April 18th, 2013

Сегодня мне хочется рассказать вам о одном доме, который расположен на ул. Ильинской в Нижнем Новгороде - особняк А,В.Маркова. Сейчас дом принадлежит Нижегородскому Государственному Архитектурно-строительному университету - моему родному ВУЗу. На четвертом году моего студенчества в нем была открыта студенческая поликлиника и я, будучи студентом, частенько бывал там (то справка для профилактория нужна, то просто насморк). Еще тогда меня поражала роскошь этого купеческого особняка, а сейчас, после последней реставрации, здание превратилось в 9-й корпус строительного университета.

Главный дом усадьбы А.В. Маркова , который является памятником истории и культуры. Здание входит в границы исторической территории «Старый Нижний Новгород», включено в комплекс исторической застройки улицы Ильинской - основной композиционной оси исторического района - «Започаинье».

Дом вместе с хозяйственными постройками (службами и прачечной) был возведён в 1905 г. для купца Арсения Васильевича Маркова. Автор проекта здания не установлен. Здание было возведено в стиле ретроспективизма и напоминало итальянское палаццо эпохи Возрождения.


Однако во внутренней планировке и интерьерах отразилось новое архитектурное направление - декоративный модерн, начинавший заявлять о себе в это время в Нижнем Новгороде. В дом проводится водоснабжение, а в 1916 г. - канализация.

В 1918 г. главный усадебный дом был национализирован (муниципализирован), После национализации использовался различными организациями, в послевоенное время и до 1985 года- туберкулезный диспансер. В 1985-2006 г. в здесь размещалась студенческая поликлиника. Несмотря на ряд переделок, первоначальная планировка была сохранена.

Дом Маркова отличается на фоне других нижегородских построек начала ХХ века своим необычным архитектурным обликом, вызывающим ассоциации с итальянскими, а точнее флорентийскими, палаццо периода Раннего Возрождения ХV века.

В двухэтажном доме Маркова, высота которого едва достигает 12 м, кроме сплошной, относительно неглубокой и мелкой по рисунку рустовки стен, составляющей основу архитектурного построения фасадов, особенно выделяется характерный для флорентийских палаццо сильно выступающий от стены профилированный цоколь.

В отличие от большинства купеческих домов ХIХ века, в этом доме все фасады поработаны с большой детализацией и выдержаны в одном характере, т.е. с повторением общего рисунка рустовки, профилей тяг и карнизов, с тонкой проработкой архитектурных деталей. Главное внимание архитектор уделил самому рисунку рустовки, используя ее в нескольких вариантах: с включением различных барельефов растительного орнамента или маскаронов в виде львиных голов на основном фасаде, обращенном на улицу Ильинскую; в сочетании гладких и фактурных, с включением мелкой гальки или гравия, поверхностей на двух дворовых фасадах и простых гладких рустов на заднем фасаде. Таким образом, по стилистической характеристике здание относится к довольно редко встречающемуся направлению в русской архитектуре эклектики второй половины ХIХ - начала ХХ века.

В подобной ренессансной стилистике выдержано и большинство парадных интерьеров второго этажа дома. Но в тоже время в архитектуре отдельных помещений (вестибюль, парадная лестница) присутствуют черты модерна. В целом это говорит об общей эклектичности архитектуры этого здания, столь характерной для построек рубежа ХIХ - ХХ века.

Поскольку особняк является объектом охраняемого культурно-исторического наследия, в нём был сохранён интерьер, витражи, роспись, лепнина, что потребовало немалых усилий. В ремонте здания приняли участие студенты ННГАСУ. Архитектурный облик здания практически не изменён.

Вопрос об авторстве дома Маркова остается открытым. Никаких подлинных чертежей дома не обнаружено. Однако, с уверенностью можно сказать, что автор проекта столичный, скорее всего петербургский, мастер. Петербургские архитекторы активно работали особенно в конце Х1Х века в Нижнем Новгороде . То есть это был заказной проект. Но строителем дома, ведущим надзор за постройкой, безусловно, был нижегородский архитектор.

Усадьба, где построен дом, имеет большую историю. Особняк расположен на месте старого дома, возведенного в первой половине Х1Х века и отмеченного на плане-съемке города 1853 года. Границы первоначального владения городской усадьбы, сложившиеся к середине ХIХ века, не изменялись до 1917 года и по фронту улицы составляли 34 м. По плану 1853 года видно, что старый дом располагался на красной линии улицы Ильинской и северной боковой стороной примыкал к границе владения. Размеры дома в плане составляли 9х13 м, что соответствует небольшому дому в три окна по фасаду. К югу от дома находился небольшой двор, отделенный от улицы узкой хозяйственной постройкой, а с противоположной стороны корпусом служб, за которым находился просторный сад.

Согласно «Списку домов Нижнего Новгорода» за 1900 год это было владение Михаила Ивановича Сафонова, принадлежавшее ему по наследству с 4 мая 1893 года. Оценка дома составляла 1113 рублей. В «Списке домов» домовладение значится под № 18. До 1893 года владение принадлежало Екатерине Асафовне Сафоновой. На участке располагались: полукаменный двухэтажный дом (возведенный возможно в первой половине ХIХ в.), службы, сарай и два деревянных погреба. Все постройки оценивались в 1113 рублей. Это владение в свою очередь перешло Е.А. Сафоновой 16 марта 1887 года от И.М. Рогозильникова. Более ранних архивных материалов не обнаружено. Однако можно отметить, что в период 1880-х, а, скорее всего, с 1840-х годов, и по 1900 год крупных перестроек, в том числе возведения нового главного дома усадьбы, на участке не проводилось.


В первые годы ХХ в. владение переходит к Арсению Васильевичу Маркову - последнему представителю известного нижегородского купеческого рода. Главной фигурой рода являлся Василий Кузьмич Марков, крупный рыботорговец, который в низовьях Волги владел огромными водными пространствами. В середине ХIХ века ему в Нижнем Новгороде принадлежали домовладения на Малой Покровской, Ильинской и Рождественской улицах, в Вознесенском переулке (ныне улица Нижегородская), а также несколько торговых лавок в гостином дворе на Рождественской улице. Главное домовладение (ныне существующий дом № 63) располагалось на углу Ильинской улицы и Вознесенского переулка. Марковы широко занимались благотворительностью, в том числе строили сельские школы и училища. А.В. Марков в 1905 году оборудовал амбулаторию в селе Желнино. В Нижнем Новгороде на средства Марковых было построено и оборудовано здание детского приюта нижегородского губернского земства, известного как «дом подкидышей».

С 1905 года новым владельцем исследуемой усадьбы значится А.В.Марков, при этом оценка владения по сравнению с прежней, когда владельцем являлся М.И.Сафонов, возросла в более чем в 15 раз. Это говорит о новом широком строительстве, проведенном Марковым в первые годы ХХ века. В его владении числился дом, прачечная и службы. Общая оценка владения составила 16380 рублей . Данная оценка владения А.В. Маркова не изменялась до 1918 года, что доказывает о неизменности вновь выстроенных построек данного времени. Таким образом, дата 1905 год, как предположил нижегородский исследователь В.В. Краснов, является вероятной датой постройки ныне существующего дома.


Особый интерес в доме Маркова имеют полностью или фрагментарно сохранившиеся художественные интерьеры отдельных помещений. Наибольшую художественную ценность представляют вестибюль и холл с мраморными лестницами, объединенными арочными проемами.



Здесь также сохранились как деревянные резные панели с большим зеркалом, так и декоративная лепка стен и потолков, представляющие собой единственный законченный пространственный образец интерьера модерна в Нижнем Новгороде.

По первому этажу художественный интерес представляют полотна двух дверей и панели с большим зеркалом, выполненных в одном характере с элементами модерна.

Особняк Маркова является уникальным в нижегородском зодчестве примером дома, в пространство которого включены художественно выполненные витражи. Витражи расположены в разных частях дома и придают дому специфическую цвето-световую характеристику. Самым ярким и многоцветным является витраж, размещенный на парадной лестнице.

Огромное окно-витраж выполнено в характерной манере модерна и по рисунку представляет собой раскрывшего хвост павлина среди цветов. Этот цвет витража в сочетании со светло-серыми мраморными ступенями и пластичными ограждениями лестницы и раскрашенным декоративным орнаментом стен создает удивительно эмоциональный интерьер.

Два других витража украшают входные двери в угловой парадный зал. Они имеют геометрически сложный рисунок. Цветовую гамму их дополняют свинцовые переплеты, которые создают свой ажурный из пересекающихся линий рисунок.

Третий витраж-окно расположен в центральном просторном холле второго этажа. В нем преобладает готическая, средневековая тема - стрельчатая арка включает круглые элементы. Насыщенные контрастные оттенки желтого и голубого на нейтральном белом фоне выделяют символические, фантастические цветы.

Исключительное значение имеют лестницы, в которых марши, ограждения и площадки выполнены из беломраморных плит. Пластику их характеризуют четкие сложные профили и высокое качество строительных работ. Подобные мраморные лестницы сохранились в Нижнем Новгороде лишь в двух особняках (ныне музеях), принадлежавших С.М. Рукавишникову и В.М. Бурмистровой.


Особый пространственный интерес представляет лестница в вестибюле. Она имеет криволинейное волнообразное очертание в плане и включает спиралевидные скульптурные объемы. В отдельные ячейки ограждения главной парадной лестницы первоначально были вставлены металлические декоративные элементы.

Наиболее ценные интерьеры расположены на втором этаже. Три из них образуют парадную анфиладу вдоль главного фасада дома. Так в центральном зале с большими полуциркульными зеркальными окнами поверхность стен расчленена пилястрами-панелями с включением сложных барельефных растительных орнаментов, рисунок которых выдержан в стиле архитектуры итальянского Возрождения.

Особую ценность в парадных интерьерах представляют филенчатые двери. Они отражают стилистику залов. Так в парадной анфиладе комнат полотна дверей украшены объемной резьбой на тему морских раковин, то на парадной лестнице этот рисунок дверей выдержан в характере модерна и включает плоские композиции из рельефных и раскрашенных цветов.

В купеческой среде начала XX века дом был не просто стенами и крышей, под которой проводили вечера. Он являлся чем-то средним между паспортом, декларацией о доходах и дресс-кодом. По жилищу судили о состоятельности, статусе и вкусе его владельца.

Заказчик проекта - будущий хозяин дома - в его создании участия практически не прини-мал, по-видимому, полностью полагаясь на талант столичного архитектора. В свою очередь, исполнитель к своей работе отнёсся не просто с ответственностью - с любовью. Каждая де-таль, каждый элемент декоративного оформления здания выполнен очень качественно, как будто здание делали не для чужого - для себя. Цветы, украшающие перила лестницы, выточе-ны из камня. Для этого требовались руки настоящего скульптора.

Дом, при всей его монументальности, - это масса деталей, которым уделяли не меньше внимания, чем общей композиции здания.

Когда проводились историко-архитектурные обследования здания, обнаружилось, что трубы на крыше выполнены в виде ступенчатых пирамид из чугуна - нескольких рядов по-вторяющихся рамных элементов.
Неэстетичные водопроводные трубы (здесь была проведена «современная» канализация и устроена система отопления, поставлены полиэтиленовые трубы) «прятали» в стены, остав-ляя только «скромные» декоративные решётки. Но радиаторы отопления были оставлены оригинальными. Сейчас они спрятаны за резными дубовыми панелями.

Но чего стоят барельефы с изображением женских лиц или двери с резьбой на тему морских раковин! Охранник, видимо интересующейся историей, поведал мне о том, что на скульптурных изображениях вестибюля изображено лицо Машеньки Марковой - дочери первого владельца особняка. Девушка была горбатой от рожденья, но очень много помогала обездоленным, шила для них одежду.

Каждый домовладелец стремился украсить своё жилище чем-то оригинальным, иметь хотя бы одну «изюминку», - добавляет архитектор. - Если не было средств на пышный инте-рьер, деньги вкладывали, к примеру, в нарядную изразцовую печь.

Говорят, что, если бы дома умели говорить, они бы рассказали немало интересного. Стены особняка Маркова, это точно, видели много интересных, необычных и даже страшных вещей. Ходят слухи, что и сейчас по ночам из подвала доносятся звуки чьих-то шагов. Может быть, это Арсений Васи-льевич Марков проверяет свои владения.

В ремонт с элементами реставрации здания университетом было вложено около 1 млн. долл. США. Были полностью заменены системы теплоснабжения, водоснабжения, а также канализация и электричество; проведены системы информационного обеспечения. В новом корпусе располагается 2 потоковые аудитории (на 50 человек каждая), полностью оборудованные для обучения при помощи компьютеров (ноутбуков), два специализированных компьютерных класса, аудитории для семинарских занятий по иностранному языку, две кафедры - международного менеджмента и прикладной информатики, а также дирекция Международного института экономики, права и менеджмента (МИЭПМ). Здесь же размещены и преподают профессора зарубежных стран - Германии, Нидерландов.

Есть в Нижнем Новгороде немало красивых старинных особняков, которые до сих пор помнят своих прежних хозяев. То и дело нынешние владельцы то тут, то там слышат подозрительные шумы и даже видят загадочные сущности. Скептики сразу же отметают версии о призраках, но многие все же допускают, что в старых домах все еще живут духи прошлого. В этой статье вы узнаете городскую легенду о привидениях усадьбы Маркова в Нижнем Новгороде.

Арсений Васильевич Марков

О бывшем хозяине красивого особняка на улице Ильинской ходит немало легенд. Дворник и кучер Арсения Маркова дожили до конца 20 века, и любили рассказывать о своем прежнем работодателе много забавных историй. Запомнился купец своим веселым нравом, любил покутить в кругу друзей, перебить посуду и стекла в местных ресторанах, а потом щедро расплачивался с владельцами за нанесенный ущерб. А еще Маркову нравилось эпатировать публику.

Был у него любимый вороной жеребец по кличке Бедуин. У коня была теплая конюшня прямо за особняком, но нередко хозяин брал его с собой в дом. А однажды даже напоил лошадь шампанским из ведра, и заснул вместе с ней в обнимку в собственной спальне.

Еще один неожиданный случай, после которого о Маркове народная молва долго не унималась, произошел в день торжественного приема в усадьбе на Ильинке. Купец решил удивить гостей, оседлал любимого коня и заехал в дом верхом прямо с парадного крыльца. Вороной жеребец пронес хозяина по мраморной лестнице на второй этаж, где в это время приглашенная знать угощалась дорогими винами. Публика была в восторге от столь необычного жеста, эту новость потом еще долго обсуждали в светских кругах.

Но самая загадочная история, вокруг которой до сих пор идут споры, связана с дочерью Арсения Васильевича. Об этом в сети немало информации, но вся она однообразна и сомнительна. Краеведы вообще об этой девушке в своих очерках не упоминают. Но городская легенда, дошедшая до нас из глубины прошлого века, тем не менее, очень интересна. Мне удалось пообщаться с несколькими сотрудниками корпуса ННГАСУ, который сейчас располагается в том самом старинном особняке. И все они рассказывали примерно одно и то же.

Предание гласит, что была у купца Маркова дочка Настя, симпатичная на лицо, но хромая и горбатая. Из-за таких внешних изъянов бедняжку никто не хотел брать в жены. Вела она домашнее хозяйство, выращивала экзотические растения, но втайне все же мечтала выйти замуж. И вот, нашелся для Насти жених, но, судя по всему, оказался альфонсом, позарился на деньги богатого отца, на саму девушку ему было наплевать. Но свадьбе не суждено было состояться, революция 1917 года скорректировала планы молодых, и жених сбежал из России, бросив девушку. От горя она отправилась на реку в свадебном платье и утопилась.

Один из охранников корпуса ННГАСУ рассказал, что очень увлекается историей и много чего разузнал про семейство Марковых. По его словам, обнаружили утопленницу в камышах у берега, и барельефы на стенах парадного зала тому подтверждение. На них изображена прелестная девушка с камышами, и якобы это очень символично. Говорят, безутешный отец после гибели дочери решил увековечить ее память именно таким странным образом, и со стен на посетителей смотрит та самая Настя.

Сами охранники, некоторые преподаватели, а также пациенты студенческой поликлиники, которая когда-то располагалась в усадьбе Маркова, в разное время наблюдали странные видения. Однажды ночью охранник с криками выбежал из здания, увидев, как по мраморной лестнице спускается призрак в белом платье. В другой раз, тоже ночью, из ниши в стене на той самой лестнице упала ваза с сухоцветами, которую никто не трогал несколько лет. При этом ни сквозняков, ни каких-либо животных в помещении не было.

Так же мне рассказывали о том, что в тридцатые годы в подвале усадьбы располагался отдел НКВД. Одна из сотрудниц ННГАСУ утверждала, что на стенах там до сих пор можно обнаружить следы от пуль, якобы там проводились расстрелы. Другая уверена, что убийств в здании не было, были лишь допросы. Но, так или иначе, в подвалах дома обитают призраки. Однажды охранник, спустившись вниз, пошел по узкому подвальному коридору, и у него над головой одна за другой стали взрываться лампочки. Стоит ли говорить, как напугался мужчина.

А совсем недавно, когда мы пришли в особняк Маркова с экскурсией (во время прогулок на маршруте «Ильинка-Почайна» мы заглядываем в этот дом и своими глазами наблюдаем шикарные интерьеры здания), я спросила у охранника, не было ли в последнее время каких-то странных явлений. На что он ответил, что снова один из его коллег что-то увидел в подвале, и убежал оттуда, едва не поседев.


Витраж с павлином на лестничном пролете

Многие уверены, что призрак в белом платье, который периодически появляется в доме Маркова, это призрак невесты Насти, той самой, что свела счеты с жизнью после предательства жениха. Однако историки в своих очерках о ней ничего не сообщают. Как пишет краевед Станислав Шальнов, в 1918 году главный усадебный дом купца национализировали, и Арсению Васильевичу вместе с семьей пришлось перебраться в Москву. Там до конца своей жизни он проработал шофером-механиком при гараже Высшей артиллерийской школы комсостава на автомобилях «Паккард» и «Мерседес». Дочери купца, Ольга и Валентина, прожили в Москве долгую жизнь, но так и не продолжили рода Марковых. То есть, ни о каком самоубийстве в исторической справке речи нет.

С развитием торговли и промышленности все больше в Черноречье становилось зажиточных людей. Предприимчивые, успешные жители были во всех деревнях и селах края… Наиболее известными среди них в XIX веке были Солины. Не забылась эта фамилия и спустя почти два века. Каждому дзержинцу известна Желнинская церковь. Построена она в 1870 году стараниями Степана Петровича Солина. До наших дней сохранились и другие здания этого деятельного человека. Купеческую жилку он унаследовал от своих предков.

Как и многие другие чернореченцы, Солины кормились рекой, посредством ее наживали свое богатство. На судах, построенных в Черноречье, вели активную торговлю в Поволжье. В 1838 году 64-летний Михаил Трофимович Солин с сыновьями Козьмой и Петром был причислен к нижегородскому купечеству. Как всегда велось, братья, уже со своими сынами продолжили отцовское дело. Занимались главным образом перевозкой и перепродажей нефтепродуктов. Это семейное дело приносило хороший доход. Особенно успешно торговля шла у Петра Михайловича, а затем и у его сыновей.

Особой предприимчивостью отличался младший из них - Степан Петрович 1830 года рождения. Главной его предпринимательской деятельностью стала перевозка различных грузов по Оке и Волге. Его деревянный пароход «Желнино», построенный в 1860 году, обычно ходил по маршруту Нижний Новгород - Рыбинск - Нижний Новгород. В 70-х годах деревянные суда вытеснили металлические. Например, «Дмитрий Шипов» 1870-го года постройки был не полностью из железа, частично замощен деревом. Особенно преуспел Степан Петрович на перевозке нефтепродуктов. А его сын Михаил Степанович , родившийся в 1853 году, для этих целей на рубеже веков держал целую флотилию - «Старатель», «Слуга покорный», «Вульф», «Оренбург», «Геркулес», «Мария», «Племянник». Кроме того, еще несколько баржей с паровым камероном и нефтекачки. Одни суда служили долго, другие Солин часто менял на новые.

Несколько пароходов он перекупил у чернореченского удачливого купца Рябикова. Суда были разные. Например, «Ока» - 60-ти сильный, а мощность судна «Могучий» составляла 140 лошадиных сил. Для тех времен это было довольно прилично. Плавали на них многие чернореченцы. Например, М.П. Бурлаков из Желнина, А.И. Фокин из Бабушкино, А.И. Пырьев из Колодкино, И.А. Следов и В.П. Баранов из Бабино. Среди водоливов навигации 1914 года с Сеймы были И.К. Улитин (стаж 20 лет), А.М. Постнов (стаж 25 лет), А.И. Юрин, И.М. Пигалев и другие.

Ремонтировались и зимовали пароходы в самых различных местах - в Рыбинске, Астрахани, в Сеймовском затоне. Как и на эксплуатацию, на это необходимы были средства. И немалые. Согласно главной книге конторы М.С. Солина, в декабре 1909 года, например, его основной капитал составлял 457-440 рублей. Наличные деньги в кассе, векселя, паи, акции и суммы, находящиеся у подотчетных лиц, составляли 387181 рубль. Из движимого имущества числилось буксирные пароходы, две нефтекачки, 39 наливных баржей на общую сумму 401800 рублей. Из недвижимого имущества Солин владел металлическим нефтерезервуаром стоимостью 10 тысяч рублей, двумя домами-дачами на Малиновой гряде - 15 тысяч рублей, для проживания рабочих 15 нумерами в Астрахани - 4200 рублей, местом и домом в Монастырском переулке - 1000 рублей, двумя деревянными зданиями для зимовки пароходных служащих на Сейме - 750 рублей. Довольно большое состояние, которое расточительный человек вряд ли бы скопил.

Михаил Ст епанович берег каждый рубль, учитывал любую копейку, регулярно фиксировал все расходы, в том числе и по домашнему хозяйству. Не всегда они были равными. Например, в апреле 1909 года домашние расходы составили 29 рублей, в октябре - 101 рубль, а в ноябре - 416 рублей. Судовладелец Солин не только сам получал немалые доходы, но не обижал служащих своих пароходов: платил им достойную зарплату. Так, за навигацию 1913 года Г.Д. Лезину - командиру 100-сильного «Желнино», который буксировал баржи с нефтью, было выплачено 700 рублей, а командиру «Кабардинца» И.Г. Комову - 1200 рублей. Лоцманы получали до 55 рублей в месяц, водоливы - по 25-50 рублей.

Управлять своей флотилией и торговать нефтью, живя в Желнино Солиным было не сподручно. Поэтому еще Степан Петрович рядом с пристанями в Благовещенской слободе Нижнего Новгорода купил кирпичный двухэтажный дом. А сын его - Михаил Степанович превратил его в сказочный терем. Он по сей день своей стилистикой удивляет прохожих.

Прямоугольное здание с богато декорированными фасадами в стиле позднего итальянского Возрождения находится в Мельничном переулке, 3. Вокруг дома раньше красовался сад с фонтаном и ухоженными дорожками. Фасадную часть украшал балкон, с которого открывался прекрасный вид на Оку с пристанями Солина, на ярмарочное великолепие, на купола церковных соборов. Украшенные лепниной арочные окна второго этажа, овальное окно над входом в дом и криволинейные формы в отделке интерьеров, барельефы и декоративная роспись придают дому яркую выразительность и стильность, напоминают итальянское Возрождение с элементами модерна.

До конца дней своих, до 10 января 1913 года, Михаил Солин прожил в своем доме в Мельничном переулке. А вот похоронили знатного пароходчика в Желнино, в семейной усыпальнице у Благовещенской церкви. К сожалению, в советские годы она была превращена в руины.

После октября 1917 года в доме Солина хозяйничали чекисты-водники. Затем здание переходило от одной организации к другой, не раз менялся его внутренний интерьер, неприглядными становились наружные стены. И лишь благодаря реставрационным работам, проведенным в 1999-2002 годы, дом Солина обрел былую красоту.

Крепко обосновались в губернском городе и другие торговые люди Черноречья, чьи дома до сих пор украшают Нижний Новгород. Наиболее известным среди них является роскошный особняк на Ильинской улице Арсения Васильевича Маркова. Эта фамилия - одна из коренных в Чернореченском крае.

Еще в начале позапрошлого века в Желнино проживало несколько больших семей Марковых. Реки Волга с Окой были для них источником и пропитания, и наживания капитала. Занимались ловлей и продажей рыбы, в том числе в Астрахани.

В 1847 году жителя Желнино Ивана Козьмича Маркова причислили в Астраханскую губернию. Там и разбогател вместе с братом Василием. О владениях, приобретенных Марковыми, ярко писал в статье «Старая купеческая Волга» журналист газеты «Нижегородский листок» Федор Павлович Хитровский: «Земли и рыбные ловли у них были «размеров необычайных: до ста двадцати семи тысяч десятин». Как видим, было с чего приумножать свои богатства и вести образцовое в Нижнем строительство.

Во второй половине XIX века Василию Козьмичу Маркову принадлежали дома на Малой Покровской, Ильинской, Рождественской улицах и в Вознесенском переулке (ныне улица Нижегородская). Кроме того, несколько торговых лавок в гостином дворе на улице Рождественской. Прожил «рыбный король» недолго. Как свидетельствует его надгробный памятник на Желнинском кладбище, в 1898 году в возрасте 50-ти лет Василий Козьмич Марков скончался.

Среди купеческого сословия размер дома, его внешний облик и внутреннее убранство были важным показателем статуса, зажиточности и вкуса его владельца. А потому денег на строительство и обустройство не жалели. С 1905 года новым владельцем усадьбы на углу Ильинской улицы (ныне дом № 63) и Вознесенского переулка становится 25-летний Арсений Васильевич Марков. Многие нижегородцы знали Арсения как страстного любителя рысистых лошадей. В Желнино он держал хорошую конюшню, на которой готовили лошадей к скачкам. До нас же в первозданном виде сохранился красавец-особняк Арсения Маркова. Проектировали его петербургские архитекторы. По мнению нижегородских исследователей, он был построен в 1905 году. Но не на пустыре, а на месте старого двухэтажного дома (9х13м) с просторным садом. Новый дом с прачечной и другими службами оценивался в 16380 рублей, что было в 15 раз дороже оценки старого владения.

Строительные работы продолжались и после 1905 года. Точнее, это были внутренние инженерные работы - проведение водоснабжения, в 1916 году - канализации. Этот дом Марковых стал вторым самым крупным из жилых домов на Ильинской улице, еще один их дом - № 53. Сегодня в нем находится кафе быстрого питания «Донна-пицца», недалеко от остановки общественного транспорта «Нижегородская».

Особняк Маркова особенно интересен сохранившимися художественными интерьерами помещений. В первую очередь это вестибюль и холл с мраморными лестницами, панели с большим зеркалом, декоративная лепка на стенах и потолках, художественные витражи. Интересно отметить тот факт, что на скульптурных изображениях вестибюля вылеплено лицо Машеньки Марковой - дочери владельца особняка. От рожденья она была горбатой, но не замкнулась в себе по этой причине, а помогала обездоленным людям, шила для них одежду.

Чернореченцам дореволюционной эпохи Марковы были больше известны не своими престижными домами в Нижнем Новгороде, а благотворительностью. Так, на средства Василия Козьмича была построена первая Бабинская школа, и он долгое время поддерживал ее надлежащее состояние. Затем десять лет попечителем этой школы был Арсений Васильевич Марков. Большие средства он жертвовал и на развитие в крае медицинского обслуживания. Это он оснастил амбулаторию в своем Желнино, внес существенный вклад в строительство противотуберкулезного санатория. С участием Маркова в его родном селе было открыто училище, в котором ребят обучали столярному мастерству. Чернореченцы, конечно же, знали и о 100-местном Нижегородском детском приюте, прозванным в народе «Домом подкидышей». Здание для него было выстроено в 1910 году на Мартыновской улице (ныне пересечение ул. Семашко и Ковалихинской) по инициативе и на средства почетной гражданки города, вдовы Василия Козьмича - купчихи Агнии Николаевны Марковой. На следующий год профессор Илья Ильич Мечников, знакомясь с приютом, отметил, что «такому дому было б место и в Париже». Сегодня это здание по-прежнему функционирует, в нем располагается детский лечебно-диагностические центр.

Особняк же на Ильинской улице в 1918 году был национализирован и в последующие годы использовался в общественных целях. С 40-х годов в нем располагался противотуберкулезный диспансер, а с 1985 по 1987 год здание было реконструировано под студенческую поликлинику, находившуюся здесь до 2006 года. Затем как учебный корпус оно вошло в состав Нижегородского архитектурно-строительного университета, который на новую реставрацию дома Маркова затратил около 1 млн. долларов.

Трудно сложилась после революции судьба Арсения Васильевича. У него не только отобрали всю недвижимость, он был вынужден покинуть родные места. Обосновался в Москве, где все оставшиеся годы работал шофером-механиком в гараже артиллерийской школы. Утрата состояния, былого социального статуса, конечно же, пагубно отразилась на здоровье этого щедрого человека. В 1928 году он умер.

Сегодня, любуясь домами Марковых и Солиных в Желнино и в Нижнем Новгороде, мы вспоминаем этих людей и их благородные дела.

Вогауштрассе – так в конце XIX века прозвали улицу Воронцово поле. Впрочем, этот красноречивый топоним, свидетельствующий о том, что здесь, от самого Земляного вала до самого Яузского бульвара что ни дом, то собственность многочисленных членов семейного клана Вогау, с полным правом можно распространить и на переулки. В Кривогрузинском (ныне — переулке Обуха) стоит великолепной краснокирпичной архитектуры лютеранская больница, построенная на средства семьи Вогау (впрочем, жертвовали и другие прихожане лютеранского собора Петра и Павла). А в Большом Николоворобинском — усадьба Тессена-Островских-Марков с особняком, который в 1884 году построил семейный архитектор клана Вогау – Виктор Коссов (он же строил кирху Петра и Павла в Старосадском) для одного из трех совладельцев фирмы Вогау – Моритца Марка и его жены Софии, урожденной Вогау.

Интересно, что когда-то на этом месте располагалось обширное владение, до самой Яузы, с живописным парком. Усадьбой (в московедческой литературе ее обычно называют усадьбой Тессина, Островских, Марков) владел удачливый судебный стряпчий — Николай Фёдорович Островский (отец драматурга. Кстати, сам Александр Николаевич провел здесь полжизни). Но когда в Большом Николоворобинском решили поселиться Марки-Вогау, они купили только небольшую часть усадьбы. Спрашивается, почему? Деньги-то у семьи Вогау были, и побольше, чем у любого стряпчего. Недавно, к 100-летию февральской революции, журнал Forbes оценил состояние крупнейших предпринимателей дореволюционной России. В этом рейтинге Вогау с капиталом 41 миллион рублей (492 миллиона $ в пересчете на нынешний курс) занимают пятое место. После лидера списка — Второва с его более чем 60 миллионами (720 миллионов $ по сегодняшнему курсу), нефтянников (60 млн рублей), с их 44 с лишним миллионами рублей (их посчитали всех вместе – Захаровичей, Абрамовичей, Викуловичей и Тимофеевичей, хотя это объединение весьма условно, дела-то они совместно не вели и единого концерна не составляли) и банкиров Поляковых (49,5 миллионов рублей).

За каждым коммерческим успехом есть своя история. Со своими секретами, позволившими за короткий срок проделать путь с нуля. Об этом, и еще о перипетиях семейной истории клана Вогау, мы и будем говорить на экскурсии. Мы осмотрим оставшиеся интерьеры особняка Марков-Вогау и настоящую жемчужину — дубовую столовую.

Записаться на эту

Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин
Фото: Ю.Звёздкин