Музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко является одним из наиболее обширных собраний работ художников-передвижников в России. Музей был открыт в 1962 году, здесь собрана огромная коллекция работ выдающихся художников Н.А.Ярошенко и Н.А.Касаткина.

Старинную усадьбу, где сегодня расположен музей, в свое время посещали выдающиеся деятели России, среди которых можно назвать А.И. Куинджи, Д.И. Менделеева, И.Е. Репина, Ф.И. Шаляпина. Летом 1802 года побывал здесь и Николай Ярошенко с женой. Обстановка в доме, да и сам отдых в Кисловодске, пришелся по душе Ярошенко, и он еще не раз возвращался сюда. А в 1885 году выкупил усадьбу у владельца генерал-лейтенанта М.Г. Черняева. Здесь выдающийся живописец своего времени и встретил последние дни жизни. Его похоронили недалеко от дачи, на территории Свято-Никольского собора.

В 1918 году было принято решение переименовать улицу, где находилось дача, в честь Ярошенко, а в самом помещении открыть музей. Но эти планы так и не реализовали. Вскоре дом переоборудовали под коммунальное жилье, а в 30-е годы было принято решение о сносе собора и ликвидации кладбища. Собор разрушили, но местные жители отстояли сохранение могилы Ярошенко. И только в 1959 году, с подачи художника В. В. Секлюцкого, Советом Министров РСФСР было принято решение организовать музей. Материалы для Кисловодского музея были переданы из Государственного Русского музея, Полтавского, Киевского музеев. Большую часть экспозиций составили работы Ярошенко из частных собраний русских коллекционеров. Торжественное открытие музея состоялось в 1962 году, в честь празднования 100-летия со дня рождения Нестерова – мецената, подарившего музею солидную коллекцию работ Ярошенко. При этом, до 1986 года во флигеле музея проживали жильцы, которые позже были расселены.

Сегодня музею возращены все земли, возле усадьбы разбит сад. Во флигеле открыты экспозиции работ И.И. Левитана, Л.К. Саврасова, В.Г. Перова, Л.И. Куинджи, П.Л. Брюллова, И.И. Шишкина.

Николаю Александровичу Ярошенко (1846-1898 гг) известному русскому живописцу-передвижнику, автору таких работ как «Курсистка», «Заключенный», Кочегар», «Всюду жизнь» и многих других, очень понравился Кисловодск уже при первом его посещении в 1882 году, куда он прибыл с супругой во время своего свадебного путешествия. Позже они неоднократно приезжали в город, а затем в 1885 году купили здесь усадьбу недалеко от Свято-Никольского собора . Тогда здесь была Кисловодская слобода, состоявшая из семи улиц.

Кавказские горы пленили художника, и тема Кавказа прочно нашла отражение в его творчестве - его картины «Бештау», «Эльбрус в облаках» и другие, открывали вслед за Пушкиным и Лермонтовым красоты кавказской природы для соотечественников. Ярошенко объездил весь Кавказ, забираясь в горные аулы, обошел окрестности Пятигорска и Кисловодска и всюду делал этюдные зарисовки удивительных гор. Его даже называли «портретистом гор ». Ведь начинал свой творческий путь художник как портретист, но кавказские горы изменили направление его творчества. Сегодня его картины, воспевающие Кавказ, постоянно представлены в экспозиции музея. Интересно, что творил художник не оставляя службы на военном заводе, ибо был он потомственным военным.

На территории усадьбы, известной как «Белая вилла », любили собираться по субботам деятели культуры, находящиеся в это время в Кисловодске. Приходили на «ярошенковские субботы» «братья» художники (А.Куинджи, А.Васнецов , И.Репин), писатель Л.Толстой , певцы Ф.Шаляпин и Л.Собинов, ученые И.Павлов и Д.Менделеев …. Для приема столь многочисленных гостей радушным хозяевам пришлось пристроить несколько флигелей. А гости в свою очередь помогали хозяевам в оформлении дома, расписывая его в виде фресок Помпеи. В конце 19 века Белая Вилла – один из крупных культурных центров юга России.


К сожалению, Н.А.Ярошенко прожил недолго, и смерть настигла его именно в кисловодской усадьбе, недалеко от которой он и был похоронен. А случилось это после его быстрого спуска с горы Большое седло, где он в этот день рисовал, но спасаясь от сильного ливня, пробежал до дома 10 км. За свою недолгую жизнь он создал более 2000 полотен . Супруга его, Мария Павловна, сохраняла творческое наследие мужа и очень хотела создать его музей. Друзья мужа не оставляли ее. Прожила Мария Павловна в этой усадьбе после смерти Николая Александровича еще 17 лет и была похоронена рядом с ним. Музей был создан позже, однако его судьба была очень и очень непростой.

Первый музей Ярошенко открылся почти сразу после революции, была сохранена обстановка дома и его интерьер. Здесь же была организована библиотека. А улицу, где находилась усадьба, назвали улицей Ярошенко. Но уже в 1919 году захватившими город белогвардейцами музей был уничтожен. После освобождения от белогвардейцев, в 20-е годы, началось мощное курортное строительство. Про музей никто не вспомнил, здание усадьбы отдали кардиологической лечебнице. Была сделана перепланировка, пристроены коридоры, белой краской были закрашены фрески, часть сада была вырублена и там устроен солярий, остальной сад пришёл в запустение, лестница от времени разрушилась. Улица тоже была переименована. От жившего здесь когда-то художника не осталось и следа.


В 40-ю годовщину смерти Ярошенко (1938 г) на его могиле был проведен митинг, выступающие на котором деятели культуры призывали воссоздать музей известного художника. Был брошен клич о сборе вещей, когда-то находившихся в усадьбе и картин художника, которые разошлись в неизвестных направлениях. Подготовкой воссоздания музея занялся кисловодский художник Табуль-Табулевич . Но началась война. А потом пришли немцы, вместе с которыми исчез и Табуль-Табулевич.

После войны Бальнеологический институт решил снести оставшиеся строения усадьбы для дальнейшей реконструкции клиники. Но Пятигорским краеведческим обществом, Пятигорским отделом Географического общества СССР, местными краеведами и художниками началась борьба за воссоздание Белой виллы. Благодаря общественности, активисту художнику В.В. Секлюцкому и многим-многим коллекционерам музей Н.А. Ярошенко был воссоздан и укомплектован большой коллекцией его произведений. Конечно, на расселение жильцов, ремонтные работы, поиск предметов интерьера и личных вещей художника, а так же его работ, ушли годы, но энтузиазм В.В. Секлюцкого и его единомышленников сделали свое дело - 11 марта 1962 года музей был открыт для посетителей.


Музей занимает территорию бывшей усадьбы Ярошенко вместе с садом. В него входят 4 мемориальных здания, в которых размещено большое собрание работ не только хозяина усадьбы, но и других художников-передвижников. Работы самого Ярошенко находятся в главном здании, в залах других зданий можно увидеть работы М.Нестерова, Н.Касаткина, В.Васнецова, В.Перова, И.Крамского, В.Поленова и многих других. Посетив этот музей, вы узнаете много о самом художнике, о его эпохе, а также насладитесь прекрасными произведениями искусства.

Выйдя из музея можно дойти до Свято-Никольского собора , и посетить находящуюся в ограде Некрополя собора могилу Н.А. Ярошенко , на которой установлен бронзовый памятник, являющийся произведением искусства конца 19 века. Отливку этого памятника делали в Санкт-Петербурге.

Недалеко от Свято-Никольского собора находится еще один интересный музей – краеведческий, который называется «Крепость». Он расположен в месте основания Кисловодска и располагает очень интересными экспозициями.

«Белая Вилла» Николая Александровича Ярошенко была источником вдохновения не только для самого художника, но и для его гостей:…


  • Дом Реброва в Кисловодске, где останавливался Лермонтов, восстановят за 5,3 млн. руб

    Старинный дом в курортном Кисловодске, в котором останавливались Александр Пушкин и Михаил Лермонтов, скоро обретет новую жизнь. В 2018 году в проект…

  • Кисловодский Курортный парк снова станет самым крупным в Европе

    В Кисловодске утверждена программа развития города до 2020 года. Она подразумевает собой ряд градообразующих, реставрационных, логистических и…

  • Дача ШАЛЯПИНА в Кисловодске, Ставропольский край

    Кисловодск – удивительный город, город множества муз. И если муза изобразительного искусства в городе-курорте поселилась в усадьбе художника…

  • Санаторий имени Г.К. Орджоникидзе, г. Кисловодск

    Курортная культура зарождается не только на морских побережьях и в тени парков. Особую роль в формировании туристического «климата» города играют…

  • Кисловодский курортный парк, Ставропольский край, г. Кисловодск (часть 3 - Верхний парк)

    Завтра наступит лето – пора отпусков и путешествий. Многие россияне, выбирая место для отдыха, хотят посетить город, который славится хорошим…

  • Кисловодский курортный парк, Ставропольский край, г. Кисловодск (часть 2). Нижний парк

    Сегодня, в Международный день памятников и исторических мест, я хотел бы пригласить вас на прогулку по второй части Курортного парка в Кисловодске.… ОКТЯБРЬСКИЕ ВАННЫ, Ставропольский край, г. Кисловодск

    Продолжаем гулять по Кисловодску. После мавритано-камбоджийского стиля Главных Нарзанных ванн мы познакомимся c историей одного из самых посещаемых…

  • Летом 1882 года небольшая усадьба на улице Ольховой в Кисловодске стала приютом для прибывшего на лечение художника Николая Александровича Ярошенко. Природа Кисловодска настолько очаровала художника, что спустя три года он приобрел эту усадьбу, и начал возведение на нем собственного дома. Проект «Белой виллы» творение самого Ярошенко — одноэтажный деревянный дом с двумя флигелями был построен по эскизам великого художника.

    Здесь в разные годы желанными гостями были художники, писатели, ученые. Усадьбу считали центром культурной жизни Северного Кавказа. В гостях у Ярошенко и его супруги Марии Павловны бывали Дмитрий Менделеев, Сергей Рахманинов, Илья Репин, Константин Станиславский и многие другие выдающиеся персоны. Именно на «Белой вилле» хотел найти приют и укрытие Лев Толстой, планируя свой первый побег из Ясной Поляны .

    Ярошенко умер в Кисловодске в 1898 году и был похоронен неподалеку от усадьбы, в ограде Свято Никольского собора.

    Возрождение усадьбы Ярошенко связано с именем художника Владимира Вячеславовича Секлюцкого, который проделал большую работу по сбору исторических документов и экспонатов. В 1959 году было принято решение об организации музея в этой усадьбе. Он был открыт в 1962 году и с тех пор неизменно привлекает внимание любителей живописи и старины.

    В музее можно увидеть крупные портретные жанровые и пейзажные работы кисти Николая Ярошенко. Здесь есть и зал произведений его современников: Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Архипа Куинджи и других.

    В последние годы территория музея значительно расширилась: усадьбе возвращены ее прежние размеры и разбит прекрасный сад.

    Уже много лет музей проводит встречи с интересными людьми – «Ярошенковские субботы», на которых выступают выдающиеся деятели культуры искусства. Это продолжение светлых традиций в становлении художественной культуры на Кавказе.

    Город Кисловодск и его жители уже не представляют себя без этого небольшого дома над вечно говорливой рекой Ольховкой, где живет и будет жить имя художника, его живой дух, где разместился целый мир его искусства.

    Литература:

    Секлюцкий, В.Кисловодский художественный музей Н.Я. Ярошенко / В. Секлюцкий – Минеральные Воды: Изд. «Кавказская здравница», 1986. – 24 с.

    Путеводитель по Кавказским Минеральным Водам – Ессентуки: «РОССЫ», 2005. – 344 стр.

    Шейко, Н.И. Кавказские Минеральные Воды / Н. Шейко – М.: Вече, 2011. – 304 с., ил.

    Опросы

    Календарь

    Наш instagram

      4 дня ago by molodezhka_stavropol Книжный фримаркет! 17 марта приглашаем всех на традиционную книжную ярмарку «Прочитал книгу – передай другому!». В течение всего дня вы можете приносить книги из своей библиотеки и обменивать их на предложенные издания. А также вы можете посетить интеллектуальные площадки. В 11.00 – начнётся заседание философского клуба «Автор». В 13.00 – очередное собрание любителей и знатоков литературы «Круг слова». Мы ждём всех, кто чувствует в себе нераскрытый потенциал писателя, или просто желает насладиться советами мастеров слова и пера. Тема: «Написание эссе». В 14.00 – в студии «Читаем вместе» открытая лекция профессора СКФУ Л. И. Бронской «У поэтической карты России 20

      3 дня ago by molodezhka_stavropol #ОТДЕЛКРАЕВЕДЕНИЯ РЕКОМЕНДУЕТ #ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ Памятник зачетной книжке, или просто «Студент» в Ставрополе! На одной из центральных улиц краевого центра, на улице Мира, находиться композиция, которая называется Памятником зачетной книжке, или просто «Студент». Расположен памятник напротив главного корпуса Ставропольского государственного аграрного университета. Автор объемной металлической композиции – ставропольский авангардист Василий Чуйков, член двух Союзов - художников и дизайнеров России. Уникальные работы скульптора «из того, что под рукой» можно увидеть на улицах Ставрополя, Пятигорска, Волгограда, Невинномысска и других населенных пунктов Юга России. Художественное направление, в котором работает Чуйков, называется анепластика. Это декоративные скульптурные композиции из металла, куда он добавляет многое другое. Высота монумента

      4 дня ago by molodezhka_stavropol Какая прелесть – эти сказы! В студии «Читаем вместе. Перезагрузка» – очередное студийное занятие по программе «Учимся читать и понимать классику». Будем рады видеть вас 27 марта в 12.00. Ведущая программы – профессор СКФУ Л. И. Бронская – даёт открытую лекцию на тему: «Павел Бажов – автор знаменитых «Уральских сказов». В детстве все мы с увлечением читали сказы П. Бажова, смотрели фильмы, снятые по замечательно интересным сюжетам. На этом занятии внимание присутствующих будет сосредоточено на том, как они создавались, откуда автор черпал сюжеты и образы героев. Гости библиотеки узнают много интересного о поисках материала для сказов. Во многом он

      6 дней ago by molodezhka_stavropol Экологическая акция «Чистое чтение»! В «Молодёжке» прошла экологическая акция «Чистое чтение», целью которой было привлечь внимание к писателям и поэтам, пишущим о природе, познакомить с тематической литературой по экологии и охране окружающей среды. Учащиеся МБОУ СОШ № 28 5 «В» класса смогли поучаствовать в работе различных творческих площадок, которые работали во время проведения акции. Знатоков экологических наук ждала викторина «У природы чистое сердце», которая сразу привлекла внимание своими оригинальными вопросами о природе и не только. Увлеченных фотографией привлекла фотосушка, которая назвалась «Природы чудные мгновенья». Всех гостей знакомили с книжной выставкой «Чистая книга» и предлагали вспомнить своих любимых писателей и

      6 дней ago by molodezhka_stavropol #ЛИТЕРАТУРНЫЙКАЛЕНДАР Юбилейные даты 2019 года: 14 март - 215 лет со дня рождения австрийского композитора И. Штрауса-отца (1804-1849) - 140 лет со дня рождения немецкого физика Альберта Эйнштейна (1879-1955) Иоганн Батист Штраус (более известен как Иоганн Штраус-отец) - австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Родоначальник музыкальной династии Штраусов. Трое его сыновей - Иоганн, Йозеф и Эдуард - тоже стали известными композиторами. Наследие композитора насчитывает 251 творение (из них 152 вальса). Это наследие было бережно сохранено его сыном Иоганном Штраусом-младшим и издано в 1889 году в Лейпциге. К 28 годам Штраус стал настолько знаменит, что даже во время холеры в 1832 году

    Перейдем по мосту на противоположный берег, поднявшись немного в гору, свернем налево и окажемся около парадных ворот усадьбы. Усадьба невелика по размерам и почти вся утопает в зелени вековых деревьев. Через парадные ворота войдем на территорию бывшей барской усадьбы Степановское, принадлежавшей во второй половине XIX столетия Елизавете Платоновне Ярошенко (урожденной Степановой), жене брата художника Василия Александровича.
    Усадьба известна с XIV века. Владельцы - бояре Степановы - были верными стражами границ Руси в борьбе с Великим княжеством Литовским и Крымским ханством. В конце XVIII века была выстроены деревянные здания усадьбы (деревянный барский дом сгорел в 1917г.). При последней владелице имения усадьба была перестроена в камне. Ее муж В.А. Ярошенко, инженер по образованию, вместе с архитекторами спроектировал двухэтажный особняк, главный дом усадьбы, проложил новые аллеи парка.
    Главный дом усадьбы расположен на высоком пологом берегу реки Течи. От его парадного крыльца к реке спускаются в разных направлениях аллеи лип. Самая длинная и живописная аллея, еще сохранившая свои четкие очертания, тянется на юго-запад через всю усадьбу. Более короткие аллеи спускаются сразу к реке. Современный облик усадьба приобрела в середине XIX века. Однако представить сейчас, какой красивой была эта усадьба ранее, очень трудно. Заросли аллеи, разрушены здания, замусорена территория. Все это явно сегодня не украшает Степановское.
    После революции имение было национализировано, картины, мебель утварь были в 1919 г. переданы в калужские музеи. Долгое время в имении располагались различные лечебные заведения. Многим калужанам это место известно как санаторий Павлищев Бор. Санаторий давно закрыли. После закрытия в главном доме произошел сильный пожар, существенно повредивший здание. И стоит оно теперь, медленно разрушаясь, среди зарастающего парка, как памятник былой красоты и великолепия.
    А дом, действительно прекрасен, даже сейчас, когда дух запустения царит повсюду. Разрушается замечательное дворянское гнездо XIX века, одна из красивейших усадеб калужского края. Рухнули перекрытия главного дома, ограда усадьбы разобрана местными жителями на кирпичи (сохранились только парадные ворота), брошены хозяйственные постройки. И только память возвращает нас в то далекое прошлое, когда здесь кипела жизнь, наполненная творчеством, поэзией и искусством.
    В последнее время в усадьбе ведутся восстановительные работы. Территорию обнесли бетонным забором. Провели расчистку мусора в главном здании. Несколько человек работают по восстановлению северного крыла главного дома. Однако работы ведутся так медленно, что надеяться на скорейшее восстановление усадьбы не приходится.
    Усадьба Степановское неразрывно связана с именем известного художника-передвижника Николая Александровича Ярошенко (1846 -1898 гг.).
    Ярошенко известен в русской живописи как мастер - портретист, пейзажист. Николай Ярошенко представляет большой интерес и как художник, и как незаурядная личность. Будучи по образованию военным инженером, он занимается живописью, посещает класс Академии художеств в качестве вольнослушателя. Ярошенко является одним из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок, а после смерти художника И.Н. Крамского возглавляет Товарищество. Николай Александрович был близко знаком с лучшими представителями передовой русской интеллигенции конца XIX века: художниками И.Н. Крамским, И.И. Шишкиным, писателями Г.И. Успенским, В.Г. Короленко.
    Широкую известность художнику принесли картины на тему тяжелой народной доли: «Кочегар», «Всюду жизнь», «Заключенный».
    По воспоминаниям воспитанницы Елизаветы Платоновны Ярошенко П.И. Васильевой, художник часто гостил в Степановском и много работал. В имении всегда было много молодежи. Ярошенко хорошо понимал эту молодежь и запечатлел ее чаяния и революционные устремления в произведениях «Студент» и «Курсистка».
    Однофигурная композиция «Курсистка» известна в двух вариантах (один хранится в Киевском музее русского искусства, второй в Калужском художественном музее). По воспоминаниям художника И.С. Остроухова, И.Н. Крамской, видевшей «Курсистку» в мастерской художника, не согласился с трактовкой ее лица и фигуры. Юная девушка вызывала скорей сочувствие, чем уважение. Тогда Ярошенко написал новую картину, полностью сохранив композиционную схему, но учтя замечания Крамского.
    В Калужский художественный музей картина «Курсистка» поступила из имения Степановское в 1919 году. На картине художник изобразил юную девушку, идущую энергичной поступью по туманной петербургской улице. Ее миловидное лицо с большими глазами одухотворено. Одежда нарочито грубовата и скромна. Свитер из грубой шерсти и плед защищают ее от холода и сырости. При всей социальной конкретности в созданном образе передовой русской женщины нет будничности, он возвышен и благороден. Прототипом для создания картины стала слушательница Высших (Бестужевских) женских курсов А.К. Черткова, урожденная Дитерихс. Анна Константиновна была близка семье Ярошенко, дружила с женой художника Марией Павловной.
    Среди работ, переданных в Калужский художественный музей, много портретов родственников: портрет брата Василия Александровича, «Портрет дамы с кошкой» (Е.П. Ярошенко), «Портрет няни» и «Портрет матери».
    Осмотрев усадьбу, спустимся по тропинке ведущей через парк к реке Теча. Остановимся на мосту и полюбуемся речными перекатами и таинственно - загадочным гротом из деревьев, смыкающихся над рекой. Теча - лесная река с большим числом хрустально чистых родников. Ниже по течению, в окрестностях деревни Екатериновки, обнаружены источники с целебной минеральной водой. Вода по химическому составу и качеству не уступает знаменитой Липецкой воде, однако в настоящее время источник активно не используется.
    Усадьба считается памятником истории и культуры и находится под охраной государства. Все это оставляет надежду на то, что когда-нибудь усадьба предстанет нам в прежнем обличий.