Кто главный герой романа "Евгений Онегин"? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу, конечно, Евгений - кто же еще? Даже Татьяна и Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики, светские денди, крестьяне.. И в школьных учебниках можно про читать: главный герой романа - Евгений Онегин, типичный молодой дворянин начала XIX века. Это, разумеется, правильно, без Онегина и романа бы не было.
Вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности, привычках, развлечениях, друзьях. Эпиграф Вяземского к этой главе: "И жить торопится, и чувствовать спешит" - тоже про Онегина, это он "жить торопится"...
Но если прочесть главу повнимательнее, можно увидеть, что в ней не один, а два героя- Онегин и Пушкин. Им не только уделено почти равное количество строф, мы узнаем о каждом из них очень многое, и об авторе почти столько же, сколько о герое. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу скажет об Онегине, "добрый мой приятель" Но много у них и разного.
В то время, когда А.Пушкин начал писать "Онегина", полагалось предварять большое поэтическое произведение торжественным вступлением, обращаясь к богам. Но он начинал свой роман в стихах совсем иначе: взял строчку из знакомой каждому его современнику басни Крылова. "Осел был самых честных правил..." - и переделал эту строчку по-своему Сразу, с первой же строки, он смело, весело, молодо бросился в бой против того, что устарело, что мешало развитию литературы, что было ему ненавистно: против сковывающих писателя правил и законов - за свободу мысли, свободу творчества
Итак, роман начинается без всякого вступления - мыслями героя, едущего к больному дяде, которого он не знает и не любит, чтобы
Ему подушки поправлять. Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя. Когда же черт возьмет тебя!
Одобряет Пушкин такое поведение Онегина? Пока мы еще не можем ответить на этот вопрос Но дальше, читая роман, мы все узнаем: и что думает Пушкин об Онегине, и как он смотрит на принятые в свете родственные отношения, и какие люди ему по душе, кого он ненавидит и за что, над чем смеется, что любит, с кем борется...
Поэт находит самые точные, самые убедительные слова, чтобы объяснить, как несчастливо воспитали Евгения: чувствовать, страдать, радоваться он не умеет. Зато умеет "лицемерить, казаться, являться"; зато, как многие светские люди, умеет скучать и томиться...
Белинский назвал роман Пушкина "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". Так оно и есть. И противостояние автора и главного героя еще более четко формулирует эту мысль.
А.С.Пушкин в своем романе впервые отделил автора от героя. Автор в романе присутствует наравне с другими героями. И линия автора, его точка зрения существуют сами по себе, отдельно от точки зрения главного героя, Онегина, иногда пересекаясь с ней.
Уникальность романа "Евгений Онегин", непохожесть этого произведения ни на одно другое заключаются в том, что автор смотрит на Онегина уже не как на героя своего романа, а как на вполне определенного человека со своим мировоззрением, со своими собственными взглядами на жизнь. Онегин совершенно независим от автора, и это как раз и делает роман по-настоящему реалистическим, более того - гениальным творением А.С.Пушкина.

«Как он устав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты» –
так рассказывает А.С. Пушкин о своём знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в современника автора,
живого человека силой поэтического таланта автора.
В первой главе произведения Пушкин смотрит на Онегина со стороны, с сочувствием и в то же время с иронией. В этой главе
читатель не отождествляет героя с автором. Очевидно их различия в мировоззрении, вкусах, круге интересов. Образ автора
наиболее ярко вырисовывается в лирических отступлениях и в отдельных замечаниях об искусстве, о природе и о поэтическом
творчестве. Как сказал В.Г Белинский «личность поэта … везде является… по преимуществу артистического». Онегин же
интересуется в основном социально-экономическими вопросами:
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом…
Герой и автор представляет собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от
него. Направление Онегина – практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасение в прекрасном.
Героя и автора объединяет то, что оба они – мыслящие люди, выделяются этим из «черни светской».
В первой главе Пушкин как бы посмеивается над Онегиным, и герой еще не воспринимается как фигура трагическая. Но уже в
начале романа автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от своего лица и от лица героя:
Отрядом книг уставив полку,
Читал, читал – а все без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет:
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бред новизна…
Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования,
предъявляемые героем романа ко всему и всем, - признак глубокого, не равнодушного ума. Именно это сближает Онегина с
Пушкиным.
Кроме того, герой страдает, «томясь душевной пустотой». Сколько людей в окружении Пушкина и Онегина или не осознают
своей душевной пустоты, или вовсе не мучаются ею. Мыслящие личности навлекают на себя ненависть посредственностей:
…Обоих ожидала злоба
Слепой фортуны и людей, -
замечает о себе и своем герое Пушкин в начале романа.
Итак, в «Евгении Онегине» перед нами предстают две совершенно разных, но близких по духу и положению в обществе
человека, автор и герой.
Роман писался более семи лет. За это время значительно изменилась личность Пушкина: его взгляд на историю, общество и
человека стал более зрелым и глубоким. К моменту завершения работы над «Евгением Онегиным» в творчестве Пушкина наступил
период исторических и философских обобщений. Трезвая оценка ситуации в России второй четверти XIX века привела к
усилению трагических мотивов в произведениях поэта. С изумлением в мировоззрении Пушкина менялся и его взгляд на Евгения
Онегина.
Главное в отношении автора к герою оставалась прежним: он уважал Онегина со всеми его «странностями». В каждой главе
романа Пушкин говорит о своем герое не только серьезно, но и с состраданием.
В третьей главе романа Пушкин с сочувствием пишет от Онегина:
…Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
Необузданных страстей.

Вот так убил он восемь лет,
Утратил жизни лучший свет.
В желании понять героя, проникнуть в его внутренний мир проявляется гуманизм автора, о котором говорил В.Г.Белинский в
статьях о «Евгении Онегине». Не раз, защищая героя от порицания толпы, Пушкин пишет о том, что нельзя осуждать человека,
не поняв его. Он подчеркивает в Онегине «роптанье вечное души», то есть считает его натурой противоречивой и страдающей.
Таков и сам Пушкин. В лирических отступлениях романа звучит то страсть то разочарование, то нежность, то холодное
призрение, то вера в будущее, то пессимизм.
Пушкин выступает в защиту Онегина именно тогда, когда герой совершает поступки, вызывающие недовольство и дикие
возмущение многих читателей. Предчувствуя, что Онегина осуждают за холодную исповедь Татьяне, Пушкин пишет:
Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство…
Автор требует, чтобы на этого «странного человека» взглянули не предвзято, а с живым интересом, с сочувствием.
Понимание было необходимо и самому поэту. Одиночество звучит в строфах романа, которые были написаны Пушкиным в
Михайловском:
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей,
И после сытного обеда
Ко мне забредшего соседа,
Поймав нежданно за полу,
Душу трагедии в углу…
Онегин и Пушкин снова оказываются в сходном положении: они не поняты людьми, одиноки.
Рассуждая о причинах того, что Онегину пришел вызов Ленского на дуэль, автор опять-таки оправдывает своего героя:
И вот общественное мнение!
Пружина чести, наш кумир!..
Поэт призывает читателя взглянуть на себя самого перед тем, как судить Онегина. Способность честно оценить свое
поведение – свойство выдающихся натур. Им обладает как сам Пушкин, так и Онегин. В этом они тоже поднимаются над
«светской чернью».
После описания дуэли Пушкин заявляет:
…я сердечно
Люблю героя своего…
Это еще раз подтверждает и то, что Пушкин оправдывает Онегина, и то, что не возможно отождествить автора и героя там,
где во многом сближаются их судьбы, настроения, отношение с окружающим миром.
Далее следует лирическое отступление изменения характера творчества Пушкина; заканчивающиеся обращением к вдохновению:
Не дает остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь,
И наконец окаменеть
В мертвящем упоении света…
Видимо, не случайно мысль о духовной смерти возникает у Пушкина именно после рассказа о дуэли. Конечно, душа Онегина
еще не окаменела, но убийство Ленского совершено человеком с ожесточенным и черствым сердцем. Не виня в этом своего
героя, Пушкин находит причину в «мертвящем упоенье света».
Появляется глубокое, принципиальное различие между автором и героем: душа Онегина стала холодной, личность Пушкина
остается «прекрасною и гуманною», как заметил В.Г.Белинский.
Но страшная участь духовной гибели минует Онегина. «Им овладело беспокойство», - говорит Пушкин. В восьмой главе романа
Онегин вновь появляется в свете. Он чужд обществу, в котором нет места живой критической мысли, и оно чуждо и враждебно
ему:
…посредственность одна
Нам по плечу и не страшна, -
пишет Пушкин. Это его собственная боль одиночества, неудовлетворенности, стремление к недосягаемым идеалам.
В образе Евгения Онегина воплотился взгляд Пушкина на мыслящую личность 20-х годов XIX века. Была поставлена проблема
отсутствия достойного поля деятельности для незаурядных характеров, нашедшая свое продолжение в русской литературе
30-50-х годов. При этом в рассуждениях об Онегине присутствует личность автора, оценивающего своего героя с гуманных
позиций. «Здесь вся жизнь, вся душа вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы», - сказал В.Г.Белинский об
авторе «Евгения Онегина».


Неординарная личность Печорина раскрывается через призму его взаимоотношений с другими персонажами романа. Женские образы в романе «Герой нашего времени» объединяет главный виновник описанных событий Григорий Александрович Печорин, ставший в их жизни причиной бед и несчастий.

Три героини. Вера замужняя дама из светского общества со статусом и положением. Мери родственница Веры. Молода, хороша собой. Печорин влюбляет девушку в себя ради развлечения. Бэла дочь князя. Была похищена Печориным, став его наложницей.

Княжна Мери

Мери Лиговская девушка из высшего общества. Молода. Красива. Ее семья считается одной из лучших в столице. Хорошо образована. Воспитана. Богата. Независимая и гордая. Смелая. Иначе как назвать ее поступок, когда она решила первой признаться в любви Печорину. В те времена это было непозволительно.

Григорий разглядел в девушке черты, импонировавшие ему. Могла по-детски обидеться, надув губки. Умела быть благодарной. Это было заметно, когда Печорин избавил ее от общества надоедливого кавалера, выпившего и пристающего к ней. Он стал спасителем, принцем, которого она ждала. Ради него готова была бросить все, рвануть на край света, если бы позвал.

Мери Печорину не нужна. Да, она была милой, нравилась ему, но узы брака не для него. Когда Григорий признается, что ему не нужна любовь, для Мери это стало ударом, но она его выдержала гордо и достойно. После расставания княжна долго будет вспоминать несостоявшийся роман, ненавидя себя за то, что пошла на поводу своих чувств.

Бэла

Гордая черкешенка. Дитя гор. Трогательная, ранимая. Воспитана в строгости. Любила свободу и независимость, но лишилась всего, когда родной брат Азамат выкрал девушку из родительского гнезда, передав в руки Печорина в обмен за коня. Долго девушка не могла привыкнуть к новому положению. Не принимала подарки от похитителя, не подпускала к себе. Сердце постепенно оттаивало, раскрываясь навстречу любви. Но что ожидать от самовлюбленного эгоиста. Григорий быстро охладел к Бэле. Наигрался и бросил.

Только Максим Максимыч понимал девушку и переживал за нее, как за родную дочь. Он видел, как Бэла страдает. Когда Бэла умирала от ножевого ранения, штабс-капитан понимал, что это лучший выход. Она не смогла бы жить без любви. Для Печорина ее смерть ничего не значила. Во время похорон на лице не дрогнул ни один мускул. Он понимал причастность к смерти Бэлы. Не забери ее из родительского дома, жизнь черкешенки могла сложиться по-другому. Бэла ушла в мир иной с сожалением, что на том свете не сможет быть вместе с любимым. Разная вера мешала объединить души на небесах. Загубленная Печориным юная душа, не сумевшая противостоять его чарам.

Вера Лиговская

Светская дама. Замужем. Печорин знаком с ней по Петербургу. Спустя годы они вновь встретились, уже в Кисловодске, куда княгиня приехала поправить пошатнувшееся здоровье. Чувства вспыхнули по новой. Казалось, не было стольких лет разлуки. Они вновь молоды, беззаботны и счастливы. Эмоциональна. Любила и понимала Печорина лучше его самого. Выйдя замуж за старого князя женщина не чувствовала себя счастливой. Родив общего ребенка супруги не стали ближе. Когда Вера узнает о дуэли Печорина и Грушницкого, она в страхе за жизнь любимого признается мужу в измене.

Вера знала, что вместе им не быть. Она смертельно больна, но видеть Печорина каждый день выше ее сил. Вместе с мужем она спешно покидает Кисловодск. Григорий бросается вслед, но не успевает. Загнав коня, падает от собственного бессилия на траву, рыдая, как маленький ребенок. Потеряв Веру навсегда, Григорий понимает, насколько она важна ему и дорога.

Все три женских персонажа объединяло одно. Они искренны в чувствах. Неповторимые, яркие личности. Красивые, умные, с добрыми сердцами, открытой душой. Но ни одна не смогла удержать рядом Печорина, для которого свобода важней всего, а чувства, по его мнению, это пустое.

/ / Женские образы в романе «Герой нашего времени»

Ни одно произведение великого автора не исключает из своего содержания женские образы. Ведь они особо важны для передачи эмоций автора, для раскрытия черт характера главного героя романа или повести. Именно отношение героев к женщинам и может дать точное описание их истинному образу. Умение воспользоваться женской красотой и вниманием делает в наших глазах героев–рыцарей или героев–подлецов. Не исключением являются и произведения М.Ю. Лермонтова.

В своем романе « » он использует несколько женских образов, которые индивидуальны и оригинальны по-своему. Думаю, вы догадались, что это такие прекрасные женские персоны княжны Мэри, Веры и Бэлы.

С мы знакомимся из рассказов . Она была молодой черкешенкой, которую повстречал на свадьбе. Девушка сразу же привлекла внимание главного героя, ведь не была похожа на тех светских дам, которые постоянно окружали главного героя. Он решил добиться сердца Бэлы, но когда достиг успеха, его чувства остыли. Только молодая девушка проявила внимание к персоне Печорина и окунулась в омут нежности и страстей, он предал ее. Оказывается, Печорин был разочарован, ведь он не нашел в черкешенке какую-то особенность. Она любила и вела себя так же, как и остальные женщины. Отношения с Бэлой разочаровали героя, и он прекратил их, принеся девушке муки и страдания.

Представляется нам в совершенно других красках. О ней мы узнаем из дневника Печорина. Она молода и кокетлива, она еще не имеет достаточного опыта в общение с людьми, поэтому, мало разбирается в окружающих. Мэри становится предметом соперничества между Печориным и Грушницким. Оба мужчины имели свою корысть в общении с княжной. И княжна, не вслушиваясь в советы знатной родни, отвечает мужчинам взаимностью. Сначала она крутит роман с Грушницким, а затем спокойно переключает внимание на Печорина. Но, ее любовные чувства не были оценены главным героем. Мысли о женитьбе пугают Печорина и он оставляет княжну наедине с душевными страданиями.

Еще один женский образ был жертвой холодного характера Печорина. Это персона Веры, с которой у главного героя были самые длительные отношения. Они не один раз прерывались, а затем опять начинались. Вера прощала Печорина за все его поступки, терпела его выходки. Но, счастливого конца этих отношений не было. Вера была чужой женой, поэтому, по мнению Печорина не могла быть с ним рядом.

Возможно, был схож с образом Вареньки Лопухиной, в которую был влюблен сам великий автор. В некоторых сюжетах М.Ю. Лермонтов очень похож на главного героя своего романа – он симпатичен, он пользуется внимание женщин. Но, его мысли всегда возвращаются к одному и тому же женскому персонажу. Поэтому, можно предположить, что в некоторых сценах Лермонтов говорит и действует от имени Печорина, как от себя самого.

Вот такими были женщины в романе «Герой нашего времени». Каждая по-своему хороша, интересна и необычна. Но, все они получили огромный душевный удар и страдания от проделок холодного человека – Печорина.

Роман “Герой нашего времени”, написанный Лермонтовым в 1839-1840 годах, представляет собой первое реалистическое прозаическое социально-психологическое и философское произведение в русской литературе. Время написания романа пришлось на период реакции, наступившей в стране после разгрома декабрьского восстания. Основной задачей Лермонтова было нарисовать портрет человека той эпохи, то есть героя своего времени, образ которого составлен из пороков всего современного автору поколения.
Новаторством Лермонтова стало изображение центральной фигуры романа - Печорина - изнутри. Особое внимание уделено внутреннему миру героя, его душе, поэтому автор пишет в предисловии, что “история души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа” . Все многообразие художественных средств направлено на более глубокое раскрытие образа Печорина. Эту же цель Лермонтов преследовал, создавая женские образы. Они играют большую роль в романе: позволяют более глубоко раскрыть характер Печорина, его внутренний мир, а также его отношение к любви.
Все женские персонажи - представительницы разных миров: Бэла -одна из “детей природы”, в мир которых попадает Печорин в повести “Бэла”; ундина представляет в романе романтический мир беззаконной вольности, к которой стремится Печорин; княжна Мери и Вера социально родственны главному герою.
Первой перед читателями предстает кавказская девушка Бэла, от которой веет душевной чистотой, добротой и искренностью. Но ее характер не лишен и таких национальных черт, как гордость, чувство собственного достоинства, неразвитость и способность к страсти. Обидевшись на Печорина за уход на охоту, гордо подняв голову, она говорила: “Я не раба - я княжеская дочь!..” Лермонтов не дает подробного описания внешности черкешенки, но обращает внимание на ее глаза, которые, “как у горной серны, так и заглядывали... в душу”. Она так страстно и горячо любит Печорина, что его любовь к ней кажется неглубокой и несерьезной. Образ Бэлы нужен был Лермонтову для того, чтобы показать, что и такой чистой и нежной любви Печорину мало для ответного и искреннего чувства. Ему все надоедает, и он делает вывод: “Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простодушие одной так же надоедают, как и кокетство другой”.
Следующая героиня - ундина - помогает автору показать стремление Печорина познать тот романтический, загадочный мир, к которому она принадлежит. Это мир беззаконно вольной жизни, и это притягивает Печорина, как и все новое и непознанное в жизни.
Героиня новеллы “Тамань” является типично романтическим образом: белые длинные волосы, гибкий тонкий стан и глаза, обладающие какой-то магнетической властью. Она постоянно находится в движении, порывиста, как ветер.
В “Тамани” Лермонтов использовал такой художественный прием, как романтическая ирония: Печорин бросается в лодку за ундиной, но, только отплыв 50 сажен от берега, вспоминает о том, что плавать не умеет. Это подтверждает его увлеченность таинственностью ундины и миром “честных контрабандистов”. Но и в этом романтическом мире Печорин оказывается лишним и не находит себе пристанища.
Но и в мире, к которому принадлежит герой по рождению, он также чувствует себя одиноким и бесполезным. Так, в повести “Княжна Мери” представлены женские образы, которые помогают раскрыть причины такого состояния героя.
Княжна Мери умна, начитанна, благородна и нравственно чиста. Она романтик по натуре, причем наивный, так как она еще молода и неопытка. Печорин хорошо разбирается в людях, и особенно в женщинах, он сразу понял сущность Мери: ей интересно и нравится то, что таинственно, загадочно и недостижимо, ей хочется, чтобы мужчины забавляли ее. Так было с Грущницким, который сначала заинтересовал ее своими пышными фразами, а потом надоел. Все внимание переключилось на Печорина, появившегося как романтический герой, так непохожий на других. Печорин, сам не зная почему, старается увлечь молодую девушку, и она, по своей наивности и неопытности, влюбляется в него.
Княжна Мери нужна была Лермонтову, чтобы показать страсть Печорина властвовать над людьми, возбуждать чувство любви, принося другим только страдания. Мы видим, что “молодая, едва распустившаяся душа” Мери не способна пробудить в главном герое настоящие и искренние чувства. И любовь наивной Мери ему также не нужна.
Другая героиня повести “Княжна Мери” - Вера- играет большую роль в раскрытии характера Печорина. Она - единственный женский образ, который сопоставляется с главным героем, а не противопоставляется. Ее образ начертан неясно: Лермонтов не описывает ее жизнь подробно, не раскрывает подробно и ее характер. Но при этом указывает на то, что Вера - единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящая его со всеми достоинствами и недостатками. Эту проницательность и верность чувству не мог не оценить и сам Печорин: “Она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть”, - и только она одна вызывает настоящие и искренние чувства, хотя и мимолетные. Чувства Веры настолько сильны, что она прощает все страдания, принесенные ей Печориным, продолжая любить его, зная, что они никогда не будут вместе. В образе Веры мы видим покорность, жертвенность, у нее нет ярко выраженного чувства собственного достоинства, она снова признается в любви Печорину после того, как он уже один раз ее оставил. Все это нужно было автору, чтобы еще более показать эгоизм героя, его отношение к окружающим, боязнь потерять свободу - главное, по его мнению, в жизни.
Итак, все женские персонажи романа играют важную роль: с их помощью Лермонтов показывает, что Печорин одинок в любой среде, он не может найти успокоения даже ъ таком глубоко интимном чувстве, как любовь. Любовь женщины, к какому бы кругу она ни принадлежала, лишь на мгновение может увлечь его, но полностью отдаться этому чувству он не может, и в этом - его трагедия.

Задачи и тесты по теме "Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»"

  • Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам - Глагол как часть речи 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1