед окнами, которые выходили на площадь, находился палисадник с акациями. К дому примыкал большой вымощенный двор и довольно обширный сад с яблонями, малиной, крыжовником, смородиной. В нем не было больших тенистых аллей, но большая дорожка, хотя и усаженная яблонями, была очень недурна. Вдоль забора стояли старые величественные липы», - с теплом описывал свой дом В.И. Танеев.
Отец братьев Танеевых слыл большим охотником строиться. В доме всегда что-то переделывалось, перекраивалось. «Дом принял почти европейский характер», - с легким юмором вспоминал Владимир Иванович, когда отец, Иван Ильич, приделал у двери звонок, а тяжелую мебель заменил новою, легкою. «Наконец, явилась главная принадлежность каждого цивилизованного жилища - вентиляция, всюду понемногу были устроены форточки».
В начале 1856 г. впервые в доме родителей встретился с молодым, но уже известным писателем . А через несколько лет судьба сведет их вместе. Между ними возникнут довольно близкие, дружеские отношения. Они сойдутся как единомышленники, выступающие против существующих порядков в России. Салтыков-Щедрин боролся против них как писатель, а Танеев - как юрист.
Братья навсегда сохранили светлую память о доме, где родились и провели детство, «во всех моих снах местом действия был непременно наш владимирский дом», - признался Владимир Иванович.
Когда пришла пора учить младшего сына, одаренного музыкальными способностями, родители в 1864 г. продали свой дом и уехали на жительство в Москву. «Я часто думал о нем, страдал при мысли, что его продали, и все мечтал его выкупить, - продолжал вспоминать В.И. Танеев.- Недавно, в сентябре 1874 г. (?), дом сгорел до основания. Только тогда нежность моя к этому дому ослабла».
Дом Танеевых сгорел до основания. На его месте была построена больница для духовной семинарии.


Больница Владимирской семинарии

На месте дома Танеевых в 1871 г. было построено здание , которая была освящена 17-го октября 1871 г. Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским.

В 1864 г. семья Танеевых переехала в Москву. Музыкальное образование С.И. Танеев получил в Московской консерватории, которую окончил в 1875 г. с золотой медалью. По классу фортепиано он учился у Н.Г. Рубинштейна, по композиции – у П.И. Чайковского. С 1878 г. С.И. Танеев – преемник Чайковского в Московской консерватории, а с 1881 г., после смерти Н.Г. Рубинштейна, – профессор класса фортепиано.
В 1885 -1889 гг. С.И. Танеев – директор Московской консерватории.
С.И. Танеев воспитал поколение выдающихся музыкантов: А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова, Н.К. Метнера, Р.М. Глиэра, К.Н. Игумнова, А.Б. Гольденвейзера и других.
В 1880-е гг. С.И. Танеев был первым исполнителем всех крупных фортепианных сочинений П.И. Чайковского, после смерти которого завершил оставшиеся неоконченные его произведения.
В 1882 г. под управлением Танеева была исполнена в Москве его собственная «Увертюра на русскую тему», а в 1884 г. – кантата «Иоанн Дамаскин» (по поэме А.К. Толского), в 1885 г. – Третья симфония.
В 1887 г. Танеев начал работу над оперой «Орестея» (поставлена в Петербурге в 1895 г.).
В 1898 г. окончил Четвертую симфонию, исполненную в Петербурге.
В 1882, 1889, 1890 гг. Танеев гостил в усадьбе двоюродной тетки Е.Д. Сахаровой Останьино, недалеко от д. Даниловка Владимирской губернии (ныне Собинский район), куда в раннем детстве ездили всей семьей.
В августе 1893 г. и августе 1905 г. побывал в д. Налескино под Мстерой, где находился дом его первой учительницы музыки М.А. Миропольской.

В 1905 г. Танеев оставил Московскую консерваторию из-за несогласия с действиями директора и в 1906 г. принял участие в создании Народной консерватории .
Творческое наследие С.И. Танеева многообразно: 4 симфонии, 20 струнных ансамблей, опера «Орестея», 3 кантаты, 37 хоров, около 10 вокальных ансамблей, романсы.
Во Владимире именем С.И. Танеева названы детская музыкальная школа № 1, концертный зал областной филармонии, одна из улиц. Перед зданием концертного зала Владимирской областной филармонии установлен памятник С.И. Танееву.



Концертный зал имени Танеева


Бюст С.И. Танееву во Владимире

ДЮТЬКОВО

Адрес: Московская область, городской округ Звенигород, микрорайон Дютьково, д. 23а.






Музей Сергея Танеева в Дютькове

В Дютькове Танеев жил со своей няней Пелагеей Васильевной десять лет - с 1906 по 1915 гг., весну, лето и осень. Здесь им написаны увертюра к опере "Орестея", соната для скрипки и фортепиано, симфония "Ре-минор", романсы "Узник", "В годину утраты", "Бьется сердце беспокойное", труды по теории музыки.
О своей жизни в Дютькове он писал: "Живу я здесь в чистой избе, называемой дачей, имею инструмент. Работаю ежедневно в определенные часы, один день провожу, как другой, и прекрасно себя чувствую". Для студентов консерватории композитор устроил в Дютькове бесплатный музыкальный класс.












Концертный "зал" музея Танеева - летом в нём и на полянке перед ним бывают праздники и фестивали.

Осенью Дютьково - просто уютная деревенька, теперь она опять дачная, как и когда то - во времена Танеева. А вот летом, во время музыкальных фестивалей тут слышны звуки рояля, приезжает много приятной публики, что гуляет по знаменитой аллее из Дютьково в Кораллово.

Дом Танеева в Москве

Будет воссоздан интерьер его дома в Москве, на Пречистенке, в Малом Власьевском переулке, где он прожил последние 11 лет жизни. Этот дом – живой свидетель прошлого – был когда-то музыкальным и культурным центром Москвы. Сюда, на знаменитые «танеевские вторники», приходили ученики Сергея Ивановича: С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, бывали члены семьи Толстых, М.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, А.С. Аренский, Андрей Белый, А.М. Васнецов, К.А. Тимирязев, И.В. Цветаев, приезжали знаменитые иностранцы: клавесинистка Ванда Ландовска, дирижёр Артур Никиш, Чешский квартет. Известный своим бескорыстием, именно здесь Танеев занимался совершенно бесплатно со своими учениками; работал над теоретическими трудами «Подвижной контрапункт строгого письма» и «Учение о каноне», которые впоследствии приобрели мировую известность; сочинял камерно-инструментальную музыку, хоры, известную кантату «По прочтении псалма» на слова А.С. Хомякова.

Сайт музея: http://m-dutkovo.ru/istoria_dutkovo.html

Усадьба Танеевых
с. Маринино, Ковровский р-н, Владимирская обл.

Еще в нач. XVII в. Танеевы обосновались в живописном уголке центра России: основали село Маринино, устроили усадьбу, выстроили храм. До наших дней чудом уцелели остатки старинного парка да одноэтажный деревянный дом Танеевых. В советское время в нем располагалась сельская школа, а после ее закрытия в 80-е гг. - библиотека, клуб и фельдшерско-акушерский пункт.

(1840-1921) - русский философ, адвокат и общественный деятель, старший брат композитора С.И. Танеева.
(февраль/март 1750 - 16.5.1827) - Ковровский уездный предводитель дворянства в 1794 г., Предводитель дворянства Владимирской губернии 1794-1796 гг.
(1888-1914) - русский композитор и пианист. Родился во Владимирской губернии.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Адрес: микрорайон Дютьково, дом 23а.
Телефон: +7 916 492 53 63.
Время работы: с 10:00 до 17:00 - со среды по воскресение, понедельник и вторник - выходные.
Входная плата: для взрослых - 15 рублей, для детей - бесплатно.
Как добраться: любым городским транспортом, идущим в микрорайон Дютьково.

На окраине Звенигорода, вдали от оживлённых улиц можно увидеть живописный берег реки Сторожка, несущей свои воды к Москве-Реке. Здесь - в тени величавых вековых сосен - притаилась тихая старинная деревушка - Дютьково , получившая известность благодаря композитору Сергею Ивановичу Танееву . Он очень любил эти места и после первого посещения в пятидесятилетнем возрасте каждое лето проводил именно здесь, снимая крестьянскую избу. Сергей Иванович называл усадьбу дачей и, по собственному признанию, был абсолютно счастлив проводить день за днём в этом спокойном месте.

Музей С.И. Танеева

До настоящего времени дореволюционная деревня Дютьково , ставшая дачным пригородом Звенигорода, сохранилась почти в первозданном виде. Музей располагается в том же доме, где ежегодно создавал свои произведения и отдыхал от городской суеты знаменитый композитор.
В четырёхкомнатной избе с верандой и мансардой представлена экспозиция, помогающая сохранить атмосферу дачи начала прошлого столетия. Основными экспонатами являются предметы интерьера, книги, фотографии, посуда, одежда и другие личные вещи Сергея Ивановича, помогающие получить определённое представление о его жизни и творчестве.
За символическую плату проводятся экскурсии, сопровождаемые авторской музыкой. Фонотека музея располагает записями всех направлений творчества Танеева. Во дворе перед домом, в котором расположен музейный комплекс, возвышается памятник этому выдающемуся музыканту, выполненный одесским скульптором Н. Блажковым.
На территории музея-усадьбы каждое лето проходят музыкальные фестивали, называемые Танеевскими. На них съезжаются преподаватели и учащиеся Московской Консерватории, Академии Гнесиных, музыкального института им. Шнитке, солисты театральных учреждений, различные лауреаты Международных музыкальных конкурсов и просто ценители творчества композитора. Кроме того, периодически устраиваются занимательные выставки художественных работ, проводятся концерты классической музыки.

Старинная деревушка

Если пламенной любви к классической музыке нет, посетить и осмотреть музей можно и без экскурсии. Тогда останется больше времени на прогулку по посёлку. Таких колоритных старинных русских домиков не увидишь ни в одном этническом музее! Здесь встречаются избушки, построенные ещё в 1913 г., о чём свидетельствуют надписи под самой крышей. Деревушка расположена на заповедной природной территории, поэтому её не заполонили однотипные и безликие коттеджи. Здесь всё - настоящее!!!

Русская Швейцария

Двигаясь по главной улице, можно выйти к реке Сторожка - она очень чистая и холодная, благодаря большому количеству родников. Два из них местные жители обустроили для питья. Можно также набрать с собой вкусной и освежающей ключевой воды.
Первый родник находится на крутом склоне с необычайно красивым видом на реку и луговые просторы. Это и есть знаменитый Танеевский обрыв. Здесь Сергей Иванович подолгу гулял, наслаждаясь одиночеством и любуясь величественной красотой окружающего мира. Природное великолепие здешних мест ещё в начале прошлого века принесло им славу Русской Швейцарии.
Второй источник расположился неподалёку от болотца. Чтобы добраться до него, нужно пройти через мостик над рекой. Его предшественник был когда-то изображён знаменитым художником И.И. Левитаном на одноимённой картине. Кстати, эти места постоянно посещали известные художники, композиторы и писатели. Частыми гостями были: И.И. Левитан, А.К. Саврасов, А.П. Чехов. А уж они-то считались настоящими ценителями красоты!

В любом случае - если уж судьба занесла в Подмосковье, то нельзя упускать возможности посетить историческое место. Даже человек, абсолютно равнодушный к классической музыке, найдёт здесь для себя что-нибудь интересное!

Меж лесных берегов…
«Поманила речка - Клязьма…»

Ковров нередко путают с Покровом по созвучию и по «текстильному» названию. И если Покров хорошо известен, в первую очередь благодаря своим церквям, монастырям и
фабрике шоколада, то Ковров до начала 90-х годов был закрытым городом, основой
которого были заводы оборонной и тяжелой промышленности. История с названием города гораздо затейливее, чем кажется. Красивые легенды, окутывают далёкое прошлое…
Как-то князь Андрей Боголюбский в холодном декабре заблудился в ковровских лесах, и от голодной и холодной смерти был спасён местным звероловом Елифанко. И в
благодарность за своё спасение,
подарил князь Елифану все леса и луга по правому берегу Клязьмы от реки Нерехты до оврага Студеного. И обязал Елифана в честь своего счастливого спасения своего поставить церковь Рождественскую.

С тех пор и село начало называться Рождествено. И стояло оно торной купеческой дороге, у бойкой переправы через Клязьму, и быстро росло и богатело. В 14 столетии село Рождественское было отдано во владение потомкам младшего внука Юрия Долгорукого, князьям Ковровым, из рода Стародубских, живших в 14 километрах от Рождественского в городище Стародубе-Ряполовском (ныне село Клязьминский городок). Фамилию бояре Ковровы из рода Стародубских получили, если верить легенде, тогда, когда их прародитель князь Андрей Стародубский в разгар Куликовской битвы реквизировал в ставке Мамая некий ковер. Судя по всему, ковер был выдающийся, потому что дети князя писались уже Ковровыми.

Здесь Дегтярев изобрел пулемет…
Село Коврово росло и ширилось, и в 1778 году Екатерина II подписала указ о
превращении села Рождествено в уездный город Ковров.
Уже тогда город приобрел образ промышленного центра Владимирской губернии, однако "специализацию" Ковров получил в 20-х годах XX века благодаря Василию Андреевичу Дегтяреву.

Дегтярев изобрел здесь свой знаменитый пулемет и стал вторым (!) человеком, в стране, который получил звание Героя Социалистического Труда (первым был товарищ Сталин, куда же без него). Знаменитые образцы военной техники можно увидеть в Ковровской технологической академии или мемориальном доме-музее Дегтярева.

В доме-музее Дегтярева нас ждала увлекательная экскурсия. Здесь сохранилось все: и рабочий стол Дегтярева, и образцы изобретенного им оружия, самое главное - то домашняя обстановка, в которой жил и работал выдающийся конструктор.

Очень интересный факт из жизни Дегтярёва. На своем садовом участке он
выращивал исключительно цветы. Люди могли запросто прийти и нарвать те цветы, которые по душе и конечно совершенно бесплатно, как говорил Василий Андреевич: «На здоровье!»
У Дегтярева было 9 детей, его потомки до сих пор живут на Ковровской земле.
После Великой Отечественной войны заводы Коврова стали ориентироваться на выпуск не только военной, но и гражданской продукции. Был налажен выпуск мотоциклов,
которые советские граждане знали под марками "Ковровец" и "Восход". В городе был построен мотодром, где и по сей день проводятся соревнования по мотокроссу и такому, весьма экзотическому виду спорта, как мотобол (футбол - но на мотоциклах).
Сегодня часть заводов закрылась, часть продолжает работать, пытаясь найти себя в новой экономической реальности.
Оборонка пока держится на плаву (выпускают автоматы), а вот знаменитые ковровские экскаваторы делать перестали. Зато остались мотоциклы и мопеды «ЗиД», о которых в прежние времена мечтали многие граждане мужского пола. Сегодня дизайн «зидовских» железных коней разрабатывают итальянцы, но это не вернуло былой общероссийской популярности. В Коврове же на «ЗиДах» рассекает и стар, и млад, что придает городу некоторую живость. Кстати, практически все российские чемпионы по мотокроссу, мотоболу и прочим видам мотоспорта - ковровчане!
А на улицах Коврова, ничего оборонного и грозного не видно. Обычный обветшавший городок, разделенный железной дорогой на две части - старую на севере и советскую на юге. Из-за этого разделения исторический центр находится слегка на отшибе.

О прошлом напоминает по-советски основательный памятник конструктору Дегтяреву, созданный орденоносным скульптором Матвеем Манизером, и то, что в 1986-м году
Ковров включён в состав исторических городов России.

Тайны старого парка

Перед нами очень красивый, который назван имени Пушкина, разбитый на месте старого Иоанно-Воинского кладбища в 1937 году к 100-летию со дня смерти А.С.Пушкина.
На этом кладбище когда-то хоронили князей Ковровых, здесь же покоится конструктор В.А. Дегтярев.

Удивительные, порой мистические события заставляли нас слушать истории того времени буквально затаив дыхание. Сохранившиеся могилы придавали этому месту своеобразную, даже мистически-романтическую, атмосферу. Чего стоит одна лишь история о заживо погребённой Олимпиаде Шелеповой, умершей, от каталепсии (мнимая смерть). Похороненная заживо, бедная девушка очнулась, но уже ничего не смогла сделать. Ее ужас вряд ли возможно передать словами. Пока ее откопали, прошло более суток, и она задохнулась в гробу.

Проходя сегодня по пустынным аллеям парка, многие и не подозревают, что идут над могилами предков, и не знают, какие жуткие истории, случались с ними…
А вот и настоящий детектив… С могилы известного всему городу конструктора В.А. Дегтярёва в 1999 году, был похищен бюст. Благодаря оперативности тогдашней милиции памятник был найден в Москве, на металлоперерабатывающем заводе.
Чем больше историй, тем больше кажется, что сырая пасмурная погода как нельзя, кстати, придавая рассказам ещё больше таинственности. К тому же, из за
кустов, за нами все время следил какой-то очень странный черный кот…

« Пусть звонят колокола, что святая Русь жива!"




Ковровские храмы известны куда меньше, чем ружья и экскаваторы, но, тем не менее,
это не только украшение города, но и его история…
Мы в самом старом городском храме - белокаменном Христорождественском, конца 17 века. По легенде первая деревянная церковь на этом месте построена в 1160 году, по воле князя Андрея Боголюбского сыном зверолова Василием Елифановым. До 1991 года храм оставался единственным действующим храмом в Коврове. К 1000-летию крещения Руси восстановлены пятиглавие и завершение колокольни.

С реки Клязьмы полюбовались панорамой старого города, над которым доминантой возвышается колокольня Спасо-Преображенского собора. Высокая, величественная, стоящая на вершине крутого спуска к реке, она видна за много километров и является как бы указателем для путешественников, следующих со стороны Камешково в Ковров. Автором проекта храма был архитектор Владимиро-Суздальской епархии Николай Артлебен. Исследователь древнерусской архитектуры, учёный, публицист, он со знанием дела создал проект одного из красивейших соборов Владимирского края.

Духовенство, дворянство, купечество и даже простой народ собирали деньги на строительство храма. Всего проект был оценен в 10 тысяч рублей серебром. А строителем храма был обыкновенный крестьянин. Активное участие в проведении отделочных работ принял купец М.Д. Сомов, который пожертвовал 1500 рублей на устройство местных и храмовых икон. Отделочные работы велись в храме 5 лет, и в 1884 году он был главный престол - в честь Преображения Господня, придельный южный - во имя святителя и чудотворца Николая, северный - в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость".

Ковровчане полюбили свой «новый» собор, в простонародье его стали называть «новым» собором или «красной» церковью, так как построен он был в романтическом
стиле из красного кирпича.
В 20-х годах 20 века из Спасо-Преображенского собора по распоряжению властей
были вынесены практически все ценные вещи, оставили только самое необходимое
для богослужений. И лишь в 80-х годах прошлого столетия обитель была возвращена верующим, на пожертвования вокруг собора установили новую ограду, и прихожан, как и в давние времена, приветствует переливчатый колокольный звон, собирающий к службе…

Музей зайцев

В городе ковровчан, к зайцам любовь давняя. Говорят, что когда-то, зайцы в
изобилии водились в здешних глухих лесах. Два из них в 1778 году «поселились» на гербе города Коврова.

Да, сейчас эти милые зверьки, имеют свой уютный дом-музей, украшенный по фасаду
ковровским гербом, на улице Грибоедова в городской библиотеке семейного чтения. Я
приглашаю вас, заглянуть внутрь зайкиного дома.

Здесь выделено под музей целых два (!) зала. Да, что же в них размещать, спросите вы?
Слушайте! В 1912 году около Коврова чуть не устроили заячий заповедник. Говорят, что массовому разведению ушастых «геральдических» зверьков помешала мировая война. А может быть, горячие головы ковровчан остудила мысль о сохранности деревьев в садах и лесопосадках. Трудно сказать.

Симпатичные ушастые обитатели, а их в музее около 700 экземпляров не пылятся на полках. Зайцами играют дети, а сотрудники показывают интересные спектакли, например - кукольную сказку про зайца Коську. Почти все экспонаты - подарки читателей
библиотеки и друзей музея. Это игрушки, книги, значки, открытки, работы ковровчан: детей и взрослых. Есть мягкие зайцы, вышитые, выполненные из соломки, бисера, яичной скорлупы и манной крупы, ниток, глины, пластилина. Малыши в восторге от героя мультика - смешарика Кроша, выполненного из бисера воспитанниками детского сада.

Есть в музее зайцы, сделанные руками профессиональных мастеров Москвы, Коврова,
Мурома, Гуся Хрустального, Дзержинска, Ярославля, Санкт- Петербурга, Ростова и
других городов. Вызывает восторг самый маленький зайчонок, изготовленный
стеклодувами из Гуся Хрустального, его размер около 15 мм. А вот самый большой
- мягкий розовый зайка, ростом, пожалуй, с трёхлетнего малыша. Есть даже
большой тульский пряник в форме зайца. В конце 20 века благодаря мультфильму «Ну, погоди!» заяц становится звездой киноэкрана. В музее стеклянные композиции звёздной парочки: Зайца и Волка занимают целую полку.

Зайца можно считать самым популярным литературным персонажем. Коллекция книг
музея 175 экземпляров. Многие книжки необычны: например, в форме подушки сшитой
из ткани.
Нам рассказали множество историй и легенд, связанных с зайцами. По одной из них боязливость зайца объясняется тем, что у него маленькое сердце. Когда бог лепил зайца, он сделал ему слишком длинные уши, а на сердце глины не хватило. Тогда он оторвал зайцу хвост, оставив лишь маленький отросток, и вылепил маленькое сердце. Много легенд о зайцах подарил музею московский журналист Юрий Клиценко и привёз подарки из разных стран.

Очень интересна история святой Мелангеллы Уэльской, которая на всех иконах изображена с зайцем. Согласно одному из вариантов легенды Мелангелла была дочерью
ирландского короля. Отец выбрал ей знатного мужа, но отказываясь от замужества, она бежала из Ирландии и поселилась в княжестве в Уэльсе. Там охотился принц Брохвел Айсгитрогю. Его собаки вспугнули зайца, который скрылся в лесу. Преследуя зайца, принц увидел в лесу деву необычной красоты, которая самозабвенно молилась богу, а заяц, спрятавшийся под краем её одежды, повернулся к охотникам и смотрел на них со смелостью и бесстрашием. Принц кричал собакам: «Хватайте его, хватайте!». Но чем громче он кричал, тем дальше отступали собаки от девы и зайца. Глубоко потрясённый принц пожаловал святой Мелангелле землю в вечное владение для постройки храма и монастыря. Много лет прожила в монастыре святая Мелангелла, и дикие зайцы жили с ней как домашние животные.По приказу принца на земле, принадлежавшей
Мелангелле, была запрещена охота на зайцев. Таким образом, был создан первый в
истории человечества заячий заповедник. В музее хранится керамический образок святой Меллангелы, присланный из Калифорнии.

Есть в музее и икона, изображающая деву Февронью, принимающую посланцев от князя Петра. У ног девы скачет заяц. По одной из версий толкования сюжета: заяц предвещал Февронье семейное счастье.
В Германии труженики зайцы накануне светлого праздника Пасхи «разносят» всем
пасхальные подарки: красивые яйца, игрушки, сладости. О том, как всё это
происходит, рассказывают книги и игрушки из Германии.

А вы знаете, что заяц, возможно, спас жизнь великому Пушкину? Недалеко от села
Михайловского даже памятник косому установили! А в Санкт-Петербурге памятник зайцу у Петропавловской крепости!

Некоторые предприятия Коврова используют заячью символику в рекламе своих
товаров и услуг. В музее есть великолепный экспонат - веселый заяц-автогонщик на мотоцикле «Ковровец» с заячьей символикой. Он полюбился всем!
В 2007 году музей был отмечен специальным дипломом Всероссийского конкурса «Астрид Лингрен и права ребёнка», а в 2013 награжден Дипломом лауреата городской
премии «Признание -2013».

Голубая волшебница глина

Нарядная барыня встречает нас хлебом-солью. Весёлый скоморох что-то
наигрывает на балалайке. Девушки в ярких сарафанах водят хороводы. Бабушка и дедушка стоят у расписной печи и любуются озорным колобком. Другое семейство занято важной работой - надо вытянуть репку…

Это все удивительный глиняный мир, наполненный солнечным светом и добрым юмором. Ковровская игрушка - достаточно молодой промысел, но его корни очень глубоки. Глиняные игрушки стали визитной карточкой не только Коврова,
но и всей Владимирской области.
С давних пор на берегах реки Клязьмы, богатых месторождениями уникального природного материала - красной и голубой глины - широко развивался гончарный промысел. В 1925 году археологи нашли в Ковровском районе черепки глиняных изделий, среди них были игрушки-свистульки 16- 19 веков. Тогда началось возрождение
старинного промысла. В 1993 году в Коврове была открыта фабрика глиняных
игрушек, на которой мы побывали, посмотрели работу мастериц, увидеть, как кусок глины превращается в красочные игрушки, познакомились с волшебным миром глиняных персонажей, нам провели мастер-класс по росписи.

Ковровская фабрика глиняных игрушек имеет статус народного художественного
промысла, наряду с Палехом и Мстерой. Здесь делают не только традиционные
свистульки, но и целые керамические композиции: красны девицы под ручку с
добрыми молодцами и прочие бытовые сценки и нарядно раскрашенные животные.

Нам рассказали, что большим спросом у покупателей пользуются знойные керамические дамы, запечатленные во время банных процедур.

Среди фигурок можно узнать персонажей любимых с детства сказок. Композиции часто состоят из нескольких фигур, что помогает изобразить развёрнутые сюжеты. Очень колоритны бытовые сценки - чаепития, катания в ладье. Влюблённые у плетня выглядят поэтично и трогательно. Завораживают игрушки-перевёртыши - если смотреть на них с разных сторон, то одно изображение превращается в другое.

Чем же отличается ковровская игрушка от дымковской и филимоновской? Оказывается тем, что создаются не только фигурки сказочных героев, но и бытовые сценки из русской жизни, где с предельной четкостью выписываются все детали. У глиняного сарафана - обязательно глиняные завязочки, а у глиняной барышни - глиняные сережки, а в глиняной печке - глиняные пирожки.

Для нас провели мастер-класс по росписи уже знакомого зайчика - символа города. Конечно, у всех свое видение, у кого-то зайчик получился веселым, у кого- то загрустил, но я уверена, - совместное творчество объединяет! А еще, каждому из нас подарили по
кусочку… голубой глины, чтобы дома слепить что-нибудь по-ковровски!

Венок усадьбам я сплету…
Россияне вновь стали путешествовать по России. Едут в самую глубинку, едут «за туманом и за запахом тайги». Вот и в старинные дворянские сёла стали чаще наведываться.
А мы сегодня едем в усадьбу Маринино, на родину великого русского композитора, Сергея Ивановича Танеева. Уже на въезде в музей-усадьбу видно, как все замечательно здесь устроено. Деревянные скамьи, качели, беседка - все выкрашенное в белое…

У ворот с вывеской «Усадьба Танеевых» нас уже давно поджидали распорядители
усадьбы в красочных ярких кафтанах. Одна из местных легенд гласит, что в окрестностях нынешнего Маринина когда-то стоял шатер прекрасной полячки Марины Мнишек, вдовы самозванца «царя Дмитрия Ивановича».

Сама усадьба основана еще в начале 17-го столетия: в 1608 году царь Василий Шуйский
пожаловал пустошь Маринино дворянам Танеевым «за ратную государеву службу». В
середине 17 столетия Танеевы основали здесь свое дворянское гнездо, переселили
несколько семей своих крепостных крестьян, а в 1676 году был построен деревянный Покровский храм, и Маринино стало селом. И принадлежала Танеевым вплоть до революции 1917 года.

Усадьба была местом пышных приёмов. Здесь проходили балы, на которые съезжался уездный и губернский бомонд. Танеевы были дружны с такими известными деятелями России, как А.А. Аракчеев, М.М. Сперанский, П.И. Чайковский, Л.Н. Толстой. Да и состояли они в родстве со многими старинными и прославленными фамилиями - Кутузовыми, Толстыми, Грибоедовыми, Бутурлиными.
Более 300 лет имение находилось в руках одной дворянской семьи. Это, уникальное для
Владимирской губернии явление, поскольку в те времена имения сплошь и рядом
продавались, перепродавались и закладывались.

Удивительно и то, что деревянному господскому дому вот уже - 250 лет. Да и старым липам, которые растут вокруг, тоже по 250!

Вокруг усадьбы - аллеи, по которым можно гулять, наслаждаясь чистым деревенским воздухом, беседка, пруды, мостики и единственные сохранившиеся во Владимирской области солнечные часы "Гелио", которые охраняют с двух сторон величавые каменные павлины. И, кажется, время остановилось для нас…


Усадьбу Танеевых, по рассказам экскурсовода, удалось сохранить по причине, что дом никогда не пустовал: после национализации в здании разместилась средняя школа, которая просуществовала до 70-х годов прошлого столетия. Затем в старом доме открыли клуб и библиотеку. С 2006 года, когда началось восстановление усадебного комплекса, здесь находятся музейные экспозиции.

Программа началась с небольшой экскурсии по дому-музею. Звуки музыкальной шкатулки приятно поразили слух, а игра на старинном фортепиано отправила всех в атмосферу
18-19 веков.

Здесь все почти так, как было в господском доме до революции: портреты предков на стенах, мебель 19 века и даже пианино, на котором, возможно, играл известный композитор С. И. Танеев. Сейчас здесь проходят камерные вечера и тематические программы, мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов.

Нас познакомили со старинными дворянскими и крестьянскими «Марининскими играми»: крокетом, серсо, кубарем, калечной-малечиной, бирюльками... Попробовали поиграть, получилось…

Узнали, что такое усадебные «Малые театры»: раек, вертеп и перчаточный Петрушка, который разговаривает о своем житье-бытье с шарманщиком. Шарманка, кстати, самая настоящая - старинная.

А любителям квестов (загадок, головоломок) предложили отправиться на поиски
сокровищ. Как гласит старинная легенда, недалеко от усадьбы, Густав
Ваза зарыл клад - это тот самый иностранный принц, который встречался здесь с Мариной Мнишек. Поисками этого клада были увлечены многие из рода Танеевых. Но он до сих пор хранится в земле.

В каминном зале нас угостили ароматным чаем, из трав, выращенных в усадьбе, и познакомили со старинными традициями чаепития.

Дорога во «Французский сад» повела нас по липовой аллее к старинным «Качелям желаний», на которых надо обязательно посидеть, чтобы желание сбылось.
Наконец, дошли до усадебной церкви.

Названа она в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С одной стороны церкви - густые заросли, а с другой — проселочная дорога. От деревни эта дорога спускается к озеру и, не достигнув его, исчезает где-то вдали.
Мы обошли церковь со всех сторон, и зашли внутрь. Здесь, несмотря на то, что работы по восстановлению храма только начались, проходят службы. Алтарь сколочен из досок, на, сохранившемся с давних времен, деревянном иконостасе стоят иконы.
На плане усадьбе значилось, что где-то за церковью находится некрополь. Что бы найти его, пришлось пробираться через уже упоминавшиеся густые заросли. Пройдя по
узкой тропинке, мы наконец-то увидели на земле могильные камни с надписями. Эти
памятники прошлой эпохи - еще одно свидетельство интересной истории этого
замечательного места. Мы окунулись в атмосферу старины, почувствовали всю
прелесть и неповторимость дворянского быта, послушали завораживающую тишину
природы - это ли не истинное наслаждение!

Нам городским жителям, обитателям многоэтажек, это пространство показалось невероятно огромным. Этот простор, как декорация для фантастического фильма. И все-таки, это наш мир!

Поездка в Маринино стала напоминанием о том, как богата красотой наша земля. Восстанавливать или создавать что-то новое, невозможно без уважения к своим корням. Спасибо тем, кто пишет современную историю и не забывает старую!

Клуб «Алые Паруса»
Надежда Шарова

В начале 17 века Тихону Танееву первым русским царём из Романовых - Михаилом Федровичем была пожалована пустошь Маринино.
Какие такие заслуги в "ратной государевой службе" совершил дворянин Танеев неизвестно.
Впрочем, это не кажется удивительным, ибо весь род Танеевых славился своими выходцами: офицерами, чиновниками и музыкантами, состоявшими в родственных связях со многими известными столичными фамилиями.


1. Владимирская область. Ковровский район.
Здесь, вдали от населенных ещё пока городов и сёл, находится село Маринино.
Дорога туда ведёт неплохая, да и поля вокруг знатные, ухоженные.
В середине прошлого века, кстати, где-то на одном из них нашли один из самых известных российских кладов, аж в 2000 серебрянных монет.

2. А вот и клад культурный - сама усадьба Танеевых, которая дошла до нас практически в своем первозданном виде с середины 18 века.
Именно тогда потомками Тихона Танеева были возведены господский дом с парком и кирпичная сельская церковь.

3. С 2013 года тут принимает драгоценного туриста филиал Историко-краеведческого музея Ковровского района - Музей-усадьба Танеевых.
Работники, вероятно, в этот день отдыхали, так что мне повезло: прошел бесплатно.
Цены, кстати, очень серьёзные...

4. Погодка, конечно, не ахти.
Летом тут чудесно, уверен. И всё же - идем, не зря ж столько ехал.

5. Шикарно отреставрированная и вместе с тем, подлинная деревянная постройка усадьбы - господский дом, которому свыше 250 лет!
В годы советской власти здесь размещались сельская школа, библиотека и клуб. Возможно, это и спасло здание.
В царское же время тут знатно кутила, хотя нет - культурно проводила время, вся губернская знать. А что, удобно - подальше от Владимира и лишних глаз.
Поглазеть на внутренние экспозиции не удалось, ибо было закрыто.

6. Семейный герб Танеевых.

7. А вот и бюст самого известного Танеева для владимирцев.
Сергей Иванович Танеев известен не только в России, но и за рубежом.
Выпускник, а позже и директор Московской консерватории, он был любимым учеником Чайковского, и являлся учителем Рахманинова и Скрябина.
Похоронен композитор на Новодевичьем кладбище в Москве, а вот его корни как раз отсюда.
Бюст установили в 2006 году к 150-летию со дня его рождения.

8. Недалеко скульптура Музы.
Ну я так думаю.

9. Парк тоже хорош, хоть и под снегом.
Смотрите, какие тут павлины на водопой ходят.

10. Деревья в парке образуют аллеи и окружают поляны.
Есть большой пруд и летняя сцена.

11. Молодожены укрепляют мостик, да и вообще музей, своими цепями и замками.
Напомню, бракосочетание в усадьбе стоит 5500 руб.

12. Надо летом приехать, может удасться на лодочке прокатиться.

13. Можно выкупить беседочку, и пожарить шашлычка в настоящем дворянском имении.
Красиво, но неоднозначно...

14.

15. Музей в течении всего года предлагает не один десяток культурных программ.
Судя по всему, массовые гуляния здесь в почете.

16. И это здорово.

17. В стиле центрального дома построено и новое здание - Музыкальный павильон.
Там можно было бы полюбоваться на забытые музыкальные инструменты, но я снова никого не застал.
На самом деле, ничего удивительного - всё же музей-усадьба находится довольно далеко от Коврова, и постоянно здесь находится музейщикам нецелесообразно.
Лучше бронировать экскурсию по телефону заранее.

18. Ну а я только рад.
Где вот так посидишь один в тишине, вдыхая аромат уже оттаивающих вековых лип...

19. Хорошо!

20. Кого заинтересовало, усадьба располагается .

21. За небольшим покосившимся заборчиком усадьбы возвышается местная сельская церковь - Покровская.
До начала 19 века она была деревянной, но благодаря зажиточным помещикам Танеевым, разобрана и заменена на каменную.
В лучшие времена, приход церкви составлял свыше 550 человек, что особенно грустно, когда узнаешь, что ныне в Маринино постоянно проживает меньше 15 человек.

22. В советские годы активисты топорами срубили всю настенную живопись, обнажив красный строительный кирпич.
Колокола сняли, а внутренние помещения использовали под склад для зерна, мяса и удобрений.
О первозданном виде церкви теперь остается только фантазировать.

23. Кстати, здесь я довольно сильно ощутил присутствие чего-то потустороннего.
На какое-то время даже отошел от входа в храм.
Несколько кадров с этого места на фотокамере оказались "битыми", чего до и после не встречалось...

24. И всё же заглянул в замочную скважину.
Может, когда-нибудь храм и восстановят.

25. Просторы отсюда открываются простол великолепные.
Обязательно, обязательно буду здесь летом.
А пока не проедешь. Только лесники да браконьеры в местные леса наведываются.

26. Моего скромного, но верного товарища в такие колеи я не погоню.

27. Возвращаясь, пересекаю реку Нерехта.
Кстати, такой город есть в Костромской области.
А тут вовсю ощущается приближение весны...

28. Сегодня на владимирщине осталось около 160 усадеб.
Большинство из них в ужасном состоянии.
И пока "живы" те, что есть, надо ездить и смотреть. Ибо история.

Не прекращаю такие поездки.
А значит - до встречи!

Данный материал является объектом авторского права и изначально опубликован на сайте NIKITINSKIY.COM
Полная или частичная публикация поста, а также размещенных в нём фотографий, без согласования со мной ЗАПРЕЩЕНА в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей. Почта для контактов: [email protected]. Остальным напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная и индексируемая ссылка на источник обязательна!

Музей-усадьба Танеевых – филиал Историко-краеведческого музея Ковровского района расположен на территории памятника истории и архитектуры XVIII – XIX вв. – усадебного ансамбля Танеевых в селе Маринино Ковровского района Владимирской области. Усадебный ансамбль состоит из деревянного главного усадебного дома, уникального образца провинциальной усадебной архитектуры второй половины XVIII в.; каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы, устроенной в 1808 г. Танеевыми, и усадебного парка – ровесника дома.

Музеефицированный усадебный комплекс был открыт осенью 2008 г., а в 2013 г. создан филиал МБУК «Историко-краеведческий музей Ковровского района» – музей-усадьба Танеевых. Более 10 лет восстановление родовой усадьбы Танеевых является одним из главных направлений в работе Историко-краеведческого музея Ковровского района.

К настоящему времени в главном усадебном доме созданы и действуют три экспозиции: «Село Маринино – дворянское «гнездо» Танеевых»; «Окрестности села Маринино» и виртуальная экспозиция «Венок владимирским усадьбам». В ближайшее время в музейное пространство будут включены все площади главного усадебного дома, и к уже действующим добавятся две новые экспозиции – «Кабинет хозяина усадьбы» и «Столовая комната в усадьбе». Они призваны воссоздать атмосферу жизни в сельской провинциальной дворянской усадьбе в начале XIX в.

Помимо новых музейных экспозиций планируется открытие в усадебном доме выставочного зала, где будет представлена портретная галерея владимирского дворянства (на сегодняшний день по проекту «Владимирский дворянский портрет» создано более 80 портретов, в том числе членов семьи Танеевых и их родственного окружения, которые находятся в фондах районного музея).

Усадьба Танеевых сотрудниками музея рассматривается не только как историко-культурный, но и как природно-географический объект. Восстановление усадебного комплекса в старинном ковровском селе включает и благоустройство приусадебной территории, в том числе парка. К сегодняшнему дню старинные липовые аллеи украсили парковые лавочки, беседка на парнасе, качели, мостик через пруд, площадки для старинных дворянских и народных игр.

Недалеко от главного дома разбит плодовый сад. Здесь осенью 2011 г. была открыта новая ландшафтная экспозиция «Обитель Хроноса и Феба» с солнечными часами. Неповторимое своеобразие марининской усадьбе придает скульптурная композиция у центрального входа в музей – белокаменные знаки с родовым гербом Танеевых и бюст выдающегося композитора С.И. Танеева. Усадебный комплекс Танеевых уже сейчас стал одним из излюбленных мест проведения церемонии бракосочетания молодоженов.

МБУК «Историко-краеведческий музей Ковровского района» с 2009 г. состоит членом АММиК (Международная ассоциация музыкальных музеев и коллекций). Проведение камерных концертов классической музыки в музее-усадьбе Танеевых является неотъемлемой частью музейно-образовательных программ. Особое внимание уделяется творчеству композиторов из рода Танеевых. В перспективе усадебный ансамбль Танеевых может стать одной из площадок для проведения музыкальных фестивалей.

Одним из объектов усадебного комплекса является каменный Покровский храм. Его история связана как с Танеевыми (храмоздатели), так и с судьбой Л.Н. Делекторской – «музы» великого французского художника Анри Матисса. Проект музея «Марининский некрополь» предполагает восстановление родового некрополя Танеевых при Покровском храме (совместно с РПЦ и волонтерами), а проект «От Маринина до Парижа» – проведение в музее-усадьбе Танеевых программ художественно-искусствоведческого цикла.

За время восстановления усадебного комплекса сотрудниками музея проделана огромная работа, однако музеефикация марининского усадебного ансамбля до настоящего времени еще не завершена. Сегодня к услугам посетителей усадьбы Танеевых около 25 экскурсионных и туристско-развлекательных программ, цикл событийных праздников в течение всего года. Дальнейшие проекты по развитию музея-усадьбы Танеевых затрагивают различные направления его деятельности. Реализация некоторых перспективных проектов по развитию музея-усадьбы Танеевых должна привести к созданию первого во Владимирской области средового музея-усадьбы с исторической реконструкцией усадебной и сельской жизни России XIX столетия.