Исторически сложилось так, что на территории России жило большое количество народов. Несмотря на то, что они отличались друг от друга традициями, культурой а также религией, все народы общались друг с другом, вели торговлю, обменивались опытом, далее даже традициями и культурой. Здесь нужно отметить, что народы не перенимали чужие традицию и культуру, а принимали ее и с уважением относились к ней, не осуждая, не унижая и не высмеивая. К примеру, можно отнести традиционный татарский праздник Сабантуй. С недавних пор этот праздник стал общероссийским, то есть его теперь празднуют не только в республике Татарстан, но и по всей России.

Религия и государство

Согласно ст.14 действующей Конституции Российской Федерации: "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". . Из этого следует, что в России религиозные объединения существуют независимо от государства, а исповедание любой религии или не исповедание никакой является личным делом каждого гражданина. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания - краеугольный камень демократии, что создаёт предпосылку образования справедливого и свободного общества.

Принцип отделения религиозных объединений от государства предусматривает невмешательство государства, его органов и должностных лиц в вопросы, определяющие отношение граждан к религии, во внутреннюю деятельность религиозных объединений, если эта деятельность не нарушает требований законов страны. Государство не должно финансировать деятельность религиозных организаций, равно как и деятельность по пропаганде иных убеждений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства, не участвуют в выборах его органов власти и управления, в деятельность политических партий. Но служители этих организаций имеют право на участие в политической деятельности наравне со всеми гражданами.

Несмотря на светскость государства, все-таки религия проникает практически во все сферы общественной жизни, в том числе и в те области, которые согласно Конституции отделены от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование. Так, Государственная дума договорилась с Московским патриархатом проводить предварительные консультации по всем вопросам, вызывающим сомнения. В российских школах появились учебные предметы "основ религиозных культур", в некоторых государственных вузах существует специальность теология. В штатном расписании российских Вооружённых сил появилась новая должность - военный священник (капеллан). Ряд министерств, ведомств, государственных учреждений имеет свои религиозные храмы, зачастую в этих министерствах и ведомствах существуют общественные советы по освещению религиозной тематики. 7 января (православное Рождество) - официальный нерабочий праздничный день в России.

В октябре 2012 года стало известно, что в Московском инженерно-физическом институте появится кафедра богословия. Обучение будет факультативным, и, по словам представителей РПЦ, нацелено на "повышение грамотности" физиков, которые, по мнению Кураева, "балуются оккультными теориями вроде волновой генетики и торсионных полей". Однако, как отмечает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко, философские измышления на стыке физике и богословия дело полезное, но заниматься ими следует не под патронажем государства. "Есть естественнонаучные знания, которые ученые предоставляют в распоряжение общества, и любые общественные группы, в том числе РПЦ, вправе их интерпретировать. Но делать это нужно за пределами государственных учебных заведений и за свои деньги", - говорит он.

Межрелигиозные отношения

Возможности удовлетворения религиозных потребностей

На сегодняшний день в Российской Федерации восстановлено и построено 7200 мечетей. . Действующих православных храмов-17000. . Синагог - 70. Самый северный в мире буддийский храм - построенный ещё до революции в Петрограде дацан "Гунзэчойнэй" - сейчас служит туристическим и культовым центром буддистской культуры. Ведутся приготовления к построению буддистского храма в Москве, который смог бы объединить вокруг себя буддистов в совместной практике. . Из всего вышесказанного следует, что приверженцы каждой религии могут свободно посещать храмы, совершать религиозные обряды.

Отношение к иноверным религиозным организациям

В России самые большие по численности религии - это православие и ислам ханафитского толка. Именно по этой причине будет уместно рассматривать отношение данных двух конфессий между собой, не включая другие вероисповедания.

Мирное сосуществование христиан и мусульман - древняя традиция.

В России конфликтов на почве веры между ними почти не было. Волжские, астраханские, сибирские татары, а также кавказские татары (азербайджанцы) восприняли ислам в исторической древности. Ислам - бесспорно коренная религия России. Поэтому недопустимо пренебрегать интересами наших соотечественников-мусульман. Ведь они живут на этой - нашей с ними - земле испокон веков.

Ч то касается духовного диалога между традиционными конфессиями, обнаружения вероучительных параллелей, догматических совпадений и тождества этических постулатов, то, несомненно, говорить о перспективности пути диалога как однозначного сближения позиций не приходится. Углубление в догматические и этические детали само по себе не приводит к сближению, хотя и способствует взаимопониманию. Так, например, можно находить поразительные соответствия в исламской и христианской эсхатологии, до такой степени значимые, что на этой ниве можно даже говорить об этих двух верах как близкородственных. Однако во многих других отношениях христианство и ислам разделяют вероучительные пропасти. Тем не менее, это не означает, что двум традициям нет места на одной земле - русский сверхнационализм, напротив, нацелен на сочетание принципиально различных, устойчивых в себе, духовных, культурных, этнических миров.

В XIX веке в русском обществе бурно обсуждались взаимоотношения православных и мусульман в связи с русско-турецкими войнами. Многие авторы из демократического лагеря заявляли о необходимости объявить о "внеконфессиональном" содержании войны, дабы не провоцировать русских мусульман на беспорядки. Эти тогдашние заявления очень напоминают выступления современных либералов, которые по любому удобному поводу пугают народ межрелигиозной рознью.

Исходя из выше сказанного, следует, что вопрос религиозной толерантности крайне важен в обществе, котором живем. Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта:

- толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, буддист-мусульманин, христианин-буддист);

- толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, суннит-шиит);

- толерантность к сектантским движениям, а также толерантность сектантских движений друг к другу;

- толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

Межконфессиональные конфликты

Причины межконфессиональных конфликтов

Главными причинами межконфессиональных конфликтов в России являются перенесение на религиозную сферу политических и национальных противоречий и в столкновения экономических интересов представителей разных национальных групп, которые прикрываются религиозными лозунгами. Также причинами могут являться такие явления, как религиозный фанатизм, нетерпимость верующих, выборочное, предвзятое отношение власти к разным религиозным организациям, в результате чего их конституционные права обеспечиваются не в равной мере, недобросовестное отношение СМИ к подаче информации может также разжечь конфликт на религиозной почве.

Любой социальный конфликт проходит три основные стадии:

- Предконфликтная - конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности;

- Непосредственно конфликт - недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.

- Разрешение конфликта - завершение инцидента, устранение причин конфликта.

При устранении конфликта на первой стадии, он чаще всего быстро забывается и "безболезненно" переживается участниками, что является наиболее выгодным как для участников, так и для государства в целом, но чаще всего конфликт проходит все три стадии.

Пути решений межконфессиональных конфликтов

Обеспечение нормальных взаимоотношений между религиями, а отсюда и между этническими группами, имеет большое социальное значение. Здесь немаловажно обеспечение формального и, в особенности, фактического равенства между религиозными организациями, как и их равенства перед законом, и правами. Ни одна из религий не должна иметь преимущества перед другими. Государство в вопросах свободы совести должно быть нейтрально и т.д. Причем, необходимо не только зафиксировать обязанность государства обеспечивать равенство и терпимость между религиями, но и в реальной политике делать все необходимое для обеспечения этого на практике.

Очень важное в обеспечении нормального развития межконфессиональных отношений - подъем общей культуры народа, включая и правосознание, утверждение толерантных традиций в обществе, в семье, в быту. Формирование общественного сознания в духе веротерпимости и мировозренчески-духовного плюрализма во многом зависит от вызревания рыночной экономики, создания гражданского общества, современного правового государства, являющегося гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Для кардинального решения проблемы межконфессиональных отношений немаловажна объединяющая весь народ единая общегосударственная идея. Такая идея должна быть выше церковных и конфессиональных идей, ценностей одной нации или социальной группы. Настаивание на приоритете одной религии, на приоритете религии вообще - это путь не к созданию общенационального единства, а к развалу государственности. Единая идея - ценность высшего порядка; в современных условиях она должна быть не религиозной, а светской. Необходимо выработать и воспитать национальное самосознание, в рамках которого будут одинаково уютно чувствовать себя гражданами одной страны, одного общества представители разных наций и конфессий.

Бывший Советский союз неплохо справлялся с этой задачей, и тогда не наблюдались проблемы межрелигиозных отношений как в современности. И заслуга здесь не только в том, что все республики СССР были объединены одной целью и страной, но и в пропаганде равенства всех народов и вероисповеданий. Сейчас же мы все чаще наблюдаем обратную пропаганду, где с помощью СМИ намеренно или нет, но очень часто подчеркивается неравенство между группами. Проводя небольшой эксперимент в виде опроса, можно наблюдать такую ситуацию, когда человек говорит, что испытывает неприязнь к той или иной этнической или религиозной группе, но объяснить, по какой причине так происходит - не может, ссылаясь на информацию только с телевизора или интернета.

Заключение

Поставленные задачи в данной работе помогают нам сделать вывод о том, что Россия вполне может существовать как межконфессиональное государство в мирных условиях. Однако эмоциональный фактор, СМИ, конфликты в политической жизни провоцируют на межрелигиозные распри. Это явление говорит о том, что государственная, общественная жизнь тесно связана и переплетается с религиозными отношениями: практически любое действие с внешней стороны отражается в религии. По факту получается, что ст.14 Конституции Российской Федерации противоречит: религиозные объединения не отделены от государства, они зависят от государства. Государство в последнее время часто делает замечания или вносит поправки в так называемый "устав" религии, что в целом недопустимо.

Данный факт провоцирует конфликт на следующем уровне, межконфессиональном, когда одну конфессию устраивает данная поправка, а другую - нет. Исправить сложившийся конфликт поможет, на наш взгляд, культурное воспитание всех граждан Российской Федерации в целом, осознание единства народа. Каждый человек должен иметь свое личное мнение, не навязанное СМИ.

Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения.

Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру.

Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.

В результате мер по укреплению российской государственности, принятых в 2000-е годы, удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, восстановления исторической связи времен, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих ее народов. Достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы правовые гарантии прав коренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги по развитию национально-культурной автономии, по обеспечению прав граждан и национальных (этнических) общностей в сферах образования и развития национальных языков.

Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешенные проблемы, вызванные как глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики, так и некоторыми просчетами в государственной национальной политике Российской Федерации. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма.

На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:

а) высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;

б) размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации;

в) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;

д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;

е) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов;

ж) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;

з) недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;

и) влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особо остро. Мы каждый день слышим о все новых и новых случаях ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества.

В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношений между различными нациями и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером – тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. И «зеркалом» всех изменений и перемен являлась молодежь – как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим изменениям. Мы то и дело слышим высказывания политиков и общественных деятелей, которые являются той «искоркой», из которой разгорается пламя экстремизма.

Конструктивному межнациональному сотрудничеству мешают различия между нациями, незнание и непонимание их культур и традиций, этнических установок.

Именно понимание культуры и традиций другой национальной группы другой национальной группы – источник конструктивного межнационального сотрудничества. С целью налаживания отношений между разными этническими и национальными группами:

Относитесь к чужой культуре с тем же уважением с которым относитесь к собственной;

Не судите о ценностях, убеждениях и традициях других культур отталкиваясь от собственных ценностей;

Никогда не исходите из превосходства своей религии над чужой религией.

Каждая культура имеет собственную систему ценностей. А одинаковые ценности представляют различную степень важности. Это крайне важно не просто знать, но и учитывать при общении.

Все народы России имеют собственный традиционный уклад жизни, историю, культуру, обычаи, особенности быта, самобытные духовно-нравственные корни и т. д. силовых структур. Необходимо оперативно регулировать и учитывать все нюансы, связанные с этническими взаимодействиями. Важнейшим фактором поддержания межнационального мира и согласия являются традиционные конфессии. Для сотрудников полиции важно получать системные знания в области традиционных для России религий.

Не только к традиционной, но и духовнообразующей религии государства Российского относится, в первую очередь, православие, являющееся не просто одной из ветвей христианства, но сохранившей

с I века и до наших дней догматы и принципы, заложенные самим основателем христианства - Иисусом Христом и его апостолами. Символом веры в Православии провозглашается вера в существование единого Бога Отца, сотворившего мир видимый и невидимый; вера в Сына Божьего Иисуса Христа, единосущного Бога, сошедшего с небес, родившегося от девы Марии, распятого при Понтии Пилате, воскресшего в третий день, вознесшегося на небеса сидящего одесную отца; вера в Духа святого, исходящего от Бога отца; вера в единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь; исповедуется единокрещение; вера в воскресение мертвых; вера в будущую жизнь после страшного суда и второго пришествия Христа.

Для Православия одним из основных догматов является также догмат о Святой Троице, суть которого состоит в том, что Бог един, но троичен, он соединяет в себе три лица - Бога Отца, Бога сына и Святого Духа. Но это не три различных Бога, а единое божественное существо. Особое место занимает второе лицо Троицы - Бог Сын - Спаситель человечества Иисус Христос, который был рожден от Отца до сотворения мира (и времени), т. е. существовал всегда. В Православии Бог - Личность, но это не Абсолют, как в Буддизме. Бога нельзя изучать логически или при наличии научных экспериментов.

Официальное крещение Руси относится к 988 году. На самом деле Православие начало проникать на Русь гораздо раньше. По свидетельству историков III–V вв., в Скифии (так в то время называлась территория Причерноморья и Днепра) проповедовал Андрей Первозванный (один из 12 апостолов Христа). Не случайно на Руси воинов награждали орденами его имени, а морской флаг до сих пор носит его имя. В Новгороде и в Киеве до официального крещения Руси имелись православные церкви и дома христиан. Княгиня Ольга, мать князя Святослава, крестилась в Константинополе задолго до 988 года. Значение Православия в жизни и исторической судьбе России велико. Оно сплотило политический организм России и упрочило ее могущество. Единая вера объединила многие славянские и неславянские племена в единое государство – Русь.

С православием на Русь пришла письменность, образование. Разрушение Православия, начавшееся с Петра I, уничтожившего Патриархию, проникновение католицизма и протестантизма в среду высшего общества, а также протестантизма и атеизма в среду интеллигенции и, позднее, – уничтожение Николая II со всей его семьей стали одной из причин трагических событий XX в. с его революциями, войнами, государственным атеизмом.

Ислам (в переводе с арабского – «предание себя Богу» или «покорность») – наиболее молодая из мировых религий (VII в. н. э.). Его основатель – Мухаммед. Становление ислама прошло несколько этапов. Первоначальный период, который Мухаммед начал в Мекке, был насыщен проповедями братской любви и милосердия, необходимостью очищать себя молитвами, быть честным и справедливым, ненасилием мира. Он утверждал, что война противоречит проповедям Аллаха и всему духу ислама. Однако впоследствии, когда он с группой своих последователей был вынужден переселиться из Мекки в Медину, многие принципы претерпели изменения, поскольку он был вынужден вести войну с язычниками Мекки и другими языческими племенами. Сначала была разрешена «свыше» оборонительная война, а затем война за веру и, наконец, так называемый «джихад» – священная война, против неверных (гяуров), к числу которых были отнесены все не мусульмане, что позволило создать из вчерашних кочевников мировую державу.

Основные идеи ислама изложены в Коране, который явился сводом конституционных и морально-нравственных уложений. На базе Корана и Сунны («священное предание») был разработан Шариат – свод феодально-мусульманского права. Символ веры мусульман очень прост: свидетельство, что нет никакого божества кроме Аллаха, и что Мухаммед – его пророк.

К числу основных догматов веры относятся: очищение милостыней своего имущества; соблюдение поста в течение девятого месяца лунного года (рамазан); совершение хаджа (паломничества) в Мекку; ежедневная молитва в память о главном исповедании веры. В исламе, как и в других религиях, отражаются нравственные принципы и традиции народов, среди которых он распространен: уважение жизни, чести и собственности единоверцев; почтение старших; забота о вдовах и сиротах, т.е. те принципы, на основании которых живут в мире и согласии различные народы и конфессии России.

Суннизм – ортодоксальное направление ислама, шиизм – подвергал Коран особому толкованию, разработал свое священное предание и не признавал халифа главой государства. В дальнейшем появилось несколько течений и около 70 сект. В настоящее время существуют организации, поддерживающие идею «джихада», приверженцами которого являются и террористы.

Видя бесперспективность подобных путей, наиболее разумные улеми (богословы) ислама, муллы и другие духовные лица делают упор на высказывание Мухаммеда о мире и согласии. Именно союз с разумными силами ислама, борющимися с фанатиками и авантюристами, способен разрешить проблему противостояния народов и религий, причем не только в России, но и во всем мире.

Одной из древнейших религий в нашей стране является буддизм.

В нашей стране последователями данной религии являются в основном жители республик Тыва, Калмыкия, Алтайской Республики и др. Буддизм – это по существу путь к просветлению (Будда переводится как просветленный), т.е. последовательному искоренению в себе желаний, пагубных привычек и мотивов поведения. Продвижению по этому пути должна служить медитация, т.е. особо сосредоточенное размышление, предлагающее использование методов сознательного контроля и управления техническими процессами, при этом человек как бы отстраняется от всего сущего, в том числе от своей личности, и впадает в нирвану. Способом ее достижения является аскетическая жизнь во время многих перевоплощений. При этом ценятся такие качества, как доброта, любовь, великодушие, терпимость по отношению к другим живым существам, мудрость, – те качества, которые присуще и другим традиционным религиям России и способствует мирному сосуществованию людей разных конфессий и национальностей.

Иудаизм – первая в мире монотеистическая религия, основанная на идее поклонения Единому Богу, личности, творцу мира, который через Моисея на горе Синай заключил с «избранным народом» (так называют себя до сих пор иудеи) союз. Основные принципы иудаизма, которые отражены в Завете: «Не сотвори себе кумира», «Не произноси имя Господа бога твоего всуе», «Почитай отца и мать твою», «Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др. – по существу своему разделяют все мировые конфессии и народы и являются принципами современной цивилизации. Основное вероучение иудеев изложено в Библии – Ветхом Завете. С течением времени в Моисеев закон были включены и другие нравственные предписания. Смысл их сводится к милосердию, справедливости, бескорыстию, соблюдению чистоты и благолепия и т. д. Эти представления складывались постепенно и кодифицировались в Талмуде.

Квинтэссенция Старого завета заключается в идее богоизбранности еврейского народа и в исключительной вере во всемогущего Бога, что сыграло немалую роль в истории и судьбах еврейского народа даже тогда, когда еврейское государство перестало существовать (I в. н. э.) почти на две тысячи лет, а евреи расселились по всему миру. Основными принципами и в настоящее время для евреев выступают: обязательное соблюдение субботы, обрезание, потребление так называемой «чистой пищи». Центром жизни еврейской общины, в какой бы стране она ни находилась, является синагога, а руководителем – раввин, основной толкователь Торы.

В последние десятилетия в России получила распространение деструктивная деятельность религиозных сект . В первую очередь, это относится к новым религиозным объединениям, которые носят характер деструктивных культов. Данные культы разрушают естественное состояние личности: духовное, психическое и физическое, что можно определить как тотальную деструктивность отдельного лица (внутренняя деструктивность), но также посягают на традиционные ценности и нормы, сложившиеся социальные структуры, культуру вероисповедания, порядок и общество в целом (что является отрицательной силой внешней деструктивности). В этих религиозных организациях, в отличие от традиционных созидательных религий, изначально заложена подмена духовно – нравственных ценностей. В данных учениях неизбежно проявляются злоупотребления методами управления толпой, театрализованные ритуалы, увлечение психотехникой, духовный бизнес. Это неизбежно приводит к серьезным негативным социальным, духовным, психическим, этическим и правовым последствиям.

Вывод: Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры.

Давайте попробуем разобраться и найти ответ на очень важный сегодня вопрос
- как формировалась российская многонациональность . Так же, было бы интересно узнать: в какие периоды развития России в состав огромной российской общности вливался тот или иной народ?

Ответы на эти вопросы позволят лучше понять гласные и негласные правила развития и становления российской общности и российской гражданской идентичности. Ведь длительность периода совместного проживания разных народов является ключом к осознанию того, каковы механизмы взаимного влияния народа на народ , а так же отдельного народа на все государство с его внутренней и внешней государственной политикой.

Помощниками в этом вопросе, нам будут исторические факты из различных источников и карта территориальных приобретений России . Этак карта ценна тем, что позволяет очень наглядно представить динамику присоединения к России той или иной территории, с тем или иным народом.

Карта четко показывает нам, что основная масса территориальных приобретений была осуществлена в доимперский период, то есть до 1721 года. К этому моменту все сибирские, северные и дальневосточные народы и этносы уже были в составе России. Также, в период Русского Царства, в состав русской общности вошел такой народ как татары, точнее казанские татары - это ознаменовалось взятием Казани в 1552 году Иваном IV Грозным. Татары делятся на много этнических групп, но все они вошли в состав многонационального российского народа именно в доимперский период.

Основная масса территориальных приобретений России была осуществлена
в доимперский период, то есть в период с 862 по 1721 года

Другие известные народы находящиеся в данный момент в составе российского общества или находившиеся в нем в недалеком прошлом, есть смысл рассматривать отдельно, так как их появление происходило уже в период Российской Империи, начиная с времен правления Петра I.

Для удобства, некоторые народы будут объединены в группы: европейцы - немцы, французы и т.д., азиаты - таджики, узбеки и т.д. По каждому народу или группе, в скобках, будет даваться цифра, обозначающая продолжительность их нахождения в составе многонационального российского народа: период будет указываться по состоянию на 2014 год.

Датой начала формирования российского общества, основателями которого были русские , будем вести с 862 года - это значит что в целом, российское общество существует 1152 года.

  • европейцы - 1721 (293 года ) - с начала правления Петра I в Россию стали активно приезжать и селиться на долгосрочной основе много мастеровых, а также купцов и ученых из Европы
  • казахи - 1731 (283 года ) - удовлетворено прошение о вхождении в российское подданство казахского хана Абулхайра из Младшего жуза
  • грузины - 1783 (231 год ) - подписание Георгиевского трактата о покровительстве и верховной власти Российской империи с объединённым грузинским царством Картли-Кахети (Восточная Грузия) и переходе Грузии под протекторат России
  • поляки - 1795 (219 лет ) - произошёл последний, третий, раздел Польши между Австрией, Пруссией и Россией, проникновение поляков началось с 1772 года при первом разделе польской территории
  • евреи - 1795 (219 лет ) - массовое проникновение евреев в Россию началось с территории Польши в момент третьего раздела Польши, проникновение евреев началось с 1772 года, хотя еще Петр I вывел в высшие круги общества евреев-выкрестов. В самой Польше евреи массово появились в результате гонений на них в Европе.
  • азербайджанцы - 1813 (201 год ) - подписан Гюлистанский мир, согласно которому к России была присоединена северная часть Азербайджана: ханства Карабахское, Ганджинское, Шекинское, Ширванское, Дербентское, Кубинское, Бакинское и часть Талышинского
  • дагестанцы - 1813 (201 год ) - подписан Гюлистанский мирный договор между Российской и Персидской империями, по которому Персия отказалась от притязаний на историческую территорию Дагестана: Горный Дагестан, прикаспийский проход, Кумыкская степь до Терека, районы северного Азербайджана, населенные лезгинами и аварцами
  • армяне - 1828 (186 лет ) - на основании Туркманчайского договора к России были присоединены Эриванское и Нахичеванское ханства, которые объединились в Армянскую область, куда переселилось порядка 30 тысяч армян из Персии
  • чеченцы - 1860 (154 года ) - окончательное присоединение Чечни к России произошло в ходе Кавказской войны 1817-1864 года
  • азиаты - 1880 (134 года ) - это заключительная дата формирования Среднеазиатских владений Российской империи: Казахских жузов, Кокандского ханства, Бухарского эмирата, Хивинского ханства и Туркмении

Разумеется, представители указанных выше народов, встречались в составе российской общности и до указанных выше дат, но это были очень небольшие общины не имевшие сколь нибудь заметного влияния на общество и государственную политику.

Российское общество существует 1152 года

В заключении, можно сделать вывод, что формирование российской многонациональности происходило в три основных этапа:

  1. доимперский период: 859 лет = 862 - 1721 гг. = вся власть сосредоточена на 100% в руках потомственных русских
  2. имперский период: 196 лет = 1721 - 1917 гг. = основные государственные посты в руках русских, но есть достаточно много вкраплений представителей других народов
  3. советский период: 74 года = 1917 - 1991 гг. = характерен массовым вхождением в высшие эшелоны власти и на ответственные государственные посты представителей национальных меньшинств

4-й этап формирования российской многонациональности - современная Россия, продолжается и на данный момент.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. История русской культуры немыслима без этнических армян и грузин, греков и татар, украинцев и поляков, немцев и евреев, итальянцев и французов, чей вклад именно в русскую культуру смело можно сопоставить с вкладом этнических русских. Рядом с Андреем Рублевым стоит Феофан Грек, рядом с Бармой и Постником – Аристотель Фиораванти, рядом с Баженовым и Казаковым – Карл Росси, рядом с Иваном Тургеневым и Львом Толстым – Николай Гоголь–Яновский, рядом с Александром Ивановым и Ильей Репиным – Карл Брюллов, Иван Айвазовский, Исаак Левитан и Михаил Врубель, рядом с Сергеем Коненковым – Степан Нефедов–Эрьзя, рядом с Валерием Брюсовым, Иннокентием Анненским, Мариной Цветаевой – Александр Блок, Борис Пастернак и Осип Мандельштам, рядом с Дмитрием Кабалевским и Сергеем Прокофьевым – Исаак Дунаевский, Арам Хачатурян, Альфред Шнитке, рядом с Константином Станиславским и Всеволодом Пудовкиным – Евгений Вахтангов, Всеволод Мейерхольд, Сергей Эйзенштейн. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.

В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Кто усомнится в том, что такие писатели, как Чингиз Айтматов, Юрий Рытхэу, Фазиль Искандер, Василь Быков, Чабуа Амирэджиби, Геннадий Айги, такие художники, как Таир Салахов, такие артисты и режиссеры, как Резо Габриадзе, Роберт Стуруа, Армен Джигарханян, продолжающие работать в своей национальной культурной среде и культурной традиции, в то же время являются и достоянием русской культуры? А с другой стороны, значительная часть, если не большинство нерусских по происхождению жителей России, идентифицирующих себя с родным народом, гордящихся его культурой и стремящихся ее пропагандировать, в то же время являются носителями русской культуры и общероссийского национального самосознания. Сегодня в России говорят более чем на 150 родных языках, на половине из них в том или ином объеме ведется обучение в школе. Некоторые из них, например татарский, стремятся к тому чтобы обрести все социальные функции, присущие развитому языку – от использования в государственном управлении до издания газет и журналов на этом языке. Функционирование других ограничено – на них ведется преподавание обычно только в начальной школе, они не используются в СМИ, нет театров, где спектакли идут на этих языках, на них не выпускается художественная, а тем более научная литература. Пример, саамский язык на Кольском полуострове, удэгейский на Дальнем Востоке. Но число людей, для которых этот язык – родной, не уменьшается, а увеличивается. Наконец, есть языки, находящиеся на грани исчезновения (а сейчас, возможно, и перешедшие эту грань). Таковы ижорский и водский языки в Ленинградской области, керекский язык на Чукотке. Значительная часть нерусских по своей этнической принадлежности граждан России двуязычна, т.е. они более или менее свободно владеют, кроме родного, и другим языком. Чаще всего этот другой язык – русский, государственный язык Российской Федерации. Но в России не меньше двадцати других языков, используемых, как и русский, в функции языка межэтнического или межнационального общения, хотя и в ограниченном регионе. Например, для многих народов Дагестана, языки которых используются порой в одном – двух аулах и не имеют собственной письменности, таким языком межэтнического общения является аварский язык.

Двуязычие, когда оно становится массовым, может привести к вытеснению родного языка и замене его во всех или почти всех функциях языком межэтнического общения. Например, по данным переписи 1989 г., из людей, считавших себя по национальности нивхами, только 23% назвали родным нивхский язык, да и то 78% из них заявили, что они свободно владеют русским языком. Этот процесс языковой и культурной ассимиляции особенно болезненен, когда родной язык и родная культура систематически не изучаются и вообще ограниченно используются, а степень освоения другого языка и другой культуры тоже ограничена. Мифы и легенды родного народа забыты, а русские сказки и былины в детстве тоже не читались. Получается, что представители данного народа, теряя родной язык и культуру, не осваивая полностью другую культуру и язык, оказываются своего рода маргиналами. Такое явление иногда называют "полуязычием" и "полукультурностью".

Другая острая проблема связана с тем, что если большинство нерусских России (примерно 80%) свободно владеют русским языком, то число русских, владеющих языками других народов, ничтожно мало. В 1989 году из почти 12 миллионов русских, живших в автономных республиках РСФСР (теперь – республики в составе РФ), только 84,5 тысячи, т.е. 0,7%, свободно владели "титульным" языком данной республики (татарским, удмуртским, бурятским и т.п.).

Между тем владение языком и культурой другого народа, способность или по крайней мере готовность посмотреть на мир его глазами есть вообще признак культурного человека. К сожалению, в России разные формы неприятия людей другого этнического происхождения, говорящих на другом языке, т.е. ксенофобии, достаточно широко распространены. Не будем говорить о баркашовцах, "скинхэдах" и других маргинальных группах – они есть в любой стране. Но ведь и вполне, казалось бы, обычные русские люди порой с презрением упоминают о "чурках", "прибалтах", "кавказцах", "хачиках", "азерах". Недаром одним из первых документов, подписанных В.В.Путиным после избрания его Президентом РФ, была программа действий по воспитанию толерантности (терпимости) по отношению к людям другого этнического происхождения, расы, вообще по отношению к тем, кто не похож "на меня".

Многонациональность, многоязычие и многокультурность России – ее богатство, если угодно, фактор ее национальной безопасности.

С другой стороны, мы с вами живем не на необитаемом острове. Россию окружают другие страны и народы со своими культурными особенностями и традициями, своими мифами и легендами, своим языком и литературой. И многие из этих культурных и языковых особенностей вошли как органичная часть в русскую культуру в русский язык. В русском языке есть множество заимствований из иранских, германских, романских, тюркских языков, которые мы давно уже не ощущаем как чужие слова – от иранского слова "собака" до голландского "зонтик". В национальную русскую кухню естественно входят западноевропейские (бульон) и восточные (шашлык, плов) блюда. Нашим детям так же близки Золушка, Мальчик–с–пальчик, Аладдин с его лампой, как Иван–царевич на сером волке или Морозко, ими так же любимы Винни–Пух и Карлсон, как Конек–горбунок и Незнайка.

В социально–политической истории России были различные тенденции. Была и остается тенденция к изоляционизму к противопоставлению России и русских другим странам и народам. Она уходит корнями в убеждение, что мы, русские (или россияне), – народ особый, ни на кого не похожий и превосходящий другие народы по своим заслугам перед мировой историей и культурой, по своим интеллектуальным и моральным качествам. В своем дальнейшем логическом развитии эта точка зрения приводит к идее богоизбранности русского народа. Все же остальные народы и страны по отношению к русским и России – в лучшем случае маргиналы, испорченные капитализмом, буржуазно–демократическими идеями и современной космополитической культурой, а в худшем – потенциальные враги, завидующие России и только и думающие о том, чтобы причинить ей какое–нибудь зло и не дать реализовать свои огромные, но скрытые возможности.


Трудно найти в мире страну, где проживало бы население одной национальности, одной культуры. Во многих государствах, и в первую очередь федеративных, живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Поэтому воспитание в духе патриотизма, уважения и дружбы народов, веротерпимости отражает смысл и цели воспитательных действий по достижению согласия между людьми, развития образования как фактора интеллектуального и социального прогресса российского народа. Невозможно сохранить мир в наше время, если мы не научимся понимать друг друга, взаимно уважать культуру других народов.

Цель многокультурного воспитания сотрудников органов внутренних дел - способствовать с помощью всех доступных средств воспитательного воздействия созданию в России демократического государства, которое характеризуется толерантностью, культурным плюрализмом, равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан, участием всех в принятии решений, касающихся жизни общества, справедливостью, уважением решений большинства и защитой прав меньшинства, свободой выбора человеком своих культурных идентичностей.

Чувство человеческого достоинства немыслимо безнационального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Национальные сознание и чувства - особо деликатная область отношений, нуждающаяся в чуткости, выдержанности, уважительном проникновении в образ жизни, верования другого народа. Особая бережность необходима по отношению к народам малочисленным, с обостренным чувством своих национальных прав и интересов.

Национальное чувство ведет народ к духовному расцвету. Чем выше чувство национального, чем более человек осознает сущность и историческую роль своего народа, тем ярче и выразительнее проявляются достоинства конкретной личности, принадлежащей к этому народу. Здоровое чувство принадлежности к собственной нации так же естественно, как любовь ребенка к родителям, родному дому, как его склонность к родному языку.

В жизни любого народа есть своя, веками устоявшаяся психология восприятия внешнего мира, которая базируется на специфическом жизненном укладе людей. Каждому этносу присущ особый менталитет - свой образ жизни, биологически и социально обусловленная духовность, способ мышления, склад ума, нравственный настрой, мировосприятие.

Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями - связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В этой связи следует отметить, что не знание основ национальной культуры, традиций, обычаев - затрудняет воспитательную работу в многонациональном коллективе органа внутренних дел, приводит к возникновению различного рода затруднениям, а порой и к конфликтам. Следовательно, речь идет о том, что руководители, сотрудники воспитательных подразделений должны быть носителями национального сознания, любить страну, свой народ и передавать эту любовь в процессе проведения мероприятий патриотической направленности, приобщать сотрудников к истокам родного национального духа и учить восприятию духовных ценностей других народов.

Как известно, культура не передается по наследству - различные составляющие культуры приходят к человеку с годами. Практика показывает, что воспитатели испытывают особые трудности в воспитании сотрудников, когда сталкиваются с проявлением отдельными из них высокомерия, национального чванства, унижения чужой культуры и др. Напряженность в межнациональных отношениях, конфликты между народами и республиками особенно ярко проявившиеся на рубеже 90-х годов XX столетия показали ограниченность наших представлений о нерушимой дружбе народов. Многие десятилетия строительства социализма перспектива представлялась как сближение, слияние наций и созданиебезнациональной общности . Это делало ненужным формирование культуры межнационального общения молодежи, ибо целью государственной политики были стирание национальных границ.

Сегоднян ационально-патриотическое воспитание помогает утверждаться отношениям дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи народов и наций. Истинный патриот уважительно относится к другим культурам, людям других национальностей. Чем выше уровень национальной культуры, тем выше культура человека вообще, тем бережнее он относится к людям другой национальности.

Культура - явление многообразное. В наши дни насчитывается более 300 определений этого понятия. Это обстоятельство обусловило множество определений культуры межнационального общения. Поэтому ценными представляются те толкования данного качества,которые содержат идею национальной толерантности. Она трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, как неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях.

Межнациональная толерантность - это свойство личности, проявляющееся в терпимости к представителям других национальных (этнических) групп с учетом их менталитета, своеобразия самовыражения.

В связи с этимкультура межнационального общения - качество человека, характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях. Данное качество представляет систему характерных для личности нравственных идей и представлений, форм и способов поведения, специфических видов деятельности, которые осуществляются в целях взаимодействия, углубления взаимопонимания и взаимовлияния культур между людьми разных национальностей.

Культура межнационального общения - это многофункциональное явление, имеющее интегративную характеристику и зависящее от общего уровня сотрудников, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.

Культура межнационального общения имеет следующиеструктурные компоненты:

· когнитивный - знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики - таких, как долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.; проблем теории и практики межнациональных отношений;

· мотивационный - желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей;

· эмоционально-коммуникативный - способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность;

· поведенческо-деятельностный - владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и веры.

В соответствии с этими компонентами выделяются и главные направления воспитательной деятельности.

Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения, по мнению 3. Т. Гасанова, включает ознакомление людей с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.

При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения влияют на людей самым различным образом. Раскрыть механизмы этого воздействия и определить обусловленные ими цели и содержание организованного воспитания, по мнению 3. Т. Гасанова, целесообразно по таким параметрам:

«отношения народов и стран мира, формирование общечеловеческих чувств сознания и культуры межнационального общения;

отношения народов стран Европейского Сообщества и формирование у молодежи чувств и сознания европейства;

отношения народов СНГ и формирование у молодежи чувств и сознания принадлежности к Содружеству;

отношения народов России и формирование у молодежи российского самосознания, патриотизма и гражданственности;

этносоциальные условия национально-территориальных образований (республик, областей, округов) и формирование у молодежи национальных, общенациональных и гражданско-патриотических чувств и сознания;

этносоциальные условия национально-культурной автономии и формирование у представителей малочисленных, дисперсно расселенных народов и национальных меньшинств, национальных и гражданско-патриотических чувств и сознания» .

Межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях.

При организации процесса воспитания у сотрудников культуры межнационального общения необходимо предусмотреть осмысление, освоение опыта различных уровней развития межнациональных отношений.

Взаимоотношения народов и стран мира и сложившаяся в человеческом сообществе этносоциальная ситуация оказывают реальное воздействие на формирование у людей общечеловеческих норм культуры поведения. Важно упорядочить влияние на личность этносоциальной среды, сформировать у нее собственный позитивный опыт межнационального общения, способность правильно реагировать на воздействия среды.

В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму мир воспринимается как среда, оказывающая на жизнь людей реальное влияние.

Воспитание ставит целью приобщать сотрудниковк общечеловеческим достижениям и ценностям. В этой связи содержание образования должно включатьследующие направления: этнодемографические ситуации в различных странах и в мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденция народов к интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные процессы и глобальные проблемы народов.

Глобальное образование предусматривает воспитание у сотрудников интереса и уважения к культурам народов мира, постижения общемирового и специфического в этих культурах, внимания к глобальным, общемировым событиям, понимания их характера и последствий. Кроме того, оно призвано воспитывать чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Как правило, предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях .

Для развития культуры межнациональных отношений важное значение имееткросс-культурная грамотность , которая проявляется в способности сопереживать, чувствовать и понимать проблемы других людей, уважать и принимать культуру другого народа .

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. Ценность исторического знания в том, что оно является носителем культуры, стимулирует сферу духовной деятельности человека. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играетязык . Развитие национальных языков является сегодня одной из приоритетных задач государственной политики Российской Федерации. В разных регионах страны к ее решению подходят по-разному, но общим для всех является сохранение языков как основы жизнедеятельности и культуры этносов, гармонизация межнациональных отношений. Межкультурное двуязычное образование имеет целью подготовить людей, способных свободно общаться на своем и русском языках, одновременно дать им возможность идентифицировать себя с родной культурой и познакомиться с иными культурами. Регулирование языковой политики направлено на гармоничное развитие русского и других языков, возрождение, развитие и взаимообогащение национальных культур, укрепление дружбы народов, сплочение и сотрудничество, а также усиление интернационального единства всех наций и народностей .

Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания. Изучение языков коренных народов представителями других национальностей - могучее средство для усвоения лучших национальных традиций и культуры.

Подобный исход во многом затруднит нормальные межнациональные и межконфессиональные отношения.