ТИП ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (греч. typos - отпечаток, образец) - созданный в процессе творческого воображения писателя, художника образ искусства, в котором отражены характерные черты определенной группы людей, определенного общества. В основе художественного типа может быть конкретно-историческая личность, но чаще это результат обобщения определенных свойств социальной группы людей, их классовых, национальных, психологических черт и т. д. Многие ведущие советские писатели создали яркие типичные образы, используя реальные прототипы («Как закалялась сталь» Н. Островского, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Зоя» М. Алигер и др.).

Однако и живой прототип и собирательный образ должны представлять собой художественное обобщение. Существуют различия в способах и приемах создания художественных типов в пределах единого реалистического метода. Так, гоголевский способ концентрации внимания на одной, существенной черте характера, заострение определенных социально-психологических особенностей устоявшихся в жизни типов помещиков в «Мертвых душах», выведение их «на всенародные очи» нетождественно- углубленному психологическому анализу самого процесса формирования определенного типа личности в «Войне и мире» Л. Толстого, раскрытию им «диалектики души» Пьера Безухова, Андрея Болконского, Наташи Ростовой.

В способности искусства «схватить» и художественно восполнить в типе движение характеров, сам психический процесс, зарождение и развитие идеи как движущей силы личности. Достоевский видел реализм «в высшем смысле». История реализма свидетельствует о безграничных возможностях создания художественного типа. В каждом художественном типе есть свой аспект, ракурс освещения духовного богатства и ограниченности человеческой личности.

Конкретное решение каждым художником диалектики общего и индивидуального в художественном типе имеет прямое отношение к степени его обобщенности, а также к способам и средствам типизации. Социальная значимость художественного типа зависит от объекта типизации, связана с распознанием ведущих типов эпохи, коренных социальных конфликтов. Глубоко воссозданные художником, подобные социальные типы достигают колоссального общественного звучания, выступают характеристикой целых эпох в жизни общества. Таковыми были типы «лишних» людей в русской литера туре середины XIX в., героев-шестидесятников в произведениях Чернышевского и Тургенева, рабочих-революционеров в творчестве Горького и т. д.

Однако сама по себе значительность объекта типизации не определяет степени и глубины художественного обобщения. В искусстве важен процесс художественного раскрытия типа. История искусства знает огромное количество примеров, когда, казалось бы, незначительный персонаж под рукой мастера вырастает в художественный тип большой обобщающей силы, становится значительным фактом искусства. Глубина поэтической мысли художника, умение увязать выбранный тип со всей системой социальных отношений, осветить конкретный характер светом общего содержания, значительной художественной идеи, увидеть в изображаемом закономерные черты, элементы «вечного» человеческого начала важнейшие условия создания художественного типа.

Всестороннее решение проблемы художественного типа углубляется вместе с развитием искусства и общества. Искусство XX в. выдвинуло новые аспекты этой проблемы. Принципиальное соотношение понятий типичности и художественности осталось незыблемым, но новые художественные открытия сферы изменяющихся социальных типов требуют новых аспектов современной интерпретации как конкретно-исторического содержания художественного типа, так и новых форм и средств художественной выразительности.

Исследования выявили весьма значительные различия среди людей по степени адекватности восприятия невербальной информации. Они весьма существенны и носят как индивидуально-личностный характер, так и отражающий связь с социальными категориями - возрастными, профессиональными и др.

Зависимость от возраста, характерная для любого сенсорного процесса, вполне объяснима с позиции приобретения и накопления индивидом социального опьпа речевого и невербального общения. Наряду с этим, преимущества людей художественных профессий (музыканты, актеры и др.) по сравнению с людьми «мыслительных» профессий (математики и т.п.) можно объяснить как очевидной профессиональной тренированностью в сфере невербального восприятия (например, музыканты), так и природными генетическими предрасположениями определенных людей к адекватному восприятию и переработке мозгом невербальной информации, т.е. принадлежностью их к так называемому художественному типу личности.

Имея ввиду, что данный вопрос представляет немаловажное теоретическое и практическое значение (например, в плане профориентации), были проведены специальные комплексные исследования людей художественного типа, особенно по критерию восприятия разных видов невербальной информации

Понятие «художественного» типа человека было выдвинуто академиком И.П. Павловым наряду с понятием «мыслительного» типа. Различие между данными типами Павлов видел в том, что для «мыслителя» характерно аналитическое, поэлементное восприятие действительности, а для «художника» - комплексное, целостное восприятие. Аналогичное представление было высказано еще Б. Паскалем (1623-1663). Он писал о двух типах ума: математическом, основанном на отвлеченных представлениях о действительности (в котором нетрудно узнать «мыслителя» по Павлову) и непосредственном, для которого характерно непосредственное чувственное восприятие действительности («художник» по Павлову). «...Ум сугубо математический будет правильно работать только, если ему заранее известны все определения и начала. В противном случае он сбивается с толку и становится невыносим... А ум, познающий непосредственно, не способен терпеливо доискиваться первоначал, отвлеченных понятий, с которыми он не сталкивается в обыденной жизни и ему непривычных... Математики редко бывают способны к непосредственному познанию, а познающие непосредственно - к математическому...» (Паскаль, изд. 1990, с. 146-147). Попытки аналогичной классификации людей в литературе можно встретить неоднократно.

По современным научным представлениям наличие двух человеческих типов - мыслительного и художественного - объясняется функциональной асимметрией мозга человека: для «мыслителя» характерно преобладание левополушарного абстрактно-логического восприятия мира, а для «художника» -правополушарного эмоционально-образного восприятия. Проблема типологии человека весьма важна для решения целого комплекса теоретических и прикладных задач, связанных с пониманием сущности природы человека, художественного творчества, совершенствования системы общего и профессионального обучения и образования (в особенности в искусстве), профотбора и профориентации людей, понимания механизмов нарушения психики и выбора оптимальных средств терапии таких заболеваний и т. д. и т. п. Важно подчеркнуть, что «художественный» и «мыслительный» типы были выделены И.П. Павловым, как специфические человеческие типы, в отличие от известных четырех гиппократовских типов (флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник), описанных Павловым и его последователями (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, Э.А. Голубева и др.) в категориях силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов и распространяемых им и на мир животных.

Понимание специфических человеческих типов - художника и мыслителя, как показали современные исследования, опирается не только на базальные физиологические уровни жизнедеятельности человека, но и на всю сложнейшую архитектонику высших психических функций, коммуникативные способности и, в частности, доминирующий тип информационного взаимодействия индивида с внешним миром (восприятие и переработка сенсорной информации) в рамках модели двухканальной (вербально-невербальной) природы системы коммуникации человека. В частности, показано, что все виды абстрактно-символической информации лучше воспринимаются и перерабатываются людьми мыслительного типа, а невербальные виды информации - людьми художественного склада личности (Морозов и др., 1994). Степень связи, ориентированности психики на конкретную действительность у художника выше, чем у типичного представителя категории абстрактных мыслителей. Конкретно это выражается в более высокой точности и адекватности отображения в психике художника (по сравнению с мыслителем) различных сторон этой действительности. Например, отмечается более тонкая дифференцированность восприятия оттенков цвета, звука, лучшего их запоминания, более точные, прочные и адекватные взаимосвязи и ассоциации между различными не только элементарными, но и сложными образами действительности, с одной стороны, и их вербальным описанием, с другой. Как известно еще со времен «Великой дидактики» Яна Амоса Каменского, в действиях человека ничего нет и не может быть того, чего ранее не было в его чувствах и восприятиях. Именно поэтому совершенство сферы чувственного восприятия художника является основой для его художественно-репродуктивной деятельности.

Но сущность художника не ограничивается лишь тонкостью чувственного восприятия- это необходимое, но недостаточное условие.

Художественное творчество находится в тесной связи и со второй сигнальной системой, опирается на интеллектуально-творческий потенциал человека, речь, мышление. Для истинного, большого художника характерно не только правдивое отображение действительности, но и преломление ее через призму общественно-социального значения и даже философского осмысления. В этом понимании истинный, большой художник, артист, музыкант - это своеобразный мыслитель, опирающийся в своем мышлении не на абстрактно-знаковую символику, а на образы конкретной действительности. Вопреки традиционно сложившемуся представлению об исключительно вербальной сущности мышления, в последние годы начинает «получать права гражданства» представление и о невербальной природе языка и мышления человека (Спиркин, 1972; Горелов, 1980,1985; Воронин, 1982; Симонов, 1987).

Один из важнейших аспектов, отличающих «художественный» тип личности от «мыслительного» лежит в сфере эмоционального отношения индивида к окружающему миру: для «мыслителя» доминирующим является рационально-рассудочное отношение, а для «художника» - эмоционально-образное. По отношению к музыкантам это свойство было отмечено Б.М. Тепловым, считавшим, что «...Способность эмоционально отзываться на музыку должна составлять как бы центр музыкальности» (Теплов, 1947).

На важную роль эмоций как фактора, интегрирующего творческий процесс в искусстве, указывал академик П.К. Анохин (1983, с. 261-262). Этой же проблеме посвящен ряд известных трудов академика П.В. Симонова, вскрывающих психофизиологические основы системы К.С. Станиславского, эмоциональные механизмы художественного творчества и актерского перевоплощения, обосновывающих разработанную автором информационную теорию эмоций (Симонов, 1962, 1966, 1970, 1981, 1987; Симонов, Ершов, 1984). В частности, П.В. Симонов считает, что павловские «специально человеческие» типы - «мыслительный» и «художественный» - следует рассматривать в свете современных данных о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга человека: «...где художественному типу будет соответствовать относительное преобладание правого (неречевого) полушария» (Симонов, 1967, с. 142). Эти представления находят подтверждение в экспериментальных исследованиях (Петров, Бояджиева, 1996). Несколько ранее проведенные Центром «Искусство и Наука» Института психологии РАН обширные комплексные исследования позволили установить ряд отличительных особенностей людей художественного типа по разным критериям.

Для категории художественных профессий по сравнению с категорией нехудожественных профессий в целом является характерным: а) повышенный уровень, лабильность и более разнообразная палитра эмоционального фона (константного и ситуативного, по методике Изарда-Серебряковой); б) повышенный эмоциональный слух (по тестам Морозова) (рис.17); в) повышенные коэффициенты уверенности при тестировании эмоционального слуха; г) повышенная способность к определению возраста человека по звуку его голоса (рис. 17); д) повышенная тревожность (по Спилбергеру-Ханину); е) повышенная эмпатия (по тесту Меграбяна);

ж) преобладание невербального интеллекта (по Векслеру); з) преобладание экстраверсии (по Айзенку); и) более правосторонний характер функциональной асимметрии мозга (крен в сторону эквипотенциальное™ и амбидекстрию в слуховой, зрительной и мануальной сферах по методикам Е.Д. Хомской); к) более высокая лабильность и более короткие латентные периоды вызванных потенциалов головного мозга (по методике Э.А. Голубевой); л) преобладание метафоричности и сюжетности вербально-невербальных ассоциаций (по методике пиктограмм Лурия в модификации О.Ф. Потемкиной

Н.С. Самсонидзе, см. рис. 17), (Морозов, 1994). В пределах обследованных групп лиц - представителей как художественных, так и нехудожественных профессий обнаруживаются существенные индивидуальные различия, проявляющиеся в большей или меньшей степени совпадения всех перечисленных показателей, характеризующих как «художественный», так и «мыслительный» типы.

Полученные результаты, с одной стороны, являются отражением сложной природы человека, сочетающей в себе - и что весьма важно - в разных (!) пропорциях

Черты как художественного, так и мыслительного типов, а с другой стороны, отражают известный из жизненной практики факт, что любой профессиональный коллектив, как правило, состоит из лиц, обладающих разной природной предрасположенностью к тому или иному виду профессиональной деятельности.

3 Более подробно результаты работы изложены в монографии «Художественный тип человека: новые комплексные исследования». - М., 1994.

Рис. 17. Люди художественного типа личности, обладающие эмоциональнсюбразным мышлением (группа I в позициях А, Б, В, Г, Д, Е) по сравнению с людьми, у которых преобладает абсграктно-символический тип мышления (группа Ш в тех же позициях) характеризуются рядом особенностей восприятия информации внешнего мира: А - повышенным эмоциональным слухом (в среднем 80,7%, гр. I по сравнению с 53,6% гр. Ш), Б - уменьшенными средними ошибками определения возраста человека по голосу (7,6 лет, гр. I, по сравнению 9,8 лет гр. Ш), преобладанием метафорических (В) и сюжетных (Г), но уменьшенным количеством абстрактно-символических (Е) зарисовок по методике пиктограмм. У «художников» также чаще встречаются в зарисовках изображения человека (Д). По материалам обследования 105 абитуриентов Московской государственной консерватории. (Ориг.).

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм - в XVIII, Романтизм и Академизм - в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.

Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

- художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства - архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.
Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.
(Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.
- (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.
- исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.
- художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
- направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
- (от лат. sentiment - чувство) - направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.
- направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.
- направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.
- (от фр. impression - впечатление) направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)
- течение в живописи (синоним - дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).
Постимпрессионизм - условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX - 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов - П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.
- cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.
Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво - во Франции, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии.
- (от фр. modern - современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.
- название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.
- направление в искусстве к. XIX - н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит - к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.
- (от fauve - дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока.
- намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX - нач. XX века. Произведениям этих художников - Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.
- направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни.
- (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года - канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.
- течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения - Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.
- (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

Художественный тип

(от греч. typos - образ, отпечаток, образец) - художественный образ, наделенный характерными свойствами, яркий представитель какой-либо группы людей (в частности, сословия, класса, нации, эпохи). Воплощение эстетической категории типического.

Пример:

Хлестаков, Ноздрев, Манилов, Плюшкин (Н. Гоголь. "Мертвые души" и "Ревизор")

"Высокая степень отчетливости и активности выражения общего, родового в индивидуальности того или иного явления делает это явление художественным типом" (Г.Н. Поспелов).

"Литература не только отражает жизненные человеческие типы, социальные и психологические, - она создает новые личности и типы, подобные действительным, их объясняющие, оценивающие и "продолжающие". Таким созданным литературой и как бы внесенным в реальную жизнь типом был, например, знаменитый образ "лишнего человека" (С.Г. Бочаров).


Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое "художественный тип" в других словарях:

    ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ - (тип высшей нервной деятельности) совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека. Понятие о Т. н. с. введено И. П. Павловым в результате выделенных им свойств нервной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Способ и форма освоения действительности в искусстве, характеризующиеся нераздельным единством чувственных и смысловых моментов. Это конкретная и вместе с тем обобщенная картина жизни (или фрагмент такой картины), созданная при помощи творческой… …

    См. художественный тип … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Тип - (греч. отпечаток, модель). Проблема Т. и типизации не является специфической проблемой литературоведения. Она имеет место в науках разных областей знания. Вопрос о Т. и типизации в литературе характеризуется своими особенностями, к рые… … Литературная энциклопедия

    тип высшей нервной деятельности - (Тип нервной системы) совокупность свойств нервной системы, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных. Понятие о T. в. н. д. ввел в науку И. П. Павлов. Первоначально оно… …

    тип - сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего/кого? типа, чему/кому? типу, (вижу) что? тип, (вижу) кого? типа, чем/кем? типом, о чём/ком? о типе; мн. что/кто? типы, (нет) чего/кого? типов, чему/кому? типам, (вижу) что? типы, (вижу) кого? типов,… … Толковый словарь Дмитриева

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - всеобщая категория художеств. творчества, средство и форма освоения жизни искусством. Под образом нередко понимается элемент или часть произв., обладающие как бы еамостоят. существованием и значением (напр., в литературе образ персонажа,… … Философская энциклопедия

    ТИП - (греч. typos, от typein ударять). 1) первообраз всякого существа, подлинник, основной образ, совокупность характерных черт: тип южный, тип англичанина и пр.; в литературе: характер, созданный писателем, резко очерченный и присущий целой группе… … Словарь иностранных слов русского языка

    тип - а; м. [греч. typos отпечаток, форма, образец] 1. Образец, модель или разновидность, форма, которым соответствует известная группа предметов, явлений. Разные типы колясок. Устаревший т. автомобиля. Мост железнодорожного типа. Новый т.… … Энциклопедический словарь

    тип нервной системы - система нервная: тип (тип нервной системы; тип высшей нервной деятельности) совокупность свойств системы нервной, составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия деятельности человека и поведения животных. Понятие о них ввел… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Россия в картинах , Асс. Художественный и промышленный альбом / А. Асс M 105/7:Одесса: Тип. кн-ва Г. Н. Каранта, 1902:А. Асс Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1902 года (издательство`Одесса,…

Изобразительные виды искусства

    Живопись

    Монументальная живопись, представленная в виде мозаики и фрески так же относится к весьма древним видом искусства.

    К станковой живописи относятся картины различных жанров, которые написаны на полотне, бумаге при помощи масляной краски.

    К жанрам живописи относятся:

    • Портрет
    • Исторический жанр
    • Мифологический жанр
    • Батальный жанр
    • Бытовой жанр
    • Пейзаж
    • Марина
    • Натюрморт
    • Анималистический жанр
  1. Графика и ее виды

    • Гравюра – рисунок, наносящийся на плоскую поверхность материала, покрывающийся краской для оттиска на бумаге. К материалам гравюры относятся: металл (сталь, цинк, медь), дерево, пластик, картон.
    • Эстамп – это оттиск с гравировальной доски, который является станковым произведением художественной графики. К эстампам относят гравюру, литографию, шелкографию, монотипию.
    • Книжная графика – входит в конструкцию книги, является ее декоративным оформлением, иллюстрацией.
    • Экслибрис – знак, который указывает на владельца книги. Знак располагается на внутренней стороне переплёта или обложки.
    • Плакат – изображение, направленное для привлечения всеобщего внимания, которое создаётся в учебных или агитационных целях.
    • Линогравюра – гравюра на линолеуме.
    • Ксилография – гравюра на дереве.
    • Офорт – металлический вид гравюры.
    • Графика компьютерная – изображения, составляющиеся на компьютере, динамично или статично.
  2. Скульптура

    Определение 2

    Вид искусства , возникший в древности. Найденные скульптуры состояли из глины, дерева, камня и изображали людей и животных, довольно схожих с оригиналами.

    Скульптура делится на круглую, которая распространяется в пространстве и на рельеф, в виде объемных изображений на плоскости. Как в живописи, так и в скульптуре имеются станковые и монументальные формы.

    Монументальная скульптура предназначается для улиц и площадей и длительного использования, поэтому для такого вида скульптуры используется бронза, мрамор, гранит.

    К станковой скульптуре относится портреты, небольшие жанровые группы, которые исполняются в дереве, гипсе и других материалах.

    Декоративно-прикладное искусство

    У создателей произведений декоративно-прикладного искусства можно выделить $2$ основные цели:

    • Создание вещи, необходимой для повседневного быта
    • Наделение вещи определенными художественными качествами

    Таким образом, предметы и вещи, относящиеся к повседневному быту должны служить человеку не только в практических целях, но и украшать его жизнь.

    На сегодняшний день большая часть произведений декоративно-прикладного искусства несут в основном эстетическую функцию, но это было далеко не всегда.

    К видам декоративно-прикладного искусства относятся:

    • Батик – ручная роспись по ткани.
    • Вышивание
    • Макраме
    • Вязание
    • Бисероплетение
    • Кружевоплетение
    • Гобелен
    • Керамика
    • Мозаика
    • Художественная роспись по дереву, керамике и металлу
    • Витраж
    • Оригами
    • Граффити

Неизобразительные виды искусства

  1. Архитектура

    Определение 3

    Архитектура – это искусство проектирования и строительства зданий. Архитектурные сооружения могут быть представлены в виде отдельно стоящих зданий, а так же в виде архитектурных ансамблей. Ансамбли могут складываться и исторически.

    Архитектура даёт возможность проанализировать технические достижения и художественные стили разных эпох. К примеру, Египетские пирамиды, позволяющие судить о стиле того периода, храмы Древней Греции, Рима и т.д.

  2. Литература

    В самом широком смысле слова литературой можно считать всю совокупность письменных текстов.

    К видам литературы относятся:

    • Художественный
    • Проза
    • Мемуары
    • Научный и научно популярный
    • Справочный
    • Учебный
    • Технический

    В зависимости от тех или иных критериев литературные произведения причисляются к тому или иному жанру:

    Критерии.

    • Форма – новелла, опус, ода, очерк, повесть, рассказ, пьеса, роман, эпос, эпопея, эссе.
    • Содержание – комедия, трагедия, фарс, пародия, интермедия, драма.
    • Эпический род
    • Лирический род
    • Драматический род
  3. Музыка

    Музыка – вид искусства, который использует для воплощения художественных образов звук и тишину, которые организовываются во времени.

    Виды музыки:

    • Классическая
    • Популярная
    • Неевропейская
    • Этническая
    • Эстрадная
    • Авангард
    • Альтернативная
    • Инструментальная
    • Камерная
    • Соната
    • Ноктюрн
    • Прелюдия

Замечание 1

К видам искусства также относятся:

  • Кинематограф
  • Театр
  • Хореография