Экспозиция в анфиладе позволяет проследить, как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении истории, как развивалось изучение деревянного зодчества, как приходило осознание необходимости его сохранения, консервации и реставрации. Деревянная архитектура стала неотъемлемым символом русской культуры, и интерес к исследованию её истории и перспективам развития с каждым днем возрастает.

Дом Е.А. Ершовой. Начало XIX века. С Ястребово, Великоустюжский район, Вологодская область. Макет, 1980.

Открытие русского деревянного зодчества как художественного направления произошло во второй половине XIX века. Усилившийся в российском обществе интерес к собственной истории, осознание особого исторического пути России в реде славянофилов активизировали в середине XIX века развитие новой науки - Истории русского искусства и ее особой части - Истории отечественной архитектуры.

Ветряная мельница-столбовка. XVII век. С. Щелкова, Кирилловский район, Вологодская область.

Ветряная мельница-столбовка (столбянка) - сооружение для размола зерна, конструктивной основой которого служил центральный неподвижный столб, вкопанный в землю. Устойчивость конструкции придавали рамы, столбы, «ряжи», «срубы». Вокруг центрального столба вращалась клеть амбара с мельничным оборудованием, включающим бревенчатый горизонтальный вал, крылья-махи на 4, 6, 8 лопастей, «воротила» (брёвна, при помощи которых клеть амбара поворачивается вокруг столба). Стенки амбара рубили из брусьев, обустраивали двускатную кровлю, снижая тем самым вес мельничного помещения. В зависимости от вида опоры мельницы-столбовки подразделяли на мельницы «на рамах», «на столбах», «на срубах», «на ряже» (ряж - деревянный сруб, заполнявшийся вязкой глиной или булыжником, служивший фундаментом всего сооружения). Срубная конструкция фундамента могла соединяться с фундаментом «в режь».

Успенская церковь. 1774. г. Кондопога, Карелия. Макет, 1980. Автор В.И. Садовников. Дерево, камень, металл, стекло, опилки, окраска.


Неподдельный интерес к древнерусской архитектуре, к русскому деревянному зодчеству был обсловлен желанием российских исследователей обратиться к историческим корням русской культуры. Ученые стремились обрести представление о подлинно русском искусстве, определить «черты его самобытности», отрешившись от произведений, созданных в европейских стилях, которые пришли в Россию после Петровских преобразований.

Фрагмент главы церкви Иоанна Богослова на Ишне, 1687 г. с. Богослов, Ростовский район Ярославская область. Копия. 1950-е годы.
Автор Б.В. Гнедовский. Дерево, резьба, столярная работа, лемех.

Лемех — кровельный материал в виде небольших деревянных пластин. В современном храмовом строительстве и в зодчестве Древней Руси использовался для покрытия куполов, бочек, кокошников, луковичных главок православных храмов. Изготовляется из осиновых дощечек, концы которых заостряются в виде ступенчатого клина (городчатый) либо имеют округлое или треугольное завершение. Профиль лемеха имеет выпуклую форму (сообразно покрываемой поверхности), что значительно усложняет его изготовление и повышает требования к качеству древесины. Длина одного элемента — до 50 см. Прибиваются рядами, внахлёст. Назван «лемехом» благодаря всё той же выпуклой форме, по аналогии с плугом.

Троицкая церковь. 1727. С. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область. Макет. 1977.
Авторы: В.И. Садовников, В.В. Суслов (обмеры). Дерево, опилки, пластик, тонировка.


Изучая вновь обнаруженные произведения русского деревянного зодчества, делая их зарисовки, обмеры, фотографии, ученые второй половины XIX -начала XX века пытались определить специфику дерева как строительного материала, делали первые шаги в определении архитектурных особенностей русских деревянных храмов, выявляя основные типы сооружений.

Д.П. Сухов. Троицкая церковь. 1727. С. Нёнокса, Приморский район, Архангельская область.
Перспектива. 1925. Бумага на картоне, акварель.


Один из залов анфилады практически полностью отведен проектам выставочных павильонов. Начиная с Всемирной выставки в Париже 1867 года, начала практиковаться постройка национальных павильонов, что стало особой профессиональной задачей для российских архитекторов. Такое проектирование вырывалось из канвы каждодневной работы зодчих, вольно или не вольно переводило их творения в разряд временных объектов, родственных театральным декорациям.

М.Н. Чичагов. Императорский павильон на Политехнической выставке в Москве. 1872. Фасад, план.


В начале 1870-х годов народнические идеи, активно пропагандировавшиеся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, пробудили в художественных кругах России повышенный интерес к национальной культуре, крестьянскому деревянному зодчеству и русской архитектуре XVI-XVII вв. Они способствовали появлению на Международных выставках XIX века выставочных павильонов выполненных в «русском» стиле, который отличался острой выразительностью и узнаваемостью самобытного национального образа.

И.П. Ропет при даче С. Мамонтова, близ Москвы. Главный фасад.
Из сборника «Мотивы русской архитектуры». Лист 33-34. Издание и литография А. Рейнбот, С. Петербург. 1878.

М. Кузьмин. Загородный дом. Боковой фасад.
Из сборника «Мотивы русской архитектуры». Лист 15. Издание и литография А. Рейнбот, С. Петербург. 1878.


После революции от проведения выставок не отказались, но теперь павльоны отражали дух нового времени, а не сказочные русские терема.

К.С. Мельников. Павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустано-промышленной выставке 1923 года.
Макет 1982.


«Махорка» - павильон Всероссийского махорочного синдиката - является первой моей работой, построенной в 1923 году на первой Сельскохозяйственной выставке у Крымского моста в Москве. По заданию требовалось разместить на 270 кв. м. фабрику с механизированным оборудованием, помещения для экспонатов и оранжереи.» К.С. Мельников.

А.В. Щусев. Павильон боевых трофеев в ЦПКиО им. Горького. 1941. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь, акварель.


В архитектуре нового советского государства применение дерева в качестве строительного материала носило вынужденный характер и было обусловлено отсутствием возможности масштабного каменного строительства. Большое распространение деревянная архитектура получила при возведении временных сооружений, наделенных большой смысловой нагрузкой. Мемориальные и выставочные сооружения, трибуны различного характера, общественные задния, требующие быстрого возведения, наряду с различного рода хозяйственными постройками в 1920 годы строились в основном из дерева. Этот строительный материал позволял в сжатые сроки добиться необходимого образного решения при относительной легкости конструкции.

Второй деревянный мавзолей В.И. Ленина. Май 1924 года. Архитектор А.В. Щусев. Макет выполнен А. Юрковым под руководством автора.

А.В. Щусев. Деревянный мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Вторйо вариант. 1924 год. Перспектива. Бумага, уголь, сангина.

Строительство второго временного мавзолея В.И. Ленина на Красной площади. Обшивка деревянными панелями фасадов.
Упаковка памятника «Рабочему». (худ. Франц Лехт, 1922). Фото, весна 1924.

Первый деревянный мавзолей В.И. Ленина. Январь 1924 года. Архитектор А.В. Щусев.
Макет выполнен Музеем архитектуры. Исп. Р. Кожевников. 1970 г.

Первый временный мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Общий вид с памятником «Рабочий» (худ Франц Лехт, 1922)
Фото, январь 1924. Пересъемка из Партийного архива.


В середине 1930-х годов отмечался размах в проектировании и строительстве новых типов общественных зданий для колхозов, и прежде всего сельских клубов. Совесткий клуб являлся одним из важнейших общественно-политических и культурных сооружений социалистичсекой деревни. Ему отводилась ведущая роль в общей планировочной композиции поселка, взамен церковной доминанты.
Новый интерес к традиционному строительному материалу - дереву - возникает в один из наиболее драматических периодов в истории нашей страны - во время Великой Отечественной войны.

Н.И. Гайгаров. Памятник на месте сожженной деревни. 1940-е. Фасад. Бумага, карандаш, тушь, акварель, гуашь.


Большие людские потери, огромное количество индивидуальных и массовых захоронений, привели к возникновению большого количества памятных знаков. Материалом для такого рода сооружений была выбрана древесина.

Н.И. Гайгаров. Памятные знаки на могилах воинов. 1940-е. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь.


Заключительный зал анфилады посвящен музеям под открытым небом, в которых сохраняются деревянные постройки. Часто российские музеи под открытым небом основывались на месте значимых архитектурных ансамблей. Иногда основной будущего музея становился памятник каменного зодчества с обширной свободной от застройки территорией или закрытый в период советской власти монастырь с большим пространством, ограниченным монастырскими стенами.

Якутский острог. 1683. Г. Якутск, республика Саха(Якутия). Макет. 1956.
Авторы: А.Т. Юрков, Н.Д. Виноградов. Дерево, нитки, пластик, тонировка
.


Наверное самый известный музей деревянного зодчества - это выдающийся памятник русской архитектуры XVIII-XIX веков, объект Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО - ансамбль Кижского погоста. Памятники острова были поставлены на охрану в 1920 году. В 1945 году территория погоста была объявлена государственным заповедником.

Погост Кижи. XVIII века. Карелия. Макет. 1947. Дерево, латунь, оргстекло, пластмасса, металл, камень, нитки, окраска, тонировка.


История практически всего русского деревянного зодчества открывается для посетителей в Музее Архитектуры. Утилитарные строения и фантазии архитекторов все переплелось в залах анфилады дворца Талызиных на Воздвиженке. Приходите в музей увидеть красоту деревянных строений и почувствовать тепло живого дерева, затейливость старых мастеров и утилитаность нового времени.

Выставка продлится до 22 ноября 2015 года.

О ВЫСТАВКЕ

"Русское зодчество XVII-XXI вв." масштабный проект, демонстрирующий развитие русской архитектуры с XVII века до современности, эволюцию на протяжении веков.

Экспозиция выставки охватывает видоизменения от изучения деревянного зодчества до осознания необходимости сохранения и реставрации объектов культурного и исторического наследия.

"Русское деревянное зодчество - один из тех символов, по которым Россию узнают во всем мире. Основная цель выставки - демонстрация образцов и элементов традиционного русского зодчества XVII – XXI вв., привлечение внимания к проблемам сохранения исторического наследия, формирование некой преемственности в архитектурном и градостроительном развитии Москвы", - отмечает директор ГБУ "Мосстройинформ" Фарит Фазылзянов. - Объемы реставрации памятников в столице в последние годы значительно выросли. Так, с 2011 года Стройкомплексом Москвы были проведены работы более чем на 700 объектах".

Участие в выставке принимают Департамент культурного наследия города Москвы, Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Коломенское", ГУП "Моспроект-2" им. М.В. Посохина, Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века", ГБУК г. Москвы "Музей "Садовое кольцо".

Выставка "Русское зодчество XVII-XXI вв"» будет представлена в нескольких тематических направлениях: "усадьбы через призму времен", "архитектура храмов и монастырей Москвы XVII века", "реставрация архитектурных объектов", "русское зодчество в миниатюре" (архитектурные макеты наиболее интересных объектов). Кроме того в рамках проекта пройдет выставка работ конкурса "Мы-Русичи", Фонда поддержки молодых дизайнеров и архитекторов "ТВОРИ!".

"Одним из критериев русского зодчества является "совершенная гармония с окружающим ландшафтом". Этот признак смело можно отнести ко всему русскому деревянному зодчеству, - говорит начальник Управления градостроительных выставок ГБУ "Мосстройинформ" Ильмира Галиаскар. – Например, к выдающимся произведениям деревянного зодчества относится дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Это целый город с башенками, чешуйчатыми крышами, крылечками с витыми "колоннами". Различные постройки - хоромы, выполненные в индивидуальной манере, не похожие друг на друга, связывались между собой переходами и насчитывали 270 комнат и 3000 окон. Современники называли его "восьмым чудом света". Подобные, яркие проекты мы и стараемся собрать в экспозиции нашей выставки".

Время проведения: 15.05.2018 – 07.10.2018

Место проведения: Церковь святого великомученика Георгия Победоносца

из Архангельской области в Коломенском

Отсчет истории создания Музея деревянного зодчества начался с 1 августа 1920 года, с даты выступления основателя музея «Коломенское» и его первого директора Петра Дмитриевича Барановского на заседании ученого совета Всероссийских государственных реставрационных мастерских. Его доклад назывался «О научных задачах организации Музея русского деревянного зодчества на открытом воздухе в Коломенском».

Практически с самого начала основания музея из окрестностей Москвы и с Русского Севера в Коломенское стали привозить деревянные постройки, которые, по словам П.Д. Барановского, были «подлинными памятниками деревянного русского зодчества, лишившимися своего функционального содержания и стихийно разрушавшимися».

Выставка, подготовленная к 95-летию музея «Коломенское» и посвященная созданию музея на открытом воздухе, рассказывает об исследовательской работе сотрудников музея-заповедника по изучению и сохранению уникальных памятников русского деревянного зодчества. На выставке экспонируются старинные инструменты мастеров-строителей, многочисленные фотоизображения деревянных сооружений, их чертежи. Каждому памятнику соответствует фоторепортаж, который включает в себя рассказ о первоначальном месте нахождения памятника, о его установке и сборке на территории Коломенского. Произведения графики отражают художественный образ памятников.

Экспозиция выстроена в хронологической последовательности. Памятники представлены в соответствии с датой их поступления в Коломенское.

Первым экспонатом, перевезенным в Коломенское, стала хозяйственная постройка из села Преображенского. В 1927 году П.Д. Барановский обнаружил в окрестностях Москвы большой деревянный сарай конца XVII–начала XVIII века, сложенный из массивных бревен, которые остались от дворца Петра I в Преображенском. В том же году постройку перевезли в Коломенское и установили на территории Государева двора.

Затем в Коломенское были перевезены и тем самым спасены уникальные деревянные строения: Моховая башня Сумского острога (1931 г.), Проездные ворота Николо-Корельского монастыря (1933 г.), Домик Петра I (1934 г.), Башня Братского острога (1959 г.), церковь святого великомученика Георгия Победоносца 1685 года из Архангельской области (2008 г).

Выставка о Музее деревянного зодчества не случайно располагается в церкви святого великомученика Георгия Победоносца, которая и сама является прекрасным произведением архитектуры Севера. Ее старинный интерьер дополняет и обогащает содержание выставки.

У каждого памятника есть свои неповторимые истории. Приглашаем вас познакомиться с ними.

В рамках проекта «Русское деревянное. Взгляд из XXI века» Музей архитектуры им. А.В. Щусева развернул выставку «Возрождение. Деревянные храмы Русского Севера». Экспозиция, посвященная северному деревянному зодчеству, организована в музейном флигеле «Руина».

Выставка расскажет о деревянных храмах и часовнях Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях и Карелии. Проект куратора Марии Уткиной посвящен показу памятников - жемчужин деревянного зодчества, находящихся на грани гибели.

Благодаря усилиям волонтеров некоторые храмы удалось восстановить и сохранить. Посетителям будут представлены фотографии, макеты деревянных храмов, а также видеофильмы, снятые за несколько лет экспедиций.

Деревянные бревенчатые храмы составляют оригинальную и самобытную часть культурного наследия России и не имеют в мире аналогов. На Русском Севере, в селах и деревнях Архангельской, Вологодской, Ленинградских областях и Карелии, еще сохранились удивительные памятники деревянного зодчества, среди которых несколько сотен деревянных церквей и часовен конца XIX - начала ХХ века.

Если раньше деревянная церковь была в каждой деревне и поселке, то теперь их, если верить статистике, осталось около семисот: 356 церквей и 338 часовен в Архангельской и Вологодской областях и Карелии.

Сложная ситуация, сложившаяся в сфере реставрации памятников, законодательные, технологические и кадровые и иные проблемы ведут к неизбежным утратам деревянных построек, многие из которых расположены вне населенных пунктов, а некоторые вообще не учтены. Деревянные храмы, дома, часовни гибнут из-за небрежения, гниения, ударов молний и пожаров.

Интерес, проявленный в последние годы к возрождению заброшенных северорусских храмов, инициативные и волонтерские работы приезжих горожан сегодня становятся первыми шагами к сохранению уникальных памятников и возрождению храмов.

Несколько лет назад были созданы волонтерские движения, которые проводят консервационные работы: убирают мусор, латают крыши, выходят на субботники с местными жителями, занимаются с детьми. За годы существования волонтерских проектов было проведено более 100 консервационных работ, 3 храма и 3 часовни были полностью отреставрированы.

Организаторы и участники выставки надеются, что экспозиция привлечет внимание широкой общественности к катастрофическому состоянию памятников деревянного зодчества, и поможет найти ресурсы - финансовые, инициативные, административные - для спасения и реставрации деревянных храмов Русского Севера.

Организаторами выставки выступили Музей архитектуры, Министерство культуры РФ и Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи».

Русский Север давно является предметом исследований историков, этнографов, искусствоведов и архитекторов. Так, например, в июле этого года состоялась премьера полнометражного документального фильма , посвященного жизни российских северных деревень и рассказывающего об исчезающих деревянных церквях и обычаях местных жителей.

О степени изученности архитектурного наследия северных регионов России говорит, среди прочих, тот факт, что здесь до сих пор находят бесхозные, заброшенные храмы. Последний подобный случай произошел в августе 2015 года, когда в результате прокурорской проверки в Архангельской области были обнаружены сразу .

Существенную сложность в деле сохранения и реставрации памятников деревянной архитектуры Русского Севера представляет отсутствие достаточного финансирования в местных бюджетах. Иногда ради спасения уникальных памятников энтузиасты предлагают даже перевозить их на новое место. Такой вариант решения проблемы обсуждается, в частности, в отношении а погоста Леждома Грязовецкого района Вологодской области (XVIII в.). Вполне возможно, для сохранения храма его перевезут в Татарстан.

Деревянное зодчество – изюминка отечественного туризма. В разных областях страны собраны строения, относящиеся к этому стилю. Они соединены в полноценные музеи под открытым небом и выглядят максимально аутентично. Перед туристами предстают маленькие поселения, существующие, как напоминания о прошлом и о традициях русского народа.

Каждое подобное место неповторимо. Побывав в одном, путешественники получат представление о деревянном зодчестве, но, переместившись в другое, точно узнают много нового. Ряд музеев дополнен и другими экспозициями, например, внутренним убранством, диорамами, воспроизведением сцен из жизни предков. Всё это вписано в единую концепцию и помогает гостям лучше прочувствовать атмосферу.

Памятники русского народного деревянного зодчества

Музеи под открытым небом. Список самых интересных и красивых мест, фото и описание!

Музей-заповедник «Кижи»

Находится в Карелии. Основан в 1966 году. Относится к территории одноименного заказника, поэтому деятельность здесь ограничена. Экспозиция обширна, большая её часть находится на острове Кижи, отсюда и название. Первые экспонаты – пара церквей с колокольней, построенные на рубеже XVIII-XIX веков. Постепенно добавились и другие строения, некоторые – более ранние: Дом Ошевнева, храмы, мельницы, амбар.

Шушенское

Находится в Красноярском крае, основан в 1930 году. Выглядит, как настоящее село начала прошлого века. Экспозиция включает порядка 30 построек. Почти все из них подлинники. Сохранена или воссоздана внутренняя обстановка. Воссозданы сцены из быта сибирских крестьян, есть два дома, где временно жил Ленин. Регулярно устраиваются фольклорные мероприятия. Экскурсия рассказывает о народных промыслах.


Малые Корелы

Находится в Архангельской области. Основан в 1964 году. Площадь – почти 140 га. Включает в себя порядка ста построек разного назначения. Сюда свезли жилые дома, как купцов, так и крестьян, амбары, колодцы, ограды и прочее. Датированы экспонаты периодом с XVI по XIX век. Также здесь представлены предметы искусства и творчества, созданные представителями северных народов.


Семёнково

Находится в Вологодской области. Основан в 1979 году. Площадь – около 13 га. Выглядит, как русская деревня конца XIX – начала ХХ века. Экспозиция включает 19 строений: дома, амбары и баня – подлинники, часовня современная, но построена, повторяя стиль прошлого. Самое старое здание – дом Кочкиных, наиболее украшенное – дом Бочкиных. Работает несколько выставок, как постоянных, так и сменяющих друг друга.


Василёво

Находится в Тверской области. Основан в 1976 году. Комплекс составлен из привозных объектов XVIII–XIX веков. Главные постройки: церковь Преображения, Знаменский храм, ярусная Успенская церковь и прочие. Ландшафтный парк разбит здесь же, его особенность – валунный «Чертов мост», гармонично вписанный в ансамбль. Проводится ряд регулярных мероприятий, в том числе традиционные «Троицкие гулянья».


Витославлицы

Находится в Новгородской области. Основан в 1964 году. Название получено в честь села, существовавшего здесь ранее. На территории собраны памятники архитектуры, созданные в XVI веке и позже. Проводятся этнографические фестивали и народные гулянья, устраиваются смотры народных художественных промыслов с мастер-классами. Достопримечательность рядом – Свято-Юрьев мужской монастырь.


Костромская слобода

Находится в Костромской области. Основана в 1955 году. Рядом стоит Ипатьевский монастырь. Главная достопримечательность – церковь Собора Пресвятой Богородицы – это самая старая из сохранившихся подобных построек в Центральной части России. Создание музея частично было вынужденной мерой: сюда свозили архитектурные памятники с затапливаемых территорий, чтобы спасти хрупкие деревянные объекты от уничтожения.


Музей деревянного зодчества в Суздале

Находится во Владимирской области. Основан в 1854 году. Помимо жилищ крестьян и батраков на территории есть Преображенская и Воскресенская церкви, хозяйственные постройки, дворы оформлены в соответствующем стиле. Если выбрать не свободное посещение, а экскурсионный тур, то можно ознакомиться с внутренним убранством. Проводятся временные выставки на разные темы, например, «Увертюра к обеду» и «Перед судом истории».


Тальцы

Находится в Иркутской области. Основан в 1969 году. Всего здесь порядка 40 памятников архитектуры. Помимо привычных для таких музеев хат и церквей, здесь есть уникальные экспонаты: Эвенкийское стойбище, Кузнечная площадь, Острожные башни, Илимский острог. Работают постоянные выставки, вроде «Тальцинской керамики». Зимой заливается ледяная горка, проводятся увеселительные мероприятия.


Хохловка

Находится в Пермском крае. Основан в 1969 году. Площадь – около 35 га. Состоит из 23 памятников архитектуры. Почти во всех сохранены оригинальные интерьеры или оборудованы выставочные залы. Ежегодно проводятся «Большие манёвры на Хохловских холмах» – фестиваль и военно-историческая реконструкция. Место проведения и других краевых мероприятий, например, Масленицы.


Парковый комплекс «Усадьба «Богословка»

Находится в Ленинградской области. В состав входят: усадебно-парковый комплекс Зиновьевых, туристический и культурный центры. Главная достопримечательность — действующая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – это воссозданная копия сгоревшей постройки 1708 года. Музей усадьбы собирает предметы народного творчества и принимает в дар даже современные экспонаты, если они достаточно оригинальные и интересные.


Марийский этнографический музей

Находится в республике Марий Эл. Основан в 1983 году. Площадь – более 5 га. Экспонаты – архитектурные памятники, предметы быта и творчества со всей территории Марийского Поволжья. В центре комплекса установлена шатровая ветровая мельница. Посетить музей можно самостоятельно, однако в этом случае входить внутрь построек нельзя, эта часть экспозиции исключительно для экскурсионных туров.


Этнографический музей народов Забайкалья

Находится в республике Бурятия. Основан в 1973 году. Представлены постройки, связанные с каждой из групп народов Забайкалья. По этой причине рядом оказались: эвенкийские чумы, бурятский дуган, могильник хуннской культуры и т.д. Представлены также дома старообрядцев и городские атрибуты прошлого. Широко отмечается на территории музейного комплекса Масленица, гулянья растягиваются на неделю.


Нижнесинячихинский музей-заповедник

Находится в Свердловской области. Основан в 1978 году. В одном месте собраны жилища народов Урала, а также хозяйственные постройки и предметы быта. Самые приметные экспонаты: три усадьбы зажиточных крестьян, каждая представляет свой век от XVII до XIX, пожарная каланча, ветряная мельница, сторожевые башни и часовни. В музее хранятся иконы и древние манускрипты.


Историко-архитектурный музей под открытым небом в Новосибирске

Находится в Новосибирской области. Основан в 1981 году. Спасо-Зашиверская церковь – лицо комплекса. Другие объекты: избы, амбары, острог, баня по-чёрному. На общем фоне выделяются буддийские дуган и юрта, подаренные регионом музею. У территории большой потенциал, проект был изначально шире в культурном и историческом плане, поэтому работы по его развитию продолжаются.


Коломенское

Находится в Москве. Музей основан в 1923 году. Образцы деревянного зодчества свозились сюда из многих областей. Несколько церквей разных веков постройки дополняются более редкими экспонатами: водовзводной башней, домиком Петра I, доставленным с острова Святого Марка, сытным двором, полковничьими палатами и т.д. Деревянный дворец царя Алексея Михайловича – воссозданный образец из железобетона, но покрытый деревом – украшение экспозиции.


Щелоковский хутор

Находится в Нижегородской области. Площадь – около 36 га. Выглядит, как типичная заволжская деревня середины позапрошлого века. Всего в него входит 15 объектов: от изб до амбаров. К жилищам прилагаются предметы обихода, вроде саней, прялок, сундуков, посуды и прочего. В течение года проводятся мастер-классы народных промыслов, гулянья, приуроченные к большим праздникам, фольклорные концерты.


Мышкинский народный музей

Находится в Ярославской области. Основан в 1966 году. Сюда свезли деревянные постройки разной исторической ценности из соседних сёл. Коллекция сопутствующих экспонатов обширна. Некоторые фонды оформлены в полноценные выставки, например, «Прялки Нечерноземья». Здесь проводятся тематические конференции. Главная достопримечательность – Музей мыши, появившийся в 1991 году.


Новый Иерусалим

Находится в Московской области. Основан в 1920 году. Примечательные экспонаты: часовня, крестьянская усадьба, ветряная мельница. В музее хранится порядка 180 тысяч единиц фондов. Достопримечательность рядом – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Работают постоянные и временные выставки, причём их тематика иногда далека от основного направлении Нового Иерусалима.


Кенозерский национальный парк

Находится в Архангельской области. Основан в 1991 году. В этом месте природа и культурно-исторические ценности не просто соседствуют, но и дополняют друг друга. На территории имеются памятники эпохи неолита, обширные леса, озёра, Кенозерская впадина, Озовая гряда, несколько часовен, включая часовню Николая Чудотворца. Флора и фауна представлены множеством видов.


Этномир

Находится в Калужской области, открыт в 2007 году. Площадь – более 140 га. Уникальное место, так как представляет экспонаты со всего мира. Есть несколько самостоятельных музеев, входящих в комплекс: Музей пчеловодства, Музей самоваров, Музей Беларуси, Музей карт и прочие. Работают постоянные выставки, например, «Мировые архитектурные шедевры». Территория разделена по регионам.


Ангарская деревня

Находится в Иркутской области. Значится в качестве музея с 1979 года. Первые экспонаты прибыли сюда с затопленных территорий. Разделён на два направления: русский и эвенкийский. Они пересекаются в некоторых деталях, но сами строения и убранства различаются разительно. Есть полноценная экспозиция в виде стоянки эвенков, очень детализированной и точной. Всего в музее порядка 25 строений.


Томский музей деревянного зодчества

Находится в Томской области. Постоянная экспозиция работает с 2009 года. Редкий музей такого типа для Сибири, однако, в отличие от большинства, не имеет реальных примеров сооружений. Экспонаты распределены по нескольким залам. Имеются фрагменты домов, части облицовки, ставни, фотоматериалы, документальные свидетельства. Экскурсия включает рассказ об этапах становления деревянного зодчества.


Музей-заповедник «Дружба» в Соттинцах

Находится в Якутии. Основан в 1987 году. Создан на территории, где ранее находился первый в Якутии острог. Цель сбора экспонатов – показать, как русская культура влияла на народы, населявшие эту местность на историческом срезе. Купеческий дом, восстановленное национальное кладбище, коллекция утвари и других предметов хозяйственного назначения – часть коллекции музея.


Музей «Лесная крепость»

Находится в Рязанская области в Клепиковском районе, деревня Лункино. Все постройки очень яркие, об исторической ценности здесь речи не идёт – большинство новостройки и копии. Много резных скульптур из дерева, разбросанных по всей территории. Вход платный, но цены символические. Располагается в лесополосе, окружён забором и резными воротами. Внутри работает постоянная выставка.