Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» написан в 1866 году на основе современных событий как «психологический отчёт об одном преступлении». Главный герой этого произведения – бывший студент юридического факультета Родион Романович Раскольников. Название романа говорит о том, что в центре книги психологическая жизнь и судьба этого человека.

Раскольников совершает преступление, убив старуху процентщицу, и в эпилоге отбывает наказание на каторге. Но ещё большим наказанием для него является разъединение с людьми, муки совести и сознание своей несостоятельности как великого человека.

Центральная идея романа – это мысль о воскресении души, о возрождении её к новой жизни. Если бы рядом с Раскольниковым не оказалось Сони Мармеладовой, он не смог бы воскресить себя для новой жизни.

В конце романа правда Сони становится и правдой героя.

Перед нами психологическое и идеологическое произведение, в котором у каждого из героев «особая точка зрения на мир и на самого себя», по выражению литературоведа М. М. Бахтина. Каждый герой Достоевского живёт в соответствии со своей идеей. Идея Раскольникова – это право гордого человека на преобразование мира, на устранение в нём страдания. Идея Сони в бесконечной любви к ближнему, в «ненасытимом сострадании» и самопожертвовании, в вере в Бога, который «не допустит» больше страдания, чем может человек вынести.

Достоевский убеждён, что человек не имеет права требовать счастья. Счастье не даётся так просто, его надо заслужить страданием.

Образ Сонечки несёт в себе основную идею романа. Эта героиня является нравственным идеалом автора.

Рассмотрим, почему в произведении Достоевского Сонечка названа «вечной».

Впервые об этой девушке мы узнаём из рассказа её отца Семёна Захаровича Мармеладова. После «пробы» Раскольников покидает квартиру будущей своей жертвы «в решительном смущении». Он сознаёт, что задуманное убийство «грязно, пакостно, гадко», и заходит в распивочную. Здесь он и выслушивает историю семьи бывшего чиновника Мармеладова. Родная дочь этого спившегося и опустившегося человека вынуждена была пойти по жёлтому билету, чтобы спасти голодных детей. Подтолкнула её к этому мачеха Катерина Ивановна, «великодушная, но несправедливая», «дама горячая, гордая и непреклонная». Когда в очередной раз дети начали плакать от голода, Катерина Ивановна стала упрекать Соню в «дармоедстве». Кроткая падчерица тихо спросила: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое пойти?» Больная чахоткой мачеха, «при взволнованных чувствах», «при плаче детей, не евших», сказала «в пересмешку», «более ради оскорбления, чем в точном смысле»: «А что ж … чего беречь? Эко сокровище!» Тогда-то бедная девушка и вышла в первый раз на улицу, а через некоторое время принесла мачехе 30 целковых как знак того, что она предала себя ради своих домашних.

Уже тогда, слушая болезненное повествование Мармеладова о дочери, Раскольников, ещё не убивший старуху, а только замышляющий страшное преступление, решает, что расскажет обо всём только Соне. Уже тогда он решает, что девушка его поймёт и не оставит.

После посещения нищенского угла Мармеладовых молодой человек испытывает противоречивые чувства. С одной стороны, он осуждает бедных людей, доведённых до крайней нищеты: «Ай да Соня! Какой колодезь, однако же, сумели выкопать! И пользуются! Вот ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец – человек привыкает!» Но с другой стороны, он ощущает сострадание к этим униженным и оскорблённым, которым больше «некуда идти». В нём возникает желание изменить мир, желание действовать, и все свои нравственные колебания он называет «предрассудками», «страхами напускными»: «… и нет никаких преград, и так тому и следует быть!»

На следующий день после знакомства с Мармеладовым Раскольников получает письмо матери. Из него он узнаёт, что его родная сестра Дуня решает выйти замуж за респектабельного, обеспеченного адвоката Лужина. Молодой человек понимает, что сестра жертвует сбой ради его благополучия. В его размышлениях возникает образ «вечной Сонечки» как символ самопожертвования ради близких: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

Создавая образ «вечной Сонечки», автор огромное значение придаёт портрету своей героини. Впервые облик этой хрупкой девушки возникает в исповеди её отца: «…безответная она, и голосок у неё такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое».

Три портретные детали создают евангельские мотивы и заставляют видеть в героине прообраз Божьей Матери. Во-первых, это фамильный большой драдедамовый зелёный платок, которым Соня укрылась, вернувшись с улицы. Это символическая деталь. Зелёный цвет – это цвет Богородицы. Драдедам – тонкое сукно. Это слово по звучанию напоминает Notre Dam - французское наименование Богородицы. Во-вторых, «бурнусик» - «накидка и верхняя одежда разного вида, мужская и женская, будто по образцу арабскому». Такую одежду носили во времена Христа. Но самая важная деталь – психологическая. Когда Мармеладов приходит к дочери просить денег «на похмелье», подробно описывается взгляд Сони: «Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела…Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют!» Соня не осуждает своего отца за грех, она бесконечно любит его и сострадает своему заблудшему отцу. Взгляд Сони – это взгляд Богородицы, которая с небес смотрит на людей и тоскует об их душе.

Впервые раскольников видит Соню у постели умирающего отца. Девушка в «грошовом наряде», но «разукрашенном по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своём особом мире с ярко и позорно выдающеюся целью». Только перед смертью понял Мармеладов, как неизмеримо виноват он перед дочерью, когда увидел её «приниженную, убитую, расфранченную и стыдящуюся, смиренно ожидающую своей очереди проститься с умирающим отцом». Только перед смертью попросил он прощения у дочери.

Портретная деталь – «замечательно голубые глаза» - подчёркивают внутреннюю красоту Сони.

Если первый портрет передаёт ненормальность, неестественность, уродливость существования девушки, то второй портрет, данный в эпизоде её посещения квартиры Раскольникова, раскрывает внутреннюю сущность «вечной Сонечки». Истина открывается в размышлениях Родиона Романовича о судьбе девушки: «Весь этот позор, очевидно, коснулся её только механически; настоящий разврат ещё не проник ни одною каплей в её сердце». во втором портрете выделяется «детскость» героини. Перед нами «скромно и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом».

Центральное место в романе занимает эпизод чтения Евангелия. Соня по просьбе Раскольникова читает ему о воскресении Лазаря. Передавая волнение девушки, читающей самое дорогое и сокровенное, автор приоткрывает перед читателями главную тайну её жизни – надежду на воскресение. Молодому человеку не удалось сделать Соню своей единомышленницей. Хрупкая и маленькая Соня оказалась сильной духовно и стойкой. В этой сцене внутреннюю силу своей героини автор передаёт с помощью портретных деталей: «слабенькая грудь её вся колыхалась от волнения»; «вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него», «кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнём, таким суровым энергическим чувством», «маленькое тело, ещё дрожавшее от негодования и гнева».

Одна из идей Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это идея о том, в каждом, даже в самом забитом человеке, опозоренном и преступном, можно найти высокие и честные чувства. Эти чувства, которые можно найти почти в каждом персонаже романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Например, Разумихин - маленький незначительный человек, бедный студент, однако искренне и горячо любит близких и готов помочь им всегда. Мармеладов любит свою семью и всем помогает. Другая идея Достоевского - это мысль о том, что любовь к людям может возвысить человека и помочь ему найти настоящую цель в жизни. Любовь у Достоевского - это бескорыстная, честная, христианская любовь к людям, желание спасать, понимать и помогать без требования чего - либо взамен. Такая любовь свойственна многим героям романов Ф.М. Достоевского. В «Преступлении и наказании» это Дуня и Сонечка; на образе последней я и хочу остановиться: именно в ней в наибольшей степени сосредоточена христианская любовь к людям. Упав на дно жизни ради спасения семьи, она не ожесточилась сердцем, сохранила трепетную любовь и к близким, и к людям вообще. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит». Сонечка - это дочь Мармеладова, она живет по желтому билету. «Воспитания не получила», - узнаем мы из рассказа ее отца, чиновника «Мармеладова». Отличает Соню от других персонажей ее ненасытное сострадание, что на собственные страдания она уже не обращает внимания: «места им в сердце не находится». Именно Сонечке покается Раскольников в убийстве старухи-процентщицы и Лизаветы, хотя у него и Сонечки абсолютно разные взгляды на главные вопросы. Раскольниковская теория для Сони непостижима, она не может ее понять: «Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?» «Это человек-то вошь?» - воскликнет Соня. Судьей человека и его поступков может быть только Всевышний, по ее мнению. Это Сонечка откроет Раскольникову путь к спасению. Она велит ему покаяться: «Встань (Она схватила его за плечо; он приподнялся, смотря на нее почти в изумлении.) «Пойди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь?» - спрашивает она его, вся дрожа, точно в припадке, схватив его за обе руки, крепко стиснув их в своих руках и смотря на него огневым взглядом». Здесь можно говорить о твердости христианских убеждений Сонечки, о том, что эти убеждения вечны. В отличие от Раскольникова в Сонечке живет «ощущение полной и могучей жизни». Это помогает ей не только не сломаться, выстоять, но и стать единственным спасением для близких; для Раскольникова, для Сони очень важны такие чувства, как соучастие, милосердие и сострадание: «А сколько, сколько раз я ее в слезы вводил! Да на прошлой еще неделе! Ох, я! Всего за неделю до его смерти. Я жестоко поступила! И сколько, сколько раз я это делала. Ах, как теперь, целый день вспоминать было больно!» - это скажет Соня о Катерине Ивановне, которая бесконечно виновата перед падчерицей. Именно чувство ненасытимого сострадания возвышает Соню в глазах героя, несмотря на ее образ жизни: «Лизавета, Соня» - думает Раскольников - «Бедные, кроткие, с глазами кроткими…Милые! Зачем они плачут? Зачем они стонут? Они все отдают, глядят кротко, тихо…Соня, Соня! Тихая Соня!» И Мармеладов о ней скажет: «Безответная она, и голосок у ней такой кроткий…белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое». Однако именно эта кроткость помогает тихой Соне совершать подвиги, которые требуют необыкновенной крепости духа и нравственного мужества. У нее внутри есть как бы «стержень, которого нет ни у кого из персонажей. Она верит. Вера помогает ей жить, страдать, забывая о себе». «В нравственной стойкости и «ненасытимом сострадании» - весь смысл жизни Сони, ее счастье, ее радость, - так говорит критик Тюнькин. Я полностью согласна с его словами. Соня спасает Раскольникова, жертвует собой ради семьи. Семья принимает жертву Сонечки, видит ее страдания, но будет этим пользоваться, и ничего не изменится. В конце концов Мармеладов погибает, Катерина Ивановна умрет, а детям поможет Свидригайлов. Раскольников сам стремился к спасению. Может, жертва напрасна? Зачем же так страдать? Жертвенность и страдания Сони соотносимы со страданиями и жертвенностью Христа, «несущего свет, правду, истину, и те нравственные принципы, на которых зиждется мир». С образом Сони связана идея поиска путем спасения от безнравственности, бесчеловечности, а также идея любви к человеку вообще: «…любить людей так, как они есть, невозможно. И однако же должно. И потому делай им добро, скрепя свои чувства. Переноси от них зло, не сердись на них по возможности, памятуя, что и ты человек». Тех, кто не способен воспринять эти цели, остается только пожалеть. Как же быть с Лужиным и Свидригайловым? Лужин подорвет веру Сонечки в бескорыстие, любовь: «…избегнуть беды всем и каждым». Разочарование ее было слишком тяжело. Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла все перенести - даже это. Но в первую минуту уж слишком тяжело стало. Несмотря на свое торжество и на свое оправдание, - когда прошел первый испуг и первый столбняк, когда она поняла и сообразила все ясно, - чувство беспомощности и обиды мучительно стеснило ей сердце». Да, надо признать, что Соня не в силах защитить себя кротостью перед такими, как Лужин. Можно ли считать Соню сильной, свободной женщиной? Да, упав так низко ради своей семьи, нравственно она выше многих, в том числе ведет благочестивый образ жизни. Пережив так много, в душе Сонечка осталась ребенком, с чистой, светлой верой в человека. Только за одно это она достойна любви. Но не всем дано это понять. Таких Сонечек редко встретишь, но они есть и будут всегда, на них держится мир. Человечество Страдает от того, что слишком мало Сонечек на этом свете. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит»! Рецензия Сочинение неоднородно: есть великолепные мысли, которые говорят о глубоком понимании авторского замысла в романе, но есть не очень удачные высказывания (есть речевые и грамматические ошибки, связанные с построением предложений и словоупотреблением). Напоминаем, что работа оценивается целиком, а не по фрагментам. Автор продемонстрировал хорошее знание текста. Но не всегда цитаты точно подтверждают мысли, излагаемые в творческой работе (цитаты должны быть лаконичны, самодостаточны). Недостаточное обращение к литературной критике, к полемике вокруг проблемы, обозначенной в теме сочинения.

Особое место в романе «Преступление и наказание» занимают женские образы. Девушек нищего Петербурга Достоевский рисует с глубоким чувством сострадания. «Вечная Соня» — назвал героиню Раскольников, имея в виду тех, кто будет жертвовать собой ради других. В системе образов романа это и Соня Мармеладова, и Ли-завета, младшая сестра старой ростовщицы Алены Ива-новны, и Дуня, сестра Раскольникова. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит» — эти слова могут служить эпиграфом к рассказу о судьбах девушек из бедных семей в романе Достоевского.

Соня Мармеладова, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника Семена Мармеладова. За-мученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, Катерины Ивановны, Соня вынуждена пойти на панель, чтобы содержать отца и его семью. Автор изоб-ражает ее как наивного, светлого душой, слабого, беспомощного ребенка: «Она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком...». Но «...несмотря на свои восемнадцать лет» Соня нарушила заповедь «не прелюбодействуй». «Ты тоже преступила,... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загу-била жизнь... свою» — говорит Раскольников. Но Соня торгует своим телом, а не душой, она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близ-ким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не поки-дали ее. Достоевский не показывает Соню «промышляю-щей», но тем не менее мы знаем, как она добывает деньги, чтобы накормить голодных детей Катерины Ивановны. И этот вопиющий контраст ее чистого духовного облика и ее грязной профессии, страшная судьба этой девушки-ребенка — наиболее веское доказательство преступности общества. Раскольников склоняется перед Соней и целует ей ноги: «Я не тебе поклонился, а всему страданию че-ловеческому поклонился». Соня всегда готова прийти на помощь. Раскольников, разорвав все отношения с людь-ми, приходит к Соне научиться у нее любви к людям, умению принимать свою судьбу и «нести свой крест».

Дуня Раскольникова — вариант все той же Сони: даже для собственного спасения от смерти себя не продаст, а за брата, за мать продаст. Мать и сестра любили Родиона Раскольникова страстно. Чтобы поддержать брата, Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова, взяв вперед сто рублей. Семьдесят из них она послала Роде.

Свидригайлов покусился на невинность Дуни, и она вынуждена была с позором оставить место. Чистота и правота ее вскоре были признаны, но практического выхода она все же не могла найти: по-прежнему нищета стояла у порога перед ней и матерью, по-прежнему она не в состоянии была чем-то помочь брату. В безвыходном своем положении Дуня приняла предложении Лужина, почти откровенно покупавшего ее, да еще с унизительны-ми, оскорбительными условиями. Но Дуня готова идти за Лужина ради брата, продавая свое спокойствие, свободу, совесть, тело без колебаний, без ропота, без единой жало-бы. Раскольников ясно понимает это: «...Сонечкин жре-бий ничуть не сквернее жребия с господином Лужиным».

В Дуне нет присущего Соне христианского смирения, она решительна и отчаянна (отказала Лужину, готова была стрелять в Свидригайлова). И в то же время душа ее так же исполнена любви к ближнему, как и душа Сони.

На страницах романа Лизавета появляется мельком. О ней рассказывает студент в трактире, мы видим ее в сцене убийства, после убийства о ней говорит Соня, ду-мает Раскольников. Постепенно вырисовывается облик доброго, забитого существа, кроткого, похожего на боль-шого ребенка. Лизавета — покорная раба своей сестры Алены. Автор отмечает: «Тихая такая, кроткая, безответ-ная, согласная, на все согласная».

В сознании Раскольникова образ Лизаветы сливается с образом Сони. В полубреду он думает: «Верная Лизаве-та! Зачем она тут подвернулась? Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими...» Особенно остро это ощущение ду-ховного родства Сони и Лизаветы дано в сцене призна-ния: «Он смотрел на нее и вдруг в ее лице как бы уви-дел лицо Лизаветы». Лизавета стала «Соней», такая же добрая, отзывчивая, погибшая безвинно и бессмысленно.

И Соня Мармеладова, и Дуня Раскольникова, и Лизаве-та, взаимо дополняя друг друга, воплощают в романе идею любви, милосердия, сострадания, самопожертвования.

В этой разработке урока раскрыт образ Сони Мармеладовой, показано, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заставило Раскольникова признать свою вину и пойти с повинной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по литературе


Тема: «Вечная Сонечка, пока мир стоит...» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Учитель: Куулар Чимис Эрес-ооловна. МБОУ СОШ №1 г Шагонара


Цель урока:
- рассмотреть образ Сони Мармеладовой;

Показать, что именно в этой «отверженной» девушке с бледным и худым личиком открыта великая религиозная мысль, что именно общение с Соней заставит Раскольникова признать свою вину и пойти с повинной.

Развивать умение учащихся анализировать эпизод в контексте всего произведения;

Развивать умение самостоятельной исследовательской работы;

Подготовить учащихся к домашнему сочинению

Эпиграф: «Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием»
Ф.М.Достоевский


Ход урока:
I Оргмомент.
II Повторение пройденной темы. (...)
III Объяснение новой темы

Радион Раскольников сказал Соне: « … я тебя выбрал...». За что же он ее выбрал? Почему? Какую роль играет Соня Мармеладова в жизни главного героя Родиона Раскольникова? Вот на эти вопросы мы и должны ответить на сегодняшнем уроке.

Учитель:
Итак, Раскольников совершил преступление, которое завело его в тупик. Соня же в это время получила желтый билет. Линии их жизней пересеклись в самой критической точке для них: именно в тот момент, когда нужно было раз и навсегда решить, как жить дальше. Старая вера Раскольникова пошатнулась, а новую он пока еще не обрел. Обреченность и невольная жажда смерти как выход из тупика овладели им
Порфирий Петрович во время беседы с Раскольниковым советует ему
«Станьте солнцем, вас все увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем» , то есть не только светить, но и греть. Продолжим же и мы его мысль.
Но не Раскольников, а Соня в романе становится таким теплым светом, хотя на первый взгляд, она вроде бы далека от этой нравственной высоты.

Ребята, я вам на дом задала подготовить тонкие и толстые вопросы о героине, давайте начнем с тонких вопросов.
Тонкие вопросы - это вопросы, требующие короткого и быстрого ответа. Можно ответить одним словом.
Толстые вопросы - это вопросы, требующие развернутого полного ответа.
Сами выбирайте кому вы зададите вопрос.

2. Словесный портрет Сони.
- Какой вы представляете Соню? Опишите ее, пожалуйста.
- А как описывает ее Достоевский? (читает один ученик)

3. Работа с портретами Сони, сделанными разными художниками. Показ слайдов.

В раскрытии авторского замысла помогут, нам иллюстрации Д.А. Шмаринова к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». На одной из них художник запечатлел Соню Мармеладову со свечой. Глядя на ее бледное лицо, нельзя не почувствовать «невыразимого волнения»,трепетности, какого-то внутреннего горения Сони. Ее портрет воспринимается как символ совести, страдания и глубокого сострадания, как символ того долга, который она пробуждает в Раскольникове, ведя его к нравственному возрождению. Соня держит свечу, которой она освещена сбоку и снизу, отчего высветляется ее лицо. Свет становится «постоянным эпитетом» в характеристике Сони и на других рисунках художника.
- Как вы думаете, сумели ли передать художники образ Сони?

Интересно проследить и причины выбора автором фамилии и имени Сони Мармеладовой. Что означает имя Соня, Софья? Почему Достоевский назвал ее таким именем?(слайд).
Сообщение ученика. « София, Софья,Соня - это одно из любимейших имен Достоевского. Имя это означает «мудрость», «Разумность». И, действительно, в душе Сони Мармеладовой - это образ всех женщин, матерей, сестер. Софья – это еще и библейское имя матери трех мучениц Веры, Надежды и Любви.

Лучи тепла, исходящего от Сониной души, достигают и Раскольникова. Он сопротивляется им, но все-таки, в конце концов, опускается перед ней на колени. В этом утверждают нас встречи героя с ней.
Именно Сонечка, беззащитная жертва жестокого мира, привела к покаянию убийцу, взбунтовавшегося против несправедливости и бесчеловечности, пожелавшего переделать мир, как Наполеон. Это она спасла душу Раскольникова
Почему падшая женщина спасает душу Раскольникова?
(Соня преступила через себя для других. Она живет по законам любви к людям, совершила преступление над собой, принесла себя в жертву во имя любимых ею людей.)
Какие черты подчеркивает в ней Достоевский?
(Достоевский постоянно подчеркивает ее робость, застенчивость, даже запуганность.)
Расскажите о жизни Сони.
(Мачеха Сони, Катерина Ивановна, обрекает ее на жизнь по желтому билету. Истощенные голодом дети выжили благодаря Соне. Ее жертва теплотой проникает в души людей. Она отдает Мармеладову последние “греховные гроши” на его непристойное пьянство в трактире… После гибели отца, смерти мачехи, именно она, Соня, падшая, смысл своей жизни видит в заботе об осиротевших малолетних детях. Даже людям, окружавшим ее, такой поступок кажется воистину христианским, а ее грехопадение в этом случае кажется святым.)
5. Соня и Раскольников
Скажите, пожалуйста, как на жизнь смотрит Раскольников и по каким законам живет Соня Мармеладова?
(Раскольников не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, он протестует против несправедливости. Его теория толкает на путь насилия над другими ради своего благополучия. Он готов переступить через трупы других, стремится создать в первую очередь для себя условия, чтобы затем изменить жизнь, стремится возвыситься над этим “муравейником”. Идея и преступление Раскольникова рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других. Соня идет другой дорогой. Ее жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижения, в условиях, казалось бы, исключающих всякую чистоту (моральную), она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу.)
Итак, Раскольников идет к Соне. Как объясняет он свой первый визит к Соне? Чего он ждет от него?
(Он ищет родственную душу, ведь Соня тоже преступила. Вначале Раскольников не видит разницы между своим преступлением и преступлением Сони. Он видит в ней своеобразного союзника по преступлению.)
Как можно объяснить поведение Раскольникова, бесцеремонно осматривающего комнату? Кого он ожидал увидеть?
(Он хочет понять, как она преступница живет, чем дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается, голос его становится тихим.
Раскольников ожидал увидеть человека, сосредоточенного на своих бедах, измученного, обреченного, готового ухватиться за малейшую надежду, но увидел нечто иное, породившее вопрос: “Почему она так слишком долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума, если уж не в силах была броситься в воду”.)
Каким представляет себе Раскольников будущее девушки?
(“Броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат.”)
Три дороги и все погибельные. Почему она не сделала этого? В чем же причина?
(Вера, глубокая, способная творить чудеса. Сила. В Соне увидел силу, позволяющую ей жить. Ее источник в заботе о чужих детях и их несчастной матери. Уповает на Бога и ждет избавления.)
Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.
Какую книгу Раскольников заметил в комнате Сони?
Книга, которую заметил на комоде в комнате Сони Раскольников, оказалась Новым Заветом в русском переводе. Евангелие принадлежало Лизавете. Невинная жертва принимает смерть безмолвно, но она будет “говорить” Божьим словом. Раскольников просит прочитать ему про Воскресение Лазаря.
Почему выбран этот эпизод из Евангелия?
(Раскольников ходит среди живых людей, говорит с ними, смеется, негодует, но не сознает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробу. Но, словно тусклый свет того свечного огарка, который освещал в “этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги”, теплился свет веры в душе преступника в возможное для себя воскресение.)
Работа с текстом.
Прочитайте эпизод чтения Соней отрывка из Евангелия, проследите за состоянием Сони. Почему такое состояние испытывает она? (Звучит музыка “ Аве Мария”. У Сони дрожали руки, голоса не хватало, не выговаривала первые слова, но с 3 слова голос зазвенел и прорвался, как натянутая струна. И вдруг вся преобразилась.
Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания чуда. Раскольников смотрел на нее, слушал и понимал, как Иисус любит тех, кто страдает. “Иисус прослезился”, – в это время Раскольников обернулся и увидел, “что Соня дрожит в лихорадке”. Он ожидал этого.)
Она хотела, чтобы Раскольников принял веру во Христа и через нее смог пройти к возрождению путем страдания.
Почему Евангелие читают преступник и блудница? (Евангелие показывает путь к возрождению, почувствовали соединение душ.)
Достоевский выделил слова “Я есмь Воскресение и жизнь”. Почему?
(Пробуждается душа.)
С каким впечатлением о Соне Раскольников уходит?
(Раскольников, слушая рассказы Сони о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о ней. Христианской любовью любит людей Соня. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о власти над всею тварью дрожащею, понял правду Сони, ее жертвенную чистоту.)
Уходя от Сони, он сказал, что скажет, кто убил. “Знаю и скажу… тебе, одной скажу! Я тебя выбрал”.
В романе важно не только к кому приходит с признанием Раскольников, но и где это происходит – в квартире у портного Капернаумова, где Соня комнату снимает. Капернаумов – фамилия значимая.

Соня - воплощенное чистое добро - находит нечто общее в Раскольникове, как бы воплощенном чистом зле, и наоборот, Раскольников в глубине души Сони видит свое собственное отражение, знает, что им когда-то идти "по одной дороге", что у них "одна цель".

Две правды: правда, Раскольникова и, правда, Сони. Но истинна одна, правда, другая - ложна. Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего, но различаются они в главном.


Соня


Раскольников


Кроткая, добрая


Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие


Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица


Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?


Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке


Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, - это оправдание его предчувствий


Живет, исходя из требований жизни, вне теорий


Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни


Полуграмотна, плохо говорит, читает только "Евангелие"


Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик


Божественная, правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа


В нем, правда, ложна. В рай ценой чужой крови попасть нельзя


У нее есть смысл жизни: любовь, вера


У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт

В чем же сила Сонечки?
(В умении любить, сострадать, в самопожертвовании во имя любви.)

Соня своей любовью, жалостью и состраданием, своим бесконечным терпением и самопожертвованием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменяется лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. “Обрести Христа – значит обрести собственную душу” – вот вывод, к которому приходит Достоевский.
Хотелось бы, чтобы вы так же, как и Соня, любили людей такими, каковы они есть, умели прощать и дарили бы свет, исходящий от вашей души, другим людям.
7. Домашнее задание. Сочинение «Я тебя выбрал...»


Образ Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание » - это для Достоевского воплощение вечного смирения и страдания женской души с ее состраданием к близким, любовью к людям и безграничным самопожертвованием. Кроткая и тихая Сонечка Мармеладова, слабая, робкая, безответная, ради спасения от голода своей семьи, родных людей решается на страшный для женщины поступок. Мы понимаем, что ее решение - неизбежный, неумолимый результат условий, в которых она живет, но в то же время это пример активного действия во имя спасения погибающих. У нее нет ничего, кроме своего тела, и поэтому единственно возможный для нее способ спасти от голодной смерти маленьких Мармеладовых - это заниматься проституцией. Семнадцатилетняя Соня сама сделала выбор, сама решила, сама выбрала дорогу, не чувствуя ни обиды, ни зла к Катерине Ивановне, слова которой были последним толчком, приведшим Сонечку на панель. Поэтому ее душа не ожесточилась, не возненавидела враждебный ей мир, грязь уличной жизни не коснулась ее души. Ее спасает бесконечное человеколюбие. Вся жизнь Сонечки - это вечная жертва, жертва бескорыстная и бесконечная. Но в этом для Сони и есть смысл жизни, ее счастье, ее радость, она не может жить иначе. Ее любовь к людям, как вечный родник, питает ее измученную душу, дает ей силы идти по тернистому пути, которым является вся ее жизнь. Она даже думала о самоубийстве, чтобы избавиться от позора и мучений. Раскольников тоже считал, что «справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» Но самоубийство для Сони было бы слишком эгоистическим выходом, а она думала о «них» - голодных детях, а потому сознательно и смиренно приняла уготованную ей судьбу. Смирение, покорность, христианская всепрощающая любовь к людям, самоотречение - главное в характере Сони.

Раскольников считает, что жертва Сони напрасна, что никого она не спасла, а только себя «загубила». Но жизнь опровергает эти слова Раскольникова. Именно к Соне приходит Раскольников исповедаться в грехе - в совершенном им убийстве. Именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении, доказав, что истинный смысл жизни в раскаянии и страдании. Она считает, что ни один человек не в праве лишить жизни другого: «И кто меня судьей поставил: кому жить, кому умереть?» Убеждения Раскольникова ужасают ее, но она не отталкивает его от себя. Великое сострадание заставляет ее стремиться переубедить, нравственно очистить загубленную душу Раскольникова. Соня спасает Раскольникова, ее любовь воскрешает его к жизни.

Любовь помогла Соне понять, что он несчастен, что, при всей видимой гордости, он нуждается в помощи и поддержке. Любовь помогла перешагнуть через такую преграду, как двойное убийство, чтобы попытаться воскресить и спасти убийцу. Соня отправляется за Раскольниковым на каторгу. Любовь и жертва Сони очищают ее от позорного и печального прошлого. Жертвенность в любви - вот вечная черта, характерная для русских женщин.

Спасение для себя и для Раскольникова Соня находит в вере в Бога. Ее вера в Бога - это ее последнее самоутверждение, дающее ей возможность делать добро во имя тех, кому она себя приносит в жертву, ее довод в пользу того, что жертва ее не будет бесполезной, что жизнь скоро найдет свой исход во всеобщей справедливости. Отсюда ее внутренняя сила и стойкость, помогающие пройти «круги ада» ее безрадостной и трагической жизни. О Соне можно говорить много. Ее можно считать героиней или вечной мученицей, но не восхищаться ее мужеством, ее внутренней силой, ее терпением просто невозможно.