Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 17.08.2015 10:57 Просмотров: 3473

И́конопись (написание икон) – христианское, церковное изобразительное искусство.

Но прежде поговорим о том, что такое икона.

Что такое икона

С древнегреческого языка слово «икона» переводится как «образ», «изображение». Но не всякий образ является иконой, а только изображение лиц или событий Священной или церковной истории, являющееся предметом почитания. Почитание у православных и католиков закреплено догматом (непреложной истиной, не подлежащей критике или сомнению) Седьмого Вселенского собора 787 г. Собор проходил в городе Никее, поэтому его называют также Вторым Никейским собором.

О иконопочитании

Собор был созван против иконоборчества, возникшего за 60 лет до Собора при византийском императоре Льве Исавре, который считал необходимым упразднить почитание икон. Собор состоял из 367 епископов, которые по итогам работы утвердили догмат о иконопочитании. В этом документе восстановлялось почитание икон и разрешалось употреблять в храмах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествуя их «почитательным поклонением»: «... мы, шествуя как бы царским путем и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем: подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним...».
Итак, икона – это изображение лиц или событий Священной истории. Но мы часто видим эти изображения на картинах художников совсем не церковных. Так что же: любое такое изображение является иконой? Нет, конечно.

Икона и картина – в чём разница между ними?

И вот сейчас мы с вами поговорим о разнице между иконой и картиной художника, изображающей Иисуса Христа, Божию Матерь и других лиц Священной истории.
Перед нами репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна» – один из шедевров мировой живописи.

Рафаэль «Сикстинская мадонна» (1512-1513). Холст, масло. 256 х 196 см. Галерея старых мастеров (Дрезден)
Это полотно Рафаэль создал для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II.
На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II (епископ Рима с 30 августа 257 по 6 августа 258 г. Был замучен во время преследований христиан времен императора Валериана) и Святой Варвары (христианская великомученица) по сторонам и с двумя ангелами. Мадонна изображена спускающейся с небес, легко ступающей по облакам. Она идёт навстречу зрителю, к людям, и смотрит нам в глаза.
В образе Марии соединены религиозное событие и общечеловеческие чувства: глубокая материнская нежность и проблеск тревоги за судьбу младенца. Её одежды просты, она ступает по облакам босыми ногами, окружённая светом...
Любая картина, в том числе написанная на религиозный сюжет, представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника – это передача его собственного мироощущения.
Икона – откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Иконописец не выражает свою творческую фантазию, мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, она – отображение инобытия в нашем мире.
Картине присуща выраженная индивидуальность автора: в его своеобразной живописной манере, специфических приемах композиции, в цветовом решении. То есть, в картине мы видим автора, его мироощущение, отношение к изображаемой проблеме и т.д.
Авторство иконописца намеренно скрывается. Иконописание – не самовыражение, а служение. На законченной картине художник ставит свою подпись, а на иконе надписывается имя того, чей лик изображён.
Вот перед нами картина художника-передвижника И. Крамского.

И. Крамской «Христос в пустыне» (1872). Холст, масло. 180 х 210 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Сюжет картины взят из Нового Завета: после крещения в водах реки Иордан Христос удалился в пустыню для 40-дневного поста, там Его искушал дьявол (Евангелие от Матфея, 4:1-11).
На картине Христос изображён сидящим на сером камне в каменистой пустыне. Основное значение на картине уделено лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность его образа. Крепко сжатые кисти рук и лицо Христа являют собой смысловой и эмоциональный центр картины, они притягивают к себе внимание зрителя.
Работа мысли Христа и сила его духа не позволяют назвать эту картину статичной, хотя никакого физического действия на ней не изображено.
По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека. У каждого из нас была, вероятно, ситуация, когда жизнь ставит тебя перед жёстким выбором или же ты сам осмысливаешь какой-то свой поступок, ищешь правильный путь.
И. Крамской рассматривает религиозный сюжет с морально-философской точки зрения и предлагает его зрителям. «Здесь мучительное усилие Христа осознать в себе единство Божественного и Человеческого» (Г. Вагнер).
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства. Картина принадлежит миру душевному.

Икона Спас Вседержитель (Пантократор)
Иконописец, в отличие от художника, бесстрастен: личные эмоции не должны иметь места. Икона намеренно лишена внешних эмоций; сопереживание и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне. Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Основные отличия иконы и картины

Изобразительный язык иконы складывался и формировался постепенно, на протяжении столетий, и получил своё законченное выражение в правилах и установках иконописного канона. Икона – не иллюстрация Священного Писания и церковной истории, не портрет святого. Икона для православного христианина служит посредником между чувственным миром и миром недоступным для обыденного восприятия, миром, который познается только верой. И канон не позволяет иконе нисходить до уровня светской живописи.

1. Для иконы характерна условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета. Отсюда «деформированные», как правило, удлиненные пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть на полотнах многих художников, например, Рубенса.

2. Картина строится по законам прямой перспективы. Это легко понять, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна: рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке. И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Передний и задний планы имеют не изобразительное, а смысловое значение. На иконах отдаленные предметы не скрыты, как на реалистических картинах, а включены в общую композицию.

3. На иконе отсутствует внешний источник света. Свет исходит от ликов и фигур, как символ святости. (На картине изображается лицо, а на иконе – лик).

Лик и лицо
Нимбы на иконе – символ святости, это важнейшая особенность христианских священных изображений. На православных иконах нимб представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. На католических священных изображениях и картинах нимб в виде круга висит над головой святого. Католический вариант нимба – это награда, данная святому извне, а православный – венец святости, рожденный изнутри.

4. Цвет на иконе несёт символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства. Золото – символ Божественного света, и, чтобы предать на иконах сияние этого нетварного света, требовались не краски, а особый материал – золото. Но не как символ богатства, а как знак причастности к Божеству по благодати. Белый цвет – это цвет жертвенных животных. Глухой чёрный цвет, через который не просвечивает левкас, на иконах используется только в тех случаях, когда надо показать силы зла или преисподнюю.

5. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе «Успение Божией Матери» одновременно изображены апостолы, переносимые ангелами к смертному ложу Богородицы, и те же апостолы, уже стоящие вокруг ложа. Это говорит о том, что события Священной истории, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном.

Успение Пресвятой Богородицы (Киево-Печерская икона)
Каноническая икона не имеет случайных деталей или украшений, лишенных смыслового значения. Даже оклад – украшение лицевой поверхности иконной доски – имеет свое обоснование. Это своеобразная пелена, оберегающая святыню, сокрывающая ее от недостойных взглядов.
Главная задача иконы – показать реальность мира духовного. В отличие от картины, которая передает чувственную, материальную сторону мира. Картина – веха на пути эстетического становления человека; икона – веха на духовном пути.
Икона – это всегда святыня, в какой бы живописной манере она ни была выполнена. А живописных манер (школ) довольно много. Следует также понимать, что иконописный канон – это не трафарет и не стандарт. Всегда чувствуется «рука» автора, его особая манера письма, какие-то его духовные приоритеты. Но у икон и у картин разное предназначение: икона предназначена для духовного созерцания и молитвы, а картина воспитывает наше душевное состояние. Хотя и картина может вызвать глубокие духовные переживания.

Русская иконопись

Искусство иконописи пришло на Русь из Византии после принятия крещения в 988 г. при князе Владимире Святославиче. Князь Владимир привёз из Херсонеса в Киев ряд икон и святынь, но из «корсунских» икон ни одной не сохранилось. Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде .

Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XI в. (Новгородский музей)
Владимиро-Суздальская школа иконописи . Расцвет её связан с Андреем Боголюбским.
В 1155 г. Андрей Боголюбский уехал из Вышгорода, забрав с собой почитаемую икону Богоматери, и обосновался во Владимире на Клязьме. Привезенная им икона, получившая название Владимирской, стала впоследствии известна всей России и послужила своего рода мерой художественного качества для работавших здесь иконописцев.

Владимирская (Вышгородская) икона Божией Матери
В XIII в. крупные иконописные мастерские были, кроме Владимира, также в Ярославле .

Богоматерь Оранта из Ярославля (около 1224 г.). Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Известны псковская, новгородская, московская, тверская и другие школы иконописи – об этом невозможно рассказать в одной обзорной статье. Наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV в. – Андрей Рублёв. В конце XIV-начале XV вв. Рублёв создал свой шедевр – икону «Святая Троица» (Третьяковская галерея). Она является одной из самых прославленных русских икон.

Одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса (клав)) содержат намёк на иконографию Иисуса Христа. В облике левого ангела чувствуется отеческая начальственность, взгляд его обращён к другим ангелам, а к нему обращены движения и поворот двух остальных ангелов. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Это указания на первое лицо Святой Троицы. Ангел с правой стороны изображён в одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом, гора. Дерево (мамврийский дуб) – символ жизни, указание на живоначальность Троицы; дом – Домостроительство Отца; гора – Святой Дух.
Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Уже при жизни Рублёва его иконы ценились и почитались как чудотворные.
Одним из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи является Елеу́са (с греч. – милостивая, милующая, сочувствующая), или Умиление . Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.
К типу Елеуса относятся Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона и др.

Елеуса. Владимирская икона Божией Матери (XII в.)

  • План семинарского занятия
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 4. Античность как тип культуры
  • 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
  • 2. Главные виды античного творчества и культуры.
  • 3. Правовая культура Древнего Рима.
  • Вопросы для контроля знаний.
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
  • 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
  • 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
  • Основные черты христианства
  • 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
  • План семинарского занятия
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
  • Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
  • Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
  • Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
  • Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
  • План семинарского занятия
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
  • Основные доминанты культуры Нового времени.
  • Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
  • Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
  • Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
  • Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
  • Основные течения модернизма и их сущность.
  • Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
  • План семинарского занятия.
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 8. Культура восточных славян
  • 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
  • 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
  • 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
  • 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
  • 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
  • Вопросы для самопроверки
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
  • 1. Особенности культуры Руси XIII века
  • 2. Иконопись как особый вид искусства
  • 3. Монастыри Руси и монашество
  • Вопросы для самопроверки
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 10. Русская культура XVII века.
  • Особенности XVII века в истории русской культуры.
  • 2. Литература, образование, церковный раскол.
  • Вопросы для самоконтроля
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 11. Культура петровского времени
  • Особенности культуры России начала XVIII века
  • 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
  • Кунсткамера
  • Военно-музейное дело
  • Ассамблеи
  • Художники и картинные галереи
  • Архитектура
  • Летний сад, военный музей
  • Медальерное искусство
  • Темы для рефератов и сообщений.
  • Вопросы для самопроверки
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 12. Культура россии XVIII века
  • Создание Академии художеств и Эрмитажа
  • 2. Просвещение в России XVIII века
  • 3. Книгоиздательство в России
  • 4. Театр в жизни России XVIII века.
  • 5. Русская культура во второй половине XVIII века
  • Вопросы для семинарского занятия
  • Вопросы для рефератов
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 13. Культура россии XIX века
  • «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
  • А. Дельвиг писал:
  • 2. Музыка России – мировая симфония
  • 3. Театр в XIX веке.
  • 4. Искусство и живопись России XIX века
  • 5. Видные русские историки и их труды.
  • С.М. Соловьев «История государства Российского»
  • Н.М. Карамзин «История государства Российского».
  • В.О. Ключевский и его исторические лекции.
  • Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
  • Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
  • Русские историки и культура.
  • 6. Меценаты России в развитии культуры
  • Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
  • Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
  • С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
  • Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
  • С.Т. Морозов в политике и театре.
  • Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
  • Вопросы для семинарского занятия
  • Список обязательной литературы
  • Дополнительная литература
  • 14. Культура и революция
  • 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
  • 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
  • 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
  • 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
  • 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
  • Вопросы для семинарского занятия.
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • 15. Культура в период великой отечественной войны.
  • 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
  • 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
  • Эрмитаж в Великую Отечественную войну
  • Школа, вузы и наука в годы войны.
  • Вопросы к семинарскому занятию
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
  • Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
  • Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
  • 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
  • Вопросы для семинарского занятия
  • Список обязательной литературы
  • Список дополнительной литературы
  • Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
  • Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры
  • 2. Иконопись как особый вид искусства

    Историю искусства и Руси в целом невозможно полно представить без иконописи, изучения ее содержания, назначения, отношения к ней части народа.

    Действительно, в искусстве живописи существует много жанров. Но, пожалуй, одним из наиболее исторически обусловленных, распространенных и до конца не изученных, является иконопись. Она является особым родом искусства, не сводимым к простой живописи. Это вид древнейшей живописи, религиозной по темам, сюжетам и культовой по назначению. Иконопись - это художественная летопись религиозной духовной жизни общества. Она являлась прикладным искусством, то есть служила христианской жизни, духовному преобразованию человека. Отсюда икона считалась не произведением искусства, а культовым атрибутом. Перед иконой молились, возжигали свечи и лампады, ими благословляли, через них обретали исцеление. Поскольку религия была господствующей идеологией, то непременно в каждом доме была икона.

    Икона - это произведение искусства особого рода, непохожее на обычную картину. Отцы церкви утверждают, что иконный образ восходит к первообразу, то есть представляет собой не личное восприятие художником евангельских лиц, событий, а запечатлевает образ божественный, сверхъестественный. Иконописец пишет икону якобы не от себя, а как бы от Бога. Нередко иконописцев воспринимают как художников второго сорта, потому что они твердо следуют канонам, якобы они не самореализуют себя, а как ремесленники просто переписывают друг у друга. Для этого, утверждали критики, не нужно глубоких познаний. Иконописцев обвиняли в том, что они слабо, а то и вовсе не знали анатомии человека.

    Другие доказывают, что икона - очень сложное произведение искусства, исполненное в господствующих иконографических традициях. Примером этому являются "Троица" Рублева, которая почитается как величайшее творение человеческого гения.

    В VIII веке под влиянием мусульман и иудеев, которые считали невозможным изображение невидимого Бога, в Византии был наложен запрет на иконописание. Пишущих иконы и почитающих их подвергали казням, мучениям, гонениям.

    В 787 году на VII Вселенском соборе иконописание было восстановлено. Было утверждено, что в иконе почитается изображаемый Христос, или любой святой, а не материальная сторона. Здесь же были приняты основные толкования и догматические обоснования в иконописи.

    Родиной иконописи была Византия, которая переняла у Египта технику изображения портретного типа. При этом написанные персонажи, даже при индивидуальных отличиях, походили друг на друга тонкими чертами, огромными глазами и печатью скорбной отрешенности на лицах. Такие портреты были частью погребального культа.

    На Руси иконопись появилась с возникновением христианства. Христианская православная церковь, а с нею и православная икона постепенно утвердились в X-XI веках. Первые росписи в русских церквах и первые изображения лика и святых, дошедшие до нас или завозились из Византии, или писались византийскими художниками и первыми русскими иконописцами. Однако их имена остались безвестными.

    И дело не в малочисленности исторических фактов. В летописи заносились только имена христианских деятелей, заказывающих икону. Имена иконописцев никогда не назывались, так как лик божий не мог быть, по церковным канонам, написан человеком. Икона, как утверждалось, сама "являлась миру", а рукой художника водил сам Бог. Нужно было обладать незаурядным талантом, чтобы имя художника было названо рядом с иконой как "живописец пресловущий паче всех". Но такие художники на Руси появлялись значительно позже, в XIV- XV веке, в годы русского Ренессанса.

    По преданию, первой иконой был убрус. Это полотенце, которым был накрыт распятый Христос. На нем отпечатался лик Христа - "Спас нерукотворный". Следующие четыре иконы - портреты Богоматери - написал греческий врач и живописец Лука Евангелист. Эти иконы уже перенимали технику и приемы изображения фаюмского портрета. Под фаюмскими портретами понимались древнегреческие заупокойные живописные портреты 1-3 веков, которые были обнаружены в 1887г. Писались они на досках, изображали яркие жизненные образы.

    Икона как предмет культа, выполняющая роль посредника между богом и человеком, считалась как бы мостиком между земным и небесным. Считалось невозможным изобразить небесное, бесплотное материальными средствами. Для этого разрабатывалась целая система приемов предельно четких и оговоренных церковью.

      Иконы чудотворные - Богоматерь Владимирская, Донская, Феодоровская, Смоленская, Одигитрия, Казанская, Тихвинская, Иверская, Знамение Новгородское.

      Иконы - целительницы - Неупиваемая чаша, Всецарица, Козельщанская, Спорушница грешных, "Слово плоть быть".

      Иконы - утешительницы в скорбях и печалях - "Утоли моя печали", "Взыскание погибших", "Всех скорбящих радость", "Утешительница скорбящих".

      Иконы в неволе - иконы, изъятые из церковного обихода по причине кражи, атеизма, иконоборчества. - Тихвинская, Толгская, Донская.

    В качестве тематики изображения на иконах Церковь рекомендовала библейские сюжеты. Непременно: образы Христа, Богоматери, апостолов, архангелов, евангелистов, святых, канонизированных русской церковью, воинов - святых. Немного позднее в иконы вписывали виды церквей, природу, членов семей тех, кто икону заказывал. Церковь установила жесткие каноны иконописи и бдительно следила за их соблюдением. Требования церкви к культовому изобразительному искусству фиксировались в церковном каноне, строго регламентировавшем содержание и форму икон в храме.

    В качестве основных положений в написании икон утверждались следующие:

      Грубо материальная осязаемая основа, на которой изображена икона, должна раствориться в потоке сверхчувствительной энергии Божества. Этому способствовало покрытие фона золотом. Оно символизировало божественный свет, создавало мерцающую среду, нечто зыбкое, эфемерное, колеблющееся между тем и этим миром. Икона с золотым фоном, озаренная лампадой, как бы изолировалась, вырывалась из реального, земного окружения.

      Образы сверхъестественных существ на иконах: Иисуса Христа, Богоматери, пророков, апостолов, святых должны подчеркивать их неземной, сверхъестественный характер. Голова, как средоточие духовной выразительности, становится доминантой фигуры. Тело отступает на второй план. Лик представляет для иконописца наибольший интерес в силу возможности выразить в нем некоторое бестелесное и мысленное созерцание. Умелый художник изображает не только тело, но и душу. В стремлении к максимальному выявлению этой души лицо получает крайне своеобразную трактовку. Глаза выделяются своими большими размерами, тонкие губы лишены чувственности, нос вырисовывается в виде вертикальной линии, лоб написан подчеркнуто высоким.

      Поскольку сверхчеловеческий лик - мир вечный, постоянный, фигуры библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными, статичными.

      Поскольку в иконах отсутствует единая линейная перспектива в изображении предметов, иконописцы соединяют несколько точек зрения, несколько проекций. Размеры изображаемых на иконе фигур определяются не их пространственным положением, а их религиозным значением. Поэтому фигура Христа всегда по размерам превосходит апостолов.

    Время, передаваемое в иконах, носит условный характер. Временная последовательность событий не имеет значения. Поэтому на одной и той же иконе изображается определенный персонаж в разных ситуациях, отделенных друг от друга по времени.

      Существовали определенные в иконописи требования и к цвету. Цвет имел символическое значение. Золото было символом божественного света, пурпур - символом царской власти, белый цвет - символ целомудрия и чистоты, черный цвет символизировал смерть, ад, зеленый - юность, цветение, красный - цвет мученичества. Если указания по изображению лица соблюдались неукоснительно, то одежда писалась по-разному. Неизменным оставались лишь одеяния: у Христа - вишневый хитон и голубой плащ, у Богородицы - темно - синий хитон и вишневое покрытие.

      Строгое следование определенным иконографическим типам. Для этого на Руси иконописный канон реализовывался в так называемых "подлинниках", где содержались рисунки - иллюстрации. Лицевые подлинники представляли собой схемы - рисунки, в которых фиксировалась основная композиция иконы и использовавшиеся при этом цветовые характеристики персонажей. "Толковые подлинники" давали словесное описание основных иконографических типов. Например, рекомендовалось евангелиста Матфея изображать с ангелом. Марка - со львом, Иоанна - с орлом, Луку - с тельцом, Апостола Петра - с ключом от рая, Павла - с мечом, Георгия Победоносца - в алом плаще и на белом коне.

    Создание иконы - дело длительное, хлопотное, искусное. Церковно-догматические нормы и положения также регламентировали технику подготовки доски как основу иконы.

    Доску деревщики изготовляли в основном из липы, иногда из сосны, ели, лиственницы. Доску тщательно выглаживали топором с обеих сторон, а на лицевой стороне вырубали прямоугольную выемку. Получались поля и средник. На обороте набивались или врезывались планки - шпоны, чтобы доска при высыхании не коробилась. Затем лицевая сторона оклеивалась холстиной - поволокой, а поверх ее накладывался грунт - левкас. Для грунта варили клей из кожи, толкли мед, просеивали, смешивали с клеем до тех пор, пока не будет похож на сливки. А затем его накладывали на холст в несколько слоев, выглаживали лопаткой, ладонью, пемзой, хвощом. При готовности холста начиналось изображение на нем портретов.

    По техническому исполнению иконы различаются: восковые (экзаустика), темпера, мозаика, масляная живопись.

    Экзаустика - это техника живописи, где в качестве вещества, связующего краски, используется воск.

    Темпера - живопись красками, связующим веществом которых служат натуральные эмульсии (желток яйца, соки растений) или искусственные (раствор клея с маслом).

    Мозаика - изображение, выполненное из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), керамических плиток и т.д., которые укреплялись на слое цемента, мастики.

    Масляная живопись - непосредственно писание маслом на деревянных досках, холсте, металле.

    Краски при написании икон использовались, в основном, естественного происхождения - минеральные и органические. Их тщательно растирали в плошках на яичных желтках. Особенно ценилась синяя лазурь, которую готовили из полудрагоценного материала лазурита. Привозили лазурь из Персии или Средней Азии. Если заказчик иконы был богат, то нимбы, т.е. изображение сияния вокруг головы, а также детали одежд, фон иконы, покрывали тончайшим слоем сусального золота.

    Писание икон требовало величайшей тщательности, умения, осмысления и сосредоточенности. Это было не обычное ремесло, вроде сапожного, кузнечного. Перед началом работы иконописец как бы очищался: месяц постился, не брал в рот хмельного, шел в баню, надевал чистую рубаху, молился и только после этого приступал к работе.

    Сначала он намечал цвета и отношения между ними, потом клал тени, выделял объем. Затем писал одежды, пейзаж, архитектуру, а уж затем лики. Нередко живописцы специализировались, то есть одни писали только лики, другие - одежды, третьи - пейзажи. Живописец глубоко верил в то, что писал, для него это были не мифы, а реальность. Благодаря этой вере живописцу открывались в ликах возвышенные непреходящие моральные ценности: доброта, милосердие, всепрощение, смирение, духовность, стойкость, верность идеалам. Поэтому иконы часто были исполнены большого духовного содержания.

    Законченную икону художник покрывает слоем олифы. Пленка олифы загустевает, придавая краскам ясные и чистые тона.

    Люди перед иконами благоговели, поэтому иконы никогда не продавали, не покупали, а дарили, либо выменивали, это было ритуалом. Старые "облинявшие" иконы нельзя было выбрасывать или сжигать. Их можно было зарывать в землю или пускать по воде. В случае пожара из дому, прежде всего, выносили икону, а если ее брали завоеватели, то за большие деньги "пленницу" выкупали. Иконопочитание иногда принимало крайние меры. Каждый молящийся приносил в храм свою икону и запрещал другим молиться перед ней, считая ее персональной святыней. Поговорка "Без Бога нет порога" отражала реальное бытование иконы, ибо она была обязательной в крестьянской избе, боярской усадьбе и царском дворе.

    Наиболее излюбленными и почитаемыми иконами на Руси считали иконы с изображением Христа Спасителя: защитника, грозного, справедливого судии. Сюжеты в иконописи Христа были различны: "Рождество Христово", "Восшествие в Храм", "Распятие", "Воскресение с сошествием в ад", "Снятие с креста", "Спас нерукотворный", "Бог Вседержитель" и др.

    Широко на Руси был распространен культ Богородицы Девы Марии. Изображение женщины с ребенком на руках стало символом преданной материнской любви. Богородица почиталась как всемогущая владычица, сердобольная, милостивая народная заступница перед небесным престолом своего сына. Она традиционно многие века считалась символом России, ее заступницей и помощницей. По-видимому, это связано с тем, что одной из первых икон, появившихся на Руси, была византийская икона с изображением Божьей Матери. Икона Богоматери обычно помещалась с левой стороны от Спасителя, с правой - Иоанн Предтеча. Среди икон Богородицы существуют много типов с различными композициями и деталями. Наиболее известная, дошедшая до сегодняшнего дня - это икона под названием Владимирской Богоматери.

    Икона Владимирской Богоматери хорошо известная и почитаема в России. На иконе изображен младенец Иисус, сидящий на правой руке Богоматери, крепко прижавшись щекой к ее щеке, Пресвятая Дева Мария левой рукой касается сына, удерживая его. Глаза матери полны чувства радости и святой печали. Мать знает - свершится предначертанное. Дитя вырастет и примет мученический венец, будет распят за человеческие грехи во имя спасения людей. Художник И. Грабарь определили это как "несравненную, извечную, чудесную песнь материнства - нежную, беззаветную любовь матери к своему ребенку. В испытующем взоре есть и смутная тайна, и невыразимая словами боль, и загадочная, влекущая сила, намного более глубокая и выразительная, чем в общеизвестном образе Сикстинской Мадонны" (картина Рафаэля, изображающая Богоматерь с младенцем, хранится в Дрезденской картинной галерее).

    История Владимирской Богоматери не менее удивительна, чем ее гениальное изображение. В русских летописях, сказаниях и легендах запечатлено множество чудодейственных эпизодов, связанных с Богородицей. К ней обращались люди в минуты, часы, годы наибольших страданий человеческих. Никакая икона в этом с ней сравниться не может.

    На Руси автором Владимирской Богоматери считали евангелиста Луку. Евангелист Лука славился высоким образованием. Он был не только врачом, но и искусным художником. Русские иконописцы считали Луку своим покровителем и часто изображали его на иконах. Как не поэтична легенда о Луке как авторе Владимирской Богоматери, но это только легенда. Икона написана через IX столетий после смерти Луки, в начале XII века неизвестным талантливым византийским художником.

    В Киев икона была доставлена в самом начале XII века и хранилась в тайной резиденции киевских князей в Вышгороде, недалеко от Киева, где хранились наиболее ценные сокровища князей.

    Князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, в годы междоусобной смуты тайно перевез икону Богородицы во Владимир, где для нее был построен Успенский храм - Дом Богоматери. Во Владимире икона хранилась несколько веков, что и послужило причиной названия ее - Владимирская Богоматерь. За эти годы четырежды икона подвергалась разграблению. Древние летописцы повествуют, что: "Святую Богородицу разграбища, чудесную икону ордаша, украшену златом, серебром и каменьем драгим". Во время междоусобных схваток и нашествий татар, четырежды спасали ее в монашеских пустынях в глухих муромских лесах и четырежды икона "являлась миру" в первозданном виде.

    Среди легенд о воздействии иконы на ход событий существует и такая. В 1395г. на Русь вторглись несметные полчища Тамерлана и двинулись на Москву. Князь Василий, сын Дмитрия Донского, обратился к митрополиту Киприану, чтобы он разрешил временно, для охраны и покровительства Москвы, привести в столицу икону Владимирской Богоматери. В 1395г. 26 августа вся Москва с надеждой о защите встречала чудотворную икону. Ее возместили на высокое место, ликом в сторону наступающих полчищ. Вдруг на следующий день приходит весть, что Тамерлан развернул свои войска и выступил за пределы московского государства. В народе еще более укрепилась вера в чудотворные свойства Владимирской Богоматери. Затем позднее историки показывали, что Тамерлан повернул войска назад еще и потому, что получил известие от гонца о рождении у него сына - наследника.

    Естественно, что московским князьям хотелось оставить в столице икону - спасительницу, однако владимирцы пригрозили восстанием и расколом, если икону не вернут на свое законное место. Князь Василий вынужден был пригласить именитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного, чтобы украсить владимирский Успенский Собор образом взамен Богородицы. В 1408 году в один из дней служители Успенского собора в Москве открыли храм и неожиданно увидели, что миру явились две совершенное схожие Владимирские Богородицы. Князь Василий повелел на радостях и в умилении выбрать владимирцами любую из икон. Одна из икон была возвращена во Владимир. Увезенная во Владимир Богородица оказалась подлинником. Шли годы, в 1480 году Владимирская Богоматерь окончательно переселилась в Успенский собор Московского Кремля и несколько столетий не покидала его. Только во время Великой Отечественной войны икона хранилась в Новосибирске, в 1945 году вернулась в Третьяковскую галерею.

    Считается, что за прошедшие столетия икона Владимирской Богоматери не раз спасала Русь от нашествий, болезней, неурожаев и смуты, время сделало ее символом русской православной веры и русской культуры. Много раз подвергалась она опасности уничтожения, разграбления, изгнания, однако вновь и вновь Владимирская Богоматерь являлась миру в нетленном виде. И в наше смутное время икона Владимирской Богоматери вновь привлекла наше внимание. Указом Президента икона передается из Третьяковской галереи, где для нее созданы надлежащие условия, в церковь. Многие представители культуры с тревогой полагают, что без необходимых условий и систематической реставрации икона Владимирской Богоматери может погибнуть.

    Чудотворная Первоикона Пресвятой Божьей Матери явилась образцом для написания многих икон Пресвятой Девы Марии. Это была излюбленная тема всех иконописцев, и многие из реплик (авторское повторение иконы) Богородицы стали шедеврами русской культуры. На Руси сложилось несколько канонизированных стилей изображения Божьей матери с ребенком.

    Один из них, наиболее близкий к Владимирской Богоматери стиль, получил название "Богоматерь Умиление". Иисус, сидя на правой или на левой руке Марии, прижимается к ней своей щекой. К этому стилю относится икона Богородицы Донской, которую, по преданию, брал с собой на Куликовскую битву Дмитрий Донской. Явилась она миру в Коломенском монастыре, написана неизвестным автором. К стилю "Богородицы Умиление" относится также Богоматерь Яхромская (XIV век) и реплики Владимирской Богоматери Андрея Рублева и Даниила Черного.

    Второй канонизированный стиль иконы Богоматери - Одигитрия (напутствующая, путеводительница, благословляющая) На иконах этого стиля Иисус сидит на левой руке Богоматери со свитком в левой руке, а правой рукой напутствует молящегося. Пресвятая Мария обращена лицом к сыну. К этому стилю относятся, из наиболее известных, работы иконописца Дионисия и икона Казанской Божьей матери.

    Икона Казанской Божьей Матери, наряду с Владимирской Первоиконой, хотя и явилась миру значительно позже, в XVII веке в Седмиезерском монастыре близ Казани, самая почитаемая русская икона. Именно она, как полагают, привезенная Мининым и Пожарским в Москву, спасла Русь от смуты и польских завоевателей. Именно икона Казанской Божьей Матери повсюду сопровождала Кутузова в войне с Наполеоном. И сегодня эта икона самая распространенная и чтимая среди православных. В честь ее сооружен Казанский собор в Санкт - Петербурге после победы над французами в 1812 году.

    Кроме указанных выше стилей изображения Пресвятой Богоматери специалисты выделяют следующие: Богоматерь Толгская, Косунская, Федоровская, Смоленская, Грузинская, Калужская, Тихвинская, Афонская, Валаамская, Одигитрия, Страстная, Троеручица, Богоматерь Знамение, Всех скорбящих радости, Оранта, Взыграние, Млекопитательница, Благовещение, Успение, Житие, Деисусный ряд, святое дерево, Покрова.

    Почитались на Руси иконы святых. Каждый христианин имел своего покровителя небесного. Считалось, и сейчас считается, что святые способствовали, содействовали, помогали, сопутствовали, оберегали. На севере чтили Зосиму и Савватея, основавших Соловецкий монастырь, Георгий Победоносец помогал воинам, Николай Угодник (чудотворец) - странникам, мореплавателям, плотникам, хранил от пожаров. Илья Пророк ведал дождями, Параскева Пятница помогала пахарям, рукодельницам, торговцам. Косьма и Демьян опекали лекарей, кузнецов, ювелиров. Христофор хранил от мора и эпидемий. Флор и Лавра - хранители коней. Федор Тирона оберегал рогатый скот. Кир, Пантелеймон, Косьма, Дамиан - целители недугов. Сергей Радонежский, Серафим Саровский - просители перед Богом о прощении грехов.

    К XV столетию в русской православной церкви сложилась структура иконостасов. Они также составлялись по строгим канонам и правилам.

    В простейшем виде иконостас представлял несколько продольных балок - тябя, на которых располагались иконы. В больших церквах и соборах это были сложные архитектурные сооружения, украшенные позолотой, резьбой по дереву, чеканкой из серебра, живописью. Иконостас, в основном, состоял из 5 рядов:

      Праотеческий чин - олицетворяющий дохристианскую, ветхозаветную церковь. В центре - бог - отец Саваоф, по сторонам - ветхозаветные праотцы Адам, Авель, Ной, Авраам и др. персонажи библии.

      Пророческий чин, изображающий библейских пророков, предсказавших появление Христа. В их руках развернутые свитки с начертанными пророчествами.

      Праздничный чин, повествует о земной жизни Марии и Христа, состоит из многофигурных композиций.

      Деиусный чин (моления). В центре - Христос на престоле, слева Богородица, справа - Иоанн Креститель, по сторонам архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский, отцы церкви. Изображаются они в молитвенных позах, ибо в день страшного суда все они молят Христа за грешных людей.

      Местный чин, где помещались иконы наиболее чтимых святых данной местности. А также изображались местные церковные праздники.

    Пятирядный иконостас наличествовал в небольших церквах. В крупных церквах, соборах иконостасы были и есть многорядные, занимающие большие пространства удобных стен. Выглядят они красиво, убедительно и успешно воздействуют на души верующих.

    Школы иконописи на Руси, русские иконописцы.

    Первые иконы появились на Руси из Византии. Выдающимся памятником станковой живописи (иконы) является знаменитая икона "Владимирская Богоматерь». В 1113 году образ был прислан Константинопольским Патриархом святому князю Киевскому и поставлен в Девичьем монастыре Царицына. Затем икона была перевезена во Владимир.

    Практически первой известной на Руси иконой неизвестного автора была икона "Ангел с золотыми волосами". Небольшая икона представляет часть триптиха, состоящего из отдельных изображений Христа и двух ангелов по сторонам. Светлое и румяное юное лицо с мягким овалом, обрамленное вьющимися золотыми волосами, создает волнующий образ чистой, целомудренной красоты.

    В середине XII века появилась икона "Спас нерукотворный", на обороте изображена другая икона "Прославление Христа". Автор неизвестен.

    В XII веке почитаема была икона "Дмитрия Солунского". На иконе обнаружен родовой знак князя Всеволода Большое Гнездо. Это позволяет искусствоведам утверждать, что икона была княжеской.

    Почитаемой иконой на Руси была также икона "Борис и Глеб" - автор неизвестен. На этой иконе представлены два стоящих рядом святых в нарядных одеждах из драгоценных камней, в княжеских шапках, с мечами и крестами в руках. Это сыновья киевского князя Владимира, убитых их сводным братом Святополком, желающим княжить. Затем эти братья были объявлены первыми русскими святыми, считавшимися покровителями русского государства. Их юные красивые лица несут отпечаток подлинных портретных черт. Молодые князья являли собой воплощение патриотической преданности, военной доблести и стойкости. Икона является жемчужиной древнерусского искусства по силе художественного образа и по удивительной красоте живописи.

    Иконописание привело в искусство многих талантливых живописцев, создало школы мастеров новгородских, псковских, московских, ярославских Строгановских и др. Икона стала неотъемлемым атрибутом семейной и общественной духовной жизни. Имея глубокие корни, иконописание имеет продолжение и сегодня. Оно сосредоточено, в основном, в монастырских мастерских, мастерских храмов и др.

    В истории иконописи сложились школы: годуновская, новгородская, псковская, московская, строгановсская, лирико - созерцательное течение в иконописи, школа нового художественного идеала Симона Ушакова.

    Наиболее плодотворной, профессиональной, искусной явились новгородская и псковская школы живописи.

    Новгородские живописцы создали много икон, монументальных фресок, миниатюр, рукописей. Они писали иконы, расписывали храмы. Краски их были безупречны, многоцветны, сюжеты незамысловаты. К характеристикам их иконописи можно отнести:

      лаконизм и простоту композиционного сюжета;

      смелость в изображении человеческих фигур;

      красоту палитры;

      ясность в толковании библейских сюжетов.

    Особенно поражают монументальные фрески: водяной красочный раствор наносится на сырую штукатурку, соединяются они нерасторжимо, сохраняются многие столетия.

    Изображаемые новгородцами святые понятны людям, тесно связаны с их жизнью: пророк Илья, проливающий на землю дождь, святой Никола - покровитель путешественников, плотников, защитник от пожара - извечного зла новгородцев - древоделей, Власий, Флор, Лавр - "скотьи" святые, Параскева Пятница - покровительница торговли и др.

    От XIII века сохранились иконы с разномасштабными фигурами. Так, на иконе, где трое святых: Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий подчеркивается главенствующее положение Иоанна. Мастер изображает его вдвое больше других святых. В произведении отразились народные представления и вкусы. А именно, изображены святые - покровители крестьянского хозяйства, у них типичные русские лица, в духе народного искусства, а фон иконы красный.

    Практицизм новгородского мышления и относительно свободное обращение с церковными канонами приводят к тому, что в XV веке появляются иконы с элементами портретного сходства. Так, в иконе "Молящиеся новгородцы" в верхнем ярусе изображен семифигурный деисус (композиция изображения Христа). А в нижнем - молящиеся умершие члены семьи новгородского боярина (заказчика иконы): мужчины разных возрастов, женщина, двое детей в характерных древнерусских костюмах.

    Большое развитие получают житийные иконы. В них изображались важнейшие события из жизни святого, его деяния. В XIII- XIV вв. формируется иконография самого любимого на Руси образа "Богоматерь Умиление". Особо заметными являются росписи храмов и отдельные иконы на тему Христа и Богоматери. Среди них можно отметить роспись в Софийском соборе - "Константин и Елена", икона "Апостолы Петр и Павел" - XII век, икона "Георгий" - теперь находится в Успенском соборе Московского Кремля. Икона "Рождество Христово" начало XV века. Икона "Богоматерь Знамение" - XII век, икона "Апостол Петр и мученица Наталья" - XII век, икона "Чудо о Флоре и Лавре" - XV век. Икона "Иоанн, Георгий и Власий" - XIII век.

    Новгородская живопись в конце XV века испытала на себе влияние великого живописца - византийца Феофана Грека (1340-1405). Он расписал около 40 церквей в Константинополе, Новгороде и других городах. В Новгороде сохранились расписанные им церкви Спаса Преображения. В Москве - церковь Рождества Богородицы, Спаса на Нередице. Особенности его письма следующие:

      передача божественного света в виде ярких белильных бликов;

      приглушенный, сдержанный, аскетический колорит, коричневые и голубовато - серые тона.

    Страстность и необычайное напряжение исходят от его образов, представляющих некий собирательный тип святого, в котором Феофан выразил свой нравственный идеал, видение Руси, народа. Главные его работы: "Спас в силах", "Богоматерь", "Иоанн Златоуст", "Богоматерь Донская".

    В XV веке создана икона, которую называют "Битва новгородцев с суздальцами". Суздальцы в 1170 году ранили стрелой в глаз икону "Богоматерь Знамение". Икона ослепила суздальцев, дарила победу Новгороду. Икона имеет 3 ряда: верхний - новгородцы из стен Кремля идут к иконе "Богоматерь Знамение", средний - переговоры послов, нижний - победа новгородцев, с ними Святые - Георгий, Борис и Глеб, Александр Невский. Эта икона - прославление Новгорода, символом которого был Софийский Собор.

    Своеобразной считается школа псковская . Характерными ее особенностями в написании икон можно назвать:

      некоторую сумрачность общего колорита;

      плотные зеленые и оранжево - красные тона, темно - коричневые и слепящие белые краски;

      разделка светлых мест на одеждах золотыми блестками;

      лики имеют темно - коричневый оттенок, на скулах, вокруг подглазных теней кладутся сочные пробелы, что придает сосредоточенность взгляду;

      в малое иконное пространство вмещали как можно больше действующих лиц.

    Ранним псковским памятником является "Деисус" - первая половина XIV века. В центре Спас Вседержатель, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел. Наиболее известные иконы псковской школы - "Сошествие в ад", относящиеся к XV - началу XVI веков, "Дмитрий Солунский", "Архангел Гавриил", "Параскева Пятница в житии".

    Создателем московского стиля иконописи стал гениальный русский художник Андрей Рублев.(1360-1430). Он был иноком Троице - Сергиевой лавры и старцем Андронникова монастыря. Достоверно известные работы Рублева - иконы звенигородского чина. Суровости и экспрессивной напряженности феофановского языка Рублев противопоставил свою собственную, ярко индивидуальную манеру:

      нет бытовых подробностей;

      нет резких жестов и яркости;

      переходы от цвета красок к тени постепенны.

    К достоверным произведениям художника относятся "Архангел Михаил", "Апостол Павел", "Христос". Громадные фигуры Петра и Павла на иконах Успенского Собора во Владимире, "Троица" (XV век). Рублевское направление в иконописи продолжало существовать в творчестве Дионисия (1440- 1519г.г.). Дионисий главным образом работал в подмосковных монастырях, церквах, соборах. Им были написаны все иконы для Успенского Собора Кремля, но сохранились только две - митрополиты Петр и Алексей, идеализированные образы величественных старцев с русскими типами лиц. Иконы Дионисия необычайно праздничные, так как цвет их зеленый, бледно - желтый, розовый, белый. Основная тема - прославление Богоматери.

    Лучше сохранились 1500 икон Ферапонтова монастыря, отдельные иконы Павло-Обнорского монастыря. Главные работы Дионисия - иконы "Богоматерь Одигитрия", "Митрополит Алексий в житии", "Распятие", "Спас в силах". Самым значительным творением явился цикл росписей собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Здесь лазоревые цвета, торжественность ситуации, многофигурность композиции. Художник стремился к внешней красивости и декоративной пышности, усиливал плоскостные начала, образы делал более отвлеченными.

    XVII век - один из самых сложных периодов в средневековой русской истории. Его противоречия ярко отразились в живописи, в которой процесс обмирщения культуры рисуется наиболее отчетливо. На рубеже XVIи XVII в.в. возникает новое направление в русской иконописи - строгановская школа. Лучшие мастера: Прокопий Чирин, Истома Савин.

    Строгановская икона - небольшая по размеру, это не столько маленький образ, сколько драгоценная миниатюра, рассчитанная на ценителя. Для строгановской школы характерно:

      тщательное, мелкое письмо;

      изощренность рисунка;

      виртуозная каллиграфия линий;

      богатство орнамента;

      обилие золота и серебра;

      эстетическое начало заслоняет культовое значение образа.

    Одним из знаменитых художников - строгановцев был Прокопий Чирин, его известная работа - "Никита-воин". Практику строгановской школы прододжили лучшие царские иконописцы и живописцы Оружейной палаты.

    Яркой фигурой среди иконописцев выделяется Симон Ушаков (1626-1686г.г.). Симон Ушаков любил изображать лица. Не случайно он писал неоднократно Спаса Нерукотворного. Это позволяло ему показать мастерство светотени, знание анатомии. Но искусствоведы полагают, что законы иконописания у него сочетаются с реальным писанием. В его иконописном творчестве уже просматриваются попытки портретного изображения живых людей. Этот незаурядный художник своим творчеством определил характер искусства эпохи, создал школу учеников. Среди них продолжатели ушаковских традиций - Григорий Зиновьев, Тихон Филатьев, Никита Павловец, Федор Зубов.

    Многочисленные вариации на темы икон "Спас Нерукотворный", "Троица", "Благовещенье" показывают, как Ушаков стремился избавиться от условных канонов монопольного изображения. Он добивается:

      телесного тона лица;

      подчеркнутой перспективы;

      классической правильности черт;

      объемности пространства.

    Так, при композиционной схожести с рублевской "Троицей", "Троица" Ушакова не имеет ничего общего с ней. В ней нет одухотворенности и красоты рублевской иконы. Ангелы Ушакова становятся как бы плотскими существами. А на столе почти реалистически написан натюрморт. Так, в иконе политической аллегории "Нахождение древа государства российского" лица царя Алексея Михайловича, жены и детей имеют портретное сходство, одухотворены, с живыми чертами. Это разрушало каноны русского иконописания, плоскость иконы. Попытка написать как в жизни, обернулась безжизненностью.

    В числе знаменитых иконописцев, создавших неповторимые образцы церковного искусства, можно назвать следующих: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Григорий Зиновьев, Тихон Филатьев, Прокопий Чирин, Никита Павловец, Истома Савин, Семен Спиридонов из Ярославля, Федор Зубов, Симон Ушаков.

    Таким образом, XVII столетие завершает более чем семивековую историю древнерусского искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила свое существование как господствующая художественная система. Древнерусская иконопись - живое, бесценное наследие, дающее художникам постоянный импульс для творческого поиска. Она открывала и открывает пути современному искусству, в котором предстоит воплотиться многому из того, что было заложено в духовных и художественных исканиях русских иконописцев.

    И писать) - иконописание, иконное писание, вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле - создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

    От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства: монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.), книжную миниатюру, (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье); с другой - живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации библейского сюжета и обращённую к чувственному переживанию зрителя.

    Под иконой в узком смысле слова понимается станковое самостоятельное произведение. Этим она отличается от других форм церковной живописи, больше зависимых от контекста (программы росписи храма, содержания книги, функции богослужебной утвари). Как правило икона исполняется на доске и может либо занимать постоянное место в доме или храме, либо выноситься для крестных ходов.

    При рассмотрении иконы важнейшее значение имеют иконография и стиль. Под иконографией понимается состав изображения: сюжет, лица и их действия, предметы и окружение, композиционное решение. Для иконописи характерен определенный набор сюжетов с традиционными, легко узнаваемыми иконографиями. Иконография отличается постоянством, но допускает иконографические изводы и варианты, с изменением в деталях. Существуют общие стилистические закономерности иконописи, то есть икона имеет свой стиль.

    Для иконописи характерны следующие стилистические особенности:

    • используется особая система изображения пространства (так называемая «обратная перспектива», некоторые лица или предметы, изображённые на первом плане, по размерам могут быть значительно меньше тех, которые изображены за ними, это объясняется тем, что на иконе самое главное всегда обозначается более крупными размерами)
    • в изображении могут сочетаться события, происходившие в различное время и в разных местах или один и тот же персонаж изображён несколько раз в разных моментах действия
    • все персонажи изображаются в определённых позах и одеждах, принятых иконографической традицией, святость изображенных людей и ангелов подчеркивается сиянием вокруг их голов - нимбами
    • нет определённого источника освещения (светоносно всё изображение), отсутствуют падающие тени (Бог есть Свет, и в Нем нет никакой тьмы), а светотеневая моделировка объёмов уплощена или сведена на нет, но объём в иконе есть: он создаётся с помощью особой штриховки или тона
    • стилизуются пропорции человеческого тела (удлиняются или иногда наоборот укорачиваются), складки одежд, форма горок, архитектуры
    • используется особая символика цвета, света, жестов, атрибутов

    Считается, что совокупность изобразительных приёмов, свойственных иконописи, образует особую знаковую систему или, иными словами, язык, то есть икона представляет собой текст (в семантическом значении этого слова).

    Иконопись - древнейший вид изобразительного искусства, потесненный светской живописью лишь в конце XVII века. Моей целью не является рассказать вам об истории иконописи, тем более, что это получился бы масштабный трактат. Увлеченные искусством и изучавшие его историю в ВУЗах знают, что искусство иконописи пришло к нам из Византии после крещения Руси Владимиром Святославичем в 988 году. По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Богородицы, в течение нескольких столетий иконы на Руси писали византийские мастера, а первым из названных по имени русским иконописцем считается Алипий (Алимпий) Печерский (? -1114), ученик константинопольских мастеров в школе при Киево-Печерском монастыре. Конечно, специалисты могут рассказать много интересного о самих иконах и мастерах Владимирской, Ростовской, Псковской, Новгородской, Москвой и т.д. иконописных школ. Но любому из просвещенных людей известны имена величайших мастеров, принесших расцвет русской иконописи, начиная с конца XIV века: Феофан Грек (1340-1410), Дионисий Глушицкий (1363-1437), Андрей Рублёв (1360-1428) и Симон (Пимен) Ушаков (1626-1686). Интересный факт, требования, предъявляемые церковью к иконописцам, были сформулированы Стоглавым собором только в 1551 году, и эталоном каноничности были объявлены иконы Андрея Рублёва. Историки пишут, что техника иконописи сложна и своеобразна, последовательность писания выработана еще в древности, изменению не подлежит и по традиции передается иконописцами из поколения в поколение. Отмечу также, что иконописец, в отличие от художника, «всегда считался не автором конкретного образа, а только проводником божественной истины». Поэтому до XVII века на иконах практически отсутствовали авторские подписи.
    Сегодняшняя галерея посвящена известным и безымянным мастерам, специализирующимся на создании икон. Их называют иконописцами и по старинке богомазами, реже - изографами, образописцами и писцами иконными.

    Иконописец

    Вы видели свет от иконы идущий?
    Как можно такое рукой сотворить?
    Господь направляет иконописца
    И позволяет ему творить!
    Вот золото ляжет узором на нимбе,
    Пигмент разотрёт иконописец с яйцом
    И, долго молясь, наставленья просивший,
    Он доску левкасит, чтоб было на чём…
    Лик написать…

    © Галина Комлева, 2014

    Раев Василий Егорович (1808-1871) Блаженный Алипий, иконописец печерский. 1848 г. Русский музей, Санкт-Петербург

    Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926) Алипий-живописец. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1885-1893 гг. Третьяковская галерея

    Студенцов Борис Анатольевич (род. 1960) Иконописец Дионисий. 2006 г.

    Чистяков Юрий Георгиевич (1931-2001) Феофан Грек – русский и византийский иконописец. 1985 г.

    Иванов Виктор Иванович (род. 1949) Андрей Рублев. 1986 г.

    Кувин Владимир Иванович (1927-2004) Андрей Рублев. 1979 г.

    Черный Владимир Анатольевич (род. 1972) Андрей Рублев. 1996 г.

    Дорошенко Анастасия Юрьевна (род. 1989) Андрей Рублев. 2011 г.

    Поленова Елена Дмитриевна (1850-1898) Иконописная XVI столетия. 1887 г.

    Янов Александр Степанович (1857-1918) Инок-живописец. 1885 г.

    Маковский Владимир Егорович (1846-1920) Иконник. 1891 г. Вологодская областная картинная галерея

    Головин Александр Яковлевич (1863-1930) В иконописной мастерской. Древнерусский иконописец. 1894 г. Третьяковская галерея, Москва

    Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1916) Иконописец. 1903 г. Рязанский художественный музей

    Иконописец

    Закатный луч вдали угас,
    С небес мерцают стразы.
    С улыбкой кроткой водит Спас
    Рукою богомаза.

    Открыты Царские врата
    Церковного придела.
    Осталась где-то суета
    Вне Божеского дела.

    И вроде стар уж богомаз,
    И вроде стал великим,
    А всё с азов он каждый раз
    Иконопишет лики.

    Вначале кисть в руке дрожит
    Блудницей пред причастьем.
    Но вот фантазия бежит,
    Как человек - за счастьем.

    Ах, как же трудно соблюсти
    Церковные каноны!
    И всё ж душой его цвести
    Да верою иконам.

    И над колонною витой,
    Забыв о бренной пище,
    Он кистью светлой и святой
    Соцветье истин ищет.

    Уж еле теплится свеча
    У глаз иконописца.
    Да грех творить ему сплеча
    И творчеством упиться.

    И он спускается с лесов
    На жертвенник лежанки.
    А за стеною - вопли сов
    Да писк пичуги жалкий.

    И плоть, и кровь во сне мертвы…
    Душа чиста, как паперть.
    Но вот в сиянье синевы
    Нисходит Богоматерь.

    Младенец мудрый у груди
    Глядит на паству строго.
    Во сне, попробуй, уследи,
    Запечатлей лик Бога.

    А утром солнечный купец
    Раскинетсиний ситец.
    И вновь под купольный венец
    Взлетит иконописец.

    Архипов Абрам Ефимович (1862-1930) Деревенский иконописец. 1889 г. Третьяковская галерея, Москва

    Колупаев Николай Владимирович (род. 1954) Богомаз. 2002 г.

    Ефошкин Сергей Николаевич (род. 1960) Иконописец. 2001 г.

    Ребус Нина (Украина) Иконописец. 2009 г.

    Евстигнеев Алексей Витальевич (род. 1954) Иконописная мастерская на Афоне. 1997 г.

    Киселев Кирилл Валентинович (род. 1976) Утро.

    Безруков Петр (род. 1974) Иконописец. 2007 г.

    Леон Анна (род. 1974) Псков. Великий иконописец нашего века - архимандрит Зинон (Теодор). 2009 г.

    Иконописец

    Ты помнишь: вечер синим взглядом
    Уже смотрел в твоё окно.
    Свеча, доска, пятно лампады,
    Бокал, церковное вино.

    Всё - на столе. Размяты краски.
    Душа смиренна и легка.
    И от Его отцовской ласки,
    Тепла и праведна - рука.

    Как тонки, как послушны кисти.
    За слоем слой, ещё разок...
    Глубок, как тайна евхаристии,
    Всепроникающий мазок.

    И вот уже ложатся тени,
    И этот вечный, дивный Лик...
    Иконописец,ты как гений,
    В непостижимое проник.

    Тебя Поэзия вселенной,
    Укроет от лихих начал.
    Иконостас, как Дух нетленный,
    Твоей иконе - пьедестал!

    Брусилов Станислав Александрович (род. 1976). Иконописец. 2006 г.

    Синякин Александр Михайлович (род. 1984) Иконописец. 2014 г.

    Об авторе последней картины хочу написать несколько слов, поскольку сама картина отличается от всего, что было помещено выше, атрибутикой современной жизни. Михаил Малеев родился в Сергиевом Посаде, в 1978 году окончил Абрамцевское художественное училище, а в 1986 году – Строгановский институт. Четыре года он проработал преподавателем живописи в художественном училище Игрушки в Сергиевом Посаде, параллельно совмещая работу живописца в ризнице Троице- Сергиевой Лавры. В 1990 году Малеев был зачислен в Московскую Духовную семинарию, а по окончании ее принял сан и в настоящее время служит настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Москве.

    ИКОНОПИСЬ, ДРЕВНЕРУССКАЯ ИКОНОПИСЬ

    Иконопись - писание икон, вид живописи, распространенной в средние века, посвященной религиозным сюжетам и темам.

    Икона как предмет религиозного культа составляет непременную принадлежность каждого православного храма. В Древней Руси, например, существовал культ икон как священных предметов. Им поклонялись, о них слагалось множество сказаний, суеверные люди считали, что иконы наделены таинственной силой. От них ждали чуда, избавления от болезней, помощи в одолении врага. Икона была обязательной принадлежностью не только церковного убранства, но и каждого жилого дома. При этом художественному качеству икон иногда придавалось второстепенное значение.

    В наше время мы ценим только те иконы, которые являются произведениями искусства, воспринимаем их как памятники прошлого, признавая их высокую эстетическую ценность.

    Чудо Георгия о змие.
    XVI в. Московская школа.

    Чудо Георгия о змие.
    XVI в. Московская школа.
    Государственная Третьяковская галерея. Москва

    Древнейшие памятники иконописи относятся к VI в. Большие собрания их сосредоточены в монастырях на Синае (Синайский полуостров), на Афоне (Греция) и в Иерусалиме. Иконопись возникла на основе традиций позднеэллинистического искусства. Первоначальные произведения - «портреты» святых - выполнялись в технике мозаики, энкаустики, затем иконы писали темперой, с XVIII в. - масляными красками на деревянных досках, реже - на металлических.

    В X-XII вв. центром иконописи стала Византия (см. Византийское искусство). В начале XII в. был создан знаменитый шедевр - икона Владимирской богоматери, которая и ныне хранится в Третьяковской галерее. Византийский стиль оказал большое влияние на живопись Западной Европы, Древней Руси, южнославянских стран, Грузии, что было связано с распространением христианства.

    Расцвет древнерусской живописи приходится на конец XIV - середину XVI в. Что представляет собой этот период нашей истории? Пройдя через испытания монголо-татарского ига, русский народ стал объединяться ради борьбы с врагом и осознавать свое единство. В искусстве он воплотил свои чаяния и стремления, общественные, нравственные, религиозные идеалы. Среди икон этого времени выделяются замечательные работы Феофана Грека. Его искусство, страстное, драматичное, мудрое, суровое, порой трагически напряженное, производило сильнейшее впечатление на русских мастеров.


    Владимирская икона Божией Матери
    Храм Святителя Николая в Толмачах

    Владимирская икона Божией Матери
    Храм Святителя Николая в Толмачах

    По-своему отразилась эпоха в творчестве Андрея Рублева и его учеников. В произведениях Андрея Рублева с необыкновенной художественной силой воплотилась мечта современников о нравственном идеале; его образы утверждают идеи добра, сострадания, согласия, радости, которые отвечали народным чаяниям.

    Наряду с московской школой в XIV-XV вв. расцветает иконопись в Новгороде, Пскове, Твери, Суздале и других городах.

    В конце XV в. на небосклоне Москвы появляется новая звезда - мастер Дионисий. Дионисий оказал на современников большое влияние. На всю первую половину XVI в. ложатся отблески поэзии его красок.


    Дионисий. Митрополит Алексий исцеляет Тайдулу (жену хана).
    Клеймо с иконы «Митрополит Алексий в житии».

    Государственная Третьяковская галерея. Москва.

    Дионисий. Митрополит Алексий исцеляет Тайдулу (жену хана).Клеймо с иконы «Митрополит Алексий в житии».
    Начало XVI в. Дерево, темпера.
    Государственная Третьяковская галерея. Москва.

    Поворот в развитии иконописи произошел в середине XVI в., когда церковный контроль над творчеством иконописцев резко усилился. Решения Стоглавого Собора ссылались на Андрея Рублева как на образец, но по существу оборвали идущую от него драгоценную нить.

    Историческое рассмотрение иконописи помогает понять ее сущность. Иконописцы обычно не придумывали, не сочиняли свои сюжеты, как живописцы. Они следовали выработанному и утвержденному обычаем и церковными властями иконографическому типу. Этим объясняется то, что иконы на один сюжет, даже отделенные веками, так похожи друг на друга. Считалось, что мастера обязаны следовать образцам, собранным в иконописных подлинниках, и могут проявить себя только в колорите. В остальном они были во власти традиционных канонов. Но даже в рамках постоянных евангельских сюжетов, при всем почтении к традиции, мастерам всегда удавалось что-то прибавить от себя, обогатить, переосмыслить старинный образец.

    До XVII в. живописцы обычно не подписывали свои произведения. Летописи и другие литературные источники упоминают наиболее чтимых иконописцев: Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного, Дионисия. Конечно, талантливых мастеров было значительно больше, но их имена остались нам неизвестны.

    Современного человека не могут не удивлять резкие противоречия между жестокостью и грубостью нравов феодальной Руси и благородством и возвышенностью древнерусского искусства. Это вовсе не значит, что оно отворачивалось от драмы жизни. Русские люди той эпохи вникали в ход жизни, но стремились вложить в искусство то, чего им не хватало в действительности и к чему их влекли чаяния народа.

    Например, образы мучеников Бориса и Глеба выглядели тогда как увещевание князьям отказаться от междоусобиц. В иконе «Битва новгородцев с суздальцами» проявился местный патриотизм тех лет, когда новгородской свободе стали угрожать полки московских князей.

    Древнерусские мастера были глубоко уверены в том, что искусство дает возможность коснуться тайн бытия, тайн мироздания. Иерархическая лестница, пирамидальность, целостность, соподчиненность частей - вот что признавалось основой мирового порядка, в чем видели средство преодоления хаоса и тьмы.

    Это представление нашло себе выражение в структуре каждой иконы. Христианский храм мыслился как подобие мира, космоса, а купол - небосвода. Соответственно этому едва ли не каждая икона понималась как подобие храма и вместе с тем как модель космоса. Современный человек не принимает древнерусского космоса. Но и его не могут не пленять порожденные этим воззрением плоды поэтического творчества: светлый космический порядок, торжествующий над силами мрачного хаоса.

    Древнерусская иконопись уделяла большое внимание изображениям евангельских сюжетов из жизни Христа, Богородицы (девы Марии) и святых. Среди многочисленных разнообразных мотивов она выбирала наиболее постоянные, устойчивые, общезначимые.

    Особо следует выделить группу таких икон, в которых проявились народные идеалы, сказала свое слово земледельческая Русь. Это в первую очередь иконы, посвященные Флору и Лавру, покровителям скота, Георгию, Власию и Илье Пророку, которого изображали на ярком, огненном фоне как преемника языческого бога грома и молнии Перуна.

    Среди сюжетов и мотивов, которые особенно пришлись по душе людям Древней Руси, следует назвать рублевский тип «Троицы»: три фигуры, полные дружеского расположения, составляющие замкнутую группу. Андрей Рублев выразил это состояние с наибольшей наглядностью и пленительным изяществом. Перепевы его композиции, свободные вариации на эту тему постоянно встречаются в русских иконах.


    Андрей Рублев. Троица. Ок. 1411 г.

    Андрей Рублев. Троица. Ок. 1411 г.
    Государственная Третьяковская галерея. Москва

    В мире древнерусской иконы огромное значение имеет человеческое начало. Главный предмет иконописи - божество, но оно предстает в образе прекрасного, возвышенного человека. Глубокий гуманизм русской иконы также и в том, что все изображенное прошло через горнило отзывчивой человеческой души, окрашено ее сопереживанием. В своем порыве к высокому человек не теряет способности ласково смотреть на мир, любоваться то резвым бегом лошадок, то пастушками с их овечками, - словом, всей «земной тварью», как принято было тогда говорить.

    Иконопись - искусство символическое. В основе его лежит представление, согласно которому в мире решительно все - лишь оболочка, за которой скрывается, как ядро, высший смысл.

    Художественное произведение приобретает отсюда несколько значений, что затрудняет восприятие иконы. Символичны здесь как сюжет, так и художественная форма. Каждая икона, помимо того что она изображает легендарное событие или персонаж, имеет еще и подтекст, в котором раскрывается ее истинное содержание.

    Иконы по своему содержанию обращены не к одному человеку, а к сообществу людей. Они образовывали в храме ряд - иконостас, выигрывая от соседства друг с другом. Древнерусский иконостас представлял собой целостное стройное единство. Первые большие иконостасы с фигурами в рост человека относятся к началу XV в., и с той поры ни один храм не обходился без подобного величественного сооружения. Его буквальное значение - моление святых, обращенное к восседающему на троне Христу - вседержителю (деисусный чин - ряд). Но поскольку существовали еще и местный ряд с иконами на различные темы, и праздничный - со сценами из жизни Христа и Марии, и пророческий (образы апостолов, пророков), то иконостас приобретал значение своеобразной церковной энциклопедии. В то же время иконостас - замечательное художественное создание древнерусской культуры. Его значение в развитии древнерусской иконы трудно переоценить. Многие иконы нельзя объяснить и понять вне того сочетания, в котором они находились в иконостасе.

    В иконописи выработалось высочайшее художественное мастерство, особое понимание рисунка, композиции, пространства, цвета и света.

    Рисунок передавал очертания предметов так, чтобы их можно было узнать. Но назначение рисунка опознавательным смыслом не ограничивалось. Графическая метафора - поэтическое уподобление человека горе, башне, дереву, цветку, стройной вазе - обычное явление русской иконописи.

    Композиция - особенно сильная сторона древнерусских икон. Едва ли не каждая икона мыслилась как подобие мира, и соответственно этому в композиции всегда присутствует средняя ось. В верхней части высится небо (высшие ярусы бытия), а внизу обычно обозначалась земля («позём»), иногда под ней - преисподняя. Эта основополагающая структура иконы независимо от сюжета влияла на всю ее композицию.

    В старинных текстах перечисляются излюбленные краски наших иконописцев: охра, киноварь, бакан, багор, голубец, изумруд. Но в действительности гамма красок древнерусской живописи более обширна. Наряду с чистыми, открытыми цветами было множество промежуточных. Они различны по светосиле и насыщенности; среди них есть порой безымянные оттенки, которые невозможно обозначить словом, их может уловить только глаз человека. Краски светятся, сияют, звенят, поют и всем этим доставляют огромную радость. Иногда одним только цветом, к примеру красным плащом, развевающимся по ветру в иконе «Чудо Георгия о змие», воину дается глубокая характеристика.

    Древнерусская иконопись - одно из крупнейших явлений мирового искусства, явление своеобразное, неповторимое, обладающее огромной художественной ценностью. Она порождена историческими условиями развития нашей страны. Но созданные ею ценности являются всеобщим достоянием. Для нас древнерусская иконопись представляет огромную ценность, в частности, потому, что многие ее художественные особенности были использованы в переосмысленном виде крупнейшими современными художниками (например, К. С. Петровым-Водкиным, В. А. Фаворским, П. Д. Кориным и др.).

    В нашей стране дело собирания и раскрытия произведений древнерусской иконописи приобрело общегосударственные масштабы. Ленинские декреты о национализации памятников искусства положили основание для создания крупнейших хранилищ древнерусской живописи в Третьяковской галерее и Русском музее.

    В год 600-летия со дня рождения Андрея Рублева в бывшем Андрониковом монастыре в Москве был открыт Музей древнерусского искусства его имени.