Правила проведения

Конкурс, существующий с самого зарождения КВН, практически не изменил своей сути. Как тогда, так и сейчас, все команды в полных составах выходят группами на сцену и им задаётся вопрос или провозглашается какой-либо тезис . После этого, в течение 30 секунд , каждая из них должна, прослушав повтор вопроса или тезиса, оригинально и остроумно ответить в устной или иной возможной форме. Иногда ответ может содержать демонстрацию фотографий или видеофильмов , однако, в подавляющем большинстве случаев, такой возможностью пользуется команда, предлагающая развить их собственную тему.

Формы задания тем для ответов

Классическая форма разминки предполагает, что от каждой команды поочерёдно выходит по одному, реже - больше, участнику, который озвучивает фразу, подготовленную его товарищами для обсуждения командами. Обычно, при таком подходе, задающая сторона, прослушав ответы соперников, предлагает свой, заранее отрепетированный ответ.

Подобная этой, существует форма, когда у ведущего на трибуне лежат рубашкой вверх бумажки с вопросами. Участники команд по очереди подходят за бумажкой и задают вопрос, написанный на ней. Затем участник с бумажкой повторяет вопрос для всех желающих, включая товарищей по команде.

В последнее время в Высшей лиге КВН активно практикуются вопросы от ведущего, членов жюри или от зрителей в зале. В таком случае процедура проходит подобно случаю с бумажкой, только вместо чтеца вопрос повторяет тот, кто его задал. В финале Высшей лиги 2006 , когда вопросы задавали зрители, для них было введено ограничение: каждый желающий задать вопрос должен был показать, как он приготовился к наступающему празднику Нового года .

Формы представления ответов

После совместного обдумывания ответа, каждая команда выбирает наиболее успешный на их взгляд вариант, который должен исполнить кто-нибудь, специально для этого выбранный, из команды. Этот кто-то (один или несколько человек) выходят к микрофонам , дожидается своей очереди, слушает повтор ключевой фразы и исполняет ответ, придуманный его товарищами. Можно просто весело ответить, а также петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, демонстрировать собственные произведения искусства или ещё что-нибудь придумать. Иногда, особенно, когда вопрос задаёт молодая девушка из зала, команда, не придумавшая ответ, начинает заигрывать с задающим или ещё как-нибудь развивать с ним беседу.

Ссылки

«Штурм шутки» (серьезный разговор о разминке) - отрывок из книги М. Марфина и А. Чивурина «Что такое КВН?»


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Разминка (КВН)" в других словарях:

    Разминка в КВН является одним из немногих конкурсов, в которых играющим командам предлагается шутить экспромтом. Максимальный балл в Высшей лиге 6. Содержание 1 Правила проведения 1.1 Формы задания тем для ответов … Википедия

    Разминка в КВН является одним из немногих конкурсов, в которых играющим командам предлагается шутить экспромтом. Максимальный балл в Высшей лиге 6. Содержание 1 Правила проведения 1.1 Формы задания тем для ответов … Википедия

    В КВН является одним из немногих конкурсов, в которых играющим командам предлагается шутить экспромтом. Максимальный балл в Высшей лиге 6. Содержание 1 Правила проведения 1.1 Формы задания тем для ответов … Википедия

    Kvnru.ru, КВН для ВСЕХ URL: http:/ … Википедия

    Запрос «КВН» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Эмблема Высшей лиги КВН КВН (Клуб Весёлых и Находчивых) популярные юмористические игры, в которых команды различных коллективов (вузов, предприятий, учебных заведений и т. д.)… … Википедия

    Премьер лига КВН вторая по значимости лига КВН ТТО «АМиК» и телепередача Первого канала. В данной статье представлен список сезонов лиги. Содержание 1 Сезон 2003 1.1 Состав 1.2 Игры … Википедия

    Летний кубок КВН игра, ежегодно проходящая между чемпионами Высшей лиги КВН последних лет. Также именуется Суперкубок. Содержание 1 История 2 Победители 3 Награда для … Википедия

    Высшая лига 2011 Сезон 25 й Место проведения Концертный зал «Академический» (игры 1/8 и 1/2 финалы), Центральный академический театр Российской армии (четвертьфиналы и финал), Москва Название сезона … Википедия

Разминка — прекрасный импровизационный конкурс, в котором выигрывает опыт и быстрота мышления. Правила конкурса такие — на вопрос от жюри, ведущих или самих команд нужно ответить смешно, остро, в тему и так, чтобы получить плюс у жюри. Выигрывает самая смешная и уверенная команда.

Основные тонкости конкурса.

Разминку всегда нужно тренировать. Очень странно, почему команды готовят конкурс «Приветствие» в течение двух недель, а разминку играют только в день игры на сцене. За разминку дают минимум 5 баллов, а в большинстве адекватных лиг и все 6. А значит, что получив за приветку все пятерки, можно смело получить за разминку 4, при максимальных шести. нужно всегда смотреть на командный ряд свой.

Вполне возможно, что все в разминке могут взять низкие оценки. А может быть и так, что вас после этого конкурса будут опережать на 2 балла. Надеяться, что после разминки у команды, которая ведет у вас два балла, будут плохие конкурсы и вы их отыграете — наивно и беспричинно.

В разминке, во время игры, есть роли, которые современные КВНщики используют редко, но, так как с 2015 года, эти конкурсы активно возвращаются на экраны и в лиги АМИКа, про них нужно говорить постоянно. Итак: Кукушка — человек, который мало пишет, или не пишет вообще, ну, или не дает ответы, или сбивает команду. Его ставят, чтобы он следил за временем. Обычно, так как, разминка играется 30 секунд, он говорит, на 20 секунде, что еще 10 секунд, а потом, в 30 секунд, он говорит, что время закончилось.

Это нужно, чтобы мозг умел в короткий промежуток времени находить нужный ответ на вопрос. Диспетчер — человек, который слушает ответы других команд, чтобы ваш ответ не повторился, потому что, это существенно снижает балл на разминке, особенно, в телеформате. Круги — это авторские группы, которые работают в разминке и выдают ответ в короткий промежуток времени. Обычно, это несколько человек, которым удобно работать друг с другом вместе. Их основная задача — генерить ответы на игре.

Разминка — чисто тренеруемый конкурс. С него надо начинать любой штурм. Обычно, заранее готовятся вопросы. Желательно весь актуал на ближайшую игру, плюс, то, что может войти в разминку уже на саму игру. Нет смысла писать вопросы, если вы их никогда больше не зададите, дальше этой разминки. Любой автор может написать вопросов 30 за 15 минут, дальше вы просто читаете их на разминке и отвечаете.

Кто-то может отвечать на вопросы одним словом (даже рекомендуют, чтобы мозг нашел пути к смешным ответам), дальше уже разгоняетесь до полных и смешных ответов. Можно на репетициях почернить вначале, чтобы вышла вся грязь, потом, переходить на хорошие. Смешные ответы нужно записывать и помечать. Нередко из разминки выходят номера.

Пишите вопросы на разминку, чтобы команда-соперник не могла пробить ответ. Формулируйте так, чтобы нельзя было ответить на вопрос сходу. Например, «Почему лагерь называется «Дубравушка», а тут растут только ели» ? В вопросе нельзя ответить четко с ходу и пробить вашу шутку. Потом, и ваш ответ должен быть таким, чтобы зрителю было от него смешно. Хотя, зачастую, многие ответы импровизационно намного смешнее заготовок.

Первый смешной ответ в голове — самый верный. Если шутка сформировалась в голове сразу, надо выходить и говорить ее. Ваша первая реакция будет почти идентична с реакцией зала.

Только очень опытные КВНщики могут себе позволить переформулировать шутки на ходу, точно зная, что нужно для зала. В остальных случаях (когда команда учится играть) , старайтесь пользоваться этим правилом.

Вопросы придумывать очень сложно, с учетом того, что на все темы перешутили почти, однако, всегда есть актуал. То, что волнует всех сейчас. Чемпионат Мира по футболу, Формула 1, Инстаграмм, то, что сейчас очень остро и смешно.

Умеренно, но используйте резину. Заготовленные заранее шутки, тоже по актуалу, которые могут попасть в тему вопроса соперника. Не нужно переусердствовать, потому что, большинство шуток, рожденных здесь и сейчас смешнее заготовок, но бывает так, когда команда или авторская группа «ловит клин» или «тупняк». И ничего не может выродить. Тут важны архивы.

Видеоматериалы по разминке в КВН:

В данном случае, многие ответы в разминке были, что называется, сходу. Большое количество импровизации от Дмитрия Кожомы, от ребят из СТЕПиКо. Да и разминка в 2009 году была явлением обыденным, оттого, вся игра КВН смотрелась намного разнообразнее, чем все заготовленные конкурсы. В центральных и региональных лигах, разминка играется очень активно и этот конкурс никогда нельзя игнорировать.

Участник команды КВН «Физтех» г. Долгопрудный Василий Петяев рассказывает про конкурс разминка:

Специальный проект КВН, посвященный 50-летию собрал лучший свет команд – а мы покажем Разминку.

Команды 20 и 21 века на сцене, Владимир Путин среди зрителей, и видно, что ни один участник не хочет ударить лицом в грязь. В целом разминка прошла превосходно. Вопросы были заданы участниками КВН из разных стран мира, где КВН играют. Вопросы оригинальные, на которые давались, чаще оригинальные, смешные ответы. Запомнился ответ Сергея Светлакова на вопрос “Встречаются новый русский и новый грузин. Что в этом не правильного?”. Ответ Сергея Светлакова был такой “Когда встречаются 2 мужчины, то это совсем не правильно”. Не претендую на дословность и цитированность (что одно и тоже), но смысл передал.

КВН 2011 “50 лет КВН” – Лучшая Разминка смотреть онлайн в стандартном окне:

КВН 2011 “50 лет КВН” – Лучшая Разминка:

И не мудрено, что лучшая разминка! Собрали весь свет игры КВН и хотят, чтобы все прошло стандартно и в рамкам ожидаемого всплеска юмора? Не выйдет, все мы знаем кто главный судья на этой игре, а он умеет организовать так, чтобы дела шли блестяще!!!

Давайте по памяти перечислять тех, кого увидели на экране, а может и только тех, кто отвечал на вопросы. Более молодое поколение начнет с имен команды 21 века – они их знают лучше и они им ближе. Зрители постарше первым делом назовут Дмитрия Соколова (взрослый, суровый человек без возраста), потому что он им более знаком и симпатичен.

Итак, список: Сергей Светлаков, Михаил Галустян, Дмитрий Соколов (надеюсь понимаете, сколько мне лет?), Павел Снежок Воля, Александр Гудков, Гарик Мартиросян, Сергей Писаренко, Давид из «Пирамиды», Максим Киселев, Нурлан из Кахази, и еще большая масса популярных актеров, продюсеров, короче состоявшихся людей.

А вот теперь главное! О чем говорили? По вопросам и ответам КВНа можно понять российскую обстановку, так сказать, “чем дышит страна”, но так как, вопросы были со всего мира, то можно определить “чем дышит страна в отношении Мира в целом, и внутри особенно”. Вопросы и ответы, относились к отечественным и зарубежным машинам, в том числе, частично, к военной технике; как всегда, к алкоголю (тут в ответах были неподражаемы Светлаков и Писаренко); к возрасту КВН и т.д.

Немного статистики. Из 140 ответов, присланных в пятый тур разминки, 18 человек просто нажало кнопку отправки «Чуваки, зацените юмор!», не удосужившись даже ответить на поставленные перед ними вопросы; ещё трое ответили по два раза, и оба раза одинаково; один ответил идентично на все вопросы и оказался роботом. Таким образом в разминке пятого тура поучаствовал 121 дееспособный человек и один недееспособный робот. О численном составе жюри. В этом туре их было шестеро, еще трое по различным причинам не добрались до конвертов с результатами. Зато, возможно, добрались до праздничного стола и начали отмечать День труда досрочно.
Ну а теперь то, ради чего мы и читаем этот пост — ответы!

4- Слушай, я не знаю, хочешь — работай, никто против не будет.
(Уродливый Лысый Карлик)

3- День труда — день обратно. По любому выходной нужен.
(alkogol)

2- А почему все остальные дни, когда я бухаю — рабочие?
(nsJASON)

2- Точно, а давайте будем все дружно работать только 1 мая – в день труда!! А в остальные дни пить кофе в офисах и гулять по Интернету.
(Саша Умный)

2- В России много таких казусов. Празднует, например, страна день Десантника, а выходной у выходцев с Кавказа.
(Олень из вОлОгды)

2- Я работаю сутки через трое, и для меня реальный выходной — день защиты детей, казалось бы никакой логики, а вы посчитайте, при условии, что сегодня вторник.
(Frost)

2- А у нас в России всё так, не заметили?
(Zveroboy)

2- Отдыхать в день труда и трудиться по выходным, это многовековая традиция русского народа.
(Шура Балаганов)

2- Я тебе от лица всех дачников отвечу, брат, ты не прав!
(Бабушка Клинкова возвращается)

2- По чему по чему… По Конституции!.. А если серьезно, то в соответствии с Указом президента.
(Ставленник)

2- Суббота, Сэр
(Ozzy Ozbourne)

2- Вот таким нехитрым способом редакция сайта сайт пытается отмазаться от проведения очередного тура разминки 1-го мая.
(Mikhl)

2- Понимаете, просто он так называется «День Труда», как бы поздравляют трудящихся с их праздником, но так как это все же праздник — то день выходной… Все логично, все сходится.
(Brukva)

2- Не совсем поняла вопрос, но хватит уже докапываться до Мая! Май любит Солнце, это одна из самых ярких пар проекта, по выходным и по будням! Ксения.
(maskit)

2. Крик о помощи вызывает у людей страх, крик победы вызывает у людей радость. Как надо крикнуть чтобы вызвать лифт?

6- Крик о помощи вызывает у людей страх, крик победы вызывает у людей радость… и только квнщики могут вызвать у людей лифт.
(philjack)

4- Криком здесь не поможешь, но лифт откликается на душевную песню. Мы как-то с Витьком затянули: «Шумел камыш и все такое…», он и приехал. Хотя в милиции сказали, что это метро было, а мы на платформе лежали.
(алекс.БЦ)

3- Можно сначала вызвать дьявола и попросить, чтобы он вызвал лифт.
(Лампочка)

3- Нужно крикнуть ногой в дверь.
(ipostasiya)

3- Если вы хотите вызвать лифт на дом, то тут кричать не надо, тут надо платить.
(дура)

2- А крик, чтобы вызвать лифт вызывает у людей удивление!
(Q.Taz)

2- Одно несомненно: чем громче будете вопить, тем свободнее будет ехать в лифте.
(Хм..)

2- А вот крик болельщиков ЦСКА вызывает у людей крик о помощи.
(negr)

2- Ученые вОлОгОдскОгО НИИ Шизофрении в течении нескольких месяцев кричали на лифт, постоянно увеличивая громкость крика и меняя осипших сотрудников. На 80-ти децибелах треснули стекла в лаборатории, на 120-ти – частично осыпалась штукатурка, на 250-ти – кнопка лифта потихоньку начала вдавливаться. На трёхста децибелах проснулась вахтерша, вызвала лифт и сорвала дальнейшие исследования.
(Олень из вОлОгды)

2- Собственно, надо крикнуть так, чтобы лифт-самка обратила на Вас внимание!
(Рыжий Ангел)

2- Крикнуть надо, создав давление на выходе из ротовой полости минимум в тысячу атмосфер. Есть и второй вариант крика, но дежурный редактор его все равно удалит.
(vitaliy_05)

2- Крик — признак слабости, надо вежливо попросить.
(Я)

3. Кактус — это глубоко разочаровавшийся в жизни огурец. А какие откровения в области ботаники постигли вас?

3- А огурец — это кактус прошедший редактуру!
(nsJASON)

3- Не согласен… кактус на солнышке греется… а вот огурец в салаты рубят. Вывод: Кактус — это огурец, который может постоять за свое место под солнцем.
(Art_of_night)

2- Директор «Крошки Картошки» попал на капусту. Вот такая вот петрушка.
(Клевер)

2- На дворе трава, на траве дрова, крайнее полено — я.
(vitaliy_05)

2- Жанна Агузарова с красным дипломом закончила огурец.
(enot)

4. Почему А. В. Масляков паркует свою машину перед моими окнами, учитывая то обстоятельство, что я живу на девятом этаже?

4- Чтобы Масляков не парковал больше машину перед твоими окнами, тебе нужно наконец-то забрать свои окна со стоянки.
(нету)

3- Реальное палево: живешь — на девятом, окна — на первом.
(Сибел)

3- Вопрос не по адресу. Попробуйте задать его в уголок директора. А если серьёзно, у Александра Васильевича есть гараж. Ещё у него есть служебный роман и карнавальная ночь. Все три фильма на одном диске, но вы не думайте, диск лицензионный, все права защищены.
(IF KISS)

3- Просто у него восьмиэтажный Лексус
(Zveroboy)

2- Поздравляю тебя, чувак, Александр Васильевич выбрал твой балкон.
(ИгоРек)

2- А что это ты паркуешь свой этаж возле машины Маслякова? И вообще – меньше базарь, а лучше за машиной присматривай.
(Шура Балаганов)

2- А почему вы в КВН играете под его балконом?
(Байда)

2- Просто, чтобы его лимузин не занимал много места, его ставят вертикально.
(philjack)

2- Ты, видать, тяжелый очень, что весь дом провалился до уровня парковки.
(Art_of_night)

2- Решения Президента Международного Союза КВН не обязаны соответствовать законам логики.
(Mikhl)

2- КВН – он ведь разный. Дежурный редактор.
(Клевер)

Продолжение следует

Считала Шеба ,
вывешивал Смятка

“Штурм шутки”
(серьезный разговор о разминке)

Разминка - самый серьезный и сложный конкурс игры. И, не смотря на бытующую легенду о “гениальных” разминках КВНа 60-х, они, разумеется, далеко не всегда были таковыми. Увы, в последние годы разминки часто не получаются просто из-за недостаточно серьезного к ним отношения.
А ведь разминка, по сути дела, - единственный конкурс, который по теории игры практически не изменился за последние 45 лет, и, казалось бы, новички должны были бы с успехом пользоваться огромным опытом предшественников. Но, как ни парадоксально, традиции разминки прервались, причем уже после возрождения телевизионного Клуба, и сейчас большинство команд пытается играть в нее исключительно по наитию. А - зря! Потому что “наука”, существующая в этой области позволяет, если не находить в каждом случае идеальные ответы, то, во всяком случае, избегать откровенных провалов.

Подготовка к разминке начинается, разумеется, с подбора собственных вопросов и ответов. И надо сказать, что большинство команд ошибается уже на этом этапе.
Казалось бы, нетрудно постичь логику, согласно которой “цена репризы” в разминке во много раз выше, чем в любом другом конкурсе. Иногда достаточно одного “ломового” ответа в разминке, чтобы оторваться от соперников на балл, а то и больше. И это при том, что эта же самая реприза может лишь украсить приветствие или домашнее задание, но, безусловно, его не спасет. Поэтому любая шутка, подходящая для разминки, должна быть немедленно и безусловно отдана ей и ни в коем случае не вставляться заранее в конкурсы, репетируемые совместно с соперником. Тем более, что для разминки подходит далеко не всякая реприза, вполне пригодная для игровых конкурсов. Ведь здесь нет заранее заданной ситуации, имиджа героев и т.д., словом - никакой (а точнее - почти никакой) постановочной поддержки. Шутка должна играть “сама по себе”.
В идеале подготовка к любой игре должна начинаться с разминки. И только когда уже есть “неприкосновенный запас”, можно заняться другими конкурсами, в которые вполне могут пойти “отходы производства” разминки. Увы, сегодня происходит, как правило, наоборот.
Вторая жестокая ошибка, которую совершает большинство команд, готовясь к разминке, - это попытка выудить собственные ответы из тренировочных разминок. Но - помилуйте, если вы смогли придумать этот ответ за 30 секунд, то где гарантия, что этого не сделают ваши соперники? Тем более, что собственный ответ в разминке вообще воспринимается зрителями по-иному, чем экспромтный. Поэтому единственно верный ход - сначала придумать репризу, а потом уже поставить к ней вопрос. Такой ответ “пробить” сопернику очень трудно (что, впрочем, не отменяет необходимости придумывать запасной).
Теперь разберемся, какая именно реприза подходит для разминки. Вообще говоря, мы уже говорили, что оценить шутку, подчас, не легче, чем ее придумать. Тем не менее, главный критерий отбора для разминки есть. Это - “актуальность” или, точнее, “актуальный подтекст”. Зритель засмеется, если шутка, что называется, заденет его “за живое”. А “живого” у нас у всех с одной стороны достаточно много, а с другой - в каждый конкретный момент времени нас волнует, в общем-то, достаточно узкий круг проблем. Во-первых, это, конечно, политика, но только сегодняшняя, сиюминутная. Во-вторых, - вся та обширная составляющая человеческой жизни, которую принято называть бытом. Здесь, правда, есть один нюанс. Если актуальная политика определяется совершенно очевидно последней газетной информацией, то угадать наиболее острые бытовые проблемы далеко не так просто. Хотя существуют, конечно, темы, заложенные в нас на уровне подсознания – так называемые “вечные темы”, с давних пор отраженные в пословицах, поговорках, общеизвестных исторических фактах. И эти темы, разумеется, всегда актуальны, потому что вечны! Но тут почти всегда, как вы уже знаете, - другая проблема: на все эти темы слишком много шутили до вас, так что придумать что-то новенькое не так-то просто.
Наконец, есть третий вид актуальности, использование которой несколько спекулятивно, однако работает этот вид почти безотказно. Это - “местная” тема. Всякий, кто хоть раз играл в КВН “на поле соперника” прекрасно знает, как смеется публика над достаточно простенькими шутками, смысл которых приезжему не понятен совсем. А ведь это в явном виде работает “закон актуальности”. В апогее - местная тема сводится к тому, что в данный момент происходит в зале. Вот, кстати, почему столь часты в телевизионном КВНе шутки про А.В.Маслякова или почему в разминке даже простая переброска фразами с ведущим всегда вызывает оживление. Просто ведущий всегда максимально “актуален”.
Из “закона актуальности” следуют некоторые очень важные следствия, причем не всегда самоочевидные.
Вопросы на разминку должны максимально отличаться по темам. Кроме того, в идеале их должно быть на треть больше, чем вы собираетесь задать. Дело в том, что в процессе разминки вы наверняка почувствуете, на какую тему наиболее живо реагирует зал и, сориентировавшись, сможете предложить ему именно то, чего он от вас ждет. (Вообще говоря, запас вопросов нужен и потому, что соперники вполне могут задать вопрос, подобный вашему и тогда глупо держать собственный ответ, глядя, как “убивают” тему вашего вопроса. Тем более, что ваша заготовка мгновенно превращается в импровизацию, а это сами понимаете!..)
И последнее, что касается своих ответов. Мы не случайно оговорились относительно постановочной поддержки репризы в разминке. Конечно, ее невозможно сравнить с драматургическими конкурсами. Однако и в разминке шутка должна быть “поставлена” как микроспектакль и тщательно отрепетирована.
В этом отношении, правда, может возникнуть иллюзия, что чем более “навороченной” будет постановка, тем лучше. Как ни странно, использование предметов или картинок, пения или пантомимы и даже просто рифмованные вопросы при прочих равных условиях проигрывают добротной классической литературной репризе. Секрет здесь в первую очередь в том, что, задавая вопрос нетривиальным способом, вы сразу же даете сопернику нетривиальный ход для экспромта, который, как мы уже выяснили, ценится всегда выше домашнего варианта. В итоге он, не прилагая особых усилий “съедает” ваш глубоко выстраданный ход. Ситуация еще усугубляется, если соперников несколько. Особенно показательны в этом смысле рифмованные вопросы, которые легко отбиваются к полному восторгу публики чуть ли не любой фразой, лишь бы она была зарифмована.
Несколько удачнее в разминке обычно проходят “сквозные ходы” - увязка всех (или, как минимум двух) вопросов единым сюжетом или литературным приемом. Один из первых таких ходов был продемонстрирован Новосибирском в финале с “Эскадроном гусар” (1991), когда задавался неимоверно длинный вопрос-монолог, а на просьбу повторить произносилась лишь последняя фраза. Однако и в этом случае существует опасность, что соперник найдет на ваш ход свой “противоход” и тоже потащит его через всю разминку. На этот случай нужно кроме заготовленных вопросов под “ход” иметь запас, чтобы, почувствовав, что попались на удочку, вовремя соскочить.
А вот, казалось бы, очевидно хороший прием с “двойным ответом” часто не проходит. А ведь это действительно странно на первый взгляд, потому что вопрос с двойным ответом – это же ценнейшая реприза по схеме “заход-отбивка-добивка”. Но в разминке – свои особые условия. Закон подобной репризы требует, как вы помните, чтобы “добивка” была сильнее “отбивки”. Но относительно слабая первая часть на разминке чаще всего так просаживает зал, что даже очень хорошая вторая часть уже не воспринимается. Так что подобные репризы лучше сохранить для драматургических конкурсов.

И, наконец, последний и, может быть, самый главный совет, касающийся домашней части разминки. Не бойтесь хорошего ответа соперника!
Да-да! Ситуация, когда только одна команда играет хорошо, еще способна вытянуть разминку в игре двух команд, но уже в тройной встрече становится проблематичной. А в ситуации, скажем, довольно частой по нынешним временам шестерной игры пара-тройка неудачных ответов подряд способна так “просадить” зал, что он не способен будет воспринимать уже никакие объективно хорошие репризы. И наоборот: каждый удачный ответ соперников готовит атмосферу для вас!
Из этого положения следует ряд важнейших выводов.
Во-первых, не надо пытаться сформулировать вопрос так, чтобы на него невозможно было ответить. Увы, в конце 90-ых годов эта тенденция приобрела характер чуть ли не моды. Появился даже специальный термин: “упаковать вопрос”. И означал он прежде всего, что вопрос как таковой не является первой частью репризы, а представляет некую абстрактную фразу, более или менее задающую тему будущей репризы. В основе этого приема лежит, в общем-то боязнь, что ответ “пробьют” и тяжелая форма нежелания придумывать второй “отходной” ответ. Но начнем с того, что абстрактная формулировка вопроса не позволяет сопернику сыграть чисто, зато позволяет легко привязать к нему любую “резину”, что, собственно, обычно и делается. Правда, “резина” почти всегда заметна зрителю и он воспринимает ее как обман. Разок это сходит с рук, а когда из “резин” состоит вся разминка, это вызывает тупое раздражение. Однако опыт показывает, что такой “якобы вопрос” обязательно портит и ваш последующий ответ, который тоже начинает восприниматься как “резиновый”. Словом, - кошмар!
Конечно, вопрос не стоит формулировать так, чтобы он откровенно подразумевал хороший ответ. С другой стороны существуют старинные способы наводки в вопросе на пошлость или на увод в сторону от вашей идеи. Но главное, вопрос все-таки должен быть частью репризы.
Второй вывод, который следует из “теории любви к сопернику” - предпочтительность яркого хода, если у вас нет возможности противопоставить ему ряд безусловных реприз. На знаменитых разминках 1995 года и команда Ставрополя, задавая вопрос голосом Горбачева (понятно, каким голосом отвечали соперники), и юные “Уральские пельмени”, изображая милицейскую сирену (понятно, как реагировал зал на повтор вопроса), прекрасно знали, что за этим последует. Да, это были великолепные разминки, на которых блистали все, и собственный ответ в обоих случаях оказался не лучшим. Но ни та, ни другая команда разминку не проиграла!
О важности “хороших” вопросов косвенно свидетельствует и тот факт, что разминка с залом, как правило, получается лучше, чем между командами. Косвенно, - потому что в этой ситуации большую роль в успехе может сыграть хороший ведущий и сама по себе игра со зрителем. К тому же, нет собственных ответов и поэтому экспромты просто не с чем сравнивать. И все же главное – это простые и, заметьте, правильно задаваемые зрителями вопросы, на которые командам гораздо проще отвечать!

Ну а теперь – собственно об экспромте. Конечно, его успех зависит от огромного количества внешних факторов, подчас не зависящих от команды: это и отношение к команде жюри и зала, и настроение после оценок за приветствие, и, кстати говоря, просто погода. Зависит этот успех (и в громадной степени) и от опыта. Лучшие экспромты выдают много концертирующие команды, включающие в свою программу разминку с залом. Но даже если до концертной деятельности вы пока не доросли, любая репетиция должна начинаться с получасовой разминки. Именно во время этих тренировок вы должны освоить достаточно разработанную схему, позволяющую выжать максимум из того, на что вы способны.
Прежде всего, команда на разминке должна работать, как машина - машина для генерации, выбора и подачи шуток. Отсутствие строгой системы не исключает, разумеется, отдельных озарений, но, повторяем, ничего не гарантирует. В конце концов, в достаточно большой разминке даже самых талантливых импровизаторов скорее всего победят те, кто свой, пусть средний, уровень подкрепляет натренированным умением.
Итак, самое главное, - не надо думать над ответом 30 секунд. Во-первых, вы не успеете сделать все остальное, а во-вторых - в этом просто нет необходимости. Ответ, если он приходит, то приходит в течение первых 5-10 секунд. Остальное время, как это ни парадоксально, необходимо на то, чтобы выбрать из предложенных ответов лучший и точно сформулировать репризу.
А выбор, как вы помните, - дело нешуточное, тем более, в условиях дефицита времени. Поэтому на разминке не может быть никакой демократии. Всем процессом полновластно и даже авторитарно руководит “диспетчер”. Это - вовсе не обязательно должен быть руководитель команды. И вовсе не обязательно он сам должен быть блестящим импровизатором (это даже вредно!). Главные качества, которыми должен обладать “диспетчер” - это вкус и чувство литературного языка. Ведь именно на него ложится обязанность отбора ответа и окончательной его формулировки. И спорить с ним категорически нельзя! А тем более – “фонить”, многократно настаивая на собственном “гениальном” ответе. Все претензии - после игры.
Если в команде много авторов-импровизаторов, полезно организовать двухступенчатую систему отбора. Сначала группы из 3-5 человек “сдают” свои ответы “минидиспетчерам”, а уже они, в свою очередь, приносят лучшие варианты руководителю разминки. Именно так, кстати, работали “Одесские джентльмены”.
Еще один важнейший вопрос разминки - кто пойдет отвечать? Логичное предположение - “автор ответа”, - далеко не безусловно. Ведь им может оказаться абсолютно неизвестный зрителям член команды, не обладающий, к тому же, сценическим обаянием. Отвечать должны актеры, причем актеры-лидеры. Оптимально, конечно, чтобы они были не чужды авторской деятельности, что позволит им лучше “почувствовать” репризу. В то же время, острохарактерному герою, любимому залом, интуитивно многое прощается.
Есть и еще одна тонкость, на которую команды не обращают внимания. Не будучи в восторге от собственного варианта, отвечающий идет к микрофону с физиономией человека, заранее извиняющегося за плохой ответ. А ведь зрители вам доверяют. Вы для них “веселые и находчивые”! Так что если вам не нравится шутка, она, скорее всего, не понравится и публике. И наоборот, даже средненький ответ, поданный с чувством собственного достоинства и подкрепленный улыбками всей команды, может вызвать овацию.
Итак, мы выяснили “направление главного удара” при штурме шутки: авторы - минидиспетчеры - диспетчер - актеры. Однако, в хорошо отлаженной машине разминки должны быть предусмотрены и еще некоторые “детали механизма”, повышающие надежность всей системы.
Ответ на разминке не обязательно должен быть придуман. Он может быть подобран из специального набора заранее заготовленных реприз и подогнан под вопрос соперника. На языке КВНщиков этот набор называется “резинками”. И в самом словечке, между прочим, заключен критерий его подготовки. Эти репризы должны быть достаточно универсальными и разнотемными, чтобы их можно было “как резину” подтягивать под конкретную формулировку. “Резинок” в списке должно быть немного - всего 10-15, иначе в них будет трудно сориентироваться. И вот, пока все импровизируют, один или два человека “тянут резину”, с тем, чтобы сообщить диспетчеру вместе со всеми и свой вариант. Ничего зазорного в этом нет. Наоборот, выходить на разминку без резинок - непрофессионально. Ведь нередко именно этот ответ оказывается удачнее других. Не говоря уже о том, что подчас он оказывается единственным...
Да-да, опытным КВНщикам хорошо известно, что значит “схватить клин”, когда время кончается, а в голове у всех торичеллиева пустота, и вместо града предложений в кругу тяжкое молчание прерывают лишь нечленораздельные обрывки фраз. И тогда приходит очередь “ходока” - обаятельного человека, которому публика простит даже глупость, или наиболее выспавшегося автора, который может, пока идет к микрофону, сформулировать хоть что-то.
Иногда команде приходится вводить на разминке и еще одну специализацию. Дело в том, что частенько лучшие импровизаторы, авторы с раскрепощенным парадоксальным мышлением почти начисто лишены внутреннего критерия отбора. Они, сами того не сознавая, могут выдать в кругу пошлость, совершенно непригодную для произнесения со сцены. А этого делать нельзя ни в коем случае! Пошлость может оказаться очень смешной и начисто выбить из колеи не только авторов, но и диспетчера. Такому импровизатору приходится устанавливать персональную опеку - “фильтр”, который предварительно отбирает его варианты, прежде чем доложить диспетчеру. (Опять же – “фон” на разминке недопустим.)
Наконец, время. Натренированная команда, как правило, прекрасно его чувствует. Тем не менее, чтобы работать действительно “как часы”, не поленитесь завести “кукушку”. Это человек с секундомером, который занят на разминке исключительно тем, что отсекает временные периоды штурма: 10 секунд, 15 (для двухступенчатого отбора), 20 секунд и 25 секунд. О том, что время истекло, вы узнаете и без него.
А вот теперь давайте попробуем выстроить схему работы команды на разминке.
0 секунд: Тишина! Молчать! Думать! Единственное исключение - простой ответ, который сыграет только сразу. Но сообщить его нужно только диспетчеру, так чтоб другие не слышали. А он уже пусть решает.
10 секунд: Все - в круг! Каждый сообщает свой вариант диспетчеру (минидиспетчеру). Никто не высказывает своего просвещенного мнения насчет достоинств того или иного варианта!
15 секунд (для 2-хступенчатого варианта): Минидиспетчеры сообщают свои варианты главному.
20 секунд: Диспетчер выбирает вариант. Авторы круга предлагают свои формулировки выбранного варианта.
25 секунд: Тишина! Диспетчер произносит окончательную формулировку ответа и показывает, кто пойдет отвечать. Отвечающий повторяет формулировку диспетчеру для проверки.
30 секунд: К микрофону, господа! Зрители ждут чуда! И, возможно, вам удалось его сотворить.

ЧУДЕСА РАЗМИНКИ
(экспромты)
Московский химико-технологический институт:
- (поют) Шумел камыш, деревья гнулись, и ночка темная была...

- (поют) Одна возлюбленная пара не перестроилась пока!
Видно сразу - дело было до указу!
(1987)

- Ученые установили, что человек произошел от обезьяны.
Новосибирский Государственный Университет:
- Ничего подобного. По нашим сведениям человек произошел, как минимум, от двух обезьян.
(1988)
Ташкентский политехнический институт:
- Почему 2-ой съезд РСДРП решили провести в Лондоне?
Уральский политехнический институт:
- Чтобы побольше напустить туману, сэр.
(1989)
Днепропетровский Государственный Университет:
- В пустыне обнаружены барханы сахарного песка...
Донецкий политехнический институт:
- И по ним пачками гуляет “Кэмел”.
(1990)
Одесский Государственный Университет:
- Почему не утонул крейсер “Аврора”?
Днепропетровский Государственный Университет:
- Потому что Ленин был социалист, а не утопист!
(1990)
Разминка с залом:
- Какой русский не любит быстрой езды?
Днепропетровский Государственный Университет:
- Тот, на котором ездят.
(1992)
Разминка с залом (Израиль):
- Что делать антисемиту в Израиле?
Сборная СНГ:
- Закрыться в ванной и заниматься антисемитизмом.
(1993)
Симферопольский Государственный Университет:
- Что означают два кольца на крыше свадебного автомобиля?
Харьковский авиационный институт:
- Счет “0:0”!
(Случай, когда команда “пробила” собственный ответ соперника!)
(1995)
Дагестанский Государственный Университет:
- Что делать, если у рояля все клавиши черные?
Белорусский Государственный Университет:
- Поднимите крышку!
(1996)