Тургеневская девушка. Елена Стахова – главная героиня романа И.С.Тургенева «Накануне».

«Тургенев был прославленным мастером исторической типизации - это общеизвестно. В каждом из своих романов он стремился закрепить образ (обычно это главный герой), определяющий черты поколении», – отмечала Л.Я. Гинзбург . Если брать во внимание гендерный аспект, то можно выделить в творчестве писателя наиболее яркий мужской образ – тип нигилиста, Базарова, и женский тип, получивший условное название в исследовательской и критической литературе – «тургеневская девушка».

Черты этого образа угадываются повсюду: в творчестве других писателей (А.П. Чехова, И. Бунина и др.), в искусстве, в частности живописи. Л. Н. Толстой в беседе с Чеховым выразил следующее мнение о тургеневских девушках: «Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал их, они появились. Это - верно; я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни» .

Тургеневская девушка – это нравственный идеал писателя, который он представил на всеобщий суд. П. А. Кропоткин в своих «Записках революционера» писал, что Тургенев вселил высшие идеалы и показал нам, что такое русская женщина, какие сокровища таятся в ее сердце и уме, и чем она может быть как вдохновительница мужчины.

Более всего писатель ценил в женщине душу, характер. То, как женщина проявляет себя при определенных обстоятельствах, в отношении с любимым и родными, составляет главный критерий авторской оценки. Испытания, главным образом любовью, являются неотъемлемой частью раскрытия образа. П.Г. Пустовойт говорит об исключительной силе светлой и облагораживающей любви в жизни героинь. «Обаяние многих тургеневских девушек, несмотря на разницу их психологических типов, заключается в том, что их характеры раскрываются в момент напряжённого поэтического чувства, которому Тургенев научился у Пушкина. Как и его великий предшественник, он с волнением наблюдал, как расцветают и преображаются молодые существа под влиянием любви» . Любовь изображается Тургеневым в соответствии с его философскими взглядами, стихийной и бессознательной силой, перед которой не властен человек. Любовью продиктованы самые смелые и отчаянные поступки героинь, именно этим чувством движется жизнь романов Тургенева. Плеяда женских образов, которых исследователи считают истинно тургеневскими девушками, рассмотрена в статье С. Зимовец: родоначальницей женского типа И.С.Тургенева является Лиза из повести «Дневник лишнего человека», а продолжательницами рода – Наташа Ласунская из романа «Рудин», Вера из повести «Фауст», собственно Ася из одноименной повести, далее – Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо» и Елена Стахова из романа «Накануне» . А.И. Батюто, Г.А. Бялый, Ю.В.Лебедев, П.Г. Пустовойт и многие другие исследователи творчества писателя дополняют этот перечень героинь рядом существенных образов: Джеммой, героиней «Вешних вод», Ириной Осининой из романа «Дым», Марианной Синецкой, изображенной в романе «Новь». Не будем говорить о каждой в отдельности, мы лишь выделим типологические черты. Тургеневская девушка не может любить «понарошку», наполовину. Она отдается этому чувству вся без остатка, всё или ничего. От своего избранника она требует того же. Искренность в отношениях для неё превыше всего.

А. П. Чехов довольно резко высказывался на этот счет. Там где многие видели естественность, скромность, высоту духа, бескорыстную самоотверженность, Чехов усмотрел «деланность», «фальшь». Он писал: «какие-то Пифии, вещающие, изобилующие претензиями не по чину»

В пример можно поставить Елену Стахову, героиню романа «Накануне», высокие стремления и порывы которой сочетались с «пренебрежением» ко всему «обыкновенному»: «обыкновенным» женихам, «обыкновенным» родителям, «обыкновенной» жизни . Виноваты сами героини, что любовь их и вместе с тем жизнь трагические, слишком много в них исключительного.

Восхищаясь женской душой, Тургенев обращал внимание и на внешнюю красоту, грацию, манеры. И.С. Тургенев в письме П.Виардо в сентябре 1850 г. пишет, что «красота – единственная бессмертная вещь, и пока продолжает существовать хоть малейший остаток ее материального проявления, бессмертие ее сохраняется» . Прекрасное проявляется повсюду, но особенно в человеческой индивидуальности. Женский мир вещный и психологический писатель воссоздает с пристальным вниманием. Движения, мимика, жесты, манеры, слова героинь способствуют созданию цельного, идеального образа.

Тургенев акцентирует внимание не на отдельных чертах внешности, рисуя портрет героини, а на общем впечатлении, которое производят девушки. От Одинцовой, например, «веет какой-то ласковой и мягкой силой». Про Марианну Синецкую писатель сообщает: «От всего её существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным», а про Елену Стахову: «Во всём её существе <…> было что-то нервическое, электрическое, что–то порывистое и торопливое, словом, что–то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных». Интересно, что в женском образе, Тургенев всегда обращает внимание на выражение глаз: «внимательный и задумчивый взгляд», «удивительное выражение доброты и кротости в умных глазах».

Тургеневские девушки проявляют несвойственную барышням того времени решительность, готовность идти до конца в борьбе за свое счастье. Ася, героиня одноименной повести, приглашает своего возлюбленного на свидание в уединенное место, наверняка, догадываясь, что если эта история получит огласку, её репутация будет погублена навсегда. Еще более смело ведет себя Джемма, героиня «Вешних вод», которая, не задумываясь, порывает с завидным женихом. Она делает из–за любви к человеку, которого видела всего несколько раз в жизни и почти не знает. Пожалуй, есть еще одно качество, характерное для «тургеневских девушек»: они не рассуждают, живут не разумом, а сердцем. Отсюда порывистость, страстность их поведения, порою даже неадекватность. Это дает повод С. Зимовец, Э. Надточий считать, что «тургеневские девушки» находятся «в состоянии аффекта» , что у них «золотуха, загнанная внутрь» . Однако большинство исследователей и критиков сходятся во мнении, что тургеневским девушкам присущи такие качества как: скромность, мечтательность, высокая нравственная чистота, религиозность. Тургенев подчеркивал, что религиозность, к примеру, Лизы Калитины, необычна, ибо она «влечет к подвижничеству» . В. И. Немирович-Данченко отмечает сходство с сестрами милосердия . Тургеневские девушки живут, прежде всего, духовной жизнью. Они не просто соблюдают религиозные обряды, а живут в соответствии с моральными требованиями христианства: помогают ближним, готовы пожертвовать собой, строго судят себя за любой дурной поступок. Это сближает их с простым народом. Нельзя не вспомнить здесь другую героиню, которая стала своего рода предтечей тургеневской девушки. Это, конечно, Татьяна Ларина.

Так, героиня одноименной повести Ася с детства мечтает быть похожей на пушкинский «милый идеал». Здесь и магия имени: мать девушки звали Татьяной. Недаром, говоря о Лариной, она вспоминает мать и перефразирует:

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной матерью моей.

С героиней «Евгения Онегина» её роднит искренность, безыскусность чувства. Подобно Татьяне, она первая напишет любимому, назначит свидание, выскажет чувства. Ни тени кокетства. О прямой связи «Дворянского гнезда» с «Евгением Онегиным» в писали неоднократно. В частности Аполлон Григорьев в статье « Искусство и нравственность»: эта милая, симпатичная Лиза, у которой своих слов нет, которая, в сущности, все - таки Татьяна Пушкина .

В поэзии черты тургеневской девушки были воспеты и ярко обозначены Н.Гумилевым:

<… >Героиня романов Тургенева,
Вы надменны, нежны и чисты,
В вас так много безбурно–осеннего
От аллеи, где кружат листы.
Никогда ничему не поверите,
Прежде чем не сочтете, не смерите,
Никогда никуда не пойдете,
Коль на карте путей не найдете <…> [

К.Бальмонтом:

И там вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой, –
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна –
Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И девственной и женственной мечты, –
Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты<…>

И.С. Тургенев противопоставляет чистый, светлый образ своих «идеальных» героинь образу эмансипированных женщин, которые представлены на страницах его романов: Авдотья Никитишна Кукшина («Отцы и дети»), Фекла Машурина («Новь»). Мы говорили уже о долгом и мучительном процессе эмансипации, в результате которого на авансцену вышло немало смелых, решительных женщин. Применительно к России можно отнести дворянок, которые не боялись общественного мнения и рвали со своим привычным окружением, отдалялись от семьи, отрицали брак и реализовывались в научной и революционной деятельности. Женщины-революционерки были порой мужественнее и фанатичнее своих собратьев по борьбе. Для женщин из демократической, революционной среды стало привычным вызывающее поведение, отрицание привычно женственного, светского. Небрежность в одежде, сигары, выпивка – все это уравнивало их с мужчинами, на их взгляд это самые явные проявления женской свободы.

Авдотья Никитишна Кукшина – «передовая женщина» , «разъехалась с мужем, ни от кого не зависит». Комната, в которой очутились герои произведения, была похожа на рабочий кабинет. «Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос». Она была «еще молодая, белокурая, несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье, с крупными браслетами на коротеньких руках и кружевною косынкой на голове» (с. 68). По меткому замечанию автора, «в маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?» (с.68). Ее поведение, ее действия походили на мужские: «Евдоксия свернула папироску своими побуревшими от табаку пальцами, провела по ней языком, пососала ее и закурила» (с. 69). Героиня «поклялась защищать до последней капли крови права женщин», но судя по изображаемому в тексте эпизоду, сама Авдотья Никитишна утратила всю прелесть женственности. Хочется задаться вопросом: женщины борются за право распивать шампанское, курить, читать соответствующую литературу, «на равных» вести себя в обществе мужчин? Нет. Ответ находим в статье Д.И. Писарева «Базаров». Критик замечает, что Кукшина – это «великолепно исполненная карикатура эмансипированной женщины», которая нахваталась «чужих фраз», она заимствовала у своего в. «только драпировку» . Сам И.С. Тургенев на страницах романа подсмеивается над этой «дамой», отношение к ней негативное, неуважительное. Базаров уходит, даже не попрощавшись с хозяйкой.

Однако общество в 1863 г. стало все более ценить образованных женщин, искавших признания в труде. Новое положение женщины в русской жизни (или, по крайней мере, ее амбиции и желания) неизбежно влияли на повседневность, исподволь меняли статус женщины в глазах мужчины.

Елена Стахова – главная героиня романа И.С. Тургенева «Накануне», играет важную роль в типологии тургеневских девушек. По меткому замечанию Г. Рабель, до героического предела довел писатель этот женский тип в образе Елены . Она считала героиню не только отважней и сильней своих литературных сестер, но и объективно счастливее их: поначалу ей дается все, к чему она стремилась и о чем мечтала. Но сам Тургенев в повести «Ася» вывел формулу: «У счастья нет завтрашнего дня» . Елена Стахова, подобно своим предшественницам, не обрела его, пройдя тяжелый путь испытаний. Проследим становление образа тургеневской девушки в лице Елены Стаховой с самого начала романа.

Перед нами юное создание, девушка двадцати лет, обладающая вполне конкретными представлениями о жизни. Елена родилась в семье, где была психологически некомфортная обстановка, нельзя сказать, что ее избаловали родительской любовью и нежностью. Мать Анна Васильевна, по определению Шубина «курица». Забота о воспитании единственной дочери не тяготила ее. Она «передала ее на руки гувернантке» (с.42). Анна Васильевна, склонная к волнению и грусти, из тех женщин, которые были в моде начала XIX в. Отец Елены Николай Артемьевич был красив, хорошо говорил по-французски, «слыл философом, потому что не кутил», любил поспорить о вещах недалеких, но главная его заслуга – удачная женитьба (с.41). Примерным семьянином он не стал, ибо был неверным супругом, который тратил деньги на подарки другим женщинам и развлечения. Отец Елены личность противоречивая. А.И. Батюто усматривал в этом закономерный художественный принцип «противоречия» по И.С. Тургеневу. « На всем протяжении романа Стахов изображен существом пустым, тщеславным, капризно-эгоистичным, мелочным и пошлым. И вдруг «неожиданно», в момент последнего прощанья с дочерью, этот человек. совершенно преображается» (с.220). Но преображение будет еще не скоро, лишь в самом конце романа, а пока очевидно: к рождению ребенка, с психологической точки зрения, супруги не были готовы. Елена, по замечанию автора, «росла очень странно: сначала обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим» (с.56). Это не удивительно, ребенок с рождения должен чувствовать себя любимым и желанным, должен всегда чувствовать поддержку со стороны родителей, а не наоборот – отчаянно искать ее и, не найдя, разочароваться. В детстве ребенок нуждается в удовлетворении познавательных потребностей, если этого не происходит, то, по Эриксону, может развиться пожизненное чувство неполноценности . Думаю, что именно это и наблюдается у Елены, которая с самого детства была предоставлена сама себе.

В возрасте 3-7 лет самостоятельность выходит на первый план, так как дети становятся менее зависимыми от родителей в мелочах повседневной жизни и более способными к завязыванию тесных дружеских отношений со сверстниками, по мнению известного психолога Д.Б. Эльконина . В этот период формируются восприятие, ощущение, ребенок остро реагирует на окружающий мир. У Елены было развито чувство сострадания и «деятельного добра». Она, вероятно, видела, что не похожа на других, потому что была дворянского происхождения, были люди, которым она могла и хотела помогать. Круг ее общения: нищие, голодные, больные, которые так волновали ее, что видела их во сне. Она хотела заботиться о ком-то, защищать, это так называемый «материнский инстинкт». Отца раздражало это в девочке, как он выражался, «от собак и кошек в доме ступить негде» (с. 56).

«На десятом году Елена познакомилась с нищей девочкой Катей и тайком ходила к ней на свидание в сад, приносила ей лакомства» (с. 57). Подруг других у нее не было. С точки зрения психологии, девочкам в раннем возрасте не характерно общение с широким кругом друзей, им достаточно «лучшей подруги». По Эриксону, сталкиваясь с вопросами социального статуса, ребенок ищет уверенность и безопасность, старается быть похожим на своих сверстников. «Это важная попытка развития автономности, и она требует бросить вызов родительским и общественным нормам» . Елена, чувствуя социальную пропасть между ней и крестьянской девочкой, подсознательно ощущала свою неполноценность и старалась быть с Катей на равных. «Она садилась с ней рядом на сухую землю, в глуши, за кустом крапивы; с чувством радостного смирения ела ее черствый хлеб», «в дождь бегала на свиданье и запачкала себе платье», за что отец назвал ее «замарашкой», и слушала рассказы о злой тетке, которая била крестьянскую девочку (с.57–58). В детстве каждый ребенок мечтает, фантазирует, видит мир в ярких красках, которые нередко сгущает. В связи с этим Писарев писал о Елене: «...она ищет лучшего и, не находя этого лучшего, уходит в мир фантазии, начинает жить воображением < ... > она не критикует нашей жизни, не всматривается в ее недостатки, а просто отворачивается от нее и хочет выдумать себе жизнь» . Елена воображала, как будет скитаться с Катей по всей Божьей воле, в венке из васильков и с ореховой палкой. Но мир мечты и грез не понимают взрослые. Поэтому это было тайной, страшной и сладкой, которую Елена скрывала от родителей.

Все рухнуло с известием о смерти Кати. Пережить смерть единственного близкого человека, подруги – это психологическая травма. «Последние слова девочки беспрестанно звучали в ушах у Елены» (с. 59).

Таков психологический портрет семьи, в которой росла героиня. У нас есть все основания предполагать, что у маленькой Елены была насыщенная внутренняя жизнь, полная разочарований и тревог, и внешне абсолютно бездейственная. Она была чужой в семье родной, наличие комплексов, о которых упоминалось выше, развили в ней скрытность, чувство вины за все и некую замкнутость в общении.

В день, когда началось повествование романа, героине недавно исполнилось 20 лет. « Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед» (с. 55) . И.С. Тургенев не случайно представил нам Елену в таком образе.

Психолог Т.Шварц уделял первостепенное внимание форме лица и цвету. Следуя восточным традициям, он относил людей с «бледным» лицом к стихии воды. «Как вода принимает форму сосуда, так и люди с оттенком кожи этой стихии непостоянны и чувствительны. Идеальная сфера деятельности – интеллектуальная» . Так на первых страницах романа мы становимся свидетелями беседы Елены с молодым скульптором Шубиным и молодым ученым Берсеневым. Героине не интересны «старые шутки», «французские романы и женские тряпки», она желает узнать о значении «шеллингианец», не против послушать лекцию о Шеллинге. «Нам с вами лекции очень нужны, Павел Яковлевич» (с. 48).

О стихии человека можно судить и по лбу. У героини романа он «совершенно прямой», а это редкость. В психологии считается признаком аристократической породы, великодушия, доброты. Елена Николаевна с детства жалеет слабых и беззащитных животных, помогает обездоленным, боится грубым словом обидеть.

Самая красивая черта человеческого лица – глаза. Веками проверенная мудрость гласит: хочешь узнать человека – загляни ему в глаза. «Большие серые глаза». В них таится чувствительность души и мужество. Как утверждает Т. Шварц, люди с большими глазами «часто склонны выдавать желаемое за действительное, приукрашивать события и часто не осознают грань между правдой и ложью» . Отмечается, что довольно часто у таких людей неудачи на личном фронте. Елена Стахова, как бы мы определили, гиперчувствительна: глядела в ночь, потом откинула волосы, протянула к небу руки, уронила их, стала на колени перед своей постелью и «заплакала какими-то странными, недоумевающими, но жгучими слезами» (с. 60). Что это за порыв? Чем он вызван? Это какое-то кричащее одиночество или любовная лихорадка? Претендентов на ее руку и сердце было не много. Можно сказать, что автор представляет нам лишь двоих: Шубина и Берсенева. «Она рвалась и томилась», даже боялась сама себя (с. 60). Ей искренне хотелось найти любимого человека, но выбор был невелик. Елене даже стало казаться, что это мог быть Берсенев. Не зная, что это за чувство, любовь, она выдавала желаемое за действительное. Кто знает, если бы не появился Инсаров, может она и убедила бы себя в чувствах к Павлу Яковлевичу и вышла бы замуж?

Решительность и властность характера проявляется с появлением «героя» - Инсарова Дмитрия Никанорыча. Он ворвался в мир Елены, нарушил все его законы. Мог ли на его месте быть другой? Наверное, нет, потому что он должен быть особенным, непохожим на тех, кто был ей знаком. В детстве девочки мечтают о принце, который приедет и заберет в свое царство. Девушка давно задумывалась о «побеге» из дома, России… Первое знакомство было заочным. Берсенев рассказал историю одного студента, болгарина, который приехал в Россию учиться с целью освобождения своей родины. Судьба его необыкновенная, а если быть точными печальная: мальчик в восемь лет остался сиротой по вине турецкого аги. Девушки от природы сентиментальны и восприимчивы, особенно Елена. Жалость очень сильное чувство, возникает непреодолимое желание помочь, быть рядом. Наша героиня, возможно, испытала перенос собственной потребности в любви на вполне конкретного мужчину. Интерес закрепляется расспросами: «Каков он из себя, этот ваш, как вы его назвали… Инсаров?» (с.81). Слова «как вы его назвали…Инсаров» лишние, потому что она не дождалась ответа и с точностью произнесла фамилию. Девушки, желая скрыть свою заинтересованность в мужчине, часто прибегают к таким незначительным уловкам, чтобы собеседник ничего не заподозрил, особенно, если он влюблен в нее, как Берсенев в Стахову.

На что в первую очередь обращает внимание героиня? «Он не горд?», «А он беден?», и как следствие, «должно быть, много характера», «И не застенчив он?». Ответ прост – на характер, она пытается понять, как вести себя при первой встречи с человеком.

«Сама того не подозревая, она ждала чего-то более “ фатального”», чем то, что увидела (с.89). Образ героя был простым, даже обыденным. Если вначале ей хотелось «преклониться перед ним», то после очного знакомства «дружески подать руку». Она решила ждать… А тем временем, как и любая девушка, тайно сочиняла вопросы для будущих встреч, рисовала, а вернее всего дорисовывала образ своего « ироя» , как назвал его сам автор. С каждым недолгим его появлением, он нравился все больше и больше. Когда Елена Стахова решилась на встречу «с глазу на глаз», Инсаров пропадает, исчезает с поля зрения. Она старается казаться равнодушной, но у нее не получается, боязнь расстаться навсегда пугает и подталкивает к решительным действиям.

Случай представился вскоре после разговора по возвращению Инсарова, в котором Елена искренне призналась говорить только правду и восхитилась патриотизмом героя. Она сама всегда желала деятельного добра, поступка. Бороться за освобождение Родины, «какую это дает уверенность и крепость» (с. 93)!

Общение героев продолжалось в течение месяца. Интересно обратить внимание на поведение Инсарова по отношению к Елене. Известно, что стратегия обольщения у мужчин и женщин неодинаковая. Мужчина с незапамятных времен доказывал женщине свою доблесть и храбрость. Он старался зарекомендовать себя, возвысить в глазах возлюбленной. Путь к завоеванию сердца нелегок, ибо роль женщины заключается в эмоциональной игре. Она может обратить внимание на проявленное мужчиной мужество, а может проигнорировать, давая понять, что это всего лишь долг мужчины. Во время прогулки по Царицыну гурьба растрепанных мужчин, изрядно подвыпивших, требовали спеть «на бис». Один немец, «огромного росту, с бычачьей шеей», просил «поцалуйшик» от Елены или Зои. К счастью, Инсаров был рядом, вот он случай, где можно проявить себя! С чувством собственного достоинства и такта Дмитрий Никанорыч в присутствии дам бросил наглеца в воду «с тяжким всплеском» (с.100–104). И непринужденно взявши Анну Васильевну за руку, двинулся вперед, а остальные, в том числе и Елена, пошли за ним, как за спасителем. Как отреагировала Елена? Вначале улыбнулась, очевидно, она понимала, что это было сделано отчасти для нее, затем просто молчала, вызывая у Инсарова чувство стыдливости. Невербальные компоненты в данном контексте играют важную роль. «Не сводила глаз с темной фигуры Инсарова», когда ехали домой, прощаясь «пожала в первый раз руку Дмитрию» и, долго не раздеваясь, сидела под окном (с.105). Рукопожатие женщины и мужчины характерно исключительно в деловой сфере. По этикету мужчина должен был поцеловать руку женщины, это знак приличия. Почему произошло иначе? Возможно, Елена считала себя равноправным партнером, сильной девушкой и не хотела другого тактильного прикосновения. Рукопожатие – установление дружеского контакта, хотя мечтала она уже отнюдь не о дружбе…

Психологическое состояние героини помогает понять дневник, который она писала в пятый или шестой раз.

Дневник можно определить как распространенную форму психологического общения, позволяющую познать «историю души человеческой». Часто выступает в качестве формы художественного повествования, позволяющей познать самого себя (самопознание). Девушки хранят на бумаге свои сокровенные мысли и тайны, потому что иногда дневник – лучший собеседник, которому ничего не нужно объяснять. Дневниковые записи Елены, по меткому замечанию исследователя Батюто, состоит из беглых отрывков, которые предваряются многоточием. « Все это подчеркивает вехообразность изображения духовного развития Елены, создает иллюзию кинематографической прерывистости» . Подобное чередование сцен предусматривает разносторонность изображения, показываются как хорошие, так и плохие стороны.

Елена Стахова не вела регулярные записи, возможно потому, что внешне все дни были похожи друг на друга, ничего не тревожило ее душу, кроме незначительных моментов. Остановимся на наиболее значимых. Анализируя детство героини, мы предполагали ее холодность по отношению к родителям, мы знали о её задумчивости, порывах уйти. Однако сама Елена озвучивает страшные мысли: полетела бы с птицами - куда, не знаю, только далеко отсюда. Образ птицы, мотив полета были замечены многими исследователями, в частности Ю.В. Лебедевым, который отмечал внешнее сходство: « ходит быстро, почти стремительно, немного наклонясь вперед». Устремленность к полету проявляется и в безотчетных поступках героини (проходит тревога - опускаются невзлетевшие крылья), и в роковую минуту, у постели больного Инсарова, Елена видит высоко над водой белую чайку: «Вот если она полетит сюда, - подумала Елена, - это будет хороший знак... Чайка закружилась на месте, сложила крылья - и, как подстреленная, с жалобным криком пала куда-то далеко за темный корабль» (с.203) . Таким же окрыленным героем, достойным Елены, оказывается Дмитрий Инсаров – замечает Ю.В. Лебедев .

В следующей дневниковой записи героиня признается, что родителей «не любит так, как бы хотелось любить». Вообще некая отстраненность от семьи присуща многим литературным сестрам Елены. Так про Лизу Калитину, героиню романа «Дворянское гнездо», Тургенев пишет: «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного бога восторженно, робко, нежно» . Одна из библейских заповедей гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» . Елена религиозна, она верит в Бога, а потому сознает греховность своих помыслов. «Я мало молюсь; надо молиться…». Все мысли героини занимает Дмитрий Никанорыч, у них много общего: «…и он и я, мы оба стихов не любим, оба не знаем толка в художестве», «одни цветы любим» - розы. Её восхищает дело Инсарова, освобождение родины, у него есть цель. А у неё? Героиня задается вопросом: «Где мое гнездо?» Символический смысл гнезда рассматривала в своей статье О.М. Барсукова-Сергеева, выделяя три уровня значений . Первый и основной уровень – это личное счастье, семейный круг. Понятие гнезда также связывается с жизненными устремлениями героев, поиском прочной основы бытия. Для Елены такой основой представляется любовь к Инсарову и совместное служение общему делу, которым она так восхищается. Но просто тихое счастье вдвоем, семейный круг для нее это слишком узко. «Однако сознательная устремленность героини к общезначимым ценностям не спасает её от катастрофы, к которой Тургенев неминуемо приводит». Елена Стахова всем сердцем стремится к счастью, но, по замечанию О.М. Барсуковой–Сергеевой, здесь и раскрывается перед ней бездна, которую прежде она только инстинктивно чувствовала .

Роковое слово найдено Еленой – влюблена, этим и заканчивается её дневник. Когда девушка влюбляется, начинается томительная мука: ответит ли возлюбленный взаимностью. Автор решает, что герой должен внезапно по личным причинам переехать в Москву, не решаясь самому сказать о своем намерении героини, а значит, лишает возможности выяснить отношения. Посредником в любовной истории Инсарова и Елены становится не менее равнодушный влюбленный Берсенев. Он сообщил обо всем героини, и был первым свидетелем эмоционального потрясения. Это легко заметить по невербальным компонентам, жестам. Девушки, испытывая чувство стыда и смущения, внезапно заливаются краской. Так и Елена Николаевна, уязвленная, желая спрятать румянец, низко наклонила голову и крепко стиснула руку собеседника. Жест «стиснуть руку» можно характеризовать как скрытое выражение агрессии, раздражение. Это вполне понятно: герой «решается сбежать», автор не лукавит на этот счет. Затем, не выдержав всплеска эмоций, девушка заплакала и выбежала. Слезы радости или отчаяния? Любить и быть любимой, казалось бы, счастье, но каково осознать, что вместо признания и ухаживаний герой предпочитает скрыться и забыть. Сейчас или никогда. Елена выбирает первое. Когда она видит Инсарова у себя в доме, то торопливо сообщает, что желает видеть его завтра в 11 часов, чтобы сказать два слова. Получается, героиня делает первый шаг сама, очевидно, желая признаться в своих чувствах. Здесь представляется важным обратить внимание на ряд обстоятельств. Ж. Липовецкий в своей книге «Третья женщина», замечает, что женская инициатива, отнюдь не является нормой поведения. Это скорее отчаяние, к которому прибегают, если мужчина слишком равнодушный или робкий . Инсаров скорее и первое и второе. За подобной эмансипацией неотъемлемо следует сдача позиций мужчиной. Действительно, многие критики русской литературы признают в тургеневских героях слабого человека, а девушках– наоборот. Н.Г. Чернышевский в статье «Русский человек на rendez-vous» отмечал общую особенность «тургеневских юношей» – «дрянное бессилие характера» . Елена – сильная натура, которая готова бороться за свое счастье. Елена, выскользнув из дома, принимает решение идти в квартиру Берсенева, где останавливался Инсаров. «Она ничего не боялась, она ничего не соображала» (с.124). Теряя бдительность, порой совершаешь опрометчивые поступки. Елена не слышала себя… Она согласилась идти за ним повсюду, зная, что Инсаров почти нищий, что придется покинуть Россию, подвергаться опасностям и лишениям, унижению, может быть! Это жертва, это беспамятство. Любовь ослепляет, но звучат главные слова из уст Инсарова: «моя жена перед людьми и перед Богом» (с.130) . Герои объясняются в чувствах, Дмитрий уезжает, но условились писать друг другу и ждать приезда.

Судьба дает последний шанс героини придти в чувства, передумать, предлагая знакомство с Курнатовским. Но нет, «я не живу без тебя, я беспрестанно тебя вижу, слышу». Шли дни, недели, Инсаров перечитывал письма из Болгарии, не волнуясь за Елену. Долг выше чувств. Стаховы решают навестить кузину в Москве, безусловно, героиня ищет встречи с возлюбленным, заметим, не ОН, а ОНА. Однажды девушка решается прийти в комнату, где проживает Инсаров. Теперь Елена жена, хозяйка и пытается справиться с новой ролью, но случая не предоставляется. Дмитрий по-прежнему возвращает её домой под предлогом подготовки к отъезду в Болгарию. Это не настораживает героиню, она радуется, как ребенок. Ей хочется верить, что господин Курнатовский вызывает ревность у её избранника, сама, без ложной скромности, признается о возможном предложении руки и сердца. И что она делает? «Я сделаю ему вот что. – Она приставила большой палец левой руки к кончику носа и поиграла остальными пальцами на воздухе» (с.143) . Поистине ребячество, которое не ожидали читатели от серьезной, задумчиво – строгой Елены. Любовь толкает её на необдуманные поступки, окрыляет, дает возможность чувствовать себя женщиной.

По этому поводу в литературных кругах разразился спор, который начал своей статьей Дараган. Он обвинял героиню «за безрассудное путешествие на квартиру молодого человека», несообразное, по его мнению, с «приличиями нравственного такта, женскою стыдливостью, женскою робостью» . Критиковался в дальнейшем и выбор возлюбленного Елены. Полемика развернулась на страницах газеты «Наше время». Скандальную известность получила статья Н.П. Грот «Елен a Николаевн a Стахов a », подписанная псевдонимом «Русская женщин a ». Высказав мысль, что Елен a «к a к нельзя лучше воплощает в себе элемент разрушения», и осуждая «не женскую храбрость и стремительность Елены», отважившейся на «эгоистический и легкомысленный поступок тайного брака», Н. П. Грот противопо c т a влял a ей типы женщин, которые в тиши и безвестности отмеч a ют свое c уществов a ние высокими хри c тианскими добродетелями . Пи c ательница Евгения Тур (графиня Е. В. Салиас де Турнемир), a н a лизиров a вш a я обр a з Елены с точки зрения идей женской эм a нсип a ции, з a щищ a л a право тургеневской героини на c амостоятельный выбор жизненного пути и писала: «Можно ли кинуть камень в Елену за то, что она < ... >, полюбив некра c ивого, бедного и неуклюжего Инсарова, пошла за ним на край c вета», c ознавая, что жизнь его < ... > принадлежит безраздельно освобождению отечества, а потом уже ей? В этом сознании уже з a ключается отречение от c ебя, c овершенное от c утствие эгоистического чувства...» .

«Сознание счастливой любви придавало оживление её чертам, лёгкость и прелесть всем её движениям. Она шутила, болтала». Её никто не учил флиртовать, это происходит интуитивно: игра взглядом («Елена показала Инсарову глазами на дверь, как бы отпуская его домой»), жестами («с расстановкой два раза коснулась пальцем стола», назначив таким образом свидание через 2 дня) (с.153) .

В тот момент Елена Стахова уже стояла на самом краю бездны, в которую со стремительной скоростью падает после извещения о болезни Инсарова.

Краски повествования сгущаются, и ожидание чего-то светлого уже исчезает. Всем, кроме героини, становится ясно, что Дмитрия не спасти, он умрет - это вопрос недолгого времени. Духовный мир героини, до этого наполненный теплом и любовью, окаменел. По замечанию автора, Елена казалась покойной, ничего не могла есть, не спала по ночам. Тупая боль стояла во всех ее членах; какой-то сухой, горячий дым наполнял ее голову. Горничная говорила, что барышня как свечка тает. Это сравнение весьма интересно, особенно, если вспомнить название произведения «Накануне». В православном храме есть место, именуемое «канунник», или «канун» - это низенький четырехугольный столик, на котором стоит изображение распятия и расположены ячейки для поминальных свечей. Именно перед этим канунником и совершаются панихиды, различные заупокойные богослужения. По-другому его еще называют жертвенником. Перед распятием на кануне ставят поминальные свечи по душам усопших… Героев романа можно сравнить с этими свечами, которые в финале превращаются в потухшие факелы: «Как ты похудел, мой бедный Дмитрий», «Как ты похудела, моя бедная Елена» (с. 166). А. Кретова развивала мысль о том, что еще задолго до трагической развязки, начинают петь похоронные причитания и плачи, как перед кануном в храме : «Мать причитала над ней, как над жертвою. Боже мой, болгар умирающий, скелет – и она его жена, она его любит» (с.187). Природа чувствует гибель, когда героиня готовится к отъезду, в один ненастный вечер завывал ветер. Поведение дочери оскорбляет Стаховых, пусть они были не самые лучшие родители, но Елена их единственная дочь, а они уже не молоды. К тому же, надо признать, что они беспомощны перед лицом происходящего. Дочь всегда была странной и самостоятельной, теперь, когда выбор сделан, и она стала женой, то остается только верить в лучшее и готовиться к худшему. Анна Васильевна, как ни противилась, но позорить свою Леночку она не позволит никому. Она приняла выбор своей дочери, раскрыла свои объятия для двоих. Прощание было очень тяжелым. Обморок матери, её бесконечные слезы, отец, не желающий видеть дочь, – ничто не могло остановить Елену Стахову. Родители оказались намного благосклоннее и сердечнее. Николай Артемьевич в последние минуты отъезда привез родительское благословение: маленький образок, зашитый в бархатную сумочку. Отец не мог сдержать слез. Нет ничего более тяжкого и весомого, чем мужские слезы. Это боль, которую невозможно сдержать. В.М. Маркович снимает все возможные упреки с Елены Стаховой и придает ей «несокрушимое достоинство» . Исследователи, напротив, в подобном отношении к родителям усмотрели беспощадный максимализм, который, по мнению Г. Рабель, не подлежит оправданию безоглядным служением идеалу .

Со дня отъезда черты лица Елены не очень изменились, зато выражение их стало другое: «оно было обдуманнее и строже, и глаза глядели смелее». Приходилось проживать каждую минуту как последнюю, потому что Дмитрий в Вене около двух месяцев пролежал больной, прежде чем с женой приехал в Венецию. Описание отделявшей полосы морского песка, называемой Лидо, от самой Венеции настораживает. Можно сказать, что они сознательно шли по краю смерти. Дорожка, по которой необходимо пройти была усажена «чахоточными деревцами», умирающими каждый год. Ассоциативно проводится параллель с болезнью, беспрестанным коротким кашлем Инсарова… Елена заметила: «Какое унылое место!», очень холодно… Потом им стало весело, как детям, посетили набережную, небольшой музей, пообедали в гостинице, наконец, посетили театр. Театр – место, где можно со стороны посмотреть на происходящее, прочувствовать действительность. Игра Виолетты из оперы Верди подействовала на них обоих, заставила задуматься. Внимательный читатель мог заметить сходство актрисы с самой героиней. Виолетте не хлопают, она не бьёт на эффект, «ей как будто самой не до шутки, она не замечает публики» (с.199). Елене, должно быть, тоже не до шуток, хотя она и пытается быть веселой, не замечая очевидного. Без сожаления произносит Инсаров приговор: «Смертью пахнет!». В. Топоров в книге «Странный Тургенев» отмечал, что любовь и смерть имеют один корень, «они связаны антиномически»: любовь есть жизнь, вечная весна, бессмертное чувство, которое включено в ограниченные временные рамки . Сам И.С. Тургенев повсюду чувствовал запах смерти: «иногда в комнате стоит еле уловимый запах мускуса, и его невозможно изгнать. Объяснение заключается в невозможности любить. Теперь я не способен на это, по сотне причин. И – это смерть» .

Накануне смертельного исхода Дмитрия героиня видит сон. Сон Елены мотивируется напряженным состоянием, это воспаленное подсознание, в котором реальность и вымысел переплетаются. Попробуем дать толкование некоторым образам. Одним из главных символов смерти, «разыгрываемых» Тургеневым, по наблюдениям исследователя Топорова, является море (морская тема) . Посмотрим: «Пруд ширится, берега пропадают – уж это не пруд, а беспокойное море» (с.207). Пруд в соннике Хассе - символ спокойной жизни, в современном соннике – символизирует положительную динамику дел, возможность держать ситуацию под контролем . Разве не так было до встречи с Инсаровым в Москве? Размеренная жизнь, без особых потрясений, Елена была хозяйкой положения. Затем «беспокойное море». Сны про море символизируют несбывшиеся надежды и стремления. Эзотерический сонник трактует море как олицетворение жизни, в зависимости от того, где находится человек, там и есть его место в жизни . Елена находится на поверхности, но положение её неустойчивое, что-то уже поднимается со дна и готово перевернуть её. Штормящее море свидетельствует о предстоящих бедствиях, о которых даже не подозреваешь. Кто бы мог подумать, что влюбленных, обретших смысл жизни, свою любовь, разлучит смерть? Все становится белым. Кругом бесконечный снег. По соннику Миллера, увидеть в сновидении снег – это означает, что настоящие беды чей-то удел, но не ваш . Война за освобождение Болгарии – это дело жизни Дмитрия, он не должен был вовлекать в это Елену, предчувствуя, что не сможет позаботиться о ней должным образом. Он рискнул её жизнью, которая ради любимого готова на все – это можно понять, но мужчина, железный человек, мыслящий рационально, зачем он пошел на это… Сон продолжается, рядом с ней сидит маленькое существо. Это девочка, ребенок, но не живой, состоящий из плоти и крови, а мертвый. Катя, бедная подружка. Грань между реальным и ирреальным стирается. По соннику Лоффа, сновидения, где к покойникам имеют непосредственное отношение какие-то конкретные события и действия, принадлежат к категории разрешающих снов . Явление умершего в этом случае - главное событие разворачивающегося сценария. Инсаров заключен в тесных кельях монастыря, а перед Еленой «разверзается пропасть», из которой слышится голос зовущей её Кати, голос самой смерти.

Не успевает героиня оправиться ото сна, как слышит голос наяву умирающего мужа. Безжизненное лицо героини, которая потеряла все: семью, родину, мужа, надежду на счастье, которая так и не смогла реализоваться как женщина-мать… У нее между бровями появились две морщинки… Молодая девушка, которой было двадцать с небольшим лет… Молиться она не могла, по замечанию автора, она окаменела. Винить и упрекать Бога? Разве это что-нибудь изменит?

Последнее известие родным – письмо. В нем героиня признается, что приведена на край бездны и должна упасть, в Россию возвращаться не видит смысла. Ей осталась одна дорога - закончить то, что начал её муж. Кто-то, спустя пять лет, видел девушку всю в черном, при войске. Как бы то ни было, след её исчез навсегда…

Читателю остается только догадываться, что с героиней сталось… Многие исследователи и критики усматривают в подобной судьбе Елены – судьбу России, связывают с ней будущее. Так, Добролюбов считает, что в Елене Стаховой «сказалась та смутная тоска по чем-то, та почти бессознательная, но неотразимая потребность новой жизни, новых людей, которая охватывает теперь все русское общество, и даже не одно только так называемое образованное. В ней так ярко отразились лучшие стремления нашей современной жизни, а в ее окружающих так рельефно выступает вся несостоятельность обычного порядка жизни» .

Для нас же – это еще одна погубленная И.С. Тургеневым женская душа, которая искала счастье и, не успев найти, потеряла, душа, которая так и осталась летать по краю бездны…

Список используемой литературы:

    Баженова И.С. Экспрессия эмоций в контексте гендерных исследований // Разноуровневые характеристики лексических единиц: сб. научн. ст. Смоленск: СГПУ, 2001. С.99–104.

    Бальмонт К. Памяти И.С. Тургенева/ Избранное. Стихотворения, переводы, статьи. М.: Художественная литература, 1980. 194с.

    Барсукова – Сергеева О.М. Символика гнезда и бездны в романах Тургенева // Русская речь. 2004. №1. С.11–12.

    Батюто А. И. Тургенев – романист. Л.: Наука, 1972. 389с.

    Библия книги священного писания ветхого и нового завета. Вторая книга Моисеева. Исход. Глава 20. М.: Протестант, 1991. 1198с.

    Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Человеческий документ и построение характера. Глава 1. Цит. по: URL : (дата обращения 3.04.2017)

    Горький М. и Чехов А. Переписка. Статьи. Высказывания. М.: Гослитиздат, 1951. 385с.

    Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? Цит.по: URL : http :// www . azlib . ru / d / dobroljubow _ n _ a / text _0190. shtml  (дата обращения 5.04.2017.).

    Зимовец С. Тургеневская девушка: генеалогия аффекта: [Опыт инвективного психоанализа] //Логос. 1999. №2. С.43–49.

    Кретова А. Жертва правды, возношение и всесожжение в романе И.С.Тургенева «Накануне» // Приложение к газете «Первое сентября». 1998. №31. С.7–8.

    Лебедев Ю.В. Тургенев. М.: Молодая гвардия. 1990. Цит. по: URL: (дата обращения 1.04.2017).

    Липовецкий Ж. Третья женщина: Незыблемость и потрясение основ женственности. Спб.: Алетейя, 2003. 512с.

    Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л: ЛГУ, 1975. 205с.

    Петров С.М. И.С. Тургенев. Творческий путь. М.: Художественная литература, 1979. 364с.

    Писарев Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова. Цит. по: URL : http ://az .lib .ru /p /pisarew _d /

text _0080.shtml (дата обращения 5.04.2017.).

    Полное собрание сонников. Цит. по: URL : http :// www . sonnik - online . net / (дата обращения 1.04.2017)

    Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев – художник слова. М.: МГУ, 1980. 303с.

    Рабель Г. Чеховские вариации на тему «тургеневской девушки» // Русская литература. 2012. №2. С.144–170

    Топоров В. Н. Странный Тургенев. М.: РГГУ, 1998. 190с.

    Тургенев И.С. Ася: повесть. Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 1973. 56с.

    Тургенев И.С. Дворянское гнездо. М: Гослитиздат, 1963. 176с.

    Тургенев И.С. Накануне. М.: Литература, 2002. 214с.

    Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1981. Т. 6. С. 430–477. shtml

    Тургенев И.С. Отцы и дети. М.: Советская Россия. 1976. с.67. Далее ссылки на произведение даются по этому изданию.

    Рабель Г. Искушение русского романа «Накануне» в свете добролюбовской интерпретации // Вопросы литературы. 2006. №2. 216с.

Шляпкина Наташа

История создания произведений И.С.Тургенева "Рудин", "Дворянское гнездо", "Ася". Актуальность темы

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Биография
  2. История создания произведения «Рудин»
  3. История создания произведения «Ася»
  4. Актуальность темы
  5. Образ «Тургеневской девушки»
  6. Используемая литература

Биография.

И. С. Тургенев родился 28 октября (9 ноября н. с.) 1818 года в Орле. Отца его звали Сергей Николаевич. Он служил в Елисаветградском кирасирском полку, который квартировал тогда в Орле, и вышел в отставку полковником. Мать - Варвара Петровна, урожденная Лутовинова И. С. Был средним из трех сыновей. Младший брат умер в первой молодости, а старший живет в Москве. На семнадцатом году возраста Тургенев потерял отца, но мать жила до семидесяти лет и умерла в 1850 году. В 1822 году семейство Тургеневых отправилось за границу и посетило Швейцарию. По возвращении в отечество семейство надолго поселилось в родовом имении, вМценском уезде Орловской губернии. Тут же начал Тургенев учиться у учителей различных наций, за исключением русской. В 1828 году переселился со своими родителями в Москву; в 1834 поступил в Московский университет, а в 1835 перешел в Петербургский, где и окончил курс кандидатом. В Берлине Тургенев слушал лекции истории, латинского и греческого языка и гегелевской философии. В 1841 году Тургенев вернулся в Петербург и состоял около года при канцелярии министра внутренних дел. В это время он очень часто виделся с Белинским, с которым тесно сблизился. Хотя Тургенев писал стихи еще мальчиком, но его первая поэма "Параша" появилась только в 1843 году. Вслед за этим он написал еще несколько других произведений, которые однако же не имели особенно сильного успеха.

Сомневаясь в своем поэтическом таланте, он решился покончить с литературою и выехал в конце 1846 года из Петербурга; но, уступая просьбам Белинского, дал ему для "Современника" небольшой рассказ, именно "Хорь и Калиныч". Это произведение, вошедшее потом в состав "Записок охотника", произвело чрезвычайно сильное впечатление на публику и убедило самого автора в его таланте. Посвятив себя отныне литературе, Тургенев отправился в Париж и написал там большую часть "Записок охотника", которые сразу поставили его во главе русских художников-беллетристов. В 1852 году Тургенев за напечатание статьи о Гоголе (в сущности же за "Записки охотника") был отправлен на жительство в деревню, где пробыл два года. С тех пор Тургенев жил то в России, то за границей до 1863 г.

История создания произведения «Рудин».

Роман «Рудин» был написан в 1855 году в течение двух месяцев. Процесс создания произведения совпал с событиями Крымской войны 1853 - 1855 годов.

И. С. Тургенев считал необходимым дать оценку стоявшему у власти господствующему классу. Нужно было ответить на вопрос о том, имеются ли в дворянстве передовые культурные силы, которые могут взять на себя сложную задачу преобразования русской жизни. Писатель сумел на ста страницах текста охватить сложный материал.

Через весь роман проходит противопоставление Рудина дворянскому окружению. Герой романа Тургенева выделяется как человек исключительный, хотя и связанный со своей средой. Выше Рудина во многом оказалась лишь Наталья.

Писатель приводит примеры «музыки красноречия» Рудина, показывает его в процессе спора.В образной, поэтичной форме говорит Рудин Наталье о себе, о своей любви.

Роман «Рудин» проникнут лиризмом, оценочным отношением автора к своим героям, которое представляется в форме прямой характеристики.

РоманТургенев заканчивает лирическим пейзажем в первых изданиях (только в издание 1860 года внесли сцену гибели Рудина на парижских баррикадах).

Правдивость Тургенева и чувство ответственности, какое он испытывал, решая вопрос о том, какие люди нужны России, помогли ему стать выше личных симпатий. Писатель в лице Рудина создал обобщенный образ передового дворянского интеллигента 50-х годов.

История создания произведения «Дворянское гнездо»

Известный нам текст романа создавался на протяжении нескольких месяцев, начиная с середины июня 1858 года до середины декабря того же года. Но замысел произведения, по собственному признанию Тургенева, относится к 1856 г.

Расширительное значение названия «Дворянское гнездо», оттенявшее социальную принадлежность действующих лиц романа, было замечено в критике П. В. Анненковым, который усмотрел в этом названии оттенок горькой иронии писателя по отношению к кругу поместного дворянства.

В поисках тех нравственных начал, которые способствовали, по его мнению, формированию сильной и цельной, стойкой и самоотверженной натуры, Тургенев и в «Дворянском гнезде» обращается к религии как к источнику национальных и народных по своему характеру этических традиций, но как писатель-реалист он не мог не видеть тех антиобщественных, реакционных тенденций, которые были заложены в догмах христианской морали. Отсюда в романе столь контрастное изображение народной и барской религиозности. Отсюда же те колебания в авторском отношении к образу героини, которые так очевидны при сопоставлении этических убеждений Лизы и Лаврецкого.

Называя «безверием» Лизино отречение от счастья, Лаврецкий всем своим опытом убеждает Лизу исключить из понятия долга самопожертвование в любви. Лаврецкий не отказывается от счастья, он видит его в гармоническом сочетании естественных влечений и общественно-полезной деятельности. В этих мечтах нет философии отречения, нет противопоставления понятий счастья и долга, любви и «дела». Только вмешательство враждебных обстоятельств, косной среды, антигуманных нравственных законов, категорий не вечных и подлежащих изменению, заставляет Лаврецкого смириться. Но когда совершился, наконец, перелом в его жизни, когда «он действительно перестал думать о собственном счастье, своекорыстных целях», когда стал хорошим хозяином, он, почувствовав себя конченым человеком, уже ушел с исторической сцены.

Образ любимой героини Тургенева является развитием заветных мыслей писателя, возникших еще в 1856 г., но значительно усложнившихся в4 период создания «Дворянского гнезда». Тургенев не только восхищается Лизой, но и судит ее. Он видит не только сильные стороны ее нравственных убеждений, но и губительную силу воспитавших ее религиозных устоев. Не только женственная, но и сильная, не только чувствующая, но и размышляющая, Лиза уходит в монастырь, никому не принеся счастья своим поступком. Более того, жестокая непреклонность ее религиозных убеждений нравственно обезоруживает Лаврецкого. А между тем в характере Лизы заложены силы, которые могли бы найти лучшее применение

Перелом в настроениях и взглядах писателя между 1856 и 1859 годами отразился и в переписке его за эти годы, в частности в письмах Тургенева к E. E. Ламберт – лицу, весьма близкому писателю на протяжении ряда лет и особенно в период создания «Дворянского гнезда».

История создания произведения «Ася».

Повесть была напечатана в январском номере журнала «Современник» за 1858 год под заголовком «Ася. Рассказ Н.Н.».

Качества Тургенева – художника и психолога, появились в повести «Ася», в которой автор, в сущности, раскрывает слабые стороны характера, выработавшегося на почве дворянского либерализма.

Ася - один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет вести себя в обществе. После смерти матери девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. Так же Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева.

В образе Аси идея долга, получает своеобразный поворот. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им.

Ася дана в повести через восприятие господина, от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Герой представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь придает ей новые силы, внушает веру в жизнь. Асе показалось, что она встретила “необыкновенного человека”, и она была готова подчинить его судьбе свою собственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им. И это означало, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как самоотречение.

Ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость Аси пугает его, и Н.Н. оставляет ее. Первая любовь героини оказывается несчастной.

Актуальность темы.

Каждая девушка в своей интересной жизни хотя бы два раза испытывает такое состояние, когда она красива, изящна, утончена, роскошна, глаза полны нежности, а сердце – решительности! Именно в эти моменты она напоминает истинную «тургеневскую девушку»: в день выпускного и бракосочетания.

Весь образ закончен: длинные пышные ажурные платья нежных расцветок и замысловатого покроя; волосы,собранные в занятные прически с бусинами и цветами постельных тонов. И не только внешнее описание подходит к той эпохе, но и само внутреннее состояние, когда девушка ведет себя достойно, ощущая всю свою прелесть, весь свой шарм, всю ценность ее души и красоты. В моменты этих знаменательных событий на время меняется часть внутреннего мира, так как это одни из кульминаций человеческих жизней. Девушки ведут себя как леди, но в то же время такие перемены требуют некой дерзости, решимости, чувства собственного достоинства. Это состояние «полнейшего счастья».

И описания этих образов столь близко к образу «тургеневской девушки», что раскрытие этой темы становится захватывающим, но и одновременно понятным для читателей. А,значит, тема актуальна!

«Тургеневская девушка»… Под этим термином скрывается столько пленительных качеств души, геройства и драматизма. Всех героинь Тургенев насыщает не внешними особенностями, а неординарным внутренним миром, который напротив противоречит облику девушек: внешняя хрупкость и внутренняя сила. Но именно к этому образу можно применить выражения «идеальная красота» и «целостность личности», являющаяся одним из качеств произведений Ивана Сергеевича.

Образ неимоверно контрастен. Чистота души, порядочность, изумительное воспитание, доброта, нежность, бархатность, ранимость.… Все эти качества противостоят острому уму, смелости, решительности, отчаянности, гордости и чувству собственного достоинства.

Два в одном: ангел и бес, огонь и вода. Неустойчивость характера - вот та «изюминка», которая заинтересовывает и поглощает читателей в произведениях Тургенева, оставляя неотразимый след в их памяти.

Кроме этого, еще одной особенностью является то, что героини гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Это дает оттенок современности, актуальности в его повести, так как именно в наше время можно привести наиболее яркий пример такого «перевеса» в сторону женщины.

Это все дает право нам смело утверждать, что его образы одни из самых поэтичных в русской литературе.

Для обоснования всех этих выводов я взяла три произведения Ивана Сергеевича Тургенева: «Ася», «Рудин», «Дворянское гнездо», так как именно такими предстают перед нами женские образы: Ася, Наталья Ласунская и Лиза Калитина.

Ася, во многом напоминавшая дочь писателя - открытая, интересная, самолюбивая, пылкая девушка, с необычной, но довольно приятной внешностью, непосредственностью и изящностью, характерной благородным дамам. Но ее крестьянское происхождение прибавляет еще застенчивость и неумение держаться в обществе. Вот это отличает ее от героинь других повестей. Но даже Бегбедер Фредерик говорил: «Даже в самой дурнушке таится клад», а Ася несомненно ценна как личность. Роднит же ее нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге.

Кроме того, ее избранник оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее страстные чувства, а любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь. Героиня опять же морально сильнее. Проходя множество испытаний: смерть отца, не благородное происхождение, одиночество, несчастная любовь, она становится внутренне богаче. Не зря говорят: «Что нас не убивает – делает нас сильнее!» Окончание повести можно оценить по - разному.

Следующая представительница этой группы – Наталья Ласунская. Воспитанная, скромная, нежная, умная не по годам, с богатым внутренним миром, способная на искренние чувства, на самопожертвование во имя любви, сдержанная, аккуратная, мечтательная, немного скрытная, но в то же время страстная и горячая. В отличии от Аси, Наталья из дворянской семьи, поэтому и так образованна, увлекается вышивкой по канве, чтением, лошадьми.

Красноречивый Рудин произвел на Наталью огромное впечатление, но ее чувства далеки от простого любопытства и слепого восхищения. Она увидела в Рудине человека с богатой душой и интеллектом, способного на яркие, значительные, приносящие несомненную пользу поступки. Но Рудин относится к героине, как к ребенку, что еще больше возбуждает разум «юной дворяночки».

И опять же, как слабовольный и неуверенный человек повел себя герой в ситуации, которая требовала от него мгновенного и решительного поступка. А Наталья так великолепна в своем «горячем» порыве при последней встрече с Рудиным, и как низок и жалок сам Рудин, даже не сделавший попытки изменить ситуацию или хотя бы дать шанс, предоставить минутный момент счастья. Но Наталья, даже будучи в расстроенном состоянии, находит в себе силы и благодарит за полученный урок.

А героиня, по ходу сюжета, все так же представляется нам волевой и цельной натурой, уверенной в себе, в своих словах, в своих действиях, доказывая свою принадлежность к образу «тургеневской девушки» и вызывая уважение и сочувствие.

Как и Наталья, Лиза Калитина - провинциальная барышня, ежедневно играющая на пианино, что подчеркивает красоту ее души, и во всем подчиняющаяся своей матушке. Но эта девушка не так проста. Душа ее чиста и нетронута, она религиозна. Именно ее можно привести в доказательство фразеологизму Руссо Жан-Жака: «Царство женщины - это царство нежности, тонкости и терпимости». Но в тоже время Тургенев восхищается силой ее характера, ее бескомпромиссностью, нравственной чистотой. Именно эти качества присущи тургеневским героиням.

Когда Лиза поняла, что любит Лаврецкого, ничто ее уже не могло поколебать, потому что такая девушка, как она, любит один раз и на всю жизнь. Но известие о ложной смерти жены Лаврецкого, подталкивает эту решительную девушку уйти в монастырь.

Героини с каждым своим поступком доказывают свою сознательность. Они владеют своей судьбой и готовы принимать решения.

Используемая литература:

  1. И. С. Тургенев «Ася. Рассказ Н. Н.»
  2. И. С. Тургенев «Рудин»
  3. И. С. Тургенев «Дворянское гнездо»
  4. И. С. Тургенев «Полное собрание сочинений и писем»
  5. Р. Дессе«Сумерки любви. Путешествия с Тургеневым»
  6. И.С. Тургенев «Накануне»
  7. В. Г. Фридлянд «Тургеневская повесть»

В этой статье мы рассмотрим образ "тургеневских девушек". Это словосочетание можно услышать довольно часто, но вот что оно обозначает? Для ответа на этот вопрос придется вспомнить Но сначала заметим, что современницы очень любили автора. У него было больше почитательниц, чем у любого другого русского писателя. Попробуем разобраться, чем же Иван Сергеевич заслужил такую любовь?

Личная трагедия и отношение к любви

Образ "тургеневских девушек" сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви. Писатель всю свою жизнь питал безответную страсть к Полине Виардо, известной французской певице. Это чувство помешало Ивану Сергеевичу жениться, он даже пошел на дипломатическую службу, чтобы быть ближе к предмету воздыхания. Но все было напрасно - Виардо была замужем и любила супруга.

Эта любовная неудача отразилась на мировоззрении Тургенева. Он перестал верить в то, что чувство может сделать человека счастливым. Для писателя любовь стала непреодолимой силой, которая легко ломает даже самую стойкую личность. В этом можно убедиться на примере судьбы Базарова. Тургенев был уверен в том, что, столкнувшись с чувством, человек не сможет остаться прежним - любовь перемелет его. В ней автор видит обреченность, неотвратимый фатум.

Героини

Образ тургеневской девушки является неким воплощением рока, который призван разрушать жизни - познав любовь, герой обречен на гибель духовную и физическую. Его персонаж либо умирает, как Базаров, либо угасает, как Павел Петрович Кирсанов, который безответно был влюблен в княгиню Р. После того как она умерла, он теряет внутреннюю силу, существует по инерции.

Исходя из сказанного, можно было бы предположить, что женщина, обрекающая мужчину на смерть, должна иметь нечто демоническое. Но Тургенев не позволяет себе взвалить всю ответственность на героиню. Наоборот, он создал практически идеальный образ женщины, какой не удавалось создать ни одному русскому писателю. Имена этих совершенных барышень:

  • Елена Стахова («Накануне»);
  • Зинаида («Первая любовь»);
  • Наталья Ласунская («Рудин»);
  • Лиза («Дневник лишнего человека»);
  • Ася из одноименного произведения;
  • Лиза Калитина («Дворянское гнездо»);
  • Вера («Фауст»).

Что касается романа «Отцы и дети», то не подходит на роль "тургеневской барышни". Скорее к ним можно причислить Фенечку и Катю.

Образ "тургеневских девушек": характеристика

Героини писателя разные, но у них есть и общие черты.

Все "тургеневские девушки" очень женственны. Они могут быть и не красивы на первый взгляд, но в них есть что-то особенное. Его героини «не от мира сего» - очень романтичны, много читают, впечатлительны, живут в своем мире. Показательно в этом отношении описание Натальи («Рудин»): «оставалась неподвижной… задумывалась… опускала руки… на ее лице отражалась работа мыслей… она чувствовала сильно и глубоко, но тайно».

Тургеневская девушка очень нравственна и безукоризненно добродетельна. Самое важное для нее - быть честной перед собой и не пойти против совести. Только тогда она может быть счастлива. Со стороны может показаться, что такие героини беспомощны и слабы, но это совершенно не так. В них заключена большая сила, которую дает им чувство нравственного долга. Сломить такую героиню невозможно, если она приняла решение, то уже не изменит его.

"Тургеневские барышни" могут легко принести себя в жертву, но только ради любимого человека. В этом снова проявляется их внутренняя сила. Часто духовной потенциал таких героинь намного выше, чем у любого героя-мужчины. Из-за их необычного характера судьба "тургеневских девушек" складывается очень необычно. Например, Елена из «Накануне» отправляется на войну, Марианна из «Нови» оказывается в самом центре революционных событий, Лиза Калитина («Дворянское гнездо») находит успокоение только в монастыре.

Героиня Тургенева обязательно чему-то служит. Это может быть любимый мужчина, высшая идея, а подчас и то, и другое. При этом в ней уживаются совершенно противоречивые черты характера, например, трезвость ума и упрямство, порывистость.

Итак, мы разобрали основные характеры персонажей. Ниже можно будет увидеть план. Образ "тургеневской девушки" по нему будет гораздо легче проанализировать. Мы же для примера возьмем Асю.

Внутренняя сила

Писатель создает новый женский образ. В его героинях ничего не остается от прекрасных дам Средневековья, которые считались идеалом. Такие женщины были покладисты, смиренны и ждали действий от мужчин. Образ "тургеневской девушки" в повести или романе совершенно не такой. От нее можно ожидать, что она сама займет место рыцаря и спасет своего возлюбленного от всех бед. Поэтому назвать такую барышню безвольной и слабой - непоправимая ошибка. Просто разглядеть ее потенциал сразу не удается. При этом героини Тургенева остаются верны себе, они всегда внутренне цельны, их не раздирают противоречия и сомнения. Вот, для примера, описание Лизы Калитиной: «проникнута чувством долга… с сердцем кротким и добрым… она любила одного Бога нежно, восторженно, робко».

Лиза Калитина

Рассмотрим образ "тургеневских девушек" на примере героини романа «Дворянское гнездо». Лиза Калитина предстает обычной провинциальной барышней, которая во всем подчиняется матери и целыми днями музицирует. В будущем ей предрекали хорошую партию, то есть завидного жениха. Приняв эту судьбу, она могла бы прожить такую же жизнь, как и многие ее ровесницы. Однако обыкновенна Лиза только на первый взгляд. Особенность героини подчеркивает сам автор. Он знакомит читателя с каждым героем, расписывая его прошлое, но Лизу нужно понять, разгадывая характеристики, которые дают ей другие. И при этом надо учесть, что окружающим не сразу удается понять девушку. Так, Лаврецкий составляет о ней совершенно после первого знакомства неверное суждение. Лишь со временем ему удается разгадать Лизу и выяснить, что у них много общего. Единственное, что их отдаляет, - это вера в Бога: Лиза убежденная христианка, а Лаврецкий атеист. Девушка очень пылко рассуждает о свое вере, забывая обо всем на свете.

Любовь Лизы

Образ "тургеневской девушки" очень невинен. Это неопытное создание, мало знакомое с реальной жизнью. Именно поэтому Лиза не сразу понимает, что полюбила Лаврецкого. О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным.

Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Герои счастливы. И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера.

Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход - уход в монастырь. Но и в этом решении девушка верна себе. Совершить этот поступок велит вера в Бога.

Образ "тургеневской девушки" в повести «Ася»: план

Чтобы облегчить себе процесс анализа персонажей, можно составить общую схему рассуждений. Выглядеть она будет следующим образом:

  1. Краткая характеристика произведения: название, тематика и проблематика.
  2. Общая характеристика главной героини.
  3. Подробное рассмотрение ее черт и поступков.
  4. Ответить на вопрос, повлияло ли детство и воспитание на становление личности.
  5. Отношения героини с возлюбленным.
  6. Сюжетная развязка и подведение итогов.

Повесть «Ася»

Теперь попробуем, пользуясь нашим планом, разобрать образ "тургеневской девушки". «Ася» была написана в 1857 году. Эта повесть рассказывает о девушке, рожденной от связи барина и крестьянки. Писатель не раз видел судьбы таких детей, поэтому тема была ему близка и понятна.

Теперь перейдем к описанию Аси. Она предстает типичной "тургеневской барышней". Девушка не особенно красива, зато миловидна, грациозна, в ней много личностного обаяния и неповторимости. Вот какой описывает ее сам автор: «было нечто особенное в ее смугловатом крупном лице… с маленьким тонким носиком, светлыми глазками, детскими щечками». В ее облике много светлого и даже детского. На героя она произвела при первой встрече странное впечатление - слишком много резкого и стремительного было в ее жестах и поступках.

Как обычно, "тургеневская девушка" открывается не сразу. Вскоре становится ясно, что ее поведение можно объяснить прошлой жизнью. Несмотря на свой возраст, она понимает двойственность своего положения, и эта двойственность передалась ее характеру.

Чувства Аси

Образ тургеневской девушки в повести «Ася» очень ярок. Особенно это проявляется в тот момент, когда героиня осознает, что на нее обратил внимание рассказчик. Начинаются встречи, они разговаривают, и мужчина понимает, насколько духовно богата Ася. Девушка раскрывается все больше, становится ясно, что она свято уверена в том, что человек способен совершить все, что угодно, было бы желание. При этом Ася романтична и деятельна, ей нужно занятие, она не может спокойно сидеть на месте. Любовь придает ей новые силы, делает ее счастливой, окрыляет.

Но счастью не суждено было сбыться - главный герой не распознал любви, побоялся мнения света и отказался от героини. Именно поэтому оставляет его до конца дней несчастным и не дает другой семьи и любви Тургенев. Ася (образ "тургеневской девушки" безупречен) предстает идеалом, который был предан самым близким человеком.

Ф отографии этих девочек говорят сами за себя. Это тип, я бы даже сказала, диагноз. Чистые и скромные, без яркого макияжа и вульгарности, но женственные и с хорошими манерами. У них строгие моральные принципы. Они готовы пожертвовать собой ради дела или любви. Мужчины часто называют их идеальными женами. Интересно, что они скажут посмотрев фотографии?

Б ельгийский фотограф Филипп Эрбе собирал их для своего проекта по всей России. С помощью своей подруги Ирины он искал их по всей России: тех, что не ругаются матом, любят классическую музыку и классическую же литературу, носят строгую одежду. Именно поэтому информации о том, девственницы ли они, нет — кто ж такое у дамы спросит — но, наверное, да. Или только по большой любви. Они не обязательно красавицы, но, как говорится, обладают огромной нравственной силой. В современной России живут они, непонятые никем, и носят юбки не короче, чем по колено. Смотрим портреты:


«...не была рассеянна: напротив, она училась прилежно, читала и работала охотно. Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она и в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь её огорчало» (Наталья Ласунская из романа «Рудин»)


«Слабость возмущала её, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования её ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять её уважение,— а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, — и уж он переставал существовать для неё.» (Елена Стахова из «Накануне»)


«Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности» (Лиза Калитина из «Дворянского гнезда»)


«Она была очень недурна собой, живого и кроткого нрава. Ее серые, светлые глаза глядели добродушно и прямо из-под ребячески приподнятых бровей; она почти постоянно улыбалась и смеялась тоже довольно часто. Свежий голос ее звучал очень приятно; двигалась она вольно, быстро - и весело краснела. (Лиза Ожогина из «Дневника лишнего человека»)


Вот и хочу спросить — вы бы влюбились в такую женщину?


Было бы вам с ней хорошо? Что вы вообще о них думаете? Анахронизм, или?



все фото с сайта

Выражение "тургеневская девушка" не является фразеологизмом, это - литературный стереотип, который был сформирован на основе образов нескольких героинь Ивана Тургенева.

Он весьма интересен и, наверное, даже популярен, хотя, как и раньше, его немногие понимают.

Тургеневская девушка - это вечный идеал тех, кто ценит настоящую женскую красоту, заключённую в её душе.

В общем смысле под тургеневской девушкой понимают скромную, далёкую от большого света, обладающую богатым внутренним миром девушку.

В представлении Тургенева такая девушка - канон русской женщины, сочетающей в себе ум и простоту, сильный характер и бесконечную преданность. Тургеневская девушка часто мечтательна, но верна одной идее, ради которой она может пожертвовать собой. Она влюбляется не во внешний лоск, а в душу. И душой любит.

Примером такого типажа может быть Наталья Алексеевна Ласунская из романа "Рудин", которая "с первого взгляда могла не понравиться", которая "говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально", "часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась", но при этом "училась прилежно, читала и работала охотно. <...> Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно".

Ещё одна героиня - Елена Николаевна Стахова из романа "Накануне". "Во всём её существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряжённой, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных". "Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала "во веки веков"; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором". Ничто никогда не могло удовлетворить ее: она всегда жаждала деятельного добра. Ее никто не стеснял, а она рвалась и томилась: "Как жить без любви, а любить некого!".

Конечно же нельзя обойти и Асю из всем известной повести. "Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита". Ася то веселится, то грустит, то карабкается на развалины замка, чтобы полить цветы. Она быстро влюбляется в рассказчика и бросается в объятья, но тут же убегает, получив от возлюбленного укор в свой адрес.

Есть ещё много других "тургеневских девушек": Лиза Калитина из "Дворянского гнезда", Марианна Синецкая из романа "Новь", Лиза из повести "Дневник лишнего человека", Вера из рассказа "Фауст". Обладая различными чертами характера, имея разную биографию, все они имеют что-то общее. Они чувствуют себя чужими в светской среде, они подчиняют себе мужчин не столько красотой, сколько своей непохожестью на других, своей сильной натурой. Наверное, в наше время этот "тургеневский идеал" становится всё более востребованным, хотя очень редким.

Напоследок приведу строки из стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта "Памяти И. С. Тургенева" ("Уходят дни..."):

И там вдали, где роща так туманна,

Где луч едва трепещет над тропой, -

Елена, Маша, Лиза, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна -

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создания любви и красоты,

И девственной и женственной мечты, -

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,