В сентябре 1943 года в городе, освобождённом от фашистов, где дымились развалины, организовался театр для детей - театр кукол. Маленькие зрители увидели первый спектакль "По щучьему велению". Первым режиссёром и художественным руководителем театра была А.А. Воскресенская, в прошлом актриса Ленинградского театра кукол. В первом спектакле принимали участие О. Логвинова, Г. Пронина, Г. Попова, М. Булавко - люди, всю свою жизнь посвятившие театру кукол. Работали артисты в трудных условиях: не было помещения, костюмов, транспорта. Часто приходилось выступать в госпиталях перед ранеными. И взрослые, прошедшие суровые военные дороги радовались этим встречам не меньше малышей. Первые пять лет театр не имеет своего помещения - зимой ютится то в одном, то в другом клубе города, а летом ездит по области, показывая свои спектакли детям и взрослым.

В 1947 году в театр приходит музыкальный руководитель Г.П. Малыгина и с тех пор становится неразлучным спутником труппы. В 1948 году театр кукол получает официальное помещение и машину-полуторку. Коллектив к этому времени совсем окреп. В театре работают талантливые люди: заслуженный артист РСФСР В. Аболмазов, артисты В. Ткаченко, Е. Миронова, М. Соколова. В этом же году состоялась первая творческая командировка в Москву, где артисты встретились и познакомились с работой театра кукол С. Образцова. В начале 50-х годов А.А. Воскресенская вывела Орловский театр кукол в пятёрку лучших театров страны.

Шли годы, театр становился на ноги, появился интересный репертуар, поставленный замечательным режиссёром Е.С. Феодориди. Старшее поколение до сих пор помнит её спектакли "Терем-теремок", "Три поросёнка", "Колобок", "Поросёнок Чок" и многие другие спектакли.

Своё двадцатилетие театр отмечает в реконструированном здании Богоявленского собора. В театр приходят новые артисты и режиссёры. Хорошо оборудованная сцена позволяет ставить сложные в постановочном плане спектакли. Художественное оформление спектаклей становится более ярким, сложным по свету, появилась возможность интересного использования музыкального оформления. В 1973 году на Втором Всероссийском фестивале драматургии и театрального искусства народов СССР, проходившем в Ленинграде, спектакль по пьесе Я. Райниса "Золотой конь", в постановке В. Вольховского получил диплом первой степени.

С 1970 года связана с театром судьба С.А. Самойлова. Выпускник Горьковского театрального училища получил ещё и высшее специальное образование и с 1985 года работает директором театра кукол.
Главным художником в театре с 1975 года работает Л.Е. Жмакина, выпускница ОГПИ, у которой за плечами большой творческий багаж. Она является единственным в городе специалистом в области профессионального искусства театра кукол, знающим технологию изготовления всех компонентов сценического оформления.

Главный режиссёр театра B.C. Сергейчев пришёл в театр в 1992 году. Он выпускник Горьковского театрального училища и в 1972 году закончил высшие режиссёрские курсы в Государственном академическом Центральном театре кукол С.В. Образцова в Москве.
Актёрский век не долог. Шли годы, изменялась труппа, в театре появлялись новые люди, которые сейчас уже признанные мастера: заслуженная артистка РФ Г. Самойлова, артисты Т. Легкобит, Л. Чекмарёва, В. Востриков, В. Смирнов. Ведущие артисты: М. Груздева, З. Потапова, В. Козлов, Д. Филёв. Дважды на базе ОГИИиК на кафедре режиссуры и актёрского мастерства набирался курс актёров-кукловодов. У ребят была база для практики - театр кукол, и опытный педагог - главный режиссёр театра B.C. Сергейчев. Студенты сразу вливались в творческий процесс, принимая участие в спектаклях и новогодних интермедиях. По окончании института многие из них стали артистами театров кукол различных городов России. В Орловский театр кукол пригласили работать С. Комарову, Р. Овсянникову, С. Селихова, Г. Сидорову, которые сейчас заняты во многих спектаклях текущего репертуара.

Театр неоднократно участвовал в международных фестивалях (Горький - 1987, Шарлевиль-Мезиер, Франция - 1994, Белгород - 1997, 1999, 2002, Москва - 2001). Орловский областной театр кукол имеет обширную географию гастрольных поездок - это не только Орловская область и регионы бывшего СССР. В 1992 году Орловский областной театр кукол был с обменными гастролями в Болгарии.

В 1994 году театр кукол переехал в здание ДК Строителей и стал обживать новое помещение. В 2000 году на фасаде театра появились чудо-часы, в которых каждый час звучит музыку и начинают двигаться герои детских сказок: Кот в сапогах. Пьеро, Мальвина и Буратино.

К открытию 59-го театрального сезона в 2001 году в верхнем фойе театра кукол появился удивительный сказочный уголок, где детей ждут их любимые персонажи - Белоснежка и семь гномов, три медведя, стойкий оловянный солдатик и балерина, Дюймовочка. Автор всего этого великолепия главный художник театра кукол Л.Е. Жмакина.

За время работы театра сменилось 13 главных режиссёров, девять домов, где куклы и люди не могли дышать друг без друга. Три поколения зрителей сменили друг друга в наблюдениях за приключениями зверюшек, забавных человечков, волшебников. Более двухсот пятидесяти постановок позади - русские сказки и сказки народов мира, Островский, Лесков, Гарсиа Лорка, наши современники. Театр в постоянном поиске новых форм, своеобразной драматургии. Сейчас в репертуаре театра кукол более двадцати спектаклей и большие творческие планы на будущее - это новые интересные спектакли для детей и взрослых.

В эту волшебную страну вход ни для кого не воспрещён. Но чаще предпочитают туда входить, конечно же, дети. Помните, как попала в воображаемый мир, населённый странными существами, Алиса из сказки Льюиса Кэролла? В отличие от той страны чудес, наша – не игра воображения, она – настоящая.

В детстве хотя бы раз каждый бывал в кукольном театре. Он никогда не уступит места игрушечным машинкам и роботам, интерактивным коврикам и компьютерным играм. Он – из мира детства и наполнен яркими красками наших воспоминаний. В Орловском областном театре кукол царит предпраздничная атмосфера: 23 сентября здесь вновь распахнут двери для мальчишек и девчонок.

Театральная афиша

О том, что ждёт маленьких зрителей в новом сезоне, рассказывает главный режиссёр театра заслуженный артист РФ Владимир Сергейчев:

– К открытию мы готовим новый спектакль по пьесе Евгения Сперанского «Необыкновенное состязание». Это как бы вторая серия его пьесы «Гусёнок» (в соавторстве с Ниной Гернет). Главные герои: семейная пара ежей и заяц-хвастун. Идея назидательная – «руби сук по себе». Из любимой ребятами серии «про ёжиков» – «Ёжик и ёлка» Сергея Козлова, автора мультфильма «Ёжик в тумане».

Вновь придут к зрителям и спектакли «со стажем», много лет не сходящие с театральных афиш: «Волшебная лампа Аладдина» и «По-щучьему веленью», премьера которого состоялась в октябре 1943 года.

«…Где куклы так похожи на людей»

История Орловского театра кукол началась в освобождённом от оккупации городе. Он долго не имел постоянного «места жительства» и поэтому часто переезжал. Актеры давали представления не только для детей, часто они выступали в госпиталях перед ранеными. Но городские старожилы помнят, что первый театр существовал ещё во время войны и располагался на улице Ленина (примерно там, где находится магазин «Каравай»). Когда город бомбили, снаряд попал в помещение театра.

– Это было трагическое зрелище для нас, детей, – рассказывает жительница Орла Людмила Алексеева. – Куклы валялись на улице среди битых стёкол, даже висели на проводах. Мне было тогда года четыре. Было страшно и до слёз жалко кукол. Они казались нам ранеными маленькими человечками.

Из «зазеркалья» - в закулисье

Волшебный момент в жизни театра – его закулисье. Актёры и их герои за кулисами – одно целое, один «живой» организм, работающий на одном дыхании. Как всегда, куклы в этом сезоне «оживут» в руках актёров со стажем – ветерана театра заслуженной артистки РФ Галины Самойловой, которая работает в нём с 1966 года, Владислава Вострикова и Владимира Смирнова, а также молодых – Светланы Комаровой, Раисы Овсянниковой, Галины Сидоровой. У каждого из них – разные роли в прямом смысле слова. Бывает так, что «мужская» роль, к примеру, волка достаётся не мужчине, а женщине и наоборот: принцессу играет молодой актёр. Режиссёр это называет работой «на сопротивление», которая заставляет актёров быть в тонусе, развиваться профессионально.

Перспективы и позитивы

Сегодня в кукольном театре проходят не только спектакли. В фойе открыта выставка рисунков – их ребята делают после просмотра. Руководит творческим процессом педагог-организатор Наталья Павлова. Конкурсы рисунков на асфальте, написание сценариев к праздникам – её рук дело. В театре вообще проводится много интересного. В том числе встречи с любимыми драматургами, писателями и художниками.

Ну а пока театральная труппа во главе с директором заслуженным работником культуры РФ Сергеем Самойловым ждёт в гости ребят. К открытию сезона они готовы.

Елена МАР
Фото Леонида ТУЧНИНА

Кстати:

Кукла, играющая на сцене, живет для ребёнка не условно, она – реальность, ожившая сказка.

Кукольный театр – это своего рода арт-терапия для ребёнка. Он помогает скорректировать негативные эмоциональные состояния. А ещё кукольный театр – эффективное и корректное средство сближения людей.


ИЗ ИСТОРИИ

Искусство оживления кукол – древнее. Один из самых первых популярных европейских кукольных героев – Пульчинелла. Родившись в Италии, он пересёк границы и прочно обосновался во Франции. Затем перебрался через Ла-Манш, покорив британцев, переплыл за океан в Америку. Добрался он и до России.

К концу XIX века русские народные кукольники владели, как правило, техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках – «марионеток» и театра перчаточных кукол – «петрушек».

В конце XIX века петрушечники обычно объединялись в пары с шарманщиками. С утра до позднего вечера ходили кукольники с места на место, повторяя за день по многу раз историю похождений Петрушки – она была невелика: всё представление длилось 20-30 минут.

«Божественная комедия»

Рассказывает бывший художник Орловского театра кукол Людмила Попова (Алексеева).

– В 1963 году к нам в Орёл приехал режиссёр Александр Алексеев. Решил он поставить «Божественную комедию». Но задействованы в спектакле были, в основном, люди, а не куклы. На роль Создателя режиссёр пригласил заслуженного артиста РСФСР Сергея Попова из драмтеатра. Роли Ангелов играли актёры нашего театра кукол. Им сделали цветные парики и крылья из поролона, что видны были только их головы и руки, т. к. сами актёры были в чёрных одеждах.

Алексеев был мастером спецэффектов. Всё действо игралось на фоне чёрного бархата. «По небу» проплывали белые облака, зажигались звёзды, для чего в бархате специально вырезали дыры. На деревьях «распускались» листья, «земля» вращалась, а по ней «шли» поролоновые куклы – Адам и Ева. Их изготавливали по подобию тех, что делали в театре Сергея Образцова.

Работать было интересно. Меня даже посылали на курсы в Москву от нашего управления культуры в театр Образцова. Сергей Владимирович специально оставлял мне место, чтобы я, просматривая спектакли, видела кукол в работе. Там же научили делать кукол с применением поролона…

К слову, спектакль «Божественная комедия» предназначался для взрослой публики, и билеты распродавались задолго до премьеры.

Кстати:

В «Простых вещичках» первокурсники из Варшавской театральной академии одушевляют картофелину и овощерезку, пилу и скатерть.

Главный художник Орловского областного театра кукол Любовь Жмакина:

Сейчас есть перемены в различных технологиях применительно к нашему делу. Раньше, например, для выклеивания папье-маше применялся «столярный» клей, теперь - ПВА. Грунтовка раньше варилась, теперь используются ПВА-белила. Меняется и внешний облик кукол, больше стилизации появилось. Вот только нет перемен в обустройстве театра. Большая проблема – отсутствие театральной ямы. Поэтому мы не можем сделать спектакль многоплановым и организовывать пространство под лучшим углом зрения для зрителя. Но мы живём надеждой на лучшее, ведь мы – кукольники. Верим, что и кукольные фестивали у нас будут когда-нибудь самые лучшие, не хуже, чем во Франции…

Мадонна или Матушка?

Моя кукла, сделанная по описанию из книги Котовых "Русские обряды и традиции. Народная кукла"

Эту куклу очень быстро окрестили Орловской мадонной. Обычное дело – при знакомстве с другими культурами наш народ с большой охотой перенимает разные диковинки и осваивает их, то есть - делает своими. Знаменитые на весь мир Вологодские кружева, самовар и косоворотка – известные примеры такого заимствования. Это хорошо и естественно – ведь для того и появляются отличные идеи, чтобы распространиться по всему миру на благо людям. Но когда перенимают без освоения, когда просто переносят что-то с одной почвы на другую, тогда хорошая идея с чужими корнями костью застревает в горле родной культуры, режет глаза, как аляповатая заплатка. И сразу же в обществе появляются два противоположных лагеря, непримиримо спорящих между собой – перенимать или не перенимать опыт других народов.

Но если думать в таких примитивных рамках, верного решения найти не удастся. Мышление начинается не с выбора да-нет, а с главного детского вопроса – почему? Почему на вологодское кружево смотришь с восхищением, а пузатый Дед Мороз в короткой шубке и штанишках заставляет недовольно морщиться? Почему итальянцам в голову не придёт назвать картину Рафаэля Сикстинской Матушкой , а наши женщины рассказывают друг другу, какие подарки положил их детям под ёлку Санта Клаус ? Почему чужое слово звучит для многих значительнее, весомее, даже поэтичнее своего?

Причин несколько. Первая и главная из них – люди не умеют говорить на родном языке. Многие слышали скрипку, и им знакомы чудные звуки этого инструмента. Но далеко не все знают, какой противный писк и скрежет рождает смычок неумелого ученика. Так и язык – что красивого способен сказать на нём тот, кто даже простую грамотность не считает нужной? Повседневный язык сейчас настолько убог, что прекрасные и полновесные родные слова выглядят в речи так же нелепо, как бриллиант на грязном переднике из мешковины. А вот слова иноязычные вполне к месту: украсить – не украсят, но хоть блеску придадут. Наподобие ходовой монеты, одинаково блестящей и ценной и в потрёпанном, и в новом кошельке.

Вторая причина кроется в обыкновенном свойстве нашего мозга: всё незнакомое, непонятное и просто новое обращает на себя внимание и поэтому кажется ярче привычного. Чувство прекрасного очень слабо у большинства людей – редко кто может всегда восхищаться красотой осеннего леса, которую уже сотни раз видел. Большинство замечает эту красоту лишь от случая к случаю. Знакомая, много раз виденная картина им надоедает, кажется серой, и главное, что их притягивает – новизна. Всё новое оживляет наш мозг. Откуда взялось это свойство, понятно – как без него первобытный охотник мог бы заметить опасность, возможно, смертельную? Как выследил бы дичь, если бы красочность палой листвы отвлекала его от недавних следов зверя? Так вот и с родными словами – люди очень скоро перестают замечать их прелесть, музыкальность, смысл их корней и стремятся заменить надоевшее чем-то новеньким. Неважно, каким – лишь бы новым. И бездумно подхватывают мелькнувшее свежее словечко, поскольку им безсознательно приятна его новизна.

Третья, и самая грустная, причина связана со второй – это поверхностное мышление без всяких попыток заглянуть вглубь и разобраться в сути вопроса. А ведь суть эта несложна – глупо отказываться от хорошего, придуманного соседом, если у тебя такого нет. Но перенимать это хорошее бездумно, без творческой переплавки, или хватать всё новенькое без разбора и только затем, чтобы заменить им привычное, может только ленивая, поверхностная душа, не способная чувствовать красоту мира. Тогда вот наша родная матушка, мамонька, матынька, матунюшка, мамушка легко заменяется звучной итальянской мадонной , но вместо высокого штиля получается то самое смешенье языков: французского с нижегородским, о котором с язвительной горечью писал ещё Грибоедов. Именно это и грустно.

Безручка

Кукла Галины Воронченковой

А знаете, на кого похожа эта кукла? На Безручку* – героиню одноименной русской сказки. По подлому навету ей отрубили руки, потом изгнали из дома, а грудного сына привязали к груди, ведь иначе она нести его не могла. Идёт Безручка по лесу и плачет – надо ей перепеленать младенца, да рук нет...

В книге Котовых написано, что у Орловской куклы нет рук за ненадобностью – они, мол, малозначимый элемент. Но ведь ноги – ещё более малозначимый элемент, и в большинстве кукол их вовсе не делают, а просто подразумевают под одеждой. Зачем же именно этой кукле шили ноги, да ещё так подробно – и лапти, и оборы показаны? Кстати, лапти с оборами (завязками) надевали в дорогу, а для дома и двора плели другие – повыше обычного и без обор. Думается, что эти тонкие ножки, выступающие из-под подола или виднеющиеся в разрезе понёвы, придают беззащитность и печаль этому образу. Не на досуге вышла из дома женщина с ребёнком, не во дворе на свежем воздухе посидеть – долгую дорогу прошли эти ножки, трудные заботы одолевали молодую мать. Именно такой видится Безручка русской народной сказки. И – кто знает – если дети шили кукол, чтобы воплотить в игре повседневную жизнь, то почему бы не сшить куклу, чтобы разыграть сказку, поразившую их воображение? Ничего нет невероятного в такой мысли.

А если даже предположить, что руки просто подразумеваются под шалью, то всё же эта подробность – завязанная на груди шаль – странно противоречит обычной достоверности народных образов. Вся простота устройства кукол, все обобщения и упрощения в них никогда и нигде не искажают действительность. Даже нелепые на первый взгляд куклы с куклятами, пришитыми к подолу, не нарушают этого правила – дети в них просто знак материнства, и это сразу видно и понятно, образ не воспринимается буквально и скорее вызывает в памяти известное выражение держаться за материну юбку. Орловская кукла – не знаковая, а обычная игровая (для знаковой в ней многовато подробностей), и потому трудно представить её с руками – попробуйте-ка взять на руки младенца, а потом обвязать себя вместе с ним шалью. А если это сделал кто-то другой, то всё же не ясно, зачем. А если предположить, что это Безручка, тогда всё встаёт на свои места – и отсутствие рук, и привязанный шалью младенец, и необходимость ног, обутых для дороги.

Примечание

* Иногда отрубают не обе руки, а только одну, и сказка называет героиню Косоручкой. Отрубание руки, обеих рук, пальцев, разрубание тела на кусочки и т.п., что так часто встречается в сказках, восходит, по мнению В.Я. Проппа, к древним обрядам инициации, сопровождающимся разными испытаниями, в т.ч. и членовредительством. Иногда отрубленные части тела служат подтверждением смерти – мнимой в обрядах и настоящей в сказках.

    Кельт, спасибо - слово мадонна, приляпанное к нашей тряпичной кукле, выглядит настолько нелепо, убого, и так давно меня коробит, что из - за этого и куклу эту не делала никогда. А вот Орловская Матушка - воспринимается как родное, тёплое, настоящее. Будем надеяться, что именно это имя куклы и будет дальше использоваться.

    Про Безручку, видимо, так и есть - кукла по сказке (иначе необъяснимо), которая страшна так, что страшнее придумать трудно. Я не читала, но дальше-то что было?.. Когда понимаешь, КАКОВЫ могли быть традиции, верования, и устои в народе, что они могли такое сотворить, волосы дыбом становятся. Делать кукол - хорошо, но хорошо и знать - понимать, что стоит за образом.

    У Безручки всё кончилось хорошо, это же сказка:) Жили они с братом душа в душу, а как брат женился, жене его захотелось командовать, а брат сестре хозяйство отдал. Вот и задумала она извести сестру наговорами - сначала коня зарезала и на сестру свалила, потом ещё что-то, а под конец зарезала собственного сына и нож под подушку сестры положила. Брат поверил жене, отвёл сестру в лес и отрубил ей руки. Шла она, шла и встретился ей царевич с охотой, полюбил безрукую красавицу, взял к себе и женился. Понадобилось ему через некоторое время уехать, а Безручка родила ему сына - по локоть руки в золоте, по колено ноги в серебре. Отправили гонца с известием, остановился он у Безручкиного брата, а его злая жена грамоту подменила и узнал царевич, что Безручка родила неизвестно что, но велел ничего не делать до своего приезда. На обратном пути грамоту опять подменили, и получилось, что царевич велел Безручку выгнать. Вот тогда - делать нечего - привязали ей младенца к груди и отправили на все четыре стороны. Идёт она по тёмному лесу, захотела пить, увидела колодец, наклонилась, а ребёнок выпал прямо в колодец. Заплакала она, закричала - рук-то нет, ребёнка не спасти. А тут старичок - лесовичок подвернулся: не плачь, говорит, бери сына. Смотрит Безручка - руки у неё выросли, как прежде (по другим пересказам руки выросли, когда ей надо было перепеленать ребёнка). Пришла Безручка к брату, он её с руками не узнал. А тут и царевич на обратном пути здесь же остановился - смотрит, вроде женщина на его жену походит, но у той рук не было. А Безручка распеленала сына, и всю избу осветило - тут правда и открылась. Все рады и счастливы, а злую жену привязали к конскому хвосту, и тот её косточки по чисту полю разметал. Сказка эта известная, есть во всех сборниках.

    А вообще это ведь яркое преувеличение:) Сказки отражают древние верования и обычаи, но, конечно, не буквально. В обрядах инициации ничего не было особенно страшного, ведь никто не хотел калечить будущих охотников и защитников - нужно было лишь испытание. И мнимая смерть, чтобы юноша ясно почувствовал - он прежний умер, а взамен родился новый человек, которому не просто не к лицу детские шалости или глупости, а он просто ФИЗИЧЕСКИ НЕ МОЖЕТ ИХ СОВЕРШИТЬ, ведь того, прежнего, уже нет, он уже другой. Очень неплохая система воспитания, к слову:)

    Я буквально приняла - оттого и нехорошо стало.:-)) Вообще никак не привыкну, что сказки - это всё же преувеличения; когда читаю о несправедливостях и ужасах, людской злобе, возмущаюсь так, аж из головы вылетает, что это сказка.
    Инициации - это да, хорошо, для мальчишек особенно. Переходные моменты необходимы, и хорошо, когда они закрепляются и происходят осознанно, серьёзно. Но только сейчас не растят сильных волевых людей, охотников. Разве что охотников за деньгами, но это совсем другая история, и качества там нужны другие.:-(

    Очень интересные описания куклы! Попробую сделать, но что то никак ее образ не приходит ко мне.

    До слёз и мурашек тронул ваш пересказ забытой сказки. Спасибо вам.

    Я в детстве после этой сказки плакала, даже когда узнала, что ручки у девушки выросли. Все равно очень жалко ее было. К слову, жутких сказок в нашем фольклоре не так уж и мало.

    И не только у нас; белорусские сказки народные, говорят, ещё страшнее.

    У японцев, оказывается, тоже есть такая сказка:)

    Сказка жуть, мне ка - кто больше другие по нраву, типа... Неси бабушки, неси дедушки... . Жалейку сделала и уж очень по нраву мне, и на выставки ребята классами приходят и хоть один да захочет иметь такую. А сейчас не знаю как подступится, наверно потому что с детём, да еще название такое Безручка.

    Детализация появилась сравнительно поздно, и весь облик ранних кукол очень обобщён. Именно из этого я и исходила, когда увидела в Орловской кукле противоречие - отсутствие рук (что можно объяснить слабой детализацией), но подробно проработанные ноги (что этим никак не объяснишь). И на это я обратила внимание в статье. Естественно, я задумалась о смысле этого противоречия и предложила итог своих раздумий посетителям сайта.

    Ну почему если вы не понимаете или не знаете сказки то их смысл потерян и сами они переделаны? Читать надо больше и внимательнее, вот понимание и придет. А если вам нравится лепить иностранные слова, за всех не говорите. А то взяли моду вместо я говорить мы.

    Орловская кукла - это и есть героиня сказки "Безручка", так эта сказка является Орловской, в деревнях Орловской губернии сказывали печальную историю Безручки, и текст этой сказки можно встретить в сборниках сказок Орловской губернии собранные писателем И. Ф. Калинниковым. Калин ников - собиратель и исследователь народных песен и сказок, чье поэтическое и прозаическое творчество опирается на народ ную сказочную традицию Орловского края.

    Евгения, спасибо за информацию.

Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях, творческом наследии наших предков. Традиционная песня, танец, народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Даже новшества, пришедшие к нам из-за границы, творчески переосмысливались и приобретали свои традиционно русские черты – музыкальные инструменты перестраивались на лад народных песен, в кружево и вышивку вносились традиционные, часто языческие народные мотивы. Все могла вписать народная культура, переработать и сделать своей частью, согласной всех других сторон народной жизни. Сегодня во многих местах России и Орловщины возрождается народная культура, народные промыслы. Часто можно найти старого потомственного мастера, который готов передать народную традицию подрастающему поколению, иногда какой-нибудь народный самородок подхватывает из слабеющих рук мастера его потомственный промысел. Для возобновления традиций в Национальном парке «Орловское Полесье» возрожден праздник «Троицкие хороводы», ставший сегодня крупным международным фольклорным фестивалем, куда съезжаются творческие коллективы и народные мастера не только из Орловщины, но из соседних областей и государств.

Особенностью формирования Орловских народных промыслов можно назвать историческую удаленность наших земель от центров русской государственности – Киева и Москвы. Вятичи, населявшие наши земли, только в XIV веке, одними из последних, приняли христианство, так что традиционные символы, обычаи и традиции сохранялись здесь дольше всего и получили свое отражение в народных промыслах, игрушках и вышивке. На территории области сохранились и развиваются такие виды искусства, как резьба по дереву, домовая резьба, изготовление мебели из лозы, ковроткачество, плетение мценского кружева, создание плешковской и чернышенской игрушки из глины, изготовление чернолощеной посуды из распоповской глины, плетение из соломки, пеньки, вышивка в стиле орловского «списа», создание ливенских гармошек.

Орловский спис


Одним из характерных орловских ремесел является вышивка «Орловский спис». Корни этой вышивки уходят глубоко в старину в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей – язычников, которые одними из последних, лишь в XIV веке, уступили христианству. Границы распространения списа удивительно совпадают с ареалом проживания вятичей в Орловской области. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Изображения древних символов по-прежнему почитались знаками доброй магии.

До нас дошли вышивки XVIII - начала XX века: полотенца, скатерти. Спис включает в себя сочетание двух технических приемов: «набора» и «росписи». Преобладающий цвет – различные оттенки красного, достигаемые за счет плотности настила различных «бранок» – узорных заполнений внутри контура. Также добавлялся синий, а позднее – черный, желтый, зеленый. Характерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка и большое разнообразие бранок: «стожок», «вороний глазок», «сумка с кочергой», «волна», «дробнушки», «сосна», «подковка» и др. В списе преобладают традиционные мотивы: «древо жизни», «птица-пава», «лягушка-рожаница». Сами причудливые формы подсказаны вышивальщицам окружающей природой: морозные узоры на окнах, облака, парящие в небе.

Сегодня традиции орловского списа продолжают развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, используются новые образы и мотивы, но и старинные традиции сохраняются и передаются ученицам.

Народный костюм

В народном костюме отразились традиции, верования, обычаи и образ жизни крестьян. Народный костюм не только защищал от холода и плохой погоды, но и украшал, информировал окружающих о статусе одетого в него человека, оберегал от дурного глаза и колдовских чар. Наиболее разнообразной, конечно же, была женская одежда. Орловские крестьянки использовали множество видов и способов украшения одежды: вышивку, узорное ткачество, крашение, разнообразные вставки из кумача и набивного сатина; нашивки из цветных полос, атласных лент, блесток, кружев.

Примечательно, что русский женский костюм при значительных особенностях для разных местностей обладал общими чертами – малорасчлененным компактным объемом, мягким лаконичным контуром. Когда женщина шла, костюм ее сохранял плавность, текучесть линий. Этот характер движения был настолько органичен для русской женщины, что сохранился во многих плясках и хороводах: в озорной динамичной орловской «Матане» и в лирическом хороводе «Алые цветочки», популярном на Орловщине. Основной орловский крестьянский костюм, как и все костюмы южновеликорусского края, издревле состоял из рубахи, поневы, передника-завесы, сложного головного убора из нескольких элементов и шейных украшений – «ожерелка», бус либо гайтана. Излюбленным сочетанием цветов было красное с черным. Вариации украшения и покроя основных элементов одежды значительно разнились в восточных и западных уездах Орловской губернии и даже в отдельных деревнях.

Важное место в женском одеянии занимал головной убор. В западных и центральных районах Орловского края повсеместно встречающимся головным убором была кичка в соединении с «сорокой». «Сорока» – это особым образом выкроенный и сшитый кусок ткани с вышитым очельем, который служил верхней частью головного убора. Поверх «сороки» надевался низанный из бисера «позатылень», называемый в некоторых местностях «бороной». Такие головные уборы «сороки» украшались гарусом, золотным шитьем, бисером, дутыми бусами, бахромой. Праздничные уборы крестьянок были настолько яркими и блестящими, что в Дмитровском уезде их называли «златоглавами». Кичка и позатыльник должны были полностью закрывать волосы замужней женщины, так как по древним поверьям человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права «опростоволоситься», то есть показаться на людях с «простой» – непокрытой головой. Такое дозволялось девушкам, оставлявшим открытой длинную косу – девичью красу. Вплоть до замужества часто единственной одеждой девочек и девушек на выданье была длинная холщовая рубаха («замашняя»), подвязанная узким пояском.

Мужская крестьянская одежда в Орловской губернии шилась, в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна и овчины.

Глиняная чернышинская игрушка


Афанасова А.Х.
Мастер чернышенской игрушки

Одним из древнейших народных промыслов является изготовление глиняной игрушки. На Орловщине сохранилась живая традиция Чернышинской глиняной игрушки, названной так по деревне Чернышино Новосильского района. Окрестности деревни богаты разнообразными глинами: красными, белыми, синими. Есть среди них и те, которым приписывают лечебные свойства, а есть необычно вязкая, из которой издревле мужчины лепили посуду, а женщины делали игрушки и свистульки. Брали эту глину под горой ранней весной и хранили в погребе или в других холодных местах. При изготовлении игрушек эту глину не мяли, а гладили, как бы сдвигая. После изготовления игрушки долго сушили на верхушках печей. Обжи­гали в общем горне, который выкладывали из камня в земле для каждого обжига. Раскрашивали игрушки мине­ральными и анилиновыми красками петушиным пером. Продавали их на двух ярмарках - Препловенской и Троицкой. Во время ярмарки улицы даже самых глухих дере­вень оглашались звуками свистулек.

Чернышевский игрушечный промысел тесно связан с верова­ниями и обрядами новосильских крестьян. Сюжеты игрушки в основном традиционны: женщины, птицы, коньки. Особенно хороши Чернышинские куклы-барыни, кормилки и девушки с косами. Также популярны кукушки и трехголовые кони, иногда с седоком. В самом начале XX столетия этим промыслом было занято в деревне Чернышино значительное количество женщин, но как только появилась фабричная игрушка, местное производство стало сни­жаться. Сегодня на территории Новосильского района проживает потомственный мастер чернышинской игрушки Анна Харитоновна Афанасова, которая передает свое мастерство юным мастерам.

Глиняная плешковская игрушка


Фролова
Народный мастер

Знаменита на Орловщине и плешковская игрушка (село Плешково Ливенского района). Село Плешково находилось вблизи месторождения уникальной огнеупорной глины, из которой предположительно в начале XVII века плешковцы начали делать кирпичи, гончарные изделия и игрушку. Игрушечным промыслом занимались женщины и девочки. Игрушки отличались внешней простотой и лаконичностью. Глина после обжига приобретала светло-розовые, телесные оттенки, а слюда, входящая в состав глины, делала ее нарядной, словно обсыпанной серебром. Раскраска обычно выполнялась в два цвета: синий и красный. Иногда использовался и зеленый. Рисунок наносился в виде кругов, пятен, параллельных линий, эффектно выглядевших на телесного цвета глине. Синяя краска готовилась из сушеных ягод бузины и голубых первоцветов, красная – из толченого кирпича, зеленая – из сока листьев лопуха или конопли. Сюжеты традиционны – конь, баба, солдат, уточка, петушок, корова, баран. Часто игрушка была свистулькой.

Ливенская гармошка

По селу тропинкой кривенькой
В летний вечер голубой
Рекрута ходили с ливенкой
Разухабистой гурьбой.

С. Есенин

Далеко за пределами Орловской области известна гармошка «Ливенка» – один из изначальных вариантов русской ручной гармоники, простой и легкодоступный для музыканта. Ее возможности изумительно демонстрирует широкой публике ансамбль «Ливенские гармошки».

Изобретена ливенка была в 1830-1940 гг. для исполнения народных песен, в основном – плясовых. Традиционно на «ливенке» на правой клавиатуре располагались 15 кнопочек в один ряд, которые мастерились из перламутровых пуговичек, делавшихся в свою очередь из раковин моллюсков из реки Сосны. На левой клавиатуре было всего 5 «лапочек» – одиночных басов, их размещали на передней части корпуса так близко друг от друга, чтобы одним пальцем нажать 2-3 клавиши, и в зависимости от расположения звучали кварта или трезвучие. С другой стороны корпуса находились 2-3 клавиши, настроенные по второй или первой малой октавах – по договоренности с заказчиком – и назывались хрипками. В верхней части встраивался дополнительный клапан – писчик, настроенный во второй октаве. Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. Размеры гармоник были различными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры – 22-30 см. высоты и 8-9 – ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным и был увеличен за счет количества борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров. Ливенка – самая длинная гармошка в мире!

Сегодня традиции изготовления ливенки продолжают в «Мастерской по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов» при Центре молодежи «Лидер» города Ливны. Кроме традиционных гармошек делают там и миниатюрные сувенирные ливенки в расписных футлярах и стилизованных подставках в виде балалайки, нотки, пенька.

Мценское кружево

Маслова
Народный мастер

Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Еще в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.

В конце ХIХ - начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она строила школы и больницы для неимущих в городе и окрестных селах. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8 - 12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.

Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго - почетного диплома.

И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье «Мценские узоры».

Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.

Тряпичная кукла

Тряпичные куклы в свое время создавались во всех деревнях и городах области. Исстари считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье, если небрежно обращаться с игрушками. Кукла в семье была символом про­должения рода, и занимательные игры в куклы только по­ощрялись.

Куклы делали так: брали ненужные тряпочки, нит­ки, а чаще всего путаную коноплю, оставшую­ся от вычесывания. Сдавливали ее, связывали нитка­ми в комочек, чтобы она имела форму головы, затем заворачивали в белую тряпочку. Когда голову скрутят, брали хи­мический карандаш, и рисовали лицо. Некоторые мастерицы вышивали лицо. На куклах-оберегах лицо не рисовалось, поскольку считалось, что в этом случае в куклу могла вселиться нечистая сила. А потом заплетали косы, чаще из конопли пле­ли недлинную косу и подсовывали под платок или са­модельную шапку. Потом делали туловище, руки пришьют – возьмут палочки и обмотают тряпкой, так же ноги, а потом обшивали тканью. Дальше кроили одежду: для мальчика фуражка из тряпки и кафтан; а для девочки – кофточка, юбочка. Юбка пришивалась по талии иголкой с ниткой, а кофту опускали пониже, чтобы она прикрывала шов. На ноги шили обувь наподобие малень­ких тапочек, или делали типа валенок или сапожек.

Для кукол делали кроватку, кто как мог, и отводили специальный уголок в избе. На кровать шили маленькие подушечки, набивали их тра­вой сухой или овечьей шерстью. Куклу сажали или на кровать или ставили рядом.

Различают куклы-обереги, «пеленашки», «столбушки», «неразлучники», «кувадки» для подвешивания над люлькой, «кукла тещи», «кукла свахи», «цыганка», «бабочка», «зерновушка», набитая зернышками, которые после зимних игр ребенка особенно хорошо всходили.

Современные народные промыслы

Народное творчество никогда не прекращалось, продолжали развиваться традиционные промыслы, появлялись новые. На Орловщине сегодня можно найти такие промыслы, как гончарное производство, резьба по дереву, плетение из соломки, рогоза и лозы, изготовление традиционных русских народных музыкальных инструментов – свирелей, жалеек разного строя, трещоток, бубнов, звончалок, трензлей, рубелей, бубенцов, коробочек вертушек и др.

27 мастеров Орловщины, занимающихся народными промыслами, имеют звание «Народный мастер России». Работает ОАО «Орелкерамика», выпускающее сувенирную продукцию в орловских народных традициях. В Орле действует детская школа изобразительных искусств и народных ремесел, где народные мастера преподают традиционные ремесла молодежи.

Имя:

Бабкова Мария.

О себе.

Ученица 4 Б класса, средней общеобразовательной школы №3. Участвую в проекте Наши куклы

Город

Кукла Пеленашка

  • В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребенка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый.
  • В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приемами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа.
  • Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук и пропитавшейся трудовым потом. Считалось, что сродным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла в руках человека как будто повторяла таинство рождения.
  • Пеленашка или кукла-младенчик имеет обереговую конструкцию. Кукла дается в ручку ребенка качестве естественного массажера, а также при приходе гостей вставляется в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не "сглазить" ребенка говорили про куклу: "Ой, до чего кукленок-то хорош!"

Кукла Девка - бабка.

  • В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
  • Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.
  • Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

Кукла Кубышка - травница.

  • Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.
  • Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
  • Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.
  • Куколка наполнена лекарственными травами Горного Алтая (душица, мята, чабрец, лабазник, мелиса, черная смородина).

Кукла Колокольчик.

  • Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики.
  • Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках.

Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

  • У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
  • Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое наст

Кукла Толстушка - Костромушка.

Толстушка-Костромушка (Женская суть) - это оберег от одиночества. Его задачей было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, делали куколку и выставляли ее на видное со стороны дверей место. Шила ее родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали. Толстушка-Костромушка несла в себе образ девочки, в которой сочеталось одновременно несколько возрастов: 8-9 лет - девочка-нянька, 10-12 лет - девочка-подросток. От няньки у куколки пухлые щечки, фигура, а от подростка - формирующаяся грудь. С одной стороны, она и водиться умеет, с другой, может быть советчицей своим младшим сестрам и братьям. Она как-будто говорит: "Все у меня хорошо, вот только братика или сестренки мне не хватает!".

Кукла Веснянка.

  • Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
  • Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.
  • Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной.

Кукла Неразлучники.

  • В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невестку и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол – особенная, она несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни.

Кукла Архангелогородская столбушка .

  • Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.
  • В день перед венчанием подруги невесты заплетали невесте косу – символ её девичества.
  • Утром в день венчания с приездом в дом жениха сваха выкупала « косу невесты».
  • Под причитания невесты девушки с песнями расплетали ей косу и расчёсывали волосы, а затем укладывали их в две косы.
  • Сваха укладывала на тарелку ленту из косы невесты, кусочек хлеба и деньги и передавала тарелку младшей сестре невесты.
  • На севере России девочки обыгрывали свадебные обряды с девичьей косой, заплетая и расплетая косы архангелогородским Столбушкам.

Источник:Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006-240 с.+ вкл.,

Орловская кукла.

  • Орловская кукла – достойный пример традиционной игровой куклы. Её на первый взгляд грубоватые и непропорциональные формы подчёркивают достоверность образа, направлены на воспитания в девочке будущей матери.
  • Материалом для изготовления орловской куклы все так же оставались разноцветные лоскутки тканей различной фактуры, кусочки замши или кожи, льняная или пеньковая кудель.

Источник:Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.- СПб.: «Паритет», 2006-240 с.+ вкл.,

Кукла Московка.

  • Другое название куклы "Седьмая Я" (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество - новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла - символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не бы

История Тряпичной куклы

  • История тряпичной куклы
  • Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
  • Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
  • Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
  • Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной. белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
  • Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.
  • Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.
  • Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
  • Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
  • В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. *Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.
  • В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
  • Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).
  • Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.
  • Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Много времени я посвятила изучению традиционной куклы в разных районах России. Посмотрела, как делают ее старушки в деревнях. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
  • Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.
  • Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.
  • В студии, которой я руковожу, ребята давно научились изготавливать таких кукол. Только одеваем мы их не в тряпочки и лоскутки, а в костюмы наших прапрабабушек: в сарафаны и поневы с рубахами, в костюмы крестьянок различных губерний России.
  • На куклах северных губерний традиционный сарафан и твердый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера в продолжение традиций жемчужных отделок. Свадебный костюм особенно нравится нашим девочкам своей тихой красотой.
  • А костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок. Кукла одета в традиционную поневу с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубахе с вышитыми рукавами, и обязательно женский головной убор "сорока" с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен.
  • Вот и вам, дорогие девочки, предлагаю самим изготовить такую же куклу, а если вы слишком малы, пусть вместе с вами потрудятся ваши мамы и бабушки.

Итак, что нам с вами потребуется: ножницы, иголка, нитки, цветные лоскуты, белый кусочек ткани для изготовления туловища куклы, ее основы, которая называется "скалкой", маленькие пуговки, цветная тесьма, нитки "мулине" для косы, бисер или мелкие бусинки.

  • Сначала изготовим "скалку". Плотно скатаем кусок ненужной ткани и обошьем его белой тряпицей, можно для этой цели воспользоваться старым журналом, скатав его в трубку и тоже обшив белым материалом. Зрительно делим "скалку" на пять частей, одну часть занимает лицо, остальное - туловище.
  • Теперь сошьем для куклы сарафан. Возьмем лоскут прямоугольной формы шириной приблизительно 2,5 объема "скалки", стачаем его и украсим тесьмой, как показано на рисунке. Затем верх сарафана наберем на двойную нитку, наденем на "скалку", затянем и завяжем узлом нитку. Сарафан готов. Сделаем к нему пышные рукава тоже из прямоугольных кусочков материи, стачав и собрав на нитку в двух местах: вверху и внизу. Рукава пришиваем в месте соединения сарафана и головы куклы.
  • Из ниток "мулине" сплетем косичку и прикрепим ее. Затем завяжем ленту вокруг головки куклы красивым бантом, а также подвяжем тесьмой сарафан. Наша кукла готова. Повесим ей на шею бусы. Посмотрите, какая получилась красавица!

Cтатья - с сайта Елены Кенунен.