Джонни, Стюарт, Астрид и … смерть.

«Don*t let me down»
The Beatles song.

У него даже в мыслях никогда не возникало желания быть музыкантом. Рождённый в 40-м году в довольно провинциальном Эдинбурге, Стюарт с детства был увлечён одним рисованием. Он был глубоким интровертом и созерцателем, а поступив в Ливерпульский художественный колледж, сосредоточился исключительно на постижении истинного мастерства.
Но соседом полушотладского парня Стюарта Сатклиффа оказался местный бузила и меломан, Джонни-сорвиголова. Каким-то удивительным образом они сдружились. Оба говорили на довольно странном английском. Первый ввиду территориальной особенности страны «Whisky», а второй – вследствие своеобразного мерсисайдского «кокни». Кстати, пару годами позже, когда парни из «The Beatles» прославившись и давали многочисленные интервью столичным журналистам, последние не могли понять почти треть произносимых ливерпульцами слов….
Леннон звал спокойного приятеля Стю на всяческие приключения, и каждый субботний вечер тащил его в город. Иногда в Ливерпуль заезжали тогдашние звёзды «скиффл» Лонни Донеган или сам Клифф Ричард. Слушая их, Джонни и сам загорелся мечтой стать музыкантом. Правда, тогда у него дома валялась гитара о 4-х струнах (не бас) и до встречи с Полом он, как поговаривают, был уверен, что это и есть их полный гитарный набор.
В жизни частую роль играет случай. В 60-м году одну из картин Сатклиффа купили за целых 65 британских фунтов. Пока парень раздумывал, куда бы потратить это сокровище, неугомонный Джон за пару дней уговорил «корешка» купить бас-гитару и присоединиться к их группе «The Quarrymen». Поломавшись, Стюарт уступил его бесконечному напору и взял в руки «басуху». Играть он не умел и только мешал Джеймсу Полу МакКартни заниматься своим делом.
Недолго порепетировав и наскоро изловив в качестве барабанщика симпатичного раздолбая Пита Беста, ребята отправились в Гамбург. Там, в местных кабаках и танцплощадках, мерсисайдцы, понадев на себя железные цепи и сидения от немецких унитазов (не тащить же с собой английские) начали играть свой «скиффл». Времена были занятные, и группа могла «пролабать» на сцене до 5-ти часов без перерыва. Пол и Джон к концу вечера уже просто хрипели, а их несчастные пальцы с трудом удерживали скользкие от пота медиаторы. Лишь индифферентный Стю, стоял в густом сигаретном дыму за спинами надрывающих глотки ребят, лишь иногда тихонько подпевая в микрофон, и для вида цепляя гитарные струны. По настоящему живущему музыкой, тщеславного Пола всё это жутко раздражало. Пару раз во время выступления он пытался наброситься на Стюарта, но суровый и драчливый Джонни быстро остудил этот творческий порыв худосочного и изнеженного МакКартни…
В августе 60-го Стюарт познакомился с девушкой-фотографом Астрид Кирхгерр. «Я всегда думала, что только ваш Пол из Шотландии, а это оказался ты», - говорила эта, довольно симпатичная для немки фройляйн, обнимая любимого Сатклиффа в сентябре. Все чудесные осенние дни они гуляли по Гамбургу, целуясь у каждого перекрёстка. Именно Астрид придумала Стюарту причёску, которой вскоре воспользовались все парни из «The Beatles». К Рождеству группа рванула в родной Ливерпуль, а влюблённый Сатклифф остался в Германии.
Через месяц вернувшегося на Родину Стюарта навестил Джон. «Слушай, старина, у нас тут намечается небольшой выезд в городок Литерленд, рядом с Ливерпулем в графстве Ланкашир, поехали с нами», - бросил он с порога. У влюблённого парня были другие планы. Он хотел спокойно порисовать, а потом отправиться в Гамбург сделать предложение Астрид…. Но Джонни был необыкновенно настойчив и мягкий Стю, к сожалению, согласился. И вот группа «Битлз» уже исполняет свои песни в каком-то кабаке 20-тысячного затрапезного Литерленда. Во втором отделении, когда местные «долбочёсы» изрядно понабрались, на сцену полетели бутылки, и пьяная «братва» начала выкрикивать всякую хе…ню по поводу репертуара группы. На что Джон Леннон, выросший далеко не в школе христианских сирот, послал всех этих ребят по… определённому адресу. Когда к сцене подбежали, требующие пояснения громилы, Джонни, без всяких сомнений, бросился на них… Его "двойной мерсисайдский" был известен отнюдь не малому числу ливерпульских драчунов..... В результате Леннону поставили под глазами пару «фонарей»; везунчик Пол, вообще был не при делах, а Питу и Джорджу расквасили носы. Но вот бедолаге Стюарту не повезло, именно ему хулиганы умудрились разбить пару пивных бутылок об голову… Довольный дракой Джон, не обратил особого внимания на разбитую макушку друга. Мало ли что случается в этих, милых его сердцу, потасовках…
Вылечившись, Стю сказал Леннону, что покидает группу и уезжает в Гамбург. Там он поступил в художественную школу, и они с Астрид вскоре собрались пожениться…. После преподаватели говорили, что лучшего ученика у них не было уже на протяжении многих лет…
А меж тем «Битлз» приехали в Гамбург во второй раз. Теперь залы были побольше, и играть в них ребята стали уже не более 3-х часов подряд. Если учесть, что реальные концерты этой группы в 1965 году продолжались ровно академический час (45 минут), то второе немецкое турне было тоже весьма серьёзным испытанием… Стюарт, естественно встречался с друзьями и приглашал их на свою свадьбу с Астрид. Также он жаловался Джону на непрекращающиеся головные боли, но бесшабашный Леннон только смеялся в ответ. Вскоре парни собрались возвращаться в Ливерпуль и по-дружески простились в приятелем-колоборационистом….
Влюблённая в Стю Астрид Кирхгерр очень переживала за состояние своего жениха. Она настояла на том, чтобы Сатклифф пролечился в местной больнице. Девушка старалась навещать любимого каждый день….. Но боли всё чаще посещали 21-летнего художника, пока 10-го апреля 1962-го года он не скончался от кровоизлияния в мозг….
Через много лет его мать начала расследование против, пусть и убитого в 80-м, Джона, но это так ни к чему и не привело. Опрашивали и старину Джеймса. Но тот, сославшись на забывчивость, ничего нового не сказал. Ему, миллиардеру, так не хотелось ворошить прошлое. Барабанщика Ринго Старра тогда ещё в группе не было. А красавчик Пит Бест, уволенный 16 августа 1962 года, вообще наотрез отказался разговаривать на эту тему.... Тогда всё, как всегда, свалили на случай…..
. Некоторые считают Стюарта талантливым художником-авангардистом…. Его полотна можно посмотреть в интернете… Возможно, он и стал бы значительной величиной в художественном мире…. Но этого мы уже…..

Стюарт Сатклифф (Stuart Sutcliffe) родился 23 июня 1940 года в Эдинбурге, Шотландия. К тому времени, как Стью в Ливерпульском Художественном Колледже встретил Джона Леннона, он уже числился одним из самых талантливых и многообещающих студентов. Почти все девушки колледжа любили его за романтичный, чуть капризный угрюмый вид, который придавали ему солнечные очки, которые он почти никогда не снимал. Подобно заправскому художнику, Стью даже жил в тесном, забрызганном красками домике около колледжа.
Какое-то время прожил вместе с ним и Джон Леннон. Они частенько проводили долгие ночи за бутылочкой вина и разговорами о живописи и искусстве. Стью был одним из очень немногих людей в жизни Джона Леннона, искреннюю любовь к которым Джон пронес через всю жизнь. Когда Стью в 1959 году смог продать несколько своих живописных работ за 65 фунтов - сумму, неслыханную в те дни для студента, Джон уговорил его купить бас-гитару и присоединиться к его группе, несмотря на то, что тот совсем не умел играть на ней.
Перед их первой двухнедельной поездкой в Шотландию, куда они ехали как аккомпаниаторы Джонни Джентла (Johnny Gentle), якобы именно Стью Сатклифф предложил сменить название группы на The Silver Beatles. Идею с превращением beetle (жук) в beatle (обыгрывается слово "удар") также приписывают Стью.
В те годы Ливерпуль был довольно неспокойным портовым городом, да и буйные выступления Джона и его ребят подогревали бойкую ливерпульскую молодежь. Во время одного из концертов Джон в довольно грубой форме прошелся по адресу одной шумной компании. После выступления они были жестоко биты, причем больше всех досталось Стью. Его, уже лежачего, несколько раз пнули тяжелым ботинком по голове (по другой версии Стью был жестоко избит Джоном Ленноном). Придя домой и, несмотря на кровоточащую разбитую голову, он не разрешил матери вызвать врача. Может быть, это и сыграло роковую роль в его короткой жизни.
Во время первой гамбургской поездки, Стью познакомили с Астрид Киршерр (Astrid Kirchherr), молодым фотодизайнером. Они мгновенно почувствовали друг к другу необыкновенную симпатию. Астрид изменила стиль одежды Стью и сделала ему совершенно новую необычную прическу, которая очень понравилась остальным битлам и стала их визитной карточкой на долгое время. Взаимная привязанность Стью и Астрид была настолько сильна, что Стью из второй гамбургской поездки на родину уже не вернулся. Посоветовавшись с Астрид, он решил оставить остальных битлов, чем очень расстроил особенно Джона и поступил в Гамбургский Государственный Художественный Колледж, где училась Астрид.
Стью умер 10 апреля 1962 года от кровоизлияния в мозг, что было последствием злополучной ливерпульской драки (а возможно и избиения Джоном Ленноном).
По недоброй иронии судьбы, на следующий день после его смерти, The Beatles приехали в Германию, начав свои третьи гамбургские гастроли. На протяжении всей своей жизни Джон не мог простить себе то, что не пришел на похороны Стью Сатклиффа.

В начале 90-х на аукционе в Нью-Йорке, где распродавались вещи, принадлежащие легендарным битлам и архивы фотографа Астрид Кирхгерр, огромная сумма была выложена анонимным покупателем за письмо Стюару Сатклиффу от Джона Леннона и картины маслом, автором которых был Стюарт Сатклифф. Независимо от того, насколько велика потеря этого художника для изобразительного искусства, когда упоминается имя Сатклифф, главным эпизодом его жизни считают время, когда он был «пятым» битлом.

Семья

Стюарт рос в дружной семье морского офицера Чарльза и школьной учительницы Милли, в окружении сестер Полины и Джойси. Родился он в шотландском Эдинбурге 26 июня 1940 года.

Задатки художника проявились у мальчика в раннем возрасте. Он не мыслил себя без живописи, и после окончания школы в Престоне поступил в художественный колледж Ливерпуля. Именно в колледже произошло его судьбоносное знакомство с Джоном Ленноном. И в этом же колледже остались ценители его таланта художника.

Случайный музыкант

Стюарт Сатклифф и не думал о карьере музыканта. Стью был уже тогда признанным талантом, в отличие от Джона Леннона, который маялся и мечтал о славе музыканта. Интеллигентный, с обширным кругозором Стюарт и хулиган Джон стали близкими друзьями и даже одно время делили комнату. Стюарт Сатклифф, по воспоминаниям однокурсников, был одержим живописью. Везде, где только можно, он делает зарисовки, вся комната была усеяна его набросками. Бесшабашный Джон не понимал этого и стремился увлечь товарища своими музыкальными проектами.

Решающим фактором стало приобретение бас-гитары на первый гонорар от продажи картины Стюарта. В басе всего четыре струны, говорил Джон, нечего там уметь играть. Так и случилось - Стюарт Сатклифф стал просто приложением, причем красивым, к шикарной бас-гитаре «Хофнер-Президент». Так он и стал басистом первого состава легендарной ливерпульской группы и был им с 1959 до 1961 год.

Одаренный художник

Еще в колледже в рамках выставки работ известного художника Джона Муреса в престижной ливерпульской галерее Уолкера картина Сатклиффа «Летняя живопись» была куплена за сумасшедшие деньги - 65 фунтов. Купил ее, кстати, сам Мурес, и это была сумма, равная почти двухмесячной зарплате рабочего.

Ранние работы художника выполнены в стиле послевоенной Британии «Сердитые Молодые Люди» («Angry Young Men»). Фон выбирался мрачный, готическое направление четко просматривается, и грубые мазки, как у Ван Гога, придают полотнам не утонченность, а внутреннюю силу.

После встречи в июне 1961 года с Астрид Кирхгерр и решения Стью оставить музыку и полностью посвятить себя живописи он поступает в Гамбургский арт-колледж искусств, где становится лучшим студентом. В это время его работы приобретают налет импрессионизма. Абстрактные формы уступают лирическим мотивам, в них выражает свою любовь к Астрид Стюарт Сатклифф. Картины «Автопортрет» и «Распятие» пополняют галерею Уолкера.

На протяжении своей жизни он исследует абстракцию, экспрессионистов. Многочисленные рисунки и картины подтверждают рождение таланта, имя которого Стюарт Сатклифф. Рост его мастерства отмечали его преподаватели, такие как Паолизи и кумир Стью и Леннона Бретби (тот самый, что впоследствии напишет портрет Пола Маккартни в окружении знаменитостей). Картины Стюарта приобретают динамичность и сохраняют таинственность.

Его картины не имеют названий, он пишет много портретов. Все портреты у Стюарта похожи на наброски, но они открывают душу, четко передают черты лица.

В то самое время, когда Стюарт Сатклифф собирается жениться на возлюбленной Астрид, а его талант получает признание, он внезапно умирает. Так обрывается карьера талантливого двадцатидвухлетнего юноши, который мог стать высокооплачиваемым и знаменитым художником.

Стюарт Сатклифф: причина смерти

Он умер от кровоизлияния в мозг 10 апреля 1962 году у невесты в Гамбурге. Его долгое время мучили головные боли. Многие связывали их появление с дракой в 1960 году в Литерленде. Джон Леннон, не стесняясь в выражениях, пояснил пьяным слушателям, что он думает по поводу из замечаний о репертуаре группы. Вслед за этим на сцену полетели бутылки, завязалась драка. Результат: у Джона Леннона подбиты оба глаза, Питу Бесту и Джорджу Харрисону разбили нос, а Стюарту о голову разбили пару пивных бутылок. Но это была не единственная потасовка, когда Стюарт Сатклифф еще был ее членом.

Позже, много лет спустя, мать Стюарта попыталась начать расследование, но это ни к чему не привело.

Послесловие

После смерти Стюарта Астрид и Джон стали очень близкими друзьями. Это не удивительно - горечь утраты столь любимого ими человека сблизила ранее не очень любящих друг друга людей. Их сблизил Сатклифф Стюарт. Художник до последнего дня писал трогательные письма Джону, сопровождал их шаржами и рисунками и подписывал от имени Иисуса Христа. Джон отвечал, подписывая письма от имени Иоанна Крестителя. Астрид Кирхгерр - выдающийся фотохудожник, ей сейчас 74 года. Она два раза была замужем, но Сатклиффа считает единственным своим возлюбленным.

Наследие короткой жизни

Коллекция картин и рисунков художника сохранена его сестрами. В ней представлены оригинальные картины, наброски и рисунки, а также фотографии Астрид Кирхгерр, его первая гитара (подаренная в свое время Полу Маккартни) и письма, написанные Джону Леннону. Выставки коллекции проходили в разных странах. В 2008 году Астрид привозила часть коллекции в Москву и ее могли видеть российские почитатели таланта ливерпульской четверки.

The Beatles почтили память Стью размещением его фотографии на обложке альбома «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1967) и «Anthology 1» (1995).

О любовном треугольнике Астрид - Джон - Стюарт снят фильм «Backbeat» (1993). Режиссер Иан Софтли, славящийся своим прогрессивным стилем, сделал фильм художественно-биографичным, взяв период жизни группы в Гамбурге. «Пятеро парней, четыре легенды, трое любовников, двое друзей и одна девушка» - этот слоган сопровождал фильм и в российском прокате (в России в прокате шел под названием «Пятый в квартете»).

Официальный биограф группы The Beatles Хантер Девис напишет о смерти Стюарта Сатклиффа: «Умер самый талантливый из The Beatles». Мы не можем судить, насколько талантливым басистом был Стью, записи есть только на неофициальных архивных пластинках. Но то, что мир потерял талантливого художника, бесспорно.

Британский художник, также известный как бывший бас-гитарист группы The Beatles (выступал в ней в 1959-1961 гг.).


Отец Стюарта был Чарльз Сатклифф, морской офицер, который часто уходил в море, когда Стюарт был маленьким. Его мать, Милли, была школьная учительница. У Сатклиффа были две сестры: Полина и Джойси. Стюард родился в «Simpson Memorial Maternity Pavilion Hospital» в Эдинбурге, Шотландия. Вырос он на 37 Айгбурт Драйв в Ливерпуле и учился в школе Прескота.

Сатклифф с детства увлекался живописью и поступил в ливерпульский художественный колледж, где познакомился с Джоном Ленноном.

The Beatles

Сатклифф был талантливым художником, но Леннон уговорил его купить бас-гитару, чтобы тот мог играть в его группе Quarrymen, через несколько месяцев переименованную в The Beatles. Сатклифф раньше играл на акустической гитаре, но его техника игры на басу была довольно низкой, к тому же он параллельно продолжал заниматься живописью. Чуть позже к Леннону, Маккартни, Харрисону и Сатклиффу присоединился постоянный ударник Пит Бест , и в этом составе Beatles переехали в Гамбург, где выступали до конца 1960 года. Тогда же Сатклифф познакомился со студенткой гамбургского художественного колледжа Астрид Кирхерр, изучавшей фотографию. Кирхерр и Сатклифф влюбились друг в друга, уже в ноябре 1960 г. состоялась их помолвка. После второго приезда в Гамбург в 1961 г. и записи с местным певцом Тони Шериданом (Beatles выступали в роли аккомпанирующей группы) Сатклифф остался в Гамбурге вместе с Астрид, где продолжил занятия живописью.

Смерть

10 апреля 1962 года Стюарт Сатклифф умер от кровоизлияния в мозг. Еще раньше он страдал от сильных болей в голове. Точная причина болей неизвестна. По одной из версий, причиной смерти стали повреждения, полученные во время драки с хулиганами во время гастролей по Англии в начале 1961 г., когда во время гастролей в Литерленде в кабаке во время исполнения песен группа пьяных посетителей, вооружённых пивными бутылками и стойками бара, недовольных выступлением битлов, напала на них. Все, кроме Маккартни, пострадали, но тяжелее всего - Сатклифф, получивший черепно-мозговую травму.

Живопись

Элен Андерсон (студент) вспомнил что ранние работы Стюарта были очень агрессивные, с применением темных цветов. Одна из его картин была показана в художественной галерее Уолкера в Ливерпуле в рамках выставки Джона Муреса в период с ноября 1959 до января 1960 года. После выставки, Мурес купил холст Сатклиффа за цену в £ 65, которая была равна 6-7 неделям работы в среднем рабочего человек.

После встречи с Астрид, Сатклифф решил покинуть The Beatles, и поступил в Гамбургский колледж искусств, в июне 1961 года под опекой Паолиззи, который впоследствии написал отчет о том, что Сатклифф был одним из его «лучших студентов». В немногих сохранившиеся произведений Сатклиффа выявляются влияния британских и европейских художников похожих на современных экспрессионистов Соединенных Штатов. Его ранние работы образно напоминает школьную раковину, в частности, Джона Братби, хотя Сатклифф создавал абстрактные работы к концу 1950-х годов, в том числе Летнюю живопись, которую приобрел Мурес. Род Мюррей вспоминал, что картина была написана на доске, а не на холсте, и её пришлось разрезать на две части (из-за его размеров). Мюррей добавил, что только одна из частей на самом деле попала на выставку (потому что они остановились в пабе, чтобы отметить), но, продал вторую часть картины. Мурес купил её для своего сына …

Сатклиффовские работы нести определенное сопоставление с работами, Джона Хойлиленда и Николя де Стаела, хотя они были более лиричными. Его поздние произведения, как правило, без названия, построены из крупного нецелой плиты пигмента в духе де Стаела, и преупотреблял линейными элементами тем самым создавал эффект закрытых помещений. Гамбургская мастерская № 2 была приобретена в Ливерпульской Художественной галерее Уолкера и является одной мастерской из серии «Гамбург», в котором поверхность и цвет измененяют атмосферу производства. Европейские художники (в том числе Паолоззи) были заинтересованны Сатклиффом. Художественная галерея Уолкера пополнила и другие произведения Сатклиффа, среди которых: «Автопортрет» (на уголь) и «Распятие».

Anthology

The Beatles создали альбом «Anthology 1», состоящий в основном из ранее не изданных записей группы в ранний период, компиляция была выпущена в 1995 году. Фотография Сатклиффа на обложке Антологии располагалась в верхнем правом углу. Стюарда можно найти на обложке альбома «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», выпущенного за 28 лет до выпуска Антологии.

Он сыграл с «Битлз» три песни, которые группа записала в 1960 году: «Hallelujah, I Love Her So», «You’ll Be Mine» и «Cayenne».

Родившийся в Эдинбурге, Шотландия, в 1940 году Стюарт Фергюссон Виктор Сатклифф (Stuart Fergusson Victor Sutcliffe) вырос в Ливерпуле, Англия.

С раннего возраста он проявил свой незаурядный художественный талант. Зарабатывая деньги как мусорщик, Стюарт поступил в Ливерпульский художественный колледж. В своем классе он считался одним из лучших художников, работая в основном в абстрактном стиле экспрессионизма.

1. 1961 год. Стюарт Сатклифф позирует для портрета в Ливерпуле, Англия.

Именно в колледже он познакомился с однокурсником Джона Леннона, который стал его соседом. После того как Сатклифф продал одну из своих картин за громадные по тем временам 65 фунтов стерлингов, Джон убедил его купить бас-гитару - несмотря на то, что парень едва мог играть - и присоединиться к группе Леннона, созданной им с друзьями Полом Маккартни и Джорджем Харрисоном.

2. 1960 год. Ранняя версия The Beatles, сфотографированная Джоном Ленноном: менеджер Аллан Уильямс, его жена Берил, бизнес-партнер Лорд Вудбайн, Стюарт Сатклифф, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Пит Бест.

Название группы уже менялось много раз. После присоединения Сатклифф и Леннон предложили имя Beetles («Жуки»), по аналогии с группой Crickets («Сверчки») на подпевках у Бадди Холли (Buddy Holly). В течение нескольких месяцев это название превратилось сначала в Silver Beetles, затем в Silver Beatles и в конце концов - в Beatles.

3. 1960 год. The Silver Beatles - Стюарт Сатклифф, Джон Леннон, Пол Маккартни, барабанщик Джонни Хатч и Джордж Харрисон - выступает в Ливерпуле.

«Он не был в действительности очень хорошим музыкантом. На самом деле он не был музыкантом вообще, пока мы не заговорили с ним о покупке бас-гитары. Он подобрал несколько вещей, и он немного занимался. Это было немного глупо, но это было не важно в то время, потому что он выглядел так здорово» (Джордж Харрисон).

4. 1961 год. Сатклифф играет на бас-гитаре с The Beatles в клубе Top Ten Club в Гамбурге.

Вместе с наспех отобранным барабанщиком Питом Бестом Сатклифф и The Beatles отправились в Гамбург выступать в клубах и набираться опыта.

7. Сатклифф на сцене с The Beatles в клубе в Гамбурге.

9. 1960 год. Сатклифф выступает с The Beatles в клубе Top Ten Club в Гамбурге.

Там Сатклифф влюбился в фотографа Астрид Кирхгерр (Astrid Kirchherr), которая через два месяца стала его невестой. Именно она придумала ему стрижку, которую впоследствии переняли остальные члены группы.

10. 1961 год. Астрид Кирхгерр и Стюарт Сатклифф позируют вместе в Гамбурге.

11. 1961 год.

Однако взаимоотношения внутри группы накалялись. Пол Маккартни хотел, чтобы парень покинул группу, ведь тогда он сам стал бы бас-гитаристом. Однажды конфликт даже вылился в настоящую драку на сцене Top Ten Club.

12. Сатклифф играет на бас-гитаре сзади Джона Леннона и Джорджа Харрисона в клубе Top Ten Club в Гамбурге.

13. 1961 год. Джон Леннон поет и играет на гитаре со Стюартом Сатклиффом и Джорджом Харрисоном в клубе Top Ten Club в Гамбурге.

В 1961 году Сатклифф покинул The Beatles, чтобы сосредоточиться на живописи и жизни с Астрид. Он выиграл стипендию для аспирантов Гамбургского колледжа искусств, мечтая учиться у скульптора Эдуардо Паолоцци.

14. 1961 год. Сатклифф играет сзади Джорджа Харрисона.

Однако его карьера была прервана, когда 10 апреля 1962 года, в 21-летнем возрасте, после серии сильных головных болей он умер от кровоизлияния в мозг.

15. 1961 год.

Лицо Сатклиффа все еще можно увидеть на дальней левой стороне обложки альбома Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band.