Древний Рим – это колыбель культуры Европы. Несмотря на то, что мы уже много повидали, некоторые традиции и обычаи Древнего Рима могут показаться нем весьма необычными, или даже странными.

Зачастую римские улочки назывались в честь тех ремесленников или торговцев, которые там трудились. Так, к примеру, улица Сандальная – это улица была известна тем, что там делали сандалии. На этой улице была установлена статуя Аполлона, достаточно известная, а называлась она по улице - Apollo Sandalarius.


На римских улочках нельзя было увидеть цветов или деревьев. Дело в том, что их было невозможно посадить из-за отсутствия места. Пробки на улицах Рима были знакомы всем уже давно. Конный военный отряд был безжалостен в попытках проехать по улице. Пешеходов не просто оттесняли, а даже били.


Многие стены домов украшались изображениями с эротическими сценами. Но это не было признано порнографией. А, наоборот, этим восхищались, этому поклонялись. Каждый художник, который мог красиво и зрелищно донести накал страстей таких изображений, был весьма ценным.


Свободные нравы – это то, как можно охарактеризовать атмосферу того времени. Вполне обычным явлением была педофилия, наравне с однополыми связями, оргиями.


Действительно ли половая связь была настолько развязная?

Да, римляне не особо разбирались в своих половых связях. Единственное, что старались избегать – это внебрачные связи знатным богатых мужчин с женщинами ровней, из высокого общества. Ведь если в результате рождался ребенок незаконнорожденный, то при разделении наследства возникали большие проблемы.


Совет

Если бы у вас была возможно попасть на римские пиры того времени – все бы вас очень сильно отговаривали. Дело в том, что такие зрелища не вызывают аппетита. Помещения были маленькие, столы маленькие. Людей разделяли подушки и ткани. Люди кучковались, было тесно. После еды и вина они потели, а чтобы это не стало причиной простуды – они укрывались накидками.


Гладиаторы Древнего Рима

Эта традиция перешла от греков. Гладиатором могли становиться не только пленные, но и обычные граждане, которые хотели заработать. Для этого им необходимо было принять присягу, а также объявить себя мертвым с юридической точки зрения. Помимо этого, ими становились гражданские преступники после приговора. Например, был ювелир, который обводил вокруг пальца своих покупателей.


Можно сказать, что у римлян было кино. Когда разыгрывались исторические баталии, это походило на произведения. Как-то раз, чтобы как можно красочнее инсценировать битву, выкопали искусственное озеро. Представление потребовало 16 галер, а на них находились несколько тысяч гребцов и несколько тысяч гладиаторов.


Проституция

Как известно, это древнейшая профессия. Тут был расцвет. Жриц любви можно было найти где угодно. Они различались по стоимости услуг, а также по характеру услуг. Был один вид проституток, которые назывались бустуариями. Они бродили в ночной тьме у могил, кладбищенских костров. Зачастую они выполняли роль плакальщиц во время похорон.


История Рима

Сегодня много кричат о тотальном падении нравов и попирании семейных ценностей. И действительно - звезды порноиндустрии больше не являются персонами нон-грата, а возглавляют автопробеги, педофильские скандалы частотой уже затмили скандалы финансовые. Но те, кто восклицает - «куда катится мир!», даже не подозревают, в каком целомудренном обществе мы на самом деле живем.

Вот во времена античности мир таки падал в тартарары. Что было нормой для древних греков и римлян, повергло бы нас в шок. Итак, экскурс во времена античных нравов.

Пришел, увидел, поимел

Чтобы понять психологию людей того времени, надо ознакомиться с их мифами.

Ибо своих богов греки и римляне писали с себя, так что поведение небожителей - это воплощение сокровенных желаний простых смертных. Греческие мифы - то, что детям до шестнадцати лет читать не рекомендуется. Секса, крови и жестокости там столько, что порнофильмы уровня XXX кажутся невинной передачей «Спокойной ночи, малыши!». Возьмем Зевса (у римлян - Юпитера), повелителя неба, грома, молний, ведающего всем миром. Этот сексуальный террорист изменяет направо и налево своей супруге Гере и руководствуется одним: оплодотворить все, что движется. Ради этого он готов стать хоть тушкой, хоть чучелом. Он одинаково любит женщин и мужчин: в облике змея соблазняет Деметру и Персефону, в шкуре быка - Европу, под видом лебедя - Леду, прикинувшись орлом - прекрасного юношу Ганимеда, в облике муравья - Евримедусу, в качестве голубя - Фтию, в огненном обличье — Эгину, в качестве сатира - Антиопу, под видом облака - Ио, в облике ежика... нет, ежика, кажется, не было. Но даже подземный бункер, куда от этого маньяка спрятали Данаю, для него не преграда. Зевс превращается в золотой дождь, просачивается сквозь потолок и проникает в ее лоно. Ну а что вы хотите? У парня дурная наследственность: папа-богоед. Его отец Кронос глотал своих детей, чтобы не свергли, и Зевс не был переварен лишь потому, что мудрая мама подсунула мужу вместо новорожденного камень, завернутый в пеленки. Впрочем, папа Зевса выкидывал штуки и похлеще. Поскольку его собственный отец Уран плохо обращался с мамой Землей, Кронос однажды сел в засаду у родительской опочивальни и в самый момент папиного оргазма махнул серпом по яйцам, отчекрыжив папаше самое дорогое. Детородный орган отца он бросил в море, благодаря чему на свет появилась прекрасная Афродита.

Да, разочарую прекрасных дам, уверенных, что богиня любви явилась из морской пены, нежной и ароматной, как немецкое средство «Бадусан». Все гораздо брутальнее. Вот что пишет на этот счет исследователь античной культуры Ганс Лихт: «В древнейшем источнике (Гесиод, «Теогония») недвусмысленно сказано следующее: «Долгое время член носился по морю, и вокруг него взбилась белая пена, исходившая из бессмертного члена, и в ней родилась Афродита». То есть детородный орган, отсеченный в момент полового акта, был полон семени, которое извергается теперь наружу, порождая Афродиту, в море и вместе с морем. Здесь нет и намека на морскую пену». А теперь на минуточку представьте, что для людей античного мира все это отнюдь не сказки. Это - история, столь же реальная, как для нас - татаро-монгольское иго. Древние греки не сомневались в подвигах Геракла и равнялись на богов во всем - от поступков до секса.

Никаких секс- меньшинств

Первое, что нас бы поразило в античном обществе, - отсутствие твердой сексуальной ориентации. Греки и римляне не делились на гетеросексуалов, гомосексуалов или бисексуалов - они были всесексуальны. Даже к зоофилии (от ритуальной до бытовой) они относились вполне терпимо, ибо ее не чурались и их сексуально озабоченные боги. Подтверждением чему могут служить мифы о Леде и лебеде, Минотавре, Тритоне, ненасытных козлоногих сатирах, кентаврах и уродливых кинокефалах - людях с собачьими головами. Все это - отголосок сексуальных контактов древних с представителями других биологических видов. Для античных язычников секс не был грехом ни при каких обстоятельствах. Наоборот - это бесценный дар богов. Это они сделали человека сексуально всеядным, и в знаменитом диалоге «Симпосий» Платона сказано, как это было. Зевс при создании человека сразу опирался на три пола: мужчину, женщину и муже-женщину (андрогина). Каждый пол он разделил пополам - вот почему те, кто произошел от изначального мужчины, ищут свою половинку в виде мужчин, кто произошел от изначальной женщины - предпочитают женщин. И лишь от андрогинов повели свой род мужчины, любящие женщин, и женщины, любящие мужчин. Так что любовь к своему полу естественна и богоугодна в Элладе и Древнем Риме. Даже специальных слов, соответствующих нашим «гей» или «лесбиянка», у них не было. А вот личное имя Педофил - было. И древние греки не видели в нем (как и в самом явлении) ничего предосудительного.

Платоническая любовь

Расхожую современную шутку про то, что «педофил отличается от педагога тем, что первый любит детей по-настоящему», древние греки вряд ли бы оценили. Педофилия и педерастия являлись важнейшей частью интеллектуального, духовного и физического становления юноши. Методом воспитания, санкционированным государством. По достижении двенадцатилетнего возраста каждый греческий подросток должен был обзавестись старшим наставником, который оказывал бы ему всяческие знаки внимания, дарил подарки, восхищался его красотой и наставлял во всех мужских доблестях, действуя как опекун, советник, друг, тренер и сексуальный партнер. Младший в таких парах именовался «аитом» - слушателем, а старший - «эйспнэлом», вдохновителем. И для мужчины считалось нарушением долга не привлечь к себе юношу, а для юноши позором - не удостоиться такой дружбы.

Кстати, тем, кто выражение «платоническая любовь» считает синонимом любви без физического контакта, любопытно будет узнать, что как раз по Платону высшее проявление любви - это гармоничное слияние духовного начала и физических тел наставника и ученика. «Платоническая любовь» - это любовь гомосексуальная. Греки считали гомосексуальную любовь более возвышенной и глубокой, нежели расслабляющая и изнеживающая мужчин любовь к женщинам. Мир древней Эллады - это мужской мир. Женщина в нем - существо низшее, неспособное удовлетворить интеллектуальные запросы мужчин. Она пригодна лишь для деторождения и плотских утех. Тогда как юношам открыты высокие помыслы, вот почему лишь с ними возможны высокие отношения. Прекрасный юноша для грека всегда предпочтительней прекрасной женщины. Недаром Платон в «Протагоре» пишет: «Юношеский цвет двенадцатилетнего мальчика приводит меня в радость, но предпочтительнее мальчик лет тринадцати. Тот, кому четырнадцать, - еще более сладостный цветок Эротов, и еще прелестнее тот, кому только исполнилось пятнадцать.

Шестнадцатый год - это возраст богов, а желать семнадцатилетнего - удел не мой, а Зевса...» Ему вторит Стратой: «Меня не прельщают ни роскошь волос, ни курчавые локоны, если они произведены не природой, а усердием искусства. Нет, мне мила густая грязь на мальчике, который только что из палестры, и нежный блеск его тела, увлажненного свежим оливковым маслом. Мне сладостна любовь без прикрас, а искусственная краса - дело женской Киприды». Никто бы не смог переубедить древнего грека в воспитательной пользе педерастии, ибо именно из педерастов, по их мнению, вырастали лучшие защитники отечества. Ведь влюбленный в своего партнера не бежал от врага, а яростно сражался за возлюбленного до самого конца. И это чистая правда. Сформированный в Фивах элитный Священный отряд, состоящий из 150 любовных пар, героически проявил себя на полях сражений и полностью полег в битве при Херонее. Наконец, любой в Элладе знал, что гомосексуализм - полезен для здоровья. Знаменитый Гиппократ был двумя руками за гомосексуальные связи, ибо «взрослым мужчинам они несут молодость и здоровье, а мужественность и другие положительные качества взрослого мужчины через его семя передаются подросткам». Правда, были и ограничения. Гомосексуализм - удел свободных граждан, рабы не имели права вступать в связь со свободнорожденными мальчиками. Не приветствовалась и мужская проституция - считалось, что торгующий собственным телом за деньги легко отречется и от общих интересов государства. Рим, перенявший от эллинов сексуальные обычаи, также был весьма лоялен к гомосексуализму. Эдуард Гиббон, английский историк 18 века, говоря о первых пятнадцати императорах, констатирует, что «Клавдий был единственным, чей вкус в любовных отношениях был полностью естественным». Все остальные сожительствовали с мальчиками. Более того, император Адриан, страстно влюбленный в грека-подростка Антиноя, после того как тот утонул, официально обожествил его и воздвиг ему статуи по всей империи.

Закон суров

И тем не менее ни древних греков, ни древних римлян нельзя назвать адептами свободной любви. У них существовали жесткие правила сексуального поведения.

Римский гражданин мог предаваться любым сексуальным забавам с женщинами, мужчинами и подростками. Но - при соблюдении двух условий. Первое: в интимных отношениях с партнером он всегда должен доминировать. Быть активным, а не пассивным. Пассивная роль в анальном сексе считалась позором, так как гражданин становится «женоподобным» и, утратив свое virtus (мужество, доблесть), оказывается бесполезным в гражданском и военном отношении. В армии пассивный гомосексуализм считался преступлением, уличенного в нем солдата просто забивали палками. На гражданке же тех, кому нравилось исполнять пассивную роль, презрительно именовали «кинедами» или «патикусами», опуская их юридический статус ниже плинтуса. Подобно проституткам, гладиаторам и актерам пассивные гомосексуалисты не имели права голоса на выборах, а также не могли представлять себя в суде. Второе правило: предмет сексуального вожделения гражданина должен стоять на более низкой социальной ступени, чем он. Это диктовалось чисто экономическими причинами: чтобы появление незаконнорожденного сына того же ранга не подвергало опасности наследственные права законного потомства. Если оба правила соблюдались, никто и никогда не укорял римлянина в его сексуальных пристрастиях.

Камасутра для рабов

Сексуальная жизнь семейных пар была в Древнем Риме достаточно пресна. Хотя в римском доме открыто говорят о сексе, ничего не скрывая от подрастающего поколения. Зачастую жена и муж, удалившись в спальню, даже не задергивают полог над кроватью. Все могут видеть акт соития хозяина и хозяйки - вплоть до домашней прислуги, которая продолжает спокойно прибираться до дому. Однако на отношения мужа и жены в постели накладывался ряд ограничений. Жене никогда бы не пришло в голову попросить мужа доставить ей оральные ласки. Равно как об этом не попросил бы ее и муж. На оральный секс между равными в Древнем Риме существовало табу. Скажу больше - за это лишали гражданства. Свободный римлянин мог получать наслаждение, но не доставлять его. Это считалось постыдным и неприличным. Зато на рабов, вольноотпущенников и неграждан это табу не распространялось. А посему древнеримский гражданин, как и древнеримская гражданка, могли получить свое, прибегнув к услугам низших по рангу. Они могли позвать раба или рабыню, отправиться за недоступными ласками в ближайший бордель, но никак не получить их от законного супруга.

Как пишет в свой замечательной книге «Один день в Древнем Риме» археолог и историк Альберто Анджела, «римляне были просто зациклены на рте. Для них рот - нечто благородное, почти священное. Это социальный инструмент, потому что люди говорят, обращаются друг к другу, обмениваются информацией, произносят речи а следовательно, он должен быть чистым и неоскверненным. В сенате же рот вообще становится политическим инструментом. Поэтому (...) обвинить сенатора в том, что он занимался оральным сексом, назвать его Fellator - значит нанести ему тяжкое оскорбление. Это было равноценно обвинению в измене за то, что он осквернил рот, имеющий столь важную функцию на службе обществу». В этом ключе любопытно выглядит скандал Клинтон - Левински, едва не стоивший президенту США его кресла. Наделенный нешуточной властью человек дал себя удовлетворить орально своей подчиненной. Был в своем праве. Живи Клинтон в античное время, ему не пришлось бы ни извиняться перед супругой, ни платить адвокатам. Зато Левински не превратилась бы в знаменитость и миллионершу, а оказалась бы на одной ступени с рабами и проститутками. Двери приличных домов закрылись бы перед ней навсегда...

Ручная работа

Христианские теологи и священники веками пугали рукоблудников дурдомом и кладбищем, утверждая, что онанизм приводит к слабоумию, слепоте, желудочным судорогам, поносу, чахотке и эпилепсии. А греки видели в мастурбации отдушину. Онанизм снижал, по их мнению, количество изнасилований, число незаконнорожденных и самоубийств по поводу неразделенной любви, поэтому дело полезное. Они обожали изображать такие сценки на вазах, а в их языке имелось поразительно много слов для отражения этого понятия, включая поэтичные «петь свадебную песнь рукой» и «сражаться рукой с Афродитой» К слову, руку греки для этой цели предпочитали использовать левую (ближе к сердцу). И не стеснялись делать это на людях. В частности, яркий представитель философской школы киников Диоген Синопский (тот, что жил в бочке, а точнее, в пифосе - здоровенном глиняном сосуде для зерна). Призывая на площади сограждан довольствоваться малым и отрешиться от страстей, дабы вкушать безмятежную радость бытия, он частенько задирал тунику и начинал мастурбировать, сопровождая действо мудрой сентенцией: «О, если бы я мог так же просто, потирая живот, избавиться от голода и нужды». Женщины в этой сфере не отставали от мужчин. В спальне каждой гречанки имелись приспособления, именуемые баубонами или олисбами. Эти фаллоимитаторы изготавливали повсеместно, но лучшими считались самоудовлетворители из города Милет, откуда они шли на экспорт по всей Ойкумене. Ими женщины гордились и частенько обменивались между собой. Так, в шестом мимиямбе Геронда, озаглавленном «Две подруги, или Доверительный разговор», девушка Метро сетует, что у ее подруги Коррито был замечательный олисб, но она, не успев им воспользоваться, передала его своей подруге Евбуле, а та еще кому-то, а жаль - ведь Метро очень хотела бы заполучить этот инструмент, поскольку сделал его искусный мастер.

Верность - понятие относительное

По свидетельству Еврипида, греки первыми из древних народов начали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в дом множество жен - обычай варварский и недостойный благородного эллина. Но при этом супружеская измена во времена античности распространялась лишь на женщин. Измена жены сурово осуждалась, и муж имел полное право убить ее любовника, а иногда и ее саму. На измену мужа и наличие у него множества наложниц общество закрывало глаза.

Как пишет Ганс Лихт, «греческому общественному мнению были неизвестны доводы, воспользовавшись которыми, можно было бы осуждать мужчину, уставшего от вечного однообразия супружеской жизни и ищущего отдохновения в объятиях умной и очаровательной куртизанки или умеющего скрасить повседневную рутину беседой с хорошеньким юношей». И нельзя не признать, что в этом греки были более нравственны, нежели мы, так как они признавали наличие у мужчины склонности к полигамии и действовали не тайком, а в открытую.

Посему поэтами восхвалялся идеал понимающей женщины, не мешавшей любовным похождениям мужа. К примеру, грек был в полном праве даже завалиться с друзьями в компании девочек к себе домой - супруге в этом случае полагалось проявить скромность, удалиться в женскую часть дома и терпеливо дожидаться окончания пирушки. В Спарте измена фактически приветствовалась. Это небольшое и воинственное государство было кровно заинтересовано в преумножении числа крепких телом и духом воинов. Более того, спартанские мужья в возрасте могли препоручать свои супружеские обязанности выбранным ими мужчинам помоложе, так как каждый из них одинаково распоряжался и своими детьми, и чужими.

В Риме законы Августа предусматривали строгую кару за нарушение супружеской верности, за прелюбодеяние с чужой женой, однако за конкубинат, за связь с наложницей, мужчин не наказывали. Ну и, конечно же, каждый мужчина античного мира имел полное право посещать публичные дома. Ведь связь с проституткой изменой вообще не считалась.

Ночные бабочки

Недостатка в домах терпимости и проститутках не знали ни Древняя Греция, ни Древний Рим. На продажную любовь античный мир смотрел без предрассудков. Дело нужное, полезное, прибыльное. Причем весьма выгодное для госбюджета.

Публичные дома находились в Греции под надзором городских должностных лиц, а содержатели публичных домов обязаны были выплачивать ежегодный налог государству. Римляне к посещению борделей относились примерно так, как мы к посещению общественных уборных. Шел, прижало, зашел, вышел. При этом жена могла запросто подождать мужа в таверне напротив и даже попросить его особо не торопиться. Нам это кажется диким. Для римлян - совершенно нормальным. Ведь прелюбодеяния они в этом не усматривали. Прелюбодеем муж становился только тогда, когда он занимался сексом с равной себе. А остальное - как справить нужду, как почистить зубы. Поэтому римская матрона запросто могла, скучая, грызть персик у себя в комнате, в то время как в соседней ее муж с дикими криками вовсю резвился с рабыней или рабом. И ее совершенно не шокировало, что вечером он отправлялся вместе с приятелями спустить пар в ближайший бордель. Борделей же (они назывались лупанариями) в Вечном городе было как грязи, и все они работали по принципу конвейера, которому позавидовал бы сам Генри Форд. Для ускорения обслуживания клиентов и автоматизации процесса оказания секс-услуг владельцы лупанариев ввели даже специальные жетоны - спинтрии. Они изготавливались из бронзы, реже - из кости, и напоминали монеты. На одной ее стороне изображался половой акт, на другой стояла цифра. Изображенная на спинтрии поза соответствовала оказываемой проституткой услуге за этот жетон, а цифра - то ли цену, то ли номер кабинки. По этому поводу у историков нет единого мнения. При этом цена была смехотворна. В среднем - 2 асса, как бокал дешевого вина. Широко была распространена и детская проституция. В Риме процветали целые фермы тружеников и тружениц секс-индустрии, владельцы которых покупали малолетних рабов и воспитывали детей-сирот для занятий проституцией. Их сексуальное использование было разрешено законом, за что исправно платились налоги в казну. Причем изнасилование сутенером рабыни или раба было ненаказуемо.

В Риме законы августа предусматривали строгие кары за нарушение супружеской верности, но каждый мужчина античного мира имел полное право посещать публичные дома. ведь связь c проституткой изменой вообще не считалась.

Размер имеет значение...

Изображение фаллоса на улицах античных городов встречалось едва ли не чаще, чем в наши дни слово из трех букв на заборе. Фаллос боготворили. Ему поклонялись. Греки ставили перед храмами и домами квадратные колонны с мужской головой и эрегированным половым органом, которые, на их взгляд, охраняли дороги, границы и ворота. Римляне предпочитали огромные каменные члены, которые устанавливались на площадях, улицах, перед входом в дома и таверны. Они вырубались на стенках портиков, на мостовых, висели над детскими колыбелями, печами хлебопеков, были неотъемлемой частью пейзажа садов, полей и огородов. Бронзовые фаллосы (а зачастую целые связки из них) с бубенчиками внутри подвешивались к потолку жилища или у входа. Они назывались «тинтиннабулами» и звенели, если к ним прикасались. А прикасался к ним каждый, кто проходил мимо, ибо в противном случае он рисковал лишиться удачи и здоровья. А все потому, что люди античности верили, что эрегированный член - страшная сила. Он был для них символом процветания, достатка, изобилия, плодовитости и плодородия. Символом победы, богатства и успеха в делах. Кроме того, фаллосу как источнику семени и жизни приписывалась магическая способность отгонять беды, несчастья и отпугивать злых духов. И если христианин, столкнувшись с чем-то страшным и неведомым, в наши дни воскликнет «с нами крестная сила!», то древний римлянин с той же целью призывал бы силу фаллическую. Поэтому первое, что получал в дар от своих родителей древнеримский мальчик, были погремушка в виде члена и фасцинум - каменное, бронзовое или выполненное из кости изображение фаллоса, которое он носил на шее как амулет, иногда добавляя к нему для надежности еще и изображение фиги, кукиша - древнего символа полового акта. А в жизни древние римляне, как и греки, отдавали предпочтение члену скромных размеров. Большое мужское достоинство считалось у них непрактичным, неэстетичным и даже комичным. В чем несложно убедиться, бросив взгляд на античные статуи. Между ног у них болтается отнюдь не чудо размером XXL, а прибор, для изучения которого нужны пинцет и лупа. Практически детский размер. Древние считали, размер - не главное. Главное - любовный жар и способность оплодотворить. И полагали, что для этого чем короче прибор - тем лучше. Аристотель писал, что короткий член имеет массу преимуществ: выглядит краше, семени приходится преодолевать меньшее расстояние, а посему оно вернее достигает цели. Логика! Исключение составлял театр. В Вечном городе стали пользоваться спросом представления акробатического секса - своеобразный аналог современной кинопорнухи. Актеры на сцене пытались поразить зрителей своими невероятными позами, посрамлявшими Камасутру, а зрители - разглядеть все в деталях. Поэтому в этих шоу (показанных в перерывах между классическими комедиями и трагедиями) ценились актеры с огромными пенисами. Ведь их можно было разглядеть даже с дальних рядов. К гигиене члена античные люди относились трепетно. Регулярно мыли, умащивали маслом, а перед исполнением физических упражнений подвергали его инфибуляции, а именно: натягивали крайнюю плоть на головку и перевязывали лентой, чтобы, упаси боже, не повредить. Так что античный фитнес-зал выглядел гораздо забавней современных: толпа голых мужиков - и у каждого член с бантиком.

Прекраснозадая богиня

Если говорить о каноне женской красоты, то вкусы древних греков и римлян были близки вкусам нынешних кавказцев. Они ценили пышных блондинок. И чтобы быть конкурентоспособными со светловолосыми германскими рабынями, женщины изобрели много хитроумных рецептов. В ход шли парики, лимонная кислота, шелуха лука, молоко и даже известь. А поскольку светлая блестящая кожа, по мнению мужчин, свидетельствовала не только об аристократизме, но и о страстности, женщины старались не загорать и умывались козлиным и ослиным молоком.

Однако чтобы прослыть секс-бомбой, требовалось большее. Был нужен невысокий лоб, прямой нос и большие выпуклые глаза, причем расстояние между глазами должно было быть не менее величины одного глаза, а рот - в полтора раза больше глаза. Кроме того, были необходимы широкие бедра, мощные ляжки, грудь, укладывающаяся в мужскую ладонь или чуть более того, и слегка нависающий выпуклый живот. Эти формы считались совершенными, так как служили гарантией плодовитости. Огромное внимание уделялось ягодицам. У греков на этот счет вообще был явный пунктик. Они боготворили Афродиту Каллипигу - Афродиту Прекраснозадую, построили ей специальный храм и регулярно проводили в ее честь состязания для выявления лучшей каллипиги Эллады. Эти конкурсы красоты женских попок пользовались невероятной популярностью во всех греческих полисах, филейная часть возбуждала греческих мужчин явно больше женских грудей. Кстати, привычный нам символ сердца, пронзенного стрелой, родом из Древней Греции. Но он не имеет ни малейшего отношения к сердцу анатомическому. Это стилизованная часть женской задницы, а пронзающая его стрела является одним из древнейших фаллических символов. Выводы делайте сами... Вторым греко-римским пунктиком в области сексуально-эстетических предпочтений была волосяная растительность. Они ее на дух не переносили, считали ужасно неэстетичным признаком варварства. Причем везде - и на ногах, и под мышками, и в области гениталий. Их идеалом была женщина с гладко выбритым лоном, и мужчин нисколько не заботило то, какими муками это достигается. И тут женщинам можно только посочувствовать. Так, комедиограф Платон говорит о «выщипываемых рукой кустах мирта», а согласно Аристофану, женщины часто использовали для этой цели зажженный светильник или горячую золу. Красота требует жертв. Хотя бы в этом мы с античным миром едины.

Дмитрий Лычковский

Последние изменения: Сентябрь 30, 2018

В современной Италии не принято жениться или выходить замуж в раннем возрасте. Итальянцы подходят к вопросу создания семьи очень ответственно. Культ семьи в Италии ценится очень высоко, а семейные традиции всегда стоят на первом месте. Интересно, а каким был брак в древнем Риме? Какие традиции и обычаи дошли из глубины веков до наших дней?

Брак с древнем Риме: любовь или расчет

В античные времена обряд бракосочетания считался священным, а семья - опорой всего государства, однако далеко не все романтические отношения двух любящих сердец заканчивались пышной свадьбой.

Дело в том, что на протяжении долгих веков, римляне считали процедуру заключения брака прежде всего взаимовыгодным сотрудничеством. Для знатных и богатых фамилий это означало возможность объединения капиталов, земель, распространение своего влияния и тому подобное. Зачастую, о свадьбе договаривались родители будущих молодоженов, оговаривая сразу всевозможные выгоды союза для обеих сторон. Очень часто в таких случаях можно было наблюдать понятие неравных браков. Как правило, будущий жених был намного старше своей невесты, а иногда даже и наоборот.

Папа Александр VI Борджия для решения геополитических вопросов женил своего младшего сына Джоффре, которому на тот момент еще не исполнилось и тринадцати лет, на значительно превосходившей его по возрасту дочери короля Неаполя.

Среди простого населения тоже нередко встречались случаи браков по расчету, однако их было гораздо меньше, нежели в кругу представителей высших сословий. Несмотря на такое отношение к бракосочетанию, в те далекие времена само понятие семья для древних римлян оставалось тесно связанным с такими моральными аспектами, как взаимное уважение и почитание друг друга как супругов.

Законы древнего Рима о создании семьи

В античности существовало достаточное множество прописанных законами правил относительно создания новой ячейки общества. Желавшие заключить брак прежде всего должны были попросить разрешения у главы семьи, и только от его решения зависело, родится новая семья или нет. На сегодняшний день такое правило не кажется слишком необычным. В наше время тоже существует традиция просить родительского благословения. Однако некоторые законы, существовавшие в древнем Риме, могут показаться довольно необычными.

  • Возраст Оптимальным возрастом для заключения брака считалось 17 лет для девушек и 20 лет для юношей, хотя законами разрешалось вступать в брак гораздо раньше. Девочки могли выйти замуж по достижении двенадцати лет, а мальчики - четырнадцати. Это объяснялось не только тем, что в древние времена продолжительность жизни была меньше, но и ранней смертностью женщин и детей.
  • Статус Право на заключение брака предоставлялось лишь свободным римлянинам. Рабам и иноземцам римское государство не давало такую возможность. Кроме этого, законами запрещалось создавать семьи военным, а также магистратам.
  • Родственные связи В республиканский период браки среди родственников до четвертого колена не только запрещались, но и карались смертной казнью. Начиная с I века до нашей эры были разрешены браки между кузинами, а в III веке нашей эры разрешили заключать браки родного дяди с племянницей.

Регистрация брака в древнем Риме

Как таковой регистрации брака, с юридической точки зрения, не было, никто не оформлял никаких специальных бумаг и не делал записей в реестрах гражданского состояния, как это принято в современном обществе. Для заключения брака считалось достаточным выполнение ряда условий, описанных выше, а также требовалось совместное проживание, желание признать друг друга мужем и женой и соблюдение достойного поведения.

Разновидности брака в древнем Риме

В современном мире различают всего два вида брака - гражданский, зарегистрированный в ЗАГСе (в Италии брак регистрируют в коммуне), и церковный. В древнем Риме в ранний республиканский период основным видом брака считалось CUN MANUM, что в переводе с латинского дословно означает «с рукой».

В античности все члены фамилии находились под властью главы семейства. Жена в полном смысле слова принадлежала мужу, а дети являлись собственностью отца. Когда молодая девушка вступала в брак, она официально переставала принадлежать своему родителю и переходила под покровительство мужа. У женщины были ограничены права в плане владения имуществом, она не могла распоряжаться своим приданым и, в дальнейшем, семейным бюджетом. Однако, в отличие от гречанок, являлась более самостоятельной и имела некоторые привилегии. Римская матрона могла свободно посещать театры и бани, принимать участие в важных званых обедах и заниматься своим образованием.

Для разных сословий церемония бракосочетания предполагала проведение совершенно разных обрядов:

    Конфарреация

    Торжественное мероприятие по случаю заключения брака, проводимое главным жрецом для представителей рода патрициев. Во время ритуала зачитывались особые молитвы-прошения языческим богам и совершались жертвоприношения: хлеб, изготовленный из особых сортов пшеницы, фрукты и овца. Обязательным условием проведения такого обряда являлось наличие десяти свидетелей. Расторжения брака, заключенного таким образом, считалось недопустимым.

Историческая справка

Главным жрецом в Древнем Риме являлся Великий Понтифик, будучи главой всех понтификов. В VIII веке до н.э. эту должность занимали цари.

    Коэмпито

    Для римских граждан обычного происхождения существовал другой обряд. В присутствии не менее пяти свидетелей жених выкупал за символическую плату свою невесту. При этом он должен был обязательно спросить у девушки, желает ли она стать матерью его детей, а она - хочет ли юноша быть отцом семейства.

Кроме таких официальных церемоний заключения брака в древнем Риме был распространен так называемый брак по привычке. Законными женой и мужем признавались пары, прожившие совместно и неразлучно один год. Однако, если в течении этого года, один из сожителей отсутствовал более трех дней, отсчет начинался заново.

В позднереспубликанский период в Риме наиболее распространенной формой брака стала SINE MANU, отличающаяся от CUN MANUM тем, что молодая жена не переходила в собственность мужа, а оставалась под покровительством своего отца. Кроме этого, женщина, имевшая более трех детей, могла отказаться от всяческого покровительства кого бы то ни было и становилась более свободой. Это означало, что она могла в полной мере распоряжаться принадлежавшим ей по праву имуществом и, при необходимости, подать на развод.

Древний Рим, наравне с Древней Грецией, считается колыбелью европейской культуры. Однако, некоторые традиции того времени даже нам, которые видели все или почти все, кажутся странными.

10 место: Улицы Рима часто назывались по тем ремесленникам или торговцам, которые там обосновались. Например, была в городе «Сандальная» улица – улица специалистов по выделке сандалий (vicus Sandalarius). На этой улице Август поставил знаменитую статую Аполлона, которая и стала именоваться по улице – Apollo Sandalarius.

9 место: На римских улицах не сажали ни цветов, ни деревьев: для этого просто не было места. Пробки на дорогах римляне узнали задолго до Рождества Христова. Если по улице проезжал конный военный отряд, он мог безнаказанно оттеснять пешеходов и даже бить их.

8 место: Стены многих домов были украшены откровенными изображениями сексуальных сцен. Это считалось не порнографией, а объектом поклонения и восхищения. Художники особо ценились за умение донести до зрителей весь накал таких сцен.

7 место: Рим вообще знаменит своими свободными нравами. Педофилия, однополые связи и групповой секс были в порядке вещей. Но знатным богатым римлянам предлагалось избегать секса на стороне с женщинами из высшего общества, так как если в результате появлялся незаконнорожденный ребенок, то возникали большие проблемы с дележом наследства.

6 место: Римские пиры были не очень красивым зрелищем. Независимо от размеров помещения и числа обедающих, стол был очень маленьким. Одного сотрапезника от другого отделяли подушками и тканями. Скученные люди, разогретые вином и едой, непрестанно потели и, чтобы не простужаться, укрывались специальными накидками.

5 место: Гладиаторские бои римляне переняли у греков. Стать гладиатором мог не только военнопленный, но и любой свободный гражданин, желающий заработать. Для того, чтобы стать гладиатором, необходимо было принять присягу и объявить себя «юридически мёртвым».

4 место: «К арене» могли приговорить и гражданских преступников. Как, например, одного ювелира, который обманывал покупателей.

3 место: Было у римлян и что-то вроде кино. Во время наумахий во всех подробностях разыгрывались исторические баталии. Для инсценировки одной битвы было выкопано огромное искусственное озеро. В представлении участвовало 16 галер, на которых находились 4 тысячи гребцов и 2 тысячи солдат-гладиаторов.

2 место: Проституция цвела в Риме пышным цветом. Проститутки работали практически везде и различались не только по стоимости, но и по характеру оказываемых услуг. Например бустуариями ("Bustuariae") назывались проститутки, что по ночам бродили около могил (busta) и костров на кладбищах. Часто именно они исполняли роль плакальщиц во время погребальных обрядов.

1 место: Римские туалеты (по-латыни они назывались «latrina» или «forica») были достаточно вместительны – в самых больших могло одновременно «заседать» порядка 50 человек. Пол туалетов был выложен мозаикой, обычно изображавшей дельфинов, а в центре бил фонтан. В фориках часто играли музыканты, а собравшиеся вели беседы и делились новостями. Часто там можно было услышать и политические остроты и стихи.

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.


Культура античного Рима, доставшаяся нам в наследство, интересна не только величественными каменными руинами, несущими на себе отпечаток былого могущества Империи, но и живыми традициями, отчасти видоизмененными, а во многом поразительно узнаваемыми. Полезно иногда обратить свой взор вглубь столетий, чтобы оценить: так ли уж отличались от нас представители человечества, жившие на заре новой эры?

Две тысячи лет назад, как и сегодня, семья была не только ячейкой, но и основой общества. Брачные церемонии и все, связанные с этим событием, праздники составляли неотъемлемую часть римской жизни. Стоит, например, попробовать провести параллель между брачными обычаями наших предков и современными празднованиями в честь бога Гименея, чтобы обнаружить в собственных свадебных ритуалах крепкие античные корни. Так воздадим же славу богу Гименею!

В отличие от новобрачных XX-XXI вв., юные римляне практически не имели возможности выбирать спутника жизни по своему усмотрению, этой привилегией пользовались их родители. Браки по расчету, особенно в ранний период Империи, составляли почти стопроцентное большинство. Разница заключалась лишь в том, какую цель преследовали главы семей: политические, экономические или социальные.

Римлянин, будь то патриций или плебей, мог иметь только одну жену, но разводы и повторные браки законом не возбранялись. Учитывая, что продолжительность жизни в античном обществе была вдвое короче нашей, молодые люди долго не засиживались в отчем доме. Так, официально девочку могли выдать замуж в 12 лет, но, как правило, родители придерживали будущую невесту подле себя до 14 лет. К этому же времени старались окончательно определиться с кандидатурой будущего мужа и хозяина.

Итак, невеста созрела, жених определен, родители согласны - теперь самое время заключить брачный договор. Люди попроще делали это на словах, но наиболее практичные отцы семейств предпочитали закрепить условия союза на бумаге и, желательно, в присутствии юриста, чтобы потом зря не сетовать на строптивость невесты или жениха, вздумавших пойти против воли родителей.

Существовало несколько типов брачного договора, но суть их сводилась, в основном, к тому: был ли брак «полноправный» или «неполноправный». Первый вариант союза был возможен только между гражданами Римского государства, а второй - уделом беднейших плебеев и бесправных рабов. В случае с представителями «низов общества» молодой человек покупал себе жену в собственность, пусть даже выкуп составлял всего один асс (1). Церемония бракосочетания у плебса упрощалась до минимума, хотя и были сохранены основные ритуалы.

При «полноправном» браке допускались две формы: «cum manu», когда жена перешла во власть мужа и получила право назваться «матрона» (2) и «sine manu», тогда она по-прежнему оставалась во власти отца и называлась только «уксор» (3). Римлянка, решившаяся стать «матерью семейства», становилась собственностью супруга или свекра, если отец суженного был еще жив, но, при этом, имела право наследовать мужу и разделить с детьми любое имущество. Со временем женщины из знатных семей стали предпочитать второй вариант, сохраняя собственную независимость, и теряя, при этом, все права на наследство мужа. «Двенадцать таблиц» - первый писанный закон Рима гласил, что «жена автоматически попадает под власть своего мужа, если живет в его доме постоянно не менее года». Но так ли уж трудно было обойти это предписание? Стоило провести всего несколько ночей в родительском доме или у подруги, и женщина оставалась фактически свободной.

Предположим, что заключение договора так или иначе состоялось, и продолжим следить за серией брачных церемоний. Теперь новобрачным предстояла помолвка. Бог брака Гименей здесь становился главным действующим лицом. Его надлежало всячески задобрить, чтобы потом, на свадьбу собрались и другие духи необходимые в семейном деле. День помолвки, а тем более, свадьбы выбирался особенно тщательно. Были времена, когда невеста в сопровождении матери отправлялись к оракулу, чтобы определить дату, угодную богам. Затем обычай стал неприличным, но при подготовке к этому радостному событию продолжали обращаться к религиозному календарю, дабы не искушать небожителей. Чаще всего свадьбы игрались в мае или во второй половине июня - в период, считавшийся особенно счастливым и благоприятным.

Ночью накануне помолвки невеста приносила в жертву богам свои детские игрушки, т.е., сжигала их на домашнем жертвеннике. В те далекие времена присутствие священнослужителя на церемонии обручения не требовалось, хотя и не возбранялось. Римляне, как и современные молодожены, скрепляли будущий союз кольцами. Жених дарил своей суженой простое железное кольцо без камней как залог заключаемого брачного договора. Невеста принимала дар и в знак признательности одевала его на предпоследний палец левой руки, т.к. считалось, что именно там находится особый нерв, соединяющий руку с сердцем. Затем молодые давали друг другу незамысловатую клятву «Ubi Gaius, ego Gaia» (лат. «Там, где ты - Гай, я - Гайя») и скрепляли свой союз…, но не поцелуем, а пожатием рук.

В день свадьбы дом отца невесты украшали цветочными гирляндами и накрывали праздничный стол. Молодую одевали в белую тунику. Когда жених, украшенный венком, прибывал в дом новобрачной, одна из замужних женщин (сваха) выводила девушку ему навстречу и соединяла их руки. После чего молодожены в присутствии гостей подписывали, заранее составленный, свадебный договор, скрепляя его словесными обещаниями. После этого вновь наступала очередь богов. Жрец три раза обходил алтарь по часовой стрелке, произнося молитву, жених и невеста следовали за ним рука в руку. Затем новоиспеченных супругов усаживали в кресло с двойным сиденьем, покрытое шкурой животного, приносимого в жертву, а к подножию алтаря бросали его печень. Воздаяния совершались в честь разных богов, покровительствующих домашнему очагу, плодородию, здоровью, но более остальных старались воздать почести богине Юноне - покровительницу брака - ее ублажали с помощью вина с медом и молока. Уважающая себя невеста приносила на жертвенный алтарь пшеничный хлеб, что означало ее готовность подчиняться мужу беспрекословно. Впрочем, если молодая предпочла остаться под надзором отца, то она этого могла и не делать. Когда священный ритуал заканчивался, гости праздника поздравляли супругов, высказывая свои пожелания, и время от времени выкрикивали «Feliciter» - «Счастливо!». Вслед за этим начиналось свадебное пиршество, длившееся до самой ночи.

По окончание праздничного ужина, все участники и гости под звуки флейты направлялись в дом жениха. Впереди всех шли шесть факелоносцев, за ними следовали молодожены в сопровождении матери девушки. Во время шествия, по традиции, друзья молодого мужа имитировали попытку похищения невесты. Естественно, им это сделать не удавалось, тогда они принимались окуривать новобрачную факелами из боярышника, дабы предохранить ее от дурного глаза и порчи. Здесь же были и слуги, несущие в дом молодоженов символическое приданное: прялку с пряжей, веретено и ивовую корзину с принадлежностями женского рукоделия. Уличные мальчишки, вприпрыжку сопровождавшие процессию, распевали неприличные песни, смысл которых, в основном, сводился к тому, что героине праздника вскоре придется узнать все стороны семейной жизни - это считалось своеобразным сексуальным просвещением девицы.

Перед входом в семейное гнездо, жених бросал на землю горсть орехов, в знак того, что он не будет мелочным и жадным со своей женой. Невесте давали воду и зажженный сосновый факел. Новобрачная прикрепляла к дверям шерстяные повязки - утверждая таким образом, что она будет хорошей пряхой, - и мазала косяк свиным и волчьим салом" (4). После этого нехитрого обряда невесту на руках вносили в новый дом, т.к. считалось дурным знаком, если ноги молодой жены касались порога.

Новую хозяйку приглашали в атриум (5), вручали ей ключ, а жених преподносил несколько золотых монет - в знак того, что полностью доверяет новоиспеченной подруге жизни. Затем они вместе зажигали огонь в очаге - так начиналась совместная жизнь двух римлян, вступающих в семейную жизнь.

На следующий день молодая хозяйка устраивала небольшой пир, на котором впервые выступала как хозяйка.

1 Асс - Медная римская разменная монета.

2 Матрона (лат. Matrona) - почтенная замужняя женщина, мать семейства.

3 Уксор (лат. Uxor) - супруга, жена.

4 Дезобри. «Рим во времена Августа».

5 Атриум - внутренний двор римского жилого дома.