Эпоха античной культуры начинается с образования греческих полисов - городов-государств - на присредиземноморских землях Эллады и Малой Азии в начале I тысячелетия до н.э. и завершается с падением Римской империи в V веке н.э. В Греции и Риме в эту эпоху интенсивно развивается скотоводство, земледелие, добычи металлов в рудниках, ремесло, торговля. Распадается патриархальная родоплеменная организация общества. Растет имущественное неравенство семей. Родовая знать, богатеющая благодаря использованию труда рабов, ведет борьбу за власть. Общественная жизнь протекает бурно - в социальных конфликтах, войнах, смутах, политических переворотах.

Античная культура на протяжении всего времени своего существования остается в объятиях мифологии. Более того, она сливает разрозненные племенные мифы в единую религиозно-мифологическую систему, которая становится основой всего античного мировоззрения.

Однако динамика общественной жизни, усложнение социальных отношений, рост знаний подрывают архаические формы мифологического мышления. Торговые связи и мореходство расширяют кругозор древних греков. Алфавитное письмо дает грекам возможность записывать различные сведения, наблюдения, которые трудно было уложить в мифологические каноны. Необходимость поддерживать общественный порядок в государстве требует замены племенных норм поведения упорядоченными кодексами законов. Публичная политическая жизнь стимулирует развитие ораторского мастерства, культуры мышления и речи. Совершенствование ремесла, строительства, военного искусства все больше выходит за рамки освященных мифом образцов.

Таким образом, расцвет мифологии в античную эпоху сопровождается борьбой против архаических традиций мифологического сознания, сковывающих свободу мысли, рост знаний, развитие трудовой деятельности. Стремление разрешить это внутреннее противоречие античной культуры составляет движущую силу ее развития.

История античной эпохи разделяется на две частично накладывающиеся друг на друга фазы - греческую и римскую античность.

Главными сферами греческой культуры становятся философия и искусство. Они вырастают из мифологии и пользуются ее образами. Но вместе с тем они приобретают значение, выходящее за ее пределы.

Древнегреческая философия - дитя мифологии – создала принципиально отличный от мифологического тип мышления. Мифологическое сознание удовлетворяется описаниями, философское же требует доказательств. Философское мышление стремится дать объяснение действительности путем рационального, логического рассуждения с помощью абстрактных понятий. Философия считает необходимым четко отличать факты и логические выводы от вымыслов и предположений; вместе с ней развиваются и начатки научных знаний - астрономии, математики, биологии, медицины.



Искусство Древней Греции, как и философия, исходит из мифологии и черпает из нее свои темы и сюжеты. Однако оно начинает служить не только ритуально-мифологическим целям. Произведения искусства приобретают свою собственную, эстетическую ценность, которая определяется не их культовым назначением, а художественными достоинствами. Искусство превращается древними греками в самостоятельную область культуры, сферу деятельности, направленной на удовлетворение эстетических потребностей. В нем возникают как особые его виды архитектура, скульптура, лирическая поэзия, драма, театр. Древнегреческий стиль в искусстве - стиль, соразмерный человеку, уравновешенный, гармоничный. Чувственное наслаждение вещами, их зримой и осязаемой гармонией, соразмерностью, пропорциональностью - вот что прежде всего должно было доставлять искусство античному человеку.

Древнегреческое искусство во многом предопределило развитие художественной культуры более поздних исторических эпох. В нем родились классические архитектурные стили, каноны скульптурного изображения человеческого тела, образцы любовной лирики, трагедии, комедии. Из греческого языка взято и само слово театр (в буквальном переводе - зрелище, место для зрелищ). Театральные представления, соединявшие в себе изобразительное, сценическое, литературное, музыкальное творчество, были любимым развлечением древних греков. В Афинах городские власти даже выдавали бедным деньги на их посещение. Древнегреческие театры представляли собою громадные сооружения, вмещающие до 17 тысяч зрителей.

Римская античность заимствует многие идеи и традиции греческой культуры. Римская мифология дублирует греческую, философия использует различные идеи учений греческих мыслителей. В эпоху римской античности достигают высокого уровня развития ораторское искусство, художественная проза и поэзия, историческая наука4 механика, естествознание. Архитектура Рима использует эллинские формы, но отличается гигантизмом, свойственным имперским масштабам государства и амбициям римской аристократии. Наиболее грандиозными являются общественные сооружения (огромный амфитеатр Колизей вмещал 50 тысяч зрителей). Римские скульпторы и художники следуют греческим образцам, но, в отличие от греков, развивают искусство реалистического портрета и предпочитают ваять не обнаженные, а «закрытые» статуи.

Как греки, так и римляне любили всякого рода зрелища - олимпийские состязания, бои гладиаторов, театральные представления. Как известно, римский плебс требовал «хлеба и зрелищ». Все античное искусство было подчинено принципу зрелищности .

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Управление огромной Римской державой потребовало разработки системы государственных органов и юридических законов. Древнеримские юристы заложили фундамент правовой культуры, на который до сих пор опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия и обязанности бюрократических учреждений и чиновников не устраняют напряженность политической борьбы в обществе. Политические и идеологические цели существенно влияют на характер искусства и всей культурной жизни общества. Политизированность - характерная черта римской культуры.

Античная культура сохраняет мифологическую оболочку и при этом развивает формы культурной жизни, не вмещающиеся в эту оболочку и разрывающие ее. Это противоречие проявляется в антиномиях , которые пронизывают всю античную культуру.

1. Чувства и разум. Мифологическое сознание не знает абстракций, оно оперирует наглядным, образным, чувственно доступным материалом. Даже боги и человеческие души представляются в нем наблюдаемыми, телесными. Для античного человека весь окружающий мир - космос – был чем-то вроде уютного жилища, наполненного чувственно данными, видимыми и осязаемыми вещами. Греков отпугивало все, что недоступно взору, что превосходит возможности наглядного представления.

Возможно, этому способствовал характер греческого ландшафта: расчлененное бухтами и реками побережье, ограниченные горами долины, разбросанные в Эгейском море острова - всюду взгляд наталкивается на преграды, замыкающие небольшие участки пространства. Античные люди испытывали страх перед бесконечностью. Греки не стремились познать необъятные просторы вселенной. В Афинах времен Периклабыли запрещены занятия астрономией. И землю, и весь космос греки представляли в виде замкнутых шаров. Даже боги их обитали на близком, видимом и осязаемом Олимпе. Древнегреческая математика была наглядной, и речь шла в ней исключительно о конечных величинах. Открытие иррационального числа вызвало у античных математиков настоящий ужас, отразившийся в предании о гибели того, кто сделал это открытие.

Но жизнь античного общества ставила перед людьми проблемы, которые можно было решать лишь на основе рациональных, логически последовательных рассуждений. Авторитет разума, его приоритет над чувствами становился необходимым условием достижения успеха в экономике, правовом законодательстве, судебной практике, государственном управлении, военном деле и т.д. Логика и точный расчет проникали и в искусство - в каноны архитектуры, стихосложения, изображения человека. Античная философия все глубже погружалась в дебри абстрактного мышления. Все это привело к тому, что разум в сознании античного человека превратился в верховного властителя и арбитра, устанавливающего истинное положение вещей, в главную силу, управляющую миром. Радуясь чувственно воспринимаемой телесности вещей и боясь всего недоступного чувствам, античный человек в то же время превыше чувственности ставил логику. Способность рационально мыслить считалась самым важным достоянием человека. Вера в мощь человеческого разума, в его великие возможности была отличительной особенностью античной культуры.

2. Судьба и борьба («ананке» и «агон»). Следуя традициям мифологического образа мышления, греки возлагали ответственность за события своей жизни на богов. Греки считали, что каждому предопределено прожить жизнь в соответствии с предначертаниями судьбы, и никто не в силах предотвратить то, что с ним должно произойти. Ананке (судьба, рок, неотвратимость, неизбежность) властвует над всем миром.

Казалось бы, представление об ананке должно обрекать человека на полную пассивность. Однако людям не дано знать заранее, что написано в книге судеб, и они действуют по собственному разумению. Но если человек пытается нарушить волю богов и уклониться от выпавшей ему на долю судьбы, жизнь его неизбежно превратится в трагедию. Жанр трагедии у греков - это форма художественного описания борьбы героя с неотвратимой ананке и последствий такой борьбы, которые тем ужасней, чем больше воли и настойчивости герой проявляет: Эдип, узнав, что ему предсказано стать убийцей отца и жениться на матери, уходит из дома, но именно это и приводит его к выполнению предсказанного, а его стремление к истине, добру и справедливости оборачивается страшными несчастьями для него и всего его города. Появление трагедии в античной культуре - результат осознания греками способности человека нарушать предписания судьбы, несмотря на наказание за это. Поведение трагического героя показывало еще неизведанные потенции человека.

3. Социальность и индивидуальность . В Древней Греции на смену прежним родоплеменным общинам пришло объединение людей по месту поселения – полис . Греки и римляне полагали, что отсутствие полисов есть признак варварства, и, завоевывая новые земли, всюду строили города. Считалось, что иначе люди жить не могут. Жить по-человечески, не по-варварски, - значит жить в полисе, участвовать в полисной жизни. Само понятие человека у греков стало связываться с тем, что он является свободным гражданином, принадлежит к сообществу граждан полиса. Рабы, не имеющие права участия в жизни полиса, не считались людьми. Вся жизнь человека в полисе, его права и обязанности определялись его статусом гражданина. Полис для грека был единственным местом, где он чувствовал себя в безопасности и жил полноценной жизнью. Там его охраняли и боги, и законы. Там он имел право на защиту от насилия и произвола. Поэтому не было ничего страшнее для грека или римлянина, чем изгнание из города и отнятие звания гражданина.

Общественная жизнь в полисе, с одной стороны, вела к усилению социальных связей и зависимостей. А с другой, она стимулировала развитие самосознания личности, имеющей свободу действовать согласно своей собственной воле, независимо от требований общества. Эти две тенденции весьма противоречиво сочетались друг с другом.

В раннем периоде античности представление о своеобразии и неповторимости человеческой личности было весьма смутным. В древнегреческом языке даже не было слова «личность» (оно происходи от латинского слова persona - личина, актерская маска). О том, насколько чужд был тогда древним грекам интерес к человеческой личности, свидетельствует их искусство. В театре актеры скрывали свое лицо под масками. Античные скульптуры прекрасны, но неиндивидуализированы, а их лица с глазами, лишенными зрачков, маловыразительны. И зрители, и ваятели обращали внимание на тело, а не на душу.

Пигмалион, влюбившийся в изваянную им Галатею, был очарован ее телесной красотой – душевные ее качества его не волновали. В Греции было не принято делать индивидуализированные портреты. Даже статуи в честь победителей олимпиад запечатлевали идеализированные человеческие фигуры, а не черты атлетов.

Однако организация жизни в полисе создавала условия для появления ярких и сильных личностей, способных мыслить не по общепринятым канонам и отстаивать свои взгляды. Античная культура неизбежно шла к проникновению во внутренний духовный мир личности, к осознанию многообразия, сложности и противоречивости индивидуальных человеческих характеров.

Сам факт, что индивид может быть духовно независим от общества, что он может мыслить и действовать вопреки общественным требованиям, был своего рода открытием для греков. Но из этого открытия следовала возможность ставить личные интересы выше общественных и осознание того, что далеко не всегда расхождение между индивидом и обществом заслуживает порицания. Граждане полиса стали осознавать, что «человек» и «гражданин» - это не одно и то же, что «человеческое» в личности подчас вступает в конфликт с «гражданским». Сократ отверг приоритет социального над индивидуальным. Благодаря его учению, всей его жизни и смерти в общественную мысль вошел принцип независимости «истинного мудреца» от обстоятельств социальной жизни с ее суетой и борьбой за сиюминутные блага. Он поставил суд совести выше народного суда, самосознание личности - выше коллективного сознания, право личности на самовыражение - выше нравственно-правовой практики государства.

В Римской империи сократовский подход к пониманию человеческой индивидуальности развивали философы-стоики. В римском искусстве началась художественная разработка уникального мира личности - в литературе и портретной скульптуре. Изобразить лицо «похоже» могли и древнегреческие веятели, но только в Риме появляется психологический скульптурный портрет.

Однако для античной культуры в целом все же было характерно преобладание общественного над личным, социального над индивидуальным.

1. Эгейская или крито-микенская культура (3 – 2 тыс. до н.э.).

2. Древняя Греческая культура:

а) гомеровский период (11 – 9 вв. до н.э.);

б) архаический период (8 – 6 вв. до н.э.);

в) классический период (5 – 4 вв. до н.э.);

г) эллинистический период (323 – 146 гᴦ. до н.э.).

3. Древняя Римская культура:

а) царский период (8 – 6 вв. до н.э.);

б) республиканский период (6 – кон. 1 в. до н.э.);

в) период империи (кон. 1 в. до н.э. – 476 ᴦ. н.э.).

1. Эгейская культура.

Древнегреческая культура возникла не сразу, она явилась наследницей и продолжательницей высокоразвитой Эгейской культуры. Эгейская культура - ϶ᴛᴏ культура, находящаяся в древности на островах Эгейского моря и южной части материковой Греции. Центрами Эгейской культуры стали остров Крит (3000 – 1500 ᴦ. до н.э.) и город Микены на материке (3000 ᴦ. до н.э. - посœелœение, 1700 – 1200 – расцвет). На Крите вел раскопки в начале 20 в. англичанин Эванс, а Микены в конце 19 в. исследовал немец Шлиман, открыватель Трои. Центром Крита был город Кносс. Около 1600 ᴦ. до н.э. В Кнрссе был возведен величественный дворцовый комплекс, с тем самым лабиринтом, о котором мы знаем из мифов о подвигах Тесея. Минотавр – человек и головой быка. Благодаря Тесею Афины перестают платить страшную дань девушками и юношами критскому Минотавру. В самом дворце находился тронный зал Двойного топора, примыкающие к нему другие залы, веранды, бассейн. Кносский дворец имел систему канализации, холодную и горячую воду. Стены и потолки дворца были выложены гранитом и мрамором, украшены великолепными фресками. На фресках изображались сцены охоты, праздников, быта. Очень распространены сцены игр с быками. На Крите был культ быка. На Крите не было культа жрецов, грандиозных религиозных храмов, пирамид. Монументальной, величественной скульптуры также не найдено. Образцами критской скульптуры служат небольшие статуэтки из золота͵ слоновой кости. С конца 3 тыс. до н.э. жители Крита использовали керамику, появились фаянсовые статуэтки. В быту появилась керамическая посуда. Ее покрывали черной краской, чтобы сделать водонепроницаемой. С 16 в. до н.э. посуда украшалась орнаментом. О причинах гибели критской культуры существуют разные предположения. Очевидно, самая главная причина - ϶ᴛᴏ глобальная экологическая катастрофа. В 15 в. до н.э. на одном из островов Санторини, вблизи Крита͵ произошло извержение вулкана. Это извержение вызвало на Крите либо цунами (огромные морские волны), либо землетрясение. Кносс был разрушен. Спаслись племена ахейцев, которые переселялись (на материк?). С этого времени (около 1450 ᴦ. до н.э.) центром крито-микенской культуры стали Микены. Этот город славился крепостью, сложенной из огромных каменных блоков. Известны Львиные ворота Микен: два колоссальных камня, сверху толстая плита͵ на ней слегка расширяющаяся кверху колонна. С обеих сторон колонны две львицы. В Микенах найдена маска Агамемнона, царя Микен, известного по событиям Троянской войны. Маска предназначена для погребения – ее надели на лицо умершего. Она сохранила индивидуальные черты Агамемнона.

В 12 в. до н.э. ахейцев покорили пришедшие с севера дорийские племена. Дорийцы были более отсталые по общему уровню культуры, но превосходили ахейцев в техническом плане. Οʜᴎ умели изготавливать желœезо. Οʜᴎ разрушили эгейскую культуру. Господство дорийцев и есть самое начало древнегреческой культуры, связанное с переходом из бронзового века в желœезный.

2. Греческая культура.

А) Гомеровский период. Это время разложения родового строя и переход к рабовладельческому строю (11 – 9 вв. до н.э.). В данный период гибнут города, не строятся дворцы, не развивается изобразительное искусство. Культурные достижения этого времени – поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея", повествующие о событиях далекого прошлого, о Троянской войне (13 в. до н.э.). Эти поэмы передавались устно от поколения к поколению, т.к. письменности не было. Записаны были Гомером в 8 в. до н.э.

Б) Архаический период (8 – 6 вв. до н.э.). Продолжается переход к рабовладельческому строю, образуются города-полисы.

Важнейшее культурное завоевание этого периода – принятие звукобуквенного финикийского алфавита. До этого у эгейцев на Крите была письменность, но она не сохранилась. Финикийский алфавит состоял только из согласных букв, а гласные подбирались по смыслу при чтении текста. Греки усовершенствовали финикийский алфавит, добавив в него гласные буквы. Так возникла древнегреческая письменность.

В архаический период появились различные виды спортивных игр. Первыми были Олимпийские игры, посвященные Зевсу. Οʜᴎ появились в 776 ᴦ. до н.э. проводятся один раз в 4 года. Затем Пифийские игры, посвященные Аполлону (один раз в 4 года), и Истмийские игры в честь бога Посœейдона (один раз в 2 года). Пифийские игры являлись и спортивными, и музыкальными одновременно. Так спорт вошел в культурную жизнь Древней Греции, а греческий агон (борьба, состязание) стал характерной чертой свободного грека, который мог проявить себя как гражданин своего полиса и принœести полису славу.

В 6 в. до н.э. появляется античная философия, первый рубеж научного знания. Это крупнейший перелом в способе мышления не только самих греков, но и всœего человечества в целом. До этого существовало конкретное понимание явлений природы и действий людей как проявление сущности и воли богов. Зевс - ϶ᴛᴏ бог грома и молнии, Гера – богиня брака, Гелиос – бог солнца, Гефест – бог кузнечного ремесла, Афродита – богиня любви и красоты и т.д. Философское мышление - ϶ᴛᴏ мышление абстрактное. Мир рассматривается в таких абстрактных категориях, как добро и зло, жизнь и смерть, бытие и небытие. Человек учится обобщать, синтезировать. Появляются первые философы, известные как семь греческих мудрецов: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Пифагор, Протагор. Первый из них Фалес. В центре его учения находится вопрос о единстве мира. Вслед за ним эту проблему решают и другие философы. Фалес считает основой мира воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь. В этом поиске единства мира философия противостоит мифологии, в которой утверждается противоположный тезис разделœенности мира на обычный (мир людей) и мифологический (мир богов). Греческие мыслители высказывали идеи, которые будут доказаны многие столетия спустя: Пифагор первым заявил, что Земля - ϶ᴛᴏ шар. Гераклит создал теорию о переменчивости природы задолго до Гегеля (18 – нач. 19 в.). Гераклит высказал предположение, что душа человека - ϶ᴛᴏ энергетическая частичка космоса. За два века до Платона слово "Атлантида" произнес Анаксимандр, он же составил первую географическую карту, где Земля – круг, со всœех сторон омывающийся океаном.

Архитектура. Основной тип архитектурного сооружения - ϶ᴛᴏ храм, построенный по принципу периптера: прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннужной. Это зрительно увеличивало площадь храма. Архаический храм строился без окон, в связи с этим внутри он был темный. В нем находились статуи богов, иногда помещались даже жертвенники. Храмы могли служить для хранения городской казны, могли быть убежищем преступников. Различались храмы по типу колонн или ордеру. Появляются два типа колонн: дорическая колонна (не очень высокая, массивная, без украшений).

Ионическая колонна (выше, чем дорическая, заметно сужается кверху, капитель – верхняя часть – с завитками-волютами).

Пример архаических дорических храмов: храм Геры в Олимпии, основан раньше 7 в. до н.э.; святилище Зевса в Сиракузах; храм Деметры в Пестуме; храмы в Афинах до Парфенона. И дорический, и ионический храмы произошли от микенского мегарона. Мегарон в пер. с греч. большой зал, тип древнейшего греческого жилища (3 – 2 тыс. до н.э.). Это прямоугольный зал, иногда разделœенный 1-2 продольными рядами столбов, с очагом и входным портиком обычно перед входом в здание. Портик заканчивался фронтоном.

Скульптура небольшая. Фигурки из бронзы, слоновой кости. Возникают два базовых типа одиночной скульптуры. Это курос (обнаженный юноша) и кора (девушка в задрапированной одежде). В последующие эпохи эти типы разовьются, станут монументальными.

Литература. Зарождается лирическая поэзия. Слово "лирика" происходит от слова "лира" – музыкальный инструмент. Поэты архаического периода: Архилох, Ивик, Алкей, Сафо (Сапфо), Анакреонт. Οʜᴎ воспевают не только подвиги мифических героев, но и простые человеческие чувства: любовь, дружбу. Темой стихотворений также является природа.

В) Классический период (5 – 4 вв. до н.э.). Происходит расцвет, а затем распад городов-полисов. Наивысшего развития период достигает в эпоху царя Перикла, который правил 14 лет (443 – 429 ᴦ. до д.э.). В это время центром культурной жизни всœего греческого мира становятся Афины. Здесь "отец истории" Геродот пишет первые исторические произведения, в которых описываются Греко-персидские войны ("История"), историю Египта. Именно здесь создают свои великие трагедии Эсхил, Софокл и Эврипид, развивается театральное искусство. При дворе Перикла работают десятки художников, скульпторов. Среди них – величайший архитектор, живописец, скульптор Фидий. На афинском акрополе (возвышенной части города, часто находящейся в центре) строится грандиозный комплекс храмовых сооружений, развалины которого сохранились до наших дней. Центр комплекса – храм, посвященный Афинœе Парфенос. Храм принято называть Парфенон (около 448 или 447 ᴦ. до н.э.). Архитекторы Иктин и Калликрат. Парфенон - ϶ᴛᴏ общегреческий памятник победы греков над персами. Парфенон построен в дорическом стиле, его обрамляют 46 дорических колонн. В основном Парфенон выполнен из мрамора, и только крыша храма деревянная. Фронтон и карнизы

украшены рельефами. На рельефах изображены праздничные шествия юношей и девушек в честь рождения богини Афины. Часть рельефов находится сейчас в Британском музее в Лондоне. Внутри храма находилась статуя Афины, богини-воительницы. Она была выполнена Фидием из мрамора, слоновой кости и золота. Высота статуи – 2 – 12 м., тело закрыто, на голове – шлем. Предполагают, что на нее ушло свыше 300 кᴦ. золота. Вторая грандиозная работа Фидия – Зевс Олимпийский, одно из семи чудес света. Статуя Зевса находилась в Олимпии, в храме, выполненном в дорическом стиле. Длина храма 64 м., ширина 28 м. Статуя была выполнена из золота и слоновой кости. В одной руке Зевс держал статую богини Ники, в другой жезл (символ власти), увенчанный изображением орла. В образе Зевса Фидию удалось передать сверхчеловеческое величие. Высота статуи – 17 м.

К классическому периоду относится еще одно из семи чудес света - Галикарнасский мавзолей, это гробница царя Мавсола, умершего около 353 ᴦ. до н.э. Скульптор – Скопас. Кроме Фидия, известными скульпторами были Мирон ("Дискобол" – передача стремительного движения), Поликлет ("Дорифор, или копьеносœец" – идеал мужской красоты), Лисипп (портретные бюсты Ал. Македонского, Сократа). В живописи известен Аполлодор. Его называли мастером светотени, он первым передал перспективу (чем дальше, тем меньше).

Философия: Сократ (470 – 399), Платон (427 – 347), Аристотель (384 – 322). Аристотель всю сознательную жизнь прожил в Афинах. Город был посвящен этой богинœе и состоял под ее покровительством. Афины – родина демократии. Впервые на земле создано демократическое государство. Демос – народ, кратос – власть. Во время Аристотеля в Афинах жила 21 тыс. греков-мужчин. Создатель логики, Аристотель, пользовался огромным уважением. Величайшим монархом того времени был Филипп Македонский, он завоевал Пелопоннесский полуостров на юге Греции. Он был счастлив, что жил в одно время с Аристотелœем, отдал ему в обучение сына, Александра. Аристотель сформулировал законы мышления, создал логику. Как он это сделал? Астрономия – видны звезды, геометрия – видны предметы. А мысль? Ничего не видно. Оказывается, у Аристотеля было мощное подспорье – математика. Логика – дитя геометрии. Из наблюдений над формированием геометрических понятий Аристотель вывел основные положения логики. Логика Аристотеля изучается и по сей день.

Эллинистический период (сер 4 – 146 ᴦ. до н.э.).

В это время древнегреческая культура (культура эллинов, как называли себя древние греки) распространяется среди народов, живших в бассейне Средиземного моря. Одновременно она соединяется с восточными культурами. Синтез греческой и восточной культуры называют культурой эллинизма. Процесс распространения греческой культуры продолжался и после того, как Греция попала в зависимость от Рима (146 ᴦ. до н.э.).

Развитие наук: математика, представителями которой были Евклид и Архимед. Благодаря их усилиям математика нашла широкое практическое значение в механике, оптике, гидростатике, строительстве. В искусстве наибольший успех сопутствует архитектуре и скульптуре.

Архитектура. В архитектуре наряду с религиозными храмами строятся гражданские общественные здания: дворцы, театры, библиотеки. К примеру, в Александрии была построена знаменитая библиотека, где хранилось около 799 тысяч свитков (3 в. до н.э.). Там же был построен Мусейон, ставший крупнейшим центром науки и искусства в древности. Крупнейшим архитектурным сооружением являлся александрийский маяк высотой в 120 м., включенный в чудеса света. Архитектор – Сострат.

Скульптура. Продолжает классические образцы, но появляются и новые черты: усиливаются внутренняя напряженность, динамика. Знаменитыми шедеврами являются Афродита (Венера) Мелосская и Ника Самофракийская (2 в. до н.э.). Грандиозна по размерам статуя бога солнца Гелиоса, известная как Колосс Родосский (36 м. высота). Она входит в число семи чудес света. Колосс Родосский находился на берегу гавани острова Родос и разбился при землетрясении.

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от 2-го тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество.

Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения . Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока. Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Античная культура - культура Древней Греции и Рима - стала фундаментом всей европейской цивилизации. Именно к ней восходят литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. В этой связи античность привлекает внимание современников.

Античность по разному рассматривается учеными. Так, А. Ф. Лосев связывает античность с зарей, детством человеческого духа, считает, что античность была греческим чудом. Ф. Ницше видит в античности “античный ужас”. В греческой религии и искусстве он увидел два противоположных начала - апполоническое и дионисийское. На бурных празднествах в честь Диониса античный человек освобождался от обычных запретов, забывал апполонические законоположения.

Таким образом, везде, куда проникало дионисийское начало, апполоническое упразднялось или уничтожалось. А. Боннар считает, что греческого чуда не существует, греческий народ всего лишь развивает и продолжает эволюцию, начатую народами жившими до него. Этот сложный, противоречивый, зачастую античеловечный и кровавый процесс становления новой европейской цивилизации сделал новый шаг в медленном продвижении человечества вперед.

Культура Древней Греции .

Благоприятную обстановку для зарождения греческой цивилизации создали: борьба за демократию, историческое наследие крито-микенской культуры, а также природные условия. Основой взлета греческой культуры был рабовладельческий полис - демократически управляемый город-государство. Расцвет греческого полиса в IV-V веках до н. э. стал одновременно золотым веком, классической эпохой античности. Однако изнанкой культурного взлета был рабский труд. Рабство было причиной внутренней слабости греческого мира, который не мог противостоять варварским нашествиям.


Прежде всего, античность привлекает современника гуманизмом и ощущением свободы личности. Греки стремились увеличить власть человека над природой, утвердить и возвысить свою человеческую сущность. Воспитание подчиняется решению задачи всестороннего совершенствования человека. Основу литературного образования составляли произведения Гомера , Гесиода , Эзопа.

Если попытаться определить доминанту сознания грека - гражданина полиса, то ею, вероятнее всего, будет ощущение свободы. В Греции не было трепета перед понятием высшей власти, что ее отличало от восточных деспотий. Полисное устройство государства воплощалось в участии граждан в народных собраниях, судах, в принятии решений о делах государственной важности. Это имело прямое влияние на умонастроение граждан. Идеалом гражданина были полисные, социальные интересы, участие в обсуждении и осуществлении государственных дел. Письменность из профессионального навыка превращается в личный. Общество ставит перед собой задачу воспитания активной личности.

В культуре Греции обращает на себя внимание стремление к идеальной норме и столкновение идеальной модели с реальной действительностью. Герои Гомера своими подвигами возвышаются над обычными людьми, Эсхил славит идеи патриотического долга, Софокл изображает людей, какими они должны быть. Модель идеального управления - полисная демократия. Однако в условиях рабовладения такой строй может быть назван демократическим лишь с известной долей условности. По подсчетам А. Боннара, в Афинах, например, своими гражданскими правами могли пользоваться всего лишь 14240 граждан из 400 тысяч.

Для античности характерно насаждение организованности над хаосом. Полис - это организованная структура, космос - обустроенный мир, мир богов организован согласно общественному строю на земле. Мировоззрение древнего грека носило космологический, мифологический, политеистический характер. Космос для грека - это абсолютное божество. Сам термин “космос” указывает не только на мир, но и на лад, строй, порядок и красоту. И если все окружающее прекрасно, то верность ему становится незыблемым принципом греческого искусства. Весь космос трактуется как универсальная общинно-родовая формация, в которой существуют вполне земные родственные отношения. Земля трактуется как мать всего существующего, как мать всех богов и людей. Античный человек созерцал действительность. Для него весь мир являлся в разных обобщающих словах, т.е. мифах.

Культура Древнего Рима .

В I веке до н. э. в античном мире возвышается Рим. С ним связана поздняя эллинистическая культура.

Особенностью древнеримской культуры является:

а) преемственность, открытость римской культуры (можно выявить этрусское и греческое влияние, показать веротерпимость римлян);

б) двуязычность римской культуры (греческий и латинский языки);

в) просветительство, систематизаторство, энциклопедизм науки и образования;

г) продолжает углубляться интерес к внутреннему миру человека, наблюдается психологизм в литературе и искусстве.

Проникнув во внутренний мир человека, римская культура подготовила общественное сознание античности к восприятию христианства. Для раскрытия этих особенностей можно использовать богатый материал периода расцвета культуры в Римской империи .

Период правления Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) и век Антонинов (II в.) рассматривается как золотой век римской культуры. С ним связаны прославленные имена архитектора Ветрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Горация, математика, астронома и географа Клавдия Птолемея, анатома и физиолога Галена, философов Сенеки и Эпиктета и др.

Римские художники, писатели, поэты и философы ориентируются на гениев классической культуры Греции, однако естественность греческой классики сменяется рассудочностью, сдержанностью и самодисциплиной. Широкое распространение получает греческий язык. В 90-80-е гг. до н. э. римская знать говорила по-гречески так же свободно, как российские вельможи изъяснялись по-французски в XVIII в. Столичная молодежь могла слушать греческих философов без переводчика.

Развивается архитектура и изобразительное искусство. В Риме развернулось интенсивное строительство, реставрировались древние водопроводы, реконструировались дороги и мосты. Август гордился тем, что оставляет мраморным Рим, который принял кирпичным. Было опубликовано “Десять книг о строительном искусстве” Марка Ветрувия Поллиона. Были созданы специальные здания для народных собраний, судей, был воздвигнут Пантеон (храм всех богов), построен Форум Августа. Построено множество храмов. В римской архитектуре проявляется греческое влияние при сохранении древних местных традиций храмового и погребального зодчества.

Начиная с I века н. э. эллинистическо-римскую культуру захватывает идея реставрации. Литераторы пытались возродить все идейные и стилистические особенности писателей классической Греции, в науке пытались систематизировать накопленное. Философской реставрацией древней мифологии стал неоплатонизм.

Культуре императорского Рима присущ энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую “Естественную историю”. Оригинальный вклад внес в область права выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан, который просмотрел все существующие преторские эдикты (преторы осуществляли верховную судебную власть), отобрал из них все, что соответствовало новым условиям жизни, привел их в систему, а затем превратил их в единый преторский эдикт. Таким образом, был учтен весь ценный опыт в предшествующих судебных решениях.

Изначально своим главным признанием Рим считал власть над миром. Уступая грекам пальму первенства в науках и искусстве, римляне превыше всего ставили умение властвовать. Достигнув желаемого, приобретя власть над миром, Рим утратил цель: пик имперского могущества одновременно стал кризисом и гибелью римской идеи.

С падением Рима завершается античная культура, но ее традиции продолжают жить. Художественные образы античности вдохновляли мастеров Возрождения, эпохи классицизма. В России эстетика и искусство классицизма получили распространение в XVIII в. Оды М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, трагедии А. П. Сумаркова, театральная деятельность Ф. Г. Волкова, архитектура В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, скульптура И. П. Мартоса и др. наполнили классицизм новым национальным содержанием. В дальнейшем обращение к образам античности наблюдается в серебряном веке русской культуры.

Античная культура стала одной из самых развитых культур древнего мира. Она выделяется полнотой, разнообразием составных частей культуры (литература, искусство, философия и т. д.), гуманистической направленностью. Античность внесла большой вклад в сокровищницу мировой культуры. Взаимодействие и развитие греческого и римского элементов в культуре создали европейскую цивилизацию.

Введение
1. Культура Древней Греции
1.1. Культура Эллады в XXX-XII вв. до н.э.
1.2. Культура «темных веков» (XI-IX вв. до н.э.)
1.3. Культура архаического периода (VIII-VI вв. до н.э.)
1.4. Греческая культура в V в. до н.э.
2. Культура Древнего Рима
2.1. Ранний Рим (VIII-VI вв. до н.э.)
2.2. Ранняя Римская Республика (V-IV вв. до н.э.)
2.3. Расцвет римской культуры эпохи республики (III-I вв. до н.э.)
2.4. Эпоха ранней Римской империи (27 г. до н.э. — II в. н.э.)
2.5. Культура Римской Империи в I-II вв.
2.6. Культура времени упадка Римской империи (III-V вв. н.э.)
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Термин «античность» происходит от латинского слова «antiquus» — древний. Им принято называть особый период развития Древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. — гибели римской империи под ударами варваров.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности — античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий.

Главными, стержневыми в античной культуре были религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем — античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явлений в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо, прежде всего, сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.

1. Культура Древней Греции

1.1. Культура Эллады в XXX-XII вв. до н.э.

Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в 3000-1200 г.г. до н.э. Различные факторы ускоряли ее движение. Например, завершившийся этногенез греческого народа укреплял внутренние связи всего грекоязычного мира, несмотря на нередкие локальные столкновения.

Созидательная деятельность греков эпохи бронзы основывалась на выработке ими большого запаса экспериментальных знаний. Необходимо, прежде всего, отметить уровень и объем технологических знаний, позволивших населению Эллады широко развить специализированное ремесленное производство.

Гончарные изделия также свидетельствуют о свободном владении сложными термическими процессами, проводившимися в печах различной конструкции.

Накопление технологических знаний и прогресс мастерства широкого круга рядовых работников, как в сельском хозяйстве, так и в специализированных и домашних ремеслах были основой интенсивного экономического развития страны.

Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий.

На протяжении XX-XII вв. до н.э. быстро развивалось искусство вазовой росписи. Широта художественных запросов общества проявилось в пристальном внимании искусства к человеку и его деятельности. При этом художники не забывали о передаче физического облика человека, воспроизводя обнаженные фигуры в живописи, скульптуре, торевтике и глиптике. Примечательно, что даже в рядовых памятниках искусства можно заметить уважение к человеку.

Литература ранних греков, как других народов, восходила к традициям древнего фольклорного творчества, включавшего сказки, басни, мифы и песни. С изменением общественных условий началось быстрое развитие народной поэзии-эпоса, прославлявшего деяния предков и героев каждого племени.

Письменность в греческой культуре XXII-XII вв. до н.э. играла ограниченную роль. Как и многие народы мира, жители Эллады, прежде всего, стали делать рисуночные записи, известные уже во второй половине III тыс. Каждый знак этого пиктографического письма обозначал целое понятие.

Религия ранней Греции играла большую роль в динамике общественной мысли эллинов. Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, отражает лишь слабость человека перед лицом тех «сил», которые в природе, позднее в обществе и в собственном сознании, мешают, как ему кажется, его действиям и представляют угрозу для его существования, тем более страшную, что он плохо понимает, откуда она исходит.

1.2. Культура «темных веков» (XI-IX вв. до н.э.)

Дворцовая цивилизация крито-микенской эпохи сошла с исторической сцены при загадочных, до конца еще так и не проясненных обстоятельствах примерно в конце XII в. до н.э. Эпоха же античной цивилизации начинается лишь через три с половиной и даже четыре столетия.

Археологические исследования последних лет позволили выяснить подлинные масштабы страшной катастрофы, пережитой микенской цивилизацией на рубеже XIII-XII вв. до н.э., а также проследить основные этапы ее упадка в последующий период.

Основная отличительная черта того периода — удручающая бедность материальной культуры, за которой скрывались резкое снижение жизненного уровня основной массы населения Греции и столь же резкий упадок производительных сил страны. Дошедшие до нас изделия субмикенских гончаров производят самое безотрадное впечатление. Они очень грубы по форме, небрежно сформованы, лишены даже элементарного изящества.

Общая численность изделий из металла, дошедших от этого периода, крайне невелика. Крупные предметы, например оружие, встречаются крайне редко. Преобладают мелкие поделки вроде фибул или колец.

Правда, почти в это же самое время в Греции появились и первые изделия из железа. К самому началу периода относятся разрозненные находки бронзовых ножей с железными вкладышами

Еще одна отличительная черта субмикенского периода заключалась в решительном разрыве с традициями микенской эпохи. Наиболее распространенный в микенское время способ захоронения в камерных гробницах вытесняется индивидуальными захоронения в ящичных могилах (цистах) или в простых ямах.

Важнейшим фактором, способствовавшим искоренению микенских культурных традиций, безусловно, должна считаться резко возросшая мобильность основной массы населения Греции. Начавшийся еще в первой половине XII в. до н.э. отток населения из наиболее пострадавших от варварского вторжения районов страны продолжается также и в субмикенский период.

Если попытаться экстраполировать все эти симптомы культурного упадка и регресса в недоступную нашему непосредственному наблюдению сферу социально-экономических отношений, мы почти неизбежно должны будем признать, что в XII-XI вв. до н.э. греческое общество было отброшено далеко назад, на стадию первобытнообщинного строя и, по существу, снова вернулось к той исходной черте, с которой когда-то начиналось становление микенской цивилизации.

1.3. Культура архаического периода (VIII-VI вв. до н.э.)

Одним из наиболее важных факторов греческой культуры VIII-VI вв. до н.э.по праву считается новая система письменности. Алфавитное письмо, отчасти заимствованное у финикийцев, было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков, каждый из которых имел твердо установленное фонетическое значение. В отличие от слогового письма, которое использовалось главным образом для ведения счетных записей и, возможно, в какой-то степени для составления религиозных текстов, новая система письменности представляла собой поистине универсальное средство передачи информации, которое с одинаковым успехом могло применяться и в деловой переписке, и для записи лирических стихов или философских афоризмов. Все это обусловило быстрый рост грамотности среди населения греческих полисов, о чем свидетельствуют многочисленные надписи на камне, металле, керамике, число которых все более увеличивается по мере приближения к концу архаического периода.

Практически в это же время (вторая половина VIII в. до н.э.) были созданы и, скорее всего, тогда же записаны, такие выдающиеся образцы монументального героического эпоса, как «Илиада» и «Одиссея», с которых начинается история греческой литературы.

Греческая поэзия послегомеровского времени (VII-VI вв. до н.э.) отличается чрезвычайным тематическим богатством и многообразием форм и жанров. Получает широкое распространение и вскоре становится ведущим литературным направлением эпохи лирическая поэзия, в свою очередь подразделяющаяся на несколько основных жанров: элегию, ямб, монодическую, т.е. предназначенную для сольного исполнения, и хоровую лирику.

В то время как одни греческие поэты стремились постичь в своих стихах сложный внутренний мир человека и найти оптимальный вариант его взаимоотношений с гражданским коллективом полиса, другие не менее настойчиво пытались проникнуть в устройство окружающей человека вселенной, и решить загадку ее происхождения.

В эпоху Великой колонизации традиционная греческая религия не отвечала духовным запросам современников еще и потому, что в ней трудно было найти ответ на вопрос о том, что ждет человека в его будущей жизни и существует ли она вообще. На свой лад этот мучительный вопрос пытались решить представители двух тесно связанных между собой религиозно-философских учений — орфиков и пифагорейцев. И орфики, и пифагорейцы пытались исправить и очистить традиционные верования греков, заменив их более утонченной, духовно наполненной формой религии.

Впервые в истории человечества милетские мыслители попытались представить всю окружающую их вселенную в виде гармонически устроенной, саморазвивающейся и саморегулирующейся системы.

В VII-VI вв. до н.э. греческие зодчие впервые после длительного перерыва начали возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов.

Наиболее массовым и доступным видом архаического греческого искусства была, безусловно, вазовая живопись. В своей работе, ориентированной на самого широкого потребителя, мастера-вазописцы гораздо меньше, чем скульпторы или архитекторы, зависели от освященных религией или государством канонов. Поэтому их искусство было гораздо более динамичным, многообразным и быстрее откликалось на всевозможные художественные открытия и эксперименты.

1.4. Греческая культура в V в. до н.э.

В первой половине V в. до н.э. происходят важные изменения в религиозной идеологии греков. К сожалению, они известны нам мало и отражаются чаще всего в литературных произведениях, из-за чего бывает трудно понять, возникло ли данное явление в результате индивидуального или группового творчества либо отражает широко распространенное представление. Подъем классического полиса, победа над персами имели важные последствия для народного мировоззрения. Современными исследователями отмечается рост религиозности среди греков.

Развитие в конце Архаического периода на базе древнего крестьянского культа надежды на бессмертие, которое ранее считалось принадлежностью не отдельного индивида, но ряда следующих друг за другом поколений, в Афинах в V веке до н.э., когда человек почувствовал себя свободным от уз семьи и традиции, доходит до культа личного бессмертия.

Происходит очеловечение религии, она становится мирской. С этого времени государство и боги образуют неразрывное целое. Религиозное чувство уступает патриотизму и гордости граждан, могущих воздвигнуть своим богам столь великолепные памятники, явившиеся поводом для пышных празднеств и ставшие предметом восхищения всего мира.

В философии V в. до н.э. ведущим направлением осталась натурфилософия, сложившаяся в Ионии в предшествующем столетии. Наиболее яркие представители стихийно-материалистической натурфилософии этого времени — Гераклит Эфесский, Анаксагор и Эмпедокл.

Наивысшего расцвета древнегреческий материализм достиг в учении Левкиппа и Демокрита. Левкипп заложил основы атомистической философии. Его ученик Демокрит не только принял космологическую теорию своего учителя, но расширил и уточнил ее, создав универсальную философскую систему.

V в. до н.э. можно считать временем рождения науки как специальной сферы деятельности. Однако такой характер древнегреческая наука могла сохранить только до определенного уровня. Расширение сферы знания, увеличение его суммы приводили не только к отпочковывнию от натурфилософии отдельных наук, но и (иногда) к конфликту между ними.

Значительные перемены, происходившие в греческой культуре на протяжении V в. до н.э., отчетливо сказываются в литературе. Начало века видит закат хоровой лирики — того жанра литературы, который господствовал в архаическую эпоху; тогда же рождается греческая трагедия — наиболее полно отвечающий духу классического полиса жанр литературы.

Согласно наиболее распространенной периодизации историю греческого изобразительного искусства и архитектуры V в. до н.э. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. Граница между ними проходит примерно в середине века, однако границы в искусстве вообще довольно условны, и переход из одного качества в другое происходит постепенно и в разных сферах искусства с различной скоростью. Это наблюдение верно не только для рубежа между ранней и высокой классикой, но и между архаическим и раннеклассическим искусством.

Таким образом, конец V-IV вв. до н.э. — период бурной духовной жизни Греции, формирования идеалистических идей Сократа и Платона, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демокрита, и возникновения учения Киников.

2. Культура Древнего Рима

2.1. Ранний Рим (VIII - VI вв. до н.э.)

В первые века I тыс. до н.э. террито­рию Апеннинского полуострова населяли италийские индоевропейские племена, раз­делявшиеся в этническом и языковом от­ношении на несколько групп. На формиро­вание раннеримской культуры наибольшее влияние оказали племена латинов, обитав­шие в области Лаций (там и возник город Рим).

Этруски были опытными земледельца­ми и искусными ремесленниками. Они производили своеобразную керамику «буккеро». Сосуды обжигались до черного цвета, затем полировались и украшались рельефными изображениями животных и птиц. Знаменитым было также этрусское художественное бронзовое литье. Этрусская керамика и разнообразные изделия из ме­талла находили широкий сбыт в самой Ита­лии, Греции, Карфагене и других местах.

Расцвет этрусской культуры в Италии проходится на VII-V1 в. до н.э. Уровень развития производительных сил у этрусков для того времени был очень высок. Их города имели регулярную планировку, мощеные улицы, хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах. Почти все достижения этрусков в строительном деле впоследствии заимствовали римляне.

В целом, несмотря на многочисленные влияния и заимствования, ранняя римская культура выросла на местной, италийской почве и бы­ла в достаточной степени самобытной.

2.2. Ранняя Римская Республика (V - IV вв. до н.э.)

Раннее Римское государство приобрело основные черты полиса. Римская респуб­лика была аристократической и патрициан­ской.

Римская культура V-IV вв. до н.э. формировалась и крепла, впитывая различные влияния, прежде всего, этрусские и греческие.

Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распространялась грамотность, развивалась риторика, велось большие строительство. В IV в. до н.э. в Риме укоренился обычай трехсложного составного имени (Гаи Юлий Цезарь, Марк Лининий Красе, Публий Вергилий Марон). Римские имена состояли из личного (собственного), родового имен и фамильного (прозвища). Начиная с IV в, до н.э. когномен стал передаваться по наследству и обозначать название семьи в роде, к которому принадлежало данное лицо.

2.3. Расцвет римской культуры эпохи республики (III - I вв. до н.э.)

В III-II вв. до н.э.Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфагеном, сильным государством в Северной Аф­рике. ОдновременноРим воевал с иллирий­цами, Македонией и царством

Римское государство, превратившись в могущественную рабовладельческую держа­ву древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за власть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.

На этом изобилующем событиями фоне происходило дальнейшее развитие римской культуры. Общественно-политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян ми­фы - повествования о богах - не получили такого развития, как у греков, уступив в ка­кой-то мере свое место историческим пре­даниям, особенно истории римских воин.

Мощное культурное движение начина­ется в Риме в конце III в. до н.э. Его глав­ной особенностью было влияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обяза­тельным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов-греков. Мно­гочисленные деятели римский культуры - прозаики, поэты, философы, ораторы, юри­сты, учителя, врачи, художники, архитекто­ры, в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати. Но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.

В конце III в. до н.э. в Риме форми­руется латинский литературный язык и на его основе — эпическая поэзия. Появляет­ся целая плеяда талантливых поэтов и дра­матургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии.

С середины II в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится историче­ский. Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный про­пагандистский характер, точкой отсчета для них оставался Рим.

В последнее столетие Римской респуб­лики (I в. до н.э.) прославились своими ис­торическими сочинениями Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь, которые (в чис­ле других историков) лучше отразили остро­ту политической борьбы в эпоху граждан­ских войн, Саллюстий дал великолепные портреты современных ему римских поли­тических деятелей.

Наряду с историческими произведе­ниями, в римской литературе эпохи Респуб­лики важное место занимали сочинения на­учные, философские и риторические.

Во II-I вв. до н.э. в Риме стали извест­ны различные течения эллинистической философии. Для ознакомления с ними древних римлян много сделал политический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.).

В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика, искусство политического и судебного красноречия, что было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.

Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира, литературный жанр чисто римского происхождения.

От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих, были грандиознее и. как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей). В V-IV в. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение apoчнo-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру-

Весьма популярным в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые, например, в честь военных побед.

Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады - ряд арок, опирающихся на столбы или колонны, Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, на­пример театра, а также в акведуках - многоярусных каменных мостах. внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город.

Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров - оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а элипсом вокруг сцены или арены.

Специфическим римским типом соору­жения была — триумфальная арка, получив­шая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

2.4. Эпоха ранней Римской империи (27 г. до н.э. — II в. н.э.)

В правление Октавиана Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) римская культура переживает блестящий расцвет, свой «золотой век». Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, - воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн.

В «век Августа» завершился синтез античной, греческой и римской культуры. Под влиянием окончательного освоения и переработки эллинского наследия высокого совершенства достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.

Развитие архитектуры (но только в столичном Риме) вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в г. Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. Греческие образцы воспроизводились скульпторами. Правда, римскую скульптуру отличал больший реализм в воспроизведении черт оригинала, поскольку для римского искусства был характерен интерес к психологии. Такова мраморная статуя Августа Примапорты, созданная в стиле Поликлета, но более величественная и приближенная к оригиналу. Культура «века Августа» создала предпосылки для всестороннего расцвета римский культуры в I-II в. н.э.

2.5. Культура Римской Империи в I-II вв.

Римская культура сохранила свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний уровень. Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы — Сенка, Эпитет, Марк Аврелий, Секст Эмпирек, Дион Хризостом.

Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, что в ее создании принимали активное уча­стие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провин­ций.

Большой популярностью в ранней Римской Империй пользовался эпистолярный жанр. Таковы, например, письма се­натора Плиния Младшего к друзьям и им­ператору Траяну. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один — «Метаморфозы» (или «Золотой осел») Апулея (II в.).

К выдающимся достижениям римской архитектуры относятся и триумфальные арки, одно- трех- и пяти-пролетные, которые ставились в честь императора. Если греки объясняли военную победу доблестью всех воинов, то римляне приписывали ее лич­ным заслугам полководца. Выражением высших почестей императору-полководцу и служила триумфальная арка.

Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Такова конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.

Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в по­вседневной жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам импе­раторской эпохи. Они принадлежали и ча­стным лицам, и государству, последние предназначались для общественных нужд.

В I-II вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других городах Ита­лии и в провинциях. По всей империи можно найти остатки монументальных со­оружений и памятников того времени: большой храм Зевса в Афинах, амфитеатр в Вероне, порты в Остии и Геркулануме, амфитеатр в Помпеях. И в Месопотамии, и в Египте, и в Галии, и в Испании сохрани­лись следы античной, греко-римской архи­тектуры: амфитеатры и цирки, термы и ак­ведуки, дороги и мосты, арки и колонны, храмы и пластические композиции.

2.6. Культура времени упадка Римской империи (III - V вв. н.э.)

События III века в Римской империи получили в науке название «кризис III ве­ка». Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые гра­жданские войны, «варваризация» Империи, растущий сепаратизм провинций, все уси­ливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов и т.п. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.

Кризисные явления затронули и куль­туру. Практически пропал интерес к фило­софии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к раз­личным мистическим культам и суевериям.

В изобразительном искусстве практиче­ски единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет — одно из величайших достижений римско­го искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он дос­тиг своего высшего расцвета в эпоху Импе­рии.

Культ императорской власти способст­вовал созданию колоссальных по размерам, величественных сооружений. Позднеримское искусство символично — статуи императоров воплощяют нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающим душу.

После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис антич­ных порядков. Усилились нападения варва­ров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними противоречиями, римская Империя, теснимая со всех сторон внешними врагами, неуклонно шла к своему концу. В 395 г. Римская держава была окончатель­но разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался г. Рим, а столицей Восточной римской импе­рии (будущей Византии) стал г. Константи­нополь, основанный Константином на мес­те бывшей греческой колонии Византии.

В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страш­ному разгрому - сначала от готов, а затем - от вандалов (отсюда понятие вандализм). В середине V в. под властью императора оста­лась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки импера­торского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом За­падной Римской Империи.

Что карается Восточной Римской им­перии, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской Импе­рии погибла и античная культура. Истории древних цивилизаций Азии, Африки и Европы позволяет проследить особенности и основные этапы развития мировой культуры того времени — от ран­неклассовых и достаточно примитивных культур Востока- до поражающих своей гар­монией и совершенством культур античного мира,

Культура древних цивилизаций оказала огромное влияние на последующее культур­ное развитие человечества. Многообразные культурные ценности, выработанные древ­неегипетской и древне месопотамской циви­лизациями, были восприняты, осмыслены и творчески переработаны более поздними обществами, прежде всего античными Гре­цией и Римом. В свою очередь античный мир и его культура легли в основу европей­ской цивилизации, которая периодически обращалась к идеям и мотивам греко-римского культурного наследия. Выдающие­ся астрономы средневековья - Галилео Галилей, Николай Коперник, Иоганн Кеплер - опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой школьного обучения в феодальной Европе.

Христианство, впитавшее в себя ценно­сти античной культуры, стало ведущей ми­ровой религией.

Римское право легло в основу всех сис­тем права западноевропейских государств.

Современные виды и жанры литерату­ры также восходят к античности. К ней по­стоянно обращались европейский театр, драматургия и литература.

Заключение

Античная культура — уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперед. Отличительные черты древнегреческой культуры: духовное многообразие, подвижность и свобода — позволили грекам достичь небывалых высот прежде народы подражать грекам, строить культуру по созданным ими образцам.

Культура Древнего Рима — во многом продолжательница античных традиций Греции — отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.

Список использованной литературы

  1. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990.
  2. Философия: Учебник для вузов/Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005.
  3. Мировая художественная культура: Учебное издание/Под ред. Л.Ю. Василевская, О.В. Дивненко. — М.: Центр, 1996.
  4. Уроки античной культуры: Учебное пособие/ Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. — Обнинск: Титул, 1996.
  5. Целлер Э. Античная философия. — СПб., 1996.
  6. Чанышев Н.А. Философия Древнего Мира: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2001.

Контрольная работа

на тему «Античная культура»



Введение

Этапы развития и основные направления древнегреческой культуры

Периодизация и основные этапы формирования Древнего Рима

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Античная культура сыграла значительную роль в истории европейской цивилизации. Однако внутри себя Античность распадается на два культурно-исторических блока: Древняя Греция и Древний Рим, что, тем не менее, позволяет говорить об Античности как определенной целостности.

Главное внимание мы все-таки уделим древнегреческой культуре, которая прошла в своем развитии ряд этапов:

Гомеровский (IX-VIII века до н.э.);

Архаический - архайос в переводе с греческого древний (VII-VI века до н.э.);

Классический, внутри которого выделяют

раннюю классику (конец VI - середина V века до н.э.),

высокую классику (до последней трети V века до н.э.),

позднюю классику (до 320-х годов до н.э.).

Эллинизм (конец IV века - середина II века до нашей эры). Возвышение Македонии и захват ею огромных пространств привел к тому, что греческая культура, считавшаяся эталонной, распространилась далеко за пределы Эллады. Поэтому последовавший за классическим период назвали эллинистическим, иначе говоря греческим, что было отнюдь не упадком, который, казалось бы, должен был наступить после яркого взлета, а скорее переходом греческой культуры в иное состояние.

Хотя бы в нескольких словах необходимо упомянуть предшественницу античной Греции - крито-микенскую, или эгейскую, цивилизацию. Ее центром был остров Крит, где, как известно, сохранились останки грандиозного Кносского дворца, знакомого нам по мифу о Минотавре. Именно на этом острове родился Зевс. Вероятно, после разрушительного землетрясения XVI века до н.э. и последовавшего за ним наводнения центр этой цивилизации переместился на южную часть Балканского полуострова, в города Микены и Тиринф. Жителями этой части Греции были ахейцы, о походе которых на Трою сообщает в Илиаде Гомер. Возвратившиеся в малом числе после Троянской войны герои не смогли дать достойный отпор диким племенам дорийцев, хлынувшим с юга и уничтожившим древнюю культуру. Однако большинство античных мифов своими глубокими корнями связаны с той эпохой.


Этапы развития и основные направления древнегреческой культуры


Гомеровский период занимает особое место в истории древнегреческой культуры. Основными источниками изучения этого периода (а по существу всей жизни эллинов со второй половины II до первых веков начала I тысячелетия) является греческий героический эпос, то есть Илиада и Одиссея Гомера и поэмы Труды и дни и Теогония Гесиода. Оба поэта ведут свое повествование от имени муз, давая понять тем самым, что опираются на вполне надежные авторитеты.

К временам Гомера и Гесиода греческая мифология в основном сформировалась. По Теогонии Гесиода сначала был Хаос - сияющая пустота. Затем появляются первые боги - Гея (богиня земли) и Уран (бог неба). Чуть позже Гея порождает Тартар, свет и тьму, а также Эрос - любовь. Совокупившись с Ураном, Гея производит на свет ужасное потомство - Титанов и Циклопов. Уран ужасается видом своих детей и заставляет пребывать их в лоне матери Геи. Однако младшему из титанов Крону (время) все же удается свергнуть своего отца и установить власть титанов.

Крон и титанида Рея родят новое потомство богов. Но Крон, дабы не разделить участь своего отца Урана, тут же глотает их. Чудом спасшийся Зевс начинает битву против Крона, в которой одерживает победу. Он заставляет исторгнуть из чрева Крона своих братьев и сестер, производит богатое потомство от семи жен и в конце концов, устанавливает свое собственное царство. Таким образом, формируется окончательный вид греческого пантеона.

Следует отметить, что уже на уровне мифологического сознания Греция избрала совершенно иной путь, нежели культуры, о которых мы говорили ранее. В мифологии и религиях древнего Востока божественное начало чаще всего представало в виде некой абстракции, весьма далекой от обыденной жизни человека. В Индии, у брахманов, - умозрительный брахман-атман; у джайнистов, - недосягаемый Джайн; у буддистов, - отрешенный Будда, который чаще всего олицетворяет не столько бога, сколько выступает в качестве «пророка», учителя. В Китае, у Конфуция, - небо вообще; у даосов, - непознаваемое Дао. В Финикии, - владыка неба Ваал. В Египте, самый очеловеченный бог - Осирис - весьма расплывчат: он символизирует Нил, жизнь и увядание, он же судья в Царстве мертвых.

Иное дело у греков. Роли богов распределены по профессиям:

Посейдон - бог моря

Аид - бог подземного мира

Аполлон - бог солнца и музыки

Артемида - богиня охоты

Арес - бог войны

Афродита - богиня любви

Гефест - бог огня

Гермес - бог торговли

Дионис - бог виноделия

Афина - богиня мудрости и ремесел и т.д.)

Каждый из них имеет свой собственный характер, они живут как люди и ничто человеческое им не чуждо. Зевс обитает на высоком Олимпе. Сюда он собирает богов на роскошные пиршества и на советы. Характерно, что даже местонахождение богов - не небо и не космос, а Олимп, нечто близкое и вполне реальное, гора, на которую, в случае чего, всегда можно просто показать пальцем.

Своего наивысшего расцвета категории и принципы древнегреческой культуры достигли во времена классического периода, поэтому его мы рассмотрим более подробно.

Вспомним, как немецкий философ Георг Гегель определял термин классический. Он говорил, что это гармоничное единство общественного и индивидуального. Действительно, во многом именно такое сочетание и позволило создать культуру, которую называли образцовой, и величайшие произведения искусства, на которые оглядывались многие столетия спустя. Культура античной Греции значительно отличается от предшествующих: грек классического периода чувствовал себя очень свободным внутренне и внешне, хотя к концу классики это ощущение болезненно утрачивается. Основными составляющими этой свободы явились благосклонная к человеку природа Балканского полуострова (естественный фактор) и созданная человеком культура (искусственный фактор). Греки были, возможно, первой цивилизацией, которая сознательно стала формировать вокруг себя и в себе культуру. Греки впервые, как они считают, противопоставили себя миру без культуры, варварскому миру. Ярким примером этого культурного самосознания может служить античный город-государство, или полис.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. <#"justify">античный культура древнегреческий цивилизация

Периодизация и основные этаны формирования Древнего Рима


Царский (VIII - VI века до н.э.)

Легендарное основание Рима (753 г. до н.э.). Формирование синтетической римской мифологии. Первые греческие колонии на юге Италии. Изгнание царей.

Республиканский (VI - I века до н.э.)

Объединение Италии. Завоевание Греции. Пунические войны. Формирование и развитие римского скульптурного портрета. Римский эпос (Вергилий Энеида).

Ранняя империя (I век до н.э. - III век н.э.)

Формирование архитектурно-строительной концепции в трудах Витрувия. Строительство Колизея и Пантеона. Возведение колонны императора Траяна. Конная статуя Марка Аврелия.

Поздняя империя (III - V века н.э.)

Правление Константина Великого. Признание христианства (325 г. н.э.). Разделение империи на Восточную (Византия) и Западную. Разграбление Рима войсками Алариха. Разграбление Рима вандалами. Оккупация Италии остготтами.


Заключение


Завершая, нужно сказать, что роль Античности в формировании европейской культуры стала осознаваться во многом благодаря исследованиям немецких философов XVIII - XIX вв., в частности И.-Г. Гердера и В. Вельфлина; образцом устройства мира Античность считали деятели Возрождения; Новое время в лице приверженцев классицизма нашло в Античности свой этический и эстетический идеал. Основными направлениями древнегреческого искусства являлись архитектура, скульптура, вазопись и театр. Архитектура была основана на ордерной системе, где ордером называлось определенное пропорциональное и гармоничное сочетание несомых и несущих частей здания. Существовали три типа ордеров: дорический, ионический и коринфский. Скульптурное искусство представлено именами Мирона <#"justify">Список используемой литературы


Античная Греция. В 2-х тт. - М., 2000

Асмус В.Ф. Платон: эйдология, эстетика, учение об искусстве. / Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. - М., 1999

Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 2001

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 2003

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1999

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Древнего Рима. - М., 2004

Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. - М., 1999

Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. - М., 2001

Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. - М., 1999


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.