1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью . Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.
Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности :
– моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли ;
– обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
– выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его – действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности . Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ .
Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.
5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).
Тема 2. Бытие человека
Бытие – философская категория, обозначающая существование, реальность . Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия.
В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела . В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.
Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами. Тем не менее считается, что индивидуальное бытие – основание для бытия личности.
Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.
Тема 3. Потребности и интересы человека
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность – это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования . В мотивах (от лат. mоvеге – приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
– Биологические (органические, материальные) – потребности в пище, одежде, жилище и др.
– Социальные – потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
– Духовные (идеальные, познавательные) – потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во‑первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во‑вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности – это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest – иметь значение) – целенаправленное отношение человека к какому‑либо объекту его потребности .
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
– по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества .
– по направленности: экономические; социальные; политические; духовные .
От интереса следует отличать склонность . Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет . Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность .
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
ПРИРОДНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ.
План.
- Отличия человека от животного.
- Задания.
Теории происхождения человека.
Человек - это
Существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное);
Существо универсальное (способное к любому виду деятельности);
Существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)
Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Влияние природы и социума на развитие человека.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
1. Биологизаторский подход. Акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы
2. Социологизаторский подход. Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек - «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова
Основные отличия человека от животного
1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, фактически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.
Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности :
Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
Выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его
действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.
5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Сходство и отличие человека и животного
Сходства человека и животного :
1. одинаковый вещественный состав, строение и поведение организмов . Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых кислот, что и животные, и многие структуры и функции нашего тела такие же, как и у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Современная наука (этология) на основе многочисленных наблюдений утверждает, что в поведении человека и животных много схожего. Животные как и человек испытывают различные чувства: радость, горе, тоску, вину и т.п.;
2. Человеческий зародыш проходит в своем развитии все стадии эволюции живых организмов.
3. У человека имеются рудиментарные органы , которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя не нужны ему (например аппендикс).
Отличия человека от животных и они фундаментальны:
1. наличие разума , но современная наука доказывает наличие разума и у высших животных (раньше считалось, что разумом обладает только человек). Пр-р: эксперименты с обезьянами показали, что они могут понимать слова, сообщать с помощью компьютера о своих желаниях, и таким образом с ними можно вести диалог. Значение разума можно оценить, например, при игре человека в шахматы с компьютером, который пытается выиграть за счет огромных скоростей перебора всех возможных вариантов и в этом соперничестве человек побеждает.
У животных есть любопытство, внимание, память, воображение, но даже самые высокоорганизованные животные не обладают способностью к понятийному мышлению , то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным. Чем выше способность к понятийному мышлению, тем выше интеллект человека . Имея способность к понятийному мышлению, человек осознает , что он делает, и понимает окружающий мир. Хотя животные имеют очень сложные формы поведения и создают изумительные произведения (например, паутина, сотканная пауком или соты у пчел), но человек до начала работы имеет план, проект, модель и этим отличается от всех животных.
2. Человек обладает речью (И.П. Павлов общение с помощью слов назвал второй сигнальной системой), а у животных может быть очень развитая система общения с помощью сигналов (дельфины, летучие мыши общаются при помощи ультразвука). В естествознании имеет место быть гипотеза немецкого антрополога М.Мюллера, суть которой состоит в том, что в процессе совместного труда людей из звуков сначала появились корни глаголов, затем другие части слова и речи. Таким же путем в процессе общественного труда постепенно мог возникнуть разум, так как слово создает в мозгу человека определенный образ объекта.
3. Способность к труду, способность изготавливать и использовать орудия труда отличает человека от животных. Все животные как-то действуют, а высшие животные способны к сложным видам деятельности (обезьяны используют палки в виде орудий для доставания плодов). Единственный вид животных – черный ворон (исчезающий вид) способен изготовить и использовать орудия труда – крючок из разветвленной ветки для доставания личинок и гусениц из-под коры дерева, причем определяют необходимую длину приспособления.
4. Прямохождение освободило передние конечности (руки) человека.
5. В процессе труда произошло развитие руки , особенно большого пальца.
6. Человек использует огонь и не боится его в отличие от животных.
7. Человек хоронит умерших людей.
Вывод: главные отличия человека от животных - понятийное мышление, речь, труд способствовали в процессе эволюции обособлению человека от природы.
«Чем человек отличается от животного?» — вечный вопрос, который занимает умы как ученых, так и обычных людей. И это продолжается, видимо, столько, сколько существует свет. Кого-то, кто ведет себя неподобающе, могут назвать животным – будто это унижает человеческое достоинство. А котам, собакам и другим домашним любимцам приписывают вполне человеческие черты характера и даже обнаруживают их сходство с владельцами. Эта идея зафиксирована в примете: питомцы похожи на своих хозяев. Действительно ли разница между гомо сапиенс и теми, кого мы привыкли называть братьями меньшими, так велика?
Отличия человека и животного
С биологической точки зрения и человек, и одноклеточная бактерия – близнецы-братья, так как оба являются организмами. Но человек – несоизмеримо более сложный механизм, обросший помимо биологических качеств еще и выраженными физическими, социальными, духовными и многими другими. Ученые описывают отличия животных и людей по-разному, но в целом их можно свести к пяти пунктам:
- Человек обладает речью и мышлением.
- Он способен к осознанному творчеству.
- Преображает действительность и создает материальные и духовные ценности, нужные для жизни, то есть творит культуру.
- Изготавливает и использует орудия труда.
- Кроме биологических, удовлетворяет еще и духовные потребности.
Однако ученые готовы поспорить как минимум с тремя из перечисленных пунктов.
Между людьми и животными меньше отличий, чем полагали ученые
Пункт №1: Мышление и речь
Принято считать, что только человек способен мыслить в формах суждения, рассуждения и умозаключения. Кроме того, его сознание может производить с информацией различные операции: анализировать синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать и обобщать. Среди животных способности к мышлению раньше находили только у обезьян, и то исключительно человекообразных, и не у всех, а только у некоторых видов.
Способность к речи также приписывалась исключительно людям. Среди аргументов в пользу этого утверждения называли способность к передаче и восприятию информации, а также использование для этого различных методов, например, письма или музыки. Сегодняшняя наука смотрит на вопрос мягче, и на то есть основания, подтвержденные экспериментами.
В 2013 г. финские ученые опубликовали результаты исследования, проведенного на собаках. В ходе эксперимента животным показывали фотографии разных людей: знакомых и не знакомых ушастым участникам. Исследователи следили за движениями глаз и активностью мозга собак. Оказалось, барбосы задерживали взгляд, когда видели знакомые лица, а их мозг в это время работал активнее. До эксперимента наука придерживалась мнения, что способностью узнавать по фотографии обладают исключительно люди и приматы.
В 2013 г. объединенная группа исследователей из Америки и Японии объявила, что коты распознают голоса хозяев. Эксперимент провели на 20 мурлыках, и 15 из них – то есть 75% – отправились на зов хозяина, услышав его голос из другой комнаты. Оставшиеся 5% «участников» с места не двинулись, но явно отреагировали на звук. Обращения незнакомцев животные проигнорировали.
В 2014 г. ученые из Великобритании получили интересные результаты в ходе эксперимента, посвященного восприятию речи собаками. Оказалось, что близкие друзья человека понимают речь и распознают эмоции. Исследователи выяснили это, проанализировав движения головы собак. Так, на фразы, произнесенные без эмоций, животные, прислушиваясь, поворачивали голову в правую сторону, а на сказанные неотчетливо, но эмоционально – в левую.
Ученые исходили из предпосылки, что информация, перерабатываемая в одном из полушарий, воспринимается как услышанная противоположным ухом. То есть фраза, которую животное воспринимает левым ухом, перерабатывается правым полушарием, и наоборот. По результатам оказалось, что распределение функций полушарий головного мозга у собак почти полностью соответствует таковому у людей: правое обрабатывает информацию, связанную с эмоциями, а левое отвечает за аналитическое мышление.
Отдельного внимания заслуживает язык дельфинов. Его изучают уже очень давно и пристально. Ученые выяснили, что эти животные много коммуницируют между собой и используют для этого около 190 разных сигналов, в основном свисты, щелчки, жужжания, скрипы и т. п. И это не считая так называемого языка жестов – как и люди, дельфины передают информацию с помощью движений, положения тела и головы.
Более того, у дельфиньего языка есть синтаксис. Это значит, что отдельные «слова» или «словосочетания», имеющие собственный смысл, животные могут собирать в различные комбинации и, таким образом, формировать новые смыслы. (К слову сказать, то же свойство недавно обнаружили и у языка синиц.) Дельфины живут семьями, и у каждой из них есть свой «диалект». А знакомые «голоса» эти животные способны помнить более 20 лет.
Помимо своего языка у дельфинов существуют синтаксис и диалекты
Известно, что дельфины-афалины могут учить сигналы, которые им подает человек. Кроме того, и дельфины, и китообразные способны подражать услышанным звукам. Однако в 2014 г. ученые обнаружили, что косатки не просто повторяют услышанное – они используют выученное для коммуникации. Исследователи проанализировали речь косаток, живших в неволе, и сравнили его с языком этих же животных, только обитавших в дельфинарии, по соседству с афалинами.
Выяснилось, что китообразные чаще пользовались звуками из речи дельфинов, а одна из косаток даже освоила сигналы, выученные афалиной от человека. Таким образом, косатки оказались способны освоить язык другого вида животных и использовать его для общения. Что говорит не только о коммуникативных способностях этих животных, но и о высокоразвитом мышлении.
Пункт №2: Изготовление и использование орудий труда
Принято считать, что только люди для производства материальных благ способны создавать орудия труда. Некоторые высшие животные могут пользоваться природными материалами вроде палок и камней, но сами орудий не создают. Ученые доказывают, что такое утверждение не совсем верно. Во-первых, братья наши меньшие все же способны преобразовывать природные орудия так, чтобы с их помощью можно было добиваться поставленных целей. А во-вторых, на это способны не только высшие животные, как считалось раньше.
В 2011 г. британские и новозеландские исследователи обнаружили такую способность у новокаледонского ворона. Птицы должны были добыть кусочки мяса из цилиндров, наполненных водой, с помощью «камешков» из металла и пластика. Вороны выбирали «орудия», которые помогали им поднять уровень жидкости быстрее. По результатам эксперимента исследователи пришли к выводу, что птицы в состоянии оценить массу и форму «камешков», а еще понимают, когда попытки добыть еду бесплодны и их пора прекратить.
Кстати, интересно, что у диких воронов эти навыки были более выраженными, чем у содержавшихся в неволе. Четырьмя годами позже, в 2015-м, ученым удалось зафиксировать на видео еще один навык новокаледонских воронов. Оказалось, эти птицы умеют сгибать веточки в форме крючка, чтобы затем доставать ими еду из трещин в древесной коре и ворошить опавшую листву в поисках чего-нибудь вкусного.
Новокаледонские вороны решают задачки на уровне пятилетних детей!
В 2012 г. подобные навыки зафиксировали и у новозеландских попугав. Чтобы добыть необходимый для организма кальций, птицы брали в клюв финиковые косточки или мелкую гальку и терли ими ракушки моллюсков, которые лежали на дне клетки, а получившийся порошок слизывали. Жили пернатые в одном из британских природных парков, и в их компанию периодически попадали новички. Старожилы даже обучали новеньких этому «искусству»: брали в клюв орудие и показывали, как с ним обращаться.
Орудиями труда пользуются даже беспозвоночные, в частности осьминоги. В 2009 г. ученым удалось снять такие сюжеты. Осьминоги приспособились использовать в качестве защиты скорлупу кокосовых орехов. Интересно, что эту «броню» моллюски переносят с места на место, для чего им приходится проделывать непростые манипуляции. Сперва осьминог подыскивает хорошую скорлупу (или две – такое тоже случается).
Для этого он промывает находку. Отыскав нужную, помещает в нее свое тело, а если половинок две, складывает их одна в другую. Забравшись в скорлупу, он выдвигает щупальца и перемещается, перебирая ими. Дойдя до точки назначения, моллюск закапывается в песок и укрывается «панцирем». А при необходимости может залезть в одну половинку и накрыться другой.
В том же году ученые смогли задокументировать, как орудием труда пользовалась рыба. Тихоокеанская рыбка Choerodon anchoago, чтобы открыть ракушку моллюска, пользовалась камнем, причем не первым попавшимся. Она находила раковину и отправлялась на поиски подходящего камня и, найдя, принималась бить о него панцирем беспозвоночного, пока он не открывался. И, конечно, использование орудий труда свойственно приматам. Так, шимпанзе не только используют орудия труда, но и перенимают у сородичей максимально эффективные способы их применения.
Получив орудие труда, обезьяны учатся эффективно его применять
Обезьяны бонобо используют для решения разных задач различные инструменты. Когда им предложили достать еду из-под завала, для удаления слоя камней они воспользовались оленьими рогами, почву разрыхляли короткими ветками, а копали – длинными. Самка бонобо, жившая в зоопарке, для отпугивания назойливых исследователей изготовила некое подобие копья: сняла с длинной палки сучки и кору, а затем заточила зубами. При этом, как уверены ученые, животное позаимствовало идею у служащих зоопарка, которые пользовались подобными приспособлениями.
Капуцины не просто пользуются камнями, чтобы разбивать орехи, но еще и анализируют эффективность своих действий. Эти обезьянки после каждого удара проверяют, насколько успешным он был, и меняют тактику, чтобы добиться результата поскорее.
Пункт №3: Биологические и духовные потребности
Принято считать, что наряду с биологическими потребностями человек также удовлетворяет социальные и духовные. Этому противопоставляется стремление удовлетворить только биологические у животных. Но и это не совсем так. Есть ли у животных духовные потребности – сложный вопрос. Однако то, что они не ограничиваются только биологическими, у ученых уже сомнения не вызывает.
Так, животные определенно способны испытывать то, что люди называют эмоциями. Коты испытывают удовольствие от поглаживаний. В 2001 г. ученые обнаружили, что лабораторным крысам нравится щекотка. Животные даже реагировали на нее попискиваниями, немного напоминающими смех. Правда, услышать этого невозможно – крысы «смеялись» на частотах, которые не воспринимаются человеческим ухом.
Доказано, что собаки испытывают ревность — а значит, и другие эмоции
Ученым также удалось экспериментально доказать, что собаки испытывают ревность. В 2014 г. исследователи из Калифорнийского университета провели тест на 36 собаках. У каждой из них появилось три «конкурента» – мягкая игрушка, ведерко в виде тыквы и анимированный пластиковый пес. С последним хозяин должен был «общаться»: гладить, разговаривать, читать книги.
В ходе эксперимента собаки злились и были агрессивными, почти треть из них – 30% – изо всех сил старались привлечь внимание хозяина, а четверть даже огрызались на игрушку. Ведерко посчитали опасным только 1% подопытных шариков. Что интересно, несмотря на определенно искусственный характер игрушки, абсолютное большинство собак – 86% – понюхали ее под хвостом, как они делают это с сородичами. Очевидно, бобики приняли «соперников» за настоящих животных.
Пожалуй, наиболее показательным будет в этом плане отношение к сексу. Инстинкт размножения – самый сильный, ведь он обеспечивает выживание вида. Однако многочисленные исследования подтверждают, что животные предаются плотским утехам вовсе не только для продолжения рода, но и для удовольствия. Так, к примеру, самки обезьян бонобо и белолицых капуцинов совокупляются с самцами не только в тот период, когда готовы к оплодотворению.
Дельфины тоже занимаются сексом для удовольствия. Самки этих млекопитающих способны выносить и родить малыша только один раз в несколько лет, а вот случаи близости между особями происходит гораздо чаще. Среди них также распространены гомосексуальность и контакты между особями разного возраста, когда одна из них еще не готова к выполнению репродуктивной функции. Случаи гомосексуальности встречаются и у тех же бонобо, белолицых капуцинов и бурых медведей.
Дельфины занимаются сексом отнюдь не только для продления рода!
Пример дельфинов показателен еще в одном плане. Животные, обитающие в неволе, замечены в попытках вступить в близкую связь с представителями других видов. Ученые заметили, что дельфины могут «предлагать» своим соседям секс. Братья наши меньшие практикуют и оральные ласки. Ученые зафиксировали такое поведение у уже упомянутых бурых медведей, приматов, коз, гепардов, летучих мышей, львов, пятнистых гиен и овец.
Человек VS животное: кто победит?
Создавать культуру и творить для собственного удовольствия, как видим, животные пока не умеют. Или мы просто об этом не знаем? Наука развивается, исследователи обнаруживают все новые и новые удивительные подробности из жизни наших соседей по планете. Например, поведение осьминогов, рыб, дельфинов и китообразных долгое время оставалось загадкой. Все потому, что техника не позволяла наблюдать за ними в естественной среде и так, как того хотелось ученым.
Но время идет, технологии совершенствуются, и вот уже исследователи могут заглянуть в самые потаенные уголки мироздания. Даже прикрепить крошечные камеры к птичьим хвостам, как это случилось с новокаледонскими воронами. Три из пяти мифов о различии людей и животных уже развеяны. Кто знает, может быть, революционные новости, которые разнесут в пух и прах оставшиеся два, появятся уже завтра? Кто знает. Да и так ли это важно?
С каждым годом ученые узнают о разуме животных все больше
Вряд ли кто-то из нас окажется принципиально лучше и совершеннее. Человек освоил ближайшее космическое пространство – и при этом бессилен перед лицом супербактерии, которая возникла из-за бездумного приема антибиотиков им же самим. Люди придумали совершеннейшие метеостанции – и продолжают гибнуть от цунами и извержений вулканов, хотя животные узнают о предстоящем бедствии гораздо раньше и успевают спастись. Сложнейшая структура человеческих отношений все равно не в силах потягаться с идеальной иерархией, выстроенной пчелиными семьями и муравейниками.
Человек – всего лишь часть животного мира. Так что, пожалуй, самым разумным было бы считать гомо сапиенс составляющей природного разнообразия. Совершенной, прекрасной и заслуживающей существования и развития – но не больше, чем того заслуживают синий кит или мельчайшая гусеница. Потому что именно разнообразие обеспечивает жизни на Земле стабильность и продолжение. А к этому стремятся и растения, и животные, и люди. Основного инстинкта пока никто не отменял.