Евгений Скибин, гид-переводчик «Первого экскурсионного бюро»

Роскошные каштаны с белыми и розовыми свечами уже давно стали для киевлян и гостей нашего города художественным и музыкальным символом Киева. Прекрасная лирическая музыка и необыкновенная поэзия выдающихся представителей культуры и искусства Украины - композитора П. Майбороды и поэта А. Малышко слились в «Киевском вальсе», который начинается известными словами: «снова цветут каштаны… http://www.youtube.com/watch?v=0-Yfx754vTM »

Пора цветения каштанов означает приход настоящей «буйной» весны, когда столица буквально утопает в зелени. В то же время, этот период совпадает с самым ярким весенним праздником - «днём Киева», который отмечается в завершающие выходные дни мая. Такое количество цветущих каштанов вряд ли увидишь в каком-либо другом городе Европы или мира. По оценке КП «Киевзеленстрой» в нашем городе насчитывается порядка 1 млн. каштановых деревьев, которые в конце осени теряют более 30 тыс. тонн плодов!

Не случайно стилизованная ветвь каштана стала в середине 20 века основным элементом герба Киева.

Наверное, интересно будет совершить краткий экскурс в историю гербов Киева :

После обретения Киевом Магдебургского права в XV столетии магистратская печать изображала руку с луком, что символизировало основной вид оружия защиты от нападения внешних врагов. Это был первый известный историкам герб нашего города.

В конце XVIII столетия по приказу Екатерины II город получил новый территориальный герб - изображение Архангела Михаила. Тенденция замены старых городских гербов на территориальные была характерна для Украины екатерининских времен.

В 1918г была попытка соединить в проекте нового герба Киева оба символа вместе с трезубцем. Но, уже в следующем 1919г все «контрреволюционные» гербы были упразднены большевиками.

В 1969г Киев снова получил новый герб: щит славянской формы; сверху серп и молот, внизу - медаль «Золотая звезда» Героя Советского Союза (Киев имеет статус города-героя); на красно-голубом поле щита (цвет флага УССР) сверху - надпись «Киев»; в центре содержалось стилизованное изображение цветущей ветви каштана (при этом листья и цветок имели четко упорядоченную форму), перерезанное изображением старинной эмблемы Киева - лука.

В 1995г решением Киевсовета город вернулся к дореволюционному гербу - изображению архангела Михаила, но уже в измененном варианте.

Ну, а теперь вернемся к нашей основной теме киевских каштанов, которые остаются для киевлян, как и прежде, одним из основных символов нашего города.

На самом деле каштан стал самым распространённым «киевским» деревом относительно недавно. Бытует несколько версий появления каштанов в Киеве, так как родиной этого дерева являются Балканы, а у нас оно просто хорошо прижилось.

Согласно городской легенде, именно каштанами было засажено Бульварное шоссе или Бибиковский бульвар (нынешний бульвар Шевченко) в 1842г накануне очередного приезда в Киев царя Николая I, который опекал Университет Святого Владимира (сегодня - Киевский Национальный Университет им. Т. Шевченко). Саженцы этого экзотического дерева были привезены с Балкан генерал-губернатором Киева господином Бибиковым.

Но, Николая I, проезжавшего по Бульварному шоссе со своей свитой, не очень впечатлило зеленое насаждение бульвара. Император пожелал, якобы, видеть вместо неоформившихся саженцев стройные пирамидальные тополя. За ночь все каштаны были выкорчеваны и на их месте посажены тополя. Однако горожане не дали погибнуть выброшенным диковинным деревьям и высадили их в своих дворах.

Климатические условия и почва оказались благоприятными для этого неприхотливого растения, и каштановые деревья росли уже во многих садах и парках, а также украшали городские улицы и скверы. Они стали для киевлян настолько привычными и родными, что многие уверены в том, что они всегда здесь росли.

Некоторые источники, как, например, «История города Киева» (1799-1800гг), свидетельствуют о том, что каштаны появились у нас ещё в XVII-XVIII веках. Каштаны украшали приусадебные дворы киевских монастырей, сады городских вилл богатых киевлян.

Сегодня каштаны можно увидеть практически на каждой улице Киева. А вот первая каштановая аллея появилась в 40-х годах XIX века в самом центре города, а, именно, на территории старого ботанического сада имени Фомина, который находится за зданием Национального Университета им. Т.Шевченко. Большая часть каштанов здесь уже в возрасте более 150 лет. Но они ещё не самые старые.

Историки предполагают, что возраст некоторых каштановых деревьев на территории Киево-Печерской лавры может исчисляться даже тремя сотнями лет. Но это ещё не предел. Известно, что возле Свято-Троицкого монастыря (Китаевская пустынь) растёт исполинский каштан, посаженный самим митрополитом Петром Симеоновичем Могилой - выдающимся религиозным просветителем, основателем «Киево-братской школы», которая стала со временем первой в России академией европейского образца. Посаженному им каштану предположительно более 350 лет.



В 60-70-х годах прошлого столетия киевляне активно участвовали в «озеленении» своих дворов и скверов в центральной части города во время так называемых «субботников», высаживая преимущественно саженцы каштанов. Эти удивительно красивые, сказочные деревья прекрасно акклиматизировались, нашли здесь свою вторую родину и создали особую, характерную только для Киева атмосферу.

Сегодня киевляне могут гордиться тем, что их родной город считается одним из самых зелёных в Европе - соотношение площади зелёных насаждений к общей площади города составляет около 65%! Очень хочется, чтобы эти показатели не изменялись в обратном порядке, так как в последнее время наблюдается тенденция интенсивной застройки центральной части города. К сожалению, многие строительные площадки появляются и в черте зелёной зоны, уничтожая как каштаны, так и другие виды деревьев.

В течение последних нескольких лет наблюдается странное поведение каштанов - в сентябре, а иногда и в октябре некоторые из них переживают весеннее цветение. Это явление объясняется глобальным потеплением и проблематичной экологией в городе. Как правило, это касается тех деревьев, которые растут вдоль дорог: температура воздуха здесь всегда выше, чем в парках, влажность ниже, а некоторые газы действуют как стимуляторы роста. Это цветение не даёт плодов, быстро засыхает и дерево переходит в состояние покоя. Это одно из объяснений данного аномального явления.

Отцвели каштаны и забросали Киев множеством коричневых блестящих шариков в зелёной колючей скорлупе, которые дети и взрослые охотно собирают и приносят домой, как знак ушедшего лета… А с приходом весны наш прекрасный город снова оживает пышным бело-розовым цветением каштанов, радуя нас, киевлян, и многочисленных гостей, приезжающих в этот самый замечательный период времени.


Осеннее цветение каштаном Бронзовый каштан в Мариинском парке

Приезжайте и Вы к нам весной, чтобы самим насладиться неповторимой и праздничной красотой цветущих каштанов - непреходящего символа Киева!

Символы составляют историю народа, отражают образ жизни его. У украинцев как у нации земледельцев в языке символов присутствуют солнце, земля со всеми своими свойствами, колосья. Очень богата символами трипольская культура: она была обозначена в конце XIX в. исследователем-археологом В. Хвойкой, неподалеку от с. Триполье, на Днепре, вследствие чего и получила свое название. Культура эта была географически свойственна Правобережной Украине, от Днепра и до Дуная. Она характеризовалась очень высоким уровнем развития, духовного и экономического.
Много символов, которые живут и поныне, взяли свое начало оттуда и присущи их мировоззрению. Для него было особенно характерно восприятие Вселенной как единого целого, а в изображениях она была трехмерной. Это хорошо заметно в керамике того времени. Так, Небо как самый высокий уровень было изображено волнистой линией наверху посуды. Под ним находились Небесные Силы, то есть солнце, звезды, луна, которые творят круговорот жизни природы. Еще ниже находится Загробный мир, который видим как две параллельные линии. Эти символы сейчас мы можем увидеть и в украинском народном творчестве. Особенно хорошо сохранились традиции трипольской культуры в гончарстве: почти вся посуда расписан подобно тому времени. В вышивке очень часто можно встретить Древо Жизни - любимый символ украинцев. Также вышивальщицы, например, очень любят и почитают образ Великой Матери, Берегини Рода: он часто встречается на вышиванках, полотенцах, рубашках, составлен из геометрических мотивов.

Яйцо

Богатым символом является яйцо - знак бессмертности души, жизни и Вселенной. Этот любимый символ украинцев вместе с ними на протяжении уже очень долгого времени. Исследователь, занимающихся вопросом символов, считает, что писанки были еще во времена язычества и являлись признаком солнечного культа. Если птицы были вестниками весеннего воскресения природы и человека, то их яйца - это символ солнца, возрождения, жизни. Те же исследователи склоняются к мнению, что писанка имеет более 100 символических изображений. Так, кривулька, она же им бесконечник, как символ начала и конца, означала нить жизни, вечного движения солнца. Тригвер, он же триног, как считали некоторые ученые, обозначал небо, воздух и землю, а другие считали, что он является символом воздуха, огня и воды. Еще третьи видели в нем символ жизни, а были и такие, которые трактовали его как знак неба, земли и ада. Свои символы несла в себе и гамма цветов писанки. Например, красный означал радость жизни, любовь, желтый - урожай, месяц и звезды, зеленый - соответственно растительный мир во всем его богатстве, возрождение или воскресенье его, голубой означал чистое небо и здоровье, землю - бронзовый, уважение к душ умерших родственников - черно-белый. Украинцы верили, что писанки имеют большую магическую силу. Их использовали как знак любви, даря выбранному человеку. Народная медицина выкачивала ими болезни. В хозяйстве писанки играли также большую роль: освященные символы закапывали в землю, что должно было принести богатый урожай, клали в гроб, или в ясли скоту. На крышу дома набрасывали шелухи от писанок - к счастью. Со временем пришло на Украину христианство, и это изменило некоторые позиции в мировоззрении, в том числе символику писанки. Теперь она несла в себе радость и веру в Воскресение Христа. Еще одним национальным оберегом считался рушник. Вся жизнь украинцев очень плотно связана с этим предметом: хлеб-соль, которые подносятся на вышитом полотенце - признак гостеприимства, высокого уважения к гостю. Появление младенцев также сопровождалась рушником, бракосочетание, почитание родных и близких, проводы в дальнюю дорогу любого мужчины семьи, даже в последний путь провожали с рушниками. То есть весь жизненный путь человека был связан с этим глубоким символом. Смотря какая цель ставилась при создании рушника, отличалась и вышивка на нем: цвета, символы, местоположение нити и тому подобное. По цвету и самому узору можно было прочитать истории любви, дружбы, печали.

Венок

Еще одним традиционным оберегом считался венок. Что интересно, не только девушки могли себя украшать ним, но и часто его использовали в декорировании дома, интерьера. Его изображение можно было встретить на той же вышивке, скатертях, полотенцах, одежде. А уж праздник Ивана Купала без венков невозможно и представить - какие же купальские гадания без них! Незамужние девушки пускали венки по воде, в ту самую ночь, с шестого на седьмое июля, и ждали с замиранием сердца, кто же его поймает: ведь именно он станет ее спутником на всю жизнь. По украинскому народному поверью, венок, сплетенный из живых цветов, будет защищать девушку от беды и плохих мыслей. Цветы в венке были очень разнообразны - можно было вплетать до 12 различных видов этой живой красоты, ведь каждый цветок также имел свое значение: роза символизировала любовь; василек означал простоту и нежность; белая лилия - чистоту, невинность, она была, по верованиям, цветком девы Марии. Ромашка несла мир и нежность, бессмертник - здоровье, пион - долголетие, мальва - красоту, но холодность, калина - девичью красоту и вообще является символом Украины. В свадебный венок должен обязательно быть вплетен барвинок - это символ верной и вечной любви. Такой венок - замечательный оберег от беды и злого глаза.

Веночки были очень хороши с цветными лентами, привязанными к ним. Их цвет и место в венке также имели свои значения. В центре должна быть светло-коричневая лента - она символизирует землю-кормилицу; по бокам от нее идут две желтые ленты - это знак солнца; дальше светло-зеленая и темно-зеленая ленты - это живая природа, красота, молодость. Затем синяя и голубая - вода и небо. Далее с одной стороны оранжевая - хлеб, с другой фиолетовая - знак разума, малиновая - искренность, розовая - богатство. С самых краев вяжутся белые ленты - символ чистоты. На левой ленте внизу было нашито Солнце, на правой Луна.

Растения

Символический и растительный мир на Украине. Есть растения, которые любят все, а есть те, которые стараются избегать. Так, любимые растения для украинцев - ива, подсолнечнух, барвинок, и, конечно, калина. Ива, например, является символом плодородия, красоты, непрерывности жизни. Она очень устойчивое, плодородное и неприхотливое растение - может прижиться везде, из нее вырастает дерево в самых простых условиях. В Украине иву считали священным дерево, а шестую неделю поста перед Пасхой называли Вербным - на этой неделе святили вербу, веточки которой потом служили оберегом для людей.
Символом вечности считался барвинок: его маленькие незаметные цветочки всегда украшали украинские леса и рощи, также в них скрыта большая целебная сила, исцеляющая болезни. Именно поэтому люди и подарили этому скромному цветку свою любовь, которая воспевает его в фольклоре. Калина же всегда была символом красоты, счастья, любви. Когда-то совсем давно это растение было связано с большой огненной троицей - Солнцем, Луной, Звездами. Название калины происходит от древнего Солнца-Коло - считалось, что растение было связано с рождением Вселенной. Калину принято было сажать у дома - так она оберегала здание. Из ягод калины делали бусы, она украшала свадебные караваи, она же была и в венке невесты. Подсолнух считался символом Солнца, радости, самой жизни.

Птицы

Среди птиц самой любимой птицей, без сомнения, был знаменитый аист - символ родительской любви, семейных ценностей, плодородия. Он дарил семье благополучие, мир, символизировал любовь к родной земле. Двор, где аист выбрал себе место для гнезда, был счастлив, потому что его обходили невзгоды, горе и болезни. Тех, кто взял на себя грех разорить гнездо аиста, должна была наказать небесная кара огнем. Аист всегда был символом возрождения земли, предвестником весны. К тому же он выполнял важную функцию - приносить детей в семью. Считалось, если девушка увидит впервые весной аиста далеко в небе, то на этот год она обязательно выйдет замуж, если же увидит сидящим в гнезде - останется дома, в родительской семье.

Символы государственности

Народные символы сыграли большую роль в формировании символов власти разных времен.

В военной старшине были свои признаки власти, и ее символами были клейноды: хоругвь, бунчук, булава со всеми ее разновидностями, чернильница, печать и литавры. Хранились клейноды в военной казне, в Сечевой крепости. Было принято делать серебряными булаву, литавры и жезл, верхушку бунчука обычно делали золотой.

Потеря клейнодов считалась большим позором, настолько важными были эти символы для Сечи. Впервые клейноды были подарены Запорожской Сечи королем Польши Стефаном Баторием, в 1576 году. На Сечевой печати был изображен герб Запорожской Сечи - это был казак с саблей. Это был самый важный элемент герба самого Войска Запорожского, позже и Гетманщины. Датой формирования этого герба историки считают 1578 год, когда король Польши Стефан Баторий прислал гетьману запорожскому Я. Оришовскому герб на печати, вместе с другими клейнодами. Древнейший отпечаток печати с этим казаком с мушкетом можно увидеть на универсале гетмана Г. Лободы, изданном 31 августа 1595 в Корсуне. Так в XVI -XVIII вв. казак с мушкетом чеканился на печатях гетманов Украины, органов управления Гетманщины и др. Он отображался на флагах, полковых и сотенных - как на то указывал ордер гетмана К. Разумовского.

Галицко-Волынское государство имело свой символ - золотого льва. Впервые его изображение можно увидеть на печати князей галицко-волынских, Андрея II и Льва II. Они называли себя правителями Руси, Владимира и Галича. Одна из версий говорит, что лев пришел от династии Романовичей, и с первой половины XIV в. стал гербом государства Галицко-Волынского со Львовом как административным центром. Старейшая городская печать, известная всем, была с изображением шагающего льва на фоне городских ворот, которые были открыты, с их тремя башнями и бойницами, и была она прикреплена к пергаментной грамоте Львовского магистрата (1359).

Герб

Из народных символов разных времен и из знаков государственных образований в Украине возникли и сформировались символы государственной современной Украины - ее знаменитые герб и флаг. В украинском гербе основной частью стал трезубец - символ власти, символ государственности, известный с самых древних времен. Его появление невозможно определить наверняка, ведь он был почитаем и известен уже очень давно - как магический оберег, знак власти. В старых памятниках культуры нашей эры можно увидеть его, а летописи впервые упоминают о нем в Х веке. Вскоре трезубец стал гербом киевского государства, его изображали Рюриковичи в качестве родового герба, правда, иногда с незначительными изменениями. На печати впервые трезубец появился у Святослава Игоревича, позже - на сребрениках князя Владимира. Относительно происхождения трезубца можно услышать много различных версий, причем и с религиозной историей, и с материальной. Он был на монетах, на кирпичах - Десятинной церкви, на плитках Успенской церкви (Владимир-Волынский), на многих других руинах церквей и крепостей, бытовых предметах и тому подобное. Когда возрождалась украинское государство (12 февраля 1918 года - Малый Совет УНР, 22 марта 1918 - Центральная Рада), трезубец был утвержден как основной элемент гербов УНР, как малого, так и большого.

Василий Кричевский был автором этих проектов. Тогда же была утверждена и печать, тоже большая и малая, с изображением трезубца. Он же был на кредитных билетах (банкнотах) государства. Трезубец держался как часть герба и во времена гетьманата, так и в период Директории. Эмблема Украинского черноморского флота - также трезубец, впрочем, как и других различных объединений, национальных и церковных. 15 марта 1939 трезубец был одобрен в качестве государственного герба Сеймом Карпатской Украины. Советская власть запретила употребление изображениятрезубца, потому что оно воспринималось как символ украинской самостоятельности, сопротивления и национализма. Но когда украинская национальная государственность была восстановлена, Постановление Верховной Рады Украины «О Государственном гербе Украины» снова утвердило знак золотого трезубца на фоне голубого цвета, в качестве малого Государственного герба Украины. Он считался частью, основным элементом большого Государственного герба. Так официальным знаком нашей страны стал трезубец. Это подтверждается и Конституцией Украины.

Еще один очень важный символ государственности Украины - козак с мушкетом. Он был частью изображения большого герба во времени освободительной борьбы, на сегодня он, по Конституции Украины, является частью Большого Государственного Герба (который, к сожалению, еще не утвержден).

Флаг

Еще одним государственным символом, основанный на национальных символах, считается государственный флаг. Это знамя, которое складывается из двух больших равнозначных горизонтальных частей, одна синего, другая - желтого цветов. Соотношение ширины к его длине составляет 2: 3. Желтый цвет олицетворяет ниву, полную пшеницы, солнце; голубой - это цвет свободного неба, чистой воды. Всего того, что поддерживает жизнь на земле.

Именно поэтому это сочетание цветов является жизнеутверждающим, животворным и сильным. Эти цвета были уже в гербе королевства Русского XIV в. Их можно увидеть на гербах земель русских, на гербах князей, шляхты средневековья и раннего нового времени. У Войска Запорожского флаги были сделаны из синего полотна, на котором размещен рыцарь в золотых или червленых одеждах, с золотым орнаментом. Стяг был государственным флагом Украинской Народной Республики и в 1917-1921 гг. В Западноукраинской Народной Республике сине-желтый флаг был провозглашен 13 ноября 1918, 15 марта 1939 года - в Карпатской Украине.
Сами цвета и их порядок утвердило Постановление Украинской Народной Рады (27 июня 1939): оно указывало, что основными цветами флага считаются синий и желтый. Символом украинского национального сопротивления в течение ХХ в.был белокор, во время противостояния коммунистическому советскому режиму. 26 апреля 1988 в Украине впервые был поднят национальный флаг - это сделал Ю. Волощук во Львове на митинге к годовщине Чернобыльской аварии. 14 марта 1990 подняли национальный флаг в Стрые, городе, ставшем первым украинским, над городским советом. Далее, в марте-апреле 1990 года, сине-желтый флаг официально признали в Тернополе, Львове, Ивано-Франковске. Был поднят флаг у здания Киевсовета. А 23 августа 1991 этот флаг был внесен группой депутатов в сессионный зал Верховной Рады. Позже именно этот день закрепили как День Государственного Флага Украины - Указом Президента Украины Л. Кучмы (от 23 августа 2004).

Этот Указ - с целью чествования истории украинского государства, насчитывающей много веков, для воспитания уважения у граждан государственных знаков и символов Украины - установил новый государственный праздник, День Государственного Флага Украины, 23 августа. Когда провозгласили независимость Украины, 4 сентября 1991 года, сине-желтый флаг был поднят над зданием парламента. В 1992 году за сине-желтым флагом официально и юридически закрепили статус государственного флага. На морском торговом судне флаг был поднят 12 февраля 1992 в Валенсии, испанском порту, инициировал это событие капитан т/х «Кременчуг» В. Кисловский.

О том, чтобы поднимать флаг на украинских судах вообще, решение приняли позже. Впервые официально торжественно подняли его 11 сентября 1992 на теплоходе «Иван Франко», Одесский порт.

Вся жизнь человека идет рядом с символами, которые напоминают ему его народные и духовные корни, национальную принадлежность и достоинство, напоминают о языке, стране и корнях.

Каштан – дерево более загадочное, чем кажется на первый взгляд. Большинство людей знают, что каштан – это дерево растущее в растет в парках, имеет 5-7-пальчатые листья, цветет и потом падает на голову в виде крупного ореха. И будет неправ, потому что это – конский каштан (лат. Aesculus hippocastanum), дерево семейства сапиндовых, плоды которого несъедобны и даже опасны для человека (для лошади нормальны, их ими кормили). На французском это дерево называется «marronnier d"Inde», т.е «индийский каштан», потому что завезли его из Индии в 1615 году. Именно эти деревья украшают парки и скверы, цветут белыми или розовыми цветами с красными вкраплениями и широко известны народным массам.

Конский каштан растёт в диком виде в горных лиственных лесах Македонии, на Севере Балкан. Конский каштан на своей родине считается священным деревом Героса, таинственного Фракийского всадника. На Балканах конский каштан чтят и считают священным деревом. Плоды каштана конского похожи на плоды каштана посевного. Они используются на корм лошадям, их применяют в народной медицине, так как они обладают целебными свойствами. У конского каштана листовая пластина состоит из пяти-семи длинных и узких листиков. В мае-июне на фоне листвы красиво смотрятся тяжёлые гроздья белых с розовым оттенком соцветий-метёлок конского каштана. В дворцовых парках Европы это экзотическое заморское растение появилось в 17 веке. А в 19 веке конский каштан начали высаживать на бульварах и улицах, в городских парках. Каштан превратился в дерево европейских городов.

Есть две версии появления каштанов в Киеве:

  • В 1842 году к приезду царя Николая I тогдашний правитель Киева генерал-губернатор Бибиков завез с Балкан «неведомое растение, которое услаждает взор и запахом приятно». Деревьями засадили аллею на Бибиковском бульваре (нынче бульвар Шевченко), по которой должен был въехать в город царь со свитой. Однако император высказал недовольство. За ночь все каштаны выкорчевали, а вместо них посадили пирамидальные тополя. К счастью, горожане не дали погибнуть экзотическим деревьям и высадили их в своих дворах.
  • По второй версии, каштанами украшали усадьбы киевских монастырей еще в XVII-XVIII веках. Доказательств этому довольно много. Так, в «Истории города Киева», написанной в 1799-1800 гг., упоминаются «дикие» (несъедобные) каштаны, которые зажиточные киевляне «разводят в садах для одной красоты их цветов». Дополнительным преимуществом этих деревьев была роскошная крона, под которой можно было укрыться от летнего зноя. Со временем каштаны почти полностью вытеснили эффектные, но практически бесполезные тополя - символ Киева XIX века, навязанный городу царской властью.
В конце XIX века каштаны сажали только в старой части города.

До 1969 года Киев не имел своего герба. Символом города был, как обычно, серп и молот. Потом им стал каштан - из-за того, что был приятен на вид, а его листья и цветок имели четко упорядоченную форму.

По оценке КП "Киевзеленстрой" в столице насчитывается около 1 млн каштанов, которые осенью сбрасывают порядка 30 тыс. тонн ядер. Раньше ядра собирали школьники и сдавали в аптеки, где из них делали настойки. Теперь горожане в основном используют красивые плоды против моли.

Источники: "Киевские ведомости",


В Украине издавна считают иву и калину священными: "Без вербы и калины нет Украины". Обычай святить вербу был заимствован христианской религией с астрального культа наших предков. Верба символизирует Прадерево жизни, так же, как Млечный путь. Недаром ивы всегда сажали вдоль дорог, по космогоническим представлениям народа наша Галактика является началом образования Вселенной - берегом космического океана. Обряд хлест ивой означает соединение человека с Космосом, возможность восстановления силы и здоровье. Это был обычай близок по смыслу к обряду погружения в священные воды Буга в Украине и Ганга в Индии. Кроме ивы, сажали в Украине также липу, что посвящена матери Воде, дуб символизировал Перуна и Солнце, береза посвящена Ладе, клен - Полель.

Калина также символизировала праздник Коляды, Рождества мира. Надругательство над ней покрывала человека позором, так же, как убийство аиста. Возле дома всегда сажали калину, зимой ее ягоды клали между стеклами. До сих пор существует поверье: если вырезать из калины дудочку, то в семье появится продолжатель рода - сын. Калиновый чай - лучшее лекарство от простуды. Важная роль принадлежит калине в различных обрядах, особенно на свадьбе (украшали свадебную веточку). О ней сложено множество песен, поговорок: "Любуйся калиной, когда цветет, а ребенком, когда растет", "Девушка, как калина" и другие.

П очитание деревьев берет свое начало с глубокой древности, когда наши предки поклонялись деревьям, как Богам. Вот в апокрифах описывалось Дерево Жизни: "А посреди рая Древо Животное, еже есть божество, и приближается верх того древа до небес»

Дерево Жизни - один из самых распространенных мотивов народного искусства, особенно на вышитых рушниках. До принятия христианства было много священных рощ, куда ходили на поклонение Богам природы, здесь росли священные деревья, стояли кумиры, происходили народные гуляния. В Киеве известно несколько таких рощ. По мнению Евгения Аничкова такой лес был на месте Киево-Печерской лавры. Священным рощей был также Шулявская роща на берегу реки Лыбеди, который во время гражданской войны был вырублен. Хотя еще в прошлом веке Шулявская роща ("Кадетская роща" - название от кадетского корпуса, построенного в 1857 г.) был любимым местом отдыха киевлян.
В Украине местами до сих пор сохранились обычаи "запугивания" неплодородных деревьев, которые, вероятно, является не христианские, глубоко народными. На Святой вечер или на Новый год хозяин идет в сад с топором и угрожает неплодородной дереву, срубит, если в следующем году оно не принесет: "Как не рождать, то срублю и в печь уметаю, а пепел на ветер поразпускаю" (записал Б. Гринченко от своего деда).

Обычай уважать священные деревья прочно вошел в ментальности украинцев. Дерево, которому суждено было долгие годы, становится священным. Так на Ровенщине есть дуб, которому около 1300 лет. Это самое старое дерево в Украине. Священными также считают дерева, с которыми связаны исторические фигуры и легенды. В с. Верхняя Хортица растет дуб, под которым отдыхали Богдан Хмельницкий, Тарас Шевченко, Илья Репин, Николай Лысенко. Этому дубу 800 лет. В народе дуб считался деревом Перуна, теперь его почитают за прочность, красоту, долговечность. "Крепкий, как дуб" - говорят о сильном мужчине. Дубу приносили в жертву кабана, а теперь можно услышать поговорку: "Дуб - дерево хорошее и плоды его свиньям годятся". Свинина осталась жертвенной пищей на Рождество, однако самому животному досталось негативную окраску, ее стали считать нечистой, дьявольской. Под влиянием церковной литературы временем менялось отношение к многих растений, животных и явлений, становилось спорным, а иногда и непонятным.

Так ива, изначально почиталась в Украине, возгордился в обряде Вербного воскресенья, ранними христианами считалась нечистой. Вишня использовалась в Новогодней обрядности задолго до привнесенного Петром I обычай ставить елку, ее выкапывали осенью и ставили в кадку с землей в доме, где она стояла до Нового года. За тем, как росла вишня, предусматривали свою судьбу: если до Нового года она зацветала, это был хороший знак. Она воспета многими писателями. Поэтому Шевченковский "садок вишневый коло хаты» стал символом Украины, родным, близким образом. Яблоня известна в Украине не меньше. С незапамятных времен в диком состоянии она была распространена по всей Украине. Яблоко стало символом любви и плодородия. Об особой плодовитость яблони знали уже трипольцы, когда изображали семена яблони на своем посуде. Уже во времена Киевской Руси было известно несколько рецептов хранения яблок зимой, сушки, квашения, приготовления сладостей.

О плодовитость яблони может свидетельствовать такой факт: в селе Андреевка на Сумщине одна 150-летняя яблоня корневыми отростками и семенами своих плодов породила целый яблоневый лес, площадью полгектара. Лесными яблоками любит лакомиться медведь, поэтому верили, что лучшая яблоня и, на которую он поставил свою метку: любимое дерево медведь царапает когтями. Именно такие деревья отыскивали даже дикие кабаны, следя за медведем, и отбирая натрушенные ним плоды. Дикие яблоки люди использовали как корм для домашнего скота.

Яблони и груши почитали еще в античные времена, записи об этом можно найти в древних летописях как в Греции, Риме, так и в Киевской Руси. О лечении плодами груши было известно еще в древнем Шумере. Украинцы из сушеных яблок и груш варили компот, который был также и обрядовым напитком, например, на Рождество.

С ейчас украинскими селекционерами выведено немало сортов плодовых деревьев, в том числе и груш. Наиболее необычная груша-писанка, которая растет в Макаровском районе на Киевщине. ее плоды имеют оригинальную окраску, похоже на писанку, разрисованную красными, зелеными и желтыми полосами.

Ясень - мужское дерево, ведь из его древесины делали вооружение воинов еще в скифской эпохи. Ясень считался символом войны: если врагу присылали ветвь ясеня, это означало начало войны или предупреждение. Хотя использовали дерево ясеня и в бытовых целях для изготовления посуды, ложек, люлек, мебели, а также в судостроении. Клен всего использовался на изготовление музыкальных инструментов: свирелей, гуслей, скрипок. В Карпатах хлеба выпекали на кленовых листьях и сажали в печь на Кленовой лопасти. Явор (разновидность клена) в Украине считается символом печали, его сажают на могиле убитого казака, разлученных влюбленных: "Посадили над казаком явор и ель, а в головах у девушки - красную калину".

К роме калины, в Украине широко использовали рябину, которая также красные ягоды и долго сохраняется на дереве, маня к себе птиц. По количеству рябины могли предвидеть, какой будет зима: если ягод было много, ждали холодной снежной зимы. Рябину знали еще скифы. Вергилий писал, что скифы долгими зимними вечерами пили напиток из рябины. Способ приготовления вина из рябины и меда дожил до наших дней. Цветы рябины издавна добавляли в чай, это придавало ему вкус миндаля. Рябина также использовалась во многих обрядах. Как оберег ее сажали возле дома, на Купала веточки рябины вешали на каждую дверь, чтобы уберечься от злых духов и болезней.

Терновник известный в Украине более двух тысяч лет. Он является одним из прародителей садовой сливы: уже в начале нашей эры, скрестив поприще с алычой, наши предки выращивали сливы. Благодаря своим колючкам поприще снискал себе славу доброго защитника усадеб в древности - ко двору, обсаженного терном, не мог пробраться никакой зверь. Позже стали считать, что терн защищает от нечистой силы. Такое практическое значение этого невысокого деревца. Но есть еще и очень интересная легенда. Одна из пород терна - диптих - получила название "неопалимой купины". В переводе с церковнославянского купина означает "куст". Этот терновый куст выделяет своеобразные эфирные пары, которые могут гореть, однако самого растения огонь не касается. Следовательно, эта удивительное свойство не могла пройти незамеченной мимо внимания наших предков: считалось, что с неопалимой купины выходит Бог, чтобы показать людям истину. Позднее эта легенда вошла в Библию, где рассказывается, что впервые Бог явился Моисею из неопалимой купины. В Украине неопалимой кочками связан образ Богини-Матери, а по принятию христианства - Девы Марии; образ неистребимой цветка жизни имеет языческие корни.

Береза благодаря своей белой коре стала символом чистоты, девичьей нежности. Она также считалась оберегом от злых духов, поэтому ее часто сажали возле дома, чтобы радовала глаз и защищала усадьбу. Широко использовалась кора березы - береста - для "берестяных грамот". На ней учились писать ученики, на ней писали письма, различные бытовые записи временного значения. Так, во времена, когда бумага была слишком дорогой и использовалась для книг, бытовало письмо на бересте. Для этих грамот бересты снимали так, чтобы не повредить самого дерева, ведь места, где был снят тонкий слой коры, имеют свойство наращивать новую кору.


Если Вам понравился наш сайт расскажите о нас своим друзьям!


Город Киев прекрасный,
город счастливый.
Над разлившимся Днепром,
весь в зелени каштанов,
весь в солнечных пятнах..."
Булгаков М.
Ныне символом города принято считать каштан, но так было далеко не всегда.
Дубовые рощи, ясени, тополи, ивы, липы, каштаны, меняли друг друга на молчаливом посту «оберегов города». Они становились свидетелями печальных событий «славянского Иерусалима», и они же являлись молчаливыми жертвами человеческой моды.
Начну очерк с дуба, так как именно он, был мировым древом древних славян. По их верованию мир состоял из 3-х ярусов: Верхний ярус - небо, мир богов. Средний ярус - мир людей. Нижний, подземный ярус - мир духов, теней. Каждый ярус имел цифровое обозначение (1,2,3) и символизировался птицами (небо), волком и медведем (земля) и змеем (подземный мир). Нижний ярус включал в себя несколько частей, проникнуть под землю и вернуться обратно можно было через колодцы, реки, озера и моря. Связующим же звеном было дерево (Дуб). Дуб был у славян олицетворением силы, мощи и в древности посвящен могучему Перуну С этим же деревом связывается у всех индоевропейцев культ Громовержца. Славяне считали, что сохранились дубы, растущие «еще до сотворения мира», когда не было ни земли, ни неба, а разливался на всей вселенной один «окиян-море». Под такими дубами проводились военные советы, принимались важные решения. Земля под ними целебна, лечит человека.
В священных дубовых рощах наиболее старые и уважаемые деревья обносились оградой, за которую могли заходить только жрецы. Там они совершали свои жертвоприношения, делали предсказания, составляя их в зависимости от шума деревьев и шелеста листьев. Возле такого священного дерева становился неприкосновенным даже самый лютый убийца или вор. Рядом с молитвенным дубом стояли изваяния Перуна, Сварога, Велеса и других богов. В жертву приносились мед, брага, пиво, дикие звери. Взамен люди просили: «Сохрани, пращур, наши злаки от бури, града и палящего солнца! Защити от злых хазар и печенегов род наш - детей своих». Женщины развешивали на ветвях венки, бусы из желудей и просили: «Дай нам, великий, силы рожать так легко и обильно, как ты рожаешь своих детей». Погибших воинов сжигали на костре из дубовых сучьев, ибо «дуб - дерево мужчин, его пламя очищает душу воина». А на праздник Ивана Купалы всех Иванов украшали дубовыми венками. Возможно, слово «дуб» некогда звучало как «добр» и означало «доброе дерево».
Перунов дуб упомянут в средневековой западноукраинской грамоте 1302 года. Согласно позднейшим преданиям, тело новгородского кумира Перуна было вырезано как раз из дуба, и неугасимый огонь перед его изваянием горел как раз из дубовых дров.
Ярослав Мудрый в своей «Русской правде» описал закон по которому раннее производился суд перед «священным дубом» (в особо сложных случаях обе стороны брали в руки раскалённое).
По старинным приданиям, в Киеве росло Священное дерево, в котором жил вещий ворон. Именно он вещал свои пророчества перед всеми несчастьями, которые обрушивались на город. Говорят, последний раз его видели в 1941 году. Естественно никаких подтверждений нет, но так говорят. Этот ворон был помощником на благом деле киевских ведуний, которые чтили родной город, и всячески старались уберечь его от напастей. Некоторые говорят, что это древо было на нынешней улице Фрунзе, другие, на крищатеке, третьи, на Владимирской горке… В одном сходятся все версии: дерево утрачено (то ли срубили, то ли усохло), а ворон улетел с города, так как в тотемы люди нынче не верят…
Не менее популярными для Киева были и липы. Их специально высаживали на видных местах для красоты, или возле храмов, где они становились священными. Самый большой липовый сад появился на Печерске при Кловском дворце в середине 18 в. Во время массовой застройки этого района особняками, за которым вполне оправдано закрепилось название «Липки», была сохранена старая алея парка, которая вела ко дворцу (ул. Липская) и обустроена в виде бульвара. Так возник первый в Киеве бульвар, засаженный липами. Любили это дерево и простые киевляне. Считалось, что оно могло взять на себя некоторые проклятья жен к своим мужьям, и именно поэтому на липе бывает столько наростов. В тоже время липа обладает символами доброты и искренности. В старину коляски для девочек изготавливали только из липы, а для мальчиков из дуба. Известны в истории и липовые постолы, которые не только были удобны как обувь, но и защищали их носителя от диких зверей – следы человека не брал даже нюх волка, что было весьма полезно на охоте и в жизни, в те непростые времена.
Сегодня на Липках расположены здания Администрации Президента Украины, здание Верховного совета, Национальный банк Украины, Кабинет Министров и многие другие административные здания. Липки постепенно начинают приобретать новый облик за счёт реконструкции старых зданий. Появилось много мансардных построек, строятся новые здания. Неизменным остаётся зелёное убранство улиц и переулков. Утопающие в зелени раскинувших свои кроны деревьев улицы Липок сохраняют прохладу в самую жаркую погоду. Улицам вернули старые названия и теперь можно до бесконечности гулять по Липкам и открывать для себя всё новые и новые уголки истории Киева
Тополь долгое время соперничал с каштаном за главенствующую численность на улицах города. Ведь по местным легендам именно тополь – символ женской судьбы. Именно этим деревом обращались все убиенные девушки. Он имеет таинственные целебные свойства и защищает от негативных явлений. Стройном тополям не удалось «стать символом города», но всё же, есть одно место, где они увековечены - возникшее в середине 19. ст. Бульварное шоссе или Бибиковсккий бульвар (в честь генерал-губернатора, который в 1842 году его разбил), ныне - бульвар Шевченка первоначально был засажен каштанами, которые начинали, в те времена, входить в моду. Однако по приказу императора Николая Павловича, каштаны, как крамола, были заменены на пирамидальный тополь, в котором ему виделся имперский символ, причем, якобы все произошло за одну ночь. В свою очередь, киевляне не упустили этот момент – подобрали саженцы каштана, и высадили в местах мене официальных, и которые им понравились больше по своему простому разумению. Считается, что именно с этого времени и началось соперничество тополя и каштана как символа Киева. С этого момента началась новая «зелёная»эра «властвования городом».
Каштаны в Киев привезли ещё в 1825 году и впервые высадили на территории Киево-Печерской Лавры. Оттуда их и разнесли по городу киевляне, ведь молодые каштановые деревья растут быстро.
На герб Киева лист каштана попал в 1969 году. Сейчас у города два герба: большой - с изображением архангела Михаила, покровителя города, и малый - с листом и цветком каштана. Кроме огромной распространённости дерева, свою роль сыграл и тот немаловажный факт, что у каштана очень легко изображаемые листья и цветки.

Пост написан большей частью по материалам.