Библия не единственный источник, повествующий о потопе, погубившем человечество. Практически у всех народов есть письменные свидетельства или устные сказания о произошедшей катастрофе. Причем большинство из них имеет сходные черты. В мифах о потопе высшие силы предупреждают праведника о предстоящем наводнении и велят строить корабль; всегда спасаются мужчина и женщина, способные продолжить род; на корабль обязательно берутся животные, которые впоследствии заселяют землю; о прекращении потопа люди узнают от выпущенных птиц. Кроме того, в большинстве легенд есть упоминание о радуге, появившейся на небосклоне при отступлении воды.

Легенд, посвященных всемирному наводнению, наберется не на один том. Но в нашей книге мы вспомним только самые известные, возникшие как в до-, так и послебиблейские времена.

1. Шумер. На глинобитных табличках времен Ашшурбанипала найдено повествование, до мелочей совпадающее с библейским. Праведник, пощаженный богами, носит имя Зиусудра. Это был мудрый правитель города Шуруппака.

2. Вавилония и Ассирия. Ассиро-вавилонские мифы тесно связаны с шумерскими, и миф о вселенском потопе тоже. Согласно легенде, изложенной вавилонским жрецом Беросом на греческом языке, на людей рассердился бог Кронос. Явившись к царю Ксисутрасу, он повелел ему сначала написать историю своего царства, закопать ее в городе Сиппаре, сохранив знания для будущих поколений, а затем построить лодку, которая спасет всю царскую семью от наводнения. Причем бог указал размеры судна (5 стадий в длину и 2 в ширину), перечислил животных, которых надо с собой взять, и велел плыть к обиталищу богов, находящемуся в Араратских горах (необычайное совпадение с библейским сказанием!). Начавшийся потоп уничтожил весь человеческий род.

Ксисутрас, так же как и Ной, несколько раз выпускал птиц, чтобы узнать, не появилась ли суша, и принес после избавления богатые дары богу.

3. Древний Иран. В священной книге персов «Авесте» есть сказание, посвященное потопу: главный бог Ахурамазда сообщил патриарху Йиме о предстоящем наказании человечества. Тот спасся, построив корабль, который после наводнения причалил к горе Демавенд, входящей в состав Эльбруса.

4. Древняя Индия. На Индостанском полуострове есть несколько мифов, свидетельствующих о всемирном потопе. В наиболее распространенной версии к герою Ману явился бог Вишну, принявший облик рыбы, и предсказал, что надвигается великое наводнение, но Ману спасется, если вместе с женой и некоторыми животными сядет на корабль, присланный божеством. Как только сушу начала поглощать вода, герой сел на судно, которое тащила за собой огромная рыбина, и, проведя некоторое время в морских скитаниях, причалил к горе Набандана, находящейся в Гималаях.

5. Фригия. В Малой Азии существовал город, носивший название Апамея Киботос. В переводе с греческого «киботос» означает «ящик, ковчег». Мало того, при его раскопках обнаружили монеты, на которых отчеканен корабль со стоящими на борту двумя людьми, птицами с оливковыми ветвями в клюве и надписью «Ноэ». Ноэ - как похоже на Ной!

6. Древняя Греция. И в греческих мифах, и в трудах многих древних историков Эллады встречаются описания страшного потопа, уничтожившего города и людей. Конечно, легенды из разных источников несколько различаются, но сущность остается неизменной: царь Девкалион, сын Прометея, спасся от вод, насланных на землю разгневанным Зевсом, благодаря помощи отца. Девкалион построил ящик, или ковчег, и в нем вместе с женой Пиррой плыл девять дней и ночей к Парнасу, который остался возвышаться над морем. Правда, следует сказать, что, например. Аполлодор упоминает, что были еще спасшиеся люди, успевшие добежать до высоких гор. Но, с другой стороны, Пиндар пишет, что люди были уничтожены полностью, и Девкалиону пришлось создавать себе подданных из камней.

Долгие века в храме Зевса в Афинах около глубокой расселины, куда, по преданию, ушла вода потопа, приносили жертвы душам погибших.

7. Древний Египет. Египтяне, имевшие наряду с греками высокоразвитую цивилизацию, были убеждены, что потоп приходил на землю не однажды и каждый раз свидетельствовал о гневе богов.

8. Древняя Ирландия. В северных регионах также существуют легенды, посвященные великому наводнению. Может, они не так подробно описывают происходящие события, как Библия или «Авеста», но во многих из них история страны ведется от времен потопа, во время которого спаслись Финтан и его жена Кессар. Да и друиды многие века приносили жертвы богам, благодаря их за спасение четы, давшей начало новому роду на Земле.

9. Древний Китай. Здесь вместо бога инициатором катастрофы выступает злое божество воды с телом змеи, разрушившее опоры, поддерживающие небесный свод. Верховный владыка, которому подчинена вся вселенная, послал бороться с потопом героя Гуня. Девять лет Гунь пытался усмирить потоки воды, возводя дамбы. Но его усилия не увенчались успехом, и он был казнен. Из тела Гуня родился герой Юй, которому Верховный владыка велел продолжить дело отца и дал «саморастущую, вздувающуюся землю». Усмиряя потоп, Юй прошел весь Китай и другие земли, воевал со злыми духами, исправлял русла рек и буравил проходы сквозь горы. Он разделил Китай на 9 областей, проложил 9 основных дорог, оградил насыпями 9 озер и измерил 9 горных вершин. Выдал народу рис и приказал сеять его в низинах. От него взяла начало легендарная династия Ся. Как видим, у китайцев миф о потопе имеет свои важные особенности. Во-первых, потоп не был наслан в качестве наказания за человеческие грехи. Люди были не виноваты. Во-вторых, избавление от потопа связано с обустройством земли.

10. Древние племена Северной Америки. Хоть Америка и находится в противоположном полушарии, мифы о потопе не обошли стороной и этот континент. Причем их существует не один-два, они есть у большинства племен, даже у тех, которые живут в условиях вечной засухи и редко видят воду. Легенды о «большой воде» сохранили папаго, пима, акагчемем, луисеньо, натчи, манданы, масканьи и многие другие. Во всех них говорится, что боги в силу тех или иных причин решили избавиться от людей и наслали на землю потоп, уничтоживший все живое. Спастись на лодке удалось одному или двум самым мужественным и сильным представителям человечества и нескольким животным. Весть о конце катастрофы приносили самые разные птицы. Вам это ничего не напоминает? Очень похоже на Библию, только местного колорита побольше да имена тяжелее воспринимаются на слух: Ну-мокх-мук-а-нах, Вис-кай-чах и пр.

В небольшой главе невозможно даже кратко пересказать все мифы о всемирном потопе. Ведь они есть и у эскимосов, и у жителей Полинезии, и у индейцев Перу... Почему же все народы уверены, что потоп был и проходил так, а не иначе?

Если вы думаете, что предание о Всемирном Потопе и о праведнике Ное, которому удалось спастись вместе с семьёй и живностью, существует только в Библии, то вы ошибаетесь. Эта история о глобальной катастрофе, которую послали Божественные Силы, дабы очистить Землю от грехов и порочных людей, имеет аналоги и в культурных источниках других народов, гораздо более древних, чем Библия. Например, самая старая запись с рассказом о всемирном наводнении, каре богов, была найдена на шумерских клинописных табличках, где была изложена в форме поэмы. Именно она впоследствии и повлияла на формирование мифа о Всемирном Потопе в разных культурах и религиях, при этом многие до сих пор считают Библию первоисточником.
Шумерский вариант легенды изложен в «Поэме о Гильгамеше», эпосе на основе шумерских сказаний, в нём описывается, как Божественный Совет решил погубить человечество, наслав страшный потоп и дождь. Но один из богов, Эа (Нинингику), поведал об этом своему любимцу, мудрому и праведному царю Утнапиштиму (Зиусудре), посоветовав начать строить корабль для себя, семьи, достойных горожан, произведений искусств, имущества и скота. Стихийное бедствие продолжалось шесть или семь дней, даже сами боги пришли в ужас от его разрушительной силы. Они благословили выживших Утнапиштима и его жену, подарив им бессмертие и сказав начать новую жизнь на новом месте.
Ассиро-вавилонские записи тоже содержат в себе похожий миф, восходящий к шумерскому первоисточнику. Он повествует о том, как Верховный Бог разгневался на людей за непослушание и решил наслать на них потоп, предварительно предупредив об этом царя, повелев ему записать историю своего царства и все имеющиеся знания для будущих поколений, построить корабль, составить список вещей и животных, которых надо взять с собой, и плыть к Араратским Горам, Обителю Богов. В Библии к ним держал свой путь и Ной на своём ковчеге.
В мифологии Древней Индии тоже есть своя версия этой легенды: бог Вишну, приняв облик рыбы, сказал герою Ману, что надвигается великое наводнение, кара богов, но он поможет им с женой спастись, прислав корабль и указав дорогу к горе Набандана (Гималаи).
Во Фригии (Малая Азия) существовал город Апамея Киботос, название которого можно перевести как «ковчег, ящик». Здесь были найдены монеты, на которых изображался корабль с людьми, к которым летят птицы с ветвями. Символична надпись на монетах - «Ноэ», то есть, «Ной».
В греческих мифах тоже встречается описание великого потопа, который наслал на людей разгневанный их непослушанием бог Зевс. Сын Прометея, царь Девкалион, построил ковчег и вместе с женой поплыл к горе Парнас.
История о потопе есть и у древних египтян, в "Книге мёртвых" бог мудрости Тот произносит следующее: "Они воевали, они погрязли в раздорах, они причиняли зло, они возбуждали вражду, они совершали убийства, они творили горе и угнетение... Вот почему я собираюсь смыть всё, что ни сотворил. Земля должна омыться в водной пучине яростью потопа и снова стать чистой, как в прежние времена".
У древних племён Северной Америки существовали свои предания о «Большой Воде». В них рассказывается о том, как боги наслали на Землю потоп, решив избавиться от людей, выжить в нём удалось только самым достойным и смелым, они долго плыли в лодке, а весть о конце катастрофы им принесли птицы.
Как мы видим, рассказы о страшном Всемирном Потопе есть в культурных источниках разных народов, приведённые примеры - лишь малая их часть. Подобные мифы можно также встретить в «Авесте», священной книге персов, в Коране, у древних китайцев и ирландцев, даже у эскимосов и в башкирской мифологии... Это говорит о том, что у всех мировых религий один корень, берущий свой начало в Едином Источнике.

Коркунова Алёна, март 2017.

В легендах и сказаниях разных народов много говорится о благодатной стране, в которой некогда жили счастливые люди. Однако эта страна погибла в водах Всемирного потопа, а место, где она была, покрылось панцирем многометрового льда. А мифах Древней Греции фигурирует персонаж, который является аналогом библейского Ноя.

Легенда рассказывает, как Зевс — царь богов — решил уничтожить че­ловечество, погрязшее в многочис­ленных грехах. Избежать гибели уда­лось человеку по имени Девкалион, соорудившему вместительный ков­чег. Похожая легенда фигурирует в ведийских мифах.

Мифы индейцев Центральной Америки также повествуют об эпохе, закончившейся гибелью живших в ту пору людей, причиной чего стало сильнейшее наводнение, когда даже самые высокие горы исчезли в пу­чине. Кодекс жрецов племени киче “Пополь-Вух”, обитающего сейчас на территории Гватемалы, так описыва­ет это событие: “Лик Земли потем­нел, и начал падать черный дождь; ливень днем и ливень ночью… Люди бежали в отчаянии… Они пытались взобраться на крыши домов, которые обрушивались и швыряли их на зем­лю. Они пытались залезть на вершины деревьев, но деревья сбрасыва­ли их, люди искали спасения в пе­щерах и гротах, и они погребали лю­дей. Так была завершена гибель лю­дей, обреченных на уничтожение”. И только два человека уцелели, пото­му что боги приказали им выдолбить полость в стволе огромного дерева. Они заползли туда и только благода­ря этому остались живы.

У жителей Нового Света до сих пор ходят легенды о наступлении времени холодов. Так, индейцы пле­мени тоба передают друг другу миф о приходе “Великою холода”, от ко­торого погибло множество людей. Спаслись лишь немногие, которые запаслись дровами и сохранили огонь. Американскими метода­ми точных наук подтверждают сви­детельство легенд. По данным У.Ф. Либби, примерно 10400 лет назад следы человека на Американском континенте внезапно исчезают.

Древнеиранские священные тек­сты повествуют о времени, когда все люди жили беззаботно и счастливо. Утверждается, что предки иранских арьев проживали в стране Арйана Вэджа. Климат этой райской страны отличался умеренностью и способ­ствовал плодородию. Однако она в результате нападения дьявола пре­вратилась в безжизненную ледяную пустыню. В одной из священных книг иранских арьев Зенд-Авесте расска­зывается, что их предки были пре­дупреждены о наступлении холодов: “На землю падут губительные зимы, они принесут с собой лютые моро­зы… Они принесут снег на 14 паль­цев глубиною… Теперь в этой неког­да цветущей стране десять месяцев зимы и только два — лето. Там мерз­нет вода, мерзнет земля, мерзнут деревья… Все кругом покрывает глу­бокий снег, и это самая ужасная из напастей…” Солнце в этой стране стало восходить лишь один раз. И год казался как один день и одна ночь. По совету богов предки арьев ушли из этой страны навсегда.

Теперь обратимся к данным на­уки. О том, что потоки воды и насту­пивший вслед за ними холод внезап­но обрушились на многие районы мира, говорит тот факт, что на севе­ре Евразии и Северной Америки до сих пор находят множество погибших животных. Их разодранные тела впе­ремешку со стволами деревьев, кам­нями и грязью образуют однород­ную массу. Все это крепко смерзлось и до сих пор покоится в вечной мерз­лоте, являясь своеобразным памят­ником . Многие специалисты считают, что смороженное месиво образовалось благодаря огромной волне, которая прокатилась по этим местам около 13 ООО лет назад, сме­тая все на своем пути. Мамонты, шер­стистые носороги, бизоны, верблю­ды, лошади, саблезубые гигры и другие крупные млекопитающие были мгновенно умерщвлены и по­гребены под слоем принесенной во­дой грязи. Мясо мамонтов оказалось в такой хорошей сохранности, что местные жители еще до революции оттаивали его и кормили им ездо­вых собак. И это по прошествии 13 700 лет со дня смерти животных! Такая датировка их гибели была ус­тановлена радиоуглеродным мето­дом. Это доказывает, что мамонтов не съели древние люди, как предпо­лагают некоторые исследователи, они погибли в результате природно­го катаклизма.

Как еще одно свидетельство вне­запной гибели животных можно рас­ценить то, что в их желудках были найдены непереваренные лютики, колокольчики, разнообразные тра­вы. Кроме того, вся эта раститель­ность средней широты произраста­ла там, где сегодня стелются лишь карликовые ивы. Полярный иссле­дователь Эдуард фон Толь, изучая древнюю фауну и флору Новоси­бирских островов, обнаружил остан­ки саблезубого тигра и фрагменты фруктового дерева с плодами и ли­стьями. Сейчас Новосибирские ос­трова являются одним из самых хо­лодных мест мира. Но чуть более 10 ООО лет назад это место выгляде­ло совсем иначе. Те животные, кото­рые не погибли от холода, умерли от голода. Например, у многих обнару­женных в ископаемом состоянии ма­монтов снизу стерты бивни. Они пы­тались выкапывать из-под выпавше­го снега с их помощью ягель и другие растения. Однако это не спасло ма­монтов. Гиганты не смогли прокормить себя в ледяной пустыне.

Дарвин, путешествуя по Южной Америке, обнаружил вместе с остан­ками давно погибших животных зуб ископаемой лошади. Необычное в этом было то, что лошадей впервые приплывшие в Америку европейцы так и не увидели. Их они привезли с собой, затем некоторые из этих ло­шадей одичали, размножились и хо­рошо прижились в обеих Америках. Оказывается, лошади в Америке раньше были, но погибли одновре­менно со множеством других живот­ных. Аналогичная картина массового вымирания животных наблюдалась и на других континентах. Например, только в Австралии в это же время погибло девятнадцать видов крупных зверей.

Некоторые ученые считают, что катастрофа произошла потому, что наша подвешенная в пространстве Земля “перекувырнулась”, изменив наклон оси вращения. Это измени­ло и угол падения солнечных лучей. До этого природного катаклизма плохо освещенные солнцем поляр­ные районы располагались в дру­гих частях земного шара. Снежные полярные шапки, оказавшись под прямыми лучами светила, растая­ли, и уровень океана резко поднял­ся. Вода затопила множество зе­мель. О том, что раньше уровень Мирового океана был намного ниже теперешнего, говорят данные гео­логии и палеобиологии. Например, японская научная подводная лодка “Сикаи” обнаружила возле берегов Австралии на глубине 150 м остовы кораллов, которые 13 ООО лет назад были живыми. Кораллы растут вблизи поверхности воды, так как им для роста нужен солнечный свет. Благодаря этому обстоятельству ученые сделали вывод, что уровень Мирового океана всего 13 ООО лет назад был ниже на 150 м. Если мы мысленно опустим уровень океана на такую глубину, то на поверхность “всплывут” огромные участки суши в тысячи километров и контуры ма­териков сильно изменятся. Напри­мер, береговая линия Евразийского материка пройдет намного се­вернее. И действительно, на шель­фах Северного Ледовитого океана обнаружены русла рек, ныне нахо­дящиеся на дне северных морей. Кроме этого, на Шпицбергене люди обнаружили стада оленей, которые могли попасть на остров только по суше, некогда простиравшейся от Шпицбергена до Европы. Северная Америка была связана с Европой сухопутным перешейком, проходив­шим через Гренландию и Ислан­дию. О том, что Северная Америка и Европа некогда были единым ма­териком, свидетельствует факт удивительного сходства их флоры и фауны.

Мы сейчас продолжаем жить в ледниковый период. Множество шельфов Северного Ледовитого океана, занятые сегодня северны­ми морями, раньше были сушей. Там, где простирается бескрайняя тундра, некогда росли дубовые рощи и бегали страусы. И к этой земле, где сегодня лежат одни го­лые камни, покрытые лишайником, и стелются карликовые березы и ивы, каждую весну устремляются несметные стаи птиц и разнообраз­ных животных.

То же самое можно сказать и о людях. Полярники, исследователи арктических широт, метеорологи, геологи, рыбаки, охотники, летчики, подводники, военные — их как маг­нитом тянет в эти места. Побывав там хоть раз, они не могут не вер­нуться туда вновь! Что толкает лю­дей постоянно приезжать, приплы­вать, прилетать в это! край белого безмолвия и стужи? Зов предков поселился в их сердцах! Их властно зовет к себе эта таинственная стра­на, залитая студеной водой и покрытая многометровыми льдами, роди­на людей и животных ныне холодная Арктика.

Во многих мифах часто повторяется один сюжет: боги, разгневавшись на людей за греховное поведение, насылают на них великое бедствие — потоп, который приводит к гибели всего человечества, а также большей части живой природы. Лишь избранный богами праведник, посвященный в их замыслы, исподволь готовится к предстоящим испытаниям и на построенной заблаговременно лодке (ковчеге, ящике) спасается со своей семьей, пустившись в плавание по безбрежной водной глади. Вместе с ним в лодке пережидают бедствие представители всех видов животного царства. Плавающий зверинец после долгих поисков суши причаливает к одинокому острову, как правило, к вершине самой большой из известных тому или иному народу горы: у древних греков — Парнас (по другому варианту — Этна), у евреев — Арарат, у шумеров — Нисир (на востоке от реки Тигр). Вслед за этим начинается возрождение человечества и живой природы.

Имя избранного богами праведника у разных народов также разное: в Библии фигурирует Ной, в древнегреческом мифе о потопе — Девкалион, у шумеров — Зиусудра или Утнапиштим, у вавилонян и ассирийцев — Атрахасис. Потоп длился по одним версиям семь дней и семь ночей, по другим — девять суток, согласно библейскому сказанию — 40 дней и 40 ночей. Самый древний вариант мифа, по-видимому, восходит к началу 3-го тысячелетия до н. э. Более поздние версии относятся к началу 1-го тысячелетия до н. э.

Возникает вопрос: существовала ли одна легенда, кочевавшая от одного народа к другому, или действительно в их истории было нечто подобное потопу, что передавалось из поколения в поколение? Совершенно очевидно, что в памяти народной откладываются самые драматические события, которые постепенно трансформируются в мифы и сказания с характерными для них преувеличениями и неправдоподобными деталями. Конечно, в истории каждого народа были периоды очень неблагоприятных погодных условий; затяжные ливни или ураганы небывалой силы, за которыми следовали наводнения и сели, несшие гибель людям и животным. Нередко потери были столь велики, что случались даже переселения больших масс людей, навсегда покидавших родные места. В этом смысле легенда о потопе могла родиться у любого народа.

Однако те варианты, которые бытовали среди древнего населения Южной Европы и Передней Азии, совпадают не только по фабуле, но и по важнейшим деталям, что трудно объяснить многоочаговым возникновением этой легенды. Ведь даже наводнения вызываются разными причинами и протекают по-разному. Поэтому вполне вероятно, что миф о всемирном потопе исходит все же из одного, древнейшего источника и отражает какое-то истинное событие — катаклизм, редко случающийся в природе. Уже рожденным, этот миф распространился со временем среди народов, живших вблизи очагов его зарождения.

Значит, можно заключить, что воспоминания о реальном потопе, иначе говоря о страшном наводнении, исходят, скорее всего, от шумеров — древнейшего из народов Месопотамии — которые создали одну из первых цивилизаций в низовьях долин рек Тигра и Евфрата. От шумеров эта легенда перешла к вавилонянам и ассирийцам, последовательно сменявшим друг друга в этом регионе, а от них — к семитским племенам, переселившимся в XVIII—XVII вв. до н. э. из Месопотамии в Ханаан (Палестину). По-видимому, позднее это сказание хетты и финикийцы поведали жителям Крита, а от них оно дошло до древних греков.

Ответ на вопрос, почему именно у шумеров появилась легенда о всемирном потопе, дали раскопки на месте одного из древнейших городов мира — Ура, располагавшегося на берегах Евфрата. В глубоком шурфе, в 14 м от поверхности, под гробницами шумерских владык, живших в начале 3-го тысячелетия до н. э., английский археолог Л. Вулли обнаружил мощный горизонт илистых осадков, лишенных следов человеческой культуры. Казалось, копать дальше не имело смысла, так как шурф вскрыл подошву антропогенной толщи. Однако Л. Вулли приказал углублять шурф и был вознагражден за это. Пройдя 3-метровый слой ила, шурф снова вошел в осадки, в которых находились обломки кирпичей и керамики. Эти находки принадлежали уже совсем другой культуре, другому народу, вероятно погибшему в результате стихийного бедствия — наводнения, затопившего большие районы в Месопотамии.

Действительно, произведенное поздние расчеты говорят о том, что уровень воды, отложившей З-метровый пласт ила, был по крайней мере на 8 м выше отметки, на которой находилось древнейшее поселение, уничтоженное стихией. Неудивительно, что немногим оставшимся в живых после подобной катастрофы людям поток мог показаться всемирным. В дальнейшем же рассказ очевидцев, переданный новым кочевникам, которые перешли в эти места (а ими были шумеры), оброс невероятными подробностями и толкованиями жрецов. С их помощью он трансформировался в легенду о том, как боги уничтожили первых людей за их неисчислимые прегрешения, сохранив для будущего только семью праведника.

Вывод же о том, что в Ветхом завесе содержатся вариант более древней шумерской легенды, сделал еще до раскопок в Уре сотрудник Британского музея Дж. Смит. Он прочитал ее на табличках из обожженной глины, которые были привезены из другого шумерского города — Ниневии. Рассказ о потопе был записан на них клинописью — древнейшим видом письма, расшифрованного этим ученым. Герой шумерского эпоса Гильгамеш встречает во время своих странствий очевидца потока Утнапиштима, чей рассказ о пережитом и приводится затем от первого лица.

Чем же вызвано было наводнение, приведшее к гибели самой ранней цивилизации в низовьях Тигра и Евфрата? Это мог быть сильнейший паводок, связанный либо с таянием небывало большого количества снега в горах Восточного Тавра, либо с затяжными ливнями в засушливых долинах. Однако трудно представить, чтобы даже самый сильный паводок мог повлечь гибель всего населения. Паводки не сразу достигают максимума, и, следовательно, наблюдая постепенное повышение уровня реки, древние обитатели могли уйти из тех мест. За несколько суток, на протяжении которых, согласно легенде, бушевали дожди, люди успели бы добраться до возвышенных плато или предгорий, никогда не затопляемых полностью водой. Да и каким бы сильным ни был паводок, он вряд ли бы способен был отложить 3-метровый пласт ила. Подобное количество перемещенного материала свидетельствует о подлинной катастрофе, происшедшей достаточно внезапно и связанной с экстраординарным событием.

Таковым вполне могло быть сильнейшее землетрясение в горах Тавра, которое привело к разрушению естественной дамбы, некогда запиравшей выход из ущелья, где находилось крупное горное озеро. Не менее грандиозное землетрясение в горах Загроса или в Ормузском проливе могло вызвать резкое смещение участков дна по разломам в Персидском заливе или Аравийском море и породить гигантскую волну, обрушившуюся на побережье. А ведь Ур находился на побережье Персидского залива, так как в период фландрской трансгрессии береговая линия располагалась в глубине суши, в некоторых десятках километров от современной.

И в том и другом случае вода должна была тащить огромное количество взмученного илистого осадка. Однако если катастрофа случилась в горах Восточного Тавра, то она неминуемо должна была бы породить мощный селевой поток, который вместе с тонким глинистым материалом вынес бы на равнину большое число разнокалиберных обломков пород. Если же катастрофа была вызвана цунами, т. е. пришла с моря, перемыв в речных дельтах должен был бы подвергнуться глинистый ил с песком, выстилающий дно в этой части Персидского залива. Тщательное изучение осадка, слагающего горизонт ила не только в раскопанной части древнего города Ур, но и на соседних участках аллювиальной долины реки Евфрат, должно дать ответ на вопрос, какого рода геологическая катастрофа произошла в Месопотамии примерно 5 тыс. лет назад. Согласно же описаниям Л. Вулли, этот осадок не содержит крупных обломков пород. А именно они, катившись с гор с водой и илом, должны были бы накрыть древние поселения в долине Евфрата.

Еще одним свидетельством в пользу цунами может служить факт гибели примерно в то же время другой древнейшей цивилизации — Мохенжо-Даро, существовавшей в нижнем течении реки Инд в северо-западной части Индостанского полуострова, т. е. на другой окраине Аравийского моря. Сейчас в отсутствие точных датировок осадков, покрывающих развалины Ура и Мохенжо-Даро, трудно судить, насколько связаны две эти катастрофы. Очевидно, однако, что цунами, зародившись где-то в районе Ормузского пролива или на другом участке Аравийского моря, могло сохранить свою разрушительную силу, пройдя весь Персидский залив и достигнув с одной стороны Месопотамии, а с другой — дельты Инда. Примером катастрофы, вызванной гигантской приливной волной, вторгшейся в речную дельту, могут служить события, происшедшие на нашей памяти в низовьях Ганга и Брахмапутры. Ураган, бушевавший несколько дней в Бенгальском заливе осенью 1969 г., сопровождался ветром, скорость которого превышала 200—250 км/ч. Он породил смерч, который пронесся в ночь с 12 на 13 ноября над дельтой, вырывая с корнями деревья и разрушая жилища. Затем, как свидетельствуют очевидцы, со стороны океана донесся зловещий гул, усиливавшийся с каждой минутой. Вскоре на острова и берега речных проток обрушились мощные волны. На некоторое время наступила обманчивая тишина, когда казалось, что стихия утихает. И тут хлынул страшный вал. Вода затопила не только дома, но и верхушки деревьев, на которых спасались отчаявшиеся люди. Это пришла волна, высотой 10 м. Она прокатилась по территории площадью в десятки тысяч квадратных километров, затопив все острова и часть прилегающей к дельте суши. Погибло несколько сот тысяч человек (по разным данным, от 150 до 350 тыс.).

Вот какие беды способен натворить приливный вал, порожденный ураганом, и каким разрушительным потенциалом должен обладать прилив, вызванный катастрофическим цунами, если вспомнить, что высота волн может достигать 40 м.



В самом деле, о потопе, погубившем кроме всего прочего, города Эриду, Баб-Тибира, Ларак, Сиппар и Шуруппак, повествуют клинописные таблички шумеров. Археологические раскопки не только обнаружили следы наводнений, но и вновь подарили миру три из перечисленных выше центров «допотопной цивилизации».

Древние таблички шумеров, рассказывают и о том, что в Солнечной системе 12 планет, а не 9, как мы привыкли считать. Зашифрованы 12 планет Солнечной системы и в сооружениях марсианского города Алтея-Кидония, фотографии которого были получены специалистами НACA. Выяснилась и связь между кометами и геологическими катаклизмами.

Так в период пролета кометы Хейла-Боппа в 1997г значительно усилились наводнения, циклоны, мощные ураганы, землетрясения, бедствия на нефтепроводах и газопроводах. На Земле появились даже области с повторными стихийными разрушениями. Член-корреспондент МАЭН и МАНЭБ Л.Виль напрямую связывает с этой кометой и увеличение количества самоубийств, массовых отравлений, преднамеренных и непреднамеренных убийств.

Tще в 1985 году Нобелевский лауреат Л.Алварес и его сын признали существование в нашей Солнечной системе некоей планеты, которая несет с собой рой комет и астероидов, вызывая на планетах земной группы глобальные катаклизмы. В 1981 году американский ученый В.Клапперн, изучив данные телеметрии, поступающие с «Пионеров» и «Вояджеров», пришел к выводу о присутствии за Плутоном некоей планеты с периодом обращения вокруг Солнца не менее тысячи лет.

Еще раньше лаборатория Лоренса обнаружила неизвестную планету с периодом обращения вокруг нашего светила в 1800 лет и удаленную от него на 64 астрономические единицы. Может быть, это и есть три «недостающие» планеты, или хотя бы две, если считать третьей ту, которая породила знаменитый «пояс астероидов»? Очевидно, один из таких периодических катаклизмов и лег в основу библейского сюжета как «великий потоп».

Сходные описания можно обнаружить в древнеегипетских папирусах, в обширной ведической литературе на санскрите, в кодексах ацтеков. О том же повествуют сказки и легенды аборигенов Австралии, Новой Зеландии, островов Океании и тропической Африки, северо- и южноамериканских индейцев, исландские саги.

Так, в легендах индейцев племени хори на северо-западе Америки, инков Высоких Анд, в финской Калевале, в книгах Древнего Египта и Китая, во многих других древних источниках упоминается чрезвычайное наводнение, затопившее Землю вплоть до высоких гор и стершее с лица планеты все сущее.

Мифология народов, разделенных большими расстояниями, параллельные мифы и результаты некоторых научных исследований в области климатологии, гидрографии и археологии — все это говорит в пользу гипотезы о потопе. К подобному выводу пришел и доктор Р.Андре, исследовавший 86 преданий о великом потопе (20 азиатских, 3 европейских, 7 африканских, 46 американских и 10 из Австралии и Океании) из которых 62 оказались полностью независимыми от известных еврейского и месопотамского вариантов.

«И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» - сказано в Библии. Но согласно глиняным табличкам, на которых был записан «Эпос о Гильгамеше», бедствие было не столь продолжительным: «При наступлении дня седьмого буря с потопом войну прекратила». Легенду о Гильгамеше перевели на свои языки жители Вавилона, хетты и египтяне. Писцы с берегов Нила пометили красным те места, где встретились с языковыми трудностями при переводе.

Современник Аристотеля, вавилонский историк и маг Берос (330 - 260 г.г. до н.э.) в своей «Истории Халдеи» писал уже не о всемирном потопе, а всего лишь о наводнении, хотя и очень сильном. Зато в древнемексиканском кодексе «Чималпопока» буквально сказано следующее: «Небо приблизилось к земле, и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой».

Это находится в полном согласии со свидетельством другого кодекса доколумбовой Америки - «Пополь-Вух»: «Был устроен Великий Потоп... Лик Земли потемнел и начал падать черный дождь; ливень днем и ливень ночью.» «По всей земле вода стояла на высоте человеческого роста» - упомянуто в древнеперсидской «Зенд Авесте».

Сирийская легенда воспроизводит греческий миф. Это относит нас ко временам Девкалиона. Согласно легенде люди первого поколения нашей планеты совершили много преступлений, попрали обычаи и законы гостеприимства. Они были наказаны и погибли в катастрофе. Вода вдруг обрушилась на землю: реки покинули свои русла, а море затопило берега.

Только Девкалион остался жив: его пощадили за добродетель, и он начал другое, второе поколение людей. Он посадил детей, жен, зверей и птиц в большой деревянный ковчег. Ковчег носился по волнам до тех пор, пока вода покрывала землю. Вспомним аналогию с Ноевым Ковчегом и Ковчегом Гильгамеша - между этими легендами поразительное сходство.

Жители Герополиса дополняют сирийскую легенду: в земле образовалась огромная трещина, хлынули воды. Девкалион построил рядом с трещиной храм богине Гере. Два раза в год священнослужители и паломники собирались в храме со всей Сирии и Аравии и даже из стран за пределами Ефрата приносили в храм морскую воду, чтобы задобрить богов.

Увидев во время утреннего умывания в своих руках маленькую рыбку, повествует индийский миф, Ману, по ее просьбе, выкормил и выходил ее и выпустил в океан. За это рыба обещала спасти Ману, она же предсказала ему точный год наводнения.

По совету рыбы Ману строит корабль. Когда разразилось наводнение, Ману взошел на корабль, привязал веревку к рогу рыбы, и она привела корабль к Северной Горе (в Гималаях). Затем Ману спустился вниз вслед за уходящей водой, и, таким образом, только один остался жив. Эта самая простейшая легенда - Сапата Брахмана.

В описании, данном в «Махабхарате», рыба вышла из глубин океана и попросила о том же. Ману обращался с ней как с родственницей, растил ее в кувшине, потом в большом пруду, затем отнес рыбу по ее просьбе в Ганг. Рыба предсказала, что скоро все, что живет и движется, исчезнет с лица Земли, и посоветовала построить корабль и взять на него все семена, о которых говорили брахманы. Ману плыл на корабле и, увидев огромный, как гора, рог рыбы, привязал к нему веревкой корабль. Рыба быстро привела его к вершине Гималаев, которая теперь называется Набандана (Привязанный Корабль). Рыба оказалась воплощением Проджапати Брахмы, явившейся в виде рыбы. Она внушила ему создать заново все живое.

В более поздних изложениях Ману вводится в повествование как сын Солнца, отрекшийся от престола в пользу сына, чтобы полностью посвятить себя божественным деяниям. Рыба попадает к нему в руки во время обряда. Далее следует примерно то же. Согласно верованиям брахманов, так произошла смена этапов развития человечества.

Что касается потопа в Греции, то здесь дело обстояло благополучнее. Люди и животные могли спастись на наиболее высоких холмах, которые не заливались водой.

Отсюда можно сделать, по крайней мере, два независимых вывода: во-первых, если потоп был действительно всемирным, то его масштабы ослабевали по мере удаления от эпицентра катастрофы; во-вторых, речь, по всей вероятности, идет не об одном каком-то бедствии, а о целой цепочке локальных катастроф, произошедших в разное время.

К последним относятся Дарданов Потоп, образовавший пролив Дарданеллы, когда воды Черного моря, хлынули в Эгейское. А также извержение вулкана Санторин, уничтожившего цивилизацию Тира и великую морскую державу Крита.

Хотя вполне возможно, что оба этих вывода правильны. Для ученых уже не является секретом тот факт, что на нашей планете периодически происходят катаклизмы различной мощности. Например, падение в море крупного метеорита или осколка кометы вполне могло породить Великий потоп, уничтоживший Атлантиду и вызвавший значительные затопления других континентов около XI - XII тысяч лет назад. С другой стороны - падение мелких метеоритов вполне могли вызвать локальные катаклизмы на территориях отдельных местностей и стран.

Но на интересные мысли наводит общий для многих мифов образ ковчега, необходимого для возрождения всего живого. Это не могло быть простым совпадением. Очевидно в этих легендах все же упоминается одна и та же катастрофа. Вот что пишет по этому поводу доктор географических наук, профессор В.И.Соломатин: «Начнем с аргументов в пользу Великого потопа. Раньше большинство ученых считало, что это всего лишь миф, и в лучшем случае речь может идти о локальных и разновременных эпизодах наводнений, связанных с разливами рек, мощными тайфунами и другими подобными явлениями, которые в древних легендах и преданиях превратились в универсальный образ.

Затем оказалось, что за библейскими текстами и другими письменными и устными версиями о потопе стоят реальные события. Это заключение вытекает из результатов двух независимых дисциплин: археологии, расшифровавшей то, что было написано рукой человека около 8 тыс. лет назад, и геологии, получившей информацию от раковин мельчайших организмов, живших около 12 тыс. лет назад».

Согласен с подобным мнением и Г.Брейден, отмечающий сходство легенд о Великом Потопе у многих народов. Так, он пишет: «Легенды о грандиозном потопе пронизывают всю историю человечества. Они встречаются во всех культурах, их рассказывают по всему миру. Поразительно, что, несмотря на различие континентов, языков и народов, детали и концовки этих легенд практически идентичны. Эта тема везде и всюду неизменна, и доказательства, приводимые в поддержку ее истинности, позволяют считать, что в далеком прошлом подобный великий потоп действительно имел место».

Многочисленные следы древнего потопа, оставленные на мегалитических сооружениях, обнаружили на различных континентах и участники экспедиций фонда развития науки "III тысячелетие" и "Лаборатории альтернативной истории" А,Скляров, Г.Кириченко, И.Алексеев, А.Жуков, А.Павлов, М.Дудакова, А.Тесленко, А.Дымников и др. Таким образом, все большее количество современных ученых и исследователей убеждаются в том, что древние предания многих народов о гигантском потопе, уничтожившем большую часть человечества, не являются следствием вымысла или фантазии древних людей.