Французский художник Лоран Ботелла (Laurent Botella) родился в Нанте, в 1974 году. Его учеба живописи началась в 1989 году, в мастерской Maithe Rovino, в городе Оссон, затем был один год в художественной школе Beaux Arts, в Тулузе. Обучение было акцентировано на масляной живописи и пастели. Однако картины углем и карандашом всегда были основой его работ до и после учебы.

Пейзажи. Alain Lutz

Ален Лутц (Alain Lutz) - современный французский художник-пейзажист, родился в мае 1953 года в Мюлуз, Франция. Заметив его несомненный художественный талант, родители в тринадцатилетнем возрасте, подарили ему первые масляные краски. Некоторое время он занимался в школе дизайна Буль в Париже, но в конечном итоге он стал учится на промышленного дизайнера и по окончании устроился старшим техником.

Автопортрет. Laurent Dauptain

Лоран Доптен (Laurent Dauptain), талантливый французский художник, учился в художественной школе в Париже окончил ее в 1981 году, затем продолжил обучение в школе декоративных искусств там же, в Париже, окончил ее в 1983 году со степнью бакалавра, а в 1984 году получил степень магистра в области живописи. После нескольких лет работы с автопортретами, решил попробовать себя в других жанрах, но все равно, время от времени возвращался к портретам.

Наивный стиль. Michel Delacroix

Мишель Делакруа (Michel Delacroix) родился в 1933 году на левом берегу Сены, в 14-м округе Парижа. Он начал рисовать в раннем возрасте, насколько он помнит, ему еще не было семи, любовь к рисованию зародилсь во время немецкой оккупации Парижа. Париж оставался Парижем, даже во время оккупации, он появляется в картинах Делакруа и по сей день. Практически на всех его картинах присутствуют пешеходы, редкие автомобили и уличные фонари, город на них, как и в те времена, выглядит тихим и спокойным, будто изолированным от суеты и шума.

Способ найти себя. Pascale Taurua

Паскаль Торюа (Pascale Taurua) родилась в 1960 году, в городе Нумеа, Новая Каледония. Окончила художественную академию в Папеэте, Таити. Свою первую картину она нарисовала в 1996 году и с тех пор начала рисовать полный рабочий день, демонстрирую собственный фигуративный стиль. Она показывала свои работы почти во всех странах тихоокеанского региона, в котором ее картины необычайно востребованы и находятся во многих частных собраниях живописи.

Министры-монстры. Antony Squizzato


Современный французский художник и иллюстратор Энтони Скуиццато (Antony Squizzato) предлагает нам расслабится и отправиться в путешествие на официальную встречу с персонажами созданного им мира, на которой зритель сможет лично познакомиться с героями его работ - колоритными персонажами одного из крупнейших (в плане размеров и количества участников) в истории кабинета министров.

Художники Франции – это величайшие имена мировой культуры. Более того, именно французские мастера побили все рекорды цены на произведения искусства на лучших аукционах. Жаль, только, что их авторы получили только посмертную славу, но таковы превратности судьбы многих творцов прекрасного.

Художники Франции: феномен французского импрессионизма

Итак, самыми дорого продаваемыми, а значит наиболее известными и признанными в мире стали французские художники 20 века. Даже совершенно неискушенные в изобразительном искусстве люди знают их имена. Прежде всего, это художники импрессионисты. Франция была неприветлива к ним при жизни, но после смерти они стали настоящей национальной гордостью.

Самые великие художники Франции, получившие всемирное признание, славу и известность в широких кругах, – это Пьер Ренуар , Эдуар Мане , ‎Эдгар Дега , Поль Сезанн , Клод Моне и Поль Гоген . Все они являются представителями самого знаменитого и самого хорошо продаваемого к тому же направления в живописи ХХ столетия – импрессионизма. Стоит ли говорить, что это направление зародилось именно во Франции, и оно наиболее полно раскрывает ее место и значение в истории мирового искусства. Удивительное сочетание оригинальной техники и большой эмоциональной выразительности очаровало и продолжает очаровывать в импрессионизме ценителей прекрасного во всем мире.

Художники Франции: становление французской живописи

Но французские художники – это не только импрессионизм. Как и везде в Европе, расцвет живописи здесь пришелся на эпоху Возрождения. Конечно, Франция не может похвастаться гигантами типа Леонардо да Винчи или Рафаэля, но свой вклад в общее дело все же сделала. Но итальянские влияния были слишком сильны для формирования оригинальной национальной школы.

Первым великим французским художником, который полностью освободился от внешних влияний, стал Жак Луи Давид, которого по праву считают основателем национальной живописной традиции. Самой известной картиной художника стал знаменитый конный портрет императора Наполеона под названием «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1801 год).

Художники Франции 19 века, работающие в реалистичном направлении, конечно, менее известны, чем импрессионисты, но все же они привнесли свой ощутимый вклад в развитие мировой живописи. А вот 20 столетие стало триумфом французского искусства, а Париж превратился в средоточие муз. Знаменитый район французской столицы Монмартр, давший приют десяткам бедных художников, впоследствии вошедших в золотой фонд наследия человечества, среди которых имена Ренуара , Ван Гога , Тулуз-Лотрека , а также Пикассо и Модильяни , стал центром изящных искусств, и до сих пор привлекает толпы туристов. Знаменитые художники Франции современности также традиционно живут на Монмартре.

Было время, когда художников не ценили за их работу. Но в наши дни эти личности высоко ценятся, независимо от того, принадлежат они историческим временам или живы. Французских живописцев особенно почитают за удивительные и восхитительные работы.

Здесь представлены 10 самых известных и выдающихся французских художников и живописцев. Вернёмся в прошлое и рассмотрим его все вместе. Пожалуйста, наслаждайтесь!

ТОП-10 самых известных французских художников и живописцев:

10. Поль Гоген (1848-1903)

Поль Гоген - французский художник и живописец постимпрессионистских времен. Он внёс большой вклад в развитие авангардных картин. Гоген был в тесной связи с Ван Гогом.

9. Винсент Ван Гог (1853-1890)


Винсент Ван Гог относится к периоду после импрессионизма. Он один из самых известных живописцев и художников в мире. Винсент известен смелостью и яркими картинами, и родился в Нидерландах.

8. Камиль Писсаро (1830-1903)


Камиль Писсаро принадлежит к эпохам импрессионистов и постимпрессионистов. Он один из самых влиятельных и лучших живописцев всех времен. Он работал над новыми и неповторимыми стилями в своих картинах, что могло дать преимущество его карьере.

7. Эдуар Мане (1832-1883)


Эдуар Мане известен вкладом в школы «Реализм» и «Импрессионизм». Он был великим и инновационным живописцем. Он превратил работы в импрессионизм, чтобы придать им современный облик.

6. Эжен Делакруа (1798-1863)


Эжен Делакруа известен романтическими картинами и произведениями искусства. Он получил вдохновение в этой работе от живописцев Венецианского Возрождения и Рубенса.

5. Поль Сезанн (1839-1906)


Поль Сезанн родился в 18 веке. Удивительный художник эпохи импрессионизма. Он начал свою карьеру в импрессионистических формах, но развил себя как инновационный художник, отдав лучшие произведения искусства в XIX веке.

4. Шарль-Франсуа Дэбиньи (1817-1878)


Шарль-Франсуа Дэбиньи - один из самых известных художников всех времен. Его до сих пор помнят за традиционные пейзажные картины и используют, чтобы произвести впечатление на окружающих уникальными произведениями искусства.

3. Август Ренуар (1841-1919)


Август Ренуар относится к эпохе импрессионизма. Он один из самых известных живописцев, которые сыграли ключевую роль в развитии импрессионистских произведений.

2. Клод Моне (1840-1926)


Клод Моне - живописец-импрессионист. Является одним из самых влияющих на живописцев 18 века. Он был под сильным влиянием работ старшеклассников и возникли его собственные произведения, как "Впечатление", "Восход солнца" и другие.

1. Эдгар Дега (1834-1917)


Эдгар Дега считается предшественником импрессионизма. Он рисовал реалистические аспекты жизни человека. Его стиль работ был действительно уникальным и очень впечатляющим.

Женщина с кошкой. 1875 г.

Французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму.


Автопортрет. 1876 г.

Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребёнком небогатого портного по имени Леонар и его жены, Маргариты.


Портрет матери Ренуара. 1860 г.

В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и здесь Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сен-Эсташ. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника, и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.

Танец в Буживале. 1883 г.

В 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. В 1870 году у них родилась дочь Жанна Маргерит, хотя Ренуар отказался признать своё отцовство официально. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.


Автопортрет. 1875 г.

Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.


Танец в сельской местности. 1883 г.


Портрет Алин Шариго, жены Ренуара, вероятно, написан в то время когда семья была в сельской местности на востоке Франции. 1885 г.

В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой.

Материнство. 1886 г.

У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца.


Жан Ренуар рисует. 1901 г.

К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона.


Семья художника. 1896 г.

Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь. Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер.


Автопортрет. 1899 г.

После приступа паралича, случившегося в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.


Огюст Ренуар. Автопортрет.1910 г.

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи».

Зонтики. 1883 г.

Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.


Автопортрет. 1910 г.

3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.


Весенний букет. 1866 г.

Творчество

Выбор жанров 1862-1873

В начале 1862 года Ренуар сдал экзамены в Школу изящных искусств при Академии художеств и записался в мастерскую Глейра. Там он встретился с Фантен-Латуром, Сислеем, Базилем и Клодом Моне. Вскоре они подружились с Сезанном и Писарро, так сложился костяк будущей группы импрессионистов.

Камилла Моне. 1873 г.

В ранние годы Ренуар находился под влиянием творчества барбизонцев, Коро, Прюдона, Делакруа и Курбе.


Летом.1868 г.

В 1864 году Глейр закрыл мастерскую, обучение закончилось. Ренуар начал писать свои первые полотна и тогда впервые представил в Салон картину «Эсмеральда, танцующая среди бродяг». Её приняли, но когда холст вернулся к нему, автор его уничтожил.


Портрет супругов Сислей. 1868 г.


Лягушатник. 1869 г.

Избрав в те годы жанры для своих произведений, он не изменял им до конца жизни. Это пейзаж - «Жюль ле Кёр в лесу Фонтенбло» (1866), бытовые сцены - «Лягушатник» (1869), «Понт Неф» (1872), натюрморт - «Весенний букет» (1866), «Натюрморт с букетом и веером» (1871), портрет - «Лиза с зонтиком» (1867), «Одалиска» (1870), обнаженная натура - «Диана-охотница» (1867).


Одалиска. 1870 г.


Натюрморт с букетом и веером. 1871 г.

В 1872 году Ренуар с друзьями создал «Анонимное кооперативное товарищество».


Мадемуазель Sicot. 1865 г.


Мадам Клементина Valensi Stora. 1870 г.


Камилла Моне. 1872 г.


Мадам Эдуар Бернье. 1871 г.


Женщина с попугаем. 1871 г.


Рафа Мэтр.1871 г.

Ненужный зонтик. 1872 г.


Езда в Буа-де-Булонь. 1873 г.

Борьба за признание 1874-1882

Первая выставка товарищества открылась 15 апреля 1874 года. Ренуар представил пастель и шесть живописных полотен, среди которых были «Танцовщица» и «Ложа» (обе - 1874). Выставка закончилась провалом, а члены товарищества получили оскорбительную кличку — «импрессионисты».


Ложа. 1874 г.

На картине изображены женщина (на переднем плане) и мужчина (на заднем плане), сидящие в ложе оперного театра. Для этой картины позировал родной брат Ренуара — журналист Эдмон Ренуар и монмартрская натурщица Нини Лопес.


Улыбающаяся женщина. Портрет Мадам Печи. 1875 г.

Торговка рыбой. 1875 г.


Мадам Виктор Шоке. 1875 г.

Несмотря на бедность, именно в эти годы художник создал свои главные шедевры: «Большие бульвары» (1875), «Прогулка» (1875), «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876), «Обнажённая» (1876), «Обнажённая в солнечном свете» (1876), «Качели» (1876), «Первый выезд» (1876/1877), «Тропинка в высокой траве» (1877).


Бал в Мулен де ла Галетт. 1876 г.


Качели. 1876 г.


Портрет мадам Альфонс Доде. 1876 г.


Обнажённая. 1876 г.


Молодая женщина, заплетающая волосы. 1876 г.

Ренуар постепенно перестал участвовать в выставках импрессионистов. Он представил в 1879 году в Салон полнофигурный «Портрет актрисы Жанны Самари» (1878) и «Портрет госпожи Шарпантье с детьми» (1878) и добился всеобщего признания, а вслед за этим финансовой независимости. Он продолжил писать новые полотна — в частности, ставшие знаменитыми «Бульвар Клиши» (1880), «Завтрак гребцов» (1881), «На террасе» (1881).


Молодая девушка, читающая книгу. 1876 г.

Портрет мадам Шарпантье. 1877 г.


Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г.


Портрет актрисы Жанны Самари. 1878 г.


Чашка шоколада. 1878 г.


По секрету.1878 г.


Портрет Альфонсин Печи. 1879 г.


Обед гребцов на берегу реки. 1879 г.


Молодая женщина за шитьём. 1879 г.


Портрет Терезы Berard. 1879 г.


Возле озера. 1880 г.


Завтрак гребцов. 1881 г.

Картина была написана в ресторане Фурнез, расположенном на острове на реке Сена, находящемся в Шату, немного к западу от Парижа. Ренуар любил это место - здесь был написан не только «Завтрак гребцов», но и некоторые другие картины. Фактически картина представляет собой групповой портрет встречи друзей. Царит радостная, непринуждённая обстановка, нет никакой парадности, все находятся в естественных, случайных позах. За перилами видна густая зелень, за которой проглядывает река Сена. На картине Ренуар изобразил многих своих друзей и знакомых.


Две сестры (На террасе). 1881 г.

Альберт Каен, французский оперный композитор.1881 г.


Девушка с веером. 1881 г.


Девушки в чёрном. 1881 г.

Портрет Альфреда Berard со своей собакой. 1881 г.


Мари-Тереза Дюран-Рюэля за шитьём. 1882 г.

«Энгровский период» 1883-1890

Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения, после чего его художественный вкус изменился. Ренуар написал серию картин «Танец в деревне» (1882/1883), «Танец в городе» (1883), «Танец в Буживале» (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики» (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи.


Девушка с соломенной шляпе. 1884 г.

Открывается так называемый «энгровский период». Наиболее известное произведение этого периода — «Большие купальщицы» (1884/1887). Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Линии рисунка стали четкими и определенными. Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее.


Большие купальщицы. 1884-1887.

На переднем плане изображены три обнажённые женщины - две находятся на берегу, а третья стоит в воде, по-видимому, собираясь их обрызгать. Фигуры женщин выписаны очень чётко и реалистично, что было характерным стилем для этого периода творчества Ренуара, который получил название «сухого» или «энгровского» (по имени художника Доминика Энгра) периода.

Для картины Ренуару позировали (слева направо) Алина Шариго, будущая жена Ренуара (в 1885 году у них родился первый сын, Пьер, а официально брак был заключён в 1890 году), и Сюзанна Валадон (настоящее имя Мари-Клементина Валадон), впоследствии ставшая известной художницей.

Ренуар работал над этой картиной около трёх лет, и в процессе работы нарисовал большое количество набросков и эскизов, включая по крайней мере две полномасштабные многофигурные версии. После «Больших купальщиц» не было ни одной картины, которой он посвятил бы столь много времени и сил.


На самом берегу моря. 1883 г.


Танец в городе. 1883 г.


Молодые дамы, играющие в бадминтон. 1885 г.

Портрет Сюзанны Валадон. 1885 г.


Молодая девушка за чтением. 1886 г.

Причёска. 1888 г.


Молодая девушка с ромашками. 1889 г.


Мадам де Вернон. 1889 г.


Девушка в розовом и черной шляпе. 1890 г.

«Перламутровый период» 1891-1902

В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Признание пришло и от государственных чиновников - картина «Девушки за фортепьяно» (1892) была закуплена для Люксембургского музея.


Девушки за фортепьяно. 1892 г.
На картине изображены две молодые девушки: одна сидит у фортепьяно, а другая стоит рядом с ней. Обе девушки внимательно и увлечённо смотрят на ноты, по-видимому, подбирая какую-то мелодию. Такая спокойная, идиллическая картина была символом французской буржуазной культуры того времени.


Женщина в шляпе. 1891 г.


Девушки читают. 1891 г.


Кристина Lerolle вышивает. 1895 г.


Игра на гитаре. 1897 г.

Ренуар ездил в Испанию, где познакомился с творчеством Веласкеса и Гойи.
В начале 90-х годов в ренуаровском искусстве произошли новые перемены. В живописной манере появилась переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют «перламутровым».
В это время Ренуар написал такие картины как «Яблоки и цветы» (1895/1896), «Весна» (1897), «Сын Жан» (1900), «Портрет госпожи Гастон Бернхейм» (1901). Он путешествовал в Нидерланды, где интересовался полотнами Вермеера и Рембрандта.


Мадам Паул Галлимар урожденная Люси Дуче. 1892 г.


Девушки, рассматривающие альбом. 1892 г.


Девушка, расчёсывающая волосы. 1894 г.


Женщина с красным румянцем. 1896 г.


Три купальщицы с крабом. 1897 г.


Портрет Кристины Lerolle.1897 г.


Молодая испанка, играющая на гитаре. 1898 г.


Ивонн и Кристин за фортепиано. 1898 г.

«Красный период» 1903-1919

«Перламутровый» период уступил место «красному», названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов.
Ренуар по-прежнему писал солнечные пейзажи, натюрморты с яркими цветами, портреты своих детей, обнаженных женщин, создал «Прогулку» (1906), «Портрет Амбруаза Воллара» (1908), «Габриэль в красной блузе» (1910), «Букет роз» (1909/1913), «Женщину с мандолиной» (1919).


Портрет Марты Дени. 1904 г.


Задумчивость. 1906 г.


Портрет Амбруаза Воллара. 1908г.

Амбруаз Воллар - один из самых значительных торговцев произведениями искусства (маршанов) в Париже в к. XIX - нач. XX вв. Он поддерживал как финансово, так и морально большое количество знаменитых и неизвестных художников, включая Сезанна, Майоля, Пикассо, Руо, Гогена и ван Гога. Был известен также как коллекционер и издатель.


Габриэль за штопкой. 1908 г.


Дама с веером. 1908 г.

Господин и госпожа Бернхайм де Виллер. 1910 г.

Стирка. 1912 г.


Женщина у печки. 1912 г.

Интересные факты

Близким другом Огюста Ренуара являлся Анри Матисс, который был почти на 28 лет младше его. Когда О.Ренуар оказался из-за болезни по сути прикован к постели, А.Матисс навещал его каждый день. Ренуар, практически парализованный артритом, превозмогая боль, продолжал писать картины в своей студии. Однажды, наблюдая за тем, с какой болью даётся ему каждый мазок кисти, Матисс не выдержал и спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» Ренуар ограничился лишь ответом: "Боль проходит, а красота остаётся". И в этом был весь Ренуар, творивший до последнего вздоха.

Французскую художественную школу на рубеже 17-го и 18-го века можно назвать ведущей европейской школой, именно во Франции в то время зародились такие стили искусства, как рококо, романтизм, классицизм, реализм, импрессионизм и постимпрессионизм.

Рококо (франц. rococo, от rocaille - декоративный мотив в форме раковины) - стиль в европейском искусстве 1-й половины 18-го века. Для рококо характерен гедонизм, уход в мир идиллической театральной игры, пристрастие к пасторальным и чувственно-эротическим сюжетам. Характер декора рококо приобрёл подчёркнуто изящные, утончённо-усложнённые формы.

В стиле рококо работали Франсуа Буше, Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар.

Классицизм - стиль в европейском искусстве 17 - начала 19-го века, характерной чертой которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону.

В стиле классицизма работали Жан Батист Грёз, Никола Пуссен, Жан Батист Шарден, Жан Доминик Энгр, Жак-Луи Давид.

Романтизм - стиль европейского искусства в 18-19-м веках, характерными чертами которого было утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных и зачастую бунтарских страстей и характеров.

В стиле романтизма работали Франсиско де Гойя, Эжен Делакруа, Теодор Жерико, Уильям Блейк.

Эдуар Мане. Завтрак в мастерской. 1868 г.

Реализм – стиль искусства, задачей которого является как можно более точная и объективная фиксация действительности. Стилистически реализм многолик и многовариантен. Различные стороны реализма в живописи представляют собой барочный иллюзионизм Караваджо и Веласкеса, импрессионизм Мане и Дега, нюненские работы Ван Гога.

Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе, открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники барбизонской школы Теодор Руссо, Жан-Франсуа Милле, Жюль Бретон. В 1870-е гг. реализм разделился на два основных направления - натурализм и импрессионизм.

Реалистическая живопись получила большое распространение по всему миру. В стиле реализма остросоциальной направленности в России 19-го века работали передвижники.

Импрессионизм (от фр. impression - впечатление) - стиль в искусстве последней трети 19-го - начала 20-го веков, характерной чертой которого являлось стремление наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Импрессионизм не поднимал философские проблемы, а сосредоточивался на текучести мгновения, настроения и освещения. Сюжетами импрессионистов становится сама жизнь, как очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных пикников на природе в дружеском окружении. Импрессионисты одни из первых стали рисовать на пленэре, не дорабатывая свои работы в студии.

В стиле импрессионизма работали Эдгар Дега, Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар, Жорж Сёра, Альфред Сислей и другие.

Постимпрессионизм – стиль искусства, возникший в конце 19-го века. Постимпрессионисты стремились свободно и обобщённо передавать материальность мира, прибегая к декоративной стилизации.

Постимпрессионизм дал начало таким направлениям искусства, как экспрессионизм, символизм и модерн.

В стиле постимпрессионизма работали Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Тулуз-Лотрек.

Рассмотрим подробнее импрессионизм и постимпрессионизм на примере творчества отдельных мастеров Франции 19-го века.

Эдгар Дега. Автопортрет. 1854-1855 гг.

Эдгар Дега (годы жизни 1834-1917) - французский живописец, график и скульптор.

Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов, Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма и обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений.

В картинах Дега динамичная, часто асимметричная композиция, точный гибкий рисунок, неожиданные ракурсы, активность взаимодействия фигуры и пространства тщательно продуманны и выверены.

Э. Дега. Ванная. 1885 г.

Во многих произведениях Эдгар Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту. Искусству Дега присуще соединение прекрасного и прозаического; художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд.

Излюбленная техника пастели позволяла Эдгару Дега наиболее полно проявить свой талант рисовальщика. Насыщенные тона и «мерцающие» штрихи пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает все его работы.

В зрелые годы Дега часто обращается к теме балета. Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Кажущаяся случайность композиции и беспристрастная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни, художник показывает нам мир грации и красоты, не впадая при этом в излишнюю сентиментальность.

Эдгара Дега можно назвать тонким колористом, его пастели удивительно гармоничны, то нежные и светлые, то построенные на резких цветовых контрастах. Манера Дега отличалась удивительной свободой, он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, иногда оставляя проступающий сквозь пастель тон бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью. Цвет в картинах Дега возникает из переливчатого сияния, из струящегося потока радужных линий, рождающих форму.

Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стеснённостью пространства, придающей им напряженно-драматический характер. В этот

период Дега написал одну из своих лучших работ – «Голубые танцовщицы». Художник работает здесь большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины. По красоте цветовой гармонии и композиционному решению картина «Голубые танцовщицы» может считаться лучшим воплощением темы балета у Дега, который добился в этой картине предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний.

П. О. Ренуар. Автопортрет. 1875 г.

Пьер Огюст Ренуар (годы жизни 1841-1919) - французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен, прежде всего, как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма в энгровский период творчества. Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний валёров, близких по цвету тонов.

П.О.Ренуар. Лягушатник. 1869 г.

Как большинство импрессионистов, Ренуар сюжетами своих картин выбирает мимолётные эпизоды жизни, отдавая предпочтение праздничным городским сценкам - балам, танцам, прогулкам («Новый мост», «Лягушатник», «Мулен да ла Галетт» и другие). На этих полотнах мы не увидим ни черного, ни темно-бурого цвета. Только гамма ясных и ярких цветов, сливающихся воедино, если смотреть на картины с определенного расстояния. Фигуры людей в этих картинах написаны в той же импрессионистской технике, что и окружающий их пейзаж, с которым они часто сливаются.

П. О. Ренуар.

Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г.

Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они словно отмечены общей печатью эпохи. Кисти Ренуара принадлежат три различных портрета актрисы Жанны Самари. На одном из них актриса изображена в изысканном зелёно-голубом платье на розовом фоне. В этом портрете Ренуар сумел подчеркнуть лучшие черты своей модели: красоту, живой ум, открытый взгляд, лучезарную улыбку. Стиль работы художника очень свободный, местами до небрежности, однако это создаёт атмосферу необычайной свежести, душевной ясности и безмятежности.В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций (живопись цвета человеческой кожи), построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна. В картине «Обнажённая в солнечном свете» Ренуар использует преимущественно основные и дополнительные цвета, полностью исключая чёрный цвет. Цветовые пятна, полученные при помощи мелких цветных мазков, дают характерный эффект слияния при отдалении зрителя от картины.

Надо отметить, что использование зеленого, желтого, охры, розового и красного тонов для изображения кожи шокировало публику того времени, неподготовленную к восприятию того факта, что тени должны быть цветными, наполненными светом.

В 1880-х годах в творчестве Ренуара начинается так называемый «энгровский период». Наиболее известное произведение этого периода - «Большие купальщицы». Для построения композиции Ренуар впервые стал использовать наброски и эскизы, линии рисунка стали чёткими и определёнными, краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее.

В начале 1890-х годов в ренуаровском искусстве происходят новые перемены. В живописной манере появляется переливчатость цвета, отчего этот период иногда именуют «перламутровым», затем этот период уступает место «красному», названному так из-за предпочтения оттенкам красноватых и розовых цветов.

Эжен Анри Поль Гоген (годы жизни 1848-1903) - французский живописец, скульптор и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом был крупнейшим представителем постимпрессионизма. Живописью начал заниматься в зрелом возрасте, ранний период творчества связан с импрессионизмом. Лучшие работы Гогена написаны на островах Таити и Хива-Оа в Океании, куда Гоген уехал от «порочной цивилизации». К характерным чертам стиля Гогена можно отнести создание на больших плоскостных полотнах статичных и контрастных по цвету композиций, глубоко эмоциональных и одновременно декоративных.

На картине «Жёлтый Христос» Гоген изобразил распятие на фоне типичного французского сельского пейзажа, страдающий Иисус окружён тремя бретонскими крестьянками. Умиротворение разлитое в воздухе, спокойные покорные позы женщин, насыщенный солнечным жёлтым цветом ландшафт с деревьями в красной осенней листве, крестьянин занятый вдали своими делами, не могут не входить в конфликт с тем, что происходит на кресте. Окружение резко контрастирует с Иисусом, на лице которого отображается та стадия страдания, которая граничит с апатией, безразличием ко всему его окружающему. Противоречие безграничных мук принимаемых Христом и «незамечаемость» этой жертвы людьми – вот главная тема этого произведения Гогена.

П. Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г.

Картина «А, ты ревнуешь?» относится к полинезийскому периоду творчества художника. В основе картины лежит сцена из жизни, подсмотренная художником:

на берегу две сестры - они только что искупались, и теперь их тела раскинулись на песке в непринуждённых сладострастных позах - беседуют о любви, одно воспоминание вызывает раздоры: «Как? Ты ревнуешь!».

В живописи сочной полнокровной красоты тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, Гоген изображал утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой. Полинезийские полотна Гогена напоминают панно по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщённости стилизованного рисунка.

П. Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897-1898 гг.

Картину «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Гоген считал возвышенной кульминацией своих размышлений. По замыслу художника картину нужно читать справа налево: три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Группа женщин с ребёнком в правой части картины представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в крайней левой группе Гоген изобразил человеческую старость, приближение к смерти; голубой идол на дальнем плане символизирует потусторонний мир. Эта картина является вершиной в новаторском постимпрессионистском стиле Гогена; в его стиле сочеталось чёткое использование красок, декоративность цветового и композиционного решения, плоскостность и монументальность изображения с эмоциональной выразительностью.

Творчество Гогена предвосхитило многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн и оказало влияние на становление мастеров группы “Наби” и других живописцев начала XX века.

В. Ван Гог. Автопортрет. 1889 г.

Винсент Ван Гог (годы жизни 1853-1890) – французский и нидерландский художник-постимпрессионист, начал заниматься живописью, как и Поль Гоген, уже в зрелом возрасте, в 1880-х годах. До этого времени Ван Гог успешно работал дилером, затем учителем в интернате, позднее прошёл обучение в Протестантской миссионерской школе и проработал полгода миссионером в бедном шахтёрском квартале в Бельгии. В начале 1880-х годов Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880-1881) и Антверпене (1885-1886). В раннем периоде своего творчества Ван Гог писал этюды и картины в тёмной живописной гамме, выбирая сюжетами сцены из жизни шахтёров, крестьян, ремесленников. Работы этого периода Ван Гога («Едоки картофеля», «Старая церковная башня в Нюнене», «Башмаки») отмечают болезненно-острое восприятие людских страданий и чувства подавленности, гнетущая атмосфера психологической напряжённости. В своих письмах брату Тео художник писал об одной из картин этого периода «Едоки картофеля» следующее: «В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду».В 1886-1888 гг. Ван Гог жил в Париже, посещал престижную частную художественную студию знаменитого на всю Европу педагога П. Кормона, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин», «Мост через Сену», «Папаша Танги», «Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик»).

В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жёлтый дом», «Жатва. Долина Ла-Кро»), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночная терраса кафе»); динамика цвета и мазка

В. Ван Гог. Ночная терраса кафе. 1888 г.

наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле»), но и неодушевлённые предметы («Спальня Ван Гога в Арле»).

Напряжённая работа Ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889–1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступлённого отчаяния и мрачного визионерства (“Дорога с кипарисами и звездами”) до трепетного чувства просветления и умиротворения (“Пейзаж в Овере после дождя”).

В. Ван Гог. Ирисы. 1889 г.

В период лечения в клинике Сен-Реми Ван Гог пишет цикл картин «Ирисы». В его живописи цветов отсутствует высокая напряжённость и прослеживается влияние японских гравюр укиё-э. Это сходство проявляется в выделении контуров объектов, необычных ракурсах, наличии детально прорисованных областей и областей, залитых сплошным цветом, не соответствующим реальности.

В. Ван Гог. Пшеничное поле с воронами. 1890 г.

«Пшеничное поле с воронами» - картина Ван Гога, написанная художником в июле 1890 года и являющейся одной из самых знаменитых его работ. Картина была закончена предположительно 10 июля 1890 года, за 19 дней до его смерти в Овер-сюр-Уазе. Существует версия, что Ван Гог покончил жизнь самоубийством в процессе написания данной картины (выйдя на пленэр с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета, приобретённого для отпугивания птичьих стай, в область сердца, затем самостоятельно добрался до лечебницы, где и скончался от потери крови).