— Каждый надеется, что в его руках и булыжник обернётся чистым золотом. Напрасная мечта!

— А у меня нет другой мечты! – воскликнул Микеланджело. Он повернулся к отцу: – Лиши меня искусства, и во мне ничего не останется, я буду пуст, как гнилой орех .

Для того чтобы посмотреть интерьер Сикстинской капеллы совсем не обязательно ехать в Ватикан. Свою давнюю мечту можно осуществить благодаря визиту в ARTPLAY и виртуальной экскурсии в Сикстинскую капеллу , где можно увидеть фрески Микеланджело Буонаротти. На этой выставке можно за час узнать о том, что собой представляет Высокое возрождение, не вставая с удобного пуфика. Выставка, главным образом, посвящена росписи Сикстинской капеллы: потолка и алтарной стены, которая является одним из прекрасных примеров вершины Ренессанса.

Якопо дель Конте. «Портрет Микеланджело». Источник: www.artita.ru

Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) с детства мечтал стать скульптором, а свой творческий путь начал в раннем подростковом возрасте во Флоренции. Всю жизнь он чувствовал себя больше скульптором, каменотёсом, нежели живописцем. Не то чтобы отец был в восторге от этой идеи, однако рисование сына на школьных уроках привело к тому, что Микеланджело в 12 лет приходит в мастерскую Д. Гирландайо (известный флорентийский художник, писавший фрески). Если обратиться к роману «Муки и радости» о биографии Микеланджело, то можно увидеть следующую реакцию отца на действия сына: «Неужели ты думаешь, что я позволю тебе погубить свою жизнь и стать художником? Опозорить наш род? Ведь за триста лет еще ни один Буонарроти не докатился до того, чтобы зарабатывать на хлеб собственными руками» . На самом деле, род Буонаротти был знатным, хотя и небогатым. В мастерской юный художник помогает с изготовлением материалов для покрытия потолка, неустанно рисует, но при этом понимает, что фрески – это не мечта всей его жизни. Там он усваивает основной принцип, согласно которому нужно уметь готовить и поверхность к покрытию, и краски, и при этом, хорошо рисовать. В обратном случае – нельзя будет сказать подмастерьям, что от них требуется. Однажды он узнаёт о том, что в садах Медичи готовят молодых скульпторов и хочет попасть туда. По воле судьбы Лоренцо Великолепный Медичи спрашивает Гирландайо о лучших учениках, которые могли бы перейти в его сады. Мастер назвал Микеланджело скрепя сердце, потому что не хотел отдавать такого способного ученика. Но тем не менее это случилось.

Отделение света от тьмы

Микеланджело не нравилось, что тесать камень он принялся не сразу (данное ремесло ему доверили спустя год). Это случилось потому, что Лоренцо Великолепный и Бертольдо ди Джованни (итальянский скульптор, назначенный хранителем античных ваяний и заведующим обучением по скульптуре – прим. автор а) хотели, чтобы он научился большему. Одной из первых скульптурных работ был Фавн, скопированный с одной из античных скульптур. Лоренцо Медичи оценил мастерство скульптора благодаря тому, что после его замечания о том, что престарелый фавн не мог сохранить свои зубы, Микеланджело удалил их. Благодаря этому шагу Лоренцо пригласил юного скульптора в свой дворец.

Сотворение солнца, луны и планет

Несмотря на то, что Микеланджело – один из титанов Высокого Возрождения (чинквеченто), всю свою жизнь он провёл не как придворный художник в роскоши и признании, а, скорее, как скиталец. Ему приходилось исполнять различные заказы и на живопись, и на скульптуру, и на архитектуру, чем он занимался вплоть до своей кончины. В числе постоянных заказчиков были и знатные семейства, и папы, из-за быстрой смены которых не всегда удавалось закончить заказы, потому что они обязывали заниматься актуальными. Папы хотели, чтобы их имя стало бессмертным благодаря заказам произведений искусства.

Отделение земли от вод

Именно Микеланджело вернул скульптуре право называться одним из видов искусств, потому что до этого скульптуру сравнивали с простым тесанием камня. Безусловно, в XV веке жили талантливые скульпторы, которые создавали ваяния, разительно отличавшиеся от средневековых своим сходством с реальностью. Микеланджело было бы достаточно родиться на сорок лет раньше – «…тогда он мог бы учиться под руководством Гиберти – или тридцать, чтобы попасть в ученики к Донателло; родись он на двенадцать, десять или пять лет раньше, его обучали бы работе по мрамору братья Поллайоло, Верроккио или Лука делла Роббиа» . В своих скульптурах он подчёркивал материал, из которого она сделана, оставляя некоторые фрагменты (например, постаменты) неоттёсанными. Ваяние скульптуры требовало большого физического труда и выдержки, но это только вдохновляло скульптора на работу. Тяжёлый труд не останавливал его от работы даже на закате дней.

Сотворение Адама

«Ваяние скульптуры требовало большого физического труда и выдержки, но это только вдохновляло скульптора на работу. Тяжёлый труд не останавливал его от работы даже на закате дней»

Его достижения заключаются, во-первых, в виртуозной технике ваяния, что скульптура, кажется, вдохнёт воздух, встанет и пойдёт. Во-вторых, художник выделялял в потоке идей сюжеты, которые он переосмысливал и показывал в другом свете. Одним из таких примеров является Пьета (Оплакивание Христа), установленная в храме Святого Петра без торжественного открытия. Эта скульптура показывает конец жизни Христа: его мёртвое тело лежит на руках у матери, которая изображается молодой даже спустя 33 года. Это единственная скульптура, на которой есть подпись мастера «Микеланджело Буонаротти, флорентиец, создал это», по легенде поставленная после подслушанного разговора между двумя ломбардцами и их мыслей о том, что это ваял Гоббо из Милана.

Сотворение Евы

Другим примером является Давид, который существенно отличается от Давида Вероккьо и Донателло не только по размеру статуи, но и по материалу, по эмоциям, которые испытывает пастух Давид перед битвой с Голиафом. Более того, они изобразили Давида после битвы с Голиафом в отличие от Микеланджело, изобразившего его перед битвой. На такой серьёзный шаг мог решиться только мужчина, а не подросток, одно это решение делает Давида более взрослым и смелым. Флорентийцы высоко оценили это произведение искусства и установили его на площади перед Палаццо делла Синьория (ныне Палаццо Веккьо), где проходили религиозные и светские мероприятия , хотя первоначально предполагалось, что Давид украсит основной флорентийский собор – Санта-Мария дель Фьоре . Кстати говоря, флорентийцы считали, что Давид олицетворяет Флоренцию: небольшой город противостоит разным угрозам, сохраняя независимость.

Давид. Источник: jaimetrabuchelli.com

Микеланджело считал делом жизни могилу Юлия II, в которой должно было быть около сорока мраморных фигур, расположившихся на трех ярусах в церкви. К сожалению, идее не суждено было воплотиться в полной мере потому, что папа решил, что это слишком дорогой и долгосрочный проект. Из задуманного удалось сделать скульптуру Моисея, нескольких рабов, фигуру самого Юлия. Папа Юлий II переключид внимание художника с гробницы на роспись потолка Сикстинской капеллы. Центральное место на плафоне капеллы занимают три смысловых триады из Ветхого Завета:

  • о сотворении мира: «Отделение света от тьмы», «Сотворение солнца, луны и планет», «Отделение земли от вод». Интересно, что вместо ультрамариновых одеяний был использован красновато-лиловый цвет из-за недостаточного бюджета, выделенного Юлием II.
  • о сотворении первых людей и грехе: «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Изгнании из рая».
  • цикл о Ное: «Опьянение Ноя», «Всемирный потоп», «Жертвоприношение Ноя».

Искушение Евы Змеем и Изгнание Адама и Евы из рая

За 4 года он расплатился своим здоровьем, так как приходилось работать на лесах, лёжа на спине. Он начал работу с последней триады. Там можно увидеть многофигурную композицию. По окончании работы над тремя фресками, художник убедил Папу убрать леса и посмотреть, что получилось. В итоге Микеланджело увидел, что нагромождение фигур усложняет восприятие, поэтому другие две триады существенно отличаются от первой по количеству людей и колориту. Пропорции тела, эмоции, техника живописи имеют своё лучшее проявление.

Опьянение Ноя

Микеланджело любил делать зарисовки с крестьян потому, что они обладали мускулистым и жилистым телом. По мнению художника, мужское тело являлось более совершенным по сравнению с женским. Ради освоения пропорций Микеланджело не брезговал вскрытием трупов для того, чтобы детально изучить строение тела, мышц, внутренних органов. И даже смертная казнь за такие деяния его не останавливала, как впрочем и Леонардо да Винчи. Художник возвращается в капеллу спустя двадцать пять лет, чтобы написать ещё одно грандиозное творение – Страшный суд, располагающийся на алтарной стене.

Тесты по предмету "Окружающий мир". 4 класс. В 2 ч. к уч. Плешакова А.А. - Тихомирова Е.М.

14-е изд., перераб. и доп. - М.: 2016. - Ч.1 - 96с., ч.2 - 96с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. В предлагаемом пособии представлены тесты по всем темам учебного комплекта А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой "Окружающий мир. 4 класс". Этот материал также может быть использован учителями, работающими по другим учебникам.

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 12,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 12,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Часть 1.
Предисловие 5
Тест 1. Мир глазами астронома 7
Тест 2. Планеты Солнечной системы 10
Тест 3. Звёздное небо - Великая книга Природы 13
Тест 4. Мир глазами географа 16
Тест 5. Мир глазами историка 19
Тест 6. Когда и где? 22
Тест 7. Мир глазами эколога 25
Тест 8. Сокровища Земли под охраной человечества 28
Тест 9. Равнины и горы России 31
Тест 10. Моря, озёра и реки России 34
Тест 11. Природные зоны России 37
Тест 12. Зона арктических пустынь 40
Тест 13. Тундра 43
Тест 14. Леса России 46
Тест 15. Лес и человек 49
Тест 16. Зона степей 52
Тест 17. Пустыни 55
Тест 18. У Чёрного моря 58
Тест 19. Наш край. Поверхность нашего края 61
Тест 20. Водные богатства нашего края 64
Тест 21. Наши подземные богатства 67
Тест 22. Земля-кормилица 70
Тест 23. Жизнь леса 73
Тест 24. Жизнь луга 77
Тест 25. Жизнь в пресных водах 80
Тест 26. Растениеводство в нашем крае 84
Тест 27. Животноводство в нашем крае 87
Ответы 91

Часть 2.
Предисловие 5
Тест 1. Начало истории человечества 7
Тест 2. Мир древности: далёкий и близкий 10
Тест 3. Средние века: время рыцарей и замков 13
Тест 4. Новое время: встреча Европы и Америки 16
Тест 5. Новейшее время: история продолжается сегодня 19
Тест 6. Жизнь древних славян 22
Тест 7 Во времена Древней Руси 25
Тест 8. Страна городов 27
Тест 9. Из книжной сокровищницы Древней Руси 30
Тест 10. Трудные времена на Русской земле 33
Тест 11. Русь расправляет крылья 36
Тест 12. Куликовская битва 39
Тест 13. Иван Третий 42
Тест 14. Мастера печатных дел 45
Тест 15. Патриоты России 48
Тест 16. Пётр Великий 51
Тест 17. Михаил Васильевич Ломоносов 54
Тест 18. Екатерина Великая 57
Тест 19. Отечественная война 1812 года 60
Тест 20. Страницы истории XIX века 63
Тест 21. Россия вступает в XX век 66
Тест 22. Страницы истории 1920-1930-х годов 69
Тест 23. Великая Отечественная война и Великая Победа 72
Тест 24. Страна, открывшая путь в космос 75
Тест 25. Основной закон России и права человека 78
Тест 26. Мы - граждане России 81
Тест 27. Славные символы России 84
Тест 28. Такие разные праздники 87
Тест 29. Путешествие по России 90
Ответы 93

В процессе обучения важное значение имеет учёт знаний, умений и навыков школьников. Учитель каждый день следит за успехами детей, контролирует уровень усвоения пройденного материала. Облегчить работу педагога в этом направлении могут тесты.
Тесты - задания, требующие выбора правильного ответа из предложенных вариантов. Их применение предполагает наличие у младших школьников определённого объёма информации, поэтому тесты чаще всего применяются на этапах повторения или закрепления знаний. Тестовые задания помогают педагогу экономить время на проверку знаний, выявлять индивидуальный уровень знаний учащихся и корректировать учебный процесс.
Но следует помнить, что нельзя использовать тесты как единственную форму повторения и закрепления изученного материала.
В данном пособии предложены тесты, составленные по всем темам курса А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой «Окружающий мир» для 4-го класса. Но они могут быть использованы и при работе по другим курсам.

1. Какая самая большая планета?
1. Земля
2. Марс
3. Юпитер +
4. Венера
2. Сколько естественных спутников у Земли?
1. Один +
2. Два
3. Ноль
4. Три
3. С чем связаны смена дня и ночи и времен года?
1. Строением атмосферы планеты
2. Движением Земли в космическом пространстве +
3. Газовой оболочкой
4. Движением Солнца в космическом пространстве
4. Время полного оборота Земли вокруг Солнца равно…
1. Одному году +
2. Полгода
3. Двум годам
4. Трем месяцам
5. Сколько созвездий существует?
1. 86
2. 89
3. 80
4. 88 +
6. Созвездие Большой Медведицы образует фигуру в виде …
1. Ковша +
2. Полукруга
3. Короны
4. Лиры
7. Какая звезда указывает точное направление на север?
1. Сириус
2. Полярная +
3. Альдебаран
4. Плеяда
8. Что означает название «Сириус»?
1. Голубой
2. Удивительный
3. Сверкающий +
4. Необычный9. Какая наука изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную
деятельность?
1. География +
2. Биология
3. Астрономия
4. Геометрия
10. Какие две половины земного шара изображены на карте полушарий?
1. Северная и южная
2. Западная и восточная +
3. Южная и западная
4. Восточная и северная
11. Что показывает какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметре на карте?
1. Чертеж
2. Рисунок
3. Модель
4. Масштаб +
12. Сколько лет входит в один век?
1. Тысяча
2. Сто +
3. Пятьсот
4. Двести
13. Как называется опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека?
1. Экологическая проблема +
2. Окружающая среда
3. Круговорот веществ
4. Стихийное бедствие
14. Какое самое глубокое озеро в мире?
1. Гурон
2. Мичиган
3. Титикака
4. Байкал +
15. Что в основном является пищей для северных оленей?
1. Мох
2. Лишайник +
3. Ягоды
4. Рыба
16. Как называются резкие ветвистые углубления с крутыми склонами и узким дном?
1. Овраг +
2. Холм
3. Равнина
4. Склон
17. Выберите строку где указаны морские жители:1. Морская игла, медуза, рысь;
2. Краб, сыч, дельфин;
3. Медуза, морской конек, морская игла; +
4. Дельфин, буйвол, медуза.
18. Как называется дерево-долгожитель с листьями в форме продолговатого эллипса с плодами –
несъедобными орехами?
1. Сосна;
2. Береза;
3. Дуб;
4. Бук. +
19. Как называется самое умное морское животное?
1. Кит;
2. Краб;
3. Дельфин;
4. Морской конек. +
20. Что есть у оврага, горы и холма?
1. Склон; +
2. Плоскогорье;
3. Балка;
4. Подошва.
21. От чего зависит скорость течения рек?
1. Местности, по которой протекает; +
2. Наличия холмов и оврагов;
3. Количества растений.
22. Какие ископаемые служат топливом?
1. Глина, гранит, торф;
2. Торф, каменный уголь, нефть; +
3. Известняк, руда, нефть;
4. Природный газ, соль, руда.
23. Как называются минеральные образования земной коры, которые могут эффективно
использоваться в хозяйстве?
1. Минералы;
2. Чернозем;
3. Полезные ископаемые; +
4. Плодородная почва.
24. Какую роль выполняют растения в водоеме?
1. Выработка кислорода;
2. Дом для животных;
3. Пища для животных;
4. Все перечисленное. +
25. Как называются детеныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала
очень похожи на маленьких рыбок?1. Жабки;
2. Головастики; +
3. Личинки;
4. Хоботки.
26. Как называется животное-грызун, которое хорошо плавает, строит плотины и его хвост
похож на весло?
1. Белка;
2. Лиса;
3. Бобер; +
4. Сурок.
27. На сколько основных отраслей делится?
1. Два;
2. Три;
3. Четыре; +
4. Пять.
28. Какое название имеет полевая культура, которая в народе имеет название «второй хлеб»?
1. Картофель; +
2. Кукуруза;
3. Овсянка;
4. Свекла.
29. Как называется маленький жгуче-горький овощ, обладающий противомикробным действием?
1. Горький перец;
2. Лук;
3. Чеснок; +
4. Сельдерей.
30. Какого ученого называют «отцом истории»?
1. Сократ;
2. Геродот; +
3. Птолемей;
4. Гомер.
31. Как называется светящийся огненный шар, состоящий главным образом из водорода и гелия?
1. Планета;
2. Созвездие;
3. Звезда; +
4. Сфера.
32. Какого цвета звезды самые яркие?
1. Желтые;
2. Голубые; +
3. Красные;
4. Оранжевые.
33. В каком из созвездий находится Полярная звезда?
1. Малая Медведица; +2. Большая Медведица;
3. Большой пес;
4. Телец.
34. Какую форму имеет глобус?
1. Полукруг;
2. Куб;
3. Конус;
4. Шар. +
35. Как называется условная линия, идущая по поверхности Земли от одного полюса к другому?
1. Экватор;
2. Меридиан; +
3. Тропик;
4. Граница

Примерные тесты по предмету "Окружающий мир" для учеников 4 класса, занимающихся по программе "Школа России".

Тест № 1 по теме: «Планеты Солнечной системы».

1. Планеты Солнечной системы изучают...
а) географы;
б) химики;
в) астрономы;
г) физики.

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их...
а) 7; 6)9; в) 11.

3. Плутон - это...
а) самая большая планета Солнечной системы;
б) самая маленькая планета Солнечной системы;
в) планета, равная по величине планете Земля.

4. Относительно Солнца планеты расположены так:
а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

5. Есть ли у Земли естественные спутники?
а) есть, один; б) нет; в) есть, два.

6. Какая планета названа в честь римского бога войны?
а) Плутон; б) Нептун; в) Марс; г) Сатурн.

Тест №2 по теме: «Звёздное небо»

1. Галактика, в которой мы живем, называется...
а) Туманность Андромеды;
б) Большое Магелланово облако;
в) Млечный путь.

2. Звезда - это...
а) раскаленный газовый шар;
б) холодный шар, состоящий из твердых веществ

3. Созвездия - это...
а) группы звезд, изменяющие свои очертания;
б) группы звезд, не изменяющие свои очертания.

4. Звезда Сириус находится в созвездии...
а) Скорпион; б) Большая Медведица;
в) Большой Пес; г) Телец.

5. Полярная звезда всегда находится на...
а) юге; б) севере;
в) западе; г) востоке.

6. Самые яркие звезды имеют... цвет:
а) красный в) голубой;
б) желтый; г) белый

Тест №3 по теме: «Тепловые пояса»

Найди верное продолжение высказывания.

1. Различные участки Земли солнце нагревает...
а) одинаково;
б) по-разному.

2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю...
а) отвесно;
б) наклонно.

3. Полярные пояса ограничены линиями...
а) Северный и Южный тропики;
б) Северный и Южный полярные круги.

4. В умеренных поясах летом день...
а) короче ночи;
б) равен ночи;
в) длиннее ночи.

5. Тропический пояс проходит через...
а) Южный тропик;
б) экватор;
в) Южный полярный круг.

Тест №4 по теме: «Земля и человечество»

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется...
а) экология; б) география;
в) астрономия; г) история.

2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был...
а) Юрий Гагарин;
б) Нил Армстронг;
в) Алексей Леонов.

3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется...
а) глобус;
б) географическая карта.

4. Какое из данных созвездий - Большой Пес? (рисунок)

5. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется...
а) полярный;
б) тропический;
в) умеренный.

6. Ценные находки старины хранятся...
а) в архивах;
б) в музеях.

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?
а) XVII век; б) XVIII век;
в) XIX век; г) XX век.

8.«Легкими нашей планеты» называют...
а) хвойные леса;
б) тропические леса;
в) широколиственные леса.

9. Эмблему «Большая панда» имеет...
а) Гринпис;
б) Всемирный фонд дикой природы.

10.Исторический центр Санкт-Петербурга - это...
а) природное наследие России;
б) культурное наследие России.

Тест по №5 теме: «Равнины и горы России»

1. Наш город расположен на...
а) Средне-Сибирском плоскогорье;
б) Восточно-Европейской равнине;
в) Западно-Сибирской равнине.

2. Каменным поясом земли называли...
а) вулканы Камчатки;
б) Кавказские горы;
в) Уральские горы.

3. Самые высокие горы России - это...
а) Саяны;
б) Алтай;
в) Кавказские горы;
г) вулканы Камчатки.

4. Восточно-Европейская равнина - это...
а) холмистая равнина;
б) плоская равнина.

5. В Список Всемирного наследия включены
а) вулканы Камчатки;
б) Саяны;
в) Алтай.

6. Ильменский заповедник расположен...
а) на Кавказе;
б) в Саянах;
в) на Урале.

Тест №6 по теме: «Моря, озёра и реки России»

1. Самое большое по площади озеро России - это...
а) Онежское;
б) Байкал;
в) Каспийское.

2. Река, впадающая в Каспийское море, - это...
а) Дон;
б) Волга;
в) Кама.

3. Река, соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым океаном, -это...
а) Енисей;
б) Обь;
в) Лена.

5. Море Атлантического океана на территории России - это...
а) Японское море;
б) Балтийское море;
в) Черное море.

6. Какие озера в народе называют «Онего-батюшко и Ладога-матушка»?
а) Аральское и Каспийское моря;
б) Ладожское и Онежское озера.

7. В Список Всемирного наследия внесено...
а) Белое море; б) озеро Байкал.

Тест №7 по теме: «Арктика»

1. Природная зона арктических пустынь расположена...
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.

2. Территория зоны...
а) густо заселена людьми;
б) не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились...
а) суровые условия;
б) комфортные условия.

4. В ледяной зоне растут...
а) кедры, березы, черемуха;
б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.

5. В Арктике обитают животные: ...
а) бобры, нутрии, хомяки;
б) волки, белые медведи, рыси;
в) моржи, тюлени, белые медведи.

6. Найдите верную цепь питания:
а) водоросли - рачки - рыбы - гагарки - белый медведь;
б) водоросли - рачки - сайки - тюлени.

7. Арктический заповедник расположен...
а) на земле Франца Иосифа;
б) на Северной земле;
в) на острове Врангеля.

8. Большое скопление птиц на скалах называют...
а) «птичьи рынки»;
б) «птичьи базары».

9. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
а) для птиц и животных завозится корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути;
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, белых медведей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники;
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану «птичьи базары».

Тест №8 по теме: «Тундра»

1. Зона тундры расположена...
а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена...
а) на равнинах;
б) на возвышенностях;
в) в горах.

3. В тундре...
а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры - ...
а) рыболовство;
б) оленеводство;
в) земледелие.

5. Растения тундры...
а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся...
а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

7. В тундре обитают...
а) тюлени, моржи, киты;
б) песцы, лемминги, волки;
в) верблюды, лошади, коровы.

8. Укажи верную цепь питания:
а) растения - лемминги - полярные совы;
б) комары, мошки -полярные куропатки - песцы;
в) растения -кречеты - волки.

9. Тундровый заповедник расположен...
а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.

Тест №9 по теме: «Природная зона лесов»

1. Природная зона лесов состоит из...
а) пяти частей; б) двух частей;
в) трех частей; г) одной части.

2. Самую большую территорию занимают...
а) смешанные леса; б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.

3. Природные зоны России расположены так:
а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

4. В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы;
б) дубы, сосны, ели;
в) березы, липы, лиственницы.

5. Лесным исполином называют...
а) благородного оленя;
б) лося;
в) медведя.

6. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх;
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.

7. Экологические проблемы лесной зоны связаны...
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) с неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами.

8. На территории зоны лесов расположен заповедник:
а) Таймырский;
б) Кандалакшский;
в) Приокско-Террасный;
г) остров Врангеля.

9. Фитонциды - это:
а) особые вещества, убивающие болезнетворные микробы;
б) особые вещества, способствующие развитию болезнетворных бактерий.

10. Охрана лесов - это:
а) обязанность государства;
б) обязанность государства и долг каждого гражданина;
в) забота самих обитателей леса.

Тест №10 по теме: «Зона степей»

1. Зона степей расположена на... нашей страны:
а) севере; б) востоке; в) юге.

2. На карте природных зон зона степей закрашена... цветом:
а) розовым; б) зеленым;
в) желтым; г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей - это...
а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие мхов, лишайников, кустарников.

4. К степным птицам относятся...
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сойки;
в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.

5. Для растений степи характерны: ...
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:...
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

7. Какая из цепей питания характерна для степи:
а) ежевика - лемминг - песец;
б) водоросли - рачки - сайка - гагарка;
в) растения - заяц-беляк - рысь;
г) зерно - суслик - орел-беркут.

8. Основным занятием населения степей является...
а) земледелие;
б) рыболовство;
в) оленеводство.

9. В Красную книгу занесены следующие степные растения и животные: ...
а) кречет, стерх, краснозобая казарка;
б) пион тонколистный, журавль-красавка, степная дыбка

Тест №11 по теме: «Пустыни»

1. Пустыни занимают...
а) огромную территорию в центральной части России;
б) небольшую территорию по берегам северных морей;
в) небольшую территорию на юго-западе страны.

2. В пустыне...
а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;
б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;
в) ярко выделяются все четыре времени года.

3. Пустыни России...
а) каменные;
б) песчаные;
в) глиняные.

4. В пустыне...
а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега;
б) выпадает малое количество осадков;
в) чаще всего осадков не бывает.

5. Растения пустыни...
а) высокие, широколиственные;
б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами;
в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.

6. Животные пустыни...
а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни;
б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех;
в) в основном, низкорослые (грызуны), и птицы.

7. К растениям пустыни относятся:
а) ковыль, полынь, тюльпан;
б) морошка, брусника, черника;
в) колосняк, солянка, джузгун;

8. К животным пустыни относятся:
а) корсак, сайгак, тушканчик;
б) рысь, лев, тигр;
в) морж, тюлень, медведь.

9. Экологическими проблемами пустыни являются:
а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;
б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство;
в) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство.

10. Пустынный заповедник
а) Баргузинский;
б) Черные земли;
в) Приокско-Террасный.

Тест №12 по теме: «Черноморское побережье Кавказа»

1.Черноморское побережье Кавказа расположено...
а) в арктической зоне страны;
б) в лесной зоне страны;
в) в субтропической зоне страны;
г) в степной зоне страны.

2. Субтропики России - это...
а) обширная зона в центре страны;
б) обширная зона на востоке страны;
в) небольшая зона на побережье северных морей;
г) небольшая зона на побережье Черного моря.

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:
а) бук, каштан;
б) ель, сосна;
в) ольха, липа.

4. На Черноморском побережье обитают:
а) пчелы, комары, мошки;
б) цикады, богомолы, олеандровые бражники;
в) шмели, кобылки, жуки-чернотелки.

5. В Черном море у побережья обитают:
а) киты, морские черепахи, тюлени;
б) медузы, крабы, морские коньки;
в) крокодилы, анаконды, котики.

6. В парках и на улицах городов Черноморского побережья выращивают:
а) кипарисы, пальмы, магнолии;
б) липы, джузгун, маки;
в) полынь, типчак, ель.

7. Черное море относится к морям... океана:
а) Индийского; б) Атлантического;
в) Северного Ледовитого; г) Тихого.

8. О каком животном идет речь в описании: это самые умные морские животные, замечательные пловцы, в море ориентируются с помощью своих звуковых сигналов, никогда не оставляют в беде сородичей?
а) морской конек; б) кит;
в) дельфин; г) морская черепаха.

9. Какое растение описывается так: дерево-долгожитель, достигает в высоту до 35 метров, листья продолговатые с зубчиками, плоды употребляются человеком в пищу?
а) бук; б) каштан;
в) тис; г) самшит.

10. В субтропической зоне:
а) умеренно жаркое лето и теплая зима;
б) жаркое лето и умеренно холодная зима;
в) умеренно теплое лето и холодная зима.

Тест №13 по теме: «Мой край»

1. Мой край расположен на материке...
а) Африка; б) Евразия;
в) Австралия; г) Северная Америка.

2. Мой край находится в природной зоне...
а) лесов; б) тундра;
в) степи; г) пустыни.

3. Мой край находится в...
а) восточном полушарии;
б) западном полушарии.

4. В моем краю растут...
а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива;
в) ель, береза, осина; г) полынь, ковыль, саксаул.

5. У нас обитают...
а) лоси, зайцы, кабаны;
б) косули, волки;
в) олени, медведи.

6. Мой край дает стране...
а) продукты сельского хозяйства;
б) легковые автомобили;
в) морепродукты.

7. Территория моего края расположена в...
а) тропическом поясе;
б) полярном поясе;
в) умеренном поясе.

Тест №14 по теме: «Поверхность и водоемы нашего края»

1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется...
а) балка; б) холм; в) овраг.

2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300 м, называют...
а) холм;
б) гора;
в) плоскогорье.

3. Горы, созданные людьми, называют...
а) холмы;
б) плоскогорья;
в) терриконы.

4. Хранилища воды называют...
а) низменности;
б) водоемы;
в) плато.

5. К естественным водоемам относятся...
а) пруд, озеро, канал;
б) ручей, море, река;
в) водохранилище, океан, пруд.

6. Какие океаны омывают Россию?
а) Индийский, Тихий, Атлантический;
б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический;
в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.

7. Водоемы-это...
а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;
б) место обитания животных и растений;
в) украшение Земли.

8. С водоемами связана жизнь следующих животных:
а) утки, лебеди, цапли;
б) трясогузки, совы, кукушки;
в) орлы, аисты, кедровки.

Тест №15 по теме: «Наши подземные богатства»

1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают...
а) археологи;
б) геологи;
в) строители.

2. К полезным ископаемым относятся...
а) кирпич, бетон, бензин;
б) станки, вазы, ножницы;
в) нефть, газ, глина.

3. В строительстве используются...
а) торф, железная руда, самоцветы;
б) песок, глина, гранит;
в) мрамор, каменный уголь, малахит.

4. Металлы получают из...
а) каменного угля, янтаря, мела;
б) жемчуга, известняка, торфа;
в) железной руды, медной руды.

5. При помощи буровых установок добывают...
а) нефть, природный газ;
б) калийную соль, алмазы;
в) мрамор, гранит.

6. В шахтах добывают...
а) известняк, ракушечник, гранит;
б) каменный уголь, антрацит, железную руду;
в) поваренную соль, жемчуг, графит.

7. В карьерах добывают...
а) известняк, песок, глину;
б) золото, малахит, мрамор;
в) нефть, торф, бурый уголь.

8. Полезные ископаемые, обладающие свойством горючести, это...
а) алмаз, известняк, графит;
б) железная руда, поваренная соль, мел;
в) каменный уголь, антрацит, торф.

Тест №16 по теме: «Земля-кормилица» (почвы)

1. Характерными почвами нашего края являются...
а) черноземы; б) подзолистые почвы;
в) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают...
а) в тундре; б) в лесной зоне;
в) в степях; г) в пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества...
а) песка; б) перегноя;
в) глины; г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...
а) вода; б) воздух;
в) камни; г) соли.

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...
а) песок; б) глина;
в) перегной; г) ил.

6. В состав почвы входят...
а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;
б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;
в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7. Для защиты почвы на полях необходимо...
а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;
б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;
в) проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за...
а) 100-150 лет; б) 5-10 лет;
в) 250-300 лет; г) 1-2 года.

9. Какое из высказываний верно?
а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;
б) внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;
в) почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.