Начинается с освоения азов интересующего вида искусства. Так, для игры на музыкальном инструменте необходимо выучить ноты и проиграть немало этюдов. Прежде чем начать хорошо танцевать, желательно подготовить своё тело физическими упражнениями. Изобразительное искусство строится на приобретении умения переносить окружающий мир на плоскость. Это может быть бумага, холст, изделия из дерева, металла и т. д. Первым шагом в освоении рисования могут стать наброски карандашом на бумаге.

Подготовка к работе

Само понятие набросок подразумевает в себе изображение чего-либо без прорисовки всех деталей. При этом сам рисунок должен передавать суть, нести информацию. Допускается выделение некоторых деталей.

Прежде чем начать рисовать карандашом, необходимо подобрать его по уровню жёсткости. Существует три основных вида:

  • Твёрдые (ТВ, НВ) - используются для лёгких, едва заметных линий.
  • Средней мягкости (ТМ) - ими подчёркиваются более выделяемые и чёткие элементы.
  • Мягкие карандаши (М, В, 2В, 4В) - хорошо подходят для ретуширования (выделение наиболее тёмных мест и ярко выраженных деталей).

Второе, что необходимо учитывать при работе над набросками и зарисовками - это бумага. Очень гладкая, почти глянцевая структура затруднит нанесение частиц грифеля карандаша, а сильно шершавая, наоборот, сделает работу похожей на тиснение. Если «на глаз» ещё тяжело определить, то можно попробовать где-нибудь с краю сделать несколько штрихов, подобрав оптимальный для себя вариант бумаги.

Зарисовки карандашом не должны занимать много времени. В среднем это 5-7 минут. Начинать лучше с простых элементов. Это может быть ветка дерева, несложный цветок, предмет интерьера. Цель - передать узнаваемость и смысл рисуемого объекта в нескольких штрихах. Не стоит переживать, если сразу не получится. Прежде чем работа будет доведена до автоматизма, пройдёт достаточно времени, но оно того стоит. А если к усердию присоединится ещё и талант, то результат может превзойти все ожидания.

Основные требования к работе над набросками

Начинать наброски карандашом надо в такой последовательности:

  1. Выбрать ракурс, определить расположение на листе, отметить размер.
  2. Определившись со всеми параметрами, необходимо наметить несколькими штрихами изображаемый объект.
  3. С помощью штриховки подчеркнуть более тёмные места (это может быть тень или углубление).
  4. Если объект находится в движении, постараться указать направление.
  5. Для придания реалистичности можно прорисовать отдельную деталь, например, глаза, лепесток цветка, наиболее выделяющуюся часть предмета.
  6. Штрихи наносятся быстрым и чётким движением. Не допускается обводить, но при этом можно накладывать новые линии поверх уже нанесённых.

Делая наброски карандашом, первое время можно использовать ластик, в дальнейшем его нужно исключить (характерная особенность зарисовок и набросков - отсутствие возможности затирания).

Не нужно бояться неточностей в пропорциях, нанесения лишних линий - всё приходит с опытом. С каждой последующей работой погрешности будут уменьшаться, линии становиться чётче. Это называется «набить руку». Но даже первые работы, выполненные неуверенной рукой, могут пригодиться.

Наброски как основа будущих картин

Сделанные в разное время и различных местах наброски карандашом, несмотря на примитивность и кажущуюся незаконченность, могут послужить для создания полноценной картины. Например, из сделанных зарисовок различных цветов может получиться хороший натюрморт. При рассматривании набросков летящих птиц, веток деревьев, память восстановит недостающие элементы окружающей природы, что позволит создать пейзаж.

Каждый набросок несёт в себе частичку жизни, маленький миг, перенесённый на лист бумаги. Выполненный за короткий промежуток времени, он может стать на будущем полотне памятью на долгие годы.

Положительные стороны в работе

Если часто выполнять наброски рисунков карандашом, вырабатывается своя техника, точность движений, уверенность в результате. С каждой последующей зарисовкой улучшается способность видеть главное, не обращая внимания на второстепенные детали. Расширяется кругозор, вырабатывается наблюдательность, развивается зрительная память.

Зарисовки карандашом могут делать люди разного возраста, независимо от рода деятельности и места проживания, уровня достатка и положения в обществе. Для этого необходимо только желание и стремление достичь результата, а карандаш и кусочек бумаги найдутся у каждого.

«Художник рождается в наброске», - говорил как то мой преподаватель в художественной академии.

Наброски - это небольшие графические или живописные произведения, созданные художником в быстрой, беглой манере. Предназначается для запечатления на холсте каких-либо замыслов или наблюдений (впечатления от посещенного заведения, блюда, окружающих нас людей). Делать наброски очень полезно. Это развивает умение видеть и отображать. Кроме того, помогает избавиться от страха перед чистым листом, добавляет уверенности руке.


Зарисовки это тоже быстрые по времени рисунки, как правило, занимают не больше часа. Их задача - передать не только впечатление, но и зафиксировать как можно больше информации в короткий промежуток времени. Этот вид рисунка часто используется для сбора материала к художественным произведениям, а также при создании портретов.

В последнее время к нам пришел всеобщий бум на рисование. И это здорово, что люди интересуются искусством и хотят учиться рисовать. Уже одно желание и тяга к карандашу и бумаге означает, что в Вас есть скрытый потенциал. И нужно с ним что-то делать. Сразу создавать картины будет очень сложно. И даже невозможно. Как найти выход? Конечно в набросках.

Материалы


В работе над быстрым рисунком используют следующие материалы: мягкий графитный карандаш, перо, кисть, сепия, линер, акварель, маркеры, цветные карандаши. В зависимости от выбранной техники получается разный результат. Мягкий материал более живописный, маркеры и тушь - графичные.
Примеры набросков, выполненных в разных материалах.

Мягкий угольный карандаш

Черный маркер

Мягкий простой карандаш

Цветная тушь

Линер

Линер и акварель


Тонированная бумага, линер, простой карандаш, белая гуашь

Цветные карандаши


Мягкие и рыхлые материалы, предназначенные для больших форматов, а также твердые графитные карандаши применяются редко.
Бумага обычно берется небольших размеров, так как время рисунка ограничено. Кроме того, папка или альбом во время работы находятся в руках у рисующего, поэтому большой формат трудно удерживать в поле зрения. Сейчас очень большой выбор скетчбуков и молескинов - удобных для набросков. Как с белой, так и с тонированной бумагой (крафт).
Наброски дают широкую возможность для экспериментов в области сочетания бумаги и материалов.

О технике набросков


Особенность набросков - это скорость. Не нужно долго вырисовывать и анализировать. Достаточно нескольких красивых линий или пятен. Важно первое впечатление.
Попробуйте отключить мозг и рисовать сердцем, передавая сигнал руке.
Именно быстрое рисование помогает избавиться от стереотипного мышления и стандартного изображения.
Так, например, вы рисуете не дом с кучей окон и антенн, а пятна и линии, из которых он состоит. Прищурив глаза можно без труда их увидеть. Поэтому различают пятновые и линейные наброски. А также их сочетание.

Перед началом рисования посмотрите на объект и начинайте с того, что больше всего понравилось, что зацепило. Смотрите на него и следуйте по его линиям и формам, за каждым изгибом. В идеале нужно не смотреть, а потом рисовать, а делать это одновременно.
Старайтесь менять толщину и нажим линии, размер пятна. Так наброски станут «живыми». Это как в законах композиции, чем разнообразнее, тем интереснее.

Если хочется добавить в набросок цвет - используйте акварель. Очень удобный материал. Можно как создавать полноцветные зарисовки, так и выделить в рисунке что-то важное одним цветом. Еще иногда я пользуюсь таким методом: покрываю бумагу различными цветовыми пятнами (делаю тонировку), а потом выхожу на натуру и рисую поверх этих пятен. Очень удобная техника для городских зарисовок.
Важно не стараться ровно все раскрасить. Где-то пусть краска выйдет за край, где-то останется белая бумага. Так же оригинально в набросках смотрятся брызги.

Предлагаю вам посмотреть таких художников для вдохновения: Валентин Серов, Эдгар Дега, Тулуз-Лотрек, Николай Фешин, Эгон Шиле, Евсей Моисеенко. Это классики, на которых стоит равняться.

В заключение хочу сказать, что у каждого художника со временем появляются свои техники и «фишки» в рисовании набросков. Это индивидуально, как и почерк.
Самое главное - не останавливаться. Всегда берите с собой альбом и пару карандашей или линер. Вдруг вам что-то очень понравится, а под рукой не будет материала.
Творите, экспериментируйте и рисуйте в свое удовольствие.

Набросками называют быстрые, лаконичные, небольшого размера зарисовки. В них передается общее впечатление от натуры, наиболее главное и существенное без проработки деталей: характерные пропорции, движение, индивидуальные особенности. Наброски - это одна из самых ответственных областей профессионального обучения. Умение рисовать с натуры еще недостаточно для творческой деятельности. Чтобы творить, художник должен знать жизнь, научиться самостоятельному мышлению, анализу, уметь наблюдать, накопить пластические мотивы. Все это приобретается только в результате постоянного выполнения набросков.

Особенно необходима художнику наблюдательность. Это основное качество мастера изобразительного искусства, характерная черта каждого художника. Наблюдательность дает возможность заметить в жизни интересные моменты, важные явления, процессы, которые являются содержанием и основой художественного произведения. Без наблюдательности художник не в состоянии создать выразительный художественный образ, самостоятельно составить композицию или просто придумать тот или иной сюжет. Без наблюдательности невозможно самостоятельно находить изобразительный мотив в окружающей действительности.

Наблюдательность приобретается в результате выполнения ежедневных зарисовок и набросков. Где бы ни находился художник - он всегда должен рисовать: на улице, в трамвае, на заседании, на рынке, в гостях, в зоопарке - словом, всегда, везде и всюду.

Чтобы решать сложные и наиболее интересные задачи наброска, надо овладеть знаниями и навыками изображения простых заданий. Поэтому в начальной стадии обучения не следует браться за выполнение творческих элементов наброска: выразительности художественного решения, непринужденности исполнения и т. п. Это не под силу начинающему рисовальщику. Тематика набросков должна развиваться, в соответствии с важным дидактическим принципом обучения - от простого к сложному: поначалу зарисовки несложных по форме предметов домашнего обихода, интерьера , экстерьера, элементов пейзажа , я затем головы и фигуры человека в движении, сложных позах, ракурсах, сюжетных мотивах. Начальный период выполнения учебных набросков играет важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематические и многочисленные зарисовки различных предметов развивают глазомер, воспитывают чувство пропорций и многие другие профессиональные качества.

Начинающие рисовальщики стремятся быстрее перейти к изображению обнаженной фигуры человека. Действительно, это интересная работа. Но успешно выполнять ее можно, лишь обладая определенными знаниями и навыками, полученными в результате выполнения более простых заданий. Поэтому на первоначальной стадии обучения нельзя пренебрегать выполнением набросков с различных бытовых предметов, элементов растительного мира, построек, интерьера и т. п. Этот важный период учебных набросков всегда признавался и высоко оценивался выдающимися художниками и педагогами. В педагогической деятельности К. П. Брюллова, П. П. Чистякова, И. Е. Репина, Д. Н. Кардовского такие наброски всегда находили достойное место. Так, ученику, плохо видевшему пропорции П. П. Чистяков советовал ежедневно делать наброски с бытовых предметов. В мастерской И. Е. Репина учебные наброски тоже были непременной частью учебного процесса. Учебно-методическое значение набросков высоко ценил Д. Н. Кардовский. Главной особенностью его системы обучения рисунку были многочисленные, ежедневно выполняемые наброски с самых разнообразных предметов.

Роль набросков этим не ограничивается. Главное значение выполнение наброска приобретает в воспитании творческого отношения к процессу изображения, способности находить методы и средства достижения выразительности и образности. Материал зарисовок служит отправным материалом для создания графических и живописных композиций.

Порядок выполнения любого наброска подчиняется общим обязательным принципам процесса любого изображения (длительного или кратковременного): от общего к частностям, от больших, главных масс к более мелким, второстепенным, сохраняя впечатление целостности. Вначале следует решить его композицию , расположение одного или нескольких рисунков на листе, с учетом «звучания» каждого наброска и листа в целом.

При рисовании различных предметов быта следует в общих очертаниях прежде всего правильно конструктивно и перспективно построить их, передать пропорции. Простые формы предметов, близких к геометрическим телам (стол, шкаф, ведра, кастрюли), необходимо изображать быстро и верно в любом их повороте и положении к линии горизонта. В некоторых случаях зарисовки этих предметов сопровождаются передачей светотени , без основательной ее проработки, без характеристики деталей.

В набросках и зарисовках различных объектов современной техники необходимо исходить из конструктивной сущности: в первую очередь необходимо определить и наметить в рисунке главную опорно-конструктивную основу, на которой конструируется весь объект. Например, при рисовании автомашины следует начать набросок с установления самых общих очертаний машины, определяя главные пропорции, длину, ширину, высоту, а затем перейти к рисованию основных деталей. Следовательно, принцип рисования любых таких объектов строится на общих правилах процесса изображения: в первую очередь намечается основополагающее в конструкции и пропорциях, а затем рисунок обогащается характерными деталями.

В набросках пейзажа следует позаботиться вначале о выборе наилучшей точки зрения, с которой пейзажный мотив смотрится наиболее выразительно. Набросок пейзажа должен быть интересно закомпонован. Очень важно с самого начала определить соотношение земли и неба, проведя линию горизонта. В соответствии с линией горизонта намечаются главные части пейзажного мотива, пропорции больших масс, сравниваются размеры рисуемых объектов, их пространственные положения.

Для успешного изображения животных надо хотя бы в общих чертах знать их анатомию. Рисующий должен приучиться угадывать под внешним покровом конструкцию тела животного, понимать взаимосвязь костей скелета, знать расположение основных костей, местонахождение и механизм суставов. Каждому виду животных свойственны свои характерные пропорции, которые изменяются с возрастом.

Большую привлекательность и вместе с тем немалую трудность представляет рисование животных и птиц в движении. Именно в движении наиболее полно раскрывается пластическая характеристика рисуемого животного. Механика этих движений имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при рисовании. Процесс ходьбы или бега у многих животных состоит из ряда связанных между собой чередующихся элементов: очередность выноса ног, симметричность их движения при ходьбе и легком беге и т. д. Каждому движению соответствует определенное положение костей, поэтому еще раз следует подчеркнуть важность изучения скелета животного, анатомии мышц.

Выполняя наброски с различных животных, необходимо присматриваться к их поведению, характерным особенностям формы. Поэтому не следует делать большое количество набросков. За одно посещение зоопарка достаточно зарисовать пять-шесть животных, но зато более внимательно изучить их.

В наброске большое значение имеет характерное и типичное для той или иной модели. Очень важно поэтому сохранить, донести до зрителя эти особенности, выявить, подчеркнуть их. Эта образная сторона чрезвычайно важна именно в наброске. Привычная, характерная для того или иного животного или птицы манера держаться, двигаться, все неповторимое, присущее только данному объекту, должно подмечаться, выявляться рисующим, иногда в нужной степени «обостряться», обыгрываться таким образом, чтобы создавалось убедительное представление о натуре.

Необходимо наблюдать животных в самых различных положениях, рисовать их с разных точек зрения. Внимательный художник не только точно передаст очертания тела животного, его пропорции, но и схватит его «повадку», создаст образное представление о нем.

Искусство наброска существенно отличается от рисования с натуры.

Набросок отличается от рисунка большой суммарностью, лаконичностью восприятия. Художник не столько анализирует объект рисования, сколько создает графическое выражение предмета на основании уже имеющегося у него знания о нем, проверяя свои представления в непосредственном наблюдении. Это важно в образном рисовании.

Учащимся следует соблюдать правильную последовательность работы над наброском: быстро рассмотреть, осмыслить, оценить рисуемый объект, мысленно решить вопросы композиции, увидеть будущее изображение на листе, отметить легкими засечками границы (наиболее выступающие точки) наброска. Обычно достаточно отметить верх и низ изображения для вертикальной композиции или правый и левый края при горизонтальном размещении, затем легкими штрихами установить пропорции, движение изображаемой натуры, переходя в конце к уточнениям и обобщению рисунка.

Пока у рисующего мало опыта, не стоит стремиться к особой легкости, виртуозности, технической ловкости выполнения набросков. Эти качества со временем придут, а пока они не должны быть самоцелью. Гораздо важнее добиваться конструктивной, анатомической правильности изображения.

Голова и фигура человека - это самые интересные и сложные объекты для изображения. Эти зарисовки занимают преимущественное место в работах учащихся старших курсов. С принципами изображения головы и фигуры человека студенты основательно знакомятся во время академических занятий по рисунку. Что касается изображения человека в набросках, то здесь можно дать некоторые дополнительные рекомендации.

Зная анатомическое строение головы и фигуры человека, имея навык в набросках бытовых предметов и животных, студенты легко могут справиться с задачами изображения человека в набросках. При работе над набросками головы и фигуры не делают детального построения изображения, не занимаются тщательной проработкой светотени. Основой наброска является передача пропорций, движения, характера. Эти качественные моменты достигаются с помощью небольшого количества изобразительных средств за короткое время.

Делая набросок головы человека, рисующий прежде всего заботится о том, чтобы быстро и убедительно передать свое впечатление об изображаемом человеке, выявить наиболее характерные особенности его облика, внутреннего мира, настроения и т. д. Процесс же построении изображения, последовательное рисование формы, сравнение частей в данном случае протекает более скрытно и быстро. Рисующий занимается построением как бы попутно. Его внимание сосредоточено на задаче выразить главное, типичное, суметь выразительно и лаконично рассказать об изображаемом человеке.

В набросках большую роль играет острота характеристики изображаемого объекта, образное решение. Причем быстрота выполнения набросков (даже самых коротких по времени) отнюдь не предполагает, не оправдывает наличия в них ошибок, неправды, безвкусицы, дробности и т. д. Набросок должен быть цельным и по возможности свободным по исполнению, но специально заботиться о «свободе» и «ловкости» исполнения не следует. Не техника, не прием, а содержание изображения, верность натуре должны прежде всего составлять заботу учащихся. Свобода в выполнении и техническое мастерство приходят с опытом, после большого количества сделанных набросков.

Одной из наиболее интересных, но вместе с тем и сложных задач, возникающих при работе над набросками, являются зарисовки групп людей, различных сценок, наблюдаемых на улице, дома, в институте и других местах. Чаще всего такие наброски выполняются очень быстро, поскольку рисующий изображает не специально позирующих людей, а фиксирует свои жизненные наблюдения, рисует людей в самых разнообразных ситуациях, различной обстановке.

В этом заключается большая ценность подобных зарисовок. Но это же составляет и немалую трудность для рисующих. Сложность выполнения таких набросков состоит также и в том, что наряду с выразительным изображением отдельных фигур надо найти то общее, что объединяет людей, увидеть их в определенном единстве.

Необходимо заботиться о композиции, цельности набросков, сразу решая размещение всех фигур, намечая всю группу, переходя затем к характеристике каждого персонажа, сравнивая фигуру по пропорциям, характеру, жестам, движениям. Рисующий должен помнить о характеристике целого, о должном обобщении наброска. В более проработанных набросках наряду с решением этих задач должны, хотя бы в общих чертах, даваться индивидуальные характеристики фигур во взаимосвязи, как части единого целого.

Групповые наброски, равно как и наброски отдельных фигур, дают учащимся большую практику и богатый материал для работы над композицией.

Собранный в результате таких зарисовок материал становится золотым фондом художника, из которого он черпает темы своих будущих произведений, выбирает типаж действующих лиц картины, иллюстраций, опирается на этот натурный материал, добиваясь убедительности решения своих композиций.

Наброски могут быть выполнены с помощью линий, имеющих разную толщину и активность, в других случаях художник может использовать средства светотени, тонального пятна, лаконично передавая общую форму, силуэт, характер освещения, объем и материал.

Линия в наброске обладает большими изобразительными возможностями. Пользуясь только одними линиями, не вводя в рисунок светотени, можно не только изобразить пропорции объекта, но и передать его положение в пространстве, объем и характер освещения.

В линейном наброске, в зависимости от характера формы и освещения, линии должны быть разными по тону, от самого светлого до самого темного, разнообразными по толщине, резкими и расплывчатыми, сплошными и прерывающимися. Они то усиливаются, то слабеют, то приближаются, то удаляются, исчезая совсем и вновь появляясь во всю силу. Аккуратное вырисовывание формы непрерывными линиями одинаковой толщины придает рисунку сухой, резкий и вместе с тем вялый вид. Такой рисунок так же скучен, как монотонное пение или чтение без понижения и повышения голоса. Самый правильный по пропорциям и перспективе рисунок, обведенный жесткими и одинаковыми по толщине линиями, будет производить неприятное впечатление сухого чертежа. Когда же линии в рисунке разнообразные: то сильные и жирные, то легкие и еле заметные - тогда линейный набросок хорошо вписывается в плоскость бумаги, становится объемным, пространственным и живым.

Различные изменения в характере линий не должны быть случайными и произвольными, они должны быть связаны с натурой. При изменении положения и освещения формы предмета его контур, т. е. видимый край формы или границы поверхностей, тоже меняется, а там, где этот край по тону сближается с тоном фона, контур может быть незаметным. Поэтому в наброске контурные линии и границы поверхностей передаются штрихом разного качества как по тону, так и по ширине и мягкости. В теневых частях предмета линия рисунка проводится сильным нажимом карандаша, в освещенных и на выпуклых частях предмета - слабым нажимом. Те детали, которые в натуре находятся на первом плане и бросаются в глаза с первого взгляда, изображаются резче и отчетливее, а те из них, которые едва улавливаются взглядом или находятся на заднем плане, рисуются тонкими, светлыми и прерывистыми линиями. На форме человеческого тела нет ни одной прямой и геометрически правильной плоскости. Поэтому и граница объема - линейный контур должен быть таким же плавным, меняющимся в зависимости от характера формы, ее движения и положения по отношению к источнику света.

Для более быстрого и правильного выявления характера линий, подчеркивающих форму, следует, глядя на натуру, прищурить глаза, чтобы видеть ее более обобщенно. В этом случае лучше выявляется характер контурных линий предмета. На рисунках выше даны примеры учебных набросков, в которых можно видеть интересную, живую и разнообразную линию, передающую и конструктивные особенности формы, и ее фактурные качества, и пространственное расположение.

По мере накопления опыта в быстром линейном рисовании в набросок можно вводить и светотень, стараясь большими теневыми пятнами передать объем.

Кроме набросков с натуры, необходимо делать упражнения в набросках по памяти. Эти наброски рекомендуется выполнять после окончания работы над длительным учебным рисунком. На основе создавшегося от изученной натуры впечатления рисующий восстанавливает по памяти самые общие, характерные черты ее. Это хорошо тренирует зрительную память и развивает способность к острому восприятию главного, типичного, интересного. Наброски по памяти бывших натурных объектов могут считаться первыми упражнениями по композиции.

Не менее полезны наброски по представлению, которые выполняются без натуры на основе наблюдений. Эти упражнения развивают зрительную память и воображение, помогают накапливать опыт; фантазировать, мыслить образами доступно лишь тому, кто имеет большой запас представлений, приобретенных в результате многолетнего рисования с натуры.

Итак, пропорции, движение и характер - вот те свойства натуры, которые передаются в наброске. Если все эти условия соблюдены, то набросок может иметь и самостоятельную художественную ценность.

Одновременно с наброском надо заниматься длительным рисунком, так как чрезмерное увлечение наброском в ущерб длительным заданиям, вместо того чтобы воспитать глаз и наблюдательность может приучить к поверхностному легкомысленному отношению к форме.

Материалы и техника набросков

Для набросков можно использовать бумагу разных сортов, различную по размеру, цвету, тону, шероховатости. Для набросков пером хороша гладкая, плотная бумага, на которой не расплываются чернила или тушь. Для одноцветных и цветных набросков акварелью, тушью более подходит бумага, не слишком впитывающая воду, слегка шероховатая. Для выполнения набросков можно использовать карандаши, средние и мягкие по твердости, уголь, сангину, соус, чернила, тушь, акварель, акварельные и пастельные мелки, фломастеры. Можно применять и мягкие цветные карандаши, если только уметь со вкусом подбирать необходимое сочетание цветов . Например, нецелесообразно использовать зеленые и синие карандаши для зарисовок портрета и фигуры человека. Темные и теплые тона для этих целей более привлекательны.

Соусом работают сухим и мокрым способом, если его предварительно развести водой до нужной плотности и палочкой рисовать по влажной бумаге. Наброски в этом случае хорошо передают тональные особенности натуры.

Интересны по своим изобразительным возможностям различные фломастеры. Особенно с такими фетровыми стрежнями, которые позволяют рисовать и тонкими, и широкими линиями, и быстро покрывать большие поверхности бумаги.

Для выполнения набросков часто пользуются одноцветной или цветной акварелью. Заливка акварелью (краской любой насыщенности) иногда сочетается с прорисовкой контура фломастером или пером. Наброски в несколько цветов более трудны, требуют времени, опыта.

Конечно же, они должны оставаться графическим изображением, но не живописным, где более внимательно передаются цветовые отношения между отдельными предметами и фоном.

Работа неразбавленной тушью (или разведенной водой) производится мягкой акварельной или другой кистью. По технике эта работа аналогична работе акварелью (заливка).

Интересны наброски акварельными мелками по бумаге, чуть увлажненной (предпочтительны одноцветные наброски). Выбор материала и техники работы зависит прежде всего от замысла задачи, поставленной рисующим, от характера изображаемого объекта, личных склонностей и вкуса, умения владеть тем или иным материалом.

Наброски животных

Перед зарисовками с живой натуры, следует практиковаться в набросках с чучел птиц и животных. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характер­ные особенности. Ограниченное время, которое отводится для та­ких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания ри­сующего. Было бы желательно перед началом работы ознакомиться с основными особенностями строения скелета изображаемого живот­ного или птицы, что сделает дальнейшую работу осознанной, по­зволит все время чувствовать кости скелета под внешним покровом.

Вначале лучше выбирать для наброска чучела птиц, с оперением не слишком пестрым, что часто затрудняет поиски общей формы и невольно ведет в сторону детализации.

Чтобы иметь полное представление о форме животною, нужно сделать с натуры наброски чучела, поставленного в различных по­воротах, а затем наброски по памяти и по представлению.

Приобретя некоторый опыт работы в изображении чучел жи­вотных, можно перейти к зарисовкам живой натуры.

Первое время лучше делать зарисовки животных, находящихся в относительно спокойных позах, что облегчает определение общей формы.

В дальнейших набросках наряду с определением наиболее характерных черт формы нужно ставить и задачу передачи дви­жений, говорящих об определенных повадках данного животного.

Так как животное постоянно меняет позу, то набросок будет наиболее доступной формой его изображения непосредственно с натуры и послужит отправным материалом для дальнейшей твор­ческой работы в этой области. При всей трудности работы над за­рисовкой животного, меняющего свое положение, нежелательно, однако, прервав зарисовку одного животного, переходить к на­броску другого в надежде, что повторный сеанс будет более продолжительным. У неопытного художника это часто вызывает чув­ство досады и вносит в работу излишнюю нервозность. Если зари­совка выполняется в зоопарке, нужно поставить задачу более пол­ного ознакомления с характером одного из животных, так как это оставит в зрительной памяти определенный образ, который всегда можно воссоздать по памяти.

Известный советский художник-анммалист В. А. Ватагин, имею­щий многолетний опыт в рисовании животных, в своей книге «Изображение животного» рекомендует использовать в набросках следующий способ: «Вы рисуете, например, сидящего зайца. Он меняет позу; вы не успели его зарисовать. Оставляйте рисунок не­законченным и начинайте рядом зарисовывать ту позу, которую заяц принял, потом третью и т. д. У вас получается целая группа рисунков одного и того же животного в различных позах и разной степени законченности (в смысле схваченной позы). Животное в условиях зоопарка имеет ограниченные движения и часто повто­ряет одни и те же позы, рисующий имеет возможность возвра­щаться к незавершенным позам и доводить их до желаемой законченности».

В наброске животного, находящегося в сравнительно спокойной позе, можно передать основные выявляющие форму светотеневые отношения.

Дошедшие до нас рисунки Рембрандта, например, такие, как набросок слона и льва, выполненные итальянским карандашом, бла­годаря выразительной и довольно широкой штриховке оставляют впечатление массивности формы и мощи изображенных жи­вотных.

Среди графического наследия В. А. Серова видное место занимают наброски животных, выполненные очень скупыми средствами и отличающиеся мастерством в передаче характерной формы того или иного животного. Его иллюстрации к басням И. А. Крылова, где в рисунке персонажей художник использует и зрительную память, и опыт работы с натуры, свидетельствуют о глубоком знании характерных черт изображаемых животных.


Серов Валентин Александрович. Лев и Волк. 1911

Серов Валентин Александрович. Лев. Набросок. 1898-1899 гг.

Виды краткосрочного рисунка

Зарисовки окружающих нас в быту предметов наиболее до­ступны, просты и относятся в основном к начальному периоду обучения. Объектом зарисовок в самостоятельной работе могут быть самые различные предметы, но для начала лучше выбирать более простые по форме. Чтобы иметь полное представление о форме и пропорциях предмета, полезно делать зарисовки его в разных поло­жениях, с разных точек зрения.

Методические указания


УДК 72.012 (075.8)

Вострикова, Ю. В.

Наброски и зарисовки фигуры человека [Текст] : метод. указания / Ю. В. Вострикова. – Ухта: УГТУ, 2012. – 34 с.

Методические указания предназначены для студентов 1-2-го курса направления подготовки 270100 Архитектура.

Методические указания раскрывают цели, содержание и методику выполнения набросков и зарисовок фигуры человека в рамках академических и самостоятельных заданий по рисунку.

Методические указания рассмотрены и одобрены заседанием кафедры архитектуры от 26.04.2012 г., пр. № 9.

Рецензент: А. В. Миронюк, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Ухтинского государственного технического университета.

Редактор:

В контрольных заданиях учтены предложения рецензента и редактора.

План 2011 г., позиция ____.

Подписано в печать ___________. Компьютерный набор

Объем 34 с. Тираж 50 экз. Заказ № _____.

© Ухтинский государственный технический университет, 2010

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13.

Типография УГТУ.

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13.


Введение

В составе рабочей программы по рисунку для студентов направления подготовки 270100 Архитектура выполнение набросков и зарисовок фигуры человека занимает важное место. Работа над рисунком фигуры способствует развитию наблюдательности, формирует конструктивное мышление, учит анализу сложной формы.

При выполнении таких заданий в рамках самостоятельной работы, как домашних заданий по рисунку, студенты в первую очередь сталкиваются с проблемой постановки фигуры в пластически выразительную и понятную позу, с передачей конструкции фигуры. Зачастую в домашних работах студентов можно увидеть зарисовки и наброски фигуры человека в неинтересных или неэстетичных движениях, с серьёзными нарушениями пропорций и конструктивного построения.

Для конструктивного выполнения рисунков фигуры человека с натуры необходимы знания анатомического строения тела человека. Для грамотного построения фигуры было бы целесообразно вначале изучить строение скелета и мышц человека, знать их форму, названия, места крепления и функцию. Изучение анатомии необходимо подкреплять пластическими набросками и зарисовками, как отдельных частей тела, так и фигуры целиком. Полезно также выполнять копии с рисунков мастеров графики, проводить анализ этих работ, пытаясь представить в них скелет и основные группы мышц человека.

Для изучения формы мышц также целесообразно выполнять рисунки гипсовых анатомических моделей-экорше Гудона с разных точек зрения и в различных ракурсах.

Рисование фигуры человека лучше начинать с рисования стоящей фигуры без сложного движения, а затем уже в меру усложнять движение фигуры. Прежде чем начать любой рисунок фигуры, необходимо осмотреть её с разных точек зрения для того, чтобы ясно представить положение и пропорции тела в пространстве. Для лучшего понимания конструкции тела натурщика можно порекомендовать повторить позу модели собственным телом. Только после этого можно приступить к определению композиции листа, центра тяжести фигуры, поиску движения и т.д. Рисуя голову модели, не следует оставлять её без деталей лица, необходимо наметить их расположение и размеры хотя бы обобщённо, плохо, когда у фигуры нарисованы пуговицы на одежде, но нет глаз на лице.

Основные пропорции фигуры человека

Чтобы верно изобразить фигуру человека, необходимо знать соотношение отдельных частей его фигуры между собой и к целому.

Во все времена художники искали идеальные пропорции человеческого тела. Первые пропорции были выработаны еще в Древнем Египте, затем в Древней Греции. Много внимания уделяли пропорциям художники эпохи Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи и Дюрер.

Известен рисунок Витрувианского человека, в котором Леонардо да Винчи в XV веке описывает идеальные пропорции человека и вписывает фигуру в правильные геометрические фигуры: в положении стоя со сведёнными вместе ступнями лонное сочленение фигуры совпадает с центром квадрата, сторона которого равна длине размаха рук и росту человека. В положении фигуры с расставленными ступнями и поднятыми раскрытыми руками до уровня головы область пупка человека совмещается с центром описанной вокруг фигуры окружности.

Леонардо да Винчи Витрувианский человек, 1490 г. Пропорции Витрувианского человека: - длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырех пальцев равна ладони - ступня составляет четыре ладони - локоть составляет шесть ладоней - высота человека составляет четыре локтя (и соответственно 24 ладони) - шаг равняется четырём локтям - размах человеческих рук равен его высоте - расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты - расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты - расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты - максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты - расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты - расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты - длина руки составляет 2/5 его высоты - расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица - расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица - длина ушей 1/3 длины лица


Основные современные пропорции взрослого мужчины среднего роста таковы:

Серединой вертикально стоящей фигуры человека является лонное сочленение;

Высота головы укладывается в вертикаль фигуры 7-8 раз;

Длина позвоночника у людей разного роста примерна одинакова,

разница в росте в основном получается за счёт длины ног;

Длина бедра равна длине голени вместе с высотой стопы;

Бедро всегда длиннее костей голени, голень длиннее стопы;

Длина голени со стопой равна примерно двум головам;

Ширина таза примерно составляет 1/5 от высоты фигуры, а ширина плечей равна 1/4 или почти двум размерам головы;

Плечевая кость всегда длиннее костей предплечья;

Локоть свободно опущенной и согнутой в локте руке часто находится на уровне края подвздошного кости таза или близко к уровню талии;

Средний палец кисти опущенной руки достигает середины бедра;

Длина кисти равна расстоянию от подбородка до лобных бугров;

Длина стопы равна длине предплечья.

Пропорции женской фигуры имеют свои особенности:

Средний рост женщины меньше мужского;

Руки и ноги относительно роста у женщин короче, чем у мужчин;

Таз женщины относительно роста шире, чем у мужчины, а плечи уже;

У женщин шея более тонкая и длинная, чем у мужчин;

Стопа и кисть по размерам значительно меньше мужских;

Торс женской фигуры более длинный относительно мужской, поясница более изогнута вперёд, ягодицы выступают значительно сильнее назад;

Грудная клетка женщин уже и короче по сравнению с мужской, а живот длиннее;

Женская фигура имеет более округлые формы, так как у женщин меньше развиты скелет и мускулатура, жировой ткани больше и распределение её более равномерно.

Пропорции детских фигур в возрасте от 3 до 5 лет отличаются в сравнении с фигурами взрослых большим размером головы, туловища, шея и ноги ребёнка, наоборот, короче.

Методика работы над зарисовкой стоящей фигуры

Для наглядного представления методики работы над зарисовкой стоящей фигуры человека в несложном движении с опорой на одну ногу, можно порекомендовать ознакомиться с современным методом построения, предложенным Р.П. Куриляком, преподающим пластическую анатомию в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии В.И. Мухиной.

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап

1. Проводим вертикаль и делим ее пополам. Отмечаем одну восьмую вертикали сверху, намечая размер головы. При рисовании фигуры с опорой на одну ногу вертикаль совпадает с тремя точками: яремной ямкой, лонным сочленением, внутренней лодыжкой и пяткой. На вертикали от пятки отмечаем высоту подъёма до голеностопного сустава, что по пропорции равно почти половине высоты головы.

2. Определяем направление и степень наклона плечевого и тазового поясов; линия плечевого пояса пройдёт через яремную ямку, а линия тазового пояса пройдёт через лонное сочленение. Определяем примерно ширину плечевого пояса в одну пятую высоты и тазового пояса в одну шестую высоты всей фигуры.

3. Определяем линию «большого движения», изображаемую дугообразной линией, идущей от яремной ямки через лонное сочленение в направлении на пятку опорной ноги. При наклоне головы в сторону опорной ноги, дугообразная линия продолжается на теменную часть головы.

4. Определяем общий объём грудной клетки и таза, уточняем малые формы: ступни, ширину таза, грудную клетку в области первого ребра.

5. Намечаем движение рук модели, контур опорной ноги, охват больших объёмов голени, колена, рисуем пластический переход от противоположной стороны грудной клетки в сторону опорной ноги на её силуэт с выходом на колено и с охватом голени.

6 этап 7 этап 8 этап 9 этап

6. Намечаем свободную ногу, её ступню, уточняем положение таза, согласовываем расположение коленей ног. Определяем большие объёмы свободной ноги по её основным пластическим направлениям.

7. Намечаем контур всей фигуры: опорная нога приобретает чёткость силуэта и отдельных объёмов бедра, голени, стопы, коленного сустава. Прорисовывается грудная клетка, намечаются большие грудные мышцы, плечи и предплечья, кисти рук.

8. Уточняем пространственно-конструктивное восприятие фигуры на листе и детали, учитываем плановость рисунка.

9. На завершающем этапе ещё раз анализируем общее состояние рисунка, подчиняя детали целому, следим за графической культурой и выразительностью рисунка.

Существует и метод рисования фигуры человека как сочетания форм простых геометрических тел. Идею упрощённой формы человеческого тела предложил Альбрехт Дюрер, а развил эту идею в конце 19-го века Шимон Холлоши, который расчленил фигуру на ряд основных геометрических форм. Согласно его трактовке цилиндрическая шея поддерживала усечённую плоскостями голову, вставлялась в цилиндр торса, который опирался на таз, изображаемый как сочетание куба и усечённой призмы и т.д.

При таком подходе к изображению рисунок начинается с наброска фигуры и определения её общей формы и движения, определяется положение центра тяжести, площади опоры и основных осей фигуры. Основные массы тела намечаются на основе форм геометрических тел, также как и детали фигуры.

Анатомия фигуры человека

При конструктивном рисовании фигуры человека важно знать строение скелета и расположение основных мышц.

Тело человека условно можно разделить на торс, голову, верхние и нижние конечности. Торс, в свою очередь, разделяется на плечевой пояс, грудь, живот и тазовый пояс, связывающий верхнюю часть фигуры с ногами. Торс расширяется в месте крепления к нему верхних и нижних конечностей и сужается в районе поясницы.

Важно в рисунке и представление центра тяжести человека. Фигура занимает устойчивое положение, когда вертикаль центра тяжести не выходит за пределы площади опоры. В целом центр тяжести для спокойно стоящей фигуры находится в области крестца. Как правило, человек инстинктивно стремится расположить части своей фигуры в пространстве по отношению к площади опоры таким образом, чтобы поза была максимально устойчивой при наименьшей мышечной затрате.

Для изучения пластической анатомии полезно выполнять копии с зарисовок из анатомических пособий и натурные рисунки моделей-экорше Гудона в различных движениях с последующим рисованием гипсовых античных фигур. Целесообразно также уделить внимание конструкции конечностей фигуры человека, строению стоп и кистей.

Рис. А. Боева (гр. АРХ-03)

Зарисовка экорше Гудона в двух поворотах и зарисовка статуи Гермеса

Рис. Н. Беляева (гр. АРХ-09). Зарисовка экорше Гудона в трёх поворотах

Рис. К. Щербович (гр. АРХ-07). Копия из учебного пособия

Рис. Т. Гаджиевой (гр. АРХ-о8)

Копия анатомической зарисовки Л. Гордон

Рис. И. Кузьпелева (гр. АРХ-00). Копия из анатомического пособия

Рис. П. Плюснина (гр. АРХ-00). Копия из анатомического пособия

Краткосрочные наброски фигуры человека

Краткосрочные наброски с натуры и по памяти необходимы для выявления и фиксации главного в пластике фигуры живого человека. При выполнении набросков требуется умение лаконичными средствами обобщённо передавать самое существенное и характерное в изображаемой модели – характер и остроту движения, основные пропорции. Главной задачей наброска зачастую становится передача живого впечатления от натуры, главным художественным средством наброска в этом случае будет являться выразительные линии и контуры.

Рис. В. Петрова (гр. АРХ-00)

Рис. М. Смолевой (гр. АРХ-11)

Набросок сидящей фигуры человека

Рис. М. Смолевой (гр. АРХ-11)

Набросок сидящей фигуры человека

Наброски фигуры человека

Рис. Е. Минаевой (гр. АРХ-08)

Наброски фигуры человека

Рис. С. Михалевича (гр.АРХ-96)

Наброски фигуры человека

Длительные зарисовки фигуры человека

Основной формой обучения рисунку фигуры человека является выполнение длительных зарисовок, вырабатывающих умение видеть и анализировать сложную форму человеческого тела, чувство пропорциональных и тональных отношений, умение подчинить детали целому.

Прежде, чем выполнять натурные зарисовки фигуры, полезно для начинающих рисовальщиков проанализировать и скопировать зарисовки фигур с работ известных мастеров рисунка.

Рис. А. Грищенко (гр. АРХ-09)

Рис. А. Грищенко (гр. АРХ-09)

Копия зарисовки фигуры из учебного пособия

При выполнении натурных зарисовок фигуры необходимо помнить, что любое движение человека связано с работой целых групп скелетных мышц. Даже в спокойном состоянии большое количество мышц находится в напряжении и удерживает тело в том или ином положении. Во время движения меняются положение скелета, напряжение мышц, направления основных осей фигуры.

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры в несложном движении

На первых порах наброски и зарисовки можно выполнять простыми мягкими графитными карандашами, затем по мере приобретения опыта возможно применение самых разнообразных материалов и техник: усиление тонального контраста до силуэтных пятен, использование мягких материалов (соуса, сангины, угля, пастели), фломастеров, туши, тонированной бумаги и пр.

Рис. М. Дворецкой (гр. АРХ-08)

Зарисовки фигуры человека с применением тонированной бумаги

Рис. С. Сырчиковой (гр. АРХ-00)

Зарисовка фигуры человека с применением тонированной бумаги и пастели

Рис. К. Пешкиной (гр. АРХ-06)

Рис. В. Струтинского (гр. АРХ-03)

Зарисовка сидящей фигуры в карандаше

Рис. Н. Беляева (гр. АРХ-09)

Зарисовка сидящей фигуры в карандаше

Рис. А. Рудь (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры в максимально контрастном тональном решении

Рис. А. Винъярда (гр. АРХ-09)

Зарисовка сидящей фигуры в максимально контрастном тональном решении

Рис. С. Тихоновой (гр. АРХ-08)

Зарисовка стоящей фигуры с применением мокрого соуса

По мере накопления графического опыта возможно выполнение зарисовок в сложных ракурсах и движениях, к примеру, в «лягушечьей» перспективе с дополнительной точкой схода сверху.

Рис. В. Петрова (гр. АРХ-00)

Зарисовка стоящей фигуры в «лягушечьей» перспективе

По мере усвоения знаний строения и анатомии человеческого тела, усовершенствования графической техники возможно усложнение задания – выполнение зарисовок обнажённой фигуры человека в различных ракурсах и движениях. В этих работах, рисуя обнажённую фигуру человека в движении, закрепляется понимание взаимосвязи между внешней формой и внутренним движением, необходимость прослеживания в зарисовке изменения внешней позы тела от положения скелета, от работы тех или иных мышц.

Рис. А. Симудровой (гр. АРХ-96)

Зарисовка обнажённой фигуры

Рис. Н. Пецкалёвой (гр. АРХ-96)

Зарисовка обнажённой фигуры

Рис. А. Дмитриева (гр. АРХ-03)

Зарисовка обнажённой фигуры

1. Барчаи, Е. Анатомия для художников [Текст]: учеб. пособие/ Е. Барчаи. – Будапешт: Корвина, 1956. – 318 с.

2. Гордон, Л. Рисунок. Техника рисования фигуры человека [Текст]: учеб. пособие / Л. Гордон; пер. с англ. Е. Зайцевой. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 120 с.

3. Кирцер, Ю. М. Рисунок и живопись [Текст]: учеб. пособие/ Ю. М. Кирцер. – М.: ВШ, 1997. – 271 с.

4. Максимов, О. Г. Рисунок в профессии архитектора [Текст]: монография / О. Г. Максимов. – М.: Стройиздат, 1999. – 400 с.

5. Маслов, В. Н. Принципы тоновой композиции [Текст]: метод. указания/ В. Н. Маслов. – Ухта: УГТУ, 2001. – 13 с.

6. Маслов, В. Н. Учебно-методическое пространство архитектуры (метод систематизации категорий и понятий) [Текст]: учеб. пособие/ В. Н. Маслов. – Ухта, УГТУ, 1999. – 95 с.

7. Осмоловская, О. В. Рисунок по представлению [Текст]: учеб. пособие/ О. В. Осмоловская, А. А. Мусатов. – М.: Архитектура-С, 2008. – 392 с.

8. Осмоловская, О. В. Рисунок [Текст]: учеб. пособие/ О. В. Осмоловская. – М.: «Архитектура-С», 2004. – 160 с.

9. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1973. – 240 с.

10. Тихонов, С. В. Рисунок [Текст]: учеб. пособие для вузов / С. В. Тихонов, В. Г. Демьянов, В. Б. Порезков. – М.: Стройиздат., 1996. – 296 с.

Техника аэрографии достаточно сложна и предполагает использование дополнительных материалов. В этом разделе мы расскажем о тех из них, которые необходимы для выполнения иллюстраций с помощью аэрографа.

Так же, как любая другая живописная техника, аэрография позволяет получить изображения на поверхности основы. Однако ее особенность состоит в том, что

Восемь секретов в рисовании

Восемь секретов, которые позволят вам
научиться мастерски рисовать

1. Правильное построение предметов в пространстве

Этот навык — основа для любого профессионального художника. Он создаст ощущение объемного пространства в вашей картине, что очень важно. Уже он один сам по себе сильно улучшит ваши картины.

2. Правильное нанесение штрихов

При помощи штрихов создается фон для будущего объема форм и предметов – это главная основа. Когда вы научитесь правильно их наносить — все что вы рисуете, станет более насыщенным, и четким.

3. Тоновая растяжка карандашом

Еще один секрет мастеров. Когда вы научитесь делать тоновую растяжку карандашом от простого к сложному, набирать тон различными по мягкости карандашами, вы сами удивитесь, насколько более реалистичными станут ваши рисунки.

4. Искусство рисования объемных фигур

Еще один навык, который отличает людей, рисующих великолепно, от новичков в рисовании. Это — умение придавать объём предметам, различающимся по форме, работа со светом, и рефлексом, собственной тенью и полутенью. Данные навыки сделают ваши работы в разы лучше.

5. Умение работать с собственной тенью на фигурах, для придания объема

Это также важно уметь, если вы хотите мастерски изображать объемные предметы и создавать реалистичные картины.

6. Эффектное построение падающих теней

Вид и форма падающих теней зависит не только от фигуры, коротая её отбрасывает, но и от расположения источника света. Освоив этот навык, вы сможете рисовать падающие тени различных геометрических фигур, но также применять это знание к предметам разнообразных форм.

7. Умение различать предметы по тону

Благодаря этому вы не только сможете показать различие предметов и форм между собой, но и обозначить композиционный центр, что очень важно для построения композиции.

8. Навык соблюдения композиции

А вот это самое главное знание, которое «оживит» вашу картину и наполнит смыслом, заставит зрителя задуматься о том, какое настроение у Вас было в момент создания картины, что именно вы хотели сказать зрителю. Знание композиции позволит Вам «сказать» при помощи вашей картины то, что не можете сказать словами…

… и множество других навыков и секретов, которыми обладают лучшие в мире художники.

Как быстро овладеть главными навыками профессиональных художников?

Вы конечно можете записаться в художественную школу. Однако, это возможно, если у вас много свободного времени. К сожалению, не все могут несколько часов в день потратить на то, чтобы добраться в школу, и назад.

Кроме того, вы можете начать обучаться самостоятельно — по книгам. Но это очень медленный и тяжелый путь, и без профессионального наставника вы будете учиться очень долго, совершая множество ошибок.

Самый простой путь — обучаться по видео-курсу, в домашних условиях. Всего за 46 дней, вы сможете научиться рисовать великолепные рисунки, у себя дома!

КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

Подробное пособие, которое поможет вам стать художником

Переход на полную запись и на заказ

Учимся писать портреты маслом

Написать Портрет Собственными Руками

получив при этом мощный энергетический подъем,
почувствовав радость процесса и гордость за результат!

И помогу Вам в этом я — художник-портретист Татьяна Артыкова

  • С чего начинать работу в масляной живописи?
  • Какие краски, кисти и т.д. использовать?
  • Как строить композицию?
  • Как правильно перенести изображение?
  • Как смешивать цвета?
  • Этапы создания и завершения портрета;

Получите ответы в видео-курсе: «Пишем Портрет Маслом» Этапы создания «живого» портрета

Что (или кто) облегчит процесс обучения?

Без знаний изобразительной грамоты будет сложно справиться с поставленными задачами. Понадобится «переводчик», который поможет облегчить процесс, сделать его максимально интересным, эффективным и быстрым.

В качестве «переводчика» выступаю я — Татьяна Артыкова, художник-портретист, педагог.

На протяжении 20 лет я занимаюсь портретной деятельностью. И, параллельно, на живых Мастер Классах делюсь своими знаниями с теми, кто намерен освоить искусство портрета максимально эффективно и быстро.И теперь мой опыт в видео-формате.

Пишем Портрет Маслом
Этапы Создания «Живого» Портрета

Пособие для «начинающих» и «продвинутых»

Для кого этот курс?

  • для тех, кто намерен в ближайшее время создавать свои портреты;
  • в ком горит творческий огонек и есть желание разжечь его «круче»;
  • кому нужны четкие рекомендации, чтобы процесс обучения был максимально быстрым, эффективным, интересным!

Напишите свой портрет и Вы, используя простые рекомендации!

  • «Учебником» является прекрасная картина. Изучаем секреты портретной живописи на примере картины известного мастера портрета;
  • «Объектом» изучения является красивая девушка- богиня Геба, символ вечной юности; которая вдохновляет на создание прекрасного образа;
  • По-этапность выполнения делает курс максимально понятным, доступным даже абсолютным новичкам;
  • Шаг за шагом, портрет набирает силу, доставляя Радость творческого процесса;
  • Легко решается проблема создания максимально точного рисунка изображаемого человека;
  • Показана простая методика подбора нужных цветов и оттенков;
  • Раскрыты основные секреты, позволяющие создать "живой" портрет;
  • В дополнительном разделе курса Вы увидите, как выполняют задание ученики. Это важно для сравнительного анализа.