«Что такое фантастическое? - писал И. Анненский. - Вымышленное, чего не бывает и не может быть» . Это подчеркивает, что термин «фантастика» значительно уже термина «фантазия». В словаре по психоанализу В. Лейбина дано следующее определение этому понятию: «Фантазия - это психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире; продукт воображения, порожденный собственной деятельностью человека» .

Как отмечала М. И. Мещерякова: «Игра является одной из важнейших жанровых категорий фантастики, создавая ту условность, которая позволяет превращать невероятное, не имеющее места в действительности в условно возможное» . Игровая функция фантастики роднит ее со сказкой, познавательная - с мифом и наукой.

Особым направлением в развитии детской и юношеской фантастики второй половине XX века стало появление собственно детской (не только адресованной младшим школьникам, но проникнутой детским мироощущением) фантастики, в центре которой - образ ребенка с его специфический пониманием и видением окружающего (К. Булычев «Девочка с Земли», «Сто лет тому вперед», Е. Велтистов «Электроник -мальчик из чемодана», «Рэсси - неуловимый друг», А. Мошковский «Заблудившийся звездолет», «Семь дней чудес», Г. Галахова «Невозможный Кукушкин», В. Губарев «Путешествие на Утреннюю звезду», Г. Почепцов «Кубик», «Приключения робота», «Замок на загадочной планете», П. Аматуни «Космическая «Горошина»» и многие другие).

Детская фантастика во многом приближена к сказке, в первую очередь, присутствием чуда. Но в отличие от фольклорной сказки чудо связано с сегодняшней действительностью. Это своеобразный синтетический жанр, в котором соединена фантастика сказки с научно-фантастичес­кой идеей. Начало серии детской научной фантастики положили рассказы о приключениях девочки из ХХI века Алисы Селезневой. Ничего похожего в советской детской литературе тогда не было. Главная удача цикла - обаятельный образ главной героини, которая стала по-настоящему «своей» для нескольких поколений читателей. Алиса была самой обыкновенной - непоседливой, любопытной, находчивой, в общем, нормальной девчонкой, которую можно было найти в любом дворе. Поэтому дети воспринимали Алису как реального, живого персонажа, вместе с которым можно сразиться с космическими пиратами, сделать великое научное открытие или стать настоящей принцессой. Книги цикла писались автором на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1965 года (повесть «Девочка, с которой ничего не случится») и заканчивая 2003 годом («Алиса и Алисия»). Всего в цикле 52 повести. Самой популярной и вполне соответствующей дошкольному восприятию является фантастическая повесть «Путешествие Алисы».

Собственно детская фантастика, преимущественно основана на характерном для детского мировосприятия свойстве придумывать собственные миры. Как и в целом детская литература, собственно детская фантастика имеет ряд отличий от фантастики традиционной: приключенческая сюжетная основа, напряженный сюжет, обилие увлекательных событий, тайна. Она призвана помочь новому поколению взрослеть, ориентируя его в сложных информационных потоках.

Первые произведения современного фэнтези стали появляться в начале XX века. В их числе - «Дочь короля эльфов» лорда Эдварда Дансени, «Конан» Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса. Фэнтези К.Льюиса «Хроника Нарнии» - это типичное произведение данного жанра, к тому же оно понятно и близко детям, так как в центре стоит герой-ребенок. Фэнтези Льюиса имеет широкий воспитательный потенциал, глубокую смысловую насыщенность, стремительный приключенческий сюжет и христианско-философский подтекст.

Одним из самых ярких произведений последних лет является цикл Джоанны Роулинг о Гарри Поттере. Главным достижением Дж.Ролинг является то, что впервые главным героем детской книги, даже написанной в жанре «фэнтэзи», стал не просто волшебник, а волшебник-ребенок. Находясь в пограничной зоне, цикл объединяет в себе многое и от фэнтези, и от новой сказки. Благодаря Гарри Поттеру за последние годы появилось множество произведений, в которых главным героем или героиней является маленький колдун или ведьма - «Стеклодув» А.Биргера, «Чародейские каникулы» А.Иванова и А.Устиновой, «Денис Котик и Царица крылатых лошадей» А. Бояриной

Произведения в стиле «фэнтези» имеют большое воспитательное значение. Благодаря этому жанру дети имеют возможность познакомиться с мировой культурой, историей, литературой, мифологией, религией и даже естествознанием и географией.

Конспект урока внеклассного чтения в 4 классе

Тема: Фэнтези – жанр фантастической литературы.

Повесть Джона Рональда Руэла Толкина «Хоббит, или Туда и обратно»

Цель : познакомить учеников с новым литературным жанром.

Задачи:

    Познакомить учащихся с понятиями «фэнтези», «миф», «легенда», «эпос», с биографией писателя и новым литературным произведением; закрепить и углубить знания учащихся о жанрах литературы.

    Развивать познавательную и творческую активность; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, речь.

    Воспитывать интерес к изучению литературы, чувство прекрасного; воспитывать любознательность и пытливость в процессе обучения.

Урок построен по технологии «Развитие критического мышления через чтение».

Методические приёмы: «Групповая дискуссия», «Кластер».

Ход урока

I стадия Вызов:

    Актуализация имеющихся знаний.

(На доске прикреплены карточки со словосочетаниями: сказочная повесть, былинная повесть, фантастическая повесть.)

Прочитайте. Найдите лишнее. Объясните свой выбор.

(Учитель убирает лишнюю карточку: былинная повесть.)

Что общего?

Дайте определение термину «повесть».

Дома вы познакомились с новым произведением, назовите автора и его название.

К какому жанру вы бы отнесли это произведение? Свой ответ обоснуйте.

Мнения разошлись, это произведение отнесли и к сказкам, и к фантастике. Почему вы не смогли прийти к общему соглашению? (Не хватает знаний.)

    Постановка собственных целей обучения.

Сформулируйте цель урока.

(Узнать, к какому жанру отнести прочитанный текст.)

Что для этого надо сделать? (Узнать биографию автора и историю создания повести, проанализировать текст, найти нужную информацию о жанрах.)

II стадия Осмысление содержания:

    Получение новой информации.

(Ученикам раздаётся информационная «закладка», по которой они будут работать.)

Рассмотрите титульный лист. Задайте вопрос.

Что узнали по теме урока?

Значит ли это, что мы достигли цели? (Нет. Мы не знаем, что такое «фэнтези». Мы не знаем, что общего и чем отличаются эти три жанра.)

Будем менять план урока?

Прочитайте краткую биографию писателя.

Найдите ответ на вопрос Пети.

Найдите в тексте ответы на вопросы касающиеся темы урока:

    «Вероисповедание оказало значительное влияние на творчество писателя»

    «Эдит стала прототипом одного из излюбленных образов Толкина - эльфийской красавицы Лутиэн»

    «писатель был занят реализацией амбициозного замысла - созданием «мифологии для Англии», в которой соединились бы любимые им древние сказания о героях и эльфах и христианские ценности»

Мы получили нужную информацию? (Да. Теперь её надо осмыслить и связать с произведением.)

    Осмысление новой информации.

Прочитайте раздел «Библиография» и узнайте об истории создания произведения.

Что нового вы узнали по теме урока? (Учитель пишет тезисы на доске: «Кластер»)

    «фэнтезийная повесть»

    «вымышленном мире»

    «забавные существа»

    Персонажи взяты из «древних легенд»

    Действие происходит в мифическом* дохристианском мире

    борьбы со злом

    При этом саму победу поможет одержать лишь «случай» - Промысел Божий.

Теперь мы знаем ответ на вопрос урока? (Нет, нужны доказательства из текста произведения.)

    Соотнесение новой информации с собственными знаниями.

Построим свои выводы на сравнении жанров, а доказательства будем брать из текста произведения.

Докажите, что описываемый мир является вымышленным.

Сравните с другими жанрами.

Персонажи. Назовите персонажи сказки: люди, животные, сказочные существа. Герои фантастики: всегда люди.

Познакомимся поближе с героями повести Толкина. Как зовут главного героя? (Бильбо Бэггинс – хоббит.) Слайд 1.

Найдите в тексте на стр. 116 описание важного качества хоббита.

Спутники Бильбо. (Гномы, их имена) Слайд 2.

На стр 110, найдите строчки, подтверждающие эту информацию.

С каким злом пришлось столкнуться хоббиту и гномам в этом путешествии? (Гигантские пауки) Слайд 3.

В части 3 и на стр. 116 прочитайте эпитеты, которые использовал автор для создания образа гигантских пауков.

С какими ещё сказочными существами столкнулись путешественники?

(Эльфы) Слайд 4

Прочитайте описание эльфов на стр. 111.

Найдите главное свойство эльфов на стр. 112.

Итак, кто является персонажами фэнтези? (Мифические существа или сказочные.)

Сравним сюжеты. Сюжет сказки строится на ряде приключений героев, а сюжетная линия фантастики подчинена идее представить необычное как реальность, т. е. описываемый мир реален для героя.

Что подходит для сюжетной линии фэнтези?

В первой части текста описывается сказочный лес. Кто запомнил его название? (Лихолесье или Чёрный лес)

Зачитайте только ключевые фразы, описывающие этот лес.

Тема сказки – борьба добра со злом, тематика фантастики затрагивает духовный мир человека и глобальные проблемы окружающего мира.

Что заключено в главной идее фэнтези? (Описывается бороба со злом, но не с помощью волшебства, а с помощью «случая» - Промысла Божьего.)

Найдите в тексте доказательства такого «случая» на стр. 122, 123, 130.

Оказывает ли влияние борьба героя со злом на его духовный мир?

Прочитайте и объясните, какие чувства испытывал герой в данной конкретной ситуации: стр. 115, 120, 123, 129.

Можно рассмотреть язык произведения, например: дразнилку. Это доказывает связь со сказкой, в которой часто используются рифмовки, песни, загадки, пословицы и поговорки.

    Корректировка учеником поставленных целей обучения.

Теперь мы можем сказать, что такое фэнтези? (Дети подводят итог всего вышесказанного.)

III стадия Рефлексия (Размышление)

    Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

Составьте таблицу, что жанр фэнтези позаимствовал у сказки, а что у фантастики.

Сказка

Фантастика

Изображаемый мир

Тема (идея)

Персонажи

Понравился ли вам новый жанр литературы, чем, и готовы ли вы читать произведения, написанные в этом жанре? А вы знаете названия и авторов этих произведений?

    Анализ всего процесса изучения материала.

Мы достигли поставленной цели? Можно сказать, что урок прошёл плодотворно? Какие отметки за урок вы себе поставите?

Зеркало отметки:

Просмотр содержимого документа
«Приложение1»

Зеркало отметки:

Сказка

Фантастика

Изображаемый мир

Тема (идея)

Персонажи

Зеркало отметки:

Покажите в таблице знаком +, что жанр фэнтези позаимство-вал у сказки, а что у фантастики.

Сказка

Фантастика

Изображаемый мир

Тема (идея)

Персонажи

Зеркало отметки:

Покажите в таблице знаком +, что жанр фэнтези позаимство-вал у сказки, а что у фантастики.

Сказка

Фантастика

Изображаемый мир

Тема (идея)

Персонажи

Зеркало отметки:

Покажите в таблице знаком +, что жанр фэнтези позаимство-вал у сказки, а что у фантастики.

Сказка

Фантастика

Изображаемый мир

Тема (идея)Герои и персонажи повести Джона Рональда Руэла Толкина

«Хоббит или Туда и обратно»

Хоббиты были видом людей Средиземья. Отличительными чертами их был невысокий рост (редко превышавший 120 см) и курчавые волосы на голове и ногах, а также крепкие кожистые подошвы, что позволяло им ходить без обуви. Им нравилась спокойная жизнь сельскохозяй-ственных работников, также хоббиты любили хорошо поесть и проводить время вместе.


Гномы - сказочные карлики из западноевропейского, в первую очередь германо-скандинавского, фольклора, частые герои сказок и легенд. Согласно сказаниям, они живут под землёй, носят бороды и славятся богатством и мастерством. Гномы Толкина были не только богаты и скрытны, но ещё и воинственны, их излюбленное оружие - боевой топор. По сравнению с крошечными гномами братьев Гримм, гномы Толкина довольно рослые: от 1 до 1, 5 метра.



Эльфы считаются прекраснейшими среди живых существ. Их слух и зрение гораздо острее, чем у людей. У них вытянутые уши и острые черты лица. Также они являются искусными кузнецами, волшебниками и музыкантами, но не дай Бог вам встретиться с ними на поле битвы. За всю свою долгую жизнь эти существа успевают стать настоящими воинами.

С этими книжками мы прятались под одеялом с фонариком, потом под партой на скучных уроках. Они уносили нас в другие миры. И мы устремлялись сквозь пространство и время – в волнующие космические дали, в интригующий двадцать первый век…

“Приключения Карика и Вали”, Ян Ларри

“Баранкин, будь человеком!”, Валерий Медведев

Если вы очень-преочень не хотите учиться, открывается чудесная возможность попробовать, каково оно – вить гнездо или ремонтировать муравейник. Воспоминаний хватит надолго! Полистать.

“Старик Хоттабыч”, Лазарь Лагин

Дивные истории о том, как Волька ибн Алеша с Гассаном Абдуррахманычем троллили кондуктора, срывали футбольный матч и поражали кинозрителей явлением бородатого мальчика. Кроме всего прочего, еще и замечательный пример того, что на одни и те же явления всегда можно посмотреть с разных точек зрения. Полистать.

“Незнайка на Луне”, Николай Носов

На спутнике Земли, оказывается, тоже вовсю кипит жизнь, но особенная. У нормальных коротышек уже практически коммунизм, а у лунных – отсталый капитализм. Так что помимо собственно научно-фантастической и приключенческой составляющей, сказка давала полезную инфу об акциях, биржевых трейдерах, борьбе с конкурентами и прочими издержками развитых товарно-денежных отношений. Полистать.

“Шел по городу волшебник”, Юрий Томин

Какой же дурак не мечтает найти коробок с волшебными спичками, которые могут исполнить любые желания? Вот только почему-то от их исполнения все начинает идти как-то наперекосяк… Полистать.

“Человек-горошина и простак”, Александр Шаров

Тринадцатилетний мальчик становится учеником чародея. Ему придется выполнить немало трудных заданий. Не только со злыми силами бороться, но и не дать времени пойти вспять – шутка ли!.. Атмосферная вещь, не менее волнующая, чем истории Гауфа. Полистать.

“Путешествие на Утреннюю Звезду”, Виталий Губарев

Автор знаменитого “Королевства Кривых Зеркал” на этот раз отправляет нас аж в созвездие Волосы Вероники. Вместе с мальчишками с характерными именами: Алеша Попов, Никита Добрынин и Илья Муромов. Полистать.

“Голубые люди Розовой Земли”, Виталий Мелентьев

Однажды шестиклассник Юрка, не поладив с родителями, вместе с верным Шариком ушел в лес и обнаружил там обыкновенный космический корабль. Сами понимаете, ему было сделано предложение, от которого никакой мальчишка не смог бы отказаться. Полистать.

“Пятеро в звездолете”, Анатолий Мошковский

“Не хочу я на Луну! Десять раз был там! Каждый камень и цирк знаю наизусть! Скоро там детские сады открывать будут и придумают скафандры для грудных…” Так отвечают дети будущего на родительские предложения слетать в космос… Что же их тогда интересует? Полистать.

“Сказки и были Безлюдных Пространств”, Владислав Крапивин

У этого автора очень сложно выбрать лучшее: у него, наверное, просто нет другого, не лучшего. Мы хотели быть такими же, как его герои – и попадать в такие же приключения. Или хотя бы чтобы его книги не кончались… Полистать.

“Девочка с Земли”, Кир Булычев

Кира Булычева, как и Крапивина, тут по-хорошему надо было бы поставить всего, ибо его не может быть много. Но цикл об Алисе – это святое; симпатичная и находчивая гостья из будущего – наше всё! Полистать.

“Приключения Электроника”, Евгений Велтистов

Электроника с Сыроежкиным мы обожали в исполнении братьев Торсуевых. Однако у их литературного родителя в багаже имелось еще немало интересного. Полистать.

“Выше радуги”, Сергей Абрамов

Стать выше всех благодаря чудесной способности – это круто. Но волшебный дар – такой предмет: вот он есть, а вот его уже нет. Но есть еще собственные силы, терпение и труд, а также взаимопомощь. Полистать.

“Пути титанов”, Олесь Бердник

Однажды уже продвинутое человечество встречает неуправляемый звездолет. Он оказывается нашим же кораблем, только запущенным тысячи лет назад. Экипажа уже, конечно, нет в живых, но остались записи, из которых люди узнают драматические подробности своего прошлого. Полистать.

“Остров неопытных физиков”, Кирилл Домбровский

Что будет, если несколько обычных школьников смогут менять физические законы, как им вздумается? Ну, там, трение уменьшить или пустить время вспять… Наверняка получится что-то любопытное. Полистать.

“Дом скитальцев”, Александр Мирер

Человечеству приходится противостоять попытке захвата со стороны могущественной цивилизации, которая уже овладела технологией пересадки разума из одного тела в другое. Предотвратить захват помогают земные подростки Маша и Сева. Полистать.

“До Земли еще далеко”, Александр Свирин и Михаил Ляшенко

Серия “Книга знаний” от этих авторов действительно давала кучу знаний: по астрономии, биологии, зоологии, географии, истории. И все в форме общения с детьми-инопланетянами! Полистать.

“Великое Делание, или удивительная история доктора Меканикуса и Альмы, которая была собакой”, Александр Полещук

Приключенческий сюжет удачно перемешан с научными фактами: благодаря запискам доктора Меканикуса мы с интересом узнаем, как из древней алхимии получилась нынешняя химия. Полистать.

“Две смерти Чезаре Россолимо”, Аркадий Львов

Однажды сотрудник института эмбриологии не явился на работу. Похоже, он покончил с собой. Однако не все тут так просто. И как-то связано с таинственным явлением гипноза… Увлекательно, несмотря на обилие философии. А Львову, между прочим, в Советском Союзе “шили” сионизм, и ему пришлось эмигрировать. Сейчас он живет в Нью-Йорке. Полистать.

“Плутония”, Владимир Обручев

История о путешествии в подземные недра, к другим геологическим эпохам – туда, где можно встретиться с древними растениями и животными, исчезнувшими задолго до нашего появления. Полистать.

“Тайна двух океанов”, Григорий Адамов

Фантастика еще сталинского времени – впрочем, в более поздних изданиях подредактированная. Советская подводная лодка “Пионер” (правильно, с пионером внутри) воюет с врагами, используя супер-пупер-научные достижения. Полистать.

“Тайна инженера Грейвса”, Юрий Тупицын

В книгах Тупицына все как надо: космические корабли бороздят межзвездные пространства, научный прогресс открывает новые горизонты. А тут один инженер соорудил бомбу чудовищной разрушительной силы. И теперь с позиции силы требует от ядерных держав полного разоружения. Иначе… Что будет, что будет! Полистать.

“Приключения Полынова”, Дмитрий Биленкин

“Полынов знал, что к психологам в космосе относятся с иронией…” Однако экспедиция на Меркурий проходит не так уж буднично, как казалось. И “несерьезному” специалисту предстоит вступить в настоящую борьбу в космосе и на Земле. Поскольку он чувствует ответственность перед будущим, которой нет у амебы, а у человека – есть. Полистать.

“Каллисто”, Георгий Мартынов

“Однажды, ранним июльским утром, профессор Куприянов заметил в небе золотистую точку… Через несколько часов человечество было потрясено сообщением о небывалом событии: к Земле приближался неведомый межзвездный корабль”. В общем, раскрывается бессмертная тема нашего неодиночества во Вселенной. Полистать.

“Фаэты”, Александр Казанцев

Казанцев – человек и пароход, плодовитый фантаст, изобретатель и шахматный композитор. Говорят, даже автор слов “инопланетянин” и “вертолет”. В “Фаэтах” земляне встречаются на Марсе с цивилизацией, уцелевшей после гибели одной из планет в ходе мировой войны. А еще у Казанцева есть фантастика мушкетерская, коммунистическая и даже автобиографическая. Полистать.

“Аэлита”, Алексей Толстой

История о том, как двое лихих землян устроили заварушку на Марсе, привлекала нас и движняком, и романтической любовной линией. Полистать.

“Человек-амфибия”, Александр Беляев

Нас очень трогал фильм с песней “Эй моряк, ты слишком долго плавал”, но и книжка увлекала. Впрочем, она даже Герберту Уэллсу нравилась, так что мы были не одиноки. Полистать.

“Час Быка”, Иван Ефремов

В будущем на Земле – сплошной прогресс и коммунизм. А на отсталом Тормансе – тоталитарное общество. Вот и летит туда наш звездолет, чтобы помочь беднягам… Много философии, но глоталось с великим энтузиазмом. Полистать.

“Открытие себя”, Владимир Савченко

Замечательно остроумная и увлекательная вещь, в которой ученый пытается создать совершенные вычислительные машины, а в результате нечаянно получает самое настоящее клонирование. Полистать.

“Электронный Мельмот”, Геннадий Гор

Сохраняя свой собственный облик, землянин Ларионов все-таки ощущает себя жителем другой планеты. В его мозгу – чужие воспоминания, иная жизнь. Кто же он такой на самом деле? Полистать.

“Инстинкт?”, Север Гансовский

Один космонавт попадает на планету, пережившую экологическую катастрофу. А выжившие неукоснительно следуют графику, который накрепко отпечатался в их подсознании на уровне инстинкта. Вы уже понимаете, что наш герой не был бы нашим героем, если бы не попытался вернуть беднягам сознание… Полистать.

“Контактов не будет”, Илья Варшавский

Фантастику Варшавского отличает ценное качество – хороший юмор. Однако в его книгах есть и изобретения, и чудеса, и все, что положено по жанру. А еще он писал фантастические детективы, в частности, баловался продолжениями “Шерлока Холмса”. Полистать.

“Пикник на обочине”, Аркадий и Борис Стругацкие

Открыв для себя мир Стругацких, обычный подросток очень часто заболевал им всерьез и надолго. Начинали с романтически-космических ранних вещей, продолжали веселым “Понедельником” – и с дрожью открывали более поздние вещи, от которых хотелось плакать… и стараться стать лучше.

Форма урока: интерактивный урок. (С презентацией по книге в качестве основы для работы над произведением - каждый слайд содержит вопрос либо побуждение к определенному виду учебной деятельности по книге Распэ. Роль учителя как контролирующей и направляющей ход занятия фигуры при этом сокращается - в условиях такой формы урока учащиеся чувствуют себя более спокойно и раскрепощенно.)

Программное обеспечение: презентация.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, детские рисунки, карточки с заданиями для работы в группах, аудиозапись «Приключения барона Мюнхгаузена», у учащихся - книга Р.Э.Распэ «Приключения барона Мюнхаузена», цитаты о книге на доске: « Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению» Ф. Бэкон.

Виды и формы учебной деятельности: фронтальная, групповая и индивидуальная работа; выразительное чтение, пересказ (спонтанный и подготовленный - конкурсный), беседа, а также классификация понятий ассоциативного ряда и рассуждения по решению проблемного вопроса (в письменной форме).

Ход урока

Организационный момент. Слайд № 1 .

Давайте поприветствуем сегодняшний день.

Здравствуй день!

Каким вы его хотите видеть?

Дети отвечают по «цепочке»:

Я хочу, чтобы день был радостным.

Я хочу, чтобы день был хорошим для тех, кому сейчас трудно.

Пусть тот, кто болен, скорее выздоравливает. И т.д.

Сообщение темы и цели урока.

« Книги - корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению» Ф. Бэкон

Объясните значение цитаты.

Рассматривание выставки книг: Слайд № 2 .

Что общего у всех книг на выставке? (Это все фантастические приключения).

Само слово «фантастика» произошло от греческого слова фантазия - воображение, это же слово обозначает мечту. Фантастика - это жанр, который дает человеку возможность мечтать. За это и любят фантастические истории - в них сбываются мечты.

Слайд № 3 . Звучит аудиозапись: «Маленький старичок с длинным носом сидит у камина и рассказывает о своих приключениях.…»

Слайд №4 -На уроке мы будем работать с презентацией по книге Распэ в качестве основы для работы над произведением - каждый слайд содержит вопрос либо побуждение к определенному виду учебной деятельности.

Слайд № 5 . - Я предлагаю проследить путь нашего героя по книге этого автора в переводе К.И.Чуковского (издательство «Детская литература»).

Это потрясающая книга о фантастических приключениях барона Мюнхгаузена никогда не устареет… И понравится всем.

Слайд № 6.- Давайте разделимся на три команды и начнём игру-викторину . За правильный ответ, в зависимости от полноты и точности ответа, я буду присуждать от одного до трех баллов, и вручать жетоны. Итак, мы начинаем конкурс.

1. Структура книги.

Из скольких частей состоит книга? (Предисловие, основная часть из двух глав, эпилог.)- Кто прочитал всю книгу? Только первую часть или вторую часть?

Как быстро можно ориентироваться по книге? (По оглавлению.)

Назовите все прочитанные вами рассказы передавая руг другу мяч, получая баллы.

2. Рассуждение о реальности героя книги.

Кто является главным героем книги? От чьего имени ведётся повествование?

Был ли на самом деле барон Мюнхаузен? (Рассуждения детей).

Слайд № 7 . Учитель: «В основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно жившего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена.

Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с турками.

Вернувшись в своё поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения.

Его охотничьи байки дополнили собственными фантазиями три разных автора - Бюргер, Распе, Иммерман. Благодаря сочинителям Мюнхгаузен еще при жизни получил прозвище "барон-враль", это немало отравляло его жизнь.

В 1785 году немецкий писатель Э. Распэ обработал эти рассказы и издал их.

Учитель: «Когда книга получила известность, то именем Мюнхгаузен стали называть людей, постоянно лгущих и приписывающих себе всякие чудесные подвиги, которых они не совершали и не могли совершить.»

Слайд № 8. Работа над образом барона Мюнхаузена .1. Внешний вид.

Как вы себе представляете барона? (Подтверждение словами текста.)

2. Характер. -Какие черты характера присущи Мюнхаузену?

находчивый

правдивый

меткий стрелок

закалённый человек

любит путешествовать.

любознательный

любит давать советы

добрый

добродушный (не обидчивый)

и пр.

Есть ли похожий персонаж в русской литературе? (Капитан Врунгель.)

3. Титул и имя-Иероним Карл Фридрих, барон фон Мюнхгаузен.Дискуссия.

Правда ли то, что написано в книге? Можно ли это назвать ложью?

Так кем был барон Мюнхаузен: выдумщиком, фантазером, мечтателем, лжецом или правдивым человеком? Каким было ваше настроение после чтения книги? Стоило ли её писать? Почему? Чему она учит?

Слайд №9-10 Работа со словарём Ожегова. Разведение понятий «выдумка», «фантазия», «ложь», «мечта». Распределите по группам слова:Фантазия Выдумка Враньё Небылицы Сочинительство Россказни Грёзы Мечты Ложь Вымысел По какому принципу их можно сгруппировать?

Слайд №11.- Так кем был барон Мюнхаузен: выдумщиком, фантазером, мечтателем, лжецом или правдивым человеком? Каким было ваше настроение после чтения книги? Стоило ли её писать? Почему? Чему она учит? (Никогда не унывать. Не теряться в любой ситуации. Не терять присутствие духа и чувство юмора.) Физкультминутка. Слайд № 12

Слайд №13 Правка «мемуаров». «Внимание! В этом конкурсе каждая команда познакомится со знаменитыми мемуарами барона Мюнхгаузена. Ваша задача - быть очень внимательными. Вдруг в тексте закрались какие-то ошибки. Прошу вас восстановить истину, ибо никому на свете ложь не была так отвратительная, как «правдивейшему на земле человеку» - барону Мюнхгаузену. (тексты отпечатанные раздаются детям)

Текст для 1 команды: «Я въехал в Россию верхом на осле. Дело было зимой. Шел снег. Пришлось ночевать в открытом поле. Кругом ни куста, ни дерева. Только маленький столбик торчал из-под снега. К этому столбику я кое-как привязал своего озябшего ослика, а сам улегся тут же на снегу и заснул. Когда проснулся, я увидел, что лежу не в поле, а в деревне. И куда девался мой ослик? Вдруг услышал знакомое: «ИА,ИА»!. Я поднимаю голову - и что же? Мой осел висит на верхушке огромного дубу. В одну минуту я понял, в чем дело. Вчера вечером весь этот городок, со всеми людьми и домами был занесен глубоким снегом. А ночью, пока я спал, началась сильная оттепель, снег растаял, и я незаметно опустился на землю. Но бедный мой осел так и остался там, неверху.

Ошибки: осел, ИА,ИА, на верхушке огромного дуба

Надо: конь, ржание, на крыше колокольни. («Конь на крыше»).

Текст для 2 команды: «Мы плыли десять дней без приключений, но вдруг в далеке от Америки с нами случилась беда: мы налетели на подводную скалу. Мы налетели на скалу так неожиданно, что я не мог устоять на ногах: меня подбросило вверх, и я ударился головой о потолок своей каюты. От этого моя голова ушла в плечи, и лишь в течении нескольких месяцев мне удалось понемногу вытащить ее оттуда за уши. Скала, на которую мы налетели, оказалась вовсе не скалой. Это была акула колоссальных размеров.

Ошибки: Ушла в плечи, за уши, акула

Надо: провалилась ко мне в желудок, за волосы, кит. («Встреча с китом»)

Текст для 3 команды:

«Но как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный волк. Он растерзал бы меня в одно мгновение, но я схватил его за хвост: и держал его три дня и три ночи, покуда он не умер от голода. Да, он умер от голода, так как волки утоляют свой голод лишь, тем, что грызут свой хвост. А этот волк никак не мог этого сделать и потому погиб голодной смертью. С тех пор он один волк не решается напасть на меня.»

Ошибки: Волк, за хвост, грызут свой хвост

лапы («Схватка с медведем»)

Задание для первой команды. Слайд № 14

Одна из историй, рассказанных бароном Мюнхгаузеном, содержит уникальную «инструкцию», как развести в походных условиях огонь. Можете ли вы вспомнить содержание этой инструкции?

Ответ: («Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, посыпались искры: Советую вам всякий раз, когда вздумали развести огонь, добывать из правого глаза такие же искры»).

Задание для второй команды Слайд № 15. Барон Мюнхгаузен уверял слушателей, что с успехом охотился без ружья и собаки. Как же это ему удавалось? Помнится, он упоминал про какой-то чудесный предмет.

Ответ: (Из шкуры умершей любимой собаки барон приказ сшить куртку и стал надевать ее всякий раз, отправляясь на охоту. «Когда я приближаюсь к дичи на расстояние выстрела, от куртки отрывается пуговица и, как пуля, летит прямо в зверя». Также куртка помогала герою выслеживать добычу.

Задание для третьей команды Слайд № 16 . Однажды во время охоты Мюнхгаузен преследовал зайца, целых двое суток «не слезая со следа». Лишь на третий день барону удалось подстрелить «на диво быстроногого» зайца. Что помогло косому спасаться от погони в течении столь долгого времени?

Ответ: («у этого зайца, кроме его обычных ног, были еще запасные. У него было четыре ноги на животе и четыре на спине!»). (Восьминогий заяц)

«Угадай историю связанную с предметом» Слайд №17.

Барон Мюнхгаузен - непревзойденный охотник. Первый стрелок на всем свете. Он поведал миру немало «чудесных историй» о том, что случилось с ним на охоте. Давайте вспомним самые интересные из них.

(Учитель вручает представителям команд предметы и просит рассказать истории , связанные с этими предметами).

Команда №1 получает - вишневую косточку, команда №2 - большую швейную иглу, команда №3 - кусочек сала. После обдумывания ребята пересказывают такие истории, как «Удивительная охота» (сало), «Лисица на иголке» (игла), «Необыкновенный олень» (вишневая косточка).

Физкультминутка под музыку Слайд № 18 . Викторина . Слайд № 19 .

А теперь я предлагаю по одному вопросу каждой команде, но в качестве ответа даю три варианта. Выберите правильный. Желаю успеха!

Задание 1 команде: Однажды барон Мюнхгаузен попал в плен к туркам и был продан в рабство. «Правда, работу мне давали нетрудную: меня назначали пастухом.»- рассказывал он впоследствии.

Вопрос: Кого должен был пасти герой?

Варианты ответа: а) волков б) баранов в) пчел.

Задание 2 команде : Слайд № 20 . - Как-то раз, отгоняя медведя от ульев, Мюнхгаузен бросил в зверя топорик с такой силой, что инструмент залетел на Луну. К счастью, герой вспомнил, что в Турции есть такой огородный овощ, который растет быстро и порою достает до самого неба. Ни минуты не медля, Мюнхгаузен посадил: в землю, и: быстро начал расти и вскоре дотянулся до Луны.Вопрос: Что за «овощ» помог герою оказаться на Луне?

Варианты ответа: а) горох б)бобы в) тыква.

Задание 3 команде. Слайд № 2 1. Вы прекрасно помните историю про беседку, образовавшуюся из прутиков, которыми были сшитые половинки разрубленного в бою с турками коня. Барон хвастался, что, находясь в этой уютной беседке, он совершил немало подвигов.Вопрос: Из каких веточек «выросла» эта беседка?

Варианты ответа: а) лавровых б) сосновых в) дубовых.

Слайд № 22 .-Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать , если постоянно будете перед собой ставить новые цели, стремиться к их достижению…. (Ж.Ж.Руссо)

Слайд № 23.

Тест. (Звучит фонограмма Алексея Рыбникова Тема барона Мюнхгаузена)

1. «Прицеливаюсь в самую жирную утку, хочу выстрелить - и, к ужасу моему, замечаю, что в ружье нет…» a) пороха; б) патронов; в) кремня.

2. «В жизнь свою не видел я такого множества уток! К сожалению, у меня не осталось ни одной пули. Долго я стоял в нерешительности и вдруг вспомнил, что в моей охотничьей сумке остался кусочек….» a) сала; б) хлеба; в) пирога с капустой.

3. «Представьте себе мое удивление, когда я увидел, что у этого зайца…» a) два хвоста; б) четыре уха; в) восемь ног.

4. «Я согласился снарядить корабль, и мы отправились в Южный океан. По пути мы не встретили ничего удивительного кроме…» a) летающих женщин; б) летающих коров; в) летающих рыб.

5. «В тот год, когда я был на Луне, в моде считались…»

a) зеленые и желтые пиджаки; б) глаза; в) волосы.

6. «Я нагнулся к земле и все понял. Остров, к которому пристал наш корабль, был сделан из отличного…» a) пошехонского сыра; б) плавленого сыра;

в) голландского сыра.

7. Барон добирался до Петербурга в санях, запряженных… a) кабаном; б) медведем; в) волком.

8. Спустя год после встречи с бароном, на голове оленя выросло дерево…
a) яблоня; б) вишня; в) слива.

9. Барон добрался на Луну с помощью стебля одного растения…
a) боб; б) горох; в) гречиха.

10. Какой из предложенных овощей не любил барон? a) морковь; б) картофель; в) огурец. Правильные ответы: 1 - в 3 - в 5 - б 7 - в 9 - а

2 - а 4 - а 6 - в 8 - б 10 - в.

Слайд № 24. Работа с текстами: «Конь на крыше»

- С какого рассказа начинается первая часть? («Конь на крыше»)

Пересказ. - Какие достоинства барона Мюнхаузена отмечены автором? (Меткий стрелок, закалённый человек.)

«Полконя» Пересказ начала рассказа. Выборочное чтение: Как Мюнхаузен нашёл вторую половину лошади? Какое качество проявили Мюнхаузен и военный врач? (Находчивость)

Чтение словарной статьи из «Толкового словаря» С.И.Ожегова.

(Находчивый - сообразительный, легко находящий выход из трудного положения.)

«За волосы» - Какую причёску носил Мюнхаузен? (Парик с косичкой.)

В какой ситуации она помогла Мюнхаузену?

Выборочное чтение. - Легко ли было ему?

«Искры из глаз» - Для чего барон рассказывал свои истории?

Можно ли извлечь из его рассказов практическую пользу?

Что бы вы делали, если бы нужно развести огонь, а спичек с собой нет?

Выборочное чтение: Как поступил в такой ситуации Мюнхаузен? Воспользуетесь ли вы советом барона? Что означает выражение «искры из глаз посыпались»?

Чтение словарной статьи из «Школьного фразеологического словаря русского языка» В.П.Жукова. («Искры из глаз посыпались - у кого-либо зарябило в глазах от сильного удара»)

Какая черта характера героя прослеживается в этом рассказе? (Любит давать советы.)

«Волк наизнанку» - Верите ли вы рассказам барона Мюнхаузена? Почему? Ведь он предоставляет доказательства. Например, в истории «Волк наизнанку».

Краткий пересказ.

Работа в паре: Найдите доказательство того, что этот случай реальный.

(Я сшил из его шкуры отличную куртку и, если вы не верите мне, охотно покажу её вам») . - О какой черте характера это говорит? (Практичный, хозяйственный.)

«Бешеная шуба»

Эпизод какой истории изображён? («Бешеная шуба».)

Чтение начала рассказа (до слов «Ваша шуба взбесилась».) Пересказ текста.

Надо: Медведь, за передние лапы, сосут свои лапы («Схватка с медведем»)

Слайд №25-26. Домашнее задание. Сочините историю, которой нет в книге Э. Распе или продолжите историю из книги, придумав свой финал, а так же продолжайте читать книги о фантастических приключениях, ведь фантастика - это жанр, который дает человеку возможность мечтать.

Слайд №27. Итоги урока. Подсчет баллов. Выставление оценок. Рефлексия.


Фантастика - для детей? В СССР фантастическая литература долгое время считалась чтением именно для «подрастающего поколения». Не зря львиная доля фантастических книг выходила в специализированных издательствах «Детская литература» и «Молодая гвардия». Что же читали советские мальчишки и девчонки, пока их заокеанские сверстники перелистывали страницы бесконечных комиксовых сериалов?

Прежде всего оговоримся, что детская литература - это не только произведения, написанные для детей и подростков. Многие книги, вошедшие сегодня в круг детского чтения, изначально были написаны для вполне взрослого читателя. Таких произведений мы тоже коснемся, но основная часть сегодняшнего разговора будет посвящена фантастике, созданной специально для юных читателей Страны Советов.

Еще до войны...

Самой популярной книгой ранней советской детской фантастики была книга Яна Ларри. Необыкновенные приключения Карика и Вали (читать он-лайн) . По поручению академика-биолога Льва Берга и при поддержке классика детской литературы Самуила Маршака Ларри создал фантастическую повесть, где в художественной форме рассказывал детям об энтомологии - науке о насекомых. У писателя получилась озорная история о чудаке-профессоре Енотове, который изобрел препарат, позволяющий уменьшать предметы. Непоседливые детишки Карик и Валя опрометчиво тяпнули странной золотистой жидкости, приняв ее за газировку, и стали меньше муравья. Пришлось профессору проделать то же самое, чтобы найти сорванцов. Впереди героев ожидали невероятные приключения в мире растений и насекомых.

Главное достоинство повести Яна Ларри - в гармоничном синтезе увлекательной приключенческой истории, рассказанной легким, слегка ироничным языком, и научно-достоверной познавательности. Повесть долго отказывались печатать, обвиняя ее в «принижении советского человека»! Помогло только личное вмешательство Маршака, и в февральском номере журнала «Костер» за 1937 год появились первые главы «Необыкновенных приключений...». В том же году они вышли отдельной книгой, затем неоднократно переиздавались, войдя в золотой фонд советской детской литературы.

Еще одна жемчужина детской фантастики тех времен - роман-сказка Лазаря Лагина. Старик Хоттабыч (читать он-лайн) , впервые опубликованная в 1938 году. Это история пионера Вольки, нашедшего кувшин с заточенным джинном ибн Хоттабом, которого пришлось перевоспитывать в советском духе. В 1950-х годах Лагин переписал повесть, и после появления популярнейшего фильма (1957) «Старик Хоттабыч» окончательно превратился в классику.


Дети «оттепели»

«Оттепель» (вторая половина 1950-х - начало 1960-х) стала тем временем, когда начинали творческий путь многие

яркие советские фантасты. Впоследствии их так и называли - «дети «оттепели».

Журналист и драматург Виталий Губарев был главным творцом известного советского мифа о пионере-герое Павлике Морозове. Впрочем, Губарев более известен как автор неплохих фантастических сказок, самая знаменитая из которых, "КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ" (читать он-лайн) (1951) - фэнтезийная история о пионерке

Оле, попавшей в волшебную страну. В "Путешествии на утреннюю звезду" (читать он-лайн) (1961)

юные герои отправляются в космос на мыслеплане - аппарате для мгновенных перемещений в

пространстве. «Часы веков» (читать он-лайн) (1965) и "ПРЕДАНЬЕ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ" (читать он-лайн) (1970) посвящены не менее увлекательным путешествиям во времени.

Сказки Страны Советов.

Очень популярен в 1960-х был практически забытый ныне Виталий Мелентьев . Герои его повестей "33 марта. 2005 год" (читать он-лайн) (1957), " Голубые люди Розовой Земли" (читать он-лайн) (1966) и "Чeрный свет" (читать он-лайн) (1970) - обычные советские школьники, переживающие невероятные приключения в будущем и на других планетах. С ролью фэнтези в СССР замечательно справлялись литературные сказки «с волшебством». Взять, например, цикл

Вениамина Каверина о городе Немухине (читать он-лайн) (1963-1968) или повести Юрия Томина «Шел по городу волшебник» (читать он-лайн) (1963) и Александра Шарова "Человек-Горошина и Простак " (читать он-лайн ) (1973). Эх, кто из тогдашних детишек, читавших Томина, не мечтал заполучить заветный коробок волшебных спичек? Загадал любое желание, сломал спичку - и оно исполнилось! Вот только алчность никогда не доводила до добра... Повесть же Шарова явно выпадала из стройных рядов советских литературных сказок - прежде всего атмосферой. «Человек-горошина и простак» - мрачноватая сказка в традициях Вильгельма Гауфа и неадаптированных братьев Гримм. Шаров не делал никаких скидок на возраст своих читателей - может, поэтому повесть так крепко западала в душу?


Отдельно стоит отметить фантастические книги для самых маленьких читателей. Вне конкуренции здесь -


популярная до сих пор сказочная трилогия Николая Носова : "Приключения Незнайки" (читать он-лайн) «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1965). Большой известностью пользовались история о злоключениях школьника-двоечника в мире насекомых, поведанная Валерием Медведевым в повести "Баранкин, будь человеком! " (читать он-лайн) (1962) и сборник Юрия Дружкова Приключения Карандаша и Самоделкина на ""Дрындолете"" (читать он-лайн) (1970). И, конечно, знаменитый цикл Александра Волкова про Изумрудный город (читать он-лайн) , о котором «МФ» подробно рассказывал в №27 (ноябрь 2005).


Коммунистический функционер и журналист Евгений Велтистов , наверное, и не думал, что останется в памяти народной как детский писатель. Известность ему принесли повести "Электроник - мальчик из чемодана" (читать он-лайн) (1964) и "Рэсси - неуловимый друг" (читать он-лайн) (1970), где рассказывалась история современного Буратино. Правда, настоящая слава пришла после появления телефильма «Приключения Электроника» (1980), ибо сами повести Велтистова написаны не блестяще и берут в основном сюжетом.

Классик советской фантастики Сергей Абрамов вместе с отцом Александром сочинял отличную приключенческую НФ (трилогия "Рай без памяти " (читать он-лайн) и лирические городские сказки. В его подростковой повести "Выше радуги" (читать он-лайн) (1979) также применен чисто сказочный прием: старшеклассник во сне получает чудесный дар - умение прыгать в высоту. Однако дар связан с моральными ограничениями, что приводит к возникновению острых психологических коллизий. Еще одна юношеская фантазия "Странник" (читать он-лайн) (1983) - история своеобразных путешествий во времени, также влияющих на психологию и мироощущения юного героя.

Командоры фантастики

Среди авторов фантастики для детей и подростков выделяются два колосса, на долгие годы ставшие ее символами. В 1965 году в альманахе «Мир приключений» появились первые рассказы Кира Булычева про девочку Алису. Кир Булычев - псевдоним ученого-востоковеда Игоря Можейко, автора многочисленных монографий, научно-популярных и приключенческих книг. Подборка рассказов "Девочка с земли" (читать он-лайн) стала первым вкладом писателя в фантастику.

Рассказы о приключениях девочки из 21 века Алисы Селезневой положили начало серии детской НФ, принесшей автору сумасшедшую популярность среди подростков. Ничего похожего в советской детской литературе тогда не было. Главная удача цикла - обаятельный образ главной героини, которая стала по-настоящему «своей» для нескольких поколений читателей. Алиса была самой обыкновенной - непоседливой, любопытной, находчивой, в общем, нормальной девчонкой, которую можно было найти в любом дворе. Поэтому дети воспринимали Алису как реального, живого персонажа, вместе с которым можно сразиться с космическими пиратами, сделать великое научное открытие или стать настоящей принцессой.

Сборники «Девочка с Земли » (1974), «Сто лет тому вперед» (читать он-лайн) (1978), "Миллион приключений" (читать он-лайн) (1982), "Девочка из будущего" (читать он-лайн) (1984) - лучшие в серии. Потом цикл явно выдохся, из него ушла жизнь: мир устремился вперед, а Алиса Селезнева так и осталась топтаться на месте... Но все равно книгами о ней еще очень долго будут зачитываться поколения подростков. Весомый вклад в популярность Алисы внесли телефильм «Гостья из будущего» (1984) и мультфильм «Тайна Третьей Планеты» (1981).

Если Булычев был главным любимцем детей до двенадцати, то другой лидер отечественной фантастики - Владислав Крапивин - бесспорный Командор ребят постарше. Крапивин - яркий педагог, в 1961 году организовавший детский отряд «Каравелла». Его реалистические книги о подростках - «Всадники со станции Роса», "МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ" (читать он-лайн)

, "ТРОЕ С ПЛОЩАДИ КАРРОНАД" (читать он-лайн) - не просто читали, их переживали. Что до фантастики, то она была для Крапивина не самоцелью, а лишь приемом, с помощью которого ведется серьезный разговор об отношениях между взрослыми и детьми, о границе между добром и злом, о настоящей дружбе.

Герой самой популярной трилогии Крапивина "ГОЛУБЯТНЯ НА ЖЕЛТОЙ ПОЛЯНЕ " (читать он-лайн) (1983-1985), косморазведчик Ярослав Родин попадает в иной город своего детства, где в любой ситуации надо противостоять Злу во всех его обличьях. Успех трилогии вдохновил писателя на создание масштабного

цикла фантастических романов и повестей под общим названием "В глубине великого кристалла " (читать он-лайн) .

Фантастика Владислава Крапивина ненаучна, она ближе к нетрадиционному фэнтези. Наряду с роботами и звездолетами в книгах присутствуют чисто сказочные элементы. Но даже самые невероятные события крапивинских историй сознательно подаются автором в подчеркнуто реалистичной манере, что помогает юному читателю всем сердцем ощутить их подкупающую достоверность.