(1892-1967) русский художник

Корин Павел Дмитриевич происходил из семьи палехских иконописцев, его отец, дед и прадед были известными мастерами иконописи. Еще маленьким мальчиком Корин научился растирать краски и готовить доски, на которых писали иконы.

Первым учителем мальчика стал его отец. Однако, когда Павлу исполнилось одиннадцать лет, его отец умер, и талантливого подростка отдали в казенную иконописную школу. Проучившись там четыре года, Павел Корин получил звание мастера -иконописца.

По совету своего старшего брата Александра летом 1908 года он отправляется в Москву. Целый год молодой мастер пытался найти себе работу, но так и не продвинулся дальше подмастерья. Поэтому следующим летом Корин вернулся в Палех и начал работать вместе со своими братьями. Так бы и прошла его жизнь в Палехе, если бы не случай.

Однажды в Палех приехал известный знаток иконописи и художник К.Степанов. Он заметил талантливого юношу и взял его с собой в Москву в свою иконописную мастерскую. Он стал первым наставником Павла Корина, водил по московским музеям, познакомил с историей искусства, ввел в круг художников, где познакомил с известным русским художником Михаилом Нестеровым.

Увидев работы Павла Корина, Нестеров убедил его продолжить учебу, и в 1912 году Корин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он учился в мастерской, которой руководили художники К. Коровин и С. Малютин. Вскоре туда же приехал и его старший брат Александр. С этого времени братья Корины стали жить и работать вместе. На последнем курсе учителем Корина был Л. Пастернак.

За год до окончания училища Павел Дмитриевич Корин был приглашен для росписи усыпальницы великой княгини Елизаветы Федоровны в московской Марфо-Мариинской обители. Он блестяще справился с этим заданием. После этого о нем заговорили как о крупном самобытном русском художнике.

В 1917 году Павел Корин закончил училище и почти одновременно завершил росписи храма Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители. После этого он начал работать реставратором произведений живописи в музеях Кремля и Третьяковской галереи.

Постепенно реставрация стала его второй профессией. Чтобы повысить свое мастерство, Корин много занимается изучением живописи прошлых веков, а также копированием картин классиков.

Вместе с братом он совершил несколько поездок по Русскому Северу, где собрал интересные образцы иконописи. Тогда же художник написал серию пейзажей, на основе которых позже создал картину «Моя Родина».

1926 год стал поворотным в жизни Павла Корина. Он начал работать реставратором в Музее изящных искусств, в этом же году женился и начал работать над картиной «Русь уходящая».

Для этой картины художник создал множество портретов монахов и священнослужителей московских и палехских храмов и монастырей. Традиции иконописи чувствуются в каждой картине мастера. Он нашел свой, совершенно особый стиль изображения человека. Плоскостность фигуры Корин противопоставляет рельефно выписанным лицу и рукам героя. В каждом из них художник подчеркивает готовность пожертвовать всем во имя своей веры.

К началу 30-х годов относится знакомство художника с Максимом Горьким . 3 сентября 1931 года Горький пришел в мастерскую к Павлу Корину на Арбат. После этой встречи Горький помог художнику получить новую большую мастерскую на Девичьем Поле и организовал поездку Павла и Александра Кориных по музеям Европы. Во время этой поездки Павел Дмитриевич Корин посетил Горького в Сорренто и написал его большой портрет во весь рост.

С портрета Горького в творчестве Корина началось новое направление. Он задумал создать галерею портретов своих современников. Но заняться этим он смог лишь через несколько лет, поскольку после возвращения в СССР вновь продолжил работу над эскизами для картины «Русь уходящая».

В конце тридцатых - начале сороковых годов художник освоил новый для себя жанр монументальной живописи, выполнив ряд росписей для станций Московского метрополитена.

В годы войны Павел Корин создает триптих «Александр Невский» - гимн героическим защитникам Отечества. Тема прошлого помогла художнику глубже понять современность. В 1945 году Корин запечатлел ряд советских военачальников, среди которых выделяется портрет маршала Жукова .

После войны основным занятием для Павла Дмитриевича Корина стала реставрация. Он много работал над восстановлением поврежденных картин из русских музеев, а также из Дрезденской галереи. Однако он так и не смог завершить работу над своей главной картиной «Русь уходящая». До нас дошло более 400 эскизов и огромный холст, до которого так и не успела дотронуться кисть художника.

Корин Павел Дмитриевич Ко́рин Павел Дмитриевич

(1892-1967), живописец, народный худ. СССР (1962), действительный член АХ СССР (1958). Тематическим картинам (триптих «Александр Невский», 1942-43) и портретам («М. С. Сарьян», 1956, «Р. Гуттузо», 1961) свойственны одухотворённость и волевая собранность образов, монументальная строгость композиции и рисунка. Работал также как монументалист (мозаики на станции метро «Комсомольская-кольцевая» в Москве, 1951) и реставратор живописи. Государственная премия СССР (1952), Ленинская премия (1963).

КОРИН Павел Дмитриевич

КО́РИН Павел Дмитриевич (1892-1967), российский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1958). Тематическим картинам (триптих «Александр Невский», 1942-43) и портретам («М. С. Сарьян», 1956, «Р. Гуттузо», 1961) свойственны одухотворенность и волевая собранность образов, монументальная строгость композиции и рисунка. Реставратор. Ленинская премия (1963), Государственная премия СССР (1952).
* * *
КО́РИН Павел Дмитриевич , русский художник. Соединил классические темы русского искусства с традицией стиля модерн (см. МОДЕРН) , став крупнейшим представителем национально-романтического направления в отечественном изобразительном искусстве середины 20 в.
Путь к «Реквиему»
Сын крестьянина-иконописца, сам проникновенно усвоил навыки иконописного ремесла, которые впоследствии применял как реставратор. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1912-16) у К. А. Коровина (см. КОРОВИН Константин Алексеевич) и С. В. Малютина (см. МАЛЮТИН Сергей Васильевич) ; однако основополагающее воздействие на молодого художника оказало наследие А. А. Иванова (см. ИВАНОВ Александр Андреевич) , а также религиозные темы М. В. Нестерова (см. НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич) с их монументальным лиризмом. Жил и работал в Москве, часто наезжая в родной Палех (который любовно запечатлел в панорамных пейзажах 1920-х годов).
В послереволюционные годы исполнил несколько крупных копий фрагментов ивановского «Явления Христа народу», стремясь тем самым найти путь к собственной картине, которая, как ему мечталось, символически подвела бы итоги русской истории. Честолюбивый замысел Корина окончательно оформился в тот день, когда он присутствовал в Донском монастыре на отпевании патриарха Тихона (см. ТИХОН) (1925). В многотысячной толпе верующих художник увидел как бы «всю Россию», нестеровскую «святую Русь», которая пришла проститься не только со своим пастырем, но и со своим историческим прошлым, безжалостно отторгнутым революцией. Тут он делает первые зарисовки, находит первые типажи для фигур будущего картинного действа.
Первоначально предполагалось, что средой «Реквиема» (как Корин хотел назвать свою картину) станет открытый пейзаж, некое подобие долины Иосафатовой, где, по библейскому преданию, народы Земли должны будут собраться для Страшного Суда. Позднее избирается иное место действия: интерьер кремлевского Успенского собора (см. УСПЕНСКИЙ СОБОР (в Москве)) , где идет торжественная служба; всех присутствующих на ней роднит общая скорбь о свершившейся, апокалиптической по масштабам своим катастрофе. Корин пишет замечательные портреты членов этого живописного соборного единства: мирян («Отец и сын», 1930; «Нищий», 1933), священников, монахов и монахинь («Схимница», 1931; «Игуменья», 1935; и др.; почти все - в доме-музее Корина), в том числе портреты будущих патриархов Сергия и Пимена. Эти образы, сочетающие отрешенное самоуглубление с трагическим героизмом, решены монументально и мощно, причем кисть Корина оказывается гораздо резче, суровей и драматичней кисти Нестерова.
Горький и новые «героические портреты»
Огромное значение в судьбе Корина имело знакомство с Горьким (см. ГОРЬКИЙ Максим) (с 1931). Писатель берет его под опеку, дав возможность беспрепятственно писать «Русь уходящую» (как Горький предложил назвать картину), не опасаясь подозрений в «контрреволюционных настроениях», приглашает к себе на виллу в Сорренто, тем самым давая возможность побывать в Италии, познакомиться с ее классическим искусством, которое производит на художника колоссальное впечатление. В Сорренто Корин пишет портрет Горького (1932), примыкающий к «Реквиему» своим хмурым трагизмом.
После смерти писателя Корина вызывают в НКВД, практически запретив продолжать работу над главной картиной жизни. Творческим выходом для него служат реставрационные работы (позднее он, в частности, руководит реставрацией картин Дрезденской галереи (см. ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ) ), а также портретное искусство, теперь уже целиком светское. В 1939-43 по заказу Комитета по делам искусств он пишет целый ряд портретов известных деятелей советской культуры («М. В. Нестеров», 1939; «А. Н. Толстой», 1940; «В. И. Качалов», 1940; все в Третьяковской галерее; и др.) - острая экспрессия, сила цвета и композиционных ритмов порой сочетаются тут (как, к примеру, в портрете Толстого) с откровенной идеализацией.
С этой поры он получает и монументальные заказы, однако произведения этого рода (эскизы фриза «Марш в будущее» для Дворца Советов (см. ДВОРЕЦ СОВЕТОВ) , 1941-47, Дом-музей Корина; мозаика и витражи на станции метро «Новослободская», 1951; и др.) не выделяются над средним уровнем официального декоративного искусства тех лет. Исключением являются мозаики на станции метро «Комсомольская».
Военный и послевоенный периоды
Мозаики на станции метро «Комсомольская-кольцевая» (1953), посвященные военной истории России, равно как и другие исторические полотна 1940-60-х годов (триптихи «Александр Невский», 1942-43, Третьяковская галерея; «Сполохи», 1966, не окончен, Дом-музей Корина), составляют особую главу в творчестве мастера. Черты модерна, специфического «северного модерна», сияние звучных цветовых тонов, завораживающий монументальный ритм складываются тут в циклы впечатляющих национально-романтических зрелищ, выражающих лучшие, самые качественные по художественному исполнению свойства «стиля триумф» с его пафосом воинских подвигов.
После войны Корин возобновляет работу над «Реквиемом» (завершив в 1959 композиционный эскиз полотна), по-прежнему плодотворно выступает как портретист («С. Т. Коненков», 1947; «М. С. Сарьян», 1956; оба в Третьяковской галерее; и др.). Уже при жизни в его мастерской складывается целый дом-музей, включающий, помимо его собственных произведений, замечательную коллекцию икон и других произведений русского церковного искусства, которые он собирал на протяжении всей жизни (официально дом-музей Корина был открыт в 1971).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Корин Павел Дмитриевич" в других словарях:

    Павел Корин П.Д. Корин, 1933 Имя при рождении: Павел Дмитриевич Корин Дата рождения: (25 июня (7 июля) 1892 Место рождения … Википедия

    Советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1958). Сын крестьянина иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1912≈16) у К. А. Коровина … Большая советская энциклопедия

    - (1892 1967), советский живописец. Народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1958). Учился в МУЖВЗ (1912 16) у К. А. Коровина и С. В. Малютина, испытал влияние М. В. Нестерова. Руководил реставрационной мастерской ГМИИ… … Художественная энциклопедия

    - (1892 1967) российский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1958). Тематическим картинам (триптих Александр Невский, 1942 43) и портретам (М. С. Сарьян, 1956, Р. Гуттузо, 1961) свойственны одухотворенность и… … Большой Энциклопедический словарь

    Род. 1892, ум. 1967. Российский живописец. Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1916). Ученик К. А. Коровина. Работы: "Отец и сын" (1930), "Портрет М. Горького" (1932), "Нищий" (1933),… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Корин. Павел Корин Имя при рождении: Павел Дмитриевич Корин Дата рождения: 25 июня (7 июля) 1892(1892 07 07) … Википедия

    Корин, Павел Дмитриевич - П.Д. Корин. Александр Невский. Центральная часть триптиха. 1942 43. Третьяковская галерея. КОРИН Павел Дмитриевич (1892 1967), российский живописец. Тематическим картинам (Русь уходящая, или Реквием, 1920 30 е гг., не закончена,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (1892, Палех — 1967, Москва), живописец, народный художник СССР (1962), действительный член (1958). Из семьи потомственных палехских иконописцев; брат. В 1908—11 работал в иконописной палате при в Москве. В 1911 помощник при росписях… … Москва (энциклопедия)

В 1925 году в своей московской резиденции (тогда это был Донской монастырь) умер патриарх Тихон. Смерть святителя Русской православной церкви вызвала массовое паломничество народа к одру умершего. По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря, потекли потоки людские. Безмолвно, день и ночь, шла вся православная Русь. Торжественная церемония отпевания, духовенство всех степеней и рангов, толпы верующих, среди которых были фанатики и юродивые...

*кликабельна

Реквием. Русь уходящая. 1935-1959

Побывали там и писатели, и композиторы, и ученые, и художники - все, кто мог тогда осознать значение происходящего. Среди художников оказался искренний певец "Святой Руси" М.В. Нестеров, а с ним ученик и к тому времени самый уже близкий друг его Павел Корин. Он и увидел, как эта Русь, убогая в повседневной жизни, в эти последние - трагические для нее и одновременно звездные мгновения - проявила всю силу своего характера. Эта Русь и уходила по-русски, уходом своим являя знак вечности.

Разные персонажи - молодые и старые, мужчины и женщины, епископы и монахи, игуменьи и молодые монашенки, калеки и нищие на каменных ступенях церквей и просто миряне. Все они уходили в прошлое с непреклонной верой, что уход этот временный, с надеждой на возвращение и убежденностью в правоте и святости своего дела. Сам художник плакал, когда вслед за ушедшими из храма служителями культа стали рушить прекрасные памятники зодчества, украшенные фресками талантливых мастеров.

Павел Корин сделал тогда для памяти несколько карандашных набросков. А на одном из рисунков подписал: "Встретились два схимника, как будто бы вышли из земли... Из-под нависшей седой брови смотрит глаз, одичало смотрит". Именно тогда и зародилась у молодого художника идея написать большую картину, которой он дал название "Реквием".

Сначала это были просто этюды, которые он писал самозабвенно, с вдохновением, доходящим до отчаяния. Еще не до конца были ясны сюжет и композиция картины, а характеры действующих лиц уже рождались на полотне. Они были живые - со своими страстями, верой, смятением. Иногда некоторые коллеги забрасывали семена сомнения в душу художника, но не охлаждали его творческого пыла, хотя и сильно терзали.

В Палехе, а затем в Москве, в иконописной мастерской, П. Корин часто соприкасался со служителями Русской православной церкви, и этот мир стал ему хорошо знаком. Впечатлительный художник с большой остротой почувствовал и понял всю глубину трагического положения церкви, вступившей в конфликт с молодой советской властью. Эта борьба носила ожесточенный характер, и когда в стране началось уничтожение духовенства, П. Корин понял: уходит со сцены общественной жизни великая сила. Именно в этом уходе виделось ему глубокое, полное внутреннего драматизма художественное полотно.

Когда П. Корин решил написать большую картину, увековечивающую уходящую старую Русь, он говорил: "За всю Церковь нашу переживал, за Русь, за русскую душу. Тут больше меня, чем всех этих людей; я старался их видеть просветленными и сам быть в приподнятом состоянии... Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии "уходящее". Когда все пройдет, то самое хорошее и главное - оно все останется".

Не считая себя портретистом, П. Корин задумал создать многофигурную композицию с ярко выраженной сюжетной основой: "Церковь выходит на последний парад". Этюды к задуманной картине были сделаны им задолго до окончательного эскиза ее композиции. Это были уже вполне самостоятельные, мастерские портреты, общее число которых достигало нескольких десятков.


Отец и сын. (С.М. и Ст.С. Чураковы). 1931

Одним из самых ранних (некоторые исследователи считают его и самым лучшим) был этюд "Отец и сын". Это парный портрет скульптора-самоучки СМ. Чуракова и его сына, впоследствии известного художника-реставратора. Они представлены почти в полный рост. Изображенная на первом плане фигура Чуракова-старшего - высокого, крепкого сложения старика с бородой микеланджеловского пророка - поражает зрителя необычайной силой. Уверенно стоит он на широко расставленных ногах, приподняв правое плечо и заложив за спину руки, держащие клюку. Голова его склоняется долу; красивое лицо с высоким открытым лбом, изборожденным резкими морщинами, осенено глубокой думой.

Стоящий позади него сын как бы дополняет этот образ, развивая и варьируя тему глубокого раздумья. Внешне фигура юноши напоминает фигуру отца. Правда, она значительно меньше и тоньше, но и здесь та же глубоко сосредоточенная поза с опущенной головой и сомкнутыми руками. При всем том зрителю ясно, что перед ним совершенно разные, во многом даже контрастные фигуры.

Тонкое, нервное лицо молодого человека, обрамленное густыми темно-каштановыми волосами, закрывающими лоб; жиденькая юношеская бородка, судорожно сплетенные пальцы рук - все говорит о более сложной и одновременно более слабой внутренней организации.

«Трое» в центре старица Елагина, слева Софья Мих. Голицына Павел Корин 1933-35 г.г.

Через несколько лет П. Корин написал этюд "Трое". Три женские фигуры, являющие три разных возраста, отразили три разных подхода мастера к решению портретного образа. Центральная фигура - приземистая, сгорбленная старуха-монахиня, тяжело опирающаяся на клюку... Перед зрителем предстает одна из главенствующих церковных особ, может быть, в прошлом - настоятельница какого-нибудь монастыря. Длинная черная ряса с накидкой облекает эту мрачную фигуру. Из-под огромной, надвинутой на лоб шапки с меховой опушкой и прикрывающего щеки черного платка рельефно выделяются мастерски вылепленные цветом детали старческого лица. С первого взгляда на нее зрителю ясно, что перед ним личность властная, решительная, мужественная.

За спиной старухи, справа, стоит пожилая женщина в полумонашеской одежде. Ее красивое лицо в обрамлении черного платка, с высоким открытым лбом и добрыми, печальными глазами овеяно какой-то особой душевной теплотой и тихим спокойствием, говорит о трудной, многострадальной судьбе, мудром терпении и стойкости русской женщины.

Третья фигура - молодая большеглазая красавица, стройная и высокая - олицетворяет героико-романтическое направление в творчестве П. Корина. Она в таком же темном полумонашеском одеянии, как и ее соседка, но горделиво приподнятая голова ее не покрыта.


Протодьякон М.К. Холмогоров

В 1935 году последовал еще один этюд - портрет протодьякона М.К. Холмогорова, а потом еще и другие. Когда появились еще первые этюды к "Реквиему", многие встретили их просто в штыки. Признавая бесспорную одаренность П. Корина, его упрекали за уход от действительности, поэтизацию мрачных сторон "наследия прошлого", апологию религиозности и за многое другое. Однако уже в этих этюдах было своеобразное отражение революции, пусть пока и косвенное. Суть такого отражения заключалась, в предельном накале страстей человеческих, в могучей стихии веры. "Реквием" в этюдах постепенно вырастал до символического "реквиема" уходящему старому миру.


Иеромонах Пимен и Епископ Антоний

Митрополит Трифон

В конце 1930-х годов П. Корин перестал писать этюды к своей картине, объясняя это чисто внешними фактами - нападками недоброжелателей и т.д. Но были и более глубокие причины мировоззренческого характера и творческого порядка. Стремительно развивалась новая жизнь, требовавшая от художника обновления и расширения тематики творчества. Обращение к новым героям (портреты замечательных деятелей советской культуры) заметно притормозило работу над задуманной картиной, но не остановило ее.

Молодой иеромонах. Отец Федор. 1932

Приехавший однажды к художнику A.M. Горький подробно расспрашивал о композиции будущего полотна, поинтересовался и названием. "Реквием", - не очень уверенно ответил художник. - "Адреса не вижу. Название должно определять содержание. - А потом писатель проговорил, взглянув на этюды: - Они все эти - уходящие. Уходят из жизни. Уходящая Русь. Я бы так и назвал: "Русь уходящая".
И как-то сразу после этих слов все определилось у П. Корина. Все стало на свои места, идея и замысел картины приобрели ясную и четкую стройность.


Схимница мать Серафима из Ивановского монастыря в Москве


Схимница из Ивановского монастыря. Этюд к картине «Реквием». 1930-е.

Почти четверть века (хотя и со значительными перерывами) писал Павел Корин окончательный эскиз картины, который и завершил в 1959 году. Этот эскиз был уменьшенным вариантом задуманного полотна, он не просто дает представление о его композиции и художественном строе, но и раскрывает конкретное содержание каждого образа. Это эскиз многофигурного группового портрета, созданного по примеру лучших образцов этого жанра.


Нищий. 1933

Действие своей картины П. Корин развернул в глубине Успенского собора Московского Кремля. Многоликая толпа, заполнив собор, готовится к торжественному выходу. Такое решение сюжета позволило художнику обратить всех героев картины лицом к зрителю, что в свою очередь способствует наиболее многогранному раскрытию портретных характеристик.

В центре картины П. Корин расположил высшее духовенство. В одном храме одновременно вместе сошлись четыре патриарха, последовательно возглавлявшие Русскую православную церковь. Уже одно только это обстоятельство говорит в пользу того, что замысел всего полотна не сводится лишь к отображению трагически уходящей Святой Руси. Долгое время некоторые искусствоведы (например, Г. Васильев) рассматривали картину П. Корина как "последний парад осужденных историей на небытие". Критик отмечал, что "их отчужденность от жизни безжалостно подчеркнута безлюдием огромного собора. Художник задумал свою картину как "Реквием" - отходную могучему общественному явлению, именуемому православием".

Схиигуменья мать Фамарь. 1935

Молодая монахиня. 1935

Да, мысль о происходящей трагедии читается и в композиции картины, и в лицах ее персонажей. Но лица большинства из них омрачены не только скорбью, они отмечены и глубокими сосредоточенными раздумьями. В картине и намека нет, что перед нами представлены жертвы великой исторической ломки, смиренно принимающие приговор эпохи. Поэтому среди персонажей очень мало склоненных фигур и людей с поникшим взором. Слева от амвона зритель видит высокого, гордо откинувшего голову иеромонаха. Рядом с ним представлены два народных типа: древний, но еще полный неугасимых сил старик и нищий-слепец. На переднем плане уже называвшиеся выше три женские фигуры. Богата разнообразными типами и характерами правая часть композиции. Общий красновато-синий колорит полотна с обильными вкраплениями золота, строгая величавость фона, заполненного чудесно интерпретированной художником русской живописью, таинственное мерцание свечей - все усиливает суровую, напряженную торжественность этой монументальной сцены.

Задуманная П. Кориным "Русь уходящая" - полотно крупного историко-философского плана. Но художник так и не перенес готовую в сущности картину на большой холст. Натянутый на гигантский подрамник, холст этот и поныне стоит в мастерской-музее художника. Почему же его не коснулись ни кисть, ни даже уголь?

Некоторые считают, что художник почувствовал непреодолимое противоречие между замыслом и выбранным им путем его воплощения. А. Каменский, например, писал: "Корин задумал свою огромную картину как торжественный реквием, как высокую трагедию. Но трагедия лишь тогда обретает настоящую жизненную силу и величие страстей, когда при конкретном столкновении погибающая сторона обладает своей исторической справедливостью и человеческой красотой. У персонажей "Руси уходящей" этих качеств нет. Лучше всех это доказал сам Корин в своих этюдах. Он изобразил с... психологической силой вереницу духовных и физических калек, упорствующих фанатиков, слепорожденных, умирающих без прозрения... И вот когда Корин стал компоновать из своих этюдов картину, намереваясь создать трагическую композицию, объективное содержание созданных им же самим отдельных образов стало противоречить общему замыслу. У Корина хватило душевной зоркости, чтобы это понять, и мужества, чтобы отказаться от создания полотна".

Однако, как уже говорилось выше, факты противоречат утверждению, будто художник пришел к выводу о нецелесообразности завершения своей картины. Л. Зингер, например, отмечает, что в эскизе есть просто прекрасные персонажи: тот же старик-богатырь из пары "Отец и сын", некоторые женские типы - плоть от плоти тех вечных прообразов, что в свое время породили боярыню Морозову и стрельцов у В. Сурикова, Марфу и Досифея у Мусоргского, отца Сергия у Л. Толстого.

Но картина оказалась незавершенной не столько по воле самого художника. Партийные функционеры стояли на страже принципа социалистического реализма в литературе и искусстве, ревностно следили за тем, чтобы "идейно вредные" и "чуждые народу" произведения никогда не увидели свет.
Еще в 1936 году от одного из них, А. Ангарова, поступило письмо на имя И.В. Сталина: "Подготовка Корина к основной картине выражается в сотне эскизов, натурщиками для которых служат махровые изуверы, сохранившиеся в Москве остатки духовенства, аристократических фамилий, купечества и т.д. Так, например, среди натурщиков Корина имеется человек, окончивший два высших учебных заведения и в 1932 году постригшийся в монахи. Корину позируют бывшие княгини, ныне ставшие монахинями, попы всех рангов и положений, протодьяконы, юродивые и прочие подонки...

Наши попытки доказать ему ложность взятой им темы пока не имели успеха... Прошу Вашего указания по этому вопросу".

Сам П. Корин в последние годы страстно хотел завершить свою картину. Единственным серьезным препятствием стали возраст и резкое ухудшение здоровья художника. Ему было уже около семидесяти лет, он перенес два инфаркта, а работа требовала много сил. И все же мастер не хотел сдаваться.
П.Д. Корин собирался даже заказать специальное подъемное кресло и начать работы. Но силы убывали, и незадолго до кончины художник с горечью произнес: "Не успел".

Сам П. Корин никогда не верил в окончательный уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: "Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории этого великого народа".


Моя Родина


Северная баллада - левая часть триптиха Александр Невский. 1943


Старинный сказ - правая часть триптиха Александр Невский. 1943


Александр Невский. Центральная часть триптиха. 1942


Спас Ярое Око. 1932


Левая часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966


Правая часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966


Центральная часть эскиза неосуществленного триптиха Сполохи. 1966


Архимандрит Отец Никита.

Местоблюститель Патриаршего престола Блаженнейший Сергий Митрополит Московский и Коломенский (будущий патриарх Сергий). 1937 год


Пересвет и Ослябя - правая часть эскиза-варианта неосуществленного триптиха
Дмитрий Донской. 1944


Дмитрий Донской и Сергий Радонежский - центральная часть эскиза-варианта неосуществленного триптиха
Дмитрий Донской. 1944


Дмитрий Донской. Утро Куликова поля. 1951


Сельский священник. Отец Алексий. Фрагмент


Иеромонах Митрофан. Фрагмент


Отец Иван, священник из Палеха. 1931


Схиигумен Митрофан и Иеромонах Гермоген. 1933
На обороте на верхней планке подрамника авторская надпись: Схиигумен О. Митрофан (с крестом) из «Зосимовой пустыни»


Собор Святого Петра в Риме. 1932.


Портрет Кукрыниксов

Портрет А.М. Горького. 1932


Портрет Н.А. Пешковой. 1940


Портрет М.В. Нестерова. 1939


Портрет К.Н. Игумнова. 1941-1943


Портрет маршала Г.К. Жукова. 1945


Корин, Павел Дмитриевич

П.Д. Корин - одна из самых крупных, сложных и трагических фигур в русском искусстве XX в.

Родился он в знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев. Жизненная стезя была предопределена. Однако талант требовал развития. Корин перебирается в Москву, в 1911 г. становится помощником М. В. Нестерова в работе над росписью церкви Марфо-Мариинской обители.

Встреча с Нестеровым, понимавшим искусство как духовный подвиг, а также другая "встреча" - с творчеством А. А. Иванова, преклонение перед его подвижнической жизнью укрепили в Корине мечту отдать всю жизнь служению искусству, достичь высот мастерства, стать продолжателем великих традиций русской живописи.

В 1916 г. Корин заканчивает МУЖВЗ, но, неудовлетворенный своими первыми самостоятельными работами, осознает, сколь далек заветный идеал, сколь труден путь к намеченной цели.
В 1918-25 гг., в самый разгар смуты в стране и в искусстве, Корин словно несет добровольное послушание: много рисует, копирует, изучает анатомию. Он убежден, что новые и новейшие художественные течения не расширяют, а резко сужают возможности художника, не дают ему в руки достаточных пластических средств, что это движение не вверх, а вниз.

В 1925 г. Корин, как некогда А. А. Иванов, обретает свою тему. В апреле этого года умирает патриарх Тихон. В Москву на его похороны собирается вся православная Россия. Потрясенный увиденным ученик Нестерова, православный русский человек, Павел Корин осознает себя художником этой России, казалось бы обреченной, но продолжающей жить, уверенной в своей духовной правоте. Он задумывает изобразить крестный ход во время похорон патриарха.

Вскоре началась работа над подготовительными этюдами к картине, которую Корин назвал "Реквием". Одновременно художник создает первую крупную работу - панорамный пейзаж "Моя родина" (1928). Это вид на Палех издали. Корин словно прикасается к родной земле, набираясь сил для воплощения грандиозного замысла. Он вновь словно клянется в верности великой национальной традиции, своим постоянным учителям - А. А. Иванову и М. В. Нестерову. Работа над этюдами к большой картине заняла десять лет.

Последний портрет - митрополита Сергия, будущего патриарха - написан в 1937 г. Исполненные с редкой для искусства XX в. пластической мощью этюды вместе составляют уникальную портретную серию. Православная Русь - от нищего до высших церковных иерархов - предстает перед зрителем. Персонажи объединены общим состоянием, полны внутреннего духовного огня, но при этом каждый обладает индивидуальным характером.

В 1931 г. мастерскую Корина неожиданно посещает М. Горький. От него картина получила новое название - "Русь уходящая", что исказило первоначальный замысел, но и "прикрыло" художника от возможных нападок. Благодаря Горькому, братья Павел и Александр Корины едут в Италию. Там они изучают работы старых мастеров, Павел Дмитриевич пишет пейзажи и известный портрет Горького (1932). В это время окончательно складывается живописный стиль Корина: мощная пластическая лепка, чеканная и обобщенная форма, сдержанная и одновременно насыщенная цветовая гамма с введением отдельных цветовых акцентов, живопись плотная, многослойная, с использованием лессировок (Корин - блестящий знаток техники живописи).

После смерти Горького в 1936 г. обстоятельства жизни художника резко изменились, он фактически был вынужден прекратить работу над картиной. Уже подготовленный огромный холст так и остался нетронутым. Эскиз (1935-37) показывает, что "Русь уходящая" могла стать самым значительным произведением русской живописи после 1917 г., исполненным мощи и символического значения. Это Церковь, выходящая на бой. В центре - три патриарха, Тихон, Сергий и Алексий, современником которых был Корин. Перед ними митрополит в красном пасхальном облачении (Пасха - праздник Воскресения и вечной жизни). Огромный архидиакон непомерно (и намеренно) длинной рукой вздымает вверх кадило жестом, означающим начало литургии: "Благослови кадило, Владыка!" - но обращается не к патриархам, как того требует обряд, а как бы прямо к Богу. Это Церковь, "уходящая" в вечность.
По сути, те же качества духовного подвижничества подчеркивает Корин в портретах деятелей культуры и науки, заказ на которые художник получает в 1939 г. Среди портретируемых - М. В. Нестеров, А. Н. Толстой, актеры В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, пианист К. Н. Игумнов; после войны к ним добавились портреты М. С. Сарьяна, С. Т. Конёнкова, Кукрыниксов, итальянского живописца Р. Гуттузо.

При всем мастерстве и силе этих произведений, в самой их живописи есть ощущение трагического надрыва, живопись как бы замыкается и кристаллизуется, уходит непосредственность, картины словно закованы в броню гладких, плотных мазков. Это естественно. И сам Корин чувствует себя воином, постоянно отражающим натиск враждебных сил.

В годы Великой Отечественной войны художник обращается к исторической теме, работать над которой он продолжал до самой смерти. Образы воинов - защитников не просто родной земли, но духовных идеалов России - привлекают Корина. Таков Александр Невский - центральная фигура знаменитого одноименного триптиха (1942), - в котором живут черты и святых с древнерусских икон, и могучих героев итальянского Возрождения.

Всю жизнь Корин вел бой. Как художник. Как собиратель обреченных на гибель произведений древнерусского искусства. Как выдающийся реставратор, которому человечество обязано спасением многих великих произведений, в том числе шедевров Дрезденской галереи. Как общественный деятель - защитник культурных памятников России. Но одержать главную победу - завершить труд, к которому он сознавал себя призванным, - Корину не удалось.

Мастера исторической живописи Ляхова Кристина Александровна

Павел Дмитриевич Корин (1892–1967)

Павел Дмитриевич Корин

Работу над большим полотном «Реквием» Корин начал в 1929 году. Художник хотел изобразить торжественную службу в Успенском соборе Кремля. Работая над этюдами, он создал множество выразительных и правдивых образов старой жизни, хорошо знакомой ему с раннего детства. В 1931 году этюд к «Реквиему» увидел А. М. Горький. Писатель понял глубину замысла Корина, собиравшегося показать трагедию уходящего мира, но тема картины, а главное, ее название, не соответствовали духу сталинской эпохи. Горький предложил живописцу назвать свое будущее полотно «Русь уходящая».

Русский живописец Павел Дмитриевич Корин родился в Палехе, в семье потомственных иконописцев. С детства окруженный красотой русской природы, воспитанный в атмосфере иконописной мастерской, мальчик рано начал видеть окружающий его мир глазами художника.

В возрасте 16 лет Павел окончил палехскую иконописную школу, но стремление совершенствовать мастерство живописца привело его в Москву, где в 1908 году юноша поступил в иконописную палату Донского монастыря. Здесь Корина заметили художники К. П. Степанов и М. В. Нестеров, ставшие его наставниками.

С Нестеровым Корина связала настоящая, большая дружба. По рекомендации этого известного к тому времени мастера в 1912 году Павел поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в студию К. А. Коровина и С. В. Малютина. В годы пребывания в училище Корин много внимания уделял натурным этюдам и зарисовкам. Большое влияние на него оказало творчество А. А. Иванова, автора знаменитого «Явления Христа народу». С фрагментов этой картины молодой художник сделал множество копий. Как и Иванов, Корин внимательно изучал творчество старых итальянских мастеров, часами рисовал натурщиков и античные статуи.

Замысел создания такого же грандиозного полотна, как ивановское «Явление Христа народу», появился у Корина еще в 1925 году. Вскоре он начал писать этюды к задуманной композиции. Для картины художник создал множество человеческих типов. К сожалению, полотно, которое могло бы стать шедевром исторической живописи первой половины XX века, так и не было завершено. Многие фрагменты, написанные для «Реквиема», можно считать законченными самостоятельными картинами.

Одним из лучших этюдов к «Руси уходящей» стало полотно «Отец и сын» (1931, Третьяковская галерея, Москва). При его создании Корин использовал прием сопоставления характеров. На холсте изображены двое: отец, высокий, могучий старик с седой бородой, и сын, чья хрупкая фигура и задумчивое лицо выдают в нем человека иного времени. Моделями для героев картины стали резчик по дереву, скульптор-самоучка Сергей Михайлович Чураков, и его сын, известный реставратор Степан Чураков. Показав двух художников, таких похожих и в то же время совершенно разных, Корин представил не столько портреты своих современников, сколько образы талантливых народных типов.

Благодаря А. М. Горькому Корин смог совершить путешествие по Италии, где воочию увидел знаменитые творения великих итальянцев. За границей художник начал портрет Горького (1932, Третьяковская галерея, Москва), завершенный уже в России. Художник изобразил высокую, худую фигуру писателя на берегу Неаполитанского залива. Выразительно печальное лицо Горького. Чувствуется, что этого немолодого, неизлечимо больного человека тревожат тяжелые мысли. Мастер сумел уловить душевное состояние писателя. Горькому понравился его портрет, монументальный и в то же время глубоко психологичный и искренний.

В России Корин продолжил работу над «Русью уходящей». К 1932 году относятся рисунки, изображающие Соборную площадь Кремля, этюд с интерьером церкви Воскресения на Остоженке.

П. Д. Корин. «Александр Невский». Средняя часть триптиха «Александр Невский», 1942, Третьяковская галерея, Москва

П. Д. Корин. «Северная баллада». Левая часть триптиха «Александр Невский», 1943, Третьяковская галерея, Москва

Спустя год был создан фрагмент - «Иеромонах Гермоген и схимоигумен Митрофан» (1933, Третьяковская галерея, Москва). Крепко зажав в руке крест, смотрит на зрителя суровый старик в клобуке. В его глазах - твердость веры. Рядом с ним стоит коренастый невысокий монах с непокрытой головой. Хотя его глаза опущены к земле, лицо выражает полную отрешенность. Изобразив конкретных людей, художник в то же время запечатлел образ целого поколения, постепенно уходящего в прошлое.

Глядя на лица трех женщин, показанных на этюде «Трое» (1933–1935, Третьяковская галерея, Москва), зритель чувствует эмоции, владеющие героинями картины «Русь уходящая». Центральное место в композиции отведено старухе, согбенной временем. Она тяжело опирается на клюку, но в ее глазах - необыкновенная властность и сила духа. Справа от нее стоит немолодая женщина с добрым, спокойным лицом. В огромных голубых глазах и крепко сжатых губах третьей, более молодой их спутницы чувствуется трагическое, сложное и противоречивое отношение к окружающему миру.

К самым удачным этюдам можно отнести и психологический портрет «Схимоигуменья Фамарь» (1935, Третьяковская галерея, Москва), также предназначенный для «Руси уходящей». Корин написал схимоигуменью за несколько недель до ее кончины. Фигура и лицо старой женщины кажутся неподвижными, отстраненными от мира. Живы только ее глаза, полные печали и мудрости.

П. Д. Корин. «Старинный сказ». Правая часть триптиха «Александр Невский», 1943, Третьяковская галерея, Москва

Продолжая работу над «Русью уходящей», в 1935 году Корин занимается этюдами интерьеров Успенского собора, где художник собирался поместить героев своей картины. В 1939 году по заказу Комитета по делам искусства живописец начинает писать портреты своих современников - деятелей искусства (артистов Л. М. Леонидова и В. И. Качалова, пианиста К. Н. Игумнова, художника М. В. Нестерова и др.).

В годы Великой Отечественной войны Корин обратился к образам героического прошлого России. В своей московской мастерской он создавал мозаичные панно для Дворца Советов, изобразив на них великих русских полководцев и защитников родной земли («Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Александр Суворов», «Михаил Кутузов»).

В 1942 году по просьбе Комитета по делам искусств Корин начинает работать над триптихом «Александр Невский» (1942, Третьяковская галерея, Москва). В центральной части триптиха художник изобразил в полный рост фигуру Александра Невского. В руках князя, одетого в сверкающие металлом доспехи русского воина, огромный меч. Возвышаясь над горизонтом, Александр Невский заслоняет собой мрачное небо, раскинувшийся на берегу реки город с белокаменными храмами. Над головой князя развевается хоругвь с ликом разгневанного Спаса. Вытянутая по вертикали, лаконичная и строгая композиция имеет монументальный и величественный вид.

П. Д. Корин. «Дмитрий Донской». Эскиз к мозаике на станции метро «Комсомольская-кольцевая», 1951

В 1943 году художник завершил работу над триптихом. В левой его части, названной «Северной балладой», изображены женщина в черном платке и немолодой воин. Правой рукой он опирается на сверкающий меч, левую вытянул вперед, как бы защищая свою спутницу и город, строения которого виднеются за его спиной. Стройные стволы деревьев, растущих на берегу, подчеркивают торжественное величие человеческих фигур.

Полотно «Старинный сказ», правая часть триптиха, являет собой трехфигурную композицию. Стремясь к монументальности, автор придал ей несколько театральный вид. Так же как и в двух других частях, человеческие фигуры на картине располагаются высоко над линией горизонта. В центре композиции - маленькая хрупкая старушка, опирающаяся на клюку. Нежные, написанные почти прозрачными мазками, цветы, окружающие женщину, как будто повторяют чудесные узоры ее одежды. Художник изобразил на своем полотне известную северную сказительницу Кривополенову. Рядом с ней - защитники земли Русской - высокий мускулистый юноша и могучий седобородый старец.

Осенью 1945 года Корин начинает работу над портретом Г. К. Жукова. Знаменитый полководец, одетый в па-радный мундир, предстает на портрете суровым, мужественным человеком.

В послевоенные годы художник занимался мозаичными панно для вновь построенных станций Московского метрополитена им. В. И. Ленина. Нарядные и торжественные композиции представляют военачальников прошлого и современных полководцев, а также заключительные эпизоды войны, где главным героем является народ-победитель.

В этот период Корин продолжил работу над портретами своих знаменитых современников, запечатлев на холсте образы скульптора С. Т. Коненкова, художников М. С. Сарьяна, Кукрыниксов.

Корин известен и как талантливый реставратор, возвративший к жизни множество прекрасных шедевров, среди которых картины Дрезденской галереи.

Из книги К игровому театру. Лирический трактат автора Буткевич Михаил Михайлович

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ О НЕРАЗДЕЛЕННОЙ ЛЮБВИ: АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОПОВ, РУССКИЙ ХУДОЖНИК Он не был похож на человека искусства, скорее на послевоенного директора МТС или на районного агронома: желто-коричневая ковбойка под галстук, такого же цвета мешковатый

Из книги Хиппи от А до Я. Секс, наркотики, музыка и влияние на общество с шестидесятых до наших дней автора Стоун Скип

Be-In, Сан-Франциско 1967 Это был объявленный, как «Сбор племен», первый подобного рода слет. 14 января 1967 50.000 хиппи собрались в Поло Граундз послушать Тимоти Лири, Аллена Гинзберга, Ричарда Алперта (Рам Дасс), Дика Грегори, Джерри Рубина, Лоуренса Ферлингетти и Гари Снайдера

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Поп Фестиваль Монтерей 16–18 июня 1967 Объявленный, как «Музыка, Любовь и Цветы» поп-фестиваль Монтерей не только оправдал название, но и оказался гораздо большим. На фестиваль люди одевались как можно более дико. Это был первый большой рок фестиваль на музыкальной сцене

Из книги The Beatles. Антология автора

Лето Любви: Сан-Франциско 1967 Если ты собираешься в Сан-Франциско, убедись, что у тебя в волосах цветы. Джон Филлипс / Скотт МакКензи (Если ты собираешься в Сан-Франциско) Сан-Франциско всегда был отмечен атмосферой терпимости. В конце 50’х - начале 60’х он был городом богемы.

Из книги Мастера и шедевры. Том 2 автора Долгополов Игорь Викторович

Из книги Иллюстрированная история Рок-Музыки автора Паскаль Джереми

Из книги О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания автора Нестеров Михаил Васильевич

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

БИТ-БУМ: 1962–1967

Из книги Шедевры европейских художников автора Морозова Ольга Владиславовна

ЭРА РОКА: 1967–1970

Из книги Эпоха становления русской живописи автора Бутромеев Владимир Владимирович

Рождество в Уфе. 1892 Приближалось Рождество. Картину надо было кончать, в январе быть в Москве, вовремя поспеть в Петербург на Передвижную.«Юность преп. Сергия» окончена. Мои в восторге, я же смутно чем-то недоволен. Больше всего недоволен лицом и, быть может, размером

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Москва - Киев. 1892 Прошли праздники. Надо было собираться в Москву.Картина кончена, уложена, и я, провожаемый самыми лучшими пожеланиями близких, простившись с моей Ольгой, выехал из Уфы.В Москве устроился в большом номере Мамонтовской гостиницы. Развернул «Сергия»,

Из книги автора

Константин Дмитриевич Флавицкий (1830–1866) Увидев картину Флавицкого «Княжна Тараканова» на выставке, Александр II сделал в каталоге отметку: сюжет взят из романа и не имеет под собой исторической основы. Княжна Тараканова умерла в 1775 году от туберкулеза, а наводнение в

Из книги автора

Из книги автора

Иван Дмитриевич Каширин Каширин был крепостным помещика А. В. Ульянова. Он учился в Арзамасской художественной школе А. В. Ступина. На деньги, собранные художниками, Каширин выкупился из крепостной зависимости. В Петербурге он посещал классы Академии художеств как

Из книги автора

Флавицкий Константин Дмитриевич (1830–1866) Княжна Тараканова В основе сюжета картины лежит литературная легенда, вероятно, из книги писателя начала XIX века Д. Дмитриева «Авантюристка». В начале 1770?х годов некая дама объявлялась иод разными именами при европейских дворах

Из книги автора

Поленов Василий Дмитриевич (1844–1927) Бабушкин сад На картине изображен дом Баумтартен на углу Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате, где Поленов снимал комнату. По аллее парка идет хозяйка дома Юрьева со своей замужней дочерью Баумтартен. Старушка одета


(1892-1967)

Л Д. Корин - одна из самых крупных, сложных и трагических фигур в русском искусстве XX в.

Родился он в знаменитом селе Палех в семье потомственных иконописцев. Жизненная стезя была предопределена. Однако талант требовал развития. Корин перебирается в Москву, в 1911 г. становится помощником М. В. Нестерова в работе над росписью церкви Марфо-Мариинской обители.

Встреча с Нестеровым, понимавшим искусство как духовный подвиг, а также другая "встреча" - с творчеством А. А. Иванова , преклонение перед его подвижнической жизнью укрепили в Корине мечту отдать всю жизнь служению искусству, достичь высот мастерства, стать продолжателем великих традиций русской живописи.

В 1916 г. Корин заканчивает МУЖВЗ, но, неудовлетворенный своими первыми самостоятельными работами, осознает, сколь далек заветный идеал, сколь труден путь к намеченной цели.
В 1918-25 гг., в самый разгар смуты в стране и в искусстве, Корин словно несет добровольное послушание: много рисует, копирует, изучает анатомию. Он убежден, что новые и новейшие художественные течения не расширяют, а резко сужают возможности художника, не дают ему в руки достаточных пластических средств, что это движение не вверх, а вниз.